Как написать учебно исследовательскую работу

Среди педагогических технологий в последние годы в моей практике занимают ведущее место проектно-исследовательская деятельность учащихся, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящем продукт собственного труда, и для того чтобы успешно организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, я разработала методическую разработку — памятку «Как правильно писать учебно-исследовательскую работу».

«Как писать учебно-исследовательскую работу»

В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью учебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развивается аналитические способности, потребность творческой деятельности, расширяет кругозор. Для успешной работы по учебно-исследовательской деятельности я создала методическую разработку для написания учебно-исследовательской работы учениками.

Памятка №1

Планирование содержания учебно-исследовательской работы (составляется учениками)

  1. Продумывание учениками направления работы…

(для определения направления ученики выбирают учебную тему)

Авторы…

  1. Продумывание и формулировка учениками темы учебно-исследовательской работы…

(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)

  1. Определение цели учебного проекта

Создание…

Цель формируется совместно с учителем

Пример цели:…

  1. Формулировка ключевых вопросов.

(ученики формулирует вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)

  1. Выбор формы отчётности

Памятка № 2

Этапы информационного поиска

1. Определение информационного запроса.

2. Поиск и локализация информации.

3. Критическая оценка полученной информации.

4. Сравнение информации, полученной из различных источников.

5. Презентация полученных результатов.

6. Подготовка отчета.

Памятка №3

Форма отчета по информационному поиску

Имя… Класс…

Я хочу найти информацию о…

По каким ключевым словам я могу вести поиск…

Нужен или иллюстративный материал? Какой? …

Какие источники найдены: книги…

журналы и газеты (названия)…

видеокассеты…

Интернет…

Как я оформлю полученные результаты…

Памятка №4

План анализа полученной информации из книги

1. Название справочника или научно-популярного издания.

2. Год издания.

3. Имеет ли значение, в каком году издана книга?

4. Краткое содержание книги.

5. Что тебе понравилось? Что не понравилось?

Памятка №5

План анализа полученной информации (источник – Интернет)

  1. Какую поисковую систему использовал?
  2. Адрес сайта, который ты изучал.
  3. Название сайта.
  4. Легко ли можно найти необходимую информацию?
  5. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
  6. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
  7. Во всем ли ты согласен с автором сайта?
  8. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
  9. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
  10. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?

Памятка №6

Технология защиты учебно-исследовательской работы

  1. Выступление автора с докладом (до 10 минут).
  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
  5. Ответы на замечания рецензента.
  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

Памятка № 7

План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности

1. Приветствие.

2. Тема учебно-исследовательской работы.

3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

6. Значимость учебно-исследовательской работы.

7. Объект и предмет исследования.

8. Этапы учебно-исследовательской работы.

9. Результаты учебно-исследовательской работы.

10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Памятка №8

Требования к содержанию учебно-исследовательской работы

Структура

Требования к содержанию

1

2

Титульный лист

Содержит:

— наименования учебного заведения, где выполнена работа;

— ФИО автора;

— тему учебно-исследовательской работы;

— ФИО научного руководителя;

— город, село и год

Оглавление

Включает наименование всех глав, раздел с указанием номера страницы, на которых размещается материал

Введение

Содержит:

— актуальность;

— объект исследования;

— предмет исследования;

— цель исследования;

— гипотезу;

— задачи;

— методы исследования

— практическую значимость;

— апробацию;

— базу исследования

Основная часть (не более 10-15 с)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, в подводящих итогах выполнения учебно-исследовательской работе

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

Нужна помощь в написании работы?

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

  1. Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
  2. Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
  3. Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
  4. Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
  • титульник;
  • оглавление;
  • введение;
  • несколько глав основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • библиографический список;
  • приложения.

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Нужна помощь в написании работы?

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

  • математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
  • химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
  • физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
  • биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
  • психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
  • экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

НИР студента

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

НИР школьника

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Внимание!

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.

Рассчитайте стоимость своей работы ->

Как написать
исследовательскую работу или проект

(рекомендации для
учащихся и родителей)

        Известно, что новые знания
можно получать от других в готовом виде, а можно находить их самостоятельно.
Причем, знания, добытые в ходе собственных наблюдений и опытов, — обычно самые
прочные. Следуйте рекомендациям и проведите собственное исследование!

        Научно-исследовательская
работа
 — работа
научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований,
экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки
научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в
обществе, научных обобщений.
        Проект работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного
результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
         Итак, главной отличительной чертой проекта является
наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны
конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт
должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения
проблемы проекта.
       Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу
участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности,
неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.                                                        

        Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное
в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется
привычным, ясным и простым.

Основные требования к оформлению исследовательской
работы или проекта

Структура
работы

Требования
к содержанию

Титульный лист

Содержит:
— наименование учебного заведения
— фамилию, имя и отчество автора
— тему работы
— фамилия, имя и отчество руководителя
— город и год

Оглавление

Включает наименование всех глав,
разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Должно включать в себя:

— проблему исследования

— актуальность выбранной
темы

— объект, предмет исследования

— цель, задачи

гипотезы

— методы исследования

— структуру исследования

— его практическую
значимость

— краткий обзор
литературы

Актуальность: почему
была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, почему эту
проблему в настоящее время нужно изучать.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении работы. При определении цели исследования
необходимо ответить на вопросы: «Зачем мы его проводим?», «Какой результат
предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его
получения?»

(узнать, выяснить, определить и т.д.).

Цель исследовательской деятельности обычно
формулируется кратко, одним предложением
.

Задачи исследования уточняют цель исследования.
Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные
шаги.
Оптимальное  количество задач – три-пять.
Формулировка задач может начинаться с таких слов:
познакомиться,
понаблюдать, провести анкетирование (эксперимент),
провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Проблема это затруднение, сложный вопрос, задача,
требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на
исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Объект
исследования
это процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения, это своеобразный носитель проблемы – то,
на что направлена исследовательская деятельность.
Главный вопрос
при определении объекта исследования — «Что рассматривается?»

Предмет
исследования —
это конкретная часть
объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть
явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными
сторонами и целым.
Предмет исследования определяется при ответе на
вопросы: «Как рассматривать объект?», « Какие отношения ему присущи?»,  «Какие
функции объекта надо изучить?» и т.д.
Гипотеза — предположение, догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.

Исследовательская работа подразумевает
выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В
проектной работе гипотеза может быть не всегда. Нет
исследования в проекте – нет гипотезы.

Методы исследования – это способы достижения цели исследования.
Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы
зависят от того, что вы исследуете.

Также
во введении должна присутствовать характеристика того, что известно об
исследуемом  явлении, в каком направлении происходят исследования других 
авторов.
В литературном обзоре вы должны показать, что
знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите
новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Объём введения небольшой — обычно 2-3 страницы.

Основная часть

Состоит
из глав (разделов), в которых содержится конкретный материал по исследуемой
теме.

В первой главе обычно
приводится анализ полученной информации из различных источников
(литература, интернет-источники, фильмы и др.)

Остальные главы описывают практические
этапы работы,
интерпретацию данных, выявление определенных
закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента,
материал
и методику, описание места и условий исследования, основные результаты. После
проведения интервью, опроса, наблюдения, эксперимента, опыта и т.п.
приводится описание полученных результатов.

Основная
часть работы состоит из 2-3 глав. Каждая глава завершается
выводами.

 В
работе должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются
материалы. Ссылки на литературу указываются цифрами в квадратных скобках.

Заключение

Включает:
подведение итогов работы, краткие
выводы
(краткие ответы на вопрос «Как решены поставленные  исследовательские
задачи?»).                                                                                                  
Расскажите о важности полученных результатов (самостоятельность,
новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение).

Объем заключения
не должен превышать 1-2 страницы.

Список литературы

Содержит перечень источников,
использованных при написании работы, составленный в алфавитном порядке.
Необходимо указать издание, его автора, название издательства, год издания.
Укажи интернет-источники, если вы ими пользовались.

Приложения

Представление
всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц,
графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству
страниц.

Общие требования к
оформлению

работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал;                                                                       рисунки
и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.

Защита
результатов исследования

Следует помнить,
что на все выступление отводится не более 5-7 минут.

Защита ни в коем случае не должна сводиться к
пересказу всего содержания работы.
Задача докладчика: точно и эмоционально
изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы.
Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.


Требования
к презентации:

  1. Первый слайд презентации –
    титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО  и место учёбы
    автора презентации.
  2. Использовать только чёткие
    картинки и фотографии с высоким разрешением.
  3. Соблюдать авторские
    права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки,
    которые  НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации
    и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО
    художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации.
  4. Не используйте слишком яркие
    фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются»,
    работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю».
  5. Иллюстрации, фон слайда,
    анимация должны быть выдержаны в едином стиле.
    Без крайней
    необходимости не следует применять звук и анимацию.
  6. На слайде не должно быть много
    текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в
    аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне.
  7. Презентация должна быть
    содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их
    текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы.
  8. Текст должен соответствовать
    нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и
    лексических ошибок.

Критерии
оценки работ:


соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования


оригинальность и ценность темы исследования


практическая направленность работы


уровень самостоятельности автора при выполнении работы


структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов


оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение
единого стиля, качество изображений, содержательность,
правильно
выполненное графическое представление результатов
)

Как написать исследовательскую работу

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Структура и логика исследовательской работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  1. Найти проблемучто надо изучать.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать.

  1. Тема – как это назвать.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

  1. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время.

  1. Цель исследования – какой результат предполагается получить.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

  1. Гипотеза – что не очевидно в объекте.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения.

Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться какими-либо данными и логическими соображениями.

  1. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Исследовательская работа должна содержать новые результаты, ни кем ранее не полученные и не доказанные.

  1. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

  1. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

  1. Методика исследования – как и что исследовали.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  1. Результаты исследования – собственные данные.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел или данных, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

  1. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

  1. Значимость – как влияют результаты на практику.

.

Общие требования и правила оформления текстов исследовательской работы.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по истории).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Далее следует введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

Следующим идет основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела). В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть,  обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65].

И, наконец, заключение.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Правила оформления списка литературы

Самостоятельное издание:

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 46 с.

Статья из журнала:  

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. -1998. — №4. – с. 55-75.

Материал из сборника:

Матецкий Н.В. Учебные компьютерные задания в системе дистанционного обучения// Сб. научных трудов «На пути к 12-летней школе»/ По ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: РАО ИОСО, 2000. – с. 334-339

Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

Критерии оценки учебно-исследовательской работы 

1. Актуальность выбранного исследования.

2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4. Владение автором специальным и научным аппаратом.

5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

6. Практическая и теоретическая значимость исследования.

7. Четкость выводов, обобщающих исследование.

8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности

Роль учителя в исследовательской деятельности — консультант, подсказывает направления, редактирует текст.

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.

Написание исследовательской работы – это очень интересный процесс. Желаю всем творческих успехов !!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать учебник для вуза
  • Как написать участнику группы вк от имени сообщества
  • Как написать участнику википедии
  • Как написать участникам битвы экстрасенсов
  • Как написать участковому жалобу через госуслуги