Как написать теоретико методологическую базу исследования

Чтобы грамотно и успешно написать исследовательскую работу, необходимо уделить должное внимание каждой части. В том числе и методологической базе.

А что такое теоретико-методологическая база исследования? Какие методы являются основными и как их выбрать для своей курсовой, диплома или другого вида работ? Читайте статью — и вы не только найдёте ответы на эти вопросы, но и увидите примеры методологической базы исследования.

Хотите получать полезные материалы из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. А для того, чтобы учиться с выгодой — следите за акциями и скидками.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Методологическая база исследования: что это такое

Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.

Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.

Зачем нужна методологическая база работы

Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным. Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам.

Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Место методологической базы в проекте

Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.

Место методологической базы в проекте

Верно определить цель и задачи исследования — 50% успеха

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Основные методы исследования: классификация

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Как выбрать методологическую базу исследования

Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:

  • сначала определите цель и задачи;
  • составьте примерный план исследования;
  • изучите, какие методологии применяются в вашей научной области;
  • подумайте, какие именно методы помогут решить задачи и достичь цели;
  • выбирайте методы, наиболее подходящие и понятные вам.

Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.

Не уверены, что правильно составили методологическую базу исследования? Обязательно обратитесь к научному руководителю. Он уточнит, какие методы точно будут полезны, а также подскажет как оформить курсовой или дипломный проект по ГОСТу.

Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз

Какие слова и фразы можно использовать, чтобы сформулировать методологическую базу научного исследования? Вот список некоторых предложений, которые помогут описать методы во введении:

  • Перечислим методы, которые применяются в данном дипломном исследовании…
  • Для достижения поставленной цели и задач мы использовали следующие методы…
  • Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
  • В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
  • Методологическая основа исследования состоит из…
  • Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…

Используйте эти и другие предложения, чтобы оформить методологическую базу проекта и описать непосредственные методы.

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример №1: методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
  • провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
  • предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.

Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример №2: методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
  • анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
  • проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример №3: методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  • раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
  • описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
  • провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
  • сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
  • определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, что такое методологическая база в исследовательской работе, из каких методов она состоит и как сформулировать методологию в собственном проекте. А если у вас совсем нет времени писать работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис. Специалисты помогут подготовить курсовую, дипломную или магистерскую точно в срок!

Диплом – это не просто выпускная работа балакавра, а серьезное научное исследование. Поэтому важна каждая часть структуры ВКР. Первой и важной частью является введение. Именно оно должно кратко описать основное содержание исследования. Вводная глава имеет четкую структуру. Все ее элементы расписываются по порядку.
Методологическая база исследования – это один из элементов введения. Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Поэтому важно разобраться, как правильно описать методы исследования.

Содержание

  1. Что такое методологическая база исследования?
  2. Классификация методологической базы исследования
  3. Как правильно составить методологическую базу исследования?
  4. Примеры написания методологической базы исследования в курсовой работе
  5. Методологическая база исследования в дипломной работе — примеры
  6. Как составить методологическую базу исследования в диссертации – примеры
  7. Ошибки при формулировке методологической базы исследования
  8. 2 проверенных сайта для проверки работы на плагиат
  9. 3 способа бесплатно повысить оригинальность текста

01 Что такое методологическая база исследования?

Методологическая база исследования – это набор определенных методов, т.е. приемов и способов для научного исследования.

Научная работа требует описания каждого действия, которое было направлено для изучения проблемы. Нельзя написать кратко: мы провели исследование и получили такой-то результат. Необходимо поэтапно расписывать, что именно было выполнено в практической части исследования. Это может быть анализ какого-либо объекта, либо сравнение разных элементов.

Однако прежде всего вам необходимо определить цель и задачи исследования. Это поможет представить общий план действий и порядок их выполнения. 

Таким образом, методология исследования помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Лайфхак
На нашем сервисе вы можете проверить уникальность своей научной работы. Предоставляем возможность узнать точный процент оригинальности через закрытую систему Антиплагиат ВУЗ.
Также поможем пройти антиплагиат с высоким процентом оригинальности. Для этого обработаем документ через программу Антиплагиат Киллер. Она спрячет все найденные заимствования с помощью перекодировки файла. Гарантируем высокий результат без изменений в тексте.
Если вы не хотите тратить время на оформление работы, то мы можем оформить работу по ГОСТу или по методичке за вас в кратчайшие сроки. 

02 Классификация методологической базы исследования

Что такое методологическая база исследования

Чтобы выполнить все поставленные задачи и достигнуть цели научной работы, необходимо использовать общенаучные и специальные методы. Такое деление показывает одну из классификаций методологии исследования.

Общенаучные методы подходят для всех областей науки. Их могут применять студенты как технических факультетов, так и гуманитарных, естественных.

К таким приемам относят:

  • Анализ – это разбор научной проблемы на составляющие части для подробного изучения
  • Синтез – это составление системы из разных элементов для масштабного изучения процессов
  • Обобщение – это совокупность похожих свойств и черт предмета
  • Индукция – это теоретическое изучение или рассуждение от частных вещей к общим выводам
  • Дедукция – это теоретическое изучение или рассуждение от общего тезиса к частным выводам

Такие методы используются практически в каждой работе. Однако вместе с общими приемами необходимо указывать и специальные. Такие подходят для определенной науки или дисциплины.

К примеру, приведем некоторые приемы для экономистов.

  • Расчетно-конструктивный – это выполнение расчета каких-либо данных для проведения закономерностей между экономическими явлениями.
  • Экономический анализ ‒ это разложение экономических явлений на различные части для детального изучения их влияния на распределение ресурсов.
  • Статистико-экономический метод – это изучение статистических сведений.

Теперь приведем примеры методологической базы для юристов.

  • Сравнительно-правовой метод – это выявление общих и различных черт между гражданско-правовыми институтами разных стран.
  • Историко-правовой метод ‒ это изучение права в разных государствах в разные периоды времени.
  • Право-социологический метод – это изучение правовой ситуации и оценивание юридических фактов путем опроса и анкетирования местных жителей.

В методологическую базу психолога входят следующие приемы.

  • Беседа – это сбор информации путем ведения диалога на определенную тему.
  • Психологический эксперимент – это сбор информации путем наблюдения над подопытным, помещенным в определенные условия без предупреждения.
  • Тестирование – это сбор информации путем получения ответов с помощью выбора определенного варианта участниками тестирования.

Таким образом, специальных методов довольно много. Поэтому важно узнать, какие именно приемы подходят для вашей научной работы. Вы можете попросить помощи у вашего научного руководителя, либо изучить их самостоятельно с помощью методички на вашей кафедре.

Существует также смежная классификация методологической базы, которая делит общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментально-теоретические.

Выше перечисленные общенаучные методы являются теоретическими. Это анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция. Все они направлены на теоретическое изучение предмета, т.е. не имеют практического применения.

Классификация методологии исследования

В экспериментально-теоретическую группу методологии входят:

  • Гипотетический метод – это установление какого-либо предположения для дальнейшего практического изучения и его подтверждения.
  • Исторический метод – изучение реальных фактов истории для определения и воспроизведения линейного развития исторического процесса.
  • Логический метод – изучение фактов действительности и реалий для подведения логического умозаключения.

Экспериментально-теоретический уровень методологической базы исследования состоит из двух обязательных частей:

  1. субъектное умозаключение, предположение,
  2. практическое доказательство.

Существует также третий уровень методологии. Он называется эмпирический. Данный способ предполагает получение информации не с помощью собственных интеллектуальных усилий, а с помощью задействованных лиц. Исследователь собирает информацию посредством чувственного опыта, либо письменного ответа со стороны.

В эмпирическую методологическую базу входят такие методы, как:

  • Наблюдение – это изучение объекта исследования в естественных условиях посредством органов чувств исследователя, т.е. обонятельной системы, слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной.
  • Эксперимент – это изучение объекта исследования путем помещения его в определенные условия без предупреждения и наблюдения за поведением объекта.
  • Опрос – это сбор данных путем получения ответов людей или подопытных на определенные вопросы.

Итак, мы рассмотрели разные виды методов. Осталось узнать, как правильно оформляется методологическая база в научной работе.

03 Как правильно составить методологическую базу исследования?

Как составить методологическую базу исследования

Чтобы правильно составить методологическую базу исследования, необходимо прежде определить цели и задачи научной работы. Это поможет вам составить примерный план действий. Вы сможете представить, как именно вы будете выполнять поставленные задачи.

Затем выберете из всего списка методов, подходящие конкретно для вашей работы. Подставьте их под следующие шаблоны:

  • В нашем исследовании используются следующие методы…
  • Методологическая база нашего исследования включает…
  • Перечислим методы исследования…
  • В методологическую базу исследования входят такие методы, как…

Если вы не уверены в правильном выборе методологической базы, то советуем вам обратиться к научному руководителю. Ваш наставник понимает, что студент может не знать все необходимые методы исследования. Поэтому обязательно проверит ваш список и отредактирует его при необходимости.

Также обратите внимание на научные исследования, которые есть в вашем списке используемой литературы. Выберете ту работу, которая максимально похожа на вашу тему, и посмотрите, как составлена методологическая база. Так, вы сможете подобрать все нужные методы исследования.

04 Примеры написания методологической базы исследования в курсовой работе

методологическая база исследования в курсовой работе

Давайте рассмотрим примеры методологической базы исследования в разных курсовых. Для того, чтобы было ясно, почему использованы те или иные методы, предоставим тему и цель курсовой работы.

методологическая база исследования в курсовой

Как вы видите, для правильного оформление методологической базы достаточно просто перечислить используемые методы через запятую. Этого достаточно для курсовой работы.

05 Методологическая база исследования в дипломной работе — примеры

Методологическая база исследования в дипломной работе

Теперь давайте рассмотрим, как выглядит методологическая база исследования в дипломе. Необходимо запомнить, подбор методов – это серьезное дело. Ведь часто на защитном слове эксперты комиссии спрашивают у выпускника, какие методы он использовал. Поэтому важно разобраться в каждом варианте, который вы выбрали для своей научной работы.

Методологическая база исследования в ВКР

Методологическая основа дипломных работ практически ничем не отличается от курсовой. Однако если в курсовой работе могут допускаться ошибки при выборе и оформлении методов, то в дипломной это непростительно. Поэтому читайте дальше, как не допустить типичных ошибок при составлении методологической базы исследования.

06 Как составить методологическую базу исследования в диссертации – примеры

методологическая база исследования в диссертации

Теперь приступим к примерам написания методологической базы исследования в диссертациях.

Теоретико-методологическая база исследования – это концепции и теории, которые используются в исследовании. При указании специальных подходов необходимо ссылаться на тех ученых, которые разрабатывали данную концепцию.

Таким образом, методологическая база в диссертации имеет более расширенную версию, чем в курсовых и дипломных работах.

07 Ошибки при формулировке методологической базы исследования

Формулировка методологической базы исследования не вызывает трудностей, если вы знаете, какие методы вам понадобятся. Однако случаются ошибки, которые недопустимы в дипломных и диссертационных работах.

  • Нельзя забывать описывать методологическую базу. Это один из обязательных пунктов введения.
  • Не нарушайте логический порядок структуры вводной главы. Методы всегда указываются после определения цели и задач.
  • В любой работе указываются как общенаучные методы, так и специальные. Оптимально их должно быть поровну.
  • Не пишите те приемы и подходы, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к вашему научному руководителю и попросить у него совета.

Если вы не будете допускать таких ошибок при составлении методологической базы исследования, то легко сможете сдать свою работу на отлично. Главное – это пройти проверку на уникальность и соблюсти при оформлении все требования ГОСТ. А для этого посмотрите наше специальное видео, которое поможет вам правильно и быстро оформить дипломную работу.

08 2 проверенных сайта для проверки работы на плагиат

Чтобы заранее узнать, пройдете вы проверку на уникальность или нет, необходимо воспользоваться онлайн сервисами. Расскажем о двух надежных сайтах, которые подходят для студентов.

Антиплагиат ру позволяет бесплатно проверить работу на плагиат. Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном сайте с помощью адреса электронной почты. Данная система ищет заимствования через открытые источники сети Интернет.

С помощь Антиплагиат ру вы сможете узнать результат оригинальности работы, а также 3 ссылки на найденные заимствования.

Также вы можете проверить работу на анти-антиплагиат.рф через Антиплагиат ВУЗ. Это специальная преподавательская система, которая обрабатывает текст через открытые и закрытые научные источники. 

Так, вы сможете узнать точный процент уникальности, все ссылки плагиата, а также полный отчет и справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ.

Чтобы заказать услугу, вам нужно только нажать на кнопку «проверить документ в Антиплагиат ВУЗ» и перейти на страницу для загрузки вашего текста.

09 3 способа бесплатно повысить оригинальность текста

Если вас не устроил результат проверки на оригинальность, попробуйте повысить процент с помощью бесплатных способов.

  • Попробуйте сократить лишний плагиат. Для удобства вы можете воспользоваться полным отчетом от анти-антиплагиат.рф, который покажет все найденные заимствования.
  • Если вы не можете удалить плагиат, то попробуйте перефразировать его. Для этого прочитайте чужие слова, поймите ключевую мысль и изложите ее своим языком.
  • Воспользуйтесь методом переводчика. Для этого скопируйте свой текст и вставьте его в окно программы. Затем выберете иностранный язык. Например, английский. Выполните перевод. Далее скопируйте получившийся результат и переведите с английского на французский, с французского – на итальянский, с итальянского – на немецкий, с немецкого на русский. Так, вы сможете увидеть, как сильно изменился документ. Теперь исправьте все ошибки и проверьте повышение уровня оригинальности.

Если у вас нет времени самостоятельно дорабатывать свой текст, советуем обратиться на сервис анти-антиплагиат.рф. мы предлагаем вам услугу повышения процента самостоятельности без предоплаты. Специальная программа перекодирует ваш файл без изменения текста за пару минут. Вам не нужно будет перечитывать или переделывать текст самостоятельно. После получения результата проверьте работу через любой сервис антиплагиат и убедитесь в эффективности метода.

Мы гарантируем результат повышения уникальности до 85-95%. Убедитесь в сами. Так, вы точно сможете пройти проверку на плагиат.

Сегодня мы с вами разобрались что такое методологическая база исследования. Рассмотрели правильные примеры оформления данного пункта введения в разных работах. Надеемся, что информация будет для вас полезной. Желаем удачи и успеха.

Полезные ссылки:

Как избавиться от плагиата в тексте курсовой диплома

Теоретическая база исследования в дипломе – примеры

Теоретическая и практическая значимость исследования

Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример

Актуальность темы исследования, как написать: пример

Объект и предмет исследования — как написать, пример

Как пройти нормоконтроль дипломной работы: ГОСТ 2023

Теоретико-методологическая
основа исследования указывается сразу
после гипотезы исследования. Оговаривая
ее, студент должен не только назвать
ученых, чьи концепции стали основой его
собственной работы, но и четко обозначить,
какие их теоретические положения
помогли ему разработать собственную
программу. Например, в работе на тему
«Формирование
комбинаторного мышления у младших
школьников и подростков
»
[пример взят из работы Евдокимовой Л.В.,
2006] приводится следующее описание
теоретико-методологической основы
исследования:


концепция психического развития и
возрастно-психологический подход Л.С.
Выготского и его последователей;


теория поэтапно-планомерного формирования
умственных действий и понятий П.Я.
Гальперина;


теория учебной деятельности и концепция
построения учебного предмета Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова и др.;


критерии оценки умственного развития,
предложенные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.

Или
в работе «Этническое
развитие школьников
»
дается следующее описание
теоретико-методологической основы
исследования: «В
основу работы положены исследования
отечественных ученых:

общее
представление об этнической идентичности
Т.Г. Стефаненко,


проблемы этнической толерантности и
проблемы развития идентичности эмигрантов
Г.У. Солдатовой,


культурологические аспекты формирования
этнической идентичности Н.М. Лебедевой,


возрастная динамика этнической
идентичности О.Л. Романовой».

Работа
также основывалась на зарубежных
подходах к изучению этнической
идентичности: концепции социальной
идентичности А. Тешфела и его представлениях
о структуре идентичности; трудах Э.
Эриксона, посвященных определению
данного понятия; представлениях о видах
идентичности Дж. Марсиа».

Основные
ошибки, которые допускаются при
определении теоретико-методологической
основы исследования:

  1. Она
    содержит только перечень фамилий
    ученых, без объяснения того, что из их
    трудов легло в основу дипломной работы.
    Например, в дипломной работе на тему
    «Индивидуальные
    особенности умственного развития
    импульсивных детей старшего дошкольного
    возраста
    »
    сообщается: «Общую основу работы
    составили труды Л.С. Выготского, А.Н.
    Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина,
    Л.А. Венгера». Это, действительно, общая
    основа, не конкретизированная по
    отношению к данному исследованию.

  2. Дается беспорядочный
    список фамилий ученых, среди которых
    как те, на чьи работы опирался автор
    диплома, так и те, чьи труды достаточно
    далеки по отношению к этому дипломному
    исследованию. Например, в работе на
    тему «Коммуникативная
    компетентность как ресурс жизнестойкости
    педагога
    »
    указывается следующее: «Методологической
    основой исследования являются труды
    Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.А. Леонтьева,
    А.П. Алексеева, Г.М. Андреевой, Е.В.
    Руденского, Н.В. Гришиной, Д.А. Леонтьева,
    А.Г. Маклакова, С. Мадди и других».

  3. Приводятся авторы
    разнообразных концепций без разъяснения
    того, как студент собирается соединить
    их в методологическом контексте одного
    и того же исследования. Так, в выпускной
    квалификационной работе на тему
    «Динамика
    тревожности в разные сроки беременности
    »
    сообщается: «Методологическая основа
    – работы Н.В. Боровиковой, Б.П. Никитина,
    М.С. Радионовой, А.Бертрана, Д.В.
    Винникотта, С. Грофа, Л. Перну, посвященные
    проблемам психологии беременных женщин.
    В частности, Б.П. Никитин отмечает
    важность психологической готовности
    женщины к рождению ребенка». Как правило,
    затем, на защите ВКР выпускник затрудняется
    объяснить комиссии это соединение.

  4. Приводится длинный
    многоярусный список ведущих психологов,
    и объем трудов авторитетных исследователей
    не соответствует масштабу конкретной
    студенческой работы. Так, исследование
    по теме «Креативность
    в структуре профессиональной идентичности
    студента филологического факультета
    »
    дается следующая методологическая
    основа: «Теоретической основой
    исследования выступает теория
    деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
    и др.). Методологически значимыми для
    настоящей работы являются: закономерности
    системного подхода: закономерность
    иерархии и взаимосвязей (Б.Г. Ананьев,
    Б.Ф. Ломов, Н.М. Пейсахов, К.К. Платонов,
    С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Цагарелли, Б.М.
    Теплов и др.); исследования профессионально
    важных качеств и труда психолога (А.А.
    Деркач, В.Г. Зазыкин, В.Н. Карандашев,
    А.Г. Лидерс, Р.В. Овчарова, Е.В. Сидоренко,
    Н.Ю. Хрящева и др.); теории творческого
    мышления (О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский,
    Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Ю.Н. Кулюткин, А.
    Маслоу, А.М. Матюшкин, С. Медник, Я.А.
    Пономарев, В.Н. Пушкин, А.З. Рахимов, К.
    Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Торренс,
    О.К. Тихомиров и др.); концепции
    профессионально–личностного развития
    (А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, Н.И. Калаков,
    Н.Д. Никандров и др.)».

Таким
образом, выполнение исследовательской
работы будет успешным только в том
случае, если ее автор сможет построить
исследование на целостном методологическом
фундаменте. Методологическая основа
работы предполагает выбор теоретической
позиции, определяющей характер и
организацию исследования. Правильное
описание теоретико-методологической
основы свидетельствует о методологической
компетентности выпускника, о его умении
придерживаться определенных правил
научного познания и применять их в
процессе решения профессиональных
задач.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое методологическая база в курсовой работе

Методологическая база исследования – это один из элементов введения; набор определенных методов, т. е. приемов и способов научного исследования.Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Она помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Виды методологических основ

Методы делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методы подходят для всех областей науки. Их могут применять студенты как технических факультетов, так и гуманитарных, естественных.К таким методам относят:

  1. Анализ – это разбор научной проблемы на составляющие части для подробного изучения.
  2. Синтез – это составление системы из разных элементов для масштабного изучения процессов.
  3. Обобщение – это выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов.
  4. Индукция – это теоретическое изучение или рассуждение от частных вещей к общим выводам.
  5. Дедукция – это теоретическое изучение или рассуждение от общего тезиса к частным выводам.

Такие методы используются практически в каждой работе. Однако помимо них применяются и специальные методы, которые также необходимо перечислить в методологии.

В специальную группу методологии входят:

  1. Гипотетический метод – это установление какого-либо предположения для дальнейшего практического изучения и его подтверждения.
  2. Исторический метод – изучение реальных фактов истории для определения и воспроизведения линейного развития исторического процесса.
  3. Логический метод – изучение фактов действительности и реалий для подведения логического умозаключения.

Существует также третий уровень методологии. Он называется эмпирический. Данный уровень предполагает получение информации не с помощью собственных интеллектуальных усилий, а с помощью действий.

В эмпирическую базу входят такие методы, как:

  1. Наблюдение – это изучение объекта исследования в естественных условиях посредством органов чувств исследователя, т. е. обонятельной, слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной систем.
  2. Эксперимент – это изучение объекта исследования путем помещения его в определенные условия и наблюдения за поведением объекта.
  3. Опрос – это сбор данных путем получения ответов людей или подопытных на определенные вопросы.

Требования к методологической базе курсовой работы

Формулировка методологической базы исследования не вызывает трудностей, если вы знаете, какие методы вам понадобятся. Можно выделить ключевые требования к методологической базе:

  1. Нельзя забывать описывать методологическую базу. Это один из обязательных пунктов введения.
  2. Не нарушайте логический порядок структуры вводной главы. Методы всегда указываются после определения цели и задач.
  3. В любой работе указываются как общенаучные методы, так и специальные. Оптимально их должно быть поровну.
  4. Не пишите те приемы и подходы, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к вашему научному руководителю и попросить у него совета.

Помимо того, при написании этого раздела необходимо провести его проверку на уникальность и соблюсти все требования ГОСТа при оформлении.

Как оформить методологическую базу

Методологическая база курсовой работы описывается в самом начале исследования − во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

Для того, чтобы правильно составить методологию, нужно:

  1. определить цели, задачи, затем разработать конкретный план действий. Это поможет разобраться с тем, как будет выполняться работа дальше;
  2. выбрать из всего списка методов тот, который подойдет для работы;
  3. изучить вопрос о том, какая методология применима в вашей научной области.

Если вы не уверены в правильном выборе методологической базы, то советуем вам обратиться к научному руководителю. Ваш наставник понимает, что студент может не знать все необходимые методы исследования, поэтому обязательно проверит ваш список и отредактирует его при необходимости.

Также обратите внимание на научные исследования, которые есть в вашем списке используемой литературы. Выберете ту работу, которая максимально похожа на вашу тему, и посмотрите, как в ней составлена методологическая база. Так вы сможете подобрать все нужные методы исследования.

Для оформления методологической базы используйте специальные фразы-клише:

  1. Для достижения поставленной цели и задач использованы следующие методы…
  2. Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
  3. В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
  4. Методологическая основа исследования состоит из…
  5. Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…
  6. В исследовании используются следующие методы…
  7. Методологическая база исследования включает…
  8. Перечислим методы исследования…
  9. В методологическую базу исследования входят такие методы, как…

Примеры и образцы

Пример методологической базы № 1

Рисунок 1. Пример методологической базы № 1

Пример методологической базы № 2

Рисунок 2. Пример методологической базы № 2

Пример методологической базы № 3

Рисунок 3. Пример методологической базы № 3

Ответы на вопросы

Что такое методологическая база исследования?

Методологическая база исследования – это один из элементов введения, представляющий собой набор определенных методов, т. е. приемов и способов для научного исследования.

Для чего нужна методическая часть в курсовой работе?

Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Она помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Каковы основные теоретические методы?

Анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.

Для грамотного и эффективного написания исследовательской работы необходимо уделить особое внимание каждому пункту плана.

Обязательное условие это – составить хорошую методологическую базу. Что же представляет собой теоретическая и методологическая основа исследовательской работы? Какие методики следует выбрать для курсового, дипломного или другого вида работ?

Понятие методологической базы исследований

Методическая база – это список всех научных методов, которые используют для проведения исследования. Оно может быть, как теоретическое, так и практическое.

Теоретическая и методологическая база – это те методы, которые являются основой теории, а также описывают методику, которую применяют для практического получения результатов.

Исследовательские работы требуют описания всей деятельности, которая была проведена для изучения поставленной задачи. Нельзя писать кратко: мы провели исследование, у нас есть результаты. Необходимо описать, что было сделано шаг за шагом в практическом аспекте: например, анализ объекта или сравнение различных компонентов.

Прежде всего, необходимо определить цели, задачи, составить план. В нем будет изложен общий порядок действий, которому стоит следовать. Поэтому методология исследования помогает не только в изучении научных проблем, но и в достижении целей, которые были поставлены во введении работы.

Классификация методологий

Как упоминалось выше, необходимо определить цели и задачи. Зная их, студенту легко будет изложить общий план действий, а также порядок, в котором его следует выполнять. При выборе метода исследования важно понять какими они бывают. Все методы разделены на две группы: общенаучные и специальные.

Общенаучные — это методы, которые можно применять абсолютно во всех научных областях. Например: анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и прочие.

Специальные или узкоспециальные применяются только в определенной научной сфере.

Рассмотрим вышеуказанные методы подробнее:

  • анализ — разбор научной проблемы на составные части для тщательного изучения;
  • синтез — это создание системы из различных элементов для изучения процессов в масштабе;
  • обобщение — суммирование различных признаков и характеристик объекта.
  • индукция — теоретическое исследование или рассуждение от конкретных вещей к общим выводам.
  • дедукция — теоретическое исследование или рассуждение от общих тезисов к конкретным выводам.

Данные приемы используются почти во всех исследовательских проектах. Однако в дополнение к общепринятым методикам следует указать специальные методики. Они относятся к конкретной науке или дисциплине. Например, приведем несколько методик для экономистов:

  • Калькуляция — это вычисление данных для уточнения взаимосвязей между явлениями экономического характера.
  • Экономический анализ — это разложение экономических факторов на части с целью детального изучения их влияния на распределение финансовых ресурсов.
  • Статистический метод – изучение статистических данных.

Приведем пример методологической базы юриста:

  • Сравнительный метод — определение общего и различного в природе гражданско-правовых институтов разных стран.
  • Исторический метод — изучение законов в странах в разное время.
  • Метод социологии права — рассмотрение правовой ситуации, оценка юридических фактов с помощью опросов и интервью с местным населением.

Методологическая база психолога включает следующие подходы:

  • Интервью — это сбор информации посредством диалога на определенную тему.
  • Психологический эксперимент — это сбор информации путем наблюдения за участниками, которых без предупреждения вводят в определенное состояние, наблюдение.
  • Тестирование — это сбор информации, получение ответов, когда испытуемые выбирают определенный вариант.

Существует множество специальных методик. Поэтому важно знать, какие именно подойдут для вашей научной деятельности.

Вы можете обратиться за помощью к своему руководителю или самостоятельно изучить методологию. Существует также родственная классификация методологических рамок, которая разделяет общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментальные.

К общенаучным относятся теоретические методы. Пример: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Все они предназначены для теоретического изучения предмета, то есть не имеют практического применения.

Гипотетическая методология — выдвижение произвольных предположений для глубокого практического исследования и подтверждение.

Историческая методология — изучение реального исторического факта с целью установления и реконструкции линейного развития исторического процесса. Логический метод — изучение факта реальности и действительности с целью получения логических выводов.

Экспериментально-теоретический уровень методологии включает две обязательные части:

  • Субъективное умозаключение, и второе — это практическое доказательство.
  • Существует третий уровень методологии, его называют — эмпирическим. Он позволяет получить информацию не через собственные интеллектуальные усилия, а через людей.

Эмпирическая база включает такие методы, как:

  • Наблюдение — изучение объекта с помощью естественных органов чувств.
  • Опрос — это сбор данных путем привлечения людей или опытных людей к ответу на конкретный вопрос.

Как разработать соответствующую методологическую основу для своего исследования?

Для того чтобы правильно составить методологию, нужно:

  • определить цели, задачи, затем разработать конкретный план действий. Это поможет разобраться с тем, как будет выполняться работа дальше;
  • выбрать из всего списка методов тот, который подойдет для работы и достигнут поставленную цель;
  • изучить вопрос о том, какая методология применима в вашей научной области.

Как оформить методологическую базу в исследовании:примерные шаблоны фраз

Какие фразы следует использовать, чтобы логично и четко дать формулировку методологической базе научного исследования? Вот примеры нескольких предложений, которые помогут вам в описании методов исследования:

  • Отметим следующие методы, которые используются в данном научном исследовании…
  • Для достижения целей и выполнения задач дипломного проекта мной применены на практике следующие методы…
  • Методологическая база исследования в курсовой работе состоит из следующих методов…
  • В методологическую базу проекта вошли следующие методы…
  • Методологическая основа исследования включает в себя…
  • Методологическая база исследования основывается на…

Вы можете применить как данные предложения, так и другие, чтобы корректно оформить свою методологическую базу проекта и дать описание использованным методам.

Если вы не уверены, что выбрали методологию верно, рекомендуем поговорить с руководителем проекта. Преподаватель знает, что студент не владеет всеми необходимыми методами исследования.

Чтобы не возникало трудностей или препятствий при написании материала, выбирайте тему, которая вам близка. Посмотрите, как формируется ее методологическая основа. Таким образом, вы соберете нужный материал и четко сформулируете и опишите методологию исследования научной работы.

Методологическая база исследования: пример

Методологическая база исследования

Методы исследования

www.prostosdal.ru-gde-vzyat-obrazets-dissertatsiiОбязательная часть (раздел) введения автореферата и диссертационной работы – методологическая основа проведённого исследования.

Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования.

Задача соискателя – предельно подробно описать и обосновать каждый применяемый им метод, для подтверждения того, что он владеет нужным предметом, а также его способность к верному выбору того или иного метода.

Всё это определяет насколько точны и достоверны будут полученные результаты и насколько их можно будет применить на практике.

Что писать в методологической основе?

В части «Методологическая основа» автореферата диссертации, указываются только самые основные методы, которые использовал соискатель.

Подсказка! В любой диссертационной работе все методы условно делятся на общенаучные и специальные.

Специальные – методы, которые можно применять только в какой-то конкретной науке:

  • правовое моделирование,
  • математическое моделирование,
  • семантическое и т.д.

Примеры специальных методов по отраслям науки

  • юриспруденция — формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм и др.;
  • экономика — экономико-математическое моделирование, маржинальный (предельный) анализ, функциональный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры и др.;
  • психология — метод беседы, анкетный метод, метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод и др.

Общенаучные – не имеют привязки к конкретной области науки и используются в глобальном масштабе:

  • синтез,
  • анализ,
  • дедукция,
  • индукция,
  • предвидение,
  • эксперимент и т.д.

Они в свою очередь делятся на:

  • теоретические – Основными составляющими являются (подметоды): от абстрактного к конкретному, идеализация , формализация и т.д

При рассуждениях (восхождения) от абстрактного к конкретному, исходный объект разделяется в воображении в ходе мыслительного процесса на определённое количество понятий (сущностей), характеристик. Определяется вес каждого элемента, процент влияния его на целое, насколько оно изменит свои свойства, вплоть до совершенно противоположных. После этого мысленно восстанавливается и сам объект.

При использовании метода идеализации для приведения сложных систем под условную общую базу, характеризуется процессом упрощения.

Это делается, чтобы исключить вес и влияние объектов, которые мешают понять сущность исследуемого процесса. Такие вымышленные модели в реальности не существуют.

Подметод формализации структурирует объект исследования с помощью знаков, символов, чисел, формул и т.д.

  • экспериментальные – Задача этого метода – выявление особенностей и закономерностей исследуемого явления в естественных, допустимо-неестественных и экстремальных условиях.

С целью закрепления истинности результатов, любой эксперимент может повторяться. Делится на подметоды: наблюдение, сравнение, создание определённых условий (научное моделирование).

Подметод наблюдения – основа – 5 органов чувств человека, выводы о поведении объекта в естественных условиях, без искусственного стороннего воздействия.

Сравнение – задача – выявить похожие и различные исследуемых предметов в их взаимосвязи с реальностью.

Моделирование – построение идеальной или реальной модели исследуемого объекта и исследовании его на основе построенной модели

  • теоретико-эмпирический – объединение методов, которые содержат подеметоды: аналогию, абстрагирование, дедукцию, индукцию и т.д

Аналогия предполагает на основе имеющегося сходства между определенными предметами по набору признаков

Абстрагирование – удаление второстепенные и третьестепенных признаков, которые имеют минимальное влияние, и сосредоточится на основных, максимально воздействующих на предмет, характеристиках.

Индукция – основан на проведённых опытах и экспериментах сформировать теоретических подход к изучаемой проблеме.

Дедукция – действие, обратное индукции, применяет построенную индукцией модель на практике (истина-ложь), превращая их в доказанные знания.

На мой взгляд, главное, не очень увлекаться перечислением общенаучных методов. Это не тот случай, когда, чем больше, тем лучше. Нужно просто назвать то, чем вы реально пользовались при написании работы, и четко обозначить, какой метод для чего конкретно использовался. Александра Сомова, кандидат филологических наук (МГПУ)

Примеры изложения методологической основы и методов исследования

Методологическая основа диссертации по специальности 03.02.08 «Экология»

методы исследования

Методологическая основа диссертации по специальности 07.00.03 «Всеобщая теория»:

методы исследования2


Добавил(а) Социология

   01.02.11 05:03

Как написать введение в курсовой работе (вариант)

ВВЕДЕНИЕ (около 4-6 страниц)

Актуальность исследования курсовой работы. …………………(развернуто и убедительно)
Анализ литературы позволил нам определить научные подходы к ________________________________. Они рассматриваются _______________________________________. В связи с этим возникла проблема создания (рассмотрения и т.п.) ______________________. Проведенный анализ существующего научного знания и реальной _______ практики позволил определить теоретическую проблематику __________________________ в виде следующих противоречий между:
— 
— 
— 
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в_________________________________. 
Разрешение данной проблемы обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Хххххххххххххххххххххххххххххххх».
Цель исследования –

Объект исследования – 
Предмет исследования – 
Гипотеза исследования.
(Вариант её построения) Гипотеза исследования основана на том, что__________________________________, если: 
— 
— 
— 
— 
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. 
2. 
3. 
4. 
5……..
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, социологов, психологов, разрабатывающих проблему ________________________, таких как, _______________________________. __________________________________________. _______________.
Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации (указать)
Базой исследования явилась _________ (если она есть).
Практическая значимость исследования __________________ (при её наличии)
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, (базой экспериментальной работы), репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований и 7 приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования, показаны новизна, практическая значимость работы.
В первой главе «___________________» рассмотрено ……………
Во второй главе «____________________» рассмотрено ……………………
В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в дипломной работе.
В приложениях представлены ………….. (например, схемы, таблицы, модели, фото, авторские разработки опытно-экспериментальных и проектных материалов исследования и др. материалы).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать текст публицистического стиля
  • Как написать тен или тэн правильно
  • Как написать текст про человека
  • Как написать тему текста примеры
  • Как написать текст про семью на английском