Как написать уважаемые если адресатов несколько

Как правильно оформить текст письма в случае, если его направляют нескольким адресатам? При этом предназначено оно первому адресату, а остальным направляется для сведения. Как правильно в такой ситуации оформлять обращение к тексту и реквизит «Адресат»? Обращаться нужно ко всем адресатам? Если нет, как выделить основного адресата? Можно ли исключить обращение из текста делового письма, которое направляется нескольким адресатам?

Вопрос

Как правильно оформить текст письма в случае, если его направляют нескольким адресатам? При этом предназначено оно первому адресату, а остальным направляется для сведения. Как правильно в такой ситуации оформлять обращение к тексту и реквизит «Адресат»? Обращаться нужно ко всем адресатам? Если нет, как выделить основного адресата? Можно ли исключить обращение из текста делового письма, которое направляется нескольким адресатам?

Ответ

Обратимся к нормативным актам. Требования к оформлению реквизита «Адресат» зафиксированы в п. 5.15 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1] и, вслед за стандартом, учтены в Примерной инструкции по делопроизводству[2] и Приложении 3 «Правила оформления реквизитов документов в государственных органах, органах местного самоуправления» к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству[3].

ГОСТ Р 7.0.97-2016 ограничивает количество адресатов в одноименном реквизите: их должно быть не более четырех. Если адресатов больше, то к такому деловому письму необходимо оформить список рассылки. Примерная инструкция по делопроизводству дополняет эту норму важной информацией: упоминать нескольких адресатов в реквизите «Адресат» можно как раз только в описанной в вопросе ситуации, то есть если письмо направляется в работу в первый адрес, а всем остальным – для сведения (см. п. 2.40 Примерной инструкции по делопроизводству). Обратите внимание, что слово «Копия» перед вторым и последующими адресатами по действующей норме не ставится. Хотя в практике мы встречаем его довольно часто – большинству офисных работников именно «Копия» перед адресатом позволяет понять, что письмо направляется тому для сведения.

Вступительное обращение входит в структуру реквизита «Текст документа», требования к которому также установлены в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Однако стандарт говорит лишь о том, что в деловом письме может быть использовано обращение, а также приводит примеры обращений, но без привязки к конкретной деловой ситуации.

Именно от деловой ситуации и коммуникативной задачи нужно отталкиваться при выборе формы вступительного обращения в деловом письме. Так, если письмо направляют «в работу» только первому адресату, есть все основания полагать, что обращаться следует именно к нему. Кроме того, с учетом, скажем так, непростых требований к реквизиту «Адресат» обращение послужит для получателя дополнительным маркером, выделяющим основного адресата письма.

Представьте, что, наоборот, вам доставили входящее письмо. В реквизите «Адресат» указаны две организации, а в обращении использовано «Уважаемые господа!». Вполне вероятно, что отправитель рассчитывает получить ответ об обоих. Будем честны, при оформлении реквизита «Адресат» требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 строго выполняют не всегда. Иногда, чтобы понять, кому адресовано письмо, нужно оценивать и содержание документа в целом. Но мы при составлении документов все же будем отталкиваться от нормы.

Приведем два возможных варианта оформления письма в контексте вопроса (Примеры 1, 2).

Деловое письмо, направляемое нескольким адресатам

Деловое письмо, направляемое нескольким адресатам

Как видите, в зависимости от ситуации вариантов оформления реквизита «Адресат» может быть много, для более подробного разбора нужны дополнительные сведения о документе.

Также следует учитывать ситуацию делового общения и субъективное (личное) восприятие. Деловое письмо – не конструктор, а живой инструмент, подписант и адресаты – конкретные люди со своими взаимоотношениями и взглядами. Представьте, что первым адресатом письма является наш партнер (например, компания-подрядчик), а проинформировать о переписке мы хотим руководителя руководящей нами организации (см. Пример 1). Письмо оформлено правильно с точки зрения требований нормативных актов, но руководитель (подписант) может задать вопрос: почему, при наличии двух адресатов в реквизите «Адресат», мы обращаемся только к одному, тем самым проявляя неуважение ко второму, значимому для нас должностному лицу? И это еще одна причина, по которой вспоминают о слове «Копия» – кажется, что оно позволяет избежать «некрасивой» ситуации, при которой мы вроде адресуем письмо должностному лицу, но не обращаемся к нему. А иногда, чтобы и оформить правильно, и ситуацию смягчить, ищут альтернативные варианты документирования. Например, направляют письмо одному адресату, а для второго составляют второе письмо, к которому прилагают первое. Возможно, аналогичная ситуация вызвала предположение автора вопроса, что обращение стоит исключить. Нет, не стоит.

Наша позиция такова. Оформлять документы нужно в соответствии с требованиями локальной инструкции по делопроизводству. Желательно (а для некоторых организаций – необходимо), чтобы локальная инструкция соответствовала нормативным актам и инструкции по делопроизводству вышестоящей организации (при наличии).


[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

[2] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).

[3] Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199).

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 11, 2021.

Написать деловое письмо: все ли так сложно? (Фото: e-consulta.com).

Оглавление:

  1. Бланк письма и оформление
  2. Общие правила написания
  3. Составление электронных писем
  4. Подводя итоги

Предпринимателю приходится вести активную переписку как с официальными лицами (например, представителями гос. органов), так и с «полуофициальными» — партнёрами, контрагентами, привлекаемыми во внештатном порядке специалистами и так далее. Навык письменного общения нарабатывается достаточно быстро, однако на первых порах можно наделать много ошибок и произвести не самое приятное впечатление на своих адресатов. В этой статье мы поговорим об особенностях написания как обычных деловых писем (на бумажном носителе), так и электронных посланий.

Бланк письма и оформление

Обязательно используйте фирменный бланк своей компании. Это всегда производит впечатление и увеличивает лояльность «собеседников». Вид бланков, нормы их заполнения и элементы оформления должны быть закреплены в приказе по организации (или инструкции по делопроизводству). Базовые требования к бланкам деловых писем можно найти в ГОСТе 2003 года «Требования к оформлению документов».

В бланк желательно «втиснуть» основную информацию о компании:

  • название (и сокращённое наименование);
  • фактический и почтовый адреса;
  • адрес электронной почты;
  • контактные телефоны;
  • адрес сайта.

Это не перечень обязательных данных, а всего лишь примерный список. При желании что-то можно добавить или исключить.

Общие требования к оформлению письма выглядят следующим образом:

  • минимальный отступ – 10 мм справа и по 20 мм слева, сверху и снизу;
  • если письмо написано на двух или нескольких листах, каждый из них нужно пронумеровать посередине сверху;
  • отдельно нумеруется каждое приложение;
  • в левом верхнем углу указывается исходящий номер письма (не забудьте зафиксировать его в журнале регистрации документов);
  • в правом верхнем углу указываются название организации, должность адресата и его фамилия с инициалами;
  • в левом нижнем углу – ваши должность, фамилия с инициалами и подпись;
  • обязательно нужно проставлять дату написания письма внизу.

Впрочем, ГОСТ 2003 года позволяет использовать бланки не только с угловым, но и с продольным расположением реквизитов (когда они указываются по центру). Угловое расположение выглядит более привычно и удобнее читается, поэтому лучше выбрать этот вариант.

Общие правила написания

Классическая структура текста делового письма включает в себя три элемента:

  • вступительную часть (краткое обозначение причин, по которым пишется письмо, его цель);
  • содержательную часть (описание ситуации, предложение решений, изложение выводов и рекомендаций);
  • резюмирующую часть (краткое подведение итогов с чётким обозначением того, чего вы ожидаете от адресата).

Вы всегда должны понимать, с какой целью пишете письмо. Хотите предложить сотрудничество? Изложить претензии? Пригласить на презентацию или другое мероприятие? Пишите только об этом и не отвлекайтесь на пространные рассуждения и предположения, не относящиеся к делу.

Каждое деловое письмо должно преследовать одну конкретную цель. Если вы затрагиваете в нём несколько вопросов, они должны быть тесно взаимосвязаны. Если в одну и ту же организацию вам необходимо обратиться по нескольким разным тематикам, лучше написать под каждую из них отдельное письмо.

Язык письма

Стиль деловой переписки – «облегчённый» официально-деловой. Можно и нужно стандартизировать фразы, использовать некоторые клише и штампы, но не рекомендуется доводить всё это до сухой канцелярщины. «Живой» язык всегда воспринимается легко и благожелательно. Разумеется, деловая письменная речь должна соответствовать нормам этикета (о чём пойдёт речь ниже), излагать же суть вопроса следует ясно и лаконично.

Несколько практических советов:

  • используйте простые слова: «умные» термины воспринимаются плохо и часто вызывают раздражение у человека, который вынужден их читать и расшифровывать;
  • чаще пользуйтесь глаголами и реже – прилагательными;
  • не растекайтесь мыслью по древу – только конкретика и только в рамках заданной темы, без множества подробностей и несущественных деталей;
  • избегайте длинных высказываний, по возможности не используйте причастных и деепричастных оборотов;
  • пишите конкретно: различные «об этом», «они/он/она» недопустимы;
  • избегайте логических нестыковок и резких переходов от одного смыслового блока к другому;
  • проверяйте всё написанное на слух: речевые ошибки встречаются почти в каждом неотредактированном тексте.

Одно из главных правил написания деловых писем гласит: послание должно быть грамотным и стилистически выверенным.

Особенности обращения к адресату

Как правило, к адресату обращаются единожды, в начале письма. Это можно сделать тремя способами.

  1. Если вы обращаетесь к человеку впервые (или если между вами и адресатом установлены сугубо официальные отношения), следует использовать обращение, указывающее на определённую дистанцию. Пример: «уважаемый господин Иванов!».
  2. Если вы обращаетесь к человеку, с которым у вас давно налажены доверительные деловые отношения, лучше назвать его по имени-отчеству. Пример: «уважаемая Екатерина Леонидовна!».
  3. При коллективном обращении используйте стандартную фразу «уважаемые господа!».

В заключительной части нужно употребить так называемую закрывающую фразу. Здесь вариантов уже больше:

  • «С уважением,» «Искренне ваш»;
  • «С наилучшими пожеланиями»;
  • «С надеждой на продолжение сотрудничества»;
  • «Всегда рады оказать вам услугу»;
  • и т. д.

Словом, выбор последней фразы – дело вкуса.

Этика делового письма

Даже завуалированное пренебрежение в деловом письме не остаётся незамеченным. Разумеется, рассчитывать на положительное или хотя бы ровное к себе отношение вы в таком случае уже не сможете. Вывод очевиден: не поддавайтесь эмоциям и держите себя в рамках даже если адресат вас очень бесит. Всегда обращайте внимание на тон послания.

Особенно внимательно следует составлять письмо, в котором содержится отказ. Крайне неразумно начинать такое послание с категоричного «нет» в той или иной форме – это создаст у человека ощущение, что его просто послали. Попробуйте сперва предоставить убедительные (не надуманные) объяснения. Кратко изложив причины отказа, следует плавно перейти к его констатации. При этом можно использовать такие формулировки:

  • «К сожалению, мы не видим возможности удовлетворить вашу просьбу»;
  • «Ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам…»;
  • «Глубоко сожалеем, но мы вынуждены отклонить ваше предложение».

В идеале ещё перед обоснованием отказа – в самом начале письма – следует вкратце повторить просьбу адресата. Он поймёт, что вы внимательно ознакомились с его просьбой или предложением, и наверняка это оценит. Возможно, в будущем вы ещё поработаете вместе – зачем сразу транслировать негатив и отпугивать человека излишней резкостью?

Никогда не впадайте в другую крайность. Лесть и многочисленные уверения в искреннем расположении – это очевидные признаки неискренности. Неискренность же всегда вызывает отторжение.

Составление электронных писем

Послания на бумажных носителях уже отживают свой срок. Конечно, «бумажная» переписка никогда полностью не исчезнет, но уже через несколько лет написанные на классических бланках письма станут редкостью. Переговоры всё чаще ведутся в электронном формате. Современный предприниматель сейчас отправляет по «мэйлу» в разы больше писем, чем по обычной почте.

Деловые письма, отправляемые по электронной почте, пишутся по всё тем же общим правилам. Требования к языку, стилю и тону, соблюдение норм этикета – все эти обязательные элементы не меняются. Однако у электронных месседжей есть и свои специфические особенности.

  1. Позаботьтесь о том, чтобы ваш логин выглядел солидно или хотя бы адекватно. Director-ivanov@gmail.com– хорошо, zaichonok-vanya@mail.ru– плохо.
  2. Очень важно всегда заполнять поле «Тема». Именно от этой строчки зависит, откроет ли человек пришедшее сообщение. Если вы пишете незнакомому вам лицу, стоит постараться и придумать интересный заголовок. Но не переусердствуйте – темы в духе «Срочно!!! Уникальное предложение, откройте прямо сейчас!» вызывают лишь желание поскорее щёлкнуть по иконке корзины наверху. Заголовок должен состоять из 3–5 слов и отражать содержание послания.
  3. Если вы не знакомы с адресатом – вкратце обрисуйте, кто вы, как узнали о нём. Без этого необходимого вступления сообщение могут принять за спам и сразу удалить.
  4. Не отключайте в настройках цитирование – пусть предыдущая переписка отображается внизу, под катом.
  5. Чтение с экрана – сомнительное удовольствие. Бумажное письмо можно взять в руки, и уже поэтому оно на бессознательном уровне воспринимается более серьёзно, чем электронное. Учитывайте это.
  6. Чем короче электронный месседж – тем быстрее на него ответят.
  7. Используйте только стандартные шрифты.
  8. Не злоупотребляйте выделением текста – к наиболее важным моментам можно применить «полужирный», но использовать разные цвета недопустимо.
  9. Никакого «капса». Никогда. Даже в подзаголовках. То же самое относится к дублированным знакам препинания.
  10. Разделяйте текст на абзацы с интервалами между ними (просто оставляйте пустую строку).
  11. К электронному письму можно приложить изображения или текстовые файлы. Дополнительные материалы и разъяснения, комментарии, развёрнутые подробные описания – всё это должно быть во вложенных файлах, но никак не в тексте письма.
  12. В деловой переписке с людьми, с которыми у вас установились доверительные отношения (речь о проверенных партнёрах, надёжных контрагентах) можно изредка использовать смайлики. Это позволит «оживить» общение – смайлы на экране (пусть даже в деловом послании) воспринимаются вполне положительно. Конечно, в «бумажных» письмах их использовать нельзя.
  13. Обязательно ставьте подпись. В электронных письмах она обычно состоит из 3-6 строк и включает имя и фамилию отправителя, его должность, название компании, адрес сайта и контактный телефон.

Пример подписи:

С уважением,

Иван Иванов

direktor-ivanov@site.com

http://site.com.

Предлагаем вам образец делового письма.

Подводя итоги

Хотя всё довольно просто, примеры правильно написанных деловых писем не столь многочисленны. Предприниматели регулярно путаются в оформлении, используют не вполне корректные обращения и забывают о важных нюансах.

Перечислим главные особенности, свойственные хорошим деловым посланиям:

  • объективность;
  • краткость (желательно, чтобы письмо занимало не больше одной страницы);
  • нейтральность тона изложения;
  • отсутствие рассуждений, повествовательности, излишней детализации;
  • отсутствие эмоциональных оценок;
  • чёткая логическая взаимосвязь между частями текста и отдельными фразами.

Это своеобразный чек-лист, с которым можно сверяться на первых порах. После сотни составленных и отправленных деловых посланий надобность в нём отпадёт. Не игнорируйте изложенные выше правила и помните: «прокачанное» мастерство деловой переписки существенно повышает вашу репутацию и, соответственно, имидж фирмы.

RSS

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Помидорко необыкновенное
Девочки, помогите, пожалуйста! Как оформить письмо в два адреса? Нужно ли писать слово копия перед вторым адресатом? И подписывать надо два письма или одно, а второму адресату отправлять ксерокопию? Если у кого-то есть образец, выложите, пожалуйста. Срочно! Заранее спасибо!

Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос (Стив Джобс).
Неважно сколько дней в твоей жизни, важно сколько жизни в твоих днях.

Наталья

Статус неизвестенНаталья
[e-mail скрыт]
Российская Федерация, Саратов

Слово «копия» не надо, обоим адресатам оригинальные экземпляры отправлять.

…Вот такая вот музыка! Такая, блин, вечная молодость!!

Помидорко необыкновенное

Наташа писал(а):

Слово «копия» не надо, обоим адресатам оригинальные экземпляры отправлять.

Спасибо, а обращение как оформить? Уважаемый Н.Н. Уважаемый М.М. или только Уважаемый «первый адресат»?

Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос (Стив Джобс).
Неважно сколько дней в твоей жизни, важно сколько жизни в твоих днях.

Помидорко необыкновенное
TreParole, спасибо! Еще бы с обращением разобраться :-[

Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос (Стив Джобс).
Неважно сколько дней в твоей жизни, важно сколько жизни в твоих днях.

Наталья

Статус неизвестенНаталья
[e-mail скрыт]
Российская Федерация, Саратов

Если больше одного адресата, я никогда не пишу Уважаемый.. Но это может и не правильно))

…Вот такая вот музыка! Такая, блин, вечная молодость!!

Леди

Статус неизвестенЛеди
[e-mail скрыт]
Российская Федерация, Белый город

Да-а-а, такой наглости я еще не видела. Пойду еще посмотрю!

Неизвестный пользователь

Elena-Twi писал(а):

TreParole, спасибо! Еще бы с обращением разобраться :-[

В такого рода письмах от Минсвязи нет обращения вообще.
Сращу идет текст письма — «В связи с….», «Сообщаем, что….», «Настоящим информируем…» и т.п.

Lemiel

Elena-Twi писал(а):

TreParole, спасибо! Еще бы с обращением разобраться :-[

А кому Вы пишите? Можно — Уважаемые партнеры!

Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Помидорко необыкновенное
Lemiel, нашим заказчикам. Два человека из одной организации…
Может, где-то прописаны эти правила? В ГОСТе не нашла…

Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос (Стив Джобс).
Неважно сколько дней в твоей жизни, важно сколько жизни в твоих днях.

Симпотяжка

Статус неизвестенСимпотяжка
[e-mail скрыт]
Российская Федерация, Московская обл., г.Раменское

Цитата:

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

3.15. …Если документ отправляют в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно, например:

Администрации районов

Московской области

…Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При большем числе адресатов составляют список рассылки документа.

можно так:

Цитата:

Директору
ООО «Рога и копыта»

И.И.Иванову

Заместителю генерального директора
ООО «Рога и копыта»

И.П.Петрову

Симпотяжка

Статус неизвестенСимпотяжка
[e-mail скрыт]
Российская Федерация, Московская обл., г.Раменское

Цитата:

Уважаемые господа!

Сообщаем Вам,
Направляем Вам,
В связи…

p.s
в ГОСТах не указаны Основные правила составления деловых писем
их можно найти в интернете.

Яна

Статус неизвестенЯна
[e-mail скрыт]
Россия, Санкт-Петербург

Пожалуйста, кто сможет выложьте образец, если слово»КОПИЯ» не писать, где 2 адресат пишут снизу или?

Like a Boss
ну ведь сверху написано, что прочитать лень *SCRATCH* сверху же пишется справа в углу, нам и в 3 адресата и в 4 посылали письма друг под другом идут, ну там
Нач.участка ***
В.А. Пупкину

Нач. ***
В.В. Иванову

ну и т.д *DONT_KNOW*

Чтобы дойти до цели, надо идти.(Оноре де Бальзак)

«Если бы меня волновало мнение окружающих, я бы давно перекрасился в черный цвет.»(с)И.К.

« Первая ← Пред.1
След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

Как адресовать письмо?

в значении автор, т.е. отправитель документа (и прежде всего письма). Поскольку переписка занимает обычно более 80% в объеме документо­оборота организаций, правила оформления реквизита «адресат» рассмотрим на примере официальных служебных писем, которые составляются в бумажной форме и направляются получателю в основном по почте.

В процессе ведения переписки руководители, сотрудники и служба делопроизводства организации должны учитывать следующие факторы:

    технологический, который означает, что организация будет направлять свое письмо через отделения почтовой связи или прибегая к услугам компаний, которые занимаются доставкой корреспонденции. Эти компании и Почта России в процессе доставки действуют как независимые третьи лица. Составляя письмо, нужно учитывать, как оно будет пересылаться, упаковываться, что порядок и последовательность оформления атрибутов почтового

Шпаргалка делопроизводителя

Тон письма должен быть нейтральным, безэмоциональным.

Четкая, краткая форма изложения письма поможет адресату быстро уловить суть, исключит трату времени на уточнение деталей письма в дальнейшем, позволит наладить сотрудничество и укрепить отношения между организациями.

    Излагаем цель написания письма. Мы рады сообщить о внедрении нового информационного продукта в сфере закупок. Затем предлагаем пути решения, предложения или просим о чем-либо. Предлагаем Вам бесплатно протестировать нашу программу и сообщить о результатах. Подводим итоги. Ждем Вашего ответа! Ставим подпись. Расстояние — 3 интервала от текста.

Страницы письма, начиная со второй, нумеруются вверху по центру. Приложения нумеруются отдельно.

Оформление приложений следует после текста письма: Приложение: 1. Отчет на 4 л. в 1 экз. 2. Справочные материалы на 6 л. в 2 экз.

Обязательно ли в деловых письмах использовать обращение к руководителю организации

У вас не останется вопросов о после прочтения статьи по ссылке.

Если же вы составляете письмо в стандартной управленческой ситуации, вопрос об использовании обращения решается с учетом содержания письма.

Если вопрос, по которому вы обращаетесь в организацию, достаточно серьезный, и документ пойдет на рассмотрение руководителя, то обращение уместно. Если же документ носит чисто информационный характер или письмо является типовым и рассылается широкому кругу организаций, то обращение не нужно. Не всегда обращение необходимо в сопроводительных письмах, но если сопроводительное письмо направляется в вышестоящую организацию и представляет на утверждение проекты каких-либо документов, допустимо использовать обращение.

Наиболее официальный характер носит формула обращения по должности, она используется при обращении к руководителям, занимающим высокое должностное положение (президент, член парламента, губернатор, посол, мэр и др.)

Как правильно оформить письмо в два адреса

Если письмо направляется руководителю государственного органа, то наименование организации включается в должность, Ф.И.О. указываются в дательном падеже, инициалы пишутся перед фамилией:Если письмо адресуется руководителю коммерческой организации, то в должность включается наименование организации с указанием организационно-правовой формы (в полном или сокращенном виде), инициалы пишутся перед фамилией:Если письмо адресуется заместителю руководителя, в наименование должности включается название организации.

Фамилия указывается в дательном падеже:Если адресатом документа является руководитель структурного подразделения, то вначале указывается наименование организации в именительном падеже, затем в дательном падеже наименование должности лица с указанием структурного подразделения, например:Сохраните ссылку прямо сейчас, чтобы не забытьВконтактеFacebookTwitterОдноклассникиЧто меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016?

Согласно п.

12 заповедей деловой email переписки

Адресованную информацию лучше писать последовательно в порядке обращения к получателям.При отправке письма 4-м и более адресатам лучше обратиться обезличено, выделив нужных получателей в теле письма.Если в получателях есть женщина, обратиться к ней следует в первую очередь.

2. Тему письма начинайте с адреса сайта, если вопрос касается непосредственно сайта или рекламы сайта, или названия компании получателяПосле пишется краткая суть письма с ключевыми словами, по которым потом вы или получатель сможете найти это письмо при необходимости. Лучше всего использовать 2-3 общих слова и привязку к чему-то конкретному.Заголовок «Согласование печатных материалов» ни о чем не говорит, правильнее написать «Согласование листовки для конференции Нефть и Газ 2022».

Если письмо не просто информационное, а призывает к действию, лучше сказать об этом прямо в теме: companydomain.ru: необходимо продлить домен, счет на оплату.

3.

Образец делового письма

Однако вне зависимости от того, кто именно занят написанием, письмо в любом случае нужно передавать на утверждение руководителю, памятуя о том, что оно пишется от лица компании. Все деловые послания должны касаться только деятельности фирмы или обстоятельств, с ней связанных.

При этом, вне зависимости от содержания, они должны подчиняться некоторым требованиям.

В первую очередь, это определенная структура.

В послании всегда должны быть указаны:

  1. дата написания,
  2. реквизиты отправителя и получателя,
  3. вежливое адресное обращение (в виде формулировки «Уважаемый Иван Петрович», «Уважаемая Елена Григорьевна»), Следует отметить, что письма могут адресовываться как отдельным сотрудникам, так и целым коллективам (в этом случае достаточно ограничиться приветствием «Добрый день!»).
  • информационная составляющая, содержащая причины и цели, послужившие основанием для написания письма,
  • Ваше право

    Для некоторых организаций ГОСТ Р 6.30-2003 является обязательным: например, федеральные органы исполнительной власти должны всегда сверяться с данным нормативом. 01 — Государственный герб Российской Федерации; 02 — Герб субъекта Российской Федерации; 03 — Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 04 — Код организации; 05 — Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; 06 — Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); 08 — Наименование организации; 09 — Справочные данные об организации; 10 — Наименование вида документа; 12 — Регистрационный номер; 13 — Ссылка на регистрационный номер и дату; 14 — Место составления или издания; 16 — Гриф утверждения; 18 — Заголовок к тексту; 19 — Отметка о контроле; 20 — Текст документа; 21 — Отметка о наличии приложения; 23 — Гриф согласования; 24 — Визы согласования; 25 — Оттиск печати;

    Образцы делового письма. Как написать деловое письмо

    В зависимости от цели автор подробно продумывает содержание, чтобы получить рассчитываемый им результат.

    Он должен ясно представлять, какую информацию адресат уже знает по теме письма, из чего исходить и что нового в нем будет.

    Аргументы зависят от того, какую цель преследует автор. Процесс подготовки делового письма можно разделить на следующие этапы:

    1. Изучение вопроса.
    2. Отправка адресату.
    3. Его согласование.
    4. Подписание.
    5. Написание проекта письма.
    6. Регистрация.

    При составлении письма необходимо его информационно насытить, то есть вложить туда все необходимые сведения.

    Оно может быть простым или сложным. В простом письме содержание ясно и коротко отображает информацию, в основном не требующую от адресата ответа. Сложное может состоять из нескольких разделов, пунктов и абзацев. В каждом абзаце излагается один аспект информации. Образцы делового письма такого типа обычно состоят из вступительной, основной и заключительной частей.

    Вступление содержит основание со ссылкой на соответствующие документы, с фактами и целями письма.

    Как правильно написать деловое письмо

    Содержание направлено на обращение с просьбой, но с предоставлением гарантии по выполнению обязательств со своей стороны. Формулировка таких писем выглядит следующим образом: «Просим Вас отгрузить (поставить, предоставить и т.

    д.) товар (продукцию, услугу).

    Оплату гарантируем в срок до (дата)».

    Коммерческое предложение. Самое распространенное письмо, которое организации используют при осуществлении своей деятельности практически ежедневно. По свое сути это деловое письмо о сотрудничестве. Организация выступает инициатором с конкретным предложением партнерства с определенными условиями. Извещение. Содержание направлено на донесение определенной информации, необходимой при осуществлении дальнейшего взаимодействия.

    Как оформить адресатов в письме, когда их менее 4 и когда более, когда они перечислены в списке рассылки конкретного письма и когда в утвержденном списке постоянных корреспондентов организации.
    Бывает, что первому адресату направляют подлинник письма, остальным копии. А бывает, что все получают оригиналы. Порой надо проинформировать каждого адресата о полном списке получателей документа. А порой такой цели нет.

    Показываем для всех этих случаев особенности оформления адресата, как зарегистрировать исходящую корреспонденцию и что кому отправить (основываясь на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и лучшей практике).

    Относительно оформления документа, направляемого сразу в несколько адресов, есть пояснения в ГОСТ Р 7.0.97-2016:

    Фрагмент документа

    ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

    Откуда появился этот «водораздел» – что более 4 адресатов на документе не указывается? Когда унифицировали оформление управленческих документов и предложили использовать для адресата правый верхний угол, то экспертным путем определили, что если адресатов будет более 4, то текст документа начнется ниже, чем с середины страницы, и вообще отправлять корреспонденцию по списку с большим количеством адресатов в самом письме просто неудобно. Потому эта цифра условная.

    Может быть, ваша организация ведет переписку только с однородными организациями, которых указывает обобщенно или у них короткие названия. В этом случае места в правом верхнем углу будет достаточно, чтобы указать не только 4, но и 5, и 6 адресатов, не делая список рассылки.

    Пример 1. Более 4 адресатов могут располагаться компактно

    А может быть наоборот, должности корреспондентов состоят из нескольких строк, и даже указание 3 адресатов уже займет существенную часть высоты листа формата А4.

    Пример 2. Менее 4 адресатов могут занять много места

    Как видите, 6 адресатов в Примере 1 заняли меньше места, чем 3 адресата в Примере 2.

    Рекомендуем провести анализ адресования в вашей организации и выбрать приемлемый вариант количества адресатов на одном письме без составления указателя (списка) рассылки письма. Обычно все-таки придерживаются общего правила и в Инструкции по делопроизводству «границу проводят» на 4 адресатах, как максимуме, который можно конкретно оформить в верхнем правом углу письма (согласно процитированному п. 5.15 ГОСТ Р 7.0.97-2016). Гораздо реже «границу проводят» по количеству строк, которые не должен превысить этот реквизит.

    Обратите внимание: подлинники документов нужны для документирования не всех процессов, иногда достаточно простой или заверенной копии:

    • подлинник – первый или единственный экземпляр документа;
    • копия – это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа1.

    Варианты оформления письма, направляемого нескольким адресатам (до 4 включительно)

    Рассмотрим теперь основные варианты адресования письма одного содержания нескольким корреспондентам.

    Первый вариант: подлинник письма может быть направлен только одному адресату, а остальным – его копии для сведения (по аналогии с электронной перепиской, когда в поле «Копия» перечисляем дополнительных адресатов). В этом случае:

    • в верхнем правом углу перечисляются все адресаты (если их до 4 штук), первым указывается тот, кому направляется подлинник;
    • слово «копия» перед вторым и последующими адресатами не пишется (согласно п. 5.15 ГОСТ Р 7.0.97-2016);
    • подписывается только 1 экземпляр2, он направляется первому адресату, а в организации остается в деле визовый экземпляр, как называют его на практике, но собственно это заверенная копия письма (см. Пример 15). Хотя есть организации, которые после того, как сняли копию с подписанного письма, не заверяют ее и оставляют в деле простую копию. Это неправильно. В данном случае у документа отсутствует юридическая сила. Но и делать 2-й подписанный экземпляр, где проставлены визы, тоже неверно, ведь подлинник – это первый или единственный экземпляр документа;
    •  второму и последующим адресатам направляются копии просто для сведения.

    Однако, по мнению автора, это неудобно и может вносить путаницу. Второй или третий адресат, получив копию документа вместо подлинника, может не понять дальнейший процесс работы с документом, так как не знают тонкостей отправки таких писем в делопроизводстве. И решить, что копия ему направлена не просто для сведения, а как инициативный документ, на который необходимо давать ответ. Тем более что об отправке «только для сведения» ничто в документе им не говорит.

    Некоторые организации все-таки пишут слово «копия» перед вторым адресатом или перед каждым адресатом кроме первого, чтобы показать, что это «для сведения». Но ведь ГОСТ Р 7.0.97-2016 прямо запрещает этот вариант.

    Поэтому предложим несколько иной. На практике некоторые компании изготавливают и проставляют штамп «Для сведения» между первым и последующими адресатами. Таким образом, изначально письмо печатается по стандарту, а дополнительные пояснения добавляются штампом.

    Пример 3. После первого адресата ставится штамп о том, что остальным письмо направляется для сведения

    Обращение, как этикетную формулу вежливости, в этом случае в письме можете вовсе не указывать или обратиться только к первому адресату (кому направлен подлинник). Ведь остальным письмо направляется для сведения.

    Регистрируется такое письмо:

    • за одним регистрационным номером
    • с одним первым адресатом (о направлении копий для сведения другим организациям можно написать текстовый комментарий в РКК данного документа в СЭД).

    Второй вариант, когда адресатов не более 4 и каждому направляется подлинник (подписанный документ). На него каждый адресат должен дать ответ. В этом случае (см. Примеры 4–6):

    • в реквизите «адресат» каждого экземпляра письма пишется только один из адресатов – тот, кому направляется этот экземпляр. А в тексте письма (не в адресате!) указывается, каким еще адресатам оно направлено, если это принципиально важно и нужно знать;
    • подписывается письмо каждому адресату (т.е. отправляются только подлинники);
    • создается 1 визовый экземпляр, который останется организации-отправителю (для всех отправляемых экземпляров указанного письма визовый экземпляр один). На визовом экземпляре письма в месте размещения реквизита «адресат» указываются все адресаты (до 4). И здесь присутствуют 2 варианта удостоверения визового экземпляра:
      • он не подписывается, а только заверяется копия (с точки зрения теории делопроизводства это правильно);
      • но на практике бывает, что визовый экземпляр и подписывают, руководствуясь тем, что это не совсем те же копии документов, они отличаются адресной частью;
    • регистрируем все письма с одинаковым текстом под одним регистрационным индексом, т.к. у нас остался визовый экземпляр, на который будут приходить ответы от всех адресатов.
      Но если необходимо, чтобы ответ от конкретного адресата присоединялся к его экземпляру письма-запроса, то тут могут возникнуть технические сложности, если в СЭД установлен счетчик, который автоматически присваивает очередной регистрационный номер документу в рамках его документопотока. Тогда нужно рассматривать такие письма как самостоятельные документы, не связанные между собой.
      Однако если ваша СЭД имеет возможность присваивать нескольким экземплярам письма одинаковый номер, например с добавлением цифры экземпляра после косой черты, то в дальнейшем получится отслеживать переписку с каждым адресатом.
      Еще один вариант, если необходимо сравнение ответов на одну и ту же тему разных адресатов, то можно создать несколько писем с разными номерами и адресатами, связав эти документы перекрестными ссылками;
    • этикетную формулу вежливости в начале текста для каждого адресата можно будет оформить свою собственную (например, на первом экземпляре будем обращаться к уважаемому Ивану Ивановичу, а на втором – к Петру Петровичу).

    Этот вариант письма часто путают с ситуацией, когда письмо хоть и с одним текстом, но направляется разным адресатам так, чтобы они этого не знали (по крайней мере, нет цели информировать об этом). Лучше такие письма подготовить как независимые документы, зарегистрировать их за разными исходящими номерами. В организации остаются визовые экземпляры всех этих писем (заверенные копии). И далее работа с каждым конкретным документом-ответом будет вестись самостоятельно – без агрегирования всей информации в одном месте.

    Пример 4. Заголовочная часть визового экземпляра письма

    Пример 5. Заголовочная часть подлинника письма, направляемая первому адресату

    Пример 6. Заголовочная часть подлинника письма, направляемая второму адресату

    Направляем письмо 5 и более адресатам

    Все предыдущие варианты касались отправки письма с одинаковым текстом не более, чем 4 адресатам. А если их больше? В этом случае:

    • должностным лицом подписывается только 1 экземпляр – подлинник. На нем проставляются визы и он остается в организации (см. Пример 7);
    • к нему прикладывается указатель (список) рассылки;
    • адресатам рассылаются копии подписанного должностным лицом подлинника письма. Рассылка письма осуществляется по указателю (списку) рассылки, подготовленному исполнителем письма. Указатель рассылки прикладывается к каждой копии письма, чтобы в организации – получателе письма могли проверить, есть ли их организация в списке рассылки.

    Как правильно оформить такой вариант адресования? На подлиннике письма, которое направляется нескольким выборочным адресатам в виде копий (с одинаковым текстом, без подлинной подписи на отправляемых экземплярах), адресат указывается обобщенно, ниже адресата пишется «по списку» или «согласно указателю рассылки», «по списку рассылки» и т.п. (так как регламентировано в Инструкции по делопроизводству организации). Однако в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендациях по его применению фигурирует только один вариант: «по списку».

    Пример 7. Адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Пример 8. Адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Список рассылки оформляется на бумажном носителе, распечатывается на отдельном листе формата А4 (см. Пример 9). Ответственность за перечень адресатов в списке рассылки несет руководитель подразделения – разработчика документа. Список рассылки формируется в дело вместе с визовым экземпляром документа.

    Список может составляться по унифицированной форме, разработанной в организации. Обычно в табличной форме указываются:

    • название и почтовый адрес каждой организации (если осуществляется рассылка документов в бумажном виде) или
    • Ф.И.О. и адрес электронной почты каждого корреспондента (если рассылаются электронные документы или электронные образы бумажных документов).

    Пример 9. Список рассылки

    Но на практике, если головная организация рассылает письмо своим подведомственным организациям, филиалам, дочерним обществам, то список рассылки письма обычно не прикладывается к направляемому письму – получается, что верят друг другу на слово.

    Если в организации часто направляются письма постоянным корреспондентам, то можно составить и утвердить список (указатель) рассылки постоянных корреспондентов, где указать их адреса (Пример 10). А в Инструкции по делопроизводству написать, что если к письму не прикладывается список рассылки, то оно направляется постоянным корреспондентам, указанным в утвержденном списке.

    Пример 10. Утверждение списка постоянных корреспондентов

    Если письмо направляется не выборочно, а всем однородным организациям, то в адресате письма указывается их обобщенное наименование:

    • организаций в именительном падеже (Пример 11) или
    • должностей в дательном падеже (Пример 12),

    а список рассылки не составляется и не указывается в адресате.

    Ответственный в организации за отправку документов рассылает данное письмо всем указанным однородным адресатам (например, всем органам исполнительной власти города или всем подведомственным / дочерним обществам, филиалам и пр.).

    Пример 11. Обобщенный адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Пример 12. Обобщенный адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Документ может направляться более чем в 4 адреса и совершенно разнородным организациям. Обычно такой вид адресования выбирают для рекламных писем. В этом случае:

    • должностным лицом подписывается только 1 экземпляр – подлинник. На нем проставляются визы и он остается в организации;
    • адресатам рассылаются копии подписанного должностным лицом подлинника письма;
    • адресат указывается обобщенно;
    • рассылка письма осуществляется по указателю (списку) рассылки, подготовленному исполнителем письма, но сам список рассылки можно не прикладывать к основному рассылаемому документу и не указывать про список в адресате, потому что:
      • либо письмо носит информационный характер,
      • либо у получателей не вызывает интереса дополнительная информация о том, кому еще направлен документ, т.к. это никак не отражается на их деятельности. Показывать ли всем организациям-получателям список рассылки, решает исполнитель, основываясь на цели письма (поэтому возможны оба варианта оформления адресата – как в Примере 13 и как в Примере 14).

    Пример 13. Обобщенный адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Пример 14. Обобщенный адресат на подлиннике письма и отправляемых копиях

    Как заверить копию

    Получается, что в ряде случаев мы заверяем копию письма, чтобы оставить ее в организации-авторе (т.н. визовый экземпляр), а в ряде случаев направляем копию в стороннюю организацию.

    Правила оформления отметки о заверении копии прописаны в п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-20163. Если копия остается в организации – авторе подлинника, то такая отметка содержит меньше обязательных атрибутов (Пример 15), чем при заверении копии, выходящей во внешнюю среду организации (Пример 16).

    Порой визовый экземпляр и копии, направляемые для сведения, не заверяют. Такие варианты встречаются, но это ошибочная практика для визового варианта.

    Пример 15. Отметка о заверении копии для внутреннего пользования (например, на визовом экземпляре письма)

    Пример 16. Отметка о заверении копии, предоставляемой во внешнюю среду организации

    Оглавление:

    • Когда у вас есть два адресата
    • Формат
    • Правильный порядок
    • Приветствие
    • С уважением или наилучшими пожеланиями?

    Вам не нужен зеленый офис, чтобы сэкономить время, энергию и ресурсы в деловых коммуникациях. Убедитесь, что два человека получают одно и то же сообщение наиболее эффективным способом, обращаясь к обоим в одном и том же деловом письме.

    Когда у вас есть два адресата

    Представьте, что у вас есть интервью для работы вашей мечты. Когда вы входите в офис менеджера по найму, вы обнаруживаете, что ваше интервью с двумя менеджерами, а не с одним. Послать обоим менеджерам всего одно благодарственное письмо после интервью гораздо проще, чем составить два отдельных письма. В этом случае оба менеджера по найму получают одно и то же сообщение — что вы заинтересованы в работе, и вы цените их время. В другом случае вы можете послать деловое письмо двум людям, находящимся в разных местах, и это совершенно приемлемо и даже предпочтительнее, если вы хотите передать идентичное сообщение обоим адресатам.

    Формат

    Формат вашего делового письма для двух человек такой же, как и для одного человека. Верхняя строка должна содержать дату, затем на две строки ниже ваше имя и обратный адрес. Пропустите еще две строки и используйте одну строку для имени и названия получателя, улицы и номера апартаментов, затем укажите город, штат и почтовый индекс. Когда вы добавите другого человека, начните вводить информацию о втором получателе в двух строках от первого получателя. Всегда дважды проверяйте правильность написания, название и почтовый адрес каждого адресата — при необходимости попросите у администратора правильную информацию. Многие компании имеют конкретные почтовые адреса, которые могут отличаться от физического местоположения компании.

    Правильный порядок

    Когда вы пишете деловое письмо двум людям, следуйте тому же протоколу для деловых представлений. Перечислить адресатов легко, если вы пишете генеральному директору и руководителю отдела: сначала следует указать имя и почтовый адрес генерального директора, исходя из организационной иерархии. Если вы не знаете их соответствующие должности, перечислите имена в алфавитном порядке, используя фамилию человека.

    Приветствие

    Написание делового письма требует формального тона, такого как «Дорогой мистер Смит» или «Дорогая миссис Джонс». Когда вы пишете двум мужчинам, используйте форму г-на во множественном числе, то есть господа. Например, начните ваше письмо с «Дорогие господа Смит и Джексон». Следи за своей пунктуацией тоже. Двоеточие после приветствия формальное, а запятая неформальная. Конечно, если вы используете имя получателя с обоими адресатами, используйте «Dear Sue and John» с запятой.

    С уважением или наилучшими пожеланиями?

    Заключение, которое вы выберете для своего делового письма двум людям, также может зависеть от ваших взаимоотношений и типа бизнеса. «С уважением», «С уважением» и даже «С наилучшими пожеланиями» — это профессиональные способы закрыть ваше письмо, но «С уважением» широко принят как стандартное и правильное завершение. Обычное военное заключение — «Очень почтительно», но если вы пишете благодарственное письмо после интервью, «Спасибо за внимание», добавляет приятное прикосновение.

    Как обратиться к женщине в деловом письме

    Как обратиться к женщине в деловом письме

    В отличие от мужчин, которые проходят мимо «мистер» обозначение, не всегда легко знать, как обращаться с женщинами, которые могли бы пойти «мисс», «мисс» или «миссис» Если вы не знаете, как обратиться к женщине в деловом письме, первым хорошим шагом будет поиск деловой переписки, которую имеет ваша женщина-получатель …

    Как обратиться в компанию или фонд в деловом письме

    Как обратиться в компанию или фонд в деловом письме

    В эпоху Интернета и крупных корпораций вы иногда не знаете, кому вы должны адресовать свою корреспонденцию. Даже корпоративные или фундаментальные сайты не всегда помогают; часто имена руководителей департаментов не указаны, или вы вообще не можете найти никакой информации, кроме …

    Как обратиться более чем к одному человеку в деловом письме

    Как обратиться более чем к одному человеку в деловом письме

    Как написать деловое письмо более чем одному человеку, зависит от того, сколько человек, насколько хорошо вы их знаете, мужчины или женщины, и другие вопросы. Для более чем трех человек используйте «Уважаемая команда» или «Уважаемые коллеги». К счастью, существуют правила и рекомендации для всех этих ситуаций.

    Интересные статьи

    Хотел бы узнать, как правильно поздороваться с несколькими людьми (поприветствовать нескольких людей) в деловом письме.

    Необходимо ответить сразу двум в одном письме, как правильно их поприветствовать?

    М_Г's user avatar

    М_Г

    21.8k5 золотых знаков33 серебряных знака75 бронзовых знаков

    задан 27 янв 2019 в 10:56

    Daler's user avatar

    Официальное письмо обычно начинается со слова уважаемый: «Уважаемые Иван Иванович и Петр Петрович!»

    Более тепло и менее официально: «Дорогие Иван Иванович и Петр Петрович!»

    Можно просто обратиться по имени и отчеству: «Иван Иванович и Петр Петрович!»

    Вариант с приветствием: «Здравствуйте, (дорогие / уважаемые) Иван Иванович и Петр Петрович!» Это уже полуофициальный стиль.

    Дружеское приветствие: «Привет, Ваня и Петя!» (не подходит для делового письма).

    ответ дан 27 янв 2019 в 13:14

    М_Г's user avatar

    М_ГМ_Г

    21.8k5 золотых знаков33 серебряных знака75 бронзовых знаков

    Рад приветствовать вас, уважаемые… Либо : приветствую вас, уважаемые… Этот вариант более «сухой». Слово «приветствую» не определяет число, потому зачастую применяется в подобных ситуациях.

    ответ дан 27 янв 2019 в 13:21

    Аллазар's user avatar

    АллазарАллазар

    3,1516 золотых знаков29 серебряных знаков49 бронзовых знаков

    2


    Download Article


    Download Article

    There are many situations where you may find yourself writing a letter to multiple recipients. You may be sending a Christmas letter or wedding invitation to a large family. You may be sending a cover letter for a job where there are multiple hiring managers. Whatever the case, you have a variety of options when it comes to addressing a letter to multiple recipients.

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 1

      1

      Write a header. Business letters include a header in the upper lefthand corner. This is a single-spaced list of information about the company and the letter’s recipients. When addressing a business letter to multiple recipients, you will still need to include the header.

      • In the top right corner of the letter, you should write the recipient’ names first. Write the names using formal titles if necessary (e.g., Dr. Nora Woods), and separate the names by a comma (e.g., Dr. Nora Woods, Dr. Mark Brook).
      • Then, write the name of the company on the next line (i.e., Penbrook Medical Associates), and on the next line write the company’s address. On the last line write the city, the state abbreviation, and the zip code.
    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 2

      2

      Address all names, if possible. It may be possible to include all names in the salutation of a business letter. You can use «Dear» as your greeting, and proceed to address all the recipients. In a business letter, you end the salutation with a colon rather than a comma.[1]
      For example, «Dear. Dr. Nora Woods and Dr. Mark Brook:».

      Advertisement

    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 3

      3

      Include a carbon copy. However, you may be writing a letter to many, many recipients. In this case, you can include a carbon copy on the bottom of the letter. A carbon copy, or cc, lets others know who else is receiving the letter. You can include a carbon copy somewhere below your signature.

      • A carbon copy is usually marked by the words «cc» or «copies to», usually followed by a colon.
      • Multiple recipients are listed using their full names and alphabetically. For example, «cc: Dr. Mark Brook, Dr. Nora Woods.» If the recipients are from a different business, it’s important to include that business’s name in parentheses after the names. For example, «cc: Dr. Mark Brooks (Penbrook Medical Associates), Dr. Nora Woods (Shepherd Medical Hospital).
      • Keep in mind, the term «carbon copy» means there will be copies of the letter circulating. You should make sure, if you’re using a carbon copy, all parties listed receive their own copy of the letter. You should not use a carbon copy if you’re only sending the letter to one person.
    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 4

      4

      Use an informal word only in certain cases. In rare cases, you may be sending a business letter out to an entire office or a very large group. In this case only, it is appropriate to use an informal word to address the letter. If you’re sending a mass e-mail to your entire company, for example, you can write something like, «Dear Associates» or «Dear Colleagues» if your company consists of well over 10 people. Keep in mind it is always better to get a name, however.[2]

    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 5

      1

      Consider formality. Formality makes a big deal in how you address a letter. When sending out a formal invitation, like a wedding invitation, it’s custom to use titles like «Mr.» and «Mrs.» This is also the case for sending out cover letters. However, if you’re sending a casual letter to a close friend or family member, formality matters less. It’s appropriate to simply use first names, which may actually be easier when addressing multiple recipients. For example, it’s more cumbersome to write «Dear Mr. Silas Kingsley and Mr. James Knight» than it is to simply write, «Dear Silas and James.»

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 6

      2

      Take special considerations with married couples. When addressing a letter to multiple recipients, you’re often writing to a married couple. Do some research ahead of time. See whether or not the couple has the same last name, and make sure to address them by the appropriate title in a formal letter.[3]

      • Whose name comes first is somewhat subjective, but some etiquette rules claim if someone has a high ranking title, like doctor, their name should come first. For example, if you’re writing to a husband and wife, and the wife has a PhD, you would write, «Dear Dr. Jacobs and Mr. Jacobs.» You could also write, «Dear Dr. and Mr. Jacobs.»
      • If no one has a formal title beyond «Mr.» or «Mrs.», you can simply write «Dear Mr. and Mrs. Jacobs» or «Dear Mr. Jacobs and Mrs. Jacobs.» This really depends mostly on your preference. You can also try something like, «Dear Oliver and Marie Jacobs.» You can also switch up the order of the names. Formal rules of etiquette usually place the man’s name first, but this is a largely outdated practice and some people may even take offense.
      • If a couple has different last names, make sure you acknowledge this in your salutation. For example, «Dear Mr. Jacobs and Ms. Elliot» or «Dear Mr. Oliver Jacobs and Ms. Marie Elliot.»
      • If this is an informal letter, keep things simple. You can just write «Dear Marie and Oliver» or «Dear Oliver and Marie.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 7

      3

      Address a family as one unit, if appropriate. If you’re writing a letter to a family, consider addressing them as one unit. For example, you can try something like, «Dear Donahue Family.» This is a salutation often used in holiday cards.

      • You can also try including a couple of names, but not all the names. If you know a couple with a lot of kids, for example, you can try something like, «Dear Katie, James, and family.»
      • For smaller families, including the names of everyone can be a nice touch. If it’s not too cumbersome, try to include everyone’s name. For example, «Dear Katie, James, Harper, and Brayden.»
    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 8

      4

      Use an informal word as a last resort. In some cases, you may not know who exactly you’re addressing. While it’s always ideal to try and get a name, if it’s not possible you can use informal words. If you’re sending a cover letter to a large literary magazine, you can write «Dear Editors» if there are five or six editors that handle submissions. If you’re a boss and sending a letter to all your employees, something like «Dear employees» is sometimes appropriate.[4]

      • Keep in mind it’s always best to get a name. You should only use this approach as a last resort if you’re unable to find a specific name.
    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 9

      1

      Address a business letter. In a business letter, you would write the name, then the company name, then the delivery address, and lastly the city, state, and zip code. In a business letter, write the first person’s name, then a comma, then their title at the company after the comma. On a new line, write the next person’s name, title, and so on.

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 10

      2

      Include all names, if possible. If you’re sending the letter to one address, try to include all names. In a formal letter, it’s best to include full names and titles of all the recipients. However, this is not always possible. It depends on the size of the envelope and your handwriting. If you’re able to write small and neat, or working with a larger envelope, it’s probably feasible to include all names.[5]

      • For example, you could write something like «Mr. Oliver Jacobs and Mrs. Marie Jacobs» as the recipient’s name. If you’re limited on space, you can try something like, «Mr. and Mrs. Jacobs.»
      • Make sure you get titles correct. For example, if Oliver Jacobs has his PhD, write something like «Dr. Oliver Jacobs and Mrs. Marie Jacobs.» Or «Dr. and Mrs. Jacobs.»
      • For more informal letters, do not worry as much about titles. If you are writing to close relatives or friends, «Mr.» and «Mrs.» are no required. Simply write something like, «Oliver and Marie Jacobs» or «Marie and Oliver Jacobs.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 11

      3

      Try referring to a family as a unit. If you’re sending out a Christmas card, it’s usually appropriate to write the family as a single unit, using their last name and adding «family». You can write down «The Jones Family» on the envelope. As long as you have the address correct, the mail carrier should be able to figure it out.

    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 12

      4

      Address a letter to the appropriate institution. If you’re mailing a letter to a larger institution, you should usually write down the name of that institution. When applying to grants, scholarships, and so on, there is usually instructions on your application explaining how to address your envelope. Usually, you would write something like, «Admissions Office at Brown University.»

      • When sending in submissions to a literary magazine, the magazine’s website should provide information on how to address your envelope.
    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 13

      1

      Stay away from referring to a married couple by the man’s name. Some very dated rules of etiquette advise omitting the woman’s name when addressing a married couple. You would address a couple as something like, «Mr. and Mrs. Oliver Jacobs.» While this was once the preferred method of addressing a married couple, it’s considered dated by modern standards. Many women find it sexist to have their names omitted in a letter. You should err on the side of caution and avoid omitting a woman’s name when addressing a letter or envelope.[6]

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 14

      2

      Avoid things like «To Whom it May Concern» in cover letters. Many people begin cover letters with something like «To Whom It May Concern.» You may do this if you find multiple names for the hiring manager. However, it’s always better to go with one or two names. Writing «To Whom It May Concern» conveys you did not do your research. You can usually figure out a company’s hiring manager by browsing their website.[7]

      • If you cannot find any information on hiring managers, use a specific word to address your cover letter. For example, «Dear Hiring Managers» would work, or something like, «Dear Hiring Staff of the Hilton Hotel.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 15

      3

      Make sure you get titles correct. When addressing multiple recipients, make sure you get everyone’s title correct. Know if someone has a PhD and address them as «Dr.» If someone is a priest, check to see if they’re typically addressed as «Rev.» When sending out a letter, you want to make sure you’re respectful of everyone’s titles.[8]

    4. Advertisement

    Add New Question

    • Question

      How do I address a letter to two married couples?

      Community Answer

      Mr. and Mrs. (last name) & Mr. and Mrs. (other last name).

    • Question

      How do I address the second page of a letter to multiple people at a company?

      Donagan

      It’s not necessary for you to address the second page.

    Ask a Question

    200 characters left

    Include your email address to get a message when this question is answered.

    Submit

    Advertisement

    • If the letter is a thank you note or another personal note, consider sending each person a separate letter.[9]

    • Email etiquette follows similar rules. You can use the same rules as formal letter writing to address a job application or other formal email.

    Advertisement

    References

    About This Article

    Article SummaryX

    To address a professional letter to multiple recipients, start with a salutation beginning with “Dear” followed by their full names. For example, write “Dear Dr. Nora Woods and Dr. Mark Brooks,” and end with a colon instead of a comma. If you’re addressing an entire office or company, you can use a less formal salutation such as “Dear Colleagues” or “Dear Associates.” Keep in mind, however, that such salutations are normally used for very large groups, or informal letters like mass e-mails. For more advice, including how to address multiple recipients in a personal letter, keep reading.

    Did this summary help you?

    Thanks to all authors for creating a page that has been read 589,823 times.

    Reader Success Stories

    • John

      «Loved it! It was the best how-to in the world.»

    Did this article help you?


    Download Article


    Download Article

    There are many situations where you may find yourself writing a letter to multiple recipients. You may be sending a Christmas letter or wedding invitation to a large family. You may be sending a cover letter for a job where there are multiple hiring managers. Whatever the case, you have a variety of options when it comes to addressing a letter to multiple recipients.

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 1

      1

      Write a header. Business letters include a header in the upper lefthand corner. This is a single-spaced list of information about the company and the letter’s recipients. When addressing a business letter to multiple recipients, you will still need to include the header.

      • In the top right corner of the letter, you should write the recipient’ names first. Write the names using formal titles if necessary (e.g., Dr. Nora Woods), and separate the names by a comma (e.g., Dr. Nora Woods, Dr. Mark Brook).
      • Then, write the name of the company on the next line (i.e., Penbrook Medical Associates), and on the next line write the company’s address. On the last line write the city, the state abbreviation, and the zip code.
    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 2

      2

      Address all names, if possible. It may be possible to include all names in the salutation of a business letter. You can use «Dear» as your greeting, and proceed to address all the recipients. In a business letter, you end the salutation with a colon rather than a comma.[1]
      For example, «Dear. Dr. Nora Woods and Dr. Mark Brook:».

      Advertisement

    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 3

      3

      Include a carbon copy. However, you may be writing a letter to many, many recipients. In this case, you can include a carbon copy on the bottom of the letter. A carbon copy, or cc, lets others know who else is receiving the letter. You can include a carbon copy somewhere below your signature.

      • A carbon copy is usually marked by the words «cc» or «copies to», usually followed by a colon.
      • Multiple recipients are listed using their full names and alphabetically. For example, «cc: Dr. Mark Brook, Dr. Nora Woods.» If the recipients are from a different business, it’s important to include that business’s name in parentheses after the names. For example, «cc: Dr. Mark Brooks (Penbrook Medical Associates), Dr. Nora Woods (Shepherd Medical Hospital).
      • Keep in mind, the term «carbon copy» means there will be copies of the letter circulating. You should make sure, if you’re using a carbon copy, all parties listed receive their own copy of the letter. You should not use a carbon copy if you’re only sending the letter to one person.
    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 4

      4

      Use an informal word only in certain cases. In rare cases, you may be sending a business letter out to an entire office or a very large group. In this case only, it is appropriate to use an informal word to address the letter. If you’re sending a mass e-mail to your entire company, for example, you can write something like, «Dear Associates» or «Dear Colleagues» if your company consists of well over 10 people. Keep in mind it is always better to get a name, however.[2]

    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 5

      1

      Consider formality. Formality makes a big deal in how you address a letter. When sending out a formal invitation, like a wedding invitation, it’s custom to use titles like «Mr.» and «Mrs.» This is also the case for sending out cover letters. However, if you’re sending a casual letter to a close friend or family member, formality matters less. It’s appropriate to simply use first names, which may actually be easier when addressing multiple recipients. For example, it’s more cumbersome to write «Dear Mr. Silas Kingsley and Mr. James Knight» than it is to simply write, «Dear Silas and James.»

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 6

      2

      Take special considerations with married couples. When addressing a letter to multiple recipients, you’re often writing to a married couple. Do some research ahead of time. See whether or not the couple has the same last name, and make sure to address them by the appropriate title in a formal letter.[3]

      • Whose name comes first is somewhat subjective, but some etiquette rules claim if someone has a high ranking title, like doctor, their name should come first. For example, if you’re writing to a husband and wife, and the wife has a PhD, you would write, «Dear Dr. Jacobs and Mr. Jacobs.» You could also write, «Dear Dr. and Mr. Jacobs.»
      • If no one has a formal title beyond «Mr.» or «Mrs.», you can simply write «Dear Mr. and Mrs. Jacobs» or «Dear Mr. Jacobs and Mrs. Jacobs.» This really depends mostly on your preference. You can also try something like, «Dear Oliver and Marie Jacobs.» You can also switch up the order of the names. Formal rules of etiquette usually place the man’s name first, but this is a largely outdated practice and some people may even take offense.
      • If a couple has different last names, make sure you acknowledge this in your salutation. For example, «Dear Mr. Jacobs and Ms. Elliot» or «Dear Mr. Oliver Jacobs and Ms. Marie Elliot.»
      • If this is an informal letter, keep things simple. You can just write «Dear Marie and Oliver» or «Dear Oliver and Marie.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 7

      3

      Address a family as one unit, if appropriate. If you’re writing a letter to a family, consider addressing them as one unit. For example, you can try something like, «Dear Donahue Family.» This is a salutation often used in holiday cards.

      • You can also try including a couple of names, but not all the names. If you know a couple with a lot of kids, for example, you can try something like, «Dear Katie, James, and family.»
      • For smaller families, including the names of everyone can be a nice touch. If it’s not too cumbersome, try to include everyone’s name. For example, «Dear Katie, James, Harper, and Brayden.»
    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 8

      4

      Use an informal word as a last resort. In some cases, you may not know who exactly you’re addressing. While it’s always ideal to try and get a name, if it’s not possible you can use informal words. If you’re sending a cover letter to a large literary magazine, you can write «Dear Editors» if there are five or six editors that handle submissions. If you’re a boss and sending a letter to all your employees, something like «Dear employees» is sometimes appropriate.[4]

      • Keep in mind it’s always best to get a name. You should only use this approach as a last resort if you’re unable to find a specific name.
    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 9

      1

      Address a business letter. In a business letter, you would write the name, then the company name, then the delivery address, and lastly the city, state, and zip code. In a business letter, write the first person’s name, then a comma, then their title at the company after the comma. On a new line, write the next person’s name, title, and so on.

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 10

      2

      Include all names, if possible. If you’re sending the letter to one address, try to include all names. In a formal letter, it’s best to include full names and titles of all the recipients. However, this is not always possible. It depends on the size of the envelope and your handwriting. If you’re able to write small and neat, or working with a larger envelope, it’s probably feasible to include all names.[5]

      • For example, you could write something like «Mr. Oliver Jacobs and Mrs. Marie Jacobs» as the recipient’s name. If you’re limited on space, you can try something like, «Mr. and Mrs. Jacobs.»
      • Make sure you get titles correct. For example, if Oliver Jacobs has his PhD, write something like «Dr. Oliver Jacobs and Mrs. Marie Jacobs.» Or «Dr. and Mrs. Jacobs.»
      • For more informal letters, do not worry as much about titles. If you are writing to close relatives or friends, «Mr.» and «Mrs.» are no required. Simply write something like, «Oliver and Marie Jacobs» or «Marie and Oliver Jacobs.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 11

      3

      Try referring to a family as a unit. If you’re sending out a Christmas card, it’s usually appropriate to write the family as a single unit, using their last name and adding «family». You can write down «The Jones Family» on the envelope. As long as you have the address correct, the mail carrier should be able to figure it out.

    4. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 12

      4

      Address a letter to the appropriate institution. If you’re mailing a letter to a larger institution, you should usually write down the name of that institution. When applying to grants, scholarships, and so on, there is usually instructions on your application explaining how to address your envelope. Usually, you would write something like, «Admissions Office at Brown University.»

      • When sending in submissions to a literary magazine, the magazine’s website should provide information on how to address your envelope.
    5. Advertisement

    1. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 13

      1

      Stay away from referring to a married couple by the man’s name. Some very dated rules of etiquette advise omitting the woman’s name when addressing a married couple. You would address a couple as something like, «Mr. and Mrs. Oliver Jacobs.» While this was once the preferred method of addressing a married couple, it’s considered dated by modern standards. Many women find it sexist to have their names omitted in a letter. You should err on the side of caution and avoid omitting a woman’s name when addressing a letter or envelope.[6]

    2. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 14

      2

      Avoid things like «To Whom it May Concern» in cover letters. Many people begin cover letters with something like «To Whom It May Concern.» You may do this if you find multiple names for the hiring manager. However, it’s always better to go with one or two names. Writing «To Whom It May Concern» conveys you did not do your research. You can usually figure out a company’s hiring manager by browsing their website.[7]

      • If you cannot find any information on hiring managers, use a specific word to address your cover letter. For example, «Dear Hiring Managers» would work, or something like, «Dear Hiring Staff of the Hilton Hotel.»
    3. Image titled Address a Letter to Multiple Recipients Step 15

      3

      Make sure you get titles correct. When addressing multiple recipients, make sure you get everyone’s title correct. Know if someone has a PhD and address them as «Dr.» If someone is a priest, check to see if they’re typically addressed as «Rev.» When sending out a letter, you want to make sure you’re respectful of everyone’s titles.[8]

    4. Advertisement

    Add New Question

    • Question

      How do I address a letter to two married couples?

      Community Answer

      Mr. and Mrs. (last name) & Mr. and Mrs. (other last name).

    • Question

      How do I address the second page of a letter to multiple people at a company?

      Donagan

      It’s not necessary for you to address the second page.

    Ask a Question

    200 characters left

    Include your email address to get a message when this question is answered.

    Submit

    Advertisement

    • If the letter is a thank you note or another personal note, consider sending each person a separate letter.[9]

    • Email etiquette follows similar rules. You can use the same rules as formal letter writing to address a job application or other formal email.

    Advertisement

    References

    About This Article

    Article SummaryX

    To address a professional letter to multiple recipients, start with a salutation beginning with “Dear” followed by their full names. For example, write “Dear Dr. Nora Woods and Dr. Mark Brooks,” and end with a colon instead of a comma. If you’re addressing an entire office or company, you can use a less formal salutation such as “Dear Colleagues” or “Dear Associates.” Keep in mind, however, that such salutations are normally used for very large groups, or informal letters like mass e-mails. For more advice, including how to address multiple recipients in a personal letter, keep reading.

    Did this summary help you?

    Thanks to all authors for creating a page that has been read 589,823 times.

    Reader Success Stories

    • John

      «Loved it! It was the best how-to in the world.»

    Did this article help you?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать уберусь или убирусь правильно
  • Как написать убеждающую речь
  • Как написать убеждающий текст
  • Как написать убедительную речь
  • Как написать у нескладовую на клавиатуре телефона