Среди педагогических технологий в последние годы в моей практике занимают ведущее место проектно-исследовательская деятельность учащихся, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящем продукт собственного труда, и для того чтобы успешно организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, я разработала методическую разработку — памятку «Как правильно писать учебно-исследовательскую работу».
«Как писать учебно-исследовательскую работу»
В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью учебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развивается аналитические способности, потребность творческой деятельности, расширяет кругозор. Для успешной работы по учебно-исследовательской деятельности я создала методическую разработку для написания учебно-исследовательской работы учениками.
Памятка №1
Планирование содержания учебно-исследовательской работы (составляется учениками)
- Продумывание учениками направления работы…
(для определения направления ученики выбирают учебную тему)
Авторы…
- Продумывание и формулировка учениками темы учебно-исследовательской работы…
(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)
- Определение цели учебного проекта
Создание…
Цель формируется совместно с учителем
Пример цели:…
- Формулировка ключевых вопросов.
(ученики формулирует вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)
- Выбор формы отчётности
Памятка № 2
Этапы информационного поиска
1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из различных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчета.
Памятка №3
Форма отчета по информационному поиску
Имя… Класс…
Я хочу найти информацию о…
По каким ключевым словам я могу вести поиск…
Нужен или иллюстративный материал? Какой? …
Какие источники найдены: книги…
журналы и газеты (названия)…
видеокассеты…
Интернет…
Как я оформлю полученные результаты…
Памятка №4
План анализа полученной информации из книги
1. Название справочника или научно-популярного издания.
2. Год издания.
3. Имеет ли значение, в каком году издана книга?
4. Краткое содержание книги.
5. Что тебе понравилось? Что не понравилось?
Памятка №5
План анализа полученной информации (источник – Интернет)
- Какую поисковую систему использовал?
- Адрес сайта, который ты изучал.
- Название сайта.
- Легко ли можно найти необходимую информацию?
- Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
- Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
- Во всем ли ты согласен с автором сайта?
- Достаточно ли актуальна предложенная информация?
- Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
- Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
Памятка №6
Технология защиты учебно-исследовательской работы
- Выступление автора с докладом (до 10 минут).
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
Памятка № 7
План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности
1. Приветствие.
2. Тема учебно-исследовательской работы.
3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
6. Значимость учебно-исследовательской работы.
7. Объект и предмет исследования.
8. Этапы учебно-исследовательской работы.
9. Результаты учебно-исследовательской работы.
10. Выводы учебно-исследовательской работы.
Памятка №8
Требования к содержанию учебно-исследовательской работы
Структура |
Требования к содержанию |
1 |
2 |
Титульный лист |
Содержит: — наименования учебного заведения, где выполнена работа; — ФИО автора; — тему учебно-исследовательской работы; — ФИО научного руководителя; — город, село и год |
Оглавление |
Включает наименование всех глав, раздел с указанием номера страницы, на которых размещается материал |
Введение |
Содержит: — актуальность; — объект исследования; — предмет исследования; — цель исследования; — гипотезу; — задачи; — методы исследования — практическую значимость; — апробацию; — базу исследования |
Основная часть (не более 10-15 с) |
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме |
Выводы |
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, в подводящих итогах выполнения учебно-исследовательской работе |
Список литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы |
Приложения |
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Нужна помощь в написании работы?
Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.
Нир предусматривает несколько классификаций:
- фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
- поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
- прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
Как писать научно-исследовательскую работу
Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:
- Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
- Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
- Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
- Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
- титульник;
- оглавление;
- введение;
- несколько глав основной части;
- выводы;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:
- сбор информации;
- ее анализ и обобщение;
- разработка концепций и планирования деятельности;
- поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
- проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
- обработка новых данных;
- оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
- рецензирование проекта;
- защита.
Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.
Нужна помощь в написании работы?
Выбор темы
Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:
- Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
- Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
- Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
- Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
- В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.
Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:
- математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
- химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
- физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
- биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
- психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
- экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.
Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.
Структура
Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:
- титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
- содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
- введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
- основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
- вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
- заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
- библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
- приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.
Правильное оформление НИР
Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:
- белая бумага формата А4, односторонняя печать;
- поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
- сквозная нумерация снизу листа по центру;
- полуторный межстрочный интервал;
- 1,25 см абзацный отступ;
- на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
- нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
- каждая глава начинается с нового листа;
- названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
- заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
- шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
- главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.
Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Нужна помощь в написании работы?
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
- Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
- Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
- Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
- Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
- Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
- Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
- Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
- Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
- Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
- Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
НИР студента
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
НИР школьника
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Внимание!
За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.
Рассчитайте стоимость своей работы ->
Как написать
исследовательскую работу или проект
(рекомендации для
учащихся и родителей)
Известно, что новые знания
можно получать от других в готовом виде, а можно находить их самостоятельно.
Причем, знания, добытые в ходе собственных наблюдений и опытов, — обычно самые
прочные. Следуйте рекомендациям и проведите собственное исследование!
Научно-исследовательская
работа — работа
научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований,
экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки
научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в
обществе, научных обобщений.
Проект — работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
Итак, главной отличительной чертой проекта является
наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны
конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт
должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения
проблемы проекта.
Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу
участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности,
неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.
Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное
в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется
привычным, ясным и простым.
Основные требования к оформлению исследовательской
работы или проекта
Структура |
Требования |
Титульный лист |
Содержит: |
Оглавление |
Включает наименование всех глав, |
Введение |
Должно включать в себя: — проблему исследования — актуальность выбранной — объект, предмет исследования — цель, задачи — гипотезы — методы исследования — структуру исследования — его практическую — краткий обзор Актуальность: почему Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь Цель исследовательской деятельности обычно Задачи исследования уточняют цель исследования. Объект Предмет Исследовательская работа подразумевает В Методы исследования – это способы достижения цели исследования. Также Объём введения небольшой — обычно 2-3 страницы. |
Основная часть |
Состоит В первой главе обычно Остальные главы описывают практические Основная В |
Заключение |
Включает: Объем заключения |
Список литературы |
Содержит перечень источников, |
Приложения |
Представление |
Общие требования к
оформлению
работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал; рисунки
и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.
Защита
результатов исследования
Следует помнить,
что на все выступление отводится не более 5-7 минут.
Защита ни в коем случае не должна сводиться к
пересказу всего содержания работы. Задача докладчика: точно и эмоционально
изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы.
Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Требования
к презентации:
- Первый слайд презентации –
титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО и место учёбы
автора презентации. - Использовать только чёткие
картинки и фотографии с высоким разрешением. - Соблюдать авторские
права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки,
которые НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации
и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО
художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации. - Не используйте слишком яркие
фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются»,
работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю». - Иллюстрации, фон слайда,
анимация должны быть выдержаны в едином стиле. Без крайней
необходимости не следует применять звук и анимацию. - На слайде не должно быть много
текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в
аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне. - Презентация должна быть
содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их
текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы. - Текст должен соответствовать
нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и
лексических ошибок.
Критерии
оценки работ:
—
соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования
—
оригинальность и ценность темы исследования
—
практическая направленность работы
—
уровень самостоятельности автора при выполнении работы
—
структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов
—
оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение
единого стиля, качество изображений, содержательность, правильно
выполненное графическое представление результатов)
Как написать исследовательскую работу
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.
Структура и логика исследовательской работы.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
-
Найти проблему – что надо изучать.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать.
-
Тема – как это назвать.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
-
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время.
-
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
-
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения.
Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.
Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться какими-либо данными и логическими соображениями.
-
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Исследовательская работа должна содержать новые результаты, ни кем ранее не полученные и не доказанные.
-
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
-
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
-
Методика исследования – как и что исследовали.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
-
Результаты исследования – собственные данные.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел или данных, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
-
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
-
Значимость – как влияют результаты на практику.
.
Общие требования и правила оформления текстов исследовательской работы.
Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).
Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.
Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по истории).
Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.
Далее следует введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).
Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.
Следующим идет основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела). В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Например:
Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65].
И, наконец, заключение.
Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.
После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.
Правила оформления списка литературы
Самостоятельное издание:
Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 46 с.
Статья из журнала:
Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. -1998. — №4. – с. 55-75.
Материал из сборника:
Матецкий Н.В. Учебные компьютерные задания в системе дистанционного обучения// Сб. научных трудов «На пути к 12-летней школе»/ По ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: РАО ИОСО, 2000. – с. 334-339
Процедура защиты.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
Критерии оценки учебно-исследовательской работы
1. Актуальность выбранного исследования.
2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
4. Владение автором специальным и научным аппаратом.
5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
6. Практическая и теоретическая значимость исследования.
7. Четкость выводов, обобщающих исследование.
8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.
Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности
Роль учителя в исследовательской деятельности — консультант, подсказывает направления, редактирует текст.
-
Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
-
Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
-
Ознакомление с методами исследования.
-
Составление плана работы.
-
Поиск противоречий.
-
Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
-
Предзащита работы.
-
Окончательное оформление и защита работы.
Написание исследовательской работы – это очень интересный процесс. Желаю всем творческих успехов !!!