Как написать воспитательную работу

Как написать план воспитательной работы

Любой воспитательный процесс в школьном или дошкольном учреждении должен осуществляться по определенному плану. План воспитательной работы позволяет обеспечивать равноценную нагрузку на всех детей, реализовать в определенный срок поставленные задачи, контролировать педагогический процесс.

Как написать план воспитательной работы

Инструкция

План воспитательной работы должен включать в себя все воспитательные мероприятия, которые планируется проводить с детьми. Поставьте временные рамки плана. Это может быть учебный год, один сезон, месяц, четверть, неделя. Годовой план называется перспективным, недельный или план на день – календарным. Перспективный план можно оформить как сетку, внося туда темы занятий по определенной программе. В соответствии с временными рамками плана ставятся цели, задачи.

Определите цель работы. Целью должен быть конкретный результат, которого необходимо добиться по окончании действия воспитательного плана и который может быть измерен. Она должна быть сформулирована четко, емко, понятно, таким образом, чтобы ее можно было проверить, цель также должна быть достижимой. В общем виде цель любой воспитательной деятельности можно охарактеризовать как повышение уровня воспитанности, но такой результат невозможно измерить. Формулируйте цель более конкретно, определяя ее в соответствии с воспитательным компонентом учебного процесса, если вы составляете план воспитательной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо ставить перед собой задачи. Задачи должны быть связаны с тем, какие шаги, меры, средства вы будете предпринимать, чтобы достигнуть цели.

Определите, с какой систематичностью будет проводиться воспитательная работа, то есть сколько часов в неделю, день, месяц отводится на эту работу с детьми. Определите количество часов воспитательной работы на срок планирования.

В соответствии с целью и задачами определите, какие виды работы и деятельности должны использоваться для их достижения. Это могут быть игры, художественная деятельность, труд, просветительская или профилактическая деятельность. Виды деятельности зависят также от специфики работы с детьми.

Выберите тип составления плана. Это может быть текстовый план, план-схема, циклограмма, картотека. Тип плана зависит от традиции учреждения или удобства для воспитателя. Заполните план в соответствии с целью, задачами, видами деятельности. Укажите все эти параметры, а также даты мероприятий, их направление и планируемый результат для каждого события. Направления воспитательной деятельности включают в себя: работу с семьей, подготовку к выбору профессии, работу с общественностью, экологическое воспитание, нравственное воспитание.

Полезный совет

При составлении планов необходимо учитывать педагогический опыт по составлению и реализации прошлых планов воспитательной работы, особенности учреждения, традиции и праздники, возможности детей и родителей.

Источники:

  • воспитательная работа как
  • анализ воспитательной работы за 2012 2013

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методика планирования воспитательной работы с классом

(папка классного руководителя)

Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.

Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления.

Итак, перейдем непосредственно к описанию разработки. Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Либо все таблицы, необходимые положения могут заполняться вручную. Комментарии по построению папки будут представлены другим шрифтом.

Документ имеет титульный лист, где дано название «Папка классного руководителя». Затем указывается номер класса и ОУ ФИО педагога.

ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

______класса МОБУ СОШ № ____

_______________________________

Ф.И.О. классного руководителя

На следующем листе предлагается содержание папки.

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ:

1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

2. Данные об обучающихся

2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами

2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.

2.3. Учёт занятий обучающихся в детских объединениях, секциях, факультативах.

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

3.3. Социальный паспорт  класса  на учебный год

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

4. Годовой план работы  по направлениям

4.1. Пояснительная записка

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями

4.4. Циклограмма мероприятий по освоению обучающимися образовательных программ

4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся

4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы

4.7. Циклограмма профилактических мероприятий

5. Оперативное планирование.

5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя  (по месяцам)

5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.

6. Организация деятельности.

6.1. Сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках.

6.2. Учет успеваемости.

6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии обучающихся в классных и школьных мероприятиях.

7. Отчетные и аналитические материалы

8. Приложения

8.1. Протоколы родительских собраний

8.2. Листок учета посещений родительских собраний

Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.

1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ.

ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся (контроль за посещаемостью ОУ обучающимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья обучающихся класса; ведение документации о заболеваемости обучающихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение обучающихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват обучающихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между обучающимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей — предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими обучающимися),

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и обучающихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях городского, районного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией ОУ, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание обучающихся могут рассматриваться:

—  деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

— программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

— сотрудничество с родителями учащихся, семьями обучающихся,

— СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

— социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.

2. ДАННЫЕ ОБ ОБУЧАЩЮЩИХСЯ

2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами

ФИО

Адрес

телефоны

ФИО родителей

1

2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.

ФИО

Группа здоровья

Занятия физической культурой и спортом

Сведения о питании

1

2.3. Учёт занятий обучающихся в ДО, секциях, факультативах.

ФИО

Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в ОУ

Внешкольные формы дополнительного образования

1

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

ФИО

Общественное поручение в 1 и 2 полугодии  

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях

1

Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.

3. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ.

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.

1. История возникновения класса как группы.

2. состав класса, характеристика семей обучающихся класса.

3. состояние межличностных отношений в группе обучающихся.

3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).

3.2 лидеры группы (количество, направленность).

3.3. обучающиеся с высоким статусом в группе.

3.4. обучающиеся не принимаемые в группе (причины).

4. Характер образовательной программы.

5. Успешность освоения обучающимися образовательной программы (количество обучающихся по уровню успеваемости).

6. Материальная обеспеченность учебного процесса.

7. Состояние динамика здоровья ребенка.

8. Участие обучающихся в занятиях физической культурой и спортом.

9. Включение обучающихся в дополнительные образовательные программы.

10. Отношения с родителями.

Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

2.2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ГОД

Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.

2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ  _____ КЛАССА

 НА 201__ — 201__ УЧЕБНЫЙ ГОД

 классный руководитель ______________________,  кабинет № __________,

количество обучающихся _____ человек.

ФИО

Дата рождения

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

Жилищные условия

Полная

Неполная

Неблагоприят.  обст-ка

Малообеспеченная

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители — безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Общежитие

Частичные удобства

Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, здесь также формулируются 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.

2.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья обучающихся

_____________________________________________________________

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями  

____________________________________________________________

3. В сфере содействия освоению обучающимися образовательных программ ___________________________________________________________

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся ____________________________________________________

5. Цель авторской программы классного руководителя

_____________________________________________________________

6. Задачи в сфере профилактической работы

_____________________________________________________________

После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами ОУ  и прочее.

  1. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ  ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

4.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________

В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________

Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________

При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________

Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________

Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни обучающихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.

4.2. ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Месяц

Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие

Задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План-сетка воспитательной работы классного руководителя

на ________ месяц 201_ — 201_ уч. год

Недели

Направления и формы работы

Тематика классного часа

Подготовка к классным мероприятиям

Классные мероприятия

Подготовка к общешкольным мероприятиям

Общешкольные мероприятия

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.

Шестой раздел – «Организация деятельности» включает сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс — диагностики, отзывов обучающихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.

7. ОТЧЕТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОТЧЕТ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ ЗА ЧЕТВЕРТЬ

Тема

Задачи

Сроки

1

Классный час

2

Классный час

1

Классные мероприятия

2

Классные мероприятия

1

Родительские собрания

2

Родительские собрания

1

Участие в общешкольных мероприятиях

2

Участие в общешкольных мероприятиях

Кроме того, папка классного руководителя может содержать приложения. Например, планы и протоколы родительских собраний, учет посещения. Они могут выглядеть следующим образом.

Краткий план родительского собрания № ____

Этапы, их содержание

Примечания

1

2

3

4

 Протокол родительского собрания № _____

 от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек

Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:

Решение собрание

Классный  

Председатель

руководитель  

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний

1

2

3

и т.д.

Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе и т.д.

Структура плана воспитательной работы классного руководителя и содержание рабочей папки классного руководителя: 

  1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее)
  2. Должностная инструкция классного руководителя
  3. Циклограмма деятельности классного руководителя
  4. Воспитательные цели , задачи и направления деятельности на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года
  5. Календарно — тематический план воспитательной работы на учебный год
  6. Список класса с полными данными об учащихся ( ФИО, дата рождения, адрес проживания, ФИО родителей, контактный телефон)
  7. Сведения о занятости детей дополнительным образованием ( где занимается, график занятий)
  8. Организация самоуправления в классе (актив класса, график дежурства и т.д)
  9. Расписание уроков класса, список учителей-предметников
  10. Характеристика классного коллектива
  11.  Социальный паспорт класса
  12. Работа с родителями обучающихся ( карты семей, график и  тематика проведения родительских собраний, протоколы родительских собраний, журнал посещений семьи и т.д.)
  13. Совместная деятельность с общественностью
  14. Индивидуальная работа с обучающимися (индивидуальная карта обучающегося, портфолио)
  15. Работа с обучающимися , требующими повышенного педагогического внимания (детьми из “группы риска”по поведению и по успеваемости ,опекаемыми детьми, детьми из неполных, многодетных, неблагополучных семей, детьми-инвалидами)
  16. Взаимодействие с учителями – предметниками
  17. Методические разработки проведенных мероприятий
  18. Диагностика учащихся (анкетирование, опрос, тестирование).

Как оформить папку классного руководителя

Как оформить папку классного руководителя

Любое педагогическое действие должно быть целенаправленным. При планировании работы педагог ставит перед собой целый ряд задач. Классный руководитель планирует не только собственные уроки, но и всевозможные воспитательные мероприятия, будь то классный час, подготовка к конкурсу самодеятельности или экскурсия. Ему приходится не только составлять план работы, но и заполнять другие документы на учащихся и родителей. Удобнее, когда все данные собраны в «Папку классного руководителя».

Вам понадобится

  • — нормативные документы;
    — данные об учащихся и родителях;
    — психолого-педагогическая характеристика класса;
    — данные об успеваемости;
    — перспективный и календарный планы воспитательной работы.

Инструкция

1

Соберите данные об учениках и родителях. Даже если вы только что взяли новый класс, кое-какие материалы у вас есть. В каждом образовательном учреждении обязательно составляется список учеников с адресами и телефонами. Опросите учащихся и сверьте данные. Составьте список занятости ваших воспитанников в учреждениях дополнительного образования, а также укажите, кто выполняет какие общественные поручения. Эти списки удобнее всего составлять в форме таблиц. В одном столбце напишите фамилии и имена учащихся, в другой — названия кружков и студий.

2

В медицинском кабинете возьмите данные о здоровье ваших воспитанников. Внесите их в отдельный список. Отметьте, есть ли у кого-либо из детей ограничения и какие именно. Это особенно важно знать при планировании дальних походов или спортивных соревнований. Вполне возможно, что у кого-то есть и ограничения по питанию.

3

Определите цели своей педагогической работы. Для того чтобы их сформулировать, вам необходимо знать особенности класса. Составьте психолого-педагогическую характеристику коллектива. Это можно попросить сделать и школьного психолога. Составьте социальный паспорт класса и проанализируйте прошлогоднюю педагогическую работу, если она велась с данным коллективом.

4

Составьте годовой план работы по направлениям. К такому плану обязательно должна быть пояснительная записка. Запланируйте мероприятия по охране жизнедеятельности, формированию позитивных межличностных отношений в коллективе, усвоению общеобразовательных дисциплин, воспитанию патриотизма и т. д. Обратите внимание на моменты, направленные на профилактику правонарушений, разных видов зависимости.

5

Составьте календарный план на месяц. Он может представлять собой сетку мероприятий. Но возможны и другие виды оформления. В нем должны быть отражены названия мероприятий, цели и задачи, сроки проведения. Составьте также расписание уроков класса и ваш личный распорядок.

6

Составьте график дежурств учащихся по классу и всего коллектива — по школе. Сюда же поместите данные об участии ребят в генеральных уборках и субботниках. Составьте тетрадь учета успеваемости. Проанализируйте проведенные мероприятия и поместите данные в папку.

7

Сформируйте документы по блокам. В начале поместите титульный лист, на котором напишите название документа, ваши фамилию, имя и отчество, класс и школу. В начало «Папки классного руководителя» поместите «Обязанности классного руководителя». Приложите к «Папке классного руководителя» протоколы родительских собраний и данные об их посещаемости. Отдельными разделами оформите все данные об учащихся, основания для педагогической работы (психолого-педагогическая характеристика и т. д.). Четвертый и пятый блоки определите под перспективное и календарное планирование, в шестой — данные об участии в дежурствах. Приложите к «Папке классного руководителя» протоколы родительских собраний и данные об их посещаемости.

Как написать отчёт о воспитательной работе

Как написать отчёт о воспитательной работе

Отчет о проделанной воспитательной работе составляет заместитель директора по воспитательной части, подводя итог внеурочной деятельности всего учебного заведения в течение года. Также подводит итог работы с воспитанниками классный руководитель, составляя своеобразный обзор проведенных мероприятий, экскурсий, классных часов и т.д.

Инструкция

1. В начале отчета укажите поставленные вами цели в начале учебного года и сообщите, удалось ли их достичь.

2

Далее перечислите те методы и приемы, которые были использованы вами для достижения поставленных целей. Например, поставив перед собой задачу «добиться ответственного отношения обучающихся к процессу обучения», вами были запланированы и проведены классные часы или индивидуальные беседы с детьми о пользе знаний или о будущем выборе профессии (в старших классах).

3

Сообщите в отчете, каким образом вы развивали в классе самоуправление. Например, вы могли бы организовать работу различных групп, секций или советов (клубы «Юный театрал», «Пресс-центр» и т.д.). Отметьте также, насколько оправдана была, на ваш взгляд, подобная форма развития самостоятельности и активности у детей.

4

Перечислите те направления, на которые вы особенно обращали внимание, работая с классом в текущем учебном году. Например, вы могли выбрать приоритетным духовно-нравственное или патриотическое направление в своей деятельности.

5

Укажите в отчете, какие мероприятия в соответствии с выбранным направлением были проведены в классе. Обязательно сообщите тему и дату проведения классных часов, конкурсов, викторин, тематических праздников и т.д. Напишите также о том, какое количество ваших воспитанников было в них задействовано. Отразите в отчете и достигнутые результаты (наличие победителей в конкурсах, КВН, викторинах, благодарственные отзывы от приглашенных на встречу ветеранов и т.д.).

6

Сообщите о форме работы с родителями (индивидуальные консультации, посещение на дому, родительские собрания с приглашением узких специалистов, семейные праздники, спортивные соревнования, совместные выезды на природу, в поход и т.д.). Обязательно отметьте в отчете, каких результатов вы сумели добиться: сплотить коллектив, вызвать интерес у родителей к жизни класса, разрешить назревающий конфликт родителей и детей и т.д.

7

Отразите в отчете также информацию, насколько заняты ваши воспитанники в различных кружках и секциях. Если имеется рост показателей во внеурочной занятости детей, укажите это в документе.

8

Сообщите также о том, изменилось ли поведение ребят, их отношение друг к другу, к учителям, к учебе, к труду за последний учебный год, и как вам удалось этого добиться.

9

Если ваш класс принимал участие в общешкольных мероприятиях и достаточно успешно, напишите об этом, указав их название и дату проведения.

10

В заключении отчета напишите, в каком направлении работы с детьми вам не удалось добиться запланированных результатов, и как вы планируете это исправить в следующем учебном году.

Как написать план воспитательной работы

Как написать план воспитательной работы

Любой воспитательный процесс в школьном или дошкольном учреждении должен осуществляться по определенному плану. План воспитательной работы позволяет обеспечивать равноценную нагрузку на всех детей, реализовать в определенный срок поставленные задачи, контролировать педагогический процесс.

Инструкция

1

План воспитательной работы должен включать в себя все воспитательные мероприятия, которые планируется проводить с детьми. Поставьте временные рамки плана. Это может быть учебный год, один сезон, месяц, четверть, неделя. Годовой план называется перспективным, недельный или план на день – календарным. Перспективный план можно оформить как сетку, внося туда темы занятий по определенной программе. В соответствии с временными рамками плана ставятся цели, задачи.

2

Определите цель работы. Целью должен быть конкретный результат, которого необходимо добиться по окончании действия воспитательного плана и который может быть измерен. Она должна быть сформулирована четко, емко, понятно, таким образом, чтобы ее можно было проверить, цель также должна быть достижимой. В общем виде цель любой воспитательной деятельности можно охарактеризовать как повышение уровня воспитанности, но такой результат невозможно измерить. Формулируйте цель более конкретно, определяя ее в соответствии с воспитательным компонентом учебного процесса, если вы составляете план воспитательной работы.

3

Для достижения поставленной цели необходимо ставить перед собой задачи. Задачи должны быть связаны с тем, какие шаги, меры, средства вы будете предпринимать, чтобы достигнуть цели.

4

Определите, с какой систематичностью будет проводиться воспитательная работа, то есть сколько часов в неделю, день, месяц отводится на эту работу с детьми. Определите количество часов воспитательной работы на срок планирования.

5

В соответствии с целью и задачами определите, какие виды работы и деятельности должны использоваться для их достижения. Это могут быть игры, художественная деятельность, труд, просветительская или профилактическая деятельность. Виды деятельности зависят также от специфики работы с детьми.

6

Выберите тип составления плана. Это может быть текстовый план, план-схема, циклограмма, картотека. Тип плана зависит от традиции учреждения или удобства для воспитателя. Заполните план в соответствии с целью, задачами, видами деятельности. Укажите все эти параметры, а также даты мероприятий, их направление и планируемый результат для каждого события. Направления воспитательной деятельности включают в себя: работу с семьей, подготовку к выбору профессии, работу с общественностью, экологическое воспитание, нравственное воспитание.

Полезные советы

При составлении планов необходимо учитывать педагогический опыт по составлению и реализации прошлых планов воспитательной работы, особенности учреждения, традиции и праздники, возможности детей и родителей.

Как избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Как избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Воспитание детей – задача очень сложная и ответственная. Классный руководитель имеет дело, прежде всего, с душой ребенка. И ошибки в воспитательной деятельности обходятся довольно дорого. Поэтому работа со школьниками имеет специфические задачи и особенности, которые необходимо учитывать классному руководителю.

Инструкция

1

Познакомьтесь с функциями классного руководителя: учитель организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность школьников, их общение между собой. Работает над сплочением коллектива учащихся, развивает ученическое самоуправление. Реализация этих функций в работе классного руководителя невозможна без диагностической деятельности. Для этого важно определить исходный уровень и постоянно отслеживать измененияв воспитании учащихся. Только планомерная, основанная на анализе воспитательная работа принесет ощутимые плоды.

2

Выстраивайте воспитательную систему с классным ученическим коллективом на основе программы воспитания вашего образовательного учреждения. При этом обязательно анализируйте свою предыдущую работу с данным классом (за прошедший учебный год), отражая при этом и положительные и отрицательные моменты своей работы с детьми.

3

На основе анализа работы определяйте актуальную цель и формулируйте конкретные задачи. Учитывайте и уровень развития учащихся в классе, и социальные и материальные условия жизни, и специфику семейных отношений ваших воспитанников.

4

Изучайте личностные и индивидуальные особенности ваших воспитанников. Для этого привлекайте к работе с классом школьного психолога, социального педагога. Изучайте детей и коллектив класса с помощью специальных психологических методик и индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями-предметниками.

5

Учитывайте индивидуальные личностные особенности учеников, определяйте стиль общения и стиль воспитания по отношению, как к каждому ученику, так и к ученическому коллективу в целом.

6

Установите дружеские, доверительные отношения с учащимися, но никогда не переходите грань ученик – классный руководитель, не допускайте панибратских отношений, не стремитесь к «дешевой популярности» среди учеников.

7

Уважайте своих воспитанников. Выслушивайте их, учитывайте потребности, интересы, запросы. Успешная деятельность педагога-классного руководителя возможна только при условии взаимоуважительных отношений с подопечным детским коллективом.

Как провести первое родительское собрание

Как провести первое родительское собрание

Родительские собрания позволяют классному руководителю поддерживать связь с родителями школьников. На них учитель имеет возможность не только сообщить родителям об успеваемости их детей, но и рассказать об основных положениях в уставе школы. К первому родительскому собранию необходимо готовиться наиболее тщательно, так как в это время складывается первое впечатление о педагоге.

Инструкция

1

Составьте подробный план проведения родительского собрания.

2

Представьтесь родителям. Расскажите о том, какое образование вы получили, а также о том, какой учебный предмет (помимо классного руководства) вы будете преподавать в данном классе. Обязательно сообщите информацию о вашем педагогическом стаже и предыдущих местах работы. Если вы являетесь призером каких-либо конкурсов профессионального мастерства или лауреатом различных фестивалей, расскажите об этом родителям. Вы можете (по своему желанию) рассказать и о своей семье, о хобби и т.д. Это позволит вам наладить доверительные, искренние отношения внутри коллектива.

3

Сообщите родителям о ваших требованиях к ученикам: внешнем виде, ведении дневников, посещаемости уроков, активном участии в жизни классного коллектива и т.д. Зачитайте также основные положения из устава учебного заведения.

4

Расскажите об основных направлениях в работе с детьми, которые вы считаете приоритетными и те, на которые будете опираться в своей работе с воспитанниками. Например, вы можете проводить патриотическое воспитание и организовать работу тимуровских групп или готовить экскурсоводов в музей Боевой Славы при учебном заведении. Предложите родителям помочь детям, например, в составлении портфолио ветеранов.

5

Проведите анкетирование, чтобы собрать необходимую информацию для составления социального паспорта семей класса. Вам нужно выяснить, есть ли в классе социально незащищенные семьи или многодетные, имеются ли дети-инвалиды или те, которые имеют хронические заболевания. Уточните, нет ли опекаемых ребят, а также воспитывающихся в неполных семьях. Для оформления социального паспорта вам также нужно будет знать о наличии родителей, проходивших службу в «горячих точках», о пенсионерах, безработных и т.д.

6

Выясните, сколько детей занимаются в кружках или в спортивных секциях в свободное от уроков время. Расскажите родителям о том, какие кружки имеются в вашей школе и о графике их работы.

7

Выберите членов родительского комитета и председателя.

8

Сообщите родителям о ваших планах в работе с детьми: экскурсиях, конкурсах, разнообразных викторинах, праздниках, КВН и т.д. Выслушайте также их предложения. Они могут, например, предложить экскурсию на производство, где работают.

9

Выслушайте возникшие во время вашего выступления вопросы и максимально полно ответьте на них. Поинтересуйтесь также у родителей, вопросы к каким специалистам (психологу, социальному педагогу, логопеду и т.д.) у них имеются, чтобы пригласить их на следующее собрание.

10

Будьте доброжелательны и открыты во время общения с родителями ваших воспитанников.

Что такое классный час

Что такое классный час

Классный час – это школьное мероприятие, направленное на организацию воспитательной работы с детьми. Как правило, он проводится регулярно в одно и то же время, но при этом не входит в стандартное расписание учебных занятий.

Классный час можно проводить по-разному: читать лекции, устраивать диспуты или беседы, организовывать игры, конкурсы, викторины, тестирования и пр. Формы проведения мероприятия напрямую зависят от целей, которых учитель хочет добиться. При этом одной из задач педагога становится попытка сделать классный час интересным и полезным для школьников.

Нередко учителя создают особое расписание классных часов, указывая темы, которые будут обсуждаться или затрагиваться. Мероприятия могут быть посвящены особым событиям (например, встреча с ветеранами, приуроченная к 9 Мая), вопросам образования, развития личности, отношений в коллективе и пр. Помимо плановых могут проводиться и внеплановые классные часы. Они обычно используются для решения проблем, возникших в коллективе: обсуждения успеваемости, конфликтов между одноклассниками и пр.

Именно классные часы – это наиболее удачное время для проведения психологических и профессиональных тестирований, которые могут помочь школьникам выбрать специальность и даже учебное заведение, в котором они получат высшее или среднее специальное образование.

Подготовкой классного часа должен заниматься не только учитель, но и ученики. Следует заранее сообщать тему мероприятия и при необходимости просить к нему подготовиться. Подготовка должна носить не обучающий, а скорее развлекательный характер: например, можно попросить школьников поговорить со своими родителями и узнать, как они выбирали профессию, чтобы поделиться результатами беседы с однокурсниками и сделать соответствующие выводы.

Как подготовка к классному часу, так и его проведение должны по возможности иметь внеучебный, неформальный характер. Дети могут садиться с кем захотят, не придерживаясь стандартных правил. Во время классного часа никому не ставят оценок и не задают домашних заданий. Неформальная обстановка способствует более открытому общению.

Как украсить классный уголок

Как украсить классный уголок

Современная печатная индустрия предлагает много уже готовых классных уголков. Они удобны, красивы, аккуратно выполнены. Они не требуют особых усилий и затрат. Но они лишены индивидуальности. К тому же они не дают детям проявлять свои творческие способности. А им (особенно детям средних классов) хочется самим создать уголок и украсить его.

Инструкция

1


Как украсить классный уголок

Прежде всего подберите название уголка. Оно должно соответствовать возрасту детей, их характеру.
Если это учащиеся начальной школы, то следует учитывать их тягу к мультипликационным фильмам, любимым сказкам. Поэтому подойдут названия «Смешарики», «Гномики», «Веселые человечки», «Непоседы».
Если это учащиеся основной школы, то при названии уголка необходимо учитывать увлечение миром фэнтези, первыми романами о любви и Интернетом. В качестве примеров можно предложить следующие варианты: «Одноклассники.ру», «Черная молния», «Электроник», «ШколярЪ», «Есть контакт!».
Старшеклассникам можно предложить названия «Ровесники», «Романтики», «Юность», «Возрождение», «Пламя», «Экстрим», «Адреналин», «Семь футов под килем!». Эти названия будут отражать внутреннее стремление к свободе, самостоятельности, желание заявить о себе как о личности.

2

Теперь в зависимости от названия придумайте оформление. Оно должно быть красочным, ярким. Пусть это будут сказочные герои и герои игр, соответствующая атрибутика, фоновая картина. Главное, чтобы ребята сами нарисовали и покрасили в яркие цвета основу газеты.Подскажите им, как это лучше сделать.

3

Придумайте девиз или лозунг, соответствующие и классу, и названию уголка. Напишите его под названием крупными буквами.

4


Как украсить классный уголок

Разместите фотографии класса. Они очень украсят стенгазету. Можно сделать общую фотографию, можно групповые, а можно и индивидуальные. Все зависит от размеров стенгазеты и вашей фантазии. Так, например, «смешарики» могут нарисовать себя в форме этих мультипликационных
героев и вклеить свои фотографии.

5

Теперь продумайте названия колонок. Они тоже должны отражать суть названия. Вместо традиционного «Актив класса» можно написать «На капитанском мостике». Вместо названия «План работы на вторую четверть» — «Дела Цветочного королевства».
Даже самое обычное объявление о школьном субботнике оформите в виде листовки и сделайте оригинальную надпись:«Работа трудна, работа томит, //За нее никаких копеек.// Но мы будем работать будто мы //Делаем величайшую эпопею».

6

Материал для основы классного уголка. Хорошо будет смотреться полированная доска, фанерный щит. Используйте для этой цели современный строительный материал. Его преимущество в том, что он легок, пластичен, прекрасно вписывается в интерьер.

7

Для стенгазеты можно использовать декоративные украшения. Разные бумажные фигурки (осенние листья, снежинки, цветы) на липучках будут свидетельствовать о смене времен года. А к праздникам подберите мишуру, аппликацию, шарики.

Как оформить уголок здоровья в школе

Как оформить уголок здоровья в школе

Уголки здоровья в школе являются частью санитарно-просветительской работы, пропагандирующей здоровый образ жизни, профилактику различных заболеваний, повышение умственной активности и работоспособности учащихся.

Вам понадобится

— различные информационные материалы соответствующей тематики;
— спортинвентарь.

Инструкция

1

При создании уголка здоровья ориентируйтесь на возраст учащихся. В начальных классах сделайте красочный стенд с примерным режимом дня для детей данного возраста, памятку о необходимости соблюдать правила личной гигиены, добавьте информационные бюллетени, описывающие причины возникновения распространенных болезней и способы защиты от них (грипп, ангина, гепатит и т.д.) Кроме того, составьте и напишите содержание физкультминуток, проводимых на уроках с детьми (можно сделать их коллекцию в красочном конверте и потом ими поочередно пользоваться).

2

В игровой зоне кабинета или комнаты для отдыха младших школьников должен находиться спортивный инвентарь для подвижных игр (мячи, прыгалки, обручи, кегли, эстафетные палочки и т.п.) Даже если пространство класса не позволяет проводить подобных игр, в теплое время года можно организовывать их на школьной спортплощадке.

3

В среднем звене школы (5-9 классы) в спортивный уголок должны включаться информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, подбирающиеся с учетом данной возрастной категории. Здесь также можно поместить примерный режим дня ученика средней школы, кроме того, необходимо добавить материалы о вредных привычках и их последствиях, о вреде долгого сидения за компьютером, о пользе витаминов для здоровья человека и т.п. Для детей в возрасте 13-14 лет добавьте информацию о способах контрацепции и всех опасных последствиях незащищенного секса.

4

Для старшеклассников (10-11 классы) в уголке здоровья тоже может располагаться режим дня для учащихся этого возраста, а также различные познавательные, более глубоко освещенные материалы об инфекционных болезнях и способах защиты от них, о вреде никотина и алкоголя, о всех последствиях случайных незащищенных половых актов, о том, как уберечься от стрессов во время подготовки к экзаменам и т.п. Кроме того, сюда можно помещать информацию о новых разработках в области медицины и здоровьесберегающих технологий в рубрику «Это интересно».

Как оформить уголок дежурств

Как оформить уголок дежурств

Целью создания уголка дежурства является формирование навыков выполнять конкретные обязанности, а также воспитывать положительное отношению к труду. Оформление такого уголка очень важно. Труд (в данном случае – дежурство) воспитывает в детях аккуратность, организованность, самостоятельность. И как результат – повышение уровня уверенности в своих силах.

Вам понадобится

Ватман, фото учеников, клей, цветная бумага, наклейки, прозрачные файлы, ножницы, карандаши, стандартные листы формата А4.

Инструкция

1

Возьмите ватман и с помощью ножниц придайте листу необходимую вам форму. По периметру прикрепите бумажные «листья», сделанные из листов А4-го формата.

2

На этих листьях нарисуйте картинки или раскрасьте карандашами (это придаст вашему творению красочности).

3

На ватмане нарисуйте различных животных, которые заняты какой-либо работой, или трудолюбивых пчел (такой стенд больше подойдет для школьников младшей школы). Для более старших больше подойдут рисунки с представителями различных профессий, девочки, мальчика в фартуках.

4

Если вы не умеете рисовать, купите специальные наклейки с изображениями все тех же животных или людей (их можно приобрести в любом магазине канцтоваров, заказать по интернету).

5

В каждый файл вложите фотографии учеников. Чтобы вызвать больший интерес учащихся к уголку и к процессу дежурства в целом, кроме фото можете вложить и небольшие листочки бумаги (можно разрисованной или в форме облачка) с подходящим для этого школьника девизом (предварительно можно провести среди учеников конкурс на лучший девиз).

6

После окончания дежурства подведите его итог, вывесив в центре ватмана ярко оформленный лист. Можете написать там как положительные стороны дежурства, так и мелкие погрешности и недочеты (которые были, конечно же). Обсудите с учениками эти результаты, чтобы они усвоили все огрехи, а следующее дежурство прошло намного лучше

Памятка для классного руководителя «Проведения родительского собрания»

  1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.
  2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч., четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
  3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
  4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку

отсутствующих.

  1. Не избирайте для общения назидательный тон.
  2. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
  3. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
  4. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

     9.  Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и

           потенциальные возможности их детей.

  1.  Предупредите родителей о том, что не вся информация должна

быть известна детям.

          11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их

           детям.

  1.  Объявите родителям, что «плохой ученик» не означает «плохой    

   человек».

  1. Не давайте негативной оценки всему классу.
  2. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
  3. Не переоценивайте значение отдельных предметов.
  4. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

План воспитательной работы с классом
составляет классный руководитель на официальном
бланке школы с учетом плана воспитательной
работы школы, предлагаемого в свою очередь
заместителем директора по воспитательной
работе.

“Согласовано”  

“Утверждаю”

Зам директора по ВР Д  

иректор ГБОУ___________

_____________ ФИО  

_____________ФИО

“_______” _____________ 2013 г.  

“____” ____________ 2013 г.

Титульный лист можно оформить по следующему
примерному образцу.

План воспитательной работы

с учащимися и родителями _____ класса

ГБОУ___________ №_____

________________________________ округа

города Москвы

на 2013-2014 учебный год

классного руководителя

ФИО

Начинаем составление плана с анализа
воспитательной работы за прошлый учебный год.

Указываем класс и ФИО классного руководителя.

Затем проводим социальный мониторинг класса.

Социальный мониторинг
___класса
Количество учащихся в классе  
Мальчики  
Девочки  
Многодетные семьи  
Неполные семьи  
Малообеспеченные семьи  
Социально-неблагополучные семьи  
Семьи опекунов  
Учащиеся, состоящие в группе
риска (внутришкольный учет)
 
Учащиеся, состоящие в ОДН  
Учащиеся-инвалиды  

Продолжаем писать общую характеристику класса
по следующим параметрам:


  • Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и
    навыков (высокий, средний, низкий).
  • Психолого-педагогическая характеристика
    класса (составляется психолого-педагогической
    службой школы или школьным психологом).
  • Сплоченность коллектива (группы по интересам,
    месту жительства, сходству характеров и др.).
  • Актив класса:
    • староста,
    • заместитель старосты,
    • представитель Совета школы,
    • ответственный за дежурство,
    • редколлегия,
    • ответственный за выдачу и сбор учебников.
      • Лидеры класса.
      • Отверженные в классе (если есть).
      • Охват учащихся дополнительным образованием
        (учащиеся, посещающие кружки, объединения,
        студии, секции в школе и в других образовательных
        учреждениях).

Ставим общие задачи воспитания учащихся и
выбираем направления, формы и методы работы.
Например:

Задачи на 2013-2014 учебный год:

  • формирование дружного коллектива учащихся;
  • ориентирование класса на хороший и высокий
    уровни успеваемости;
  • формирование у учащихся активной жизненной и
    гражданской позиции;
  • воспитание хороших манер с соблюдением правил
    поведения в обществе;
  • повышение уровня воспитанности класса.

Направления работы: учебная работа,
нравственное и эстетическое воспитание,
патриотическое и интернациональное воспитание,
трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с
родителями, работа с “трудными учащимися”,
профессиональное воспитание.

Формы и методы работы:

беседы, экскурсии, творческая работа по
подготовке праздников, участие в туристических
слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры,
творческие мастерские, коллективно-творческие
дела, классные часы.

Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее
успешные мероприятия.

Недостатки в работе и способы их устранения.

В связи с обозначенными проблемами
планируем работать над решением следующих задач
воспитания:

Задачи:

  • формирование дружного коллектива учащихся;
  • ориентирование класса на высокий уровень
    успеваемости;
  • формирование у учащихся активной жизненной и
    гражданской позиции;
  • воспитание хороших манер с соблюдением правил
    поведения в обществе;
  • формирование потребности в здоровом образе
    жизни;
  • повышение уровня воспитанности класса.

С целью решения обозначенных задач планируем
мероприятия.

Вид деятельности Срок исполнения
Учебная работа
Формирование актива класса для
осуществления помощи классному руководителю при
организации и контроле учебной деятельности
Сентябрь, корректировка —
январь
Проверка дневников Раз в неделю
Проверка сохранности учебников Раз в четверть
Оформление классного журнала по
итогам четверти и года
Раз в четверть
Индивидуальная работа с
учащимися, отстающими по некоторым предметам
В течение года
Участие детей в предметных
кружках, факультативах и предметных олимпиадах
В течение года
Работа с личными делами учащихся Раз в полугодие
Участие в работе МО классных
руководителей
В течение года
Анализ выполнения плана работы,
коррекция плана воспитательной работы
В течение года
Посещение уроков классным
руководителем
Раз в четверть
Классный час “Роль дисциплины на
уроке”
Раз в четверть
Участие в предметных неделях,
школьных турах олимпиад по предметам,
интеллектуальном марафоне
В течение года по плану школы и
округа
Привлечение учащихся к проектной
деятельности, участие в школьных
научно-практических конференциях
В течение года
Экскурсия Октябрь
Подведение итогов года. Май
Контроль посещения уроков
Изучение состояния здоровья учащихся,
совместная работа со школьным врачом по
заполнению “Листка здоровья” в классном
журнале, “Паспортов здоровья”.
Сентябрь
Составление таблиц “Занятость
учащихся во время каникул”.
Раз в четверть
Оповещение родителей о пропусках
уроков учащимися
Ежедневно
Работа с опаздывающими учащимися и
выяснение причин отсутствия учащихся.
Ежедневно
Встреча со школьным врачом по справкам
о болезни учащихся
Раз в четверть
Нравственное и эстетическое
воспитание
Беседа о правилах и культуре поведения Раз в четверть, по мере необходимости
Беседа о противопожарной безопасности Раз в четверть
Беседа “Уважение к женщине” Март
Участие в концертах для учителей Октябрь, март
Выпуск стенгазет к школьным праздникам В течение года
Участие в общешкольных конкурсах
чтецов
В течение года
Посещение музеев и театров В течение года
День пожилого человека (помощь
пенсионерам и ветеранам)
Май
Занятие “Простые нормы
нравственности”
Декабрь
Занятие “Подарки в жизни человека” Январь
Занятие “Этикет и воспитанность”. Тест
“Хорошо ли вы воспитаны”?
Февраль
Тест “Хороший ли ты друг”? Сентябрь
Организация праздников В течение года
Патриотическое и
интернациональное воспитание
Уроки мужества В течение года
Экскурсия в школьный музей В течение года
Экскурсия Октябрь
Участие в работе школьного музея В течение года
Беседа “Терпимое отношение к
людям разных национальностей”
Ноябрь
Беседа “Мы разные” Февраль
День защитника Отечества Февраль
Празднование Дня Победы Май
Трудовое воспитание
Организация дежурства в классах
и по школе
Сентябрь
Обновление уголка класса Сентябрь
Участие в экологических
субботниках в школе
В течение года
Проведение генеральной уборки
класса и выделенного участка
Раз в месяц
Контроль над сохранением мебели
и пособий в классе и школьной библиотеке
В течение года
Физическое воспитание
Беседа “Здоровый образ жизни” Апрель
Участие в спортивных секциях и
внутришкольных соревнованиях
В течение года
Проведение “Дней здоровья” В течение года
Туристический поход 2 раза в год
ЗОЖ
Беседы и классные часы о вреде
наркотиков и алкоголя
В течение года
Викторина “Спорт в жизни
человека”
Ноябрь
Тренировочные эвакуации
(противопожарная безопасность)
2 раза в год
Лекции по ПДД 1 раз в четверть перед каникулами
Работа с родителями
Общешкольные родительские
собрания
В течение года
Тематические родительские
собрания:
а) организационные вопросы нового учебного года,
проведение анкетирования, итоги 1 четверти;
б) итоги 2 четверти и корректировка задач на 3, 4
четверти;
в) итоги 3 четверти;
г) подведение итогов года.
Сентябрь, декабрь, январь, май
Организация родительского
комитета. Работа с родительским комитетом
Сентябрь
Привлечение родителей к
внеклассным и общешкольным мероприятиям
В течение года
Индивидуальная работа по
различным направлениям. Консультации для
родителей
В течение года
Встречи с родителями “трудных
детей”
По мере необходимости
Организация встреч с
учителями-предметниками
Сентябрь, декабрь, январь, май
Работа с “трудными
учащимися”
Выяснение состава семьи
учащихся (полные/неполные семьи,
неблагополучные, малообеспеченные, опекаемые
учащиеся). Составление социального паспорта
класса
Сентябрь, далее — в течение года
Выяснение личностных
особенностей учащихся, детей особой заботы
Сентябрь, далее — в течение года
Обновление данных об учащихся,
состоящих на ВШК и в ПДН
По мере необходимости

Для старших классов

Профориентация
Беседа о выборе профессии 1 раз в четверть
Классный час “Выяснение
способностей” (психологи)
Сентябрь
Помощь в мотивации выбора
дальнейшего углубленного изучения предмета
(моделирование ситуаций, классный час)
Сентябрь, май
Встреча с
преподавателями-предметниками и беседы о плюсах
и минусах обучения в лицейских классах
Сентябрь, май
Классные часы с привлечением
службы психологов школы по профориентации
1 раз в четверть
Диспут по проблеме
профориентации “Чему можно и чему нельзя
научиться в школе”
Январь
Беседы с учениками о выборе
профессии
Раз в полугодие
Встречи с интересными людьми
“Мир профессий”
Раз в полугодие
Классный час “Права и
обязанности учеников”
Раз в полугодие
Обучающие экскурсии Раз в четверть
Исследование интересов учащихся Раз в четверть
Беседы с учениками о продолжении
обучения в 10-м классе
Май
Психологическая помощь (по
необходимости)
По мере необходимости
Контроль выполнения домашних
заданий отдельных учеников
По мере необходимости
Тест “Знаешь ли ты трудовое
законодательство”?
Апрель
Лицейские классы
Участие в предметных неделях По плану школы
Участие в школьных турах
олимпиад по предметам, интеллектуальном
марафоне
По плану школы
Привлечение учащихся к
проектной деятельности
По плану школы
Участие в окружных и городских
турах предметных олимпиад
По плану округа
Участие в конкурсах, проводимых
округом и городом
По плану округа

Для выпускных классов

Проводимые мероприятия Срок Отметка о выполнении
Родительское собрание,
посвященное обсуждению организации окончания
выпускного класса
Сентябрь, май  
Участие в проектной и
научно-исследовательской деятельности
В течение года  
Беседы с родителями
неуспевающих и прогуливающих уроки учащихся
По индивид. графику  
Работа с медалистами В течение года  
Встреча с социальным
педагогом, психологом по проблемам окончания
учебного года
1 раз в четверть  
Подготовка и проведение
праздника Последнего звонка
Апрель, май  
Участие в репетиционных
работах, олимпиадах по предметам в школе и в
ВУЗах
В течение года  
Помощь в организации и
проведении экзаменационной сессии
Апрель, май  
Сбор учебников, контроль за
состоянием книг
Май, июнь  
Подготовка и проведение
Выпускного вечера
Июнь  
Родительское собрание,
посвященное вопросам подготовки к экзаменам и
праздникам Последнего звонка, Выпускному вечеру.
Май  

Из чего исходит необходимость в планировании? Стоит изначально уяснить тот факт, что планирование воспитательной работы ни в коем случае не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы, что, к сожалению, на практике довольно часто встречается.

Определение 1

Планирование — это особый творческий процесс, не прерывающийся на протяжении всего периода работы с воспитанниками.

Важно понимать, что планирование представляет собой значительную часть работы педагога и является частью его профессиональной деятельности, то есть оно необходимо для самого учителя, но никак не для администрации школы.

Определение 2

Планирование воспитательной работы заключается в взаимовыгодном сотрудничестве педагога, родителей учащихся, и самих воспитанников и в желании сделать школьную жизнь максимально интересной, полезной и творческой для каждого из участников данного процесса.

Само планирование должно представлять интерес и быть увлекательным как для школьников и родительского состава, так и для учителя. Каждый отдельный участник играет в нем свою роль и вносит вклад в его конечный результат. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интерес может вызвать совместное собрание родителей и учащихся. Цель данной встречи заключается в том, чтобы вывести окончательный вариант коллективной деятельности, основываясь на которых, педагог сможет составить полноценный план воспитательной работы.

Построение плана воспитательной работы

Структура плана воспитательной работы может быть следующего типа.

Характеристика класса для плана воспитательной работы:

  • состав класса и его общая характеристика, сплоченность класса, связь классного коллектива с общешкольным.
  • Воспитательные задачи.
  • Жизнедеятельность классного коллектива.
  • Работа с родителями учащихся.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:
  • планирование по ключевым делам;
  • календарное планирование;
  • план-сетка;
  • планирование по видам деятельности.

Пример плана воспитательной работы:

Построение плана воспитательной работы

Рисунок 1

Не возбраняется самостоятельное составление оригинального формата оформления плана воспитательной работы педагогом, однако при его создании необходимо помнить о соблюдении основных требований к содержанию плана воспитательной работы:

  • целенаправленность плана работы;
  • учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
  • преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
  • реальность;
  • многообразие педагогических форм и методов;
  • творческий характер планирования.

Перед тем, как начать планирование, стоит изучить программу воспитания, а также определить факторы, которые оказывают существенное влияние на создание системы воспитания. С этими задачами могут помочь справиться мониторинг социума и диагностика воспитания. Мониторинг социума представляет собой составление социальной карты учащегося, в которой отражаются следующие характеристики: полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, бытовые условия проживания и многие другие. Тем же способом составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания. Еще одним видом деятельности, необходимым для планирования воспитательной работы является проведение анкетирования учащихся и их родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем. Данный подход облегчает определение задач на ближайшую перспективу и помогает в планировании формы воспитательной работы для достижения существующих задач. На этапе реализации программ воспитания необходимо оценить как промежуточные, так и конечные итоги. Все время придумывать новые способы работы может быть непосильной задачей для педагога, однако, если основываться на уже проверенных имеющихся процессах воспитания, то моделирование обновленного процесса вполне возможно. Классный руководитель должен приобрести навыки конструирования новых форм работы. В этой задаче педагогу может помочь применение следующего простого алгоритма:

  • определить возрастные особенности участников;
  • определить тип деятельности в зависимости от воспитательных задач, к примеру познавательная, творческая, прикладная или же подвижная;
  • пересмотреть уже существующие формы, добавляя к ним подходящее содержание; остановится на понравившемся сочетании и посмотреть, что диктует форма, соответствует ли это желаемому содержанию и является ли привлекательным для детей.

Правила планирования воспитательной работы

Попробуем сформулировать основополагающие правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:

  • все мероприятия необходимо планировать с учетом возраста воспитанников и особенностей их деятельности, как психологической основы их возраста;
  • каждое мероприятие должно быть направлено на получение некоего конечного результата и способствовать решению существующих задач;
  • планирование внеклассных мероприятий должно осуществляться системно, избегая спонтанности;
  • в процессе планирования учителю необходимо принимать во внимание цели и задачи воспитательной системы школы, определенной параллели, а также мнение учащихся и их родителей;
  • задачей классного руководителя начинающего работать с классным коллективом является изучение при наличии таковой системы воспитательной работы, применяемой предыдущим классным руководителем, и ее совершенствование путем добавления индивидуальных решений и общего совершенствования процесса;
  • в планировании главную роли должны играть традиционные мероприятия школы;
  • в обязанности классного руководителя входит анализ воспитательной работы, проведенной за прошедший год, с целью изучения проблем классного коллектива и школы и нахождения вариантов их решения в будущем году;
  • форма внеклассных мероприятий должна быть разнообразной по содержанию, а также являться не просто интересной, но и развивающей;
  • при планировании необходимо учитывать исторические даты;
  • составлением плана воспитательной работы должны заниматься как педагог, так и учащиеся с родительским составом.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Сущностная характеристика воспитательной работы

Замечание 1

Воспитательная работа любой образовательной организацией осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка и Уставом образовательного учреждения.

Основные идеи воспитательной работы: гуманизм, сотрудничество, забота о развитии ребенка и формирование единого воспитательно-образовательного пространства.

Определение 1

Воспитание – это организованный процесс воздействия на развитие личности ребенка, осуществляемый педагогом или коллективом педагогов во всех видах образовательной деятельности.

Повышение квалификации для учителей

Получите официальное удостоверение государственного образца и пройдите аттестацию

Узнать подробнее

Воспитательная работа представляет собой три взаимосвязанных блока, каждый из которых направлен на удовлетворение различных потребностей детей, и формирование у них необходимых ключевых качеств:

  1. Система воспитательной работы непосредственно в рамках педагогического процесса.
  2. Система воспитательной работы, организуемой во внеурочной деятельности.
  3. Воспитательная работа, организуемая за пределами образовательной организации (внешкольная деятельность).

Сущность воспитательной работы заключается в том, что она рассматривает процесс воспитания как развитие, сохранение и преобразование личностных качеств ребенка посредством организации взаимодействия между детьми (учениками, воспитанниками) и взрослыми (педагогами, родителями).

Организация воспитательной работы в рамках образовательной организации предусматривает:

  1. Осуществление корректировки педагогического процесса, усиление гуманизации воспитания.
  2. Использование наиболее эффективных методов, средств и форм организации педагогического процесса, направленных на повышение активности и раскрепощения детей.
  3. Ориентация детей на вечные ценности, которые охватывают основные аспекты жизни человека (труд, любовь, красота, мир, Родина и т.д.).
  4. Создание детям таких условий, при которых они будут иметь свободу самовыражения и самореализации.

«Воспитательная работа» 👇

Цели и этапы воспитательной работы

Замечание 2

Основная цель воспитательной работы – организация воспитательного взаимодействия ребенка и взрослого, ориентированного на формирование общечеловеческих ценностей и личностное развитие каждого воспитанника (учащегося).

Дополнительными целями воспитательной работы являются:

  1. Формирование у каждого ребенка базовой личностной культуры, посредством создания необходимых воспитательных условий.
  2. Воспитание социально активной личности, которая способна самостоятельно принимать решения в рамках современного социума.
  3. Этапы воспитательной работы подразделяются в зависимости от возраста детей:
  4. Воспитательная работа в начальном звене – формирование основы культурного общения, трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе и собственному здоровью, уважительное отношение к знаниям, школе и семье.
  5. Воспитательная работа в среднем звене – формирование экологической культуры, положительного отношения к ЗОЖ, потребности в самообразовании, самовоспитании и самореализации, умения самостоятельно делать правильный выбор, чувства ответственности за свои поступки.
  6. Воспитательная работа в старшем звене – формирование нравственных форм поведения, готовности к трудовой и профессиональной деятельности, активной гражданской позиции, способности к самоорганизации и самоконтролю.

Задачи воспитательной работы

Достижение целей воспитательной работы осуществляется посредством решения ряда следующих задач:

  • Формирование патриотизма и гражданского самосознания.
  • Создание условий необходимых для организации эффективного школьного самоуправления.
  • Развитие творческих способностей и нравственной культуры.
  • Воспитание уважительного отношения к труду и развитие трудолюбия.
  • Формирование навыков и культурного поведения и взаимоотношений в рамках современного социума.
  • Формирование у детей положительного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Цели и задачи воспитательной работы предусматривают целостность воспитательной программы образовательной организации, которая включает в себя все сферы жизнедеятельности ребенка.

Принципы организации эффективной воспитательной работы:

  1. Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.
  2. Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.
  3. Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.
  4. Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.
  5. Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.
  6. Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.
  7. Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.

Таким образом, воспитательная работа в любой образовательной организации – это в первую очередь система, которая основана на тесном взаимодействии детей и взрослых, объединенных общими целями и задачами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Как написать план учебно воспитательной работы

Студенты должны чувствовать себя комфортно и безопасно для того, чтобы наиболее продуктивно учиться. Все преподаватели должны управлять своими классами таким образом, чтобы они создавали такую среду. Если вы — воспитатель в дошкольном учреждении, учитель в начальной и средней школе, преподаватель в колледже, то понимание того, как написать план учебно-воспитательной работы (или классного руководства), поможет вам быть целенаправленными в плане создания правил и организации работы в своем классе.

Шаги


  1. 1
    Уясните, для чего используется план учебно-воспитательной работы. Такой план разрабатывается, чтобы помочь вам получить и сохранить контроль над классом. Он помогает учителю знать, как справляться с нежелательным поведением студентов, например, опаздыванием, грубым отношением или незаконченными заданиями. Продумывая эти вещи заранее, вам будет проще реагировать в таких ситуациях вместо того, чтобы отвечать в запале.


  2. 2
    Запишите план учебно-воспитательной работы. Для каждого из последующих разделов напишите свои ответы. Будьте максимально конкретными и подробными, насколько это возможно. Оформите план таким образом, чтобы он имел значение для вас, и чтобы вы могли просто следовать его пунктам.

  3. 3
    Определите свою философию. Многие воспитательные планы для работы с учениками начинаются с определения философии системы мотивации учителя.

    • Бихевиористские теории мотивации основаны на идеях психолога Б. Ф. Скиннера. Его теория сосредоточена на идее вознаграждения за поведение, которое вы хотели бы повторить, и наказание за негативное или нежелательное поведение.
    • Когнитивные теории мотивации сфокусированы на убеждениях и взглядах. В классной комнате учителя могут управлять классом с помощью понимания того, что мотивирует студентов, чтобы преуспевать, помогая им определить их цели обучения, взаимодействуя со студентами в позитивном ключе и разрушая препятствия к обучению.
    • Гуманистические теории мотивации основаны на учении Абрахама Маслоу. Он считал, что каждый человек по своей природе хочет расти и достигать следующего уровня. Его иерархия потребностей представляет различные уровни, доступные каждому человеку для достижения: физиологические, безопасности и защиты, любви и принадлежности, достоинства и самореализации.

  4. 4
    Примите во внимание правила поведения в учебном заведении, согласуя их со своим планом. Включите свои собственные правила, процедуры и правила для создания благоприятных условий учебы в классе для своих студентов.

  5. 5
    Рассмотрите профилактические методы управления классом. Классное руководство – это не только работа по наказанию студентов, которые ведут себя плохо. Речь также идет о применяющихся профилактических мерах, которые помогут получить контроль над классом, прежде чем кто будет плохо вести себя.

    • Заложите основу общей атмосферы в первый день занятий. Начните выстраивать отношения со своими студентами, будучи доброжелательными и познавая друг друга. Поделитесь правилами и последствия, чтобы они знали наперед, какого поведения вы ожидаете от них.
    • Создавайте благоприятную среду в классе. Стимулируйте студентов к участию и признанию своей работы. Относитесь друг к другу с уважением.
    • Используйте различные методы обучения. Студенты учатся по-разному. Используйте комбинацию таких занятий, как лекция, работа в небольших группах, мероприятия, игры и мультимедиа.
    • Установите методы работы и распорядок в течение первых двух недель. Просматривайте их, когда это необходимо, особенно после зимних и весенних каникул. Придерживайтесь распорядка. Это позволяет студентам знать, чего ожидать каждый день в классе. Несмотря на то, что периодическое отклонение от распорядка может быть эффективным в определенные дни, такая практика часто стает причиной того, что ученики будут не готовыми к занятиям.

  6. 6
    Определите правила поведения в классе. Важно, чтобы вы следовали этим правилам также. Подавайте пример студентам, и пусть они знают, что могут доверять вам, чтобы сдерживать свое слово. Включите правила поведения в свой план.

    • Сосредоточьтесь на некоторых темах или больших идеях. Например, уважение и честность — общие ценности класса.
    • Будьте конкретны. Большие темы полезны, но только если они подтверждаются конкретным поведением (поступками). Например, уважение может быть продемонстрировано через появление вовремя, не прерывание других, прятанье сотовых телефонов и других электронных устройств и уделение внимания.
    • Создавайте правила вместе. По крайней мере, объясняйте свои правила, а затем обсуждайте их со своим классом. Это позволяет им «внести свой вклад» и дает ощущение, что они влияют на жизнь класса.

  7. 7
    Объясните последствия за нарушение этих правил. Сообщайте о последствиях наперед, чтобы студенты знали, чего ожидать, когда они буду вести себя неподобающим образом. Это можно объяснить им в первый день учебы, разместить плакат в классе, или включить в программу курса. Будьте как можно более конкретными. Затем обязательно выполняйте его.

  8. 8
    Составьте контракт, объясняя свои правила, последствия, награды, методики проведения и перспективы для студентов и родителей. Пусть родители подпишут и вернут копию этого контракта, тем самым заявляя, что они все понимают и прочитали договор.

Советы

  • Поищите в Интернете образцы планов по управлению классом. Они помогут вам оценить различные возможности, а также могут открыть некоторые новые хорошие идеи для реализации в своем классе.
  • Спрашивайте совета у опытных коллег. Скорее всего, они понимают студенческое сообщество, с которым вы работаете, и могут помочь вам написать соответствующий план классного руководства на месте.

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать восклицательный знак на клавиатуре ноутбука
  • Как написать восклицательный знак на клавиатуре компьютера
  • Как написать восклицательный знак на айпаде
  • Как написать восклицательное предложение
  • Как написать восемьсот восемьдесят рублей