Как написать теоретическую часть индивидуального проекта

! Требования к оформлению и технические требования для отправки текста

Теоретическая часть — важная составляющая вашей работы. Серьёзное исследование не может ограничиваться эмпирическим уровнем, а требует обязательной теоретической рамки. С одной стороны, теоретическая глава должна быть самостоятельной частью текста, с другой — логически связана с остальным исследованием. Теоретическая глава является важной ступенью перед описанием вашей практической части и анализом эмпирического материала. Необходимо показать, что уже было сделано в данной области, а что будет уникальным именно в вашей работе.

Теоретическая глава может быть представлена, например, литературным обзором, но это не единственный вариант: вы можете описать метод исследования, историю объекта вашего исследования или институциональную рамку.  О том, как написать литобзор, вы знаете из инструкции :) Ниже мы расскажем о других способах написания теоретической главы.

1. История объекта исследования

Опишите историю возникновения того, что вы хотите исследовать. Это может быть связано с научными открытиями, экспериментами, какими-то социокультурными процессами. Постарайтесь вписать ваш объект исследования в исторический контекст.  Допустим, вы анализируете использование технологий блокчейна в современном банковском деле в России. Тогда вам необходимо описать, что такое блокчейн, где появилась и как развивалась эта технология.

Ниже пример из диплома про историю гуманитарного образования в СССР. Эта цитата — отрывок из главы, в которой описывается история популяризации русского языка среди национальных республик в СССР.

“Такая политика [коренизации] велась до конца 1930-х годов, когда сохранение важности национального контекста сменилось идеей конституирования советского народа через единство русского языка и общегражданскую надэтническую идентичность. Политика, проводимая после 1937 года, демонстрирует массовое внедрение и распространение русского языка во всех национальных республиках: выходит Постановление СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»”.

2. Институциональная рамка

Многие явления нужно описывать с точки зрения того, как они функционируют в рамках институтов. В этом вам помогут нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность.

Далее — цитата из исследования про Олимпийские игры. Для того чтобы начать анализ, автор сначала разбирает основной документ, который регулирует проведение Олимпийских игр.

“Специфика формирования Олимпийской программы закреплена в Олимпийской хартии, которая обладает высшей юридической силой и регламентирует основные положения деятельности МОК.  Далее мы приведем текст основных положений из Олимпийской хартии, которые регулируют механизм формирования Олимпийской программы”.

3. Описание понятийного аппарата

Скорее всего, в вашем исследовании есть какое-то основное понятие. Если это действительно так, то вы также можете описать историю этого термина. Допустим, в ходе исследования вам предстоит использовать особую методологию, например, структурный метод В. Проппа. В этом случае стоит обозначить, что это такое и почему данный метод является релевантным по отношению к данной работе.

Обратите внимание, что в некоторых исследованиях одно и то же понятие может описываться несколькими способами. Например, термин “дискурс” в лингвистике трактуется по-разному в зависимости от школы.

Это отрывок из уже знакомого вам из предыдущего пункта исследования про Олимпийские игры. Для такой темы важно разобрать историю понятия “зрелищный спорт”, что и делает автор.

“Здесь мы должны впервые обратиться к термину зрелищность (spectacularity, spectacle). В английском языке существует устоявшееся в конце XIX в. словосочетание – spectator sport. Появление этого термина возникает в США и начинает формироваться с 1800-х годов – времени, когда позиции болельщика и спортсмена начинают принципиально различаться (ранее, эта грань не была такой четкой, так как  отсутствовало понятие профессионального спорта, и каждый мог принять участие в спортивных состязаниях) (Gorn,1993). Spectator sport – понятие для обозначения вида спорта, у которого есть болельщики, не принимающие непосредственное участие в ходе соревнования, а занимающие только позицию наблюдателя. Термином «зрелищность» мы обозначим некоторое действие, наблюдение за которым вызывает у человека интерес, а также получение эстетического удовольствия, способное побудить человека к сильным чувствам, таким как страх, восхищение, азарт и другие”.

4. Описание метода исследования

Как вы, наверное, уже запомнили, исследование невозможно без методов. Для каждой исследовательской области они разные (вспомните пару НИПСа про это). Вы можете описать методы кратко во введении, в эмпирической части исследования, а можете посвятить этому целую теоретическую главу.

Вы можете описать историю используемого вами метода, его особенности, и объяснить, почему он релевантен для вашей темы. Допустим, ваше исследование посвящено скейтерам в районе Цветного бульвара. Для этого вам необходим метод включённого наблюдения. В теоретической главе вам нужно будет рассказать, как Бронислав Малиновский сформулировал этот метод, в чём он заключается и как вы примените его к своей теме.

Этот пример является отрывком из исследования про восприятие своей внешности старшеклассниками. Автор решает использовать метод партиципаторного фотоинтервью и описывает его релевантность для данной темы.

“При работе над исследованием были совмещены методы культурной антропологии и визуальной. Для выявления проблематики было использовано включённое наблюдение (за сообществом старшеклассников), для предварительного исследования — глубинное интервью. Далее был выбран метод партиципаторного фотоинтервью и рисунка. Партиципаторное фотоинтервью — это метод визуальной антропологии который предполагает активное включение респондента в создание визуального контента. В отличие от документальной фотографии, где интервьюируемый остаётся пассивным в контексте производства визуальных образов, партиципаторность позволяет проиллюстрировать реплики респондента фотографиями, которые он делает сам, что означает наиболее полное включение в производство конечного продукта”.


Таким образом, теоретическая глава может быть представлена несколькими способами:

— с помощью литературного обзора,

— истории объекта исследования,

— описания институциональной рамки, понятийного аппарата или метода.

Вы можете выбрать что-то одно или использовать несколько из этих способов. Главное, следите за логикой вашего текста: выбор метода исследования не должен противоречить, например, истории исследовательского вопроса.   

Помните, что многие вещи, которые кажутся вам очевидными, поскольку вы давно занимаетесь темой, совсем не так очевидны для читателя. Обратите внимание, что в теоретической главе сконцентрирована большая часть информации, которую вам необходимо описать. Здесь важно соблюдать баланс: с одной стороны, не “налить океан”, с другой — не перегружать читателя большим количеством важных тезисов в одном отрывке. Придерживайтесь простого правила — одна мысль в одном абзаце.


В приложении — примеры удачных теоретических глав из разных исследований: как лицейских, так и от университетских коллег :)

теор.часть (описание понятийного аппарата)_лингвистика
теор.часть (описание метода)_математика
теор.часть (описание объекта исследования)_физика
теор.часть (описание объекта и институциональной рамки исследования)_экология

image.png

Что такое теоретическая часть научно-исследовательской работы? Как правильно написать и оформить этот материал? Обо всем подробнее читайте в нашем материале.

Что такое теоретическая часть

Теория — это важная часть любой научно-исследовательской работы. Она включает в себя информацию по выбранной теме, которую изучил студент. Для наиболее полной картины, лучше использовать несколько источников с разными подходами к поставленной проблеме.

Зачем писать теоретическую часть

Теоретическая часть любой научной работы — это основа всего труда. На базе информации, которую использовал студент, будет проводиться исследование. Теория показывает, насколько правильно студент понял тему и подробно раскрыл ее суть.

Важно!

Эта часть помогает определить степень подготовленности ученика и его умения работать с информацией из литературных источников.

Как написать теоретическую часть НИР

Теоретическая часть научной работы включает в себя пункты, которые раскрывают суть будущего практического исследования. Чтобы НИР была корректно составлена, мы разберемся, как правильно подойти к ее написанию.

Тема исследования

К выбору темы исследования нужно подходить ответственно, чтобы потом не возникло проблем с поиском информации. Перед тем, как определиться, изучите актуальность вопроса и его освещенность. Выбирайте интересную для себя тему, по которой легко искать информацию.

Цель и задачи

Помните о цели работы, которую вы перед собой поставили. Четко выполняйте свои задачи и не отходите от темы научного труда. Не перескакивайте с одного материала на другой и не делайте лирических отступлений.

Литература

Перед работой над научным исследованием, сразу оцените, хватает ли вам литературных источников по теме. Если не проверить данный пункт, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при поиске важной информации. Литература должна быть из проверенных и авторитетных источников.

Анализ и постановка проблемы

После выполнения всех предыдущих пунктов, проанализируйте полученную информацию и четко сформулируйте проблему. Без объекта исследования научную работу выполнить не получится. Не забывайте, что проблема, поставленная в НИР должна быть актуальной.

Оформление теоретической части по ГОСТу

Теоретическая часть научно-исследовательской работы оформляется по определенным правилам:

  • Объем теории: 30-40% от всего текста;
  • Шрифт: Times New Roman;
  • Размер: 14 кегль;
  • Межстрочный интервал: 1,5;
  • Поля: сверху и снизу — 20 мм, слева — 30 мм, справа — 15 мм;
  • Отступ: 1,25;
  • Выравнивание текста: по ширине;
  • Нумерация страниц: нижний правый угол.

Структура теоретической части

Главы теоретической части нужно писать по определенной структуре:

1. Описание теоретической базы, основанное на информации из литературных источников.

2. Описание дисциплины и темы вашего научного исследования.

3. Анализ и определение используемых в исследовании методов решения проблемы.

4. Анализ теоретических знаний: законы физики, расчеты по формулам и т.д.

Объем теоретической части

Объем теоретической части составляет 30-40% от общего размера научного исследования. Например, если ваша работа составляет 50 страниц, то теория будет занимать 30. Такой большой размер обусловлен тем, что эта глава влияет на практическую часть.

Все расчеты и выводы будут производиться с использованием информации из теории. Также недостаточный размер первой части может сказаться на итоговой оценке. Если страниц в теории будет мало — комиссия может решить, что вы использовали недостаточное количество литературных источников или информации их них.

Выводы в теоретической части

В конце работы над теоретической частью научного исследования, вам нужно сделать выводы. Они основываются на использованной информации из литературных источников. Чтобы у комиссии не было вопросов к вашему труду, четко обоснуйте свое мнение о проблеме и аргументируйте ее актуальность.

Кратко опишите гипотезу, которую вы будете рассматривать в практической части своей работы. Помните, что ваши выводы не должны противоречить написанному в теоретических главах исследования, иначе логика всего текста нарушится.

Не хватает времени, чтобы самостоятельно написать работу? Закажите научно-исследовательскую работу у экспертов Студворк! Наши авторы быстро и качественно выполнят любую задачу по всем требованиям.

Образец теоретической части

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Ctrl+C и Ctrl + V наше все!»неизвестный студент.Теоретическая частьИндив...

    1 слайд

    «Ctrl+C и Ctrl + V наше все!»
    неизвестный студент.

    Теоретическая часть
    Индивидуальный проект 10б

  • Теоретическая часть– это чаще всего первая глава. Именно по этой части можно...

    2 слайд

    Теоретическая часть– это чаще всего первая глава. Именно по этой части можно понять, овладел ли человек умением искать и систематизировать информацию, а также осмыслять ее и компоновать. В теоретическую часть необходимо включить как можно больше информации на выбранную тему Но не надо излишне загружать теорией.

  • Требования к ТЧКОПИПАСТ НЕДОПУСТИМ! 
Информацию «пропускаете через себя». Чит...

    3 слайд

    Требования к ТЧ
    КОПИПАСТ НЕДОПУСТИМ! 
    Информацию «пропускаете через себя». Читаете и перефразируете при печатании.
    связность и логичность информации – найденные материалы при объединении логически связываете.
    Информация не должна перечить друг другу.

  • Требования к ТЧСхемы, таблицы, иллюстрации в ТЧ не должны быть. Они все включ...

    4 слайд

    Требования к ТЧ
    Схемы, таблицы, иллюстрации в ТЧ не должны быть. Они все включаются в «Приложении», который идет в конце работы. В ТЧ пишете «см.в приложении №4».
    В конце главы или подглавы обязательно должен быть вывод.
    Объем ТЧ 5-8 страниц

  • Цитирование – не измененный текст в ТЧНе должно быть излишнего цитирования.
Е...

    5 слайд

    Цитирование – не измененный текст в ТЧ
    Не должно быть излишнего цитирования.
    Если цитируете, ссылки обязательны!
    Что можно цитировать?
    Термины
    Теории
    Изречения
    Статданные

  • АнтиплагиатГотовую работу загружаете на сайт антиплагиат и этот сайт выдает с...

    6 слайд

    Антиплагиат
    Готовую работу загружаете на сайт антиплагиат и этот сайт выдает справку о содержании вашей работы; список литературы и сайтов, с которых вы взяли материалы
    допускается не более 10-20% плагиата в тексте, то есть у вас должно быть около 75-90 процентов уникальности.

Содержание

  • 2

  • 4

  • 5

  • 8

  • 10

  • 13

  • 14

  • 16

  • 18

  • 19



Первая глава проектной работы – теоретическая часть проекта, направленная на анализ литературных и интернет-источников по теме исследования.

Первая глава проектной работы - из чего состоит теоретическая глава проекта

Первая глава проектной работы

Структура первой главы

В главе должно быть минимум 2 параграфа по выбранной теме.

Структура напрямую зависит от выбранной темы, т.к. она должна полностью раскрывать тему исследования.

Иногда для лучшего раскрытия темы необходимо параграфы разделить на подпункты, в таком случае количество подпунктов должно быть также не менее 2.

Объём первой главы

Объём главы зависит от общего объёма проекта, но не должен превышать 50% от всей работы.

Также не рекомендуется делать параграфы менее 1 страницы, при этом, если параграф делится на подпункты, их объём может быть менее 1 страницы, но, не меньше, чем 0,5 страницы.

Написание первой главы – особенности

Первая глава является структурированной информацией автора, которую он собирает из различных источников (книги, статьи, газеты, интернет-сайты), при этом необходимо помнить, что информация, которая будет представлена в теоретической части проектной работы, должна не только соответствовать теме исследования, но и быть верной, поэтому не рекомендуется использовать информацию, взятую из Википедии и различных блогов, где зачастую авторы высказывают собственное мнение, статьи на таких сайтах не являются научными трудами, не проходят проверку на соответствие указанных в них фактов достоверности.

Теоретическая глава может содержать:

  • таблицы и рисунки, которые поясняют текстовую информацию (например, создание схем для наглядного представления информации, сведение понятия и их трактовок в таблицу), пример можно посмотреть ниже;
  • Пример использования рисунков в теоретической главе проекта

    Пример использования рисунков и таблиц в первой главе проектной работы

  • изучение мнения различных авторов по теме исследования, в таком случае делается отдельный параграф, в котором рассматриваются точки зрения исследователей на затронутую в проекте тему (если приводятся высказывания авторов, то необходимо в проекте ссылаться на авторов, например, по мнению (Ф.И.О автора) «цитата автора», Ф.И.О автора указывал «цитата автора»), пример использования заимствований авторов с их указанием представлен ниже;
  • Пример оформления цитирования текста в проектной работе

    Пример указания автора при заимствовании текста в проектной работы

  • историю развития изучаемой темы, при этом историческое развитие темы исследования необходимо производить в хронологическом порядке (от старого к новому), также можно разбивать на какие-либо периоды, например, с V в. по X в., с X в. по XV в., с XV в. по настоящее время, либо на исторические периоды и т.д.;
  • анализ законодательных актов по теме исследования (Конституции, законов, постановлений и т.д.) с обязательным указанием ссылки на нормативный акт, при этом необходимо внимательно подходить к выбору законов, которые будут анализироваться в проекте, т.к. в законы вносятся поправки, некоторые нормативные акты прекращают своё действие, если провести анализ законов, утративших силу или с редакцией, которая является неактуальной, проектная работа не будет зачтена (исключением является проектная работа тема, которой предполагает анализ нормативных актов, утративших силу, например, сравнение законодательства в какой-либо области СССР и Российской Федерации, в таком случае является обязательным указание законов, которые не являются действующими).

Для упрощения поиска анализируемого законодательного акта лучше использовать поисковые системы Яндекс или Гугл, при этом посмотреть, какие законодательные акты являются действующими на территории Российской Федерации, узнать их последнюю редакцию и любую другую информации, касающуюся законов, постановлений, указов, можно на сайте справочной правовой системы КонсультантПлюс, информационно-правовом портале Гарант и на сайте Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации, то есть при поиске законодательных актов необходимо обращать внимание на указанные выше порталы.

Теоретическая глава не может содержать:

  • в зависимости от темы исследования (анализ статистических данных, опыты, анализ анкетных данных, собственные исследования автора);
  • информацию об исследовании, которое будет представлено во второй главе проектной работы;
  • рекомендации по решению проблемы, затронутой в ходе выполнения проектной работы, независимо от того, разработаны ли рекомендации автором проекта или они представлены в каком-либо источнике (книге, журнале и т.д.).

Сноски и виды сносок в проектной (исследовательской) работе

В теоретической главе проектной (исследовательской) работы обязательно должны присутствовать сноски, которые указывают на заимствованный материал.

Сноски в проектных (исследовательских) работах бывают 2 видов:

  1. Постраничные.
  2. Затекстовые.

Если в положении по написанию проектной (исследовательской) работы не указан вид сносок, то использовать можно любой, при этом важно использовать только 1 вид сносок.

Постраничные сноски – такой вид сносок размещается в конце каждой страницы, в нём указываются подробные выходные данные источника, с которого был заимствован материал, сноски отделяются от основного текста горизонтальной чертой.

Пример постраничных сносок в проектной (исследовательской) работе

Пример постраничных сносок в проектной работы

Нумерация постраничных сносок может быть:

  • на каждой странице — при таком варианте на каждой странице нумерация сносок начинается с 1 (такой вариант предпочтителен);
  • сплошная нумерация – при таком варианте нумерация сносок во всей проектной (исследовательской) работе продолжается.

Затекстовые сноски – такой вид сносок является отсылкой к списку использованных источников.

Пример затекстовых сносок в проектной (исследовательской) работе

Пример затекстовых сносок в проектной работы

В конце заимствованного текста помещается сноска, расположенная в квадратных скобках, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы и через запятую страница, на которой в данном источнике находится заимствованный текст.

В том случае если затекстовая сноска ссылается на источник, в котором нет страниц (сайт, нормативный акт, постановление суда) указывается только порядковый номер.

Если сомневаетесь, какой из вариантов сносок использовать уточните данный вопрос у руководителя, в таком случае после проверки проектной (исследовательской) работы её не придётся корректировать.

Представление информации: заимствование и плагиат

Обязательным требованием к теоретической главе является указание ссылок на заимствованный текст.

В ходе написания проекта необходимо пересмотреть большое количество информации, часть информации можно использовать из журналов и книг «как есть» – дословно перепечатав или скопировав, но, использую чужой текст в своей работе, необходимо:

  1. Давать ссылку на источник, из которого взят заимствованный текст, для этого следует при написании работы сразу помечать заимствованные блоки текста и указывать откуда они были взяты, в дальнейшем это позволит правильно расставить сноски на заимствованные части текста (правила оформления ссылок на заимствованный текст представлены в статье «Оформление глав проектной работы»).
  2. Не превышать объём заимствованного текста более 40-50%. Проверить оригинальность проекта можно на сайте Антиплагиат.

Система Антиплагиат создана специально для проверки школьных и студенческих работ, регистрация бесплатная, как и проверка заимствований из интернет-источников, дополнительные модули для проверки проектов подключать не требуется (зарегистрироваться можно, перейдя по на сайт Антиплагиат.

Не всю информацию, используемую в теоретической главе проекта, необходимо дословно брать из различных источников, часть информации следует перефразировать (примерно также, как пишется изложение в школе), но здесь также существуют свои особенности:

  • суть текста должна оставаться неизменной;
  • нельзя менять даты и числовые значения, формулировки законов, общепринятые выражения и т.д.;
  • нельзя перевирать факты;
  • на такой текст также необходимо ставить ссылки, но в таком случае без цитирования (не берётся в кавычки, подробнее здесь).

Вступление: что можно, а что лучше не делать

Каждый параграф должен иметь вступление, вступление может быть общей характеристикой информации, представленной в пункте, или каким-либо понятием, которое характеризуется в пункте.

Вступление (первый абзац) является текстовой частью, который должен писать автор работы от себя, поэтому ссылку на него ставить не нужно, кроме тех случаев, когда в тексте указан закон или числовые данные, требующие указания источника заимствования.

Начало параграфа (подпункта) не может начинаться с рисунка, таблицы или перечисления.

Выводы – особенности написания

Каждая глава, параграф (подпункт) должны заканчиваться выводами, сделанными автором проекта по окончании его написания, выводы должны обобщать информацию, представленную в главе (параграфе, подпункте), но не повторять её дословно (нельзя копировать текст из параграфа в вывод).

Вывод должен быть кратким (1-3 предложения) и отражать суть параграфа или главы.

При формулировке выводов по главе, параграфу или пункту проектной (исследовательской) работы следует использовать речевые конструкции, которые бы показывали, что далее следует вывод:

  • итак;
  • таким образом;
  • следовательно;
  • подводя итог, необходимо отметить;
  • исходя из вышеизложенного следует указать, что;
  • представленная информация позволяет отметить, что;
  • проведённое исследование позволило отметить, что;
  • подводя итог, следует отметить.

Пример вывода в конце параграфа проектной работы

Пример выводов в параграфе и главе проектной работы

Общие требования при выполнении первой (теоретической) главы

Первая глава проектной работы является теоретической и строится на исследовании различных литературных источников и мнений авторов по проблеме исследования.

Объём теоретической части должен составлять не менее 50% от общего объёма работы.

Первая глава может содержать:

  • материалы из книг, журналов, интернет-сайтов;
  • мнение авторов (с их указанием);
  • историю развития выбранной темы (по хронологии);
  • анализ законодательных актов.

В теоретической части проектной работы не должно быть материала, содержащего (всё это должно быть в практической части проекта):

  • проведённые опыты и практические исследования;
  • анализ статистических данных;
  • результаты анкетирования;
  • рекомендации по теме исследования.

Речевые клише для выполнения проектной (исследовательской) работы

Для облегчения выполнения работы можно использовать речевые клише (шаблонные фразы), данные фразы помогут соотнести различные части работы, сделать ссылку на рисунок или таблицу, подготовить вывод и т.д.

Использование шаблонных фраз (речевых клише) не является обязательным и не влияет на итоговую оценку.

При использовании речевых клише:

  1. Не следует использовать одни и те же речевые клише во всём тексте работы, т.е., например, не следует начинать каждый вывод по параграфу (пункту) с одинаковой фразы.
  2. Необходимо подбирать подходящие шаблонные фразы.
  3. Если можно обойтись без них, использовать их не следует.
  4. Они могут влиять на итоговую оригинальность текста работы, так как данные фразы являются общеупотребительными.

Ошибки при написании первой (теоретической) главы

При подготовке первой главы проектной работы можно допустить ряд ошибок, которые могут как негативно сказаться на итоговой оценке, так и привести к тому что теоретическую главу проектной (исследовательской) работы придётся переделывать полностью:

  1. Теоретическая глава не соответствует теме проектной (исследовательской) работы, в таком случае её необходимо делать заново, либо менять тему проектной (исследовательской) работы.
  2. Теоретическая глава состоит из 1 параграфа – это не является ошибкой, но желательно делить главу на несколько параграфов, которые, в свою очередь, можно поделить на несколько пунктов.
  3. Отсутствуют ссылки на заимствованный материал – сноски должны быть в работе обязательно они показывают заимствованный текст и какой процент текста является авторским. Написать проектную (исследовательскую) работу, как и любую другую без заимствования информации невозможно, т.к. это одно из требований – работа с различными источниками информации.
  4. Отсутствие выводов в конце параграфов – выводы должны быть сделаны самостоятельно автором проектной (исследовательской) работы, их отсутствие показывает неполное ознакомление с теоретическим материалом. Сноски на выводы также не ставятся, выводы должны быть подготовлены самостоятельно, наличие сноски показывает, что данный материал заимствован.
  5. В теоретической части представлено практическое исследование – такое возможно лишь в том случае, если в проектной (исследовательской) работе присутствует полноценное практическое исследование, но для раскрытия темы необходимо проанализировать статистические данные, данные социологического исследования, но разместить их в практической главе не представляется возможным.
  6. Слишком маленький или большой объём теоретической главы также является ошибкой. Теоретическая глава не может занимать 2-3 листа, невозможно полноценно раскрыть тему проектной работы на 2 страницах, также теоретическая глава не должна занимать более 50% всего объёма проектной (исследовательской) работы.

Теоретическая и практическая часть курсовой работы одинаково важны: от их качества зависит итоговая оценка студента. Про практическую мы уже писали, а сегодня расскажем, что нужно писать в теоретической части курсовой и приведём пример, как оформить этот раздел.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше полезных советов, которые помогут готовить рефераты, курсовые и дипломные проекты на отлично, можно найти в нашем информационном телеграм-канале. Подписывайтесь и на специальную группу, где мы делимся выгодными предложениями.

Теоретическая часть курсовой работы: что это, как назвать, из чего состоит

Расскажем подробнее об этом разделе и разберём его структуру.

Что такое теоретические аспекты в курсовой

Теоретическая часть курсовой — это фундамент для дальнейших практических исследований. В этой главе студент излагает теоретические основы по выбранной теме, приводит главные определения, ключевые теории, методики и подходы.

По сути, данная часть — обзор литературы по теме исследования.

Как назвать теоретическую главу в курсовой

Название теоретической главы должно раскрывать суть объекта вашей работы. Например, если курсовая посвящена концепции харизматического лидерства в политике, которую в практической части студент рассматривает на конкретных примерах, то в первом разделе следует рассмотреть природу и типологии политического лидерства, подробно остановившись именно на его харизматическом виде.

Структура теоретическая части курсовой работы

Как правило, теоретическая глава курсовой работы состоит из следующих пунктов:

  1. История научных исследований по выбранной теме.
  2. Определения и анализ ключевых терминов.
  3. Актуальные взгляды на выбранную тему.

В зависимости от дисциплины и специфики работы также может быть добавлен раздел с формулами и расчётами.

Что писать в теоретической части курсовой и как её оформлять

Дадим несколько полезных советов, как писать теоретическую часть курсовой работы.

Как начать теоретическую часть в курсовой

Исходя из структуры этого раздела, в первом пункте стоит отразить основные взгляды, которые сложились у учёных разных периодов на объект вашего исследования.

Правильно написать данную часть поможет хорошо подобранный список литературы: вы должны последовательно раскрыть историю изучения вопроса. Советуем брать пособия и монографии авторитетных авторов и не ограничиваться русскими учёными: лучше, если вы продемонстрируете комплексный подход не забудете про работы зарубежных исследователей.

Первый пункт пишется по хронологическому принципу: здесь нужно отразить, кто впервые исследовал данную тему и как она раскрывалась в дальнейшем.

Тех учёных, на работах которых базируется ваше исследование, стоит также упомянуть во введении (где вы пишете о теоретической базе исследования) и заключении.

Как начать теоретическую часть в курсовой

Теоретические аспекты в курсовой работе — важная часть её содержания

Как написать теоретическую часть курсовой

При подготовке следующих пунктов теоретической главы действуем так же:

  • уделяем внимание авторитетным исследованиям;
  • перечисляем основные термины, даём корректные определения со ссылкой на источники;
  • анализируем взаимосвязь ключевых теоретических понятий;
  • упоминаем последние исследования по выбранной теме;
  • при необходимости добавляем вспомогательный теоретический материал (формулы, теоремы и пр.).

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Оформление теоретической части курсовой работы

Требования к оформлению учебных работ можно найти в методических указаниях, которые есть на многих кафедрах. Если же у вас такого пособия не оказалось, рекомендуем ориентироваться на ГОСТ 7.32-2017.

На основе этого документа мы сформулировали основные правила оформления теоретической части курсовой работы:

  1. Размер шрифта — не менее 12 пт. Гарнитура отдельно не указывается, но стандартной считается Times New Roman.
  2. Используется выравнивание текста по ширине.
  3. Межстрочный интервал должен быть равен 1,5.
  4. Абзацный отступ составляет 1,25 см.
  5. Ширина левого поля — 3 см, правого — 1 см, верхнего и нижнего —​​​​​​​ 2 см.

Теоретическая глава курсовой работы: пример

Если вам нужно наглядно увидеть образец оформления и разобраться в принципах написания этого раздела, рекомендуем скачать пример теоретической части в курсовой.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как пишется теоретическая часть курсовой работы и можете подготовить её самостоятельно. Если же с этим возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис: его эксперты возьмут на себя заботу о ваших учебных работах.

1

Первый слайд презентации: Как правильно написать теоретическую часть

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

Теоретическая часть представляет 50% всей работы.
Информация теоретической части зависит от практики от 2 главы.
Теория- это те знания, без которых нельзя выполнить практическую часть работы.
В теоретической части работы необходимо обязательно рассмотреть:
Историю вопроса;
Основные термины, используемые в работе
Необходимые теоретические знания для выполнения практической, опытно-практической части работы

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

3

Слайд 3: История вопроса

Пункт 1.1 является некой вводной информацией, которая в дальнейшем позволит углубиться в Ваше научное исследование. В этом параграфе необходимо описать самые важные моменты, касаемо темы работы: исторический аспект, сущность вопроса, наиболее важные термины, мысли, которые следует рассказать в самом начале, нормативно-правовое регулирование.

История вопроса

Изображение слайда

4

Слайд 4: Основные термины, используемые в работе

М ожно рассмотреть несколько существующих определений какого-либо понятия, имеющих место в тех или иных источниках, дать их сравнительную характеристику, выбрать лучшее с вашей точки зрения или сформулировать свое определение

Основные термины, используемые в работе

Изображение слайда

5

Слайд 5: Необходимые теоретические знания для выполнения практической, опытно-практической части работы

В этой части необходимо отразить состояние проблемы на данный момент, раскрыть содержание основных категорий, показатели, закономерности, структуру, присущие данному процессу (объекту исследования ).
Особое внимание следует уделить методам исследования, представить различные точки зрения специалистов по рассматриваемым вопросам, а также дать свою оценку существующих и новых, нетрадиционных подходов.

Необходимые теоретические знания для выполнения практической, опытно-практической части работы

Изображение слайда

6

Слайд 6: Главное внимание в теоретической части должно быть уделено той проблеме, которая обозначена в заголовке темы

( Так, если тема касается путей повышения эффективности в той или иной области деятельности, то необходимо как можно глубже описать факторы, влияющие на предмет исследования, а также существующие (в теории и практике) пути, которые приведут к повышению эффективности).
При изложении теоретических основ студент должен показать не только осознание сущности основных положений, но и широту кругозора, значение и понимание различных подходов к решению проблемы, осмысление их прогрессивности, необходимости использования научных, комплексных подходов, основанных на теории системного анализа и синтеза, достижениях современного права и других наук, компьютерной техники, информационных технологий.

Главное внимание в теоретической части должно быть уделено той проблеме, которая обозначена в заголовке темы.

Изображение слайда

7

Слайд 7: Использование клише при написании курсовых работ

Коротко говоря, клише для написания курсовой работы – это слова и целые конструкции, имеющие общеизвестный смысл. Они допустимы в официально-деловой речи, имеют постоянную структуру и порядок компонентов.
Проект, курсовая, дипломная работы имеют непосредственное отношение к научно-деловому стилю. Поэтому все языковые средства служат для целостного, логичного и обоснованного изложения теоретических положений.
Абсолютно неуместными в работе такого характера являются лирические отступления, риторические вопросы, обращения к читателю и иные способы выражения эмоций. Все слова, используемые в тексте труда, должны быть точными и ясными по смыслу.

Использование клише при написании курсовых работ

Изображение слайда

8

Слайд 8: При написании проекта, курсовой и дипломной работ следует использовать следующие лексические средства:

затем, во-первых, после, вначале – для указания на последовательность изложения;
тем не менее, однако, между тем – позволяют противопоставить отдельные тезисы;
поэтому, следовательно, следует отметить, потому что, благодаря – помогают обосновать причинно-следственные связи;
обращаем внимание, рассмотрим, подчеркнуть следующее, остановимся на – отражают переход от одной мысли к другой, усиление внимание;
таким образом, итак, значит – для подытоживания изложения или его части.

При написании проекта, курсовой и дипломной работ следует использовать следующие лексические средства:

Изображение слайда

– В центре внимания автора находятся… … – На первый план автором выдвигаются… … – Главные усилия автора направлены на… … – В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)… …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Проблема.

Изображение слайда

10

Слайд 10: Актуальность темы (проблемы), которой посвящен проект,  КП; ДП

– Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… … – Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)…  – Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.). – В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?).

Актуальность темы (проблемы), которой посвящен проект,  КП; ДП .

Изображение слайда

11

Слайд 11: Характеристика первоисточников, используемых автором проекта

– Автор привлекает к анализу следующие материалы… … – Материалом исследования послужили… … – В основе КП; ДП лежат материалы исследований… …

Характеристика первоисточников, используемых автором проекта.

Изображение слайда

12

Слайд 12: Описание основных подходов к решению проблемы

—   В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы…
— Можно выделить несколько подходов к решению проблемы… – Существует несколько основных точек зрения на проблему…. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?)…. – В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения)…

Описание основных подходов к решению проблемы.

Изображение слайда

Изложение сущности различных точек зрения. – Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?). Выражение отношения к различным точкам зрения. Согласие. – Мы разделяем точку зрения автора… … – Нельзя не согласиться с мнением автора о том… … Несогласие, критика. – Трудно согласиться (с чем?)……  – Хочется опровергнуть взгляды автора… … – Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора. – Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что… … – Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?). – Автор упускает из виду……, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

Выбор той или иной точки зрения. Выводы. – Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?). – Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?). – Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?). – В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?). – Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… … – На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)… – Можно сделать заключение, что…

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

15

Слайд 15: Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели проекта,  КП; ДП

Переход от перечисления к анализу основных вопросов проекта:
— В этом (данном, предлагаемом, настоящем, рассматриваемом, реферируемом, названном…) проекте (работе…., статье …) автор (ученый, исследователь…; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый…) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает…) ряд (несколько…) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных…) вопросов (проблем…)

Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели проекта,  КП; ДП.

Изображение слайда

Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов:
Варианты переходных конструкций:
— Одним из самых существенных (важных, актуальных…) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о…
— Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о…
— Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на…
Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
— В заключение можно сказать, что…
— На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы… — Таким образом, можно сказать, что…
— Итак, мы видим, что…
При реферировании проекта обычно используется модель:
автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

17

Слайд 17: Группы глаголов, употребляемые при реферировании проекта

Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов :
— Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в проекте : — Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает… что. — Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства…
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
— (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

Группы глаголов, употребляемые при реферировании проекта.

Изображение слайда

4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных проектах при характеристике авторами события, положения и т.п.:
— Автор
описывает,
рисует,
освещает что;
показывает картины жизни кого, чего;
изображает положение где;
сообщает последние новости, о последних новостях
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.): — Автор
приводит что (примеры, таблицы);
ссылается, опирается… на что;
базируется на чем;
аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает… что чем;
сравнивает, сопоставляет, соотносит… что с чем;
противопоставляет… что чему.

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
— Автор
выделяет,
отмечает,
подчеркивает,
указывает… на что,
(специально) останавливается… на чем;
(неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается… к чему.
— Автор
обращает внимание… на что;
уделяет внимание чему:
сосредоточивает,
концентрирует,
заостряет,
акцентирует… внимание…на чем.

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
— Автор
делает вывод,
приходит к выводу,
подводит итоги,
подытоживает,
обобщает,
суммирует… что.
Можно сделать вывод…
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании проекта полемического, критического характера:
Передающие позитивное отношение автора:
— Одобрять,
— защищать, отстаивать… что, кого;
— соглашаться с чем, с кем;
— стоять на стороне… чего, кого;
— разделять (чье) ч пение;
— доказывать… что, кому;
— убеждать… в чем, кого.

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

21

Последний слайд презентации: Как правильно написать теоретическую часть

Передающие негативное отношение автора:
— полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать;
— не соглашаться…с кем, с чем;
— подвергать… что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать;
— отрицать; обвинять… кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

Как правильно написать теоретическую часть

Изображение слайда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать теоретическую значимость проекта
  • Как написать текст сбоку от картинки html
  • Как написать теоретическую значимость диплома
  • Как написать текст рассуждение размышление
  • Как написать теоретическую главу проекта