Как написать вступление к рассказу

«– Том!
Ответа нет.
– Том!
Ответа нет.
– Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Ответа нет.

Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок. На минуту она растерялась, потом сказала – не очень громко, но так, что мебель в комнате могла ее слышать:

– Ну погоди, дай только до тебя добраться…

Не договорив, она нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать, переводя дыхание после каждого тычка. Она не извлекла оттуда ничего, кроме кошки.

– Что за ребенок, в жизни такого не видывала!

Подойдя к открытой настежь двери, она остановилась на пороге и обвела взглядом свой огород – грядки помидоров, заросшие дурманом. Тома не было и здесь. Тогда, возвысив голос, чтобы ее было слышно как можно дальше, она крикнула:

– То-о-ом, где ты?

За ее спиной послышался легкий шорох, и она оглянулась – как раз вовремя, чтобы ухватить за помочи мальчишку, пока он не прошмыгнул в дверь.

– Ну, так и есть! Я и позабыла про чулан. Ты что там делал?
– Ничего.
– Ничего? Посмотри, в чем у тебя руки. И рот тоже. Это что такое?
– Не знаю, тетя.»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Как начать писать книгу, чтобы зацепить читателя с первых строк

Как правильно начать книгу, чтобы заинтересовать с первых строк — вопрос волнительный. Настолько, что некоторые вовсе отказываются от идеи писать: слишком страшно сделать первый шаг.

А ведь хорошее начало — половина дела. Это утверждение, исправно работающее уже почти 2500 лет, принадлежит Платону. Тому самому, чьи произведения были переведены на множество мертвых и живых языков и до сих пор цитируются даже теми, кто никогда не подозревал об его существовании.

Нам не известно, был ли у Платона страх белого листа, да и как он, собственно, творил. Но поскольку хорошее начало так же важно, как и тысячи лет назад, мы собрали краткое руководство из лайфхаков для молодых авторов. Оно не только объяснит, как начать писать книгу правильно, но и сделать творческий процесс комфортней. А как начинают свои произведения другие авторы, мы рассказали здесь.

Как правильно начать книгу

Если в ответ на этот вопрос внутренний голос советует «начать с начала», вы смело можете велеть ему помолчать. Хорошая новость в том, что книга — это не школьное сочинение, где все по строго линеечкам. Приступать к работе можно с конца или середины, а то и вовсе вперемешку. Главное — первыми создать те сцены, которые представляются ярче и детальнее прочих, а уже после переходить к мостикам, связывающим фабулу воедино. Это поможет не только преодолеть страх белого листа, но и сделать произведение максимально живым: те сцены, которые вы представляете лучше прочих, зададут тон всей книге.

Создание самого-пресамого начала всей истории, первых строк книги, вообще стоит отложить до того этапа, когда все произведение будет уже практически готово. Сюжетные линии ясны, стиль выработан, герои детально выписаны — остается только придумать крючок, на который попадется любопытный читатель, прочитав первые строки.

  • Лайфхак №1 — приступайте к написанию начала книги в последнюю очередь.

Каким должно быть хорошее начало

Вне зависимости от жанра и стиля изложения, все популярные книги равны в одном: они дают возможность читателям покинуть обыденный мир и с первых строк погрузиться в новые переживания. Успешные авторы знают, что люди привыкли сопереживать только знакомым или тем, кто попал в схожие с ними обстоятельства.

Потому героя необходимо представить с самого начала, а еще — сразу наметить события, которые приведут к изменениям персонажа. Также важно не раскрыть все карты сразу, подарить читателю хороший саспенс. Хитрость заключается в том, как именно это сделать.

  • Лайфхак №2 — пишите так, чтобы читатель сразу понял, кто герой, что с ним произошло и к каким последствиям это, возможно, приведет.

Выбор первой фразы для книги

Итак, вы определись с тем, о чем писать в самом начале. Теперь важно понять, как зацепить внимание читателя буквально за доли секунды. Помогут три простых совета:

  • Используйте интригу. Интрига — та самая наживка. Она может быть таинственным событием, которое произошло с героем, необычном местом действия, или оригинальностью самого персонажа.

    Пример:
    Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Ф. Кафка «Превращение»)

  • Прибавьте динамики. Не достаточно заинтересовать читателя только первой строкой: его нужно увлечь далее и как можно скорее. Долгие подробные описания места действия, излишние детали вызывают зевоту и желание, отложив книгу, вздремнуть. Нужно добавить драйва, и один из самых простых способов это сделать — начать с прямой речи или диалога.

    Пример:
    В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир и прислушивался к мнению других людей, отец дал мне совет, к которому я вновь и вновь обращался в течение всей своей жизни. «Если когда-нибудь тебе захочется кого-то критиковать, — сказал он, — вспомни, что далеко не все люди в мире обладают теми преимуществами, которые дарованы тебе». (Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»)

  • Не забудьте о логике. В конце концов, именно авторская логика заставляет всех персонажей действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Помните чеховское «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»? Логика, однако, проявляется не только в выборе фактов, но и в стилистике. Важно с первых строк дать понять читателю, по каким законам строится вся книга.

    Пример:
    Далеко-далеко, в не замеченных картографами складках давно вышедшего из моды Западного Спирального Рукава Галактики, затерялась крохотная, никому не интересная желтая звезда. Вокруг нее, на расстоянии примерно девяноста восьми миллионов миль, обращается ничтожная зелено-голубая планетка, обитатели которой все еще очень похожи на своих предков-обезьян — достаточно сказать, что электронные часы до сих пор считаются у них чудом техники. (Д. Адамс «Автостопом по Галактике»)

  • Лайфхак № 3 — написав первые фразы начала книги, проверьте есть ли в нем интрига, динамика и логика.

Пролог — это вступительная часть художественного произведения, который, вместе с эпилогом (заключительной частью), заключает сюжет книги в раму, словно картину. В прологе автор рассказывается о событиях из прошлого героев или рассуждает на волнующие его темы.

Главная задача пролога — подготовить читателя к основным событиям. Он нужен в трех случаях:

  • Для историй, где основную прелесть составляет неспешное атмосферное повествование и игра с деталями.

  • Если для понимания происходящего очень важен экскурс в историю.

  • Когда нужно сыграть на контрасте между неспешным прологом и динамичным развитием событий основной части, для усиления драматического эффекта.

В книгах, где изначально делается ставка на драйв, пролог и эпилог обычно не используют, стремясь сразу с первых строк перейти к делу.

  • Лайфхак № 4 — используйте пролог, если хотите полнее подготовить читателя к событиям, происходящим в основном повествовании

Как не надо начинать книгу

Иногда секрет написания хорошего начала книги кроется в том, чтобы понять, как писать не надо. Некоторые произведения грешат тем, что пытаются учить читателя, хотя никто об этом не просил, другие набиты штампами и скучны до зубовного скрежета, или же витиеваты настолько, что за красивыми словами теряется смысл.

Но бывает, что вроде и слог у писателя свежий и легкий, а читать также сложно, как «скакать на трехногой козе по джунглям Амазонки, отстреливаясь от зомби-пришельцев из пулемета „Максим“ с серебряными пулями». Возможно, автор продумал с каких слов начать, но перемудрил с интригами и драмами, или пожелал втиснуть в первые строки все, что он насочинял про свой новый дивный мир.

Потому, есть несколько простых способов избежать плохого начала книги, если со стилем все в порядке:

  • Не пытайтесь рассказать все и сразу.

    Переизбыток информации вызывает смятение: читатель будет путаться в именах, названиях и фактах, потеряется в сюжетных линиях и наверняка забросит этот хаос. Кроме того, о чем будет остальная книга, если вы расскажете все в самом начале?

  • Не делайте начало чрезмерно загадочным.

    Ведь задача первых строк книги — познакомить читателя с героями, вызвать сопереживание. Но если герой так и останется загадочным незнакомцем, произошедшее с ним — секретом, а и итог всей истории — страшной тайной, то и сопереживать этому «нечто» у читателя вряд ли получится.

  • Не создавайте интригу там, где ее нет.

    Если вы будете выдавать банальные события за нечто особенное, вам перестанут верить. Быстро и навсегда .

  • Лайфхак № 5 — не переусердствуйте с фактами и событиями в самом начале и будьте честны с читателем, которого вы пригласили в свой выдуманный мир.

И, пожалуй, главный лайфхак для начала работы над книгой, — нужно просто сесть и взяться за работу. Мы снабдили вас подсказками: пришла пора сделать шаг навстречу своей новой книге.

Была ли данная статья полезна для Вас?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

При работе над рассказом или романом может показаться, что сложнее всего написать идеальное начало произведения. Такая задача не из простых, но она выполнима! Прежде всего нужно определиться с идеями, если тема произведения еще не сформирована. Напишите черновой план сюжета и персонажей, чтобы сосредоточиться на самом важном, а затем приступайте к работе!

  1. Изображение с названием Start a Story Step 1

    1

    Включите воображение и подумайте над вопросами «а что, если». Подобные вопросы позволяют взглянуть на обычное явление под необычным углом. Обдумайте возможные варианты ответов на эти вопросы. Следует помнить, что на каждый такой вопрос существует больше одного ответа. Не прекращайте отвечать на них до тех пор, пока один из вариантов не захватит ваше воображение и не станет началом целой истории. Вот примеры подобных вопросов:[1]

    • А что, если бы динозавры до сих пор существовали?
    • А что, если бы человек имел ограниченный запас удачи на каждый день?
    • А что, если бы волосы ежедневно меняли свой цвет?
    • А что, если бы мой лучший друг оказался шпионом?
  2. Изображение с названием Start a Story Step 2

    2

    Задавайте вопросы, начинающиеся с «интересно», чтобы создать правдоподобный рассказ. Такие вопросы позволяют углубиться в причинно-следственные связи и понять, почему произошло некое событие, с кем оно произошло и какие эмоции спровоцировало. Вопросы могут быть развернутыми или вполне конкретными. Ответы позволят получить новую информацию и увидеть уже известные факты в новом свете. Вот примеры подобных вопросов:[2]

    • Интересно, что Женя делает у себя в подвале по вечерам?
    • Интересно, какая жизнь у дальнобойщиков?
    • Интересно, как живется людям за полярным кругом?
  3. Изображение с названием Start a Story Step 3

    3

    Подслушивайте чужие разговоры. Прислушивайтесь к беседам в оживленных местах вроде кафе и записывайте реплики людей. Подобные диалоги позволяют создать персонажей и ситуативные события. Как живут эти люди? Кем приходятся друг другу? Создайте общее представление о таких персонажах и придумайте сюжет, который сосредоточен на их жизнях. Также можно использовать их в качестве второстепенных персонажей основных сюжетных линий.[3]

    • Если боитесь причинить неудобства, то переключитесь на другой разговор.
  4. Изображение с названием Start a Story Step 4

    4

    Ведите дневник случайных идей. Не все идеи укладываются в полноценный сюжет, но они всегда помогут создать новых персонажей или побочные линии. Не отбрасывайте «неподходящие» идеи и начните записывать их отдельным списком. Используйте дневник, чтобы фиксировать не до конца сформированные идеи и снова возвращаться к ним.

    • Также записывайте все свои сны. Сновидения и грезы могут стать отличной завязкой для вашего сюжета![4]
  5. Изображение с названием Start a Story Step 5

    5

    Читайте как можно больше. В процессе чтения проще уловить правила развития сюжета, а также сформировать вкусы и предпочтения. Вам нравятся истории, которые внезапно начинаются и так же неожиданно заканчиваются? Цените плавное повествование с подробным описанием героев и места действия? Сюжет рассказа имеет для вас первостепенное значение? Обращайте внимание на первые строки произведения, способы знакомства с персонажами и темп повествования, чтобы обдумать идеи для собственного рассказа.[5]

    • В большинстве литературных жанров и форм имеются четкие правила, поэтому читайте такие книги и рассказы, которые написаны в подходящем для вас стиле.
  6. Изображение с названием Start a Story Step 6

    6

    Реклама

  1. Изображение с названием Start a Story Step 7

    1

    Создайте общий план сюжета. Ваш план должен включать общие идеи о том, что произойдет дальше, место событий и персонажей. План может быть как подробным, так и кратким. Опишите каждую сцену или главу хотя бы одним предложением в зависимости от общего объема произведения, но не задумывайтесь над каждой мелкой подробностью. Это можно сделать позднее![6]

    • Запишите весь сюжет, а не только начало, чтобы понимать, куда движется история.
    • Не каждому удобно составлять план. Если такая работа выбивает вас из колеи, то приступайте к рассказу, а подробности прояснятся по ходу дела.
  2. Изображение с названием Start a Story Step 8

    2

    Создайте характеристики каждого важного персонажа. Также можно написать менее подробные характеристики второстепенных персонажей. Даже если часть информации о персонаже никогда не отразится в сюжете, такие сведения помогут автору получить всестороннее представление о герое и сделать свой рассказ более глубоким! В интернете можно найти различные характеристики и схемы создания персонажей, но обязательно укажите основные сведения о герое:[7]

    • рост, вес, расовая принадлежность, цвет глаз, волос и кожи, состояние здоровья;
    • манеры, привычки, хобби, обороты речи, тип личности (экстраверт или интроверт);
    • главные недостатки и достоинства;
    • образование, склад ума, краткосрочные и долгосрочные цели;
    • самое большое разочарование в жизни;
    • главное достижение в жизни;
    • сильные и слабые стороны;
    • взаимоотношения с другими персонажами.
  3. Изображение с названием Start a Story Step 9

    3

    Определите место действия. Место действия может влиять на планы персонажей, прошлые и будущие события. Например, сюжет, действия которого разворачиваются в сельских районах Бразилии, будет совершено не похож на сюжет, действие которого происходит в открытом космосе, поскольку место накладывает отпечаток на возможности персонажей. Нужно решить, как место действия повлияет на персонажей и какие перемены произойдут по мере развития сюжета. Следует учесть такие аспекты:[8]

    • год, в котором происходят события;
    • тип климата и время года;
    • близлежащие водные объекты, горы, растительность и другие географические особенности;
    • культурная и политическая ситуация выбранного места действия:
      • например, если события происходят в Кремле, то они почти наверняка затрагивают политику;
      • если герои живут в Париже, то можно упомянуть о моде или крупных памятниках архитектуры.
  4. Изображение с названием Start a Story Step 10

    4

    Выберите, от какого лица описывать события сюжета. Всего возможно три варианта: от первого (местоимение «я»), второго (местоимения «ты») и третьего лица (местоимения «он», «она» и «они»). Данный выбор повлияет на форму повествования.[9]

    • Вы хотите рассказать историю с точки зрения главного героя? В таком случае вы ограничены вариантами от первого лица или третьего лица (местоимения «он», «она» и «они» позволят выразить мысли персонажа).
    • В произведении присутствует рассказчик? Тогда лучше использовать третье лицо и озвучивать мысли всех персонажей или не упоминать о мыслях героев.
    • Гораздо реже встречаются тексты, написанные от второго лица, поскольку они легко сбивают читателя с толку. Прочитайте книгу с таким повествованием и решите, стоит ли использовать второе лицо в своем произведении.

    Реклама

  1. Изображение с названием Start a Story Step 11

    1

    Выберите отправную точку. Не нужно начинать рассказ событиями из отдаленного прошлого или сразу перемещать читателя в будущее. Следует помнить, что автор знакомит читателей с новым миром (даже в рассказе по реальным событиям), поэтому дайте людям возможность разобраться в основных моментах вроде имени главного героя, его личности и побудительных мотивах уже в первой сцене или первой главе.[10]

  2. Изображение с названием Start a Story Step 12

    2

    Напишите несколько вариантов. Если вы не уверены в том, как следует начинать рассказ, тогда напишите несколько вариантов. Иногда приходится потрудиться, чтобы найти самое подходящее начало истории. В этом вся суть работы автора!

    • Начните со сцены с главным героем или внешности персонажа, чтобы читать сразу понял, вокруг кого будет строиться сюжет.
    • Начните с описания места событий. Сначала дайте общую панораму местности, а потом сузьте область действий до жилища или родного города персонажа.
    • Поделитесь «тайной» героя, чтобы сразу же заинтриговать читателей.
    • Опишите центральный конфликт в самом начале, чтобы читатель захотел узнать, что же будет происходить в дальнейшем.
    • Начните со знаменательного, драматического или важного воспоминания. Будьте осторожны, так как сцены из прошлого могут сбить читателя с толку, если он еще не знает о хронологии.
  3. Изображение с названием Start a Story Step 13

    3

    Напишите интригующее первое предложение. Подумайте, каким вы хотите видеть самое первое предложение. Абсурдным и забавным? Мрачным и пугающим? Приглашающим? Неожиданным? Откровенным? Именно ваше первое предложение определит уровень ожиданий читателя и убедит его продолжить чтение. Если у вас нет идей, то рассмотрите примеры выдающихся первых строк для вдохновения:[11]

    • Абсурдная и забавная: «Был яркий холодный апрельский день, часы били тринадцать» из «1984» Джорджа Оруэлла.
    • Пугающая: «Стояло какое-то безумное, удушливое лето, то самое лето, когда на электрическом стуле казнили чету Розенбергов, и я не вполне понимала, что делаю в Нью-Йорке» из романа «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат.
    • Приглашающая: «Зовите меня Измаил» из Моби Дика Германа Мелвилла.
    • Неожиданная: «Все дети, кроме одного-единственного на свете ребенка, рано или поздно вырастают» из «Питера Пэна» Джеймса Барри.
    • Откровенная: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» из «Анны Карениной» Льва Толстого.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Чувствуете, что застряли? Писательница и сценарист Люси Хэй говорит: «Возможно, вы чувствуете, что волнуетесь, или недостаточно подготовлены, или что вам не хватает времени. Возможно, вы не верите в свой труд или кто-то другой сказал вам, что вы зря теряете время. Иногда свою роль также играют проблемы с психическим здоровьем или депрессия. Когда вы наберетесь опыта, вы научитесь справляться с этими вещами».

  4. Изображение с названием Start a Story Step 14

    4

    Напишите пролог, если в рассказе присутствует глубокий исторический или сюжетный контекст. В самом начале можно указать информацию, которая помещает героя в контекст событий. Но если важное для сюжета событие произошло в другом месте или обошлось без участия главного героя, то лучше использовать пролог.[12]

    • Пролог необходим, если он оказывает значительное влияние на дальнейший сюжет. Во всех остальных случаях лучше обойтись без пролога.
  5. Изображение с названием Start a Story Step 15

    5

    Не перегружайте читателя информацией. Нет никакой необходимости делиться всеми деталями сюжета уже в первой сцене или главе. Лишние подробности могут перегрузить сюжет и отпугнуть читателей, тогда как недостаток информации заставит читателя недоумевать. Старайтесь найти золотую середину и не стесняйтесь обращаться за советом.

    Реклама

  1. Изображение с названием Start a Story Step 16

    1

    Проанализируйте текст. Напишите начало и подумайте о глобальном сюжете. Определите, стоит ли вносить изменения. Можно переписать начало или вообще изменить сюжет.

    • В случае сомнений узнайте мнение читателей! Попросите сообщить вам трезвую и объективную оценку написанного.
  2. Изображение с названием Start a Story Step 17

    2

    Работайте подходами не менее 45 минут. Чем дольше вы работаете над текстом, тем выше шанс погрузиться в сюжет, особенно в самом начале. Если поддаться соблазну и писать наскоками по 10 или 15 минут, то сюжет рискует стать хаотичным и бессвязным с запутанной нитью повествования.[13]

    • Выбирайте оптимальное место для работы. Попробуйте работать дома, в кафе или библиотеке, в парке и других местах. Кому-то для вдохновения нужны фоновые разговоры или музыка, а кто-то может работать только в тишине.[14]
  3. Изображение с названием Start a Story Step 18

    3

    Получайте удовольствие от работы! Труд писателя утомляет, морально истощает и ставит почти невыполнимые задачи, но в конце концов он приносит удовольствие! Радуйтесь успехам, пишите о том, что вам интересно и захочется почитать в будущем.[15]

    Реклама

Советы

  • Если у вас много сюжетных идей, то сосредоточьтесь на самых волнующих решениях. Остальные идеи можно будет использовать в другой раз.[16]
  • Не удаляйте текст, если вам что-то не нравится. Отдохните и возвращайтесь к работе!
  • Литература — это искусство, поэтому нужно время, чтобы стать мастером. Будьте терпеливы!
  • В процессе работы не думайте о грамматических и пунктуационных ошибках, иначе от вас могут ускользнуть важные детали. Ошибки всегда можно исправить позднее.
  • Прочитайте рассказ вслух, чтобы обратить внимание на моменты, которые не столь заметны при чтении про себя. Так проще понять, насколько ваша история правдоподобна, а диалоги живые и не вымученные.

Реклама

Предупреждения

  • Если начинаете рассказ с воспоминания, то обязательно сообщайте читателю временные рамки, чтобы он не потерялся во времени событий.
  • Избегайте штампов. Не начинайте рассказ банальной сценой или затертой фразой, чтобы ваше произведение не посчитали вторичным.
  • Экономно используйте восклицательные знаки. Напряжение должна создавать логика сюжета, а не средства пунктуации.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 63 951 раз.

Была ли эта статья полезной?

Не раз можно слышать от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Как же начать писать сочинение?

Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый привлекательный, «удобный» для себя вопрос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него — это и будет основной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, которые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно.

Вступление может содержать:

• ответы на поставленные тематические вопросы;

• личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть
предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел
донести до читателя автор в произведении…»);

• факты биографического характера об авторе или о
характерном историческом периоде, если такие сведения важны для смысла и
анализа текста;

• сформулированное понимание темы судьбы или образа героя,
если данная цель отражена в названии работы.

В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления:

1. Историческое вступление

уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику.

Исторические вступление возможно, если:

  • сочинение будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета
  • вы сосредоточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим (так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона, а говоря о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях, всей страны в ХХ веке, формирующей характер не только одного человека).

2.  Аналитическое вступление

уместно тогда, когда в
формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философские,
нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в
художественной литературе», «образ маленького человека в произведениях русских
писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д.

В аналитическом  вступлении к сочинению можно:

  • говорить об эволюции образов (дороги, маленького человека и т. д.),
  • давать объяснение понятиям,
  • приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

3. Биографическое  вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в
биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и другие подробности,
то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя
каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или
произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например,
и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая
в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться
творчества, например, уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

В биографическом вступлении возможно:

  • обращение к фактам из биографии писателя,
    имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме;
  • характеристика ближайшего окружения писателя;
  • рассказ об истории создания литературного
    произведения;
  • рассмотрение эволюции взглядов художника.

4. Сравнительное вступление

хорошо использовать, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

5. Вступление — характеристика произведения.

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида вступление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставительного характера.

6. «Лирическое» вступление –

это вступление — своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над …?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, творческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.

7. Философское вступление

осмысляет какое-либо понятие как философскую категорию, т.е. предельно обобщенно, и необходимо тогда, когда следует раскрыть такие философские понятия, как свобода, необходимость,  справедливость, гуманизм, личность, человеческое «я» и др.

8. Во вступлении — перекличке с современностью

ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злободневной и в наши дни, что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняшним днём?

9. Традиционное вступление

состоит из нескольких элементов:
ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни
человека, главного вопроса темы.

Традиционное вступление
состоит из нескольких элементов:

  • объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • общие рассуждения о значимости предложенных для
    объяснения понятий в жизни человека;
  • ответ-тезис на главный вопрос темы.

Если изложенные выше типы вступления можно условно назвать типами вступления по содержанию, то ниже приведем типы вступления по форме.

  1. Академический стиль вступления используется, когда вы говорите от 3-го лица, не стараетесь ярко показать свою индивидуальность: «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…» и т.д.
  2. Вступление от «я» используется, когда пишущий сразу хочет выразить свою индивидуальность, акцентировать внимание на своей точке зрения:  «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный» стиль вступления обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. Дневниковый стиль, как правило, сразу погружает нас во внутренние переживания героев и самого пишущего, для него характерна особая исповедальность, интимность. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5. Цитатное введение сразу начинается с цитаты, в которой заключена концептуально важная для пишущего информация. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…».

Приведём несколько речевых приемов, которые помогут вам написать хорошее вступление.

  • Приём «риторические вопросы».

«Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …» .

«Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися….»

«Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой проблемы несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении… »

«Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду…»

«Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …» .

  • Приём «Ниточка».

Нужно начать с цитаты, в которой заключена главная мысль
текста. «(Высказывание)», — так начинается статья … . Уже в первом
предложении чётко выражена главная тема текста. О … много говорили и писали.
Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … .
(Определить проблему в виде вопроса.)

«…», — писал известный …. В этих словах звучит … .
Действительно, …

  • Приём «Ключевое слово» требует:

определить тему текста;

выделить ключевое понятие;

раскрыть смысл этого понятия.

Отчаяние – это такое душевное состояние человека… Доброта
– одно из самых важных человеческих качеств… и т.д.

  • Приём «Аллегория».

Нужно
проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным
примером.

«Каждому из
нас приходилось сталкиваться (слышать, видеть), как…»

«Представьте,
что вам посчастливилось (довелось услышать, увидеть)…»

Приведём еще ряд речевых конструкций, которые помогут вам написать хорошее вступление.

  • «Всем известно, что … . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …»
  • «О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах».
  • « Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний».
  • «… » – эти вопросы звучат постоянно… . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • «Люди часто размышляют о том, что … » . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
  • «Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …)». «Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … » .
  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль произведений (указать автора цитаты)… .
  • «Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы…»
  • «Если спросить любого из нас …, то, наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…».

Многих интересует: можно ли в качестве первого предложения во вступлении повторить вопрос темы или же написать то же вопросительное предложение. Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос. А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логических ошибок. Поэтому рекомендуем сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый. Но в то же время, конечно же, нигде не может быть чётких указаний на то, что тезис-ответ на вопрос должен быть обязательно в начале сочинения. (Просто в этом случае проще построить логически верный ответ с системой доказательств в сочинении.) Его (тезис) можно заявить и в конце сочинения, подводя итог всему сказанному в виде того самого ответа-тезиса на вопрос.

А теперь самое время привести несколько примеров традиционных вступлений по предложенным направлениям:

Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Это мудрое высказывание отражает вселенскую истину: тот, кто никогда не питал надежды ни на что, не может разочароваться, отчаяться, впасть в уныние. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет человека на преодоление препятствий на пути к счастью, но не оправдавшая себя надежда может оказаться губительной для человека. Действительно, состояния крайней безысходности и ожидание благоприятного исхода всегда взаимосвязаны…

В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлениям доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим. Добрый человек – простой человек, а простота, как известно, хуже воровства. Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабохарактерности и отсутствия силы воли? Разве доброта не может быть проявлением силы человека, переступившего через свою гордыню?

Как говорится, сделай что-нибудь доброе — никто не заметит, а соверши что-то плохое — на всю жизнь запомнят.  Когда я впервые прочитала рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор», то долго не могла прийти в себя. Вот так бывает: помогаешь людям всю свою жизнь, а в трудную для тебя минуту никто не приходит к тебе на помощь — все просто пользуются твоей добротой и при этом нисколько это не ценят.

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Говорят, по вере воздастся… Можно перефразировать эти слова так: если ты влюблён, неважно, в кого или во что, то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе только счастливые минуты! Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир совершеннее, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека.

Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги, развязывать войны, строить города. Это чувство заставляет человека заглянуть внутрь себя, почувствовать свои безграничные возможности, а значит, порой и переродить человека заново, дать возможность ему почувствовать себя сильным и счастливым.

О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведении о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие. Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько трагизма?

Успехов!


Download Article


Download Article

Great writers grab you in the first few lines and hook you until the end. You may wonder how they craft these lines, or you may be wondering how writers start writing at all. These techniques will help you achieve strong first lines as well as a strong first draft of the story. You will learn how to start writing, how to choose your beginning lines, and how to edit your beginning lines.

  1. Image titled Begin a Short Story Step 4

    1

    Create a plot outline. It may help you get started with the writing of the story by sketching out a plot outline so you know what is going to occur in the story. Most writers avoid doing this as they do not want to feel limited by a plot outline. But if you are struggling to start your story, it may help to identify your protagonist, the setting of the story, and the events of the story.[1]

    • A plot outline should first address the story goal. This is something your protagonist would like to achieve and/or a problem she wants to resolve. This is also called the big «want» in the story, where your protagonist wants something from herself, another character, an institution, etc.
    • A plot outline should also note the consequences for your protagonist if she does not achieve her goal. These are also called «the stakes of the story», where the protagonist will suffer in some way if she fails to reach her goal. Having high stakes in a story usually encourages a reader to stay engaged and care about the fate of your protagonist.
    • If you’re struggling, first look for your concept. Then, think about how that plot is going to work—and usually that involves structure and character, which usually go together.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 2

    2

    Use a writing prompt. If you are struggling with an idea for your story, you can try using a writing prompt. Writing prompts can help to get your creative juices flowing and allow you to narrow your focus. They can also force you to write about something you may not have considered before or thought of on your own.[2]

    • Most writing prompts have a time limit (i.e., write about the prompt for five minutes). You can extend the time limit for the writing prompt if you feel it is helping you generate useful material for your story. You can also deviate from the writing prompt if your writing takes you in a different direction. The prompt should act as a way to get you started, but it should not feel restrictive or limiting in any way.
    • A writing prompt can be anything from a phrase, such as «I remember…» to an image, such as «Imagine you are trapped in your childhood bedroom». You can also use a phrase from a favorite poem or a book, as well as a phrase from a favorite song.
    • You can find a list of writing prompts at http://www.writersdigest.com/prompts Writer’s Digest and http://www.dailyteachingtools.com/journal-writing-prompts.html Daily Teaching Tools. You can also try an online random http://writingexercises.co.uk/firstlinegenerator.php first line generator.

    Advertisement

  3. Image titled Begin a Short Story Step 3

    3

    Identify your protagonist. Once you have written some raw material for the story, you should take a moment to read it over and see if a protagonist emerges. The protagonist is the character whose fate matters the most in the story. This does not necessarily mean your protagonist has to be a hero or pure evil. Your protagonist should be the character readers will care about or sympathize with the most, flaws and all.[3]

    • The protagonist also does not necessarily have to be the narrator of the story, but they should be the one making decisions that move the story forward. Your protagonist should drive the events that occur in the story and their fate should give the story meaning.
  4. Image titled Begin a Short Story Step 1

    4

    Try to write the basic story in one sitting. One method is to sit down and start with your basic story, writing down the details of the story in one sitting. This could be the crazy, amusing story you might tell a friend but are not sure how to translate into short story material. Getting down the raw data, or details of your story, can then allow you to shape it into a crafted piece later.[4]

    • Focus on simply telling the story and getting it down on the page. This could take you one hour or several hours. Pretend you are talking to a good friend and sharing the story with them over coffee.
    • Avoid doing any outside research or reaching for information outside of the story you are telling. Try not to slow down to really think about certain sections or areas of the story. You will address any issues in the story once you reread it later.
  5. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 5

    1

    Start in a scene. Many short story writers will try to start their stories in a scene, usually a scene that feels important and engaging. Starting in scene will hook the reader right away and ground them in the story.[5]

    • You should choose a scene that is essential to the main character or the narrator and shows them in action, doing something that will have consequences later or sets up the plot. For example, rather than start with, “Walter thinks the day will be the same as usual,” you may start with, “Walter wakes up from a bad dream and realizes that today will not be like any other day.”
    • Though you may decide to use the past tense for your story, using the present tense will give the story a sense of urgency, which can help to propel the reader forward. For example, starting with “Today, I will rob a bank” may be more effective than “Yesterday, I robbed a bank”, as the present tense allows the action to unfold for the reader in real time. The reader gets access to the main event and experiences it with the characters.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 6

    2

    Establish the setting. This type of beginning is useful if the setting of your story is essential and you want to establish a certain mood. Perhaps your story is not very plot heavy but it does have a distinct setting that you want the reader to get into right away. You may use a character’s perspective to describe the setting and focus on one detail that will be striking or interesting to the reader.[6]

    • For example, in the short story “Oceanic” by Greg Egan, the first lines focus on establishing the setting of being in a boat in the ocean: «The swell was gently lifting and lowering the boat. My breathing grew slower, falling into step with the creaking of the hull, until I could no longer tell the difference between the faint rhythmic motion of the cabin and the sensation of filling and emptying my lungs.» Egan uses specific, sensory detail to give the reader a sense of sitting in the cabin of a boat and starts his story in a particular moment in time.[7]
    • Keep in mind you can also do scene setting later in the story if you do not want to start right away with setting. If theme or plot is more important to your story than setting, you may start with these elements first. You should still try to start your story in scene so your reader is engaged right away.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 7

    3

    Introduce your narrator or main character. Another option is to start with a strong narrative voice or a strong description of your main character. This may be a good option for stories that are character-driven, rather than plot driven. Often, first person narratives will start with a voice driven opening line. You can show the reader how the narrator views the world and present their voice so the reader knows what to expect for the rest of the story.[8]

    • Though J.D. Salinger’s The Catcher in the Rye is a novel, not a short story, it has an opening line that establishes the narrative voice right away: “If you really want to hear about it, the first thing you’ll probably want to know is where I was born, and what my lousy childhood was like, and how my parents were occupied and all before they had me, and all that David Copperfield kind of crap, but I don’t feel like going into it, if you want to know the truth.”[9]
    • The narrator sounds sour and rough but he also draws you in with his frustrated view of the world and his disdain for traditional narratives. The narrator has a distinct perspective that gives the reader a good sense of what the rest of the story will sound like.
  4. Image titled Begin a Short Story Step 8

    4

    Open with a line of strong dialogue. Starting your story with a strong line of dialogue can be effective, but the dialogue should be easy to follow and to the point. As a general rule, dialogue in a story should always be doing more than one thing and never be there just for the sake of conversation. Good dialogue will reveal character and progress the story’s key events or plot.[10]

    • Many short stories will start with one line of dialogue and then zoom out to tell the reader who is speaking or where the speaker is situated within a scene. The dialogue is also usually spoken by a main character or one of the central characters in the story.
    • For example, in Amy Hempel’s short story “In the Cemetery Where Al Jolson Was Buried”, the story begins with a striking line of dialogue: «Tell me things I won’t mind forgetting,» she said. «Make it useless stuff or skip it.”[11]
      The reader is drawn into the story right away by the funny, strange dialogue and the presence of a “she”.
  5. Image titled Begin a Short Story Step 9

    5

    Present a minor conflict or mystery. A good opening sentence should raise questions in the reader’s mind, spotlighting a minor conflict or a mystery. This could be something as simple as a character considering a recent event and their reaction to the event or a more complex mystery, such as an unsolved murder or crime. Avoid presenting a mystery that is too big or confusing for the reader right away. Let the first line hint at a larger mystery and ease the reader into the conflict.[12]

    • For example,the opening line for Jackson’s short story “Elizabeth” raises several questions: “Just before the alarm went off she was lying in a hot sunny garden, with green lawns around her and stretching as far as she could see.” The reader wonders why the main character is dreaming about a hot sunny garden, what she is waking up for, and what the dream will mean later to the character. This is a minor conflict, but it can be an effective way to ease the reader into the larger themes or ideas in the story.
    • If you’re planning a mystery story, do some research into thinking about how thrillers work, and how mysteries work. One of the key elements is usually tension, and it’s important to make it compelling from the beginning.
  6. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 10

    1

    Read the beginning again once you reach the end of your story. Though you may think you have crafted a perfect opening for your story, you should revisit it once you are finished with the story to confirm it is successful. Sometimes, stories can change or shift the further you get into them and your brilliant beginning may not make as much sense as it once did. Read the beginning again within the context of the rest of the story and consider if it still fits.[13]

    • You may be able to tweak your opening lines to fit with the tone, mood, and voice of the rest of the story or you may need to write a new opening to better suit the story. You can always file away your old beginning for another story or a future project, especially if you think it is strong but just does not fit that particular story.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 11

    2

    Tighten up the language. Your opening line should have no unnecessary words or phrases as this will lessen its impact on the reader. Look over your opening lines and make sure the language is powerful and as tight as it can be. Think about any cliche or familiar phrases you are using and replace them with more interesting terms. Remove any unnecessary description or go with a description that shows character and setting.[14]

    • You may notice that you are using weak verbs or adjectives in your first line that feel vague and nondescript. Replace them with strong verbs and adjectives so your first line makes a lasting impact and sets the bar high for the language and description in the rest of the story.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 12

    3

    Show the beginning to an objective reader. It can be difficult to edit your own writing so be willing to show the beginning lines to a reader you trust. Consider showing your reader only the first line or first paragraph of the story and ask her if the opening makes her want to read the rest of the story. You should also ask her if she has a good sense of character or setting in the first line and any improvements she may suggest to make the beginning of the short story that much better.[15]

  4. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 13

    1

    Keep in mind the role of the beginning of a short story. The opening lines of a short story are essential, as they will keep the reader engaged and interested enough to continue on. The first sentence or first paragraph often introduces the idea or situation that will be explored in the story. It should give the reader clear indications of tone, style, and voice. It may also tell the reader something about the characters and the plot of the story.[16]

    • Using Kurt Vonnegut’s rules for a short story, a popular reference for writers, you should always try to “start as close to the end as possible” in your opening lines.[17]
      Place your reader right in the action as soon as you can so they are hooked into reading on.
    • Often, editors will read the first several lines of a story to see if it’s worth reading to the end. Many short stories are selected for publication based on the strength of their opening line. This is why it is important that you consider how you can make an impact on the reader and make an impression with the first one to two lines.[18]
  2. Image titled Begin a Short Story Step 14

    2

    Read example opening lines. To help you get a better sense of how to start your short story, you should read several example opening lines. Note how the writer draws the reader in and uses every word like it counts. Several examples include:[19]

    • “The first great act of love I ever witnessed was Split Lip bathing his handicapped daughter.” “Isabelle” by George Saunders.
    • “When this story goes out into the world, I may become the most famous hermaphrodite in history.” “The Obscure Object” by Jeffrey Eugenides.
    • “Just before the alarm went off she was lying in a hot sunny garden, with green lawns around her and stretching as far as she could see.” “Elizabeth” by Shirley Jackson.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 15

    3

    Analyze the examples. Once you have read over the example opening lines, ask yourself several questions:

    • How does the writer set the tone or mood? For example, the first line in Eugenides’ short story “The Obscure Object” introduces the narrator as a hermaphrodite and lets the reader know that the narrator’s life story is going to be told. It sets up a reflective mood, where the narrator relays their life as a famous hermaphrodite.
    • How does the writer introduce key characters or setting? For example, Saunders’ first line in his short story “Isabelle” introduces a character named “Split Lip” as well as his handicapped daughter. It also provides a key theme of the story: love between father and daughter. Jackson’s first line in “Elizabeth” uses description and sensory details, like “hot sunny” and “green”, to paint a specific image in the reader’s mind.
    • What are your expectations as a reader, based on the opening lines? A good first line will signal to the reader what they are in store for, and provide just enough information for the reader to be drawn into the story. The opening line in Saunders’ story, for example, lets the reader know that the story may be a bit quirky or strange, with a character named “Split Lip” and a handicapped girl. It is a bold opening that lets the reader know how the story is going to be narrated, with a unique narrative voice.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What are the best ways to start a short story?

    Community Answer

    Start on a hook. Something that will make the reader interested and will attract them to read more. For example, say something like «I never meant to do it. It just happened.» It should only let a little glimpse of what is going to be in your story.

  • Question

    Can I start of my story by describing the setting?

    Community Answer

    Yes. This is a common way to begin a story.

  • Question

    How should I start off my story about virtual reality?

    Community Answer

    If I were to write about virtual reality it would most likely start with something like, «She rubbed her eyes wearily, wondering if life would ever be to normal again.» As the story is about virtual reality, she is rubbing her eyes as though they are sore from overuse. She is also wondering if life will ever be «normal» again, which could mean either that this story is about the future and how virtual reality affects her life, or that she simply wishes to go back to a different way of living. As the writer, you will have to determine what «normal» means to her.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

There are a variety of great ways to begin your short story, and the best beginning depends on what you’re trying to achieve. For example, start with a scene that’s important or engaging to hook your reading right away. Alternatively, establish the setting of your story first if it’s key to your plot and helps set the right mood. For a story that’s character-driven, try starting with a strong narrative voice or a description of your main character. You might also consider beginning with a solid line of dialogue or a minor conflict or mystery to immediately draw your reader in. To learn from our English reviewer how to use a prompt to start writing your short story, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 294,460 times.

Reader Success Stories

  • Joyce Delos Santos

    Joyce Delos Santos

    Sep 24, 2016

    «Thanks for uploading this. This helps me to write a short story. I don’t have a story yet so I’m searching for the…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Great writers grab you in the first few lines and hook you until the end. You may wonder how they craft these lines, or you may be wondering how writers start writing at all. These techniques will help you achieve strong first lines as well as a strong first draft of the story. You will learn how to start writing, how to choose your beginning lines, and how to edit your beginning lines.

  1. Image titled Begin a Short Story Step 4

    1

    Create a plot outline. It may help you get started with the writing of the story by sketching out a plot outline so you know what is going to occur in the story. Most writers avoid doing this as they do not want to feel limited by a plot outline. But if you are struggling to start your story, it may help to identify your protagonist, the setting of the story, and the events of the story.[1]

    • A plot outline should first address the story goal. This is something your protagonist would like to achieve and/or a problem she wants to resolve. This is also called the big «want» in the story, where your protagonist wants something from herself, another character, an institution, etc.
    • A plot outline should also note the consequences for your protagonist if she does not achieve her goal. These are also called «the stakes of the story», where the protagonist will suffer in some way if she fails to reach her goal. Having high stakes in a story usually encourages a reader to stay engaged and care about the fate of your protagonist.
    • If you’re struggling, first look for your concept. Then, think about how that plot is going to work—and usually that involves structure and character, which usually go together.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 2

    2

    Use a writing prompt. If you are struggling with an idea for your story, you can try using a writing prompt. Writing prompts can help to get your creative juices flowing and allow you to narrow your focus. They can also force you to write about something you may not have considered before or thought of on your own.[2]

    • Most writing prompts have a time limit (i.e., write about the prompt for five minutes). You can extend the time limit for the writing prompt if you feel it is helping you generate useful material for your story. You can also deviate from the writing prompt if your writing takes you in a different direction. The prompt should act as a way to get you started, but it should not feel restrictive or limiting in any way.
    • A writing prompt can be anything from a phrase, such as «I remember…» to an image, such as «Imagine you are trapped in your childhood bedroom». You can also use a phrase from a favorite poem or a book, as well as a phrase from a favorite song.
    • You can find a list of writing prompts at http://www.writersdigest.com/prompts Writer’s Digest and http://www.dailyteachingtools.com/journal-writing-prompts.html Daily Teaching Tools. You can also try an online random http://writingexercises.co.uk/firstlinegenerator.php first line generator.

    Advertisement

  3. Image titled Begin a Short Story Step 3

    3

    Identify your protagonist. Once you have written some raw material for the story, you should take a moment to read it over and see if a protagonist emerges. The protagonist is the character whose fate matters the most in the story. This does not necessarily mean your protagonist has to be a hero or pure evil. Your protagonist should be the character readers will care about or sympathize with the most, flaws and all.[3]

    • The protagonist also does not necessarily have to be the narrator of the story, but they should be the one making decisions that move the story forward. Your protagonist should drive the events that occur in the story and their fate should give the story meaning.
  4. Image titled Begin a Short Story Step 1

    4

    Try to write the basic story in one sitting. One method is to sit down and start with your basic story, writing down the details of the story in one sitting. This could be the crazy, amusing story you might tell a friend but are not sure how to translate into short story material. Getting down the raw data, or details of your story, can then allow you to shape it into a crafted piece later.[4]

    • Focus on simply telling the story and getting it down on the page. This could take you one hour or several hours. Pretend you are talking to a good friend and sharing the story with them over coffee.
    • Avoid doing any outside research or reaching for information outside of the story you are telling. Try not to slow down to really think about certain sections or areas of the story. You will address any issues in the story once you reread it later.
  5. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 5

    1

    Start in a scene. Many short story writers will try to start their stories in a scene, usually a scene that feels important and engaging. Starting in scene will hook the reader right away and ground them in the story.[5]

    • You should choose a scene that is essential to the main character or the narrator and shows them in action, doing something that will have consequences later or sets up the plot. For example, rather than start with, “Walter thinks the day will be the same as usual,” you may start with, “Walter wakes up from a bad dream and realizes that today will not be like any other day.”
    • Though you may decide to use the past tense for your story, using the present tense will give the story a sense of urgency, which can help to propel the reader forward. For example, starting with “Today, I will rob a bank” may be more effective than “Yesterday, I robbed a bank”, as the present tense allows the action to unfold for the reader in real time. The reader gets access to the main event and experiences it with the characters.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 6

    2

    Establish the setting. This type of beginning is useful if the setting of your story is essential and you want to establish a certain mood. Perhaps your story is not very plot heavy but it does have a distinct setting that you want the reader to get into right away. You may use a character’s perspective to describe the setting and focus on one detail that will be striking or interesting to the reader.[6]

    • For example, in the short story “Oceanic” by Greg Egan, the first lines focus on establishing the setting of being in a boat in the ocean: «The swell was gently lifting and lowering the boat. My breathing grew slower, falling into step with the creaking of the hull, until I could no longer tell the difference between the faint rhythmic motion of the cabin and the sensation of filling and emptying my lungs.» Egan uses specific, sensory detail to give the reader a sense of sitting in the cabin of a boat and starts his story in a particular moment in time.[7]
    • Keep in mind you can also do scene setting later in the story if you do not want to start right away with setting. If theme or plot is more important to your story than setting, you may start with these elements first. You should still try to start your story in scene so your reader is engaged right away.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 7

    3

    Introduce your narrator or main character. Another option is to start with a strong narrative voice or a strong description of your main character. This may be a good option for stories that are character-driven, rather than plot driven. Often, first person narratives will start with a voice driven opening line. You can show the reader how the narrator views the world and present their voice so the reader knows what to expect for the rest of the story.[8]

    • Though J.D. Salinger’s The Catcher in the Rye is a novel, not a short story, it has an opening line that establishes the narrative voice right away: “If you really want to hear about it, the first thing you’ll probably want to know is where I was born, and what my lousy childhood was like, and how my parents were occupied and all before they had me, and all that David Copperfield kind of crap, but I don’t feel like going into it, if you want to know the truth.”[9]
    • The narrator sounds sour and rough but he also draws you in with his frustrated view of the world and his disdain for traditional narratives. The narrator has a distinct perspective that gives the reader a good sense of what the rest of the story will sound like.
  4. Image titled Begin a Short Story Step 8

    4

    Open with a line of strong dialogue. Starting your story with a strong line of dialogue can be effective, but the dialogue should be easy to follow and to the point. As a general rule, dialogue in a story should always be doing more than one thing and never be there just for the sake of conversation. Good dialogue will reveal character and progress the story’s key events or plot.[10]

    • Many short stories will start with one line of dialogue and then zoom out to tell the reader who is speaking or where the speaker is situated within a scene. The dialogue is also usually spoken by a main character or one of the central characters in the story.
    • For example, in Amy Hempel’s short story “In the Cemetery Where Al Jolson Was Buried”, the story begins with a striking line of dialogue: «Tell me things I won’t mind forgetting,» she said. «Make it useless stuff or skip it.”[11]
      The reader is drawn into the story right away by the funny, strange dialogue and the presence of a “she”.
  5. Image titled Begin a Short Story Step 9

    5

    Present a minor conflict or mystery. A good opening sentence should raise questions in the reader’s mind, spotlighting a minor conflict or a mystery. This could be something as simple as a character considering a recent event and their reaction to the event or a more complex mystery, such as an unsolved murder or crime. Avoid presenting a mystery that is too big or confusing for the reader right away. Let the first line hint at a larger mystery and ease the reader into the conflict.[12]

    • For example,the opening line for Jackson’s short story “Elizabeth” raises several questions: “Just before the alarm went off she was lying in a hot sunny garden, with green lawns around her and stretching as far as she could see.” The reader wonders why the main character is dreaming about a hot sunny garden, what she is waking up for, and what the dream will mean later to the character. This is a minor conflict, but it can be an effective way to ease the reader into the larger themes or ideas in the story.
    • If you’re planning a mystery story, do some research into thinking about how thrillers work, and how mysteries work. One of the key elements is usually tension, and it’s important to make it compelling from the beginning.
  6. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 10

    1

    Read the beginning again once you reach the end of your story. Though you may think you have crafted a perfect opening for your story, you should revisit it once you are finished with the story to confirm it is successful. Sometimes, stories can change or shift the further you get into them and your brilliant beginning may not make as much sense as it once did. Read the beginning again within the context of the rest of the story and consider if it still fits.[13]

    • You may be able to tweak your opening lines to fit with the tone, mood, and voice of the rest of the story or you may need to write a new opening to better suit the story. You can always file away your old beginning for another story or a future project, especially if you think it is strong but just does not fit that particular story.
  2. Image titled Begin a Short Story Step 11

    2

    Tighten up the language. Your opening line should have no unnecessary words or phrases as this will lessen its impact on the reader. Look over your opening lines and make sure the language is powerful and as tight as it can be. Think about any cliche or familiar phrases you are using and replace them with more interesting terms. Remove any unnecessary description or go with a description that shows character and setting.[14]

    • You may notice that you are using weak verbs or adjectives in your first line that feel vague and nondescript. Replace them with strong verbs and adjectives so your first line makes a lasting impact and sets the bar high for the language and description in the rest of the story.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 12

    3

    Show the beginning to an objective reader. It can be difficult to edit your own writing so be willing to show the beginning lines to a reader you trust. Consider showing your reader only the first line or first paragraph of the story and ask her if the opening makes her want to read the rest of the story. You should also ask her if she has a good sense of character or setting in the first line and any improvements she may suggest to make the beginning of the short story that much better.[15]

  4. Advertisement

  1. Image titled Begin a Short Story Step 13

    1

    Keep in mind the role of the beginning of a short story. The opening lines of a short story are essential, as they will keep the reader engaged and interested enough to continue on. The first sentence or first paragraph often introduces the idea or situation that will be explored in the story. It should give the reader clear indications of tone, style, and voice. It may also tell the reader something about the characters and the plot of the story.[16]

    • Using Kurt Vonnegut’s rules for a short story, a popular reference for writers, you should always try to “start as close to the end as possible” in your opening lines.[17]
      Place your reader right in the action as soon as you can so they are hooked into reading on.
    • Often, editors will read the first several lines of a story to see if it’s worth reading to the end. Many short stories are selected for publication based on the strength of their opening line. This is why it is important that you consider how you can make an impact on the reader and make an impression with the first one to two lines.[18]
  2. Image titled Begin a Short Story Step 14

    2

    Read example opening lines. To help you get a better sense of how to start your short story, you should read several example opening lines. Note how the writer draws the reader in and uses every word like it counts. Several examples include:[19]

    • “The first great act of love I ever witnessed was Split Lip bathing his handicapped daughter.” “Isabelle” by George Saunders.
    • “When this story goes out into the world, I may become the most famous hermaphrodite in history.” “The Obscure Object” by Jeffrey Eugenides.
    • “Just before the alarm went off she was lying in a hot sunny garden, with green lawns around her and stretching as far as she could see.” “Elizabeth” by Shirley Jackson.
  3. Image titled Begin a Short Story Step 15

    3

    Analyze the examples. Once you have read over the example opening lines, ask yourself several questions:

    • How does the writer set the tone or mood? For example, the first line in Eugenides’ short story “The Obscure Object” introduces the narrator as a hermaphrodite and lets the reader know that the narrator’s life story is going to be told. It sets up a reflective mood, where the narrator relays their life as a famous hermaphrodite.
    • How does the writer introduce key characters or setting? For example, Saunders’ first line in his short story “Isabelle” introduces a character named “Split Lip” as well as his handicapped daughter. It also provides a key theme of the story: love between father and daughter. Jackson’s first line in “Elizabeth” uses description and sensory details, like “hot sunny” and “green”, to paint a specific image in the reader’s mind.
    • What are your expectations as a reader, based on the opening lines? A good first line will signal to the reader what they are in store for, and provide just enough information for the reader to be drawn into the story. The opening line in Saunders’ story, for example, lets the reader know that the story may be a bit quirky or strange, with a character named “Split Lip” and a handicapped girl. It is a bold opening that lets the reader know how the story is going to be narrated, with a unique narrative voice.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What are the best ways to start a short story?

    Community Answer

    Start on a hook. Something that will make the reader interested and will attract them to read more. For example, say something like «I never meant to do it. It just happened.» It should only let a little glimpse of what is going to be in your story.

  • Question

    Can I start of my story by describing the setting?

    Community Answer

    Yes. This is a common way to begin a story.

  • Question

    How should I start off my story about virtual reality?

    Community Answer

    If I were to write about virtual reality it would most likely start with something like, «She rubbed her eyes wearily, wondering if life would ever be to normal again.» As the story is about virtual reality, she is rubbing her eyes as though they are sore from overuse. She is also wondering if life will ever be «normal» again, which could mean either that this story is about the future and how virtual reality affects her life, or that she simply wishes to go back to a different way of living. As the writer, you will have to determine what «normal» means to her.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

There are a variety of great ways to begin your short story, and the best beginning depends on what you’re trying to achieve. For example, start with a scene that’s important or engaging to hook your reading right away. Alternatively, establish the setting of your story first if it’s key to your plot and helps set the right mood. For a story that’s character-driven, try starting with a strong narrative voice or a description of your main character. You might also consider beginning with a solid line of dialogue or a minor conflict or mystery to immediately draw your reader in. To learn from our English reviewer how to use a prompt to start writing your short story, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 294,460 times.

Reader Success Stories

  • Joyce Delos Santos

    Joyce Delos Santos

    Sep 24, 2016

    «Thanks for uploading this. This helps me to write a short story. I don’t have a story yet so I’m searching for the…» more

Did this article help you?

Начать работу над историей – проблема для многих. Как начать? С какой сцены? С какой фразы? Нужен ли пролог? О чем писать в первой главе?

А действительно, о чем писать в первой главе?

Ведь две-три первые главы – это «лицо» книги, и оттого, каким оно будет – скучным, тяжелым и пресным или завораживающим, интригующим и легким, – зависит судьба романа. Если читатель завязнет в описаниях, если не найдется «крючок», способный зацепить и заинтересовать, он просмотрит первые главы по диагонали, зевнет и закроет книгу.

Каким должно быть начало книги

Хорошо, когда начало:

  • динамичное, то есть никаких «простыней» описаний на три листа, и лучше начать с диалогов. Или с движения – например, герой едет в гости к бабушке и кайфует под отличную музыку, заодно обдумывая недавнюю любовную интрижку;
  • легкое: не «грузить» читателей с ходу вопросом «быть или нет быть» или проблемой героя. Проблема может появиться в главе второй-третьей, но не в первой и не в прологе. Причем одна проблема на несколько глав, а не одна глава – одна проблема;
  • в меру загадочное и туманное: к месту будет легкий намек на тайну героя или на ту же его поездку к бабушке (зачем вдруг сорвался, бросив подружку, что случилось?). Но с «туманом» важно не переборщить, вместе с загадкой подбросив и варианты ответов, чтобы читатель задумался и «зацепился».

А еще начало не должно быть оторванным от середины: все сцены первых глав – это звенья одной длинной цепи, ведущей к нарастанию интриги и конфликта, к развитию идеи.

Частая ошибка первых глав в том, что их считают «расписочными», тренировочными – набить руку, «увидеть» героя, почувствовать мир. И они пишутся абы как, «чтобы было». А когда в пятой главе герою на голову сыплются проблемы, для которых нет предпосылок, когда он «вдруг» окунается в неприятности, которым нет причин, читатель впадает в ступор от недоумения. Откуда что взялось?

Отсюда вывод: ко всему прочему начало должно быть логичным. И если вы собираетесь сочинять на ходу, если еще не придумали для героев проблемы и неприятности, то потом не поленитесь найти им причины, вернуться в начало и дополнить его предпосылками – логичными и значимыми.

Так, если в придорожном кафе на нашего «примерного» героя вдруг нападает банда байкеров, логично предположить, что по дороге он кого-то из них обидел – обогнал, показав неприличный жест, поссорился в очереди на заправке и нехорошо обозвал и пр.

Первые главы – это экспозиция: обрисовывается мир, и на шахматной доске расставляются фигуры. И в первых главах желательно показать всех основных действующих лиц – и героев, и персонажей. И даже главного злодея. Читатель должен удивляться не тому, откуда что берется, а тому, как ловко вы замаскировали врагов под друзей и наоборот, каким незаметным и непредсказуемым оказался главный злодей.

«Как написать книгу: Создаем героя»

Курс по подписке (с вебинарами) для тех, кто уже сегодня хочет заниматься развитием своих писательских способностей и включить наконец «писательский режим». Есть несколько форматов — и для самостоятельной работы, и с персональной поддержкой. Выбирайте!

2,5 недели практики и только нужные знания — и вы сделаете главный шаг к своей собственной книге.

ПОЛУЧИТЬ доступ к курсу

Нужен ли пролог в книге?

Что же касается пролога, то он необязателен. Но если вы решили, что он нужен, то в литературе есть следующие варианты пролога:

  • предыстория – важные события прошлого: например, загадочная смерть родителей героя. Такой пролог редко соотносится с первыми главами, но его важно связать с интригой;
  • легенда – суть идеи и интриги, краткое, отстраненное и безличное пояснение к истории. С легенды (правда, не прологом) начинается «Властелин колец»: «Три Кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, семь – для властителей гномов…»;
  • флешбэк – короткий и важный эпизод из прошлого героя. Часто он представлен сном или дневниковыми записями, и в первой главе герой просыпается или закрывает старый дневник и размышляет, к чему все это привиделось или обнаружилось. Разумеется, в таком прологе должна быть тайна;
  • сюжетное событие – важная часть середины, небольшой интригующий эпизод вырывается из повествования и переделывается под пролог, а первые главы начинаются с сакраментального «За два месяца до…»;
  • концовка – в прологе говорится о том, что все уже закончилось: например, герой прошел испытания и решил проблемы, и после финальной битвы сидит на камне, воткнув меч в землю, и вспоминает, с чего все началось.

Первые фразы начала зависят от того, какую информацию вы хотите выдать читателю – познакомить с героем, ввести в суть дела, обрисовать интригу и намекнуть на тайну, показать мир (в фэнтези) и др.

Какую первую фразу выбрать

Первые фразы бывают:

  1. Портретными: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках» (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»).
  2. Действенным – начало сразу, без предисловий и пояснений, начинается с сюжетного действия: «- Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» (Иван Тургенев «Отцы и дети»).
  3. Пейзажным: «Небо было желтым, как латунь; его еще не закоптило дымом. За крышами фабрики оно светилось особенно сильно. Вот-вот должно было взойти солнце» (Эрих Мария Ремарк «Три товарища»).
  4. Детальным – в начале описывается некая деталь с символичным значением, которой предстоит сыграть важную сюжетную роль: «Я не сплю и не бодрствую, и в полусне в моем сознании смешивается пережитое с прочитанным и слышанным, словно стекаются струи разной окраски и ясности. Перед сном я читал о жизни Будды Готама, и теперь на тысячу ладов проносятся в моем сознании, постоянно возвращаясь к началу, следующие слова: «Ворона слетела к камню, который походил на кусок сала, и думала: здесь что-то вкусное… Подобно вороне, спустившейся к камню, покидаем мы – ищущие – аскета Готаму, потеряв вкус к нему». И образ камня, походившего на кусок сала, вырастает в моем мозгу неимоверно» (Густав Майринк «Голем»).

По сюжету образ камня, который похож на кусок сала, станет важным поворотным моментом: ближе к концу романа герой очнется и поймет, что все случившееся ему привиделось, а очнется он от сравнения скользкого подоконника с камнем, похожим на кусок сала.

  1. Автобиографичным – рассказ ведется от первого лица и повествует о прошлом героя: «Мне как-то раз случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты» (М. Ю. Лермонтов «Фаталист»).

Также первые фразы начала могут быть биографичными, эмоционально-действенными («- Пожар! Горим!»), экспозиционными («Эта история начинается на Алтае, осенью, куда приехала на недельную экскурсию группа немецких туристов – за вдохновением, приключениями и тайнами гор»).

Выбор информации для начальных глав и первых фраз – за автором истории. Главное, они не должны быть статичными, скучными и нелогичными. Читатель может многое простить писателю, особенно начинающему, но не тоскливого «Она встала с постели, потянулась, посмотрела в зеркало и увидела там…» на три листа. И, конечно, начало должно плавно перетекать в середину, предварять основные события, вводить в курс дела.
Чем проще, логичнее и интереснее будет начало, тем вероятнее то, что читатель не закроет книгу после первых десяти листов, а погрузится в историю с головой.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать вступление к диплому
  • Как написать вступление к дипломной работе образец
  • Как написать вступление итогового сочинения 2022
  • Как написать вступление для эссе
  • Как написать вступление для статьи