Как написать терминологический диктант

1) Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. –(Единица речи, служащая для выражения отдельного определения)

2) Лексикология — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка.

3) Лексема — слово как абстрактная единица морфологического анализа. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова. Например, словарь, словарём, словарю.

4) Сема – минимальная семантическая единица.

5) Семантика – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.

6) Содержание – Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление.

7) Значение – ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения.

8) Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка

9) Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

10) Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении).

11) Омофоны — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

12) Паронимы однокоренные слова, к-рые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями

13) Метафоры троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

14) Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

15) Метонимия вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

16) Гиперонимы слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).

17) Гипонимы понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию.

18) Онимы любое собственное имя (?)

19) Этимология раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов.

20) Де-этимологизация называют процесс утраты словом его первоначального этимологического значения, т. е. забвение его этимологии

21) Нейтральнаялексика(межстилевая) Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

22) Разговорная лексика Слова с разговорной стилистической окраской, выделяющиеся на фоне нейтральной и книжной лексики

23) Книжная лексика это лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.

24) Лексикография— раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.

25) Варваризация— иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы.

26) Вульгаризация— грубое упрощение какого-либо понятия, искажающее смысл

27) Словарь— книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

28) Термин— слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п

29) Терминология— совокупность (набор) терминов для использования в какой-либо области деятельности.

30) Терминологическийсловарь— это глоссарий специализированного типа, представляющий список терминов по профилю какой-либо из наук (как правило, с их толкованием).

31) Идеографическийсловарь— словарь, в котором статьи упорядочены не по алфавиту, как обычно, а по смыслу (лексическому значению заглавного слова или фразы)

32) Толковыйсловарь— словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова.

33) Энциклопедическийсловарь— приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.

34) Сленг— терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп).

35) Диалектизм— выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности.

36) Профессионализм— слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

37) Жаргонизм— социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

38) Экзотизм— иноязычное заимствование, обозначающее предмет или явление из жизни другого народа.

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Горнак Анна Александровна,

учитель истории и обществознания,

МАОУ СОШ №21, г. Кунгур

Терминологический диктант на уроках
истории и обществознания.

Терминологический диктант – форма
работы с обучающимися, которая может носить как обучающий характер,  так и
иметь вид фронтального контроля. Данная работа актуальна в связи с содержанием
определенных заданий в контрольно-измерительных материалов Государственной
итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

Обучающиеся должны дать определения,
предложенных терминов, изучаемых в ходе определенной темы или как итоговое
обобщение учебного курса.

В зависимости от количества терминов
разрабатываются критерии оценки терминологического диктанта.

При тематической проверке – 8
терминов, могут быть использованы следующие критерии:

Отметка «5» ставится,
если
правильно определены 7-8 терминов.

Отметка
«4» ставится, если правильно определены  5-6 терминов.

Отметка
«3» ставится, если правильно определены 4 термина.

Отметка
«2» ставится, если
допущено более 4 ошибок.

При оценивании следует учитывать
полноту и логику изложения. Допускается давать определение словами-синонимами,
неискажающими смысловое значение определения.

Пример 1.

Терминологический диктант
«Введение в историю»

1.    
Археология
– наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным
памятникам.

2.    
История –
наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

3.    
Факт –
все, что когда- то произошло

4.    
Исторический
источник — все, что когда-то было создано людьми.

5.    
Хронология
– последовательность исторических событий во времени

6.    
Историческая
карта – изображение территории Земли в различные исторические периоды

7.    
Легенда
карта – перечень используемых на карте условных знаков.

8.    
Мифы –
сказания о героях, богах, природных явлениях

Пример 2.

Итоговые терминологические
диктанты.

Заранее определяется список
изученных терминов и доводится до сведения обучающихся с целью подготовки к
фронтальному контролю.  На уроке каждому обучающемуся предлагается общая
карточка-задание. Варианты заданий формируются по порядковым номерам терминов. 
Таких комбинаций вариантов может быть множество, что является немаловажным в
работе педагога:

1) экономия времени и
средств;

2) максимальное исключение
передачи ответов и списывания

Терминологический
диктант.

История 
5 класс

Вариант 1.  1, 4, 9, 12, 18,
24

Вариант 2.  2, 5, 10, 13, 21,
29

Вариант 3.   3, 6, 11, 16,
22, 32

При
одной напечатанной карточке при тематическом контроле можно учитывать уровень обученности
любого обучающегося и составлять вариант так, чтобы даже слабый ученик
чувствовал себя успешным, тем самым реализуя индивидуализацию образовательного
процесса.

Результат
работы:

1.
Углубление и упрочнение теоретических знаний по предмету

2.
Подготовка к ГИА.

3.
Формирование логического мышления.

Терминологический диктант.

История 7 класс.

1.   Внешняя
политика

2.   Внутренняя
политика

3.   Смутное
время

4.   Династический
кризис

5.   Гражданская
война

6.   Интервенция

7.   Народное
ополчение

8.   Великое
посольство

9.   Нарвская
конфузия

10. Земский
собор

11. Самодержавие
(абсолютизм)    

12. Просвещенный
абсолютизм

13. Мануфактура

14. Всероссийский
рынок

15. Сословия

16. Черносошные
крестьяне

   
17. Поземельная подать

        
18.  Подворная подать

19.  Подушная
подать

20.  Боярская
дума

21.  Приказы

22.   Сенат

23.   Синод

24.   Коллегии

25.   Крепостное
право

26.   Церковный
раскол

27.   Быт

28.  Изразцы

29.   Баталия

30.  Табель
о рангах

31.  Рекрутская
повинность

32.  Ассамблея

33.  Гравюра

34.  Кондиции

35.  Фаворит

Терминологический
диктант

История
9 класс

1.      Самодержавие
(абсолютизм)

2.      Монополизм

3.      Модернизация

4.      Индустриализация

5.      Национализация

6.      Сепаратный
мир

7.      Декреты

8.      Гражданская
война

9.      Интервенция

10.    Военный
коммунизм

11.    СНК

12.    ВЦИК

13.    НЭП

14.    Идеология

15.    Террор

16.    Коллективизация

17.    Раскулачивание

18.    Пятилетка

19.    Железный
занавес

20.    Культ
личности

21.    Репрессии

22.    Реабилитация

23.    ГУЛАГ

24.    Однопартийная
система

25.    Тоталитаризм

26.    Пакт
Риббентропа-Молотова

27.    Отечественная
война

28.    План
Барбаросса

29.    Антигитлеровская
коалиция

30.    ВПК

31.    Репарации

32.    «Оттепель»

33.    «Застой»

34.    Предприятия
группы «А»

35.    Предприятия
группы «Б»

36.    «Холодная
война»

ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ»

(на электронном
носителе)

ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИОВАННОМУ КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Задания для самостоятельной работы

Подготовка к
написанию терминологических диктантов

Терминологические
диктанты

Задание. Найдите
в словаре и запишите в тетрадь значение
слов указанного в домашнем задании
диктанта. Обратите внимание на правописание
слов. Поставьте ударение. Выучите
правописание и значение слов.

Терминологический
диктант №1

Стоматолог,
имплантат, коррозия, гиперемия,
конъюнктивит, абсцесс, атаралгезия,
эвтаназия, анестезия, аппликация,
дезинфекция, интубация, деонтология,
пенитенциарный, рецидив, ассимиляция,
пневматоз, аллергия, дискомфорт,
бюллетень, периодонтит, экссудат,
перкуссия, дисбаланс, резистентность,
регенерация, аккомодация, дисбактериоз,
паранойя, пневмоторакс, рецессивность,
депрессия, пневмония, ригидность.

Терминологический
диктант №2

Челюстно-лицевой,
парентерально, нейровегетативный,
назофарингальный, гиперактивный,
внутривенный, сердечно-сосудистый,
эндотрахеальный, коррозийно-устойчивый,
зуб-антагогист, перорально, внутримышечно,
сверхкомплектный, желудочно-кишечный,
височно-нижнечелюстной, многокомпонентный,
жевательно-речевой, противокариозный,
сверхчувствительный, бормашина,
внутриротовой, водно-солевой.

Терминологический
диктант №3

Наркомания,
алкоголь, анамнез, асимметрия, мышление,
тошнота, кашлянуть, соболезнование,
диспансер, сосредоточение, психопатия,
подростковый (врач), мизерный, новорождённый,
одновременный, ободрить, клаустрофобия,
анорексия, коллапс, гидроцефалия,
дистрофия, сенситивность, аллопатия,
абстиненция, агорафобия, булимия,
рецепция, галлюцинация, расстройство,
деликатный, идентификация, иллюзия,
интеллект, претензия, пессимизм.

При подготовке к семинару

  • Внимательно прочитайте вопросы к занятию;
  • Определите, какая литература у вас есть, какую необходимо подобрать в учебных кабинетах или в библиотеке;
  • Прочитайте материалы учебника, просмотрите дополнительные материалы, текст лекции, сделайте необходимые записи;
  • Пронумеруйте пункты плана, выписки, сделанные на листочках или карточках;
  • Выписывайте фамилию автора, его инициалы, название работы, место и год издания, том, номера страниц, с которых берутся цитаты;
  • В процессе изучения литературы найдите в словарях незнакомые слова и понятия, выпишите определения понятий;
  • Проверьте, ко всем ли вопросам Вы готовы;
  • Отметьте на полях конспекта и выписок все спорные вопросы, чтобы разрешить их на семинаре.

При подготовке к выступлению на практическом занятии или семинаре

  • Внимательно прочитайте все свои выписки и конспекты по заданному вопросу;
  • Выделите основные теоретические положения, ведущие идеи,  подберите к ним соответствующие примеры и факты;
  • Наметьте логическую последовательность их изложения;
  • Четко определите при доказательстве той или иной идеи тезис и аргументы, установите смысловую связь между ними;
  • Продумывая ответ, определите способ изложения, используйте аналогии, проводите параллели, сравнивайте события, факты, опирайтесь на опыт;
  • Выступайте кратко, четко, интересно. Заканчивайте свой ответ кратким обобщением, выводом, Постарайтесь уложиться в отведенное время;
  • Проанализируйте эффективность своей работы.

При конспектировании научной психологической литературы

  • Сделайте в тетради большие поля для заметок;
  • Прежде, чем конспектировать материалы источника, напишите фамилию автора, его инициалы, полное название работы, место издания, год, том, страницы.
  • Если источник – статья из журнала или сборника, то сначала выпишите фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем выходные данные издания;
  • Прочитайте и подумайте над  текстом в целом или над большим законченным отрывком (главой);
  • Выделите узловые вопросы, продумайте главные положения изученного источника, сформулируйте их своими словами и запишите в тетрадь;
  • Подтвердите отдельные положения цитатами;
  • Используйте различные приемы выделения текста: подчеркните главную мысль, ключевое слово. Если особенно важно или непонятно, на полях проставьте знаки ! или ?.

При самостоятельном изучении темы

  • Возьмите лист самоконтроля или вопросы для проверки знаний;
  • Определите, что Вы хорошо знаете;
  • Выделите, что Вы не знаете и не умеете;
  • Изучите необходимую литературу по теме.
  • Если необходимо, сделайте опорный конспект;
  • Выпишите основные понятия и термины, выучите их;
  • Запишите вопросы, которые возникли у Вас в процессе прочтения и анализа источников;
  • Выполните задания для внеаудиторной самостоятельной работы;
  • Проверьте свои знания, опираясь на контрольные вопросы и задания; проанализируйте результаты выполнения теста;
  • В случае низкой эффективности работы вернитесь к изучению необходимой литературы, найдите в источниках ответы на вопросы. Проверьте еще раз свои знания и умения по контрольным вопросам;
  • Просмотрите творческие задания по изучаемому курсу;
  • Раскройте свою жизненную позицию при выполнении творческого задания по курсу.

Рекомендации  по  решению психологических задач

  1. Решение задач нужно начинать только после изучения соответствующей темы учебной программы, т.к. их решение способствует углубленному изучению психологических понятий.
  2. Успешное решение задачи является показателем усвоения определенного раздела программы.
  3. В процессе решения задачи, в трудных случаях, нужно обращаться к учебнику или преподавателю. Поиски нужного объяснения развивают мышление, учат применять знания на практике.
  4. Приступая к процессу решения, нужно:
  • Определить цель психологической задачи;
  • Дать психологическое толкование педагогической или жизненной ситуации;
  • Из ряда теоретических положений выбрать соответствующие научному пониманию;
  • Установить психологические причины поступков,  действий людей.
  • Установить связь  между психическими явлениями и их внешними проявлениями;
  • Оценить правильность или ошибочность положений различных психологических направлений;
  • Осмыслить существенные признаки психологических понятий и определений;
  • Понять мотивы поведения ребенка; наметить пути педагогического воздействия на него;
  • Выявить психологические закономерности того или иного явления и дать ему психологическое обоснование.
  1. Алгоритм решения задачи включает следующие действия студента:
  2.  внимательно прочитать текст задачи и задание к нему;

—  выделить содержание задачи и вопрос;

—  определить психологические категории, понятия, о которых идет речь в задаче;

— выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа;

— сформулировать теоретические положения, лежащие в основе содержания задачи или вопроса;

 — дать объяснение,  доказательства, используя текст задачи;

— проверить, на все ли вопросы к задаче даны ответы; доказана ли гипотеза.

6.Оформить в письменном виде свое решение задачи.

Рекомендации

 по  выполнению тестовых заданий и терминологических диктантов

Тестовые задания

  1. Знание психологических понятий и терминов – основа психологической грамотности, психологической культуры педагога.
  2. Необходимо помнить, что тестовые задания предназначены для итоговой и тематической проверки знаний по психологии.
  3. Выполняйте задания в предложенной последовательности, внимательно прочитав указания.
  4. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Если затрудняетесь выполнить задание, переходите к следующему.
  5. Прежде чем сдать работу  преподавателю, проверьте ответы.

Терминологические диктанты

  1. Терминологический диктант – эффективная и экономичная форма проверки усвоения терминологического аппарата, тренирует концентрацию внимания, развивает оперативную память.
  2. Время на раздумывания не дается – ответ нужно дать сразу после прочтения вопроса.
  3. На десять вопросов дается 6 минут времени.
  4. Проверка производится сразу после выполнения путем сличения ответов с «ключом».
  5. Критерии оценки: все ответы верны –«отлично»; при одном неверном  ответе – «хорошо»; при двух неверных ответах – «удовлетворительно»; большее количество неверных ответов – «неудовлетворительно».

Методические рекомендации  по  проведению диагностических процедур

  1. Четко сформулируйте цель диагностического исследования.
  2. Определите контингент учащихся, который станет предметом изучения.
  3. Прежде обследуйте самого себя.
  4. Прочитайте задание и инструкцию, выполните все процедурные моменты обследования, проведите анализ полученных результатов с помощью ключа методики, дайте интерпретацию полученных данных, сформулируйте рекомендации для испытуемых.
  5. Сведите полученные данные в общую таблицу или характеристику.

                                                  Рекомендации

по  проведению наблюдения за поведением и деятельностью детей

  1. Наблюдение за поведением и деятельностью детей – неотъемлемая часть учебной программы по психологии.
  2. Только целенаправленное и хорошо организованное наблюдение позволит обогатить представления студентов о психических явлениях, причинах их возникновения и развития.
  3. В процессе наблюдения студенты учатся применять полученные знания на практике.
  4. Перед наблюдением обязательно должна быть изучены теоретические положения, которые помогут студентам понять сущность наблюдаемых фактов и объяснить их причины.
  5. В основе  наблюдения всегда лежит четкий план, в котором сформулированы вопросы и задания для студентов.
  6. Процесс наблюдения – это фиксация в дневнике наблюдения  психологических фактов в соответствии с планом и их анализ
  7. Факты психической деятельности, воспринятые студентами подвергнутые глубокому анализу, должны быть обоснованы теоретическими положениями о закономерностях психики ребенка.
  8. Результаты наблюдения оформляются в дневнике наблюдений по плану:
  • Дата и место проведения урока.
  • Фамилия учителя класса.
  • Название учебного предмета и тема урока.
  • Формулировка целей урока.
  • Запись оборудования урока.
  • Запись хода урока  в соответствии с этапами  совместной деятельности учителя и учащихся. Фиксация психологических фактов и их анализ на протяжении всего урока.
  • Обобщение полученных данных, формулировка выводов.
  1. Подготовиться к обсуждению результатов наблюдения  на уроке.

Рекомендации по выполнению контрольных работ и рефератов

Цель работы

Целью выполнения контрольной работы  и реферата является получение студентами теоретических знаний по психологии, развитие практических навыков самостоятельной работы с литературой, более глубокое изучение и выработка интереса к отдельным темам курса.

Требования по содержанию

Контрольная работа содержит:

1.      Титульный лист.

2.      Содержание (план).

3.      Введение.

4.      Основную часть.

5.      Заключение.

6.      Литературу.

Контрольная работа и реферат  должны быть результатом самостоятельного изучения учебной, научной литературы, материалов периодических изданий.

Контрольная работа и реферат состоят из введения, основной части и заключения. В начале работы составляется план. Изложение каждого вопроса необходимо выделять в тексте в соответствии с планом. Материал налагается логично, последовательно, ясно.

Введение занимает 1 — 2 страницы. Во введении ставятся цель и задачи работы, обосновывается актуальность темы. В основной части излагается содержание вопросов контрольной работы. В заключении делаются выводы, оценивается значимость изложенного материала. В конце работы напишите список использованной литературы в алфавитном порядке. Необходимо использовать не менее 4-5 источников.

Требования к оформлению

Работа должна быть выполнена на компьютере на листах формата А4 и  набрана 14 шрифтом с полуторным интервалом. Требования к полям: левое – не менее 3 см, правое – не менее 1,5 см, верхнее – не менее 1,5 см, нижнее – не менее 2 см. Объем контрольной работы – не менее 15 стр. Объем реферата – не менее 20 стр.

Цитаты необходимо сопровождать сносками внизу страницы с указанием источников.

Работа оценивается «допущен» или «не допущен» к собеседованию. Собеседование по контрольной работе студент проходит в период сессии. Контрольная работа должна быть предоставлена в срок, установленный учебным отделом.

Выбор варианта контрольной работы и реферата  определяется в соответствии с номером студента в списке группы.

В каждый области знаний существуют определенные термины, смысл которых понятен только профессионалам. Медицинские тексты изобилуют терминами и понятиями, без расшифровки которых нельзя понимать и воспринимать незнакомый материал, а, соответственно, и воспроизвести его. В медицине латинский язык считается языком профессионального общения. Латинские термины краткие, ёмкие, они понятны врачам в любой точке Планеты.

Знание терминов для среднего медицинского работника является обязательным. Не всё можно сказать у постели больного без ущерба для его психики, т.к. слово лечит, и слово ранит. Именно по этой причине обучение клиническим дисциплинам основывается на изучении медицинской терминологии. Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо выучить новые термины и понятия. Иначе правильно понять прочитанное нельзя.

По моему мнению, методика составления глоссария самостоятельно студентами не удовлетворяет предъявляемым требованиям к знанию терминов и понятий. Она годится для дословного перевода. Формулировка понятия может звучать у разных авторов по-разному. Восприятие и интерпретация для студентов будет представлять трудности.

Считаю, что составление словаря темы студентом — это непродуктивное использование времени на подготовку домашнего задания. Тем более, что это не основной материал, который студент должен изучить самостоятельно. Печатный текст запоминается легче, чем написанный от руки, тем более, что рукописный может содержать ошибки при переписывании. Немаловажный фактор и время для составления словаря, которое студент может потратить на изучение готового словаря и изучение теоретического материала.

Составление словаря терминов и понятий преподавателем дает возможность формировать у студентов одинаковые знания.  Мною составлен словарь терминов и понятий по реаниматологии, медицине катастроф, хирургии, травматологии, онкологии. Словарь разбит на дисциплины и соответственно изучаемые темы.

В словаре имеются не только термины и определения, но и информация по некоторым вопросам, знание которых крайне необходимо. Словарь постоянно пополняется новой информацией. Всё зависит от уровня общей подготовки студентов. В начале цикла я даю студентам весь словарь, независимо, будут они заниматься у меня на всех дисциплинах или у других преподавателей.

Словарный диктант — это первый шаг в освоении профессионального языка, а также форма проверки подготовки к занятию. Это не требует много времени. Проверочный диктант – это десять терминов и понятий. Как правило, это главные понятия, без знания которых изучение новой темы невозможно. Я диктую понятие, а студент должен написать, что оно означает. Такая форма позволяет экономить время с одной стороны, с другой стороны студент слышит правильную формулировку термина или определения. Сразу после написания мы проводим коллективную проверку, и каждый сам может определить свои ошибки и закрепить материал. Периодически мы возвращаемся к терминам пройдённых тем. Оценка за диктант является одной из составляющих в общей оценке знаний за тему.

Этой методикой я пользуюсь в течение 5 лет. Каждое занятие начинается со словарного диктанта. Это дисциплинирует студентов и побуждает готовиться к занятию.

Словарный диктант — это не только термины, но и проверка других конкретных знаний и констант, без знания которых тема не может считаться освоенной. И здесь важно повторение. Это стабилизирует знания.

Другой способ использования словарного диктанта  как этапного контроля знаний не только терминов, но и конкретных знаний представлен в примере ниже. С этой целью использую составленный мною текст, в который студенты должны вписать конкретный ответ под номером. Это облегчает проверку знаний и их оценку. Так как изложение ответов на вопросы в произвольной форме затрудняет оценку. Ответ может быть правильным, но не полным. Тратится непродуктивно время урока, и отнимает время у преподавателя на проверку рукописного текста.

Как правило, студенты, которые пишут диктант на «отлично» хорошо справляются и с тестами. Помогает знание терминологии, особенно это касается хирургии и онкологии.

Я провела небольшое исследование. На зачетном занятии по хирургии я попросила студентов вечернего отделения – 10 человек, выписать незнакомые термины и понятия. Тест на 40 вопросов по 4-5 вариантов ответов по всем пройденным темам. Писали анонимно. Неизвестных терминов и понятий оказалось от 1 до12.  4 человека отметили по одному незнакомому термину.  Два термина из словаря – оба из тем прошлого семестра. Три человека отметили по 4 неизвестных слова, причем у двоих понятия не из словаря. Один – 5, один – 8 и один – 12 незнакомых терминов, причем в двух последних случаях половина слов были не из словаря.  Из этого опроса могу выделить одну тему, которая представляет трудности для усвоения, кроме того выявляются пробелы в знаниях по смежным дисциплинам, таким как анатомия, латинский язык, фармакология.

Такое исследование позволяет преподавателю выявить слабые места в учебном процессе. Решение данного вопроса я вижу в тесной взаимосвязи с преподавателями спецдисциплин, по которым наблюдаются пробелы у студентов. В личной беседе мы решаем с преподавателями, каким вопросам необходимо уделить больше внимания при обучении, и они перестраивают учебные занятия для устранения данных недочетов в будущем.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Терминологический диктант как форма овладения профессиональной лексикой

УДК 811.161.1373.46

ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КАК ОСНОВА СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)

Кудряшова Наталия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Сыркашев Андрей Павлович,

учитель биологии МБОУ «Гимназия» (г. Абакан)

В статье рассмотрена возможность использования на уроках русского языка терминологического минимума из школьного курса биологии в качестве исходного дидактического материала словарного диктанта. Актуализированы разновидности словарного диктанта — собственно словарный диктант, словарно-смысловой диктант «Узнай слово», кроссвордный словарный диктант, диктант в инфографической форме. Для проведения собственно словарного диктанта составлены примерные терминологические минимумы по биологии для 5 — 9 классов.

Ключевые слова: диктант, словарный диктант, дидактический материал, предметный терминологический минимум, русский язык, биология, школьный учебный предмет.

SUBJECT TERMINOLOGICAL MINIMUM AS A BASIS OF THE VOCABULARY DICTATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE (BY THE EXAMPLE OF BIOLOGY)

Kudryashova Nataliya Vladimirovna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Russian Philology and Journalism Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Syrkashev Andrey Pavlovich,

Biology teacher MBOU «Gymnasium» (Abakan)

The article considers the possibility of using the terminological minimum from the school course of Biology in the Russian language lessons as the initial didactic material of the vocabulary dictation. The varieties of vocabulary dictation are updated — the actual vocabulary dictation, the vocabulary-semantic dictation «Learn the word», the crossword vocabulary dictation, the dictation in infographic form. To conduct the actual vocabulary dictation, approximate terminological minimums in Biology for grades 5 — 9 were compiled.

Key words: dictation, vocabulary dictation, didactic material, subject terminological minimum, the Russian language, Biology, school subject.

Диктант является одним из самых распространённых видов упражнений (работ) по русскому языку в школе. Он давно и прочно вошёл в школьную практику и используется учителями-словесниками для формирования у обучающихся орфографических и пунктуационных умений (правописной компетенции), развития разных видов памяти, воли, внимания, усидчивости. Диктант, по мнению учёных-методистов и учителей-практиков, является одним из самых эффективных видов упражнений по русскому языку.

По данным современных толковых словарей русского языка, диктант — это «письменная

проверочная работа — записывание текста, диктуемого учителем» [1, с. 166]; «письменное упражнение (обычно контрольное) в правописании, состоящее в записывании диктуемого текста» [2, с. 259]; диктовать — «медленно и раздельно произносить что-нибудь с тем, чтобы слушающий записывал» [1, с. 166].

В «Словаре-справочнике по методике русского языка» М. Р. Львова представлено следующее определение: диктант — «одно из наиболее употребительных письменных грам-матико-орфографических аналитико-синтети-ческих упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух

текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (зрительные Д.). Письмо Д. сопровождается различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями» [3, с. 50].

А. В. Текучёв называл диктантом «такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие-либо подсобные средства (пособия, доску), и руководствуются только ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и ранее сложившимися навыками письма» [4, с. 255].

Учёный-методист Т. А. Острикова отмечает: «Собственно диктант понимаем как тип упражнений, а также текущих диагностических и итоговых контрольно-аттестационных работ, основанных на методе диктовки/письма под диктовку. Такое понимание диктанта позволяет относительно системно описать его чистые (правописные) типы и виды, гибридно-комбинированные сочетания, а также комплексные работы на основе диктанта и аспект-ные диктанты без вербальной записи диктуемого» [5, с. 12].

Изучение диктанта уходит глубоко в историю. Ещё сто лет назад учёные были настолько увлечены изучением диктанта, что «некоторыми методистами и преподавателями он стал рассматриваться как универсальный и чуть ли не единственный способ обучения правописанию» [6, с. 7]. Однако в XIX — XX веках были также представители альтернативной точки зрения, которые отрицали обучающие возможности диктанта. Со временем подобные споры утихли, а диктант в настоящее время является одним из востребованных упражнений для формирования орфографических, пунктуационных и иных умений, а также традиционным способом проверки уровня сфор-

мированности правописной компетенции. Отметим, что долгое время диктант был практически единственным способом проверки грамотности обучающихся.

В XIX-XX веках диктант (письмо под диктовку) активно использовался во всех образовательных учреждениях нашей страны, а также входил в программу вступительных экзаменов во многие высшие учебные заведения. В начале XXI века в связи с изменением форм контроля и утверждением в общеобразовательной школе системы общих и единых государственных экзаменов в тестовой форме «диктант остался итоговой контрольной работой на уровне поклассной диагностики» [5, с. 13-14].

Практика показывает, что на современном этапе обучения русскому языку в основной школе учителя используют в основном диктанты 4-5-ти видов: контрольный, словарный, комментированный, объяснительный и выборочный. При этом в методике преподавания русского языка описано уже свыше 40 различных видов обучающих и контрольных/проверочных диктантов, каждый из которых имеет собственные цели и задачи, специфику проведения и своё значение для курса русского языка в основной школе. Разнообразные виды диктантов представлены в пособии В. Я. Булохова «Сто разновидностей диктанта» [7]. Традиционные классификации диктантов описаны в источниках: [8, с. 166-167; 9, с. 210- 11; 6, с. 8-11; 10; 3, с. 50-51; 4, с. 255274] и др. Современная классификация диктантов предложена учёным-методистом Т. А. Остриковой [5]. Автор актуализирует «проблемы систематизированного классификационно-типологического описания диктантов», рассматривает «сущность и значение трёхмерно-многоаспектной типологии диктантов» [11, с. 158], позволяющей «уточнить принципы номинации диктантов» [12, с. 21].

Типология (классификация; типы, виды и разновидности) диктанта, по мнению Т. А. Остриковой, связана с пониманием его

структуры, в которой выделяются такие компоненты, как задание и исходный дидактический материал. Исходный дидактический материал — это, по сути, фактическая основа диктанта, представленная «языковыми и речевыми примерами-фактами» [5, с. 18], которые были специально подобраны/написаны для диктовки. В соответствии с заданием исходный дидактический материал может быть записан школьниками без каких-либо изменений (т. е. дословно), с полной заменой или частичными изменениями. Источниками исходного дидактического материала являются: школьные учебники по разным учебным предметам (литература, биология, физика, химия и пр.), академические грамматики, многочисленные словари русского языка (научные, учебные), энциклопедические словари, словари языковой личности поэтов и писателей, художественная литература, публикации СМИ (электронные и печатные), официально-деловые документы, письма и др.

Цель нашего исследования — представить особенности практической методики использования на уроках русского языка словарного терминологического диктанта, исходным дидактическим материалом для которого является терминологический минимум школьного учебного предмета. Мы рассматриваем в качестве такого минимума слова-термины из школьного курса биологии.

Использование словарного диктанта (например, в форме «орфографической пятиминутки») как специального вида упражнений по орфографии становится особенно важным, когда проводится работа над отдельными словами, которые принято считать трудными с точки зрения усвоения их правописания. К таковым относятся различные научные термины. Сущность данного вида диктанта, по мнению учёного-методиста А. В. Текучёва, состоит в том, «что на каждом уроке русского языка, независимо от темы и целей его, в начале или в конце его в течение нескольких минут (5-7)

проводятся орфографические упражнения, состоящие в записи «трудных» слов» [4, с. 273]. Преимуществом словарного диктанта «является то, что он позволяет в короткое время записать большое количество слов, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся» [6, с. 19]. Дидактический материал, используемый в словарных диктантах, в дальнейшем (т. е. через несколько уроков или в качестве домашнего задания) можно применять для самостоятельного составления обучающимися словосочетаний, предложений, текстов.

Учебный предмет «Биология», как и любой другой учебный предмет, изучаемый в школе, имеет терминологическую базу, отражающую основы науки. Анализ указанной терминологической базы специалистами показал, что «тезаурус по ботанике включает около 230 терминов, по зоологии — около 170, по анатомии и физиологии человека — около 390, по общей биологии — около 220» [13, с. 4]. Таким образом, обучающиеся к моменту итоговой аттестации по биологии должны оперировать более одной тысячей терминов. «По своей значимости понимание сущности научных терминов можно сравнить со знанием алфавита или таблицы умножения. Без свободного владения терминологией невозможно ориентироваться в многообразии теоретического материала, понимать содержание учебной и научной литературы. Таким образом, одна из основных задач учителя заключается в создании такой языковой среды на уроке и во внеурочной деятельности по предмету, которая способствовала бы формированию терминологической грамотности обучающихся» [13, с. 2]. Безусловно, методика преподавания биологии предусматривает системную работу по формированию терминологической грамотности обучающихся в области биологического образования. Мы считаем, что более эффективному освоению обучающимися биологических слов-терминов бу-

дет способствовать установление межпредметных связей между уроками биологии и русского языка, например, путём привлечения биологического терминологического минимума в качестве дидактического материала словарного терминологического диктанта по русскому языку.

Актуальный список биологических терминов для конкретного класса может быть составлен учителем биологии и передан учителю-словеснику для реализации на уроке русского языка в виде словарного диктанта. Содержание списков варьируется. Например, слова-термины могут быть: 1) отобраны из указателя терминов, имеющегося в школьных учебниках по биологии (напр., см: [14, с. 274279]), и сгруппированы свободно; 2) организованы в специальные тематические группы-списки в соответствии с их классификацией в биологии: термины морфологические (хелице-ры, педипальпы); анатомические (нефрон, селезёнка); физиологические (метаболизм, фотосинтез); экологические (биосфера, биогеоценоз); систематические (лилейные, воробьино-образные); цитологические (цитоскелет, мик-ротрабекулярная) и т. д. Кроме того, список может состоять из слов-терминов, не вошедших в указатель терминов учебника, но использующихся в текстах (параграфов, заданий и пр.) школьной учебной книги по биологии.

Приведём в качестве примера-образца подготовленные нами минимальные списки (терминологические минимумы) слов-терминов из школьного курса биологии.

5 класс. Цитоплазма, окуляр, микология, экология, целлюлоза, аппарат Гольджи, эука-риоты, прокариоты, гетеротрофы, симбиоз, микориза, мембрана, антропогенные факторы, хитин, хлорофилл.

6 класс. Сосуды, ситовидные трубки, флоэма, ксилема, луб, мочковатая, пазушная, генеративная, вегетативная, зародышевый мешок, синергиды, спорангий, гаметофит, спорофит, слоевище.

7 класс. Корненожки, ложноножки, радиолярии, жгутиконосцы, эктодерма, энтодерма, кишечнополостные, стрекательные, мета-нефридии, альвеолы, гомологичный, вибриссы, кокки, стрептококки, жесткокрылые.

8 класс. Бластула, гаструла, нейрула, нейро-глия, эритроцит, фибриноген, аккомодация, гистология, плевральная оболочка, миокард, лейкоцит, бактериофаги, гипоталамус, гипофиз, эпифиз.

9 класс. Митоз, мейоз, фагоцит, генетика, биогеоценоз, биосфера, экосистемный, центрифугирование, микроскопия, идиоадаптация, ароморфоз, комбинативная, селекция, вирулентный, иммунитет.

В настоящее время виды словарных диктантов и методика их проведения на уроках русского языка в основной школе описаны достаточно подробно (напр., см.: [6, с. 19 — 30]). Остановимся на отдельных особенностях организации разных видов словарного терминологического диктанта с использованием в качестве дидактического материала терминологического минимума по биологии. Такие диктанты актуальны в последней учебной четверти, когда практически все темы по биологии уже изучены.

Собственно словарный (словарно-орфогра-фический) диктант может быть: устно-письменный, письменный. При проведении устно-письменного диктанта сначала осуществляется орфографическое проговаривание обучающимися словарных слов: а) побуквен-ное (ц-и-т-о-п-л-а-з-м-а); б) послоговое (ци-то-пла-зма); в) поморфемное (цит-о-плазм-а). Исследователи отмечают: «Активное владение русскими и иностранными морфемами даёт ученику возможность понимать многие слова, пришедшие в наш словарь из других языков, а также полнее, глубже и точнее осмысливать слова родного языка» [13, с. 4]. Далее обучающимся предлагаются для выполнения разнообразные дополнительные задания: «Подберите однокоренные слова из области биологии,

включающие корень цит- и/или плазм-»; «Являются ли слова цитология, цитоплазма и цитата однокоренными? Аргументируйте свой ответ» и др. При выполнении подобных заданий необходимо учитывать историю происхождения (этимологию) слов-терминов: б0ль-шая часть терминов — латинского или греческого происхождения (ср.: цитата от лат. citare, citatum — провозглашать, приводить; цитология от греч. kytos — сосуд и logos — учение).

С учётом дифференцированного подхода к домашнему заданию учитель-словесник выдаёт подгруппам обучающихся задание подготовить список терминов из изученного параграфа учебника биологии (физики, химии и пр.). На следующем уроке собственно словарный диктант (орфографическая «пятиминутка») проводится в классе представителями от каждой подгруппы.

Эффективным, на наш взгляд, является словарный диктант-конкурс «Кто больше запомнит» (проводится по методике учёного-методиста Л. П. Федоренко). Учитель-словесник «произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из 3 слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу» [7, с. 22]. Отбор терминов осуществляется учителем в основном свободно, но могут быть составлены и тематические «тройки». Например: первая тройка — эпикард, миокард, эндокард («Оболочки сердца»); вторая тройка — митотический, мейо-тический, амитотический («Способы деления клеток»); третья тройка — эритроцит, тромбоцит, лимфоцит («Типы клеток крови»). По окончании диктанта обучающиеся подсчитывают количество правильно записанных слов (эталон демонстрируется на экране). Достоинства такого вида диктанта: повышается орфографическая грамотность обучающихся в написании достаточно трудных биологических терминов; развиваются внимание и речевая

память; увеличивается скорость письма; воспитываются интерес к учению и сознательная дисциплина.

При проведении словарно-смыслового (толково-объяснительного) диктанта «Узнай слово» (подробнее см.: [7, с. 20; 11, с. 60]) учитель зачитывает значение слова-термина, а обучающиеся записывают само слово. К примеру, учитель читает: «Содержимое клетки, за исключением плазматической мембраны и ядра, называется…» (варианты текста: «Внутреннее полужидкое содержимое клетки.» [14, с. 59]; «Внеядерная часть протоплазмы животных и растительных организмов» [2, с. 1464]). Обучающиеся записывают ответ: «Цитоплазма». При подготовке диктанта учитель может использовать материалы словарных статей «Энциклопедического словаря юного биолога» [15], «Словаря терминов» школьного учебника биологии для конкретного класса (напр., см: [14, с. 274-279]), материалы сайтов для учителей биологии.

Запоминание большого количества терминов по предмету (зачастую даже на одном уроке) вызывает затруднения у школьников, поэтому многие учителя-предметники используют в практике обучения небольшие рифмовки, включающие слова-термины. Ниже приведён пример такой рифмовки (https://urok.1sept.ru/ articles/312924), которую можно использовать при проведении словарно-смыслового диктанта в 5-6 классах.

Подберёзовик с берёзой

Обменялись веществом.

Мы такие отношенья

Микоризою зовём.

Словарно-смысловой диктант «Узнай слово» проводится и в игровой форме — разгадывание кроссворда по биологии (кросс-вордный словарный диктант). Готовые кроссворды представлены на различных порталах и сайтах для учителей-предметников (https://pedsovet.su/; https://infourok.ru). Обучающиеся выполняют работу на отдельных ли-

сточках. Учитель-словесник озвучивает лексическое значение термина, школьники под соответствующим номером записывают необходимый термин.

Словарный распределительный диктант с заданной группировкой оформляется в столбиках или отдельных строчках. Пример-образец задания для 5 класса: «Распределите данные слова-термины в два столбика: а) содержащие двойные согласные; б) не содержащие двойные согласные. Двойные согласные подчеркните». Запись в тетради обучающихся: 1 столбик — бациллы, дрожжи, кокки, спириллы, таллом, хлорофилл, целлюлоза; 2 столбик — вакуоль, вибрионы, микориза, мицелий, спорангии, хитин, цианобактерии.

В практике обучения русскому языку «словарные диктанты проводятся не только с записью по строчкам и столбикам, но и иначе» [5, с. 137], например, в форме инфографики, что способствует развитию логического мышления обучающихся. Инфографика выступает «как визуальная форма, предназначенная для актуализации разных видов смысловых связей» [5, с. 137]. Так при написании словарного предметно-тематического диктанта «Слова на солнышке» обучающиеся изображают солнце с необходимым количеством лучей (количество лучей = количество слов); в середине записывают общую тему; на радиусах-лучах — термины, имеющие отношение к данной теме. На уроках биологии, безусловно, используются более сложные визуализации: логико-смысловые модели, интеллект-карты и др. Приведём в качестве примера список слов-терминов по теме «Бактерии»: прокариоты, безъядерные, нуклеотид, рибосома, муреин, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, сапро-трофы, паразиты. Задание можно усложнить путём добавления 1-2 терминов совершенно из других тем; эти термины обучающиеся должны записать не на «лучах», а рядом с «солнышком». Для правильного выполнения задания ученикам необходимо мысленно соот-

нести понятие и заданную тему, т. е. фактически вспомнить определение каждого термина, что способствует дополнительному формированию терминологической грамотности, развитию логического мышления и внимания.

Фигурный словарный диктант как вид иллюстрированного диктанта (подробнее см.: [5, с. 135-136]) позволяет использовать для записи и запоминания слов определённые образы, представленные в виде контурных рисунков. Например, в фигуру «Сердце» обучающиеся записывают соответствующие слова-термины: эпикард, миокард, эндокард, перикард и др. Диктант проводится вариантно: а) сначала записываются в столбик слова, затем обучающиеся создают вокруг подходящий контур; 2) в готовую фигуру вписываются диктуемые слова. «Фигурный диктант помогает мотивировать письменную работу по русскому языку, развивать творческие способности» [5, с. 136].

Отметим, что в учебных книгах по биологии представлено достаточно большое количество визуального материала (различные виды схем, рисунки, фотографии, таблицы, картограммы и др.).

С опорой на зрительную память проводится словарный диктант-головоломка «Расшифруй слово» (обучающиеся «расшифровывают» представленные на слайде презентации термины и записывают их в тетради или на классной доске): ТОПЛАЦИЗМА (цитоплазма), БРА-МЕМНА (мембрана), КУОЛЬВА (вакуоль), ЛОГИТОЦИЯ (цитология) и т. д.

Для проведения словарного диктанта-ребуса учитель-словесник может взять материалы сайта «Биоуроки» (https://biouroki.ru), содержащего ребусы, кроссворды и другие занимательные материалы по биологии для каждого класса.

На занятиях в рамках осуществления внеурочной деятельности по русскому языку предлагаем обучающимся выполнить необычный словарный «букинистический» самодиктант. Тексты для таких диктантов учи-

тель берёт из старых учебников, напечатанных до введения новой орфографии в 1918 году. Перед чтением необходимо объяснить, как читать буквы, отсутствующие в совре-

менном русском алфавите. На рисунке 1 представлен фрагмент теоретического текста из учебной книги «Очерки из жизни растений» [16, с. 396].

Зеленое красящее вещество чаще всего встречается въ листьяхъ и поэтому носитъ назвате хлорофилла („листовая зелень»), а содержащее его хроматофоры называются хлорофилловыми зернами или хлоропласгами; за шжлючетемъ многочисленныхъ водорослей, им4ющихъ хлоропласты въ вид4 лентъ, зв4здъ или нластинокъ, осталь-ныя растешя обладаютъ хроматофорами въ шдЬ мелвихъ плоскихъ зе-ренъ. Хлоропласты, какъ мы увидимъ далЪву им’Ьютъ весьма важное

Рис. 1. Фрагмент текста из

Задание к тексту: «Прочитайте фрагмент текста из дореволюционного учебника по биологии. Выпишите из текста слова-термины. Вспомните, используются ли эти термины в вашем учебнике биологии».

Исследователи отмечают: «Говоря об организации и проведении словарной работы на уроках русского языка, следует подчеркнуть, что все современные действующие учебники предусматривают специальную работу со словарными словами: такие слова выносятся на поля, выделяются особым шрифтом, объединяются в специальные рубрики» [6, с. 27-28]. Авторы учебников по русскому языку учитывают и межпредметные связи. Так, например, в учебниках «Русский язык» С. И. Львовой и В. В. Львова для 5-9 классов представлены упражнения под рубриками «На уроке биологии», «На уроке химии», «На уроке физики», «На уроке географии» и др. «Поработав с эти-

учебника биологии 1903 года

ми упражнениями, учащиеся пишут словарный диктант, куда включается терминологическая лексика всех изучаемых предметов» [6, с. 28].

При проведении словарного терминологического диктанта на уроках русского языка в 10-11 классах учителю-словеснику следует учитывать образовательный профиль конкретного класса.

Таким образом, использование на уроках русского языка терминологических минимумов разных школьных предметов (биологии, физики, химии и др.) в качестве дидактического материала словарного диктанта способствует формированию общей и конкретно-предметной терминологической грамотности обучающихся, обогащению словарного запаса в области разных наук, развитию орфографических умений и навыков, воспитанию интереса к изучению школьных учебных предметов.

Библиографический список

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988. 240 с.

4. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 414 с.

5. Острикова Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка. История, теория и практика диктанта: учебное пособие монографического характера. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. 176 с.

6. Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2012. 113 с.

7. Булохов В. Я. Сто разновидностей диктанта: учебно-методическое пособие. Красноярск: Изд-во Красноярского унта, 1994. 72 с.

8. Баранов М. Т. Методика орфографии // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 147-187.

9. Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 187-226.

10. Колесник А. В. Творческий диктант // Русский язык в школе, 2002. № 1. С. 22-27.

11. Кудряшова Н. В. Формирование открытого учебно-научного комплекта по методике преподавания русского языка в школе и вузе: рецензия на книгу Т. А. Остриковой «Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2021. № 3 (37). С. 157-160.

12. Терминологическая подготовка студентов по методике преподавания русского языка (предметный и метапредмет-ный аспекты): учебное пособие / Т. А. Острикова, Н. В. Кудряшова, Т. А. Налимова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2022. 96 с.

13. Земцова А. Ю., Бурцева С. А. Терминологическая грамотность обучающихся как условие успешного прохождения государственной итоговой аттестации по биологии // Источник. Информационно-методический и научно-педагогический журнал АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», 2018. № 2. С. 2-4.

14. Пасечник В. В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2017. 288 с.

15. Энциклопедический словарь юного биолога / сост. М. Е. Аспиз. М.: Педагогика, 1986. 352 с.

16. Шмейль О. Очерки из жизни растений / пер. с нем. (с изм. и доп.) С. Г. Григорьева, Л. Д. Синицкого и С. В. Чефранова. М., 1903. 508 с.

© Кудряшова Н. В., Сыркашев А. П., 2022

УДК 81’373.23:82Штительман

АНТРОПОНИМЫ В «ПОВЕСТИ О ДЕТСТВЕ» М. ШТИТЕЛЬМАНА

Перкас Любовь Симоновна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной лингвистики и теории языка Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье предпринята попытка анализа выбора имён собственных (антропонимов), употреблённых в повести Михаила Штительмана «Повесть о детстве».

Ключевые слова: имена собственные, антропонимы, фамилии, прозвища, детская литература, литературный персонаж.

ANTHROPONYMS IN THE «TALE OF CHILDHOOD» BY M. SHTITELMAN

Perkas Lyubov Simonovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Foreign Linguistics and Theory ofLanguage Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article attempts to analyze the choice of proper names (anthroponyms) used in the story «The Tale of childhood» by Mikhail Shtitelman.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: proper names, anthroponyms, surnames, nicknames, children’s literature, literary character.

Целью данной статьи является попытка нимов) Михаилом Штительманом в произве-

анализа выбора имён собственных (антропо- дении «Повесть о детстве».

Такой вид диктанта проверяет учащихся на знание   грамматических терминов.Проводится в начале урока (3-5 минут), что позволяет учителю проверить  теоретические знания учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    …

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата 05.11.2014
Формат docx
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

5 класс

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис).

  2. Сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание).

  3. Знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая).

  4. Главный член предложения, который отвечает на вопросы И.п. (подлежащее).

  5. Предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное).

  6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину (обстоятельство).

  7. Подлежащее и сказуемое — это … (грамматическая основа предложения).

  8. Предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).

  9. Слова в предложении, отвечающие на один и тот же вопрос и выполняющие одну и ту же синтаксическую роль в предложении (однородные члены).

  10. Разбор, который помогает правильно расставить знаки препинания в предложении (пунктуационный разбор).

  11. Предложения для пунктуационного разбора выделяются в учебнике цифрой… (5).

  12. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).

  13. Предложение, которое имеет две и более грамматические основы называются … (сложными).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать текст цифрами
  • Как написать теорию к проекту
  • Как написать текст цветными буквами
  • Как написать теорию к дипломной работе
  • Как написать текст цветным шрифтом