Как написать вокальную партию на музыку

Сегодня расскажу об интересном приеме, который позволяет сочинять интересные и самостоятельные вокальные линии в любой музыке. Также этот прием можно эффективно использовать для написания инструментальной мелодии.

Наиболее остро проблема написания независимой мелодии стоит в той музыке, которая очень сильно опирается на аранжировку.

Одна из проблем в такой музыке это зависимость и интонационная, ритмическая бедность мелодики.

Например, у вас есть интересный рифф или последовательность аккордов.

Вы пишите какую то заготовку в виде бита, аккомпанирующих партий, а затем сочиняете на эту основу мелодию.

И здесь попадаете в ловушку уже созданного материала.

Вместо того, чтобы создавать “чистую” мелодию, вы будете опираться на ритмические элементы грува, а голосоведение будет подсказывать вам опорные звуки мелодии.

В результате мелодия будет звучать неинтересно и безлико.

При этом, чем сложнее аккомпанемент, тем сильнее зависимость мелодии от аранжировки.

Чтобы понять о чем я говорю послушайте, например, творчество ранней Metallica или такие риффовые группы, как Audioslave, ZZ Top и т.д

Я нашел очень простой, но работающий способ, как избавиться от восприятия аранжировки и написать независимую и интересную мелодию на рифф, аранжировку или уже готовый аккомпанемент.

Этот прием очень простой:)

Все, что вам нужно сделать это записать гармонию композиции максимально простыми длительностями в хоральном складе.

Например, если аккорды меняются каждый такт, то вы записываете ритм целыми длительностями.

Таким образом, вы убираете влияние ритма аранжировки или риффа на вашу мелодию.

Но…

Здесь остается влияние гармонии.

Поэтому я рекомендую сделать следующее.

В начале набросайте эскиз мелодии на выписанные вами аккорды, а затем оставьте только басовую линию и попробуйте создать идеальный вариант 2-х голосия, в котором будет ощущаться гармония без аккордов.

Если вы, несмотря на упрощении линий, все же пытаетесь подражать риффу или аранжировку, то попробуйте поломать ритм: вместо восьмых используйте триоли, вместо триолей восьмые и т.д

В общем экспериментируйте!

Последний этап: соединение линий.

Теперь вам нужно совместить исходный материал и ту мелодию, которая у вас получилась.

Чаще всего, не требуется отдельной проработки мелодии, но я всегда рекомендую выписать мелодию нотами и проанализировать возможные ошибки в голосоведении или контрапункте.

Кроме того, теперь вы можете внести небольшой элемент единства, добавив характерные фигуры риффа в мелодии или можете использовать элементы мелодии в аранжировке.

Sazzone


  • #1

Привет всем. Есть хитовые трэки (коммерция, бигрум хаус), нужно придумать вокальные партии, писать вокал, сводить и выпускаться, но все напевы не последних рус. вокалистов только ухудшают картину, либо откровенно попсят по-русски, а хочется западных гармоний. Треки с яркими лид-партиями по типу Гетты, Алессо, Дёти Саус, Зеда. Треки на Россию, соотв-но на русском. Сам с муз образованием и с клавишами/импровизацией норм, но в плане вокала какой-то ступор, ничего не приходит в голову.. Может кто поделится опытом и советом?
P.S. Может имеет смысл поотсылать демки западным вокалистам, а потом худо-бедно переложить все на Русский, соблюдая ритмику и т.п?
P.P.S. Работы по, надеюсь, понятным причинам не выкладываю.

Последнее редактирование: 9 Окт 2013

  • #2

нужно придумать вокальные партии

это нужно делать автору трека.

До того, как

писать вокал, сводить и выпускаться

нужно подобрать вокалиста, который споёт и передаст то, что хочет автор. Кстати, что с текстом? Есть?

напевы не последних рус. вокалистов только ухудшают картину, либо откровенно попсят по-русски, а хочется западных гармоний

Вокалисты поют то, что им дали спеть; не более. Характер, тембр и мелизмы — это, конечно, нужно искать.

Сам с муз образованием и с клавишами/импровизацией норм, но в плане вокала какой-то ступор, ничего не приходит в голову..

Так в чём проблема? в русских вокалистах или?.. :)

  • #3

Действительно ) Вокалисты, как правило, не придумывают партии, а лишь исполняют то, что придумал автор ) Возможно, со своим вИдением и т.д.

  • #4

Sazzone, о чём вы … Яркий пример — «Я — Волна » и «Moscow never sleeps» . Там на всё про всё пара ликов вокальных . Все дело во фразе , которая выносит мозг. Остальное , говорите , есть ?

  • #5

хочется западных гармоний

всё это — работа автора; вокалист — лишь инструмент.

Sazzone


  • #6

1) В этом-то и проблема, что не прет. Занимаюсь этим вопросом, но когда прорвет и прорвет ли — вопрос.
2)Текста нет, может действительно попробовать его написать, а там и мелодия появится.?
3) Да это понятно, но неужели нет творческих, в теме? Может не там ищу?
4) Во мне проблема. Просто трэков жалко, устареют.

Sazzone


  • #7

lalaigor, Да, остальное есть. Ну да, хук и все такое. Спасибо, принял к сведению.

  • #8

Я в таких ситуациях начинаю слушать треки Инны и сразу приходит идея с вокалом) ну у меня лично так

Orel

Orel

Well-Known Member


  • #9

Я в таких ситуациях начинаю слушать треки Инны и сразу приходит идея с вокалом) ну у меня лично так

Осталось только узнать, какой именно Инны.

  • #10

Обычно, если трек задумывался с вокалом, то вокальную партию в первую очередь пишут. Можно просто сесть с гитарой, поиграть аккорды, которые в песне и самому попробовать что-то напеть. И если вы написали хиты на уровне Гетты и т.д., то проблем вообще не должно быть с написанием вокала, если вы такую творческую работу проделали огромную ;)
З.Ы. Интересно было бы материал конечно послушать. В России в таком стиле на мой взгляд лишь Фадеев умеет что-то делать, ну и Смэш.

  • #11

Может, я не из этой стилистики, но не когда не понимал, как это — сделанная аранжировка к произведению, у которого нет мелодии. ))
Меня всегда учили, чтоб мелодия в песне руководила гармонией.

Впрочем, это наверно, в тему «Что происходит с мелодией в современной музыке?»

EVPO

EVPO

Well-Known Member


  • #12

а хочется западных гармоний

… сказала мечтательно Наташа Ростова поручику Ржевскому.

tarzan


  • #13

как это — сделанная аранжировка к произведению, у которого нет мелодии

Слава, см. название раздела: «Дела электронные». Это означает, что весь опыт, накопленный человечеством, в данном случае неприменим. Мелодии — гармонии — припевы — куплеты — коды — бриджи — это все в прошлом. В настоящем «людям не из этой стилистики» нет места.
Прямая бочка рулит.

ЗЫ: Хотел еще много чего написать на эту тему, но воздержусь, т. к. не разбираюсь в предмете.

  • #14

Мне тоже казалось, что мелодия и гармония неразделимы между собой, и сочиняются одновременно:) А у Вас создается супер качественный трек, потом Вы приглашаете придумать мелодию для него вокалистов, а потом уже текст, если попрет. Гм…

а хочется западных гармоний

И как Вы гармонию в готовом треке измените? На западную)

Последнее редактирование: 18 Окт 2013

  • #15

Мне тоже казалось, что мелодия и гармония неразделимы между собой, и сочиняются одновременно:)

почему это неразделимы? почему только одновременно? — есть стихи, на стихи придумуется мелодия, а потом к этой мелодии аранжировщик может придумать какую угодно гармонию.

А у Вас создается супер качественный трек, потом Вы приглашаете придумать мелодию

Если, допустим, крутится какой-то риф из пары-тройки аккордов, что к ним по-вашему нельзя придумать какую-то мелодию?

пс. я считаю это нормальным делом для танцевальной музыки, где длина рифа по сути 1 такт. То есть он постоянно повторяется иногда с маленькими изменениями.

  • #16

И как Вы гармонию в готовом треке измените?

а в чем должна быть проблема?

  • #17

а потом к этой мелодии аранжировщик может придумать какую угодно гармонию.

То есть вы серьезно считаете, что мелодия придумывается просто так, а гармония к ней подбирается аранжировщиком?

а в чем должна быть проблема?

Проблема в том, что гармония (последовательность аккордов) — это основа композиции, и если ее изменить — это уже другая композиция. Смысл тогда в создании первой, чтоб потом менять ее под чью-то вокальную партию?
А вообще tarzan абсолютно прав, проблема в разнице поколений, и понятий) В клубной музыке вокал исполняет чаще партию, как «еще один инструмент», и не всегда от него отталкиваются при построении композиции, это может быть просто небольшая фраза.

  • #18

к слову:
тот же ненавистный мною

ш

хит SHM — One, на сколько я понял из видео с ютюба, был изначально придуман без вокала. Потом, через какое-то время, к нему прилепили какой-то мужской вокал. И все дела…)))
И подобные примеры можно приводить бесконечно.

  • #19

То есть вы серьезно считаете, что мелодия придумывается просто так, а гармония к ней подбирается аранжировщиком?

можно и просто так, что бы к словам лучше подходила, а можно и сразу с гармонией.

Проблема в том, что гармония (последовательность аккордов) — это основа композиции, и если ее изменить — это уже другая композиция. Смысл тогда в создании первой, чтоб потом менять ее под чью-то вокальную партию?

вопрос немного странный)) суть проблемы мне так и не ясна.

  • #20

Может, я не из этой стилистики, но не когда не понимал, как это — сделанная аранжировка к произведению, у которого нет мелодии. ))
Меня всегда учили, чтоб мелодия в песне руководила гармонией.

Есть такое понятие в муз теории — тема. В частном случае (в песенных жанрах, например) тема = мелодии. Но в широком смысле темой может служить любой элемент звучащего произведения даже тембр. В клубной музыке очень часто темой является ритмически оформленная последовательность аккордов. А эпизодически появляющаяся мелодия в виде голоса по сути является просто контрапунктом к теме (последовательности аккордов). Она может быть какой угодно или отсутствовать вовсе — на тематическую полноту произведения в данном жанре это может не влиять.

  • #21

суть проблемы мне так и не ясна

Ну, в общем, для меня, как «старичка» для танцевальной музыки уже, проблема в подходе:) (Хотя это увлечение моей юности, тогда это было андерграундным явлением, чем-то новым и интересным) ТС создал готовый трек, по его словам хороший,то есть все в нем продумано до мелочей, и сведено. Теперь ищутся вокалисты, которые также придумывают, как я понял, свои мелодии идля трека. Это для меня первая нестыковка — кто же в данном случае автор? Для меня автор — тот кто придумал мелодию в композиции, а не аранжировщик. Второе — ТС меняет в треке гармонию под эту мелодию. То есть по-сути это ДРУГОЙ трек, просто с инструментами, как у первого. То есть основная музыкальная составляющая придумана не им, он просто аранжировщик, если судить по старым понятиям)
В общем, проблема в том, что человек, подобравший синтезаторные тембры, бочку и бас, не является для меня композитором, а для Вас является. Фух.
Хотя все это из разряда философствований. Если говорить о современной музыке, все эти понятия расплывчаты и аморфны. Взять тот-же нойз, или минимал-техно…

Последнее редактирование: 18 Окт 2013

  • #22

Organoid, ок, то что Вы говорите — верно, только в данной ситуации, где вокалист может просто пропеть пару слов, вплоть до того, что на одной ноте, или даже говорить их, ИМХО не имеет смысла.

  • #23

Это для меня первая нестыковка — кто же в данном случае автор?

Вам-то (или любому другому слушателю) какая разница кто автор? :)

  • #24

Вам-то (или любому другому слушателю) какая разница кто автор? :)

все это из разряда философствований

:smile:

  • #25

Вообще все зависит еще и от стиля композиции, в которую вокал хочет автор добавить. Если это трек в стиле Swedish house mafia — One, где вокал в принципе не играет главную роль, то это одно, а если это трек в стиле David Guetta & Sia — She wolf или Titanium, то это уже совсем другое. У шведов видно, что сначала была музыка написана, сделана аранжировка, а потом просто решили туда вокал вставить. У Гетты же песни придумывались скорей всего под гитару или клавиши сразу с вокалом, а потом уже он работал над аранжировкой. Не представляю, как сочинить вокал на какой-то риф уже готовый, как у Avicii — Levels к примеру. Привычней как-то с гитарой в руках или за клавишами под аккорды напевать и развивать идею.
И насчет западных гармоний. Попробуйте любой хит западный спеть на русском и поймете, что не в гармонии дело. Если уж писать на русском, то нужно пробовать искать какой-то свой стиль. Как Серебро к примеру. Вроде и на русском вокал, а звучит очень круто и даже на западе их слушают. Конечно на их популярность не только вокал влияет, но все же ;)

Последнее редактирование: 18 Окт 2013

  • #26

Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме. Не рекомендуется проводить сделки.

ТС, сочинительство в общих жанрах западной коммерции на русском языке вполне возможно. Есть много ярких примеров, но всем им всегда «чего-то не хватает», то арранжировка подвела, то сам вокал. Чтобы успешно сочинять вокальные партии в том стиле, в котором хотите, нужно любить и понимать этот стиль, раз, выявлять закономерность ритмики и эмоций, два. Главное все таки, это эмоции, которые выдают ноты вокальной партии, туда нужно смотреть. Лично я могу сочинить( не на высоте конечно), но все таки, любую вокальную партию и она будет не хуже западной и коммерческой), после прослушивания не возникнет ощущения «русской руки». Еще раз повторюсь — ЭМОЦИИ. Именно они делают попсу попсой, шансон шансоном, коммерцию коммерцией.

P.S. С другой стороны, все это переливание из пустого в порожнее, это либо дано, либо нет. К примеру Бондарчук снял фильм Сталинград, где прослеживается, как он внимательно изучил голливудские спецэффекты и приемы, а вот про сюжет, правдивость и историческую ценность забыл. Сам фильм получился на уровне «Голливуда» по съемкам и спецэффектам (хотя много моментов, где переборщил с ними), а вот смысловая часть фильма пострадала.

  • #27

1) В этом-то и проблема, что не прет. Занимаюсь этим вопросом, но когда прорвет и прорвет ли — вопрос.
2)Текста нет, может действительно попробовать его написать, а там и мелодия появится.?
3) Да это понятно, но неужели нет творческих, в теме? Может не там ищу?
4) Во мне проблема. Просто трэков жалко, устареют.

Надо начинать с мотивчика, а не с «колбасни». С того самого хука.

  • #28

а потом к этой мелодии аранжировщик может придумать какую угодно гармонию.

Нет, друг мой! ни какую угодно. А только аранжировать ту гармонию, которую придумал композитор. А если что-то аранжировщику хочется поменять или предложить на его взгляд лучшее, то он обязан спросить на то разрешение (уважительно!) у автора. Я лично всегда поступаю так. Это такт. И не важно кому делается работа А.С.Зацепину и А.С.Укупнику.
В муз.уч.заведениях дают студентам задание гармонизовать мелодию. У КАЖДОГО в итоге получается своя МУЗЫКА.

  • #29

kosila, ну а если композитор дал одну только мелодию? Точнее я именно это и имел в виду.

  • #30

Эта тема дает яркое представление о ценности мелодии в современной танцевальной музыке.:dry:

Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. Для тех, кто никогда не работал с бэк-вокалом, SAMESOUND.RU рассказывает, как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.


Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист.

Вокальные гармонии в основных интервалах

Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.

Пение в октаву

Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день), который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.

Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.

Пение в терцию

Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.

Вокальные гармонии

Оригинальная вокальная дорожка (наверху) и дорожка бэк-вокала (внизу) с выборочным пением в терцию.

Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.

  1. Мелодия в терцию без исправления несоответствий в транспонировании (программно, через питч-шифтинг) 0:15
  2. Пение в терцию с исправлениями (программно, через питч-шифтинг) 0:15

Вокальные гармонии в других интервалах

Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).

Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.

Выборочные гармонии

Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.

Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.

Вокальные гармонии

Выборочные гармонии подразумевают несколько дорожек бэк-вокала с разными фразировками.

Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.

  1. Пример выборочного гармонирования 0:29

Гармонические мелодии

Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:

  1. Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
  2. Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.

Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.

ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ

Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.

В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.

Ускорение и замедление

Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.

Разные голоса

Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.

Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.

Вокальная партия часто оказывается сложнее наигрываемой мелодии. Например, в мелодии всего 4-5 аккордов (частый случай в эстрадной музыке), а певец исполняет достаточно сложную вокальную дорожку.

1. Вопрос — ноты, используемые певцом, всегда являются частью аккордов?

2. Просьба, расскажите, пожалуйста, о вашем опыте в написании вокальных партий.

Мне кажется, если возникают подобные вопросы, то скорее всего вы не относитесь к категории людей, которым «Бог на ушко шепчет» и единственный способ познания для вас — изучение соответствующих дисциплин (гармония, композиция и т.п.). Мне жаль людей, которые прикрываясь списком известных личностей, не хотят быть музыкально грамотными, они на самом деле отказываются от ЗНАНИЯ. У меня есть тоже обожаемые музыканты (пианист и импровизатор Эрл Гарнер, например), не знавшие нот, но мне все же ближе точка зрения Пета Метени, который говорил, что «нотная грамота позволяет действовать безошибочно» ;)

Ответы на вопросы:

1) Нет.

2) Истиную свободу творчества мне дал опыт изучения с помощью коллег и преподавателя джазовой импровизации (спонтанное сочинение мелодии). Появились знания — появились идеи.

Как написать вокальную гармониюОдин композитор и автор песен как-то спросил меня, не могу ли я поделиться своими мыслями по поводу давно мучащей его проблемы, а именно, создания и записи вокальных гармоний для песни.

Гармония — это, конечно, очень масштабная и довольно сложная тема. Здесь не так просто уложиться в формат коротенькой статьи. Тем не менее, я попытаюсь.

(Примечание: в этой статье я буду говорить о вокальных гармониях, но имейте в виду, что те же идеи можно применять и к созданию инструментальных гармонических линий, например, гармонизованного гитарного соло.)

Итак, вы только что записали превосходную партию лид-вокала и хотели бы добавить несколько прямых гармоний к припевам, чтобы они выделялись на фоне всей композиции.

Ну что ж, приступим. Для начала небольшое пояснение: под «прямой гармонией» я подразумеваю гармоническую линию, параллельную мелодической линии лид-вокала. Слова композиции при этом повторяются. Это необходимо для того, чтобы различать между гармонией, основанной на словах песни, и дополнительной гармонией (это, проще говоря, все «уууу» и «аааа» композиции). Все примеры, приводимые мной в данной статье, касаются прямых гармоний. Но все, о чем я буду говорить, можно с тем же успехом применять и к дополнительным гармониям.

  • • Импровизация. Некоторым от природы хорошо дается пение гармоний на слух. Такие люди с ходу создают отличные вокальные партии. Не думайте, что импровизация — это удел профессионалов. Вполне возможно, что у вас это получится гораздо лучше, чем вам кажется. Просто попробуйте петь вместе с треком лид-вокала и поэкспериментируйте с созданием прямой вокальной гармонии «на ходу».

После этого послушайте, что у вас вышло. Возможно, вы придете к стандартному решению, которое в данном конкретном случае прозвучит на «отлично». А может быть, вы изобретете абсолютно новую и интересную партию, которая тоже замечательно подойдет к вашей композиции.

Конечно, с точки зрения музыкальной теории, всегда существуют «верные» и «неверные» гармонические решения. Но не забывайте о том, что если звучание вашего варианта вам нравится, значит, это то, что надо. Только и всего. Единственное правило музыки — отсутствие каких бы то ни было правил.

  • • Метод поиска гармонической пары. Если импровизация — это не ваш стиль, и вы хотите создать солидную гармонию по всем правилам, вооружитесь бумагой и ручкой и садитесь за фортепиано/синтезатор (или берите в руки гитару).

Конечно, в этом случае вам очень помогут знания в области музыкальной теории, но даже если вы не очень хорошо разбираетесь в этом, не волнуйтесь (хотя знание нот и тональностей все же потребуется).

Сначала подберите мелодию лид-вокала на фортепиано (гитаре). Потренируйтесь в ее исполнении. Пойте вместе с инструментом, чтобы убедиться, что вы играете именно то, что вы пели на записи, в той же октаве. Затем запишите мелодию нотами (С, Е и т.д.). Теперь самое время найти гармонические пары для записанных нот.

Допустим, мы хотим, чтобы между линией лид-вокала и прямой гармонической линией был интервал в терцию (стандартный вариант). Для каждой ноты партии лид-вокала вам нужно найти пару (с интервалом в терцию) и записать ее на бумагу.

Например, если мелодия лид-вокала начинается с ноты С (в тональности С мажор), отступите от нее на терцию. Так вы определите гармоническую пару для нее. В нашем случае это будет нота Е. Затем аналогичным образом определите пару для второй, третьей ноты мелодии лид-вокала и т.д. В итоге у вас должна получиться мелодия гармонической линии.

Попробуйте сыграть ее. Возможно, что сама по себе она прозвучит странно, или же играть ее будет сложно. Не пугайтесь — это нормально. Пропойте гармоническую линию словами песни и постарайтесь запомнить мелодию. Как только она отложится в вашей памяти, попробуйте спеть гармоническую линию вместе с записью лид-вокала. Послушайте, как это звучит. Если вам понравится, мои поздравления! Гармоническая линия готова к записи.

Если же у вас возникают трудности с воспроизведением этой «странной» партии вместе с лид-вокалом, или если вы выбиваетесь из нот и возвращаетесь к партии лид-вокала и пр., ничего страшного! С этим сталкиваются многие (уж поверьте — это действительно так).

Чтобы исправить ситуацию, вам нужно будет вернуться к клавишам/гитаре, положить рядом ноты и вновь потренировать пение гармонической линии. Как только вы хорошо ее запомните, включайте записанный трек. Но прежде чем нажать «play», приглушите лид-вокал.

Попробуйте петь гармоническую линию на фоне дорожки аккомпанемента, представляя себе, что это (немного странный) лид-вокал. Добейтесь абсолютно точного исполнения. Затем запишите гармоническую линию в виде отдельного трека. Партия лид-вокала по-прежнему отключена. После этого одновременно включите партию лид-вокала и гармоническую линию. Если вы записали гармоническую линию четко и точно, оба трека должны совпасть. Вот и все — гармонизованный припев готов!

Несомненно, говоря о гармонии, нужно учитывать множество других факторов (их слишком много для такой маленькой статьи). То, о чем я только что говорил, это лишь начало, своего рода отправная точка. Но все-таки, прежде чем я закончу, я скажу вот что:

• Если вы хотите добавить вторую гармоническую партию, просто повторите всю последовательность действий еще раз. Но теперь вы можете отойти от партии лид-вокала, например, на квинту. И опять вам нужно будет запомнить мелодию, записать ее и прослушать все треки вместе.

• Если партия лид-вокала исполняется в одной из высоких октав, попробуйте выбрать для гармонической линии более низкую октаву. И наоборот: если лид-вокал исполняется в одной из низких октав, возьмите для гармонической линии более высокую.

Вперед и с песней!

Марк Бачино (Mark Bacino) — вокалист, композитор и автор текстов песен. Живет он в Нью-Йорке, США. В свободное от развития собственного музыкального «бренда» ретро-поп время Марк продюсирует других исполнителей или пишет музыку для телевидения/рекламы в рамках своей компании Queens English Recording Co. Марк также является основателем и координатором intro.verse.chorus — вебсайта, посвященного искусству создания песен.

Интересно читать Гитаршколу? Подписывайся и получай ежедневно свежие интересные статьи.

СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ

Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий

Андрей Девятых

СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ

Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий

Что такое аранжировка — знает каждый, даже начинающий музыкант.
Говоря строго — это адаптация музыкальной композиции
для определённого состава исполнителей.

Если проще — подбор инструментов и тембров, сочинение партий отдельных инструментов, помимо основного. И если речь идёт о песне, то основным инструментом в ней всегда является вокал.

Однако запоминающаяся мелодия вокальной партии и даже её удачная аранжировка еще не гарантируют, что ваш трек станет хитом. Ведь очень часто, слушая песни, начинаешь скучать уже после первого куплета. А причина этому — однообразная «вокальная аранжировка», то есть отсутствие помимо основной вокальной партии, дополнительных — «даблов», «бэков» и так далее, либо неумелое или неуместное их использование.

Какие приёмы «вокальной аранжировки» существуют? Когда и как можно воспользоваться ими и как гармонично вписать вокальные партии в трек?

Во всём этом мы и попробуем разобраться в этой небольшой статье. А для удобства и простоты восприятия я решил оформить её в виде набора простых принципов, которые помогут вам сделать вокальные партии интереснее для слушателя и гармонично связать их с общим звучанием трека.

Всё есть инструмент

Создавая аранжировку, помните: абсолютно любую партию, вокальную или инструментальную, следует воспринимать как отдельный самостоятельный инструмент. При этом разные вокальные партии также являются самостоятельными инструментами: лид-вокал, второй вокал, бэк-вокал — всё это отдельные инструменты. И чем больше инструментов звучит в один момент времени, тем хуже для вас и для слушателя. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, а нужны ли треку дополнительные вокальные партии и как их в него вписать, ответьте сначала на вопрос: «А есть ли в нём для них место?». Ведь если аранжировка и так уже достаточно насыщена мелодическими партиями, то для дополнительных партий вокала в ней может просто не оказаться места и в этом случае вам нужно будет выбирать: или избавиться от каких-то мелодических партий в пользу дополнительных вокальных, или оставить всё как есть, не перегружая аранжировку.

Эффекты на вокале не есть вокальная аранжировка

Некоторые исполнители считают, что обработка основной вокальной партии эффектами — это и есть вокальная аранжировка, но на самом деле это не так. Вокальная аранжировка — это создание дополнительных вокальных партий, каждая из которых может быть обработана своими эффектами. Например, дабл-трек обработать диссоршеном, бэк-вокал пропустить через вокодер и так далее. Всё зависит только от вашей фантазии и жанра, в котором вы работаете. Но нужно помнить, что вы никогда не сможете заменить вокальную аранжировку простой обработкой вокальной партии эффектами!

Дабл-трек сделает вокал плотнее и украсит его

Дабл-трек — это особый художественный приём, открытый и впервые использованный в 60-е годы XX века группой «The Beatles». Чтобы использовать дабл-трек вам достаточно дважды записать одну и ту же вокальную партию «нота-в-ноту». С одной стороны, это даст особый и узнаваемый эффект «двойного голоса». С другой стороны, это полезно, когда аранжировка насыщена инструментами, и вокал тонет в ней из-за недостатка тембральной плотности. Вы также можете использовать дабл-трек не всё время, а только в кульминационные моменты, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя или выделить в тексте песни слова и словосочетания, имеющие повышенную смысловую нагрузку. Основное ограничение для данного приёма — вокальная партия должна быть хорошо «впета» ритмически. В противном случае дорожки будут сильно отличаться, что приведёт к ощутимым искажениям голоса (и создаст дополнительную головную боль для звукорежиссёра, который будет сводить ваш трек :). Иногда для создания эффекта дабл-трека записывают больше двух дорожек. В этом случае отдельные дорожки можно разнести по панораме, что сделает вокал более объёмным. Также эффект дабл-трека можно получить, используя специализированные плагины, например Waves Reel ADT, однако «живой» дабл-трек всегда будет звучать более натурально и эффектно.

Бэк-вокал сделает вокальную партию интереснее и поможет расставить эмоциональные акценты

На тему использования бэк-вокала, или «бэка» можно написать отдельную объёмную статью, так как существует огромное количество вариантов «бэков» и сценариев их использования. Поэтому ограничусь лишь ключевыми моментами.

Бэк-вокал нужно использовать «редко да метко». Его задача — поддержать основной вокал и расставить эмоциональные акценты в ключевые моменты композиции. Поэтому «бэки» чаще всего используют в припеве, так как классически припев — это квинтэссенция эмоционального напряжения трека, он всегда должен быть более динамичным и эмоциональным, нежели куплет.

В отличие от дабл-трека, для записи «бэка» нужно использовать другого вокалиста (или даже нескольких вокалистов). Также очень желательно, чтобы вокалисты, записывающие «бэки», пели в диапазоне (тесситуре), отличной от лид-вокала — это усилит эффект и исключит не нужные мелодические конфликты с основной вокальной партией.

Даже если партия бэк-вокала по вашей задумке должна мелодически повторять партию лид-вокала, запишите её в какой-либо чистый интервал, относительно основной, например в терцию, или квинту. Это усилит эмоциональное воздействие «бэка» и сделает общее звучание вокала более драматичным.

При создании и записи партий бэк-вокала используйте принцип контраста. Например, если у вас мужской лид-вокал, используйте на «бэках» женский. Если партия лид-вокала мелодически сложная и динамичная, то партию бэк-вокала сделайте простой и более статичной.

Использование второго вокала добавит композиции драматизма и поможет рассказать историю

Нельзя сказать, что два вокалиста в группе — это частая практика. Тем не менее, использование второго вокала — приём частый и достаточно эффектный, особенно в популярной музыке. Суть его заключается в том, что помимо основного, есть второй вокалист, который его поддерживает и эпизодически их роли меняются по принципу «вопрос-ответ». Например:

В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), в припеве они меняются ролями.

В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), припев они исполняют вместе.

Первую часть куплета исполняет основной вокалист, вторую часть куплета второй вокалист, припев они исполняют вместе.

Как и в случае с бэк-вокалом, при использовании данного приёма действуют те же самые правила: желательно чтобы второй вокалист пел в отличном от лид-вокала диапазоне (тесситуре), использование принципа контраста также значительно усиливает эмоциональное воздействие вокальной партии на слушателя.

Надеюсь, мои знания и советы помогут вам при аранжировке и создании музыки. Желаю всем успеха и запоминающихся хитовых треков!

О том, как сделать идеальную с точки зрения звукорежиссера аранжировку, читайте в этой статье.

Автор: Андрей Девятых — Звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio

© WAVEFORUM

Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать возраст на английском сокращенно
  • Как написать возражения на частную жалобу на определение суда
  • Как написать возражение против иска
  • Как написать возражение на судебный иск гражданский суд
  • Как написать возражение на судебное определение образец