Как написать учебник для вуза


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Как написать востребованный учебник? Рекомендации издателя



За 29 лет работы на рынке учебной литературы для высшей школы, колледжей и техникумов мы выпустили сотни учебников, ставших бестселлерами в своих тематиках. Мы стремимся, чтобы как можно больше преподавателей, научных работников стали авторами интересных и востребованных учебников и внесли свой вклад в развитие отечественного образования. Чтобы помочь им в этом, мы решили рассказать о внутренних процессах издательства: как идет отбор изданий и на что авторам обратить внимание при подготовке рукописи. Следуя нашим рекомендациям, любому автору будет проще заинтересовать издателя и подготовить уникальный материал к публикации.

Выберите тему как маркетолог

В первую очередь, проанализируйте, какой именно материал у вас уже накоплен и подберите для него оптимальную форму. На базе курса лекций или результатов научных исследований сформируйте учебник по дисциплине или учебное пособие. Кейсы, задачи, тесты соберите в практикум.

Проанализируйте дисциплину, для которой вы планируете издать учебник: как часто она встречается, для каких специальностей и уровней образования, обязательная или вариативная, степень ее новизны. На этом же этапе оцените, насколько уникальным будет ваш материал на рынке учебной литературы. Изучите ассортимент изданий по вашей теме в портфеле выбранного издательства, в крупных интернет-магазинах (например, Ozon.ru, Лабиринт), оцените количество публикаций в eLIBRARY или РГБ и их актуальность.

Придайте уникальность

Если на рынке уже представлено достаточно изданий по выбранной теме, то следует поработать над рукописью, чтобы сделать ваш материал максимально уникальным:

  • выберите свою методику изложения, проявите особый авторский подход к теме, например, «Экономическая история России. Опыт институционального анализа», «Микроэкономика. Практический подход»;
  • измените способы подачи материала и вовлечения читателя: используйте геймификацию, инфографику, сквозные примеры, сторителлинг;
  • изложите материал в сокращенном, сжатом виде, например, в виде краткого курса по дисциплине;
  • измените читательский адрес: переработайте материал для другого уровня образования (например, среднего-профессионального) или для студентов другого уровня специализации (например, «Бухгалтерский учет» для направления подготовки «Туризм» или «Строительство»).

Оцените объем

Сколько страниц текста содержит идеальный учебник? Встаньте на место преподавателя, подбирающего материал для своих студентов, — слишком объемное издание они могут «не осилить», да и издатель будет не рад увеличению стоимости производства такой книги, а тонкая брошюрка с гордым названием «Экономика. Полный курс» заставит усомниться в качестве и полноте раскрытия материала.

В среднем объем учебника и учебного пособия должен быть в интервале 12—22 авторского листа, практикума — 8—15 авторских листов. Если материала больше, сократите. Объедините параграфы, абзацы или уберите второстепенные главы, часть материалов вынесите в электронное приложение к изданию. Учебники для объемных дисциплин допустимо разбить на несколько изданий.

Если, напротив, материала не хватает до нужного объема, приведите больше развернутых примеров, подготовьте дополнительный проверочный материал, учебно-методические рекомендации.

Создайте авторский бренд

Не секрет, что издатели в первую очередь публикуют авторов, имеющих научный авторитет, опыт книгоиздания. Как быть в этой ситуации начинающему автору? Обязательно вместе с рукописью предоставьте исчерпывающую информацию о своем опыте (преподавательском, научном), укажите все имеющиеся у вас награды, дипломы, расскажите о научных достижениях или интересных проектах. Если вы готовите объемный учебник или практическое пособие, соберите авторский коллектив. Коллективные издания, кафедральные или межвузовские проекты особенно ценятся издателями. Если возможности собрать коллег нет, пригласите к совместной работе научного руководителя или опытного ученого, автора, под руководством которого будете готовить учебник и под чьей редакцией он будет опубликован.

Если есть желание стать автором, но вы боитесь, что получите отказ издателя, обратитесь к нему с предложением совместно выбрать тему, исходя из ваших научных интересов и практических навыков.

Правильно оформите

Когда содержательная часть рукописи будет подготовлена, уделите внимание ее техническому оформлению, ведь материал, требующий минимальной обработки и подготовки к верстке, будет скорее принят в работу. Поскольку у каждого издательства свои требования к оформлению рукописи, их следует уточнить заранее (смотрите требования «КНОРУС»). В любом случае перед отправкой приведите все шрифты, абзацы, отступы, нумерацию глав, параграфов, рисунков и таблиц к единообразию, удалите лишние пробелы.

Не забудьте и о минимально необходимой оригинальности текста. Ваша работа будет проверена в системе «Антиплагиат». Большой объем заимствований из одного источника, как и самоплагиат, точно насторожит издателя. И, напротив, массовые включения нормативно-правовых материалов для некоторых изданий, например правовой литературы, будут оцениваться как необходимые.

Уверены, что наши рекомендации окажутся для вас полезными и помогут правильно подготовить рукопись к изданию.

Вместе мы выпустим актуальный и востребованный учебник, который будет служить не одному поколению студентов.


У вас есть готовый учебник, учебное пособие или книга уже в стадии написания?
Отправьте заявку на издание.

Еще только выбираете тему?
Мы готовы помочь вам с подбором названия, которое будет наиболее востребовано у читателя. 
Оформите заявку на написание учебника, учебного пособия.


Хотите оперативно опубликовать монографию? 
Оформите заявку на публикацию научной работы.

Правильный учебник

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 2.8K

Как правильно должен быть написан учебник? Ответ стандартный:
— сначала предмет изучаемой науки;
— затем принципы и методология;
— потом основные разделы;
— потом подразделы каждого раздела;
— и в конце практические детали.

Этот порядок считается классическим, а учебник, написанный таким образом — образцовым.

В своей статье я намерен доказать, что хороший учебник пишется строго задом на перед. А хорошие учебники в области IT тем более. Не зря ведь существует «Hello, World!»

Предположим, для наглядности, что некоему талантливому первооткрывателю поручено изучить и описать дерево, например, яблоню. С чего начнет первооткрыватель изучать яблоню? Со ствола? С ветвей? Нет, конечно же, он начнет изучение с яблок. Яблоки вкусные и полезные. К тому же быстро заканчиваются.

Насладившись яблоками, первооткрыватель переходит к листьям. Затем он понимает, что листьям предшествуют почки, а яблокам цветки. При чем яблоки появляются на месте опыленных цветков, а за листьями, которые получают больше света, затем крепнет стебель и превращается в ветку.

Чувствуете, к чему я клоню? Первооткрыватель сам изучает науку не в том порядке, в котором потом ее излагает. Но, продолжим.

Переходя к ветвям, первооткрыватель начинает понимать, как они важны, что по ним в обе стороны текут полезные вещества, что в ветвлении скрыт важный смысл, что в ветвях основа роста и плодоношения всего дерева. Через какое-то время первооткрыватель переходит к основе — к стволу. Ствол кажется ему интересным и очень важным. Именно в стволе скрыта вся сила дерева.

И вот, изучив яблоню со всех сторон, первооткрыватель приступает к написанию учебника и начинает его со… ствола! Студенты в недоумении: что интересного может быть в стволе? Ну, бревно и бревно. А первооткрыватель им: учите-учите, ствол — это основа! Поверьте мне, уж я-то знаю, я столько этих яблок съел на своем веку! Студентам остается только позавидовать первооткрывателю.

Дальше студенты начинают учить ветви, и наука им надоедает. К моменту перехода к почкам и листьям — вызывает отрицательные эмоции. Цветочки не радуют. Долгожданные яблоки четко ассоциируются со скукой.

Почему так произошло?

Студентов сразу же лишили радости первооткрывателей. Им дали сухую теорию. Студентов не заинтересовали конечным результатом, не дали им возможности самостоятельно найти обобщения. Первооткрыватель лишил студентов историцизма изучения науки. Такой порядок — плохой учебник. Он воспитывает формализм, а не живой интерес.

Что раньше: теория или практика?

Раньше практика. На основе практики возникает теория. Способность анализировать и создавать теории на основе практики — важное качество для человека интеллектуального труда. И складывается впечатление, что писатели учебников специально торопятся изложить теорию впереди практики. На всякий случай, чтобы ни кто не заподозрил у них отсутствие способностей к обобщениям.

Может быть, ученые собственные теоретические изыскания ценят на столько высоко, что торопятся с них и начать? Но это тоже воспитывает формальное отношение к науке. Студенты начинают подгонять практику к существующей теории.

Примеры хороших учебников

Учебники по конкретным языкам программирования традиционно начинаются с предложения вывести на экран «Hello, World!» И все, кому приходилось их учить таким образом знают, насколько облегчается понимание языка. Сразу начинаешь понимать синтаксис, появляется желание врубится в философию. Хотя по классическому написанию учебников вывод на экран надо было бы изучать чуть ли не в последнюю очередь.

Еще пример хорошего учебника: практическое руководство по парсеру. За 5 коротких уроков ты чувствуешь, что знаешь язык.

Многие учебники на английском хороши, так как западные писатели нацелены на быстрый практический результат.

Примеры плохих учебников

Самым плохим учебником, и при этом очень распространенным, я назвал бы инструкцию по пользованию лифтом. Просто удивительно, насколько нужно ненавидеть всех юзеров данного гаджета, что бы писать такие страшные вещи.

Существует довольно много плохих учебников российских. Мне бы не хотелось называть конкретные имена — люди старались ведь. Плохие они потому, что пытаются дублировать собой мануалы, а не ведут студента за собой.

Взять, к примеру, друпал. Сайтов много, а хорошего учебника ни одного. Помните недавнюю дискуссию «Я люблю друпал» — «Я не люблю друпал»? Там Алексей писал — не можешь решить проблему — мучаешься, потом решаешь — радуешься. А будь один хороший учебник — и проблемы бы не стояло.

Это традиционная ситуация в IT сфере — мы уже привыкли все искать в мануалах, при чем в основном на английском. И когда российский писатель берется писать IT учебник, он не знает, как правильно его построить. С одной стороны — традиция строить учебник по классическому плану (хочется ведь, что бы все как у взрослых было). С другой стороны черпается информация из разных мануалов, которые структурируются по типам. С третьей стороны — традиция начинать с «Hello, World!» В итоге писатель совсем теряется и пишет как придется. Типа — как получается, так и структурирую.

Как правильно писать учебник

1. Начинайте с частностей, при чем с самых интересных. Например:
— пишете учебник, как приготовить пирог — начинайте с приготовления глазури;
— пишете учебник по jQuery — начинайте с полезных и интересных примеров.

2. Не забывайте про историцизм науки. Вспоминайте истории связанные с исследованием, и смешные, и трагические. Пусть студенты познают романтику, почувствуют диалектику.

3. Обобщения, принципы, методологию оставьте на последок. Дайте студентам возможность самим попробовать сформировать их, а в конце пусть сравнят свои выводы с вашими. Не лишайте их радости аналитики. Например:
— пишете учебник по JavaScript — оставьте парадигмы программирования на конец книги. Пусть студенты сначала наберут практики.

4. Давайте как можно больше практики. Это особенно важно для IT сферы. Людям нужны практические решения. Теория тоже нужна, но без практики она суха.

5. В учебнике обязательно должен быть подробный предментый указатель (спасибо за подсказку svart).

Неужели все классические учебники плохи?

Классику и историю надо любить и уважать. Учебники, написанные по классическому плану — это отличный метод кодификации науки. С их помощью можно бегло изучить предмет, удобно искать какие-то статьи. Но увлечь студента наукой по классической схеме очень трудно. Необходимо различать кодификатор и учебник.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

С учетом растущих цен на учебники, возможно, вам захочется написать свой собственный учебник. Может быть, вы учитель и часто испытывали неудовольствие из-за дорогостоящих учебников, которые не отвечают потребностям ваших учеников. Или вы достигли высокого уровня знаний в какой-то области и хотели бы обобщить их в форме справочника. В последнее время издательский мир в части учебников стал более доступным для писателей и ученых. Немного практики и терпения — и вы научитесь ориентироваться в процессе написания и издания учебников.

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 1

    1

    Определитесь с темой и уровнем знаний аудитории. Важно определиться с этими двумя моментами одновременно, так как от них зависит все: от содержания книги до ее дизайна и рекламной стратегии.[1]

    • Пишите для знакомой аудитории. Если вы работали преподавателем математики в университете, то можете не знать, чем лучше всего привлечь учеников средней школы.
    • Если вы пишете для незнакомой аудитории, вам потребуется соавтор, которому данная аудитория хорошо известна.
    • После того как определитесь с дисциплиной, подумайте, в каких областях современного образования недостаточно хороших учебников. Сможет ли ваша книга заполнить пробелы на рынке?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 2

    2

    Проведите маркетинговое исследование. Издание учебника — большое дело, намного большее, чем издание журнала или обычной книги. Вам нужно будет исследовать, какие аналогичные учебники уже есть на рынке и сколько они стоят.[2]

    • Четко определите свое уникальное торговое предложение. Это предложение определяет то, чем ваш учебник отличается от аналогичных. Что в нем есть такого, чего нет в других учебниках? Вам придется объяснить издателям и другим преподавателям (своим потенциальным покупателям), почему они должны воспользоваться именно вашей книгой, а не какой-либо другой.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 3

    3

    Поговорите с другими авторами учебников. Вам стоит найти коллег, которые уже издавали учебники, и пообщаться с ними. Пользовались ли они традиционным издательством или издавали книгу самостоятельно? Сколько времени у них ушло на написание и издание книги? Что они хотели бы знать заранее в самом начале работы над учебником?

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 4

    4

    Пользуйтесь мобильными форматами. Многие учебники сегодня существуют в форме электронных книг. Одни вообще существуют только в электронном виде, другие издаются и на бумажном носителе. Вам следует подумать, как вы адаптируете свой учебник для цифровой аудитории.

    • Собираетесь ли вы создавать для своего учебника сайт, на котором студенты смогут найти практические вопросы для тестирования? Можете ли вы разработать увлекательные игры, чтобы помочь своей аудитории в учебном процессе (особенно это касается учеников младшего возраста). Обдумайте, будете ли вы разрабатывать эти дополнительные элементы к своему учебнику.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 5

    5

    Приготовьтесь к долгому пути. Написание учебника может занять много времени. Иногда между началом работы и выходом книги из печати проходят целые годы. Готовы ли вы потратить столько времени?

    • Вы влюблены в свой предмет? Если вы увлечены материалом, о котором пишете, это поможет вам преодолеть многотрудный процесс издания учебника. Но если вы просто гонитесь за длинным рублем, вы вряд ли будете удовлетворены вознаграждением за потраченное время и труды над этим проектом.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 6

    1

    Разработайте общий план. Определитесь с общей идеей, какова будет структура книги. Вам могут помочь следующие вопросы:

    • Сколько глав будет в вашей книге? Как вы разделите конкретные темы на главы?
    • Будут ли главы независимыми друг от друга, или учащимся придется прочитать предыдущую главу, прежде чем перейти к следующей?
    • Собираетесь ли вы располагать главы в порядке возрастания сложности материала? Будут ли готовы учащиеся по окончании изучения вашего учебника перейти на следующий уровень знаний об этом предмете?
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 7

    2

    Определитесь, какой самый важный материал нужно обязательно включить в книгу. Разумеется, вы не сможете поместить в один учебник всю информацию о предмете. Поэтому вам придется расставить приоритеты и выбрать самое важное, что должно в него войти.

    • Каковы цели курса, для которого может быть использован учебник? Какие навыки должны быть сформированы у учащихся после прохождения этого курса? Что они должны знать, чтобы быть готовыми к изучению материала следующего класса или курса?
    • Насколько ваш учебник будет соответствовать требованиям стандартных тестов, которые учащиеся должны выполнять в течение учебного года? Постарайтесь найти примеры таких тестов — они помогут вам ответить на этот вопрос.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 8

    3

    Набросайте общий план каждой главы. Возможно, у вас будет искушение доводить каждую главу до совершенства, и только потом переходить к работе над следующей. Не стоит так делать, это замедлит вашу работу.

    • Вместо этого набросайте содержание всех глав учебника. Когда у вас будет черновой вариант всей книги, вы сможете лучше понять, как будут соотноситься отдельные главы, где вам нужно будет добавить материал, а где сократить.
    • Составьте расписание работы над учебником и придерживайтесь его. Если регулярная работа над учебником войдет у вас в привычку (например, с 15:00 до 17:00 по вторникам и четвергам), вы сможете последовательно выполнять значительную работу. Старайтесь избегать хаотических приступов объемной работы.[3]
    • Если вы сотрудничаете с издателем и вас поджимают сроки, не откладывайте работу на завтра. Найдите достаточно времени, чтобы выполнить задание. Определите цели на неделю, на месяц. Достигая их, вы будете планомерно приближаться к сроку сдачи материала.
  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 9

    4

    Позаботьтесь о привлекательном оригинал-макете, снабдите его полезными визуальными материалами. Вряд ли вам хочется усыпить своих учеников. Им, скорее всего, будет трудно перерабатывать большие куски текста. Страницу нужно зрительно разбивать иллюстрациями: рисунками, таблицами или другими графическими вставками.

    • Вы можете столкнуться с тем, что ваш графический редактор (типа Microsoft Word) не очень подходит для вставки визуальных материалов в текст. Вам следует перенести часть своих набросков в издательские программы типа Adobe InDesign. В этой программе вы сможете обрабатывать изображения наравне с текстом.[4]
    • Найдите время, чтобы познакомиться с программой InDesign и изучить ее основные принципы. Это пригодится, если вы захотите издавать книгу самостоятельно.
    • Если вы используете какие-либо графические материалы из внешних источников, получите разрешение использовать их в своей книге, иначе вас могут привлечь к ответственности за нарушение авторских прав.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 10

    1

    Наймите редактора. Вы можете найти редактора, который работает на издателя учебников, независимого редактор или коллегу, которые работает над похожей темой. В любом случае вам нужна еще хотя бы одна пара глаз, которая просмотрит ваш труд.

    • Редактор может помочь вам выявить лучший способ организации и подачи материала. Он также сможет помочь вам усовершенствовать грамматические структуры предложений и выбор слов.
  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 11

    2

    Опубликуйте учебник в традиционном издательстве. Когда дойдет дело до публикации учебника, вы можете обратиться в традиционное издательство или издать его самостоятельно. Обращаясь в такое издательство, вы, как правило, получаете гонорар в виде фиксированной разовой выплаты либо процент от отпускной цены каждого экземпляра (обычно около 10 % для бумажных книг).

    • Посмотрите контактную информацию на издательских сайтах. Как правило, там содержится информация о том, как предложить книгу или связаться с издателем.
    • Для того чтобы получить одобрение в традиционном издательстве, нужно написать презентацию своей книги. Презентация книги обычно содержит название книги и краткое содержание каждой главы (1–2 абзаца). Постарайтесь четко передать содержание своей книги, а также объяснить, почему она так важна для вашей целевой аудитории учащихся.
    • Убедитесь, что книга соответствует специализации издательства. Продают ли они другие подобные книги? Если издательство специализируется на художественной литературе, оно не станет публиковать учебник, а если оно выпускает только учебники для средних школ, не стоит обращаться в него с книгой для технических вузов.
    • При сотрудничестве с традиционными издательствами вам придется также продать свое авторское право издателю. После подписания контракта с ними вы больше не будете иметь прав на свой материал.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 12

    3

    Издайте книгу самостоятельно. Чтобы опубликовать книгу в традиционном издательстве, подчас нужно победить в суровой конкурентной борьбе. Поэтому все больше авторов стараются издавать свои книги самостоятельно, и зачастую это приносит им более выгодные результаты.

    • Amazon.com недавно начало проект по изданию учебников. Если автор продает свою книгу через Amazon за 9,99 доллара или меньше, то он получает 70 % с продаж. Это намного больше тех 10 %, которые предлагают традиционные издательства.[5]
    • Вы также можете выставить свою книгу на продажу через iBooks’ в разделе «Учебники» или на личном интернет-сайте.
    • Если вы издаете книгу самостоятельно, вам не нужно составлять ее презентацию и, как правило, сохранить за собой авторские права на материал. Зато вам будет труднее распространить информацию о своей книге в школьной и университетской среде.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Textbook Step 13

    1

    Продвигайте свой учебник. Если вы публикуете книгу в традиционном издательстве, продвижение книги на рынок — как правило, его задача. Но если вы публикуете учебник самостоятельно, вам самим придется развернуть маркетинговую кампанию.

  2. Изображение с названием Write a Textbook Step 14

    2

    Продавайте учебник своим ученикам. Если вы учитель или преподаватель, ваши ученики — самая очевидная клиентская база. Объясните им, почему вы создали этот учебник. Включите его в обязательную часть своих занятий.

    • Старайтесь удерживать цену на книгу намного ниже, чем на учебники, выпущенные традиционными издательствами. Вряд ли вам нужно, чтобы ученики и их родители сочли, что вы на них наживаетесь.
  3. Изображение с названием Write a Textbook Step 15

    3

    Продавайте учебник своим коллегам. Если вы успешно использовали учебник на своих занятиях, поделитесь этим со своими коллегами, учителями и методистами. Предложите им ознакомиться с небольшими поурочными планами или рабочими листами, чтобы они могли почувствовать вкус книги, прежде чем купить ее.

  4. Изображение с названием Write a Textbook Step 16

    4

    Продавайте книгу на профессиональных мероприятиях. Если среди ваших коллег проходит большая ежегодная конференция, вы можете договориться с организаторами и поставить прилавок, где будете продавать свой учебник заинтересованным коллегам.

    • Если в вашей среде есть популярные блогеры, собравшие широкую аудиторию, вы можете попросить их сделать обзор вашей книги для своих читателей.
  5. Изображение с названием Write a Textbook Step 17

    5

    Постарайтесь получить качественные отзывы. Вам нужно доказать, что другие учителя и исследователи одобрили вашу книгу. Это повысит доверие к вам как к автору, а также и ценность самого учебника.

    Реклама

Советы

  • Помните, что с годами, по мере изменения технологий, а также политической и исторической ситуации, ваш учебник может потребовать доработки. Нельзя допускать, чтобы ваша книга устарела — иначе она перестанет быть актуальной, и учиться по ней не будет большого смысла.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 19 306 раз.

Была ли эта статья полезной?

6 простых советов по написанию учебного пособия

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие. Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет. Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины. Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды. Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения. Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник. Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Как отличить учебное пособие от учебника?

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

  • отсутствие противоречия с основополагающими положениями изучаемой дисциплины, содержащимися в учебнике;
  • отсутствие дублирования информации из учебника.

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

  • поделиться накопленным опытом со студентами, преподавателями и лицами, интересующимися наукой;
  • дополнить существующий курс недостающей информацией или создать новую программу при полном отсутствии информации по теме.

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

  • Кто будет являться его основной аудиторией?
  • Какова его цель?

пример учебного пособия

Вот только некоторые возможные варианты:

  • углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине;
  • углубление практических навыков;
  • организация самостоятельной работы студентов;
  • организация подготовки к зачету или экзамену;
  • подготовка к написанию любого вида самостоятельной работы.

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

  • четко структурировать работу (об этом – в следующем разделе);
  • завершать каждую мысль логическим выводом;
  • приводить хорошо скомпилированный материал;
  • придерживаться общей логики повествования и т.д.

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

  • аннотация;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиографический список.

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

Какова структура учебного пособия?

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

  • историографии и методологии изучаемого вопроса;
  • целям и задачам пособия;
  • для какой аудитории предусмотрено пособие;
  • каким дисциплинам оно соответствует.

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

  • основная;
  • дополнительная;
  • интернет-источники.

содержание учебного пособия

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

  • Использование простого языка. При подаче материала не следует увлекаться профессионализмами, которые могут вызвать вопросы у не подготовленных студентов. Следует писать текст таким образом, чтобы он был доступен для выпускников школы. Но и опускаться до панибратского отношения к читателю и употребления сленга тоже не стоит. При использовании нового термина следует тут же разъяснять его смысл, не отсылая читателя к глоссарию.
  • Разбавление теоретического материала примерами по теме. Это будет способствовать лучшему усвоению материала.
  • Использование иллюстрационного материала. К нему относятся: таблицы, графики, диаграммы, схемы, модели и т.д. Они также способствуют лучшему усвоению материала.
  • Расшифровка сокращений при первом их упоминании. При использовании большого их количества следует выносить их в словарь в конце учебного пособия.
  • Подача информации собственными словами, без обширного использования цитирования.
  • Завершение каждой мысли и каждого структурного элемента работы выводами.

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

советы по оформлению пособия

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.

Ерлан АСКАРОВ,

доцент каф. «Стандартизация,

сертификация и технология машиностроения»

КазНТУ им. К. И. Сатпаева

Для проведения качественного эффективного учебного процесса необходим учебник или учебное пособие. В дальнейшем оба этих понятия объеди­ним в общий термин «Учебник». Учебники существовали всегда, с тех пор как появился процесс обучения. Необходимо понять, что такое «качествен­ный учебник». Вопрос кажется простым и банальным, но точного вопроса на него в известных источниках нет. В последнее время много говорится о но­вых учебниках, учебниках нового поколения, учебниках нового века и ты­ся­челетия и т. д., но  никто не сказал, что такое учебник нового поколения, и чем он отличается от  учебника старого поколения. Очень модным стало слово «новая парадигма» образования, но что это такое, также до конца не по­нятно.

Все министры образования и науки РК по очереди заявляют, что в республике изда­ются плохие учебники и задают риторический вопрос: «Почему пишутся плохие учебники?». Автор хотел бы разобраться в этом вопросе и постараться дать на него ответ.

Необходимо точно сформулировать требования к учебнику, это необходимо, чтобы знать какой вариант учебника лучше, какой издавать и приме­нять в учебных заведениях.

Рассмотрим типичные существующие критерии.

  1. Учебник должен писать маститый ученый, имеющий много званий и регалий. Но часто бывает, что маститый ученый – слабый препода­ватель, не имеющий преподавательского опыта, либо за маститого ученого учебник пишут его ученики – аспиранты и магистранты. Естественно качество учебника слабое.
  2. Учебник должен соответствовать государственному стандарту. В данном случае учебник выглядит, как нормативный документ, меха­нически со­ставленный из информационных кусков. Такой учебник также не эффективен.

Для выработки критериев оценки хорошего учебника необходимо исходить из желаний и потребностей потребителя учебника, в первую очередь, это учащийся, во вторую – преподаватель.

Что хочет учащийся?  Из опросов учащихся и собственного опыта можно назвать несколько важных параметров учебника. Это:

  1. Информативность.
  2. Наглядность.
  3. Понятность.
  4. Научность.
  5. Актуальность.
  6. Интересность.
  7. Логичность.
  8. Практичность.
  9. Цельность.
  10. Оригинальность.

Охарактеризуем каждое свойство,

1. Информативность. Учебник должен содержать достаточно большой объем полезной информации по предмету, но это объем должен быть оптимально сбалансирован. Здесь необходимо, отметить, что избыток информа­ции – это плохо. Учебник – это не научная монография.

2. Наглядность. Учебник должен быть очень нагляден, в нем должно быть много иллюстраций, графиков, таблиц и т. д. Эти материалы должны быть хорошего качества, хорошо смотреться, быть понятными и вызывать интерес.

3. Понятность. Язык учебника должен быть понятен, легко читаться и запоминаться. Он не должен быть перегружен иностранными и непонятными словами. Фразы должны быть легкими, не должно быть сложных, длинных предложений, перегруженных разными речевыми оборотами. Бывает так, что автор учебника хочет показать свою ученость и начитанность, он применяет множество иностранных слов, очень сложно строит свои предложения. В итоге чтение такого учебника напоминает движение через заросший лес, на каждом шагу препятствия, бурелом. Прочитав пару страниц такого учебника, читатель быстро устает, и у него нет интереса читать дальше. Всегда надо помнить, что учебник это не научная монография, а книга для молодого человека, который только начинает свое профессиональное восхождение.

Если человек много знает, но он косноязычен, он не сможет быть хорошим преподавателем, и он не сможет написать хороший учебник. Для напи­сания хорошего учебника необходимы хотя бы не­большие литературные способности, необходимо уметь хорошо говорить, понятно и быстро излагать свои мысли, грамотно их формулировать. Обычно эти способности раскрываются после длительного чтения лекций перед живой аудиторией слушателей. Можно утверждать, что человек, который не умеет выступать перед аудиторией, вести с ней диалог, не сможет написать хороший учебник.

4. Научность. Уровень учебника должен отражать современное состояние науки. Он, в обязательном порядке, дает информацию о последних научных достижениях в данной области. Но такая информация должна даваться в определенном объеме, причем обязательно надо учитывать уровень читателей – школьник, студент, бакалавр, магистрант либо докторант.

  1. Актуальность. Учебник должен быть актуален, то есть его материал должен соответствовать  современному состоянию объекта изучения. Это особенно важно для учебников по нормативным дисциплинам.

Достаточно часто попадаются учебники, где дается неправильная или устаревшая информация. К примеру, в учебнике «Стандартизация продукции», выпуск 2010 г., говорится: «Технические условия являются основным нормативным документом в РК». Но в Казахстане нормативный документ «Тех­ни­ческие условия» не существует с 2006 г., он заменен документом «Стан­дарт организации». Или в учебнике «Токарное дело» выпуск 2010 г. на полном серь­езе подробно рассматривается устройство станка модели 1К62, данный ста­нок снят с производства в 1975 г. Или учебник «Проектирование машино­строительного производства», выпуск 2006 г., дается описание коорди­натно-измерительной машины, в состав которой входит «цифропечатающий ме­ханизм и перфоратор». Я думаю, что перфокарты для ввода информации, ис­чезли еще до рождения современных студентов.

  1. Интересность. Учебник должен быть интересным. Уже давно доказано, что любое обучение проходит лучше в виде игры. Учебники предназна­чены для молодых людей, для них очень важно, чтобы предмет изучения был для них интересен. Это стимулирует изучение предмета, легкость запомина­ния. Интересность учебника выражается в виде изложения материала, приве­де­ния интересных примеров из истории, жизненных ситуаций, периодиче­ских отступлений от изложения материала и перехода на другую тему, часто с присутствием юмора и сатиры.

Показательны в этом плане американские учебники. В них всегда много юморных веселых рисунков, материал часто подается с долей иронии и т. д. Напри­мер, в учебнике по физике изучается тема «Сила гравитации», учащимся предлагается определить, с какой силой притягиваются друг к другу два уче­ника в классе. В конце задачи автор дает сноску, что, наверное, в природе су­ществует еще одна сила, которая намного больше притягивает юношей к де­вушкам  класса. Понятно, что после такой фразы, эта задача запомнится лучше, и решат ее быстрее. Здесь грамотно применяются методы мнемотех­ники (улучшения запоминания). Для лучшего запоминания, желательно при­вязать информацию к факту, который хорошо известен и интересен чело­веку.

Интересен в этом плане автор А. Левин, написавший множество учебников по работе с персональным  компьютером, его книги выдержали десятки изданий, например, очень известный учебник «Самоучитель работы на пер­сональном компьютере».

7. Логичность. Материал учебника должен излагаться логично, последова­тельно, от простого к сложному. Одно положение должно являться основой следующего. Обязательно должна соблюдаться причинно-следственная связь. Если в предлагаемом материале обеспечиваются эти требова­ния, учеб­ник будет понятен, не будет вызывать отторжения ученика. Если же мате­риал будет даваться хаотично, без связи друг с другом, это сразу создаст про­блемы у учащегося, он не будет понимать, на чем основаны выводы, предла­гаемые на страницах учебника, откуда появились эти факты. В конеч­ном итоге, он просто будет механически запоминать материал (зубрить), только для того, чтобы сдать экзамен, а выйдя с экзамена через полчаса за­будет все, что читал в таком учебнике.

  1. Практичность. Учебник должен быть помощником в будущей работе. Автор в обязательном порядке должен учитывать, чтобы учебник давал кроме чисто теоретических знаний, практические советы, примеры, расчеты и т. д. Очень часто учебник по прикладному предмету дает много фундаментальных научных знаний, теорий, но очень мало практических необходимых в работе примеров.

Либо приводимые примеры не имеют никакого отношения к будущей работе ученика. Например, в учебнике «Статистические методы в управлении качеством продукции»  все примеры связаны с бросанием монеты, стрельбой из пушки, объемом продаж и т. д. Сразу видно, что автор взял все примеры из обычного учебника по статистике, но причем здесь управление качеством продукции?

  1. Цельность. В учебнике в обязательном порядке должна присутствовать личность автора. Учебник должен иметь один принцип построения, одну философскую концепцию автора. Бывают учебники, где автор на многих страницах приводит высказывания разных авторитетов об одном объекте, но своего мнения не говорит. Автор приводит разные мнения и теории, часто противоречивые, но читатель так и не услышит мнение автора учебника. Та­кой учебник создаст в голове читателя кашу. Он так и не поймет, как ему действовать после изучения этой дисциплины. Многие авторы учебников за­бывают, что студенты, которые сейчас сидят в учебных аудиториях, завтра придут в реальное производство и бизнес, им будет необходимо принимать решения, от которых зависит положение его организации, их необходимо учить так, чтобы у них был какой-то ориентир для принятия правильного реше­ния. Такой учебник их этому не научит. Например, в учебнике «Управление ка­чеством» на 10 страницах даются определения понятия «качества» от Ари­стотеля и Гегеля до Деминга и Ильина. Зачем? Не понятно.

10. Оригинальность. Данный параметр  имеет два аспекта. Первый – ориги­нальность  показывает уровень автора, он дает достаточно свежую новую информацию, показывает ее в новом свете, открывает новые, ранее не за­меченные, стороны известной информации. Понятно, что такой учебник дает новые знания. Это хорошо.

Второй – плагиат плох всегда,  читать то, что ты где-то уже видел не интересно. С другой стороны, это нарушение авторского права, правовое пре­ступление. Более того, это уголовное преступление, в Уголовном кодексе РК есть статья 186 «Нарушение авторского права». Многие авторы  абсолютно свободно дословно списывают целые страницы с других книг, а другие еще проще делают – активно работают со сканером. Изучая учебники по одной дисциплине, можно проследить, что одна иллюстрация применяется на протяжении 30-40 лет, один пример может присутствовать в десятках книг разных авторов. Сканированные иллюстрации еще имеют очень низкое качество, плохо про­сматриваются, а некоторых элементов на них практически не видно.

В по­следнее время в  плане списывания очень активно используется Интернет.

При написании учебника необходимо помнить, что учебник делается для потребителя-ученика. Учебник – это труд, товар, который должен иметь потребительскую стоимость. Он должен найти сво­его покупателя на свободном конкурентном рынке. Самый объективный че­стный показатель качества учебника – это уровень его реализации в обычных  сво­бодных торговых точках. Если в обычный книжный магазин по своей воле приходит обычный студент или студентка, причем они знают, что этот учеб­ник есть в библиотеке ВУЗа, и платят за ваш учебник свои собственные кровные деньги, это говорит о том, что ваш учебник достаточно хорош, и вы рабо­тали не зря.

Также хорошим индикатором качества вашего труда является факт, что студенты старших курсов, прошедшие обучение по данному курсу, отказываются продавать свои учебники студентам  младших курсов. Они, считают, что этот учебник еще пригодится им в будущей работе.

Второй потребитель учебника – это преподаватель, в основном, молодой, начинающий. В последнее время значительно увеличилось количество предметов в учебном заведении, особенно в ВУЗе. Один преподаватель ведет 5-7 разных предметов, причем предметы достаточно часто меняются. Преподава­тель не знает своего предмета досконально, часто он знает его не намного лучше самих студентов, которых он учит. В этом случае, ему крайне необхо­дим простой понятный учебник, по которому он быстро освоит предмет. На сайте одного университета студенты написали, что молодой преподаватель честно сказал, что он будет осваивать новый предмет вместе с ними, так как знает его плохо. Причем, что характерно, студенты с уважением отнеслись к такому честному заявлению преподавателя. Гораздо хуже, когда студенты с издевательством и иронией  пишут о своих преподавателях, которые абсо­лютно не знают свой предмет, но, что особенно плохо, и не собираются его изучать.

Отсутствие понятия потребителя порождает два фактора – слабые  авторы и издательства.

Для некоторых авторов учебников понятия потребителя-учащегося не существует. Цель написания учебника – получение ученого звания, аттестация, повышение авторитета и т. д. Такие авторы непоколебимо убеждены, что в свободной продаже учебник никто не купит, это полная утопия. Естественно основная цель таких авторов заручится поддержкой учебно-методических отделов, рецензентов, войти в план издания за бюджетные средства. Характерная особенность таких авторов – полное безразличие к тиражу учебника.

С издательствами такая же ситуация. Государственные издательства и частные издательства, имеющие постоянные государственные заказы, имеют планы и фонды издания. Задачи – удовлетворить пожелания потребителя у них нет. Главное выполнить план издания. Весь тираж скупают государственные уч­реждения – библиотеки, ВУЗы, отделы культуры и образования областей и т. д. Учебники таких издательств обычно имеют красивую разноцветную твердую обложку, но внутри желтая газетная бумага и слабое содержание. Какой-либо реальной редакторской работы такие издательства не проводят, в тексте много ошибок и несоответствий. Когда книги таких издательств попадают в книжные магазины, они там пылятся месяцами.

Напротив, частные издательства, все более погружающиеся в свободный конкурентный рынок, особенно, с российскими учебниками, качество учебников повышают. Это требования жизни. Они уже мало смотрят на звания и регалии авторов. Если книга издается за счет издательства, полностью или частично, в обязательном порядке  проводится изучение учебника на предмет его коммерческой привлекательности для покупателя и оригинальности (от­сутствия плагиата). Такие издательства реали­зуют только часть тиража в ор­ганизации, которые в последнее время тоже стали смотреть, что покупают, другая часть тиража идет через розничную сеть – книготорговые ча­стные фирмы, которые естест­венно не будут покупать книги, которые зава­лят их магазины и склады без единого шанса быть проданными.

В практическом плане предварительную оценку – экспертизу учебников должны проводить эксперты. Требования к экспертизе:

1. Эксперты должны быть компетентными профессионалами в данной области, объективными. Они должны нести ответственность за свои решения и получать за свой труд деньги. Свои решения эксперты должны обосновывать, то есть приводить аргументацию.

2. Оценивание должно проводиться количественно  в баллах, анонимно, с учетом принципов квалиметрии.

Приведем учебный пример экспертизы. На конкурс представлено три учебника А, В и С, по одному предмету. Необходимо оценить уровень каждого учебника для определения лучшего для издания.

Для оценки учебников приглашено 7 экспертов. Опре­делены единичные показатели качества учебника. Это 1) инфор­мативность, 2) понятность, 3) научный уровень, 4) наглядность.

1) Первым этапом решили определить весовые коэффици­енты каждого показателя. Для этого пригласили 20 студентов, изу­чающих данный курс, и предложили им расставить приоритетность для них этих четырех показателей. Самому важному показателю ставят 5 баллов. Данные опроса сводим в таблицу  1.

Таблица 1

Студент 1 информа­тивность 2 понят­ность 3 научный уровень 4 на­гляд­ность
1 5 4 4 4
2 5 5 5 4
3 4 5 3 4
4 4 5 3 4
5 4 5 5 3
6 5 4 4 3
7 5 5 3 4
8 5 5 5 5
9 4 5 4 5
10 4 5 4 3
11 5 4 4 3
12 4 5 3 4
13 4 5 4 4
14 4 5 5 5
15 4 4 5 4
16 5 5 3 4
17 5 4 4 3
18 5 5 3 4
19 4 5 3 5
20 5 5 4 4
сумма 80 86 69 71

Определяем общую сумму баллов, она равна:

Весовые коэффициенты по каждому показателю равны:

В нашем примере самый важный показатель для студентов – второй – понят­ность.

2) Следующим этапом эксперты оценивают непосредственно учебники. Они изучили все три учебника, независимо друг от друга и выставили свои оценки по каждому показателю качества учебника, наивысшая оценка 10 баллов.

Таблица 2

экс­перт информатив­ность понятность научный уро­вень наглядность
А В С А В С А В С А В С
1 10 9 8 9 9 8 10 9 9 10 8 9
2 9 8 9 8 9 8 10 8 9 10 9 8
3 8 8 10 8 8 8 9 8 9 9 9 8
4 9 9 10 9 7 9 9 8 8 9 8 8
5 8 10 9 9 9 8 8 7 8 8 7 9
6 10 7 8 8 10 7 10 8 10 9 9 8
7 8 8 7 7 8 9 10 8 9 10 9 9
сумма Q1A= 62 Q1B=59 Q1C=61 Q2A=58 Q2B=60 Q2C=57 Q1A=66 Q1B=56 Q1C=62 Q1A=65 Q1B=59 Q1C=59

3) Определяем комплексный показатель качества для каждого учебника по формуле

Из расчета видно, что наилучший показатель у учебника А, второй результат у учебника С, учебник В занял третье место.

Необходимо отметить, что экспертная оценка учебника, не может быть окончательная, особенно если комплексные показатели учебников близки по значению. Вполне возможно, что учебник, занявший второе или третье место, в будущем окажется лучше. Окончательную оценку поставят практика, потребитель.


Download Article


Download Article

With the rising costs of textbooks today, you may be interested in writing your own textbook. Perhaps you are a teacher who has been frequently dissatisfied with overpriced textbooks that don’t meet your students’ needs. Or maybe you have significant expertise in an area of knowledge and would like to compile it in a handy resource. The world of textbook publishing has recently become more accessible to writers and scholars; with a bit of practice and patience, you can navigate the writing and publishing process.

  1. Image titled Write a Textbook Step 1

    1

    Decide on a subject and a grade level audience. It is important you consider these two things simultaneously as this will determine everything from the content included in the book to its layout design and presentation.[1]

    • Write for an audience that you already know. If you have worked as a college professor of mathematics, you might not know the best way to reach an audience of middle schoolers.
    • If you are writing for an audience that is unfamiliar to you, consider hiring a collaborator who is familiar with this demographic.
    • As you decide on a subject, consider which areas are underserved in modern education. Does your book fill a void in the market?
  2. Image titled Write a Textbook Step 2

    2

    Conduct market research. Textbook publishing is big business — far more so than traditional book or magazine publishers. You will need to research what comparable books exist on the market and how are they priced.[2]

    • Define your Unique Selling Point. The USP defines what makes your textbook special. What does it offer that no other textbook offers? You will need to explain to publishers and other teachers (who might become your customers) why they should pick your book over others.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Textbook Step 3

    3

    Talk to fellow authors. You should find colleagues who have also published textbooks and get feedback from them. Did they use a traditional publisher or did they self-publish? How long did it take them to complete their textbook? What did they wish they had known at the beginning of the writing process?

  4. Image titled Write a Textbook Step 4

    4

    Embrace mobile formats. Most textbooks now come in ebook form; some are only available in this format while others also have a corresponding hard copy. You should consider how you will adapt your textbook for a digital audience.

    • Will you include a corresponding web site for the textbook where students can find practice test questions? Could you design fun games to help educate your audience (especially younger students)? Consider adding in these additional elements for the textbook.
  5. Image titled Write a Textbook Step 5

    5

    Prepare for the long haul. Writing a textbook can take a very long time — sometimes, it will be years between the time you start to draft the book and the time it comes out into print. Are you prepared to invest this amount of time?

    • Are you passionate about your subject? If you are invested in the material you are writing on, then this will help you through the arduous task of publishing. If you just want to make a quick buck, you won’t find much return on your time and efforts toward the project.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 6

    1

    Design an outline. Come up with a rough idea for how you will structure the book. You can ask yourself some of the following questions to help you:

    • How many chapters will you include? How will you divide specific topics between the chapters?
    • Will the chapters be independent from each other, or will students need to read one before they can move on to the next?
    • Will you arrange the chapters in ascending order of difficulty? By the time the student finishes the textbook, will they be prepared to move onto the next grade level in the subject?
  2. Image titled Write a Textbook Step 7

    2

    Determine the most important material to include. It is likely you won’t be able to include every single piece of information relating to your subject in the book; rather, you will need to prioritize the most important content.

    • What are the goals of the course in which this textbook would be used? What skills should students leave the course having practiced? What should they know to prepare for the material in the next grade or class level?
    • How will your textbook correspond to standardized tests that students need to take during the school year? Consider finding examples of these tests to help guide your answer to this question.
  3. Image titled Write a Textbook Step 8

    3

    Draft each chapter. You might be tempted to work on each individual chapter until it’s perfect before you move on the next. Avoid this, as it will slow you down.

    • Instead, write a complete draft of each chapter in the book. Once you have a full draft of each chapter, you will be able to better understand how they all work together and where you need to add more material or cut down on the length.
    • Create a set writing schedule and then stick to it. If you make a regular habit of writing your textbook (say, from 3:00-5:00pm on Tuesdays and Thursdays), you will be able to consistently get significant work done. Avoid writing erratically in large chunks of time.[3]
    • If you are working under a publisher’s deadline, do not procrastinate. Give yourself plenty of time to complete the task at hand. Set weekly goals in the months leading up to your deadline.
  4. Image titled Write a Textbook Step 9

    4

    Incorporate helpful visuals into an engaging layout design. You don’t want to put your students to sleep. Huge blocks of text might be difficult for students to process. You will need to visually break up the page, often with pictures, tables or other graphics.

    • You might find your word processor program (like Microsoft Word) is not very useful for including visuals alongside text. You should consider putting part of your draft in a layout program like Adobe InDesign, where you can keep images alongside text.[4]
    • Give yourself some time to play around with InDesign and learn the basic principles of it. This will come in handy if you decide to self-publish the book.
    • For any outside images or graphics that you include, make sure that you have permission to include them in your book. You could be sued for copyright infringement if you don’t.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 10

    1

    Hire an editor. You might find an editor who works for a textbook publisher, an independent editor, or a colleague who works in a similar subject matter. But you need to have at least one other pair of eyes on your work.

    • The editor will be able to help you find the best way to organize and clarify your content. She will also be able to assist in sentence-level improvements in grammar and word choice.
  2. Image titled Write a Textbook Step 11

    2

    Publish with a traditional textbook press. When publishing a textbook you can either work with a traditional textbook press or you can self-publish. Traditional presses for textbooks include Pearson, McGraw-Hill, Cengage, W.W. Norton & Co., etc. If you work with one of these publishers, you will generally receive around 10% of the royalties for each book sold.

    • Look up the «Contact» information on the publisher’s web site. They will generally have guidelines for how to submit a book proposal or get in touch with an editor.
    • In order to get approved by a traditional press, you will need to provide the publisher with a book proposal. The book proposal will generally provide the title of the book and a 1-2 paragraph summary of each chapter. Make sure you clearly explain the content of your book and why it will be important for your target audience of students.
    • Make sure the book «fits» the publisher’s list of books. Do they sell other books similar to yours? If they do, this is a positive sign because they won’t have to spend extra money marketing a different item on their publishing list.
    • With traditional presses, you will also have to sell the copyright of your work to the publisher; you will no longer have rights over the material once you sign a contract with them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 12

    3

    Self-publish your textbook. Because publishing with traditional presses can sometimes be a competitive process, more authors have turned to self-publishing — often with more profitable results.

    • Amazon.com recently entered the textbook publishing game. If authors sell their self-published textbook through Amazon for $9.99 or less, then the author will receive 70% of the royalties. This is a significantly higher rate than the 10% that is often offered by traditional presses.[5]
    • You could also make your textbook available for purchase through iBooks’ textbook platform or through a personal web site.
    • With self-publishing, you often don’t have to put together a book proposal and you can generally retain your rights to the material. However, it is harder to spread the word about your textbook to schools and universities.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Textbook Step 13

    1

    Market your textbook. If you publish with a traditional press, they will handle the marketing of your textbook. But if you are self-published, you will most likely have to devise a marketing strategy on your own.

  2. Image titled Write a Textbook Step 14

    2

    Sell to your students. If you are a teacher, your students are your most obvious customer base. Make your textbook a required part of your class and explain why you have created this textbook.

    • Try to keep your textbook at a significantly lower price than textbooks from a traditional publisher if you have self-published. You don’t want your students or their parents to believe you are taking advantage of them.
  3. Image titled Write a Textbook Step 15

    3

    Sell to your colleagues. If you have used your textbook successfully in your classroom, then share this with your fellow teachers and researchers. Offer to share small lesson plans or worksheets from the textbook so they can get a sense of the book before they buy it.

  4. Image titled Write a Textbook Step 16

    4

    Market it at professional events. If there is a major conference in your field that happens every year, speak to the organizers about having a booth where you can sell your book to interested colleagues.

    • If there are popular bloggers in your field who have a wide audience, you might also ask them to review your book as a resource for their readers.
  5. Image titled Write a Textbook Step 17

    5

    Get strong reviews. You want to be able to show that other teachers and researchers have endorsed this book. This will add to your credibility as an author and to the value of the textbook.

  6. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Keep in mind that your textbook will need to be adapted throughout the years as technology and political and historical landscapes change. You don’t want your book to become out-of-date or else it won’t be relevant.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a textbook, start by determining your subject, grade level audience, and how you want to structure your book. Next, identify the most important material, break that content into chapters, and write a first draft for each chapter. Avoid working on one chapter at a time until each one is perfect, since that will slow you down. Instead, revise your drafts after you get the content down on the page. Don’t forget to include pictures, tables, and other graphics to make your content more engaging! For tips on getting your textbook published, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 73,138 times.

Reader Success Stories

  • Charles Mutaangalwa

    Charles Mutaangalwa

    Feb 20, 2017

    «It is a nice article to read, especially for people who want to be text book authors, as it explains well the…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать участковому жалобу на соседа через интернет
  • Как написать участковому жалобу на соседа пример
  • Как написать ухмылку буквами
  • Как написать утп компании
  • Как написать утп для услуги