Как написать туториал

Ничего сакрального, но иногда самые тривиальные вещи могут оказаться самыми неочевидными.

Ну вы поняли…

Недавно встретил на GCG короткую заметку о том, как сделать туториал лучше. Оригинальная статья за авторством Дилана Морана достаточно короткая и сухая на примеры, поэтому я позволил себе немного отсебятины при переводе. Для тех, кто подобной самодеятельности не терпит, прилагаю ссылку на оригинал, можете ознакомиться с ним самостоятельно: там довольно простой английский, проблем возникнуть не должно. Всех остальных прошу:

Каждый геймдизайнер знает какую важную роль в игре занимает туториал. Задача туториала не только показать геймерам базовые игровые механики, но и дать им ключ к пониманию будущих усложнённых версий этих механик, которые могут быть введены в игру позже. Но при этом тутор должен быть доступным и простым.

Создать грамотный туториал, который всем понравится, часто оказывается действительно сложной задачей. Вот шесть советов по дизайну тутора в вашей игре, которые должны помочь:

1. Меньше текста

Слишком много текста — отвратительно для туториала. Объёмный текст снижает темп игры, разрушает погружение, и игроки будут пропускать его даже если им действительно понадобится помощь.

Туториалу следует быть интерактивным, как и сама игра. Геймеров надо провести через действия, которые они изучают, а не заставлять читать про них. Это создаст более удачный игровой опыт и гарантирует, что игроки действительно поймут то, чему вы их научили.

От себя добавлю, что это, конечно, так, но не всегда.

Если вы новатор и придумали какую-то невообразимую механику, которую другим и представить сложно, то, вероятно, без небольшой простынки текста вам обойтись не удастся, так что не рвите на голове волосы и пишите столько текста, сколько нужно. Главное, помните — чем проще и короче, тем лучше!

2. Не навязывайте тутор

Здесь мне потребуется небольшое лирическое отступление. Автор оригинальной статьи посвящает этот пункт явлению, которое он называет “Front-Load Tutorial”. Я не совсем уверен в том, что именно имеется в виду. Думаю речь идёт о бесконечных всплывающих окнах в начале некоторых игр, а ещё о желании скорее рассказать игроку про все-все-все интересные фичи, даже если они ему ещё недоступны.

Итак, вот что Дилан пишет под строфой “Don’t Front-Load Tutorials”.

Разработчики видеоигр часто чувствуют необходимость вывалить на игрока всю информацию, которая может ему понадобиться в игре, как только он её запустит. Затея эта отвратительна, но (внезапно!) — это очень распространённое явление.

Агрессивное навязывание обучения и бомбардировка всплывающими окнами неизбежно ведут к информационной перегрузке игрока. Что, в свою очередь, способствует его отрешённости на время прохождения тутора. Игрок начнёт скучать от всей навалившейся информации и забудет большую её часть к тому моменту, когда она понадобится ему на самом деле. Не бойтесь разбивать ваш тутор на малюсенькие кусочки и подтягивать их именно тогда, когда связанная с ними игровая механика действительно возникнет в игре.

От себя добавлю, что любые правила можно (и иногда даже нужно!) нарушать.

Именно так и появляются новые течения в чём угодно! Но чтобы красиво это делать, нужно сперва научиться “чувствовать” нарушаемые правила, понимать почему именно вы хотите их нарушить. Если вы съели не одну собаку на туториалах, вы уже можете себе позволить эксперименты, на которые другие геймдизайнеры или не решатся, или они попросту не придут им в голову.

Довольно весёлое обучение в Far Cry 3 Blood Dragon

3. Тутор должен доставлять

Люди всегда учатся лучше, когда им интересно. Поэтому и ваш туториал тоже должен быть интересным и волнующим! Он должен вовлекать игрока в процесс, как и сама игра.

Такого эффекта может быть сложно добиться, но тем не менее очень важно уделить этому время, внимание и сделать всё должным образом. Люди относятся к играм также как и к другим видам развлечений, и примерно также оценивают их. Так что, если игра начинается с обучения — это не оправдание, чтобы не сделать её интересной сразу же! Подумайте о тех элементах вашей игры, которые вам нравятся и кажутся весёлыми, а потом добавьте их в туториал! Если игра цепляющая и доставляет, тутор тоже будет доставлять. Если даже в каждом онлайн-казино есть развлекательные обучалки, то уж вам, в вашей игре, точно ничего не мешает сделать интересный туториал!

Снова я со своим примером.

Мне очень нравится, какой туториал сделали League of Geeks в своей цифровой настолке Armello. Эта игра рассчитана на 4-ёх человек, и в ней есть 4 разных условия победы.

Четыре стартовых персонажа олицетворяют четыре разных пути к победе

Так вот: их туториал представляет из себя 4 коротких сюжетных сценария, которые знакомят игрока с лором игры, что само по себе очень интересно, но ещё и показывают все важные для игры механики.

Нарративно это выглядело как рассказ одной и той же истории с 4-ёх разных точек зрения. Достаточно увлекательно: только что вы в шкуре благородного волка Тейна отправляетесь на битву со злом, как через секунду уже от лица подлой крысы Меркурио строите козни фактически самому себе в предыдущей инкарнации.

Таким образом, туториал получился динамичным, а динамика — один из лучших инструментов удержания внимания. Не зря же дикторы на радио постоянно меняют скорость речи.

Для тех, кому стало интересно, как выглядит тутор в Armello

4. Закрепляйте обучение через игру

Идея заключается в том, чтобы растянуть тутор по игре и сделать его доставляющим. Закрепляйте то, что было пройдено в туториале, выделяя соответствующие элементы по ходу игры. Вы должны дать игроку понять, как он может использовать то, чему научился, когда наступит подходящий момент. Если у вас получится создать такой тутор, который воспринимается, как геймплей или ещё лучше — станет частью геймплея, то с этим у вас не будет проблем.

Тутор в Plant vs. Zombies ощущается вполне естественно

В этом месте хочется поделиться с вами переводом ещё одного доклада о туторах, который была опубликован на Хабре ещё в 2016-м. По сути там рассматривается эта же проблема, на примере Plants vs. Zombies (в которой тутор был замечательным).

Джордж [создатель Plants vs Zombies] весело и конструктивно описывает процесс создания и интеграции туториала для своей игры. А универсальность и простоту обучения подтверждает рассказом о том, как его мама, до этого не сталкивавшаяся с видеоиграми, прошла всю Plants vs. Zombies и победила последнего босса

Выдержка из статьи

Если вы прямо сейчас думаете над туториалом в вашей игре (а о нём стоит думать почаще), советую также ознакомиться и с этим материалом. Частично он пересекается с мыслями Дилана Морана, но лишний раз сделать акцент на чём-то важном, вредно не будет.

5. Прислушивайтесь к вашей целевой аудитории

Туториал — один из тех элементов, на которые вы должны обратить особое внимание во время плей-тестов. Очень легко начать думать, что вы сделали нечто очевидное и простое, хотя на самом деле — ваша придумка может быть совершенно непонятной для игроков.

Дайте другим людям пройти ваш тутор и выслушайте их мнение. Будьте внимательны к ЦА вашей игры. То что вам кажется вполне естественным, не обязательно будет понятным для кого-то ещё! Сделайте туториал, который каждый игрок сможет пройти с удовольствием. И не просто игрок, а ВАШ игрок.

Как и с другими пунктами этого списка, Дилан не приводит никаких примеров. Зато в моей практике есть отличный пример!

Когда кто-то не может пройти придуманный вами «элементарный» уровень

Не так давно мне довелось участвовать в разработке стратегического тайм-менеджера под Big Fish Games. Для тех, кто не знает, что это за жанр, вкратце: простенькая головоломка, в которой игрок может отправлять рабочих по заранее продуманному геймдизайнером пути. Рабочие могут собирать ресурсы и убирать с их помощью препятствия. Цель игры, как правило, расчистить путь между начальной и конечной точкой. И всё — это core-геймплей. Естественно, целевая аудитория у таких игрушек глубоко казуальная. Но мы даже не представляли насколько глубоко!

Настолько

Несмотря на то, что никто из нашей команды не увлекался ТМ-ками сам по себе (что вполне ожидаемо, таких людей ещё попробуй найди; я вот до проекта даже не знал, что такой жанр существует), мы всё равно работали “по кайфу” и честно старались сделать лучшую игрушку в жанре. Поэтому, дабы геймплей не стал монотонным, мы периодически раскидывали по уровням всевозможные фишечки. Какие-то подглядывали у других разработчиков тайм-менеджеров, какие-то придумывали сами. В общем, всё как на разработке игр любого другого жанра.

И вот, ближе к концу игры, при работе над 38-ым уровнем (а всего их 40, не считая нескольких бонусных), одному из членов команды пришла в голову идея добавить на уровень простенькую головоломку. Вообще, львиная доля механик выдумывалась вот так “на ходу”, потому что мы работали в основном на скорость. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что следовало бы добиться большей постепенности введения фич, хотя в целом игрой я доволен.

Один из предварительных скетчей злокозненного 38-го уровня

Суть головоломки простая, как пять копеек.

На уровне, помимо основного выхода, находились ещё две двери поменьше (на скрине — по бокам). За ними хранились ресурсы, которые игроку необходимо было получить, для разблокировки главного выхода. Чтобы открыть эти двери, нужно подобрать символьный “шифр”. Возле каждой двери на стене располагалось изображение соответствующего символа.

Возможно, самая сложная загадка в истории видеоигр

Подбирались символы тоже элементарно. На уровне стояло два постамента с анимированными значками, которые просто невозможно было пропустить.

На скетче выше проекции ещё не пересекаются, поэтому пришлось скринить с видосиков

Два значка — уголок и три четверти сектора — проецировались на один. Если нажать на кнопку под значком, он повернётся на 45 градусов. Собственно, вот и вся шарада: разверни несколько раз значки пока их проекция не совпадёт с символом возле двери, затем дёрни рычаг и дверь откроется.

Стоит сказать, что как механика кнопок, так и механика рычагов игроку, который дойдёт до этого уровня, уже должна была быть знакома. Однако, сложить их вместе получилось не у всех…

Обидели игрока «непроходимым» уровнем, и он поставил нам низкую оценку

Вот, например, человек в отзывах жалуется, что пробовал пройти треклятый 38-й уровень 50 раз, но у него так и не вышло.

При этом в игре есть подсказки. Вот скрин начального экрана уровня:

В самом низу, прямо над кнопкой «Start», описана вся суть

Кроме того, когда игрок собирал один из двух нужных символов, возле соответствующей двери отыгрывалась весёлая анимашка, привлекающая внимание. Т.е. даже если вы не поняли, что нужно делать, и тупо закликали кнопку, вы всё равно увидите визуальный эффект, который должен дать вам наводку.

И это, не говоря уже о том, что сама загадка просто элементарная.

Думаю, мой пример просто хрестоматийный для этого пункта. Нам казалось, что проще головоломки быть не может, но в итоге для нашей ЦА вышло так, будто мы создали Dark Souls от мира ТМ-ок :)

Вообще на Big Fish Games люди не очень активно оставляют отзывы. По ним тяжело определить является ли та или иная жалоба проблемой именно геймдизайна, а не отдельного человека. Но если прошерстить, например, youtube, всё становится ясно.

Да, есть люди, которые выкладывают летс-плеи ТМ-ок, и есть люди, которые эти летс-плеи смотрят. К зрителям относятся в том числе и сами разработчики. Нет лучшего фидбека, чем запись того, как кто-то играет в твою игру!

Короче, статистика для отдельно взятого канала примерно такая: где-то 170 просмотров геймплея первого уровня (логично предположить, что люди смотрят его, а затем решают, покупать игру или нет), против около 20 просмотров на всех остальных уровнях. Ещё, любители ТМ-ок, видимо, казуалы во всём: они не очень активные пользователи, и почти никогда не оставляют комментариев, а под роликами часто либо совсем нет ни лайков, ни дизлайков, либо около 1-го — 2-ух.

Что же на 38-ом уровне?

Летс-плеерша тоже ненадолго «зависла» на головоломке, но в итоге справилась

Целых 3 (три, Карл!) комментария с благодарностями от игроков, в духе: «Наконец-то, я знаю, как это пройти». Восемь лайков против одного дизлайка (кто-то психанул), и больше 800 просмотров. Т.е. количество просмотров в 40 раз выше среднего.

Вот такое вот свидетельство нашего фейла.

Я не знаю, в чём именно была проблема: в визуальном оформлении кнопок именно на этом уровне (может, кто-то принимал их за декор), или само наличие задачки резко выделяющейся на фоне остальной части геймплея. Но проблема есть, и она не в игроках — это наш косяк. Скорее всего, люди, играя в ТМ-ки, просто напрочь отключают голову, и спокойно медитируют после рабочего дня перед монитором, а тут мы со своими кнопками и рычагами!

К сожалению, наша команда недостаточно хорошо понимала свою ЦА. Если бы у нас была возможность провести плей-тест среди заядлых игроков в ТМ, мы бы смогли что-то изменить.

Вывод: практически все пособия по туториалам будут вам твердить, что нельзя слишком сильно навязывать игрокам подсказки, вот и мы решили поубавить количество хинтов — и зря. Это точно не те люди, которых бы раздражали всплывашки. Понимание ЦА — на первом месте, всё остальное — вторично.

Со своим примером я закончил, а у Дилана припасён для вас ещё один совет.

6. У игроков всегда должен быть доступ к информации, содержащейся в туториале

Иногда игроки оставляют вашу игру на время по разным причинам. Но затем, вернувшись к ней, они могут обнаружить, что уже не помнят, как в неё играть. Хуже всего, если при этом они ещё и не смогут получить доступа к туториалу.

Информация, содержащаяся в туторе должна всегда быть доступна для игрока, даже если вы не добавляли в него ничего кроме описания основных принципов. Это гарантирует, что даже после долгого прерывания ваш игрок сможет вернуться в игру и продолжить ловить с неё кайф.

Исполнить туториал на качественном уровне не стоит больших денег. Всё что от вас нужно — это подойти к вопросу с ответственностью. Будьте внимательны к тому, чему вы обучаете игрока, и как вы объединяете туториал с остальными частями игры. Каждая игра создаёт уникальные миры и ситуации, и задача геймдизайнеров донести их до игроков.

У Дилана на этом всё.

А мне бы напоследок хотелось поделиться с вами уже старенькой статьёй на хабре, в которой разработчики Toto Templ рассказывали, как им удалось органично впихнуть туториал в UI.

Игроку придётся освоить управление, если он хочет хотя бы запустить игру

И ещё раз в качестве резюме:

  • Меньше текста
  • Не будьте слишком навязчивыми (Don’t Front-Load Tutorials)
  • Делайте туториал весёлым
  • Закрепляйте обучение через игру
  • Слушайте свою ЦА
  • Оставьте игрокам перманентный доступ к туториалу

Туториал это вечная тема, но вечно обсасывать её в рамках перевода одной единственной заметки невозможно, на том и закончу.

Перевод статьи
«How to write a coding tutorial».

Технические руководства играют большую
роль в процессе изучения программирования
и создания программ. Я уверен, что
руководства, созданные другими людьми,
принесли вам много пользы, что благодаря
им вы стали лучшим программистом чем
были и можете теперь делать вещи, которые
раньше были вам недоступны.

Читать руководства полезно, однако
еще больше пользы может принести их
написание. Когда вы создаете технические
туториалы,

  • это заставляет вас строить что-нибудь (маленькое и простое), относящееся к изучаемой теме, а это может послужить первым камнем в более сложном и подходящем для портфолио проекте;
  • вы помогаете другим людям изучать то же, что изучаете сами;
  • это позволяет вам «засветиться» в сообществе;
  • вам поневоле приходится изучить предмет на достаточном уровне, чтобы объяснить его кому-то еще;
  • это демонстрирует вашу компетентность, навыки коммуникации и т. п. потенциальным работодателям (партнерам).

Процесс написания туториала

1. Выберите технологию
(инструмент, тему), которую вы хотели бы
изучить и о которой хотели бы написать

Есть вещи, способные навести вас на
дельную мысль при выборе темы. Попробуйте
задать себе следующие вопросы:

  • Какие технологии используются у
    вас на работе и в каких из них вы хорошо
    разбираетесь?
  • Есть ли какие-то названия, которые
    у всех на слуху, но у вас все как-то руки
    не доходили исследовать эти вещи?
  • Есть ли какой-то навык, которым вы
    не обладаете, но он часто попадается в
    объявлениях о вакансиях?
  • Возможно, недавно вам нужно было
    что-то изучить и у вас возникли с этим
    сложности, потому что хороших руководств
    по теме не было?

2. Получше разберитесь в сути
темы вашего будущего туториала

Записывайте, какие вопросы хотите
осветить в своем руководстве.

Делайте закладки на полезные статьи,
другие руководства, видео, документацию
и т. п. вещи, чтобы в дальнейшем можно
было легко к ним обратиться и указать
в качестве ссылок в конце своего
туториала. На этом этапе Google и официальная
документация — ваши лучшие друзья.

Но не тратьте чересчур много времени
на эти изыскания и не слишком углубляйтесь.
Узнать побольше это, конечно, хорошо,
но вам нужно двигаться дальше. К тому
же, у вас будет возможность изучить
много всего на следующих этапах.

3. Начните экспериментировать
с кодом

Создайте какой-нибудь базовый проект,
чтобы иметь возможность начать писать
код. На этом этапе вам нужно поиграться
с той технологией или инструментом,
которые вы изучаете и о которых в конечном
итоге собираетесь писать. Здесь не важны
ни чистый код, ни определенная структура.
Просто попробуйте на практике изучаемый
предмет.

Когда освоитесь, начните обдумывать,
как можно структурировать тот код, что
вы пишете, для показа важных аспектов
изучаемой вами технологии.

Если в ходе экспериментов вы столкнетесь
с чем-то не слишком очевидным или таким,
что стоит упомянуть, обязательно сделайте
пометку об этом — это может пригодиться
для использования в вашем туториале.

4. Создайте проект для туториала

Здесь вам пригодится опыт, который вы
приобрели на предыдущем этапе. Возможно,
это даже самая важная часть всего
процесса — самая суть того, что ваша
аудитория будет изучать.

Несмотря на обилие более сложных
руководств, старайтесь делать все как
можно проще: излишне сложные приложения
могут отпугнуть вашу аудиторию.

Какого-то «правильного» способа
создания подобного проекта нет, но
хороший проект, подходящий для туториала,
обладает определенными чертами:

  • Это самый простой способ показать
    предмет изучения.
  • Все должно легко настраиваться:
    никаких сумасшедших штук, в настройках
    которых можно заблудиться. Бойлерплейты
    вроде create-react-app прекрасно подходят для
    начала руководства, поскольку этот код
    будет знаком каждому, кто использовал
    React.
  • Код проекта чист и хорошо организован.
  • Проект имеет какую-то реальную тему
    для функционала, в отличие от абстрактных
    вещей вроде foo и bar. Но все не должно
    стать слишком сложным и замысловатым.

5. Создавая план вашего
туториала, постройте проект еще раз с
нуля

Ваша цель — организовать все, что вы
делали до сих пор, в логичном порядке,
чтобы в руководстве можно было показать
линейное продвижение вперед. Старайтесь
перестраивать проект таким образом,
чтобы ваши пояснения в туториале шли
плавно и не сбивали читателя с толку.

По ходу перестройки проекта сохраняйте
сниппеты кода.

6. Преобразуйте план руководства
в черновик

Вам нужно создать из пунктов вашего
плана более полную версию туториала, с
инструкциями, изложенными в виде полных
предложений, с включениями сниппетов
кода (где необходимо).

Пока не нужно беспокоиться об объяснениях
концепций или выразительном тексте: на
этом этапе достаточно скучного набора
инструкций.

В итоге у вас должен получиться
черновик, следуя указаниям которого вы
сможете создать экземпляр проекта.

7. Украсьте свой черновик

Добавьте любые пояснения, цитаты,
юмор, придайте своему руководству особый
стиль. Обычно бывает хорошей идеей
начать туториал введением читателя в
контекст. Расскажите, для кого предназначено
это руководство, почему вы решили его
написать, какими знаниями должен обладать
читатель, чтобы суметь разобраться в
этой теме.

Также на этом этапе самое время добавить
любые ссылки, которые вы считаете
полезными. Добавлять можно как в текст,
так и в начало или конец вашего руководства.

8. Представьте, что вы читатель,
и пройдитесь по своему туториалу еще
разок

Это как QA для вашего руководства.
Попробуйте следовать указаниям в тексте,
будто у вас нет никаких предыдущих
знаний и опыта в этой теме. Старайтесь
обнаружить любые шаги, способные вызвать
затруднение у читателя: вполне возможно,
вы воспринимаете какую-то информацию
как нечто само собой разумеющееся! По
ходу чтения редактируйте и упорядочивайте
текст.

9. Публикуйте!

Опубликовать ваше творение можно в вашем собственном блоге, на techrocks.ru или какой-нибудь другой платформе. Главное, чтобы у читателей появился доступ к вашему руководству и они смогли им воспользоваться.

Будучи экспертом в какой-то области, вы желаете поделиться своими знаниями, и современный мир предоставляет самую оптимальную возможность для этого – создать туториал. Что такое туториал? как создать эффективный туториал Туториал- это по сути урок, который представляет собой пошаговое объяснение сути какого-либо процесса, инструкция по ходу выполнения определенной задачи. Он предназначен для того, чтобы решение сложной задачи представить в виде простых поочередных действий. Если суть проблемы вами хорошо изучена, то, кажется, не составит никакого труда изложить её для нуждающихся в помощи. Однако быть экспертом в чем-то, еще не значит уметь эффективно этому учить. Еще и дистанционно. Какие факторы играют роль при создании эффективного туториала? Ваш туториал получит должное внимание, если учесть 4 важных аспекта: язык, организация, презентация и содержание.  

Язык

Самое очевидное требование для любого туториала- это эффективное изложение информации или коммуникация. Людям нужны туториалы, потому что они хотят охватить процесс, который не до конца понимают. Если туторилы полны специализированных технических терминов, которые поймут только люди уже знакомые с процессом, это не принесет никому никакой пользы. Когда-нибудь задумывались почему так популярны книжки «для чайников?». Они говорят с читателем простым языком, понятным каждому.

Доступная организация

Создание туториала требует гораздо больше времени, чем необходимо на его изучение. Для того чтобы помочь другим и научить их для начала нужно упорядочить собственные мысли. Туториал, который перескакивает с одного момента на другой, бесполезен. Для начала необходимо создать план, скелет содержания.

Лучший способ хорошо структурировать информацию – это еще раз выполнить процесс, по ходу его выполнения делая пометки. Внимательно следите за тем, что и как вы делаете, ведь то, что вам может казаться очевидным, какая-то маленькая деталь, возможно, станет затруднением для новичка. Постарайтесь взглянуть на процесс со стороны, глазами неопытного пользователя. Попытайтесь вспомнить, с какими трудностями сталкивались вы сами в первый раз. Описывайте даже мельчайшие шаги, которые могут казаться очевидными.

Когда закончите, тщательно изучите написанное и убедитесь, что процесс изложен в виде логических шагов.

Впечатляющая презентация

Презентация –это тот «крючок», которым можно зацепить внимание аудитории. Существует множество туториалов с первоклассной информацией, но такого низкого качества, что обучение по ним не представляется возможным. Если вы вложили силы и время в создании вашего урока, то его качество должно в полной мере отражать уровень ваших знаний и навыков.

Обратите внимание на детали. Проверьте грамматику и правописание. Проверьте правильность выбранного вами формата. Убедитесь в том, что ссылки используемые в туториале рабочие.

А также подумайте о том, какой формат файлов стоит использовать, чтобы они были доступны для  максимального количества пользователей. Возможно, не у всех есть возможность скачать большие файлы, у кого-то не воспроизводиться Flash, и т.д. Наибольший эффект будет если вы предоставите несколько вариантов, каким образом можно будет изучить материал.

Используя облачные технологии добавляйте дополнительные материалы.

Содержание

Хороший туториал имеет наибольшую ценность, если знания, которым он учит, несут пользу. Он может быть идеально представленным, красноречиво и ясно написанным, но цель туториала не будет достигнута, если после его изучения пользователь не почувствует, что смог овладеть процессом.

Изложите краткий обзор излагаемой информации в виде введения. О чем ваш туториал? Какие области знаний вы затрагиваете? Какие базовые навыки и знания требуется для его понимнаия?

Делитесь своими знаниями, создавайте эффективные туториалы

Курс

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

На курсе вы освоите теорию, основные принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine 4. Узнаете, как монетизировать игры и удерживать интерес игроков. Сможете начать карьеру в игровой индустрии и больше зарабатывать.

Узнать про курс

Видео

Виды туториалов

Согласно принятой среди профессиональных пользователей классификации, туториалы бывают:

  • в текстовом виде.
  • в графическом исполнении.
  • в форме видеоматериала.

Урок рисования

Урок рисования

В частности, графические туториалы для работы художников наглядно поясняют, как нарисовать конкретный образ. Существуют туториалы для любого вида деятельности человека: от укладки паркета и визажа до прохождения отдельных игровых туров.

Что обязательно должен содержать туториал?

Мы поговорили о том, что такое туториал в Тик Ток, и это было и без того понятно тем, кто не халтурил на уроках английского языка в школе. Куда важнее знать, каким должен быть такой ролик, ведь само значение даёт нам не очень много.

Итак, основные черты неплохой обучалки:

  1. Информативность. Само собой, в таком ролике должна содержаться полезная информация. Когда люди смотрят обучалки, в конце они хотят научиться что-то делать. Наглядность. Если люди смотрят видео с полезной ин
  2. Наглядность. Если люди смотрят видео с полезной инфой, они ждут, что вы будете что-то делать на камеру, и они смогут увидеть процесс своими глазами.
  3. Понятность. Хотя у нас в распоряжении есть максимум 60 секунд, мы должны за это время раскрыть тему так, чтобы зритель смог повторить. Не слишком высокая скорость. Лайфхак ограниченного
  4. Не слишком высокая скорость. Лайфхак ограниченного хронометража – ускорение снятого. Чтобы всё было видно, не слишком ускоряйте видео.
  5. Всё получилось. Представьте, вы смотрите обучалку, повторяете вслед за блогером, а в итоге ничего не получается, и вы просто потратили время впустую. Неприятно, правда?
  6. Креативность и оригинальность. В одной из статей в интернете с самого начала говорят о том, что залог успеха в копировании чужого материала первыми. Однако, это не так. Будьте собой, запустите воображение. Люди и не такое придумывают
    Люди и не такое придумывают
  7. Новизна. Ищите такие темы, которые ещё не поднимались или редкие, но будут интересны аудитории.
  8. Подача. Чем интереснее клип, тем легче будет пользователям его смотреть и повторять то, чему в нём учат.

Молодежь знает лучше

Урок, поэтапно объясняющий определенный процесс, содержащий подробную инструкцию достижения какого-то конкретного результата, — вот что такое туториал.

Есть несколько видов туториалов:

  • видео;
  • графический;
  • текстовый.

Большой популярностью пользуются туториалы по рисованию для тех, кто хочет научиться секретам этого мастерства. Также распространены туториалы по нанесению грима и макияжа.

Если спросить о том, что такое «туториал», у очень молодых людей, в ответ, скорее всего, прозвучит — «обучалка». Молодежь постоянно пользуется туториалами для обучения игровому процессу в той или иной компьютерной игре.

Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей

#1. Как получить много просмотров на туториал Tik Tok?

Выйти в рекомендации. Для этого вы должны обеспечить динамику роста статистики. Это могут обеспечить хэштеги, простые правила ведения страницы и, иногда, небольшая накрутка. Из сервисов накрутки могу посоветовать, например, Likemania.

#2. Как повысить качество обучающих клипов Tik Tok?

Теги

Информация

Как составить туториал

Туториал — это обучающий материал, инструкция, которая по шагам описывает процесс и рассказывает, как достичь конкретного результата. В идеале туториал должен дать читателю исчерпывающую информацию и не оставить никаких вопросов. Если вы справились с непростой задачей, расскажите другим как ее решить — вам будут благодарны.

Как писать

Пишите четко и по делу. Не нужно длинных вступлений и пространных описаний. Если очень хочется, добавьте это в конец материала, но главная ваша задача — написать руководство настолько коротко и понятно, насколько это возможно.

Попытайтесь оценить уровень сложности туториала и в самом начале статьи укажите его. Расскажите, какими знаниями должен обладать читатель, чтобы без проблем следовать указаниям и не отвлекаться на прояснение мелочей.

Обозначайте шаги цифрами, чтобы в туториале было легко ориентироваться. Если пункты инструкции все-таки получаются большими давайте им короткие и понятные названия. Если туториал можно разделить на несколько больших блоков, сделайте это, визуально отбив их пустым пространством или заголовками.

Не ок

Как настроить Homebridge

В наше время широко распространены умные устройства. Наверное, в каждом доме есть хоть один смарт-девайс. Они все в целом достаточно дорогие, но те, что несут на своей упаковке значок Homekit — особенно. Они сертифицированны компанией Apple и их не всегда можно найти в российской рознице. Именно поэтому несколько лет назад один гениальный программист решил сделать из Raspberry Pi мост, который смог бы сэкономить вам деньги. То есть стал бы поддерживать работу несертифицированных устройств, например всем известного китайского гиганта Xiaomi.

Ок

Как настроить Homebridge и добавить несертифицированные устройства в умный дом Apple

Homebridge — устройство на базе Raspberry Pi. Оно может подружить Apple Homekit и большинство умных устройств, которые Apple официально не поддерживает.

Вот что вам понадобится:

Raspberry Pi (минимально — Zero W).

Карта памяти от 8 ГБ и выше.

SSH-клиент на смартфоне или компьютере.

Сначала нужно установить на Raspberry Pi версию Debian — она называется Raspbian…

О чем писать

Туториал может быть о чем угодно — всегда найдутся те, кому он поможет. Но прежде чем браться за написание руководства, поищите: не писал ли об этой теме до вас кто-то другой?

Источник

Как сделать туториал в Тик Ток

Туториал в Тик Ток – обучающий ролик с объяснением всех действий пошагово. Это может быть инструкция по танцу, видеосъемке или челленджу. Такой контент содержит полезные советы и подсказки, благодаря чему видео получается максимально полезным для аудитории. Качественно сделанные туториалы набирают тысячи просмотров и попадают в тренды.

В сегодняшней статье вы получите советы по съемке и монтажу туториала. Узнаете, как добавлять обучающие видео в Тик Ток и какие идеи можно реализовать.

Как снять туториал в Тик Ток: пошаговая инструкция

Создание туториала подразумевает два этапа: съемку видео и загрузку в видеосообщество.

Секреты правильной съемки

Внимание зрителей привлекают именно качественные ролики. Значит, необходимо правильно настроить и установить камеру, позаботиться о монтаже видео.

  • Выбор темы . Идеи можно подсмотреть в трендах или у популярных тиктокеров. Они также будут в конце этой статьи. При выборе ориентируйтесь на собственный вкус и предпочтения аудитории.
  • Музыка . Заранее определитесь под какую музыкальную композицию вы будете снимать и правильно подберите движения.
  • Подготовка . Напишите сценарий для будущего ролика с подробным объяснением каждого этапа (при этом вам надо уложиться в 60 секунд). Придумайте собственные фишки, чтобы запомниться и понравиться зрителям. Определитесь со своим внешним видом и местом съемки.
  • Освещение . Вы должны быть хорошо освещены, но без пересветов. Подойдет естественный свет от окна. Можно использовать светодиодное кольцо, LED-подсветку, софтбокс.
  • Установка телефона . Используйте штатив или держатель для смартфонов. В крайнем случае можно просто закрепить телефон на столе/полке.
  • Работа с камерой . Снимайте на основную камеру – она имеет лучшую чувствительность и более высокое разрешение. Перед началом съемки протрите линзу объектива и найдите хороший ракурс.
  • Монтаж . Постпродакшн позволяет скорректировать цвет, исправить дефекты освещения и добавить интересные эффекты. Это можно сделать как в самом Тик Ток, так и в других приложениях: InShot, Splice.

Добавление туториала в Тик Ток

Рассмотрим, как добавить заранее снятый видеоролик. Запустите на мобильном устройстве Тик Ток и зайдите в свой аккаунт.

Шаг 1 . Нажмите «Загрузить» в нижнем правом углу – так вы откроете окно со своей библиотекой. Учтите, что видео должно быть в формате .mp4.

Выберите из списка обучающий ролик.

При загрузке в Тик Ток, видео длительностью более минуты надо обрезать до нужного времени. Измените длину клипа, отметив начало и конец.

Шаг 2 . Выберите скорость воспроизведения (оптимальный вариант – 1x).

Выберите ориентацию экрана, нажав на нижний квадрат.

Кликните на «Далее».

Шаг 3 . Перейдите в меню добавления звука, нажав на круг со своей авой.

В новом окне найдите подходящую музыку по поиску или в разделе «Интересное», «Избранное». Она должна соответствовать сюжету и настроению вашего туториала.

После выбора трека нажмите «Использовать».

Дождитесь окончания загрузки саундтрека. Затем выберите иконку с ножницами и отметьте начало/конец звуковой дорожки.

Нажмите на микшер, чтобы изменить громкость музыкального сопровождения.

Шаг 4 . Добавьте хэштеги, например, #туториал или #танецруками. Настройте приватность. Выберите обложку своего туториала.

При необходимости включите или выключите дуэт и комментирование. Нажмите «Опубликовать» или сохраните видео в черновики. Поделитесь видеороликом в других социальных сетях.

Инструкции по съёмке других форматов:

Идеи обучающих видео для Тик Ток

Если вы хотите снять туториал, но не можете определиться с темой, вот пять классных идей для съемки обучающего видео.

  1. Лайфхаки для Тик Ток . Например, пошаговое руководство — как записать реакцию или использовать слоу-мо.
  2. Фокусы . Покажите фокус и раскройте его секрет, продемонстрировав и объяснив все действия по шагам.
  3. Танцы . Запишите под популярную музыку обучающий ролик с танцем. Придумайте эффектную связку из пары движений и повторите перед камерой. Возможно, это станет новым трендом в Тик Ток.
  4. Сделай сам . Создайте обучающее пошаговое видео по приготовлению лазаньи, изготовлению ромашек из фоамирана или оригинальной открытки ко дню рождения.
  5. Beauty . Сделайте туториал, связанный с изменением имиджа. Это может быть урок по макияжу, прическе, правильному выбору базового гардероба, уходу за кожей.

Заключение

Туториал в Тик Ток – это ролик с пошаговым объяснением действий. Добавив такое видео, вы разнообразите свой контент и привлечете внимание аудитории за счет полезности.

Для создания туториала лучше выбрать тему, в которой вы хорошо разбираетесь. Чтобы снять качественный обучающий ролик, стоит использовать освещение и штатив. Немаловажную роль играет монтаж и добавление эффектов, выбор подходящей музыки.

Обязательно ознакомьтесь с политикой компании ByteDance Ltd. и прочтите пользовательское соглашение TikTok перед практическим применением информации из данной статьи. Информация из данной статьи может не соответствовать или противоречить политике компании ByteDance Ltd. и/или пользовательскому соглашению TikTok.

Блог создан исключительно в информационных целях для популяризации социальной сети TikTok на добровольной основе. Блог не претендует на права официального сайта и других его производных. Все фото- и видеоматериалы взяты из открытых источников в сети Интернет. В случае возникновения каких-либо претензий, нарушений авторских или имущественных прав, просьба связаться с администрацией сайта.

Источник

8 шагов к созданию интересного видеоурока – инструкция для учителей, ведущих интернет-курсов и начинающих блогеров

Сейчас все больше растет спрос на дистанционное обучение. Студенты выбирают возможность просматривать вебинары и онлайн-курсы на компьютере, не выходя из дома. Чтобы создать качественный обучающий ролик, требуется подготовка, специальное оборудование и современный видеоредактор. В этой статье мы расскажем, как сделать видеоурок учителям, создателям интернет-курсов и блогерам.

Для большей наглядности редлагаем посмотреть обучающий ролик по съемке и монтажу видеоурока в программе ВидеоШОУ!


  • Шаг 1. Выберите тип видеоурока

    Существует несколько вариантов оформления учебного видеоклипа:

    Преподаватель может демонстрировать рабочий стол, интерактивные материалы и презентацию со слайдами и аудио: закадровый голос будет объяснять тему занятия. Этот способ больше всего подходит для обучения работе в компьютерных программах.

    Такой формат предполагает демонстрацию визуального материала и лица преподавателя. Используйте этот способ для создания вебинаров, лекций, обзоров, где требуется видеть вас и слышать ваши комментарии.

    Короткий учебный клип, который отличается разнообразным видеорядом и продуманным сценарием. Для него необходимы качественное изображение и специальные программы для создания видеоуроков. Этот тип очень популярен на Ютубе. Продолжительность ролика должна быть от 5 до 15 минут, в зависимости от сложности и тематики материала.

    Хорошие учителя могут многое рассказать о своем предмете. Однако, когда дело доходит до создания видео, время имеет существенное значение. Исследования показывают, что вовлеченность учащихся, особенно дошкольного возраста, начинает снижаться после 6-ой минуты и резко падает после 9-ой. Поэтому очень важно скомпоновать урок так, чтобы каждое видео касалось одной темы или задачи и не утомляло слушателей. Несколько коротких видеороликов лучше, чем один длинный.

    Видеоурок или tutorial отличаются разнообразным видеорядом и продуманным сценарием

    Шаг 2. Составьте сценарий

    Для создания качественной и познавательной лекции необходимо составить сценарий. Он позволит:

    • Разбить урок на темы, продумать тезисы и советы, структурировать учебный материал.
    • Обозначить места, для которых необходимо создать интерактивные задания или визуальные элементы.
    • Убрать паузы и слова-паразиты. Всегда лучше иметь под рукой полный текст или краткий план выступления.

    При составлении сценария начните с того, о чем будет видеоурок и какова ваша экспертность, поставьте цели перед аудиторией. Также стоит привлечь внимание аудитории несколькими интересными фактами. К середине занятия необходимо максимально раскрыть тематику лекции. В конце следует провести обобщение, подвести итоги и обозначить ключевые тезисы.

    На основе плана следует сделать раскадровку – серию картинок, показывающих, что должны в себя включать ключевые сцены. Так вы точно будете знать, какие слова будут произноситься непосредственно в кадре, а какие – за кадром, описывая происходящее на экране.

    Сценарий выполняет роль каркаса и основы для любого ролика

    Шаг 3. Продумайте визуальную составляющую видеоуроков

    Как записать видеоурок и сделать его интересным? Обязательно создайте визуальный материал. Исследования показывают, что лучшие обучающие ролики используют визуальные подсказки для выделения ключевой информации и сводят к текстовую часть.

    Необходимо создать наглядные материалы и четко обозначить в презентации основные тезисы. Это позволит объяснить сложную идею и удержать внимание зрителя. Также это дает ему представление о ключевых терминах и идеях, которые необходимо записать.

    Вы можете оформить презентацию PowerPoint или создать изображения в фоторедакторах.

    Продуманный визуал – залог успеха

    Шаг 4. Подготовьте оборудование и место для записи

    Есть несколько важных инструментов, которые помогут получить качественный результат:

    Это может быть профессиональный фотоаппарат, смартфон или веб-камера. Запись со звуком должна происходить в HD-качестве, иначе высока вероятность, что ваше видео не станут просматривать на YouTube или в других популярных социальных сетях.

    Качество изображения и привлекательность урока зависит от техники

    Об этом часто забывают, но качество звука очень важно. Используйте наушники с внешним микрофоном — они помогут избежать фоновых шумов. Также можно приобрести динамический или конденсаторный микрофон. Например, Shure SM7B или Neumann TLM 103 являются лучшими в своем классе микрофонами с большой диафрагмой.

    Часто видео просматривается фоном, поэтому звук должен быть отличным

    Хорошие приложения позволяют преподавателям приостанавливать и перезаписывать определенные фрагменты своего видеоклипа. Вы можете воспользоваться, например, софтом Экранная Камера, который захватывает и записывает происходящее на экране.

    Интерфейс программы Экранная камера

    Чтобы снять обучающее видео в домашних условиях, важно выбрать подходящее место. Оно должно быть тихим и уединенным. Не начинайте работу рядом с техникой, которая шумит, закройте окна и двери, отключите звук на смартфоне и ПК. Помимо этого выберите незахламленный фон для съемки: лучше всего использовать однотонную стену или натянуть ткань нейтральных цветов.

    Один из самых больших секретов создания профессионально выглядящих видеороликов — съемка при хорошем освещении. Определите типы источников света, которые вам нужны, и где вы их разместите, чтобы добиться желаемого эффекта и создать рисующий или заполняющий свет. Или, если вы работаете с существующим освещением (например, лампами и солнцем), подумайте, как вы можете установить свое оборудование так, чтобы свет был наиболее удачным.

    Лучше использовать однотонный фон, чтобы избежать визуального шума в кадре

    Шаг 5. Сделайте тестовую запись

    Перед началом работы, необходимо сделать тестовую запись. Она не занимает много времени, но решает много задач. Вы сможете проверить качество работы оборудования и добавить идеи в план или убрать слова из сценария. Этот простой трюк также поможет сразу решить проблемы с освещением, фоном и композицией кадра в целом.

    Шаг 6. Снимите видеоурок

    Эти 5 советов по съемкам позволят получить качественный результат:

    • Делайте несколько дублей. Так вы сможете использовать в итоговом материале только лучшее.
    • Снимайте небольшими отрывками. Так вы можете разнообразить видеоряд и отдохнуть в перерыве.
    • Составьте композицию кадра. Используйте «правило третей» и нужные предметы, всё лишнее уберите.
    • Используйте ручную фокусировку, если вы снимаете на фотоаппарат.
    • Будьте естественны. Видео, в которых говорят понятным языком с располагающим тоном, более увлекательны.

    Искренность всегда ценится:будьте самими собой в кадре

    Шаг 7. Придумайте, как повысить вовлеченность студентов

    Просмотр монотонной видео-лекции может привести к тому, что учащиеся потеряют концентрацию. Когда ученики делают заметки или отвечают на задаваемые вопросы во время просмотра, они усваивают материал лучше, чем те, которые смотрят пассивно.

    Вы можете встроить вопросы в обучающее видео: это могут быть необычные задачи или проверка уже пройденного материала. Также можно оформить интерактивные элементы, которые будут доступны после просмотра видеоурока: чек-листы, практики, упражнения. Помимо этого стоит открыть доступ студентам к материалам пройденной презентации.

    Структурируйте курс так, чтобы студент мог проявить активность

    Шаг 8. Смонтируйте видеоурок

    После съемок необходимо смонтировать итоговый материал. Это можно сделать в удобной программе для редактирования роликов ВидеоШОУ. Она предлагает множество инструментов для монтажа, более 70 спецэффектов и 100 переходов и титров. Также у пользователя будет возможность сохранить результат во всех популярных форматах и использовать готовые профили экспорта.

    Хотите смонтировать интересный видеоурок? Скачайте ВидеоШОУ и следуйте инструкции ниже!

    Чтобы создать видеокурс, обучающее видео для школьников или вебинар, выполните несколько простых действий. Для начала скачайте бесплатно видеоредактор, запустите установочный файл и пройдите стандартные этапы инсталляции.

    Загрузите видеоролики

    Запустите редактор и создайте новый проект.

    Вы можете указать папку с вашими видеороликами и перетащить их на временную шкалу для монтажа.

    Импорт файлов в программу

    В ВидеоШОУ есть возможность записать видеоряд с помощью веб-камеры. Для этого нажмите «Слайд» — «Запись видео с веб-камеры». Включите оборудование и начните съемку. Вы можете настроить параметры камеры: размер кадра, частоту, экспозицию, яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, резкость, баланс белого. Это позволит повысить качество видеоматериала и скорректировать освещение. После завершения записи добавьте результат в проект.

    Функция записи видео с веб-камеры

    Создайте заставку и переходы

    В разделе «Титры» находятся готовые шаблоны для вступительных заставок и заключительных титров. Вы можете выбрать любой макет и перенести его на таймлайн. Заставки позволят обозначить тему видеоурока, разбить его на отдельные блоки и указать авторство.

    Титры и заставки помогут оформить и структурировать ролик

    Чтобы добавить плавные переходы между клипами, перейдите в соответствующее меню. В приложении представлены стандартные соединения, двойные и 3D-переходы, градиенты. Переместите любой на стык роликов.

    Пример выбора плавных переходов

    Редактируйте видеоматериал

    ВидеоШОУ предлагает основные функции для видеомонтажа:

    Чтобы обрезать видеоролик, выделите клип на временной шкале и нажмите «Редактировать слайд». Кликните на название файла, а затем на «Обрезать видео». С помощью черных маркеров настройте продолжительность.

    Интерфейс редактора во время обрезки видео

    В окне редактирования вы можете добавлять новые слои поверх основного: наложить одно видео на другое , разместить GIF, картинку, надпись, анимированный текст, клипарт из коллекции. Благодаря этим функциям можно разнообразить видеоряд, визуализировать информацию, добавить чек-лист или упражнения, привлечь внимание дошкольников и детей с помощью картинок и стикеров.

    Удерживайте внимание с помощью наслоения дополнительных материалов

    Программа подходит для оформления любых уроков: учителя могут вставить видео в презентацию, детские клипарты, картинки, фото и необычные эффекты, а для Ютуба можно разместить актуальные мемы.

    В разделе «Эффекты» есть разнообразные анимации: движения, 3D, природные и сложные. Перенесите интересный эффект на ролик. Они позволят разнообразить видеоряд, добавив статичным кадрам динамики и оживленности.

    Пример эффекта плавного отдаления из каталога

    Создайте озвучку

    Перейдите в раздел «Музыка». Здесь вы можете добавить фоновую мелодию или записать закадровый голос с микрофона. Софт предлагает коллекцию треков: более 200 композиций, которые вы можете использовать в своих роликах. Также есть возможность загрузить свои аудио. Нажмите «Добавить музыку из файла» и укажите путь к документу.

    Добавление музыки в ролик

    Для создания озвучки кликните на «Звукозаписи». Вы можете использовать внешний или встроенный микрофон и настроить необходимые под ваши цели параметры аудио: формат, режим, частоту, битрейт.

    Звук очень важен, можно провести тестовую запись перед полной озвучкой

    Экспортируйте материал

    Чтобы сохранить результат, нажмите «Создать» в верхней части экрана. Вы можете оформить ролик для просмотра на ПК и мобильных устройствах, записать его на DVD-диск или подготовить к загрузке в социальные сети. Как сделать туториал для Ютуба? Вам подойдет последний вариант с конвертацией видео для канала на YouTube и других популярных сайтов.

    Видеокурсы удобней всего перенести на диск

    Для всех вариантов экспорта вы сможете настроить параметры: качество, размер кадра, частоту кадров, битрейт.

    Или используйте параметры по умолчанию

    Заключение

    Теперь вы знаете, как снять видеоурок для дистанционного обучения или создать видеокурс, мастер класс, вебинар. Научиться оформлять высококачественные обучающие видеоклипы нельзя в одночасье — это требует постоянных проб, отработки ошибок и опыта. Однако при должном желании и старании каждый может делать интересный и полезный контент.

    Будьте собой и делитесь своими знаниями с удовольствием! А для редактирования отснятых видеоматериалов используйте ВидеоШОУ. Приложение позволит качественно обработать ролики: обрезать лишние фрагменты, добавить заставку, разместить красочные изображения и презентации, записать озвучку и многое другое. Скачайте редактор и опробуйте все возможности, которые он предлагает!

    Источник

  • Тренд с туториалами в Тик Токе

    На чтение 3 мин. Опубликовано 24.03.2020

    Содержание

    1. Тренд с туториалами
    2. Как сделать свою инструкцию для Тик Тока
    3. Хештеги для клипов

    Туториал в Тик Токе – это видео, где автор показывает инструкции по съемке, поиску материалов или настройке камеры. В популярных записях можно отыскать примеры инструкций по созданию интересных клипов.

    Тренд с туториалами

    Изначально, записи были неофициальными и Tik Tok не продвигал туториалы. Популярными были лишь те, которые созданы официальным сообществом. Как только упоминание хештега #tutorial достигло отметки в один миллион – появилась отдельная страница, с описанием.

    Как найти полезные материалы:

    1. Зайти в Tik Tok – перейти в раздел: «Популярное».
    2. Вписать в поиске «Туториал» (на английском или русском).Туториалы хештег
    3. Перейти во вкладку: «Клипы» — просматривать посты.

    Наиболее известными авторами инструкций, являются:

    • @tik.tokers.tutorials. Снимает короткие видео, посвященные новым трендам;
    • @dancefometiktok. Делает клипы и показывает новые танцы;
    • @barbara_streyzand. Также показывает направления в стилях танцев.

    Отдельное внимание к хештегам – именно они влияют, в какой раздел попадет инструкция.

    Как сделать свою инструкцию для Тик Тока

    Чтобы записать свой клип, где будет показан туториал, нужно использовать приложения для записи экрана. На iOS есть встроенная функция, на Android в версии 9.0 и выше тоже есть такая функция, если у вас более поздняя версия – скачать утилиту: «Съемка с экрана». В параметрах указывают интерфейс сервиса, который будет снят.

    Екатерина

    Екатерина

    Самые интересные статьи на тему Тик Ток:

    Задать вопрос

    Как сделать инструкцию на Андроиде:

    1. Зайти в Play Market – скачать приложение: «Запись с экрана».
    2. Установить – открыть.
    3. Перейти в Тик Ток и показать с помощью меню.

    Или, популярные блоггеры используют съемку с другой камеры, устанавливая вторую на штативе или другой фото-технике. В записи нередко присутствует второй человек, который помогает с созданием клипов.

    В приложении inShot можно добавить звуковое сопровождение или записать свой голос через микрофон. Далее – подставить под нужную временную дорожку.

    Хештеги для клипов

    Записи распределяются в зависимости от тега, который был указан автором. Для инструкций используют английское и русское написание: «tutorial». Таким образом пост попадает не только к русскоязычным зрителям, но и европейской аудитории.

    Для размещения используют:

    • #makeuptutorial. Для публикации клипов, которые связаны с индустрией красоты;
    • #hair – для постов с прическами и окрашиванием;
    • #tiktok – показать некоторые скрытые функции;
    • #edittutorial – редактирование фото или видео на смартфоне;
    • #dance – для танцев, популярных не только в социальной сети;
    • #art – рисование.

    После каждого слова добавляют «туториал» и система выдает клипы, которые связаны с инструкциями. С таким тегом можно найти образовательный контент: решение математических задач, домашнее задание или простые способы вычислений примеров по физике.

    Екатерина Панова

    Екатерина Панова

    Давно занимаюсь социальными сетями и СММ, первой узнаю о новых фишках и обновлениях, которые всегда публикую на своем сайте.

    Задать вопрос

    Задавайте интересующие вопросы, постараюсь ответить


    13 октября 2018


    13.10.18

    14

    4549

    Шесть простых советов по дизайну игрового туториала

    Перевод статьи с GCG за авторством Дилана Морана. Оригинальная статья достаточно короткая и сухая, поэтому я решил разбавить её примерами, в том числе из собственной практики. Сама статья ничего невероятного в себе не содержит, но иногда самые тривиальные вещи могут оказаться самыми неочевидными. Кроме того, здесь же поделюсь ссылками на другие полезные статьи по теме туторов. Погнали.

    Каждый геймдизайнер знает какую важную роль в игре занимает туториал. Задача туториала не только показать геймерам базовые игровые механики, но и дать им ключ к пониманию будущих усложнённых версий этих механик, которые могут быть введены в игру позже. Но при этом тутор должен быть доступным и простым.

    Знаменитое проблемное место в туторе Cuphead

    Знаменитое проблемное место в туторе Cuphead

    Ну вы поняли…
    Создать грамотный туториал, который всем понравится, часто оказывается действительно сложной задачей. Вот шесть советов по дизайну тутора в вашей игре, которые должны помочь:

    1. Меньше текста
    Когда в туториале слишком много текста — это ужасно. Объёмный текст снижает темп игры, разрушает погружение, и игроки будут пропускать его даже если им действительно понадобится помощь.

    Туториалу следует быть интерактивным, как и сама игра. Геймеров надо провести через действия, которые они изучают, а не заставлять читать про них. Это создаст более удачный игровой опыт и гарантирует, что игроки действительно поймут то, чему вы их научили.

    Если вы новатор и придумали какую-то невообразимую механику, которую другим и представить сложно, то, вероятно, без небольшой простынки текста вам обойтись не удастся, так что не рвите на голове волосы и пишите столько текста, сколько нужно. Главное, помните — чем проще и короче, тем лучше!

    Очень простые механики с очень простыми описаниями

    Очень простые механики с очень простыми описаниями

    Ещё, думаю, следует пояснить, о каком таком снижении темпа идёт речь. Этот вопрос может возникнуть при прочтении: «Эй, но мы только начали игру, темп не набран, что ты несёшь?»

    Во-первых, тутор не всегда начинается с запуском игры. О том, где его лучше начинать, будет ниже.
    Во-вторых, игра должна набирать свой темп сразу после запуска, и туториал не оправдание для промедлений!

    2. Не навязывайте тутор
    Здесь мне потребуется небольшое лирическое отступление. Автор оригинальной статьи посвящает этот пункт явлению, которое он называет “Front-Load Tutorial”. Я не совсем уверен в том, что именно имеется в виду. Думаю речь идёт о бесконечных всплывающих окнах в начале некоторых игр, а ещё о желании скорее рассказать игроку про все-все-все интересные фичи, даже если они ему ещё недоступны.

    Итак, вот что Дилан пишет под строфой “Don’t Front-Load Tutorials”:

    Разработчики видеоигр часто чувствуют необходимость вывалить на игрока всю информацию, которая может ему понадобиться в игре, как только он её запустит. Отвратительная затея, но (внезапно!) — это очень распространённое явление.

    Агрессивное навязывание обучения и бомбардировка всплывающими окнами неизбежно ведут к информационной перегрузке игрока. Что, в свою очередь, способствует его отрешённости на время прохождения тутора. Игрок начнёт скучать от всей навалившейся информации и забудет большую её часть к тому моменту, когда она понадобится ему на самом деле. Не бойтесь разбивать ваш тутор на малюсенькие кусочки и подтягивать их именно тогда, когда связанная с ними игровая механика действительно возникнет в игре.

    Именно так и появляются новые течения в чём угодно! Но чтобы красиво это делать, нужно сперва научиться “чувствовать” нарушаемые правила, понимать почему именно вы хотите их нарушить. Если вы съели не одну собаку на туториалах, вы уже можете себе позволить эксперименты, на которые другие геймдизайнеры или не решатся, или они попросту не придут им в голову.

    Довольно весёлое обучение в Far Cry 3 Blood Dragon

    3. Тутор должен доставлять
    Люди всегда учатся лучше, когда им интересно. Поэтому и ваш туториал тоже должен быть интересным и волнующим! Он должен вовлекать игрока в процесс, как и сама игра.

    Такого эффекта может быть сложно добиться, но тем не менее очень важно уделить этому время, внимание и сделать всё должным образом. Люди относятся к играм также как и к другим видам развлечений, и примерно также оценивают их. Так что, если игра начинается с обучения — это не оправдание, чтобы не сделать её интересной сразу же! Подумайте о тех элементах вашей игры, которые вам нравятся и кажутся весёлыми, а потом добавьте их в туториал! Если игра цепляющая и доставляет, тутор тоже будет доставлять. Если даже в каждом онлайн-казино есть развлекательные обучалки, то уж вам, в вашей игре, точно ничего не мешает сделать интересный туториал!

    Мне очень нравится, какой туториал сделали League of Geeks в своей цифровой настолке Armello. Эта игра рассчитана на 4-ёх человек, и в ней есть 4 разных условия победы.

    Обои Armello

    Обои Armello

    Четыре стартовых персонажа олицетворяют четыре разных пути к победе
    Так вот: их туториал представляет из себя 4 коротких сюжетных сценария, которые знакомят игрока с лором игры, что само по себе очень интересно, но ещё и показывают все важные для игры механики.

    Нарративно это выглядело как рассказ одной и той же истории с 4-ёх разных точек зрения. Достаточно увлекательно: только что вы в шкуре благородного волка Тейна отправляетесь на битву со злом, как через секунду уже от лица подлой крысы Меркурио строите козни фактически самому себе в предыдущей инкарнации.

    Таким образом, туториал получился динамичным, а динамика — один из лучших инструментов удержания внимания. Не зря же дикторы на радио постоянно меняют скорость речи.

    Для тех, кому стало интересно, как выглядит тутор в Armello
    Кстати, если кому-то было бы интересно почитать об этой игре более подробный обзор, пишите в комментариях, запилю в свободное время.

    4. Закрепляйте обучение через игру
    Идея в том, чтобы растянуть тутор по игре и сделать его доставляющим. Закрепляйте пройденное в туториале, выделяя соответствующие элементы по ходу игры. Вы должны дать игроку понять, как он может использовать то, чему научился, когда наступит подходящий момент. Если у вас получится создать такой тутор, который воспринимается, как геймплей или ещё лучше — станет частью геймплея, то с этим у вас не будет проблем.

    Туториал Plant vs. Zombies гармонично интегрирован в игровой процесс

    Туториал Plant vs. Zombies гармонично интегрирован в игровой процесс

    Тутор в Plant vs. Zombies ощущается вполне естественно

    В этом месте хочется поделиться с вами переводом ещё одного доклада о туторах, который был опубликован на Хабре ещё в 2016-м. По сути там рассматривается эта же проблема, на примере Plants vs. Zombies (в которой тутор был замечательным).

    Джордж [создатель Plants vs Zombies] весело и конструктивно описывает процесс создания и интеграции туториала для своей игры. А универсальность и простоту обучения подтверждает рассказом о том, как его мама, до этого не сталкивавшаяся с видеоиграми, прошла всю Plants vs. Zombies и победила последнего босса

    Выдержка из статьи
    Если вы прямо сейчас думаете над туториалом в вашей игре (а о нём стоит думать почаще), советую также ознакомиться и с этим материалом. Частично он пересекается с мыслями Дилана Морана, но лишний раз сделать акцент на чём-то важном, вредно не будет.

    5. Прислушивайтесь к вашей целевой аудитории
    Туториал — один из тех элементов, на которые вы должны обратить особое внимание во время плей-тестов. Очень легко начать думать, что вы сделали нечто очевидное и простое, хотя на самом деле — ваша придумка может быть совершенно непонятной для игроков.

    Дайте другим людям пройти ваш тутор и выслушайте их мнение. Будьте внимательны к ЦА вашей игры. То что вам кажется вполне естественным, не обязательно будет понятным для кого-то ещё! Сделайте туториал, который каждый игрок сможет пройти с удовольствием. И не просто игрок, а ВАШ игрок.

    На самом деле я с любовью отношусь к своим игрокам, а это просто шутеха

    На самом деле я с любовью отношусь к своим игрокам, а это просто шутеха

    Когда кто-то не может пройти придуманный вами «элементарный» уровень
    Не так давно мне довелось участвовать в разработке стратегического тайм-менеджера под Big Fish Games. Для тех, кто не знает, что это за жанр, вкратце: простенькая головоломка, в которой игрок может отправлять рабочих по заранее продуманному геймдизайнером пути. Рабочие могут собирать ресурсы и убирать с их помощью препятствия. Цель игры, как правило, расчистить путь между начальной и конечной точкой. И всё — это core-геймплей. Естественно, целевая аудитория у таких игрушек глубоко казуальная. Но мы даже не представляли насколько глубоко!

    Дыра

    Дыра

    Настолько
    Несмотря на то, что никто из нашей команды не увлекался ТМ-ками сам по себе (что вполне ожидаемо, таких людей ещё попробуй найди; я вот до проекта даже не знал, что такой жанр существует), мы всё равно работали “по кайфу” и честно старались сделать лучшую игрушку в жанре. Поэтому, дабы геймплей не стал монотонным, мы периодически раскидывали по уровням всевозможные фишечки. Какие-то подглядывали у других разработчиков тайм-менеджеров, какие-то придумывали сами. В общем, всё как на разработке игр любого другого жанра.

    И вот, ближе к концу игры, при работе над 38-ым уровнем (а всего их 40, не считая нескольких бонусных), одному из членов команды пришла в голову идея добавить на уровень простенькую головоломку. Вообще, львиная доля механик выдумывалась вот так “на ходу”, потому что мы работали в основном на скорость. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что следовало бы добиться большей постепенности введения фич, хотя в целом игрой я доволен.

    Один из предварительных скетчей злокозненного 38-го уровня

    Один из предварительных скетчей злокозненного 38-го уровня

    Один из предварительных скетчей злокозненного 38-го уровня
    Суть головоломки простая, как пять копеек:
    На уровне, помимо основного выхода, находились ещё две двери поменьше (на скрине — по бокам). За ними хранились ресурсы, которые игроку необходимо было получить, для разблокировки главного выхода. Чтобы открыть эти двери, нужно подобрать символьный “шифр”. Возле каждой двери на стене располагалось изображение соответствующего символа.
    Поверьте, на словах это кажется сложнее. На самом деле всё простецки.

    Возможно, самая сложная загадка в истории видеоигр

    Возможно, самая сложная загадка в истории видеоигр

    Возможно, самая сложная загадка в истории видеоигр
    Подбирались символы тоже элементарно. На уровне стояло два постамента с анимированными значками, которые просто невозможно было пропустить.

    На скетче выше проекции ещё не пересекаются, поэтому пришлось скринить с видосиков

    На скетче выше проекции ещё не пересекаются, поэтому пришлось скринить с видосиков

    На скетче выше проекции ещё не пересекаются, поэтому пришлось скринить с видосиков
    Два значка — уголок и три четверти сектора — проецировались на один. Если нажать на кнопку под значком, он повернётся на 45 градусов. Собственно, вот и вся шарада: разверни несколько раз значки пока их проекция не совпадёт с символом возле двери, затем дёрни рычаг и дверь откроется.

    Стоит сказать, что как механика кнопок, так и механика рычагов игроку, который дойдёт до этого уровня, уже должна была быть знакома. Двери разного толка тоже доводилось открывать. Однако, сложить всю эту информацию вместе получилось не у всех…

    Отзыв

    Отзыв

    Обидели игрока «непроходимым» уровнем, и он поставил нам низкую оценку
    Вот, например, человек в отзывах жалуется, что пробовал пройти треклятый 38-й уровень 50 раз, но у него так и не вышло.

    При этом в игре есть подсказки. Вот скрин начального экрана уровня:

    Подсказка

    Подсказка

    В самом низу, прямо над кнопкой «Start», описана вся суть
    Кроме того, когда игрок правильно подбирал один из двух нужных символов, возле соответствующей двери отыгрывалась весёлая анимашка, привлекающая внимание. Т.е. даже если вы не поняли, что нужно делать, и тупо закликали кнопку, вы всё равно увидите визуальный эффект, который должен дать вам наводку.

    И это, не говоря уже о том, что сама загадка просто элементарная.

    Думаю, мой пример просто хрестоматийный для этого пункта. Нам казалось, что проще головоломки быть не может, но в итоге для нашей ЦА вышло так, будто мы создали Dark Souls от мира ТМ-ок :)

    Вообще на Big Fish Games люди не очень активно оставляют отзывы. По ним тяжело определить является ли та или иная жалоба проблемой именно геймдизайна, а не отдельного человека. Но если прошерстить, например, youtube, всё становится ясно.

    Да, есть люди, которые выкладывают летс-плеи ТМ-ок, и есть люди, которые эти летс-плеи смотрят. К зрителям относятся в том числе и сами разработчики. Нет лучшего фидбека, чем запись того, как кто-то играет в твою игру!

    Короче, статистика для отдельно взятого канала примерно такая: где-то 170 просмотров геймплея первого уровня (логично предположить, что люди смотрят его, а затем решают, покупать игру или нет), против около 20 просмотров на всех остальных уровнях. Ещё, любители ТМ-ок, видимо, казуалы во всём: они не очень активные пользователи, и почти никогда не оставляют комментариев, а под роликами часто либо совсем нет ни лайков, ни дизлайков, либо около 1-го — 2-ух.

    Что же на 38-ом уровне?

    Летс-плеерша тоже ненадолго «зависла» на головоломке, но в итоге справилась
    Целых 3 (три, Карл!) комментария с благодарностями от игроков, в духе: «Наконец-то, я знаю, как это пройти». Восемь лайков против одного дизлайка (кто-то психанул), и больше 800 просмотров. Т.е. количество просмотров в 40 раз выше среднего.

    Вот такое вот свидетельство нашего фейла.

    Я не знаю, в чём именно была проблема: в визуальном оформлении кнопок именно на этом уровне (может, кто-то принимал их за декор), или само наличие задачки резко выделяющейся на фоне остальной части геймплея. Но проблема есть, и она не в игроках — это наш косяк. Скорее всего, люди, играя в ТМ-ки, просто напрочь отключают голову, и спокойно медитируют после рабочего дня перед монитором, а тут мы со своими кнопками и рычагами!

    К сожалению, наша команда недостаточно хорошо понимала свою ЦА. Если бы у нас была возможность провести плей-тест среди заядлых игроков в ТМ, мы бы смогли что-то изменить.

    Вывод: практически все пособия по туториалам будут вам твердить, что нельзя слишком сильно навязывать игрокам подсказки, вот и мы решили поубавить количество хинтов — и зря. Это точно не те люди, которых бы раздражали всплывашки. Понимание ЦА — на первом месте, всё остальное — вторично.

    PS: игра всё-таки получилась крутая. Оценка: 4,5. Это за ооочень долгий период, пока она висела в топе жанра. Обычно другие игры на BFG получают высокие оценки только на первый день старта продаж, и буквально за неделю скатываются. У лучших в среднем оценка около: 3,8. У нас — 4,5!
    ААА от мира ТМ-ок :) Видел, какие ТМ-ки выходят сейчас: все так или иначе косят под нашу. Вряд ли это замечают игроки, они всё-таки казуалы. Но это своего рода признание от других разработчиков. Уж они-то качество видят. Непередаваемое чувство, когда участвовал при создании чего-то, что задаёт стандарт. Пусть и в таком маленьком мире ТМ-ок.

    Если вдруг кому-то интересно/полезно почитать статью о каких-нибудь best-practices в области разработки ТМ, пишите в комментариях. Мало ли…

    6. У игроков всегда должен быть доступ к информации, содержащейся в туториале
    Иногда игроки оставляют вашу игру на время по разным причинам. Но затем, вернувшись к ней, они могут обнаружить, что уже не помнят, как в неё играть. Хуже всего, если при этом они ещё и не смогут получить доступа к туториалу.

    Информация, содержащаяся в туторе должна всегда быть доступна для игрока, даже если вы не добавляли в него ничего кроме описания основных принципов. Это гарантирует, что даже после долгого прерывания ваш игрок сможет вернуться в игру и продолжить ловить с неё кайф.

    Хорошая работа

    Хорошая работа

    Исполнить туториал на качественном уровне не стоит больших денег. Всё что от вас нужно — это подойти к вопросу с ответственностью. Будьте внимательны к тому, чему вы обучаете игрока, и как вы объединяете туториал с остальными частями игры. Каждая игра создаёт уникальные миры и ситуации, и задача геймдизайнеров донести их до игроков.

    У Дилана на этом всё.

    А мне бы напоследок хотелось поделиться с вами уже старенькой статьёй на хабре, в которой разработчики Toto Templ рассказывали, как им удалось органично впихнуть туториал в UI.

    Toto Templ UI

    Toto Templ UI

    Игроку придётся освоить управление, если он хочет хотя бы запустить игру

    И ещё раз в качестве резюме:

    • Меньше текста

    • Не будьте слишком навязчивыми (Don’t Front-Load Tutorials)

    • Делайте туториал весёлым

    • Закрепляйте обучение через игру

    • Слушайте свою ЦА

    • Оставьте игрокам перманентный доступ к туториалу

    Туториал это вечная тема, но вечно обсасывать её в рамках перевода одной единственной заметки невозможно, на том и закончу. Если вы вспомнили игру с отличным туториалом, обязательно расскажите о нём в комментариях.

    Котенька

    Котенька


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать турчаку
  • Как написать туристический маршрут
  • Как написать турецкими буквами
  • Как написать турецкий адрес на оформление посылки
  • Как написать турецкие буквы