Как написать учетную политику организации образец

Готовая учетная политика может оказаться необходимым подспорьем в ряде случаев. Например, если этот документ составляется впервые или по каким-либо причинам на момент ее составления на предприятии отсутствует главный бухгалтер. В данной статье мы представляем вашему вниманию готовый образец и пошаговые комментарии к его пунктам.

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2023 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2023 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2022. Получившийся результат можно скачать по ссылке: 

Скачать образец

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению. Если у вас нет доступа к К+, оформите пробный демо-доступ бесплатно.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

для БУ

для НУ

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2022 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • Пункт 6, 19, 21 — учет запасов в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы».
  • Как применять ФСБУ 5/2019 «Запасы», детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • пп. 7-14, т. к. учет ОС уже велся согласно ФСБУ 6/2020 и 26/2020 с 2022 года;

    Вести учет основных средств по этим стандартам вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;

Документооборот организации следует организовывать в соответствии с новым ФСБУ 27/2021, который станет обязательным с 2022 года. Какие есть требования к содержанию и оформлению первичных учетных документов, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Иногда законодательство позволяет организации выбирать между разными вариантами отражения хозяйственных операций или формами «первички». Однако свой выбор организация должна отразить в учетной политике, после чего неукоснительно ее придерживаться. В противном случае инспекторы зафиксируют нарушение правил учета. О том, как грамотно составить учетную политику, читайте в нашей статье.

Что такое учетная политика организации

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:

  • в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п.9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться; 
  • в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;  см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).
  • в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. «Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете»).

Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.



Бухгалтерия




Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП


Получить бесплатно



ВНИМАНИЕ

Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:

  1. Полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.
  2. Своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности.
  3. Равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.

СПРАВКА

Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2022 году»).



Бухгалтерия




Получить образец учетной политики для небольшого ООО


Получить бесплатно



Учетная политика для целей налогового учета

Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.

ВАЖНО

Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».

Кто составляет учетную политику организации

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Требования к оформлению учетной политики предприятия

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.



Электронная подпись




Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой


Подать заявку



Утверждение учетной политики

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).

ВАЖНО

Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.



Бухгалтерия


Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО



Как составить учетную политику организации на 2023 год

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

  • в 2023 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — 130 человек, по величине доходов —  251,4 млн руб. (200 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1,257; см. «Утверждены коэффициенты‑дефляторы на 2023 год»). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
  • в 2023 году вводится единый тариф страховых взносов: 30% для выплат: в пределах базы, 15,1%, сверх базы (см. «Объединение ПФР и ФСС: по каким ставкам придется платить взносы в 2023 году»). Предельная база равна 1 917 тыс. руб.  Для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ («Объединение ПФР и ФСС: по каким ставкам придется платить взносы в 2023 году»). Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;



Бухгалтерия




Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке


Попробовать бесплатно



  • мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков (см. «Нужно ли включать мобилизованных работников в график отпусков: ответ Роструда») и учитывать их при составлении резерва по отпускам;
  • если ООО отвечает критерям по численности работников, доходам, остаточной стоимости ОС и проч., то с января 2023 года перейти на автоматизированную УСН (см. «Налоговики разъяснили, как с УСН и сельхозналога перейти на автоматизированную «упрощенку»»; см. «ФНС разъяснила, кто и как может перейти на автоматизированную «упрощенку»»).

Образец учетной политики организации на 2022 год

В учетной политике для целей налогообложения описан порядок начисления налогов с учетом норм НК РФ и специфики деятельности предприятия. Менять ее каждый год необязательно. Вносите изменения, только если изменилось законодательство или руководство решило обновить порядок работы. 

Что такое учетная политика, и зачем она нужна

Предприятия, применяющие ОСНО, нередко сталкиваются с различиями в бухгалтерском и налоговом учетах. Такие различия возникают в учете основных средств, некоторых видов доходов, процентов по кредитам и займам, курсовых и суммовых разниц и др. По мере необходимости (при изменении норм законодательства или появлении новых видов финансово-хозяйственной деятельности) учетная политика ООО на ОСНО с субсчетами и принципами налогового учета устанавливается на дату таких изменений и действует неограниченное время. Понятие учетной политики закреплено в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Налоговый учет ведется в целях правильности определения доходов и расходов для исчисления налога на прибыль и других обязательных налогов, уплачиваемых предприятием на ОСНО. От способа определения доходов от реализации во многом зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. Большинство организаций используют метод начисления, согласно которому доход определяется на момент отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг) независимо от того, поступила оплата от покупателя или нет.

Метод начисления используется для налога на прибыль и для НДС.

Необходимость изменить учетную политику на 2023 год

С 01.01.2022 обновили стандарты бухучета:

  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»;
  • ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

Все эти ФСБУ включили в соответствующие разделы учетной политики еще в прошлом году. В 2023 году для налоговой политики изменений немного. Вносите изменения, если:

  1. Решили перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН). Для нового режима надо обновить и УП.
  2. Отражаете в налоговом учете для налога на прибыль расходы на российское программное обеспечение, объекты искусственного интеллекта, радиоэлектронную продукцию, которые включены в реестр российской радиоэлектроники. После корректив вы сможете применять для этих расходов повышающие коэффициенты.
  3. Хотите воспользоваться новыми инвестиционными вычетами для ИТ-сферы (пп. 7, 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Что предусматривают в учетной политике

Стандартная учетная политика ООО на ОСНО для целей налогового учета содержит следующие элементы в нескольких разделах:

  • общие положения, где приводятся ссылки на нормативно-правовые акты;
  • разделы, содержащие особенности применения учетной политики для налогов разных видов, которые предприятие обязано начислять и уплачивать;
  • перечень лиц, отвечающих за разработку и контроль ведения документации налогового учета.

Налог на прибыль

В расчете прибыли компании участвуют:

  • выручка от реализации по основному виду деятельности и другим видам в соответствии с классификатором ОКВЭД;
  • прямые и косвенные расходы. К ним относятся:
    • себестоимость продукции (стоимость сырья, материалов и комплектующих);
    • покупная стоимость реализованных товаров;
    • транспортные расходы;
    • аренда помещения;
    • заработная плата сотрудников;
    • прочие расходы, связанные с деятельностью (затраты на хранение товаров и продукции, содержание торгово-производственных помещений и офисов, реклама, канцелярские товары и пр.);
  • внереализационные доходы и расходы (начисленные и уплаченные проценты, списанная дебиторская и кредиторская задолженность, прибыль и убыток от реализации активов, начисленные и уплаченные премии поставщикам и покупателям и другие виды доходов и расходов, не связанных напрямую с реализацией).

Ключевые моменты, влияющие на порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в учетной политике организации, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ:

  • способ признания выручки (метод начисления или кассовый метод);
  • порядок исчисления и уплаты авансовых платежей;
  • применение ПБУ 18/02 «Постоянные и временные разницы», направленного на отражение в отчетности различий между бухгалтерским и налоговым учетами. Субъектам малого предпринимательства разрешается не применять этот стандарт;
  • способ начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов;
  • порядок определения себестоимости покупных товаров (ФИФО, средняя стоимость);
  • способ оценки материалов при списании в производство;
  • разделение расходов на прямые и косвенные;
  • формирование резервов по сомнительным долгам и порядок их отражения в налоговом учете.

Налог на имущество

В соответствии с главой 30 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие на балансе недвижимое имущество. Если у компании есть такое имущество, то следует включить в учетную политику короткий раздел, где содержатся данные об особенностях определения налоговой базы для субъекта РФ, в котором зарегистрирован недвижимый объект.

НДС

Раздел, посвященный НДС, регламентируется гл. 21 НК РФ и содержит следующие сведения:

  • виды документов для учета НДС, применяемых в организации (счет-фактура, УПД);
  • порядок выставления счетов-фактур и их регистрации в книге продаж. Особое внимание следует уделить нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формы бухгалтерских справок, отражающих суммы восстановленного налога, вычетов НДС, уплаченного на таможне, и других операций, для которых не предусмотрены унифицированные формы;
  • перечень лиц, наделенных правом подписи счетов-фактур;
  • порядок отражения исправлений в книгах покупок и продаж и нумерации корректировочных документов.

Учтите, как прописать в учетной политике порядок формирования стоимости приобретения товаров в налоговом учете с 2023 года, — с учетом всех требований НК РФ.

НДФЛ

Плательщиками НДФЛ являются физические лица, получающие доход в виде заработной платы и иных денежных поступлений от организации (например, доходы от сдачи имущества в аренду). Предприятие является налоговым агентом, в связи с чем в приказе об учетной политике отражаются следующие моменты:

  • статус налогового агента;
  • порядок исчисления и уплаты НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений (при их наличии). Если ОП зарегистрированы в других ФНС, то налог уплачивается отдельно по местонахождению каждого ОП;
  • документы налогового учета НДФЛ, применяемые в организации (например, оформленные в программе «1С:Бухгалтерия»).

Учет расходов и доходов

Способ и дата признания доходов и расходов, разделение их на прямые и косвенные — эти положения содержит учетная политика для целей налогообложения производства ОСНО в разделе «Налог на прибыль». Кроме того, для организаций, которые, помимо производства, выполняют различные виды работ, следует указать порядок списания материальных расходов. Списание делается одним из следующих способов:

  • с распределением на остатки незавершенного производства;
  • без распределения.

Учет товарно-материальных ценностей

Помимо способа списания материалов и товаров (ФИФО или средняя стоимость), в учетной политике отражают порядок учета спецодежды и ее списания в производство (единовременно, ежемесячно и т. д.).

Инвентаризация склада — важный элемент, который подлежит подробному описанию в учетной политике: как часто проводят инвентаризацию, какие документы для этого оформляют, перечень ответственных лиц и др. Кроме того, недостачи и излишки, выявленные при проведении инвентаризации, относят на финансовый результат. Этот пункт рекомендуется зафиксировать отдельно.

Учет нематериальных активов

При наличии нематериальных активов следует указать способ начисления амортизации (линейный, нелинейный) и первичные документы, применяемые для учета НМА. Перечень бухгалтерских счетов, используемых для нематериальных активов, в учетной политике организации для целей налогообложения не отражается. Отдельно стоит перечислить НМА, по которым износ не начисляется (при их наличии).

Формирование резервов

Формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогового учета — право, а не обязанность организации. Если компания создает резервы, то в учетной политике указывается периодичность их пересмотра (например, ежемесячно или ежеквартально). Особое внимание следует уделить задолженности с истекшим сроком исковой давности и порядку ее списания на финансовый результат.

Как утвердить учетную политику

Порядок утверждения зависит от того, в какой форме составляют учетную политику для целей налогового учета, — приказом руководителя или отдельным положением.

Приказ составляется с указанием ответственных лиц, которые ставят свою подпись, подтверждающую ознакомление с возложенными на них обязанностями. Приказ подписывается руководителем компании.

Приказ об утверждении учетной политики

Положение об учетной политике составляется главным бухгалтером или любым другим лицом, ответственным за ведение налогового учета на предприятии, и утверждается руководителем.

Приведем пример учетной политики для целей налогообложения с основаниями, составленной в форме приказа:

Приказ

об утверждении учетной политики ООО «Clubtk.ru» для целей налогообложения

30 декабря 2022 г.

Приказываю:

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации утвердить учетную политику организации для целей налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

  1. Осуществлять ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним в электронном виде с использованием компьютерной программы «1С:Бухгалтерия».
  2. Контроль за правильностью ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним осуществляет главный бухгалтер Смирнова В.Ф. (см. Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» № 1137 от 26.12.2011).
  3. Для счетов-фактур предусмотрена единая сквозная нумерация. Счета-фактуры, выставленные на предоплату, нумеруются с префиксом «А».
  4. Право подписи счетов-фактур распространяется, помимо руководителя и главного бухгалтера, на следующих ответственных лиц:
    • менеджер Иванов И.И.;
    • менеджер Петрова П.П.

Налог на прибыль

  1. Налоговый учет вести смешанным способом, как с применением документов бухгалтерского учета по отдельным группам хозяйственных операций, так и с применением специализированных документов налогового учета по тем группам хозяйственных операций, налоговый учет которых существенно отличается от правил бухгалтерского учета (ст. 313, 314 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  2. Дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления (ст. 271, 273 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  3. В случае оказания организацией услуг суммы прямых расходов, понесенных в текущем отчетном (налоговом) периоде при осуществлении этой деятельности, в полном объеме относить на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  4. Формировать стоимость товаров, приобретенных с целью их дальнейшей реализации, без учета расходов, связанных с приобретением товаров (ст. 320 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  5. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения, применяется оценка указанного сырья и материалов по средней стоимости (п. 8 ст. 254 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  6. При реализации покупных товаров стоимость приобретения данных товаров списывается на расходы по средней стоимости (п. 1 ст. 268 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  7. Начислять амортизацию по объектам основных средств линейным методом (п. 1 ст. 259 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  8. По нематериальным активам, указанным в подпунктах 1–3, 5, 6 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса, определять срок полезного использования в обычном порядке (п. 2 ст. 258 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

  1. Организация является налоговым агентом по НДФЛ. Для контроля правильности исчисления, удержания и уплаты НДФЛ применяется программа «1С:Бухгалтерия».
  2. Предусмотреть возможность внесения уточнений и дополнений в учетную политику предприятия в связи с изменениями налогового законодательства, появлением хозяйственных операций, отражение которых в налоговом учете предусмотрено несколькими методами, выбор которых возложен законодательством на предприятие, или по иным причинам.
  3. Ответственность за организацию ведения налогового учета на предприятии возложить на главного бухгалтера Смирнову В.Ф.

Генеральный директор _______________________/Воронов А.В./

М. П.

Когда в учетную политику вносят изменения

Изменения в документ организация вносит по мере необходимости. Например, при:

  • изменении законодательства;
  • появлении новых объектов учета, порядок налогообложения которых не описан в предыдущем варианте учетной политики;
  • изменении способов ведения налогового учета в рамках действующих законодательных норм;
  • изменении ответственных лиц.

Чтобы изменить УП, понадобится приказ руководителя. Применение измененного порядка налогового учета допускается только с начала нового года (ст. 313 НК РФ).

Если добавляете операции, которые раньше не проводили, это не изменение, а дополнение УП (Письмо Минфина № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018). Дополнения разрешено вносить в любое время и применять сразу же после утверждения.

Учетная политика — это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Чем грамотнее составлен документ, тем меньше вопросов возникнет у аудиторов и контролирующих органов.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский (или БУ) и налоговый (или НУ) учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику.

Существуют три вида документа:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Учетная политика — объемный документ, так как в приложениях к ней необходимо закрепить все виды документов, которыми пользуется предприятие.

Удобнее сделать краткий документ об организационных основах БУ, указав:

  • в соответствии с какими законами, положениями, приказами она разработана;
  • кем осуществляется ее ведение;
  • с применением каких программ осуществляется учетный процесс в компании;
  • какой рабочий план счетов используется и т.д.

А всю объемную часть вынести в отдельные положения, например, в организационной части документа прописать:

  • БУ основных средств на предприятии организован на основании положения по учету основных средств, утвержденного приказом uенерального директора № 1 от 30.12.2022;
  • БУ кредитов и займов указан в положении по учету кредитов и займов, утвержденном приказом директора № 2 от 30.12.2022 и т.д.

Составим образец положения об учетной политике на 2023 г., рассмотрим процедуру пошагово.

Шаг 1. Приказом директора компании утвердите УП для целей БУ.

Как утвердить учетную политику

Подробности: как оформить приказ об утверждении учетной политики

Шаг 2. Отразите общие положения организации БУ в компании в организационной части УП.

Организационные положения учетной политики

Вторая страница организационных положений УП.

Составление учетной политики компании

Шаг 3. В методологической части закрепите отдельные положения по всем разделам БУ компании и сошлитесь на распорядительный документ, который вводит в действие положение.

Методологическая часть УП

Шаг 4. Утвердите регистры (или простыми словами формы) БУ, которыми пользуется компания для оформления фактов хозяйственной деятельности. На основании законодательства фирма вправе использовать необязательные с 1 января 2013 года унифицированные формы или разработать их самостоятельно. При самостоятельной разработке обязательно утвердите их в учетной политике.

Утверждение форм первичной документации

Шаг 5. Для удобства утвердите:

  • график документооборота, в котором четко укажите, кто, когда, в какие сроки передает первичные документы, кто их обрабатывает, кто контролирует и т.д.;
  • рабочий план счетов. Законодатели разрешают для удобства вносить коррективы в план счетов, утвержденный Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000. Например, убрать из плана счетов счет 68 вы не вправе, а вот добавить субсчет 68.11 и назвать его «Государственная пошлина за регистрацию товарного знака» вправе;
  • порядок хранения и доступа к документам первичного учета.

Шаг 6. Обязательно утвердите положения внутреннего контроля. Обязанность предусмотрена ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Отразите хотя бы минимальную информацию о внутреннем контроле в УП. Вот пример раздела:

Раздел 6. Внутренний контроль

6.1. Внутренний контроль совершаемых в организации фактов хозяйственной жизни регламентируется Положением о внутреннем контроле, утвержденным приказом генерального директора № 102 от 31.12.2022 года.

6.2. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности осуществляется главным бухгалтером/или внутренним контроллером/или отделом внутреннего аудита.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке контролирующие органы вправе применить способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика, краткая и по смыслу, должна содержать следующие разделы:

  • для бухгалтерских целей;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • для налоговых целей;
  • регистры налогового учета.

Утвержденный приказом документ применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Используйте наш пример учетной политики организации для ООО, если имеете право на ведение упрощенного учета.

Чем подробнее ваша УП, тем меньше «фантазий» у контролирующих органов в части учета.

Фирма вправе сослаться на любой действующий локальный акт, который не противоречит действиям закона, и сказать: «А у нас учет ведется так».

Дополнительно: особенности учетной политики при УСН

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующим. Тем не менее аудиторы при проверке ежегодно просят приказ руководителя предприятия о продлении действия учетной политики на следующий год, даже если изменений в правилах учета не было. Например, с отчетности за 2024 год обязательным становится применение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Продлить действие учетной политики в целях бухучета без ее изменения в соответствии с новыми требованиями законодательства не получится в декабре 2023 года. Если в налоговом учете изменений в правилах не было, то используйте наш образец приказа на продление.

Как продлить действие учетной политики

Если произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Событие

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите правила бухучета не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008)

Утвердите новую УП не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и 12 ПБУ 1/2008)

Если компания изменила методы ведения налогового учета или были существенные изменения в деятельности, то применять изменения УП следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения с даты вступления их в силу

Внесение дополнений

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008)

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимы для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ)

Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.

Пример, когда дополняют УП:

Компания начала работать с маркетплейсами и использовать счет бухучета 76.09 для отражения взаиморасчетов и сч. 45 для передачи готовой продукции. Сделайте приказ о новых способах учета, если ранее такие не применялись.

Пример, когда изменяют УП:

Компания применяет ПБУ 14/2007 «Нематериальные активы», с отчетности за 2024 г. становится обязательным применение ФСБУ 14/2022. В этой ситуации компания вносит изменения в УП для целей бухучета.

В бухгалтерском учете

Хозяйствующими субъектами в учетной политике для целей бухгалтерского учета отражаются положения, раскрывающие способы ведения учета и отраслевую специфику.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

В налоговом учете

В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Подробнее: о формировании учетной политики для целей налогообложения

Для малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, то это надо записать в документ.

СМП вправе отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, таких как «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) и др. Для малых предприятий имеются льготы в применении новых федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Подробнее: о новых ФСБУ

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают ее только для налоговых целей. Например, ИП на УСН «Доходы минус расходы» вести учет доходов и расходов в БУ, составлять бухотчетность не обязан. А в НУ обязан для контроля за доходами и расходами вести книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, которая является регистром налогового учета для ИП, и необходимо отразить ее в приложениях к УП для целей налогового учета.

Особенности для УСН

Учетная политика для организаций на УСН в наиболее простом варианте ограничена несколькими пунктами:

  • налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма);
  • объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств;
  • налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов;
  • учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия;
  • сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Некоторые сайты бухгалтерской направленности помогают разработать учетную политику для производственного коммерческого предприятия, предлагая конструктор учетной политики. Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, создается свод правил отражения операций и формирования отчетных данных для целей бухгалтерского или налогового учетов.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Разрабатываете учетную политику с учетом поправок, действующих с 1 января 2020 года? Мы вам поможем! Наш конструктор учетной политики на 2020
г. позволяет сформировать небольшую учетную политику организации (образец 2020 ) для целей бухгалтерского и налогового учета, отразив в ней только те показатели, без которых никак не обойтись. Для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов учета. Выбирайте тот, который вам больше подходит, и в конце у вас получится готовая учетная политика организации (образец).

Если каких-то операций у вас нет, просто пропустите (не заполняйте) соответствующие пункты конструктора. Не надо выбирать в них варианты наобум — если впоследствии у вас появятся такие операции, вы в любой момент сможете дополнить учетную политику нужными вам положениями.

И обратите внимание, тот вариант учета, который на практике использует большинство организаций (как правило, он легче в применении), мы для вашего удобства всегда приводим первым. Если сомневаетесь, какой вариант выбрать, — следуйте за мнением большинства!

Ваша организация является малым предприятиeм

Это важно, поскольку в бухучете малым предприятиям дан ряд послаблений. Но чтобы ими воспользоваться, надо закрепить свой выбор в учетной политике.
Субъекты малого предпринимательства могут вести бухучет в упрощенном порядке. Это правило не действует, в частности, в отношении:
— организаций, чья бухотчетность подлежит обязательному аудиту (к примеру, акционерных обществ);
— жилищных (жилищно-строительных) и кредитных кооперативов;
— микрофинансовых организаций;
— коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

Ваша организация является микропредприятием

Какой режим налогообложения применяет ваша организация:

общий режим налогообложения

совмещает общий режим налогообложения и уплату ЕНВД

упрощенную систему налогообложения

совмещает упрощенную систему налогообложения и уплату ЕНВД

У вашей организации есть обособленные подразделения

В зависимости от режима налогообложения будет сформирована учетная политика для целей налогообложения (образец). Например, образец учетной политики организации на ЕНВД или на УСН.

Какой объект налогообложения при УСНО вы выбрали:

«доходы»

«доходы, уменьшенные на величину расходов»

Итак, поехали!

Положение «Об учетной политике организации»

Раздел 1. Бухгалтерский учет

Формы первичных учетных документов.
Организация использует:

, утверждаемые приказом руководителя.

Применение универсального передаточного документа.

Для оформления фактов отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) организация:

может применять форму универсального передаточного документа, утвержденную ФНС России

Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Ответственным за внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни является:

Формы бухгалтерской отчетности.
Для составления бухгалтерской отчетности используются формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Критерий существенности.

Показатель отчетности считается существенным и раскрывается отдельно, если его удельный вес в общей сумме составляет:

Существенной признается учетная ошибка, в результате исправления которой показатель по статье бухгалтерской отчетности изменится более чем на:

Организация может установить критерий существенности ошибки не только в процентах от показателя. Можно ориентироваться на сумму ошибки (например, признавать существенными ошибки, из-за которых расхождения составили не менее 100 000 руб.). Важно установить такой критерий, чтобы существенными признавались ошибки, влияющие на принятие пользователями отчетности экономических решений.

Определение доходов, расходов и финансового результата.

Доходы от сдачи имущества в аренду признаются:

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных товаров, работ, услуг:

Учет основных средств.

В составе материально-производственных запасов учитываются объекты стоимостью:

Организация может установить в бухучете иной лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам — главное, чтобы он был менее 40 000 руб. Также организация может решить, что все имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев учитывается в составе основных средств.

При утверждении лимита учитывайте, что в налоговом учете к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

В случае наличия у одного объекта основных средств нескольких частей, сроки полезного использования (СПИ) которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Различие считается существенным, когда:

Амортизация по объектам основных средств начисляется:

Организация может применять разные способы начисления амортизации к различным группам однородных основных средств. Однако изменить способ начисления амортизации по конкретному объекту после его ввода в эксплуатацию нельзя. Для простоты организации обычно выбирают единый способ начисления амортизации по всем объектам основных средств.

Специальные коэффициенты к норме амортизации:

При начислении амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка можно применять коэффициент ускорения, но не выше 3. Его надо закрепить в учетной политике.

Если у вас на балансе есть лизинговое имущество, то, чтобы по нему начислять амортизацию с повышающим коэффициентом, надо выбрать способ уменьшаемого остатка. Иначе лизинговый коэффициент, даже если он предусмотрен в договоре, нельзя будет применять при расчете амортизации в бухучете.

Переоценка основных средств:

При поступлении материалы учитываются на счете 10 «Материалы»:

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материалов, учитываются:

По итогам месяца транспортно-заготовительные расходы:

При взвешенной оценке исходят из среднемесячной фактической себестоимости, при расчете которой учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц. Это самый простой способ списания.

При скользящей оценке определяют фактическую себестоимость материала в момент его отпуска (списания), при этом при расчете учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Учет спецодежды.

Спецодежда сроком службы не более 12 месяцев учитывается в составе материально-производственных запасов и ее стоимость включается в расходы:

Спецодежда со сроком службы более 12 месяцев независимо от ее стоимости включается в состав:

Помните, что для целей расчета налога на прибыль стоимость спецодежды:

  • со сроком службы не более 12 месяцев (независимо от стоимости) или сроком службы более 12 месяцев, но стоимостью менее 100 000 руб. — включается в состав материальных расходов единовременно при передаче ее в эксплуатацию;
  • со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью более 100 000 руб. — включается в состав амортизируемого имущества. Амортизация на нее начисляется по нормам, рассчитываемым исходя из нормативного срока службы.

Учет товаров, транспортно-заготовительных расходов и расходов на продажу.

Товары учитываются:

Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются:

Расходы на продажу по итогам месяца относятся на себестоимость проданных товаров (работ, услуг):

Учет управленческих (общехозяйственных) расходов.

Управленческие расходы включаются:

Учет готовой продукции и незавершенного производства.

Стоимость готовой продукции оценивается:

Незавершенное производство оценивается:

Полуфабрикаты собственного производства учитываются:

Косвенные затраты (расходы вспомогательных производств, обслуживающих производств, общепроизводственных расходов) распределяются между объектами калькулирования:

Раздел 2. Налог на прибыль организаций.

Отчетные периоды.

Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются:

Доходы и расходы.

Доходы и расходы для целей налогообложения признаются:

Определять доходы и расходы по кассовому методу можно, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Доходы от сдачи имущества в аренду признаются:

Учет основных средств.

Амортизация основных средств начисляется:

По основным средствам, бывшим в эксплуатации, норма амортизации определяется (в случае начисления амортизации линейным методом):

Повышающие и понижающие коэффициенты к основной норме амортизации:

Менять метод начисления амортизации можно не чаще одного раза в пять лет.

Применение повышающих коэффициентов в налоговом учете возможно лишь в ряде случаев, к примеру при лизинге. По ОС, работающим в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, повышающий коэффициент можно применять только в отношении объектов, которые приняты на учет до 1 января 2014 г.

При этом не допускается одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента по основаниям, установленным пунктами 1—3 ст. 259.3 НК РФ.

К основным средствам из третьей — десятой амортизационных групп инвестиционный налоговый вычет:

Право на применение инвестиционного вычета устанавливается законом субъекта РФ по месту нахождения организации (ОП).

Инвестиционный вычет применяется ко всем или к отдельным объектам ОС, относящимся к третьей — десятой амортизационным группам (за исключением относящихся к восьмой — десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений. При этом решение об использовании инвестиционного вычета принимается организацией, имеющей обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены такие ОП, и применяется ко всем или к отдельным ОП, расположенным на территории соответствующего субъекта РФ. Организация может изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на инвестиционный вычет по истечении трех последовательных лет применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта РФ.

Учет материалов.

Материалы списываются:

Учет товаров и транспортных расходов.

Покупная стоимость товаров определяется:

Поскольку в ст. 254 НК РФ нет порядка применения ни одного из указанных выше способов, то при выборе способа списания по средней стоимости, методику можно взять из бухучета. И определить, какой вариант оценки вы будете использовать: взвешенную или скользящую оценку.

Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно установить, что в покупную стоимость товаров включаются те же расходы, что и в бухучете. В частности, расходы на транспортировку, разгрузку, посредническое вознаграждение.

Товары списываются:

Поскольку в ст. 268 НК РФ нет порядка применения ни одного из указанных выше способов, то при выборе способа списания по средней стоимости, методику можно взять из бухучета. И определить, какой вариант оценки вы будете использовать: взвешенную или скользящую оценку.

Учет иного имущества, не являющегося амортизируемым.

Стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, другого имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов:

Незавершенное производство (НЗП).

К прямым расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся:

расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг)

расходы на оплату труда производственного персонала, а также относящиеся к ним суммы страховых взносов

суммы начисленной амортизации производственных основных средств

расходы на приобретение работ и услуг производственного характера

иные виды расходов

Налоговый учет резервов

Организация создает резерв:

по сомнительным долгам

на предстоящую оплату отпусков работникам

на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет

по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

расходов на ремонт основных средств

При создании некоторых резервов в учетной политике надо закреплять отдельные элементы этих резервов — к примеру, предельную сумму отчислений в резерв.

Выручка (доход) от выполнения работ (оказания услуг, продажи продукции) с длительным технологическим циклом.

Если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), выручка (доход) признается:

Убыток от уступки права требования.

Убыток от уступки права требования, которая была произведена третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, определяется:

Раздел 2. Упрощенная система налогообложения.

Учет товаров.

Товары при их реализации списываются:

При взвешенной оценке исходят из среднемесячной фактической себестоимости, при расчете которой учитывают количество и стоимость товаров на начало месяца и все поступления за месяц. Это самый простой способ списания.

При скользящей оценке определяют фактическую себестоимость товара в момент его реализации, при этом при расчете учитывают количество и стоимость товаров на начало месяца и все поступления до момента реализации.

Раздел 3. Налог на имущество организаций.

Раздельный учет.

Стоимость недвижимого имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и сумма начисленной по нему амортизации учитываются:

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухучета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года.

Напоминаем, налогом на имущество также облагаются жилые дома и помещения, которые не относятся к основным средствам. Например, квартиры, приобретенные для перепродажи и учтенные на счете 41.

Раздел 2. Налог на имущество организаций.

Раздельный учет.

Стоимость недвижимого имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и сумма начисленной по нему амортизации учитываются:

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухучета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года.

Напоминаем, налогом на имущество также облагаются жилые дома и помещения, которые не относятся к основным средствам. Например, квартиры, приобретенные для перепродажи и учтенные на счете 41.

Раздел 3. НДС.

Облагаемые и необлагаемые НДС операции.

Раздельный учет входного НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для ведения облагаемых и необлагаемых налогом операций, ведется:

Применение п. 4 ст. 170 НК РФ при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Если в отчетном квартале доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, то все суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном квартале:

Распределение входного НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам.

По основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала и используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, входной НДС распределяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав:

Нумерация счетов-фактур при наличии обособленных подразделений.

При реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение порядковый номер счета-фактуры, выставляемого обособленным подразделением, через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения:

Раздел 4. Единый налог на вмененный доход.

Для распределения полученных доходов между упрощенной системой налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется раздельный учет доходов в следующем порядке:

Для распределения понесенных расходов между упрощенной системой налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется раздельный учет расходов в следующем порядке:

Для распределения страховых взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности между упрощенной системой налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется их раздельный учет в следующем порядке:

Раздел 4. Налог на имущество организаций.

Раздельный учет.

Стоимость недвижимого имущества и движимого имущества, не являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций, и начисленная амортизация по этим объектам учитываются:

Стоимость недвижимого имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, и сумма начисленной по нему амортизации учитываются:

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухучета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года.

Напоминаем, налогом на имущество также облагаются жилые дома и помещения, которые не относятся к основным средствам. Например, квартиры, приобретенные для перепродажи и учтенные на счете 41.

Раздел 5. Единый налог на вмененный доход.

Для распределения полученных доходов между общим режимом налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется раздельный учет доходов в следующем порядке:

Для распределения понесенных расходов между общим режимом налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется раздельный учет расходов в следующем порядке:

Для распределения страховых взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности между общим режимом налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется их раздельный учет в следующем порядке:

Для распределения имеющихся основных средств между общим режимом налогообложения и спецрежимом в виде уплаты ЕНВД ведется их раздельный учет в следующем порядке:

Бухгалтерские операции можно проводить разными способами. Как именно — организация выбирает сама из тех вариантов, которые допускаются законом. Но правила ведения учёта внутри фирмы необходимо утвердить специальным документом. Рассказываем, что в нём должно быть, кто и как его составляет.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — это внутренний документ организации, в котором прописан порядок проведения бухгалтерских и налоговых операций. Его формируют непосредственно для той компании, в которой он будет применяться, и с учётом особенностей её работы. Поэтому универсального образца учётной политики не существует.

Учётная политика отражает правила проведения хозяйственных и налоговых операций фирмы. Организация вправе составить для них общий документ или разделить на учётную политику для целей бухгалтерского учёта и учётную политику налогообложения.

В учётной политике должны содержаться:

  • рабочий план счетов бухучёта;
  • формы первичных и внутренних бухгалтерских документов;
  • правила проведения инвентаризаций и оценки активов компании;
  • порядок документооборота;
  • контроль за хозяйственными операциями.

Если по какому-то бухгалтерскому вопросу не предусмотрены государственные стандарты, организация самостоятельно их разрабатывает и прописывает в учётной политике. К примеру, для графика отпусков существует унифицированная форма Т-7, но можно создать собственный бланк — что именно будет использоваться, указывают в учётной политике.

По сути, это практическая инструкция для сотрудников фирмы, которые в работе сталкиваются с финансовыми операциями. Чтобы бухучёт вёлся по единому стандарту, все работники обязаны строго придерживаться утверждённых правил. Если придёт налоговая проверка, инспектор будет проверять соответствие ведения бухучёта принятой в организации учётной политике.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Кто и как составляет учётную политику

Предприятие или организация самостоятельно разрабатывает учётную политику, но при этом опирается на действующее законодательство. Составление документа поручают главному бухгалтеру или другому сотруднику, который ведёт бухгалтерию. Если бухгалтера в штате нет, руководитель может обратиться в аутсорсинговую компанию. Если же есть нужные знания, можно и самому написать учётную политику.

Бухгалтер определяет перечень бухгалтерских и налоговых операций фирмы. Уточняет, какие государственные стандарты для неё обязательны, а какие — нет. Какие финансовые операции можно отразить разными способами и какой из них наиболее подходящий. Разрабатывает алгоритмы отражения операций, для которых государство не предусмотрело нормативы. Изучает специфику, рекомендации и разъяснения по ведению бухучёта в компаниях этой отрасли.

Когда документ готов, руководитель издаёт приказ об его утверждении. Принятой формы распоряжения нет, но в тексте обязательно указывают дату вступления в силу и ответственного сотрудника. Дату окончания действия учётной политики не пишут — она считается бессрочной, а при необходимости дополняется.

Бланк приказа об утверждении учётной политики

Передавать учётную политику в налоговые органы не нужно — она хранится в организации. Но, если придёт налоговая проверка, инспектор потребует этот документ и приказы об его утверждении и изменении.

!

Разработать и внедрить учётную политику нужно в течение 90 дней после регистрации фирмы — Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008. Если компания появилась в результате реорганизации, ей нужно утвердить учётную политику в тот же срок.

Как оформить учётную политику

Типовой формы документа нет — каждая организация разрабатывает его самостоятельно. Поэтому пользоваться готовыми шаблонами из интернета не стоит. Доверьте составление текста профессиональному бухгалтеру.

Вот несколько примеров, как можно оформить учётную политику в зависимости от налогового режима:

  • Учётная политика организации на ОСНО
  • Учётная политика организации на УСН «Доходы минус расходы»
  • Учётная политика организации на УСН с объектом «Доходы»
  • Учётная политика организации на ЕСХН

!

Обычно издают приказ об утверждении учётной политики, а в приложении к нему идут сами правила бухгалтерского и налогового учёта организации.

Когда и как вносить изменения в учётную политику

Учётная политика организации действует постоянно — её не нужно утверждать каждый год. Обновления вносят, только если для этого есть основания. Например, в законодательстве произошли изменения, которые влияют на бухгалтерский и налоговый учёт организации — тогда их надо отразить в учётной политике. Но новая редакция должна заработать не раньше, чем свежие нормативы вступят в силу.

Также разрешено вносить поправки в документ, если фирма решила оптимизировать учёт, внедрила новое направление или существенно изменились условия её работы — ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Например, сеть зоомагазинов открывает интернет-магазин. Теперь платежи будут приниматься онлайн — особенности их проведения нужно прописать в учётной политике.

Чтобы внести изменения в документ, бухгалтер изучает действующие стандарты и законы, готовит текст обновлений. Новую редакцию утверждают отдельным приказом или распоряжением руководства фирмы. Если учётную политику меняют в связи с изменением законодательства, в документе должны содержаться ссылки на эти нормативные акты.

Бланк приказа об изменении учётной политики

Изменения в учётной политике организации вступают в силу с нового отчётного периода, то есть с начала следующего года. Учётная политика, утверждённая 30 ноября 2022 года, заработает 1 января 2023 года. Но иногда можно изменить правила учёта и в середине года. Например, если вступили в силу значимые изменения в Налоговом кодексе РФ или компания стала проводить новые финансовые операции.

Что будет за отсутствие учётной политики

Учётная политика — обязательный документ для юридического лица. С предпринимателями дело обстоит чуть иначе.

Если ИП не ведёт бухучёт, то и бухгалтерская учётная политика ему не нужна. Если ИП ведёт бухучёт, он должен наравне с юрлицами составить и утвердить бухгалтерскую учётную политику. Обычно это крупные фирмы с большим штатом и несколькими направлениями деятельности. А вот налоговый учёт обязаны вести все предприниматели — значит, и учётная политика для целей налогообложения у них должна быть.

За отсутствие учётной политики организациям и ИП полагается штраф:

  • по ст. 126 НК РФ — 200 ₽;
  • по ст. 15.6 КоАП РФ гражданину — от 100 ₽ до 300 ₽, должностному лицу — от 300 ₽ до 500 ₽.

Учётная политика — не формальный документ «ради галочки». Поэтому составлять его нужно тщательно и неукоснительно придерживаться в работе. Например, если в тексте не отражены какие-то хозяйственные или налоговые операции, которые фирма использует, налоговый инспектор при проверке может применить другой порядок расчёта. В результате может не сойтись сумма налоговых отчислений — организации доначислят налоги или выпишут штраф.

Статья актуальна на 

18.01.2023

Готовые образцы учетной политики

Учетная политика составляется отдельно для бухгалтерского и налогового учета


14.02.2019
Российский налоговый портал

Для целей налогообложения

Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. Например, 26 декабря 2018 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2019 года.

При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).

Изменения в учетную политику

Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:

– законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;

– организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);

– появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.

Основные разделы учетной политики

При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:

– на организационную;

– на методологическую.

Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть – какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень – это методы учета.

Образец учетной политики для налогового учета

Для бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть сформирована на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/2008).

Срок утверждения учетной политики

Утвердить учетную политику надо в декабре того года, который предшествует году применения положений учетной политики. Например, можно датировать приказ 30 декабря прошлого года. Тогда положения учетной политики будут применяться с 1 января следующего года. Если компания вновь была создана, то она утверждает учетную политику для целей бухгалтерского учета до момента представления бухгалтерской отчетности.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета

Изменения в ранее утвержденную учетную политику для целей бухучета вносятся в случаях:

– в случае изменения законодательства;

– при изменении существенных условий деятельности организации;

– при разработке новых способов ведения учета.

Любые изменения в учетной политике компания должна отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Самостоятельное утверждение форм первичных документов

Организация имеет право самостоятельно утвердить формы документов. Формы «самостоятельных» документов компания должна обязательно закрепить в учетной политике.

Образец учетной политики для целей бухучета

Файлы для скачивания

  • Учетная политика для налогового учета.docx (26Kb)
  • Учетная политика бухучет.docx (28Kb)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать ученический проект
  • Как написать траян
  • Как написать ученику докладную на ученика
  • Как написать топик на фасткапе
  • Как написать ученикам докладную на учителя