Как написать выборочное изложение 5 класс

текст для изложения

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а дым мешает их найти. Для этой цели в Лондоне специально обучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, её звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её  — не обгорела ли она; но Боб вновь рвался в дом.
Пожарные подумали, что в доме ещё есть кто-нибудь живой, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро вернулась с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, все расхохотались: собака несла большую куклу.
(По Л. Н. Толстому)

Незнакомых слов в тексте нет.

Тема текста — спасение собаками детей во время пожаров.

Основная мысль: специально обученные собаки очень полезны во время пожаров в Лондоне, потому что они спасают детей.

Тип речи — повествование.

В тексте четыре абзаца: в первом говорится о том, что во время пожаров из-за испуга дети прячутся, поэтому, чтобы их спасти, в Лондоне используют специально обученных собак; во втором повествуется о том, как пёс по кличке Боб, спасший за всю жизнь двенадцать детей, в одном из пожаров вытаскивает двухлетнюю девочку; далее пожарные осматривают собаку; в четвёртом абзаце Боб вытаскивает куклу из горящего дома.

Стилистические особенности текста: это художественный текст, но наряду с общеупотребительной лексикой автор использует разговорное слово «расхохотались».
 

Подробное изложение:

иногда на пожарах в домах есть дети, которые от испуга прячутся, потому их сложно найти. Поэтому в Лондоне есть специально обученные собаки. Они живут с пожарными, и при пожаре их посылают вытаскивать детей. Одним из таких псов является Боб, спасший двенадцать детей.
Однажды загорелся дом. Женщина из этого дома сказала пожарным, что там двухлетняя девочка. Туда отправили Боба. Через некоторое время он выбежал из дома, неся в зубах за рубашку девочку. Мать была счастлива, что её дочка жива.
Пожарные стали осматривать собаку, но пёс снова стремился в дом.
Решив, что там остался кто-то ещё, пожарные пустили его. Вскоре люди увидели, что она вынесла, и расхохотались: у Боба в зубах была большая кукла.

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Знакомство с выборочным изложением по тексту

И.Соколова – Микитова «Утро в весеннем лесу»

Ронжина Г.И.-учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №165 Ново-Савиновского района г.Казани.

Цели урока:

— знакомство с понятием «выборочное изложение»;

— учить выбирать из текста материал на заданную тему;

— формировать умения собирать, систематизировать материал и составлять свой текст на

основе данного;

— воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока:

1. Текст И.Соколова – Микитова «Утро в весеннем лесу»

2. Памятка: Как работать над выборочным изложением.

3. Школьный толковый словарь.

Ход урока.

1.Повторение ранее изученного материала об изложениях.

Учитель. Рассказать о каком – то событии, которое произошло с вами, или о том, что вы

прочитали в книге, можно и подробно, и кратко. Давайте вспомним, что значит

подробно пересказать текст?

Ученик. Подробно пересказать текст — значить полно, со всеми подробностями,

последовательно изложить содержание текста.

Ученик. Понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и

основную мысль текста.

Учитель. А когда мы пользуемся кратким пересказом?

Ученик. Краткий пересказ текста может потребоваться в самых разных жизненных

ситуациях: обзор прочитанной книги, краткий пересказ содержания фильма.

Ученик. Например, о том, что я делала на даче, можно написать целое сочинение, а

можно сказать кратко: «Я помогала бабушке по хозяйству и отдыхала» Значит,

кратко — самое главное.

Учитель. Вы правы. Текст можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту),

кратко (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть

текста, т.е.изложить выборочно в соответствии с данной темой. Вспомните,

где вам приходилось составлять выборочные пересказы?

Ученик. На уроках литературы часто применяется выборочное чтение, когда нужно в

тексте найти и прочитать предложения на определенную тему.

Ученик. На уроках русского языка бывает выборочное списывание.

2.Сообщается цель урока.

Учитель. Сегодня вы подробно познакомитесь с особенностями и значением выборочного

изложения и составлением выборочного изложения на предложенную тему.

(Учитель дает описание особенностей этого вида изложения)

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая – то его

часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал,

относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте

(сосредоточен), но может быть разбросан (рассредоточен).

3.Запись слов и их значений в тетрадь.

Сосредоточен – расположен в одном месте.

Рассредоточен – разбросан.

4. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

(Учитель предлагает учащимся текст и выборочное изложение по этому исходному тексту)

Учитель. Прочитаем текст К. Паустовского « Прибрежный луг».

Прибрежный луг.

У воды большими клумбами выглядывали У воды среди цветов рос исполинский

из зарослей мяты невинные голубые неза- чертополох. Он стоял по пояс в траве и

будки. А дальше, за свисающими пет- напоминал рыцаря в латах со стальными

лями ежевики, цвела по откосу дикая шипами на локтях и наколенниках.

рябина с тугими желтыми соцветиями.

Высокий красный клевер перемешивался

с мышиным горошком, а над всем тесно

столпившимся содружеством цветов

подымался исполинский чертополох.

Он крепко стоял по пояс в траве и был

похож на рыцаря со стальными шипами

на локтях и наколенниках.

(К.Паустовский)

Учитель. К какому типу текстов можно отнести отрывок (описание, повествование, рассуждение)?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какова основная мысль исходного текста?

Ученик. Главная мысль этого текста заключается в том, что над всеми цветами, подымался исполинский чертополох.

Учитель. Прочитаем пересказ этого текста.

Как можно его озаглавить, отразив его основную мысль

Ученик. «Сказочный рыцарь», «Исполинский чертополох»

Учитель. Какое получилось изложение текста?

Ученик. Перед нами выборочное изложение.

Учитель. Какую роль играет первое предложение?

Ученик. В первом предложении сказано, где рос чертополох.

Учитель. А где находился материал, раскрывающий главную мысль изложения?

Ученик. Материал для изложения автору не пришлось выбирать по всему тексту, так как он сосредоточен в одном месте.

5. Учитель читает текст И.С.Соколова- Микитова «Утро в весеннем лесу»

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

…В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Учитель. Перед вами текст Соколова – Микитова «Утро в весеннем лесу». Давайте подумаем:

— Какое настроение вызывает он у вас?

Ученик. Чувство радости от рождения весеннего дня.

Ученик. Ощущение чистоты, обновления, успокоения от приятных звуков весеннего утра.

Учитель. К какому типу речи мы отнесём этот текст?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какие же звуки мы услышали в предутренний час в лесу?

Ученик. Мы услышали шум ветра, пение зорянки, жаворонка, дрозда; трубят журавли.

Учитель. С чем автор сравнивает наступление утра?

Ученик. Наступление утра автор сравнивает с симфонией («…начинается прекрасная

симфония утра»

Учитель. А что такое «симфония»?

Ученик (Читает толкование этого слова)

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра (прямое значение)

Переносное значение – гармоническое сочетание чего – либо.

Учитель. В каком значении употребляется слово «симфония» в нашем тексте?

Ученик. В нашем тексте это слово употребляется в переносном значении – симфония звуков.

Учитель. С помощью чего автор достиг того, что мы смогли услышать эту симфонию?

Ученик. Автор использует музыкальные термины: симфония, дирижер, музыканты.

Ученик. В тексте есть изобразительные выражения: музыка утра, симфония весеннего утра

лесной музыки.

Учитель. Назовите и выпишите глаголы, с помощью которых вы услышали музыку утра. Кто

издает эти звуки?

Ученик. Трубы заливаются, ветер проносится; звуки нарастают; трубят журавли; заливаются

музыканты.

Учитель. В каком времени стоят эти глаголы?

Ученик. Эти глаголы стоят в настоящем времени.

Учитель. Чего достигает автор, используя эту форму глагола?

Ученик. Мы как бы становимся участниками событий.

Учитель Определим главную мысль этого текста.

Ученик. Много звуков в весеннем утреннем лесу.

Учитель. Учитывая главную мысль текста, как можно еще озаглавить текст?

Ученик. Звуки весны, предутренний час в лесу, звуки утреннего леса.

Учитель. Какое из этих названий подходит больше к тексту? Обратите внимание на

последнее предложение. Прочитаем его.

Ученик (читает предложение из текста) Множество радостных, торжественных звуков

рождается в этот ранний час на земле.

Ученик. Обратим внимание на словосочетания: звуков радостных, торжественных; час

ранний. Автор обращает наше внимание на звуки, которые слышны утром в лесу.

Подходит первое название – «Звуки утреннего леса»

6 Коллективно выполняются следующие задания:

1. Выбрать в тексте предложения, в которых автор говорит о звуках.

Отбираются предложения, из которых ребята выбирают то, что нужно по теме изложения.

— Проносится предрассветный ветер.

— Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

— В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются

неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Учитель. Как расположен материал, относящийся к заданной теме? Он рассредоточен или

сосредоточен в тексте?

2. Продумать, как начать изложение

Ученик. Чудесно наступает предутренний час в лесу.

3. Какое предложение вы запишите последним?

Ученик. Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на

земле.

Учитель. Прочитаем полученный текст. Материал расположен в нужной

последовательности? Отвечает ли главной мысли?

Звуки утреннего леса.

Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Проносится предрассветный ветер. Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Учитель. Чем отличается полученный текст (изложение) от исходного текста?

Ученик. Тема изложения немного уже темы исходного текста.

Учитель. Получилось выборочное изложение?

Ученик. Получилось. Мы смогли выбрать из текста материал на заданную тему,

расположить его последовательно.

В итоге работы учитель предлагает учащимся коллективно составить памятку

Как работать над выборочным изложением.

  1. Прочитать текст.

  2. Определить его тему и главную мысль.

  3. Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.

  4. Отобрать из текста материал, необходимый для полного раскрытия данной темы.

  5. Определить главную мысль изложения( она может совпадать и не совпадать с главной мыслью текста).

  6. Продумать форму изложения ( описание, повествование, рассуждение).

  7. Составить план изложения.

  8. Подобрать слова для связи частей изложения.

  9. Написав изложение, проверить, все ли в нем будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Задание на дом: Напишите небольшое сообщение о том, какие звуки слышали в лесу вы.

Список использованной литературы:

1. А.Есенина «Как научить вашего ребенка писать изложение».

М.Грамотей 2000г

.

2. Е.В.Архипова Начальная школа.

3.Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе»

М.Просвещение 1994г.

4 И.Д.Морозова Виды изложений. М.Просвещение 1993г.

Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.

Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, в конечном счете, — связующее звено между изложением и сочинением.

Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:

  • учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
  • значительная экономия времени, так как воспроизводится не весь текст.

Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:

  • не всегда с достаточной полнотой и точностью выделяется в тексте все, что связано с темой высказывания, когда она не совпадает с основной мыслью текста;
  • детям трудно композиционно правильно оформить высказывание в рамках того жанра, который определен заданием (например, описание часто подменяется повествованием).

Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).

Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.

От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.

Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).

Текст 1

На прибрежном лугу.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)

Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.

Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:

  1. Какое это описание (деловое или художественное)? Почему?
  2. Как можно сформулировать главную мысль этого описания? (Как наряден и красив прибрежный луг.)

Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.

— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?

Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор («исполинский чертополох», а не просто высокий, «крепко стоял по пояс в траве», а не рос, «похож на рыцаря в латах»…).

Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.

Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.

Текст 2

Роза.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.

Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)

Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.

После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:

  1. Подумайте, как можно сформулировать основную мысль текста.
  2. Что можно сказать о распустившейся розе?

Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: «Распустившаяся роза прекрасна».

Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).

После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.

В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:

Рабочие материалы к теме «Цветник»

1-е предл. Небольшой, полукруглый.

Перед деревянным домом.

2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.

3-е предл. Исключается.

4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.

5, 6, 7-е предложения. Исключаются.

После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему «Цветник» (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

Исправьте текст:

  1. Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.
  2. Роза расцвела в цветнике.
  3. Её цветок был нежен и роскошный.

Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:

Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.

После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.

Текст 3

Олень в заповеднике.

Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.

До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.

Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.

Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дорогитабунные тропы. (По Г.Успенскому.)

Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.

Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.

Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.

1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.

По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал

План.

  1. Общие впечатления об олене.
  2. Поза оленя.
  3. Рога.
  4. Поведение при встрече с людьми.

В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.

После завершения работы запись может выглядеть так:

Олень в заповеднике.

Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.

Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.


Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания

Методика работы с изложением (пересказом) в 5—7 классах

Так, в учебнике «Русский язык. Русская речь. 5 класс» тема текста рассматривается как то, о чем (или о ком) в нем говорится. Авторы учебника обращают внимание школьника на то, что часто тема текста отражена в его заглавии.

В учебнике рассматриваются темы «Что такое текст?», «Что значит писать и говорить на тему?», «Главное в тексте — идея, основная мысль», «Для чего нужен план?» и др. и на с. 24-68 приводится ряд упражнений аналитического и аналитико-конструктивного характера, посвященных изучению специфики текста.

Рассмотрим некоторые из них.

Русский язык. Сборник заданий

Русский язык. Сборник заданий

Сборник практических заданий по русскому языку помогает систематизировать изученное в начальной школе, но главное — освоить содержание программных разделов «Фонетика», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология», «Фразеология». Образцовые тексты сопровождаются интересными комплексными заданиями, позволяющими определить тему, тип речи и стиль текста, выявить его лексические и грамматические особенности, прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

Купить

Работа с заглавием изложения в 5 классе

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Подумайте, почему автор озаглавил текст именно так, а не иначе.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать».

Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

Анализ заглавия текста приведет ребят к выводу о связи темы текста изложения и его названия.

Работа с темой и заглавием изложения в 5 классе. Пересказ

Задание. Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. Перескажите текст.

Ребята, выполняя упражнение, научатся видеть начало текста, его продолжение и логическое окончание, подчиненные теме. Работа над пересказом закрепит умение ребят устно сжимать информацию, содержащуюся в тексте.

Целесообразно при выполнении этого задания актуализировать знания ребят об основной мысли текста как о том, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Школьники могут заметить, что название текста может отражать не только тему, но и основную мысль, например, свой пересказ они могут назвать «Солнце — золотое колесо», «Как красив восход!» и т.д.

Работа над изложением в 5 классе. Тема и основная мысль изложения. План текста

Задание. Подготовьтесь писать изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.

План, предложенный авторами учебника, мы приводим ниже.

Работа школьников по плану предполагает, что ребята «сконструируют» текст по тем пунктам, вопросам, которые необходимо раскрыть, продумать их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Создавая свое изложение, ребята научатся сжимать информацию текста-оригинала, подчинять содержание своего текста теме и основной мысли, структурировать текст, основываясь на его плане.

Кроме того, в приложении к этому учебнику на с. 181-183 даны памятки, которые помогут пятиклассникам создавать собственный текст.

Составить план текста изложения пятикласснику поможет следующая памятка:

Назовем некоторые задания из учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс» Е. И. Никитиной, направленные на формирование умения создавать сжатое изложение (пересказ): знать особенности сжатия текста, отбирать в исходном тексте основную информацию, выделять микротемы, выделять существенную информацию в каждой микротеме, уметь последовательно излагать отобранные сведения.

Работа над темой, микротемой изложения в 6 классе

Шестиклассникам известно, что темы могут быть широкими, общими и узкими, конкретными (т.е. микротемами); широкая тема вбирает в себя ряд микротем, узких тем, а узкая тема (микротема) относится к широкой как часть к целому.

В ходе закрепления умений работать с темой и микротемой предлагаем выполнить следующее упражнение (с. 14).

Задание. Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына! Он записывал в дневник все интересные случаи, которые происходили с ним и его друзьями в летние каникулы и были связаны с их общим и очень полезным делом — пчеловодством. Ребята сами смастерили улей, развели пчел, увлеченно ухаживали и наблюдали за ними, сделали немало интересных открытий.

Перед вами — две записи из «Дневника Коли Синицына». Прочитайте их.

Сформулируйте тему всего «Дневника Коли Синицына»; тему записи за 11 июля; за 14 июля. Приготовьтесь к изложению на основе данного текста.

Работа над сжатым выборочным изложением в 6 классе

Задание. Напишите сжатое выборочное изложение от 3-го лица по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» на тему «История жизни Самсона Вырина» (см. памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста»). Ваше изложение должно быть понятным и тому, кто этой повести не читал.

Предлагаем познакомиться с памяткой, которая представлена в учебнике.

При работе над сжатым выборочным изложением ребята вспоминают, что задача сжатого изложения, в отличие от подробного, — передать кратко основное содержание текста-первоисточника; специфику исключения, обобщения и упрощения.

Так, школьник-автор сжатого изложения может исключить вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, пояснения, рассуждения, описания и т.д. Таким образом, исключить — значит выделить главное, затем убрать подробности и детали, затем объединить полученные сведения в единый текст, используя средства связи между предложениями.

Школьники могут обобщить в своем сжатом изложении ряд предложений, связанных одной мыслью или единичные факты, события, явления. Другими словами, обобщить — найти общее в мелких, единичных фактах текста, объединить эти факты на основе общего и сформулировать получившееся предложение.

Шестиклассник может выполнить замену однородных членов обобщающим словом, сложного предложения — простым, прямой речи — косвенной, части текста — одним предложением. То есть заменить — значит найти слова, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и сформулировать получившееся предложение.

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Русский язык. Русская речь. 5 класс

Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача — помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Купить

Работа над изложением в 7 классе

Упражнения, содержащиеся в учебнике «Русская речь. Русский язык. 7 класс» Е. И. Никитиной, в основном направлены на закрепление умений по сжатию текста, полученные в 5-6 классах. Приведем пример упражнения со с. 77 этого учебника.

Задание. Напишите выборочное изложение по главе VIII повести М. Горького «Детство» на тему «Главное в жизни Хорошего Дела». Используйте памятку «Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста».

При отборе и систематизации материала обратите внимание на следующие моменты.

  • 1) Внешний вид Хорошего Дела.
  • 2) Главное в его жизни — наука.
  • 3) Поглощенность Хорошего Дела наукой и его безразличие к внешним сторонам жизни (одежда; обстановка комнаты; питание; отношение к деньгам).
  • 4) «Колдовская» работа Хорошего Дела.
  • 5) Поразительное трудолюбие учёного.
  • 6) Простота, точность и краткость его речи.

Выполнение этого упражнения позволит семикласснику вспомнить особенности работы над изложением, основные приемы этой работы.

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

В учебнике «Русский язык. Русская речь. 8 класс» Е. И. Никитиной и учебнике «Русский язык. Русская речь. 9 класс» Е. И. Никитиной уже на первых страницах школьникам предлагается приступить к изложению. Это свидетельствует о том, что методист рассматривает умение создавать изложение как уже сформированное умение у ребят 8-9 классов.

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.

Задание. Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут. Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый. Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении? Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

 

Задание. Передайте содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» предельно кратко (в письменной форме). Проведите в классе конкурс на самое короткое изложение сюжета повести.

Задание. Вспомните еще одну повесть Н. В. Гоголя — «Шинель». Постарайтесь передать содержание ее предельно кратко.

Задание. Сравните два предельно кратких пересказа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

#ADVERTISING_INSERT#

Работаем над изложением

Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос.

Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока. Основное назначение таких работ – формирование коммуникативных умений.

Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра.

Сочинения малой формы бывают как классными, так и домашними. В первом случае повышается спонтанность высказывания, во втором – создаются благоприятные условия для совершенствования текста малого объёма. Классная работа больше ориентирована на зарисовку, домашняя – на создание более совершенного текста.

Знакомя учащихся с новым жанром объёмного сочинения, часто используют текст-образец (на сходную тему, того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Роль образца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым, школьники усваивают, о чём и как следует писать в предстоящем сочинении. Только это будет уже фактически собственный текст, своего рода репетиция.

Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объёма. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы иногда беру фрагмент из текста будущего изложения.

Это та микротема, понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста. В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.).

Примеры текстов изложений

Вариант 1  —  выборочное  изложение-миниатюра

ВИД ИЗ ОКНА

Борис Райский, студент университета, приехал на лето к своей двоюродной бабушке, Татьяне Марковне Бережковой. Она жила, в маленьком имении, доставшемся Райскому от матери. Какой рай распахнулся ему в этом уголке, откуда его увезли в детстве! Какие виды кругом! Каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!

С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья, пробегает по телу дрожь бодрости. Дом весь был окружён этими видами, этим воздухом, полями, садом с тёмными аллеями, беседкой и скамьями.

Возле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони. Дальше рябина, кучка лип, ельник, березняк. И все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты вдоль берега Волги. Возле сада, ближе к дому, лежали огороды. Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни.

Перед окнами дома пестрел на солнце большой цветник. Татьяна Марковна любила видеть открытое место перед глазами, чтоб было солнышко и пахло цветами. С другой стороны дома, обращённой к дворам, ей было видно все, что делается во дворе, в людской, в кухне, на сеновале, в конюшне, в погребах. Всё это было у неё перед глазами, как на ладони.

Около дома вились ласточки, свившие гнезда на кровле. В саду и роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы, а по ночам щелкали соловьи. Двор был полон всякой домашней птицы, разношёрстных собак. Утром уходили в поле и возвращались к вечеру коровы и козел с двумя подругами. Несколько лошадей стояли в конюшнях. Над цветами около дома реяли пчелы, шмели, стрекозы, трепетали на солнышке крыльями бабочки. По уголкам жались, греясь на солнышке, кошки, котята.

Полы в доме были выкрашены, натёрты воском и устланы клеёнками. Печи обложены пёстрыми старинными изразцами. Шкафы битком набиты старой посудой и серебром.

На виду красовались старинные фарфоровые чашки, чайники, сахарницы, тяжёлые ложки. Кругленькие стулья, столы, столики жались по уютным уголкам. В доме царили покой и радость.  (По И. Гончарову.)

Данный текст используется для написания мини-изложений. Класс разбивается на три варианта. Каждая группа пересказывает первый абзац исходного текста, а затем отбирает для своей микротемы необходимый материал. Ключевое предложение: «Каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!». Три  мини-изложения должны представлять собой описание вида из окна с определённой стороны дома.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— описывать картину.

Такая работа может предшествовать как обычному изложению с преимущественным типом речи описание, так и сочинению-описанию, сочинению по картине.

Вариант 2  —  выборочное  изложение-миниатюра

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МУЖИЧОК

Летом даже ленивый и захудалый мужичонка не сходит с полосы, а хозяйственный мужичок просто-напросто мрёт на ней. Он почти не спит; ложится поздно, встаёт с зарей и спешит на работу. И жена, и взрослые дети — все мучатся хуже каторги. Даже подростки разделяют общую страдную муку. Зато в конце августа он уже может рассчитать, что своего хлеба у него хватит до масленой недели. Но сена вдоволь: есть чем и скотину прокормить, и на сторону продать можно. Сено — главная его надежда. Земельный надел так ограничен, что зернового хлеба сеется малость. Сена же он может добыть задаром, то есть только потратив, не жалеючи, свой личный труд на уборку. Если мало его личного труда, он ходит по соседям, собирает подмогу. Обыкновенно на подмогу выходят в праздники, а это тоже доставляет своего рода скорость: прогульных дней меньше. Идут весело, с песнями, работают быстро. Хозяин в первой косе. Хотя с работы возвращаются не поздно, но на миру работа идёт вдвое быстрее. Кроме того, угощенье наполовину дешевле обойдётся, чем ту же пустошь с наёмными рабочими убрать. Да и хозяину веселее, когда кругом все кипит. Это, может быть, одни из редких минут, когда в нем сердце взаправду играет.

Однако к концу страды даже хозяйственный мужичок начинает тощать на работе. Лицо у него почернело под слоем въевшейся пыли. Домашние еле бродят. К счастью, страда кончается. И озимые посеяны, и снопы с поля свезены и сложены в скирды, и последнее сено убрали. Наступает осень, иногда румяная, иногда сопровождаемая ливнями. Осень тоже имеет свою страду, но уже более снисходительную. Работают преимущественно под крышей или вблизи дома, на гумне, на огороде. Слышится стук цепов; воздух насыщается запахом созревших овощей. Но хозяйственный мужичок зорко следит за атмосферными изменениями, потому что и сплошь румяная осень может повредить, и от  слишком частых дождей хозяйство, пожалуй, пострадает. Всего лучше, ежели погода перемежается. Тогда его сердце успокаивается до весны. Он ходит в поле и любуется на рост озими. Но и тут уж мелькает в его голове предательская мысль: «Что, если вдруг весна придёт засушливая или сплошь переполненная дождями?»

Но загадывать до весны далеко. Как-нибудь изворачивались прежде, изворотимся и вперёд. На то он и слывёт в округе умным и хозяйственным мужиком. Если рожь не удастся, овёс уродится. Если совсем неурожайный год будет, он кого-нибудь из сыновей на фабрику пошлёт, а сам в извоз уедет или дрова пилить наймётся. Нужда, конечно, будет, но ведь крестьянину нужду узнать никогда не лишнее. 

(По М. Салтыкову-Щедрину.)

Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: найти в тексте качества, присущие, по мнению Салтыкова-Щедрина, хозяйственному крестьянину.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

Вариант 3  —  выборочное  изложение–миниатюра

БЕРЁЗА

Весной

Ветви берёзы за моим окном еле-еле отходили от долгих морозов. Они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. И ветер сквозил в них со звоном.

И ещё не было птиц, чтобы им вить гнезда в ее густой кроне. Но она оживала. Об этом я узнал однажды утром.

К ней подошёл сосед. Он пробуравил в ее стволе длинным буром глубокую дыру. Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. И сок закапал. Светлый, как слезы, и чистый, как смерть.

— Это же не ваша берёза, — сказал я соседу.

— Но и не ваша, — ответил он мне.

Да, она стояла за моим забором. Она была не моя. И не его. Была общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог ее губить, а я не мог ему запретить.

Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил ее.

— Мне сок нужен, — сказал он. — В нем глюкоза.

Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. «Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок?.. Может, она стонала? Может, боялась за свою жизнь?» Я ничего этого не знал. Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. Я мог ее только жалеть…

Но через неделю рану затянуло коричневым. Это она сама себя вылечила. И как раз в это время у неё стали набухать почки. И полезли из них зелёные язычки. Тысячи. Из каждой почки вылез язычок.

Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. Она была мне нужна, эта берёза. Я привык к ней. Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

(По С. Воронину.)

Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: пересказать только тот материал, который имеет отношение к объяснению причины, по которой автору нужна описываемая берёза.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

Вариант 4  —  выборочное  изложение

Летом

Берёза за окном защищает меня. Мой дом стоит метрах в ста от дороги. По дороге идут машины: грузовики, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. Их сотни. Туда, сюда. И пыль. Какая пыль стоит над дорогой! Летит к моему дому, и если бы не она, не берёза, сколько бы ее врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких! Всю эту пыль она берет на себя. Летом у неё отличная зелень. Она кипит при малейшем дуновении ветра. Густа, непроницаема. Даже солнце не может пробиться в окна. Но летом оно в комнате и не нужно. Куда лучше прохладная тенева. Зато берёза вся в солнце, и листва у неё от этого яркая, сочная, и ветви растут, наливаются силой и становятся прочными.

В июне не выпало ни дождинки, даже травы начали желтеть. Но она, видно, впрок запасла для себя влаги и нисколько не пострадала от засухи. Её листва была все такой же упругой и глянцевитой, только края у листьев стали округлые, а не зубчиками, как это было весной.

А потом налетела гроза. Она весь день кружила возле моего дома, всё мрачнела, глухо — где-то внутри себя — погромыхивала, а к вечеру разразилась. Было время белых ночей. Сначала ветер словно попробовал её — как она, крепка? Устойчива? В ответ она затрепетала листвой, не то чтобы боясь, но как бы волнуясь в предчувствии беды. И тогда ветер взвыл и налетел, как разъярённый бык, и ударил её в ствол. И тут она пошатнулась, и всю листву, что была на ней, откинула по ветру, чтобы ей легче было выстоять. И ветви, как сотни зелёных ручьев, потекли от неё. Сверкнула молния, грянул гром. И ветер стих. И пошёл крупный, тяжёлый дождь. И тогда берёза все свои ветви опустила вдоль ствола, и с них, как с опущенных рук, потекли ручьи на землю. Она знала, как ей себя вести, чтобы выстоять, сохранить жизнь.

В конце июля она осыпала всю землю вокруг себя маленькими жёлтыми самолётиками. И с ветром и без ветра она выпускала их во все стороны, чтобы только подальше от себя. Чтобы не помешала ее могучая крона набирать побольше необходимого им солнца и дождя. Чтобы она не помешала им стать сильными. Да, у неё, не как у нас, свои законы. Она не держит своих детей около себя.

Много в том году появилось берёзовых всходов: на полях, в лугах, в ложбинах, И только не было на дороге.
Если есть что самое несчастное на земле, так это — дороги. На них ничего не растёт. И никогда ничего не вырастет. Где идут дороги, там голая земля. 

(По С. Воронину.)

Текст используется для выборочного изложения. Цель учащихся: пересказать только описание берёзы.

В данной работе проводится обучение следующим умениям:

— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.

Такая работа может предшествовать полному изложению по этому же тексту, а также сочинению-описанию. Выделение из предложенного текста одной составляющей(описания дерева) автоматически обращает внимание на вторую (авторское рассуждение, вызывающее мысли об одиночестве, полезности, стойкости, нужности и т.д.) Следовательно мини-изложение по приведённому тексту может предшествовать и работе над сочинением-рассуждением.

Вариант  5  —  подробное изложение

Осенью

Солнце забыло мой дом. Забыло и берёзу за моим окном. И сразу стала желтеть листва. И всё больше, больше, словно заклиная его вернуться. А его нет и нет. Сизые облака, как тревожный, напоминающий войну дым, наступают по всему небу. Идут  валом, затягивают всё. Идут низко, чуть ли не касаясь телевизионных антенн. И пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили дожди, и всё стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может потому, что всему растущему влага уже не была нужна.

Я проснулся ночью. Как было темно в комнате! Как тихо!.. Только шорох падающих с ветвей капель. Печальный шорох погибающего и вечно живущего дождя. Я встал, открыл окно и увидел берёзу, еле различимую в тёмном полумраке осени. Она стояла неприкрытая, отданная ненастью. А наутро ударил заморозок. Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. И все это было во мгле. Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. Ведь совсем недавно был буйный кипень* зелени, все сверкало, лоснилось, цвело. Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго. Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви деревьев, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие ночи. Зимой они будут ещё длиннее. Завоют метели. Ударят морозы… (По С. Воронину.)

*Кипень — кипени, мн. нет, жен., и кипня, мн. нет, муж. (обл.). 1. Кипяток. 2. Белая пена от кипения (поэт., преим. в сравнениях). «Плечи полные, белые, как молочный кипень» Достоевский. «Как кипень облака» Ахматова // Толковый словарь Ушакова.

Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.

В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.

Вариант  6  —  подробное изложение

Зимой

Я уехал на юг. Я не мог смотреть, как с приближением зимы тоскливо отмирает то, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. Летел самолётом. Из Симферополя ехал на такси, удивлённо и радостно оглядывал старую зелень тёплого юга. Негромко засмеялся, увидев Чёрное море.Большая тёплая вода. Я зарывался в неё. Уходил лицом ко дну, к ее зелёным камням. Ел виноград. Изнемогал на горячем песке. И глядел на море, на чаек, на вечно голодных чаек, орущих из-за куска хлеба. И снова уходил в тёплую воду, взлезал на волну и скатывался с неё и снова взлезал. Зарывался в горячий песок. И рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. Так было легче и проще. Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.

И я приехал домой. Всё было в снегу. И она стояла в сугробе. Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. И разодрали ей ствол. Не очень сильно, но белая мякоть, запрошенная снегом, лезла мне в глаза. Я прикоснулся к её стволу. Кора на нем была сухой, грубой. Это была рабочая кора, не то что там, на юге. Тут всё было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут её дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. Да, у неё свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни.

Подул северный ветер. И ветви, как кости, сухо защёлкали одна о другую. Северный никогда не бывает кратковременным. На неделю, на две разыгрывается он. И тогда берегись все живое, да к тому же если ещё мороз. Хорошо, что мой дом хоть в какой-то мере защищает ее. И все равно холодно. И холодно будет так долго, что многие слабые не доживут до весны. Но она дождётся. Она выстоит и ещё не один год постоит перед моим окном… (По С. Воронину.)

 Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.

В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.

Слайд 1Пятое сентября.
Классная работа.

Пятое сентября. Классная работа.


Слайд 2Выборочное изложение.
Текст можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту),
кратко (самое

главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть
текста, т.е.изложить выборочно в соответствии с данной темой. Вспомните,
где вам приходилось составлять выборочные пересказы?

Выборочное изложение.Текст можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко (самое главное), а можно выбрать и пересказать


Слайд 3
При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая –

то его
часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал,
относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте
(сосредоточен), но может быть разбросан (рассредоточен).

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая – то его


Слайд 4
Сосредоточен – расположен в одном месте.
Рассредоточен – разбросан.

Сосредоточен – расположен в одном месте.  Рассредоточен – разбросан.


Слайд 5
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не

забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички –зорянки.
…В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.
Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает


Слайд 6
Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра (прямое значение)
Переносное значение –

гармоническое сочетание чего – либо.

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра (прямое значение)Переносное значение – гармоническое сочетание чего – либо.


Слайд 7
— Проносится предрассветный ветер.
— Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются
неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

- Проносится предрассветный ветер.- Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.- В серебряные трубы трубят журавли, повсюду


Слайд 8
Чудесно наступает предутренний час в лесу.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в

этот ранний час на
земле.

Чудесно наступает предутренний час в лесу.Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на


Слайд 9

Звуки утреннего леса.
Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Проносится предрассветный ветер. Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.
Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Звуки утреннего леса.


Слайд 10Как работать над выборочным изложением.

 Прочитать текст.
Определить его тему и главную мысль.
Вдуматься

в тему, предложенную для выборочного изложения.
Отобрать из текста материал, необходимый для полного раскрытия данной темы.
Определить главную мысль изложения( она может совпадать и не совпадать с главной мыслью текста).
Продумать форму изложения ( описание, повествование, рассуждение).
Составить план изложения. Подобрать слова для связи частей изложения.
Написав изложение, проверить, все ли в нем будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Как работать над выборочным изложением. Прочитать текст.Определить его тему и главную мысль.Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.Отобрать


Слайд 11
Напишите небольшое сообщение о том, какие звуки слышали в лесу вы.

Напишите небольшое сообщение о том, какие звуки слышали в лесу вы.


Двадцать восьмое апреля. Классная работа. Выборочное изложение по рассказу Б.Житкова «На льдине»

Двадцать восьмое апреля.

Классная работа.

Выборочное изложение

по рассказу Б.Житкова «На льдине»

Цель урока:   - Узнать о понятии выборочное изложение; Познакомиться с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.

Цель урока:

— Узнать о понятии выборочное изложение;

  • Познакомиться с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ 1. Подробное – при пересказе сохраняется последовательность повествования и языковые особенности автора. 2. Сжатое – это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла . 3 . Выборочное - при пересказе требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённой темой.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

  • 1. Подробное – при пересказе сохраняется последовательность повествования и языковые особенности автора.
  • 2. Сжатое – это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла .
  • 3 . Выборочное — при пересказе требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённой темой.

   Алгоритм работы  над выборочным изложением   1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой 3.Определить главную мысль своего изложения 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать) 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения. 6. Написать черновик. 7. Переписать текст

Алгоритм работы над выборочным изложением

  • 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой
  • 3.Определить главную мысль своего изложения
  • 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать)
  • 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения.
  • 6. Написать черновик.
  • 7. Переписать текст

Готовимся к изложению по рассказу Б.Житкова «На льдине»   упр.180, стр.108 (Р) 1.Читаем памятку 6 (стр.183) ВНИМАТЕЛЬНО 2.Составляем план. 3. Пишем черновик выборочного изложения, прочитав задание III упр.180

Готовимся к изложению по рассказу Б.Житкова «На льдине» упр.180, стр.108 (Р)

  • 1.Читаем памятку 6 (стр.183) ВНИМАТЕЛЬНО
  • 2.Составляем план.
  • 3. Пишем черновик выборочного изложения, прочитав задание III упр.180

РЕФЛЕКСИЯ Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? Что понравилось, запомнилось, удивило? Что пригодится вам в будущем? Над чем заставил задуматься материал урока? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

РЕФЛЕКСИЯ

  • Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
  • Что понравилось, запомнилось, удивило?
  • Что пригодится вам в будущем?
  • Над чем заставил задуматься материал урока?
  • Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать въедливый
  • Как написать втс красиво
  • Как написать вторую часть диплома
  • Как написать вторую степень на телефоне
  • Как написать вторую главу индивидуального проекта