Постараемся разобрать, как правильно написать заключение в исследовательской работе учащемуся.
Заключение исследовательской работы представляет собой точное и логичное изложение основных моментов всей индивидуальной или групповой исследовательской работы школьника, отражает собственные выводы учащегося по проведенной работе, включая научно-исследовательскую.
В другом варианте смотри: заключение исследовательского проекта
Заключение – это краткое содержание результатов, которые были получены учащимся в процессе проведения исследовательской работы, и разработанных на их основании предложений по практическому применению полученного в процессе исследования материала.
План написания заключения исследовательской работы
1. Вступительное слово
Заключение, как и любая другая часть исследовательской работы, требует соблюдения структуры изложения от общего к частному. Вступительная часть представляет собой краткое введение в проблему, которой посвящено данное исследование.
2. Основная часть
В основной части заключения исследовательской работы излагаются выводы, полученные в ходе выполнения практической работы школьника.
3. Заключительная часть
Здесь приводятся личные предложения автора по совершенствованию объекта изучения и обосновывается практическая значимость исследовательской работы автора.
Заключение исследовательской работы должно отражать:
- Выводы по теории и практической части исследования, которые были получены в ходе ученической исследовательской работы.
- Оценка и результаты личного эксперимента в рамках учебной исследовательской работы с описанием выводов.
- Предложения по устранению и решению выявленных в индивидуальной исследовательской работе проблем, а также описание их практической значимости.
- Подведение итога проделанной и практически готовой исследовательской работы, описание достигнутых целей и выполненных задач.
Выводы проделанной учащимся индивидуальной работы должны быть логично и последовательно связаны между собой, подкрепленными цифрами и фактами.
Существуют общепринятые фразы, которые используются при написании заключительного раздела исследовательской работы:
- В процессе моего исследования я выяснил (а)…
- На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы…
- В заключении отметим, что…
- Мы приходим к выводу о…
- Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о…
- Практическая значимость моего исследования состоит в…
- Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
- В перспективе было бы интересно …
- Мы считаем, что было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
- Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только… но и …
Заключение готовой исследовательской работы является одним из главных аспектов проделанной работы в процессе её создания. В этом разделе в сжатом виде должна быть изложена суть всего исследования: тезисы теоретической части, на основании которых было проведено исследование, оценка достижения цели исследования и решения задач, а также четкие выводы.
В заключении исследовательской работы прописываются результаты действий, проделанных в ходе каждого этапа проведения исследовательской деятельности, итоговые умозаключения.
Заключение принято начинать с обоснования актуальности темы индивидуальной исследовательской работы, плавно переходя к аргументированию поставленной цели, достижение которой стало результатом проекта школьника. Также необходимо описать моменты, которые не удалось исследовать и раскрыть, какие проблемы при этом возникали, что вносило трудности в процесс исследования.
Грамотно завершить заключение работы можно, перечислив решённые задачи, представленные во введении исследовательской работы обучающегося школы. Описав решённые проблемы, выполненные задачи исследования и достигнутые цели, необходимо лаконично описать результат практической работы, содержащейся во втором разделе индивидуальной научно-исследовательской работы.
В конце заключения необходимо указать планы на дальнейшее изучение темы исследования, предложить варианты ее усовершенствования и актуализации.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 298 человек из 60 регионов
- Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов
- Сейчас обучается 48 человек из 26 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Заключение. Требования к оформлению.
Разработала: заместитель директора МАОУ гимназия №4 г. Канска Толоконникова Т.А. -
2 слайд
Общая структура ИР
Титульный лист
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения -
3 слайд
Заключение
Заключение является одним из ключевых моментов всей проделанной работы в процессе её создания.
В этом разделе необходимо в сжатом виде изложить суть исследования: оформить в виде тезисов теоретический материал, на основе которого построена работа; оценить достигнута ли цель и выполнены ли поставленные задачи; лаконично сформулировать выводы. -
4 слайд
Заключение – это последняя часть любой исследовательской работы, содержащее суждения, истина которых подтверждается на протяжении написания всей работы.
В заключении прописываются результаты проделанных действий, итоговые умозаключения.
Многие эксперты при проверке работы обращают внимание именно на заключение, поскольку оно является отражением всей работы обучающегося над ИР — этим и обусловлена важность этого раздела. -
5 слайд
Начинать заключение необходимо с обоснования актуальности, далее привести аргументирование цели, достижение которой стало результатом работы, и закончить перечнем решённых задач, обозначенных во введении, которые удалось выполнить.
-
6 слайд
Заключение отражает итог работы, выводы по вопросам, исследуемым в исследовательской работе, содержит авторское мнение, преимущества и проблемы, раскрываемые в исследовании.
В нём указываются основные мероприятия, проведённые в практической части работы, приводятся основные числовые данные. -
7 слайд
Клише для написания заключения
«итак…», «подводя итоги…», «на основании проведённых исследований…».
Далее указываются задачи, которые удалось решить в ходе проделанной работы.
Также необходимо рассказать, что не удалось исследовать и раскрыть, какие проблемы при этом возникали, что тормозило процесс исследования. Обозначить перспективы. -
8 слайд
Описав решённые проблемы, выполненные задачи и достигнутые цели, необходимо переключить внимание на результаты опытно-практической работы, содержащиеся в практической части.
Автору нужно обосновать их значимость, доказать необходимость внедрения на практике предложенных им действий, аргументировать личное мнение на происходящие процессы, явления, пути решения возникающих проблем. -
9 слайд
Лайфхак для обучающегося:
По сути, заключение — это переработанное введение .
Поэтому если отсутствуют идеи о том, как начать писать заключение, необходимо обратиться к введению.
Существуют общепринятые в научном сообществе фразы, которые используются при написании заключительных разделов исследовательских работ. Их применение в работе придаст ей профессионализма:
резюмируя полученные результаты;
на основании освоения полученной темы;
результаты проведенных исследований показали, что;
констатируем такие результаты проведенного исследования как. -
10 слайд
Памятка для написания заключения
Открыть введение ИР и ещё раз прочесть цели и задачи исследования. Подумать и описать, какие из задач выполнены, достигнута ли цель. Разумеется, всё необходимо нужно описывать в максимально выгодном для себя свете, т.е. хвалить себя как автора.
Обратиться к теоретической части исследования, составить тезисы, отражающие суть каждой главы и подглавы.
Внимательно проанализировать практическую часть ИР.
Подводя итоги не стоит скупиться — можно смело (но максимально лаконично) повествовать о том, как много было сделано для достижения поставленной цели, какие исследования и расчёты были проведены и проч. -
11 слайд
Лайфхак для обучающегося
Описывая результаты ИР нужно стремиться показать, что тема исследования обучающемуся небезразлична — приводить яркие примеры, говорить о планах на дальнейшие исследования. Это поможет заслужить лояльность экспертной комиссии и, наверняка, будет плюсом на защите.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 144 648 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.01.2022
- 109
- 1
- 21.01.2022
- 110
- 4
- 21.01.2022
- 94
- 0
- 21.01.2022
- 344
- 14
- 21.01.2022
- 88
- 0
- 21.01.2022
- 237
- 9
- 21.01.2022
- 80
- 0
- 21.01.2022
- 648
- 12
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»
-
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Во время учебы в университете студенты часто занимаются исследовательской деятельностью. Существуют определенные правила, которые нужно соблюдать, чтобы работа была логичной и качественной. В нашей статье мы рассказываем, как правильно написать заключение исследовательской работы.
План заключения
Чтобы вывод был логичным и подводил итог всей исследовательской работы, следует соблюдать определенный план написания заключения:
1. Вступление вывода. Вступительная часть заключения должна кратко ввести читателя в проблему, которую разбирал автор в своей работе.
2. Основная часть. Здесь автор должен изложить все выводы, которые были сделаны в ходе исследовательской работы.
3. Заключительная часть. В конце студенту необходимо обосновать практическую значимость исследовательской работы и привести личные примеры по улучшению или усовершенствованию объекта исследования.
Начало заключения
Чтобы написать заключение в исследовательской работе, можно использовать фразы-клише, которые помогут собрать нужное количество знаков в работе и не будут выбиваться из ее общего стиля:
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном и детальном изучении…
- Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только… но и …
- На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы…
- Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …
- Если резюмировать полученные в ходе исследования результаты, то…
Как писать заключение
Существует несколько способов написания заключения в исследовательской работе:
1. Дедуктивный вывод. В данном случае предполагается получение результата через доказательства от общего к частному. Такой метод обычно является самым результативным и подробным. Он предполагает под собой написание вывода к каждой главе исследовательской работы. В конце стоит подвести обобщающий итог, основанный на заключении каждого параграфа.
2. Индуктивный вывод. Этот метод подразумевает под собой получение результата, основанного на доказательствах от частного к общему.
3. На основе чужих выводов. С помощью чужих похожих выводов, если таковые имеются в общем доступе, можно составить свой. Используя этот метод стоит помнить, что уровень уникальности текста может снизиться, поэтому таким способом лучше пользоваться в самом крайнем случае.
Не получается самостоятельно написать заключение? Закажите научно-исследовательскую работу недорого у наших экспертов!
Оглавление
Введение стр.3
Глава 1. Разнообразие пород морских свинок стр.4
Глава 2. Правила ухода за морскими свинками стр.5
Заключение стр.6
Список литературы стр.7
Приложение
Введение
Вступление. Например:
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Морские свинки», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются миром животных. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о морских свинках, даны рекомендации по уходу за ними.
Актуальность (значимость) данной темы в настоящее время и для кого она имеет значение.
Проблема исследования – каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию животного.
Объект исследования – морские свинки.
Предмет исследования – условия, при которых будут жить и развиваться морские свинки.
Цель исследования – обосновать необходимость и эффективность своевременного и необходимого ухода за данными декоративными домашними животными.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Найти и описать разнообразие пород морских свинок.
3. Составить правила ухода за морскими свинками.
4. Проверить на практике эффективность правильного ухода для жизни и развития морских свинок.
Гипотеза – если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Наблюдение и фиксация наблюдений.
Глава 1. Разнообразие пород морских свинок
В данной главе ребенок составляет описание пород морских свинок, их разнообразие, историю появления
Глава 2. Правила ухода за морскими свинками
В этой главе составляется описание правил ухода за морскими свинками, даются рекомендации ветеринаров
Заключение
В начале нашей исследовательской работы мы поставили проблему – выяснить, каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию морских свинок. В ходе изучения литературы мы выяснили основные условия, которые необходимо создавать для их жизни. Мы узнали, какие существуют в мире в настоящее время породы морских свинок и как они появились.
В ходе изучения специальной литературы, проведения наблюдений мы выяснили, что необходимо систематически ухаживать за морскими свинками в домашних условиях.
Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически ухаживать за морскими свинками, то они будут жить и развиваться правильно.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по окружающему миру.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
Список литературы
Список использованной литературы в алфавитном порядке
Приложение
Начиная со следующей страницы в «Приложение» помещаются все необходимые для данной работы фотографии, рисунки, таблицы и т.д.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Катайская средняя общеобразовательная школа №1
Исследовательская работа
по окружающему миру
Морские свинки
Фамилия Имя
ученика/ученицы
4 «В» класс
Руководитель:
Кокшарова Надежда
Владимировна
Катайск 2013
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Содержание
-
2
-
4
-
5
-
7
-
8
-
10
-
12
-
14
Заключение проектной работы – основные выводы, сделанные в ходе выполнения проекта, объёмом 1-2 страницы, в заключении необходимо указать, были ли в ходе выполнения проекта выполнены основные аспекты проектной работы, выдвинутые во введении: цель, задачи, гипотеза.
Структура заключения проектной работы
Объём заключения проектной (исследовательской) работы
Стандартный объём заключения проектной, проектно-исследовательской или исследовательской работы составляет 1-2 листа, в некоторых случаях объём заключения может быть увеличен до 3 страниц (такой объём заключения может быть в работах объёмом более 30 страниц).
Объём выводов по каждому параграфу проектной работы не должны сильно отличаться, то есть, например, вывод по параграфу 1.1 – 10 строчек, а по параграфу 1.2 – 2 строчки.
Также вывод по параграфу не должен состоять из 1-2 строк, в такой объём текста невозможно уложить правильно написанный вывод, рекомендуемый объём 6-12 строк текста.
Объём выводов по параграфам в заключении проектной работы
Не стоит подгонять выводы под определённое количество строк, если для того, чтобы правильно сформулировать вывод необходимо 20 строчек текста или, наоборот, хватает 4, лучше оставить его таким, ведь именно выводы показывают проделанный во время подготовки проекта труд, неправильно сформулированные выводы могут негативно сказаться на итоговой оценке.
Структура заключения проектной работы
Элементы в заключении проектной работы должны располагаться в следующей последовательности:
- Общие выводы по работе.
- Решены ли задачи, достигнута ли цель, подтверждена или опровергнута гипотеза.
- Эффект от реализации или особенности конструкторских решений (необязательный раздел).
- Приобретённые умения, знания, навыки (необязательный раздел).
- Что было наиболее интересным и запоминающимся (необязательный раздел).
- Всё ли из задуманного получилось (необязательный раздел).
- Что хотелось бы пожелать, желающим изучать такую же тему (необязательный раздел).
- Полностью ли исчерпан интерес к теме (требуется не всегда).
- Направление, по которому можно продолжить исследование (требуется не всегда).
В отличие от Введения разделы Заключения можно менять местами, но желательно последним разделом указывать «Направление, по которому можно продолжить исследование».
Выводы по главам и параграфам основной части проекта
В заключении необходимо написать краткие выводы, сделанные по каждому параграфу проекта, они не должны быть скопированы с текста параграфа, а должны отражать основную мысль и подводить итог материала, который был рассмотрен.
Выводы по практическим параграфам проекта могут содержать конкретные цифры и данные которые были получены в ходе выполнения проекта.
Примеры выводов по параграфам в заключении проектной работы
Если в практической главе были даны рекомендации по теме работы, то в заключении необходимо кратко обозначить основные положения предложенных рекомендаций, а также указать чему будет способствовать выполнение представленных рекомендаций.
Цель, задачи, гипотеза в заключение проекта
Заключение необходимо начать с указания была ли в ходе выполнения проектной работы достигнута цель, которую поставили перед началом работы и указали во введении, далее необходимо указать, решены ли задачи проектной работы.
В заключении, указывается подтверждена ли гипотеза, выдвинутая перед началом работы, если гипотеза была опровергнута, то это также необходимо отразить в заключении.
Стандартный объем заключения проектной, проектно-исследовательской или исследовательской работы составляет 1-2 листа, в некоторых случаях объем заключения может быть увеличен до 3 страниц (такой объем заключения может быть в работах объемом более 30 страниц).
Эффект от реализации проекта или особенности конструкторских решений проекта
В зависимости от того какой проект выполняется конструкторский или социальный в заключении может быть указана:
- Для конструкторского проекта – особенности применённых в проекте конструкторских решений.
- Для социального проекта – предполагаемый социальный эффект, например, от реализации разработанных в ходе выполнения работы рекомендаций.
Написать какой, социальный эффект несёт конкретная работа, можно, ответив на следующие вопросы:
- на кого направлены рекомендации (продукт) или на что направлены рекомендации;
- в чём заключается (выражается) вероятный эффект от реализации (применения) предложений, рекомендаций.
Если обобщить, то эффект проекта показывает, насколько социально значимым является проведённое исследование и разработанные рекомендации, на кого они направлены и что можно получить от их внедрения (применения).
Примеры социального эффекта проектной (исследовательской) работы:
Эффект от реализации проекта является социальным, так как были расширены знания школьников о важности занятий спортом.
Были расширены знания одноклассников (жителей населённого пункта) об ошибках, допускаемых в Интернете.
Приобретённые умения, знания, навыки в заключении
Приобретённые умения, знания, навыки – необязательный раздел заключения, в котором кратко указывается чему научился автор проектной работы.
Текст данного раздела напрямую зависит от проведённого в проекте исследования и тех новых знаний умений и навыков, которые были получены, например:
- в ходе выполнения проектной работы автор впервые проводил социологический опрос, обрабатывал полученные результаты, строил по ним диаграммы, именно это и необходимо отразить в данном разделе: «Были получены умения и навыки по составлению анкеты, проведению социологических опросов и обработки полученных результатов»;
- во время выполнения проекта автор узнал какую-либо новую информацию по теме исследования: «Были получены новые знания по теме исследования»;
- если при выполнении работы автор впервые столкнулся с необходимостью работы с текстовыми редакторами, поиском информации в Интернете или подготовки презентации, это также необходимо отразить: «Были получены умения работы с текстовыми редакторами, поиском информации в Интернете, а также подготовке мультимедийной презентации».
Дополнительные элементы в заключении проектной работы
Помимо перечисленных элементов в некоторых положениях, по написанию проектных работ встречаются следующие:
- Что было наиболее интересным и запоминающимся при написании проектной работы – в данном структурном элементе заключения автору проектной работы необходимо описать, что для него было наиболее интересным при написании работы и что он запомнил, также желательно указать, что вызвало наибольшие трудности при подготовке проектной работы.
- Всё ли из задуманного получилось, если не получилось, то, что именно и в чём состояли трудности – необходимо описать, что из намеченного перед началом работы над проектной работой не было сделано, указать с чем это связано.
- Что хотелось бы пожелать, желающим изучать такую же тему проекта как у автора – автор работы должен составить пожелание (обращение) к школьникам и студентам, решившим взять для написания проекта похожую тему, в нём необходимо отразить, что можно изучить более детально, на что обратить внимание, а какие аспекты выбранной темы уже достаточно изучены.
- Полностью ли исчерпан интерес к теме у автора проектной работы – описывается собственное отношение автора проектной работы к теме исследования, будет ли он продолжать изучать выбранную тему или же его интерес за время написания проектной работы к выбранной теме угас, если да то, что стало причиной этому.
Например, в ходе работы над проектом проводились различные опыты или необходимо было изготовить какой-либо макет это и было наиболее запоминающимся, но для изготовления макета требовалось изготовить большое количество мелких деталей, что вызвало трудности.
Например, пред началом работы было решено проанализировать биографию какого-либо ученного, но в связи с отсутствием достаточного количества информации было принято решение этого не делать.
Например, тому, кого заинтересовала работа, кто хочет продолжить исследовать её дальше, рекомендовано изучить более детально (указываются аспекты), а также определить (указать, что было рассмотрено в проектной работе не в полном объёме), хотелось бы отметить, что такие аспекты темы как (указать) изучены в полном объёме.
Например, мой интерес к теме проектной работы не исчерпан, так как в работе подробно был проведён анализ (указать, что было изучено), но в дальнейшем хотелось бы изучить (указать, что именно интересует автора в изучаемой теме) и подготовить проектную работу, в которой это будет исследовано (изучено).
Данные элементы в заключение включать желательно лишь при наличии такого требования в пособии или методических указаниях. Ещё одним отличием данных частей заключения является то, что они должны быть написаны от первого лица – автор высказывает собственное мнение.
Продолжение исследования по выбранной теме
В конце заключения необходимо указать направление, по которому можно продолжить исследование в рамках выбранной темы.
Продолжение исследования должно либо расширять тему исследования, либо дополнять её более детальным изучением какого-либо аспекта в рамках исследовательской работы.
Так, если тема работы была: «Здоровый образ жизни», продолжением исследования в рамках данной темы могут выступать такие темы как:
Влияние занятий физической культурой на здоровье человека
Правильное питание
Если темой проектной работы, например, была: «Великие озёра России», продолжение проекта и расширением исследования могут выступать такие темы как:
Изучение озёр региона (края, области) где проживает автор проектной работы
Изучить великие реки России и их влияние на природу регионов, в которых они находятся
Писать тему для продолжения исследования по выбранной теме необязательно в тех случаях, когда этого не требуется по предоставленным для написания проектной работы рекомендациям и в тех случаях, когда автор проектной работы является учеником 11 класса.
ОФОРМЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Так как объем вашей работы в печатном виде должен составлять около 20 листов формата А4, то понятно, что рецензенты (за редким исключением) не будут читать Вашу работу полностью. Обычно рецензированию подлежит материал, который подробно описывает Вашу практическую часть и выводы. В связи с этим большое внимание уделяется оформлению введения работы и заключения. Первое впечатление о проделанном Вами исследовании формируется именно по оформлению и содержательности введения. Таким образом необходимо грамотно оформить эту часть работы. По этой причине хотелось бы привести некоторые рекомендации.
По оформлению введения работы:
1. Введение и заключение должно быть оформлено в соответствии с ГОСТом.
2. Введение должно включать в себя следующие составляющие:
а) Актуальность работы. Здесь кратко необходимо показать какие проблемы в области вашего исследования не решены на сегодняшний день. При этом важно сделать ссылки на научные статьи в которых упоминается интерес ученых к поставленной проблеме.
б) Цель исследования. Должна соотноситься с заявленной темой исследования.
в) Формулировку предмета и объекта исследования. Помните, что объект исследования формулируется более широко чем предмет. По сути дела, предмет исследования — это то, что изучается в объекте. (Пример: Объект исследования – электрические свойства ферромагнитной жидкости. Предмет исследования – проводимость магнитной жидкости в однородном магнитном поле).
г) Задачи исследования (что Вы будете делать для достижения поставленной цели). Необходимо поставить столько задач сколько Вы реально сможете решить. Достаточно поставить 2 — 3 задачи. Обычно каждая задача решается в отдельной главе или параграфе. При этом помните, что задачи должны быть исследовательскими, а не техническими. Почувствуйте разницу: а) выяснить условия возникновения интерференционной картины, б) получить ферромагнитную жидкость, в) разработать экспериментальную установку — это все примеры технических пунктов работы, таких же как «открыть книгу на 17-ой странице и переписать оттуда формулу в рамочке», а не задач. Исследовательские задачи сформулируются следующим образом: а) проанализировать полученные экспериментальные данные с учетом погрешностей измерений, в) определить достоинства и недостатки предложенного метода по сравнению с альтернативными и т. п.
д) Формулировку гипотезы исследования (какой результат предполагается получить). Многие ученые и преподаватели ВУЗов считают, что в физическом исследовании данный пункт не является обязательным, но желательным. Дело в том, что не всегда можно предвидеть результат вашего исследования. Этим отличается настоящая исследовательская работа от проектной. И дело не в том, что можно получить отрицательный результат по отношению к предполагаемому, а просто нельзя сказать, что получиться в итоге. Это особенность пожалуй всех естественных наук.
е) Достоверность проведенного исследования. Вы должны убедить экспертный совет в том, что результатам вашей работы можно верить. Обычно достоверность исследования подтверждается следующим образом: указанием погрешностей; строгим соблюдением границ применимости используемых законов и формул; применением современных вычислительных методов; предельным переходом полученных Вами результатов в уже известные; повторяемостью эксперимента и т.д.
По оформлению заключения работы:
а) В заключении Вы должны перечислить основные выводы и полученные результаты. Для этого еще раз посмотрите на тему и цель исследования, а так же на поставленные Вами задачи, так как все эти пункты должны быть в единстве и вытекать друг из друга.
б) Необходимо указать возможные применения полученных Вами результатов (практическую значимость исследования). Если Ваша работа не по педагогике и не касается методики преподавания какого-либо предмета, то постарайтесь избежать указания возможного применения полученных результатов подобного следующему: «Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по физике и астрономии в ВУЗах и на элективных курсах в классах физико-математического профиля бразовательных учреждений».
в) Запишите указанную в заключении практическую значимость во введении, так как до заключения рецензент может и не дойти.