Как написать впр на пятерку

26 сентября 2019

В закладки

Обсудить

Жалоба

Семь правил, которые помогут успешно написать ВПР

Памятка для школьников.

1) Соблюдай режим дня. Во время подготовки чередуй занятия и отдых. Питайся правильно. Вечером накануне ВПР постарайся высыпаться. На сон удели минимум 8 часов.


2)
Сосредоточься. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

3) Пропускай трудные задания. Можешь пропустить задания, если испытываешь трудность. Затем вернись к ним, после того как решил остальные задания.

4) Используй черновик. Он поможет тебе решить задание, проверить себя и безошибочно переписать в бланк для ответов.

5) Читай задание до конца. Старайся понять условие задания и внимательно читай концовку и вопрос задания. Когда ты торопишься, то можешь совершить досадную ошибку.

6) Проверяй. Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить ошибки.

7) Успокойся. Если чувствуешь волнение, то примени дыхательные упражнения. И помни, что задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Как подготовиться к ВПР, чтобы получить пятерку?

Как подготовиться к ВПР, чтобы получить пятерку?

Специалисты института РАО и Обрсоюз подготовили важные советы

Просмотры

111

С сегодняшнего дня и вплоть до конца мая школьники будут писать ВПР по предметам. И хотя оценки за работы в большинстве случаев в журналы не ставятся, постоянные наставления учителей и разговоры о том, «какие там сложные задания» все равно заставляют учеников волноваться и переживать. Именно поэтому специалисты института РАО и Обрсоюз подготовили несколько советов, которые помогут справиться со стрессом и настроиться на работу. Так что приготовьте ручку и блокнот, чтобы все записать! 

Определяем цели, задачи и составляем план

В первую очередь тебе нужно понять, какую оценку за контрольную ты хочешь получить. Допустим, если это тройка или четверка по русскому, то будет достаточно повторить основные правила, как, например, словарные слова и нормы правописания, прорешать пару заданий. А вот если речь идет о пятерке — то тут уже лучше составить расписание на неделю. Только не переусердствуй — советуют эксперты — правильно распредели силы, чтобы твой план выглядел реалистичным. Например, на решения задач уделяй три дня в неделю не больше часа, а в оставшиеся дни повторяй теорию, особенно по сложным темам.

Правда, сделать все это нужно заранее, а не за сутки до ВПР. Так что советуем составить план по каждому предмету уже сегодня, а потом со спокойной душой браться за его реализацию. 

                                            Памятка для родителей. 
                                           Источник: https://goo.su/ELJfD

Памятка для родителей.
Источник: https://goo.su/ELJfD

После того, как план составлен и цель определена, эксперты советуют подготовить рабочее место и собрать в нем все необходимые материалы: сборники и учебники, тетради с конспектами и черновики. 

Начинаем готовиться к проверочной

Если ты хочешь достичь своей цели и получить желаемую оценку, эксперты советуют готовиться периодами, в среднем 20-50 минут. И, конечно же, лучше делать это регулярно, а не засесть за учебники на 3 часа один раз в неделю. 

Не забудь отключить уведомления на своем телефоне или отложить его в сторону — поиграть и проверить переписки ты сможешь в перерывах. Так информация будет лучше усваиваться, да и напряжение перед контрольной работой снизится. 

Учти, при каждой подготовке найдутся объемные темы с множеством исключений и правил, которые нужно будет заучить. Здесь, понятное дело, лучше всего разбить материал на части и потихоньку заниматься, а в конце просто сделать полную самопроверку. 

                                                            Советы родителям и школьникам

Советы родителям и школьникам

Во время подготовки делай небольшие заметки в своих конспектах. Или, проще говоря, заноси важную и сложную информацию в виде табличек, схем и понятных рисунков. А закрепить все, что выучилось, можно и вечером за чаем: просто расскажи пройденное своим родителям, братьям или сестрам. Возможно, близкие зададут тебе вопросы. И это будет только на руку: так ты поймешь, до конца ли освоил правила, термины и формулы. 

1677679967.jpg

Не бойся спрашивать

Часто бывает, что некоторые темы оказываются настолько сложными, что с ними не просто самому не разобраться, но и родители оказываются бессильными.  Чаще всего такие проблемы возникают с математикой и иностранным языком. В таком случае попытайся разобраться с интересующими вопросами вместе с учителем до или после урока. Не стоит думать о себе, что ты глупый — наоборот, преподаватель увидит, что ты правда хочешь сдать на хорошую оценку и обязательно тебе поможет.  

Организуй свой день 

И напоследок, не забывай правильно организовывать свой день. Во-первых, старайся не накапливать усталость — составленное расписание должно быть тебе по силам. Не пропускай приемы еды, в том числе завтрак: включи в рацион побольше фруктов и овощей. Старайся находить время для небольшой тренировки и прогулок с друзьями. А еще не забывай вовремя ложиться спать — особенно перед контрольной, чтобы успеть набраться сил и точно усвоить пройденную информацию. 

Краткий справочник, который составили специалисты, ты можешь найти здесь. 

Читайте также

Привязка статьи к блоку

Самое читаемое

за неделю

за месяц

за все время

Не сравнивать ребенка со сверстниками

Во время подготовки к экзамену ни в коем случае не говорите ребенку, что у других получается лучше. Даже если у вас благие намерения и вы хотите замотивировать ребенка, получите обратный результат: он закроется от мира, потеряет уверенность в себе, начнет чувствовать себя глупым и бездарным, а любые слова о предстоящем экзамене будут вызывать ужасную тревогу и стресс. 

Лучше сравните текущие результаты ребенка с тем, что было раньше: «Сегодня ты решаешь это задание на полчаса быстрее, чем месяц назад, — так держать!»

Привыкнуть к экзамену заранее

Наш мозг не любит новизну и неизвестность и реагирует на них максимальными переживаниями. Поэтому ваша задача — сделать ВПР чем-то понятным и привычным для ребенка. Словно это проверочная работа, которая бывает в школе каждую неделю.

Max Shilov / Unsplash

Чем больше у вас будет информации о предстоящем экзамене, тем более расслабленно и комфортно будет чувствовать себя ребенок. К чему конкретно здесь важно привыкнуть?

  • Формат экзамена. Не каждый день ребенок сталкивается с кучей бланков, которые нужно заполнять определенным образом. Обязательно потренируйтесь в этом дома перед ВПР.
  • Структура экзамена. Каждое задание ВПР посвящено конкретной теме и имеет свой алгоритм решения. Чем лучше ребенок будет с ним знаком, тем выше вероятность, что он не допустит ошибок. Здесь спасут жизненные примеры и аналогии. Например, дроби можно запомнить, разделяя пиццу на всех друзей, а площадь прямоугольника — делая ремонт в квартире.
  • Продолжительность экзамена. На волне стресса ребенок может забыть о времени и получить низкую оценку только потому, что не успел. Заранее узнайте, сколько будет идти экзамен, и договоритесь с ребенком, когда он полностью заканчивает решать задания и начинает переписывать все ответы в бланк. Также стоит потренироваться в тайминге дома.

Если ребенок не успел решить какие-то задания, но до конца экзамена есть еще пара минут, стоит записать любой ответ, который подходит по здравому смыслу. Это забавно, но в некоторых случаях это действительно прокатывает, ответ совпадает с правильным и счастливый балл оказывается у ребенка в кармане. А ведь иногда именно такие баллы и спасают оценку.

Подавать пример

Бесполезно ждать от детей успехов на экзамене, если у самих родителей вечные проблемы на работе. Покажите ребенку, что с трудностями в жизни сталкивается не только он и что у любой задачи есть решение. Делитесь за ужином своими рабочими успехами, которые поначалу казались недостижимыми. Например, как вы закрыли сделку с серьезным заказчиком или до конца заполнили огромный финансовый отчет.

Alissa de Leva / Unsplash

То же самое касается и стресса: если нервничают родители — нервничают и дети. Ежедневно говорите ребенку, что вы уверены в его силах и что он точно все сдаст, и он сам поверит в себя. 

Планировать подготовку

Один из законов работы мозга в том, что для достижения спокойствия и уверенности ему нужны конкретные и достижимые задачи. Тут помогут планирование и целеполагание. Во-первых, важно ставить конкретную цель. «Хорошо сдать экзамен» — это плохая цель, потому что мозг ее не понимает. Что такое экзамен? Что означает «хорошо»? Куда лучше звучит цель: «Сдать ВПР по математике на 85 баллов».

Следующий шаг — декомпозиция цели. Поскольку до самой цели еще далеко, достижение мелких успехов поможет сохранить мотивацию на всем пути. Например, на этой неделе нужно выучить, что такое производная, а на следующей — как по ней строить графики функций.

Придумать систему мотивации

Нашему мозгу важно видеть эффект от действий прямо сейчас. В противном случае он не поймет, ради чего стараться дальше, и сдастся. Чтобы сохранить мотивацию ребенка перед ВПР, предложите ему визуализировать успехи. Это может быть дерево или лестница достижений, космос с загорающимися звездочками, летящая ракета с определенной траекторией — вы можете вместе придумать инструмент, который будет соответствовать возрасту и интересам ребенка, и отмечать на нем этапы, которые вы уже прошли.

Angelina Litvin / Unsplash

Другой отличный способ провести рефлексию и заметить успехи, которые сперва казались самыми обычными действиями, — это дневник достижений. Он состоит из 4 столбцов. Первые три — когда, где и что произошло, а четвертый — благодаря чему удалось достичь этого результата. Например, если вчера ребенок рассказал стихотворение на «5» перед всем классом, потому что учил его целую неделю и тренировался перед родителями, смело предлагайте ему записать такой кейс в свой дневник достижений!

Кстати, подобный подход поможет не только хорошо сдать предстоящий экзамен, но и научит ребенка ценить свои достижения и сформирует у него здоровую самооценку.

Снизить уровень внешнего стресса

В каждой второй статье об экзаменах говорится про стресс, но никто не объясняет, что в нем плохого. Все дело в законе Йеркса-Додсона. Он гласит следующее: в небольшом количестве стресс полезен, потому что подстегивает нашу мотивацию, но при достижении определенной границы приводит к ухудшению результатов. Сам экзамен как нечто новое и незнакомое и без того вызывает жуткий стресс у ребенка, поэтому задача родителя — защитить чадо от других внешних факторов стресса. Например, чаще обнимать ребенка, организовать для него уютную обстановку дома, давать ему высыпаться, не ругаться при нем с другими домочадцами.

Еще один способ снизить стресс ребенка — дать ему возможность выговориться. Пусть он расскажет о своих чувствах и переживаниях, а вы покажете, что понимаете и поддерживаете его. Это формирует крепкую связь в семье и помогает легче справляться со сложными ситуациями в жизни.

Фокусироваться на пользе

Очень часто мы воспринимаем экзамен как некую проблему. А в проблемах нет ничего приятного: это то, что вызывает напряжение и от чего хочется избавиться. Но можно изменить позиционирование экзамена в своих глазах и в глазах своего ребенка и сфокусироваться на его пользе. Чему же на самом деле учит экзамен?

  • Планировать время.
  • Расставлять приоритеты и формировать ценности.
  • Соблюдать правила.
  • Развивать психологическую гибкость и устойчивость.
  • Проживать свои эмоции, и негативные в том числе.
  • Хвалить правильно

Негативных эмоций перед экзаменом и так достаточно, поэтому стоит использовать метод зеленой ручки: фиксировать внимание ребенка не на ошибках, а на успехах. На том, что получилось лучше. Именно так ребенок научится видеть свои маленькие победы и в дальнейшем будет невольно стремиться повторить положительный опыт.

Debby Hudson / Unsplash

Также поддержка не должна быть абстрактной. Фразу «Ты молодец!» ребенок воспримет как фоновый шум и вряд ли порадуется. Чтобы похвала оказалась полезной, добавьте в свои слова качество личности ребенка или навык, который у него хорошо прокачан. Например: «В этой задаче очень много деталей, но со своей внимательностью ты точно ничего не упустишь из виду!» Ребенок будет чувствовать, что вы не просто рядом, а что вы осознаете его сильные стороны и разделяете с ним радость успехов.

И последнее — это эмоциональные сюрпризы. Мы дарим их, когда неожиданно хвалим, говорим какой-то маленький комплимент или просто приятные слова. Например, если вы находитесь с ребенком в одной квартире в течение всего дня и случайно пересекаетесь на кухне, скажите ему: «О, привет!». Так ребенок поймет, что он вам важен и вы рады ему всегда. 

Не забыть про отдых перед экзаменом

За неделю до экзамена точно не стоит пытаться объять необъятное. Материал уже освоен в определенном объеме, теперь оставшиеся силы лучше потратить на его повторение: пусть импульсы пробегутся по уже существующим нейронным связям и закрепят изученное.

Также ребенку важно сосредоточиться на своем состоянии и настроении. Как родитель вы можете помочь — погладьте ему любимую одежду, включите любимую музыку, приготовьте любимую еду на завтрак, купите ручки с любимыми супергероями.

Ну и самое главное — здоровый сон накануне экзамена (и вообще всегда). Мы биологические роботы, и от этого никуда не деться.

Как написать ВПР на отлично?

Одним из самых сложных предметов ВПР является — русский язык.

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения
обучающимися предметными правописными нормами современного русского
литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми
аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и
синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными
универсальными учебными действиями.

Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень
планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. Сама структура работы
не предусматривает задания на абсолютно все темы этих стандартов,
иначе проверка бы длилась не меньше трех часов. В демоверсии
встречаются вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители
ВПР имеют полное право менять задания. Любая тема из стандарта абсолютно
легитимна и может появиться в проверочной работе. Это одна
из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные
виды упражнений. Выполнение однотипных работ по единому шаблону может
привести к досадным ошибкам в ответах, потому что ученик привыкает
к определенной формулировке вопросов и перестает вчитываться
в задания. Работа с упражнениями на разные темы
и с разными уровнями сложности, наоборот, помогает развить
в ребенке внимательность, осознанность. Сложные задания укрепляют знания,
становятся основой для диалога и дискуссии учеников с учителем. Кроме
того, они позволяют детям с большим потенциалом проявить свои умения
и даже выйти за пределы перечня планируемых результатов.

Перечислим типы заданий и предложим рекомендации по подготовке: 

Различение предложений по цели высказывания. Представляем
текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько
заданий). Предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру
на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное.
Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде
повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим,
не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем
понятное слово — например, 
лучик —
с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно
предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого
предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос,
потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление
предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения.
 Проверить
знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания:
ученик должен составить предложение по определенным сложным
характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания
с однородными подлежащими. 

Это, помимо
прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль,
а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме
таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен
выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме.
Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы
ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем
распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему
слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки,
речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку
нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его
звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки,
указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем
ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем
варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово,
в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава
слова.
 Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать
в нее слова из одного слога, по два пример на каждое
условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв»,
«Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых
он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов.
Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз
за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо
подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться,
нужно вспомнить несколько синонимов.

Знание орфографии. Чтобы проверить в одном
упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем
специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов
на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные»,
«Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные
в корне слова».

Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без
знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение,
в котором нужен, например, восклицательный знак.

Знание морфологии. Даем предложение с омонимией,
например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику
необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих
вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное,
а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем
написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более
каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст
на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой
структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст
и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере
выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен
и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.

Составление планов к текстам. Даем текст
и по нему план — но не полный. Ученику требуется
вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное
составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается
положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста
относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику
необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой
истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети
пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему
на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением
некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте,
спасибо) и заменить неправильные.

           Типы заданий для
учащихся 5- 6 классов:

Задание 1 проверяет
традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный
пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные
орфографические и пунктуационные правила.

Задание 2 предполагает
знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня
владения обучающимися базовыми учебно — языковыми аналитическими умениями:
 фонетический разбор;  морфемный разбор, словообразовательный разбор,
морфологический разбор, синтаксический разбор.

Задание 3 проверяется
предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их
формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в
указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию)
универсальные учебные действия.

Задание 4 нацелено на
проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного
русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке
коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задания 5, 6
и 7
 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое
опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора,
обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в
практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в
процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с
помощью графической схемы (задание 5); а также универсальные учебные действия:
регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного
внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).

В задании 8 на основании
адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой
информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения
(познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются
предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать
основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы
построения предложения и словоупотребления.

Задание 9 предполагает
ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение
в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные
универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность
обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные
умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 также
предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного
смысла, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные
учебные действия).

Задание 11 также
предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного
смысла, нахождение в тексте требуемой информации подтверждения выдвинутых
тезисов.

Задание 12 выявляет
уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся
распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в
задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также
умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно
составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное
коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и
словоупотребления.

В задании 13 проверяются:
учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного
слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное
коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления
близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное
учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях
эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагает
распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение);
умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта
обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной
интерпретации фразеологизма, на выявление уровня владения обучающимися
национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные
универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической
функции русского языка (личностные результаты).

Это примерное содержание типов заданий представленных в ВПР по
русскому языку для учащихся 5-7 классов. К данным типам заданий учитель вправе
подбирать виды упражнений, заданий для подготовки.

В своей работе использую задания из учебника, комплексных
проверочных работ, тестовые задания.

В целом комплексная системная подготовка,  открытые формы
заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают
задания, есть возможность выбора.

В 2015 году ВПР впервые провели по всей стране среди учеников средних и старших школ. С этого момента испытание проводится ежегодно и с каждым годом набирает обороты: в 2021 году к «проверке» подключились колледжи и техникумы.

ВПР не входит в список обязательных аттестационных испытаний: проводить её или нет, решают сами школы. Поэтому и родители, и учителя продолжают сомневаться: а стоит ли вообще устраивать дополнительную проверку? Ведь нагрузка в средней школе и без того достаточно высокая. Однако многие специалисты считают, что пользу может принести не только сдача, но даже подготовка к ВПР.

«Проверочная работа охватывает основной объём школьной программы — и эти знания пригодятся при сдаче ЕГЭ. А значит, можно будет тратить меньше усилий и времени в 11-м классе при подготовке к главному экзамену. Конечно, это не значит, что к ЕГЭ вообще можно будет не готовиться. Но промежуточные проверки знаний закладывают достаточно хорошую базу на будущее».

Содержание

  • Что такое ВПР: описание и суть работ
  • Готовимся к ВПР: с чего начать и как спланировать занятия
  • Сдаём ВПР: о чём важно помнить во время работы
  • Важные факты о ВПР

Что такое ВПР: описание и суть работ

ВПР обычно проходит весной в 4–8 и 11-х классах. Роспотребнадзор обозначает общие сроки, список классов и предметов — обязательных и выборочных. А школа уже определяет конкретные даты проведения работ.

Класс Обязательные учебные предметы Выборочные предметы (2 из списка) Даты проведения ВПР
в 2022 году
Обязательные Выборочные
4 Русский язык, математика, окружающий мир 15 марта — 20 мая
5 Русский язык, математика, история, биология 15 марта — 20 мая
6 Русский язык, математика История, биология, география, обществознание 15 марта — 20 мая 15 марта — 20 мая
7 Русский язык, математика, иностранный язык История, биология, география, обществознание, физика 15 марта — 20 мая
(ин. яз. — 1 апреля — 20 мая)
15 марта — 20 мая
8 Русский язык, математика История, биология, география, обществознание, физика, химия 15 марта — 20 мая 15 марта — 20 мая
10 В режиме апробации (необходимость определяет школа) — география 1 марта — 25 марта
11 В режиме апробации (необходимость определяет школа) — история, биология, география, физика, химия, иностранный язык 1 марта — 25 марта

Количество обязательных и выборочных предметов меняется от года к году. Так, например, в 2022 году семиклассникам наравне с математикой и физикой придётся обязательно сдавать иностранный язык. Кроме того, невозможно предсказать, какие именно будут выборочные предметы. Информацию об этом школа получает через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования — ФИС ОКО. В этой же системе обрабатываются обезличенные результаты проверочной работы.

готовимся к ВПР

Готовимся к ВПР: с чего начать и как спланировать занятия

Проверочная работа — это не аттестация, и на оценки в четверти или году её результаты влиять не должны. Но, несмотря на это, учителя нередко оценивают её как обычную контрольную. Поэтому готовиться приходится со всей серьёзностью.

Покупать специальные пособия не нужно — проверочная работа включает в себя темы из школьной программы. А вот обратиться за помощью к репетитору, возможно, придётся.

«Подготовиться к ВПР можно и с помощью открытых источников в интернете. Если ученик хорошо усваивает материал и интересуется предметом, то всё, что ему нужно сделать, — повторить основные темы и решить несколько прошлогодних вариантов. Другое дело, когда у ребёнка проблемы с учёбой. Он плохо понимает предмет, часто пропускает уроки из-за болезни или занятий спортом. В этом случае может потребоваться помощь репетитора, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях».

Чтобы оценить свои силы, специалисты советуют взглянуть на образцы проверочных работ прошлых лет. Они размещены на сайте ФИОКО. Попробуйте решить несколько задач. Поняли, что без подготовки не обойтись? Не переживайте и приступайте к занятиям. Вот несколько советов, как сделать их максимально эффективными.

Совет 1. Готовьтесь заранее

ВПР — это дополнительная нагрузка для учеников средних классов, которые и без того постоянно пишут самостоятельные или контрольные работы. Поэтому подготовку к ним необходимо сделать максимально комфортной. И самый простой способ — начать заниматься как можно раньше. Например, в ноябре. Оптимально решать ВПР по каждому предмету раз в неделю, отводя на это по 45 минут.

Обычно учитель составляет план-график подготовки к ВПР в начале учебного года. В результате к моменту проведения испытаний школьникам остаётся только повторить самые сложные темы и познакомиться поближе с форматом самой работы.

Совет 2. Помогите подготовиться

Специалисты советуют первую проверочную работу решить вместе с ребёнком. Читайте задания вслух, рассуждайте, подсчитывайте баллы, которые заработали на каждом задании. В конце выпишите темы, которые вызвали особые трудности, и сделайте на них акцент в течение следующей недели. Если было очень сложно, вторую работу тоже выполните совместно.

Третью тестовую ВПР предложите ребёнку решить самостоятельно. Скажите, что верите в него и знаете, что он справится. Не подсказывайте. В конце обязательно похвалите, посчитайте вместе баллы и вновь выпишите темы, которые не даются. Убедитесь, что ребёнок понял ошибки и увидел слабые места.

Если на занятия у вас не хватает времени, а ребёнок не справляется самостоятельно — стоит позвать на помощь специалиста.

«Бывает, что родители покупают ребёнку справочник и говорят: «Сиди и делай. Чтобы за сегодня прочитал 10 страниц книжки на английском». Так школьник оказывается один на один с проблемой. Сам он, конечно, не разберётся — тут нужен специалист. Педагог знает, как доносить важную информацию в краткие сроки».

Совет 3. Не переживайте

«ВПР, как любая контрольная или экзамен, — стресс для учеников. Каждый реагирует на него по-своему. Одних это мобилизует, другие просто не могут справиться с волнением и страхом, заранее боятся ошибиться», — объясняет Светлана Шерсткова.

«Иногда взрослые подливают масла в огонь, пугая детей ВПР. Ученики потом и сами удивляются, как они могли допустить такие ошибки, ведь они хорошо знают, как решать задания. Просто волновался, не заметил ошибки, неправильно понял условие задачи, невнимательно прочитал вопрос и т.д.»

Поэтому важно помнить самому и напоминать школьнику, что ВПР — это не выпускной экзамен. А значит, сильно переживать и во время подготовки, и во время сдачи точно не стоит.

«Донесите до ребёнка мысль о том, что ВПР — это не ключевой экзамен, который влияет на его дальнейшую судьбу. Это всего лишь работа, с помощью которой проверяют, как ученик усвоил материал за год. Снизив уровень стресса ребёнка, вы автоматически получите более качественный результат».

Совет 4. Выберите формат и методику подготовки

Решать примеры работ можно по сборнику типовых заданий. В некоторых школах учеников обязывают покупать рабочие тетради, но при самостоятельной подготовке можно обойтись и без них. А можно вообще отказаться от печатных учебников и готовиться с помощью тренажёров в интернете — они хорошо помогают подтянуть определённую тему. Например, действия с дробями в математике или ударение в русском языке. Некоторые онлайн-тренажёры даже умеют подсчитывать количество баллов и давать рекомендации, с какими темами ещё нужно поработать.

Однако специалисты отмечают, что важен не сколько формат учебных пособий, а методика подготовки.

«Не важно, с помощью чего вы будете готовиться — учебных пособий или интернет-ресурсов. Главное — уделить внимание «слабым» местам и проработать именно их, выполняя как можно больше упражнений. Более того, просто написать и проверить работу, не сделав никаких выводов, — бесполезное занятие. Например, самое важное при подготовке к ВПР по русскому языку — работа над ошибками. Написали текст, проверили, увидели ошибку, осознали орфографическое правило, подобрали 5–10 слов на это правило, записали. Именно так нарабатывается навык применения правил и вырабатывается орфографическая зоркость».

Сдаём ВПР

Сдаём ВПР: о чём важно помнить во время работы

Пропускайте сложные задания. Если какой-то пример даётся тяжело, просто пропустите его. Вы сможете вернуться к нему позже, если останется время. Лучше за полчаса сделать 10 упражнений, за которые вы получите по одному баллу, чем провести это время за тщетным решением 5-балльного задания.

Используйте черновик. Делать это нужно только со сложными заданиями, чтобы осталось время переписать в чистовик. Черновики попросят сдать, но оценивать не будут.

Перепроверяйте и не спешите сдавать. Важно использовать всё время, отведённое на выполнение работы. Дополнительная проверка поможет поймать глупую ошибку, описку, пропуск задания. Поэтому, если всё уже сделано, а времени до конца урока ещё много, не стоит торопиться сдавать работу.

Важные факты о ВПР

  • Пропустить ВПР можно по причине болезни, олимпиады или соревнований. Пересдавать работу в этом случае не нужно.
  • Задания ВПР не выходят за пределы школьной программы. Это касается также заданий повышенной сложности.
  • Рособрнадзор советует проводить проверочные работы на 2–4-м уроках.
  • Осенью 2021 года ВПР впервые прошли в техникумах. Теперь ВПР будут сдавать и первокурсники, получающие среднеспециальное образование.

Как решать ВПР в средней школе

23.02.2023
1630

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР… Стоп, что? С первыми двумя все понятно. А для чего существует ВПР? Как к ней готовиться и в каких классах сдавать? Разбираемся, как решать ВПР и страшно ли это в принципе.

как решать впр
Как решать ВПР в средней школе

Что такое ВПР и когда ее сдают

ВПР, или Всероссийская проверочная работа, — новый способ проверки знаний школьников по практически всем предметам учебной программы. Впервые работы провели в 2015 году, и с тех пор они стали ежегодными. Работы точно пишут в классах с 4-го по 8-й, а в 10-м и 11-м классах участие в ВПР добровольное. Чаще же всего ВПР пишут в средней школе.

ВПР проводят, как правило, в течение всего апреля, выделяя отдельные дни для написания работ по разным предметам. Рособрнадзор утвердил график ВПР в 2023 году: ученики 5-х классов напишут работу в период с 15 марта по 20 мая 2023 года. Десятиклассники будут сдавать экзамены первыми — с 1 по 25 марта.

Какие именно предметы сдают в разных классах?

  • 4-й класс. Обязательные: русский язык, математика, окружающий мир. Дополнительных предметов нет.
  • 5-й класс. Обязательные: русский язык, математика, биология, история. Дополнительных предметов нет.
  • 6–8-й классы. Обязательные: русский язык, математика. Дополнительные предметы: география, история, биология, обществознание. В 7-м классе можно сдать еще физику, а в 8-м классе к этому списку прибавляется химия.
  • В 10–11-м классах школьники сдают те предметы, которые не выбрали на ЕГЭ.

На что влияет ВПР

Бояться ВПР не стоит: даже если написать работу хорошо не получится, ее результаты ни на что не повлияют. Так что переживать за четвертные или даже итоговые оценки не стоит.

Хотя отметку по ВПР могут выставить в классный журнал — то есть косвенно повлиять на оценки в четверти или в году работа все же может.

Зачем тогда вообще нужна эта работа?

Все просто: чтобы школа могла проанализировать уровень знаний учащихся. Что-то вроде «контроля качества».

Как выглядят задания по ВПР

Образцы и описания заданий ВПР публикуются на сайте ФИОКО. Задачи в вариантах не очень сложные и сделаны с ориентировкой на возраст и знания учащихся. Например, четвероклассникам предлагают вычислить значение выражения «12012 / 3 – 170 × 4», а в 8-м классе уже дают уравнения с многочленами.

Сложно ли решать ВПР

Написать ВПР получится без проблем, если у ученика в целом нет проблем со школьной программой. Задания обычно не выходят за ее рамки, так что сложными могут показаться только тем, кто до ВПР вообще не сталкивался с форматом экзамена.

Еще он покажется трудным ребятам, которые отстают по конкретным школьным предметам: по русскому, математике, географии и другим. Однако ничего страшного в этом нет, к работе можно подготовиться.

Как готовиться к ВПР? По сути, нужно просто понять, какие темы западают по предмету, по которому проводится работа. Оценки за четверть — хороший показатель. Если баллы по предметам ниже 4, то у ребенка могут быть пробелы в знаниях и ВПР он напишет не очень хорошо. И если в средней школе это покажется незначительным, то к 9-му классу пробел перерастет в настоящую дыру, залатать которую перед ОГЭ уже не получится. Грозит это тем, что ребенок просто не перейдет в старшие классы и останется на второй год.

Поэтому лучшее решение — выявить пробелы в знаниях как можно раньше и сразу же наверстать упущенное. Сделать это можно вместе с преподавателями MAXIMUM Education. Перед началом занятий мы проведем небольшое тестирование, которое покажет, какие темы нужно проработать с ребенком. А после его ждет полноценный и интересный курс с интерактивными заданиями, семинарами по мотивации и борьбе с невнимательностью. Отследить прогресс можно на специальной онлайн-платформе. Записывайтесь на наши курсы и сделайте вклад в будущее вашего ребенка уже сейчас.

Как решать ВПР

На что стоит обратить особое внимание, начиная подготовку к ВПР в средней школе? Для начала нужно посмотреть примерные варианты на сайте ФИОКО. Разберемся с 3 из 7 предметов, которые могут писать на ВПР в 6-м классе в 2023 году. Как правило, пробелы в знаниях у школьников могут быть именно в этих типах заданий, особенно по математике и русскому.

Математика

В ВПР есть задачи по геометрии, а вот на уроках их разбирают мало. Поэтому с этим упражнением стоит поработать отдельно. Есть и сложные текстовые задачи, из которых важно уметь доставать информацию:

как решать впр в средней школе
Как решать ВПР в средней школе? Примерное задание ВПР по математике для 6 класса, ФИОКО

Научиться решать такие задания можно только тренировкой.

Русский язык

Во-вторых, в ВПР по русскому языку просят проанализировать два текста. Под одним из них – задание  на знание лексики, а вот другие проверяют знание правил русского языка.

как решать впр в средней школе
Как решать ВПР в средней школе? Примерное задание ВПР по русскому для 6 класса, ФИОКО

Для решения этого задания нужно знать правила проставления знаков пунктуации в сложных предложениях. 

Биология

Задания по биологии выглядят нагруженными и сложными, но на деле легко даются тем школьникам, которые увлечены предметом и готовятся к поступлению в профильные вузы.

как решать впр в средней школе
Как решать ВПР в средней школе? Примерное задание ВПР по биологии для 6 класса, ФИОКО

А что делать в других классах? Лучше всего, если ребенок заранее научится решать ВПР и будет точно понимать, что может встретиться в заданиях. Поэтому пренебрегать опубликованными образцами заданий на этот год не стоит.

Итак, подведем итоги: что нужно для того, чтобы решить ВПР? Хорошо знать школьную программу и уметь решать типовые задания. Но что, если в знаниях все же есть пробелы? Лучше перестраховаться и найти их сейчас, а не обнаружить перед ОГЭ, что ваш ребенок не умеет решать уравнения или не понимает, как ставить запятые. Исправить все это перед экзаменами вряд ли получится, а ребенка и так ждет немалый стресс.

Записывайтесь на курсы повышения знаний в MAXIMUM Education — гарантируйте высокие оценки и спокойствие вашего ребенка прямо сейчас. Мы оценим его знания по основным предметам и поможем закрыть все пробелы в знаниях. А еще научим справляться с ленью и невнимательностью. Ждем вас!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать вполголоса
  • Как написать впн на питоне
  • Как написать впечатляюще правильно
  • Как написать вперемешку или вперемежку правильно
  • Как написать вотсап или ватсап правильно