Как написать юридическую статью

Сегодня мы
поговорим о том, как правильно писать
статьи по юриспруденции. Раскроем
наиболее часто встречающиеся ошибки,
ответим на часто задаваемые вопросы и
тем самым поможем вам повысить качество
работ.

Почему именно юриспруденция?

Юриспруденция
– довольно популярная область для
молодежи. Речь идет не только о выборе
факультета для поступления. Как научное
направление она тоже привлекает немало
начинающих исследователей. Причем не
только тех, кто учил право с первого
курса. Некоторые приходят в нее осознанно,
имея за плечами непрофильное высшее
образование.


Журнал «Молодой
ученый» наглядно подтверждает, насколько
интересна юриспруденция в качестве
сферы исследования. Обычно мы отводим
под нее отдельную часть выпуска. Иногда
статей бывает так много, что они охватывают
несколько частей номера.

Но большое
количество статей имеет и обратную
сторону. Оно дает возможность выявить
основные ошибки начинающих ученых. Чем
больше работ, тем четче тенденция.
Поэтому мы решили написать инструкцию
по написанию юридических статей.
Надеемся, эту информацию наши читатели
используют при работе над новыми
исследованиями.


Теоретическая база

Мы не будем
повторять с опытными (и не очень) юристами
тему «Источники права». Однако отметим,
что источники информации для научной
статьи в этой сфере можно разделить на
такие категории:

  1. Нормативно-правовые
    акты РФ. Это основа всей юриспруденции
    в целом и научных статей в частности.
  2. Нормативно-правовые
    акты зарубежных стран. Они нужны не
    только тем, кто трудится в области
    сравнительного правоведения. Иностранные
    законы нередко помогают указать на
    пробелы в отечественном праве и
    подсказывают перспективные направления
    работы.
  3. Монографии
    и научные статьи. Хотя юридические
    исследования в идеале носят прикладной
    характер, без прочной теоретической
    базы не обойтись. Фундаментальные труды
    правоведов позволяют соблюсти принцип
    доказательности, столь важный для
    научного знания.
  4. Судебная
    практика. Рассматривая какой-либо
    вопрос правоприменения, важно подкреплять
    свою точку зрения примерами из практики.
    Она поможет подтвердить или опровергнуть
    гипотезу, обнаружить противоречивость
    рассматриваемой правовой нормы, выявить
    пробел в праве. Опираясь на судебную
    практику, удастся соблюсти принцип
    эмпирической проверяемости, не менее
    важный для научного знания.

Без зарубежных
нормативно-правовых актов в ряде
исследований обойтись можно. Например,
если они посвящены анализу существующей
судебной практики в РФ по изучаемой
проблеме. Но остальные три категории
источников должны использоваться
обязательно для придания результатам
исследования свойств настоящего научного
знания.

Правила цитирования нормативно-правовых
актов

Про

оформление
списка литературы


мы писали
немало. Однако самым сложным вопросом
остается цитирование нормативно правовых
актов. По многочисленным просьбам
молодых ученых останавливаемся на нем
подробно.

Из пункта
5.2.5.9 (стр. 26)

ГОСТ
Р 7.0.100-2018


мы узнаем, что
библиографическое описание такого рода
источника должно включать:

  • название;
  • дату
    принятия или введения;
  • информацию
    о документе, вместо которого принят
    описываемый документ.

Однако
далее, на стр. 110, где приведены примеры
ссылок, мы обнаруживаем, что указывать
нужно также место принятия, место
опубликования, количество страниц и
экземпляров.



СОВЕТ!

Если определение места опубликования
вызывает трудности, всегда можно
сослаться на

Собрание
законодательства РФ


.
Зная год выхода и номер нормативно-правового
акта, на сайте легко найти нужный номер
и страницу СЗ РФ.


Пример

:
Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» // СЗ
РФ. 2002. №43. Ст. 4190.

Сразу
возникает вопрос, как тогда цитировать
материалы судебной практики? Их в виде
сборников и бюллетеней не печатают. Но
секрет – в том, что журналы, как правило,
не просят включать судебные постановления
в список литературы. Обычно достаточно
бывает подстрочных сносок. Главное –
указать вид постановления, дату вынесения,
принявший его суд и номер дела.

Особенности формулировки названия

Общие
принципы формулирования названий
научных статей мы обсуждали неоднократно.
Сосредоточимся на выигрышных конструкциях,
актуальных именно для юридических
исследований:

  1. «Сравнительный
    анализ…». Показывает, что автор поработал
    самостоятельно, а не просто переписал
    главу из учебника, рассмотрел вопрос
    в контексте разных правовых систем,
    временных отрезков или теоретических
    подходов.
  2. «Анализ
    судебной практики по вопросу…». Сразу
    указывает на эмпирическую базу. Также
    заставляет предположить новизну
    результатов (если практика – за последние
    несколько лет) и личное участие автора
    (каждый сам выбирает интересные дела).
  3. «Проблемы
    правоприменительной практики в области…
    и их решение». Наводит на мысль, что
    автор потрудился как над поиском этих
    проблем, так и над совершенствованием
    действующего законодательства. А это
    уже очевидная новизна.
  4. «Совершенствование
    правовых механизмов…». Этим автор
    покажет себя как ученый-практик,
    стремящийся внести свой вклад в развитие
    выбранной отрасли права.

На наш
взгляд, в названиях юридических статей
проще всего отразить эмпирическую базу
и не поставить при этом под сомнение
общезначимость результатов.

Особенности введения

Во введении

к юридической статье должны быть те же
самые компоненты, что и в любых других.
Обратим внимание на содержание некоторых
из них. Ведь очень часто в редакцию
поступают материалы, не имеющие введений
вовсе. Вероятно, авторы не вполне
понимают, что именно нужно написать.

Универсальных
целей исследования нет. Здесь вам
придется подумать самостоятельно.
Именно автор статьи должен сообщить,
для чего он ее пишет и для чего другим
ее читать. Главное – не лениться это
указать. Мы же сосредоточимся на
компонентах введения, которые действительно
могут вызвать трудности.

Чем обосновать актуальность

Новые
общественные отношения появляются не
так часто, однако это случается. Так, за
последние годы мы познакомились с новыми
преступлениями и правонарушениями,
таким как склонение к самоубийству и
несоблюдение правил поведения при ЧС.
Само отсутствие исследований по теме
или необходимость анализа первых попыток
правоприменения – уже достойное
обоснование актуальности.

Если же в
вашей сфере таких нововведений ждать
не приходится, можно обратиться к:

  • реформированию
    законодательства (актуальным поправкам
    к уже известным нормам);
  • неопределенности
    судебной практики;
  • разъяснениям
    правоприменения, данным Верховным
    судом (особенно если они противоречат
    позиции, которой долго придерживались
    суды низших инстанций);
  • резонансным
    решениям / приговорам.

Качественным
обоснованием актуальности становится
ситуация с утрачиванием силы одним
законом и введением другого взамен
него. То есть появление нового
нормативно-правового акта, регулирующего
уже хорошо изученные общественные
отношения, по умолчанию создает почву
для научной работы.

Объект и предмет статьи по юриспруденции

Задача их
правильной формулировки сложна во всех
отраслях науки. Однако если однажды
запомнить базу, в дальнейшем проблем
не возникнет.

Объектом
юридического исследования обычно
являются:

  • общественные
    отношения или правоотношения;
  • деятельность
    по регулированию этих отношений;
  • правовые
    институты;
  • правовые
    нормы.

Предмет
должен отражать свойства объекта, его
существенные характеристики. В
юриспруденции это может быть развитие
правоотношения, функционирование
правового института в заданных условиях,
закономерности правового регулирования
отношений, элементы правового механизма
защиты прав и т.п.

Особенности аннотации

О цели уже
было сказано выше. Результаты и выводы
автор формулирует в соответствии с тем,
к чему пришел по итогам исследования.
Отметим лишь, что в качестве результатов
стоит упомянуть:

  • подтверждение
    или опровержение гипотезы;
  • выявление
    закономерности или тенденции;
  • вскрытое
    противоречие в правоприменительной
    практике или между двумя нормативно-правовыми
    актами;
  • обнаруженный
    пробел в праве.

То есть
результатом является то, к чему вы
пришли, изучив теоретическую базу.
Выводы же являются личными умозаключениями
автора. Поэтому эти два компонента так
важно разграничить.



СОВЕТ!

Общей фразы о наличии в статье выводов
недостаточно. Это и так подразумевается
в любой научной работе. Желательно хотя
бы вкратце эти выводы описать.

Самое
сложное в аннотации – правильно
охарактеризовать методологическую
базу. С этой трудностью «гуманитарии»
сталкиваются чаще, чем «технари», для
которых используемые методы более
очевидны. Юристы обычно прибегают к
таким методам:

  • историко-правовому;
  • системно-деятельностному;
  • формально-юридическому;
  • диалектическому;
  • сравнительному
    анализу;
  • структурному
    анализу;
  • лингвистическому
    анализу;
  • логическому
    анализу;
  • синтезу;
  • дедукции;
  • индукции.

Большим
плюсом будет указание метода толкования
правовых норм, если автор в исследовании
предлагает их оригинальную трактовку.

Всю
теоретическую основу перечислять ни к
чему. Достаточно сообщить, к каким
категориям источников вы обращались.

Особенности заключения

Как показывает
практика изучения статей молодых ученых,
поступающих в редакцию, в разделе
«Юриспруденция» чаще всего обнаруживаются
заключения, достойные похвалы. Здесь
совсем не сложно сделать выводы,
отвечающие основным требованиям:

  • являющиеся
    результатом собственного исследования
    автора;
  • характеризующиеся
    научной новизной;
  • обладающие
    практической ценностью.

Рассмотрим
самые удачные выводы юридических статей
– и вы поймете, почему это правда.

Самые выигрышные выводы

Таковыми
мы считаем предложения по внесению
изменений в действующее законодательство.
Решение – довольно универсальное и
заслуживает внимания, поскольку
выдвигаемые поправки:

  • выступают
    результатом исследовательского и
    аналитического труда автора;
  • являются
    емкими и конкретными выводами, сделанными
    по итогам проведенной работы;
  • обладают
    научной новизной: предлагаются впервые
    и имеют целью совершенствование объекта
    исследования;
  • несут в
    себе практическую ценность, так как
    реально могут быть использованы в
    юриспруденции.

Масштабы
поправок могут быть любыми – от расширения
подпункта новым абзацем до дополнения
закона или кодекса полноценной статьей.
Не возбраняется и предложение проекта
нового нормативно-правового акта, если
работа автора была столь глубокой.

Теоретическая ценность или практическая?

В юриспруденции
много направлений: одни носят ярко
выраженный теоретический характер,
другие – сугубо практический, а третьи
совмещают черты обоих. Так, в статье по
теории государства и права или истории
правовых учений явно лучше искать
теоретическую значимость. Ее результаты
пополнят имеющуюся базу знаний: углубят,
детализируют, дадут новый взгляд на
структуру объекта.

Статья по
отраслевым юридическим наукам может
обладать и теоретической, и практической
ценностью. Например, первая может
выразиться в выявлении пробела в праве,
а вторая – в предложении изменений к
законодательству, устраняющих этот
пробел.



СОВЕТ!

На первый взгляд, практическую ценность
в юридической статье найти проще, чем
теоретическую. Однако, где есть
практическая, всегда найдется и
теоретическая. Любое предлагаемое
изменение правоприменительной практики
и поправка к закону неизбежно пополняет
теоретическую базу.

Характеризуя
ценность работы, стоит отталкиваться
от поставленной цели. Она на старте
работы задает направление исследования.
Качественная формулировка подсказывает,
что намерен сделать автор: пересмотреть
/ дополнить / детализировать теоретические
положения или повлиять на практическую
сферу юриспруденции.

Минимальный набор ключевых слов

Ключевые
слова наши молодые ученые обычно
подбирают хорошо. Но часто встречается
недочет – малое их количество. Обычно
требуется привести от 5 до 10 ключевых
фраз. Для тех, кому не хватает фантазии,
даем подсказки, как набрать необходимый
минимум:

  1. Отрасль
    права («гражданское право», «уголовное
    право», «административное право»). Этот
    ключ укажет на отраслевую принадлежность
    статьи.
  2. Подотрасль
    права («жилищное право», «авторское
    право», «избирательное право»). Этот
    ключ сузит область поиска для ученых
    с более узкой специализацией.
  3. Объект
    исследования. Часто он выражается не
    одним-двумя словами, а сложным
    предложением. Из этого предложения и
    нужно взять основные фразы («трудовые
    отношения», «права работников»,
    «равенство прав работников»).
  4. Предмет
    исследования. Предмет отражает свойства
    объекта, условия его рассмотрения, что
    дает еще несколько ключевых слов
    («развитие …», «механизм функционирования
    …», «привлечение к ответственности…»).

Так уже
набирается не менее 6-8 ключевых фраз.
Но не забываем и о специфической
терминологии. Здесь нужно отталкиваться
от содержания статьи. Обязательно нужно
отразить термины, которым даются
оригинальные авторские определения.

Как не нужно писать юридическую статью

Приступая
к написанию научной работы, нужно
помнить, что это не реферат и даже не
курсовая. Текст ради текста не прибавит
вам веса в научном мире. Поэтому хотелось
бы предостеречь вас двух главных ошибок.


Ошибка
1.

Пересказ главы учебника или раздела
законодательства. Сказав то, что всем
и так давно известно, вы не вносите
вклада в науку. Если вы исследуете,
например, арендные отношения, недостаточно
переписать главу 34 ГК РФ. Нужно дать
анализ нормам, сопоставить с судебной
практикой, разъяснениями Верховного
суда и сделать собственные выводы.


Ошибка
2.

Резюме теории вместо выводов.
Некоторые авторы соблюдают требование
о наличии заключения формально. Вместо
положений и рекомендаций, сформулированных
по результатам исследования, они просто
выражают основную мысль вышесказанного
в двух-трех фразах. Но вывод – это от
слова «выводить». Следовательно, то,
что должно быть в заключении, не столь
очевидно.

Не будем в
очередной раз напоминать, что у статьи
должны быть мета-данные, что ее нужно
писать научным языком, воздерживаться
от эмоций и не употреблять жаргонизмы
и вульгаризмы.

Надеемся,
что после выхода этого материала нас
ждет кардинальное улучшение качества
поступающих статей по юриспруденции!

В чем проблема? На самом деле Вы еще не придумали статью. У Вас есть одна или несколько конкретных мыслей, но Вы не знаете, чем их окружить.

Первый и необходимый шаг — создание структуры будущей статьи. Составьте опорный (а лучше — максимально подробный) план, о каких вопросах и проблемах Вы хотите рассказать своим читателям.

Зачем нужно подробно прорабатывать план?

Сравните два плана для статьи «Что делать, если на вас завели уголовное дело?»:

1. Введение 1. Введение: как определить, законно ли завели уголовное дело?
2. Основная часть 2. Признаки преступления, оговоренные законом.
3. Ответ на часто задаваемый вопрос 3. Как составить жалобу по оспариванию постановления о возбуждении уголовного дела?
4.  Ответ на часто задаваемый вопрос 4. Можно ли защищать себя в суде самостоятельно?
5. Пример из личной практики 5. Привести пример на основе дела Петрова.
6. Заключение 6. Заключение: несколько слов о том,
что, если дело уже заведено, значит,
в наличии все признаки.

И первый, и второй формально являются планами. Но по какому из них будет легче написать текст? Ответ очевиден – по более развернутому. Имея четкую структуру статьи и набросав основные тезисы заранее, Вы избежите ступора перед белым листом, и дела пойдут значительно быстрее : )

План юридической статьи: о чем писать в каждом пункте?

Важно понимать, что структура статьи — это только опора, первый шаг перед началом долгого пути к получению желаемого результата. А чтобы этот результат удовлетворил Вас и заинтересовал ваших читателей, важно с должным вниманием отнестись к каждому следующему этапу написания статьи. Разберем типовую структуру юридической статьи с примерами.

1. Придумайте заголовок

заголовок

Некоторые юристы считают, что раз их статьи — сугубо информационные, деловые, то неважно, каким будет заголовок. Это совершенно не так!

Даже читателя, который ищет проблему из «скучной» сферы юриспруденции, нужно привлечь именно на свой сайт (не забывайте, что поисковик выдаст и сайты конкурентов!).

Какие шаблоны работают?

    1. «Секретная» информация («Как получить кредит под рекордные 5%?»)
    2. Вопрос по проблеме («Не знаете, как оформить дарственную на квартиру?»)
    3. Ограниченное предложение («Только до декабря этого года можно вступить в госпрограмму…»)
    4. Новость («С 2017 года изменится законодательство в сфере жилищного права»)
    5. Советы и ответы («5 способов отсудить алименты у бывшего мужа»)

Помните:  создавая «кричащий» заголовок важно не перешагнуть черту, за которой находятся дешевые «сенсации» желтых газет. Не обещайте читателю то, чего не может быть на самом деле. В сфере юриспруденции это недопустимый подход!

2. Напишите вступление

пишем вступление

Вступление — это несколько предложений, которые должны мотивировать посетителя продолжить читать материал. От того, насколько удачным получатся эти первые фразы, будет зависеть, останется ли пользователь на сайте.

С чего начать текст?

  1. Цитата классика или афоризм. Умная, хоть и чужая мысль, внушит читателю уверенность, что дальше он прочитает не менее гениальный материал. Но крайне важно, чтобы цитата была непосредственно связана с текстом статьи.
  2. Анекдот. Едкая ирония на злобу дня не помешает даже серьезной юридической статье.
  3. Случай из практики. Хорошим ходом будет подводка вроде: «Ко мне обратился клиент, у которого была вот такая проблема. Он попытался решить ее таким способом. Какую ошибку допустил мой клиент? Разберемся».

Важно! Не пишите во вступлении прямой ответ на вопрос, поставленный в заголовке. То есть, например, если тема статьи «Какие нужны документы, чтобы подать на алименты?», а в первом абзаце текста Вы их все перечислите, читатель не получит мотивации читать вашу статью дальше.

3. Обозначьте проблему

обозначить проблему

Тезисно и четко обозначьте, какую проблему будет решать Ваша статья. Помните, что посетитель сайта должен увидеть свою проблему в Вашем тексте. Если этого не произошло, он сразу прекратит чтение.

Предлагаем несколько профессиональных приемов, как обозначить проблему читателю:

    1. Противопоставление
      Хороший вариант, подстегивающий человека задуматься и прочитать экспертное мнение.
      Ключевая формулировка: «С одной стороны, … А с другой — … Давайте разберемся, как лучше».
    2. Правда для узкого круга
      Люди любят чувствовать себя особенными. Предложите им «секретную информацию».
      Ключевая формулировка: «Большинство думает, что… А на самом деле…».
    3. Вариативность решения
      Единственно верное решение не всегда бывает привлекательным. Покажите читателю, что Вы готовы найти подход именно для него.
      Ключевая формулировка: «Проблема имеет несколько путей решения…»
    4. Интересный статистический факт
      Клиенту важно понимать:
      — он не одинок в своей проблеме;
      — статья перед ним — серьезный источник, которому можно доверять.
      Подкрепите уверенность читателя цифрами и фактами.
      Ключевые формулировки: «Ежегодно с этой проблемой сталкиваются … жителей страны»; «Среди всех судебных разбирательств на долю … споров приходится … процентов».

Для каждого текста старайтесь найти новый подход к описанию проблемы — такой, который заинтересует читателя. Не замыкайтесь на одном шаблоне, строча статьи как под копирку — посетители это сразу заметят.

4. Объясните суть проблемы

объясните суть пробемы

На каждом из этапов помните, что Ваша цель — донести информацию читателю, который не имеет никакого отношения к юриспруденции.

Следовательно, Ваша задача — переложить информацию с юридического языка на понятный обывателю.

Обязательно свяжите проблему, описываемую в статье, с личным опытом, приведите конкретные примеры для пояснения отдельных ситуаций. Если получится, переложите ситуацию из узкоспециализированной сферы на жизненный пример. То есть: не «клиент взял кредит для открытия бизнеса под 25%», а «Иван Семенович занял у соседа мешок картошки, обещая осенью, собрав урожай, вернуть соседу мешок картошки и еще четверть».

Совет! Не забудьте добавить в текст картинки, а лучше — схемы или диаграммы. Они визуализируют информацию и упрощают чтение. Помните: «книжка с картинками» всегда интереснее!

Дмитрий Засухин

Нужны клиенты в практику?
Скачайте видео-курс по привлечению клиентов БЕСПЛАТНО!

Скачать

5. Опишите свою точку зрения на проблему, дайте оценку

Своя оценка

Вспомним основные задачи, которые решает блог, о них мы уже писали в нашей предыдущей статье – сео продвижение сайта и подтверждение вашей экспертности.

Не теряйте возможности высказать вашу току зрения на описываемую проблему. Читатель заинтересован в получении оценки ситуации от специалиста, исходя из его опыта и практики. Продемонстрируйте вашим читателям свой профессионализм.

6. Дайте план решения проблемы

план решения проблемы

Возвращаясь к уже сказанному: читатель всегда идет за четким ответом на свой вопрос. Если он не получает такового, просто закрывает страницу.

Даже если Вы пишете статью с целью направить читателя обратиться к своим услугам, пары фраз про «обратитесь к специалисту» будет недостаточно. В контексте реальной обозначенной проблемы это будет просто «вода».

Какого плана ждет читатель? Зависит от темы статьи.

Отталкиваясь от заголовка, т.е. от предполагаемого вопроса или проблемы, составьте алгоритм действий:

    1. Какие риски следует оценить при принятии решения?
    2. Какие нужны документы?
    3. В какую инстанцию обращаться?
    4. Как составить заявление (письмо, жалобу)? (В этом пункте по возможности необходимо дать готовый шаблон либо описать, что именно должно быть прописано в тексте официального письма.)
    5. Стоит ли обращаться к юристу и зачем? (В контексте этого пункта Вы как раз и можете привести доводы, почему необходима помощь профессионала, т.е. Ваша.

Все это — общедоступная информация. Вы не отберете у себя хлеб, предоставив читателю подробную инструкцию, что и как делать. Наоборот, еще раз подчеркнете, что хорошо понимаете суть процесса, видите его изнутри.

Правда в том, что большинство людей адекватно оценивает уровень своей юридической грамотности, а точнее безграмотности. Они не собираются самостоятельно защищаться в суде, но и признавать себя профанами не хотят. Именно экспертные статьи и статьи-инструкции убеждают потенциальных клиентов стать реальными.

7. Подведите итог

подведите итоги

Заключение — не менее значимая часть текста, чем вступление. Читателю важно увидеть итоговый четкий вывод: какое решение выбрать.

Если же в заголовке не обозначался конкретный вопрос, то в заключении тезисно повторите основные моменты статьи и Ваш взгляд на ситуацию.

Полезный совет: Не спешите выкладывать готовый материал на сайт, дайте тексту «полежать». Отвлекитесь на обед, прогулку или погрузитесь в работу. А спустя несколько часов (а лучше даже через сутки) перечитайте статью еще раз, причем постарайтесь сделать это так, будто видите ее впервые. Это поможет найти не только ошибки и опечатки, но и исправить «корявые» фразы, убрать смысловые повторы

Написание статей по юриспруденции и их публикация в рецензируемых научных журналах – это возможность поделиться с читательской аудиторией новыми открытиями в области развития фундаментальных и прикладных задач этой науки.

Особенности выбора юридической темы для публикации в научных журналах

Все издательства по юриспруденции предназначены для преподавателей вузов и профессиональных юристов, поэтому такие издательства принимают к публикации только научные статьи с аргументированными результатами проведенных исследований.

Список примерных вариантов тем, актуальных для написания статей по юриспруденции.

  1. Развитие тенденций современного законодательства в условиях кризиса
  2. Исследования в области смежных дисциплин (пример – право/политология, социология, психология, философия)
  3. Методы улучшения борьбы с терроризмом
  4. Способы решения юридических проблем в отдельных социальных группах или национальных правовых системах.

Чтобы донести результаты проведенных юридических исследований на международном уровне, автору рекомендуется публикация в научных журналах Scopus. Такой подход пойдет молодым ученым, изучающим быстрые смены современных информационных технологий и способным быстро проанализировать и обобщить полученные материалы в интересную научную статью по юриспруденции.

Совет!

Если вы не хотите, чтобы рецензенты выставили негативную оценку о вашей статье, обязательно ознакомьтесь с содержанием опубликованных документов и проанализируйте научную политику издательства.

Развернутый план составления научной статьи по юриспруденции

научный план статьи по юриспруденции

Структура научной статьи состоит из нескольких элементов – это заголовок, аннотация, ключевые словосочетания, введение, основная часть, выводы (заключение, анализ проделанной работы), список использованных источников. Рассмотрим подробно каждый из них.

Заголовок

Основные цели заголовка – это отображение содержания статьи и привлечение внимания потенциального читателя. Он составляется в научном стиле, как и сам документ.

Аннотация

Этот структурный элемент обязателен для публикации статьи по юриспруденции, так как является ее сжатой характеристикой. Содержательность и краткость – главные показатели хорошей аннотации. Рекомендуемый объем – до 4-5 предложений. Здесь указываются сведения об авторе работы, сжато описывается проблема, цели исследования и сделанные выводы.

Ключевые словосочетания

Задача «ключей» — упростить поиск написанной научной работы в библиографических базах данных, поэтому желательно употребить основные результаты, положения и термины, указанные в статье.

Введение

В данной части читатель кратко знакомится с предметом юридического исследования, методами решения проблемы и формулировкой гипотезы.

Основная часть

Это – самый главный раздел статьи по юриспруденции. Цель автора – поэтапно отобразить процесс исследования и высказать аргументированную позицию в пределах выбранной темы. Приветствуется использование графиков, диаграмм, таблиц и других наглядных материалов.

Заключение

В завершающей части работы, объективно описываются достижения. Читатель анализирует прочитанную информацию, самостоятельно оценивает ее качество и делает свои выводы.

Список использованных источников

В этой части автор указывает ссылки на используемую или цитируемую литературу.

Возможные сложности в написании научной статьи по юриспруденции

Возможные сложности при написании работ по юриспруденции

Составляя научную статью по юриспруденции, многие авторы допускают несколько типичных ошибок.

Сухость при изложении информации

Если статья узкоспециализированная и в содержании много специфических терминов, упростить понимание изложенной информации помогут наглядные материалы. Таблицы, схемы, иллюстрации и графики сделают сухой текст интереснее и понятнее. Основное требование – соответствие содержанию статьи, так как несоблюдение этого правила будет вносить диссонанс в общую структуру документа.

Отсутствие полезных сведений

Научная статья должна содержать только полезные материалы, раскрывающие суть проблемы выбранного направления в юриспруденции. Если рассматриваемая тема очень обширна, автору рекомендуется критически проработать структуру документа и выдавать информацию порционно – такой подход не запутает читателя и поможет ему сделать правильные выводы после прочтения.

Двоякая трактовка нормативных актов

При описании ситуаций, требующих обязательного упоминания законодательных актов, автор четко указывает сложные правовые моменты, а также приводит примеры их решения, подкрепляя их ссылкой на соответствующие нормативные документы.

Если вы понимаете, что не справитесь с поставленной задачей в установленные сроки или возникают сложности с составлением структуры текста, обращайтесь к авторам компании «Диссертация».

Рецензия на статью по юриспруденции: структура, требования к документу

оформление статьи по юриспруденции

Рецензия на научные статьи по юриспруденции выстраивается по определенной структуре – это название документа (рецензия), сведения об авторе (ФИО, должность/ученая степень, место учебы/работы) и статье (указывается полное название).

Рекомендации по составлению структуры основного текста:

  • анализ актуальности темы исследования;
  • положительные/отрицательные стороны статьи;
  • выводы по проделанной работе;
  • рекомендации (предоставляется допуск к публикации или нет);
  • информация о рецензенте (ФИО, ученая степень, место работы, должность, подпись, гербовая печать).

Примечание. При составлении содержания документа, важно придерживаться грамотного структурного распределения текста. Пример – актуальность работы, рекомендации излагаются в одном абзаце, достоинства/недостатки описываются в несколько десятков предложений.

Согласно требованиям ГОСТ к оформлению рецензии, объем документа не должен превышать 4500 знаков без пробелов (2 напечатанных страницы с использованием шрифта Times New Roman, 12 кегель).

Компания «Диссертация» поможет в написании научных статей по юриспруденции, а также любой другой тематике. Штат профессиональных авторов с кандидатской/докторской ученой степенью гарантирует высококачественные, уникальные тексты со строгим соблюдением требований ВАК и ГОСТ. Мы гарантируем конфиденциальность всем заказчикам. Будем рады помочь вам.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Практически 90% юристов, обращаясь к нам, знают, что создать сайт мало, его нужно развивать, продвигать в поисковых системах, а также вести блог.

Блог помогает решить 2 основные задачи на сайте.

Во-первых, он служит вашим личным СМИ, куда вы размещаете свои экспертные статьи и делитесь своим профессиональным взглядом на разные вопросы.

Во-вторых, блог — это площадка для размещения СЕО-статей для поисковых систем, с помощью которых как раз ваш сайт и продвигается в поиске.

Тех же 90% юристов и адвокатов постоянно волнует вопрос: «Как писать статьи для своего блога?» Приходят запросы следующего содержания: «Мы активно занимаемся наполнением своего сайта экспертными и СЕО-статьями, поток посетителей на сайт есть, но блог практически не читают, просто открывают сайт, попадают в блог — и практически сразу закрывают».

Вам знакома такая ситуация?

Как ни странно, проблема лежит на поверхности: юридические тексты написаны слишком сложно. А читатель не хочет вникать в сложные термины и скучные статьи законов. И как итог: он просто уходит с сайта.

как писать статьи в блог

Какие ошибки допускают юристы в своих статьях?

Не существует универсальных решений и шаблонов, которые сработают для всех и в любом случае. Но можно выделить универсальные ошибки, которые допускают юристы и контент-менеджеры юридических компаний при наполнении блога юридического сайта. Избавившись от них, вы на порядок поднимете качество статей, а как следствие — глубину просмотра вашего блога.

1. Сложный юридический язык

Вы — квалифицированный юрист, который отлично разбирается в своей специализации. И Вы, конечно, хотите показать это своим потенциальным и уже существующим клиентам, поэтому пишете статьи сугубо научным юридическим языком, вплетая множество профессиональных терминов. Но статьи не читают : (

Почему? Ваша аудитория — не юристы. Читатели просто не могут понять, о чем идет речь в статье, и не хотят в этом разбираться. Отсылки на статьи закона им ни о чем не говорят, термины – не знакомы.

Как это исправить? Возьмите за правило, что Ваша главная задача – не просто написать статью на актуальную юридическую тему, а предоставить читателю качественный перевод «с юридического языка на человеческий».

сухая теория

2. Сухая теория

Вы написали статью по плану: дали исчерпывающее определение термина; описали все аспекты, освещаемые конкретной областью права; дали ссылки на законы, а также расписали судебную практику по проблеме. Но текст не заинтересовал читателя. : (

Почему? Несмотря на обилие информации, в таком тексте читатель не видит личностного подхода. Даже если Вы перелопатили гору материала, чтобы составить максимально полезный информационный текст, но не добавили в него интересных подкреплений примерами, он заставит людей скучать.

Как исправить? Люди любят факты. Добавьте в текст конкретные случаи, цифры, схемы и диаграммы. Статистика внушает доверие!

Приведем пример, как не нужно и как нужно делать:

Хорошо: «В 2014 году на каждую тысячу браков приходилось около 800 разводов, в 2015 году число сократилось до 735. Эта обнадеживающая статистика говорит, что число пар, подающих на развод, постепенно уменьшается».  

    
Плохо:
 «С каждым годом число пар, подающих на развод, постепенно сокращается».

мало полезной информации

3. Мало полезной информации

Длинная «простынь» текста, содержащая много «воды», не будет интересна читателю. Не нужно стараться одной статьей охватить едва ли не все существующие области права.

Выбирайте конкретные вопросы и отвечайте на них. И помните, что содержание статьи должно полностью соответствовать заявленной в названии теме.

Пример: Читатель видит на сайте статью «Что делать, если мало заплатили по ОСАГО». Это его проблема, и он надеется, что, наконец, нашел решение. Начинает бегло просматривать текст:

    определение ОСАГО;
    перечень ситуаций, когда страховая может оказать в выплате;
    ряд доводов, почему в такой ситуации нужна помощь юриста;
    заключение.

Посетитель сразу закроет страницу, даже не пытаясь читать всю статью. Почему? Он уже не увидел реального ответа на свой вопрос, а прочая информация его в данный момент не интересует.

Как это исправить? План вашей статьи должен четко отвечать на вопрос, поставленный в заголовке. Предложите читателю четкий пошаговый план действий, а что делать дальше — обратиться к специалисту за помощью или решать проблему самому — он уже решит сам. Помните, существует прямая зависимость: чем больше полезной информации вы даете, тем выше ваша экспертность в глазах потенциального клиента и тем больше вероятность, что он обратится именно к вам.

Заголовок

4. Заголовок статьи«не цепляет»

Ошибочно думать, что если Ваша статья — сугубо информационная, то не важно, каким будет заголовок. «Читатель идет за информацией, а не за сенсацией», — скажете Вы. И будете неправы!

Даже самый невзрачный по содержанию материал, который пользователь читает только ради получения теоретической информации по своей проблеме, должен сначала чем-то его заинтересовать.

Представьте, что человек задал Яндексу вопрос и увидел в выдаче поиска две ссылки:

   — Как рассчитать процент по ипотеке
   — Как получить ипотечный кредит под минимальные 12%?

К кому он отправится? Очевидно, что выбор падет на вторую ссылку, потому что там прозрачно обещается выгода. Ваши читатели также ищут четкие ответы на свои вопросы, да еще и с выгодой. : )

Итак, мы рассмотрели основные ошибки юридического блога, которые резко уменьшают число просмотров, и, как следствие, падает и общий показатель конверсии.

Исправить это на самом деле просто:

  •     придумать интересный заголовок;
  •     убедиться, что текст написан доступным языком;
  •     добавить интересных фактов;
  •     подтвердить статью примерами из личного опыта.

А что же хотят читать ваши потенциальные клиенты? Какие статьи им нужны?

Давайте рассмотрим основные требования к юридической статье для блога.

4 шага к хорошей статье для юридического блога

В своей работе мы ежедневно анализируем вебвизор на юридических сайтах и объясняем поведение пользователей, когда они выбирают юриста и читают его статьи в блоге. На практике можно выделить 4 основных момента, на которые нужно обращать внимание при написании статьи для блога.

1. Актуальные проблемы

Помните, что блог Вы создаете именно для своих читателей. И писать следует о том, что будет интересно им.
Перед тем как выбрать тему для статьи, проанализируйте:

  • Какие животрепещущие проблемы на сегодняшний день существуют в сфере моей специализации?
  • Какие вопросы мне задают чаще других?
  • Что обсуждают на юридических форумах?

Затем, составив список, выберите самую интересную («горячие» темы неизменно привлекают внимание) или самую частотную по запросам (учитывать «желания» поисковых механизмов — значит, повышать шанс на высокие строчки в поисковой выдаче) и приступайте к написанию.

живой язык

2. Живой язык

Живой язык — это разговорная речь. Это все те слова и обороты, которые используются для общения в повседневной жизни, а не в строгих строчках документов. Добавляйте в тексты сравнения и метафоры, абстрактные и конкретные примеры, обогащайте статьи литературным, а не научным языком.

Но самое главное — пишите просто!

    «транспортное средство» — «автомобиль»;
    «ДТП» — «авария»;
    «объект жилой недвижимости» — «жилье, квартира, дом» и т.д.

И не думайте, что Вас не обвинят в упрощении материала или непрофессиональности. Наоборот, читатели будут благодарны, что, наконец, среди потоков сложных терминов на других сайтах они нашли место, где пишут «для людей».

нет рекламе

3. Информация, а не реклама

В интернете слишком много продаж. Продают товары, услуги, консультации. И пользователи от этого очень устали.

Не добавляйте во все статьи «продающие фразы», не предлагайте свои услуги по поводу и без, не используйте оценочные сравнения («я лучший»), все это противоречит портрету профессионального юриста и адвокатской этике.  Гораздо более эффективным методом будет подтверждение своей квалификации дипломами и сертификатами, а также отзывами реальных клиентов.

Если Вы пишете грамотные и интересные тексты, они докажут Вашу осведомленность и квалификацию. Потенциальные клиенты выйдут на связь сами.

Проверьте – работает! : )

уникальность

4. Уникальность

Читать то, что написано уже в десятке, а то и сотне источников никому не интересно. Более того, какой-нибудь внимательный и неравнодушный читатель еще и наверняка обвинит Вас в том, что Вы переписали чужой материал.

Что делать? Ищите новые темы и новые подходы к актуальным вопросам, даже если те уже много раз обсуждались.
Где взять уникальный материал?

  1.     Приведите пример из личной практики.
  2.     Поведайте свою точку зрения на конкретную проблему.
  3.     Расскажите читателю, какие подходы к работе используете именно Вы.

Необходимо знать: Уникальный контент важен не только для читателя, но и для поисковых систем. Умные механизмы сразу заметят, что на Вашем сайте ворованные статьи, как бы грубо это не звучало. Что приведет к потерям уже достигнутых позиций в выдаче поисковика или вовсе попаданию в «черный список».

Так как же писать статьи в юридический блог, чтобы их читали?

Правильный ответ предельно прост: пишите легко и понятно. Смотрите на свои тексты критично: если содержание поймет 10-летний ребенок, значит, его поймет любой из ваших читателей.

Но ни в коем случае не утрируйте, не превращайте «простое» в «примитивное»!

  •     разжуйте термины подробнее;
  •     обратитесь к читателю с вопросом или добавьте диалоги;
  •     акцентируйте внимание подзаголовками и информационными блоками;
  •     подчеркните важность проблемы для простых людей, а не юристов;
  •     укажите, какие вопросы задают Вам чаще всего;
  •     приведите примеры из практики.

И не бойтесь добавлять в статьи здоровую долю юмора, это сразу «очеловечит» сухой юридический текст!

А уже в следующем материале мы предложим вам детальный план для создания крутой юридической статьи. Оставайтесь на связи!

Не существует универсальных решений и шаблонов, которые сработают для всех и в любом случае. Но можно выделить универсальные ошибки, которые допускают юристы и контент-менеджеры юридических компаний при наполнении блога юридического сайта. Избавившись от них, вы на порядок поднимете качество статей, а как следствие — глубину просмотра вашего блога.

Какие ошибки допускают юристы в своих статьях?

Вы — квалифицированный юрист, который отлично разбирается в своей специализации. И Вы, конечно, хотите показать это своим потенциальным и уже существующим клиентам, поэтому пишете статьи сугубо научным юридическим языком, вплетая множество профессиональных терминов. Но статьи не читают: (

Почему? Ваша аудитория — не юристы. Читатели просто не могут понять, о чем идет речь в статье, и не хотят в этом разбираться. Отсылки на статьи закона им ни о чем не говорят, термины – не знакомы.

Как это исправить? Возьмите за правило, что Ваша главная задача – не просто написать статью на актуальную юридическую тему, а предоставить читателю качественный перевод «с юридического языка на человеческий».

2. Сухая теория

Вы написали статью по плану: дали исчерпывающее определение термина; описали все аспекты, освещаемые конкретной областью права; дали ссылки на законы, а также расписали судебную практику по проблеме. Но текст не заинтересовал читателя. : (

Почему? Несмотря на обилие информации, в таком тексте читатель не видит личностного подхода. Даже если Вы перелопатили гору материала, чтобы составить максимально полезный информационный текст, но не добавили в него интересных подкреплений примерами, он заставит людей скучать.

Как исправить? Люди любят факты. Добавьте в текст конкретные случаи, цифры, схемы и диаграммы. Статистика внушает доверие!

Приведем пример, как не нужно и как нужно делать:

В своей работе мы ежедневно анализируем вебвизор на юридических сайтах и объясняем поведение пользователей, когда они выбирают юриста и читают его статьи в блоге. На практике можно выделить 4 основных момента, на которые нужно обращать внимание при написании статьи для блога.

Затем, составив список, выберите самую интересную («горячие» темы неизменно привлекают внимание) или самую частотную по запросам (учитывать «желания» поисковых механизмов — значит, повышать шанс на высокие строчки в поисковой выдаче) и приступайте к написанию.

2. Живой язык

Живой язык — это разговорная речь. Это все те слова и обороты, которые используются для общения в повседневной жизни, а не в строгих строчках документов. Добавляйте в тексты сравнения и метафоры, абстрактные и конкретные примеры, обогащайте статьи литературным, а не научным языком.

Но самое главное — пишите просто!

«транспортное средство» — «автомобиль»;

«ДТП» — «авария»;

«объект жилой недвижимости» — «жилье, квартира, дом» и т.д.

И не думайте, что Вас не обвинят в упрощении материала или непрофессиональности. Наоборот, читатели будут благодарны, что, наконец, среди потоков сложных терминов на других сайтах они нашли место, где пишут «для людей».

3. Информация, а не реклама

В интернете слишком много продаж. Продают товары, услуги, консультации. И пользователи от этого очень устали.

Не добавляйте во все статьи «продающие фразы», не предлагайте свои услуги по поводу и без, не используйте оценочные сравнения («я лучший»), все это противоречит портрету профессионального юриста и адвокатской этике. Гораздо более эффективным методом будет подтверждение своей квалификации дипломами и сертификатами, а также отзывами реальных клиентов.

Если Вы пишете грамотные и интересные тексты, они докажут Вашу осведомленность и квалификацию. Потенциальные клиенты выйдут на связь сами.

Проверьте – работает! : )

4. Уникальность статьи

Читать то, что написано уже в десятке, а то и сотне источников никому не интересно. Более того, какой-нибудь внимательный и неравнодушный читатель еще и наверняка обвинит Вас в том, что Вы переписали чужой материал.

Что делать? Ищите новые темы и новые подходы к актуальным вопросам, даже если те уже много раз обсуждались.

Где взять уникальный материал?

1.Приведите пример из личной практики.

2.Поведайте свою точку зрения на конкретную проблему.

3.Расскажите читателю, какие подходы к работе используете именно Вы.

Необходимо знать: Уникальный контент важен не только для читателя, но и для поисковых систем. Умные механизмы сразу заметят, что на Вашем сайте ворованные статьи, как бы грубо это не звучало. Что приведет к потерям уже достигнутых позиций в выдаче поисковика или вовсе попаданию в «черный список».

признании оспоримой сделки недействительной. При этом в соответствии со ст. 12 ГК РФ [2] защита гражданских прав возможна только способами, предусмотренными законом, что, руководствуясь формальной логикой, свидетельствовало об отсутствии у лица права требовать признания ничтожной сделки недействительной.

В настоящее время в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 166 ГК РФ [2] в редакции от 1 сентября 2013 г. требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Таким образом, признание сделки недействительной как способ защиты гражданских прав может выражаться, как в признании сделки недействительной применяется, так и в применении последствий недействительности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32.

3. Гражданское право: учебник / Под общ. ред. С.С. Алексеева. 2010.

4. Смольков С.Н. Недействительные сделки: вопросы теории и практики:// М., 2004.

5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1.// М.: Статут, 2005.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА Багрова Ю.Ю.

Багрова Юлия Юрьевна — студент, кафедра тории и истории государства и права, Юридический институт Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье анализируются основные правила составления правотворческого текста, а также выявляются существенные недостатки современной правовой терминологии, лексики и стилистики.

Ключевые слова: правотворчество, юридический термин, лингвистические ошибки, юриспруденция.

Вопрос о совершении лингвистических ошибок довольно часто предстает в сфере юриспруденции, так как большое разнообразие сфер влияния права влечет за собой увеличение количества терминов. По этой причине необходимо разработать определенные правила их формулирования и использования. Тексты законов и

нормативно-правовых актов реализуют юридический язык, при пользовании которым мы сталкиваемся не только с юридическими, но и лингвистическими задачами.

Для того, чтобы достигнуть соответствия текстов юридических документов правилам техник данной отрасли науки, необходимо грамотно пользоваться языковыми средствами, которые выражают содержание норм права в нормативно-правовых актах, следовательно, существует необходимость развития практики написания нормативно-правовых актов, направленных на поддержание условий упорядоченности и стабильности общественных отношений, что способствует предотвращению нарушений и ошибок в процессе реализации права.

Важными отличиями юридического языка выступают его официальность и форма документального закрепления. По причине единства закона для всех граждан и общественных отношений, его написание должно быть стандартным и стереотипным. Для реализации такого подхода необходимо ликвидировать из текста детали и частности.

Стереотипность законодательной документации достигается путем использования конкретики и языковых шаблонов, таким образом формируются общепринятые юридические установки. Н. С. Таганцев отмечал, что «в кодексах уголовных вырабатывается свой собственный язык, иногда даже с своеобразной конструкцией фраз; язык очень часто литературно тяжелый, неизящный, но имеющий громадное преимущество по своей точности и определенности…» [4, с. 78].

Достигнуть стандартного и строгого текста помогают повторения типичных языковых и синтаксических конструкций, применение отглагольных существительных (например, «представительство», «защита», «развитие» и т.д.), употребление лексических конструкций (настоящим актом, на основании пункта), множество причастных и деепричастных оборотов, присутствие маркеров и иерархических нумераций, использование производных предлогов (например, «вследствие», «в продолжение», «ввиду» и т.д.).

Такой подход к составлению законодательной документации позволяет добиться не только простоты и ясности, но также дает возможность любому гражданину понять смысл юридического документа. Таким образом достигается выход законодательства за рамки сферы деятельности юристов и становление его общедоступным. Однако здесь нельзя забывать о возможности нарочитого упрощения правотворчества. Кроме того, для большинства людей узконаправленная документация по обыкновению не является необходимой. Этот вывод подтверждают и слова Ушакова о том, что «законы бывают двух видов: рассчитанные на обширную аудиторию и предназначенные для профессионалов» [5, с. 124].

Нельзя забывать о том, что специфика языка права не должна игнорировать фундаментальные нормы языкознания. Так в качестве существенных недостатков современной правовой терминологии можно выделить ряд проблем. К таковым относится обозначение одним термином нескольких различных понятий и несколькими терминами одного понятия, к примеру термин «деяние» подразумевающий под собой «акт осознанно-волевого поведения человека в форме действия или бездействия» [3, с. 352] может приравниваться к значению слов «акт», «поступок». Но аналогично «акт» так же используется для обозначения официальных документов.

Часто в законодательной документации используются слова с экспрессивной или другой эмоциональной окраской, в качестве примера можно привести слова «претенциозный», «дерзкий», «соблаговолил» и другие.

Либо отмечается присутствие не всегда обоснованной иностранной терминологии, согласитесь, значение термина «пролонгация» может поставить обывателя в тупик, однако отразить суть данного понятия можно использовав принятое в обиходе слово «расширение». В качестве другого неудачного примера заимствования можно

привести такой термин, как «контракт», не имеющий точно установленного значения, который все-таки вытеснен на данный момент общеупотребительным «договор» или более узконаправленным «трудовой договор», что еще раз говорит о двоякости в интерпретации заимствованного термина.

Следующая проблема — использование устаревших либо неуместных выражений в качестве терминов. Архаизмы в современном русском языке давно занимают позицию пассивного запаса, однако право относится к тем консервативным отраслям науки, которые стремятся к сохранению устойчивости письменной речи, даже если имеется более понятная и современная альтернатива. Такой подход можно оправдать тем, что право «один из первых «блоков» цивилизации» [1, с. 51], подразумевающее традиционную преемственность. Примером таких терминов служат слова «заимодавец», «древостой», «бремя» и другие. При работе с архаизмами нормодателю не следует применять их в качестве синонимов, а также стоит убедиться соответствию используемого понятия современной жизни.

Также можно выделись такие проблемные случаи создания и интерпретирования правовых текстов, как применение лингвистически неблагозвучных и неправильных терминов и отсутствие единства терминологии на всех иерархических уровнях действующего законодательства, чрезмерное распространение и обособление предложений. Последнюю проблему можно решить, используя вставные конструкции, которые отличаются емкостью и информативностью.

Если обратиться к стилистике правотворчества, можно также проследить ряд трудностей и недостатков. К примеру, наличие большого объема слов, используемых в одном падеже (чаще всего это родительный падеж) затрудняет понимание смысла такого текста. К искажению восприятия информации также приводит нарушение порядка слов.

Однако, простота и понятность законодательного текста не выступают главными критериями грамотно составленного законодательного текста. Важным требованием в данном случае выступает точность, пренебрежение которой в понимании Д.А. Керимова способно «повлечь за собой тяжкие последствия» [2, с. 86].

Методами достижения искомой точности юридического языка можно считать соответствие закрепленных в законодательстве норм тем нормам, которые фиксируются в нормативных актах. Также необходимо использовать максимально соответствующие ситуации синонимы и соблюдать грамматические, орфографические и пунктуационные правила, нарушение которых не допустимо в законе.

Простота конструкций языка и точность изложения материала помогает добиться одновариантности понимания закона, простоте восприятия его смысла, а также лаконичности, влияющей на простоту запоминания конкретных положений и устоявшихся фраз и понятий. Однако, стремление к простоте и краткости не должно повлечь за собой негативных последствий — потере и искажении информации. Для передачи установки к исполнению тех или иных норм и правил необходимо вводить в текст законов конкретику, рекомендации по их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод об отличиях правового и лингвистического понимания юридического текста, однако они так или иначе тесно переплетены друг с другом. Именно познания как в части языкознания, лингвистики, так и правотворчества позволяют добиться точности передачи правовой информации широкому кругу граждан, имеющих различную специализацию и уровень знаний.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

2. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. Л., 1962.

3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. М: Просвещение, 2012.

4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. М., 1994. Т. 1.

5. Ушаков А.А. Содержание и форма в праве и советское правотворчество: автореф. дис. … д-ра юрид. Наук. Свердловск, 1970.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ОБЛАСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Багрова Ю.Ю.

Багрова Юлия Юрьевна — студент, кафедра тории и истории государства и права, Юридический институт

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье анализируются основные лингвистические ошибки, встречающиеся в текстах действующих правотворческих документов, а также последствия их допущения.

Ключевые слова: юридическая лингвистика, лингвистическая экспертиза, правотворчество.

Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира со своей сложившейся национальной системой права. Законодательство страны является неотъемлемой частью правовой системы. В любой стране законы принимаются с целью защиты прав граждан и улучшения качества их жизни, поэтому важно соблюдение определенных норм и правил при составлении деловых бумаг.

Грамотно оформленный документ — эффективное средство регуляции организационных, финансовых или управленческих действий организаций, должностных и частных лиц. Именно поэтому вся официальная документация требует исключительной точности изложения, не допуская иного толкования текста. Особенно это важно при составлении законов, регулирующих различные стороны жизни общества. Точность изложения предполагает однозначность понимания содержания, указанного в документе, исключение двусмысленности. Адекватность восприятия текста и автором документа и его адресатом чрезвычайно важна в деловом общении на всех этапах законотворческой деятельности.

Языком делового общения является официально-деловой стиль — функциональная разновидность языка, предназначенная для общения в сфере управления. Нормативные правовые акты, любые другие юридические документы подчиняются его нормам и правилам.

Лингвистические ошибки — это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек спокойно живет, работает, общается до тех пор, пока не затронуты его интересы и не возникает необходимость составления юридических или иных документов.

Юридические документы отличаются большей стилистической и языковой однородностью, чем официальные тексты. В них отмечается широкое использование юридической терминологии (апелляция, истец, трибунал, неприкосновенность, кормилец), абстрактной лексики и практически отсутствие экспрессивно-эмоциональных языковых средств, оценочной лексики. Оценочные слова такого рода, как «тунеядец», «преступный» приобретают в данном случае терминологическое значение. Для этого рода документов характерно большое количество антонимов, так как законодательная речь отражает противоположные интересы, противополагает и

Обновление статьи от 12.02.20

Предприниматели знают все в своем бизнесе, но в редких случаях могут о нем хорошо написать. С юристами и адвокатами – та же история. Составить качественный текст для сайта им мешают образование, профдеформация и недостаток свободного времени.

Чтобы исключить появление слабых, перегруженных и никому не нужных статей, достаточно:

  • Разобраться, каким должен быть идеальный юридический текст с точки зрения клиента и SEO.
  • Узнать, как выбирать исполнителя, составлять для него техническое задание и оценивать готовую работу.
  • Понимать, каким образом можно усилить действие полезного контента.

Теперь по порядку.

4 правила написания юридического текста

1. Писать просто и понятно

Целевая аудитория юристов – обычные люди без специального образования. Они уже устали читать сложный текст в законах, договорах и отписках чиновников.

Даже юристу Николаю Чудакову с трудом удалось достать смысл из «совершенно безобразной конструкции»: части 3 статьи 26 ГПК РФ

Потенциальные клиенты юристов и адвокатов – предприниматели, менеджеры, пенсионеры, домохозяйки – хотят, чтобы интернет стал приятным исключением. На сайте ни к чему канцелярит и штампы, объяснять сложные вещи нужно простым языком.

Как упростить юридический текст: несколько примеров

Сложно

Проще

Дуров решил взыскать денежные средства в размере 100 000 000 рублей.

Дуров решил взыскать 100 000 000 рублей.

РБК допустил просрочку исполнения обязательства.

РБК просрочил обязательство.

Объект жилой недвижимости

Дом

В то же время простой и понятный – не значит примитивный. Писать надо уважительно и думать о пользе для читателя.

Авторам юридических текстов стоит прислушиваться к мнению экспертов. Илья Бирман в своем блоге отмечает: «То, что физик-ядерщик понятен только физику-ядерщику — нормально. То, что юрист понятен только юристу — абсурд». Максим Ильяхов призывает убирать канцеляризмы и юридические штампы даже из договоров, где официально-деловой стиль считается обязательным.

2. Отвечать на вопросы читателя

Чтобы сделать текст полезным, нужно учесть потребности целевой аудитории. Юридические статьи на сайтах читают ради двух целей:

Решить текущие проблемы

Примеры запросов: «куда пожаловаться на ЖКХ», «как зарегистрировать ИП».

Предупредить возникновение проблем в будущем

Примеры запросов: «как не попасть под сокращение», «как избежать штрафа за несвоевременную сдачу нулевой декларации».

Хороший пример информационной статьи

Еще пример классной информационной статьи. Обратите внимание на легкий слог – написано «по-человечески»

Информационные статьи отвечают на информационные запросы. Они должны помогать читателю решать задачи без навязывания услуг. Максимум, что можно позволить, – призыв к действию в конце статьи.

Не надо так: CTA-кнопка в середине статьи, а в конце ее нет

Делать качественный информационный контент – сложно и дорого, но он показывает экспертность и, главное, обучает клиентов.

Блоги адвокатов, юристов и юридических компаний – как бы небольшие СМИ, способные сформировать доверие целевой аудитории. Оно крайне необходимо, так как принять решение о заказе юридической услуги намного труднее, чем купить говорящего хомяка или спиннер.

На сайтах нужен и коммерческий текст. Его размещают на главной и посадочных страницах. Он помогает ответить на «горячие» запросы аудитории: «услуги юриста по земельным вопросам», «юридическое сопровождение бизнеса цена» и тому подобные.

Коммерческий текст на сайте должен выполнять следующие функции:

Наглядно объяснять ценообразование

«Стоимость по запросу» раздражает не только в e-commerce. Юридические услуги стоят недешево, поэтому нужно хотя бы указать разброс цен. И рассказать, от каких факторов они зависят.

Текст ничего не объясняет

Так лучше: видно хотя бы примерную стоимость услуг

Кстати, о доверии: подобное развенчание мифов хорошо влияет на его рост

Показывать преимущества и выгоды, суть конкретной услуги

Посетитель сайта должен понимать, что он получит от вас. «Человек покупает не дрель, а отверстия в стене» – «бородатый» афоризм, но всегда актуальный.

Используйте цифры и факты, если они понятны потенциальному клиенту.

Такой набор слов на сайте ни к чему (страшный фон – отдельная тема)

Хорошо, что есть буллиты, но нет никакой конкретики. Не хватает отстройки от конкурентов: такие преимущества может озвучить любой

Четкое позиционирование, много глаголов

Продавать обратный звонок или консультацию, но не саму услугу

Даже если текст – коммерческий, не стоит кричать «купи прямо сейчас», угрожать и излишне поучать. Привлекать клиентов лучше ненавязчиво.

На главной этого сайта ничего не объясняют – сразу предлагают заказать услуги. Смущает и то, что компания много чем занимается, нет узкой специализации

Тут сделали хорошо: работают по узкой целевой аудитории, продают консультацию

Отсутствует четкое позиционирование, зато нет ничего лишнего – все вопросы предлагают решить по телефону

Однако хорошего текста недостаточно. На сайте обязательно должны быть социальные доказательства: реальные отзывы клиентов, дипломы, сертификаты, исследования, кейсы, ссылки на решения судов.

Пример кейса: юридический центр помог возместить ущерб от затопления квартиры

Ссылки на судебные решения доказывают экспертность компании

Исследования – это здорово

Серьезный плюс к доверию также дадут бесплатные электронные книги и шаблоны документов.

Шаблоны документов в помощь бизнесу предлагают бесплатно, без регистрации и эсэмэс

3. Не забывать о дизайне

Никто не будет читать «простыни» текста без подзаголовков, абзацев, таблиц, списков и врезок.

Хочется взять и закрыть такой сайт

Структуру текста следует строить на ключевых моментах. Она должна быть в мире читателя: тем, кто ищет услуги юриста в Москве, не интересно читать «воду» о римском праве.

Пример хорошей структуры от Филиппа Бразговского: подобное развитие мысли уместно и для статьи, и для доклада

Каждому тексту – минимум по одной иллюстрации. Только добавлять на страницы сайта стоит лишь ценный графический контент: таблицы, схемы, графики, диаграммы, скриншоты. Если их нет, а «разбавить» текст хочется, заказывайте дизайнерские иллюстрации.

«Тинькофф-журнал»: пример дизайнерской иллюстрации в статье на юридическую тему

Боже упаси от стоковых картинок Фемиды: лучше загрузить на сайт фотографии своих сотрудников.

Жуткая фотостоковая картинка (или их смесь) на сайте юридической компании. Не надо так

На главной – никаких Фемид, только команда юридической компании. Потенциальные клиенты видят, что за сайтом стоят живые люди

Помните: плохая верстка может испортить даже хороший текст. Проверяйте публикации после загрузки на сайт несколькими браузерами и устройствами.

В таком виде предстает сайт одной из юридических контор на нетбуке. Страшно представить, как он выглядит на мобильном устройстве

4. Учитывать требования SEO

Дополнительная польза качественного текста – привлечение пользователей из «Яндекса» и Google. Чтобы получить целевой поисковый трафик, нужно учитывать требования поисковых систем. SEO – хорошо, если без фанатизма.

Кто-то платит за клики, кто-то получает посетителей бесплатно благодаря SEO

Что делать перед тем, как писать SEO-текст:

  • Собрать семантическое ядро – пул поисковых запросов, по которым должен продвигаться сайт. Вручную подобрать их можно с помощью сервиса «Яндекс.Вордстат». Список поисковых запросов (ключевых слов) пригодится и для посадочных страниц, и для статей в блоге.
  • Объединить похожие ключевые слова в кластеры. Эта процедура позволяет сэкономить время и силы без потери эффективности, ведь совсем не обязательно под каждый запрос делать отдельную страницу.
  • Проанализировать поисковую выдачу – определить уместное количество вхождений поисковых запросов в текст. Главное правило: лучше меньше ключевых слов, чем переспамленность ими.

В поисковой оптимизации много тонкостей, поэтому эту работу следует поручить опытному специалисту.

В SEO есть устойчивое убеждение: важна 100 % уникальность. Пытаясь поправить статью в угоду подобному заблуждению, несчастные авторы даже меняют слово «юрист» на «жрец Фемиды» и «юриспрудент». Такие требования для юридического текста – бред, особенно, если необходимо цитировать закон.

Как выбрать исполнителя, составить ТЗ и оценить результат

В первом абзаце мы говорили: часто юристы и адвокаты не могут правильно составить текст для веба, а большинство копирайтеров слабо разбирается в юриспруденции и бизнесе. Возникает вопрос: кто тогда будет писать для юридического сайта?

Есть три варианта:

  1. Обратиться в интернет-агентство и доверить все подрядчику.
  2. Самостоятельно найти автора с юридическим бэкграундом или большим опытом написания текстов для юристов.
  3. Начать работу с автором без специальных знаний, но умеющим «глубоко копать», задавать вопросы и проверять факты.

С первым и вторым вариантом – все ясно. В третьем случае, чтобы получить качественный контент, важно помочь копирайтеру: как минимум дать контакты экспертов для консультаций. Было бы хорошо также предоставить ему список так называемых LSI-фраз. Они ускорят процесс написания текста и помогут быстро вникнуть в незнакомые темы.

LSI – технология скрытого семантического индексирования. Поисковые системы учитывают не только вхождение «ключей» в текст, но и дополнительные слова, связанные с поисковыми запросами семантически. Собрать список с LSI-фразами можно с помощью подсказок «Яндекса» и Google или специальных инструментов, например, «Акварель-генератора» в JustMagic.

Результат работы «Акварель-генератора» в JustMagic по запросу «юридическое сопровождение бизнеса». На скриншоте выделены ненужные повторы и штампы. Остальное можно включить в ТЗ и использовать при написании текста

У диджитал-специалистов есть поговорка: «Без внятного ТЗ – результат ХЗ». В техническом задании для копирайтера необходимо указать сведения о целевой аудитории, цель текста и другие важные моменты.

Образец технического задания на написание юридического текста

Тема статьи:

Услуги страхового юриста

Примеры статей по тематике:

Цели и задачи:

Описать услуги страхового юриста. Рассказать, в чем преимущества заказа услуг, от чего зависит их стоимость и что произойдет, если ими не воспользоваться.

Не должно быть воды в стиле «кто такой юрист». Пишем уважительно, объясняем простым языком.

Где будет размещена статья:

Посадочная страница

Число вхождений ключевых слов:

юрист по страховым спорам 1

юридическая компания по страховым спорам 1

[страховой юрист] 3

страховой юрист 2

Дополнительные слова:

Страховая компания 1+

Выплатах по КАСКО 1+

Юридические услуги 1+

Страховой случай 1+

Исковое заявление 1+

компания 2

право 3

Москва 3

суд 3

страховщик 3

автоюрист 2

машина 2

консультация 2

водитель 2

документ 2

ДТП 2

стоимость 3

Слова, которые не стоит использовать в тексте:

Число слов в тексте:

2 000

Целевая аудитория:

Физические лица, которым страховая компания отказывается платить, занижает сумму страховой выплаты или задерживает ее

Требования к стилю и другие пожелания:

Готовую работу старайтесь оценивать объективно. Учитывайте не только личные ощущения, но и мнения экспертов, конверсию в заявки, поведенческие факторы: глубину просмотра, процент отказов, время пребывания на сайте.

Кстати, чтобы принести пользу людям, не обязательно писать большие статьи и разрабатывать посадочные страницы. В юридической теме хорошо работают и F.A.Q. – короткие ответы на вопросы.

Пример блока F.A.Q. на сайте юридической компании

Сервис Jurfaq: тут только короткие ответы на вопросы, но польза сервиса не вызывает сомнений

Что еще можно использовать для продвижения юридических услуг

Все мечтают о сарафанном радио, но этот канал непредсказуем, его сложно контролировать. Гораздо легче управлять бизнесом, если есть комплексная маркетинговая стратегия.

Есть и компромиссный вариант: реферальный маркетинг

Правильный маркетинг способен объяснить качество и стоимость услуг, выстроить долгосрочные отношения с целевой аудиторией и (в конечном счете) увеличить прибыль.

Мы уверены, что в юридической тематике главный упор следует делать на обучающие материалы: статьи, электронные книги, исследования, видеоуроки. Их воспримут на ура и на вашем сайте, и на сторонних площадках (форумах, отраслевых СМИ, социальных сетях).

Не бойтесь обучать, так как знание ≠ действие.

Хотите усилить эффект от создания и распространения контента – развивайте и другие направления:

  • Запустите email-рассылку и контекстную рекламу.
  • Постоянно собирайте и обрабатывайте обратную связь.
  • Отслеживайте действия конкурентов.
  • Стройте личный бренд.
  • Выступайте на семинарах и по TV.

В завершение статьи хотим пожелать вам успехов и терпения. Ведение блога, работа с авторами, съемка видео не сразу приносят деньги. Зато в долгосрочной перспективе инвестиции в интернет-маркетинг с упором на контент многократно окупаются.

Надеемся, что статья вам пригодится. Если так и произошло, будем благодарны за репосты в социальных сетях. Ну а если нет времени на реализацию написанного, и вы ищете авторов, которые могли бы заполнить ваш сайт грамотными экспертными и оптимизированными текстами, обращайтесь в «Текстерру».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать январь на немецком языке
  • Как написать юнит тест
  • Как написать январь на английском языке печатными буквами
  • Как написать юникод символ на клавиатуре
  • Как написать ямете кудасай на японском