Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области,
— Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
детям
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
О
соблюдении единых требований
к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области
Методические
рекомендации для специалистов ПМПК
НОВОСИБИРСК
2017
Введение
В условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью заключение
учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения
ПМПК об определении адаптированной общеразвивающей программы обучающихся с ОВЗ, варианта
программы и других специальных образовательных условий – правильно
напишите.
В
процессе организации деятельности учителей-дефектологов в системе
психолого-медико-педагогической комиссий и центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям возникают
вопросы, связанные с дифференциальной диагностикой познавательной деятельности, сформированностью универсальных учебных действий
обучающихся и уровнем
их обучаемости, что создает определенные трудности при формулировании заключения учителя-дефектолога.
Специалисты
ГБУ НСО «ОЦДК» и
МКУ ДПО ГЦОиЗ
«Магистр» на основе методического пособия «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития
инклюзивного образования», /Под общ. Ред. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
– М.: АРКТИ, 2015 составили
рекомендации по формулированию дефектологического заключения. Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-дефектологами
ППМС-центров и ПМПК на территории Новосибирской области.
Особенности деятельности учителя-дефектолога ПМПК
В команде специалистов ПМПК дефектолог более других нацелен
на диагностику ребёнка
в контексте его учебной деятельности. Основная задача дефектолога
– определить обученность и обучаемость ребёнка, а так же особенность его познавательной деятельности, сформированность универсальных учебных
действий. Обследование обучающихся проводится с использованием диагностических пакетов для комплексной диагностики в условиях ПМПК, утверждённых Приказом Министерством
образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области от 19.01.2016 г. № 310-03/25.
Познавательная
деятельность
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление,
память, внимание, речь. Учебная деятельность школьника
– это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. Отношение
учащихся к учению обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре
активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные
задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
В педагогике познавательная активность
определяется как
«качество
деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения,
в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами
деятельности за оптимальное время, в
мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно- познавательной цели»
Познавательная активность ребёнка
может определяться следующими параметрами:
—
проявление/не проявление интереса к предлагаемым заданиям,
— активность/пассивность в познании окружающего мира,
— способность/неспособность сосредоточиться на предлагаемых заданиях,
— заинтересованность/не заинтересованность в положительной оценке своей деятельности.
Познавательная деятельность ребёнка тесно связана
с его ведущей деятельностью.
Дефектолог организует диагностику дошкольника, учитывая его возрастные особенности и потребность в игре. Организованная педагогом игра позволит в большей мере раскрыть индивидуальные особенности ребёнка в познании окружающего мира.
Диагностика познавательной деятельности дошкольника проводится в процессе наблюдения за ребёнком как при непосредственном обследовании специалистами ПМПК, так и в
моменты его
нахождения в холле: игра, общение со сверстниками и родителями.
Диагностика познавательной деятельности школьника в большей мере проводится в процессе
диагностической сессии ПМПК и предполагает предъявление учебных заданий в соответствии с программой и классом обучения.
Можно выделить несколько
уровней познавательной деятельности:
—
высокий уровень
познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем познавательной активности, самостоятельной поисковой
деятельностью, способностью искать и находить источники информации, постоянной
готовностью получать новые знания и умения;
—
достаточный уровень
познавательной деятельности характеризуется способностью ребёнка проявлять
познавательную активность достаточную для овладения образовательной программой;
—
низкий уровень
познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых
заданиях. Низкий уровень познавательной деятельности может быть обусловлен как низким уровнем
сформированности познавательных процессов, так и специфической социальной ситуацией развития;
—
выраженные нарушения
познавательной деятельности характеризуется стабильно низкой познавательной активностью вне зависимости от социальной
ситуации развития.
Обученность
Обученность включает как наличный, имеющийся
к сегодняшнему дню запас знаний,
так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение
учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка
обучили. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения.
Обученность
дошкольника определяется соответствием знаний,
умений, развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям.
Обученность школьников определяется в соответствии с уровнем образования, программой обучения и характеризуется следующими уровнями:
— программа в целом усвоена;
—
программа усвоена
не полностью (при положительных отметках не все разделы программы усвоены);
—
программа усвоена
частично (не усвоена
программа по 1-2 предметам);
—
программа не усвоена.
Дошкольный уровень образования не предполагает итоговой
аттестации обучающихся, но возрастные показатели заложены в программах обучения в соответствии с ФГОС ДО.
Обучаемость
Обучаемость в широком смысле слова — это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.
Б.В. Зейгарник
отмечает, что обучаемость — это диапазон
потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе.
Б.Г. Ананьев понимает
обучаемость как подготовленность психики человека на
всем предыдущем отрезке ее
формирования к быстрому ее развитию в
процессе обучения в строго определенном направлении.
Условно выделяют следующие
уровни обучаемости:
—
достаточный уровень
обучаемости (ребёнок способен
выполнить задание самостоятельно или при небольшой
организующей/стимулирующей помощи);
—
уровень обучаемости снижен
(ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания
по алгоритму, требуется
неоднократный обучающий эксперимент);
—
низкий уровень
обучаемости (ребенок нуждается
в прямой помощи,
не способен выполнить
задание самостоятельно после многократных показов).
Образцы заключений дефектолога ПМПК
Интеллектуальные нарушения
Дошкольный возраст |
|||||
Психолог |
Логопед |
Психиатр |
Дефектолог |
||
Тотальное |
недоразвитие |
Системное недоразвитие речи |
F70 |
Низкий уровень познавательной |
|
высших |
психических |
(с указанием степени) |
деятельности. Низкий уровень |
||
функций |
(с |
указанием |
обучаемости/уровень обучаемости |
||
варианта) |
снижен. |
||||
F71 |
Выраженное нарушение |
||||
(недостаточность) познавательной |
|||||
деятельности. Знания, умения не |
|||||
соответствуют возрасту. |
|||||
Низкий уровень обучаемости |
|||||
F72 |
Предпосылки познавательной |
||||
F73 |
деятельности не сформированы. |
||||
Умения и навыки |
|||||
фрагментарны/отсутствуют. Низкий |
|||||
уровень обучаемости. |
|||||
Школьный возраст |
|||||
Тотальное высших функций |
(с |
недоразвитие психических указанием |
Системное недоразвитие речи |
F70 |
Стойкое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какую) |
варианта) |
усваивает/не усваивает/усваивает частично. Уровень обучаемости снижен/низкий уровень обучаемости. |
||
F71 |
Стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности. Программу частично. Низкий уровень |
||
F72 F73 |
Стойкое грубое нарушение познавательной деятельности. Предпосылки учебной обучаемости. |
Задержка психического развития
Дошкольный возраст |
|||
Парциальное |
Речевое развитие соответствует возрасту/ ФФН |
F90-94 F82 |
Достаточный/низкий уровень Уровень обучаемости достаточный/снижен/недостаточный обусловлен специфической социальной ситуацией развития. |
Школьный возраст |
|||
Парциальное Парциальное Парциальное тонуса. |
Речевое развитие соответствует возрасту/ нарушение письменной речи |
F90-94 F82 |
Достаточный/низкий уровень недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития. Программу обучения (…) усваивает/усваивает не в полном Уровень обучаемости достаточный/снижен. |
Дошкольный возраст |
|||
Парциальное недоразвитие высших психических функций, с |
ОНР (с указанием уровня речевого |
F80 F83 |
Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/ |
недостаточностью вербально – логического компонента познавательной деятельности |
развития) |
фрагментарная недостаточность познавательной деятельности. Уровень обучаемости достаточный/снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития. |
||
Школьный возраст |
||||
Парциальное Парциальное |
ОНР, нарушение формирования процессов Риск формирования дисграфии/дислексии (1 кл, 1, 2, 3 четверть), дисграфия/дислексия (1 кл, 4 чт, 2 и следующие классы) |
F80 — F82 |
Программу обучения (…) усваивает/усваивает не в полном Уровень обучаемости достаточный/снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития. |
|
Дошкольный возраст |
||||
Парциальное недоразвитие высших |
ОНР/СНР |
F80 -F82, F 90-94, F 06.7 |
Неравномерная недостаточность познавательного Уровень обучаемости достаточный/снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной |
|
ситуацией развития. |
|||
Школьный возраст |
|||
Парциальное Неравномерно задержанное развитие (дисгармоничный инфантилизм), экстрапунитивная форма. Неравномерно задержанное развитие (дисгармоничный инфантилизм), интрапунитивная форма. |
ОНР Нарушение процессов чтения и письма. |
F80 -F82, F 90-94, F 06.7 F 07.8 |
Предпосылки учебной деятельности не сформированы. Знания, умения и навыки не соответствуют возрастным и программным требованиям (для поступающего в 1 кл.). Программу обучения (…) усваивает/усваивает не в полном Уровень обучаемости достаточный/снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития. |
Норма развития
Дошкольный возраст |
|||
Психолог |
Логопед |
Психиатр |
Дефектолог |
Психологическое развитие соответствует условно- возрастной норме. Дефицитарность иных |
Речевое развитие соответствует условно- возрастной норме/ФФНР |
Z 004 |
Высокий/достаточный уровень Представления ребёнка об окружающем, его деятельность, знания, умения соответствуют возрасту. Достаточный специфической социальной ситуацией развития. |
Школьный возраст |
|||
Психологическое развитие соответствует условно- возрастной норме. Дефицитарность иных функциональных систем. |
Речевое развитие соответствует условно- возрастной норме/ФФНР |
Z 004 |
Высокий/достаточный уровень Программу специфической социальной ситуацией развития. |
Дефицитарное развитие
Дошкольный возраст |
|||
Психолог |
Логопед |
врач |
Дефектолог |
Дефицитарность |
Речевое развитие |
Диагноз |
Высокий/достаточный/низкий |
слухового/зрительного |
соответствует условно- |
сурдолога/ |
уровень познавательной |
восприятия/опорно- |
возрастной норме. |
офтальмолога |
деятельности. |
двигательного |
ОНР/СНР (с указанием |
/невролога/ |
Представления ребёнка об |
аппарата/сочетанная/иных |
уровня). |
другого врача |
окружающем, его деятельность, |
функциональных систем |
СНР (с указанием степени), |
знания, умения соответствуют/не |
|
обусловленное нарушением |
соответствует возрасту. |
||
слуха/ у ребенка с |
Достаточный уровень |
||
нарушением опорно- |
обучаемости/ |
||
двигательного аппарата/ у |
снижен/низкий/недостаточный, |
||
ребенка с сочетанными |
обусловлен специфической |
||
нарушениями. |
социальной ситуацией развития.. |
||
Школьный возраст |
|||
Психологическое развитие |
Речевое развитие |
Диагноз |
Высокий/достаточный /низкий |
соответствует условно- |
соответствует условно- |
сурдолога/ |
уровень познавательной |
возрастной норме |
возрастной норме. |
офтальмолога |
деятельности. |
ОНР/СНР (с указанием |
/невролога/ |
Программу обучения (указать |
|
уровня). |
другого врача |
какую) усваивает |
|
СНР (с указанием степени), |
полностью/частично/не усваивает. |
||
обусловленное нарушением |
Достаточный уровень |
||
слуха/ у ребенка с |
обучаемости/ |
||
нарушением опорно- |
снижен/низкий/недостаточный, |
двигательного аппарата/ у ребенка с сочетанными нарушениями. Нарушения |
обусловлен специфической социальной ситуацией развития. |
Рекомендации
дефектолога
По результатам обследования учитель-дефектолога даёт следующие рекомендации:
1.
Образовательная программа (ООП, АОП).
2.
Специальные учебники
и дидактические пособия.
3.
Специальные технические средства.
4.
Обеспечение архитектурной
доступности (для обучающихся с двигательными
и сенсорными нарушениями).
5.
Предоставление услуг ассистента (для осуществления необходимой технической помощи в
передвижении, питании, уходе) или тьютора
(для обеспечения индивидуального образовательного процесса).
6.
Направления деятельности дефектолога образовательной организации.
7.
Рекомендации педагогу
по использованию специальных методов, приёмов,
подходов.
8.
Конкретные рекомендации по
специальным условиям сдачи ГИА (для обучающихся 9-11 классов).
Образцы заполнения протокола дефектологом ПМПК
Образец № 1
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании дошкольника с тяжёлыми
нарушениями речи
ФИО ребёнка
На момент обследования 4 года.
Посещает общеобразовательную группу ДОО.
Цель обращение – разработка рекомендаций по воспитанию, развитию
обучающегося в связи с нарушениями речи.
Основные представления о себе, о своей семье: девочка отзывается на своё имя, поворачивает голову в сторону говорящего,
показывает пальчиком маму и бабашку.
Моторное развитие:
(равновесие, координация, владение
ножницами, карандашом и др.): Затруднены тонкие дифференцированные движения
рук и пальцев: при владении
карандашом и ножницами. Равновесие, стоя на двух ногах,
удерживает, на одной ножке требуется
помощь взрослого.
Сформированность сенсорных
эталонов: сенсорные эталоны на стадии формирования: представление о цвете на уровне сличения, величину
предметов различает понятия
(«большой — маленький» показывает на картинках), но не называет,
понимает инструкцию, двумя руками складывает пирамидку.
Ориентированность во времени и пространстве: временные и пространственные
представления на стадии формирования, ребёнок по инструкции взрослого показывает все части тела на себе и на
кукле, находит среди картинок
изображение, где дети играют зимой.
Сформированность предметных представлений:
предметы быта, растительный мир,
животный мир, транспорт, профессии и др.: запас знаний и представлений об окружающих
предметах на стадии формирования. Ребёнок
на иллюстративном материале
показывает знакомые предметы, животных.
Развитие речи: Устная речь не соответствует возрастной норме и характеризуется, как задержка темпов
речевого развития. Ринолалия. Связная речь не сформирована, в речи присутствуют отдельные звукоподражания. При предъявлении картинок
имитирует звукоподражание тех животных или птиц, которые
ей знакомы, повторяет
вслед за педагогом
отдельные двусложные слова (мама, папа). Обращённую речь понимает и молча выполняет
доступные задания.
Счётная деятельность:
(пересчёт предметов, в прямом порядке, в обратном
порядке, выделение заданного количества, знание цифр, соотнесение числа с количеством, умение выполнять сложение и вычитание – в пределах 5 -10 — с опорой на
наглядный счетный материал или без нее): начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений
на стадии формирования, девочка ориентируется в
понятиях «больше — меньше», правильно показывая на картинках большие и маленькие предметы.
Особенности
обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, использует /не использует помощь:
направляющую, обучающую, прямую подсказку: обучаемость на репродуктивном уровне, позволяющей ребёнку
понимать новую информацию и применять её по алгоритму
с направляющей и обучающей помощью взрослого.
Любознательность, активность, познавательная мотивация: мотивация к обучению
сформирована, ребенок выслушивает инструкцию, самостоятельно
выполняет задание.
Ресурсные возможности ребенка:
По уровню сформированности познавательных функций
1. Проявляет интерес к игрушкам.
2. Девочка способна использовать помощь взрослого.
3. Продуктивная деятельность 5-7 минут.
Заключение:
Уровень познавательной деятельности снижен в связи с тяжёлыми
нарушениями речи. Достаточный уровень обучаемости.
Рекомендации педагогам:
1.
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ПМП консилиумом образовательного учреждения.
2.
Комплексная логопедическая коррекция.
Рекомендации родителям:
1.
Занятия с логопедом.
2.
Соблюдение охранительного режима дня (продолжительность сна, рациональное питание,
прогулки и т.д.).
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено: Общее недоразвитие речи. I уровень
речевого развития. Ринолалия. Дефицитарность иных функциональных систем. Уровень познавательной деятельности
снижен в связи с
тяжёлыми нарушениями речи. Достаточный уровень
обучаемости.
Обучающийся
нуждается в специальных образовательных условиях:
Образование
и развитие в дошкольной
образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 2017-2018 уч.г.
Заключение действительно на период обучения по образовательной программе
дошкольного образования.
Повторный осмотр
на ПМПК перед школой.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на 3 листах)
Образец № 2
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании дошкольника с лёгкой
умственной отсталостью
Фамилия, имя, отчество ребенка: —————-
Возраст на момент обследования: 8 лет.
Александр обучается по АОП ДОО
для детей с нарушением интеллекта.
Цель обращение – разработка рекомендаций для 1 класса.
На
контакт идет с трудом, задания принимает не все, только те которые ему интересны. Не понимает цели
задания, не анализирует способы выполнения.
Знания и представления об окружающем мире неполные.
Называет только свое имя.
Развитие речи. Речь невнятная, наблюдается нарушение звукопроизношения. Вербальную информацию не запоминает, необходимо неоднократно повторять простую
инструкцию. По картинкам
правильно называет животных,
повторяет слова за педагогом.
Математические представления. Элементарные математические представления не сформированы.
Отмечается незрелость общей и мелкой моторики: движения
неточные, плохо координированные.
Социально-бытовые навыки
недостаточно сформированы.
Оценка результатов продуктивной деятельности. В рисунках наблюдается предметное черкание.
Заключение. Стойкое,
выраженное нарушение познавательной деятельности. Низкий уровень
обучаемости.
Рекомендации педагогам.
В работе с ребенком необходимо применять специальные педагогические методы и приемы:
— начало работы с более
легких заданий;
—
дробление задания на
небольшие части, контроль работы над каждой частью,
внесение необходимых корректировок;
—
учитывайте замедленный темп деятельности в процессе выполнения заданий. Не торопите
при выполнении полученной работы;
—
создание условий,
способствующих сохранению мотивации к учебной
деятельности: проявление поддержки и одобрения, создание ситуации успеха, повышения
самооценки; использование игровых
приемов, привлечение к выполнению заданий
в занимательной форме;
предложение инструкций в спокойной доброжелательной форме, применение системы поощрений.
Рекомендации родителям. Формирование социально-бытовых навыков. Взаимодействие с педагогами образовательной
организации. Оказание помощи в выполнении
домашнего задания.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико- педагогического обследования установлено: Тотальное недоразвитие высших психических функций, простой (уравновешенный) вариант. Системное недоразвитие речи. III уровень
речевого развития. Стойкое, выраженное
нарушение познавательной деятельности. Низкий уровень обучаемости.
Обучающийся нуждается
в специальных образовательных условиях:
Обучение в образовательной организации по адаптированной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант с 2017- 2018 уч.г.
Заключение действительно на период обучения
по адаптированной образовательной программе.
Повторный осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на … листах):
Образец № 3
Образец заполнения протокола дефектологом при
обследовании дошкольника с умеренной умственной отсталостью
центр.
Фамилия, имя, отчество
ребенка: —————-
Возраст на момент обследования: 8 лет.
Ребёнок не организован (F 71.1), посещает
реабилитационный
Цель обращение – разработка рекомендаций для 1 класса.
Основные представления о себе, о своей семье: не называет своё имя и фамилию, не знает имена педагогов и воспитателей, адреса проживания.
Моторное развитие: (равновесие, координация, владение ножницами, карандашом и др.):
Затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: при владении карандашом и ножницами. Равновесие, даже стоя на двух ногах, удерживает плохо. Отмечается несформированность статических движений.
Сформированность сенсорных
эталонов: сенсорные эталоны
не сформированы: не называет и не показывает основные цвета, не определяет форму и величину
предметов «большой — маленький», испытывает трудности при складывании пирамидки из цветных
мягких модулей, не учитывает величину
предметов.
Ориентированность во времени и пространстве: пространственно- временные представления не сформированы.
Сформированность предметных представлений: предметы быта, растительный мир, животный мир, транспорт, профессии
и др. Сформированность предметных представлений не соответствует возрастной норме. Ребёнок не называет
предметы быта и их части, не знает названий
животных их детёнышей, транспортных средств, профессий и т.д.
Развитие речи: речь как средство общения не сформирована, в речи присутствует отдельные звукоподражания,
носящие бытовой характер. Коммуникативные
навыки не сформированы, потребность в общении
со сверстниками и с педагогом носит поверхностный характер. Устная речь характеризуется, как системное
недоразвитие речи. I уровень
речевого развития. Дизартрия.
Счётная деятельность: (пересчёт предметов, в прямом
порядке, в обратном порядке,
выделение заданного количества, знание цифр, соотнесение числа с количеством, умение выполнять сложение
и вычитание – в пределах
5 -10 — с опорой на наглядный
счетный
материал или без нее): начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений
не сформированы; мальчик не считает, не даже не ориентируется
в понятиях «больше — меньше». Элементарные математические представления не соответствуют возрастной норме.
Особенности обучаемости: насколько
быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, использует /не использует помощь:
направляющую, обучающую, прямую подсказку: обучаемость на уровне группы учебного риска, ребёнок не проявляет даже минимальные возможности. Новые понятия не формируются даже после длительной индивидуально-обучающей помощи, навык самоконтроля в учебной деятельности не сформирован, задания
не выполняет даже с помощью
прямой подсказки педагога,
направляющую и обучающую
помощь не осознаёт. Понимание речи ограничено. Любознательность, активность, познавательная мотивация: мотивация
к обучению не сформирована, ребенок
не понимает важности учения,
не стремится осознавать способы и формы своего
сотрудничества и взаимоотношения с педагогом.
Ресурсные возможности ребенка:
По уровню сформированности познавательных функций
1. Проявляет интерес к пальчиковым играм, музыкальным занятиям.
2. Мальчик в очень малой степени, но способен использовать помощь
педагога.
3. Общая работоспособность 3-5 минут.
Заключение:
Выраженное нарушение (недостаточность) познавательной деятельности. Знания, умения не соответствуют возрасту.
Низкий уровень обучаемости
Рекомендации педагогам:
1.
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ПМП консилиумом образовательного учреждения.
2.
Включенность в
образовательный процесс на коррекционные занятия
мероприятия культурно-развлекательного характера в зависимости от состояния
(поведения ребенка) в сопровождении
тьютора.
3.
Занятия с психологом. Адекватная коррекция системы аффективной организации и
поведенческая коррекция.
Рекомендации
родителям:
1.
Развивать у ребенка самостоятельность в обслуживании.
2.
Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
3.
Закреплять навыки самообслуживания, формировать санитарно-гигиенические навыки и правила личной
гигиены.
4.
Расширять сферу социально-бытовых контактов
(родственников, друзей).
5.
Активное участие
в мероприятиях, организованных образовательной организацией и выполнение рекомендаций педагогов, специалистов сопровождения.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено: Тотальное недоразвитие высших психических функций, аффективно-возбудимый
вариант, аффективная форма. Системное
недоразвитие речи тяжёлой степени. Выраженное
нарушение (недостаточность) познавательной деятельности. Знания, умения
не соответствуют возрасту.
Низкий уровень обучаемости.
Обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях: Обучение в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант с 2017- 2018 уч.г.,
Обучение может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).
Заключение действительно на период обучения
по адаптированной образовательной программе.
Повторный осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Реабилитация в учреждении системы социального обслуживания населения с 2016-17
уч.г.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на листах).
Образец № 4
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании школьника с ЗПР
Фамилия, имя, отчество ребенка: ————
Возраст на момент
обследования: 8 лет, 6 мес.
Даниил обучается в первом классе по основной
общеобразовательной программе («Школа
России»). Не усваивает
программный материал по основным предметам.
Цель обращения: разработка рекомендаций в связи с трудностями
усвоения ООП.
На контакт
идет осторожно. На простые, знакомые
вопросы отвечает, при столкновении
с трудностями отказывается работать.
Во время диагностики мальчик ведет себя спокойно, отвлекается на внешние раздражители. Задания, принимает, но не всегда понимает цель и не анализирует
способы выполнения. Помощь использует
только обучающую или прямую подсказку, самостоятельно за помощью не
обращается.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка сформированы
недостаточно, затрудняется назвать
свой полный адрес, дату рождения.
Забывает названия некоторых
предметов, затрудняется назвать
детенышей животных, не знает названий
птиц.
Письмо: при списывании допускает пропуск и
замену букв, под диктовку не пишет. Правила
не знает, грамматические задания не выполняет.
Чтение побуквенное, пытается сливать
слоги, смысл прочитанного не осознает. Прослушанный
текст может пересказать по наводящим
вопросам.
Математика. Сравнивает и определяет предметы по форме, цвету,
величине. Основные цвета знает, соотносит. Порядковый счет в пределах
10, соотносит цифры с количеством предметов, самостоятельно раскладывает предметы от самого маленького к самому большому.
Простые арифметические действия
в пределах первого десятка выполняет по пальцам.
Задачи не решает, по аналогии не работает.
Развитие речи. Словарный запас бедный, не может внятно выразить
свои мысли вслух. При составлении рассказа по сюжетной картинке перечисляет предметы
и действия. Сложную
инструкцию необходимо делить на части
и неоднократно повторить.
Мелкая моторика развита недостаточно. При
манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы. Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо.
Работоспособность снижается в начале
занятия.
Характеристика обучаемости: самостоятельно работать
не может, помощь не всегда использует. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Работать
по аналогии не может.
Отношение к учебной деятельности неосознанное.
Оценка результатов продуктивной деятельности: с учетом данных анализа
продуктов деятельности (рабочие
тетради) уровень обученности не соответствует программе
обучения, уровень актуального развития ниже возрастной нормы.
Заключение: Уровень
познавательной деятельности снижен. Общеобразовательную
программу 1 класса не усваивает. Уровень обучаемости снижен.
Рекомендации родителям. Взаимодействие с педагогами и специалистами сопровождения образовательной организации в работе с ребенком.
1.
Развитие мелкой моторики и
графических навыков (обводка, штриховка,
конструирование, лепка, рисование, работа с ножницами, глиной).
2. Оказание помощи в выполнении домашних
заданий.
Рекомендации педагогам.
В работе с ребенком использовать специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с
ОВЗ:
— Дифференцированное,
«пошаговое» обучение.
— Реализация индивидуального подхода.
—
Предъявление учебного
материала с опорой на зрительные образы (иллюстрации,
модели, схемы).
— Расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире.
— Формирование
пространственно-временных представлений.
—
Учет замедленного темпа деятельности: давать
время на обдумывание вопроса, не торопить с ответом.
— Использование всех видов помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая).
— Определение объёма заданий в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
— Чередование
видов и методов
деятельности.
—
Переключение внимания
ребёнка при помощи специальных приёмов: тактильных, наглядных, слуховых,
двигательных, игровых.
— Постоянная поддержка познавательного интереса.
—
Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения
детей, демонстрирующее доброжелательное и уважительное к ним отношение.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико- педагогического обследования установлено: Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа. Системное
недоразвитие речи. III уровень речевого развития. Уровень познавательной деятельности снижен. Общеобразовательную программу не усваивает.
Уровень обучаемости снижен.
Обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях: Обучение в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с 2017-2018 уч.г., которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012
г.).
Заключение действительно на период обучения
по адаптированной образовательной программе начального общего
образования.
Повторный
осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на листах).
Образец № 5
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании школьника с умственной отсталостью
ФИО ребёнка На момент обследования 9 лет
Обучается
во 2 классе по ООП, дублировал 1-й класс. Программу не усваивает.
Цель обращения — разработка рекомендаций по обучению.
Знания и представления об окружающем мире: дает краткие сведения о себе и окружающих. Отвечает
на вопросы о наличии друзей,
увлечений. Ответы краткие, односложные.
Ориентированность во времени и пространстве: Времена года на картинках узнает,
называет. Признаки изменений
времен года самостоятельно назвать не может,
название месяцев не знает.
Сформированность сенсорных
эталонов:
сенсорные эталоны и навыки сформированы частично. Основные цвета знает, оттенки
назвать не может. Основные геометрические фигуры называет не все, самостоятельно смог назвать только круг и овал.
Сформированность учебных
навыков по русскому
языку, чтению (обученность): Буквы знает все, но прочитывает только открытые слоги. Прочитанное повторить
не может. С печатного текста списывает,
при наличии образца написания прописных букв.
Работы по письму самостоятельно выполнить
не может. Требуется обучающая помощь учителя, опора на наглядный материал (алфавит, таблицы).
Сформированность учебных навыков по математике (обученность): Вычислительные навыки в стадии формирования. Счет механический до 20. Число с количеством и цифрой не соотносит.
Состав числа не знает. Умеет сравнивать однозначные и двузначные числа, называет
последующее и предыдущее число с помощью.
Особенности учебных
навыков по другим
предметам (обученность): По предмету
«Окружающий мир» знает названия времен года, домашних
и диких животных. Легко даются темы, связанные
с бытовыми особенностями. Не может самостоятельно назвать дикорастущие и культурные растения. С самостоятельными работами не справляется. Любит работать
физически, моет доску и меняет воду.
Сформированность универсальных учебных действий (компетенции в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами): Ребенок не может
самостоятельно вступать в контакт и работать в коллективе. Не может самостоятельно принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Обучаемость
(специфика обучаемости по разным предметным областям, восприимчивость
к помощи, способность переноса на аналогичное задание, способы выполнения заданий, темп деятельности): темп деятельности медленный. Задания по аналогии выполняет медленно,
необходимо стимулирование выполнения задания, организующая, направляющая и обучающая помощь,
контроль, опора на наглядность. При необходимости помощь самостоятельно
просит, предложенную принимает в полном объеме.
Отношение к обучению
(какая мотивация, осознает ли цель обучения,
желает ли учиться): цель
обучения не осознает, желание учиться
на низком уровне. Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
Оценка результатов продуктивной деятельности (письменных работ по основным
предметам и творческих работ, их соотнесенность с возрастным и программным нормативом): Тетради ведет небрежно, не может правильно
оформлять записи в тетради. Работы выполняет неаккуратно. При раскрашивании штриховка
хаотичная, выходит за контур.
Заключение:
Стойкое нарушение
познавательной деятельности. Общеобразовательную
программу 2 класса не усваивает Низкий уровень обучаемости.
Рекомендации родителям
(законным представителям): Развитие мелкой моторики через конструктивные и
сенсорные игры. Оказывать помощь при выполнении домашнего
задания, давать возможность пользоваться: карточками, таблицами, учить производить
вычисления на предметах. Учить ребёнка
узнавать и называть
простые геометрические фигуры.
Учить ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью
к взрослым и сверстникам. Поощряйте
ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например: игры с конструктором, работа
с кубиками, раскрашивание, собирание пазлов и т.д.).
Рекомендации
педагогам: специальные
педагогические методы обучения
и воспитания детей
с ОВЗ:
Учебный план составить с учетом возможностей и предпочтений ребенка, на основе рекомендаций консилиума.
При разработке программы рекомендовано руководствоваться специальными образовательными программами:
·
коррекционная помощь учителя в соответствии с группой развития
ребенка по В.В. Воронковой;
·
требования к ребёнку предъявлять в соответствии с его возможностями;
·
в работе с ребёнком
избегать абстрактных формулировок: инструкции чёткие, конкретные;
·
предъявление учебного
материала с обязательной опорой на зрительные образы
(иллюстрации, модели, схемы);
·
развивать
умение работать по алгоритму; развитие сенсорных эталонов (геометрические
фигуры);
·
расширять словарный запас
и представления об окружающем мире;
·
давать время для
обдумывания вопроса, стимулировать ответ, опрос проводить
в начале урока. В случае затруднений, использовать все виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая);
·
эмоциональная и словесная
поддержка в случае затруднения, направляющая и обучающая помощь;
·
учителю необходимо пересматривать объем заданий,
чередовать виды деятельности, постоянно поддерживать познавательный интерес;
·
в процессе выполнения задания
обучать ребёнка самостоятельно использовать различные приборы
для выполнения вычислений
(счётные палочки, линейка, таблица, и т.д.);
ü Организация учебного
процесса с использованием:
специальных
подходов, методов и приемов в процессе обучения: в работе
с ребёнком наиболее
действенными являются
Ø
практические методы и приемы
обучения:
ü
постановка практических и познавательных задач;
ü
повторение практических и умственных действий;
наглядно-действенный показ (способа
действия, образца выполнения);
ü
создание условий
для применения полученных знаний, умений и
навыков в общении, предметной деятельности, в
быту;
ü
развитие слухового
восприятия и совершенствование произношения;
ü говорить чётко, медленно, выразительно.
Охранительный
педагогический режим:
·
предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов
деятельности через 15 минут, использование красочного иллюстрированного материала, доступной формы изложения
учебного материала…);
·
соблюдение норм СанПиН 2.4.2.3286-15 (температурный, световой режимы;
соответствие мебели росту);
·
обеспечить бесплатное двухразовое питание.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено: Тотальное недоразвитие высших психических функций, аффективно-возбудимый
вариант, аффективная форма; Системное
недоразвитие речи III уровень речевого развития. Нарушения письменной речи: дисграфия. Стойкое
нарушение познавательной деятельности. Общеобразовательную программу не усваивает Низкий
уровень обучаемости.
Обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях: Обучение в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями легкой степени) с
2017-2018 уч.г.
Обучение может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).
Заключение действительно на период обучения
по адаптированной общеобразовательной программе.
Повторный осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на листах).
Образец № 6
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании ученика 9 класса с
ЗПР
ФИО ребёнка
Знания и навыки по материалу
образовательной программы: адаптированную образовательную программу основного общего образования
для обучающихся с ЗПР за 9 класс в основном усваивает. Ребенку легче даются предметы гуманитарного цикла.
Знания и представления об окружающем мире: дает подробные
сведения о себе и окружающих. Рассказывает о своих друзьях и увлечениях и интересах.
Ориентированность во времени и пространстве: свободно ориентируется во времени и пространстве,
может определять время по часам.
Сформированность учебных
навыков по русскому
языку, чтению (обученность): Чтение целыми словами, выразительно. Смысл прочитанного текста поняла, пересказала после повторного прочтения. Пересказ подробный, близко к тексту.
Стихи учит, рассказывает эмоционально, выразительно. Под диктовку пишет с небольшим количеством орфографических
ошибок. Грамматические задания выполняет
с помощью.
Сформированность учебных
навыков по математике (обученность): Вычислительные навыки сформированы. Может
самостоятельно распознать угол, геометрическую фигуру, вычислить их площадь по формуле. При решении примеров,
задач, геометрических построений использует известные шаблоны.
Особенности учебных
навыков по другим
предметам (обученность): подростку легче даются предметы гуманитарного цикла. С удовольствием занимается на уроках изобразительного искусства.
Обучаемость
(специфика обучаемости по разным предметным областям, восприимчивость
к помощи, способность переноса на аналогичное задание, способы выполнения заданий, темп деятельности): темп деятельности низкий. Задания
по аналогии выполняет
с помощью, иногда необходима направляющая, организующая и эмоционально-регулирующая помощь.
При необходимости помощь самостоятельно просит,
предложенную принимает в полном объеме.
Отношение к обучению (какая мотивация, осознает
ли цель обучения, желает ли учиться): цель обучения осознает,
желание
учиться имеется,
девочка замотивирована в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
Оценка результатов продуктивной деятельности (письменных работ по основным
предметам и творческих работ, их соотнесенность с возрастным и программным нормативом): С трудом выполняет творческие работы (сочинения, изложения), они небольшие по объему.
Заключение: Достаточный уровень
познавательной деятельности. Общеобразовательную программу
9 класса усваивает
не полностью. Уровень обучаемости умеренно снижен.
Рекомендации педагогам: Организация проведения государственной итоговой аттестации:
рекомендованная форма проведения государственной итоговой аттестации — государственный выпускной
экзамен.
-продолжительность единого государственного экзамена увеличивается на 1,5 часа;
-при продолжительности экзамена 4 и более организовать питание ребенка;
Организация учебного процесса
с учетом психофизиологических особенностей учащегося:
—давать больше времени
на изучение нового
задания;
-восполнение пробелов
в знаниях по основным предметам;
-обучение приемам
самоконтроля и постоянное стимулирование к проверке написанного;
-в случае затруднения активизировать подростка наводящими вопросами, помогающими последовательно излагать
материал;
Рекомендации родителям (законным
представителям): оказывать
помощь в подготовке к государственной
итоговой аттестации.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено: Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа.
Нарушение письменной речи: дислексия, дисграфия. Достаточный уровень познавательной деятельности. Общеобразовательную программу
усваивает не полностью. Уровень обучаемости умеренно снижен.
Обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях: Продолжить обучение в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития с
2017-2018 уч.г., которое
может осуществляться как совместно с
другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(п.4 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.).
Заключение действительно на период обучения
по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования.
Повторный осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Вероятный прогноз
развития благоприятный при создании
в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на листах).
Образец № 7
Образец заполнения протокола дефектологом при обследовании школьника
с социально-педагогической запущенностью
ФИО ребёнка__ _
На момент обследования 15 лет.
Цель – установления статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Знания и навыки по материалу образовательной программы. Обучается по общеобразовательной программе
основного общего образования, 8 класс. Усваивает
данную программу удовлетворительно.
Знания и представления об окружающем мире.
Запас знаний об
окружающем мире, о живой и неживой природе, о
причинно-следственных связях в природе – снижен. Уровень
представлений о себе, о своей семье достаточный. Словарный запас бедный.
Общий кругозор низкий.
Ориентированность во времени и пространстве. Сформированы пространственно-0временные представления. Время по часам
определяет.
Сформированность сенсорных эталонов.
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов:
цвет, форму, величину,
целостное восприятие предмета
– соответствует возрасту.
Сформированность учебных навыков
по русскому языку, чтению (обученность). В
письменных работах допускает орфографические и пунктуационные ошибки.
Не может самостоятельно выполнять грамматические задания, находить изученные орфограммы, определять части речи, обосновывать постановку
знаков препинания. Сочинения и изложения пишет.
Чтение беглое, осмысленное. Пересказ соответствует содержанию. Словарный
запас беден. Испытывает затруднения при анализе художественного произведения.
Сформированность учебных
навыков по математике (обученность). Вычислительные навыки не автоматизированы. Текстовые задачи решает с помощью
учителя. Графики функций
строит с помощью учителя. С домашними заданиями самостоятельно не справляется, за помощью не обращается.
Особенности учебных
навыков по другим
предметам (обученность). По
устным предметам имеет
положительные отметки, улавливает основную мысль прочитанного текста, даты
исторических событий
не знает, с контурными картами
самостоятельно работать затрудняется.
Сформированность универсальных учебных действий (компетенции в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Личностные УУД. Мотивация к учебной деятельности снижена, внутренняя позиция
школьника сформирована.
Регулятивные УУД. Самостоятельно планировать, выполнять учебные действия, контролировать и оценивать свои действия затрудняется.
Познавательные
УУД. Логические действия и операции сравнения, обобщения, классификации, исключения сформированы. Причинно- следственные связи устанавливает как самостоятельно, так и с помощью.
Коммуникативные УУД. Соглашается с собеседником, занимая
пассивную позицию; старается не высказывать свою точку зрения, на сотрудничество с учителем и сверстниками идёт.
Обучаемость. Пробелы в знаниях по основным предметам. Новые понятия усваивает, если позволяет предшествующий запас знаний. Самостоятельно применить изученный материал
в нужном объёме может
не всегда. При выполнении заданий требуется организующая помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подсказок, опоры на наглядный
материал. Работоспособность достаточная. Помощь педагога принимает
и может перенести на аналогичный материал. Навыки самоконтроля
развиты слабо, не может проверить и оценить свою
работу. Отсутствует заинтересованность в приобретении новых знаний.
Отношение к обучению. Мотивация к учению низкая, не проявляет интереса
к занятиям.
Оценка результатов продуктивной деятельности. Почерк устойчивый,
орфографический режим соблюдает. Творческие работы бедны по содержанию.
Заключение.
Общеобразовательную программу 8 класса усваивает
не полностью. Уровень
познавательной деятельности снижен.
Уровень обучаемости недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Рекомендации педагогам.
1) Восполнение пробелов в знаниях.
2) Адекватная профессиональная ориентация обучающегося.
3)
Развитие познавательной активности через внеурочную, досуговую деятельность.
Рекомендации родителям. Сотрудничать с образовательной организаций; оказывать эмоциональную поддержку
ребёнку; обеспечить комфортный быт.
Коллегиальное заключение
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлено: Парциальное недоразвитие высших психических функций на фоне социально-педагогической запущенности. Нарушения устной и письменной речи на момент обследования не выявлены.
Обучение в образовательной организации по образовательной программе
основного общего образования по индивидуальному учебному
плану с 2017-18 уч.г.
Повторный
осмотр на ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций в случае стабильно
положительной (в течение
года) или отрицательной динамики.
Вероятный прогноз развития
благоприятный при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (рекомендации в приложении на листах)
Литература:
1 Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого- медико-педагогических комиссий
(ПМПК) // Дефектология. – 2001. —
№ 6. – С. 66-94.
2 Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.
3
Организация деятельности психолого-медико-педагогических
комиссий (руководство)/ Колл. авт,: Юдилевич А.Я., Зелинская Д.И., Майорова
Н.П. и др.- М.; Орёл: Проект ТАСИС «поддержка взаимодействия в области образования,
здравоохранения и социальной помощи», 2002.
4
Основы специальной психологии:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений
/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: ИЦ «Акадеемия», 2002. – 480 с.
5
О совершенствовании деятельности психолого-медико- педагогических комиссий, Письмо Министерства образования Российской Федерации от 23.05.2016 № ВК — 1074/07.
6
Психолого—медико-педагогическая консультация: Методич. рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Институт
специальной педагогики и
психологии им. Валленберга, 1999.
7
Разработка
научно-методического обеспечения и организационных основ деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи // Отчёт о НИИР (рукопись)
/ Авт. Волкова Е.Н., д.пс.н., рук. проекта; Масленникова О.М., координатор проекта; Серегина И.А., Глуздова О.В.,
Дубровина И.В., д.пс.н.,
проф., акад. РАО – М.; Н. Новгород,
министерство образования и науки РФ, НГПУ им. К.
Минина, 2007.
8
Семаго М.М., Семаго Н.Я.
Типология отклоняющегося развития:
Модель анализа и её использование в практической деятельности – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
9
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация деятельности системы ПМПК в
условиях развития инклюзивного образования – М.: Аркти, 2014.
10
Специальная педагогика:
Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003.
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области
Методические рекомендации для специалистов ПМПК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Особенности деятельности учителя-дефектолога ПМПК …….. 3
Познавательная деятельность ……………………………………………… 4
Обученность ………………………………………………………………………. 5
Обучаемость ………………………………………………………………………. 6
Образцы заключений дефектолога ПМПК ………………………….. 7
Рекомендации дефектолога ………………………………………………. 15
Образцы заполнения протокола дефектологом ПМПК ………. 16
Литература: ……………………………………………………………………… 37
Скачать:
Заключение учителя-дефектолога
на учащегося
ФИО,
___________года рождения
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования: отсутствует адекватное эмоциональное реагирование, не проявляет заинтересованности в контакте.
Развитие общей и мелкой моторики: физическое развитие слабое. Общая координация движений нарушена, неуклюжий, медлительный. По словесной инструкции движения не выполняет. При выполнении движений — движения несогласованные, темп и ритм не соблюдает, переключение от одного движения к другому недостаточное. Пальцевые пробы не выполняет, даже после обучающей помощи.
Общая характеристика обучаемости: программный материал не усваивает даже в минимальном объеме, устную инструкцию не понимает, требуется показ или совместное выполнение, с заданием не справляется, направляющую, обучающую помощь принимает.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: значительно ниже возрастной нормы.
Особенности внимания: внимание грубо нарушено, неустойчивое, непроизвольное. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на занятии.
Особенности памяти: память обследовать не удаётся в силу речевых нарушений и непонимания инструкций.
Особенности мышления: выполнение аналогичных заданий недоступно. Действует механически, наугад, нерационально.
Особенности восприятия: целостное восприятие образа не сформировано. Ориентировка на плоскости затруднена. Пространственные отношения выше-ниже, дальше-ближе не дифференцирует. Временные представления не сформированы. Воспринимает материал упрощенно, фрагментарно, не устанавливает аналогии.
Общая характеристика речевого развития: собственная связная речь отсутствует. Пассивный словарь преобладает над активным, который состоит из звукоподражаний. Понимание речи ограничено. Понимает речь, подкрепленную жестами, на бытовом уровне. Связной самостоятельной речи нет.
Заключение: стойкое грубое нарушение познавательной деятельности. Уровень обучаемости низкий.
Учитель-дефектолог ФИО
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Подписи к слайдам:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4
Вернер Валентина Валерьевна
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
- В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу,
- говорлив, замкнут, сдержан,
- не соблюдает субординацию,
- не понимает цели обследования,
- не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
- Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный.
- Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
- Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
- Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
- Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Развитие общей моторики
Не верная формулировка
- Не соответствует возрастной норме
Варианты формулировок
- при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
- Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
- Недоразвитие мелких мышц руки ;
- Затруднены графомоторные навыки;
- Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
- недостаточная мелкая моторика, сохранная;
- согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
- нарушение координации движений
Понимание инструкции
воспринятой на слух
- испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
- удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания;
самостоятельно прочитанную инструкцию
- навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
- понимает сразу
- требуется повторное чтение
- задает уточняющие вопросы,
- затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
- не понимает
Обучаемость
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
- нуждается во всех видах помощи;
- нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
- Ждет помощи.
- Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
- к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
- перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
- требуется время на закрепление навыка;
- перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
- задания по аналогии выполняет медленно
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не верная формулировка
- низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
- снижен самоконтроль
Варианты формулировок
- Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
- Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
- В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
- Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Темп работы
- высокий
- средний
- снижен из за слабой организованности
- не стабилен
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)
- крайне низкая,
- низкая,
- снижена ,
- достаточная,
- средняя,
- высокая,
- часто отвлекается,
- интеллектуальную нагрузку выдерживает /не выдерживает/
- быстрая истощаемость
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация
Не верная формулировка
- низкий уровень,
- ограничен,
- не соответствует возрасту
Варианты формулировок
- не понимает смысл житейских ситуаций,
- не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей,
- не понимает близкородственные связи,
- не понимает понятия старший, младший.
- Не называет адрес проживания,
- Забывает названия некоторых предметов,
- затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных.
- не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте.
- Не знает правила безопасного поведения на улице.
- Дает краткие сведения о себе и окружающих.
- Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений.
- Ответы краткие, односложные.
Сформированность пространственно-временных представлений
Не верная формулировка
- не сформированы
Варианты формулировок
- не знает части суток, их последовательность
- не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время.
- Время по часам не понимает,
- Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно.
- Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает.
- Дни недели не знает, путает.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз)
Не верная формулировка
- Снижена скорость и дифференцирован-ность зрительного восприятия,
- недоразвитие слухо-моторной координации,
- узкое,
- фрагментарное
Варианты формулировок
- восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; сличает цвета; узнает и называет основные цвета; называет оттенки цветов
- восприятие величины: представление о величине отсутствует; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине; называет сам величину предмета
- восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы; называет (плоскостные объёмные) геометрические формы.
- Хорошо с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения.
- Лево — право не дифференцирует; путает; задания на определение лево-право выполняет медленно, после подсказки или показа
Особенности внимания
Не верная формулировка
- низко продуктивное
- рассеянное
- нестойкое
- поверхностное
Варианты формулировок
- плохо сосредотачивается,
- с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
- недостаточно устойчивое,
- затруднено переключение с одного вида деятельности на другую
- требуется время для переключения
- не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности).
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- достаточно устойчивое;
- длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Особенности памяти
- снижен объем слухоречевой памяти,
- наличие привнесений,
- снижена прочность запоминания,
- неточность воспроизведения и быстрое забывание,
- отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания
- Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
Особенности мышления
- Мышление конкретное.
- Обобщение ситуативное или функциональное.
- Классификацию, обобщение, сравнение предметов производит по размеру, форме, цвету.
- обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит /производит только в простых вариантах/ .
- Причинно-следственные связи не устанавливает /устанавливает руководствуясь конкретными ассоциациями/.
- Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает /устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично /, не устанавливает, скрытый смысл не понимает
Особенности мышления
уровень развития наглядных форм мышления
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- предметно-манипулятивное
сформированность предпосылок словесно-логического мышления
- уровень развития ниже возрастной нормы
- не сформировано
- Недостаточность словесно-логических операций.
Особенности конструктивной деятельности
- действует по подражанию, по образцу, по представлению;
- испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора;
- ошибается в определении правильного пространственного расположения частей;
- недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития
Не верная формулировка
- Системное недоразвитие речи
- Эхолалии
Варианты формулировок
- речь невнятная,
- нарушение произношения,
- словарь беден,
- низкая грамотность речи,
- трудности построения и оформления связанного высказывания,
- присутствие слов-паразитов,
- повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
Уровень готовности к обучению
- Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне.
- Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
- Учебная мотивация сформирована
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)
- Несформированность мотивации к обучению;
- преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации;
- способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно;
- слабо выражена способность к волевому усилию;
- деятельность хаотична;
- самоконтроль снижен;
- не использует рациональные способы действий;
- в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения;
- Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
Заключение
- Стойкое нарушение познавательной деятельности.
- Специфические трудности формирования учебных навыков.
- Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития;
- Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
Планируемые мероприятия специалиста
- динамическое наблюдение за развитием учащегося
- дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
- Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011.
- О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- http://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf
- Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской http://vilshanskaya.ru/
(скачать файл можно внизу)
Заключение по результатам дефектологического обследования
(первичное)
ФИО ребенка
Возраст
Школа (д/сад) N
Класс (группа)
Запрос специалистов / родителей
Внешний вид и поведение в ситуации обследования
Темп работы и работоспособность
Общая характеристика деятельности, сформированность
регуляторных функций
Особенности речевого развития
Особенности латерализации
Характеристика моторики, в том числе графической
деятельности (рисунок, письмо)
Характеристика внимания
Особенности запоминания, мнестической деятельности
Сформированность пространственных представлений
Понимание сложных речевых конструкций, употребление
предлогов
Характеристика интеллектуального развития
Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип
мотивации
Эмоционально-личностные особенности, включая специфику
межличностных взаимодействий
Заключение психолога
Вероятностный прогноз развития
Рекомендации
Дата
Подпись дефектолога
Заключение дефектолога по итогам динамического обследования
Фамилия, имя
Возраст на момент обследования
Класс/группа
Дата
Основная задача (цель динамического обследования)
Поведение в ситуации повторного обследования
Динамика изменения операциональных характеристик
деятельности и регуляторных функций
Динамика изменения показателей ВПФ
Динамика изменения мотивационно-волевой и
эмоционально-личностной сфер
Дополнительно
Дальнейшие рекомендации
Дефектолог
Итоговое дефектологическое заключение
Фамилия, имя
Возраст на момент обследования
Класс / группа
Дата
Статус на момент начала психологического сопровождения ребенка
(первичное психологическое заключение)
Начальные рекомендации по коррекционной работе
Направления, деятельность и форма проведенной коррекционной
работы
Динамика изменения показателей ВПФ, развитие
мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сферы
Дефектологическое заключение (статус на настоящий момент)
Дальнейшие рекомендации
Дефектолог
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.