Как написать текст рассуждение размышление

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

  1. Что такое сочинение размышление
  2. Структура сочинения размышления
  3. Чем сочинение размышления отличается от сочинения описания и повествования
  4. Типы сочинения размышления
  5. Какого объема должно быть сочинение размышление
  6. Зачем уметь писать сочинение?
  7. Как написать сочинение размышление: что такое тезис и как его сформировать
  8. Пример сочинения размышления
  9. Умение связно и логически мыслить нужно всем. Сочинение размышление удивительно эффективно тренирует этот навык. Как научиться писать сочинения размышления, как построить план работы и как выглядит пример качественного сочинения размышления — далее в тексте.

    Что такое сочинение размышление

    Сочинение размышление — это особый вид текста с четкой структурой, в котором формулируется проблема, сообщаются и осмысливаются причинно-следственные связи, которые в свою очередь заключают основу для вывода.

    Структура сочинения размышления

    Сочинение размышление, соответственно, структурно состоит из трех частей:

  • во Вступлении подается тезис и тема произведения, требующие обоснования.

  • в Основной части приводятся аргументы: релевантные истории жизни или примеры из искусства или истории.

  • в Выводах подводится итог размышления, который может быть риторическим или вопросительным, а не обязательно выражать четкую позицию.

Четкая структура, логичность, связность и аргументированность — это исчерпывающий перечень требований к сочинению размышлению. Во всем остальном жанр позволяет относительную свободу мысли и творчества.

 как написать твір роздум

Чем сочинение размышления отличается от сочинения описания и повествования

Прежде всего, эти произведения отличаются целью высказывания. Если в рассказе должен быть четкий сюжет и действия, а в описании — перечень общих и специфических признаков какого-либо явления, то размышление должно содержать утверждение, требующее обоснования и объяснения.

Для сочинения описания характерна статическая ситуация, для рассказа — события, действия и изменения во времени, а для размышления время вообще не является ключевым. В сочинении размышлении содержание определяет его автор, в то время как в описании или повествовании содержание в определенной степени определяет жанр.

Типы сочинения размышления

Сочинение размышление может приобретать различные жанровые формы, поскольку его структура является основой почти любых аналитических и публицистических текстов. Итак, сочинение размышление может быть сочинением:

1. рассуждением,

2. размышлением на общественную тему,

3. размышлением на морально-нравственную тему,

4. размышлением на основе собственного опыта,

5. эссе,

6. рецензией,

7. сообщением дискуссионного характера.

Читайте также: Зачем нужно мотивационное письмо и как его написать

как написать твір роздум

Какого объема должно быть сочинение размышление

Для сочинений, которые ложатся в основу собственных высказываний на ВНО по украинскому языку и литературе, советуют, чтобы они содержали по меньшей мере 6 абзацев, по одному для вступления и заключения, а остальные четыре — для приведения аргументов, аллюзий и ссылок.

Что касается сочинений, которые школьники готовят не на ВНО, учителя самостоятельно определяют желаемый объем, так что спросите об этом у них. Что можно сказать точно, так это то, что сочинение размышление не может содержать менее трех абзацев: Введение, Основная часть и Вывод являются ключевыми частями.

Преподаватели также рекомендуют удобную формулу для вычисления объема различных структурных частей сочинения. Введение и Заключение должны составлять одну треть (⅓) объема произведения. Соответственно, на Основную часть, содержащую аргументы, приходится ⅔ общего объема.

Зачем уметь писать сочинение?

В первую очередь, умение писать сочинения размышления существенно улучшает навык абстрактного мышления, анализа и синтеза информации. Следовательно, сочиняя произведения размышления, вы не только упражняетесь в умении связно, прозрачно и основательно высказываться, но также усиливаете и развиваете свое критическое мышление.

Кроме того, сочинения размышления, которые готовят школьники, в будущем станут основой успешной сдачи ВНО по украинскому языку и литературе. Собственное высказывание, которое должен написать каждый участник ВНО, является типичным примером сочинения размышления, так как имеет схожую структуру, цели и художественные средства.

Именно поэтому уметь писать произведения важно для каждого человека независимо от выбранной профессии. Если вы не чувствуете в себе таланта к этой деятельности, то не спешите опускать руки, ведь это именно тот случай, где опыт и тренировки важны больше, чем естественный талант. Тем, кто стремится улучшить свои умения в написании сочинений, следует как можно чаще практиковаться. При необходимости можно приобщить к работе опытного преподавателя, который сможет подсказать и усовершенствовать написанные произведения. Репетитора по любому предмету, в том числе по украинскому языку и литературе, всегда можно найти на маркетплейсе БУКИ.

Особое значение сочинения размышления имеют для тех, кто планирует связать свою жизнь с текстами, философией, филологией или лингвистикой. Именно этот жанр станет непременной составляющей и базовым навыком профессии. Умение самостоятельно выстраивать логические связи и аргументировать свое мнение необходимо не только для ваших произведений, рецензий или эссеистики, но и для того, чтобы анализировать выдающиеся произведения других писателей, поэтов, мыслителей и художников.

Читайте также: Что такое читательский дневник и как он поможет подготовиться к ВНО по литературе?

как написать твір роздум

Как написать сочинение размышление: что такое тезис и как его сформировать

1. Сначала сформулируйте утверждение, которое ляжет в основу произведения. Оно должно выражать согласие, несогласие или колебание по поводу определенной ситуации, явления или другого произведения.

2. Подумайте о том, на чем основано ваше отношение к теме произведения. Спросите себя «Почему я думаю так, а не наоборот?», «Как я могу убедить человека противоположных позиций в своей правоте?». Пожалуй, это один из самых сложных этапов в написании произведения, однако поиск аргументов и кейсов для описания может быть интересным процессом. Если в ответ на вопросы выше ничего не приходит в голову, следующий список источников для аргументов может помочь:

  • вспомните личный опыт или историю, которую вы слышали от других людей.

  • подумайте о литературных и публицистических текстах, телевизионных передачах, блогах и других источниках мнений, причастных к вашей теме

  • отыщите в памяти произведения искусства, подтверждающие ваше мнение или являющиеся меткой метафорой к ней. Речь идет как о кино, сериалах и мультфильмах, так и о картинах, фотографиях или даже музыкальных произведениях. Искусство может стать важным аргументом, и будьте внимательны с выбором. В то же время оно настолько объемно и многогранно, что даже в одном вашем любимом фильме можно будет найти множество аргументов для разных тем.

3. Подбирая аргументы, следите, чтобы они были логичными, конкретными, актуальными для вашей темы и хоть немного разнообразными. Это обогатит ваше сочинение. Например,

  • исторические события и фигуры могут стать отличным примером выразительного и сильного аргумента;

  • примеры из художественной литературы показывают образованность автора и обогащают сочинение.

  • примеры из жизни добавляют в текст динамики и психологически словно приближают читателя к теме и авторской позиции

4. Составьте краткий план произведения. Во-первых, это облегчит работу с сочинением дальше, во-вторых, может натолкнуть на какие-нибудь новые мнения или аргументы. В план к каждому структурному подразделению добавьте ключевой тезис. Возможно, именно эти строки черновика станут главными точками смысла вашего произведения.

5. Составьте развернутый черновик произведения. Перечитайте его через несколько часов и усовершенствуйте при необходимости. В таком случае вы дадите своему мозгу время для того, чтобы найти более выразительные художественные средства, более точные слова и формулировки.

как написать твір роздум

Пример сочинения размышления

Рассмотрим пример произведений размышлений, чтобы собственными глазами увидеть, как описанная выше структура сочинения наполняется смыслом. Возьмем тему на ЗНО 2010: «Поражение — это наука. Никакая победа так не учит…»

Вступление

Современной интерпретацией этой фразы может быть «Каждое поражение — это бесценный опыт». Переживая разочарование и ошибки в собственной жизни, а также наблюдая за историческим процессом, в частности, в Украине, я склонна к тому, чтобы согласиться с этим тезисом.

Основная часть

Аргумент 1 — собственная жизнь

Вся жизнь состоит из поражений, то есть, из попыток и научения. Когда-то в детстве я много помогала бабушке с цветами, которые пышно цвели у нее на огороде. Когда я повзрослела, то решила попробовать ухаживать за цветами сама: купила вазоны, почву и удобрения. Все шло хорошо, но через несколько месяцев цветы стали гибнуть. Причина: перелив. Я следила за ними слишком пристально. Следующие цветы, которые я приобрела, живут уже более двух лет, так что поражение стало мне настоящим жизненным уроком.

Аргумент 2 — история Украины

Таким же уроком, значение которого трудно переоценить сейчас, стал для Украины 2014 год. Именно тогда под предлогом восстаний украинских граждан за «русской мир» российские спецслужащие оккупировали часть Донецкой и Луганской областей. Россия тогда имела преимущество в оружии и была более подготовлена, однако она положила на лопатки не только Украину, но и весь западный мир… — в коммуникациях. Образцы пропаганды, которые она продвигала разными в зависимости от аудиторий, оказали большое влияние. В результате информационного шума и потока фейков Европа не поняла, стоит ли ей поддержать Украину, стоит отмалчиваться или стоит подыграть россии. И в частности из-за этой нерешительности, или как тогда говорили западные чиновники «глубокой обеспокоенности», которая на самом деле оказалась безразличием, в 2022 году Россия вновь развязала войну в Украине. В этот раз Украина ведет в информационной войне и умело обороняется на полях боя, а ЕС показывает гораздо большее участие в урегулировании конфликта. И это свидетельствует о том, что урок 2014 года хотя бы частично, но усвоен.

Вывод

В то же время и в моей жизни, и в истории Европы было множество поражений, совершенно точно не попавших в категорию «работа над ошибками». Они усыплены, забыты и окутаны молчанием. Поэтому можно сказать, что не каждое поражение становится наукой, но у каждого из них есть такой шанс. Для этого нужно желание, рефлексия и прежде всего — признание ошибки.

Читайте также: Как конспектировать эффективно?

Сочинение для многих школьников становится одним из самых сложных видов учебных работ: оно носит творческий характер, в нём надо отразить и аргументировать собственную позицию. Мы уже давали советы по подготовке сочинений по истории, обществознанию, литературе, а сегодня подробнее остановимся на сочинении-рассуждении.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше лайфхаков и полезной информации вы найдёте в нашем телеграм-канале для учеников и студентов. А скидки и акции мы собрали в специальной группе.

Структура сочинения-рассуждения

Что значит сочинение-рассуждение? Уже из названия этого типа сочинения понятно, что оно посвящено размышлениям автора о предложенной проблеме. Она может быть взята из сюжета художественного произведения или общественной жизни либо сформулирована в виде цитаты.

План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:

  1. Вступление (15-20% текста).
  2. Основная часть (60-70%).
  3. Выводы (15-20%).

Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.

Как начать сочинение-рассуждение

Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.

Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).

Что такое аргумент в сочинении-рассуждении

Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.

Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.

Вывод в сочинении-рассуждении

В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.

Клише для сочинения-рассуждения

Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:

  • «Многие не раз задумывались о том, что …»;
  • «Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
  • «Автор обращает внимание на …»;
  • «Авторская позиция выражается в …»;
  • «Я согласен с автором в …»;
  • «Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
  • «Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
  • «Во-первых …»;
  • «Во-вторых …»;
  • «Таким образом …»;
  • «Следовательно …».

Сочинение

Подготовка даже небольшого сочинения-рассуждения для многих становится самой сложной частью единого государственного экзамена

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как написать хорошее сочинение-рассуждение

Дадим несколько советов, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку или литературе:

  1. Уделите основное внимание формулированию тезиса, от этого будет зависеть весь дальнейший текст.
  2. Лучше избегать аргументации из произведений, которые не входят в обязательный список. Преподаватели могут быть не знакомы с их сюжетом и не засчитать такое доказательство.
  3. Следите, чтобы введение и заключение перекликались, так вы подчеркнёте сформулированный тезис.
  4. Придерживайтесь плана сочинения-рассуждения по русскому или литературе, не смешивайте разные части структуры. Используйте правило: одна мысль — один абзац.
  5. Не поленитесь перечитать работу перед сдачей. Даже в краткое сочинение-рассуждение могут вкрасться ошибки или опечатки.

Пример сочинения-рассуждения

Приведём несколько образцов сочинения-рассуждения:

  1. Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг — выбор или необходимость?».
  2. Пример сочинения-рассуждения ОГЭ.
  3. Шаблон сочинения-рассуждения.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как писать сочинение-рассуждение и сможете подготовить хорошую работу. Или, если не уверены в своих силах, доверить написание профессионалам: оставляйте заявку на сочинение и будьте уверены в высокой оценке.

Анастасия

Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.

Рассуждение-размышление

Размышление
представляет собой один из видов
текстов-рассуждений и строится, как
правило, в вопросно-ответной форме. В
таком рассуждении вопросы могут получать
отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление
включает в себя объяснение и доказательство,
в котором необходимо привести примеры,
сопоставить или противопоставить,
указать причинно-следственные отношения,
ограничить, расширить или обобщить и
т.д.

Текст-размышление
строится по общей для всех видов
рассуждения схеме, но в отличие от
доказательства и объяснения содержит
в себе не один вопрос и ответ, а систему
вопросов и ответов, последовательно
дополняющих и обусловливающих друг
друга:

  1. экспозиция
    (подведение к проблемному вопросу);

  2. система
    проблемных вопросов и ответы на них;

  3. выводы.

При необходимости
построить высказывание типа размышления
надо начать осмысление темы и отбор
материала для ее раскрытия с системы
вопросов. Естественно, что не все вопросы,
возникшие на предтекстовом этапе,
получают потом отражение в тексте, —
более того, они вообще могут быть опущены,
они выполнили свою роль. Но могут они и
остаться в тексте, выполняя роль скрепов
между отдельными частями текста-размышления
(оставленные в тексте, они как бы выявляют
и демонстрируют ход мысли). При создании
рассуждения-размышления следует
акцентрировать внимание на решении
проблемных вопросов и ответах на них.
Для такого текста характерны те же
языковые средства, что и для рассуждения
как типа речи: Ср.:

«Мать – земля,
почему не падают горы, почему не
разливаются озера, когда погибают такие
люди, как Суванкул и Касым? Оба они –
отец и сын – были великими хлеборобами.
Мир извечно держится на таких людях,
они его кормят, поят, а в войну они его
защищают, они первые становятся воинами.
Если бы не война, сколько бы еще дел
сделали Суванкул и Касым, сколько бы
людей одарили они плодами своего труда,
сколько еще полей засеяли бы, сколько
еще зерна намолотили бы. И сами сторицей
вознагражденные трудами других, сколько
еще радостей жизни увидели бы! Скажи
мне мать – земля, скажи правду: могут
ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис
– утверждение, противоположное тезису.

Аргумент

доказательство.

Аргументация
– доказательство верности некоего
тезиса.

Рассуждение
– это тип речи, целью которого является
выяснение какого-либо понятия,
доказательство или опровержение
какой-нибудь мысли.

Тезис
– главное утверждение или несколько
утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция
– часть текста, подводящая к вопросу
(или введение в тему рассуждения).

Контрольные
вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст.
Определите главную мысль текста. Скажите,
доказывает ее автор или объясняет.
Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые
средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще
очень увлекательное занятие. Кто не
мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь
великое открытие или изобрести нечто
необходимое людям? Так вот, наука вся
состоит из открытий и изобретений. Пусть
эти открытия касаются, казалось бы,
совсем незначительных вещей, например
истории одного слова и даже одного
звука. Такие открытия совсем не обязательно
сделают вас знаменитым, если не считать
узкого круга ученых, которые занимаются
теми же проблемами. Но все равно это –
открытия. И как же счастлив человек,
который всю жизнь, можно сказать, каждый
день делает открытия!

Задание
2
.

Прочитайте текст.
Составьте к нему вопросный план.
Обозначьте границы композиционных
частей текста (экспозиция (подведение
к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение
– выводы). Охарактеризуйте языковые
средства, присущие рассуждению. Найдите
в тексте причинно-следственные отношения
между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего
расследования оказалось, что рассуждения
следователя были вполне правильными.
Он смог правильно определить ход
следствия лишь благодаря тому, что
уяснил существенные признаки каждого
из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого
большого количества сигарет потребовала
бы не менее трех четвертей часа. Склад
расположен на многолюдной улице.
Преступление совершено между 17 часами
30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому
должны существовать свидетели, которые
в то время проходили мимо табачного
склада и должны были заметить стоявшую
перед складом автомашину;

2) неизвестные
преступники предъявили удостоверение
личности. Следовательно, удостоверение
было выдано конкретному лицу. Можно
предположить, что удостоверение личности
преступник подделал, либо похитил, либо
его кто-то потерял, и преступник этим
воспользовался;

3) речь идёт об
относительно большом количестве сигарет.
Похитить его сразу очень трудно. Трудно
реализовать такое большое количество
сигарет. Если же хищение производилось
постепенно, значит, преступник скрывал
его изощренными способами. Ревизионные
органы до этого не установили никакой
недостачи на складе. Поэтому должны
существовать следы этой преступной
деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные
выводы, следователь приступил к проверке
своих версии, и вскоре преступление
было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте
стихотворение. Выделите в тексте
структурные части, характерные для
рассуждения. Выучите стихотворение
наизусть. Напишите сочинение-рассуждение
«За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал,
— дело молодое, —

Покуда не уехал
на войну,

Какое это счастье
дорогое –

Иметь свою родную
сторону.

Иметь, любить и
помнить угол милый,

Где есть деревья,
что отец садил.

Где есть, быть
может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни
разу не ходил.

Хотя б и вовсе там
бывал не часто,

Зато больней
почувствовал потом,

Какое это горькое
несчастье –

Вдруг потерять
тот самый край и дом.

Где б ни был ты –
в огне передних линий,

На Севере иль
где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль
здесь на Украине, —

Идешь ты нынче к
дому своему.

Идешь с людьми в
строю непобедимом,

У каждого своя
родная сторона.

У каждого свой
дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех
одна!» (
А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст,
сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте
новые для вас слова и выясните по словарю
значение этих слов.

Какими благими
усилиями можно исправить человеческую
природу? Что предпринять, чтобы
человечество научилось жить в мире? Эти
вопросы веками тревожат умы и совесть
лучших из людей.

Многие ученые
пытались изменить жизнь людей в лучшую
сторону. Ими написано множество книг,
выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Некоторые из них
утверждали, что человек может стать
чище и совершеннее, познав природу
Создателя вселенной, посвятив себя
служению Богу. Другие предполагали, что
достичь гармонии человеческого общества
можно, упразднив правительство. Иные
ратовали за всеобщую свободу, чтобы
каждый мог жить по своему разумению и
желанию. Если одни видели спасение
человечества во всеобщем просвещении,
другие пытались уравнять права богатых
и бедных, третьи полагали, что человека
можно изменить воспитанием. Находились
и такие, которые утверждали: поскольку
сама жизнь на земле – есть беспрерывная,
беспощадная борьба за существование,
люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни
одна из этих идей не в силах внести
изменений в человеческую натуру.

По моему разумению,
основой для хорошей жизни человека
должны стать честный труд, совестливый
разум, искреннее сердце. Вот три качества,
которые должны властвовать над всем.
Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить
людей трудиться, необходимо дать им
образование, но всего этого недостаточно
для изживания в человеке нравственного
уродства. В процессе воспитания человека
необходимо ввести науку совести. Об
этом должны позаботиться ученые головы.
Они должны разработать данную теорию
как дисциплину, обязательную для всех.
С младых ногтей нужно воспитывать в
людях чувство высокой порядочности,
самоуважения, что помогло бы изжить в
себе животные инстинкты, искоренить
пагубные вожделения. Только тогда можно
питать надежду на исправление человека
и человечества.

(Шакарим
Кудайбердиев)
.

1) Какие структурные
части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и
ответьте на вопросы: 1. О чем говорится
в тексте? 2. Почему текст начинается с
вопросов? 3. Почему многих людей волнует
эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об
улучшении природы людей называют автор?
5. Какая точка зрения представляется
мыслителю самой разумной? 3) Какой вид
рассуждения преобладает в данном тексте?
4) Составьте к тексту вопросы проблемного
характера. Ответьте на них.

Задание 6.

Напишите
сочинение-рассуждение «Моя будущая
профессия». Начните работу с осмыслением
темы и подбора материала к основным
(ключевым) вопросам: Что представляет
собой моя будущая специальность? Какие
характерные черты должны быть присущи
человеку, имеющему такую профессию? В
какое время мы живем? В ком из современников
наиболее ярко отражены наиболее
характерные черты человека моей
профессии? Сделайте соответствующие
выводы. Создавая текст, придерживайтесь
указанной схемы:

  1. экспозиция
    (подведение к проблемному вопросу);

  2. система
    проблемных вопросов и ответы на них;

  3. выводы.

Используйте языковые
средства, характерные для данного типа
речи (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 7.

Прочитайте текст.
К какому типу монологической речи он
принадлежит? Озаглавьте текст.

Счастье. Как им
всем дать счастья? Как сделать Леночку
счастливой? Неужели только стихия –
кому как повезет в жизни? Встретит
какого-нибудь прохвоста – и пропали
труды, рухнули надежды… Нет, не может
быть. Мы должны научить ее быть счастливой.
Шутишь, брат. Этому учить нельзя. Можно.
Нельзя совсем спасти от прохвоста, но
уменьшить шансы. И научить, как выстоять.
Что нужно?

Развивая любопытство.
Тогда потянется к науке, творчеству.
Это большое наслаждение — искать,
мучиться. Научить работать и добиваться.
Настойчивость. Тогда не упустит мечту.
Будет усталость и радость отдыха. Еще
искусство. Книги, театр, музыка… Еще
общение. Есть умные, хорошие люди. Уметь
найти. Беседы с ними – удовольствие. Не
быть жадным к вещам.

И в самом деле,
получается – можно научить. (По
Н.Амосову).

Задание 8.

Составьте рассуждение
на тему «Не откладывай на завтра то, что
можно сделать сегодня».

Основное содержание
высказывания сформируйте по вопросам:

1) в чем причина,
что многие любят все откладывать
(недостаток чувства долга, легкомыслие,
надежда на то, что можно успеть что-то
«за один присест», жажда удовольствий,
нежелание работать, отсутствие воли)?

2) что вытекает, что
следует из тех причин, которые указаны
нами ниже (кто откладывает работу, тот
удваивает тяжесть труда; многое, что не
сделано вовремя, уже безвозвратно
утеряно; отложенная работа выполняется
всегда спешно, кое-как; настроение
портится; теряется доверие преподавателей,
сокурсников, начальства: они обнаруживают
вашу слабость)?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

как написать сочинение рассуждение.png

Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.

Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.

Требования к оформлению сочинения-рассуждения

Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:

  • Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).

  • Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.

  • Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение

Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:

  • Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
  • Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
  • Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
  • Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
  • Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
  • Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.

Как написать сочинение-рассуждение

Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.

Например:

сочинениерассуждение задание.jpg

  • Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
  • Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
  • В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.

Пример заключения в сочинении-рассуждении

концовка сочинение рассуждение егэ.jpg

Этапы написания сочинения-расссуждения

  1. В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.

  2. Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.

  3. Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.

  4. Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.

Вступление в сочинении-рассуждении

Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров.

Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.

Пример вступления в сочинении-рассуждении

вступление соч расс.png

Основная часть сочинения-рассуждения

Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы.

Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.

Пример основной части

основ часть соч расс.png

Заключение в сочинении-рассуждении

Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.

заключение соч расс.png

Как комиссия оценивает сочинение

  • Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).

Пример проблемы в сочинении-рассуждении

проблемы в сочинении.jpg

  • Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
  • Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
  • Рассматриваются аргументы автора.

На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:

аргументы сочинение рассуждение.jpg

Полезные советы

  • Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
  • Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
  • Старайтесь не дробить текст сильно.
  • Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.

Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.

Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!

Скачать пример сочинения-рассуждения

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-рассуждения

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС.

Формулируем тезис (утверждение, которое необходимо доказать).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения

  •  собственное высказывание (Я считаю, что… Я часто задумываюсь над вопросом и т.п.);

 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

  • с помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни);
  • с помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи);
  •  виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо).

 2. АРГУМЕНТЫ —

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

  • приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис;
  • так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во-первых, во-вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой-то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим);
  • союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы);

 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3. ВЫВОД — 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов (таким образом, итак);
  • синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу).

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 515,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 521,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 541,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 480,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 609,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 610,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 614,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение Задачка стр. 15,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 24,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 186,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 187,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение Задачка стр. 98,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 191,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 193,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 239,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 209,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 176,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 179,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 180,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 181,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 220,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 319,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 341,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 344,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 524,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Сочинение рассуждение

Рассказываем, как написать сочинение рассуждение. Раскрываем суть рассуждения и его виды. Показываем схему рассуждения и примерные темы.

Сочинение рассуждение

Понятие и цель рассуждения

Под рассуждением в лингвистике понимают словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль.

Цель рассуждения заключается в исследовании предмета или явления, в выявлении их внутренних признаков, рассмотрении причинно-следственных связей между описываемыми событиями или явлениями. Рассуждение служит для передачи размышлений автора о некоем предмете или явлении, для их оценки, а также обоснования, доказательства или опровержения той или иной мысли или положения.

Особенностью рассуждения является использование не сюжетного (как в повествовании), а логического принципа построения текста.

    • К обязательным частям рассуждения относятся:
      • тезис;
      • его аргументированное доказательство или подтверждение.
    • К необязательным частям рассуждения относятся: экспозиция, проблема или проблемный вопрос, а также выводы.

Подробнее о сочинениях рассуждениях можно узнать здесь:

  • Сочинение рассуждение на ЕГЭ

Виды и структура рассуждений

Различают следующие виды рассуждений:

  • Рассуждение-размышление;
  • Рассуждение-доказательство;
  • Рассуждение-объяснение;

Рассуждение-размышление выстраивается, как правило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда даётся ответ. Рассуждение-размышление представляет собой объяснение или доказательство, а в их роли выступают примеры, которые необходимо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.

Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако, в отличие от объяснения и доказательства, он содержит не одну смысловую пару вопрос — ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга.

Схему сочинения рассуждения-размышления можно представить следующим образом:

    • экспозиция (подведение читателя или слушателя к проблемному вопросу);
    • система проблемных вопросов;
    • ответы на них;
    • выводы.

С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:

    • индуктивные рассуждения, в которых устанавливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному;
    • дедуктивные рассуждения, в которых присутствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.

Кроме того, рассуждение может строиться как доказательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:

  • рассуждения-утверждения;
  • рассуждения-опровержения.

Как написать сочинение рассуждение?

Особенности написания текста рассуждения

Основа любого рассуждения — это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосновывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключительный аккорд, который звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и подтверждено, то есть доказано.

Чтобы правильно реализовать задачу рассуждения и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и способы представления умозаключительной связи между предложениями.

  • Цепной способ — это движение мысли от одного предложения к другому, причём слова из предыдущего предложения обычно повторяются в последующем.
  • Параллельный способ — когда предложения употребляются таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также видовременная соотнесённость данных предложений.

Схема рассуждения

На основании этого рассуждение может строиться по ещё более упрощённой схеме:

    1. Тезис — основная мысль.
    2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.
    3. Вывод, или заключение.

Между тезисом и соответствующими ему аргументами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логическая и грамматическая связи, причём логическая связь — это связь смысловая (то есть всё должно подтверждать выдвигаемый тезис, должно быть убедительным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обычного могут использоваться вводные слова и подчинительные союзы.

Подробная схема рассуждения

Тематика и оценивание сочинения рассуждения

Рассуждение на тему. Выбор темы (проблемы, утверждающие тезисы, пословицы и поговорки)

Требования к рассуждению и оценивание

Теперь давайте перечислим основные требования к рассуждению.

  1. Рассуждение должно соответствовать предложенной тематике.
  2. Аргументация должна строиться с опорой на литературный материал. Чтобы умело и правильно приводить доводы и аргументы, достаточно знать программу, хорошо владеть тем или иным художественным текстом, уметь обращаться с ним на уровне аргументации, использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.
  3. Должны соблюдать все речевые нормы русского языка.
  4. В рассуждениях должна присутствовать логика, текст должен быть связанным и правильным.
  5. Речь должна быть грамотной (это касается как орфографии, так и пунктуации).

Готовые сочинения-рассуждения

Конкурс сочинений

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать текст разноцветными буквами
  • Как написать теоретическая подготовка
  • Как написать теоретико методологическую базу исследования
  • Как написать теннисный стол
  • Как написать текст пунктиром