Как написать учебно тематический план

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к.  (сл 2) Календарно-тематическое планирование  позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; 
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

№ пп

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

1.1

1.2

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  •  наименование разделов и тем;
  •     количество часов;
  •     вид занятия;
  •   виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например: 
— используемая дополнительная литература; 
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками; 
— используемые нетрадиционные формы уроков; 
— необходимое оборудование на уроке и др. 

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела. 

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Название темы

(тема урока)

Количество часов

п/п

урока

Дата проведения занятия

Тип урока

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

По плану

Факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

                  ТЕМА 1: Введение

4

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1.1

1

3.09.12

3.09.12

вводный

П. 1-3

Физические величины. Погрешность измерений.

1.2

2

4.09

4.09

комб.

работа с приборами

П. 4-5 упр.1

Физика и техника.

1.4

3

10.09

10.09

комб.

П.6

,,Определение цены деления измерительного прибора.

1.3

4

11.09

11.09

Л.Р. № 1

Л.Р. № 1

П. 1-5 повт. Зад.1

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

I четверть

24

1

Цикл 1.

Мои планы на этот учебный год.

13

1.1.

Мои планы на этот учебный год.

1

02.09.14

1.2.

Различные стратегии чтения.

1

03.09.14

1.3.

Новости из школы Святого Давида.

1

05.09.14

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание; 
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты; 
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты; 
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты; 
— по географии — контрольные и практические работы; 
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты; 
— по черчению — контрольные и графические работы; 
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты; 
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний; 
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся; 
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты. 

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ  о рабочей учебной программе по предметам, курсам,  дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— формы контроля;

— дополнительные разделы по усмотрению учителя.  Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что  касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Календарно-тематическое планирование.

                                             Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе

п/п

Дата/Факт

Тема

Цели и задачи

 урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Дом.

задание

Применение ИКТ

  • Введение  (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат
  • представление о химических реакциях
  • представление о ПСХЭ    Д.И.Менделеева                                                    
  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества
  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием
  • познакомить учащихся  с правилами ТБ

1

03.09

Предмет химии. Вещества.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация на учения предмету химия

 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических  элементов
  • Химические формулы
  • Термины
  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Введение

§1

Упр. 6,8,9

+

2

05.09

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

§ 2, 3 — пересказ

+

3

10.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1)

4

12.09

Химические формулы. Относительная атомная  и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5. Упр.1,2

5

17.09

Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5.

Упр. 6,7

6

19.09

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе

Дата урока

(план)

Дата

( факт)

Цель урока

Д/з

Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

5.09

§3

Тема 1. Земля и ее изображение  (5 часов).

От плоской Земли к земному шару.

 Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

10.09

§3

Форма, размеры и движения Земли.

Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Темы урока.

Кол-во  часов            

Основные  элементы

 содержания урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

Домашнее

задание.

Дата по плану

Фактическая

1.

Введение.

1

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составить план текста.
РУУД:
 выяснить, что нового узнали об археологических источниках.
ЛУУД:
 какое значение имеет для меня история
КУУД:
 обсудить, какое значение имеют  раскопки для изучения жизни  людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.

Стр. 6 читать,

Учебно-тематическое планирование  по математике  в 5 классе (ФГОС ООО)

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма

организации

образовательного

процесса

КОЦ

Деятельность обучающихся

Предметные

Личностные

Метапредметные

Повторение (3ч)

1

1

Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел».

Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой.

1

Читают и записывают многозначные числа

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Практикум

 по решению

 наиболее

типичных

задач из

курса 1Vкласса

Работа по индивидуал. Картам

2

2

Решение задач.

Арифметические действия с натуральными числами.

1

Математическая эстафета

3

3

Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

1

Работа у доски

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Лексич.

работа

Предметные результаты.

/

Основные виды деятельности учащихся

Метапредметные и личностные результаты.

/

Универсальные учебные действия

Задание

к уроку

Дата

по плану

Дата фактич.

5

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки,

антитеза, антонимы, иносказа

ние.

Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр.

Создавать  загадку.

Определять тему своего рассказа.

Познавательные:

Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов.

Регулятивные:

Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью.

 Личностные:

Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ».

Составление словарной статьи.

Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель

ное чтение загадок Г.Остера.

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Домашнее задание

Планируемая/фактическая

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)- Пр.

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К.

Вводный курс. Часть I

1.

Что надо знать перед тем, как отправиться в путь

Вводный

02.09

Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка

— Германии.

П. Иметь представление об учебном комплекте

«Немецкий язык. Первые шаги».

К. Воспринимать на слух имена главных персонажей

учебника, выражения классного обихода и речевые

клише (приветствие, прощание)

Р. Осуществлять сотрудничество в парах при

выполнении учебных задач.

• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии.

• Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги».

• Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года.

• Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита».

Раскрасить картинки в рабочей тетради 1.

Форма календарно — тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно — научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того,  могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план на каждый
год обучения
(не путать с календарным
планом, которого в программе быть не
должно!) Календарный план может быть
помещён в приложение к программе – в
УМК.

Учебно-тематический план (УТП) раскрывает
последовательность изучения тем
предлагаемого курса и количество часов
на каждую из них; определяет соотношение
учебного времени, отводимого на
теоретические и практические занятия,
и, если необходимо, на экскурсии, выезды,
часы оргзанятий (подготовка к конференциям,
выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде
таблицы, с указанием (см. таблицу 1):

-названий разделов;

-названий тем;

-количества часов (всего, теоретических,
практических).

Обычно учебно-тематический план
оформляется в виде таблицы:

Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел
(тема)

Общее
количество часов

В том числе

теоретических

практических

1. …

2. …

Итого:

144

52

92

Количество часов указывается по каждой
теме отдельно, в том числе теоретических
и практических. Учебно-тематический
план составляется на каждый год обучения
отдельно, т.е. если программа рассчитана
на три года обучения, то в ней должно
быть три учебно-тематических плана
.
Учебно-тематические планы разных лет
обучения не могут быть совершенно
одинаковыми (вы же не обучаете своих
воспитанников одному и тому же на разных
годах обучения). Если формулировки
разделов (тем) учебно-тематического
плана похожи, то отличие в их изучении
на разных годах обучения должно быть
отражено в разделе «Содержание».

Порядок размещения учебно-тематических планов и содержания многогодичной дополнительной образовательной программы

Во многогодичной дополнительной
образовательной программе, независимо
от её уровня, учебно-тематические планы
и содержание структурируются по годам
обучения.

То есть, после учебно-тематического
плана первого года обучения следует
содержание первого года обучения; после
содержания первого года обучения следует
учебно-тематический план второго года
обучения; после учебно-тематического
плана второго года обучения следует
содержание второго года обучения; после
содержания второго года обучения следует
учебно-тематический план третьего года
обучения; после учебно-тематического
плана третьего года обучения следует
содержание третьего года обучения и
так далее.

Содержание 1 года обучения

Содержание должно быть структурировано:
в нем могут быть выделены модули, блоки,
разделы, основные темы и подтемы.

Содержание модуля, блока, раздела,
основной темы и подтемы всегда определяется
целями курса
. Полезно, представив
содержание курса, «распределить»
прописанные в пояснительной записке
цели и задачи по модулям, блокам, темам.

Обычно первой темой содержания
программы и УТП является ВВОДНОЕ занятие

— знакомство с обучающимися, информирование
их об изучаемой предметной области в
пределах образовательной программы, а
также инструктаж по технике безопасности
при осуществлении работы в учебной
группе и правилам поведения в учреждении.

Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ
занятие
, на котором подводятся итоги
освоения образовательной программы за
год или за весь период; проходит итоговая
аттестация.

Раскрывать содержание тем следует в
порядке их представления в учебно-тематическом
плане
.

В зависимости от профиля образовательной
программы в содержании отдельной
темы могут быть кратко отражены
:

-основные сведения, общие понятия,
закономерности, теории, правила, основные
содержательные моменты, которые изучаются
в рамках данной темы,

-формируемые умения и навыки и т.д.

-проблемные вопросы теоретического
характера;

-виды задач, упражнений, заданий.

Содержание дополнительной образовательной
программы раскрывается через краткое
описание тем
(теоретическая и
практическая часть учебного
материала).

ТЕОРИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).

Призвана освещать проблемы, решаемые
в курсе, общие подходы к решению проблем,
методы решения. Она должна иметь общий
методологический, принципиальный
характер. Такой подход диктует
необходимость использования при описании
содержания таких ключевых слов, как
проблема, обзор, подход, методология,
принципы, выбор, классификация, основы,
правила, оценивание, расчет, моделирование,
анализ, синтез, контроль, управление,
позиция
.

Изложение содержания теоретической
части (теории) программы ведется в
именительном падеже. Начинается
изложение со слова «Теория».

В содержании следует указать тематику
и содержание практических занятий
,
если они запланированы при изучения
темы, выделяя их красной строкой и словом
«Практика».

ПРАКТИКА (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).

Описывает, что необходимо выполнить
обучающемуся для того, чтобы усвоить
материал курса. Изложение содержания
практической части (практики) программы
ведется глагольными формами –
учащиеся делают, то есть
описывается процесс деятельности.

Обдумывая, выбирая, прописывая учебную
деятельность обучающегося необходимо
сопоставлять ее характер с целями.

Содержание прописывается к каждому
учебно-тематическому плану отдельно
на каждый год обучения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению календарно-тематического планирования.

        Составить план – значит продумать и представить себе в общем и
деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное
планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает
перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения
целей, поставленных перед учителем.

        Ключевой критерий при составлении плана — обеспечение
логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.

        Обязательные этапы подготовки тематического планирования:

1.Обсуждение методическими объединениями школы.

2.Согласование с завучем по методической работе.

3.Утверждение директором школы.

        При составлении тематического плана необходимо изучить и 
использовать следующие нормативные документы:

·       
Государственный
образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к
обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

·       
дополнение к государственному 
образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;

·       
учебный план к данной
образовательной программе;

·       
примерная образовательная
программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;

·       
учебные пособия,
методические рекомендации к отдельным разделам программы, учебно-методические
разработки;

·       
новые учебники, пособия.

        Календарно-тематическое планирование разрабатывается и
обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового  учебного
года.

        Планирование утверждается на один учебный год. Титульный
лист меняется ежегодно.

         При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели,
как:

Ø системность в работе

Ø последовательность в организации учебной деятельности

Ø логика развертывания учебного содержания

Ø использование разнообразия методов обучения

Ø использование дидактического разнообразия средств
наглядности

Ø использование разнообразия педагогических технологий

Ø использование вариативности учебных заданий

Ø исключение однообразия в структуре уроков

Ø исключение перегрузки учащихся учебной информацией

Ø своевременность подготовки раздаточного материала

Ø возможность исправить недостатки программы и учебника.

Структура
тематического планирования включает следующие разделы
:

1) Титульный лист.

2)   
Класс, название учебного
курса, количество часов по плану.

3)   
Ссылку на нормативные
документы и материалы, на основе которых составлено планирование.

4)   
Перечень тем отдельных
уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.

       Таким образом, план должен
представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

       В таком виде тематическое
планирование предупреждает учителя от возмож­
ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничи­тельного
толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф­
фективные приемы и средства учебной работы на
уроке. К сожале­
нию, на практике
многие учителя из-за недостатка времени и по
другим причинам часто
игнорируют данный подготовительный этап
преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не­
преодолимые трудности в подготовке эффективных
уроков
, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и
средств  преподавания и обучения

Приложение 1. Оформление титульного листа.

   Утверждаю

   Директор школы
МБОУ СОШ №

   
_______________ И.И.Иванов

                                   
30.08.2016 г.

  
Согласовано:                                                                              

   Зам.
директора по УМР

    ___________

                          
30.08.2016 г.

Рассмотрено:

На заседании МО

29.08.2016 г.

Протокол № 1

Календарно – тематическое

 планирование уроков

на 2016 – 2017 учебный год

Учитель:________________________

 

.

Приложение 3. Примерные схемы  календарно-
тематического плана.

Схема 1.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 2.

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

урока

Содержание уроков

Кол-во

часов

Кален-

дарные

сроки

Материал

по

учебнику

Доп.

мате-

риал

к

уроку

Наглядные

пособия

Лабораторный

опыт

Виды

письменных

работ

Повторение

пройденного

материала

Межпредметные

связи

Схема 3

урока

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практ. работы

семинары

Номер

 урока

Количество часов

Тема и основное

содержание уроков

Тип

урока

Задачи

Вопросы и

задания

Проверяемый

материал

Виды

Самостоятельной

 работы

Планируемые

умения и навыки

Виды

контроля

и обратной

связи.

Формы

организации

учебной

деятельности

Домашнее

задание

Схема 4

урока

по теме

Название разделов, тем,

уроков

Основные понятия,

названия,

персоналии

Домашнее

задание

Количество

часов

Календарные сроки

Схема 5

дата

Номер урока по теме

Тема урока

Тип урока

Триединая задача урока

Методы обучения

Повторяемый материал, актуализирующий
опорные знания и умения учащихся

Виды контроля знаний и обратной связи

Планируемые знания, умения и навыки

Дидактические средства урока

Самост. работа учащихся на уроке, методы
закрепления пройденного

Дом.заданиерепродуктивное и творческое

Схема 6.

урока

Разделы,

темы,

содержание

уроков

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Тип и форма

урока

Виды

письменных

работ

Домаш.

задание

Простой календарный план

Разделы темы

Количество
часов

Календарные
сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения
учебного
времени на разделы и крупные темы школьных курсов
истории.

Поурочный  календарный план

Темы (Тематические блоки)

Количество часов

Занятия и основные вопросы

Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание
конкретных тем (тематических блоков): определяется
принцип изложения
учебного материала, темы и вопросы каждого
занятия и сроки их проведения.

Расширенное
поурочное планирование
может состоять из разного набора граф
в зависимости от того,  что методисты или учителя счи­
тают важным
определить заранее.
Например, в «Примерном пла­нировании курсов
истории…»
(М., 1996) учебный материал распре­делен по
темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон
кретные рубрики
учебников и дополнительная литература, ролевые
игры, практические
занятия, наглядные средства, темы рефератов и
 сообщений.
Авторы учебно-методического комплекта по Новой
истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия
сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные
понятия, термины, реалии» и «литературу из
учебно-методического
комплекта».

По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных
занятий в условиях вариативного обучения истории необ­
ходим более упорядоченный и расширенный
набор параметров. И хотя в этом случае
работы на подготовительном этапе прибавит­
ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический
проспект темати­
ческого блока,
логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям
(преемственность изучения темы
по
этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви­
тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь
форм занятий и контроля)
. Вариант
такого планирования учитель может построить
самостоятельно. Порядок его разработки следующий:

1. В первую
графу таблицы переносится соответствующая теме
часть обязательного
минимума содержания исторического образо­
вания.

2.  
Во вторую — соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.

3.  
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником,
определяется принцип изложения учебного материа­ла в блоке, на этой основе он
распределяется по занятиям, форму­
лируются их темы и основные вопросы.

4. 
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по­нятия
формируются или актуализируются на каждом из них. Опор­
ные понятия фиксируются в четвертой графе.

5.    
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого
занятия блока.

6.    
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск­ников
основной/полной школы и на содержание занятий данного
тематического блока,
в шестой графе составляется программа раз­
вития учащихся.

7.    
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб­ного
материала, целевой установкой блока и субъективными фак­торами процесса
обучения в седьмой графе планируются конкрет­
ные типы уроков и (или) другие формы
учебных занятий.

8.    
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития
учащихся определяют способы проверки знаний и уме­ний школьников, которые
отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны
представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов
заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.

В данном виде тематический план вдвое сокращает
подготовку поурочного конспекта
.

Литература:

1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7

2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика
дидактического проектирования».

3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного
процесса. Москва, 2000.

4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.

                                  №5, 2004
г.

5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006
г.

Помимо пояснительной записки образовательная программа включает разделы «Учебно-тематический план» и «Содержание.

Раздел «Учебно-тематический план»

Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы и темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.

Если программа рассчитана более чем на год обуче­ния, то учебно-тематический план составляется на каждый год.

Итоговое количество часов, отведенных на изучение программы, зависит от нагрузки. При нагрузке 2 часа в неделю — 72 часа в год, 4 часа в неделю — в год 144 часа, 6 часов в неделю — 216 часов, 9 часов в неделю — 288 часов в год.

Раздел «Содержание программы»

Раскрывает разделы и темы, заявленные в учебно-тематическом плане с указанием методики и технологии реализации заявленного содержания (примечание: педагоги-разработчики часто подменяют учебно-тематический план календарно-тематическим планом). Календарно-тематический план дается в приложении к программе, и он относится к прикладной методической продукции педагога.

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане, в форме тезисов, сначала ее теоретическую часть, затем — практическую часть.

Вводное занятие (первая тема) включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета.

Раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); стиль (ретро, современный); профиль; направление.

Раздел «Условия реализации программы»

Содержит: дидактические, методические, материально-технические, санитарно-гигиенические, валеолого-оздоровительные условия, при наличии которых возможно эффективное достижение запланированных целей.

Раздел «Управление программой»

Содержит поэтапный контроль за ходом реализации программы, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки воспи­танности обучающихся, их знания, умения, навыки.

Эффективность реализуемой программы характеризуется уровнем воспитанности обучающихся, знаниями, умениями, навыками, приобретенными ими по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения и навыки — с практическими. В программе, рассчитанной более чем на 1 год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.

Ожидаемый результат должен предполагать: развитие способностей; повышение престижа детских творческих объединений; улучшение показателей адаптации в обществе; наглядное проявление — участие в выставках, концертах, публикациях и др. Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с какими знаниями и качественными характеристиками- поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль).

Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование; зачет; вопросник по программе; реферат, защита работы; выполнение нормативов; контрольное упражнение; участие в конкурсах, выставках; выступления на концертах, соревнованиях; участие в КВНах, викторинах, открытых занятиях.

Контроль позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты их труда, что создает хороший морально-психологический климат в детском коллективе.

Все вышеуказанные формы диагностики эффективности программы можно условно рассматривать в двух направлениях:

личностном: изменение личностных качеств ребенка, которые помогут определить: тесты; анкеты; творческие книжки; педагогические наблюдения.

внешнем: результаты творческих отчетов; участие в выставках, конкурсах, олимпиадах; награды, грамоты, дипломы.

Собранный материал и проведенный по нему анализ позволит сделать вывод об эффективности конкретной образовательной программы.

Раздел «Список литературы для педагогов», «Список литературы для детей по программе».

Эти разделы содержат все библиографические данные, к программе в алфавитном порядке.

Раздел «Приложения к программе»

Содержит прикладную методическую продукцию, учебно-методический комплекс (совокупность систематизированных текстовых и схематических материалов), призванный обеспечить ее успешную реализацию.

Настоящие рекомендации по разработке и
оформлению рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) разработаны в
соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие
    федерального государственного образовательного
    стандарта начального общего образования” от
    06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России
    22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки
    Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении
    федеральных государственных образовательных
    стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа
    документ, рекомендуемый Минобрнауки России,
    который детально раскрывает обязательные
    (федеральные) компоненты содержания обучения и
    требования к качеству усвоения учебного
    материала по конкретному предмету базисного
    учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ,
    созданный на основе государственного
    образовательного стандарта и примерной (типовой)
    учебной программы и имеющий авторскую концепцию
    построения содержания учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля). Авторская программа
    разрабатывается одним автором или группой. Для
    авторской программы характерны оригинальные
    концепции и построение содержания. Внедрению
    авторской программы в практику работы ОУ
    предшествует ее экспертиза и апробация;
    авторские программы учебных предметов,
    разработанные на основе примерных программ,
    могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) –
    учебная программа, разработанная педагогом на
    основе примерной (типовой) и (или) авторской
    учебной программы и определенного класса
    (группы), имеющая изменения и дополнения в
    содержании, последовательности изучения тем,
    количестве часов, использовании организационных
    форм обучения и т. п. Рабочая программа
    конкретизирует соответствующий образовательный
    стандарт, а также описывает
    национально-региональный уровень; учитывает
    возможности методического, информационного,
    технического обеспечения учебного процесса,
    уровень подготовки учащихся, отражает специфику
    обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной
программы ОУ, рабочая программа призвана
обеспечить гарантии в получении учащимися
обязательного минимума образования в
соответствии с государственным образовательным
стандартом и спецификой местных условий. В
рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов
    государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных
    программ;
  • максимальный объем учебного материала для
    учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный
    учебным планом ОУ для реализации учебных
    предметов, модулей, спецкурсов, практикумов,
    исследовательской и проектной деятельности в
    каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического
    обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для
ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал «Справочник заместителя директора
школы» № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный
год или на ступень обучения (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную
    записку; требования к уровню подготовки
    учащихся;
  • учебно-тематический план;
    календарно-тематическое планирование;
    учебно-методические средства обучения.
    Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения
    программы (с указанием даты и номера приказа
    руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины
    (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец
    титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной
    (типовой), авторской учебной программы, на основе
    которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в
    области формирования системы знаний, умений
    (задачи формулируются в соответствии с
    государственным образовательным стандартом – и
    с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или
    авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая
    тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
    контурная карта и др. согласно перечню учебников,
    утвержденных приказом Минобрнауки России),
    используемый для достижения поставленной цели в
    соответствии с образовательной программой ОУ
    (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название,
    класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана
    рабочая программа, в т. ч. количество часов для
    проведения контрольных работ, лабораторных,
    практических работ, экскурсий, проектов
    исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы
«Требования к уровню подготовки
учащихся»представляет собой описание
целей-результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента
(диагностичных). Данный перечень
целей-результатов обучения включает в себя
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности. Основанием для выделения
требований к уровню подготовки учащихся
выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная (типовая) и (или) авторская), на базе
которой(ых) разрабатывается рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не
ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования и учебной программе, принятой за
основу.

При разработке требований к уровню подготовки
учащихся необходимо учитывать особенности их
формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки
учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения можно
при помощи таксономии целей обучения,
разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки
конкретных учебных результатов и ключевых
вопросов для заданий, составленный на основе
таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает
последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных
часов, определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и других видов работ.
Составляется учебно-тематический план на весь
срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде
таблицы.

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция
       

6. Учебно-методические средства обучения

Учебно-методические средства обучения
включают в себя: основную и дополнительную
учебную литературу (учебники, учебные пособия,
сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы); программы информационно-компьютерной
поддержки учебного процесса (мультимедийные
учебные пособия, электронные издания
энциклопедий; учебно-развивающие программные
среды); оборудование и приборы, необходимые для
реализации рабочей программы. Используемые
учебно-методические средства обучения можно
распределить по четырем группам:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактические материалы»;
  • «Информационно-компьютерная поддержка
    учебного процесса»;
  • «Оборудование и приборы».

Данная структура рабочей программы носит
рекомендательный характер. Законом РФ «Об
образовании» не определены требования к
рабочей программе. Она может быть составлена в
соответствии с требованиями к примерной
(типовой) учебной программе. Учитель может внести
коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего ОУ и
особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов, внести
изменения в содержание изучаемой темы, дополнить
требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо
поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на
заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения
учителей “рекомендовать рабочую программу к
утверждению” отражается в протоколе заседания,
а на титульном листе рабочей программы (сверху
слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения
учителей от ________ №__, подпись руководителя МО
школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия
установленным требованиям, согласуется с
заместителем директора по УВР на предмет
соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения и требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год
учебника, предполагаемого для использования. На
титульном листе рабочей программы (посредине)
ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО
ежегодно до 1 сентября приказом директора
образовательного учреждения, после чего
программа становится нормативным документом
данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в
рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4
классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех
предметов одного преподавателя в одном образце,
заверенный рассмотрением, согласованием и
утверждением;

2) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета,
курса;

4) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

9) описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по
предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Учебные программы по предметам православного
компонента

(Авторские учебные программы)

разрабатываются на основе

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.

Для авторской программы характерны
оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут
рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

Учебная программа

Может включать в себя сведения об одном
предмете или состоять из различных модулей,
последний вариант программы будет иметь
особенности построения.

Учебная программа включает разделы:

  • “Титульный лист”, где указываются данные об
    учредителе, полное наименование школы, грифы:
    согласования с зам.директора по УВР, принятия на
    педсовете, утверждение приказом директора ОУ;
    название программы, возраст обучающихся, может
    указываться класс, авторы-разработчики, год
    издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован
    вклад предмета в достижение целей основного
    общего образования; сформулированы цели, дается
    общая характеристика курса и основные
    результаты освоения предмета на нескольких
    уровнях — личностном, метапредметном и
    предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено
    изучаемое содержание, объединенное в
    содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан
    перечень тем курса и число учебных часов,
    отводимых на изучение каждой темы, основных
    видов деятельности ученика (на уровне учебных
    действий).
Тема Количество часов Виды учебных действий
  • “Оснащение учебного процесса”, которые
    содержат характеристику необходимых средств
    обучения и учебного оборудования,
    обеспечивающих результативность преподавания
    предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные
    материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП)
    составляется по форме:
№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Согласование и утверждение КТП проводится
ежегодно до 1 сентября соответственно
зам.директора по УВР и директором школы.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Календарно-тематическое планирование: понятие и назначение

Определение 1

Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.

Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.

Календарно-тематическое планирование распределяет объем и количество часов, отводимых на усвоение конкретного курса и отдельной его темы. Планы составляются по отдельным дисциплинам, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. При этом учебная нагрузка распределяется равномерно, а материал изучения распределяется равномерно. При этом реализуется оптимальный выбор методов и средств обучения, реализуется своевременная поставка материала и техническое снабжение.

Китайский язык для начинающих

Научись писать, понимать и воспроизводить текстовую информацию

Выбрать занятия

Календарно-тематическое планирование было разработано в качестве инструмента контроля администрацией учебного учреждения и внешними органами государственной власти за реализацией образовательной программы, ее выполнением и распределением учебной нагрузки в оптимальном объеме.

КТП составляется педагогом на основании утвержденной программы деятельности на конкретный учебный период: четверть, полугодие, год. Он может быть составлен на бумажном носителе и в электронной форме. План утверждается директором учебного заведения и хранится у него. Как правило, данный план детализируется по отдельным направлениям работы педагога.

Составление календарного плана позволяет реализовывать воспитательное и образовательное воздействие на учащихся систематически и поэтапно. Это помогает достигнуть положительного эффекта в педагогической деятельности. Кроме того, это позволяет реализовать план учебно-воспитательной работы по всем основным направлениям.

Условия эффективного составления КТП

Составление календарно-тематического плана должно производиться таким образом, чтобы его реализация отвечала условиям эффективности образовательной деятельности и помогало в достижении целей и задач образования.

«Составление КТП на учебный год» 👇

В этой связи к составлению КТП предъявляются следующие требования, он должен:

  • соответствовать принципам развивающего обучения. План должен быть ориентирован на развитие ребенка;
  • быть полным и обоснованным, а также содержать достаточный объем детализированной информации;
  • отвечать принципам обучения и воспитания, их целевому назначению и комплексному применению;
  • отвечать принципу комплексного построения и тематической организации образовательного процесса;
  • отвечать принципу интеграции образовательных областей;
  • решать образовательные задачи, с учетом возрастной специфики развития и индивидуальных особенностей учащихся;

Замечание 1

Помимо того, информация плана должна быть научно-обоснованной и практически применяемой, оформление КТП должно отвечать требованиям ФГОС, в плане необходимо четко прописывать форму проведения любых занятий.

В основу составления плана закладывается пример основной общеобразовательной программы, по которой реализуется деятельность образовательного учреждения.

Содержание календарно-тематического плана

По своей структуре календарно-тематический план состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание КТП на учебный период.
  3. Отчет о реализации плановой работы за утвержденный период.

Каждый раздел плана имеет свою специфику заполнения.

Титульный лист заполняется таким образом, чтобы в верхней части было прописано наименовании учебной дисциплины и специальности, период плановой деятельности.

В нижней части указывается количество учебных часов по определенной дисциплине, дата утверждения КТП и подпись педагога, а также председателя комиссии, утвердившей план.

Титульный лист включает таблицу, состоящую из одиннадцати граф. Каждая графа содержит определенную информацию, касающуюся пояснения плана.

Что касается содержания КТП, то оно, также, представлено в табличной форме и содержит 8-10 граф. Каждая графа содержит определенную информацию по учебной работе. Рассмотрим содержание каждой графы:

  1. Содержит номер учебного занятия.
  2. Прописывание темы каждого учебного занятия в лаконичной и доступной для восприятия форме.
  3. Количество часов, отведенных на проведение одного учебного занятия.
  4. Тип каждого учебного занятия.
  5. Рабочий материал: средства, методы, техническое снабжение, методический материал, который планируется использовать на каждом учебном занятии.
  6. Материал для самостоятельного изучения учащихся и задания для самостоятельной работы.
  7. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся.
  8. Название вида и типа самостоятельной работы, которая реализуется не в домашних условиях.

Некоторые планы могут содержать 10 граф, в которых отражается информация о дополнительных мероприятиях и формах организации отдельного занятия: экскурсии, лабораторные работы, исследовательская деятельность.

В отчете о реализации плановой деятельности проводится мониторинг и оценка организации педагогического процесса по изучению конкретной дисциплины, степень ее освоения учащимися. педагог составляет этот отчет в конце периода реализации КТП.

Происходит заполнение граф по рабочей деятельности педагога, утвержденной содержанием плана и исполненной по факту. Если какие-то темы были не пройдены, то педагог приписывает их в отдельной графе.

Этапы утверждения КТП

Утверждение календарно-тематического плана проходит в несколько этапов:

  1. Предоставление КТП методисту на согласование в конце августа текущего года.
  2. Реализация проверки методистом соответствия разделов плана всем требованиям и стандартам его заполнения.
  3. Контрольные мероприятия по подготовке плана и его согласование директором учебного учреждения.
  4. Утверждение КТП приказом директора после его принятия методическим советом.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать учебник для вуза
  • Как написать участнику группы вк от имени сообщества
  • Как написать участнику википедии
  • Как написать участникам битвы экстрасенсов
  • Как написать участковому жалобу через госуслуги