Как написать умного персонажа если ты не умный

Как писать умных персонажей?

Автор: Андрей Сомов






Шерлок, Пуаро, Ягами Лайт, Бэтмен, Тирион, Воланд, Гермиона… Что объединяет всех этих разношерстных персонажей? Они умны. И за ними всегда интересно наблюдать. И зачастую эти два фактора взаимосвязаны.

Все мы любим умных персонажей. И конечно мы хотим, чтобы наши персонажи тоже были умными. И  я подготовил краткую, тезисную выжимку из статьи «Краткое руководство по умным персонажам», которую написал Элиезер Юдковский (ссылка на полную статью будет в конце поста). Кто это? Реальный ученный, изучающий ИИ, и автор книги «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» – произведения, буквально пестрящего умными персонажами. Давайте же взглянем на размышления об интеллекте человека, который явно в этом разбирается.

Статья встроена по типу Пирамиды Маслоу. Советы в ней наслаиваются друг на друга надстройками, постепенно увеличивая сложность. В результате, в основе лежит рекомендация, которая позволит сделать ваших героев просто не идиотами. Зато на вершине открывается способ выписать уже по-настоящему умного персонажа. Итак, что же именно нам советует сир Юдковский?

  1. Эмпатия. Та самая базовая рекомендация, чтобы ваши герои перестали походить на массовку фильма «Идиократия». Вы должны уметь влезть в шкуру своего персонажа, перенять его образ мышления и на основе этого представить себе, как бы вы поступили на его месте. Это уже позволит избежать самых элементарных ошибок, которых на месте героев не сделал бы ни один здравомыслящий человек.
  2. Обоснованные действия и ошибки. Как только вы залезете в шкуру вашего персонажа то поймете, что в большинстве случаев он ни черта не хочет, чтобы ваш сюжет шел так, как того желаете вы. Ваш протагонист не горит желанием проигрывать в конце второго акта, чтобы потом мужественно, с превозмоганием одержать верх в третьем. Он хочет победить сразу. Легко и просто. А ваш антагонист вообще проигрывать не хочет. И они, соответственно, должны всеми силами пытаться избежать таких раскладов. Значит, если вы все же хотите, чтобы сюжет случился как запланировано – ваши персонажи должны допустить ошибку. И если вы хотите, чтобы они оставались умными даже совершив ошибку – вам надо прописать обоснование для этой ошибки. Самый простой пример: отсутствие необходимой информации. Или еще лучше – дезинформация. Думайте, чем обоснованей будет выглядеть ошибка, тем больше своего интеллекта сможет сохранить персонаж.
  3. Вы должны отдавать себе отчет в том, что ваши злодеи не считают себя злодеями. Наоборот, они, скорее всего, считают себя правыми. У них есть своя позиция, своя точка зрения. И если вы хотите, чтобы ваш злодей был умным – его точка зрения должна быть реалистичной, его позиция должна быть обоснованной. Обоснованной с помощью веских доказательств и сильных аргументов. Добиться этого может помочь идеологический тест Тьюринга: надо подобрать для позиции такие аргументы, чтобы настоящий ее сторонник не смог отличить их от тех, которые могли бы использовать его настоящие единомышленники.
  4. Самоосознание и понимание жанра. Помните, что ваши персонажи тоже смотрят фильмы, читают книги… ну или как минимум слушают истории, если они живут в докнижных эпохах. Потому умный персонаж не будет идти в одиночку проверять подозрительный шум в темном подвале. Даже не потому, что это клише, а потому, что он тоже смотрел ужастики.
  5. Честная Игра. Есть большая разница между тем, чтобы быть умным и казаться умным. Если вы хотите, чтобы ваш персонаж был именно умным, а не лишь казался таковым – придется соблюдать правила Честной Игры: у читателя должна иметься вся информация необходимая для того, чтобы в теории он тоже мог сам прийти к верному ответу, правильному способу решить проблему.
  6. Закон Винжа гласит, что вы физически неспособны придумать персонажа умнее вас. Но зато вы можете создавать идеальные ситуации. В реальности вы вынуждены решать проблемы, обладая строго теми ресурсами, которые есть у вас в данный момент. И при этом не факт, что вы вообще в принципе способны решить эту проблему. А идея, даже хорошая и умная, может не сработать с первого раза или не сработать вообще – просто из-за деталей, которые невозможно было предусмотреть.
    Но если ваш герой сталкивается с проблемой в 90-ой главе — вы, как автор, можете вернуться назад во времени и подкинуть ему нужные ресурсы в 1-ой, 12-ой и 36-ой главах. Вы можете подбрасывать ему только те задачки, с которыми он сможет управиться. И можете позволить умно звучащим идеям срабатывать с первого раза, тогда как в реальности это маловероятно в любом случае.
  7. Неиспользуемость уязвимостей. Вы можете найти деньги на пустой и даже не очень дороге, если вы первый прошли мимо них. Но какова вероятность, что вы первым заметите деньги на полу Большого Центрального Вокзала? Не очень большая, мягко говоря. Сколько времени они смогут там пролежать никем не замеченные? Не очень много, мягко говоря.
    Тоже самое касается ситуаций, когда герой находит решение проблемы, до которого прежде не додумалась вся цивилизация. Вам придется здорово постараться, чтобы правдоподобно обосновать, как так получилось.
  8. Иллюзия Прозрачности. Это когнитивное искажение, из-за которого люди склонны переоценивать способность других понимать их и свою способность понимать других.
    На практике это для нас, как для писателей, означает следующее: если вы думаете, что в вашем тексте что-то слишком очевидно – скорее всего это не так. Потому не надо заморачиваться и излишне маскировать подсказки, чеховские ружья и слои произведения. Просто оставьте их на видном месте.
    И не потому, что читатель глупее вас. А потому, что читает он куда быстрее, чем вы пишите. И если в тексте нет прямого указания остановиться и подумать, то он просто продолжит читать. И мозг его будет сосредоточен прежде всего на продолжении чтения, а вовсе не на поиске разгадки.
  9. Реальная наука. Если персонаж разбирается в науке – он, очевидно, должен быть умен. Но мало просто сообщить читателю об этом факте. И нельзя просто вставить в текст выдержку из статьи на википедии. Это так не работает, к сожалению. Чтобы ввести реальную науку в произведение вам придется действовать тоньше и сложнее.
    Во-первых, вы должны знать материал на уровень выше, чем то, что появляется в истории. Это необходимо, чтобы понимать, когда использование этого материала уместно, а когда он не соответствует заданным условиям. Во-вторых, вы должны понимать, как этот материал работает на практике, и как оно может быть реализован в истории. В-третьих, надо видеть, какая информация необходима вашей истории, а что можно опустить без каких-либо изменений смысла. Помимо этого, вы должны быть способны объяснить сложные вещи своими словами. И чем проще, понятнее и доступнее – тем лучше. Также вам надо представлять, на что должно быть похожим незнание этого материала, без того, чтобы быть тупым. Это нужно, чтобы сымитировать восприятие читателя. Ну и наконец – вам необходим навык объяснения технических идей другим людям.
  10.  Показывайте мышление вашего персонажа. Демонстрируйте в кадре, как он обдумывает варианты, строит гипотезы и отбрасывает версии, использует когнитивные науки, техники рационального мышления или дедукцию на практике, а не просто заявляйте, что он делает это постфактум.
    Ну и да, все правила демонстрации науки из предыдущего пункта точно также относятся и к любым когнитивным наукам и/или техникам рационального мышления.

Как вы могли заметить – чем дальше, тем сложнее для использования становились советы. Но никто и не говорил, что будет просто, верно? Полную статью можно почитать тут: 

https://lesswrong.ru/w/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%BC#footnote1_617yhm5

И главное помните. То, что какой-то умный чувак, пусть даже разбирающийся в теме, сказал, что что-то вот так – еще не значит, что все действительно вот так. Эйнштейн в свое время считал, что атом не смогут разделить еще лет 50. Если вообще смогут. Что ж, жителям Хиросимы есть, что сказать по этому поводу, но они, увы, не говорят по-русски. Тем не менее, прислушаться к мнению умных людей и специалистов – всегда стоит. Всем добра.
А кому понравился пост — советую посетить эту группу вк: https://vk.com/la_petit_bastille

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

Написать комментарий


59K



1 025



20


Мероприятия

Список действующих конкурсов, марафонов и игр, организованных пользователями Author.Today.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.


Полезное

Подборка полезных статей и записей в блогах.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.

Сделала конспект на 5 минут чтения по Краткому руководству по умным персонажам на 2-3 часа чтения от Элиезера Юдковского, автора Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления (это самый известный фанфик по вселенной ГП).

Оригинал статьи на 18,5К слов (слов, не знаков, Карл!), после первого часа мозг закипел и молил пощадить его. Видимо, мозг не в курсе, что мы — умный персонаж.

Закончила я читать, очень полезно, безумно интересно, а пересказать не могу. Решила сделать конспект, как шпору в универе. Старалась как могла, ужалась до 1,3К слов, это уже ~5 минут чтения, а не 2-3 часа.

Но сначала версия на 3 секунды:

  • Умный персонаж не поступит глупее, чем вы.

А вот на 30 секунд:

  • Чтобы не писать глупостей, пробуйте писать от первого лица.
  • Очки, худоба, неуверенность с девушками и много умных слов — самый отстойный способ показать интеллект.
  • Чтобы уважать персонажа, особенно злодея, мысленно привяжите его к знакомому, чей интеллект уважаете.
  • Причина ошибок умных персонажей — хорошая и продуманная идея не сработала на все 100% как планировал персонаж (и ожидал читатель).
  • Чтобы поставить героя с интеллектом перед «настоящим» моральным конфликтом, выберите два близких вам конфликтующих идеала. Сомневайтесь, который из двух идеальнее. Еще сомневайтесь. Готово.
  • Запишите все доводы в пользу Злодея так, чтобы последователи Злодея не догадались бы, что это писал не Злодей.
  • Не списывайте у других авторов.
  • Читатель должен знать о загадке/задаче не меньше героя.
  • Если ваш персонаж превосходит целый мир, опишите причины.
  • Не используйте научные термины, объясняйте суть.
  • Автор может написать персонажа умнее, чем он сам.

Я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack. Подписывайтесь, я делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.

Ниже мой вариант краткого содержания на ~5 минут чтения (но без примеров из Наруто и канонического Гарри Поттера, как в оригинале).

П. С. Я использую курсив для цитат из оригинала, т. к. не люблю, что DTF выделяет цитаты огромным шрифтом.

1. Умные персонажи первого уровня

Я бы так не сделал.

Вы бы так не сделали.

Персонаж с интеллектом первого уровня, это персонаж, который делает лучшее в конкретной ситуации, а не тот, кто ведет себя согласно сценарию.

2. Интеллект через эмпатию и уважение

Нагло украдите образ того, чей интеллект вы по-настоящему уважаете. Красть можно из реальной жизни или из литературы. Или сделайте проверку на интеллект, представив себя в шкуре персонажа (п. 1).

Трюк — можно попробовать писать от первого лица. Так сложнее писать очевидные глупости.

3. Обдуманные действия и умные ошибки

Вы хотите эпической борьбы злодея и героя. Но злодей хочет, чтобы герои умерли в первой главе, и посылает дополнительных солдат, чтобы быть уверенным, что это произойдет.

Придумайте идею, при которой никто из персонажей не выглядит идиотом. Так как вы автор, у вас есть бонус: если вы нашли ляп в 63 главе, гоните обратно во времени, и уберите эту лазейку еще в 17 главе.

В идеале, если ваш анта/прота-гонист допускает ошибку, то ошибка правдоподобна настолько, что большинство читателей принимают ее за здравую идею. По крайней мере, при первом прочтении. Убедите читателя, что герой правда об этом хорошенько подумал.

4. Подлинные моральные конфликты

Вы читали множество историей, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть.

Настоящий конфликт вы напишете того, когда найдете два конфликтующих идеала, настолько близкими вам, что вы будете не уверены, на какую сторону в итоге хотите встать.

Попробуйте честно разыграть конфликт Добра и Добра.

5. Реалистичные злодеи и точки зрения

Идеологический Тест Тьюринга: попытайтесь записать все доводы в пользу ваших оппонентов так, чтобы если ваши оппоненты читали бы эти доводы, они не догадались бы, что это писал НЕ один из них.

Каждый активный персонаж в вашей истории должен жить с картиной мира, где центр мира он, а не ваш ГГ.

То, во что мы правда верим, не ощущается нами как вера или убеждение, оно ощущается так, словно мир таков на самом деле.

6. Оригинальность

Не делайте того, что уже делалось раньше.

Как? Отвергайте первую идею, которая всплывает в вашей голове. 99%, что это использовали уже много раз. Да, придумать рандомную дичь не сложно, можно вообще кубики подбрасывать. Вопрос, насколько ваш рандом вписывается в сюжет.

7. Самосознание и понимание жанра

Если бы ситуация вокруг напоминала бы вам хоррор, то вы бы не стали отделяться от группы, бродить по дому с выключенным светом или идти в сторону странных рычащих звуков в кустах. Вы видели страшные фильмы и знаете, что обычно происходит следом.

Если жанр слишком очевиден, и герой его не опознает — герой не кажется умным. Если герой опознает его с полувздоха — герой слишком крут или ломается четвертая стена.

В идеале, вы помещаете персонажей в ситуации, непохожие на шаблоны, которые вы читали. Даже умные персонажи не должны разрешить эти ситуации немедленно или успешно предсказать их развитие просто потому, что они читали те же книги, что и вы.

8. Персонажи с интеллектом второго уровня

Голливуд, когда хочет изобразить хорошего шахматиста, ставит рядом с шахматистом кого-то, кто восхищенно открывает рот после его хода. Из-за того, что гений не может просто сделать гениальный ход — обычный зритель, не-шахматист не поймет гениальности.

Для проектирования у персонажа интеллекта второго уровня, читатель должен владеть всеми кусочками пазла.

Плохой пример: вы упоминаете где-то в начале первой главы, что в кустах стоит рояль, а в 101 главы вы оказываетесь аккурат в этих кустах, когда уже никто не помнит про это. Так не работает. Вы должны активировать все кусочки пазла в сознании читателя, т. е. упомянуть и сослаться на эти кусочки несколько раз в ходе истории.

Так, чтобы читатель говорил «Ну конечно!» в момент драматичной развязки, а не «Стоп, подождите, когда это было.. ?»

9. Закон Винжа

Закон Винжа гласит: если вы точно знаете, что сделал бы умный агент, вы должны быть по меньшей мере так же умны.

Это не значит, что нельзя написать персонажа умнее, чем ты сам. «Быть умным» — это навык, его можно развить. А еще можно хитрить.

Первый трюк — реверс-инжиниринг проблемы вокруг ваших идей возможных решений.

Стройте проблему от решений, который у вас есть.

Второй трюк — давать персонажу только те проблемы, с которыми он может справиться.

Третий трюк — вы как автор решаете, что звучащая умно идея работает, когда в реальной жизни узнать работоспособность идеи можно только путем ее тестирования.

В жизни провалы и успехи умных идей в лучшем случае соотносятся как 10 к 1. Но протестировать в жизни мы их не можем. А читать по 9 неудачных попыток будет скучно.

Ошибки планирования и человеческого оптимизма обычно хватает, чтобы замыслы казались успешнее, чем в реальной жизни.

Это допущение не означает, что надо наделять умного героя посредственной или «нормальной» идеей. Она должна казаться лучшей из доступного.

10. Неиспользуемость уязвимостей

К вашему ГГ пришла хорошая идея. А к злодею почему не пришла?

Если множество людей хотят чего-то, существующего в ограниченном количестве, то удивительно существование легкого пути, которым может воспользоваться любой, для получения данного ресурса.

Если это сложная новая концепция, то ваш вымышленный мир действительно мог еще не осознать ее.

Древние греки не вывели идею естественного отбора, хотя имели всю нужную информацию; и во многих темных углах мира, как, например, в Америке, идея все еще полностью не принята.

Если ваш персонаж превосходит цивилизацию, то должны быть причины для этого.

11. Объясняя другие вселенные

Для собственного фэнтези или фантастики, выберите набор заранее заданных условий, законов мира, и объясняйте мир, исходя из них.

Для фанфикшена, наблюдайте за выбранным миром, пока не начнете давать собственные ответы на его загадки.

12. Разрешимые загадки

Если вы хотите спрятать важный факт, то не делайте ничего, чтобы скрыть его.

Помните про Иллюзию Прозрачности: если вы знаете про подсказки, вам легко их замечать; если не знаете, заметить их гораздо сложнее.

Чтобы читатель знал о загадке до того, как ее разгадают (многие не заметят вашу загадку), пусть герои о ней.

Нет, читатели не глупцы, просто читать у многих получается быстрее, чем писать.

Если у вас не 10 000 фанатов, которые будут сидеть и разгадывать ваши загадки, а вы хотите, чтобы читатели их разгадали, не прячьте подсказки слишком усердно.

13. Реальное обучение

Шесть навыков, необходимых для описания реальной науки в художественном произведении:

1) Знать материал на уровень выше того, чем появляется в истории.

Если персонаж ссылается на научпоп, почитайте оригиналы статей, на которые ссылается этот научпоп.

2) Быть готовым увидеть, как материал будет реализован в истории.

Если бы существовали альтернативы научным принципам, которые вы знаете, как выглядел бы такой мир.

3) Вы должны владеть искусством релевантности.

Упоминайте только факты важные для истории.

4) Вы должны быть в состоянии объяснить вещи своими словами, причем на более высоком уровне, нежели от вас просят учителя в эссе.

В идеале вообще научные термины не использовать.

5) Быть способным представить, на что похоже не знать материал без того, чтобы быть глупым.

Писать для читателя или персонажа, которому вы хотите объяснить, стараясь проявить эмпатию, близко к прохождению Идеологического Теста Тьюринга, п.5.

6) Быть способны объяснить технические идеи другим людям.

Напишите в блоге или найдите человека и объясните ему тот же материал без контекста, чтобы он понял материал.

Отмечайте научные факты, которые влияют на вашу жизнь для написания истории. Отмечайте «умные» словечки в истории и перепроверяйте, важны ли они для вашей истории.

14. Умные персонажи третьего уровня

Третий уровень интеллекта — когда вы так описали интеллект и мышление своего героя, что читатель может обучиться такому способу мышления.

Шерлок Холмс не оперирует каким-либо воспроизводимым методом. Он работает, волшебным образом находя нужные улики и волшебным образом соединяя верные сложные цепочки дедукции.

Техники рациональности — пути хорошего мышления, которые можно передать. Вы можете понять правила, назвать их, перечислить детали и объяснить другим.

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» не превратит вас в Нобелевских лауреатов по физике, но что-то из книги вы почерпнете.

Но!

Если вы не стали умнее от чтения про точку зрения персонажа хоть на чуточку, то, скорее всего, автор не показал настоящий интеллект.

Если читатель на основе мышления героя в книге может предположить, чтобы сделал в ГГ в подобной ситуации, и получить хороший, применимый к жизни ответ то, скорее всего, вы создали героя с интеллектом третьего уровня.

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Как написать героя умнее себя (памятка)

Как написать героя умнее себя (памятка)

Автор: Анна Эфес
/

Добавлено: 08.04.17, 20:00:04

Владислав Силин 

Иванов-Петров рассуждения комментарии

Элиезер Юдковский 

PS я вапщето не очень умный человек. но мне надо описать героиню которая на порядок умнее меня. в связи с этим пришлось закопаться в разные наработки поредшественников. выкладываю больше для себя но вдруг кому-то пригодится.

Если ктото еще ссылочек подкинет или опытом поделится, буду благодарна

Мне попадалось мнение, что писатель, мол, не может написать персонажа, который был бы умнее его самого. Я, однако, с этой мыслью не согласна, поскольку добрая половина моих персонажей умнее меня — и я не испытываю особого труда при их написании. Я же часто встречаю в реальной жизни людей, умнее меня. Могу наблюдать за ними, запоминать, как они себя ведут, что говорят, каким образом смотрят на жизнь.
В тексте, написанном от третьего лица, написать персонажа умнее себя не так уж сложно. Главное — внимательно вглядываться в каждую развилку, на которой персонаж совершает выбор, чтобы не «слить» его в плане мотивации и психологии. В отдельных сценках не будет большой беды, если персонаж говорит или поступает глупо — ум зачастую проявляется лишь в важных ситуациях, а в повседневности люди расслабляются и позволяют себе более простые паттерны поведения.
Совсем другая история — текст от первого лица. Вот там написать персонажа умнее себя чрезвычайно сложно, потому что первое лицо предполагает поток размышлений и суждений, и автору будет очень трудно смоделировать внутреннюю речь, которая соответствует более высоким уровням мышления, чем есть у самого автора.

От первого лица я обычно пишу фанфики, поскольку мне нравится залезать в душу персонажа канона и раскрывать её перед читателями так, как её увидела я. Иногда мне бывает просто вжиться в образ и моделировать текст, соответствующий уровню персонажа, иногда не очень. Самая тяжёлая для меня задача — «вливаться» в поток мужского мышления. Мне сложно перестраиваться, я всегда боюсь напортачить и привнести в мужского персонажа женскую чувствительность, присущие женщинам причудливые логические связи между явлениями и прочие стереотипно «женские» черты.
Одним из самых сложных персонажей в моей фикрайтерской практике был Алексей Александрович Каренин. Мало того, что умнее меня, так ещё и мужчина, да ещё и мужчина другой эпохи, и в эмоционально-психологическом плане бесконечно далёкий от меня самой. И это я молчу про попытки лёгкой стилизации под слог Толстого. Вживаться в Каренина и писать от его лица было весьма головоломно, и я много времени провела над текстом (и над статьями по гендерной лингвистике, и в психике своих друзей-мужчин, и в мужских текстах — особенно, конечно, в толстовском).

Но чего я точно никак не ожидала в своей жизни — так это того, что самой технически сложной окажется попытка вжиться в моего собственного женского персонажа!
Именно этой забавной историей я и хочу поделиться.

Сперва я написала от третьего лица любовный роман — «Любовь не с первого взгляда» — где оба центральных персонажа оказались существенно умнее меня (королева и глава внешней разведки). До обоих мне кашлять и кашлять в моём внутреннем развитии, но благодаря опоре на исторические источники описать эту пару от третьего лица не представляло особого труда. Хотя даже в бытовых сценках они вели себя на уровень умнее моего. Но уж один-то уровень я как-то могу смоделировать и сама.
Кошмар случился, когда мне стукнула в голову гениальная идея написать самофанфик, в котором я покажу события романа от лица главной героини (вы помните, которая королева). Её взгляд на эти события показался мне любопытным, но в сам роман я вставляла лишь небольшие кусочки, чтобы не занудствовать без меры (и так излишнюю детализацию и подробность психологических описаний мне порой ставят в упрёк).
Когда я взялась за это дело, я думала, что там работы на две недели. Подумаешь! У меня же уже есть текст романа, из которого, к тому же, я при пересказе вырежу половину сцен, так как меня интересует чисто любовная линия. Писать нужно от лица женщины, да ещё от лица женщины, которая моложе меня. Ко всему, я сама эту женщину придумала, и мне не нужно тратить время на перечитывание канона и копания в письмах/дневниках/статьях автора, чтобы уточнить какой-то нюанс. Вся информация о героине есть внутри моей головы, а какой нет — имею полное право придумать. Это ж я автор!
Согласитесь, звучит как плёвое дело.
Но на практике я столкнулась с тем, что текст пишется не просто медленно — ужасающе медленно. Максимальная скорость, которой мне удавалось достигнуть — три-четыре абзаца в день.
Я недоумевала. Пыталась писать быстрее. Не могла. Снова недоумевала.
С трудом закончив первую треть работы, отложила её в долгий ящик в надежде, что после «осенит».

Спустя почти два года дождалась — осенило. Я обнаружила, в чём подвох.
Героиня, как я уже отмечала, гораздо умнее меня. У неё принципиально иной уровень мышления — её с детства готовили как будущую самодержавную королеву. Я просто не способна мыслить привычными ей категориями — принципиально разные масштабы восприятия.
Со стороны описывать её было несложно — что я, мало книг прочитала про Екатерину, Викторию или Марию-Терезию и иных выдающихся правительниц?
Мне казалось, что в тексте от её лица я не испытаю особых трудностей, поскольку рассматриваю исключительно контекст любовных отношений — а любят-то все одинаково!
Облом-с.
Человек такого уровня, как моя героиня, и на межличностные отношения смотрит с другой колокольни. Поэтому я столкнулась с таким противоречием.
Если я полностью вживаюсь в неё, проникаюсь её эмоциями и начинаю рождать текст в соответствии с этими эмоциями — я невольно пишу его на своём уровне. Который ниже, чем её. Получается, конечно, мило, но — туфта.
Если же я полностью продумываю, как должно всё дело выстраиваться на её привычном уровне — то текст выходит сухо аналитическим, сконструированным нарочно, «неживым».
Вот и движется дело вперёд черепашьим шагом.
Но, кажется, я, наконец, «нащупала» нужный алгоритм действий: перечитать сцену от третьего лица, аналитически разобрать внутри своей головы, как она выглядит с уровня героини, а уж потом «вживаться» и писать от первого лица с учётом уже проработанных аналитических выкладок.

Знаете, что самое забавное в такой ситуации?
Сама умнеешь, пока пишешь :D

Реверс-инжиниринг интеллекта персонажей: как спроектировать НЕтупого Волдеморта

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 12K

Сказать, что всем надоели клише в играх — уже клише. Я искала, что полезно почитать про нарратив. Нашла «Краткое руководство по умным персонажам» от Элиезера Юдковского, автора «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления».

Оригинал статьи на 18,5к слов. После первого часа мозг закипел и молил пощадить его. Видимо, мозг не в курсе, что мы — умный персонаж. Решила сделать конспект, как шпору в универе, чтобы в памяти осталось. Старалась как могла, ужалась до 1,3к слов, это уже ~5 минут чтения, а не 2-3 часа.

Но сначала версия на 3 секунды:

  • Умный персонаж не поступит глупее, чем вы.

А вот на 30 секунд чтения:

  • Чтобы не писать глупостей, пробуйте писать от первого лица.
  • Очки, худоба, неуверенность с девушками и много умных слов — самый отстойный способ показать интеллект.
  • Чтобы уважать персонажа, особенно злодея, мысленно привяжите его к знакомому, чей интеллект уважаете.
  • Причина ошибок умных персонажей — хорошая и продуманная идея не сработала на все 100% как планировал персонаж (и ожидал читатель).
  • Чтобы поставить героя с интеллектом перед «настоящим» моральным конфликтом, выберите два близких вам конфликтующих идеала. Сомневайтесь, который из двух идеальнее. Еще сомневайтесь. Готово.
  • Запишите все доводы в пользу Злодея так, чтобы последователи Злодея не догадались бы, что это писал не Злодей.
  • Если ваш персонаж превосходит целый мир, опишите причины.
  • Не используйте научные термины, объясняйте суть.

Я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack . Подписывайтесь, я делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.

Ниже мой вариант краткого содержания на ~5 минут чтения (но без примеров из «Наруто» и канонического «Гарри Поттера», как в оригинале).

1. Умные персонажи первого уровня

Я бы так не сделал.
Вы бы так не сделали.

Персонаж с интеллектом первого уровня, это персонаж, который делает лучшее в данной ситуации (для данного персонажа), который оптимизирует свою собственную жизнь, а не тот, кто ведет себя согласно сценарию.

2. Интеллект через эмпатию и уважение

Нагло украдите образ того, чей интеллект вы по-настоящему уважаете. Красть можно из реальной жизни или из литературы. Или сделайте проверку на интеллект, представив себя в шкуре персонажа (п.1).

Трюк — можно попробовать писать от первого лица. Так сложнее писать очевидные глупости.

3. Обдуманные действия и умные ошибки

Вы хотите эпической борьбы злодея и героя. Но злодей хочет, чтобы герои умерли в первой главе, и посылает дополнительных солдат, чтобы быть уверенным, что это произойдет.

Придумайте идею, при которой никто из персонажей не выглядит идиотом. Так как вы автор, у вас есть бонус: если вы нашли ляп в 63 главе, гоните обратно во времени, и уберите эту лазейку еще в 17 главе.

В идеале, если ваш анта/протагонист допускает ошибку, то ошибка правдоподобна настолько, что большинство читателей принимают ее за здравую идею. По крайней мере, при первом прочтении. Убедите читателя, что герой правда об этом хорошенько подумал.

4. Подлинные моральные конфликты

Вы читали множество историей, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть.

Настоящий конфликт вы напишете тогда, когда найдете два конфликтующих идеала, настолько близкими вам, что вы будете не уверены, на какую сторону в итоге хотите встать.

Попробуйте честно разыграть конфликт Добра и Добра.

5. Реалистичные злодеи и точки зрения

Идеологический Тест Тьюринга: попытайтесь записать все доводы в пользу ваших оппонентов так, чтобы если ваши оппоненты читали бы эти доводы, они не догадались бы, что это писал НЕ один из них.

Каждый активный персонаж в вашей истории должен жить с картиной мира, где он — центр, а не ваш ГГ.

То, во что мы правда верим, не ощущается нами как вера или убеждение, оно ощущается так, словно мир таков на самом деле.

6. Оригинальность

Не делайте того, что уже делалось раньше.

Как? Отвергайте первую идею, которая всплывает в вашей голове. 99%, что это использовали уже много раз. Да, придумать рандомную дичь не сложно, можно вообще кубики подбрасывать. Вопрос, насколько ваш рандом вписывается в сюжет.

7. Самосознание и понимание жанра

Если бы ситуация вокруг напоминала бы вам хоррор, то вы бы не стали отделяться от группы, бродить по дому с выключенным светом или идти в сторону странных рычащих звуков в кустах. Вы видели страшные фильмы и знаете, что обычно происходит следом.

Если жанр слишком очевиден, и герой его не опознает — герой не кажется умным. Если герой опознает его с полувздоха — герой слишком крут или ломается четвертая стена.

В идеале, вы помещаете персонажей в ситуации, непохожие на шаблоны, которые вы читали, чтобы умные персонажи не могли разрешить эти ситуации немедленно или успешно предсказать их развитие просто потому, что они читали те же книги, что и вы.

8. Персонажи с интеллектом второго уровня

Голливуд, когда хочет изобразить хорошего шахматиста, ставит рядом с шахматистом кого-то, кто восхищенно открывает рот после его хода. Отчасти из-за того, что гений не может просто сделать гениальный ход — обычный зритель, не-шахматист не поймет гениальности.
Для проектирования у персонажа интеллекта второго уровня, читатель должен владеть всеми кусочками пазла.

Плохой пример: вы упоминаете где-то в начале первой главы, что в кустах стоит рояль, а в 101 главы вы оказываетесь аккурат в этих кустах, когда уже никто не помнит про это. Так не работает. Вы должны активировать все кусочки пазла в сознании читателя, т. е. упомянуть и сослаться на эти кусочки несколько раз в ходе истории.

Так, чтобы читатель говорил «Ну конечно!» в момент драматичной развязки, а не «Стоп, подождите, когда это было..?»

9. Закон Винжа

Закон Винжа гласит: если вы точно знаете, что сделал бы умный агент, вы должны быть по меньшей мере так же умны.

Это не значит, что нельзя написать персонажа умнее, чем ты сам. «Быть умным» — это навык, его можно развить. А еще можно хитрить.

Первый трюк — реверс-инжиниринг проблемы вокруг ваших идей возможных решений.

Стройте проблему от решений, которые у вас есть (это только литературный пример, да простят меня стартапы).

Второй трюк — давать персонажу только те проблемы, с которыми он может справиться.

Третий трюк — вы как автор решаете, что звучащая умно идея работает, когда в реальной жизни узнать работоспособность идеи можно только путем ее тестирования.

В жизни провалы и успехи умных идей в лучшем случае соотносятся как 10 к 1. Но протестировать в жизни мы их не можем. А читать про 9 неудачных попыток будет скучно.
Ошибки планирования и человеческого оптимизма обычно хватает, чтобы замыслы казались успешнее, чем в реальной жизни.

Это допущение не означает, что надо наделять умного героя посредственной или «нормальной» идеей. Она должна казаться лучшей из доступного.

10. Неиспользуемость уязвимостей

К вашему ГГ пришла хорошая идея. А к злодею почему не пришла?

Если множество людей хотят чего-то, существующего в ограниченном количестве, то удивительно существование легкого пути, которым может воспользоваться любой, для получения данного ресурса.

Если это сложная новая концепция, то ваш вымышленный мир действительно мог еще не осознать ее.

Древние греки не вывели идею естественного отбора, хотя имели всю нужную информацию; и во многих темных углах мира, как, например, в Америке, идея все еще полностью не принята.

Если ваш персонаж превосходит цивилизацию, то должны быть причины для этого.

11. Объясняя другие вселенные

Для собственного фэнтези или фантастики, выберите набор заранее заданных условий, законов мира, и объясняйте мир, исходя из них.

Для фанфикшена, наблюдайте за выбранным миром, пока не начнете давать собственные ответы на его загадки.

12. Разрешимые загадки

Если вы хотите спрятать важный факт, то не делайте ничего, чтобы скрыть его.
Помните про Иллюзию Прозрачности: если вы знаете про подсказки, вам легко их замечать. Если не знаете, их заметить гораздо сложнее.

Чтобы читатель знал о загадке до того, как ее разгадают (многие не заметят вашу загадку), пусть герои о ней упомянут.

Нет, читатели не глупцы, просто читать у многих получается быстрее, чем писать.
Если у вас не 10 000 фанатов, которые будут сидеть и разгадывать ваши загадки, а вы хотите, чтобы читатели их разгадали, не прячьте подсказки слишком усердно.

13. Реальное обучение

Шесть навыков, необходимых для описания реальной науки в художественном произведении:

1) Знать материал на уровень выше того, чем появляется в истории.

Если персонаж ссылается на научпоп, почитайте оригиналы статей, на которые ссылается этот научпоп.

2) Быть готовым увидеть, как материал будет реализован в истории.

Если бы существовали альтернативы научным принципам, которые вы знаете, как выглядел бы такой мир.

3) Вы должны владеть искусством релевантности.

Упоминайте только важные для истории факты.

4) Вы должны быть в состоянии объяснить вещи своими словами, причем на более высоком уровне, нежели от вас просят учителя в эссе.

В идеале вообще научные термины не использовать.

5) Быть способным представить, на что похоже не знать материал, без того чтобы быть глупым.

Писать для читателя или персонажа, которому вы хотите объяснить, стараясь проявить эмпатию, близко к прохождению Идеологического Теста Тьюринга, п.5.

6) Быть способны объяснить технические идеи другим людям.

Напишите в блоге или найдите человека и объясните ему тот же материал без контекста, чтобы он понял материал).

Отмечайте научные факты, которые влияют на вашу жизнь для написания истории. Отмечайте «умные» словечки в истории и перепроверяйте, важны ли они для вашей истории.

14. Умные персонажи третьего уровня

Третий уровень интеллекта — когда вы так описали интеллект и мышление своего героя, что читатель может обучиться такому способу мышления.

Шерлок Холмс не оперирует каким-либо воспроизводимым методом. Он работает, волшебным образом находя нужные улики и волшебным образом соединяя верные сложные цепочки дедукции.

Техники рациональности — пути хорошего мышления, которые можно передать. Вы можете понять правила, назвать их, перечислить детали и объяснить другим.
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» не превратит вас в Нобелевских лауреатов по физике, но что-то из книги вы почерпнете.

Но!

Если вы не стали умнее от чтения про точку зрения персонажа хоть на чуточку, то, скорее всего, автор не показал настоящий интеллект.

Если читатель на основе мышления героя в книге может предположить, что бы сделал ГГ в подобной ситуации, и получить хороший, применимый к жизни ответ, то скорее всего, вы создали героя с интеллектом третьего уровня.


Если было интересно, подписывайтесь на мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).

Сказать, что всем надоели клише в играх — уже клише. Я искала, что полезно почитать про нарратив. Нашла «Краткое руководство по умным персонажам» от Элиезера Юдковского, автора «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления».

Оригинал статьи на 18,5к слов. После первого часа мозг закипел и молил пощадить его. Видимо, мозг не в курсе, что мы — умный персонаж. Решила сделать конспект, как шпору в универе, чтобы в памяти осталось. Старалась как могла, ужалась до 1,3к слов, это уже ~5 минут чтения, а не 2-3 часа.

Но сначала версия на 3 секунды:

  • Умный персонаж не поступит глупее, чем вы.

А вот на 30 секунд чтения:

  • Чтобы не писать глупостей, пробуйте писать от первого лица.
  • Очки, худоба, неуверенность с девушками и много умных слов — самый отстойный способ показать интеллект.
  • Чтобы уважать персонажа, особенно злодея, мысленно привяжите его к знакомому, чей интеллект уважаете.
  • Причина ошибок умных персонажей — хорошая и продуманная идея не сработала на все 100% как планировал персонаж (и ожидал читатель).
  • Чтобы поставить героя с интеллектом перед «настоящим» моральным конфликтом, выберите два близких вам конфликтующих идеала. Сомневайтесь, который из двух идеальнее. Еще сомневайтесь. Готово.
  • Запишите все доводы в пользу Злодея так, чтобы последователи Злодея не догадались бы, что это писал не Злодей.
  • Если ваш персонаж превосходит целый мир, опишите причины.
  • Не используйте научные термины, объясняйте суть.

Я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack . Подписывайтесь, я делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.

Ниже мой вариант краткого содержания на ~5 минут чтения (но без примеров из «Наруто» и канонического «Гарри Поттера», как в оригинале).

1. Умные персонажи первого уровня

Я бы так не сделал.
Вы бы так не сделали.

Персонаж с интеллектом первого уровня, это персонаж, который делает лучшее в данной ситуации (для данного персонажа), который оптимизирует свою собственную жизнь, а не тот, кто ведет себя согласно сценарию.

2. Интеллект через эмпатию и уважение

Нагло украдите образ того, чей интеллект вы по-настоящему уважаете. Красть можно из реальной жизни или из литературы. Или сделайте проверку на интеллект, представив себя в шкуре персонажа (п.1).

Трюк — можно попробовать писать от первого лица. Так сложнее писать очевидные глупости.

3. Обдуманные действия и умные ошибки

Вы хотите эпической борьбы злодея и героя. Но злодей хочет, чтобы герои умерли в первой главе, и посылает дополнительных солдат, чтобы быть уверенным, что это произойдет.

Придумай идею, при которой никто из персонажей не выглядит идиотом. Так как вы автор, у вас есть бонус: если вы нашли ляп в 63 главе, гоните обратно во времени, и уберите эту лазейку еще в 17 главе.

В идеале, если ваш анта/протагонист допускает ошибку, то ошибка правдоподобна настолько, что большинство читателей принимают ее за здравую идею. По крайней мере, при первом прочтении. Убедите читателя, что герой правда об этом хорошенько подумал.

4. Подлинные моральные конфликты

Вы читали множество историей, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть.

Настоящий конфликт вы напишите тогда, когда найдете два конфликтующих идеала, настолько близкими вам, что вы будете не уверены, на какую сторону в итоге хотите встать.

Попробуйте честно разыграть конфликт Добра и Добра.

5. Реалистичные злодеи и точки зрения

Идеологический Тест Тьюринга: попытайтесь записать все доводы в пользу ваших оппонентов так, чтобы если ваши оппоненты читали бы эти доводы, они не догадались бы, что это писал НЕ один из них.

Каждый активный персонаж в вашей истории должен жить с картиной мира, где он — центр, а не ваш ГГ.

То, во что мы правда верим, не ощущается нами как вера или убеждение, оно ощущается так, словно мир таков на самом деле.

6. Оригинальность

Не делайте того, что уже делалось раньше.

Как? Отвергайте первую идею, которая всплывает в вашей голове. 99%, что это использовали уже много раз. Да, придумать рандомную дичь не сложно, можно вообще кубики подбрасывать. Вопрос, насколько ваш рандом вписывается в сюжет.

7. Самосознание и понимание жанра

Если бы ситуация вокруг напоминала бы вам хоррор, то вы бы не стали отделяться от группы, бродить по дому с выключенным светом или идти в сторону странных рычащих звуков в кустах. Вы видели страшные фильмы и знаете, что обычно происходит следом.

Если жанр слишком очевиден, и герой его не опознает — герой не кажется умным. Если герой опознает его с полувздоха — герой слишком крут или ломается четвертая стена.

В идеале, вы помещаете персонажей в ситуации, непохожие на шаблоны, которые вы читали, чтобы умные персонажи не могли разрешить эти ситуации немедленно или успешно предсказать их развитие просто потому, что они читали те же книги, что и вы.

8. Персонажи с интеллектом второго уровня

Голливуд, когда хочет изобразить хорошего шахматиста, ставит рядом с шахматистом кого-то, кто восхищенно открывает рот после его хода. Отчасти из-за того, что гений не может просто сделать гениальный ход — обычный зритель, не-шахматист не поймет гениальности.
Для проектирования у персонажа интеллекта второго уровня, читатель должен владеть всеми кусочками пазла.

Плохой пример: вы упоминаете где-то в начале первой главы, что в кустах стоит рояль, а в 101 главы вы оказываетесь аккурат в этих кустах, когда уже никто не помнит про это. Так не работает. Вы должны активировать все кусочки пазла в сознании читателя, т. е. упомянуть и сослаться на эти кусочки несколько раз в ходе истории.

Так, чтобы читатель говорил «Ну конечно!» в момент драматичной развязки, а не «Стоп, подождите, когда это было..?»

9. Закон Винжа

Закон Винжа гласит: если вы точно знаете, что сделал бы умный агент, вы должны быть по меньшей мере так же умны.

Это не значит, что нельзя написать персонажа умнее, чем ты сам. «Быть умным» — это навык, его можно развить. А еще можно хитрить.

Первый трюк — реверс-инжиниринг проблемы вокруг ваших идей возможных решений.

Стройте проблему от решений, которые у вас есть (это только литературный пример, да простят меня стртапы).

Второй трюк — давать персонажу только те проблемы, с которыми он может справиться.

Третий трюк — вы как автор решаете, что звучащая умно идея работает, когда в реальной жизни узнать работоспособность идеи можно только путем ее тестирования.

В жизни провалы и успехи умных идей в лучшем случае соотносятся как 10 к 1. Но протестировать в жизни мы их не можем. А читать про 9 неудачных попыток будет скучно.
Ошибки планирования и человеческого оптимизма обычно хватает, чтобы замыслы казались успешнее, чем в реальной жизни.

Это допущение не означает, что надо наделять умного героя посредственной или «нормальной» идеей. Она должна казаться лучшей из доступного.

10. Неиспользуемость уязвимостей

К вашему ГГ пришла хорошая идея. А к злодею почему не пришла?

Если множество людей хотят чего-то, существующего в ограниченном количестве, то удивительно существование легкого пути, которым может воспользоваться любой, для получения данного ресурса.

Если это сложная новая концепция, то ваш вымышленный мир действительно мог еще не осознать ее.

Древние греки не вывели идею естественного отбора, хотя имели всю нужную информацию; и во многих темных углах мира, как, например, в Америке, идея все еще полностью не принята.

Если ваш персонаж превосходит цивилизацию, то должны быть причины для этого.

11. Объясняя другие вселенные

Для собственного фэнтези или фантастики, вы выберите набор заранее заданных условий, законов мира, и объясняйте мир, исходя из них.

Для фанфикшена, наблюдайте за выбранным миром, пока не начнете давать собственные ответы на его загадки.

12. Разрешимые загадки

Если вы хотите спрятать важный факт, то не делайте ничего, чтобы скрыть его.
Помните про Иллюзию Прозрачности: если вы знаете про подсказки, вам легко их замечать, если не знаете, их заметить гораздо сложнее.

Чтобы читатель знал о загадке до того, как ее разгадают (многие не заметят вашу загадку), пусть герои о ней упомянут.

Нет, читатели не глупцы, просто читать у многих получается быстрее, чем писать.
Если у вас не 10 000 фанатов, которые будут сидеть и разгадывать ваши загадки, а вы хотите, чтобы читатели их разгадали, не прячьте подсказки слишком усердно.

13. Реальное обучение

Шесть навыков, необходимых для описания реальной науки в художественном произведении:

1) Знать материал на уровень выше того, чем появляется в истории.

Если персонаж ссылается на научпоп, почитайте оригиналы статей, на которые ссылается этот научпоп.

2) Быть готовым увидеть, как материал будет реализован в истории.

Если бы существовали альтернативы научным принципам, которые вы знаете, как выглядел бы такой мир.

3) Вы должны владеть искусством релевантности.

Упоминайте только факты важные для истории.

4) Вы должны быть в состоянии объяснить вещи своими словами, причем на более высоком уровне, нежели от вас просят учителя в эссе.

В идеале вообще научные термины не использовать.

5) Быть способным представить, на что похоже не знать материал, без того чтобы быть глупым.

Писать для читателя или персонажа, которому вы хотите объяснить, стараясь проявить эмпатию, близко к прохождению Идеологического Теста Тьюринга, п.5.

6) Быть способны объяснить технические идеи другим людям.

Напишите в блоге или найдите человека и объясните ему тот же материал без контекста, чтобы он понял материал).

Отмечайте научные факты, которые влияют на вашу жизнь для написания истории. Отмечайте «умные» словечки в истории и перепроверяйте, важны ли они для вашей истории.

14. Умные персонажи третьего уровня

Третий уровень интеллекта — когда вы так описали интеллект и мышление своего героя, что читатель может обучиться такому способу мышления.

Шерлок Холмс не оперирует каким-либо воспроизводимым методом. Он работает, волшебным образом находя нужные улики и волшебным образом соединяя верные сложные цепочки дедукции.

Техники рациональности — пути хорошего мышления, которые можно передать. Вы можете понять правила, назвать их, перечислить детали и объяснить другим.
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» не превратит вас в Нобелевских лауреатов по физике, но что-то из книги вы почерпнете.

Но!

Если вы не стали умнее от чтения про точку зрения персонажа, хоть на чуточку, то, скорее всего, автор не показал настоящий интеллект.

Если читатель на основе мышления героя в книге может предположить, что бы сделал ГГ в подобной ситуации, и получить хороший, применимый к жизни ответ, то скорее всего, вы создали героя с интеллектом третьего уровня.


Если было интересно, подписывайтесь на мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).

blank

 

Источник

Мне попадалось мнение, что писатель, мол, не может написать персонажа, который был бы умнее его самого. Я, однако, с этой мыслью не согласна, поскольку добрая половина моих персонажей умнее меня — и я не испытываю особого труда при их написании. Я же часто встречаю в реальной жизни людей, умнее меня. Могу наблюдать за ними, запоминать, как они себя ведут, что говорят, каким образом смотрят на жизнь.
В тексте, написанном от третьего лица, написать персонажа умнее себя не так уж сложно. Главное — внимательно вглядываться в каждую развилку, на которой персонаж совершает выбор, чтобы не «слить» его в плане мотивации и психологии. В отдельных сценках не будет большой беды, если персонаж говорит или поступает глупо — ум зачастую проявляется лишь в важных ситуациях, а в повседневности люди расслабляются и позволяют себе более простые паттерны поведения.
Совсем другая история — текст от первого лица. Вот там написать персонажа умнее себя чрезвычайно сложно, потому что первое лицо предполагает поток размышлений и суждений, и автору будет очень трудно смоделировать внутреннюю речь, которая соответствует более высоким уровням мышления, чем есть у самого автора.

От первого лица я обычно пишу фанфики, поскольку мне нравится залезать в душу персонажа канона и раскрывать её перед читателями так, как её увидела я. Иногда мне бывает просто вжиться в образ и моделировать текст, соответствующий уровню персонажа, иногда не очень. Самая тяжёлая для меня задача — «вливаться» в поток мужского мышления. Мне сложно перестраиваться, я всегда боюсь напортачить и привнести в мужского персонажа женскую чувствительность, присущие женщинам причудливые логические связи между явлениями и прочие стереотипно «женские» черты.
Одним из самых сложных персонажей в моей фикрайтерской практике был Алексей Александрович Каренин. Мало того, что умнее меня, так ещё и мужчина, да ещё и мужчина другой эпохи, и в эмоционально-психологическом плане бесконечно далёкий от меня самой. И это я молчу про попытки лёгкой стилизации под слог Толстого. Вживаться в Каренина и писать от его лица было весьма головоломно, и я много времени провела над текстом (и над статьями по гендерной лингвистике, и в психике своих друзей-мужчин, и в мужских текстах — особенно, конечно, в толстовском).

Но чего я точно никак не ожидала в своей жизни — так это того, что самой технически сложной окажется попытка вжиться в моего собственного женского персонажа!
Именно этой забавной историей я и хочу поделиться.

Сперва я написала от третьего лица любовный роман — «Любовь не с первого взгляда» — где оба центральных персонажа оказались существенно умнее меня (королева и глава внешней разведки). До обоих мне кашлять и кашлять в моём внутреннем развитии, но благодаря опоре на исторические источники описать эту пару от третьего лица не представляло особого труда. Хотя даже в бытовых сценках они вели себя на уровень умнее моего. Но уж один-то уровень я как-то могу смоделировать и сама.
Кошмар случился, когда мне стукнула в голову гениальная идея написать самофанфик, в котором я покажу события романа от лица главной героини (вы помните, которая королева). Её взгляд на эти события показался мне любопытным, но в сам роман я вставляла лишь небольшие кусочки, чтобы не занудствовать без меры (и так излишнюю детализацию и подробность психологических описаний мне порой ставят в упрёк).
Когда я взялась за это дело, я думала, что там работы на две недели. Подумаешь! У меня же уже есть текст романа, из которого, к тому же, я при пересказе вырежу половину сцен, так как меня интересует чисто любовная линия. Писать нужно от лица женщины, да ещё от лица женщины, которая моложе меня. Ко всему, я сама эту женщину придумала, и мне не нужно тратить время на перечитывание канона и копания в письмах/дневниках/статьях автора, чтобы уточнить какой-то нюанс. Вся информация о героине есть внутри моей головы, а какой нет — имею полное право придумать. Это ж я автор!
Согласитесь, звучит как плёвое дело.
Но на практике я столкнулась с тем, что текст пишется не просто медленно — ужасающе медленно. Максимальная скорость, которой мне удавалось достигнуть — три-четыре абзаца в день.
Я недоумевала. Пыталась писать быстрее. Не могла. Снова недоумевала.
С трудом закончив первую треть работы, отложила её в долгий ящик в надежде, что после «осенит».

Спустя почти два года дождалась — осенило. Я обнаружила, в чём подвох.
Героиня, как я уже отмечала, гораздо умнее меня. У неё принципиально иной уровень мышления — её с детства готовили как будущую самодержавную королеву. Я просто не способна мыслить привычными ей категориями — принципиально разные масштабы восприятия.
Со стороны описывать её было несложно — что я, мало книг прочитала про Екатерину, Викторию или Марию-Терезию и иных выдающихся правительниц?
Мне казалось, что в тексте от её лица я не испытаю особых трудностей, поскольку рассматриваю исключительно контекст любовных отношений — а любят-то все одинаково!
Облом-с.
Человек такого уровня, как моя героиня, и на межличностные отношения смотрит с другой колокольни. Поэтому я столкнулась с таким противоречием.
Если я полностью вживаюсь в неё, проникаюсь её эмоциями и начинаю рождать текст в соответствии с этими эмоциями — я невольно пишу его на своём уровне. Который ниже, чем её. Получается, конечно, мило, но — туфта.
Если же я полностью продумываю, как должно всё дело выстраиваться на её привычном уровне — то текст выходит сухо аналитическим, сконструированным нарочно, «неживым».
Вот и движется дело вперёд черепашьим шагом.
Но, кажется, я, наконец, «нащупала» нужный алгоритм действий: перечитать сцену от третьего лица, аналитически разобрать внутри своей головы, как она выглядит с уровня героини, а уж потом «вживаться» и писать от первого лица с учётом уже проработанных аналитических выкладок.

Знаете, что самое забавное в такой ситуации?
Сама умнеешь, пока пишешь :D

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать умляут на немецком на клавиатуре
  • Как написать умлаут на клавиатуре на телефоне
  • Как написать умлаут на клавиатуре компьютера
  • Как написать ультиматум
  • Как написать улыбку символами на клавиатуре