Как написать заключение на презентацию

Сделать презентацию с сильной концовкой — это настоящее искусство. Последний слайд может убедить аудиторию в вашей точке зрения, побудить к целевому действию или помочь запомнить главные выводы из выступления. Как этого добиться? Давайте посмотрим.

01. Что писать на слайде?

Не существует единой типовой концовки, подходящей ко всем презентациям. В зависимости от того, какие задачи решает выступление, на последнем слайде можно разместить разную информацию.

1. Призыв к действию

Если цель вашей презентации — это поиск инвестиций или привлечение новых клиентов, в конце выступления будет целесообразно предложить аудитории продолжить знакомство. Для этого подходят побудительные предложения.


В заголовке мы побуждаем к действию, а далее — объясняем, какую пользу получит человек от этого действия

На последнем слайде вы можете пригласить людей на консультацию, предложить приобрести товар или услугу, зарегистрироваться на мероприятие или подписаться на вас в социальных сетях. Главное — покажите, что целевое действие решит проблему слушателя.

Если после выступления есть время на вопросы от слушателей, приглашение к обсуждению тоже стоит подать как призыв к действию. При этом желательно записать на слайде имя спикера, чтобы люди знали, как обращаться к выступающему.

Если вы хотите оставить телефон или email-адрес для обратной связи, можно добавить на слайд QR-код. Слушатели смогут просто навести на него камеру смартфона и сохранить все нужные контакты.

2. Предложение дополнительной выгоды

Все любят скидки, бонусы и подарки. Если у вас есть специальное предложение для слушателей, они с большей охотой совершат целевое действие.


Так может выглядеть завершающий слайд с предложением скидки

Дополнительная выгода — ваше конкурентное преимущество, стоит выделить эту информацию на слайде. Если зритель заинтересуется, призыв к действию он прочтет даже мелким шрифтом.

Чтобы оценить эффективность специального предложения, подготовьте свой промокод для каждого выступления. Так вы легко сможете отследить, сколько заявок пришло с презентации.

3. Выводы для запоминания

Это подходящий вариант для обучающих презентаций, информационных или обзорных выступлений. В конце можно кратко пересказать содержание рассказа по пунктам или подвести к одному сильному выводу, который впечатлит аудиторию.


Если в выступлении говорилось о процессе разработки цифрового сервиса, подобная цифра может стать эффектным завершением

Важно, чтобы финальные выводы или факты были всеобъемлющими. Они должны относиться не к одному из тезисов, а ко всей теме выступления — иначе у зрителей будет ощущение, что презентацию прервали на середине.

Вывод можно презентовать не только в виде цифр, слов или графиков. Иногда эффектным завершением может стать видео — например, съемка процесса вашей работы, знакомство с командой или гайд по использованию продукта. Такой финал позволит не только закрепить новые знания, но и вызовет эмоциональный отклик у аудитории.

4. Интерактивы

Людям бывает трудно долго концентрировать внимание на монологе спикера. Но сейчас технологии позволяют вовлечь публику в выступление, даже если для полноценной дискуссии нет времени. Например, с помощью сервисов Mentimeter или Slido можно устраивать опросы, тесты и голосования, получать комментарии и вопросы в формате сообщений.

Слушатели смогут подключиться со своих смартфонов и участвовать в интерактивах в режиме реального времени. Это удобно. Во-первых, потому что даже в большой аудитории все желающие смогут быть вовлечены в выступление. Во-вторых, спикер сможет самостоятельно следить за временем, озвучивать только самые интересные/популярные вопросы и комментарии — это важно, если у выступления жесткий тайминг.

Задайте слушателям интересные вопросы по теме своего рассказа, попросите их поделиться своим опытом или мнением.

Интерактив в середине презентации может сбить слушателей с толку и отвлечь от основной идеи. А финал выступления — самое время для голосований и опросов.

02. Чего не надо писать

Худшая концовка презентации выглядит примерно так:


Какую новую информацию дает этот слайд? Если никакого конкретного месседжа он не не несет, значит, он лишний

Раньше каждая презентация заканчивалась благодарностями, но сейчас все понимают, что отдельный слайд для этого не нужен. Если очень хочется сказать «спасибо», это можно сделать и устно. Такая надпись устарела, она не имеет смысла, а, главное, портит впечатление от презентации.

Люди услышали ваши идеи, оценили данные, прониклись результатами, и вдруг выступление резко прерывается благодарностью. Это дезориентирует: человек не понимает, зачем он выслушал вас и что ему делать дальше.

От слов «конец» или «вопросы» тоже лучше отказаться — они точно так же бесполезны, как и благодарности. Призывы к действию, предложения выгоды, выводы или впечатляющие факты работают лучше. Они дают ощущение завершенности, позволяют заострить внимание на самом главном и не прерывать контакт со слушателями после окончания выступления.

03. Какой дизайн подойдет

Законы композиции едины для оформления любых слайдов. Но есть и парочка нюансов, характерных для завершения презентации. Прежде всего, это удачное место для фотографий или иллюстраций: они апеллируют к эмоциям и помогут лучше вас запомнить.


На последнем слайде можно показать внутреннюю кухню компании, команду сотрудников, клиентов, интерьер офиса или процесс производства продукта

Если вы размещаете в конце призывы к действию, их можно дополнить простыми иллюстрациями. Картинки с подписями рассматривать гораздо увлекательнее, чем читать обычный текст.


Несмотря на то, что текста много, слайд не кажется перегруженным: иллюстрации облегчают чтение

Часто последний слайд демонстрирует взгляд на проблему со стороны, заставляет посмотреть на тему под другим углом. Также завершение презентации может служить переходом от формальной части выступления (монолога) к неформальной дискуссии. Дизайн финального слайда часто делают более смелым и ярким, чем вся остальная презентация — ведь это конец, и важно запомниться зрителям.

Выводы:

  • Для завершения презентации используйте призывы к действию, впечатляющие факты или краткое резюме всего выступления.
  • Если вы предлагаете скидки, бонусы или подарки для слушателей, акцентируйте это на слайде.
  • Избегайте надписей «спасибо за внимание», «конец», «вопросы». Они не несут новой информации, а, значит, бесполезны.
  • Чтобы ваше выступление запомнилось, апеллируйте к эмоциям: разместите на последнем слайде видео, фотографию или иллюстрацию.

Хотите создавать профессиональные презентации с эффектной концовкой? Мы делимся дизайнерскими секретами на курсе по визуализации данных в PowerPoint.

Презентация – лучший способ проиллюстрировать доклад, представить свой бренд, продвинуть товар. При этом важна каждая деталь: завершающий слайд влияет на мнение аудитории не меньше, чем все наполнение, поэтому к его созданию нужно подойти с особенным вниманием. Давайте выясним, как оформить последний слайд презентации, чтобы он произвел правильное впечатление на слушателей и помог подкрепить все сказанное.

На что влияет последний слайд

Цель любой презентации – побудить слушателя к определенному действию: заказать услугу, вложиться в бренд, обратиться в компанию, поэтому очень важно, чтобы слушатели сохраняли внимание на протяжении всего доклада и не теряли нить повествования. Но зачастую бывает, что во время просмотра даже хорошо проработанной презентации зрители отвлекаются и забывают, о чем говорил докладчик. Это снижает эффективность всего выступления и отталкивает потенциальных клиентов или партнеров. 

Как вернуть внимание зрителей и напомнить им о цели презентации? В этом поможет правильно составленный завершающий слайд: он станет ярким запоминающимся акцентом, так как больше всего откладываются в памяти именно первые и последние слова докладчика. Поэтому провалом считается пустой и бессмысленный финал или полное отсутствие логического завершения презентации. Последний слайд – это шанс коротко и точно резюмировать сказанное, скрыть неточности в выступлении, мотивировать слушателей и оставить о себе впечатление как об опытном и компетентном докладчике. 

Идеи для завершающего слайда

Итак, завершающий слайд – это важная часть успеха презентации и всего выступления. Каким он может быть?

  • Краткое резюме. Если перегрузить финал текстом, он не запомнится, а вот разместить несколько иллюстраций или схем с краткими пояснениями будет хорошей идеей. Этот вариант подойдет к объемным презентациям, когда слушатели в процессе могут забыть часть сказанного.
  • Призыв к действию. «Покупайте только у нас!» или «Обращайтесь к лучшим!» звучит слишком провокационно и неоригинально, а вот ненавязчивое предложение обратиться за услугами в компанию или стать инвестором нового проекта произведет правильное впечатление на слушателей.
  • Контакты. Этот вариант можно совмещать с предыдущей идеей. Контакты важно указывать, когда основная цель презентации – призвать слушателей обратиться в компанию докладчика, когда важно уточнить, как именно это нужно сделать.
  • Предложение скидок или выгодных акций. Во время доклада слушатель уже узнал о качествах и характеристиках продукта, и сообщение о выгоде может стать решающим фактором, благодаря которому он совершит покупку.
  • Вывод. Отличается от резюме тем, что содержит одну, но сильную мысль, которая подтвердит все вышесказанное и убедит аудиторию, что текст доклада подкрепляется фактами. Может быть представлен в виде текста или краткого графика. Важное правило – эта мысль должна относиться ко всей презентации, а не к отдельной ее части. 
  • Цитата. Этот вариант хорош для имиджевых презентаций, которые знакомят слушателей с брендом или командой. Использовать его нужно очень осторожно, так, чтобы он не был пустым и подтверждал сказанное. Несколько примеров правильного применения цитат: крылатая фраза известного деятеля в отрасли, которую представляет бренд, описывающая ценности компании; мотивационная цитата, связанная с темой доклада и побуждающая аудиторию к действиям.
  • Интерактив. Такой вариант хорошо подойдет для онлайн-презентаций, к которым подключаются слушатели. Можно отвести место для вопросов, которые задаст аудитория, или наоборот, задать вопрос им самим. Другой вариант – провести опрос с несколькими вариантами ответов или попросить оставить контакты тех, кто заинтересован в дальнейшем сотрудничестве.

Как не ошибиться

Теперь давайте разберемся, как закончить презентацию и какие ошибки чаще всего допускают докладчики при создании последнего слайда своих презентаций.

  • «Спасибо за внимание». Давно избитый и устаревший прием, который свидетельствует о полном провале повествования. Докладчик как будто благодарит слушателей за потраченное впустую время, не подводит никаких итогов, из-за чего смысл сказанного теряется, слушатели забывают о сути презентации. Еще более абсурдной выглядит ушедшая мода на смешные картинки на этом слайде, которые совершенно неуместны на большинстве презентаций. А поблагодарить аудиторию можно устно, после того, как будет озвучена итоговая мысль доклада.
  • «Вопросы?». Если презентация подразумевает, что аудитория будет задавать вопросы, не нужно выделять на это отдельный слайд. Наоборот, в этом случае в финале нужно разместить наиболее важную информацию: пока будет происходить беседа, у других зрителей будет возможность ознакомиться с представленными данными. Исключение составляют только онлайн-презентации, где вопросы задаются через интерактивное поле на слайде.
  • Слайд «Конец». То, что презентация закончилась, должно быть понятно из логики повествования, не нужно выделять на это отдельное время. Более того, слово «конец» не несет никакой смысловой нагрузки и лишает возможности потратить завершение презентации на полезную информацию.
  • Отсутствие финального слайда. То есть, последний слайд, конечно, присутствует, но не выглядит, как завершение доклада. Даже если вся информация будет представлена максимально подробно и интересно, у зрителей сложится впечатление, что их прервали на середине, останется ощущение недосказанности. Более того, докладчик упустит шанс подытожить свои мысли и призвать слушателей к действию, а значит, вероятность успеха значительно снизится.
  • Избыток текста. Если финальный слайд будет перегружен информацией, слушатели не успеют прочесть и осознать все сказанное. Он не будет выглядеть завершением и потеряет свою основную функцию – подвести итог, замотивировать, дать свои реквизиты. Также из-за этого презентация станет менее интересной, о ней сложится неоднозначное впечатление.
  • Нарушение логики. Несмотря на то, что концовка презентации должна обладать призывом, это будет выглядеть уместно только тогда, когда наполнение презентации убедило клиента это сделать. К примеру, после слабого доклада, не раскрывающего ни характеристики, не преимущества товара, призыв к его покупке оттолкнет зрителей. Если не хватает доказательств, лучше сделать концовку более нейтральной. 

Полезные советы

А теперь давайте разберемся, как сделать последний слайд презентации эффективным.

  • Не бойтесь сделать яркий акцент. Более крупный текст, яркое изображение, запоминающаяся иллюстрация – все это поможет привлечь внимание зрителей к основной мысли. Но главное не переусердствовать – последний слайд не должен выбиваться из визуала. 
  • Будьте краткими, но информативными. Если хотите подвести итог, сделайте это так, чтобы фраза относилась ко всей теме презентации и действительно резюмировала сказанное, а не повторяла уже существующую мысль. Это должно быть емкое предложение на 10-12 слов.
  • Подумайте, какая информация впечатлит слушателей. Именно такой запоминающийся факт достоин занять место на финальном слайде. Будет хорошо, если информация будет к тому же эмоциональной: так она лучше отложится в памяти у зрителей.
  • Используйте QR-коды. Если вы решили разместить контакты на последнем слайде, лучше приложить код, который можно будет отсканировать: мелкий текст сложно рассмотреть с большого расстояния, а сложные номера и адреса ссылок будет сложно запомнить. 
  • Предлагайте слушателям лучшее. Если у вас проходит акция, вы предлагаете промокоды или хотите поделиться бонусами, финальный слайд – лучшая возможность рассказать об этом слушателям. Эта информация поможет им сделать выбор в пользу вашего продукта или бренда и подтвердит ранее представленные преимущества.

Финальный слайд презентации – важнейший момент, который формирует мнение аудитории о всем докладе. Не используйте устаревшие решения в стиле благодарностей, подчеркивайте свои сильные стороны, четко формулируйте призыв к действию – и выступление пройдет успешно и полностью оправдает свою цель.

Рекомендуем посмотреть разделы

как оформить презентацию

Презентация – достаточно распространенный вид учебной работы. С приходом в нашу жизнь высоких технологий, преподаватели все чаще стараются дать студентам это задание. Ничего сложного в нем абсолютно нет, особенно если учитывать тот факт, что все, без исключения, студенты свободно владеют компьютером и могут разобраться с мало-мальски элементарной программой.

Ждать, что каждый студент представит оригинальную работу, весьма безнадежно, ведь программа позволяющая выполнить презентацию имеет определенные шаблоны.

Оформление презентации

Оформление презентации

Правильное оформление презентации по образцу

Чтобы презентация произвела хорошее впечатление, и ваш ответ оказался полным и ясным, изначально стоит продумать план. Вне зависимости от того, какова цель вашей презентации, правила оформления все равно будут одинаковы.

Начало презентации

Начало презентации

Презентация должна содержать:

  • титульный лист;
  • введение;
  • основную часть;
  • заключение.

Титульный лист и введение презентации

На титульном листе должно быть прописано название учебного заведения, курса и специальности, ваше имя и имя преподавателя, а также название темы. Введение должно содержать краткую информацию о работе и приоткрывать завесу тайны.

Презентация должна быть завлекающей

Презентация должна быть завлекающей

Основная часть презентации

Что касается основной части, то не стоит располагать на слайдах весь текст курсовой или дипломной. Лучший способ понять, что именно нужно разместить в основной части презентации, это представить, чтобы вам было интересно узнать, если бы вы слышали первый раз. Ведь вас будут слушать люди пусть и владеющие предметом, но всё же впервые видящие вас и вашу курсовую.

Заключение презентации

Заключение должно содержать факты из вашей работы. Возможно, даже все выводы, которые вы сделали, изучив проблему. Поэтому постарайтесь это оформить так, чтобы итоги работы были понятны и могли восприниматься на слух, а также проиллюстрированы по возможности дополнительными картинками. Не поленитесь найти изображения, которые будут целиком и полностью передавать суть текста, что используется на слайде.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Правила оформления презентации: не упустить важные моменты

Стоит всегда помнить, о том, что есть несколько правил, которые неукоснительно необходимо соблюдать. К таким относится шрифт текста. Обязательно используйте для заголовков строго один шрифт, на всех слайдах он не должен меняться.

То же самое касается и общего текста. Цвет основного текста должен совпадать на протяжении всей работы. Если вы все же захотите выделить какие-то особо важные моменты, то это могут быть цитаты или какие-нибудь приложения. Помните и о том, что не стоит особо увлекаться выделением жирным и курсивом. Перебор растворит важную информацию в общем потоке.

Оформляй презентацию без ошибок!

Оформляй презентацию без ошибок!

Фон слайдов

Если говорить о фоне слайдов, то лучше всего выбирать один и тот же на протяжении всего доклада. Не стоит скакать от стиля к стилю и с каждым новым слайдом его менять. Самым финальным слайдом обязательно должна быть благодарность за внимание.

Фон не раздражающий и не меняющийся

Фон не раздражающий и не меняющийся

Как правильно и без ошибок сделать презентацию?

Если все правила оформления презентации, которые мы расписали, вам до сих пор не помогли, то не стоит и мучиться. Обратитесь за профессиональной помощью, которую окажут специалисты в оформлении любых презентаций и других учебных работ.

Инна

Инна – увлекается ручным творчеством, и это не только вышивка и декор своими руками, но и копирайт. Человек ручного и умственного труда, лучший отдых которого – семья.

  • Что представляет собой доклад и презентация к дипломной работе?
  • Оформляем первый слайд — титульный лист
  • Содержание слайдов
  • Выбираем фон, шрифт и оформляем презентацию по ГОСТу
  • Выступление на защите: советы и рекомендации

Защита диплома всегда сопряжена с множеством трудностей: нужно правильно организовать подготовку, привести дипломную работу в соответствующий вид, а также подготовить доклад и ответ на рецензию, который будет оценивать работу с точки зрения стороннего наблюдателя. Для этого отличным подспорьем станет презентация, составленная для демонстрации дипломной работы. Как правильно сделать презентацию к диплому? Как провести свою защиту с блеском и не попасть при этом впросак? Расскажет данная статья.

Что представляет собой доклад и презентация к дипломной работе?

Презентация, как правило, иллюстрирует речь студента на защите, поэтому ее наполнение должно четко соответствовать содержанию готового выступления. Речь или доклад к диплому должна быть лаконичной и освещать тезисы и выводы по проделанной дипломной работе. Не делайте ее слишком длинной, 5 минут вполне хватит, чтобы с достоинством, размеренно и спокойно показать основные аспекты своего исследования. Обязательно правильное оформление, деление на абзацы, а также дополнение речи маркированными и нумерованными списками.

Речь к диплому можно написать по приведенному ниже образцу:

  • Представление темы своего проекта, освещение целей и задач;
  • Обязательное упоминание об актуальности исследования;
  • Краткое содержание первой главы и обязательные выводы;
  • Краткое содержание второй главы и обязательные выводы;
  • Краткое содержание третьей главы и обязательные выводы (если она есть);
  • Общий анализ проделанной работы с указанием на недостатки и общим рассказом о возможностях дальнейшего исследования и плюсами вашей методики работы;
  • Заключение. Здесь вы подводите итоги, напрямую связанные с темой исследования;
  • Благодарность. Этот пункт крайне спорный, так как его применяют по ситуации, однако в большинстве вузов приветствуется поблагодарить своего научного руководителя за помощь в ходе исследования и предоставление интересной темы для проекта, а также выразить благодарность своему рецензенту, который указал на минусы и плюсы дипломной работы.

Теперь расскажем о том, как правильно сделать презентацию к дипломной работе.

Вам может быть интересно: Как написать хороший реферат?

Заказать работу

Оформляем первый слайд — титульный лист

Начинать делать презентацию следует с титульного листа.
Первый слайд называется титульным, как в любой работе. Титульный и последний слайд в заключении презентации правильно сделать одинаковыми, чтобы лаконично закончить свою работу и еще раз напомнить представителям комиссии о тематике исследования, а также о данных студента.

Поэтому на первом слайде обязательно указывается название учебного заведения и тема дипломного проекта. Не забудьте также написать имя, отчество и фамилию научного руководителя, вашу специальность и самое главное свои инициалы и фамилию. Где-то требуется полная расшифровка инициалов где-то сокращенная, подробности необходимо узнать в вашем конкретном ВУЗе или у своего методиста.

Оформление титульного листа также стандартное: название вуза, тема диплома и специальность – серединное форматирование, а все остальные данные в правом нижнем углу листа.

Пример титульного листа презентации

пример титульного листа презентации

Читайте также: Образец составления резюме для студента без опыта работы

Содержание слайдов

На втором и третьем слайде, как правило, располагаются цели и задачи исследования, которые постепенно вводят зрителей и участников ГАК (государственной аттестационной комиссии) в тематику выпускной квалификационной работы. Помните, слайды отражают речь, поэтому проследите за правильной очередностью информации на слайдах. Не делайте слишком много текста, так как большой объем трудно воспринимать глазу, поэтому максимально на слайде должно быть не более 5-10 средних по длине предложений. Не переусердствуйте со сложноподчиненными конструкциями, но и делать предложения простыми и безличными также не стоит.

Сделать презентацию можно по примерно следующему плану:

Титульный лист

титульный лист презентации образец

Пример 2 слайда презентации. Актуальность темы дипломной работы (ВКР)

Актуальность темы дипломной работы в презентации

Пример 3 слайда. Объект и предмет исследования ВКР

Помните, объект – это область научных знаний, которая исследуется вами, а предмет – конкретная проблема или аспект.

Объект и предмет исследования в презентации

Пример 4 слайда презентации. Цели и задачи, которые решает дипломный проект

цель исследования в презентации

задачи исследования в презентации

Образец цели и задачи в презентации

В презентацию можно включить методы исследования. Для этого можно выделить отдельный слайд, либо добавить их в слайд с целями и задачами.

Пример 5 слайда. Методы исследования дипломной работы (ВКР)

методы исследования в презентации

Все предыдущие слайды составляются на основе введения к дипломной работе. В зависимости от требований ВУЗа их можно сократить, объединить или разделить.

Пример 6 слайда. Структура диплома

Если структура диплома нужна по ходу защиты, то выделите для нее этот отдельный слайд.

структура дипломной работы в презентации

Далее необходимо перейти к описанию основной части дипломной работы, рассказать о проведенном исследовании, полученных выводах, выявленных проблемах и рекомендациях, которые вы дали в результате работы. Речь должна быть проиллюстрирована соответствующими таблицами, расчетами и графиками, взятыми из второй и третей глав дипломной работы.

Сюда по необходимости  могут войти цитаты с указанием автора, используемые в первой и второй главе исследования. Помните, данный слайд должен подтверждать тезисы из дипломной речи, поэтому используйте его осторожно и включайте в тело презентации органично.

Пример иллюстрации основной части дипломной работы

пример презентации к дипломной работе

образец презентации дипломной работы

Пример анализа в презентации

Образец недостатков в презентации

пример предложений в презентации к диплому

образец презентации к диплому

пример презентации к диплому

пример экономической эффективности в презентации

Подведение общих итогов, заключение по дипломной работе с указанием достоинств данного проекта в будущей разработке, возможно упоминание о парочке недостатков, обнаруженных в ходе исследования, как указание на то, что вы критично относитесь к своему же проекту и готовы работать над ним и дальше.

Пример выводов в презентации

Выводы в презентации к диплому

Как видно, в определенное количество слайдов вполне можно уложить тот обязательный минимум информации, чтобы презентация была не только красивой, но и содержательной. По желанию, порядок слайдов можно немного изменить.

Читайте также: Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы

Количество слайдов в презентации

Существуют определенные правила оформления презентации для лучшего восприятия диплома или проекта. Не нужно делать более 15 слайдов, чтобы участники аттестационной комиссии не устали от обилия ненужной информации и потеряли нить исследования, или, напротив, слишком короткая презентация до 10 слайдов возбудила у экзаменаторов очень много вопросов, так как была неполной и несла минимум информации.

Немало внимания следует уделить оформлению.

Выбираем фон, шрифт и оформляем презентацию по ГОСТу

Согласно последнему ГОСТ, оформить презентацию необходимо соблюдая следующие требования: шрифт диплома должен быть 14 Times New Roman, соответственно шрифт презентации точно такой же, только увеличенный до 28-30, чтобы быть читабельным. Шрифт заголовков и подзаголовков делаем от 36. Шрифт лучше оформить темным цветом для удобства чтения. Ни в коем случае не применяйте яркие и контрастные цвета, такие, как красный, зеленый и желтый, они режут взгляд и выглядят отталкивающе, раздражая зрение.

Презентацию для диплома лучше составлять с помощью программы Power Point, которая является приложением к основному пакету программы Word, зарекомендовавшей себя, как лучшая компьютерная программа для работы с документами. Там же можно выбрать фон для презентации, лучше неброский, светлый и спокойных тонов. На светлом фоне лучше всего виден темный шрифт.

Не забудьте проверить слайды на наличие грамматических и орфографических ошибок, так как любые ошибки сильно испортят о вас мнение экзаменаторов.

Последний слайд презентации

В конце презентации следует сделать акцент на выводах и лаконично построить свое заключение. Не нужно добавлять «воды», так как ваша задача не развлечь комиссию, а представить факты, на которые вы опирались в своем исследовании. Не употребляйте ненужных рисунков, лучше оставьте последний слайд пустым и напишите на нем «Спасибо за внимание!», чем украсьте его бессмысленной картинкой красивой природы, несмотря на то, работа, к примеру, об экономике и финансах.

Пример заключения в презентации

заключение в презентации к дипломной работе

Это интересно: Кто такой староста группы? Обязанности, привилегии, начало карьеры

Выступление на защите: советы и рекомендации

Выступать на защите диплома не так уж сложно, как может показаться. Самое главное усмирить волнение и понять, что это самый последний рубеж, который необходимо преодолеть. Если вы сами писали диплом, то тема выучена вдоль и поперек, поэтому любые каверзные вопросы вам не страшны.

Каждый ответ на вопрос начинайте с согласия с мнением членов комиссии и потом по существу выкладывайте информацию. Не перескакивайте с темы на тему, ваша задача — детально ответить только на данный вопрос, а не вернуться к диплому целиком.

Опирайтесь в примерах на текст диплома, и помните, за вашей спиной надежная шпаргалка в виде презентации, которая поможет, не только удачно «рассказать» о чем ваш капитальный дипломной труд, но и станет хорошим суфлером, который «подскажет», как в случае волнения парировать самые разные мнения членов аттестационной комиссии.

Успешной защиты!

Скачать пример презентации к диплому (в формате PowerPoint):Скачать

Заказать работу

Основные
приемы, как закончить презентацию

Без этого пункта просто не обойтись,
особенно в объемных презентациях с большим количеством информации. 

То, как и чем вы закончите выступление,
дети запомнят в большей степени. Вы можете долго рассказывать по теме урока, со
всех сторон раскрывать тему, красиво подавать информацию, в надежде что все
запомниться и может быть полезным. Однако если в конце не подведете итоги и не
сделаете лаконичные выводы, вы просто оставите от урока набор информации,
значительная часть которой затеряется.

1. Подведите итог
памяткой.

После разбора всех содержательных моментов,
сделайте краткий обзор каждого раздела, создав некую памятку на одном слайде.

Обобщив
информацию,  взаимосвязь всех освещенных пунктов будет видна как на
ладони, что, в свою очередь, подтолкнет к формированию правильных выводов.

2.Задайте
сложный вопрос.

Чтобы вспомнилось
все, о чем говорилось на уроке, можно обобщить, задав вопрос, на который
следует поразмышлять. Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, его надо
придумать. Это скорее домашнее задание. Дома ребенок, выполняя работу, вспомнит
презентацию.

3.
Вопрос-ответ.

В
зависимости от целей и направлений вашей презентации, может быть уместным такой
вариант, как выделение части отведенного для выступления времени формату живого
общения, в котором вы сможете ответить на появившиеся у слушателей вопросы “по
горячим следам”. 

Как
правило, это происходит в самом конце презентации (никто не запрещает в этот
момент оставить включенным слайд с вашими контактами).

К
подобного рода вопросам тоже нужно быть готовым!

4.Мудрая цитата 

Красиво
завершить презентацию и вдохновить публику можно с помощью подходящей
цитаты. 

К
примеру, правильно подобранное высказывание именитого деятеля или профессионала
в определенной сфере, ровно также может подтолкнуть потенциальных клиентов к
рассуждениям и принятию решения о сотрудничестве.

Вы
можете быть и сами авторами подобных слов. Ведь если они проникнут в разум
слушателей, это обернется жирным плюсом.

5.
Задание на дом.

6.
Призыв к действию.

Теперь
самое время превратить аудиторию в ваших последователей!

Уверены,
все участники презентации вместе с вами сделали правильные выводы. Что дальше?
А дальше нельзя просто оставить детей наедине с информацией.

И это очень
важный момент. В первую очередь, для вас.

Вы выложили
внушительный объем полезного материала. Теперь пора реализовать  свои труды в
действии. 

Совершите
дружелюбный призыв к действию. Пригласите к сотрудничеству.

Для
большего эффекта можно применять дополнительную мотивацию:

Чтобы
призыв к действию не выглядел слишком сухим и официальным, немного разрядите
обстановку. Вот, с помощью чего это можно сделать:


Задайте аудитории риторический вопрос про полезность данной темы. 


Добавьте юмора. Для него всегда найдется место.


Поделитесь историей из вашей практики или вовсе приведите в пример бытовой опыт
так или иначе подходящий к теме.

Важно
обязательно донести до публики, что им нужно сделать с полученной информацией,
замотивировать их, подтолкнуть к принятию решения. 

7.
Апеллируйте эмоциями.

Разместите на
последнем слайде видео, фотографию или иллюстрацию, которые вызывают глубокие
эмоции жалости, страха, радости, сожаления.

8. Вызывающее
заявление

Достаточно
спорный момент, но, тем не менее, имеет место быть. Такой ход можно
использовать для того, чтобы зацепить аудиторию, ярко выразить призыв к
действию и твердо обозначить свои преимущества.

“Наше
предложение лучшее. От него просто невозможно отказаться!” 

“В
сотрудничестве с нами можно изменить мир!”

“Хватит
сидеть сложа руки. Пора подниматься и действовать!”

“Не
ждите лучшего момента. Его не будет. Начните сейчас. Вместе с нами!”

Ошибки
при завершении презентации

Затянутая
концовка

Не
нужно очень долго заканчивать презентацию. Да, вы все делаете с пониманием
того, что мало будет закончить выступление традиционным “спасибо за внимание”.
Вы пользуетесь правилами построения концовки и доносите необходимую информацию.

Но,
ни к чему вновь разбирать содержательные моменты и перематывать слайды назад,
перепрыгивая от раздела к разделу. Да, в заключении необходимо освежить информацию,
но в том и суть, что сделать это нужно тезисно и компактно.

Большое
количество вариантов для принятия решений

Мало
полезного результата будет, если вы закидаете публику большим количеством
возможных решений и предложений. Это рассеет их внимание и лишь усложнит
ситуацию. 

Сформулируйте
один сильнейший оффер, от которого будет очень сложно отказаться, и результаты
вас удивят!

Конец
презентации не соответствует теме

Иногда в процессе
презентации ведущий так далеко уходит от темы, что может закончить свое
выступление совершенно другой мыслью. Это очень плохо, потому что поставленные
цели презентации не будут достигнуты.

Russian (Pусский) translation by Ellen Nelson (you can also view the original English article)

Большинство презентаций забываются как только зрители покидают зал. Когда вы вкладываете время и энергию в подачу презентации, тогда вы хотите чтобы зрители что-то запомнили.

В этом уроке, я поделюсь идеями о том, как эффектно заканчивать презентацию PowerPoint. В зависимости от типа подачи информации, есть испытанные и верные методики, которые дадут вам сильное завершение.

Этот урок поможет вам отточить окончание презентации, что позволит произвести на зрителей стойкое впечатление. Я так же покажу вам как надо и как не надо заканчивать вашу презентацию с завораживающим финальным слайдом. Поехали.

Руководство по созданию отличных презентаций (скачать бесплатно книгу в PDF)

Прежде чем вы начнете читать, убедитесь, что получили нашу бесплатную книгу: The Complete Guide to Making Great Presentations. Она поможет вам освоить создание презентаций, от идеи до написания, оформления и выразительной подачей.

How to Make a Great Presentation Free eBook PDFHow to Make a Great Presentation Free eBook PDFHow to Make a Great Presentation Free eBook PDF

4 типа презентаций, которые заканчиваются по-разному

Чтобы завершить презентацию эффектно, хорошо бы сначала подумать о цели вашей презентации. Ваши действия должны согласовываться с целью презентации, чтобы добиться успеха. Например, как вы делаете убедительное завершение, отличается от вдохновляющего речевого завершения.

В этом уроке я предлагаю, по существу, четыре основные категории, на которые вы можете разделить презентации. Вы можете подразделить их на более конкретные категории, но я думаю, что эти основные группы — это отличный способ подумать о вашей презентации и подходе:

  1. Убеждающие презентации — убеждающая презентация призвана поделиться вашей точкой зрения и повлиять на мнение вашей аудитории.
  2. Информативные презентации — информационные презентации делятся фактами и идеями о предмете и менее нормативны, чем убедительное изложение.
  3. Презентации, ориентированные на принятие решений — в презентации, ориентированной на принятие решений, вы находитесь в центре внимания, чтобы дать рекомендацию или план действия для вашей аудитории. Такие часто проходят в рабочей среде.
  4. Ознакомительные презентации — они также очень популярны в деловом мире. Возможно, это ваш шанс представить свою компанию потенциальным инвесторам, клиентам или будущему сотруднику.

Давайте поговорим о конкретных подходах для каждого из этих типов презентаций. На протяжении всего этого урока я собираюсь использовать тему Motagua PowerPoint для создания завершающих слайдов. В этой презентации есть много идей для привлекательных слайдов и с ними легко работать.

Motagua PowerPoint Theme exampleMotagua PowerPoint Theme exampleMotagua PowerPoint Theme example

Я считаю, что такие темы PowerPoint, как Motagua, являются ярким моментом для создания отличной презентации; используйте один из этих шаблонов и добавьте свой собственный контент, чтобы сэкономить бесчисленные часы на оформление.

Вы можете получить Motagua или другие популярные темы PowerPoint от GraphicRiver. Купите любую из этих тем один раз и используйте её столько раз, сколько хотите для своих проектов. Или, перейдём к специальному предложению от Envato Elements, которое даёт вам неограниченный доступ к творческим ресурсам, таким как: шаблоны презентаций, веб-темы, фотографии и многое другое.

Просмотрите лучшие популярные проекты с этих обоих сайтов:

Давайте рассмотрим более подробные сведения о том, как сильно завершить каждый тип презентации, от завершающей стратегий до идей по созданию вашего последнего слайда PowerPoint. Таким образом, вы узнаете лучший способ завершить презентацию PowerPoint — независимо от её типа и ваших целей.

1. Убеждающие презентации

Убеждающие презентации предназначены для того, чтобы изменить мышление вашей аудитории или передать свою точку зрения на них. Возможно, вам приходилось давать одну из таких презентаций в  школе, призванной повлиять на ваших одноклассников по важной проблеме.

Существует много методов для убеждения аудитории, начиная от эмоционального объединения с аудиторией до представления фактов. Отличные презентации будут содержать комбинацию всех этих функций, чтобы привлечь широкую аудиторию.

Вот одна из идей для убедительного заключения: дать аудитории ключевой график или график, который подкрепляет вашу идею.

В приведённом ниже примере давайте притворимся, что презентация будет убеждать аудиторию в инвестировании в нашу компанию. Рост, показанный на графике, заставит большинство инвесторов присоединиться к нашему раунду финансирования.

Persuasive Presentation Closing side with chartPersuasive Presentation Closing side with chartPersuasive Presentation Closing side with chart

Вот одна идея для убедительного завершения: один график в конце или график с фактами о будущем вашей компании мог бы стать ключом к убеждению потенциального инвестора.

Завершающий слайд для убеждающей речи — это туз в рукаве. Сохраните последний ключевой момент и представите его с диаграммой или графиком, чтобы привлечь двинутых на данных пользователей вашей аудитории.

2. Информативные презентации

Информативные презентации предназначены для обмена информацией, основанной на фактах. Ваша цель — представить новую идею незабываемым образом, который запомнят зрители.

Для информативной презентации завершающий слайд должен отображать информацию, которой вы поделились. Это хороший шанс проиллюстрировать концепцию графически или маркированным списком.

Last slide of PowerPoint presentationLast slide of PowerPoint presentationLast slide of PowerPoint presentation

Для информативных презентаций финальный слайд, полезно ещё раз показать вашей аудитории ключевые моменты идеи в последнем слайде.

А ещё, неплохо бы поделиться со зрителями слайдами информативной презентации через e-mail или опубликовать в Интернете. Если вы учили важному навыку, то публика может использовать это как справочный материал.

3. Презентации ориентированные на принятие решений

Для презентации, ориентированной на принятие решений, ваша аудитория ожидает услышать вашу особую рекомендацию. Вы должны использовать финальный слайд в презентации PowerPoint, чтобы дать совет для того, чтобы ваш проект или идею смогли продолжить.

Decision driven presentation slide designDecision driven presentation slide designDecision driven presentation slide design

Это пример простой презентации, основанной на принятии решений, с одним простым и прямым советом для аудитории.

Вы можете использовать завершающий слайд, чтобы сделать вашу рекомендацию ясной. Хорошо использовать опорные пункты для упоминания, почему вы пришли к такому выводу, но сосредоточьтесь на том, чтобы у вас была единственная рекомендация и будьте готовы защищать её.

4. Ознакомительные (вводные) презентации

Ознакомительная презентация часто используется в бизнесе, чтобы помочь построить доверие и установить отношения с аудиторией. Помните, что ознакомительная презентация – ваш лучший шанс произвести первое впечатление. Независимо от того, продвигаете ли вы свой бизнес или просите людей присоединиться к вашей компании, последний слайд может стать первым шагом в деловых отношениях.

Возможно, вы и не совсем готовы выдать полный объем продаж. Напротив, это ваша первая точка контакта, для начала объяснения вашего бизнеса.

Contact Us final PowerPoint SlideContact Us final PowerPoint SlideContact Us final PowerPoint Slide

Слайд с контактной информацией – идеальный выбор для вводной презентации, что поможет продолжить разговор.

Я думаю, чтобы закончить ознакомительную презентацию, отличной идеей будет – дать аудитории возможность быть на связи с помощью слайда с контактной информацией. Если с ознакомительной презентацией вы хотите начать устанавливать связи, вы должны дать аудитории возможность продолжить этот разговор.

Стили заключительных слайдов PowerPoint, которые следует избегать

Когда вы планируете завершить презентацию PowerPoint, есть определённые стратегические шаги, которые вы захотите избежать. Существуют также стили финальных слайдов презентации PowerPoint, которые не нацелены на завершение. Вам нужны как правильная техника завершения, так и конструкция финальных слайдов для совместной работы. Давайте посмотрим, что не надо делать в каждом из ключевых типов презентаций:

1. Убеждающие дискуссии

Для убеждающих презентаций стратегия должна измениться. Для этих презентаций не нужно просто повторять то, что вы уже сказали.

Вам нужно дать точку зрения под новым углом или новой перспективой, которая могла бы привлечь аудиторию. Ваш последний слайд должен поддерживать общую перспективу презентации, но не должен просто перерисовывать исходные моменты.

В убеждающей презентации убедитесь, что ваш последний слайд это не просто пример ваших исходных убеждений. Аудитория может возмутиться тем, что неоднократно слышала одни и те же идеи и находила их менее правдоподобными.

2. Информационные презентации

Информационные презентации часто приводят к дискуссии с аудиторией, которую часто называют «Вопрос-Ответ». Если ваша презентация предназначена для открытой дискуссии, может возникнуть соблазн спросить в последнем слайде – «Есть вопросы?».

Однако, если это единственный шаг, который вы предпримете, чтобы начать разговор, это врядли привлечёт вашу аудиторию. Я видел, как много презентаций проносилось так быстро, что никто не отважился задавать вопрос.

Any questions final PowerPoint slideAny questions final PowerPoint slideAny questions final PowerPoint slide

Этот слайд хорошо выглядит, этого недостаточно, чтобы действительно вызвать вопросы у аудитории; вместо этого предоставьте вдохновляющий слайд с важной информацией, полезной вашим зрителям.

Для более полного обзора по теме вопросов в конце презентации, ознакомьтесь с приведенным ниже уроком.

3. Презентации, направленные на принятие решений

Вас попросили поделиться вашими выводами и дать совет в форме презентации, ориентированной на принятие решений. Информация, которую вы сообщаете, поможет руководству принять решение или даст вам отзыв для продолжения.

В этих ситуациях я считаю, что важно не подавлять аудиторию слишком большим количеством вариантов. Иногда ведущие имеют тенденцию давать команде все возможные варианты. Убедитесь, что вы так не делаете в последнем слайде вашей презентации.

Too many OptionsToo many OptionsToo many Options

В презентациях, ориентированных на принятие решений, представление слишком большого количества вариантов для команды принятия решений является ошеломляющей.

Это не должно быть целью убеждающей презентации. Достаточно дать несколько идей, но презентация, в конечном итоге, должна привести к единственной, решающей рекомендации в последнем слайде презентации PowerPoint.

4. Ознакомительные презентации

Ознакомительная презентация направлена на ознакомление с аудиторией. Для этого типа презентации есть один ключевой шаг: не пытайтесь совершить сделку слишком быстро.

Introductory Presentation final slide designIntroductory Presentation final slide designIntroductory Presentation final slide design

Если это ваше первое взаимодействие со зрителями, даже не думайте использовать закрывающий слайд, вроде этого. Потребуется время, чтобы построить доверие со зрителями, перед совершением продажи.

Продажи и знакомство потенциальных клиентов с вашим бизнесом это процесс и на это уйдёт время. Последний слайд не должен содержать картинок или запросов, побуждающих зрителей покупать здесь и сейчас.

Просьба купить или вложиться в конце ознакомительной презентации может быть рассмотренное отталкивающе и, в конечном счёте, помешать заполучить клиентов.

3 коротких совета по эффектному окончанию презентации PowerPoint

Вы освоили, что оформление последнего слайда в PowerPoint может сказаться на способе завершения презентации. Также мы рассмотрели проблемы, возникающие при завершении презентаций, которые вы должны избегать.

Теперь давайте перескочим к нескольким важным советам о том, как закончить презентацию так, что она запомнится и окажет влияние:

1. Будьте честны, кратки и говорите по сути.

Сильное завершение презентации переводит ваше основное сообщение на передний план и соответствует вашей цели. Вам нужно довести окончательное сообщение до одной незабываемой точки или небольшого набора пунктов. Таким образом, аудитория может спокойно расходиться, имея на уме ваши основные идеи.

2. Используйте лучший завершающий слайд PowerPoint

В зависимости от типа презентации, завершающий слайд будет отличаться.

Убедитесь, что вы использовали сильный заключительный графический слайд PowerPoint, чтобы продемонстрировать заключительную информацию. Или переход к удобочитаемому слайду Контакты или Остались вопросы?.

Если вы не уверены, какой тип слайда больше подходит вашему типу презентации, перечитайте разделы выше. Не запутайтесь в графических примерах лучшего финального слайда для различных типов презентаций.

3. Добавьте побуждение к действию с выражением

В зависимости от вашей цели, вы можете захотеть мотивировать зрителей на задание вопросов или совершению немедленного действия по представленной вами информации. Убедитесь, что ваш завершающий слайд действительно мотивирует зрителей на это.

Ваше последнее слово должно совпадать с вашими аргументами и предоставлять хорошую причину для действий. Будьте честны в том, чего вы пытаетесь достичь вашей презентацией и укажите это в заключительном слайде.

Так же убедитесь, что вы попрактиковали заключительную речь. Вы захотите отложить ваши заметки и установить зрительный контакт с аудиторией, а также эмоционально затронуть, подводя итоги.

Изучите другие методики ведения презентаций, чтобы не только начинать с интересом, но и заканчивать запоминающе:

Повторяйте и продолжайте изучать навыки работы с презентациями PowerPoint

Этот урок может служить вам проводником по окончанию презентации с неотразимым финалом. Последние 30 секунд презентации могут сыграть роль в том, повлияете ли вы на умы зрителей или они вас сразу забудут.

Делать презентацию это умение. Это означает, что вы можете учиться и улучшать ваши презентационные возможности со временем. Попробуйте некоторые из этих презентаций, для облегчения процесса создания презентации в Microsoft PowerPoint:

Нужна помощь? Получите нашу книгу по созданию отличных презентаций (бесплатно)

Вы найдёте больше информации в нашей новой книге по созданию отличных презентаций. Загрузите эту PDF книгу БЕСПЛАТНО с подпиской на Tuts+ Business Newsletter.

Making Great Presentations Free PDF Guide DownloadMaking Great Presentations Free PDF Guide DownloadMaking Great Presentations Free PDF Guide Download

Это поможет вам освоить процесс презентации, начиная с: первоначальных творческих идей, до написания, проектирования и выразительному показу.

Какая часть презентации для вас наиболее сложная? Что кажется сложнее, начать разговор или завершить убедительно? Расскажите мне об этом в комментариях ниже.

Для многих начать презентацию легче, чем убедительно ее закончить. Часто последние несколько минут имеют значение для того, чтобы оставить неизгладимое впечатление. Вот возможные примеры того, как правильно закончить презентацию.

Примеры правильного завершения презентации

Многим знакома эта проблема: приближаются последние минуты презентации, а концентрация и энергия постепенно угасают. Короткое и лаконичное заключение кажется заманчивым, но оно не поможет произвести хорошее впечатление на аудиторию. В частности, конец презентации должен быть хорошо спланирован, чтобы удачно завершить тему и оставить положительное впечатление у аудитории. Вот несколько примеров того, как вы можете закончить свою презентацию:

Продолжить с начала

  • Разработайте структуру вашей презентации так, чтобы она подхватывала вступление в конце.
  • Это создает хорошо продуманный риторический круг, который связывает различные темы презентации.
  • Это облегчает аудитории понимание контекста вашей презентации.
  • Пример: начните свою презентацию с вопроса, на который вы хотите отвечать шаг за шагом во время презентации. В конце вернитесь к этому вопросу в качестве заключения и ответьте на него.

Укажите самую важную информацию в конце

  • Последняя информация, затронутая в презентации, как правило, дольше остается в памяти аудитории.
  • Оставьте самую важную и интересную информацию на конец, чтобы интерес аудитории сохранился до конца презентации.
  • Если напряжение снято в начале, презентация теряет темп к концу.

Повторяйте самые важные вещи

  • Информация, которая повторяется чаще, остается в сознании аудитории дольше.
  • В конце повторите все важные моменты, которые были неотъемлемой частью презентации.
  • Пример: «Вкратце перечислим основные моменты…», «Как я уже говорил… «

Объявление о завершении презентации

  • Устанавливайте различные точки остановки для аудитории на протяжении всей презентации: Аудитория всегда должна знать, какой пункт обсуждается.
  • Хорошо структурированная презентация помогает аудитории установить связи и соединения.
  • Анонсируйте конец презентации, чтобы снова привлечь внимание аудитории в конце.
  • Пример: «В заключение я хотел бы…», «В качестве последнего пункта я хотел бы…», «Прежде чем закончить, я хотел бы… «

Избегайте этого выхода

Вам лучше избегать использования следующих фраз:

  • «Ну, вот и все». Это говорит о том, что вы недостаточно подготовились к завершению презентации.
  • «Спасибо за внимание». Стандартная фраза, которая не особо выделяет вас из толпы.
  • «Надеюсь, я смог сделать эту тему немного более понятной для вас». Этим вы преуменьшаете апломб своей презентации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать заключение к проекту образец
  • Как написать заключение к проекту 11 класс
  • Как написать заключение к методической разработке
  • Как написать заключение к курсовой работе образец
  • Как написать заключение к курсовику