Как написать учебное пособие для студентов


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

6 простых советов по написанию учебного пособия

Чтобы подтвердить статус ученого, преподаватели должны регулярно писать научные труды. Среди них: статьи, учебники, монографии и т.д. Не последнее место в этом обширном списке занимают и учебные пособия. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Учебное пособие и учебник: общее и различия

Для начала, определимся с тем, что собой представляет учебное пособие. Чем оно отличается от классического учебника? В первую очередь, учебное пособие представляет собой издание учебного плана, которое в той или иной степени заменяет учебник. Оно его дополняет. Поэтому учебное пособие не обязано охватывать весь курс целиком, а лишь его часть. В нем, к примеру, могут освещаться вопросы, не раскрытые в основном учебнике.

В учебном пособии должны содержаться различные взгляды на существующие проблемы дисциплины. Это – еще одно его отличие от учебника, в котором содержатся лишь официальные и доказанные теории, общепринятые взгляды. Тем самым, учебное пособие позволяет углубиться в изучение проблемы, рассмотреть ее с разных точек зрения. Поэтому это – идеальный вариант для факультативного и самостоятельного изучения студентами.

Еще одно отличие учебного пособия от учебника состоит в том, что в учебнике содержится только апробированный материал, а в учебном пособии освещены более современные сведения. Это обеспечивается тем, что учебное пособие издается быстрее. Поэтому при введении в курс новой дисциплины в первую очередь издают учебное пособие, а после апробации материала – учебник. Учебные пособия уместно также издавать по дисциплинам узкого профиля, по спецкурсам.

Как отличить учебное пособие от учебника?

Вместе с тем, и учебник, и учебное пособие должны быть официально утверждены в качестве данного вида издания.

Пособие призвано удовлетворять следующим критериям:

  • отсутствие противоречия с основополагающими положениями изучаемой дисциплины, содержащимися в учебнике;
  • отсутствие дублирования информации из учебника.

Учебное пособие состоит (как минимум) из 4 авторских листов ( в переводе на обычное исчисление – 160 тыс. знаков с пробелами). Объем учебного пособия напрямую зависит от количества учебных часов дисциплины.

Для чего нужно писать учебное пособие?

Теперь разберем, для чего его нужно писать ученым и преподавателям? Лишь немногие преподаватели сейчас пишут учебные пособия, руководствуясь альтруистическими целями:

  • поделиться накопленным опытом со студентами, преподавателями и лицами, интересующимися наукой;
  • дополнить существующий курс недостающей информацией или создать новую программу при полном отсутствии информации по теме.

Однако написание учебного пособия сейчас преследует совсем иные цели. В основном, его составление служит для удовлетворения единственной задачи – соответствие определенным нормативам и требованиям. Например, для избрания по конкурсу на замещение должности доцента необходимо в списке трудов иметь учебное пособие, а иногда – и не одно. Нужно оно и для получения ученого звания.

Правила написания учебного пособия

Итак, вы решились написать учебное пособие. С чего начать? Прежде всего, следует определиться с двумя вопросами:

  • Кто будет являться его основной аудиторией?
  • Какова его цель?

пример учебного пособия

Вот только некоторые возможные варианты:

  • углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине;
  • углубление практических навыков;
  • организация самостоятельной работы студентов;
  • организация подготовки к зачету или экзамену;
  • подготовка к написанию любого вида самостоятельной работы.

Ориентируясь на цель, следует подобрать материал для ее раскрытия.

При написании учебного пособия следует руководствоваться теми же стандартными правилами, что и для любого другого вида научной работы:

  • четко структурировать работу (об этом – в следующем разделе);
  • завершать каждую мысль логическим выводом;
  • приводить хорошо скомпилированный материал;
  • придерживаться общей логики повествования и т.д.

В отличие от многих других научных трудов, учебное пособие не должно содержать инновационные идеи. Для создания учебного пособия достаточно просто хорошо скомпилировать материал и уметь его объяснить доступным даже выпускникам школы языком.

Структура учебного пособия

Обязательными разделами любого учебного пособия являются:

  • аннотация;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиографический список.

Могут в нем присутствовать и дополнительные структурные элементы, среди которых: предисловие, иллюстрационный материал, глоссарий, список условных сокращений, приложения.

Рассмотрим каждый из разделов подробнее. Аннотация представляет всю вашу работу. Именно основываясь на ней, читатель будет принимать решение, подойдет ли для него данное пособие. К написанию аннотации рекомендуется приступать тогда, когда учебное пособие уже написано. В аннотации необходимо написать, кто является целевой читательской аудиторией.

Какова структура учебного пособия?

В оглавление включаются заголовки всех уровней (как правило, 2 и 3). При наличии трех уровней, в оглавление входят разделы, главы, параграфы. Если заголовков только два, то параграфы опускаются. Детальное оглавление более удобно для читателя. Однако и злоупотреблять излишней детализацией тоже не следует.

Во введении следует обосновать основную проблематику работы, ее актуальность и темы, рассматриваемые в пособии. Внимание следует уделить и следующим вопросам:

  • историографии и методологии изучаемого вопроса;
  • целям и задачам пособия;
  • для какой аудитории предусмотрено пособие;
  • каким дисциплинам оно соответствует.

Некоторым авторам введение удобно писать перед подготовкой основного текста. Однако, как правило, рекомендуется приступать к написанию этого раздела в самом конце, чтобы ничего не упустить.

В основной части должны быть раскрыты теоретические и практические вопросы.

Необходимо обеспечить, чтобы структура основной части работы соответствовала государственным образовательным стандартам и учебной программе университета. К примеру, одна глава должна соответствовать одной зачетной единице, а параграф — одной теме учебного плана.

В структуру работы уместно включить и дидактический материал. Он способствует лучшему усвоению материала дисциплины. В дидактический материал следует включить вопросы для закрепления материала, иллюстрационный материал (например, таблицы), задания для самостоятельной работы, темы докладов, рефератов, различные упражнения и тесты, список дополнительной литературы, контрольные работы и т.д.

Составлять дидактический материал следует так, чтобы он помогал усвоению главных вопросов и стимулировал мыслительную деятельность студентов.

В идеале объем дидактического материала должен составлять, примерно, одну треть общего объема пособия.

В заключении следует обобщить представленный материал. В него не стоит включать никакую новую информацию. Следует сделать акцент на нерешенных и трудно решаемых проблемах, привести рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список состоит из литературы трех типов:

  • основная;
  • дополнительная;
  • интернет-источники.

содержание учебного пособия

Советы по написанию учебного пособия

Помочь в написании учебного пособия могут следующие простые советы:

  • Использование простого языка. При подаче материала не следует увлекаться профессионализмами, которые могут вызвать вопросы у не подготовленных студентов. Следует писать текст таким образом, чтобы он был доступен для выпускников школы. Но и опускаться до панибратского отношения к читателю и употребления сленга тоже не стоит. При использовании нового термина следует тут же разъяснять его смысл, не отсылая читателя к глоссарию.
  • Разбавление теоретического материала примерами по теме. Это будет способствовать лучшему усвоению материала.
  • Использование иллюстрационного материала. К нему относятся: таблицы, графики, диаграммы, схемы, модели и т.д. Они также способствуют лучшему усвоению материала.
  • Расшифровка сокращений при первом их упоминании. При использовании большого их количества следует выносить их в словарь в конце учебного пособия.
  • Подача информации собственными словами, без обширного использования цитирования.
  • Завершение каждой мысли и каждого структурного элемента работы выводами.

В монографии обязательно должна присутствовать научная новизна и содержаться результаты авторских исследований. В отличие от нее, учебное пособие может не включать новые идеи и инновационные открытия. В нем должен быть приведён материал, доступный для понимания читательской аудитории, с примерами и пояснениями.

Как оформить учебное пособие?

При оформлении учебного пособия применяются общие требования для всех научных трудов. Вместе с тем, в отличие от научной статьи, следует воспользоваться еще некоторыми рекомендациями.

советы по оформлению пособия

Так, в идеале рекомендуется отдать свою рукопись корректору для внесения исправлений. Ведь некоторые нюансы подвластны только профессионалам. Поэтому не стоит полагаться только на собственную грамотность и встроенный редактор MS Word. Ведь учебное пособие будут читать студенты, поэтому ошибки и опечатки недопустимы.

Не стоит для удешевления услуг издания стремиться самостоятельно создать оригинал-макет в редакторе Word. В большинстве случаев вы только потратите время впустую. Доверьте этот процесс профессиональному верстальщику. Он применяет профессиональное программное оборудование и знает все тонкости отечественных стандартов.

Чтобы не тратить зря время на то, чтобы переделывать оформление, следует еще на стадии написания работы задать необходимые параметры в Word (величину отступа, абзацев, полей, межстрочного интервала, шрифта и т.д.). Тогда в будущем не придется в срочном порядке корректировать работу.

Итак, написание учебного пособия является обязательным условием для развития научной карьеры ученого. Оно рассчитано, прежде всего, на студенческую аудиторию, поэтому должно содержать актуальную и достоверную информацию.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учебное пособие — инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 1

    1

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально, подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум, организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом, чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию, используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 2

    2

    Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    • Пример когнитивной карты для параграфа из учебника истории о космических полетах может включать «Космическую гонку» как основной заголовок, от которого будут идти отдельные ветки для США и СССР, с ответвлением информации об отдельных запусках, проектах, удачах и неудачах.
    • Классический план, который вам время от времени требуется создать в заданиях по написанию эссе, это пример когнитивной карты. Если планы срабатывают у вас и организуют информацию так, что она становится полезной вам, составьте план изучаемой информации. Планы могут быть отличными учебными пособиями, но только если вам легко их писать. Если создание плана сопровождается стрессом, лучше выбрать другой подход.
    • Диаграммы технической информации могут помочь вам визуально представить процесс или выполняемые процедуры в виде последовательной череды обозначенных шагов. Она начинается с основной концепции и организуется слева направо таким образом, чтобы выделить важные ключевые факторы в том порядке, в котором они должны происходить.[1]
    • Временные шкалы удобны для выделения серии хронологических событий, и чаще всего используются для предметов типа истории, политики и биологии.[2]
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 3

    3

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 4

    4

    Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.[3]

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 5

    5

    Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 6

    6

    Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

    • Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете.[4]
    • Как вариант, если у вас трудночитаемый почерк или вы просто предпочитаете работать на компьютере, смело печатайте ваше учебное пособие, сделайте его для себя настолько графически-привлекательным, как вам хочется, распечатайте или читайте со своего мобильного устройства.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 7

    1

    Спросите своего учителя о том, какая информация войдет в тест. Хорошо начинать учебу с разговора с учителем, инструктором, профессором или наставником, чтобы они направили ваши усилия и внимание на правильную точку. Если только это не было основной темой занятия, убедитесь, что вы выяснили, какая информация попадет в этот конкретный тест из того, что вы обсуждали, читали и проходили на занятии.

    • Некоторые предметы являются накопительными, подразумевая, что информация и навыки аккумулируются на уроках на протяжении семестра, в то время как по другим дисциплинам не будет проверок вплоть до проверки изложенного материала на финальном экзамене, или наоборот, регулярно опрашивая по отдельным темам или параграфам. Не забудьте спросить своего учителя о конкретном содержании будущего экзамена, к которому вы готовитесь, и учите только эту информацию.
    • Когда вы сомневаетесь, что именно учить, делайте упор на изучение новой информации или навыков. И хотя учителя могут любить подбрасывать старые вопросы, чтобы проверить вашу память, с большей вероятностью вас будут спрашивать только по последним параграфам, лекциям и данным. Большинство учителей не хотят вас подлавливать.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 8

    2

    Пройдитесь по учебнику и другим материалам для чтения. В зависимости от того предмета, к которому вы готовитесь, скорее всего, самым важным источником информации будет учебник или подобная ему информация, заданная для чтения на это занятие. Во многих учебниках самые важные понятия, навыки и идеи будут заранее выделены жирным шрифтом или подобным образом, что делает их отличным источником для создания учебных пособий.

    • Перечитывайте материалы, чтобы выделить основные идеи для внесения в ваше учебное пособие. Когда просматриваете материалы, скорее всего, нет необходимости перечитывать каждое слово параграфа. Вместо этого, просмотрите основные понятия, чтобы освежить их в памяти, и выделите эту информацию для внесения ее в свое учебное пособие. Это, само по себе, является отличным первым шагом в подготовке к проверке знаний.
    • Посмотрите на краткое содержание главы или вопросы к главе, чтобы они навели вас на содержание вашего учебного пособия. Если в учебнике перечисляется список возможных вопросов или даны утверждения для проверки понимания прочитанного, скопируй те их в свои записи, чтобы включить в свое учебное пособие. Даже если ваш учитель не основывает тест на материалах учебника, повторное прохождение материала — это отличный способ повторить вопросы, которые он может задать.
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 9

    3

    Соберите и «переведите» свои записи, сделанные на занятии. Соедините воедино все записи, сделанные вами на этом занятии, включая все распечатки или иные дополнительные материалы, которым снабжал вас учитель. В зависимости от акцента и содержания занятий записи, сделанные на уроке, могут быть таким же важными, если даже не больше, как и учебник или другие обязательные к прочтению материалы.

    • Иногда, записи, сделанные на занятии, могут быть в беспорядке, сбивать с толку или иным образом быть сложными в использовании, в таких случаях учебное пособие будет включать все источники чистовой версией ваших записей с занятий. Найдите немного времени для копирования из своих записей, не слово-в-слово, а охватывая основные понятия и важные идеи, о которых говорил учитель. Приведите их к лаконичной форме для использования в своем учебном пособии.
    • Если писать конспекты у вас не очень хорошо получается, спросите одноклассников, можно ли вам просмотреть их записи, будучи с ними особенно аккуратным и возвращая своевременно. В будущем отплатите одолжением за одолжение, делая подобные записи и позволяя своим друзьям пользоваться ими для повторения пройденного.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 10

    4

    Поищите дополнительные определения, объяснения и ресурсы. Иногда, для определенных предметов, внешний поиск может оказаться полезным, или даже необходимым. Если ваших записей и учебника недостаточно чтобы убедиться, что вы полностью понимаете понятие, технику или факт, проведите дополнительное исследование, чтобы прояснить важные термины, которых вы не понимаете. Исчерпывающее исследование определенного понятия обеспечит вас уникальной точкой зрения и его пониманием для теста.

    • Если вы готовитесь к итоговому экзамену, убедитесь, что вы собрали ваши предыдущие тесты, методические указания и раздаточные материалы. Из них получатся идеальные учебные пособия.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 11

    5

    Сконцентрируйтесь на основных понятиях в каждой главе и лекции. Определите самые важные понятия в определенном разделе или главе, и убедитесь, что вы понимаете их — ценой более специфичной, но менее важной информации. В зависимости от предмета, некоторые специфические детали, такие как даты, формулы или определения могут быть важными, но техники или тема более важны.

    • Когда вы повторяете пройденное по математике или другим точным наукам, убедитесь, что вы запомнили необходимые формулы, если они будут требоваться, но важнее фокусироваться на применении этих формул. Понимайте, как использовать формулу и когда ее использовать. Понятие, стоящее за формулой, важнее, чем формула сама по себе. Этот подход также верен для физики, химии и других точных наук, в которых полезно делать конкретные примеры, которые являются приложением материала к реальным жизненным ситуациям.
    • Когда повторяете пройденное по литературе, убедитесь, что знаете имена всех действующих лиц из книги, по которой вас будут тестировать, но больше концентрируйтесь на сюжете, смысле рассказа, и других особенностях чтения, чем на отдельных деталях. Если вам нужно сослаться на «сестру главного героя» в сочинении по повести потому, что вы забыли ее имя, это будет не так важно для сочинения, если оно рассудительное и хорошо написано.
    • Когда повторяют пройденное по истории, часто тратят значительное время на запоминание ключевых фактов и терминов, но также важно понимать особенности исторического периода, который вы изучаете, и причины, по которым эти факты важны. Понимайте взаимосвязи между всеми именами и датами, и все у вас станет еще лучше.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 12

    6

    Расставляйте приоритеты информации. Сожмите весь изучаемый материал в поддающиеся изучению блоки, что сделает учебу еще более удобной, чем поиск по всему параграфу. Используйте жирные заголовки для разных информационных блоков, и подумайте о возможности реорганизовать информацию в виде списка, чтобы она была легко и быстро доступна.

    • Выявите, объясните и продемонстрируйте связи между идеями и понятиями в подпунктах вашего учебного пособия или группируйте ваши учебные пособия в подборки, которые вы сможете изучать вместе. Если вы повторяете изученное для итогового экзамена по истории, может иметь смысл связать все военные блоки в одну подборку, или всю информацию о президентах, чтобы смотреть на схожие темы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 13

    1

    Включите в пособие все, что вам нужно, чтобы учиться, и носите его с собой все время. Если вы будете уверены, что все, что вам нужно для теста, внесено в ваше учебное пособие, вы сможете оставить свой учебник дома и вместо этого носить несколько листиков. Это особенно важно для экзаменов накопительного типа, в которых вас будут тестировать по большому объему информации. Просмотр каждой отдельной главы может быть громоздким делом, в то время как пройтись по своим записям будет быстрым и эффективным способом.

    • Вытащите свое учебное пособие, когда находитесь в транспорте или перед телевизором, и пробегитесь по нему взглядом. Чем чаще вы будете делать «круги почета» по тестируемому материалу, тем больше вы приблизитесь к его запоминанию.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 14

    2

    Выделите сложный материал, чтобы еще раз к нему вернуться перед экзаменом. Если вам сложно запомнить конкретную формулу или разобраться в понятии, выделите их отдельным цветом, например, голубым, и продолжайте изучать остальной материал. Когда вы снова возьметесь за материалы, начните со всего, выделенного этим цветом, и убедитесь, что вы это поняли до того, как начался экзамен. Это может быть отличным способом напомнить себе не только о том, что вам нужно выучить, но поставит вам конкретные цели, которые нужно достигнуть в своем обучении.

  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 15

    3

    Учитесь более чем в одном месте. Некоторые исследования показывают, что изменение места занятий может увеличить вашу способность к запоминанию материала. Другими словами, если вы учитесь только в своей спальне, может быть сложнее запомнить информацию, чем если вы учились намного в спальне, немного на заднем дворе, немного в школьной столовой.[5]

  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 16

    4

    Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.

    Реклама

Советы

  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 25 726 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

Training manuals are an important part of teaching new employees about a company, or old employees about new systems or programs. The exact process for writing a training manual may be dictated by the industry it is for, but there are some general things you can do to help your employees get the most out of the manual. You should double check that you have all the information you need before you start, write with your audience in mind and try to make it easy for them to learn, and include some extra materials to make the information easier. Your manual will benefit if you include images and graphics, blank space for notes, quizzes to review what people learn, and checklists of important tasks.

  1. Image titled Write a Training Manual Step 1

    1

    Review and compile the information the manual needs to cover. Never write a training manual from memory. Go through the various processes and knowledge points that your manual is going to cover and be sure you are clear on everything. Make a list of all the important information and refer to this list as you write the manual, double checking to include it all.[1]

    • Even skipping a small step may confuse your users, so pay attention. For example, you could be telling someone how to enter data into a spreadsheet, but you could easily forget to mention “click File to open a new spreadsheet.” Or when describing how to use a piece of machinery, you may forget to mention flipping a certain switch that’s vitally important.
    • If you don’t review everything and you do forget something, users are likely to become distressed because something isn’t working right. This is not the outcome training should ever result in.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 2

    2

    Outline the flow of the training manual. Use the list you have made and begin to organize the information into a logical sequence of chapters, sections, or parts. You’ll most likely begin with the basics and work up to more in-depth concepts.

    • Before you write any content, make sure you have a good idea of where all aspects of the manual will fit together. You don’t want to mention something from what you think is a previous section if the manual hasn’t covered that information yet.
    • If you can write self-contained sections that don’t build on each other, this may be the right approach in some situations.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Training Manual Step 3

    3

    Include a table of contents and an index. Even if the manual is meant to be read straight through from start to finish, these navigational sections will help people when they need to go back to refresh their memory and study what they learned. The table of contents should have all the chapters titles and any section headings it makes sense to include. Make the index as thorough as possible, giving people lots of things to find throughout the manual.

    • Word processing programs often have templates for these types of documents. You can also find helpful resources online for how to structure these elements.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 4

    4

    Write informative chapter previews. At the beginning of each chapter or section, write 2-3 paragraphs that outline what will be covered in that part of the manual. You could include a list of objectives for the section, keywords that are good to focus on, and mention quizzes or activities that will be included.

    • Chapter titles should help people know what they’ll find, but they should be able to skim the preview and make sure the chapter has what they need to know.
  5. Image titled Write a Training Manual Step 5

    5

    End each chapter with a summary. It is always helpful to wrap up and review what has been covered in a chapter. It’s a summary, so you can’t mention everything. Try to highlight what you see as being the most vital information that people should take away from the chapter.

    • You can mention the objectives again to give people the chance to take stock of whether or not they learned what they were supposed to.
  6. Image titled Write a Training Manual Step 6

    6

    Create a group or task force to help you write the manual. You’ll succeed more easily at writing a training manual if you have people to help you do it. You need people to check for errors as you go, make sure that the content is understandable, and help you consider all aspects of what you are training for. Plus you can delegate some of the work and distribute it evenly.

    • If you can’t have a group to help through the whole process, at least consider asking people a few things at different points as you go to get second opinions.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 7

    1

    Write for and to your audience. Make sure you are clear on who the audience is. Consider if they have a knowledge base or are starting completely fresh. This will give you an idea of how broad or specific you need to be throughout the manual. When it makes sense, write directly to the audience saying, “When you get to this step…” rather than something like, “When a person gets to this step.”[2]

    • If you are training employees on a brand new software that no one has seen, it’s safe to assume they won’t know anything. If you are training for sales techniques at a clothing store, you don’t need to explain what pants and shirts are.
    • Don’t patronize people by over explaining simple concepts, but also don’t assume they know something that they may not know. It is a good idea to explain the benefits of following the manual.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 8

    2

    Include problem-solving scenarios and discussion topics. Not everyone can learn by reading 20 pages of text, so include ways for users to apply what they read and get hands on experience. Give a scenario and ask the reader to solve a problem of some kind. Allow for discussion and collaboration among trainees. You want to cater to different learning styles so the manual is useful for as many people as possible.[3]

    • You can’t fit every employee perfectly, but if you only use one approach you aren’t likely to get through to very many at all. The goal of the training manual is to help employees learn what they need to know, so aim to make it easy for as many people as possible. Tailor it to the day-to-day activities.
    • Be sure to stay focused on the topic at hand; avoid introducing concepts, ideas and instructions that are not related to the topic, workplace or field being covered.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 9

    3

    Enhance the manual with videos or audio recordings. If you are writing a printed manual, consider whether or not you can give trainees access to extra materials, such as videos or audio recordings. For learners who would struggle to read an entire manual, you can work to ensure they still learn what they need to. Many times the written manual will be the primary training tool, but a few extras may make a big difference.[4]

    • This may be affected by the type of content your manual includes and may not be applicable in all cases. Take stock of the specifics of your manual and judge whether or not extra materials could be created.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 10

    1

    Include a section for user notes. As you are writing each section of the manual, people using the manual will be trying to take in a lot of information. When you purposefully include blank spaces for writing notes, you encourage the users to jot down what they are learning. This will increase the amount of information that they retain.[5]

    • Notes sections would be good alongside most sections of text, but you could also make a separate notes section at the end of chapters and the end of the whole manual. This helps people avoid having separate notebooks that they might lose track of.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 11

    2

    Utilize images and graphics. Any time you can show the reader something visual, it can have an impact on how much they understand. You don’t want to clutter your manual with too much, but use visuals if you can. You can have screenshots of steps in computer work. You can include charts of important data. Pictures of tools or machinery the person will use are good, too.

    • There really is no limit to what types of visual aids you could include, so think about what you are training for and what would be most helpful for the user to see.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 12

    3

    Include checklists of important steps. For many manuals, you’ll be detailing the steps of various processes, and checklists are a great way to sum things up. When a user needs to refer back to a section that includes specific steps, the checklist will refresh their memory and can be checked much more quickly than multiple paragraphs of text.[6]

    • It might even be useful to make these pages easy to tear out so users could keep the checklist handy at later times when they are working on tasks.
    • Checklists could include materials needed, sections for before, during, and after completing a task, or how to evaluate work once it is done.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 13

    4

    Include activities and quizzes that measure learning. You want to ensure that users of your manual are learning as they go, so write up small tests of their knowledge. Include the answers in a separate spot so they can check how they did. You could have multiple choice questions, fill in the blank and matching, or scenarios for problem solving.[7]

    • These would be separate from any official testing you would have employees take after training is complete. The purpose would be to help them along the way in gauging how much their are learning.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What software do you recommend for creating training manuals?

    Community Answer

    If you want to create a training manual, you could use any word processing software, like Microsoft Word, Pages (Mac) or Google Docs.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Once the manual is complete, gather a test group to see if it makes sense and is an effective training tool. Get feedback from them on any ways they think the manual could be improved.

  • Try to use language that is simple and concise so it will be easy for people to understand.

  • Don’t make the content so formal that it gets boring, or your audience won’t stay interested.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a training manual, start by compiling all of the information the manual needs to cover and then determining whether dividing it into chapters, sections, or parts would work best. Then, organize the information and create a table of contents and index so your manual is easy to navigate. You’ll also want to write up a brief 2-3 paragraph preview for the beginning of each section so readers know what to expect. Also, conclude each section with a summary that wraps up and reviews the information the reader learned. To learn how to include quizzes, graphics, and checklists in your manual, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 194,495 times.

Reader Success Stories

  • Vanessa Mann

    Vanessa Mann

    Dec 13, 2022

    «It explained very well how write a Training Manuel and what to Include in it.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Training manuals are an important part of teaching new employees about a company, or old employees about new systems or programs. The exact process for writing a training manual may be dictated by the industry it is for, but there are some general things you can do to help your employees get the most out of the manual. You should double check that you have all the information you need before you start, write with your audience in mind and try to make it easy for them to learn, and include some extra materials to make the information easier. Your manual will benefit if you include images and graphics, blank space for notes, quizzes to review what people learn, and checklists of important tasks.

  1. Image titled Write a Training Manual Step 1

    1

    Review and compile the information the manual needs to cover. Never write a training manual from memory. Go through the various processes and knowledge points that your manual is going to cover and be sure you are clear on everything. Make a list of all the important information and refer to this list as you write the manual, double checking to include it all.[1]

    • Even skipping a small step may confuse your users, so pay attention. For example, you could be telling someone how to enter data into a spreadsheet, but you could easily forget to mention “click File to open a new spreadsheet.” Or when describing how to use a piece of machinery, you may forget to mention flipping a certain switch that’s vitally important.
    • If you don’t review everything and you do forget something, users are likely to become distressed because something isn’t working right. This is not the outcome training should ever result in.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 2

    2

    Outline the flow of the training manual. Use the list you have made and begin to organize the information into a logical sequence of chapters, sections, or parts. You’ll most likely begin with the basics and work up to more in-depth concepts.

    • Before you write any content, make sure you have a good idea of where all aspects of the manual will fit together. You don’t want to mention something from what you think is a previous section if the manual hasn’t covered that information yet.
    • If you can write self-contained sections that don’t build on each other, this may be the right approach in some situations.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Training Manual Step 3

    3

    Include a table of contents and an index. Even if the manual is meant to be read straight through from start to finish, these navigational sections will help people when they need to go back to refresh their memory and study what they learned. The table of contents should have all the chapters titles and any section headings it makes sense to include. Make the index as thorough as possible, giving people lots of things to find throughout the manual.

    • Word processing programs often have templates for these types of documents. You can also find helpful resources online for how to structure these elements.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 4

    4

    Write informative chapter previews. At the beginning of each chapter or section, write 2-3 paragraphs that outline what will be covered in that part of the manual. You could include a list of objectives for the section, keywords that are good to focus on, and mention quizzes or activities that will be included.

    • Chapter titles should help people know what they’ll find, but they should be able to skim the preview and make sure the chapter has what they need to know.
  5. Image titled Write a Training Manual Step 5

    5

    End each chapter with a summary. It is always helpful to wrap up and review what has been covered in a chapter. It’s a summary, so you can’t mention everything. Try to highlight what you see as being the most vital information that people should take away from the chapter.

    • You can mention the objectives again to give people the chance to take stock of whether or not they learned what they were supposed to.
  6. Image titled Write a Training Manual Step 6

    6

    Create a group or task force to help you write the manual. You’ll succeed more easily at writing a training manual if you have people to help you do it. You need people to check for errors as you go, make sure that the content is understandable, and help you consider all aspects of what you are training for. Plus you can delegate some of the work and distribute it evenly.

    • If you can’t have a group to help through the whole process, at least consider asking people a few things at different points as you go to get second opinions.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 7

    1

    Write for and to your audience. Make sure you are clear on who the audience is. Consider if they have a knowledge base or are starting completely fresh. This will give you an idea of how broad or specific you need to be throughout the manual. When it makes sense, write directly to the audience saying, “When you get to this step…” rather than something like, “When a person gets to this step.”[2]

    • If you are training employees on a brand new software that no one has seen, it’s safe to assume they won’t know anything. If you are training for sales techniques at a clothing store, you don’t need to explain what pants and shirts are.
    • Don’t patronize people by over explaining simple concepts, but also don’t assume they know something that they may not know. It is a good idea to explain the benefits of following the manual.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 8

    2

    Include problem-solving scenarios and discussion topics. Not everyone can learn by reading 20 pages of text, so include ways for users to apply what they read and get hands on experience. Give a scenario and ask the reader to solve a problem of some kind. Allow for discussion and collaboration among trainees. You want to cater to different learning styles so the manual is useful for as many people as possible.[3]

    • You can’t fit every employee perfectly, but if you only use one approach you aren’t likely to get through to very many at all. The goal of the training manual is to help employees learn what they need to know, so aim to make it easy for as many people as possible. Tailor it to the day-to-day activities.
    • Be sure to stay focused on the topic at hand; avoid introducing concepts, ideas and instructions that are not related to the topic, workplace or field being covered.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 9

    3

    Enhance the manual with videos or audio recordings. If you are writing a printed manual, consider whether or not you can give trainees access to extra materials, such as videos or audio recordings. For learners who would struggle to read an entire manual, you can work to ensure they still learn what they need to. Many times the written manual will be the primary training tool, but a few extras may make a big difference.[4]

    • This may be affected by the type of content your manual includes and may not be applicable in all cases. Take stock of the specifics of your manual and judge whether or not extra materials could be created.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write a Training Manual Step 10

    1

    Include a section for user notes. As you are writing each section of the manual, people using the manual will be trying to take in a lot of information. When you purposefully include blank spaces for writing notes, you encourage the users to jot down what they are learning. This will increase the amount of information that they retain.[5]

    • Notes sections would be good alongside most sections of text, but you could also make a separate notes section at the end of chapters and the end of the whole manual. This helps people avoid having separate notebooks that they might lose track of.
  2. Image titled Write a Training Manual Step 11

    2

    Utilize images and graphics. Any time you can show the reader something visual, it can have an impact on how much they understand. You don’t want to clutter your manual with too much, but use visuals if you can. You can have screenshots of steps in computer work. You can include charts of important data. Pictures of tools or machinery the person will use are good, too.

    • There really is no limit to what types of visual aids you could include, so think about what you are training for and what would be most helpful for the user to see.
  3. Image titled Write a Training Manual Step 12

    3

    Include checklists of important steps. For many manuals, you’ll be detailing the steps of various processes, and checklists are a great way to sum things up. When a user needs to refer back to a section that includes specific steps, the checklist will refresh their memory and can be checked much more quickly than multiple paragraphs of text.[6]

    • It might even be useful to make these pages easy to tear out so users could keep the checklist handy at later times when they are working on tasks.
    • Checklists could include materials needed, sections for before, during, and after completing a task, or how to evaluate work once it is done.
  4. Image titled Write a Training Manual Step 13

    4

    Include activities and quizzes that measure learning. You want to ensure that users of your manual are learning as they go, so write up small tests of their knowledge. Include the answers in a separate spot so they can check how they did. You could have multiple choice questions, fill in the blank and matching, or scenarios for problem solving.[7]

    • These would be separate from any official testing you would have employees take after training is complete. The purpose would be to help them along the way in gauging how much their are learning.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What software do you recommend for creating training manuals?

    Community Answer

    If you want to create a training manual, you could use any word processing software, like Microsoft Word, Pages (Mac) or Google Docs.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Once the manual is complete, gather a test group to see if it makes sense and is an effective training tool. Get feedback from them on any ways they think the manual could be improved.

  • Try to use language that is simple and concise so it will be easy for people to understand.

  • Don’t make the content so formal that it gets boring, or your audience won’t stay interested.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a training manual, start by compiling all of the information the manual needs to cover and then determining whether dividing it into chapters, sections, or parts would work best. Then, organize the information and create a table of contents and index so your manual is easy to navigate. You’ll also want to write up a brief 2-3 paragraph preview for the beginning of each section so readers know what to expect. Also, conclude each section with a summary that wraps up and reviews the information the reader learned. To learn how to include quizzes, graphics, and checklists in your manual, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 194,495 times.

Reader Success Stories

  • Vanessa Mann

    Vanessa Mann

    Dec 13, 2022

    «It explained very well how write a Training Manuel and what to Include in it.»

Did this article help you?

Как написать учебное пособие

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо учебного предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.

Как написать учебное пособие

Инструкция

Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во «Введении» вашего пособия.

Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.

Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.

Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.

Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения в будущем будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.

Полезный совет

Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Некоторые особенности и требования, предъявляемые
к учебным изданиям

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

Учебные издания:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Вы можете издать учебное пособие у нас!

Удачных публикаций!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать учебник для вуза
  • Как написать участнику группы вк от имени сообщества
  • Как написать участнику википедии
  • Как написать участникам битвы экстрасенсов
  • Как написать участковому жалобу через госуслуги