Как написать творческий портрет

Творческий портрет

В
этом жанре журналист продолжает свое
исследование определенного «медийного
лица», начатое при подготовке зарисовки.
Как вы уже знаете, зарисовка – это всего
лишь этюд, исследование одной
профессиональной черты конкретного
человека и ее цель заключается в том,
чтобы познакомить аудиторию с автором,
показать его профессионалом в определенной
области деятельности. В нашем случае
мы ведем речь об искусстве телевизионных
выступлений. То есть в зарисовке, ввиду
ее малого объема, мы можем рассказать
только об одном факте из жизни нашего
героя, показать его в конкретной ситуации
и на этом основании сделать небольшой,
локальный вывод.

В
творческом же портрете журналист или
критик может не думать о максимальном
объеме своего будущего выступления.
Главное жанровое требование – представить
аудитории творческую личность во всем
противоречии ее характера, убеждений,
поведения и т.д. От критика в данном
случае ожидается ответ на вопрос «в чем
феномен успеха этого человека?». В тексте
должно быть авторское размышление,
выводы, подкрепленные примерами из
творческой деятельности объекта анализа.
По сути, творческий портрет можно
сравнить с очерком, но в очерке необходимо
представить героя, прежде всего, как
гармоничную личность, не лишенную
недостатков, понаблюдать за ним лично
в различных условиях: дома в быту, на
работе, в общении с друзьями, коллегами,
родными и близкими. Творческий портрет
предполагает анализ медийного или
экранного образа героя. Работа над
жанром трудна. Журналист может не быть
лично знакомым с человеком, ведь ему
достаточно того, что он постоянно видит
его по телевизору. Поэтому в центре
внимания автора творческого портрета
находится не живой человек, а лишь его
экранный образ. Необходимо рассмотреть
специфику поведения в кадре, манеры, а
также профессиональные качества
личности.

Как
и в ситуации с зарисовкой, в современных
федеральных и республиканских масс-медиа
крайне редко можно найти творческий
портрет кого-нибудь из телевизионных
журналистов. Данный жанр все чаще
замещается портретными интервью с
известными ведущими или авторами
телевизионных проектов. Исследований
экранных образов героев можно пересчитать
по пальцам. Давайте на примерах рассмотрим
специфику работы критика при написании
публикации в жанре творческого портрета.

9.02.2007
г., «Российская газета», рубрика
«Теленеделя со мной», автор – Ю.Богомолов.

Ксения
Собчак. От перемены имиджа

Героиня
светских тусовок в последнем выпуске
«Школы злословия» попыталась стать
«Снежной королевой».

Это
вполне благородное намерение отметила
Авдотья Смирнова в последнем выпуске
«Школы злословия». До недавней поры
она, Ксюша Собчак, папина дочка, мамина
подружка, играла роль своенравной,
отвязанной девочки-разбойницы. Образ
пай-девочки Герды ее и прежде не прельщал

и теперь не вдохновляет; она теперь,
по наблюдению той же Дуни Смирновой,
пытается стать Снежной королевой –
степенной покорительницей эфирных
пространств, безусловной законодательницей
мод не только в области одежки, но и по
части духовного самоизъявления.

Сменить
имидж, однако – это не то же самое, что
переменить гардероб, макияж, прическу…
Тут надобно предъявить публике нечто
большее, чем свои внешние данные, свою
ухоженность, свой материальный достаток
на ушах, на шее, на плечах…

Вообще
ее взлет на небеса телевизионного
шоу-бизнеса до известной степени не
вполне естественен. У нее нет никакого
театрального образования и нет
способностей петь, танцевать… Она не
мастер спорта по художественной
гимнастике и не перворазрядница по
фигурному катанию. Говорят, она очень
рвалась в шоу «Звезды на льду». Говорят,
что и устроители шоу рады были бы пойти
навстречу ее желаниям, но не смогли –
слишком непластичной, некоординированной
оказалась амбициозная «блондинка
в
шоколаде».

В
телеэкран она просунулась благодаря
отчасти знатному происхождению и по
большей части потому, что примелькалась
на виповских мероприятиях. Ее сочли
«типичной представительницей»
нарождающегося буржуазного сословия
и стали часто приглашать в семейно-бытовые
ток-шоу типа «Большая стирка» и «Принцип
домино» в качестве эксперта. На реалити-шоу
«Дом» она сменила Николая Баскова в
качестве ведущей, где взяла на себя роль
все понимающей конфидентки особей,
строящих любовь.

Как
бы там ни было, из суетной тусовщицы,
перспективной невесты, перманентной
студентки МГИМО она превратилась в
работящую, трудолюбивую девушку с
престижным общественным статусом
«телеведущая».

Попытка
утвердиться на федеральном канале в
том же качестве не задалась. «Под нее»
на НТВ придумали программу «Звездный
бульвар», где ей ничего не надо было
делать, только изображать собой
восторженную поклонницу знатных людей
отечественного шоу-бизнеса. Каждый
выпуск программы смотрелся как сеанс
интенсивного нарциссизма.

Программа
не зажилась в эфире, поскольку выяснилось,
что профессионализма и таланта Ксении
занимать и занимать.

Относительно
недавно она попыталась приподняться
над своим гламурно–глянцевым образом,
для чего основала некое молодежное
движение с собою обожаемой во главе.

Дело,
кажется, ограничилось пресс-конференцией
под телекамеры. Люди, хотя бы немного
знакомые с пиар-технологиями, сразу
сообразили, что «партия Ксении Собчак»
не более чем искусственно созданный
информационный повод для придания
хорошенькой, но безбашенной девице
статуса «общественного деятеля».

Фокус
не удался, но капля камень точит. Недавно
ее можно было увидеть на шоу-викторине
Максима Галкина «Кто хочет стать
миллионером». Она очень волновалась,
страшась опозориться перед страной за
свой духовный кругозор. На пару с
сенатором-мамой Людмилой Нарусовой ей
удалось вырвать у Первого канала на
благотворительность 100 000 рублей. Эта
парочка сильно напоминала другую
известную семейку – Анну Андреевну и
Марью Антоновну Сквозник-Дмухановских.

Что
же касается хождения Ксении Собчак в
«Школу злословия», то это стало для
девушки испытанием, про которое нельзя
сказать, что она вышла из него с честью.

Дамы-экзаменаторы
были строги и суровы. Ученица –
настороженна
и внутренне скованна;
она ждала какого-нибудь подвоха. В
ожидании кокетничала, льстила, старалась
казаться морально озабоченной, переживала
по поводу отсутствия в России гражданского
общества, с пониманием отнеслась к
проблеме кризиса института семьи и
брака. Толстая стала скучать от
пустословия; Смирнова – дозревать. Они
попытались выяснить у «типичной
представительницы», что же она конкретно
не приемлет в современном обществе.

Представительница
имела готовый ответ: «Лицемерие».
Экзаменаторам захотелось примера.
Недолго думая Ксения его привела. Вот,
говорит она, недавно к нам приезжала
голливудская актриса Шарон Стоун,
женщина не первой молодости. На
пресс-конференцию она вышла в кофточке,
сквозь которую просвечивали соски.

В
глазах Тани и Дуни был немой вопрос: «И
что?»

«Но
вы представляете, что было бы, если бы
кто-то из нас в таком виде появился?»

Таня и Дуня явно
не представляли.

«Да
ее бы в куски порвали», – уверенно
выпалила Ксения.

«Неужто?
– включился мысленно я в этот диалог.
– Вон Лолита в каком только виде не
появляется на наших телеэкранах – и
ничего, никто ее до сих пор не порвал.
Да и сама Снежная королева не далее как
накануне на другом канале несла такое,
что «бип» едва успевал за матерными
выражениями, вырывавшимися из ее уст,
и опять – ничего. О каком лицемерии тут
можно говорить. А еще Ксения любит под
телекамеры принимать пенные ванны».

Словом,
как ни крути, Шарон Стоун со своими
сосками не имеет шансов удивить нас
после Ксении Собчак с ее целомудрием.

Кстати

Педагоги
из «Школы злословия» лелеяли себя
надеждой, как они признались по ходу
передачи, вытащить барышню Собчак из
ее «ракушки». Надежда оказалась тщетной.
Может, потому, что в ракушке ничего не
было. Может, все дело в том, что К.С. –
ухоженная, принаряженная, закрашенная
пустота, ставшая по стечению обстоятельств
брендом.

Сдается,
что в этом мире надо выбиваться не в
люди, а в бренды. Ксения Собчак выбилась.
Она – бренд. А больше ни ей, ни ее маме,
ни нам.

В
публикации есть информационный повод
– участие Ксении Собчак в очередном
выпуске ток-шоу «Школа злословия», где
«она попыталась
стать «Снежной королевой
».
Юрий Богомолов применяет прием временного
сравнения – в тексте постоянно
прослеживается параллель с недавним
прошлым, когда героиня публикации была
еще не известной телеведущей, а всего
лишь «суетной
тусовщицей, перспективной невестой,
перманентной студенткой МГИМО
».
Критик не задается вопросом, почему или
в связи с чем Ксения Собчак стала
популярной в молодежной среде, он
старается дать именно творческую
характеристику героине. Поэтому, на наш
взгляд, цель данного выступления можно
определить как анализ творческого
потенциала «девушки-бренда» К.Собчак
в качестве новой телевизионной «звезды».
Задача – рассмотреть ее экранный имидж,
который включает в себя манеру поведения,
стиль одежды, технику работы перед
телекамерой, оригинальные приемы
творческой работы и т.д.

Телевизионный
критик представляет нам телевизионную
«биографию» девушки. Как видно из текста,
в каждом из проектов она пока не показала
ничего запоминающегося, кроме постоянного
эпатажа и мата. Мысль автора движется
в направлении от частного
к общему:
актуализировав проблему, он приводит
факты из недавнего телевизионного
прошлого, рассказывает понемногу о том,
чем запомнилась К.Собчак в каждом из
проектов. В заключение следует общий
вывод, заключающийся в том, что «К.С.
– ухоженная, принаряженная, закрашенная
пустота, ставшая по стечению обстоятельств
брендом
».
При этом Ю.Богомолов не утверждает, а
лишь предполагает, высказывает свою
точку зрения в отношении героини своей
работы. Анализируя «творчество» одной
из гламурных телеведущих, критик
привлекает внимание читателей к такой
проблеме: почему человек, не показавший
еще ничего в творческом отношении, кроме
эпатажа и крепких слов быстро набрал
популярность
в молодежной среде?
Ответ очевиден: все дело в частоте
мелькания на экране.

Итак,
кем, по мысли Ю.Богомолова была К.Собчак?
«Папина
дочка, мамина подружка, играла роль
своенравной, отвязанной девочки-разбойницы.
Образ пай-девочки Герды ее и прежде не
прельщал и теперь не вдохновляет
».
Ее экранная «карьера» не вполне
естественна. Свое негативное отношение
автор портрета выражает через такие
эпитеты, как «амбициозная», «безбашенная»,
«конфидентка особей, строящих любовь»,
«ухоженная, принаряженная, закрашенная
пустота». На наш взгляд, ирония вложена
в промежуточный вывод: «Как
бы там ни было, из суетной тусовщицы,
перспективной невесты, перманентной
студентки МГИМО она превратилась в
работящую, трудолюбивую девушку с
престижным общественным статусом
«телеведущая
».
Присутствует также сравнение «парочки»
Собчак-Нарусова во время их участия в
игре «Кто хочет стать миллионером?» с
другой «известной семейкой»: Анной
Андреевной и Марьей Антоновной
Сквозник-Дмухановскими.

В
последнем предложении телекритик
говорит, что героиня его выступления –
остановившаяся как в личном, так и в
творческом саморазвитии девушка, которую
вряд ли можно назвать профессионалом.

Итак,
в конце текста автор, суммируя отдельные
факты и эпизоды из практики передач с
участием Ксении Собчак, между строк
формулирует еще одну проблему – проблему
невзыскательности большинства российских
телезрителей, которые не обращают
внимания на профессионализм телевизионных
ведущих, а смотрят почти все подряд без
разбора. К.Собчак – тому пример. В
выступлении Юрия Богомолова можно при
желании «дочитать» и намек на проблему
дальнейшего разрушения моральных
ценностей российского общества
современным телевидением при помощи
развлекательных передач, пустых по
содержанию, но богатых по части
эпатирования публики, а также разговор
о деньгах, сексе и красивой жизни.

На
следующий день после выступления Юрия
Богомолова в «Российской газете» другое
авторитетное издание – «Известия» –
опубликовало еженедельную колонку
Ирины Петровской. В ней также шла речь
о Ксении Собчак. Давайте прочитаем
материал и сравним приемы, примененные
И.Петровской, для характеристики
известной телеведущей.

      1. г.,
        «Известия», рубрика «Теленеделя»,
        автор – И.Петровская.

Творческий портрет как речевой жанр

Акчурина Н.В.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка

В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.

Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.

Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.

Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.

Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения. Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:

Содержание творческого портрета композитора

Содержание

Внутреннее наполнение рассказа

Биографическое повествование

  • биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;

Портретная характеристика

  • описание внешнего вида;

  • речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);

  • свойства характера (привычки, особенности натуры).

Характеристика творчества

  • особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;

  • тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;

  • характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);

  • место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;

  • цитаты из музыкальных произведений творца.

Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).

Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.

Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:

  1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

  2. Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.

  3. Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.

В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:

  • обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);

  • тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);

  • жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);

  • монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).

Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.

Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств. Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта. В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.

Языковые средства слова о композиторе

Функции воздействия

Содержание

Пример из текста

Средства эмоционального

воздействия на учащихся

Эпитеты

«В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»

Метафоры

«Петр Ильич скончался 25 октября 1893 года. Его сметь ошеломила весь Петербург. Сотни тысяч людей сопровождали гроб великого музыканта. «Хоронят славу России», — громко сказал его учитель А.Г.Рубинштейн»

Сравнения

«Его музыка звучит как звук родной речи, как голос матери, как речь любимого и дорогого существа, — эта задушевность есть во всех произведениях Чайковского»

Риторические восклицания

«И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»

Средства активизации внимания

Местоимения «мы», «вы»

«Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»

Риторические вопросы

«Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».

Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения. Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами. Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.

Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.

Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).

Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:

  • профессиональная глубина знаний о композиторе;

  • умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;

  • суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;

  • коммуникативная компетентность.

Литература:

    1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.

    2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.

    3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    4. Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

скачать

^

В этом жанре журналист продолжает свое исследование определенного «медийного лица», начатое при подготовке зарисовки. Как вы уже знаете, зарисовка – это всего лишь этюд, исследование одной профессиональной черты конкретного человека и ее цель заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с автором, показать его профессионалом в определенной области деятельности. В нашем случае мы ведем речь об искусстве телевизионных выступлений. То есть в зарисовке, ввиду ее малого объема, мы можем рассказать только об одном факте из жизни нашего героя, показать его в конкретной ситуации и на этом основании сделать небольшой, локальный вывод.

В творческом же портрете журналист или критик может не думать о максимальном объеме своего будущего выступления. Главное жанровое требование – представить аудитории творческую личность во всем противоречии ее характера, убеждений, поведения и т.д. От критика в данном случае ожидается ответ на вопрос «в чем феномен успеха этого человека?». В тексте должно быть авторское размышление, выводы, подкрепленные примерами из творческой деятельности объекта анализа. По сути, творческий портрет можно сравнить с очерком, но в очерке необходимо представить героя, прежде всего, как гармоничную личность, не лишенную недостатков, понаблюдать за ним лично в различных условиях: дома в быту, на работе, в общении с друзьями, коллегами, родными и близкими. Творческий портрет предполагает анализ медийного или экранного образа героя. Работа над жанром трудна. Журналист может не быть лично знакомым с человеком, ведь ему достаточно того, что он постоянно видит его по телевизору. Поэтому в центре внимания автора творческого портрета находится не живой человек, а лишь его экранный образ. Необходимо рассмотреть специфику поведения в кадре, манеры, а также профессиональные качества личности.

Как и в ситуации с зарисовкой, в современных федеральных и республиканских масс-медиа крайне редко можно найти творческий портрет кого-нибудь из телевизионных журналистов. Данный жанр все чаще замещается портретными интервью с известными ведущими или авторами телевизионных проектов. Исследований экранных образов героев можно пересчитать по пальцам. Давайте на примерах рассмотрим специфику работы критика при написании публикации в жанре творческого портрета.

9.02.2007 г., «Российская газета», рубрика «Теленеделя со мной», автор – Ю.Богомолов.

Ксения Собчак. От перемены имиджа

^

Это вполне благородное намерение отметила Авдотья Смирнова в последнем выпуске «Школы злословия». До недавней поры она, Ксюша Собчак, папина дочка, мамина подружка, играла роль своенравной, отвязанной девочки-разбойницы. Образ пай-девочки Герды ее и прежде не прельщал
и теперь не вдохновляет; она теперь, по наблюдению той же Дуни Смирновой, пытается стать Снежной королевой – степенной покорительницей эфирных пространств, безусловной законодательницей мод не только в области одежки, но и по части духовного самоизъявления.

Сменить имидж, однако – это не то же самое, что переменить гардероб, макияж, прическу… Тут надобно предъявить публике нечто большее, чем свои внешние данные, свою ухоженность, свой материальный достаток на ушах, на шее, на плечах…

Вообще ее взлет на небеса телевизионного шоу-бизнеса до известной степени не вполне естественен. У нее нет никакого театрального образования и нет способностей петь, танцевать… Она не мастер спорта по художественной гимнастике и не перворазрядница по фигурному катанию. Говорят, она очень рвалась в шоу «Звезды на льду». Говорят, что и устроители шоу рады были бы пойти навстречу ее желаниям, но не смогли – слишком непластичной, некоординированной оказалась амбициозная «блондинка
в шоколаде».

В телеэкран она просунулась благодаря отчасти знатному происхождению и по большей части потому, что примелькалась на виповских мероприятиях. Ее сочли «типичной представительницей» нарождающегося буржуазного сословия и стали часто приглашать в семейно-бытовые ток-шоу типа «Большая стирка» и «Принцип домино» в качестве эксперта. На реалити-шоу «Дом» она сменила Николая Баскова в качестве ведущей, где взяла на себя роль все понимающей конфидентки особей, строящих любовь.

Как бы там ни было, из суетной тусовщицы, перспективной невесты, перманентной студентки МГИМО она превратилась в работящую, трудолюбивую девушку с престижным общественным статусом «телеведущая».

Попытка утвердиться на федеральном канале в том же качестве не задалась. «Под нее» на НТВ придумали программу «Звездный бульвар», где ей ничего не надо было делать, только изображать собой восторженную поклонницу знатных людей отечественного шоу-бизнеса. Каждый выпуск программы смотрелся как сеанс интенсивного нарциссизма.

Программа не зажилась в эфире, поскольку выяснилось, что профессионализма и таланта Ксении занимать и занимать.

Относительно недавно она попыталась приподняться над своим гламурно–глянцевым образом, для чего основала некое молодежное движение с собою обожаемой во главе.

Дело, кажется, ограничилось пресс-конференцией под телекамеры. Люди, хотя бы немного знакомые с пиар-технологиями, сразу сообразили, что «партия Ксении Собчак» не более чем искусственно созданный информационный повод для придания хорошенькой, но безбашенной девице статуса «общественного деятеля».

Фокус не удался, но капля камень точит. Недавно ее можно было увидеть на шоу-викторине Максима Галкина «Кто хочет стать миллионером». Она очень волновалась, страшась опозориться перед страной за свой духовный кругозор. На пару с сенатором-мамой Людмилой Нарусовой ей удалось вырвать у Первого канала на благотворительность 100 000 рублей. Эта парочка сильно напоминала другую известную семейку – Анну Андреевну и Марью Антоновну Сквозник-Дмухановских.

Что же касается хождения Ксении Собчак в «Школу злословия», то это стало для девушки испытанием, про которое нельзя сказать, что она вышла из него с честью.

Дамы-экзаменаторы были строги и суровы. Ученица – настороженна
и внутренне скованна; она ждала какого-нибудь подвоха. В ожидании кокетничала, льстила, старалась казаться морально озабоченной, переживала по поводу отсутствия в России гражданского общества, с пониманием отнеслась к проблеме кризиса института семьи и брака. Толстая стала скучать от пустословия; Смирнова – дозревать. Они попытались выяснить у «типичной представительницы», что же она конкретно не приемлет в современном обществе.

Представительница имела готовый ответ: «Лицемерие». Экзаменаторам захотелось примера. Недолго думая Ксения его привела. Вот, говорит она, недавно к нам приезжала голливудская актриса Шарон Стоун, женщина не первой молодости. На пресс-конференцию она вышла в кофточке, сквозь которую просвечивали соски.

В глазах Тани и Дуни был немой вопрос: «И что?»

«Но вы представляете, что было бы, если бы кто-то из нас в таком виде появился?»

Таня и Дуня явно не представляли.

«Да ее бы в куски порвали», – уверенно выпалила Ксения.

«Неужто? – включился мысленно я в этот диалог. – Вон Лолита в каком только виде не появляется на наших телеэкранах – и ничего, никто ее до сих пор не порвал. Да и сама Снежная королева не далее как накануне на другом канале несла такое, что «бип» едва успевал за матерными выражениями, вырывавшимися из ее уст, и опять – ничего. О каком лицемерии тут можно говорить. А еще Ксения любит под телекамеры принимать пенные ванны».

Словом, как ни крути, Шарон Стоун со своими сосками не имеет шансов удивить нас после Ксении Собчак с ее целомудрием.

Кстати

Педагоги из «Школы злословия» лелеяли себя надеждой, как они признались по ходу передачи, вытащить барышню Собчак из ее «ракушки». Надежда оказалась тщетной. Может, потому, что в ракушке ничего не было. Может, все дело в том, что К.С. – ухоженная, принаряженная, закрашенная пустота, ставшая по стечению обстоятельств брендом.

Сдается, что в этом мире надо выбиваться не в люди, а в бренды. Ксения Собчак выбилась. Она – бренд. А больше ни ей, ни ее маме, ни нам.

В публикации есть информационный повод – участие Ксении Собчак в очередном выпуске ток-шоу «Школа злословия», где «она попыталась стать «Снежной королевой». Юрий Богомолов применяет прием временного сравнения – в тексте постоянно прослеживается параллель с недавним прошлым, когда героиня публикации была еще не известной телеведущей, а всего лишь «суетной тусовщицей, перспективной невестой, перманентной студенткой МГИМО». Критик не задается вопросом, почему или в связи с чем Ксения Собчак стала популярной в молодежной среде, он старается дать именно творческую характеристику героине. Поэтому, на наш взгляд, цель данного выступления можно определить как анализ творческого потенциала «девушки-бренда» К.Собчак в качестве новой телевизионной «звезды». Задача – рассмотреть ее экранный имидж, который включает в себя манеру поведения, стиль одежды, технику работы перед телекамерой, оригинальные приемы творческой работы и т.д.

Телевизионный критик представляет нам телевизионную «биографию» девушки. Как видно из текста, в каждом из проектов она пока не показала ничего запоминающегося, кроме постоянного эпатажа и мата. Мысль автора движется в направлении от частного
к общему: актуализировав проблему, он приводит факты из недавнего телевизионного прошлого, рассказывает понемногу о том, чем запомнилась К.Собчак в каждом из проектов. В заключение следует общий вывод, заключающийся в том, что «К.С. – ухоженная, принаряженная, закрашенная пустота, ставшая по стечению обстоятельств брендом». При этом Ю.Богомолов не утверждает, а лишь предполагает, высказывает свою точку зрения в отношении героини своей работы. Анализируя «творчество» одной из гламурных телеведущих, критик привлекает внимание читателей к такой проблеме: почему человек, не показавший еще ничего в творческом отношении, кроме эпатажа и крепких слов быстро набрал популярность
в молодежной среде? Ответ очевиден: все дело в частоте мелькания на экране.

Итак, кем, по мысли Ю.Богомолова была К.Собчак? «^ ». Ее экранная «карьера» не вполне естественна. Свое негативное отношение автор портрета выражает через такие эпитеты, как «амбициозная», «безбашенная», «конфидентка особей, строящих любовь», «ухоженная, принаряженная, закрашенная пустота». На наш взгляд, ирония вложена в промежуточный вывод: «Как бы там ни было, из суетной тусовщицы, перспективной невесты, перманентной студентки МГИМО она превратилась в работящую, трудолюбивую девушку с престижным общественным статусом «телеведущая». Присутствует также сравнение «парочки» Собчак-Нарусова во время их участия в игре «Кто хочет стать миллионером?» с другой «известной семейкой»: Анной Андреевной и Марьей Антоновной Сквозник-Дмухановскими.

В последнем предложении телекритик говорит, что героиня его выступления – остановившаяся как в личном, так и в творческом саморазвитии девушка, которую вряд ли можно назвать профессионалом.

Итак, в конце текста автор, суммируя отдельные факты и эпизоды из практики передач с участием Ксении Собчак, между строк формулирует еще одну проблему – проблему невзыскательности большинства российских телезрителей, которые не обращают внимания на профессионализм телевизионных ведущих, а смотрят почти все подряд без разбора. К.Собчак – тому пример. В выступлении Юрия Богомолова можно при желании «дочитать» и намек на проблему дальнейшего разрушения моральных ценностей российского общества современным телевидением при помощи развлекательных передач, пустых по содержанию, но богатых по части эпатирования публики, а также разговор о деньгах, сексе и красивой жизни.

На следующий день после выступления Юрия Богомолова в «Российской газете» другое авторитетное издание – «Известия» – опубликовало еженедельную колонку Ирины Петровской. В ней также шла речь о Ксении Собчак. Давайте прочитаем материал и сравним приемы, примененные И.Петровской, для характеристики известной телеведущей.

      1. г., «Известия», рубрика «Теленеделя», автор – И.Петровская.

^

Русская народная забава «Угадай преемника» вновь овладела сердцами многих моих продвинутых соотечественников. Президент на недавней пресс-конференции дал понять: этот человек где-то рядом, он на посту, дайте только срок. Есть такая примета: кого чаще показывают по телевизору, тому и быть в конечном счете новым президентом. Теперь многие подсчитывают с калькулятором, кого на телеэкране больше – этого или того?

Исходя из этой логики, я, как мне кажется, могу назвать имя будущего президента. Это (только не смейтесь) Ксения Собчак. Она из телевизора вообще не вылезает. Во-первых, у нее есть собственное шоу «Дом–2», которое она ведет, а это, согласитесь, символично: хозяйка «Дома–2» становится хозяйкой нашего общего Дома и помогает россиянам построить свою любовь. Во-вторых, она – героиня реалити-шоу «Блондинка в шоколаде», которое помогает ей завоевывать сердца молодого электората. В-третьих, она желанная гостья на многих ток-шоу, где без всяких препятствий и цензурных препон может излагать свои прогрессивные мысли и свою гражданскую позицию. Недавно она побывала у детей в программе «Сто вопросов взрослому», где до нее общались с подрастающим поколением президент СССР М.С.Горбачев, вице-спикер Госдумы В.В.Жириновский, лидер коммунистов Г.А.Зюганов, а также заслуженные деятели российской культуры. Сам этот ряд впечатляет: Горбачев и Ксения Собчак! В-четвертых, она дочь видного политика, близкого к нынешнему президенту России, и сама претендует на роль общественного деятеля – организовала свое движение. Она, наконец, женщина, что сразу же выводит Россию на острие новой политической моды, согласно которой продвинутые страны теперь ставят на женщин (например, США, Франция). Сам В.В.Путин на пресс-конференции посетовал: мол, мало у нас пока женщин у власти.

По стилю поведения наша героиня, пожалуй, больше всего напоминает великого и ужасного Владимира Вольфовича. Тот тоже четко знает, когда
и где можно отвязаться по полной программе, а когда изобразить из себя респектабельного, ответственного политика, радеющего за судьбы Родины.

Возьмем, к примеру, прошедший понедельник. В очередном выпуске «Блондинки в шоколаде» на молодежном канале «МузТВ» г-жа Собчак продемонстрировала виртуозное владение непечатной лексикой. Происходило это на ее гастролях в Казахстане, где она со сцены читала стихотворение, посвященное ей и изобилующее матерными словами. Потом наша чтица вернулась в гостиничный номер, приготовила себе пенную ванну и, наложив на лицо косметическую массу, прямо на глазах зрителей погрузилась в эту пену, щебеча что-то о превратностях активной публичной жизни.

В интервью одному глянцевому журналу, упрекнувшему Ксению Собчак в том, что она готова привлекать к себе внимание любой ценой, в том числе и появлением перед камерами в одном нижнем белье, и бессмысленным матом, она ответила так: «Странно, что вы не заметили, что «Блондинка в шоколаде» – это стеб. Это не я. Это доведение до фарса того идиотического образа Ксении-блондинки, который у всех сформирован». На робкое предположение журналиста, что образ может и слиться с реальной героиней, а маска прирасти, Собчак возразила: «Что мне опасаться людей, которые меня не поймут? Я люблю провоцировать. Я шлю флюиды раздражения».

Поздно вечером того же понедельника и вскоре после горячей ванны, принятой ею перед камерами с обескураживающей непосредственностью, наша блондинка явилась в «Школу злословия». Это потребовало с ее стороны определенной отваги – она явно приготовилась к холодному душу, которым не раз огревали своих гостей язвительные Дуня с Татьяной. Но в беседе с Собчак они избрали другую тактику, к которой их героиня как раз оказалась не готова. Они, как и корреспондент глянцевого журнала, попытались увидеть за маской и образом настоящую Ксению Собчак, раскрыть то лучшее, что она, возможно, тщательно скрывает от других, боясь показаться искренней и смешной в глазах той публики, которую она называет здоровыми циниками и новыми русскими буржуа.

Научившаяся говорить складно, но ни о чем, она поначалу пафосно размышляла о ценностях и стремлениях молодых людей своего круга (образование, карьера, материальный достаток в сочетании с богатой духовной жизнью), потом горячо настаивала на том, что «Дом–2» соединяет одинокие любящие сердца, а вовсе не склоняет молодых людей к промискуитету. Потом, услышав вопрос о материальном, о вещах, через которые она и люди ее круга определяют сущность человека, долго и оживленно говорила о поголовном безвкусии, позволяющем женщинам покупать блестящие поделки вместо настоящих бриллиантов и носить на себе огромные бриллианты ДНЕМ (!), но при этом сама сверкала украшениями и объясняла их обилие, напротив, отменным собственным вкусом.

И тут она натолкнулась на глаза ведущих, исполненные неподдельного сострадания. И запнулась, увяла, мгновенно утратив самодовольную победительность, а вместе с ней и льющееся, как вода из незакрытого крана, банальное донельзя красноречие. «Где вы настоящая, Ксюша? Мы хотим понять, какая вы на самом деле, а вы прячетесь, вы закрываетесь. Кто же вас так закрыл, какие же удары вы должны были перенести, чтобы так бояться интимного в себе, чтобы так обороняться?» «Снежная Королева», как окрестили свою героиню ведущие, от растерянности взяла паузу. На ней беседа и завершилась, оставив при этом ощущение, что под яркой упаковкой на самом деле пустота, которую вдруг почувствовала и сама Ксения Собчак, несмотря на свою мегазвездность и толстый-толстый слой шоколада.

Привычка к жизни в режиме реалити-шоу играет с его персонажами злую шутку, и сама Ксения Собчак – не исключение. Об этом в программе «Профессия – репортер» размышлял один из лучших корреспондентов НТВ Андрей Лошак, анализируя судьбы участников популярных реалити-шоу
и секрет их успеха. Девиз большинства этих персонажей – цель оправдывает любые средства. «На что вы готовы ради достижения цели?» – спросили во время кастинга одну из претенденток на участие в проекте «Дом–2» . «На все», – ни на секунду не задумавшись, ответила девушка. А другая девушка из того же проекта мотивировала свое участие в нем желанием «быть поближе к идеалу», к Ксении Собчак, которую называет «путеводной звездой нового поколения». Все эти люди, сознательно поместив себя под прицелы телекамер, не гнушаются ничем – лишь бы не было скучно.

«Но какое же все это насилие над своим «я», как же это корежит человеческую психику!» – с тоской признается один из участников реалити–шоу «Голод» (было когда-то такое на канале ТНТ), выбывший из проекта именно по состоянию психического здоровья и долго потом лечившийся от депрессии. Да и дошедшие до финала герои первого реалити-шоу «За стеклом» и некогда популярные Макс с Марго тоже не выглядят счастливыми. Популярность скоро закончилась, материальный достаток так и не появился, любовь, возникшая под прицелами телекамер, прошла.

Шоу вообще имеет свойство заканчиваться. Но тем, кто в нем участвует, кажется, что оно бесконечно. И, значит, нужно ловить момент. Зрителям же кажется, что они на что-то влияют. Например, когда голосуют за своих любимцев. В этом смысле вся наша жизнь – шоу, включая вечно судьбоносные в России выборы. И новых «путеводных звезд» рождает именно ТВ и именно шоу. Не будь ТВ, та же Ксения Собчак была бы просто взбалмошной блондинкой. А с ним она в полном шоколаде.

Ирина Петровская уже в самом начале своей колонки делает оригинальное предположение: судя по тому, что Ксения Собчак «вообще из телевизора не вылезает», – вдруг она станет новым президентом России? На данный тезис у критика находится четыре аргумента. На наш взгляд, читать второй абзац выступления можно и сквозь призму иронии, например: «Сам этот ряд впечатляет: Горбачев и Ксения Собчак!».

Телевизионный критик применяет прием пересказа передачи «Школа злословия», в которой принимала участие К.Собчак. Отдельный абзац отведен для кульминации ток-шоу: когда телезвезда «от растерянности» не смогла ответить на вопрос «Кто же вас так закрыл, какие же удары вы должны были перенести, чтобы так бояться интимного в себе, чтобы так обороняться?». Эта ситуация, возможно, спровоцированная ведущими «Школы злословия», и окончание разговора вызвали у И.Петровской ощущение, что «под яркой упаковкой на самом деле пустота, которую вдруг почувствовала и сама Ксения Собчак, несмотря на свою мегазвездность и толстый-толстый слой шоколада».

Во второй части колонки формулируется проблема психологического состояния человека – участника телевизионного реалити-шоу. Как выжить в игре по суровым правилам и остаться самим
собой? Далеко не всем это удается. Критик дает понять читателю, что К.Собчак популярна только потому, что ее очень часто показывают по телевизору. Не будь ТВ, девушка была бы просто «взбалмошной блондинкой». Однако этот вид СМИ быстро обнажает творческую несостоятельность отдельных людей, поэтому сам факт сиюминутной известности героини творческого портрета И.Петровской еще ни о чем не говорит. Обозреватель «Известий», таким образом, поднимает проблему славы, основанной на спекуляции моральными ценностями, а также на постоянном эпатаже аудитории. В этой связи нам представляется справедливым заключительный абзац, в котором говорится о том, что «шоу очень часто быстро заканчивается». Шоу, которому обязаны своей популярностью люди, подобные Ксении Собчак. Наверное, чтобы завоевать авторитет у телезрителей, надо представить им нечто большее, чем гламур, секс, различные претендующие на искусственно раздутую скандальность откровения и любование самим собой.

К сожалению, в отечественной телекритике сейчас крайне редко можно встретить работы, выполненные в жанре творческого портрета. Журналистам гораздо легче взять расширенное неформальное интервью у какой-нибудь «звезды» шоу-бизнеса или телевизионного гламура, чем утруждать себя специальным просмотром его передач, фиксировать профессиональные находки / недостатки, исследовать личность в творчестве. Думается, что далеко не всем представителям журналистского цеха хватит времени, терпения и мастерства, чтобы подготовить такое произведение. Данная проблема особенно актуальна для масс-медиа Республики Татарстан, так как ни в одной из редакций нет профессиональных критиков, а если кто-то случайно возьмется за материал о проблемах телевидения, то это будет не специальный медийный обозреватель, а обычный журналист, возможно, специализирующийся на освещении иной тематики. Сделаем вывод, что мастерство тележурналистов РТ пока отдельно не изучается.

Попробовать себя в данном жанре предлагается студентам – слушателям спецкурса по медийной критике. Чтобы выполнить работу качественно, необходимо выбрать героя, которого планируется подвергнуть анализу, и некоторое время наблюдать за его творческой деятельностью. Ознакомьтесь с рекомендациями к подготовке зарисовки в конце соответствующего раздела, ведь на первых порах они вам пригодятся. Но у творческого портрета есть отдельные жанровые требования, которые надо научиться соблюдать.

  1. Если в зарисовке будет достаточно одного или двух описанных качеств вашего героя, то в творческом портрете необходимо показать его как разностороннюю личность, которая может вести себя по-разному. В отличие от очерка, здесь вы не видите человека во всех жизненных ситуациях, а только можете судить о его экранном образе.
  2. Подумайте, насколько своевременно вы вспомнили о человеке. Поводом может стать очередной проект с участием героя, присуждение ему награды или премии, выход в эфир передачи или фильма о нем, день рождения. Для повышения своей информированности прочтите опубликованные ранее материалы о герое вашей будущей публикации в печатной прессе.
  3. Не будьте банальны и не занимайтесь пересказом ранее изданного. Выберите оригинальный взгляд на творческую личность.
    В работе можно ссылаться на известные вам публикации, обращая внимание на то, что отмечали авторы в этом человеке, а также выразить свое согласие / несогласие с точкой зрения авторов прежних материалов.
  4. Целью вашего самостоятельного исследования должен стать ответ на вопрос «в чем феномен успеха конкретной личности». Обратите внимание на мнение аудитории, прочитайте сетевой форум передач или фильмов с участием вашего героя. Особое внимание обратите на то, какое место данная фигура занимает в сфере телевизионной индустрии, попадает ли она в «обойму» шоу-бизнеса или сопротивляется ему? Почему, на ваш взгляд, так происходит?
  5. Перед тем, как писать творческий портрет известного вам человека, внимательно посмотрите передачи или фильмы с его участием. Сделайте краткий конспект каждой ТВ-программы, в котором отметьте наиболее яркие сцены, диалоги, наиболее полно раскрывающие героя. Подумайте, могут ли у аудитории быть какие-то ассоциации, связанные с этим человеком? Например, выше мы видели, что в выступлениях Ю.Богомолова и И.Петровской К.Собчак характеризуется как исключительно гламурная девушка, «папенькина дочка», бесконечно мелькающая по ТВ и эпатирующая публику. Решите, какую интонацию вы выберете для профессиональной рецензии на вашего героя? Он у вас будет положительным или отрицательным персонажем?
  6. Перед тем, как начать работу над творческим портретом, выпишите в столбик на черновике прилагательные, с которыми у вас ассоциируется герой. Посмотрите на них и подумайте, какие его качества вы бы хотели раскрыть подробно.
  7. Во время подготовки материала следите, чтобы в текст случайно не попал авторский домысел. Имея дело с конкретным материалом, пишите только о том, что видели сами и что чувствовали в момент просмотра телепередач с участием героя вашей работы.
  8. Нельзя только упрекать. Даже если в дальнейшем вам придется постоянно трудиться в области медийной критики, всегда помните, что каждая строчка – учебная в вашей жизни. Тем более текст, подготовленный в рамках спецкурса. Поэтому не будьте излишне эмоциональны, не пытайтесь выразить свое возмущение (восхищение) манерами определенного человека. Постарайтесь на имеющихся у вас фактах определить сильные и слабые профессиональные стороны вашего героя. При этом оптимальной является такая модель, когда вы осознаете, что рецензируете работу вашего коллеги, а не противника.
  9. Не пользуйтесь «служебным» положением, для того чтобы поучать вашего героя. Тон публикации должен быть спокойным и рассудительным, а не менторским, ведь оппонент в данное время не может вам ответить. Учитесь выражать собственную точку зрения аргументами. Стремление искать, умение выявить и подсказать герою в своем тексте такие творческие приемы, которые качественно улучшат его работу, – одно из требований медийной критики.
  10. Если в процессе подготовки материала вы в чем-то не согласны с героем, считаете некоторые его поступки лишними, можете вступить с ним в заочный диалог, но не спор. Учитывайте, что, возможно, в силу определенных обстоятельств человек не мог поступить по-другому. Проводите анализ с нескольких позиций: художественно-эстетической и морально-нравственной. В первом случае вы должны обратить внимание на ценность и значимость передачи, в которой участвовал объект вашего исследования, для современного российского телевидения. Подумайте, насколько она по наличию художественных приемов отражения действительности вписывается / не вписывается в контекст телевизионной бизнес-индустрии. Морально-нравственная же оценка заключается в вашей экспертизе поведения человека, а также его манер. Выполнив это условие, вы решите комплексную задачу по исследованию того, какое место занимает герой вашего выступления в конкретной передаче.
  11. Работая над творческим портретом личности, следите за тем, чтобы материал не стал пересказом сцен телепрограмм с ее участием. В публикации должны быть видны ваши мысли, критические суждения, а не просто описание сюжета. При этом не забывайте об объективности.

В процессе подготовки учебного материала в данном жанре, прежде всего, необходимо научиться иметь и публично выражать собственную точку зрения на профессиональные (но не человеческие!) качества определенного известного вам медийного человека. Тренируйтесь в искусстве полемики, говорите в тексте о том, кем данная личность является в передаче, обсуждает ли она проблемные вопросы, насколько широк круг приглашенных экспертов, выражает ли только официальное мнение по актуальным вопросам… Все сразу охватить невозможно, поэтому важно не только стараться пробовать написать творческий портрет, но и периодически искать и читать газетные публикации, выполненные в данном жанре.

^ Выступление в данном жанре, при условии соблюдения всех требований к его подготовке, будет оценено преподавателем максимум в 20 баллов. Сумма состоит из следующих критериев:

– Актуальность темы разговора – 3 балла;

– Четкая постановка проблемы – 5 баллов;

– Наличие фактологической и аргументной базы по проблеме –
4 балла;

– Уровень авторских размышлений, направленных на наиболее полное раскрытие своего творческого замысла – 3 балла;

– Использование различных средств художественной выразительности – 3 балла;

– Наличие соответствующего теме разговора заголовка – 3 балла.

Кроме того, студент может решить сверхзадачу: предложить и опубликовать свой материал в одном из республиканских или федеральных печатных СМИ. В таком случае он получит бонус в пять баллов.

Задание. Найдите в медийных рубриках федеральных газет
и журналов один или два творческих портрета и напишите дома реплику на каждый из них. Обратите внимание на структуру и проблематику материалов. Обсудите с преподавателем сложности, с которыми вы столкнулись при выполнении данной самостоятельной
работы.

страница 6/19
Дата 03.09.2011
Размер 3,66 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие, Образовательные материалы

Творческий портрет

Жанр творческого портрета занимает огромное место в музыкальной журналистике. Здесь объектом внимания становится не только творчество, но и сама уникальная личность художника. Элементы «портретирования» естественны и в других жанрах, когда возникает речь об авторе художественного явления. В той или иной степени он всегда присутствует в интервью, даже если тема беседы не касается личности интервьюируемого.

О популярности жанра творческого портрета свидетельствует и количество работ такого плана на всем видимом историческом пространстве, и их качественное разнообразие (подробно о жанре творческого портрета см. раздел 6).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

§ 1. Творческий путь А. П. Рябушкина

§ 1. Творческий путь А. П. Рябушкина Андрей Петрович Рябушкин – еще один из тех художников, которых пригласил Н. И. Кутепов для иллюстрирования второго и третьего томов своего исследования по истории охоты.К середине 1890-х гг. А. П. Рябушкин был известен не только как

Творческий кризис

Творческий кризис …И поступают люди так большею частью в самый лучший период жизни, когда силы души находятся в самом расцвете, а унижающих человеческий разум привычек еще усвоено мало. Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так. Л.Н. Толстой.

Творческий кризис

Творческий кризис …И поступают люди так большею частью в самый лучший период жизни, когда силы души находятся в самом расцвете, а унижающих человеческий разум привычек еще усвоено мало. Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так. Л.Н. Толстой.

Глава 4: Хлеб насущный, или творческий подход к труду

Глава 4: Хлеб насущный, или творческий подход к труду Работа дурня любит. От работы кони дохнут. Работа не волк, в лес не убежит. Народная мудрость Замечательная это вещь, – трудовые отношения! Ведь труд, как утверждал некогда чудак Дарвин, превратил обезьяну в человека.

ЦВЕТ И КОНТРАСТ Технология и творческий выбор ВГИК

ЦВЕТ И КОНТРАСТ Технология и творческий выбор ВГИК Железняков

Творческий метод

Творческий метод В истории литературы эволюция творческих методов обычно рассматривается как целостный процесс, внутри которого общее и типическое закономерно довлеет над частным и индивидуальным. Более чем полувековой творческий путь А. М. Ремизова отобразил

Этюды и творческий процесс актера

Этюды и творческий процесс актера Итак, при помощи наших этюдов можно установить условия, вызывающие творческий процесс; условия правильного его протекания; ошибки в нем. При помощи этих этюдов становится понятно, что нужно не составлять, не выстраивать творческий

§ 1. Жизненный и творческий путь

§ 1. Жизненный и творческий путь Лев Александрович Тихомиров родился 19 января 1852 года на Кавказе (город Геленджик) в семье врача, принадлежавшего к потомственному священническому роду. Свое детство он характеризовал как время неосознанной христианской религиозности и

Творческий прием кинооператора.

Творческий прием кинооператора. Повернуть камеру!У Маяковского есть такая строфа:«И не повернувголовы кочани чувствникакихне изведав,берут,не моргнув,паспорта датчан иразныхпрочих шведов».Что же это за действие, которое не совершил господин чиновник, проверявший

Е. А. Попова. Реставрация картин «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I»

Е. А. Попова. Реставрация картин «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» кисти неизвестного художника принадлежат собранию Егорьевского историко-художественного музея.При

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет Мы рождены для вдохновенья А.С.

Источник статьи: http://culture.wikireading.ru/77272

Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет

Мы рождены для вдохновенья

Каждая личность – загадка, творческая – особенно. Человечество волнует все выходящее за рамки нормы, и творческая личность в этом ряду занимает одно из главных мест. Она всегда притягивает к себе повышенное внимание. Кому-то хочется к ней прикоснуться, получить автограф, что-то оставить на память. Кто-то коллекционирует предметы, исторически с ней связанные, оставляя на аукционах огромные деньги. Художественные личности, уходя в бессмертие, продолжают жить среди нас и в своих произведениях, и в памятных местах – мемориальных квартирах, домах, музеях… И как правило, всем, кого данная личность волнует, хочется о ней читать.

Источники повышенного интереса к людям искусства могут иметь разное происхождение. В одних случаях именно сильное впечатление от встречи с художественным явлением – музыкальным произведением, исполнением, постановкой – рождает естественное желание побольше узнать о его создателе. В других, напротив, соприкосновение по жизни с художественной личностью пробуждает интерес к ее творчеству. Но в целом такой интерес – явная константа в общественно-художественном сознании и огромный стимул для приобщения к искусству широких общественных слоев: через призму конкретной человеческой судьбы в искусстве легче понять и осмыслить многие сложные художественные и культурные процессы времени. Если значимость художественной личности для того или иного времени высока, а интерес к ней, к ее творчеству актуален или потенциально возможен, почва для такой портретной работы благоприятна.

Диапазон возможностей для исследования творческой личности очень широк – разные виды искусства «соревнуются» на этом популярном поприще. Можно вспомнить и многие знаменитые живописные портреты; и портреты словесные разных жанров и весомости от научной монографии до романа, с одной стороны, от аргументированного журналистского очерка до краткой заметки («эскиз портрета», «штрихи к портрету») или насыщенных вымыслом «баек» – с другой. Например, новый «глянцевый» журнал «Караван историй» специально задуман как издание, посвященное историям жизни выдающихся людей. Театр и кино со своей стороны участвуют в этом процессе. К примеру, театральные балетные постановки Б. Эйфмана «Чайковский», «Красная Жизель» (о трагической судьбе талантливой русской балерины Ольги Спесивцевой), или знаменитый фильм «Амадей» режиссера Милоша Формана, по новому, современными глазами взглянувшего на личность Моцарта, – все это авторские «портретные» работы.

Портрет, по свидетельству энциклопедий, есть «изображение, описание человека». Творческий портрет делает объектом своего внимания творческую личность. Уникальность личности художника, прежде всего, заключена в скрытой в ней загадке, и творческий портрет, по сути, является не только и не столько изображением, описанием человека, сколько поиском ключа к этой загадке, попыткой разгадки. При этом творческий портрет амбивалентен: в нем наряду с представляемой персоной всегда мерцает автор со своим, субъективным, отношением к объекту внимания. Даже если это автопортрет.

В ряду монографических работ, привлекательных и для художественной литературы, и для науки, и для публицистики, творческий портрет как музыкально-критический жанр имеет свои особенности. Во-первых, как любой журналистский материал, он преследует информационные цели, предоставляя обществу сведения о новых личностях на художественном небосклоне, о новых творческих достижениях или новых поворотах в судьбе людей, находящихся в поле зрения общественности, как и о «новых открытиях» старых, забытых и вновь обретающих свою актуальность имен.

Во-вторых, для музыкально-критической журналистики творческая личность – равнозначный объект художественной оценки. И главным здесь также является критерий уникальности (оценочные градации по условной нисходящей: гений – талант – выдающийся – одаренный – способный… и т. д.). При этом, естественно, журналистов прежде всего интересует современник – личность, активно участвующая в музыкальном процессе в данный момент, чей творческий облик изменчив или вообще пребывает в стадии становления, чье художественное значение окончательно не определено и нуждается в оценке или переоценках.

В-третьих, в отличие от науки и художественной литературы, если они обращаются к творческой личности как к предмету внимания, критик-журналист, как правило, работает в условиях оперативности, с одной стороны, и недостаточной полноты сведений – с другой. Чаще всего в его распоряжении еще нет ни эпистолярного наследия, ни мемуаров, ни воспоминаний современников и близких – всего того, что составляет фундамент капитальных исследований. Но зато у него есть другое – огромное! – преимущество: с современником можно встречаться, беседовать, задавать вопросы, брать интервью. То есть лично общаться и формировать свое отношение, опираясь на собственный опыт.

Имея своей целью представление и оценку художественной личности, творческий портрет для большей полноты картины легко включает в себя другие жанровые виды. Особенно ценны собственные высказывания художников, поэтому в портретных журналистских замыслах важнейшее место занимают разные типы бесед, особенно в устных жанрах. Прямая речь даже в виде отдельных вкраплений усиливает достоверность, документальность представления. Работа над творческим портретом современника, с точки зрения журналистской практики, вообще должна начинаться с предварительного разговора с художником: пишущему автору важно ощутить индивидуальность объекта внимания, чтобы затем попытаться воссоздать ее в тексте.

Журналистский творческий портрет может создаваться в разной жанровой форме: очерка или статьи, если материал обстоятелен и развернут; эссе или этюда, когда это лишь «набросок», «эскиз портрета»; интервью, когда облик портретируемого рождается в подаче его собственных высказываний; наконец, фельетона, если это дружеский шарж или карикатура. Портрет не исключает и проблемных отступлений, на которые может наводить личность портретируемого.

Творческий портрет музыканта, кроме того, в большей или меньшей степени может включать рецензионную составляющую. Мини-рецензии, обращенные к конкретным сочинениям композиторов или конкретным исполнениям пианистов, дирижеров и т. п., включенные в портретный по замыслу текст, усиливают «присутствие музыки» в качестве важнейшего аргумента в системе доказательств и оценки художника. Они конкретизируют оценочную мысль, направленную на творческую личность, выходами к художественным образцам, к результатам деятельности.

Создание музыкально-критического творческого портрета, как правило, связано с каким-то поводом и заказано каким-то определенным каналом СМИ. Выбор жанровых деталей, объем, настроение текста обусловлены и тем и другим.

Поводом может быть появление неизвестного мастера на художественном небосклоне, а точнее – нового произведения, принадлежащего никому не известному автору. Творческий портрет в этом случае знакомит с новым именем, в некотором роде давая ему путевку в жизнь (еще раз вспомним знаменитое шумановское представление Шопена – «Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Для такого повода, предположительно, уместны рубрики типа «Дебют», «Новое имя», «Знакомьтесь» и т. п.

Поводом может стать и заметное событие: получение награды или особое творческое достижение, появление новой выдающейся работы (сочинения, концертной программы, записи, постановки), когда сильное художественное впечатление словно заставляет общество вновь вспомнить о художнике, а музыкальный журналист удовлетворяет этот вспыхнувший интерес. Создание творческого портрета по такому поводу олицетворяет новую веху общественного признания, здесь уместен серьезный разговор оценочно-аналитического характера.

Классический повод – юбилейные даты, и прижизненные, и посмертные. Прижизненные – это дни рожденья, а значит всегда праздничные тексты, полные пиетета и пожеланий счастья и успехов («Happy birthday to You!», как поют сегодня одну мелодию на всех континентах). Другое дело посмертные портреты, когда оставшийся в истории художник и его искусство переживают переосмысление, проверяемое временем «на прочность».

Печальный повод – некрологи. Среди них есть и официальные, скорее информативные, тексты и подлинно художественные портреты, пронизанные не только острым чувством утраты, но новыми ощущениями перед открывающимся бессмертием художника.

Цель написания творческого портрета или создания устной портретной передачи должна быть для автора абсолютно ясна. В ней может отражаться «общественный запрос», в ней должна чувствоваться актуальность подобного освещения, пусть даже осознаваемая пока только автором, опережающим общественный интерес. К сожалению, из многих направлений музыкальной журналистики жанр творческого портрета современника легче всего подвержен ангажированности, когда кому-то требуется «раскрутка», и журналист выполняет не столько «общественный», сколько чей-то «личный» заказ. Читателя на время можно обмануть, повлиять же на музыкальный процесс – вряд ли.

Жизненный и творческий путь художника можно представить как сочетание разных потоков, которые движутся как бы в разных измерениях, с разной скоростью и насыщенностью. Один из них – реальное течение жизни в последовательности личных событий от рождения до смерти. Второй – собственно творчество, создаваемый художественный мир, со своей динамикой развития, ускорениями и замедлениями, вершинами и падениями. И наконец, третий поток – пребывание в своей историко-культурной атмосфере, взаимодействие с окружающей жизнью, отраженной и в общественных событиях, и в смежных художественных процессах, и в умонастроениях современников.

Все эти стороны существования творческой личности неразрывны и равно важны для исследователя. Однако в работе над музыкально-критическим творческим портретом в качестве главенствующего стержня чаще избирается какая-либо одна сторона, а остальные могут оказаться в роли дополняющих. Более того, для журналистского творческого портрета совершенно не обязательно и даже не нужно полное и всестороннее освещение творческой личности. Значительно чаще стимулом к созданию портрета служит какой-либо один аспект, актуальный в данный момент. Куда важнее для автора умение схватить и выделить неповторимое, ценное, отталкиваясь от повода к написанию портрета, будь то художественное событие (премьера нового сочинения, премия и т. п.), биографическое событие или явления социокультурного порядка, с которыми данная художественная личность связана или играет в них важную роль.

1. Блок А. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М., 1971. С. 233.

2. «Лит. газета», 1966, 17 июня.

3. Каратыгин В.Г. Избр. статьи. С. 60.

6. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. 1978. С. 3.

7. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. – М., 2005. С. 245

8. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. – М., 2004. С. 4.

9. См.: Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. С. 73.

10. Стравинский И. Диалоги. С. 216.

11. См.: Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. – М., 1976. С. 158.

12. Программка авторского концерта В.Тарнопольского в Рахманиновском зале Московской консерватории 10 ноября 2005 г.

13. Любимов А. Новая музыка уже устала// Культура, 2004. № 39.

14. Стравинский И. Хроника моей жизни. – Л., 1971. С. 122.

15. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. С. 249.

16. Курышева Т.А. Музыка во взаимодействии и синтезе искусств. Гл. 1: Театральность и музыка. – М., 1984.

17. Курышева Т.А. Театральность и музыка. С. 167–170.

18. Каган М. Морфология искусства. – Л., 1972. С. 374.

19. Курышева Т.А. Театральность и музыка. С. 28–37, 54–55, 71–81.

20. Курышева Т.А. Музыкальная хореодрама в творчестве Родиона Щедрина и Альфреда Шнитке // Антология музыкального театра второй половины XX века. – М., 2006. С.109.

21. Хейзинга И. «Ното ludens». – М., 1992. С. 186.

22. С.С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. С. 236.

23. Курышева Т.А. Балет // История современной отечественной музыки. Вып. 2. – М., 1999. С. 412–419, 421–428.

24. Покровский Б. Размышления об опере. – М., 1979. С. 71.

25. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. С. 263.

26. Курышева Т.А. Вагнер – нетипичная Россия // Ведомости, 2004, № 2.

27. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. – М., 2003.

30. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. С. 174.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Источник статьи: http://infopedia.su/1x2dc0.html

Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Инструменты и техники рисования

Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.

Портрет 1 Портрет 2 Портрет 3 Портрет 4

Виды портретов

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Композиция

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Портрет женщины

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели. Портрет женщины

Портрет мужчины

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.

Освещение

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.

Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Освещение

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Как добиться сходства

Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.

Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Пропорции головы

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Квадратная сетка

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции. Пропорции головы Пропорции головы 2

Глаза

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.

Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глаза

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми. Глаза 2

Уши

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Уши Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань. Уши 2

Нос

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Нос Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.Нос 2

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.

Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед. Рот Рот 2

Рисование с натуры

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени. Эскиз

Этапы рисования

Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). 1 и 2 этапы Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. 3 и 4 этапы Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. 5 и 6 этапы Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой  очень много советов:

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»

Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать твоим разработчикам
  • Как написать твердый знак прописью
  • Как написать твердый знак на телефоне
  • Как написать таможенную декларацию
  • Как написать твердый знак на смартфоне