Как написать триллер приемы

Как написать триллер: эффективные рекомендации начинающим писателям (видео)

Для российской литературы книга-триллер – не самое частое явление. При этом среди читателей данные произведения весьма популярны – иностранных прозаиков, работающих в этом жанре, у нас в стране читают очень активно. Чтобы найти свое место в пока не сильно занятой нише, нужно разобраться, как написать триллер. Это вам подскажет материал KnigaStudio.ru.

Особенности жанра

Хороший триллер должен вызывать у читателей чувство страха, тревожного ожидания или хотя бы волнения. При этом выбранная автором тематика может быть какой угодно. Книги-триллеры подразделяются на приключенческие, детективные, политические, военные, исторические, фантастические, мистические. Можно написать шпионский или даже романтический триллер – ограничений по теме практически нет.

Главное, чтобы ваша история щекотала нервы, держала в напряжении, заставляла публику не отрываться от чтения в ожидании развязки. Сюжет должен быть интригующим, закрученным, фокусирующимся на неординарных событиях и сильных эмоциях.

Главные герои и злодеи

Как правило, персонажи триллеров очень четко делятся на положительных и отрицательных. У первых может быть полно отталкивающих или просто неприятных черт характера. А точку зрения и методы достижения цели вторых во многих случаях можно если не принять, то понять.

Тем не менее, ваша аудитория должна «болеть» именно за первых. При всем понимании поведения антагониста он должен оставаться для читателей злодеем. Победа над ним должна вызывать радость, а не сочувствие. Поэтому делать главного отрицательного персонажа чрезмерно человечным не стоит.

Структура произведения

Большинство книг-триллеров пишется примерно по одной схеме. По-настоящему талантливые литераторы, конечно, отступают от шаблонов и придумывают что-то свое. Но даже если следовать привычной для жанра структуре, можно сочинить захватывающее, достаточно оригинальное и востребованное массами чтиво – с яркими и необычными действующими лицами, неожиданными сюжетными поворотами, финальным твистом и т.д.

Вот как обычно строится повествование в книгах-триллерах:

  1. На первых страницах происходит нечто из ряда вон выходящее – из тюрьмы сбегает опасный преступник, террористы похищают ядерные боеголовки, на чердаке старого дома любопытные дети находят загадочную коробку и т.п.
  2. В первых главах читатели знакомятся с ключевым персонажем или персонажами, которые сразу же втягиваются в поиски преступника, переговоры с террористами, выяснение тайны коробки с чердака и т.п.
  3. По ходу сюжета к основным действующим лицам подключаются второстепенные – старые друзья или возлюбленные, родственники, коллеги, просто помощники и т.д. Чаще всего кто-то из второстепенных персонажей становится жертвой антагониста, чтобы главные герои начали действовать активнее и у них появились личные мотивы для борьбы.
  4. Протагонисты преодолевают всевозможные препятствия, пытаются найти и одолеть зло, но раз за разом терпят неудачу. Часто кажется, что антагонист все-таки победит, пока не наступает развязка.
  5. Кульминация происходит буквально на последних страницах книжки. Добро побеждает, все загадки разъясняются и, возможно, делается задел на следующую часть.

Бывает, что к финалу (особенно если это психологический триллер) герой меняется – преодолевает внутренний конфликт, избавляется от какого-либо комплекса, становится человечнее и т.п. Однако в большинстве произведений жанра акцент на этом не делается. Главное состоит в том, что «наши» победили, а зло наказано. Читатель провел немало волнительных часов за книгой и, если ему действительно понравилось, он обязательно купит продолжение.

Как написать хороший триллер

При создании книги-триллера, как правило, используются следующие приемы:

  1. Сюжет развивается очень стремительно. Быстрый темп практически не снижается от начала до конца, что исключает использование длинных диалогов, а также пространных описаний пейзажей, различных деталей, внутренних переживаний персонажей и т.п.
  2. Каждая глава заканчивается «на самом интересном месте», вынуждая читателя поскорее продолжить чтение.
  3. Напряжение нарастает от главы к главе. Поначалу протагонисту угрожают незначительные опасности, постепенно перерастающие в большую угрозу.
  4. На пути главного героя постоянно возникают какие-то препятствия и сложности.
  5. Часто читатели осведомлены о происходящем больше, чем положительные персонажи. К примеру, они знают, что под кроватью спрятался злодей, которого герои пока не видят. Ожидание, когда же злодей выползет из своего укрытия и каким образом его одолеют, будет порождать у читающей публики волнение и страх.
  6. Различные злодеяния нередко показываются от лица того, кто их совершает. Так противостояние антагониста и протагониста усилится, и напряжение в повествовании увеличится.
  7. Вплоть до финала антагонист одерживает победу, и только в конце положительные персонажи побеждают.
  8. Победа протагониста не объясняется случайностью или счастливым стечением обстоятельств. Он должен победить злодея своим интеллектом, силой или как-то еще, но это должна быть именно победа, требующая игры ума, ловкости, умения принимать сложные решения и т.п.

Как закончить триллер

Есть еще один важный момент, касающийся концовки произведения. Практически в любом детективе личность преступника выясняется только в последних главах. В триллере же имя злодея может быть известно уже на первых страницах (только читателю либо и читателю, и героям). А суть сюжета заключается в том, как его поймают.

Однако едва ли не все современные книжки-триллеры заканчиваются каким-нибудь эффектным твистом в стиле ранних фильмов М. Найта Шьямалана. Но запутывая читателей по ходу действия, чтобы поразить его в конце, не переусердствуйте. Неожиданный финал должен иметь хоть какое-то логическое обоснование. Поэтому перед тем, как отправлять свою рукопись в издательство или выкладывать готовый материал в интернет, еще раз перечитайте весь текст.

Убедитесь, что все развешенные вами по ходу сюжета крючечки, ружья и подсказки ведут в правильном направлении. Тогда концовка будет удивлять именно своей неожиданностью, а не натянутостью и нелепостью.

Некоторые подробности о триллере как о литературном жанре смотрите также в этом видео:

как написать триллер

Триллер порождает сильные эмоции, возбуждение, чувство тревоги и ожидания. Он щекочет нервы и держит в напряжении.

«Триллеру свойственно прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы». Росс Макдональд

Чем же отличается триллер от детектива?

В триллере речь идет о преступлении или катастрофе, которая должна вот-вот случится, если герой не предотвратит его. Читатель часто знает кто злодей, иногда даже следит «из-за его плеча» за тем, как тот совершает зло. Читатели, в отличие от главного героя, на шаг впереди него и знают то, что задумал злодей.

Виды триллеров

Существуют такие виды триллеров: шпионские, детективные, судебные, политические, полицейские, военные, медицинские, романтические, исторические, приключенческие, религиозные, мистические, научно–фантастические, «хай–тек».

Приемы, которые используются при написании триллеров

  • Сюжет должен развиваться стремительно, события – чередоваться в быстром темпе.
  • Напряжение должно постоянно нарастать.
  • Поднимайте ставки – от небольшой опасности к прямой угрозе жизни.
  • На пути героя препятствия и осложнения.
  • Преимущество то на стороне героя, то на стороне антагониста.
  • Покажите зло, которое совершает злодей, от его лица, это часто добавляет напряжения.
  • Сделайте тех, кому будет нанесен вред, близкими читателю через их личную историю. Пусть катастрофа затронет жизнь персонажей, которые будут убиты.
  • Оставьте герою луч надежды в безвыходной, казалось бы, ситуации. Но луч надежды оказывается иллюзией. Враг непобедим. И тогда герой находит союзника.
  • Крючки, загадки – заканчивать главу или раздел романа на интриге, чтобы читатель хотел узнать, что же произойдет дальше.
  • Кульминация в триллере происходит в самом конце: либо герой останавливает врага, либо враг убивает героя.
  • Счастливый конец герой должен выбороть. Это не должны быть счастливые обстоятельства или случайность.

Универсальные формулы триллеров

Альфред Хичкок говорил, что ожидание порождает страх. Читатель должен находиться в состоянии ожидания чего-то страшного. Вот три рецепта от Хичкока для успешного триллера:

  1. Читатель знает что-то, что должно произойти (видит притаившегося в шкафу монстра), но герой не знает об угрозе и напряженность строится на том, как выживет герой, когда это плохое все–таки с ним случится.
  2. Читатель не видит, откуда исходит угроза и он, вместе героем, удивляется, когда монстр выскакивает из шкафа.
  3. Читатели знают, что должно произойти преступление, и задача героя – предотвратить это. Читатель испытывает острые ощущения словно бы участвуя в событиях с главным героем.

Идеи для триллеров

  • Гонка против времени – ограничение по времени (где-то заложена бомба, дедлайн).
  • Ваш герой обнаруживает тайный заговор врагов (например, тайная политическая или преступная организация).
  • Злодей нашел у героя его слабую точку и играет с ним в «игры разума». Герою придется преодолеть эту психологическую слабость для того, чтобы остановить злодея от совершения преступления.
  • Преступление должно произойти. Или преступление уже произошло и снова будет повторяться в больших масштабах. Только герой может остановить его. Например, есть много триллеров о серийных убийцах, которые убивают по крайней мере, один раз в начале книги, и, если убийцу не остановят, он будет совершать их снова. А возможно даже более серьезные преступления.
  • Герой пытается остановить катастрофу (медицинскую, ядерную, экологическую, политическую), которая готова выйти из-под контроля.
  • Герой участвует в драматическом судебном процессе и за пределами зала суда сталкивается с тяжелым выбором.

Персонажи

В триллерах персонажи четко делятся на положительных и отрицательных.

Герой должен быть активным участником событий, а не наблюдать за событиями, которые разворачиваются вокруг него.

В результате всех испытаний, что он пережил, герой должен измениться и вырасти над собой к концу романа. Эти изменения и должны помочь герою в финале победить антагониста.

Строение романа

Предпосылки к конфликту или поворотный пункт. Переход главного героя от повседневной жизни к вовлечению в события, чтобы их решить. Конфликт. Осложнения. Самый темный час, когда все кажется конченым. Финальное сражение и развязка.

  • Роман может начинаться с напряжения и конфликта. Первое предложение должно сразу же цеплять читателя на крючок. И предисловие (если оно есть) должно быть достаточно напряженным.
  • Первая глава – повествовать об обыденной жизни героя, прежде чем он втянется в действие или окажется в напряженной ситуации.
  • Историей управляет злодей. Надо показывать точку зрения как героя так и злодея, чередуя сцены с их участием.
  • В отличие от детективов, читатель, а иногда и герой, с самого начала знают кто убийца или антагонист. Цель героя остановить антагониста.
  • Основное преступление еще не совершено. Триллеры, как правило, имеют дело с жизнью и смертью в ситуациях, часто на глобальном или национальном уровне. Герой должен «спасти и/или сохранить мир», хотя изначально он не может знать о масштабах проблемы.
  • События должны развиваться с головокружительной скоростью, но с редкими затишьями, когда герой добивается небольшого успеха или добавлять эпизод не-действия, когда герой решает какой-то свой внутренний конфликт. Это замедление усиливает напряженность и действует в качестве точки отсчета перед новыми неприятностями. Но подобные замедления не используются часто. Обычно в триллерах решения принимаются на лету, в разгаре действий.
  • Напряжение и постоянные конфликты – конфликт через каждую сцену, в диалоге, в действии, событии. Конфликт должен перерасти (измениться) и стать масштабнее на протяжении романа. Так же возможно пересечение с другими конфликтами, неожиданное повороты и ответвления сюжета.
  • Акцент на конфликтах и действии означает, что описания, экспозиция, технические детали и прочие отвлекающие элементы должны быть сведены к минимуму. Но некоторые авторы не придерживаются этих правил, чтобы описать артефакты, аспекты религии или другие детали, которые должны знать читатели.
  • Кульминация обычно происходит в самом конце. Концовка должна разъяснить все загадки, свести все концы воедино. Добро побеждает зло. Главный герой поднимается над собой и узнает что-то о себе или о человечестве.

Психологический триллер, особенности

  • Сюжет сосредоточен больше на главном герое романа, его внутренних переживаниях и его эмоциональном противостоянии с антагонистом. Эмоциональное напряжение – это движущая сила повествования.
  • У героев психологического триллера может быть измененное восприятие действительности, они могут быть безумны или больны психическими расстройствами. А можно просто показать некоторую внутреннюю борьбу героя, с элементами контроля над человеческим разумом. Все зависит от эффекта, которого вы хотите достичь.
  • Создайте сильные характеры. У героя и антагониста должны быть эмоциональные проблемы, которые мешают им достичь своих целей. Антагонист в психологическом триллере может быть даже не человеком, а внутренним демоном героя.
  • В психологическом триллере акцент делается на мыслях и переживания персонажей, а не на действии. Их может беспокоить: собственная уязвимость, болезнь, терзать мысли, страхи (универсальные и свои личные), подозрения, воспоминания. Также в таком триллере может присутствовать психологическая манипуляция антагониста (он знает слабости главного героя и использует их).
  • Герои психологического триллера ведут себя как обычные люди в ситуациях, которые испытывают их до предела. Эти ситуации могут разворачиваться даже в их собственной голове, а не быть просто внешними факторами или событиями.
    Что, например, произойдет, если в мире, который нам привычен, который мы хорошо знаем, что-то вдруг изменилось? Что может быть страшнее просыпаться каждое утро и не помнить, кто вы? Или быть пойманными на острове как в ловушке, где вы сойдете с ума? Но более пугающе вдруг понять, что все это не реально, что вы просто сумасшедший, живущий в мире своих иллюзий.
  • Сам персонаж может быть более важен чем сюжет. Необходимо понять и тщательно разработать характер главного героя.
  • Напишите сильную предысторию, которая пояснит истоки эмоциональных проблем персонажей, их эмоционального взаимодействия. Лучше написать полную историю для всех персонажей.
  • Конфликт в психологическом триллере проявляется через ум и навыки главных героев. Победить герой должен с помощью своего разума, а не физических усилий.
  • Акцент на мотивацию и ум героя, но можно добавить и элементы драмы, тайны и ужасов. Мотивы и намерения важнее, чем технические аспекты и совершенное преступление.
  • В ситуации «жизнь или смерть», угроза может касаться как жизни героя, так и представлять опасность для его рассудка, внутренней идентичности, его значимости.
  • Пусть антагонист играет в кошки-мышки с главным героем. Пусть эксплуатирует эмоциональные слабости героя, который, преодолев их, побеждает антагониста. Или герой находит эмоциональную слабость антагониста и использует ее.
  • В психологическом триллере раскрываются такие темы как смерть, реальность, восприятие, личность, смысл существования, цели. Одна или несколько тем должны присутствовать обязательно.
  • История должна развиваться вокруг героя и антагониста, их точек зрения и сцен с участием каждого в отдельности.
  • Покажите как меняется герой в процессе этой борьбы, как преодолевает себя (препятствия) и благодаря этому побеждает зло.

«Типичный психологический триллер, вместо того, чтобы развиваться, словно бы сжимается в себя. Напряжение возрастает вместе с увеличением страданий героев, они как ночные бабочки, что летают вокруг лампы, которая их убивает. Через небольшое время для них не существует ничего за пределами их собственной муки.»
«Психологический триллер представляется, как спираль: в первых главах он описывает небольшой мирок, который постепенно уменьшается до самого кульминационного момента. Этот метод помогает концентрации, потому что читатель сосредотачивается на мелочах, так же, как страдающий герой. Казалось бы, что лучшим начальным пунктом для такого типа повестей было бы спокойное начало, но это не совсем так. Можно начать в любом месте, если только ты увеличиваешь напряжение, постепенно сужая круг.» Лесли Грант-Адамсон «Как написать детектив».

Триллеры
Дафна дю Морье «Ребекка», Дин Кунц «Ангелы-хранители», Робин Кук «Хромосома-6», «Мозг», Деннис Лехэйн «Таинственная река», «Остров проклятых», Си Джей Уотсон «Прежде чем я усну», Софи Ханна «Маленькое личико», «Солнечные часы».



Загрузить PDF


Загрузить PDF

Триллер призван держать читателя в напряжении. В отличие от детективов, триллеры повествуют о предотвращении преступления до его совершения. Они должны шокировать, интриговать и томить читателя в неопределенности от начала и до конца.

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 1

    1

    Выберите вид триллера. Существует несколько разновидностей данного жанра. Выбор одной из них поможет вам определить сюжет истории. Вот наиболее распространенные виды триллеров:[1]

    • Психологический триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на психологических мотивах персонажей произведения. Как правило, в психологических триллерах есть главный герой, который психически неуравновешен (что может быть вызвано проблемами в семье, смертью родственника и прочим).
    • Детективный триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на решении загадки/тайны в быстро развивающейся, интенсивной среде (кража, убийство, самоубийство).
    • Научно-фантастический триллер. В этом виде триллера используют много тем и идей из жанра научной фантастики (например, мутация, зомби, монстры и прочее).
    • Шпионский триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на шпионах и шпионаже (например, убийство по найму, уничтожение, похищение и прочее).
    • Военный триллер. Этот вид триллера основан на войнах, как реальных, так и вымышленных (например, войны, ядерные снаряды, хакерство и прочее).
  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 2

    2

    Проведите мозговой штурм, чтобы найти идею для истории. Хороший триллер исходит из отличной идеи. Большинство триллеров строятся вокруг главного героя, который становится жертвой другого персонажа или должен ему противостоять. Сядьте и набросайте идеи согласно вашему видению развития сюжета. [2]

    • Например, у вас может быть идея о смерти и возрождении, где персонаж приближается к смерти, а потом вновь заявляет о себе. Или это может быть история о герое, который предотвращает преступление.
    • Еще один вариант: история, где персонаж предотвращает катастрофу и улучшает общество, решив проблему или найдя выход из затруднительного положения.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 3

    3

    Развивайте увлекательных персонажей. В хорошем триллере также присутствуют интересные, привлекательные персонажи, которые продвигают историю. Ваш главный герой должен быть целостной личностью и иметь подробную легенду, которая является историей персонажа или его прошлым. Не используйте шаблонных персонажей в своей работе, так как это может сделать историю пресной и предсказуемой для читателя. [3]

    • Не используйте банальных героев, которые часто встречаются в триллерах, например, черствый детектив, холодный и консервативный агент ФСБ или нетерпеливый молодой репортер. Сделайте героев более целостными и уникальными.
    • Например, главным героем может быть слепой детектив, который повсюду ездит со служебной собакой, или агент ФСБ с сомнительным прошлым, который стремится распутать трудное дело. Подумайте о различных чертах и качествах, которыми вы можете наделить персонажей, чтобы сделать их уникальными и небанальными.
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 4

    4

    Читайте примеры триллеров. Чтобы лучше понять жанр, читайте примеры. Старайтесь выбирать различные виды триллеров, чтобы получить представление о том, что публикуется. Можно прочитать:[4]

    • «Молчание ягнят», Томас Харрис;
    • «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон;
    • «Ребекка», Дафна Дюморье;
    • «Талантливый мистер Рипли», Патриция Хайсмит;
    • «Призрак дома на холме», Ширли Джексон.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 5

    1

    Разбейте сюжет на части. Чтобы значительно упростить себе работу, разбейте сюжет. Для этого используйте сюжетную схему, убедившись, что вы не теряете интригу и ввели в историю конфликт. Сюжетная схема включает в себя экспозицию (пролог), завязку, кульминацию, развязку и послесловие (эпилог).

    • Для разбивки сюжета можно также использовать метод снежинки. Он состоит из краткого описания в одно предложение, синопсиса длиной в один абзац и таблицы сцен.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Позаботьтесь о том, чтобы ваш триллер был хорошо продуманным, с тем чтобы зацепить внимание читателя. Автор Люси Хей говорит: «Напряженность и таинственность — важные составляющие любого триллера. Должно произойти нечто грандиозное, что приведет к ошеломительному финалу».

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 6

    2

    Начните с грохотом. Начните триллер сразу со сцены действия. Таким образом, вы мгновенно вовлечете читателя в сюжет и заверите его, что его ждут острые ощущения. Покажите преступление или опишите главного героя в центре затруднительного положения или основной проблемы.[5]

    • Не включайте предысторию или пролог на первые страницы истории. Это можно сделать позже. Начните с наиболее интересного или захватывающего момента.
    • Например, можно начать триллер с описания того, как убийца гонится за жертвой. Таким образом, читатель сразу же погрузится в мир истории.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 7

    3

    Не понижайте планку. По мере течения истории убедитесь, что интрига ни на минуту не угасает ни для главного героя, ни для читателя. Для этого ставьте главного персонажа в сложные или рискованные ситуации. Не прекращайте конфликт между действующими лицами. Создавайте препятствия на пути у героя, распутывающего преступление или идущего к своей цели. Сделайте жизнь главного героя полной трудностей или проблем.[6]

    • К примеру, в вашем триллере молодой, амбициозный агент ФСБ хочет распутать сложное дело. Сделайте так, чтобы ему было непросто достичь своей цели (сгорели улики или пропал свидетель).
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 8

    4

    Не останавливайте действие. Не включайте какую-либо ненужную информацию или информацию, которая не продвигает сюжет. Убедитесь, что действие непрерывно продолжается, а темп всегда остается высоким. В идеальном триллере действие скомпоновано, а главный фокус направлен на сюжет, а не на что-либо еще.[7]

    • Например, вместо того, чтобы добавлять длинные разделы с предысторией главного героя, сконцентрируйтесь на его передвижении от сцены к сцене. Введите предысторию в сцену, когда это будет необходимо, и постоянно продвигайте сюжет.
  5. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 9

    5

    Подбирайтесь к волнующей кульминации. В большинстве хороших триллеров есть волнующая кульминация, зачастую находящаяся на трех четвертых пути от истории. Кульминация — это момент, когда ставки наиболее высоки и сюжет находится на пике интриги и напряжения. Например, главный герой противостоит антагонисту. Протагонист может решить главную проблему или вопрос в истории или прийти к осознанию, что его взгляд на мир изменился.

    • К примеру, в кульминации может наступить момент, когда главный герой разоблачает убийцу, или когда он находит решение главной проблемы или вопроса в истории.
  6. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 10

    6

    Закончите на высокой ноте. Завершите историю на высокой, напряженной ноте. Вместо того, чтобы раскрывать все карты, сконцентрируйтесь на том, чтобы финальная сцена оставила читателя в догадках. Покажите в последней сцене, как главный герой совершает судьбоносное действие. Или заставьте его в конце осознать, что он изменил или сместил ход истории.[8]

    • Например, у вас в конце может быть продолжительная, тщательно проработанная погоня всего лишь с одной финальной сценой между агентом ФСБ и убийцей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 11

    1

    Перечитайте первый черновик. Как только вы закончите работу, перечитайте первый черновик. Прочитайте его вслух. Обратите внимание, насколько быстро и эффективно разворачивается сюжет. Проверьте, нет ли в нем каких-либо пробелов. Поищите любые моменты, где вы можете улучшить (или, наоборот, ухудшить) своих персонажей или сделать их глубже.

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 12

    2

    Покажите черновик другим людям. Вы также можете получить от них отзыв, чтобы улучшить свою работу. Покажите черновик членам писательской группы или своему наставнику. Запишитесь в школу писательского мастерства и обсудите там свою предварительную работу.

    • Черновик также можно показать друзьям или семье, чтобы узнать их мнение и получить совет. Будьте открыты для конструктивной критики, так как это зачастую делает работу сильнее.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 13

    3

    Пересмотрите черновик на вопросы действия, интриги и сюжета. Как только вы получите отзывы на черновик, пересмотрите в нем действие, интригу и сюжет. Спросите себя: эта сцена максимально вызывает напряжение? Достаточно ли действия в целом? Звучит ли сюжет логично и держит ли он читателей в напряжении?[9]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 21 051 раз.

Была ли эта статья полезной?

На Западе многие популярные писатели регулярно делятся с молодыми коллегами советами и секретами мастерства. Мы публикуем конспект мастер-класса, составленного известным автором Дэвидом Болдаччи («Абсолютная власть», «Тотальный контроль», «Абсолютная память») для подписчиков платформы MasterClass.

Откуда черпать идеи

Писательство — это образ жизни, поэтому вы всегда должны смотреть на мир через писательскую призму, как я это называю. Я вижу все те же вещи, что и люди вокруг меня, вот только у меня постоянно возникают мысли: «А что, если?» Вы должны научиться оценивать потенциал возможных историй.

  • Прогоняйте полученные идеи через фильтр. Всегда думайте, есть ли у этой идеи потенциал.
  • Ищите проблему, требующую решения. Придумайте проблему. Поднимите ставки. Найдите решение.
  • Налаживайте с читателем контакт через актуальные проблемы современности. Так у читателя появится что-то общее с персонажем — например, все страдают от забастовки работников общественного транспорта, — а вы сможете высказываться на волнующие вас темы, не рискуя показаться моралистом.
  • Пишите о том, что вам интересно. Не обязательно писать о том, что вы лично знаете, но всегда пишите о вещах и проблемах, которые вас волнуют. Любую тему можно сделать интересной. К примеру, Майкла Крайтона интересовали динозавры, клонирование и рост влияния японской экономики, Дэна Брауна — коды и шифры, а Джона Гришэма — юриспруденция.
  • Дайте идее немного отлежаться. Не хватайтесь сразу за первую попавшуюся идею — дайте ей отлежаться и оформиться. Тем временем подумайте, какой материал вам нужно собрать, чтобы приступить к работе, что вам необходимо узнать и какие пробелы заполнить.

Сбор материала

Для меня сбор материала критически важен. Писатель, работающий в жанре триллера, обязан быть журналистом. Вы должны научиться общаться с людьми и выяснять у них нужную информацию. Посещать те места, о которых пишете, и узнавать множество подробностей о том, о чём вы пишете.

  • Собирайте материал. Сбор материала может дать эмоциональную связь с тем, о чём вы пишете. Я — не фанат оружия, но я стрелял практически из каждого существующего в мире огнестрела — так я могу гораздо точнее расписывать, какие ощущения испытывают мои герои, когда им приходится стрелять.
  • Составьте предварительный план. Прежде чем приступить к сбору материала, составьте план: что именно вы хотите узнать, каким образом вы будете это узнавать и где вы будете это делать.
  • Выбирайте те места, которые могут сыграть важную роль в сюжете. Локации критически важны для сюжета, потому что хорошо подобранная локация может стать таким же важным действующим лицом, как и ваши персонажи. К примеру, когда я работал над «Падшими», местом действия романа я выбрал депрессивный шахтёрский городишко, поскольку, оказавшись в нём, ты буквально чувствовал, как тебя покидает всякая надежда.
  • Оставьте почти весь собранный материал за кадром. Когда я писал Zero Day, я собрал пять толстых папок референсных материалов. И весь этот объём я дистиллировал до нескольких страниц текста, в противном случае я рисковал утомить читателя скучной технической информацией. Но тот материал, который всё-таки попадёт в текст, должен быть очень насыщенным и полезным для понимания происходящего.
  • Найдите источники. Поспрашивайте среди знакомых, не знает ли кто нужных вам специалистов. Свяжитесь с ними. Подготовьтесь к встрече. Не готовьте статичные вопросы, ограничьтесь списком тем, на которые собираетесь поговорить, — вопросы должны рождаться в процессе диалога, так он будет гораздо продуктивнее. Всегда уточняйте, можете ли вы использовать полученную информацию в тексте.

Составление синопсиса

Я всегда составляю два синопсиса. Один — это общий план, в котором я списком перечисляю возможные сценарии развития сюжета, ситуации и события, которые я хочу упомянуть, а второй — это поглавный план всего романа.

  • Синопсис может меняться. Составленный в самом начале синопсис не высечен в камне. История может органически эволюционировать и изменяться в процессе написания по мере того, как вам в голову будут приходить идеи получше.
  • Разбивайте синопсис на планы поменьше. Это нормально, если в самом начале вы не знаете всех деталей или того, что будет дальше. Люди не читают всю книгу сразу целиком, они читают её по главе, по странице за раз. Именно так вы и должны работать над ней.
  • Из маленьких сцен создаются великие романы. Продвигайтесь вперёд маленькими шажками, фокусируясь на текущем моменте: сцена за сценой, глава за главой. Если ваши сцены написаны слабо, никто не доберётся до конца, чтобы узнать, чем же всё закончилось.

Создавая главы

  • Начните с крупного события: падает самолёт, кто-то умирает, на государственную лабораторию совершается налёт. Так вы сразу зацепите внимание читателя. Иногда я превращаю первые главы в своего рода историю внутри большой истории.
  • Сделайте первую главу образцовой. Первая глава — самая важная во всей книге. Там не должно быть ничего лишнего.
  • Создавайте динамику за счёт коротких глав. В жанре триллера должно быть ощущение динамики, безостановочного продвижения вперёд. Ничего не должно замедлять развитие сюжета. Высокая плотность происходящего, никакой воды, никаких слабостей, каждое слово должно что-то значить.
  • Чередуйте способы повествования. Не каждая глава должна содержать сплошное действие — чередуйте действие с внутренними монологами, диалогами и экспозицией, но соблюдайте баланс: нормально посвятить одну главу внутреннему монологу, не нормально иметь несколько таких глав подряд.
  • Каждая глава должна выполнять свою цель. У каждой главы должна быть цель: продвигать сюжет вперёд, сообщать читателю новую информацию или углублять характеры персонажей.

Темп, напряжение и саспенс

  • Начните повествование с потери. Например, Уилл Роби в начале The Guilty проваливает задание и не может устранить свою цель. Соответственно, его карьера хитмана на службе государства окончена. И теперь он должен выяснить, что с ним не так.
  • Заложите основу для неожиданных сюжетных поворотов. Все сюжетные повороты должны быть обоснованными и достоверными. Люди не верят в сюжетные повороты, которые не угадывались из предыдущих глав, вы должны заложить в повествование зацепки, которые намекают на подобную возможность, но постарайтесь не быть слишком очевидным.
  • Отвлекайте внимание читателя, чтобы он не сразу понял, что на самом деле происходит. Например, в самом начале «Падших» Амос Декер сидит на крыльце своего дома и пьёт пиво. Затем случается три вещи: он слышит какой-то странный шум на противоположной стороне улицы, он слышит, как заводится двигатель машины, но не видит водителя, а над головой у него пролетает самолёт. В следующей главе он найдёт в доме напротив нескольких убитых людей. Читатели наверняка подумают, что шум и машина как-то связаны с убийством, но, скорее всего, отбросят как несущественное пролетающий над головой самолёт. А затем окажется, что убийца был на борту самолёта.
  • Часики должны тикать. Чтобы почувствовать напряжение, читатель должен постоянно чувствовать, что имеющееся у героев время на исходе.
  • Ваш роман должен напоминать американские горки: резкий прилив адреналина, потом выдох, потом новый приток адреналина. Никто не выдержит пятьсот страниц безостановочного экшена, это слишком неправдоподобно и утомительно. Дайте героям (и читателям) возможность остановиться, перевести дух, выпить по пиву, обсудить то, что с ними уже приключилось, и то, что им предстоит сделать дальше.
  • Время от времени освежайте память читателя. Напоминайте о том, что произошло в предыдущих главах. Пусть ваши герои, пока сидят за пивом, пройдутся по материалам дела, обсудят имеющиеся улики и прикинут, в каком направлении развивать расследование. Это абсолютно достоверные сцены — в детективах постоянно так поступают. Подобный приём не только напомнит читателю, в чём, собственно, дело, но и поможет вам прояснить всё происходящее, сфокусироваться на важном и проверить, не забыли ли вы чего-либо.
  • Наращивайте ожидание с помощью клиффхэнгеров. Клиффхэнгеры (художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения) оставляют неразрешённые вопросы и побуждают читателей перевернуть страницу и читать дальше. Но не заканчивайте ими каждую главу.

Создаём запоминающихся персонажей

Персонажи — это ваш единственный шанс связаться с читателем на человеческом уровне.

  • Сделайте ваших персонажей живыми. Идеальных людей не существуют. Недостатки делают героев живыми и предоставляют пространство для развития сюжета — например, кто-то совершил ошибку, и читатель задаётся вопросом: почему он её совершил и что теперь будет? Другой пример: Уилл Роби — хитман на службе государства, его работа — устранять других людей. Как заставить читателя переживать за хладнокровного убийцу? Нужно показать, что это его работа, что он в ней хорош и что всякий раз, как он убирает очередную цель, очередная частичка его души умирает.
  • Дайте вашим персонажам багаж. Чтобы объяснить цели и мотивы персонажей, нужно заглянуть в их прошлое.
  • Расставьте на пути героев полосу препятствий. Если вы поставите героя в очень тяжелую ситуацию, а затем покажете, как он из неё выбирается, это создаст связь между ним и читателем.
  • Герои должны меняться. Читатели ожидают, что персонажи будут развиваться по ходу романа. К примеру, Амос Декер в «Абсолютной памяти» — глубоко травмированный человек, которому тяжело даются любые социальные контакты, он даже может выйти из комнаты, пока другие люди с ним разговаривают. Но к концу романа он пытается стать более человечным и общительным.
  • Придайте вашему герою уникальные черты. Это выделит его из толпы. К примеру, Амос Декер получил спортивную травму, которая крайне ограничила его социальные навыки, зато теперь он обладает совершенной памятью и способен запоминать мельчайшие детали.
  • Не забивайте на сайдкиков (помощники супергероев). Создать правдоподобный дуэт персонажей в четыре-пять раз сложнее, чем создать одного правдоподобного героя, но отдача того стоит. К примеру Алекс Джемисон из романов об Амосе Декере служит своего рода якорем, который связывает Амоса с реальностью. Но она тоже не стоит на месте и развивается. Слабые сайдкики ослабляют вашу историю.
  • Создавайте морально неоднозначных злодеев. Я люблю работать в серых зонах, в которых хорошие люди иногда совершают плохие поступки из неверных побуждений, а плохие люди могут совершить что-то хорошее — это придаёт им сложности и глубины и позволяет понять, откуда они взялись.

Это очень важно: если вы придумали для своей книги злого гения, который творит дьявольски жестокие поступки, найдите для него повод или причину так поступать. Это сделает вашего антагониста более реалистичным.


Прописываем диалоги

  • Определите эмоциональный контекст диалога: ваши герои злятся друг на друга, раздражены, испуганы или довольны друг другом.
  • Все диалоги должны служить одной из трёх целей: продвигать сюжет вперёд, углублять характеры персонажей или сообщать читателю новую информацию. Люди никогда не говорят бесцельно, у каждой беседы есть своя задача.
  • Каждое слово должно иметь значение. Не затягивайте диалоги сверх необходимости. Они должны быть запоминающимися, сообщать читателю необходимую информацию, но не более.

  • Следите за тем, как разговаривают другие люди. Изучайте их мимику, наблюдайте за языком тела, отмечайте отдельные языковые особенности.
  • Заберитесь вашим персонажам в голову. Диалоги должны отражать особенности героев. К примеру, Амос Декер из-за травмы ведёт и общается иначе, чем окружающие его люди.
  • Перечитывайте все диалоги вслух. Это лучший способ найти фальшь, слабость или провисание.
  • Ограничьте употребление сленга. Ваши герои могут обладать какими-то уникальными знаниями или использовать слэнг, непривычный или даже непонятный для всех остальных героев. Но старайтесь ограничивать его использование, иначе вы рискуете потерять читателя. Включайте в беседы с такими персонажами героев, которые, как и читатель, не понимают технических терминов — так читатель поймёт, что он не один такой. С другой стороны, читатель не дурак, поэтому старайтесь не упрощать подобные диалоги слишком сильно.

Пишем экшен

  • Используйте экшен-сцены для того, чтобы сообщить читателю новую информацию. Экшен-сцены могут передать информацию о месте, о мотивах героя или его особых навыках. К примеру, Уилл Роби — хитман, поэтому в романах о нём много экшена. Но эти сцены также показывают его профессионализм, его особые навыки и тщательность, с которой он подходит к делу: заранее всё планирует, просчитывает все возможные стратегии и прорабатывает точки выхода.
  • Замедлите темп, усильте воздействие. Триллер — это не фильм с Брюсом Ли, поэтому экшен не должен разворачиваться молниеносно, читатель должен на эмоциональном уровне прочувствовать происходящее, он должен прочувствовать, каково это — пропустить удар под дых или словить пулю в плечо.
  • Займитесь хореографией экшен-сцен. Читатели рассчитывают, что вы расскажете им, что именно они видят. Тщательно подбирайте слова. Нет ничего плохого в том, чтобы добавить пару-тройку слов, чтобы прояснить, что именно происходит в моменте.
  • Не забывайте о реалистичности происходящего. Помните, что у каждого действия есть последствия. Допустим, ваш персонаж попал в драку и вышел из неё победителем, но покажите, что он всё равно пострадал и теперь должен взять паузу и зализать раны.

Писательский процесс

Когда я ещё работал адвокатом, я работал очень много и писать мог только по ночам, когда вся семья ложилась спать. На протяжении нескольких лет я писал каждый день с десяти вечера до двух часов ночи семь дней в неделю.

Да, это тяжело, но, если вам действительно нравится писать и сочинять истории, вы справитесь. Я каждый вечер взбегал по лестнице в свой маленький кабинет, потому что это моё время, и на протяжении всего дня я не мог дождаться возможности заняться всеми теми идеями, что приходили мне в голову.

  • Найдите время, чтобы писать, несмотря ни на что. Если вы действительно хотите стать писателем, вы найдёте время, чтобы писать. Настоящий писатель не может не писать. Это страсть, это увлечение, это часть того, кто вы есть. Если вы хотите творить истории, вы должны проявить креативность и найти время, чтобы этим заниматься.
  • Найдите процесс, который работает для вас. Кто-то пишет по утрам, кто-то — по вечерам, а кто-то — по дороге на работу и обратно. Кто-то пишет две тысячи слов каждый день, кто-то ставит себе еженедельный лимит, кто-то каждый день занимается чем-то иным: пишет новую главу, перечитывает предыдущую, правит весь текст или собирает материал.
  • Погрузитесь в материал с головой. Прежде чем начать писать, я перечитываю первые несколько глав романа и перечитываю несколько предыдущих глав — так я погружаюсь в историю и напоминаю себе, в каком направлении она развивается. Это как разминка перед началом тренировки.
  • Позвольте вашему разуму парить. Каждый писатель рано или поздно загонял себя в тупик. Не зацикливайтесь на тексте и переключите внимание — займитесь другим проектом, сходите на прогулку, лично для меня отлично работает поход в душ: вы просто не представляете, сколько сюжетных проблем я разрешил, стоя под потоками горячей воды.
  • Лучшие дедлайны — те, что вы определили для себя сами.

Редактура

Я обожаю редактуру. Я постоянно перечитываю, переписываю и редактирую первые главы в процессе написания, а затем распечатываю весь текст, беру две цветные ручки и сажусь вычитывать страницу за страницей.

  • При редактуре нет ничего неприкасаемого. Редактуре подвергается всё: темп повествования, экшен-сцены, сюжет, язык. Вы должны вырезать слабые куски и заменять их более сильными и, желательно, краткими.
  • Проверяйте темп повествования поглавно. Возможно, где-то действие разворачивается чересчур быстро, а где-то, наоборот, провисает. Возможно, одну главу следует разбить на две или на три. Старайтесь уделять внимание тому, как главы стыкуются друг с другом.
  • Отдохните от материала. После того как вы закончите первую редактуру, отложите рукопись в сторону и займитесь чем-то другим. Начните новую книгу, возьмите отпуск. В общем, прочистите голову и только после этого заново садитесь за редактуру, глядя на текст свежим взглядом.
  • Умейте вовремя остановиться. Редактировать можно до бесконечности, причём в какой-то момент ваши правки начнут не улучшать, а ухудшать текст. Чем дольше вы пытаетесь довести рукопись до совершенства, тем выше шансы, что роман станет слабее.

Научитесь ориентироваться в книжном бизнесе

  • Узнайте, как работает индустрия.
  • Относитесь к ремеслу всерьёз.
  • Активно участвуйте в продвижении.
  • Наладьте отношения с книготорговцами.
  • Создайте свою фан-базу и регулярно общайтесь с фанатами.
  • Пользуйтесь новыми платформами.
  • Не забывайте, что именно имеет значение.

Создавая цикл

Серии дают вам второй шанс погрузиться в характеры ваших персонажей и развить их ещё больше, так что заранее развешивайте на стенах ружья, которые выстрелят в следующих книгах.

  • Взрослейте вместе со своими героями. Пусть они отражают происходящие в жизни изменения.
  • Оставляйте пространство для манёвра. Не говорите наверняка, что следующая книга будет, пока вы за неё не возьмётесь.
  • Беритесь за следующую книгу, только если у вас есть стоящая идея.
  • Старайтесь предоставлять достаточное количество предыстории, так вы не перегрузите тех, кто читает книги не по порядку, и не заставите скучать тех, кто читает книги по порядку. Но вкратце рассказать, что было раньше, не повредит и для тех, и для других.
  • Будьте последовательными. Если ваш герой три книги подряд охранял закон, он не может вдруг в четвёртой книге начать грабить банки.

Жизнь писателя

  • Настойчивость — ключ ко всему. Отказ — это часть писательской жизни, и если один отказ способен отбить у вас охоту писать дальше, эта жизнь не для вас.
  • Учитесь на отказах и своих ошибках.
  • Продолжайте писать. Совершенствуйте мастерство.
  • Осторожно принимайте важные решения.
  • Постоянно переизобретайте себя. Не застревайте в рутинном процессе, так вам быстро станет скучно, а следом станет скучной и ваша проза.
  • Оставайтесь верным истории, которую вы пытаетесь рассказать.
  • Не игнорируйте другие аспекты вашей жизни.
  • Никогда не теряйте запал.
  • Постоянно пополняйте свой колодец идей.

Книги меняют мир. Мир нуждается в свежих идеях и новых голосах. Люди, которым суждено стать писателями, станут писателями. Следуйте за словами, следуйте за своим сердцем, и что-то хорошее обязательно случится и с вами!

Вы написали книгу и хотите увидеть её в бумаге? Заполните форму, наш менеджер свяжется с вами и расскажет, как правильно издать книгу

Найти книги по писательскому и сценарному мастерству не так уж и сложно, поэтому я прочитала их немало. Однако, чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем сильнее становится в потребность в специализированной, «жанровой» литературе, которая объясняла бы основные законы жанра, описывала бы сложившиеся штампы, наиболее типичных героев и ожидания (и неожидания) аудитории. К сожалению, книг о том, как написать хоррор и триллеры, на русском очень мало.

Почти вся литература на эту тему лежит на Амазоне на английском языке (если не считать «Пляски смерти» Стивена Кинга). Можно найти отдельные статьи на разных сайтах, но не всегда это помогает. Зачастую их переписывают друг у друга, поэтому найти что-то действительно оригинальное сложно.

Этой статьей я открываю серию заметок из личного опыта написания мистических триллеров. Здесь будут описаны мои открытия (aka инсайты), интересные фрагменты из прочитанных книг по сценарному мастерству и все остальное, что может пригодится всем, кто хочет узнать, как написать хоррор.

Чем отличаются мистика, хоррор и триллер

разница между хоррором триллером и мистикой как написать книгу советы для писателей

По-моему, большей путанницы, чем между этими жанрами, нет. Поэтому перед тем, как написать хоррор или мистический триллер, нужно разобраться в их особенностях.

  • Мистика. Нельзя сказать, что это отдельный жанр. Чаще всего это лишь инструмент, позволяющий ввести в историю паранормальные элементы. Например, сверхъестественные способности, потусторонние силы и другие странности. Мистика не обязательно должна быть пугающей, например роман и одноименный фильм «Милые кости» — это чистой воды мистика, но цель этой истории совсем не в том, чтобы напугать.
  • Хоррор. Цель этого жанра — вызвать у читателя чувство страха, заставить воображение разыграться. Для этого используются всем известные символы и существа: пустые дома, кошмары, зомби и привидения. Хоррор часто использует мистику как один из инструментов, но не обязательно. Иногда угрозу может нести обычный человек, например, маньяк-психопат. Кстати, недавно я опубликовала статью Как написать ужасы: полное руководство по созданию хоррора, в которой описала все, что на данный момент известно об этом жанре и у нас, и за рубежом.
  • Триллер. Центральное понятие этого жанра — саспенс. Рассказчик должен поддерживать атмосферу неопределенности, напряжения и постоянной угрозы. Читатель до самого конца оставается в подвешенном состоянии и не знает, как в следующую секунду повернется история. Триллер часто скрещивается с хоррором или детективом, однако возможны и другие, более неожиданные комбинации.

Как видно, мистика, хоррор и триллер преследуют разные цели, однако их соединение усиливает чувство напряжения и страха. Это рождает желание дочитать книгу до конца, поэтому часто они соединяются в одном произведении. Каждый писатель сам определяет пропорции: кто-то может писать чистый хоррор, кто-то комбинирует его с триллером. Подробнее об особенностях этих жанров я писала в статье Внешние и внутренние жанры: путеводитель для писателей.

Я определяю свой жанр как мистический триллер, то есть у меня центральными элементами выступают саспенс и мистика, а цели напугать читателей я перед собой не ставлю (что не отменяет того факта, что кому-то моя история может показаться страшной).

Основные элементы хоррора и мистического триллера

Как написать хоррор триллер и мистическую историю основные элементы жанров советы для писателей

В этом разделе я описываю свой личный опыт в написании подобных историй, поэтому на 100% истинность не претендую. Итак, как написать хоррор или мои маст-хэвы для создания мистического триллера и ужасов:

Плоская арка героя

Если ты изучаешь писательское мастерство, то точно знаешь, что в конце истории в характере главного героя должно произойти серьезное изменение. Он должен стать не таким, каким был изначально. Я так и пыталась сделать при планировании своей истории, и никак не понимала, почему, блин, ничего не выходит. Насыщенный сюжет был, а вот изменений в главной героине не предвиделось.

К счастью, в этот момент я решила прочитать одну книгу из своих запасов, и выбор пал на работу Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Она буквально перевернула мое понимание сценарного мастерства, потому что оказалось, что герой необязательно должен меняться.

В некоторых случаях он остается собой, а вот другие персонажи и мир вокруг него меняются. Такой способ построения арки персонажа особенно уместен во всех историях, где речь идет про выживание (хоррорах, триллерах, боевиках), а также в некоторых комедиях.

Постоянное присутствие невидимой опасности

Главный враг жанров хоррора и триллера — очевидность. Как только опасность приобретает четкие очертания, а причина загадочных явлений обнаруживается, сюжет теряет свою напряженность. Горы трупов и реки крови — это не то, что заставляет сердце сжиматься от страха. Омерзительный монстр — всего лишь монстр, с которым можно разделаться подручными средствами.

Для создания напряженной атмосферы нужно, чтобы никто не знал, откуда исходит опасность: ни герои, ни читатели. И даже автор не всегда должен знать.Опасность — это что-то затаившееся в темных углах, в шелесте листьев безлунной ночью, в отражении зеркала в полной темноте.

Я сейчас не говорю о том, что в истории не должно быть маньяков, монстров, зомби, вампиров, призраков и прочей нечисти, но не всегда им стоит проявляться открыто. А лучше всего, если причина всех проблем как можно дольше будет скрыта (если это возможно): героев и читателей неопределенность должна мучить как можно дольше.

Крючки в конце каждой главы

Если человеку не удается прочитать книгу за один присест, он обычно дочитывает до конца главы и прерывается. Твоя цель — не дать этого сделать. Конец главы должен быть моментом максимального напряжения, и здесь разрешается использовать любые методы: неожиданные открытия, повисший в воздухе вопрос, резкие повороты сюжета.

В идеале подобный ритм нужно выдерживать на протяжении всей истории, но крючки в конце главы — это обязательная программа-минимум. Нужно всегда оставлять читателя с вопросом: «Что же будет дальше?».

Неожиданные сюжетные повороты

Не могу сказать, что это черта исключительно хорроров и триллеров — сюжетные повороты необходимы любой истории, но для данных жанров они должны быть максимально неожиданными. Они должны переворачивать все представления, которые были у читателей раньше. Герои шли все время по ложному следу, главный антагонист оказался по совместительству протагонистом, персонажи пытались спастись, но их действия только приблизили их гибель? Отличный пример такого построения сюжета в кино — детективный триллер «Китайский квартал».

Часть сюжетных поворотов нужно планировать с самого начала, особенно тот, что будет в конце, но не стоит забивать на это дело уже при написании истории. Нужно использовать любую возможность перенаправить историю в другое русло.

Здесь я хочу остановиться и сделать важное примечание. Большинство читателей знает об устройстве произведения только из уроков литературы, однако к тому времени, когда они дойдут до твоей книги, у них за плечами будут сотни, а то тысячи историй. Читатели умны и проницательны, они за версту чуют любые попытки автора напустить тумана и запутать их, поэтому создание сюжетных поворотов — самая сложная задача. Необходимо балансировать на тонкой грани, чтобы не раскрыть важную информацию раньше времени даже легким намеком, но и не запутать все настолько, что никто вообще ничего не поймет.

Какой совет я могу дать в этом случае? Пиши уверенно. Держи в голове все, что раскроется в дальнейшем, оставляй небольшие намеки-зацепки, но не акцентируй на них внимание. Пусть это будут обрывки фраз, жесты, предметы. Но до тех пор, пока правда не раскрылась, пиши так, будто и ты не знаешь ее. Если ты планируешь действительно мощный поворот, читатели и так будут шокированы, так что нечего заигрывать с ними, пытаясь намекнуть на что-то невероятное, что произойдет дальше.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Собственный опыт

Я не про встречи с привидениями и маньяками (хотя и это тоже неплохой бэкграунд). Любые истории в жанре хоррора, триллера с элементами мистики — это не просто будоражащие кровь истории про все таинственное и опасное. В первую очередь это попытки сублимировать свои страхи, примириться с мыслью о смерти и пережить всю боль и несправедливость, что есть в мире.

Пиши не просто о призраках — пиши о своих призраках. О тех страхах, которые живут внутри тебя. Визуализируй их, заставь себя встретится с ними через своих персонажей. Если ты боишься темноты, доведи свои фантазии до самого предела: чем она тебя пугает, кто там может скрываться, и что она может с тобой сделать. Если тебя мучает депрессия, представь, как она выглядит и каким образом сводит тебя с ума. Смотри на свои страхи и проблемы не просто как на обстоятельства своей жизни, но как на живых существ со своей волей и разумом.

Немало людей страдает от похожих вещей, поэтому твои истории будут не осознаваться ими буквально, но внутри, на подсознательном уровне, они поймут, про что ты пишешь. А когда они поймут, их посетит чувство страха и напряжения. И тогда твоя книга станет настоящим хоррором или триллером.

Жанры хоррора и мистического триллера ориентируются в первую очередь на внешнее действие: напряженное повествование, неожиданные сюжетные повороты и яркие визуальные образы, а внутреннее развитие и изменение персонажей отходит на второй план. Однако это не означает, что на эту сторону повествования можно забить: никто не запрещает прописывать арки изменения персонажей и раскрывать их внутренний мир. Надеюсь, после моей статьи тебе стало понятней, как написать хоррор и триллер.

А узнать о том, подходят ли эти жанры тебе ты можешь, пройдя небольшой тест на писательскую личность всего из 4 вопросов.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂


Download Article


Download Article

Thriller novels are written to keep the reader on the edge of their seat. Unlike mystery novels, thriller novels are about preventing a crime before it is committed. They should shock, intrigue, and keep the reader in suspense from beginning to end.

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 1

    1

    Choose a thriller type. There are several different types of thrillers. Choosing a type can help you determine the plot of the novel. The most common types of thrillers are:[1]

    • Psychological thriller: This type of thriller focuses on the psychological motives of the characters in your novel. Psychological thrillers usually include a main character who is mentally disturbed. (Ex. Family problems, the death of relatives, etc.
    • Mystery thriller: This type of thriller focuses on the solving of a mystery, but in a fast-paced, intense environment.(Theft, murder, suicide)
    • Science Fiction thriller: This type of thriller uses a lot of the themes and ideas in the science fiction genre. (Ex. Mutation, zombies, monsters, etc.)
    • Spy thriller: This type of thriller focuses on spies and espionage.(Ex: Assassination, elimination, kidnapping, etc.
    • Military thriller: This type of thriller is based on wars, whether real or fictional.(Ex: Wars, nuclear projectiles, hacking, etc.
  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 2

    2

    Brainstorm story ideas. A good thriller comes from a strong story idea. Most thrillers are built around a protagonist who falls victim to another character or has to fight against another character. Sit down and brainstorm story ideas for your novel that are specific to you and your perspective.[2]

    • For example, you may have a story idea about death and rebirth, where a character comes close to death and then reaffirms themselves. Or you may have a story with a hero who prevents a crime.
    • Another option is a story idea where a character prevents a disaster and improves society by solving a problem or dilemma.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 3

    3

    Develop engaging characters. Good thrillers will also have interesting, engaging characters to carry the story forward. Your protagonist or main character should be complex and have a detailed backstory, which is the history of a character or their past. Avoid using stock characters in your novel, as this can take all the energy out of the story and make it feel predictable for the reader.[3]

    • Avoid stock characters often found in thriller novels, like the hard-boiled detective, the cold, button-downed FBI agent, or the eager young reporter. Make your characters more complex and specific.
    • For example, you may have a detective that is blind and travels everywhere with a service dog, or an FBI agent who has a shady past and is eager to solve a difficult case. Think about different traits and qualities you can give your characters to make them unique and not a stereotype.
  4. Image titled Write a Thriller Novel Step 4

    4

    Read examples of thriller novels. To get a better sense of the genre, read examples of thriller novels. Try to read a variety of different thrillers and different types of thrillers so you get a sense of what is being published. You may read:[4]

    • The Silence of the Lambs by Thomas Harris
    • The Girl With The Dragon Tattoo by Stieg Larsson
    • Rebecca by Daphne Du Maurier
    • The Talented Mr. Ripley by Patricia Highsmith
    • The Haunting of Hill House by Shirley Jackson
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 5

    1

    Plot out the novel. To make writing the novel much easier, plot out your novel. Use a plot diagram to plot out the novel, making sure you keep the stakes high and the conflict going in the plot. A plot diagram will have exposition, the inciting incident, rising action, climax, falling action, and resolution.

    • You can also use the snowflake method to plot out the novel. The snowflake method consists of a one-sentence summary, a one paragraph summary, character synopses, and a spreadsheet of scenes.
  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 6

    2

    Begin with a bang. Start the thriller novel with a scene right in the action. Starting with action will throw the reader into the scene right away and assure them they are in for some major thrills. Introduce the crime or describe the protagonist in a the middle of a dilemma or major issue.[5]

    • Avoid including backstory or exposition in the opening pages of the novel. You can do this later. Start with the most interesting or engaging moments first.
    • For example, you may start a thriller with a description of a killer hunting down a victim. This will immerse the reader in the world of the story right away.
  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 7

    3

    Maintain high stakes. As the novel goes on, make sure the stakes are always high for the main character and for the reader. This means putting your main character in situations that are difficult or risky. Keep conflict going between characters. Create obstacles that get in the way of the character solving a crime or achieving what they want. Make the main character’s life full of complications or issues.[6]

    • For example, maybe you have a thriller where a young, eager FBI agent wants to solve a difficult case. You may make it difficult for the agent to achieve their goal by causing evidence to be lost in a fire or by having a witness go missing.
  4. Image titled Write a Thriller Novel Step 8

    4

    Keep the action moving. Do not include any unnecessary information or information that does not further the plot. Make sure the action moves forward continually in the novel and that the pace is always fast. Thriller are at their best when they are action packed and focus more on plot than anything else.[7]

    • For example, rather than include long sections of backstory for your main character, focus instead on getting the main character from scene to scene. Weave in backstory into a scene when necessary and keep the plot moving at all times.
  5. Image titled Write a Thriller Novel Step 9

    5

    Build to an exciting climax. Most good thrillers will have an exciting climax, often three-quarters of the way into the novel. The climax is the moment when the stakes are the highest and the story is at its highest point of suspense and tension. Your main character may confront the antagonist of the novel in the climax. They may solve the main problem or issue in the story. Or they may come to a realization that shifts or changes their world view.

    • For example, the climax of the novel may be the moment your main character unmasks the killer. Or it may be when the main character realizes the solution to a major issue or problem in the story.
  6. Image titled Write a Thriller Novel Step 10

    6

    End on a high note. Wrap up the novel on a high, suspenseful note. Rather than try to wrap up all the loose ends in the book, focus on ending on a scene that will keep the reader guessing. Show the main character making a decisive act in the last scene. Or have the main character come to a realization in the last scene that shows they have changed or shifted in the course of the novel.[8]

    • For example, you may have a long, elaborate foot chase at the end of the novel, with one last scene between the FBI agent and the killer.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 11

    1

    Read over the first draft. Once you have completed the novel, read over the first draft. Read it out loud to yourself. Notice if the draft moves quickly and efficiently. Check if there are any plot holes. Look for any moments where you can sharpen or deepen your characters.

  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 12

    2

    Show the draft to others. You can also get feedback from others on the draft to make it stronger. Show the draft to a writing group or to a writing mentor. Enroll in a thriller writing class and have the draft workshopped there.

    • You can also show the draft to friends and family for their perspective and advice. Be open to constructive criticism, as it will often make the novel stronger.
  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 13

    3

    Revise the draft for action, suspense, and plot. Once you have received feedback on the draft, revise it for action, suspense, and plot. Ask yourself, is this scene as suspenseful as it could be? Is there enough action in the novel as a whole? Does the plot make sense and keep readers on the edge of their seat?[9]

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you write a good psychological thriller?

    Lucy V. Hay

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Professional Writer

    Expert Answer

  • Question

    What are some examples of thriller books?

    Community Answer

    Some popular thriller books are Gone Girl, Girl on the Train, The Girl with the Dragon Tattoo, The Da Vinci Code, The Bourne Identity, Silence of the Lambs, and The Andromeda Strain.

  • Question

    I want to write a big novel, but I’m worried I won’t have enough material. What should I do?

    Community Answer

    Just write what you can. Once it is done, read it and see if there is anything else you could possibly add. If there isn’t anything else, then do not worry. You don’t need to write a big novel. A book is finished when it is finished.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

If you want to write a thriller novel, use a plot diagram to draw out your story. Include elements like the opening, the rising action, the climax, and the resolution. Start the story off with some sort of exciting action, then try to keep the stakes high throughout the story. Eventually, the conflict should reach a dramatic confrontation, followed by a resolution. However, don’t be afraid to end your thriller on a suspenseful note, like the antagonist breaking out of prison or the hero heading somewhere unknown. For tips on getting help proofreading your novel, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 119,819 times.

Reader Success Stories

  • Amrit RRD

    «It told me the difference between the starting of a mystery and a thriller novel and I came to know about what to…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Thriller novels are written to keep the reader on the edge of their seat. Unlike mystery novels, thriller novels are about preventing a crime before it is committed. They should shock, intrigue, and keep the reader in suspense from beginning to end.

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 1

    1

    Choose a thriller type. There are several different types of thrillers. Choosing a type can help you determine the plot of the novel. The most common types of thrillers are:[1]

    • Psychological thriller: This type of thriller focuses on the psychological motives of the characters in your novel. Psychological thrillers usually include a main character who is mentally disturbed. (Ex. Family problems, the death of relatives, etc.
    • Mystery thriller: This type of thriller focuses on the solving of a mystery, but in a fast-paced, intense environment.(Theft, murder, suicide)
    • Science Fiction thriller: This type of thriller uses a lot of the themes and ideas in the science fiction genre. (Ex. Mutation, zombies, monsters, etc.)
    • Spy thriller: This type of thriller focuses on spies and espionage.(Ex: Assassination, elimination, kidnapping, etc.
    • Military thriller: This type of thriller is based on wars, whether real or fictional.(Ex: Wars, nuclear projectiles, hacking, etc.
  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 2

    2

    Brainstorm story ideas. A good thriller comes from a strong story idea. Most thrillers are built around a protagonist who falls victim to another character or has to fight against another character. Sit down and brainstorm story ideas for your novel that are specific to you and your perspective.[2]

    • For example, you may have a story idea about death and rebirth, where a character comes close to death and then reaffirms themselves. Or you may have a story with a hero who prevents a crime.
    • Another option is a story idea where a character prevents a disaster and improves society by solving a problem or dilemma.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 3

    3

    Develop engaging characters. Good thrillers will also have interesting, engaging characters to carry the story forward. Your protagonist or main character should be complex and have a detailed backstory, which is the history of a character or their past. Avoid using stock characters in your novel, as this can take all the energy out of the story and make it feel predictable for the reader.[3]

    • Avoid stock characters often found in thriller novels, like the hard-boiled detective, the cold, button-downed FBI agent, or the eager young reporter. Make your characters more complex and specific.
    • For example, you may have a detective that is blind and travels everywhere with a service dog, or an FBI agent who has a shady past and is eager to solve a difficult case. Think about different traits and qualities you can give your characters to make them unique and not a stereotype.
  4. Image titled Write a Thriller Novel Step 4

    4

    Read examples of thriller novels. To get a better sense of the genre, read examples of thriller novels. Try to read a variety of different thrillers and different types of thrillers so you get a sense of what is being published. You may read:[4]

    • The Silence of the Lambs by Thomas Harris
    • The Girl With The Dragon Tattoo by Stieg Larsson
    • Rebecca by Daphne Du Maurier
    • The Talented Mr. Ripley by Patricia Highsmith
    • The Haunting of Hill House by Shirley Jackson
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 5

    1

    Plot out the novel. To make writing the novel much easier, plot out your novel. Use a plot diagram to plot out the novel, making sure you keep the stakes high and the conflict going in the plot. A plot diagram will have exposition, the inciting incident, rising action, climax, falling action, and resolution.

    • You can also use the snowflake method to plot out the novel. The snowflake method consists of a one-sentence summary, a one paragraph summary, character synopses, and a spreadsheet of scenes.
  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 6

    2

    Begin with a bang. Start the thriller novel with a scene right in the action. Starting with action will throw the reader into the scene right away and assure them they are in for some major thrills. Introduce the crime or describe the protagonist in a the middle of a dilemma or major issue.[5]

    • Avoid including backstory or exposition in the opening pages of the novel. You can do this later. Start with the most interesting or engaging moments first.
    • For example, you may start a thriller with a description of a killer hunting down a victim. This will immerse the reader in the world of the story right away.
  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 7

    3

    Maintain high stakes. As the novel goes on, make sure the stakes are always high for the main character and for the reader. This means putting your main character in situations that are difficult or risky. Keep conflict going between characters. Create obstacles that get in the way of the character solving a crime or achieving what they want. Make the main character’s life full of complications or issues.[6]

    • For example, maybe you have a thriller where a young, eager FBI agent wants to solve a difficult case. You may make it difficult for the agent to achieve their goal by causing evidence to be lost in a fire or by having a witness go missing.
  4. Image titled Write a Thriller Novel Step 8

    4

    Keep the action moving. Do not include any unnecessary information or information that does not further the plot. Make sure the action moves forward continually in the novel and that the pace is always fast. Thriller are at their best when they are action packed and focus more on plot than anything else.[7]

    • For example, rather than include long sections of backstory for your main character, focus instead on getting the main character from scene to scene. Weave in backstory into a scene when necessary and keep the plot moving at all times.
  5. Image titled Write a Thriller Novel Step 9

    5

    Build to an exciting climax. Most good thrillers will have an exciting climax, often three-quarters of the way into the novel. The climax is the moment when the stakes are the highest and the story is at its highest point of suspense and tension. Your main character may confront the antagonist of the novel in the climax. They may solve the main problem or issue in the story. Or they may come to a realization that shifts or changes their world view.

    • For example, the climax of the novel may be the moment your main character unmasks the killer. Or it may be when the main character realizes the solution to a major issue or problem in the story.
  6. Image titled Write a Thriller Novel Step 10

    6

    End on a high note. Wrap up the novel on a high, suspenseful note. Rather than try to wrap up all the loose ends in the book, focus on ending on a scene that will keep the reader guessing. Show the main character making a decisive act in the last scene. Or have the main character come to a realization in the last scene that shows they have changed or shifted in the course of the novel.[8]

    • For example, you may have a long, elaborate foot chase at the end of the novel, with one last scene between the FBI agent and the killer.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Thriller Novel Step 11

    1

    Read over the first draft. Once you have completed the novel, read over the first draft. Read it out loud to yourself. Notice if the draft moves quickly and efficiently. Check if there are any plot holes. Look for any moments where you can sharpen or deepen your characters.

  2. Image titled Write a Thriller Novel Step 12

    2

    Show the draft to others. You can also get feedback from others on the draft to make it stronger. Show the draft to a writing group or to a writing mentor. Enroll in a thriller writing class and have the draft workshopped there.

    • You can also show the draft to friends and family for their perspective and advice. Be open to constructive criticism, as it will often make the novel stronger.
  3. Image titled Write a Thriller Novel Step 13

    3

    Revise the draft for action, suspense, and plot. Once you have received feedback on the draft, revise it for action, suspense, and plot. Ask yourself, is this scene as suspenseful as it could be? Is there enough action in the novel as a whole? Does the plot make sense and keep readers on the edge of their seat?[9]

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you write a good psychological thriller?

    Lucy V. Hay

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Professional Writer

    Expert Answer

  • Question

    What are some examples of thriller books?

    Community Answer

    Some popular thriller books are Gone Girl, Girl on the Train, The Girl with the Dragon Tattoo, The Da Vinci Code, The Bourne Identity, Silence of the Lambs, and The Andromeda Strain.

  • Question

    I want to write a big novel, but I’m worried I won’t have enough material. What should I do?

    Community Answer

    Just write what you can. Once it is done, read it and see if there is anything else you could possibly add. If there isn’t anything else, then do not worry. You don’t need to write a big novel. A book is finished when it is finished.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

If you want to write a thriller novel, use a plot diagram to draw out your story. Include elements like the opening, the rising action, the climax, and the resolution. Start the story off with some sort of exciting action, then try to keep the stakes high throughout the story. Eventually, the conflict should reach a dramatic confrontation, followed by a resolution. However, don’t be afraid to end your thriller on a suspenseful note, like the antagonist breaking out of prison or the hero heading somewhere unknown. For tips on getting help proofreading your novel, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 119,819 times.

Reader Success Stories

  • Amrit RRD

    «It told me the difference between the starting of a mystery and a thriller novel and I came to know about what to…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать тригербот для кс го
  • Как написать триггер бот
  • Как написать три миллиарда семьсот миллионов цифрами
  • Как написать три копейки
  • Как написать трещина правильно