Как написать устав чуп

Утвержден

Решением учредителя

№ …. от «___»  «________» 200_г.

УСТАВ ЧАСТНОГО ТОРГОВОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 «______________»

 (Частное предприятие «______________»)

 СТАТУТ

 ПРЫВАТНАГА ГАНДЛЕВАГА УНIТАРНАГА ПРАДПРЫЕМСТВА

 «___________»

(Прыватнае прадпрыемства «_____________»)

Минск – 20___г.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Частное торговое унитарное предприятие «______» в дальнейшем именуемое «Предприятие»), создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь на неопределенный срок.

1.2. Учредителем Предприятия является:

Гр. Республики Беларусь______ФИО___________, паспорт __________, выдан________, л/н____________, проживающий по адресу: ________________.

1.3. Фирменное наименование Предприятия:

на русском языке:

полное: частное торговое унитарное предприятие «_________»;

сокращенное: частное предприятие «_________»;

на белорусском языке:

полное: прыватнае гандлевае унiтарнае прадпрыемства «________»;

сокращенное: прыватнае прадпрыемства «________»;

1.4. Местонахождение предприятия: _______________

1.5. Предприятие приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации.

1.6. Предприятие является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, обладает обособленным имуществом, переданном Учредителем на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, от своего имени приобретает имущество, имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, предусмотренные законодательством для данного вида предприятий; является истцом, ответчиком, стороной в судебных и иных органах; открывает расчетный, валютный и другие счета в банках; имеет печать, штампы, товарные знаки, знаки обслуживания, иные атрибуты, необходимые для осуществления деятельности.

1.7. Предприятие действует на основании законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава.

1.8. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками Предприятия.

Имущество Предприятия является собственностью Учредителя и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.

1.9. Предприятие на момент государственной регистрации не имеет дочерних предприятий, филиалов и представительств.

Предприятие имеет право создавать в установленном порядке с согласия Учредителя дочерние предприятия, открывать филиалы и представительства, участвовать в иных субъектах хозяйствования.

1.10. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам Предприятия за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом.

1.11. Если экономическая несостоятельность (банкротство) Предприятия вызвана Учредителем или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для Предприятия указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества Предприятия возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

1.12. Предприятие в двухмесячный срок вносит в устав соответствующие изменения и дополнения и представляет их для государственной регистрации в случае изменения собственника имущества предприятия.

1.13. В случае изменения местонахождения Предприятия, Предприятие в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

1.14. Предприятие вносит в устав соответствующие изменения и дополнения и представляет их для государственной регистрации в иных случаях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь.

  1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Основными целями деятельности Предприятие является извлечение прибыли и удовлетворение экономических интересов Учредителя и работников.

2.2. Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение разрешения (лицензии), осуществляются Предприятием только после получения необходимого разрешения (лицензии).

2.3. Внешнеэкономическую деятельность Предприятие осуществляет в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

  1. УСТАВНЫЙ ФОНД

3.1. Учредитель формирует уставный фонд Предприятия в размере ______ (_________) белорусских рублей. В качестве вклада в уставный фонд Предприятия Учредитель вносит денежные средства.

В соответствии с пунктом 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 уставный фонд Предприятия должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты его государственной регистрации.

3.2. Уставный фонд Предприятия может быть увеличен (уменьшен) по решению Учредителя.

3.3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Предприятия окажется меньше Уставного фонда, Учредитель должен объявить об уменьшении Уставного фонда. Если стоимость указанных активов становится меньше установленного законодательством Республики Беларусь минимального размера Уставного фонда, Предприятие подлежит ликвидации.

3.4.В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано письменно уведомить об этом решении своих кредиторов.

Кредиторы предприятия вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, по которым предприятие является должником, и возмещения убытков.

Как написать устав ЧУП

1051

Для каждой конкретной организации Устав может быть разработан индивидуально, но при этом должен включать в себя обязательные сведения, установленные действующим законодательством Республики Беларусь. 

Устав ЧУП должен содержать:

-наименование юридического лица;

-место его нахождения;

— цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности;

— размер уставного фонда;

— порядок управления деятельностью предприятия;

— условия и порядок распределения прибыли и убытков;

— порядок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-иные сведения, предусмотренные законодательством.

По ссылке далее мы подготовили краткую инструкцию по регистрации предприятия для собственного бизнеса.

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.

Как правильно написать устав для ООО — пример и требования для 2023
года

  • 15 ноября 2021
  • Просмотров:

Содержание

  1. Для чего нужен Устав
  2. Выбор Устава: типовой или самостоятельно разработанный
  3. Содержание основных разделов Устава
  4. Устав для организации с одним учредителем
  5. Юридические тонкости регистрации ООО с двумя и
    более учредителями
  6. Оформление и внесение изменений в Устав
    в 2023 году

Устав ООО

  • Сформировать устав автоматически
    Укажите свои данные в форме, скачайте уже заполненные документы и инструкцию по подаче
    Сформировать устав
  • Скачать пример устава
    ООО с единственным учредителем
    DOCX, 70,3 KB
  • Скачать пример устава
    ООО с несколькими учредителями
    DOCX, 71 KB

1. Деятельность без Устава

Создание ООО регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
№14-ФЗ,
№129-ФЗ,
Гражданский кодекс РФ.

Чтобы создать компанию в виде ООО достаточно того, чтобы учредители совместно изъявили свою
волю, по результату общего решения заключается договор об учреждении. В процессе своей
деятельности компания должна руководствоваться Уставом, представляющим важнейший документ
для любого хозяйствующего субъекта. В нем отражаются основные вопросы деятельности компании:
начиная от прав и обязанностей учредителей до способа распределения дохода и ликвидации.
Создать юр. лицо нельзя, если Устав отсутствует.

Если для осуществления деятельности ООО необходимо оформить лицензию, ее можно получить
только после регистрации ООО и при условии, что этот вид деятельности прописан в уставных
документах.

2. Выбор Устава: типовой или самостоятельно разработанный

Первое, что следует сделать при создании компании, составить Устав, подготовить договор об
учреждении (если участников несколько) и список кандидатов в органы управления.

Для регистрации ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.2 ст.52) и Федеральным
законом №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст.12) можно
использовать типовые формы Уставов, утвержденные уполномоченным государственным органом.

В 2023 году ООО может выбрать один из 36 типовых уставов, разработанных Министерством экономического развития РФ. Типовые уставы различаются содержанием, в них разнятся комбинации общих норм закона: норм о праве выхода из ООО, отчуждении и переходе долей, о преимущественном праве покупки доли, о заверении решений общего собрания, о количестве руководителей. Текст типового устава может изменить только законодатель. Учредители не вправе вносить в такой устав индивидуализирующие данные об ООО. С текстом типовых уставов можно ознакомиться в свободном доступе в интернете. Выбранный устав не нужно распечатывать, достаточно указать его номер в форме Р11001. Типовой устав не смогут применять организации, использующие печать, ведущие лицензируемый вид деятельности, имеющие иные органы управления, кроме директора и общего собрания учредителей.

Чтобы написать индивидуальный Устав, необходимо иметь сведения:

  1. О точном перечне участников.
  2. О части (доле) каждого учредителя.
  3. О порядке и сроках внесения долей в ООО.
  4. О предполагаемом местонахождении.
  5. О величине уставного капитала.
  6. О совместной деятельности (время и периодичность проведения общих собраний, способы
    выдвижения кандидатов на выборные должности в Обществе и т.п.).

3. Содержание основных разделов Устава

Копия устава ООО подаётся хранится в регистрирующем органе (ФНС).

В данном случае обязательно исполнить все требования о содержании документа, установленные ГК
РФ
(ст.
52,
54,
65.3,
66.3,
89),
ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (ст.5), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» (ст. 4, 12, 32).

Устав должен включать в себя следующие сведения:

  1. Название. В обязательном порядке указывается полное название ООО. Словосочетание
    «Общество с ограниченной ответственностью» и сокращенное обозначение «ООО» указываются
    только на русском языке. При выборе названия запрещено прибегать к названиям
    политических партий и госорганов. Нельзя использовать торговые марки и наименования,
    прошедшие в установленном порядке регистрацию.
  2. Об избрании руководителя ООО (директора или управляющего).
  3. Величина уставного капитала. Он образован из номинальной стоимости долей учредителей,
    выражается лишь в рублях. Уставный капитал не может быть меньше 10 тыс. рублей, верхний
    предел не установлен.
  4. Сведения ооб адресе, где будет зарегистрировано юридическое лицо. Согласно п. 2 ст. 54
    ГК РФ можно (а по нашему мнению даже нужно) указывать адрес вплоть до населенного пункта
    (т.е. без указания юлицы, дома и т.д.). В адльнейшем при смене адреса в перделах
    населённого пункта вы сможете не вносить изменения в Устав.
  5. Данные о единоличном исполнительном орагне или о коллегиальном исполнительном органе
    (совете директоров и т.д.) и вопросы, находящиеся в их ведении.
  6. Сведения об общем собрании учредителей, функции руководящего органа компании. Законом
    установлено, что именно общее собрание может решать основные вопросы общества: внесение
    поправок в Устав, величина капитала, разделение доходов компании за год, избрание
    ревизоров или ревизионной комиссии, изучение вопроса ликвидации или реорганизации.
  7. Информация о ревизоре или ревизионной комиссии общества. Создавать комиссию совсем не
    обязательно, если учредителей не более 15 человек. В данном случае функции комиссии
    могут выполнять аудиторы.
  8. Перечень прав учредителей (изучение официальных бумаг и деятельности, участие в
    распределении доходов и в управлении организацией, способ передачи долей участников,
    выход из ООО и получении доли имущества при ликвидации ООО, передача доли в качестве
    гарантии).
  9. Функции участников (сведения о сохранении в тайне конфиденциальной информации, об
    участии в обязательных собраниях, о действиях только лишь в интересах ООО и другие
    обязанности, которые предусмотрены законодательством).
  10. Выход из ООО участников, передача долей в уставном капитале.
  11. Вопросы относительно составления документов и о разглашении данных для иных лиц.

В Уставе могут быть положения, запреты, на указание которых нет на уровне
законодательства: об особом порядке распределения доходов, о способе внесения в уставной
капитал доли. Можно добавить способ, подтверждающий принятие собранием решения и состав
участников, которые находятся на нем.

Следует подчеркнуть, что в зависимости от числа учредителей определенные разделы Устава
могут составляться по-разному.

Слишком сложно?

Позвольте нашему сервису сделать документы за вас

  1. Сформируйте все документы для регистрации при помощи нашего
    сервиса.
  2. Просто выберите виды деятельности.
  3. Программа сама подставит их в заявление и Устав.
  4. Останется только распечатать.

Эти документы можете подготовить прямо сейчас, за 15 минут и абсолютно
бесплатно.

4. Устав для организации с одним учредителем

Устав общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем имеет ряд
особенностей. Во-первых, токое ЮЛ можно зарегистрировать на домашний адрес генерального
директора. Этот адрес также необходимо указать в Уставе как адрес самого общества.

Имеются и существенные отличия Устава организации, образованной одним учредителем, от
организации с несколькими учредителями. Они связаны с созданием разделов, затрагивающих
вопросы порядка принятия решения и их оформления, распределения доходов, функциями
исполнительного органа. Данные разделы должны быть заполнены с учетом того, что учредитель
всего лишь один.

В Уставе необходимо зафиксировать, что единственный участник принимает решения по
определенным вопросам, оформив их в письменном виде. В большинстве случаев отсутствуют
различия в правах единственного учредителя и учреждения ООО, создаваемого несколькими
лицами.

Единственный учредитель может быть руководителем организации, но может назначить другого
человека на эту должность.

Единственным учредителем ООО может быть другое юридическое лицо.

5. Юридические тонкости регистрации ООО с двумя и более учредителями

При создании ООО двумя и более физическими или юр. лицами в разделах Устава следует обратить
особое внимание на такие вопросы, как:

  • принятие решений на общем собрании и их оформление;
  • порядок распределения доходов между учредителями (с учетом долей, участия в
    деятельности);
  • передача долей наследникам;
  • выплата компенсации наследникам;
  • возможность продажи и выкупа долей;
  • способы выхода из ООО.

ГК РФ позволяет учредителям ООО самостоятельно принимать решения по большей части данных
вопросов.

6. Оформление и внесение изменений в Устав в 2023 году

Составив текст Устава ООО и другие документы, общество необходимо внести в Единый
государственный реестр юридических лиц. В России его ведет налоговая служба.

Вместе с Уставом к пакету документов необходимо приложить квитанцию об уплате госпошлины и
заполнить заявление о государственной регистрации ЮЛ по форме Р11001. Данные документы
предоставляют в одном экземпляре в ИФНС по месту нахождения исполнительного органа ООО.

Устав ООО оформляется следующим образом:

  • на титульном листе должно быть наименование документа (Устав общества с ограниченной
    ответственностью), дата и место его составления;
  • распечатан на листах бумаги формата А4;
  • нумеровать страницы необходимо с цифры 2;
  • страницы Устава в обязательном порядке нумеруются, кроме титульного листа;

Как внести изменения в Устав уже действующего ООО?

  1. Написать протокол общего собрания учредителей ООО.
  2. Подготовить текст изменений.
  3. Уплатить госпошлину
  4. Заполнить заявление в налоговую инспекцию.
  5. Сдать в одном экземпляре для регистрации.

Следует помнить, что изменения можно осуществить, подготовив документ только лишь с
изменениями или дополнениями в необходимые разделы Устава.

Как правило, поправки в Устав связаны с изменением юр. адреса, величины уставного капитала,
участниками ООО и рядом других вопросов.

Все документы для регистрации ООО за 15 минут

Подготовка документов — рутинная задача. Доверьте её нашему
сервису.
Это сэкономит время и защитит от возможных ошибок.

  1. Укажите свои данные в форме, следуя подсказкам.
  2. Программа сформирует верные документы.
  3. Скачайте и распечатайте готовый пакет документов
  4. Это бесплатно и займёт не более 15 минут.

Другие статьи

Как написать правильный устав: шесть пунктов, чтобы уберечь бизнес от проблем

Мы продолжаем разбирать Программу защиты основателя бизнеса, состоящую из 9 шагов, проверенных Центром taxCOACH за 13 лет практики, которые помогут каждому собственнику обеспечить безопасное и не всегда очевидное владение бизнесом, сохраняя достаточный владельческий контроль над ним. 

Новый выпуск — по вторникам и четвергам.

Публикации курса сопровождаются видеоматериалами. Все 30 серий смотрите на  youtube-канале «Ярослав Савин TaхCOACH».

В большинстве случаев, Устав своей компании собственники бизнеса читают один раз. Ну два. И то маловероятно. 

Анастасия Тайшина, эксперт по организационному и налоговому проектированию, профессиональный медиатор:

«Устав, как это принято в России, нужен только, чтобы зарегистрировать юридическое лицо. Так думает большинство собственников. Поэтому устав ваш либо скопирован из Интернета, либо куплен за символическую плату у юридической компании, которая в свою очередь скопировала его из Интернета. Даже законодатель в порыве облегчить жизнь предпринимателям предлагает возможность регистрации ООО по типовому уставу».

Нет типовых бизнесов, а значит не может быть типовых уставов

Устав — это первостепенный документ владельческого контроля, который может и должен стоять на защите интересов собственников бизнеса. Не проявить должного внимания к его положениям значит запустить мину замедленного действия, которая обязательно рванет, вопрос времени. Примеров масса. От рейдерских захватов и проблем с наследованием бизнеса до рисков субсидиарной ответственности в случае принятия решений в разрез с требованиями устава должника. 

Как правило, в уставы компаний попадает лишь общий порядок, скопированный из закона, который, в принципе, не особо в Уставе и нужен. Именно это обстоятельство и создает массу проблем для партнеров.             

Устав уставу рознь

Устав, как минимум, должен индивидуально регулировать следующие вопросы, которые относятся к зоне владельческого контроля.          

1. Структура органов и их компетенция.

Распределить компетенцию между органами управления в Обществе необходимо с учетом реального положения дел (например, фактическое верховенство совета директоров на общем собрании участников) и принятой системы контроля (например, за директором):

  • установить критерии сделок и платежей, требующих предварительного одобрения участниками общества или советом директоров (если он есть). Это обезопасит от излишнего самоуправства директора, способного повлечь возникновение убытков компании, ее банкротства, рейдерского захвата и т. п.; 
  • закрепить за общим собранием принятие решений от имени общества в качестве участника другого юридического лица (ведь в противном случае от имени компании на уровне «дочки» решения принимает директор) и т. п.  

2. Порядок подготовки и проведения общих собраний участников Общества. 

В Законе (здесь и далее — Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») отражен абсолютно нереальный порядок и сроки назначения внеочередного собрания. Например, в течение 5 дней директор должен принять решение о назначении собрания, уведомить участников за 30 дней заказным письмом, уведомлять о внесении изменений в повестку дня за 10 дней и т. п.

При современных темпах жизни эти сроки неисполнимы. Хорошо, когда в компании нет конфликтов среди участников: можно оформить решения любым днем и все поставят подписи. В ситуации же каких-либо конфронтаций все вспомнят, что собрания либо проводились с нарушениями, либо реально не проводились и все подписывалось задним числом. 

Любое нарушение дает возможность жаловаться об этом в Центральный банк РФ, налагающий в таком случае штраф в размере до 700 000 рублей, а также заявлять о незаконности принятого таким собранием решений в суде, если жалобщик фактически на собрании не присутствовал.

3. Дополнительные права и обязанности участников Общества.            

Договор об осуществлении прав участниками (в обиходе и далее в повествовании — «корпоративный договор»), который позволяет закрепить достигнутые партнерами договоренности, вещь, безусловно, нужная и важная. И подробнее поговорим о нем в следующих выпусках. Однако для тонкой регулировки отношений партнеров иногда гораздо более удобно фиксировать в Уставе компании так называемые «дополнительные права и обязанности», что прямо предусмотрено Законом.

Например, желая надежно контролировать так называемого младшего партнера, которого мы вырастили из числа менеджмента, можно уставом обязать продать основателям бизнеса принадлежащую ему долю по заранее определенной цене в случае увольнения по любым основаниям. Или на случай, если мы между собой не сможем договориться, закрепить в уставе право участника, оставшегося при голосовании в меньшинстве, требовать выкупа остальными принадлежащей ему доли в случае принятия общим собранием решения вопреки его мнению. И это открыто зафиксированные договоренности. Оспорить которые будет просто невозможно. 

4. Внесение вкладов в имущество Общества.

Для того, чтобы воспользоваться эффективным инструментом безналоговой передачи имущества — «вклад в имущество ООО» — также понадобится устав. Возможность таких вкладов должна быть закреплена в уставе компании, при этом можно указать, что вклад осуществляется непропорционально принадлежащим участникам долям, в том числе не только деньгами, но и иным имуществом.            

5. Порядок входа и выхода участников из общества.            

Участник ООО может заявить о своем выходе с последующей обязанностью самого общества выплатить ему действительную стоимость доли. С учетом рыночной стоимости его имущества. И в течение трех месяцев. Но возможность эта появляется только если выход разрешен в уставе.

В шаблонных уставах обычно выход разрешен, что в ситуации 2-3 участников смертельно для компании, поскольку выплату 1/3 или половины действительной стоимости доли мало какой бизнес потянет.

Обратите внимание, что теперь свободы в урегулировании отношений при выходе стало значительно больше.         

6. Отчуждение доли. По различным основаниям.             

Если вы всерьез думаете об обеспечении владельческого контроля, то не сможете обойти вопрос как самой возможности отчуждения доли в компании третьему лицу, так и об условиях такого отчуждения. Варианты здесь могут быть следующие: 

  • для обеспечения целостности бизнеса можно установить запрет отчуждения доли третьему лицу. Именно отчуждения! Обычно пытливости предпринимателей и юристов хватает на запрет продажи, но ведь еще есть дарение, мена, взнос в имущество и в уставный капитал юридического лица; 
  • во избежание злонамеренных манипуляций, установить обязанность получить предварительное письменное (возможно даже нотариальное) согласие всех участников на отчуждение доли третьему лицу;  
  • закрепить право участников и/или общества преимущественной покупки доли (части доли) при продаже третьему лицу. При этом и получение согласия, и право преимущественной покупки могут быть предусмотрены уставом одновременно. Закрепляя право преимущественной покупки доли, обязательно нужно отразить реальный механизм направления оферты о ее продаже. По закону оферта считается полученной всеми участниками в день ее получения директором Общества. Однако дальнейший порядок направления оферты директором законом не предусмотрен. Следовательно, вполне возможны злоупотребления, если, например, продающим долю участником как раз и является директор компании.             

И опять же, право преимущественной покупки доли и порядок его реализации детально прописан в Законе только на случай продажи доли кем-то из участников. Ограничений на иные случаи отчуждения доли третьему лицу (дарение, мена, взнос в имущество и т. п.) нет.

Таким образом, в обход правилу «преимущественной покупки» долю можно просто подарить. И защитить здесь свои права оставшимся участникам практически невозможно, поскольку сделка будет совершена в соответствии с законом и уставом компании, который на этот случай правил и исключений не установил. Следовательно, и в этой части устав вашей компании надо доработать.

Особый вопрос — это наследники и правопреемники юридических лиц

По умолчанию, доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. 

А вы уверены в своих наследниках? А в наследниках вашего партнера? Вы точно хотите, чтобы они стали полноправными участниками? 

Вообще выбор есть, можно либо запретить вхождение наследников и правопреемников в состав участников (выплачивая в таком случае им за счет общества действительную стоимость их доли), либо установить получение на это предварительного согласия оставшихся участников, либо вообще не устанавливать никаких ограничений. И подумать об этом нужно заранее. Как и в целом о комплексной фиксации отношений партнеров и механизмов защиты интересов Основателя бизнеса. 

Зарисовка из практики taxCOACH®

В исходной ситуации в бизнесе несколько самостоятельных и территориально удаленных направлений, обособленных в рамках отдельных ООО со своими автономными руководителями — директорами обществ. Но, как часто бывает, в группе есть «общехолдинговый» управленческий центр, принимающий стратегические решения в интересах всех субъектов. Центр может дать указание заключить важный контракт или взять банковский кредит. В таких условиях территориальные руководители все чаще стали обозначать свое справедливое недовольство: они вынуждены брать на себя, по сути, личные обязательства, не принимая в действительности решения об этом. О рисках субсидиарной ответственности мало кто не слышал. 

такскоуч

Итоговым вариантом стала юридическая упаковка объективно существующего порядка управления в холдинге:            

Во-первых, кроме директора нашел свое реальное оформление и «управленческий центр» в рамках отдельной управляющей компании (ООО УК). Тем более учитывая наличие фактов оказания ряда услуг этим профессиональным подразделением третьим лицам. 

А во-вторых, на уровне каждой операционной компании была скорректирована структура органов управления и их компетенция: 

  • те вопросы, которые относились к компетенции Основателей бизнеса, решаются на уровне Общего собрания участников общества. Общее собрание при этом представлено единственным участником — АО, акционерами которого являются Основатели. Таким образом, фактически стратегические вопросы принимаются на общем собрании акционеров АО и далее транслируются в ООО;
  • те вопросы, которые всегда находились в самостоятельном ведении регионального руководителя, решаются им самостоятельно с полным объемом ответственности за них, так как он является исполнительным органом ООО (директор);
  • а все «надхолдинговые указания» операционного свойства (это не стратегия, это координация компаний группы) теперь управляющая компания принимает в отношении каждого операционного центра полностью официально, поскольку стала вторым единоличным исполнительным органом ООО. И сама несет ответственность за них. Для чего была принята новая редакция устава и внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.    

Читайте и смотрите предыдущие части спецпроекта:

  • Часть первая: «Спецпроект. Как построить бизнес без признаков дробления?»
  • Часть вторая: «Как построить бизнес без признаков дробления? Первое правило».
  • Часть третья: «Как построить бизнес без признаков дробления: правильная деловая цель».
  • Часть четвертая: «Как сделать структуру владения бизнесом без номиналов».
  • Часть пятая: «Обвинения в дроблении. Как обеспечить „самодостаточность“ компаний».
  • Часть шестая: «Трансформация бизнеса: грамотно делим, а не дробим».
  • Часть седьмая: «Как выбрать форму ведения бизнеса: 6 рисков, которые важно учесть».       

УСТАВ ЧАСТНОГО ТОРГОВОГО УНИТАРНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

«_____________»

Частное предприятие  «_____________»

ПРЫВАТНАГА ГАНДЛЁВАГА УНІТАРНАГА

ПРАДПРЫЕМСТВА

«______________»

Прыватнае прадпрыемства «_______»

г. Минск

20__г.

СТАТЬЯ 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.3  Фирменное наименование предприятия:

на русском языке:

полное –  Частное торговое унитарное предприятие «_______________»

сокращенное – Частное предприятие  «________________»

на белорусском языке:

полное —    Прыватнае гандлевае унiтарнае прадпрыемства «____________»,

сокращенное – Прыватнае прадпрыемства «_________________».

1.4. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный, валютный и иные счета, печать и штампы со своим наименованием, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

1.5. Местонахождение Предприятия:

_________________________________________

1.6.Предприятие в течении одного месяца вносит в настоящий Устав соответствующие изменения и дополнения и представляет их в установленном порядке для государственной регистрации в случае:

1.7. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

1.8. Собственник не отвечает по обязательствам Предприятия, а Предприятие не отвечает по обязательствам Собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) Предприятия  вызвана Собственником или другими лицами, в том числе руководителем Предприятия, которые имеют право давать обязательные для Предприятия  указания либо иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества Предприятия возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

1.9. Предприятие имеет право с согласия Учредителя соз­давать другие унитарные предприятия путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), откры­вать обособленные подразделения — филиалы и представи­тельства, образовывать совместные предприятия  в  Республике  Беларусь  и  за  ру­бежом,  участ­вовать  в  акционерных  обще­ствах,  обществах  с ограниченной ответст­венностью и иных хозяйственных обществах и товари­ществах, объединениях и организа­циях.

СТАТЬЯ 2. ЦЕЛЬ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Целью деятельности Предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

2.3. После получения, в установленном законодательством порядке, лицензии, Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:

2.4. Предприятие  самостоятельно осуществляет   внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном законодательством.

СТАТЬЯ 3.  УСТАВНЫЙ ФОНД ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Уставный фонд Предприятия сформирован в размере _______________ (_________________) рублей за счет денежного вклада Собственника.

На момент государственной регистрации Предприятия уставный фонд сформирован в  полном объеме.

3.2. Размер уставного фонда может быть изменен — увеличен или уменьшен. Изменение размера уставного фонда производится по решению Собственника.

3.3. В случае принятия Собственником решения об уменьшении уставного фонда, Предприятие обязано уведомить об этом своих кредиторов.

При принятии Собственником решения об уменьшении уставного фонда Предприятия кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является Предприятие, и возмещения убытков.

3.4. Размер уставного фонда может быть увеличен за счет:

СТАТЬЯ 4. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ.  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ

4.1. Имущество Предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе Предприятия.

4.2. Имущество Предприятия находится в частной собственности Учредителя  и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения (на праве владения, пользования и распоряжения) в пределах,  установленных Собственником в настоящем Уставе и законодательством.

4.4. Предприятие не имеет права продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия Собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим Предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством  и Собственником имущества.

4.5. Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности Предприятия является прибыль.

4.6. Прибыль, остающаяся у Предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды (чистая прибыль), поступает в распоряжение Собственника.

4.7. Прибыль Предприятия по решению Собственника может быть  направлена на:

4.7.1. формирование фондов:

4.7.2. на выплату части прибыли Учредителю,

4.7.3. на иные цели по решению Учредителя.

4.8. На покрытие убытков Предприятия используются средства резервного фонда, а при их недостаточности — иные средства Предприятия по решению Учредителя.

СТАТЬЯ 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

5.1.Управление на Предприятии осуществляется  Собственником и  Директором.

5.2. К компетенции Собственника  относится:

5.2.1. утверждение  Устава Предприятия, внесение в него изменений и дополнений;

5.2.2. определение  общих направлений деятельности Предприятия;

5.2.3. определение порядка распределения прибыли;

5.2.4. назначение и досрочный отзыв Ревизора;

5.2.5. назначение  на должность и  досрочное прекращение  полномочий  Директора Предприятия;

5.2.6. дача согласия на создание и прекращение деятельности филиалов и других обособленных подразделений Предприятия, вхождения Предприятия в ассоциации, союзы, фонды и объединения и выхода из них;

5.2.7. принятие решения о ликвидации и реорганизации Предприятия;

5.2.8. дача согласия на заключение сделок и совершение других юридических действий, предусмотренных п.4.4 настоящего Устава;

5.2.9. установление размера и порядка формирования уставного фонда;

5.2.10. осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего Предприятию имущества;

5.2.11. принимает решение о создании и ликвидации дочерних предприятий;

5.2.12. утверждает уставы дочерних предприятий, назначает их руководителей;

5.2.13. определяет  штат работников Предприятия  и условия оплаты  их труда.

5.2.14. вопросы о привлечении к имущественной ответственности Директора Предприятия, главного бухгалтера, руководителей филиалов и представительств Предприятия.

5.3. Полномочия Учредителя, указанные в п.п. 5.2.1, 5.2.4., 5.2.5, 5.2.7, 5.2.8, 5.2.9, 5.2.11.относятся к его исключительной компетенции и не могут быть переданы иным органам Предприятия.

5.4. Исполнительным органом Предприятия является Директор, назначаемый  Собственником из числа лиц, обладающих необходимой квалификацией. Директором может быть сам Собственник.

5.5. Директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности Собственнику.

5.6. В соответствии с законодательством с Директором Предприятия  Собственник заключает  контракт.

5.7. Директор Предприятия в пределах предоставленных ему полномочий:

5.8. Директор Предприятия несет ответственность за результаты работы  Предприятия, соблюдения требований настоящего Устава, выполнение обязательств перед Собственником и трудовым коллективом.

СТАТЬЯ 6. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. Контроль за хозяйственной деятельностью Предприятия, его дочерних предприятий, филиалов, представительств,  обособленных структурных подразделений, а также Директора и других должностных лиц Предприятия осуществляется Ревизором.

6.2. Ревизор назначается Собственником Предприятия, сроком на один год, и ему подотчетен.

6.3. Порядок деятельности Ревизора и расходование для этого средств Предприятия утверждает Собственник.

6.4. Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, включая его дочерние предприятия, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляется по решению Собственника не чаще, чем один раз в год. Результаты ревизии сообщаются Предприятию.

6.5. По решению  Собственника полномочия Ревизора  могут  быть  возложены  на  аудитора, приглашаемого Собственником.

СТАТЬЯ 7. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ

7.1. Предприятие обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед государством, юридическими и физическими лицами.

7.2. Отношения Предприятия с другими субъектами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

7.3. Предприятие свободно в выборе предмета договора, определения обязательств, любых других условий договорных отношений, не противоречащих законодательству.

7.4. Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен, организует свое материально-техническое обеспечение путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

7.5. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, — по ценам, регулируемым государством.

7.6. Предприятие ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке,  установленном в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством предоставляет данные в налоговые органы и несет ответственность за их достоверность.

СТАТЬЯ 8.  РЕОРГАНИЗАЦИЯ  И  ЛИКВИДАЦИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1. Решение о реорганизации  Предприятия принимается  Собственником Предприятия или в  случаях, предусмотренных законодательством  Республики  Беларусь, уполномоченными государственными органами, в том числе судом. Предприятие обязано письменно уведомить об этом решении своих Кредиторов.

Кредитор реорганизуемого Предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Реорганизация Предприятия влечет  переход  прав  и  обязанностей, принадлежащих Предприятию, к его  правопреемникам.

При  слиянии  Предприятия с  другим  юридическим  лицом  все  имущественные  права  и  обязанности  переходят  к  юридическому  лицу, возникшему в результате  слияния в соответствии  с передаточным актом.

При присоединении Предприятия к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного Предприятия в соответствии с передаточным актом.

При разделении Предприятия к  созданным  в  результате  этого  новым  юридическим  ли­цам  переходят  по  разделительному  балансу в  соответствующих  частях  имуществен­ные  права  и  обя­занности  реорганизуемого  Предприятия.

При  выделении  из  Предприятия одного  или  нескольких  новых  юридических  лиц к каж­дому  из  них  переходят  по разделительному  балансу имущественные  права   и  обя­занности   реорганизуемого Предприятия.

При преобразовании Предприятия в юридиче­ское  лицо  иного  вида, к вновь  возникшему  юридическому  лицу  переходят  все  иму­щественные  права  и  обязанности  реорганизуемого  Предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

8.2. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации Предприятия в форме присоединения к нему другого юридического лица Предприятие считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

8.3. Предприятие ликвидируется:

8.4. Собственник имущества или уполномоченный на то учредительными документами орган Предприятия, принявший решение о ликвидации Предприятия, представляет регистрирующему   органу  следующие документы:

8.5. На основании документов, указанных в п.8.4. настоящего Устава, регистрирующий орган  в течение пяти рабочих дней со дня получения этих документов:

представляет в Министерство юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

уведомляет налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие ”Белгосстрах“ (его обособленное подразделение), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов о начале процедуры ликвидации юридического лица.

Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

8.6. Ликвидация Предприятия производится  ликвидационной комиссией (ликвидатором), назначаемой  ор­ганом, принявшим решение  о  ликвидации.

С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к этой комиссии (ликвидатору), которая решает вопросы ликвидации данной организации в пределах полномочий, определенных законодательством.

8.7. Ликвидационная комиссия (ликвидатор), в соответствии с законодательством:

помещает в газете ”Рэспублiка“ сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и срок заявления требований ее кредиторами;

составляет перечень кредиторов с указанием сумм их долга;

письменно уведомляет кредиторов о ликвидации коммерческой организации;

принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;

сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;

рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

обеспечивает соблюдение прав и законных интересов увольняемых работников;

утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии  (ликвидатора) в период ее работы;

составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии (ликвидатора);

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечень предъявляемых кредиторами требований, информацию о результатах их рассмотрения.

8.8. При ликвидации   Предприятия требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.

8.9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество Предприятия, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается Собственнику.

8.10. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации Предприятия:

копию публикации в газете ”Рэспубліка“;

печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

документ, подтверждающий закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банках;

отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами, а в случае, если коммерческая организация ликвидирована по решению регистрирующего органа, – подписанный ликвидационной комиссией (ликвидатором) и утвержденный регистрирующим органом;

подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате.

8.11. Предприятие считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации (прекращения деятельности) в Единый государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подпись Собственника:

__________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать устав тоо
  • Как написать устав проекта
  • Как написать устав компании
  • Как написать устав для нко
  • Как написать успокой