Как написать вариации на заданную тему

Учимся сочинять вариации

 (обращаем внимание только на мелодию)

Проще всего сочинять вариации на soprano ostinato. Здесь нужно просто взять мелодию и придумывать к ней разный аккомпанемент.

Сложнее всего сочинять вариации на basso ostinato. Это полифонические вариации, и чтобы они хорошо получились, нужно уметь обращаться с полифонией.

Увлекательнее всего сочинять фигурационные вариации. И этому можно вас немножко научить. Попробуем поработать с очень простой мелодией. Это русская народная плясовая песня «Ах вы сени мои, сени».

Пример 45

Быстро, весело

Мелодия состоит из четырёх фраз, две первые и две последние почти одинаковые, но с небольшим врьированием. Обратите внимание на изменение в повторе выделенного мотива.

Ваша задача — изменить мелодию, но так, чтобы она всё же узнавалась. Вот три совета. Учтите, что это лишь советы, а не правила. Сочинять музыку по правилам — очень скучное занятие. Но советы всё же нужны.

Совет первый. Что лучше всего узнаётся и запоминается в любом музыкальном отрывке? Ну конечно, начало. Значит, в начале изменения должны быть лёгкими и прозрачными, чтобы мелодия легко угадывалась, а вот в конце можно пофантазировать и сочинить что-нибудь совсем другое.

Совет второй. Выберите в мелодии основные «интонационные точки», вокруг которых будет «крутиться» ваша вариация. Например, вот эти:

Пример 46

Не обязательно строго придерживаться этих точек, но всё-таки хорошо бы иметь их в виду. В примерах, которые я сейчас приведу, эти точки соблюдаются, но не совсем строго.

Совет третий. Сохраняя общую форму мелодии (как в строгих вариациях), придумайте какие-нибудь новые ритмические рисунки, можете даже изменить размер, как в последнем примере.

В двух примерах я применил секвенцию. Но секвенциями надо пользоваться осторожно, если их нет в самой теме.

       
       

А сейчас я продемонстрирую, как придумать на эту тему жанровые вариации. Что это такое? Это свободные вариации, в каждой из которых представлен какой-нибудь жанр: марш, вальс и т. д. А поскольку сочинять такие вариации только на мелодию не очень интересно, припишем к теме простенький аккомпанемент.

В прошлой статье мы коснулись с вами темы варьирования и сегодня я хотел бы рассказать Вам о самом популярном способе вариаций: Вариации на тему.

Интересно, что данный способ импровизации является одним из самых старых в музыкальном искусстве и его можно встретить в музыке эпохи барокко и ранее.

Как мы уже знаем, использование вариаций обеспечивает вам бесконечные идеи и вдохновение для создания импровизаций в любом стиле. Вот лишь часть тех плюсов, которые вы получите освоив вариации в импровизации:

Сможете импровизировать на любую песню в любом стиле
Создавать собственные интерпретации мелодий
Улучшить ясность импровизационной мысли
Освоите подход, который применяют мастер импровизации

Если взять в качестве примера джазовые вариации, то важно отметить, что в эпоху зарождения джаза большинство импровизаций представляли собой слегка видоизмененные варианты главной темы приправленные пентатоническими ходами.

Например, послушайте варианты импровизации на известную тему
When the Saints Go Marching In
от Луи Армстронга

video

После того, как послушаете этот пример составьте список тех видоизменений, которые вам удалось заметить.
Это может быть отличным упражнением и схемой для импровизации ,как на эту тему так и на любую другую.

Дополните следующий список самостоятельно:

Ритмические вариации

  • Дробление – вместо четверти сыграйте 2 восьмые, вместо половинной 2 четверти и т.д.
  • Используйте более долгие длительности , чтобы дать пространство другим музыкантам
  • Синкопирование – смещайте все ноты влево или вправо относительно сильных долей (офбит)
  • Смещайте целые фразы – вы можете начать на долю, 2 или даже целый такт раньше
  • Растягивайте и сжимайте ритм
  • Работайте с темпом

Мелодические вариации

  • Добавляйте проходящие и вспомогательные тона
  • Меняйте высотность нот
  • Добавляйте заполнения в паузах
  • Убирайте ноты из мелодии

Синтаксические вариации

  • Сжимайте и расширяйте фразы
  • Используйте суммирование и дроблений
  • Используйте неделимую фразировку
  • Создайте фразировку внутри постоянного ритмического движения

Это лишь небольшая часть приемов, которые вы можете использовать

Также очень полезно выделить 2 вида варьирования и осваивать их по мере усложнения.

1. Легкое варьирование
2. Сложное варьирование

Ниже вы можете видеть оригинальный мотив и 2 вида варьирования.

ex1
В первом случаем мы видим:

а) ритмическое изменение — смещение на восьмую в право
б) мелодическое — добавление вспомогательно ноты

Во втором сложное варьирование:

а) смещение первой вариации на восьмую влево ( ритм)
б) добавление отрезка лада (g-a-b)
в) ритмическое заполнение триолью
г) изменение высоты верхней ноты ( с d на e)

При этом мотив остается достаточно узнаваемым, что является важным отличием варьирования и создание нового материала.

При обучении импровизации выделяют около 30 способов ритмического и около 20 способов мелодического развития музыкальных идей.
Как Вы понимаете, 50 рабочих способ это не просто много — это достаточно для практически бесконечного генерирования музыкальных идей.

В следующей статья я расскажу Вам о наиболее популярных способах варьирования.

Известно, сочинениям крупной формы, в отличие от миниатюр, присуще большее разнообразие содержания, более протяженное развитие музыкального материала, что требует от исполнителя большего объема внимания, памяти, волевых усилий.

Не случайно в репертуаре учащихся младших классов видное место занимают вариационные циклы. Их своеобразие заключается в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над вариациями приобретает разнообразные исполнительские навыки. При сочетании вариаций в единое целое перед ним встают задачи, свойственные сочинениям крупной формы.

Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл – музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм, известная с XIII века.

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза предложение в периоде и т.д. вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее двух вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной, написанной самим композитором, или заимствованной.

Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского, как в Ариетте из 32-й фортепианной сонаты Бетховена.

Вариации принято классифицировать по четырем параметрам.

  1. По тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса, выделяют:

а) прямые вариации

б) косвенные вариации

2. По степени изменения:

а) строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы)

б) свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т.д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием).

3. По тому, какой метод варьирования преобладает:

а) полифонические

б) гармонические

в) фактурные

г) тембровые

д) фигурационные

е) жанрово-характерные

4. По количеству тем в вариациях:

а) однотемные

б) двойные (двухтемные)

в) тройные (трехтемные).

В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato, фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации.

Эти типы вариаций существовали параллельно (по крайней мере с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato, венские классики – к фигурационным, композиторы-романтики – к жанрово-характерным. В музыке ХХ века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата эпохи барокко и вариации с темой в конце (появились в конце XIX века).

Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная форма.

Во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, а далее – цепь фигурационных вариаций.

Любой вариационный цикл – разомкнутая форма, то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно. Поэтому перед композиторами встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трехчастная форма или рондо. Трехчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счет единой фактуры или за счет ритмического нарастания.

Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга.

Среди многочисленных вариаций, исполняемых в детской музыкальной школе в младших классах, популярны Вариации Соль мажор Фридриха Кулау.

Фридрих Кулау (1786 – 1834) – немецко-датский композитор, пианист, музыковед. (Немец по национальности, но переехал в молодости в Данию). Очень много произведений написал для фортепиано: концерт, сонатины…

Вариации Соль мажор широко используются в педагогической практике. При работе над данным произведением можно решать следующие педегогические задачи:

образовательные:

— научить грамотному разбору и пониманию содержания и структуры произведения крупной формы;

— расширить музыкальный кругозор;

развивающие:

— развивать музыкальное мышление;

— развивать технические навыки исполнения;

— развивать волевые качества;

воспитательные:

— воспитывать интерес к занятиям.

Это типичный образец вариаций классического типа. В основе их лежит жизнерадостная тема танцевального характера, изложенная в форме периода.

Всего 6 вариаций, в которых, как это свойственно вообще большинству классических вариаций, неизменно сохраняется единый темп и гармоническая основа.  

Гармония очень простая: тоника и доминанта. Все вариации написаны в основной тональности Соль мажор, за исключением четвертой вариации.

Каждая вариация подвергается фактурным изменениям, что и придает различные оттенки общему жизнерадостному настроению музыки.

Вариация 1. Тема, которая переходит в левую руку, немного изменяется: вместо кокетливой лиги в конце фраз появляется более значительный, долгий звук. Некоторую техническую трудность представляет фигурация в правой руке, где требуется пластичность и гибкость кругового движения кисти. Технической работы требует и различная координация рук.

Вариация 2. Тема в ее первоначальном виде возвращается в партию правой руки. Она звучит на фоне ровного «журчания» аккомпанемента, в котором проходит скрытый голос, ведущий свою мелодическую линию. Тема благодаря новому фактурному изложению становится более поэтичной, изысканной.

Вариация 3. Это диалог между двумя голосами. Довольно легкая для исполнения (короткие гаммообразные пробежки), но требует быстрой смены динамики, перестройки, реакции. Сама тема почти исчезает, более ясны ее интонации во втором предложении.

Вариация 4. Вносит большой контраст в связи с изменением лада. Написана в параллельной тональности ми минор. Из-за яркого контраста следует сделать чуть более длительной цезуру перед этой вариацией. Довольно сложное для исполнения второе предложение, но, несмотря на это, оно должно звучать взволнованно, страстно.

Вариация 5. Наверное, это самая беззаботная, воздушная музыка, льется сплошным потоком. В правой руке беспрерывные тихие пассажи шестнадцатых (довольно сложные), в левой – порхание коротких трезвучных мотивов. Тема исчезла.

Вариация 6. Заключительная вариация полна радости, ликования, энергии. Танцевальное начало очень ярко выявлено благодаря характерному вальсовому аккомпанементу в левой руке. Здесь вполне уместно использовать короткую прямую педаль.

Мелодия в правой руке устремляется по звукам тонического трезвучия вверх, а вниз сбегает по звукам доминантсептаккорда.

Эффектны стремительные завершающие пассажи небольшой каденции.

После тщательного разбора произведения, преодоления технических трудностей в каждой отдельной вариации, следует незамедлительно работать над целостностью формы. Для этого совершенно необходимо сохранение темпового единства, чему способствует выработка ощущения пульсации.

Содержание произведения связано с постоянными изменениями в каждой вариации. Важно уметь быстро перестраиваться с одного настроения на другое. Полезно отдельно отработать переходы от одной вариации к другой, связывая последнюю фразу предыдущей вариации с первой фразой последующей, ясно представляя себе характер изменений.

Выводы: учащиеся младших классов, разучивая более сложные произведения крупной формы, приобретают новое качество музыкального мышления, что имеет большое значение для их развития. Работа над Вариациями Ф. Кулау знакомит с особенностями музыкального языка эпохи классицизма, воспитывает чувство формы, ритмическую устойчивость, ясность игры и точность выполнения всех деталей нотного текста. Именно произведения классиков развивают музыкальный вкус юных музыкантов.

Оглавление

Гомофонические формы
Период простейшего строения
Усложнения периода
Русская народная песня
Простая двухчастная форма
Трехчастная форма
Сложная трехчастная форма
Тема с вариациями
Рондо
Сонатная форма
Рондо-Соната
Циклические формы
Смешанные формы
Вокальные формы

Темой с вариациями называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и нескольких ее повторений в измененном виде, называемых вариациями. Так как число вариаций не ограничено, то схема данной формы может иметь лишь очень общий вид:

A + A1 + A2+A3…..

Метод варьированного повторения встречался уже применительно к периоду, а также к двух- и трехчастным формам. Но, проявляясь там при повторении какой-нибудь части или в приемах тематической работы, он несет, в известном смысле, вспомогательную, служебную роль, даже при динамизации, им вносимой. В вариационной же форме метод варьирования1 играет роль основы формообразования, так как без него получилось бы простое повторение темы подряд, которое не воспринимается как развитие, особенно в инструментальной музыке.
Ввиду того, что наиболее давние образцы вариаций непосредственно-связаны с танцевальной музыкой, можно предположить, что именно она послужила непосредственным источником и поводом для возникновения вариационной формы. В связи с этим довольно вероятно ее происхождение, хотя, может быть, и не прямое, из народной музыки.

Вариации на basso ostinato

В XVII столетии появились вариации, построенные на сплошном повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас, состоящий из многократного повторения одной мелодической фигуры, называется basso ostinato (упорный бас). Первоначальная связь этого приема с танцем проявляется в названиях пьес, построенных таким образом,— пассакалия и чакона. И то и другое — медленные танцы в трехдольном размере. Установить музыкальное различие между этими танцами трудно. В более позднее время иногда даже теряется связь с первоначальным трехдольным размером (см. Гендель. Пассакалья g-moll для клавира) и старые названия танцев обозначают лишь род вариационной формы. Танцевальное происхождение пассакальи и чаконы сказывается в строении темы, которая представляет собой предложение или период в 4 или 8 тактов. В некоторых случаях вариации описываемого вида не имеют названия, указывающего их строение.
Как уже было сказано, остинатная мелодия, как правило, повторяется в басу; но иногда ее временно переносят, для разнообразия, в верхний или средний голос, а также подвергают некоторой орнаментации (см Бах Пассакалья c-moll для органа)
При неизменности остинатного баса, вариационное развитие выпадает на до/но верхних голосов Во-первых, в разных вариациях возможно различное их количество, дающее ту или иную степень сгущенности гармоний, которую можно регулировать в целях нарастания интереса Во-вторых, при неизменном басе, мелодика хотя бы одного верхнего голоса должна изменяться, чтобы преодолеть монотонность Следовательно, уже соотношение одних крайних голосов в какой-то мере полифоиичио. Остальные голоса тоже часто развиваются, полифонизируя всю музыкальную ткань. Разнообразие может быть создано и разными степенями и типом общего движения Это непосредственно связано и с распределением движений более крупными или мелкими длительностями В общем типично постепенное нарастание насыщенности музыки движением разного рода, мелодико-полифоническим и ритмическим. В больших циклах вариаций на basso ostinato вводится и временное разрежение фактуры, как бы для нового разбега
Гармоническое строение вариаций на basso ostinato в каждом цикле более или менее однородно, так как не меняющийся фундамент гармонии — бас — допускает ограниченное количество вариантов в гармонии. Каденции встречаются преимущественно полные в конце повторяющихся фигур; иногда доминанта последнего такта фигуры образует вместе с начальной тоникой следующей такой же фигуры вторгающуюся каденцию Этот прием, понятно, создает большую слитность и связность, способствуя цельности всей формы На грани двух вариаций возможны и прерванные каденции (см «Crucifixus» из Мессы h-moll Баха).
Структура вариаций, вследствие повторения остинатного четырех-или восьмитакта, в общем единообразна, и известная маскировка периодичности возможна лишь на почве вторгающихся каденций, упомянутых выше, а также и при помощи полифонических наложений концов и начал. Последнее встречается сравнительно редко Кроме всего прочего, краткость частей формы сама по себе служит движущей силой, они так малы, что не могут представляться самостоятельными.
Вариации на basso ostinato, возникнув приблизительно в начале XVII века, получили большое распространение к его концу и в первой половине XVIII века. После этого они уступают место более свободным формам варьирования и встречаются довольно редко Поздние образцы: в известной мере — Бетховен. 32 вариации; Брамс Четвертая симфония, финал; Шостакович Восьмая симфония, ч. IV. Ограниченное применение встречается время от времени, например, в коде первой части девятой симфонии Бетховена, в коде первой части шестой симфонии Чайковского. В обоих названных произведениях ostinato ие имеет самостоятельного значения, и применение его в заключениях напоминает тонический органный пункт. Все же изредка можно встретить и самостоятельные пьесы, основанные на ostinato. Примеры: Аренский. Basso ostinato , Танеев Largo из фортепианного квинтета, ор. 30.

Строгие вариации. Их тема

В XVIII столетии, отчасти параллельно с существованием basso ostinato, но в особенности к концу века, сформировался новый тип вариационной формы — вариации строгие (классические), иногда называемые орнаментальными. Их прототип можно видеть в следовании за одним из танцев старинной сюиты вариаций на него, снабженных многочисленными мелкими украшениями, без сколько-нибудь значительных изменений всех основных элементов (так называемые Doubles). Приемы, выработавшиеся в остинатных вариациях, также не прошли бесследно для образования нового типа вариационной формы. Отдельные черты преемственности будут ниже показаны.
Прежде всего, как преемственность, так и новые черты оказываются налицо уже в самой теме.
С мелодической стороны тема — простая, легко узнаваемая, заключает в себе типичные обороты. В то же время слишком индивидуализированные обороты отсутствуют, так как они труднее поддаются варьированию, а повторение их было бы назойливым. Контрасты незначительны, но есть элементы, могущие быть развитыми самостоятельно. Темп темы умеренный, что, с одной стороны, благоприятствует ее запоминанию, с другой — дает возможность ускорения или замедления в вариациях.
С гармонической стороны тема тонально замкнута, внутреннее строение ее типично и просто, равно как и мелодика. Фактура также не содержит в себе сколько-нибудь сложных фигурационных узоров гармонических или мелодических.
В строении темы прежде всего важна ее длина. Уже в баховское время встречаются темы в простой двухчастной форме, наряду с короткими темами. Для темы классических вариаций наиболее характерна двухчастная форма с репризой; реже встречается трехчастная.
Последняя, видимо, менее благоприятна для вариационной формы, так как на грани каждых двух вариаций, в этом случае, оказываются рядом части одинаковой длины, при сходном содержании:
untitled-1213

Особенно редко встречается тема, состоящая из одного периода. Такой пример —тема 32-х вариаций Бетховена, которые, однако, напоминают старинные вариации, на ostinato, в частности и строением темы. В строении двухчастных тем нередки небольшие отступления от квадратности.

Примеры: Моцарт. Вариации из ф-п. сонаты A-dur (расширение II периода); Бетховен. Соната, ор. 26, ч. I (расширение середины).

Методы варьирования

Орн’а ментальное варьирование в целом дает более или менее постоянную близость к те-м е. Оно как бы раскрывает разные стороны темы, существенно не изменяя ее индивидуальности. Такой подход, как бы со стороны, можно характеризовать как объективный.
Конкретно, главные способы варьирования — следующие:
1) Мелодия (иногда бас) подвергается фигурационной обработке. Большое значение имеет мелодическая фигурация — обработка вспомогательными, проходящими и задержаниями. Опорные звуки мелодии остаются на своих местах или оттесняются на другую близлежащую долю такта, иногда перебрасываются в другую октаву или другой голос. Гармоническая фигурация при обработке мелодии
имеет несколько меньшее значение. Мелодия в подлинном или измененном виде может быть помещена и в другой голос.
Непосредственно с фигурацией мелодии связаны ритмические изменения, преимущественно ускорение движения. Иногда меняется и метр. Большинство этих приемов можно найти уже в музыке первой половины XVIII столетия (см. «Гольдбергов-ские вариации» Баха). Традиция полифонизации хотя бы некоторых частей в вариационных циклах того времени также нашла отражение в орнаментальных вариациях классиков. Некоторые вариации в их циклах построены целиком или частично канонически (см. Бетховен. 33 вариации). Встречаются целые фуги (см. Бетховен. Вариации, ор 35) и фугетты.
2) Гармония, в общем, изменяется мало и часто является наиболее удобоузнаваемым элементом, особенно при широких фигурациях в мелодии.
Общий план, как правило, неизменен. В деталях можно встретить новые созвучия, образовавшиеся от фигуративных изменений голосов, иногда — новые отклонения, увеличение хроматики.
Варьирование сопровождения гармонической фигурацией очень распространено.
Тональность на протяжении всего цикла вариаций остается одна и та же. Но, отчасти в начале XVIII века, а в вариациях классиков сплошь и рядом, вносится ладовый контраст. В маленьких циклах одна, а в больших иногда и несколько вариаций сочиняются в тональности одноименной к главной (minore в мажорных циклах, maggiore — в минорных). В этих вариациях относительно часто встречаются изменения в аккордике.
3) Форма темы до классиков и у них, как правило, вовсе или почти не изменяется, что, в свою очередь способствует ее узнаваемости. Отступления от формы темы наиболее обычны для тех вариаций, в которых основную роль играют полифонические элементы. Встречающиеся в качестве вариаций фуги или фугетты, основываясь на мотивах темы, строятся по своим правилам и законам, независимо от ее формы (см. Бетховен. Вариации, ор. 35 и ор. 120).
Итак, многие методы варьирования, изобретенные в доклас-сическом искусстве, были восприняты классиками, и к тому же значительно развиты ими. Но ими же были введены и новые приемы, усовершенствовавшие вариационную форму:
1) Вносится некоторый контраст внутри отдельных вариаций.
2) Вариации в большей мере, чем прежде, контрастируют по характеру друг с другом.
3) Становится обычным контраст темпов (в частности Моцарт ввел в циклы медленную предпоследнюю вариацию).
4) Последняя (финальная) вариация несколько напоминает по характеру заключительные части других циклов (своим новым темпом, метром и т. д.).
5) Вводятся коды, пространность которых отчасти зависит от общей длины цикла. В кодах встречаются дополнительные вариации (без №), иногда разработочные моменты, но, в особенности, приемы, обычные для заключительного изложения (дополнительные каденции). Обобщающий смысл коды нередко сказывается в появлении оборотов, близких теме (см. Бетховен. Соната, ор. 26, ч. I), отдельным вариациям (см. Бетховен. 6 вариаций G-dur); иногда же, вместо коды, полностью проводится тема (см. Бетховен. Соната, ор. 109, ч. III). В доклассическое время имело место повторение темы Da Capo в пассакальях.

Порядок расположения вариаций

Раздельность и замкнутость частей вариационного цикла порождает опасность размельчения формы на изолированные единицы. Уже в ранних образцах вариаций намечается стремление преодолеть такую опасность посредством объединения вариаций в группы по какому-нибудь признаку. Чем длиннее весь цикл, тем необходимее укрупнение общих контуров формы, посредством группировки вариаций. Вообще в каждой вариации доминирует какой-нибудь один способ варьирования, не исключая вовсе применения других.

Часто ряд соседних вариаций, различаясь в деталях, имеет сходный характер. Особенно распространено накопление движения, посредством введения более мелких длительностей. Но чем крупнее вся форма, тем меньше возможность единой непрерывающейся линии восхождения к максимуму движения. Во-первых, помеха тому—ограниченные возможности моторности; во-вторых, конечное однообразие, которое неминуемо получилось бы от этого. Целесообразнее конструкция, дающая восхождение, чередующееся со спадами. После спада новый подъем может дать более высокую точку, чем предыдущий (см. Бетховен. Вариации G-dur на оригинальную тему).

Пример строгих (орнаментальных) вариаций

Образцом орнаментальных вариаций, с очень высокими художественными достоинствами, может служить первая часть фортепианной сонаты, ор 26, Бетховена. (Для сохранения места, нз темы н всех вариаций, кроме пятой, приводится одно первое предложение.) Тема, построенная в обычной двухчастной форме с репризой, имеет спокойный, уравновешенный характер с некоторым контрастом, в виде задержаний sf на ряде мелодических вершин Изложение — полнозвучное в большей части темы. Регистр, благоприятствующий кантиленности:

untitled-1312

В первой вариации гармоническая основа темы сохранена полностью, но низкий регистр придает густоту звучания и «хмурый» характер началам I, II предложений, концу I предложения, началу репризы. Мелодия в этих предложениях пастью находится в низком регистре, но затем уходит из него в более светлую область. Звуки мелодии темы частью смещены на другие доли, частью переброшены в другие октавы и даже в другой голос. В обработке мелодии принимает большое участие гармоническая фигурация, с чем и связано новое размещение звуков мелодии. Преобладает ритм как бы разбега

untitled-1412

натолкнувшегося на препятствие. В I предложении II периода ритмы — равномернее, плавнее, после чего в репризе возвращается основная ритмическая фигура:

untitled-1510

Во второй вариации, также при сохранении гармонии темы, очень отчетливы изменения фактуры. Мелодия помещена отчасти в басу (в первых двух тактах и в репризе), но уже с третьего такта в ломаных интервалах баса намечается второй, лежащий над ним, средний голос, в который и переходит тема С пятого такта широкие скачки в левой руке вполне отчетливо расслаивают голоса. Мелодия темы изменена здесь очень мало, гораздо меньше, чем в первой вариации. Но, в противоположность теме, новая фактура придает второй вариации характер взволнованности. Движение в партии левой руки почти сплошь шестнадцатыми, в общем же, с аккомпанементнымн голосами правой руки, тридцатьвторыми. Если последние в первой вариации как бы «наталкивались на препятствие», то здесь они текут потоком, прерывающимся только с окончанием первого периода:

untitled-169

Третья вариация — minore, с характерным ладовым контрастом. В этой вариации заключены наибольшие изменения В мелодии, прежде волнообразной, теперь преобладает восходящее движение по секундам, опять с преодолением препятствий, на этот раз в лице синкоп, особенно в моменты задержаний. В начале середины — более ровное и спокойное движение, конец же ее ритмически близок к предстоящей репризе, которая полностью подобна второму предложению первого периода. Гармонический план значительно изменен, кроме четырех главных каденций. Изменения аккордики отчасти обусловлены требованиями восходящей линии, как бы подталкиваемой басом, который наступает в ту же сторону (основа гармонии здесь — параллельные секстаккорды, иногда несколько усложненные) В середине отклонение во II ступень мажора заменено отклонением в IV ступень минора, как следствие смены лада. Регистр — низкий и средний, преимущественно с низкими басами. В целом преобладает колорит мрачности и подавленности:

untitled-178

В четвертой вариации возвращается главная мажорная тональность Контраст лада усилен и просветлением регистра (преимущественно средний и верхний). Мелодия непрерывно перебрасывается из од пой октавы в другую, за ней следует сопровождение Staccato сопровождения в совокупности со скачками в мелодии и синкопами придает вариации характер scherzando. Появление шестнадцатых во вторых предложениях обоих периодов делает этот характер несколько острее. Гармония отчасти упрощена, вероятно, ради основной ритмической фигуры, но отчасти и больше хроматизирована, что с описанными выше элементами способствует эффекту некоторой причудливости Несколько оборотов дано в низком регистре, как реминисценция из предыдущих вариаций:

untitled-188

Пятая вариация, после скерцозной четвертой, дает вторую волну нарастания движения. Уже ее первое предложение начинается триолями шестнадцатых; со второго предложения до ее конца движение идет тридцатьвторыми. При этом, в целом, она, несмотря на сгущенне движения, наиболее светла по колориту, так как низкий регистр в ней использован ограниченно. Пятая вариация близка к теме не менее, чем вторая, ибо в ней полностью возвращен гармонический план темы. Здесь во вторых предложениях обоих периодов мелодия темы воспроизведена почти буквально в среднем голосе (правая рука), в 6 тактах середины — в верхнем голосе. В первых же предложениях она слегка замаскирована: в тт. 1—8 в верхнем голосе ее звуки оттянуты на конец каждой триоли; в тт 17—20 два верхних голоса темы сделаны нижними, а бас этого места темы расположен выше них и фигурирован:

untitled-199

Приемы сквозного развития в вариационной форме

Уже неоднократно упоминалась общая тенденция зрелого классицизма к широкому сквозному развитию формы. Эта тенденция, приведшая к усовершенствованию и расширению многих форм, отразилась и на вариационной форме. Выше также отмечено значение группировки вариаций для укрупнения контуров формы, вопреки ее природной расчлененности. Но, благодаря замкнутости каждой отдельной вариации, общему преобладанию главной тональности, форма в целом—несколько статична. Бетховен впервые в очень крупной вариационной форме, помимо известных до того средств построения такой формы, вводит значительные отрезки неустойчиво-разработочного порядка, связующие части, использует незамкнутость отдельных вариаций и проведение ряда вариаций в подчиненных тональностях. Именно благодаря новым для вариационного цикла приемам оказалось возможным построить такую крупную форму этого рода, как финал третьей симфонии Бетховена, план которого приводится (цифры означают номера тактов).
1 —11 — Блестящее стремительное введение (интродукция).
12— 43— Тема А в двухчастной форме, изложенная совсем примитивно (собственно — только контуры баса); Es-dur.
44—59—I вариация; тема А в среднем голосе, контрапункт в восьмых; Es-dur.
60—76—II вариация, тема А в верхнем голосе, контрапункт в триолях; Es-dur
76— 107—111 вариация; тема А в басу, над ней мелодия В, контрапункт в шестнадцатых; Es-dur.
107—116—Связующая часть с модуляцией; Es-dur — c-moll.
117—174—IV вариация; свободная, вроде фугато; c-moll — As-dur, переход в h-moll
175-210 — V вариация; тема В в верхнем голосе, частью с быстрым контрапунктом в шестнадцатых, позже в триолях; h-moll, D-dur, g-moll.
211—255 — VI вариация; тема А в басу, над ней совсем новая контртема (пунктирный ритм); g-moll.
256—348 — VII вариация; как бы разработка, темы А и В, частью з обращении, контрапунктичность фактуры, главная кульминация, C-dur, c-moll, Es-dur.
349—380 — VIII вариация; тема В проведена широко в Andante; Es-dur.
381—403—IX вариация; продолжение и развитие предыдущей вариации; тема В в басу, контрапункт в шестнадцатых Переход в As-dur.
404—419 — X вариация; тема В в верхнем голосе, со свободным продолжением; As-dur переход в g-moll.
420—430—XI вариация; тема В в верхних голосах; g-moll.
429—471 — Кода, введенная интродукцией, сходной с той, которая была в самом начале.

Свободные вариации

В XIX столетии наряду со многими образцами вариационной формы, в которых отчетливо отражена преемственность основных методов варьирования, проявляется новый тип этой формы. Уже в вариациях Бетховена, ор. 34, имеется ряд нововведений. Только тема и последняя вариация — в главной тональности; остальные же все —в подчиненных тональностях, расположенных по нисходящим терциям. Далее, хотя гармонические контуры и основной мелодический рисунок в них еще мало изменены, но ритмика, метр и темп меняются и притом так, что каждой вариации придан самостоятельный характер.
untitled-209

В дальнейшем направление, намеченное в этих вариациях, получило значительное развитие. Его основные черты:
1) Тема или ее элементы изменяются таким образом, что каждой вариации придается индивидуальный, очень самостоятельный характер. Такой подход к обработке темы можно определить, как более субъективный, по сравнению с тем, который проявлялся у классиков. Вариациям начинает придаваться программный смысл.
2) Благодаря самостоятельности характера вариаций весь цикл превращается в нечто подобное сюите (см. § 144). Иногда появляются связки между вариациями.
3) Возможность смены тональностей внутри цикла, намеченная Бетховеном, оказалась очень уместной для подчеркивания самостоятельности вариаций посредством разницы в тональном колорите.
4) Вариации цикла, в ряде отношений, строятся довольно независимо от структуры темы:
а) меняются тональные отношения внутри вариации;
б) вводятся новые гармонии, часто совершенно изменяющие колорит темы;
в) теме придается иная форма;
г) вариации настолько удаляются от мелодико-ритмического рисунка темы, что представляют собой пьесы, лишь построенные на отдельных ее мотивах, развитых совсем иначе.
Все перечисленные черты, разумеется, в различных произведениях XIX—XX столетий проявляются в неодинаковой мере.
Примером свободных вариаций, из которых часть сохраняет значительную близость к теме, а часть, наоборот, от нее удаляется, могут служить «Симфонические этюды» Шумана ор. 13, написанные в вариационной форме.

«Симфонические этюды» Шумана

Их строение в общих чертах таково:
Тема похоронного характера cis-moll—ъ обычной простой двухчастной форме с репризой и с несколько контрастирующей более плавной серединой. Заключительная каденция, вполне «готовая» для завершения, однако, поворачивает к доминанте, отчего тема остается разомкнутой и оканчивается как бы вопросительно.
I вариация (I этюд) имеет маршеобразный, но более оживленный характер, делающийся плавнее к концу середины. Новый мотив, проводимый сначала имитационно,«вложен» в первом предложении в гармонический план темы. Во втором предложении он контрапунктирует теме, проводимой в верхнем голосе. Первый период, заканчивавшийся в теме модуляцией в параллельный мажор, здесь не модулирует; зато в середине формы — новое, очень свежее отклонение в G-dur. В репризе вновь ясна связь с темой.
II вариация (II этюд) построена иначе. Тема в первом предложении проводится в басу, верхнему голосу поручен новый контрапункт, который во втором предложении остается одни, заменяя тему и подчиняясь, в основном, ее гармоническому плану (та же модуляция в E-dur).
В середине мелодия темы часто проведена в среднем голосе, в репризе же остается несколько измененный контрапункт из первого периода, при сохранении гармонического плана темы, в основных его чертах.
III этюд, не названный вариацией, имеет с темой отдаленную
связь. Преобладает тональность E-dur, бывшая прежде подчиненной. Во втором такте мелодии среднего голоса — интонация, соответствующая той же интонации темы в таком же такте (VI—V). Дальше направление мелодии лишь приблизительно напоминает рисунок тт. 3—4 темы (в теме fis—gis—е—fis в этюде е—}is—efts—К). Середина формы приблизительно соответствует середине темы гармоническим планом. Форма же стала трехчастной с маленькой серединой.
III вариация (IV этюд)—канон, который построен на мелодическом рисунке темы, несколько измененном, вероятно, ради имитации. Гармонический план несколько изменен, но его общие очертания, как и форма, остаются близкими к теме. Ритмика и темп придают этой вариации решительный характер.
IV вариация (V этюд)—очень оживленное Scherzino, протекает преимущественно в легких звучаниях при новой ритмической фигуре. В мелодических контурах проглядывают элементы темы, но гармоннческий план изменен гораздо меньше, лишь оба периода оканчиваются в E-dur. Форма — двухчастна.
V вариация (VI этюд) и мелодически и гармонически очень близка к теме. Характер взволнованности придается не только общим движением тридцатьвторыми, но и синкопическими акцентами в партии левой руки, вопреки ровному движению верхнего голоса восьмыми. Форма темы опять не изменена.
VI вариация (VII этюд) дает большое отдаление от темы. Ее главная тональность — еще раз E-dur. В первых двух тактах в верхнем голосе — топические звки, как в начале темы. В тт. 13—14, 16—17 проводится первая фигура темы в четвертях. Тем, собственно, и ограничивается связь с первоисточником. Форма — трехчастна.
VII вариация (VIII этюд)—приближение к теме в гармонии первого периода и ряд новых отклонений во втором. Крайние точки обоих периодов совпадают с теми же местами темы Форма по-прежнему двухчастна, но периоды стали девятнтактовыми. Благодаря пунктирному ритму, форшлагообразным шестьдесятчетвертым в имитациях и непрестанной акцентировке создается вновь характер решительности. Скачки вносят элемент capriccioso.
Этюд IX, не названный вариацией,— род фантастического скерцо. Его связь с темой мала (см ноты 1, 4, 6 и 8 в мелодии начала). Общее есть в тональном плане (I период cis — Е, середина cis— Е, реприза Е — cis). Форма — простая трехчастная с очень большой кодой в 39 тактов.
VIII вариация (X этюд) значительно приближается к теме. Не только сохранены основные черты ее гармонического плана, но и очень многие звуки мелодии на сильных и относительно сильных долях остались неприкосновенными. Вспомогательные в верхнем голосе, фигурирующие мелодию, сопровождаются вспомогательными аккордами на четвертой шестнадцатой почти каждой доли. Ритм, образующийся от этого, в совокупности с непрерывными общими шестнадцатыми, определяет энергический характер вариации. Форма темы сохранена.
IX вариация написана в тональности еще до того не затронутой {gis-moll). Это — дуэт, преимущественно имитационного склада, с сопровождением. По ритмике и мелодическим очертаниям она самая мягкая (почти жалобная) из всех. Очень многие черты мелодии и гармонии темы сохранены. Мало изменена расширениями и форма темы. Впервые введен вступительный одпотакт. Общий характер и заключительное
morendo резко контрастируют с предстоящим финалом.
Продвижение от похоронной темы через разнохарактерные вариации, то близкие к теме, то удаляющиеся от нее, но, главным образом, подвижные, решительные и не повторяющие основного настроения темы, приводят к светлому, блестящему рондофииалу.
Финал напоминает тему лишь отдаленно. Аккордовый склад мелодии в первом мотиве его главной темы, двухчастная форма этой темы, проведение в эпизодах между ее появлениями первой мелодической фигуры, которой открываются «Симфонические этюды»,— вот, собственно, то, чем финал связан с темой, на которой основано все произведение.

Новый тип вариаций, введенный М. Глинкой

Куплетное строение русской народной песни послужило первоисточником нового типа вариационной формы, который был введен М. И. Глинкой, и получил значительное распространение в русской литературе, главным образом в оперных номерах песенного характера.
Подобно тому, как основная мелодия песни повторяется в каждом куплете вовсе или почти неизменной, в этом роде вариаций также вовсе или почти не изменяется мелодия темы. Такой прием часто называют soprano ostinato, так как между ним и старинным «упорным» басом действительно есть нечто общее.
В то же время, варьирование подголосков в народной музыке, будучи несколько родственным орнаментации классических вариаций, дает толчок к присоединению к остинатной мелодии контрапунктирующих голосов.
Наконец, достижения романтической эпохи в области гармонического варьирования, в свою очередь, неизбежно отразились в новом типе вариаций, будучи особенно уместными в вариационной форме с неизменной мелодией.
Таким образом, в созданной Глинкой новой разновидности вариационной формы соединяется ряд черт, свойственных как русскому народному искусству, так и общеевропейской композиционной технике. Соединение этих элементов оказалось чрезвычайно органичным, что объяснимо не только дарованием Глинки и его последователей, но и, вероятно, общностью некоторых приемов изложения (в частности, варьирования) у многих народов Европы.

«Персидский хор» Глинки

Примером глинкинского типа вариаций может служить «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», связанный с образами сказочного Востока (в примерах 129—-134 выписывается только первое предложение периода).
Тема вариаций, которой придана двухчастная форма с повторением середины и репризы, изложена предельно просто, с малоподвижной гармонией, частью (в первом проведении середины) — вовсе без аккордов Нарочитое однообразие, при тональном контрасте Е—Cis— Е—и небольшой динамизации, посредством подчеркивания вершины h в репризе:
untitled-2115

Первой вариации придан более прозрачный характер Низкие басы отсутствуют, аккомпанементный рисунок, находящийся в среднем и высоком регистрах у деревянных инструментов, очень легок. Гармонии сменяются чаще, чем в теме, но почти в той же степени диатоничны. Появляются более красочные гармонии, преимущественно субдоминантовой функции. Возникает тонический органный пункт (Fag.):

untitled-2211

Во второй вариации на фоне примерно столь же прозрачного гармонического аккомпанемента (есть относительно низкие басы, но и аккорды над ними—pizzicato) появляется хроматический орнамент флейты, по преимуществу, в высоком регистре. Этот узор имеет восточный характер. Кроме контрапункта флейты, введены виолончели с несложной мелодией, движущейся медленнее (роль виолончельного голоса— отчасти оркестровая педализация):

untitled-2310

Третья вариация содержит существенные изменения в гармонии и в фактуре. E-durные части темы гармонизованы в cis-tnoll. В свою очередь cis-moll’mu части темы, в некоторой мере, придана как бы гармония E-dur (первые два из параллельных секстаккордов этой части). Мелодия хора дублирована кларнетом, еще не выступавшим до сих пор с ведущим голосом. Довольно низкие басы с триольиой фигурацией, преимущественно со вспомогательными звуками в восточном роде, изложены большей частью на органном пункте Гармония слегка расцвечена в крайних частях мажорной субдоминантой:

untitled-245

Четвертая вариация, непосредственно переходящая в коду, по фактуре приближается к теме, что очень напоминает общие традиции формы. В частности, опять введены низкие басы, преобладает звучность струнных. Отличие от темы — некоторая имитационность и хроматизация гармонии крайних частей темы, большая, чем в предыдущих вариациях:

untitled-256

Гармонии не многозвучны, плагальные каденции несколько хроматизированы так, как это было в третьей вариации. Все крайние- части темы и вариаций оканчивались тоникой. Это свойство уже самой репризе легко придает заключительный характер, подчеркнутый повторением ее последнего двутакта, в качестве дополнения. Затем следует еще одна плагальная каденция pianissimo.
В целом «Персидский хор», которым открывается третье действие оперы (происходящее в волшебном замке Наины), производит впечатление роскоши н неподвижности сказочного Востока, завороженности и сценически очень важен со стороны колорита, создаваемого им.
Более сложный образец вариаций, в общем близких к этому типу,— Баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила». Его отличие — отступление от остинатности в некоторых вариациях и внесение в две нз них разработочного элемента.
untitled-265

Внесение эпизодов в подчиненных тональностях с отступлением от остинатности, в некоторой мере, роднит эту форму с рондо (см. гл. VII), однако, при значительном преобладании вариационного начала. Этот тип вариаций, вследствие своей несколько большей динамичности, оказался исторически стойким (оперы Римского-Корсакова).

Двойные вариации

Изредка встречаются вариации на две темы, называемые д в о й н ы-м и. В них сначала излагаются обе темы, затем следуют по очереди вариации то иа первую из иих, то на вторую. Однако расположение материала может быть более свободным, примером чего служит Andante из пятой симфонии Бетховена: тт. 1—22 А Тема
тт. 23—49 В Тема (вместе с развитием и возвращением к А)
50—71 А I вариация
72—98 В I вариация
98—123 А II вариация 124—147 Тематическая интермедия 148—166 В II вариация 167—184 А III вариация (и переход) 185—205 А IV вариация 206—247 Кода.

Область применения вариационных форм

Вариационная форма очень часто применяется для самостоятельных произведений. Наиболее обычны названия: «Тема с вариациями», «Вариации на тему…», «Пассакалья», «Чакона»; реже встречается «Партита» (этот термин обычно означает другое, см. гл. XI) или какое-нибудь индивидуальное название, вроде «Симфонических этюдов». Иногда название ничего не говорит о вариационном строении или вовсе отсутствует и даже не нумеруются вариации (см. вторые части сонат Бетховена, ор. 10 № 2 и ор. 57).
Самостоятельное обособленное строение имеют вариации, как часть более крупного произведения, например хоры или песни в операх. В особенности типично построение в вариационной форме вполне обособленных частей в больших циклических, то есть многочастных формах.

Включение вариаций в крупную форму, в качестве несамостоятельной части, встречается редко. Примером может служить Allegretto седьмой симфонии Бетховена, план которого очень своеобразен помещением трио среди вариаций, благодаря чему в целом получается сложная трехчастная форма.
untitled-275

Еще более исключительно введение темы с вариациями (в самом подлинном смысле этого термина) в качестве эпизода в среднюю часть сонатной формы в седьмой симфонии Шостаковича. Сходный прием наблюдается в первом фортепианном концерте Метнера.

УРОК МУЗЫКИ

Александр МАЙКАПАР

Музыкальные жанры. Вариации

См. статьи об опере, увертюре, симфонии,
сонате в
№ 2, 6, 8, 9, 24/2009

Особенности формы

Вариации, точнее, тема с вариациями —
это такая музыкальная форма, которая образуется
в результате использования вариационной
техники. Такое произведение состоит из темы и
нескольких ее повторений, в каждом из которых
тема предстает в измененном виде. Изменения
могут касаться разных аспектов музыки —
гармонии, мелодии, голосоведения (полифонии),
ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о
вариациях для оркестра).

Характерной особенностью
вариационной формы является определенная
статичность (особенно в сравнении с формой
сонатного Allegro, которую мы рассматривали в
одном из предыдущих очерков и для которой,
напротив, характерна необычайная динамичность).
Статичность отнюдь не недостаток этой формы, а
именно характерная особенность. И в наиболее
значительных образцах вариационных циклов
статичность и была тем, чего желал и добивался
композитор. Она вытекала уже из самого факта
многократного повторения одной и той же
формальной конструкции (темы).

Мелодия в ее узнаваемых моментах,
линия баса, являющаяся основой гармонической
последовательности, общая для всех вариаций
тональность (в классических вариациях может
измениться лад — в мажорном цикле будет минорная
вариация и наоборот, но тоника всегда остается
одна и та же) — все это и создает ощущение
статичности.

Форма вариаций и сам этот музыкальный
жанр очень популярны у композиторов. Что
касается слушателей, то остроумно сочиненные
вариации обычно вызывают живейший интерес,
поскольку очень наглядно демонстрируют
мастерство и изобретательность композитора. Эта
наглядность обеспечена тем, что в вариациях, как
правило, сохраняется структура темы, ее форма, а
варьированию подвергается инструментальная
фактура.

Характеризуя подобным образом
вариации и саму технику варьирования, мы имеем в
виду, по крайней мере в начале нашего рассказа об
этой музыкальной форме, классический тип
вариаций, сложившийся в творчестве в первую
очередь композиторов эпохи барокко, затем у так
называемых венских классиков (Гайдна, Моцарта,
Бетховена и их окружения) и, наконец, у романтиков
— Р. Шумана, Ф. Листа. Вообще говоря, вряд ли
найдется композитор, который не имел бы в своем
творческом багаже произведений, написанных в
форме вариаций.

Импровизация Жана Гийю

Особый эффект и воздействие на
слушателей имеют вариации, создаваемые
спонтанно прямо на концерте
исполнителем-виртуозом, если он обладает даром
импровизатора. И в наше время известны такие
музыканты, главным образом среди органистов,
которые отваживаются на подобные художественные
эксперименты.

Автор этих строк был свидетелем таких
импровизаций, исполненных выдающимся
современным французским органистом Жаном Гийю.
Они произвели столь сильное впечатление, что
побуждают нас рассказать о них подробнее.
Заметим предварительно, что всякая импровизация
на заданную тему заключает в себе элементы
вариационности, однако в данном случае это были
не просто элементы такой техники, а вся
импровизация была построена как вариации.

Происходило это на сцене одного из
лучших концертных залов Европы — Tonhalle в
Цюрихе. Здесь в течение почти сорока лет Ж. Гийю
проводил летний мастер-класс для молодых
органистов из разных стран. По окончании одного
из занятий участвовавшие в нем молодые органисты
решили сделать подарок маэстро. Подарок
представлял собой элегантно завернутую и
перевязанную коробочку. Маэстро был приятно
удивлен, развернул подарок и обнаружил…
музыкальную табакерку. Нужно было нажать
кнопочку, и из открывшейся табакерки начинала
звучать характерная механическая музыка.
Мелодию подаренной табакерки Гийю никогда не
слышал.

Но дальше сюрприз был для всех
собравшихся. Маэстро сел за орган, включил самый
тихий регистр на верхней клавиатуре инструмента
и абсолютно точно повторил пьеску из табакерки,
воспроизведя и мелодию, и гармонию. Затем сразу
же вслед за этим он начал импровизировать в форме
вариаций, то есть, сохраняя всякий раз структуру
этой пьески, стал проводить тему раз за разом,
меняя фактуру, включая постепенно все новые и
новые регистры, переходя с мануала на мануал.

Пьеса “росла” на глазах слушателей,
пассажи, оплетающие неизменный гармонический
костяк темы, становились все более виртуозными, и
вот орган уже звучит во всей своей мощи, уже все
регистры задействованы, причем в зависимости от
характера тех или иных комбинаций регистров
меняется и характер вариаций. Наконец тема мощно
звучит соло на педальной клавиатуре (в ногах) —
достигнута кульминация!

Теперь все плавно сворачивается: не
прерывая варьирования, маэстро постепенно
приходит к первоначальному звучанию — тема, как
бы прощаясь, вновь звучит в первозданном виде на
верхнем мануале органа на самом тихом его
регистре (как в табакерке).

Все — а среди слушателей были очень
талантливые и технически оснащенные органисты —
были потрясены мастерством Ж. Гийю. Это был
необычайно яркий способ блеснуть своей
музыкальной фантазией и продемонстрировать
огромные возможности великолепного инструмента.

Тема

Эта история позволила нам хотя и очень
кратко, но все же очертить те художественные
цели, которые преследует каждый композитор,
берясь за создание цикла вариаций. И, по-видимому,
первая цель — продемонстрировать скрытые в теме
возможности развития заключенных в ней образов.
Поэтому в первую очередь стоит внимательно
присмотреться к тому музыкальному материалу,
который выбирается композиторами в качестве
темы будущих вариаций.

Обычно тема представляет собой
довольно простую мелодию (например, в финале
четвертого фортепианного трио ор. 11 си-бемоль
мажор Бетховена темой вариаций является,
согласно пояснению композитора, “уличная
песенка”). Знакомство с известными темами,
взятыми в качестве основы для вариаций, убеждает,
что обычно они не меньше восьми и не больше
тридцати двух тактов (это связано с песенной
структурой большинства тем, а для песенной
структуры характерна квадратность музыкальных
периодов, например период из двух предложений,
каждое из которых по восемь тактов).

В качестве малой музыкальной формы
тема представляет собой законченное музыкальное
построение — небольшую самостоятельную пьеску.
Как правило, для темы вариаций выбирают из уже
известных или сочиняют такую мелодию, которая
заключает в себе типичные, во всяком случае для
данной эпохи, черты. Слишком характерных или
чересчур индивидуализированных мелодических
оборотов избегают, поскольку они труднее
поддаются варьированию.

В теме обычно отстутствуют резкие
контрасты: выявление и обострение возможных
контрастов приберегается для самих вариаций. Как
правило, тема звучит в умеренном темпе — это
позволяет по ходу вариаций трактовать ее и как
более оживленную, и, наоборот, как более
спокойную. С точки зрения гармонической, тема
звучит просто и естественно, если не сказать
преднамеренно ординарно; опять-таки все
гармонические обострения и “пикантности”
приберегаются для вариаций. Что касается формы
темы, то она обычно двухчастная. Ее можно
представить как а — b.

Приемы варьирования

Наиболее ранний тип вариаций — это
вариации на определенный ход в басу, звуки
которого составляют фундамент гармонической
структуры вариационного цикла. В такого рода
вариациях и сам этот ход, и гармонии, которые при
этом образуются, остаются неизменными на
протяжении всего цикла. Обычно это
последовательность в четыре или восемь тактов.

Часто ритмическая структура такой
темы, а следовательно, и всего вариационного
цикла использует ритм какого-нибудь
торжественного старинного танца — чаконы,
пассакалии, фолии. Гениальные образцы такого
рода вариаций дал И.С. Бах. Это органная
Пассакалия до минор и скрипичная Чакона из
второй Партиты ре минор. Эти произведения
настолько захватывающие, что разные исполнители
и даже большие оркестры стремились иметь их в
своем репертуаре.

Чакона, помимо того что является одним
из ключевых произведений каждого
концертирующего скрипача, вошла в репертуар
пианистов в транскрипции выдающегося
итальянского пианиста и композитора Феруччио
Бузони (такого рода транскрипции в концертной
практике именуются двойным именем авторов:
“Бах–Бузони. Чакона”). Что касается Пассакалии,
то оркестры исполняют ее транскрипцию, сделанную
американским дирижером Леопольдом Стоковским.

Ф. Бузони

Вариации, написанные по модели
пассакалии или чаконы (добавим сюда английскую
форму таких вариаций, известную под название ground),
дают ясное представление о так называемых
вариациях на basso ostinato (итал. —
выдержанный, то есть постоянно повторяемый бас).
“Как необычайно отзывалась на настойчивый
басовый мотив, повторяемый ad infinitum (лат. —
бесконечно), фантазия великих музыкантов, —
восклицает знаменитая клавесинистка Ванда
Ландовска. — Со всей страстью отдавались они
изобретению тысяч мелодий — каждая со своими
поворотами, оживленная смелыми гармониями и
усложненная тончайшим контрапунктом. Но это не
все. У. Бёрд, К. Монтеверди, Д’Англебер, Д.
Букстехуде, А. Корелли и Ф. Куперен — каждый не
только музыкант, но и поэт — осознавали скрытую
силу выразительности в малозначительном, как
обманчиво кажется, басе”.

Й. Гайдн продолжал использовать тип
вариаций на басовый голос, но к середине 70-х годов
XVIII века стал доминировать тип так называемых
мелодических вариации, то есть вариаций на
мелодию, помещаемую в теме в верхний голос. У
Гайдна немного отдельных вариационных циклов, но
вариации в качестве частей его более крупных
произведений — сонат, симфоний — встречаются у
него очень часто.

Моцарт широко использовал вариации,
чтобы продемонстрировать свою музыкальную
изобретательность. Примечательно, что, используя
форму вариаций в своих сонатах, дивертисментах и
концертах, он, в отличие от Гайдна, ни разу не
воспользовался ею в симфониях.

Бетховен, в противоположность Моцарту,
охотно прибегал к форме вариаций в крупных своих
произведениях, а именно в симфониях (III, V, VII, IX
симфонии).

Композиторы-романтики (Мендельсон,
Шуберт, Шуман) создали тип так называемых
характеристических вариаций, ярко отразивший
новый образный строй романтизма. Паганини, Шопен
и Лист привнесли в характеристические вариации
высшую инструментальную виртуозность.

Знаменитые темы и вариационные циклы

И.С. Бах. Гольдберг-вариации

У Баха мало произведений, которые
имеют в названии слово “вариации” или построены
по принципу темы с вариациями. Кроме уже
названных выше, можно вспомнить “Арию,
варьированную на итальянский манер”, органные
партиты. Однако сам метод варьирования заданной
темы не просто был знаком Баху, а является
краеугольным камнем его композиторской техники.
Последнее его великое творение — “Искусство
фуги” — по сути, есть цикл вариаций в виде фуг на
одну и ту же тему (которая сама подвергается
варьированию). Все баховские хоральные прелюдии
для органа — это тоже вариации на известные
церковные гимны. Баховские сюиты, составленные
из танцев, при более глубоком анализе
обнаруживают внутри каждого цикла некое
мелодическое и гармоническое зерно, варьируемое
от танца к танцу. Именно эта особенность
композиторской техники придает каждому циклу
удивительную цельность и законченность.

И.С. Бах. Ария с вариациями
(Гольдберг-вариации). Тема

Во всем этом огромном наследии
вершинным достижением баховского гения стоят
“Гольдберг-вариации”. Мастер, столь искусный в
воплощении самых разных конструктивных идей, Бах
в этом цикле осуществил совершенно оригинальный
художественный план. Темой Бах сделал арию, по
форме являющуюся сарабандой. Ее мелодия столь
богато орнаментирована, что дает основание саму
арию считать уже неким вариантом
предполагавшейся более простой темы. И если так,
то собственно темой оказывается не мелодия арии,
а ее нижний голос.

В пользу этого утверждения говорит
сравнительно недавняя находка — четырнадцать
неизвестных ранее канонов Баха на восемь нот
басового голоса этой арии. Иными словами, Бах
трактует именно бас как самостоятельную
музыкальную тему. Но самое поразительное то, что
в точности эти ноты, причем именно в нижнем
голосе, уже были основой вариационного цикла…
английского композитора Генри Пёрселла (1659–1695),
старшего современника Баха; он написал “Граунд”
с вариациями на эту тему. При этом нет никаких
свидетельств того, что Бах знал пьесу Пёрселла.
Что это — совпадение? Или эта тема существовала
как некое общее “музыкальное достояние”
наподобие гимнов или григорианских напевов?

Ария в цикле звучит дважды — в начале и
в конце произведения (по этому принципу Ж. Гийю
построил свои импровизированные вариации).
внутри этой рамки помещены 30 вариаций — 10 групп
по 3 вариации, причем каждая третья представляет
собой так называемый канон (музыкальная форма, в
которой один голос в точности повторяет другой
со сдвигом во времени вступления). И в каждом
следующем каноне интервал вступления голоса,
проводящего канон, увеличивается на ступень:
канон в унисон, затем — в секунду, далее в терцию
и т.д. — до канона в нону.

Вместо канона в дециму (такой канон был
бы повторением канона в терцию) Бах пишет так
называемый quodlibet (лат. — кто во что горазд)
— пьесу, соединяющую в себе две казалось бы
несовместимые темы. При этом басовая линия темы
остается.

И. Форкель, первый биограф Баха,
восклицал: “Quodlibet… уже сам по себе мог бы
сделать имя автора бессмертным, хотя здесь он и
не играет первостепенной роли”.

Итак, новые темы для этого quodlibet — две
народные немецкие песенки:

I.

Я так долго не был с тобою,
Подходи ближе, ближе, ближе.

II.

Капуста и свекла увели меня так далеко.
Если бы моя матушка приготовила мяса,
Я остался бы подольше.

Так Бах с только ему присущим талантом,
мастерством и юмором соединяет в этом гениальном
цикле “высокое” и “низкое”, вдохновение и
величайшее мастерство.

Бетховен. Вариации на тему вальса
Диабелли. op. 120

33 вариации на тему вальса Антона
Диабелли (известны как “Диабелли-вариации”)
создавались Бетховеном между 1817 и 1827 годом. Это
один из шедевров фортепианной литературы; он
разделяет славу величайшего вариационного цикла
с “Гольдберг-вариациями” Баха.

Л. ван Бетховен. 33 вариации на тему
вальса Антона Диабелли
(Диабелли-вариации). Тема

История создания этого произведения
такова: в 1819 г. Антон Диабелли, талантливый
композитор и преуспевающий нотоиздатель,
разослал всем известным тогда австрийским (или
жившим в Австрии) композиторам свой вальс и
попросил каждого написать на его тему одну
вариацию. Среди композиторов были Ф. Шуберт, Карл
Черни, эрцгерцог Рудольф (покровитель Бетховена,
бравший у него уроки игры на фортепиано), сын
Моцарта и даже восьмилетний вундеркинд Ференц
Лист. Всего оказалось пятьдесят композиторов,
приславших по одной вариации. Бетховену,
естественно, тоже было предложено участвовать в
этом проекте.

А. Диабелли

План Диабелли заключался в том, чтобы
опубликовать все эти вариации как одно общее
произведение и вырученные за него средства
направить в помощь вдовам и сиротам, потерявшим
своих кормильцев в наполеоновских войнах. Так
составилось обширное произведение. Однако
публикация этого коллективного творения не
вызвала большого интереса.

Иное дело — Вариации Бетховена. Его
цикл вариаций на эту тему получил мировое
признание и породил ряд выдающихся
интерпретаций. Бетховен уже задолго до этого
предложения был связан с Диабелли, который
издавал его произведения. Поначалу Бетховен
отказался принять участие в создании
коллективного произведения. Впоследствии его
увлекла идея самому написать большой
вариационный цикл на эту тему.

Весьма примечательно, что Бетховен
назвал свой цикл не вариациями, а немецким словом
Veranderungen, что переводится как “перемена”,
“изменения”, а по сути означает трансформацию и
даже может пониматься как “переосмысление”.

Паганини. Каприс № 24 (тема с
вариациями) для скрипки

История музыки знает несколько
мелодий, которые оказались необычайно
популярными в качестве тем, на которые многими
композиторами создано множество вариаций. Сами
по себе эти темы достойны внимательного
рассмотрения именно в качестве такого источника.
Одна из таких мелодий — тема Каприса № 24 для
скрипки Паганини.

Н. Паганини. Каприс № 24 (Тема с
вариациями) для скрипки. Тема

Этот Каприс считается одним из
наиболее технически сложных произведений,
написанных для скрипки соло (то есть без
аккомпанемента). Он требует от скрипача владения
всеми исполнительскими средствами, такими как
игра октавами, невероятная беглость исполнения
гамм (в том числе минорных, причем двойными
нотами в терцию и дециму и арпеджио), скачков на
всевозможные интервалы, виртуозной игры в
высоких позициях и так далее. Далеко не каждый
концертирующий скрипач отважится выносить этот
Каприс на публичное исполнение.

Паганини написал свой цикл из 24
каприсов под впечатлением от искусства
итальянского скрипача и композитора Антонио
Локателли (1695–1764), который в 1733 г. издал сборник
“Искусство новой модуляции (Загадочные
каприсы)”. Этих каприсов в нем было 24! Паганини
сочинил свои каприсы в 1801–1807 гг., а опубликовал в
Милане в 1818 г. В знак почтения к великому
предшественнику Паганини в своем первом каприсе
цитирует один из каприсов Локателли. Каприсы
были единственным опубликованным при жизни
произведением Паганини. Он отказывался издавать
другие сочинения, желая сохранить в тайне свой
метод работы.

Тема каприса № 24 привлекла внимание
многих композиторов яркой характерностью,
волевым импульсом, благородством духа, ясностью
и несокрушимой логикой своей гармонии. В ней
всего двенадцать тактов, и в ее двухчастном
строении уже содержится элемент вариационности:
вторая половина является вариантом мотива, уже
имеющегося в первой части. В целом она являет
собой идеальный образец для построения
вариационных циклов. И весь каприс представляет
собой тему с одиннадцатью вариациями и кодой,
заменяющей собой традиционную для подобного
цикла двенадцатую вариацию.

Современники Паганини считали эти
каприсы неисполнимыми, пока не услышали их в его
исполнении. Уже тогда композиторы-романтики — Р.
Шуман, Ф. Лист, позже И. Брамс — пытались
использовать изобретенные Паганини технические
приемы в своих фортепианных произведениях.
Оказалось, что лучший и наиболее впечатляющий
способ это сделать — поступить так, как поступил
сам Паганини, то есть написать вариации таким
образом, чтобы каждая из вариаций
демонстрировала тот или иной технический прием.

Существует не менее двух десятков
вариационных циклов на эту тему. Среди их
авторов, кроме уже упомянутых, С. Рахманинов, Ф.
Бузони, И. Фридман, К. Шимановский, А. Казелла, В.
Лютославский… Есть имя, которое на первый взгляд
кажется неожиданным в этом ряду — Эндрю Ллойд
Вебер, автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос
— суперзвезда”. На тему каприса № 24 он написал 23
вариации для виолончели и рок-ансамбля.

Как сделать свою вариацию логичной?

Очень просто.

Во-первых, необходимо
для начала выписать либретто своей
вариации. Это делается следующим образом.
Наверняка, даже не задумываясь об этом,
вы имеете ввиду какие-то отношения,
какую-то их последовательность, когда
танцуете вариацию. Вот и выпишите эту
последовательность. Например: «В начале
партнерша интригует партнера, соблазняет
его, но не подпускает близко, ловко
уворачивается, убегает. Партнер ее
догоняет и подчиняет своей воле, тоже
очаровывает ее своей мужественностью…»
и т.д. В каждой фигуре, или хотя бы
комбинации фигур, что-то да заложено.
Рассмотрите это «что-то» попристальнее.
Пусть то же сделает ваша партнерша
(партнер). Сравните ваши сюжеты и
откорректируйте так, чтобы они не
вступали между собой в противоречия.
Сюжет должен быть для вас, как для
актеров, один. Иначе будет два сольных
выступления, будет ощущение, что вы друг
другу мешаете.

Во-вторых, следует
на этом готовом либретто поподробнее
для себя описать черты своего героя,
той роли, которую вы играете. Можете
подключить к этому всю свою фантазию,
наделить его не только чертами характера,
но и, может быть, каким-то прошлым, имея
которое, он и поступает в этой конкретной
вариации, в этом диалоге с этой дамой
именно так, а не иначе. Например, пусть
ваш герой будет однажды обожженным
женской ложью (коварством) и потому в
этом диалоге он будет несколько холоден
и высокомерен.

И в результате,
в-третьих, станцуйте снова вашу вариацию,
уже сознательно играя и этого героя, и
эти его чувства, стратегию поведения с
дамой, и, в конечном счете, этот сюжет.
Уверяю вас, осознанно это получится во
много раз убедительнее. Вся беда
танцора-спортсмена заключается в том,
что он, зачастую, просто не в курсе, что
он такое рассказывает. Слова произносит,
не вникая в смысл. Словно зубрилка
иностранного языка. Теперь у вас есть
свой собственный, встроенный в собственной
голове, переводчик. Воспользуйтесь им
теперь. Чтобы не напороться сразу на
либреттные трудности, начните с простых
в этом отношении танцев: с Пасо или
Румбы.

Выполните несколько
упражнений.

  1. Понаблюдайте за
    собой в жизни, увидьте, какие роли, каких
    людей вы играете в различных ситуациях.
    Увидьте, как вы сами верите в эту игру,
    в серьезность и подлинность вас самих
    в этих ролях. Если хотите, в пафос даже.

  2. Запишите историю,
    из-за которой вы когда-то очень сильно
    переживали. Увидьте в себе: кто это, что
    за человек, какая из ваших ролей так
    сильно переживала? Из-за чего она, эта
    роль, так сильно переживала? Чего она
    боялась, а чего хотела?

  3. Дайте имена
    (отталкиваясь от особенностей поведения
    и черт характеров) тем своим ролям, что
    вы в себе обнаружили. Выпишите, как вы
    к ним относитесь, как будто это не части
    вас, а просто другие люди. Почему вы так
    к ним относитесь?

  4. Подумайте, где еще
    вы можете использовать актерское
    мастерство, кроме сцены? Нужно ли оно
    тренеру? Нужно ли оно тому человеку,
    который в чем-то хочет убедить другого?
    Где еще?

  5. Составьте небольшое
    либретто и, не пытаясь танцевать какие-то
    фигуры, просто слушая музыку и пытаясь
    быть с ней, покажите этот сюжет на музыку
    каждого из танцев. Что получилось? Можно
    ли из этого составить вариацию? Попробуйте
    это сделать. И не отчаивайтесь, если
    сразу не получится – на балетмейстера
    тоже необходимо какое-то время учиться
    и практиковаться.

Схема
отработки вариации

Каждый в паре должен
иметь возможность (минимум ¼ всей
тренировки) протанцевать с партнером
предварительно отработанные им фрагменты
танца.

Каждый обязан
отработать фрагменты своей партии
самостоятельно, прежде, чем танцевать
в паре.

Последовательность
работы над вариацией:

  1. Придумать смысловую
    концепцию, определяющую характеры
    ролей партнера и партнерши.

  2. Написать либретто

  3. Придумать
    хореографическую лексику, которой все
    это будет рассказано

  4. Разделить всю
    хореографию на маленькие фрагменты

  5. Схема технической
    отработки вариации:

Название фрагментов:
A, B, C, D, E, F, J, K

  1. Отработать фрагмент
    А самостоятельно, затем в паре

  2. Отработать фрагмент
    В самостоятельно, затем в паре

  3. Соединить А+В,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  4. Отработать С
    самостоятельно, затем в паре

  5. Отработать
    D
    самостоятельно, затем в паре

  6. Соединить
    С+D,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  7. Соединить
    А+В+С+D,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  8. Отработать фрагмент
    Е самостоятельно, затем в паре

  9. Отработать фрагмент
    F самостоятельно, затем в паре

  10. Соединить E+F,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  11. Отработать J
    самостоятельно, затем в паре

  12. Отработать K
    самостоятельно, затем в паре

  13. Соединить J+K,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  14. Соединить E+F+J+K,
    отработать самостоятельно, затем в
    паре

  15. Соединить
    A+B+C+D+E+F+J+K, отработать самостоятельно,
    затем в паре

  16. Работа над передачей
    сценического образа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Есть книга Мотова В.Н. «Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне» (Москва, «Музыка» 1989), которую можно найти в интернете. Составил для себя краткий конспект описанных в ней приёмов, которые можно применять, разумеется, не только «на баяне или аккордеоне».

В книге много нотных примеров, которые делают сказанное более понятным. Но, на мой взгляд, можно понять и в словесном описании (впрочем, нагуглить книгу на момент написания этого поста весьма нетрудно).

Общий смысл описываемых приёмов — мелодическая фигурация, когда стоит задача взять напевную мелодию, состоящую из достаточно больших длительностей, и сделать инструментальные вариации по принципу оживления движения, т.е. более мелкими длительностями. При этом все ноты мелодии в основном остаются на месте (или чуть сдвигаются горизонтально), а между ними добавляются новые ноты.

1. Вспомогательные ноты

Верхние и нижние вспомогательные (на ступень выше или ниже в ладу) употребляются между повторяющимися звуками мелодии. Кроме того, можно просто дробить крупные длительности мелодии, представляя их себе как несколько повторяющихся более мелких длительностей.

Важно: общему восходящему движению мелодии больше соответсвует применение нижних вспомогательных, нисходящему — верхних.

При большой длительности исходной ноты возможно и одновременное использование верхних и нижних вспомогательных, например, вместо одного длинного «до» можно сыграть «до-си-до-ре-до».

Вспомогательная нота ритмически может находиться не только между звуками исходной темы, но и на месте такого звука. В этом случае звук мелодии отодвигается на более позднее время и укорачивается по длительности.

2. Проходящие ноты

Проходящие ноты заполняют поступенным движением промежуток между двумя звуками мелодии.

3. Терцовые ноты

Ноты выше или ниже исходной на терцию, используются аналогично вспомогательным.

Часто используются в сочетании с проходящими, заполняющими промежуток между терцовой нотой и «основной».

4. Скачковые вспомогательные

Это вспомогательные, которые берутся между разными звуками мелодии. Такой вспомогательный отстоит на ступень от второго звука, и на какой-либо «большой» интервал — от первого. При этом скачок от первой ноты должен делаться в направлении, противоположном разрешению вспомогательной ноты.

Скачковый вспомогательный между повторяющимися звуками мелодии может превратиться и в гаммообразный отрезок из нескольких нот. Например, вместо одного длинного «до» можно сыграть «до-соль-ля-си-до».

5. Общие замечания

В результате использования вышеописанных приёмов можно перевести мелодию в другую октаву, например, между фразами/мотивами, причём сделать это в течении пьесы несколько раз, даже в одном направлении.

Если в теме одна фраза (или мотив) является полным повтором другой, первую можно оставить (почти) без изменения, а варьировать вторую (это делает развитие более правильным, «активизирует» его).

Красивые, наиболее яркие интонационные обороты целесообразно применять в медленном (умеренном) темпе, чтобы они хорошо прослушивались.

6. Тональные переходы

Возможен перенос мелодии в другую тональность, на малую терцию выше или ниже, с тем же наклонением (мажор/минор). Это можно делать даже без подготовки. Таким же образом можно имитировать мелодию в параллельной или одноимённой тональности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать ваншот днд
  • Как написать ваншот для нри
  • Как написать ванечка или ваничка правильно
  • Как написать ван лав
  • Как написать валяться