Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
__________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
Согласовано Утверждаю
Руководитель организации - Руководитель образовательного
заказчика учреждения
___________________________ _____________________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
______________________________________
(наименование программы)
Цель ____________________________________________________________
Категория слушателей ____________________________________________
Срок обучения ________________________________ (час., нед., мес.)
Режим занятии _____________________________________ (час. в день)
----T-----------------------T------T----------------------T----------¬
¦No.¦ Наименование разделов ¦Всего,¦ В том числе ¦ Форма ¦
¦ ¦ и дисциплин ¦ час. +------T---------------+ контроля ¦
¦ ¦ ¦ ¦лекции¦практ. занятия ¦ ¦
+---+-----------------------+------+------+---------------+----------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+------+------+---------------+----------+
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------+------+------+---------------+----------+
¦ ¦ Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------+------+------+---------------+-----------
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
За какие профессии в образовании хорошо платят?
Подробнее
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа.
Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий.
Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор.
В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.
План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза.
Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС.
Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.
Новый базовый учебный план составляют, если:
- готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
- открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
- изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.
Как составлять учебный план
Учебный процесс должен быть упорядочен. Для этого вам необходимо составить план, в соответствии с которым будет построено изучение вашего предмета. Чтобы отлично справиться с этим важным этапом, определите основные критерии, по которым создается успешная схема обучения.
Инструкция
Изучите государственный образовательный стандарт по вашей дисциплине. При разработке учебного плана вы должны им руководствоваться, особенно если работаете в государственном высшем учебном заведении. В любом случае, допускать, чтобы пункты плана образования резко противоречили этим документам, нежелательно.
Разделите весь курс вашего предмета на то конкретное количество часов, которые на него выделяются. Далее каждый учебный семестр поделите на крупные блоки в зависимости от основных разделов данной науки. Очень удобно строить обучение, если у вас получается одновременно отделить смысловые блоки друг от друга временными интервалами.
Пользуйтесь учебными пособиями проверенных авторов. Проследите, чтобы у вас были книги в самой последней редакции. Постепенно переходите к более детальной прорисовке плана. На освоение каждого раздела вы можете выделить конкретное количество учебных часов.
Распишите темы, которые включает каждый раздел. Присвойте им степень сложности. В зависимости от объема и трудности прохождения, выделите время на каждую тему.
Разделите, какие темы вы дадите на лекции, а что студенты могут изучить самостоятельно, после обсудив на семинаре. Имейте в виду, что не стоит давать изучение сложных вопросов, которые требуют объяснения, для освоения без преподавателя.
Разработайте систему проверки знаний. Она должна включать задания для подготовки к семинарам, которые вы будете давать студентам после каждой лекции. По завершении большого раздела целесообразно дать обучающимся тест.
Составьте таблицу, которая будет содержать данные об изучаемых темах и часах, выделенных для них. Так у вас будет наглядная форма, которую удобно корректировать и дополнять. Оставьте два часа свободными. Тогда, если план несколько сдвинется, вы сможете их использовать.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.
Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.
Структура учебного плана
Учебный план состоит из следующих частей:
- структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
- полный перечень изучаемых предметов;
- отдельные списки предметов по годам обучения;
- указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
- распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.
Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.
Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.
Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.
Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.
При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.
Основные педагогические требования к учебному плану
Эффективный учебный план – это документ, который:
- проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
- предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
- предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.
В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.
Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:
- воспитание гражданской ответственности учеников;
- ознакомление с национальными и общекультурными ценностями и социальной информацией;
- формирование стремления к продолжению образования после завершения основной учебной программы;
- пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с основными правилами охраны здоровья и поведения при чрезвычайных ситуациях;
- формирование индивидуального подхода к каждому ученику в соответствии с его способностями.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета