В том случае, когда результаты работ, выполненных исполнителем по договору подряда, не устраивают заказчика (потребителя), тот вправе указать свои претензии в специальном приложении к акту приемки.
Подобный документ составляется в свободной письменной форме и может носить любое название — акт, протокол, приложение, заявление, дефектная ведомость и т. д. Главное, чтобы он отражал позицию заказчика и содержал перечисление конкретных позиций, не соответствующих основному соглашению.
Справка. Также подобное замечание может быть выражено не отдельным документом, а в качестве примечания к акту приемки.
Важным условием юридической силы протокола является его составление до момента подписания акта о приемке. Если заказчик принял результаты без проверки либо не указал на выявленные им недостатки, то согласно законодательству он лишается права обжалования, если иное не оговорено договором между контрагентами (ст. 720 ГК РФ).
Все недостатки могут разделяться на явные, то есть обнаруживаемые при обычном способе приемки, и скрытые, проявляющиеся с течением времени. Претензии по явным недостаткам должны быть предъявлены незамедлительно после их обнаружения.
Претензии на скрытые дефекты могут быть предъявлены исполнителю в разумные сроки, но не более 2 лет с момента передачи результатов. При организации строительных работ срок предъявления претензий увеличен до 5 лет. Также сроки могут определяться договором, законом или деловыми обычаями, действующими в той или иной сфере деятельности (ст. 724 ГК РФ).
Подобный документ является основанием для предъявления претензий к контрагенту, не выполнившему свою часть договора. Срок исковой давности по неисполнению договора подряда составляет 1 год начиная со дня предъявления заявления о недостатках (ст. 725 ГК РФ).
Содержание
- 1 Что делать, если акт составлен, но работы проведены некачественно или не выполнены
- 1.1 Что такое фиктивный акт
- 2 Как составить акт о невыполненных работах
- 2.1 Акт некачественного выполнения работ
- 2.2 Акт фактически выполненных работ
- 3 Советы юриста
- 4 Видео по теме
Что делать, если акт составлен, но работы проведены некачественно или не выполнены
Нарушение подрядчиком своих обязанностей может проявляться двояко:
- выполненный объем работ не соответствует заявленному в соглашении;
- у потребителя имеются претензии к качеству и (или) к размеру заявленной стоимости.
В обоих случаях потребитель должен незамедлительно уведомить подрядчика, иначе он лишается права ссылаться на обнаруженные им недостатки. Акт некачественных (невыполненных) работ и является формой уведомления, так как в нем ставятся подписи обеих сторон.
После того, как протокол имеющихся дефектов составлен, стороны согласовывают дальнейшие действия. Согласно ст. 723 ГК РФ потребитель вправе требовать:
- безвозмездного устранения дефектов;
- соразмерного уменьшения стоимости;
- возмещения собственных расходов, если их устранением займется заказчик.
Внимание! Если оплата по договору не проведена, а заказчика не устраивают результаты, он должен написать мотивированный отказ в оплате, в котором обязан дополнительно перечислить выявленные недостатки. При отсутствии мотивированного отказа заказчик обязан произвести оплату в указанный в договоре срок.
В том случае, если подрядчик не признает имеющихся недостатков, любая из сторон может потребовать проведения экспертизы. Если ее заключение подтверждает наличие дефектов, расходы за экспертизу несет исполнитель. В случае, когда экспертиза не выявит наличие недостатков или удостоверит, что они возникли не по причине действий исполнителя, расходы несет сторона, бывшая инициатором проведения проверки.
Если по результатам переговоров и экспертизы стороны не приходят к соглашению, то проблема разрешается судебным путем. С исковым заявлением в суд может обратиться любой из контрагентов.
Что такое фиктивный акт
Иногда стороны составляют фиктивный акт, то есть потребитель заранее или «вслепую» принимает работу. Чаще всего это делается для ухода от налогообложения или в целях экономии времени. Такие действия ставят в неудобное положение самого заказчика. При некачественно произведенных работах ему становится сложнее предъявить претензии исполнителю, так как формально приемка уже произошла и документ не содержит претензий к подрядчику.
В такой ситуации заказчику следует подать письменную претензию к исполнителю. Она должна содержать следующие положения:
- отзыв подписи заказчика в акте приемки;
- требование исправления выявленных дефектов;
- предупреждение о приостановке оплаты по договору.
Если оплата не произведена, то направления претензии и приостановки оплаты по договору, как правило, достаточно для разрешения проблемы. В случае, если оплата уже произведена, заказчик попадает в более сложную ситуацию. Ему необходимо направить претензию к заказчику, указав свои доводы. Если тот отказывается от исполнения договора или аннулирования соглашения и возврата денег, то придется обращаться в суд.
Осторожно! Судебная практика показывает, что шансы выиграть или проиграть дело в подобной ситуации примерно равны. Суд может как буквально истолковать положения статьи 720 ГК РФ, так и руководствоваться позицией, выраженной в письме Президиума ВАС №51 от 24.01.2000, согласно которому заказчик не лишается права обжалования качества, объема и стоимости работ даже в случае, если акт приемки им уже подписан.
Как составить акт о невыполненных работах
Соответствующий акт составляется в случае, когда какие-либо позиции из договора подряда не были исполнены подрядчиком. Документ составляется в свободной письменной форме и содержит:
- наименования сторон;
- ссылку на основное соглашение;
- перечень работ, содержащихся в договоре подряда и не выполненных исполнителем с указанием единиц измерения и объема;
- дату составления и подписи контрагентов.
Как выглядит образец акта разногласий к акту выполненных работ:
В случае отказа одной из сторон от подписи в приложении делается соответствующая отметка.
Документ составляется в двух экземплярах для каждой стороны. Наличие акта является основанием для обращения в суд с исковым заявлением о расторжении соглашения, уменьшении стоимости или возмещении расходов потребителя.
Акт некачественного выполнения работ
Акт некачественного выполнения работ составляется в том случае, когда у заказчика есть конкретные претензии к качеству. Как и другие приложения к договору подряда, протокол содержит следующие положения:
- наименования сторон;
- ссылку на основной договор;
- подписи и печати сторон.
В протоколе также подробно описываются претензии заказчика с указанием конкретных выявленных им дефектов.
Акт фактически выполненных работ
Соответствующий документ фактически является актом приемки. Он составляется в свободной форме и отражает весь выполненный объем работ. В документе указывается следующее:
- наименования сторон;
- ссылка на заключенный договор подряда;
- список выполненных работ;
- стоимость каждой позиции;
- суммарная стоимость.
Также заказчик должен сделать отметку:
- об отсутствии претензий к качеству и объему произведенных работ;
- о наличии претензий.
В последнем случае потребитель должен ниже по тексту документа подробно раскрыть имеющиеся у него претензии. Подобный документ также является основанием для подачи искового заявления в суд.
Советы юриста
Приемку выполненных работ желательно производить в максимально короткие сроки после обращения подрядчика. Если иное не предусмотрено договором, то обязанность оплаты возникает по факту сдачи работы, а не по результатам приемки. Чтобы воспользоваться правом отказаться от оплаты, заказчик должен провести приемку и направить исполнителю мотивированный отказ с указанием причин.
При затягивании приемки или отсутствии мотивированного отказа заказчик обязан произвести оплату, даже если его не устраивают результаты трудов подрядчика.
Скачать образец претензии по акту выполненных работ
Видео по теме
Разбор вопроса о том, кто должен доказывать наличие или отсутствие недостатков в выполненных работах:
Любая организация-Заказчик может столкнуться с некачественным выполнением работ Исполнителем. Независимо от того по каким причинам произошло нарушение договорных обязательств – этот факт нужно зафиксировать на бумаге. А документ, который служит для этих целей называется Актом о недостатках выполненных работ.
Все недочеты можно прописать и в самом Акте выполненных работ. Ведь в результате подписания этого документа стороны соглашаются в отсутствии претензий к качеству тех самых работ, или услуг. Но что делать, если все недочеты обнаружены после сдачи работ и подписания документов? Ответ таков: составить отдельный Акт об обнаруженных недостатках подрядных работ. В нем стороны могут обсудить способы устранения недочетов, а также сроки и расходы.
Мы подготовили для вас вариант Акта выявленных недостатков, который предлагаем скачать на этой странице. Заполните его по образцу, размещенному в конце статьи:
Заполненный акт(заполненный образец 2022 г.) Наглядный пример ниже на странице ↓
Не знаете, как заполнить тот, либо иной раздел, дочитайте материал до конца.
Продолжим…
Правовая сторона
В нашем законодательстве нет такой нормы, которая бы говорила о необходимости составления и подписания документа. Однако польза в его оформлении очевидна:
- Согласно требованиям налогового законодательства, без первичного документа хозяйственную операцию подтвердить нельзя (ст. 252 НК). Поскольку документальное подтверждение выявленных недостатков способно повлиять на общую сумму проделанных работ по договору, то он является одним из подтверждающих документов.
- Есть еще один пункт, говорящий о преимуществе формирования такого рода деловой бумаги. Соответственно ст.720 ГК РФ по правилам приемки работ у подрядчика, все установленные недочеты должны фиксироваться документально. Поэтому данный акт при возникновении в дальнейшем претензий будет являться точкой опоры для решения возникших спорных моментов между сторонами договора. Особенно если разногласия решаются при помощи суда.
С момента подписания бумага хранится в бухгалтерии организации не боле 5 лет.
Кто и когда составляет документ
Акт о выявленных недостатках составляется в ситуации, когда после заключенного договора и проделанной работы Заказчик не удовлетворен результатами.
Если по недочетам нет разногласий, то вопрос составления и подписания документа решается участниками соглашения самостоятельно, без привлечения третьей стороны. Ответственными, назначаются официальные представители исполнителя и заказчика, наделенные соответствующими полномочиями. Сам документ уместно составить стороне – исполнителю.
В некоторых случаях для формирования акта собирается комиссия с обязательным участием представителей обеих сторон. Но это не обязательное условие.
В том случае если представитель исполнителя, после уведомления, проигнорировал встречу по обсуждению недочетов и составлению акта, тогда его можно составить в одностороннем порядке. Такой документ, с подтверждающими бумагами, может служить серьезным аргументом в суде.
В ситуации, когда исполнитель присутствовал при осмотре недостатков, но не согласился с ними. Потребуется экспертиза. Она подтвердит или опровергнет наличие недочетов.
Основные правила составления
Законодательство не указывает на наличие унифицированной формы документа. Бумага составляется в свободной форме с соблюдением общих норм деловой документации. Формат преимущественно А4, в печатной форме или от руки.
Чтобы составленный документ о выявленных недостатках (недочетах) выполненных подрядных работ не потерял свою правомерность, в нем должны содержаться следующие важные элементы:
- Шапка документа – название, с порядковым номером.
- Дата и место формирования.
- Номер договора и дата.
- Информация о лицах причастных к написанию.
- Сведения об уведомлении исполнителя о наличии недочетов.
- Основная часть.
- Наименования и подписи сторон.
Печать, по закону, не считается необходимым элементом. Таким образом, ее отсутствие не будет считаться нарушением.
Поэтапное составление (образец)
- Наименование акта с порядковым номером
- Дата и место формирования
- Данные о лицах, участвующих в написании акта. Уполномочиваемые документы.
- Наименование основного договора с датой и номером.
- Информация об извещении исполнителя по факту обнаружения недочетов.
- В основной части акта в зависимости от ситуации:
- Перечень обязательств, взятых на себя исполнителем по договору. Стоимость сроки их выполнения.
- Обнаруженные недочеты с суммой убытка (если есть возможность). Дату и обстоятельства, при которых выявили недочеты.
- Заключение экспертизы либо решение комиссии, или другие документы, являющиеся доказательством обнаруженных недостатков.
- Информация о достигнутом сторонами соглашении по устранению недочетов.
- Сроки исправления.
- Если в основном договоре есть пункт, который регулирует действия в сложившейся ситуации, то дать на него ссылку.
- Перечислить приложения к акту, если таковые имеются.
- Подписи представителей заказчика и исполнителя. С расшифровкой и указанием должности.
Образец
Последствия составления акта
В зависимости от того к какому решению пришли стороны существует несколько исходов возникшей ситуации.
Вариант | Решение |
Первый | Принято решение об уменьшении оплаты по договору на сумму понесенного убытка. |
Второй | Исполнитель обязуется устранить имеющиеся недостатки самостоятельно. Указываются сроки. |
Третий | Возместить расходы на устранение недочетов заказчиком. Если это условие прописано в договоре. |
Четвертый | Отказаться от выполнения обязательств по договору. Если это обоснованно по закону. Недочет значительный либо неустраним. |
ТРУДко, ИНФО
Акт о недостатках выполненных работ – важный документ при урегулировании недопонимания, претензий со стороны, осуществляющей услуги, и принимающей организации как в досудебном порядке, так в суде. Обычно выявленные огрехи компенсируются уменьшением оплаты работы.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о недостатках выполненных работ .docСкачать образец акта о недостатках выполненных работ .doc
Кем составляется
Иногда для составления документа созывается комиссия и назначается ее председатель. Но это не является обязательным условием составления акта. Когда недостатки работы очевидны и не оспариваются, акт может быть заполнен просто двумя представителями двух организаций.
К каким выводам может привести
Если одна организация выявила недостатки в работе другой, то такое положение может привести к:
- Отказу от исполнения условий существующего договора. Заказчик вправе не оплачивать работу в предусмотренных законом случаях, в частности если имеющиеся недостатки существенны и неустранимы. Под неустранимыми понимаются регулярно проявляющиеся, требующие несоизмеримо большого количества средств для устранения изъяны.
- Уменьшению оплаты выполненных услуг на оговоренную сумму (процент от общей стоимости выполнения работ или предоставления услуг). Здесь все зависит от способности договориться сторонам процесса. Если этого сделать не удается, решение о сумме выплаты принимает суд.
- Обоснованному требованию со стороны заказчика устранить недостатки.
Важный момент при этом – сроки. Подрядчик (тот, кто выполняет работы) может не уложиться в срок, оговоренный в договоре между сторонами. Этот факт тоже может быть основанием для составления акта о недостатках выполненных работ.
Элементы документа
Акт состоит из нескольких частей. Шапка документа стандартна. В ней прописываются название компании, дата и место подписания акта, его полное наименование. С основной частью сложнее, т.к. в ней в относительно свободной форме должно быть изложено:
- Какие обязательства на себя взял подрядчик. Для подтверждения изложенных фактов приводятся дата заключенного договора, его номер, условия относительно сроков и оплаты.
- Какие недостатки выявлены. Если возможно, по пунктам и с цифровыми значениями.
- Как выявленные недостатки влияют на возможности использования объекта заказчиком. Какие он понесет убытки в связи с эксплуатацией объекта в существующем виде и возможна ли она в принципе.
- Какими документами подтверждается факт наличия недостатков и их объем. Если есть, то будет нелишней ссылка на заключение специально созванной для этого случая комиссии. Согласно законодательству в состав последней обязательно должны входить представители обеих сторон.
- Если в договоре между сторонами (например, договоре подряда) были предусмотрены действия в случае выявления недостатков этого характера, то приводится ссылка на конкретный пункт договора.
- К каким договоренностям удалось прийти сторонам в ходе ведения диалога. Возможна констатация факта отсутствия соприкосновения в точках зрения оппонентов.
- Если речь идет о компенсационных механизмах за выявленные недостатки и стороны пришли к фиксированной их оплате, то в акте может присутствовать фраза, лишающая заказчика на дополнительные требования возмещения убытков, связанных с перечисленными в акте недостатками.
В конце акта обе стороны ставят свои подписи. Представители заказчика и подрядчика обязательно должны указать должности, на которых они состоят во взаимодействующих организациях.
Исправления и помарки в документе не приветствуются. Однако возможно незначительное исправление части текста с подписями рядом с исправлением.
Если подрядчик отказывается подписывать акт и мотивирует это отсутствием недостатков или другим их объемом, то есть основания для проведения специализированной экспертизы.
Если договориться не удается
В случае если в договоре подряда не предусмотрены имеющиеся недостатки или если сторонам не удалось договориться о том, есть они или нет, то в дело вступает Гражданский кодекс. Согласно ему (а именно 5 пункту 720 статьи) стороны проводят экспертизу.
Кто будет оплачивать экспертизу, в большинстве случаев зависит от ее результата.
- Если недостатки выявлены, а тем более если они признаны существенными, то платит за экспертизу и подписывает все соответствующие документы подрядчик.
- Если же недостатков по результату экспертизы не выявлено, то оплачивает ее заказчик. Также в этом случае заказчик обязан оплатить всю причитающуюся исполнителю стоимость выполненных работ.
Сроки выявления недостатков работ
Заказчик имеет право на выявление недостатков в совершаемых работах на любых стадиях процесса. В начале, конце или по завершении. Даже если заказчик проверил и уже подписал окончательный акт сдачи-приемки работ. Судебная практика рассматривает случаи с претензиями по качеству, которые касаются:
- Строительных работ любого характера. Об этом сказано в Информационном письме №51 Президиума ВАС от 24.01. 2000, в пунктах 12 и 13 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
- Скрытых недостатков, проявляющихся по мере эксплуатации.
- Если при подписании акта сдачи-приемки работ заказчиком было предложено (в письменной форме) устранить существующие недостатки, но исполнитель этого не сделал.
- Если заказчик подписал акт сдачи-приемки работ, но не произвел оплату из-за того, что в последний момент заметил недостатки.
Таким образом, заказчик свободен в выборе срока предъявления претензий в достаточно большом спектре ситуаций. Другое дело – являются ли они обоснованными. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, то обращение в судебные инстанции неизбежно.
Юристы утверждают, что чем раньше предъявляются претензии и составляются акты о недостатках выполненных работ, тем лучше для заказчика. Он получает возможность частичной оплаты выполненных работ или отказа от подобных выплат вообще. Однако на практике гораздо быстрее и выгоднее договариваться и находить общие точки соприкосновения без обращения в суд.
Акт сдачи-приёмки работ подписан, замечаний нет, и исполнитель спокойно ждёт, пока заказчик перечислит оплату. Но время идёт, а денег не видно. Конечно, заказчик понимает, что исполнитель может пойти в суд, и в первую очередь сошлётся на подписанный акт. Поэтому для заказчика ошибки в этом документе или при его составлении — неплохой способ потянуть время, оспорить акт и на законных основаниях сэкономить на оплате работ. Чаще всего придирки к документам начинаются, когда денег нет или платить по договору не хочется.
1. Акт составили, а про другие документы забыли
Акт сдачи-приёмки работ считается основным документом, которым «закрывается» исполнение сделки. Но иногда требуются и другие. Например, договор может обязывать провести осмотр объекта, освидетельствование или экспертизу работ и результатов. Либо нужно сопровождать акт составлением и подписанием отчёта о выполненных работах, предоставлением технических документов.
Как избежать проблемы:
1. Чётко соблюдайте порядок сдачи работ, который указан в договоре.
2. Вовремя составляйте, направляйте, подписывайте все исполнительные документы.
2. Подписали акт другим числом
Абсолютно неважно, что послужило причиной подписания акта задним или будущим числом — если это обнаружится, документ будет недостоверным. Если заказчик откажется платить, не избежать споров по мелочам, затрат на экспертизу, юристов и судебный процесс.
Заодно подписание документа задним числом будет считаться подделкой документа, а за неё штрафуют по ст. 19.23 КоАП.
3. Акт подписан не тем, кем нужно
Кто и как подписывает акт — указывают в договоре. Если это не оговорено, акт подписывает руководитель компании, лично предприниматель или лицо, которое имеет право такой подписи по доверенности. На практике же бывает, что акты подписывает кто угодно, но не тот, кто должен: бухгалтеры, мастера и т.д.
Отдельный разговор — комиссионный порядок приёмки работ. В этом случае в акте должны стоять подписи всех членов комиссии. И пока порядок не соблюден, работы считаются не принятыми, даже если составлен акт.
4. Акт «забраковала» бухгалтерия
Акт выполненных работ относится к первичным документам учёта. После его подписи через какое-то время он передается в бухгалтерию — она-то и должна сделать расчёт с исполнителем. И вот тут могут возникнуть проблемы. Бухгалтеру важно, чтобы к сделке, акту и взаиморасчётам не придралась налоговая инспекция. И если такая вероятность есть, акт придётся переделывать. К сожалению, заказчик может воспользоваться ситуацией и тянуть время. Чтобы быстрее получить оплату, всегда интересуйтесь причиной задержки взаиморасчёта. Если заказчик отмалчивается — готовьте и направляйте письменную претензию.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
5. Нарушения формы и содержания акта
Многие акты составляют в свободной форме. Для них нет установленного порядка, кроме того, который указан в договоре. На практике часто используют типовые формы или образцы из интернета.
Однако есть сделки, в которых закон обязывает применять унифицированные формы. Пример — формы КС2 и КС3, которые используют в строительстве. Замена таких форм на свободные — нарушение закона, что уже делает акты недействительными. Неправильное заполнение унифицированных форм — тоже нарушение.
Даже если используется свободная форма, в акте должны быть отражены:
1. Вид договора, по которому составляется акт.
2. Место и дата составления документа.
3. Стороны сделки и их представители, уполномоченные подписывать акт.
4. Перечень и описание выполненных работ.
5. Срок выполнения работ — установленный договором и фактический.
6. Другие сведения, определённые условиями договора о порядке сдачи и приёмки работ (объем, качество работ, мероприятия по оценке работ и пр.)
7. Цена и стоимость работ, НДС.
8. Сведения об авансовом платеже, его зачёт в окончательную оплату, итоговая сумма, подлежащая выплате исполнителю.
9. Выявленные недостатки.
10. Наличие/отсутствие претензий, их суть.
11. Подписи сторон.
Форму и содержание акта можно определить договором — приложением к нему. В этом случае стороны обязаны использовать согласованный вариант. Этот способ уменьшает вероятность претензий сторон друг к другу по поводу акта.
Статья актуальна на
28.01.2022
Акт о недостатках выполненных работ – это документ, являющийся приложением к договору подряда, на основании которого заказчик требует от подрядчика исправить выявленные при приёмке дефекты или соразмерно уменьшить оплату за работу. Процедура всегда подразумевает подписание определённых официальных бумаг.
Файлы для скачивания:
Подряд на выполнение работ
Гражданский кодекс особняком выделяет такой вид договоров как договор подряда. На основании соглашения между сторонами лица обязуются выполнить определённые работы с одной стороны и оплатить работу контрагента с другой. Стороны именуются как «заказчик» и «подрядчик».
По общему правилу работы должны быть выполнены:
- качественно;
- в соответствии с условиями договора, проектной документацией;
- требованиями действующего законодательства.
В противном случае заказчик вправе отказаться от приёмки.
Недостатки
Под недостатками понимаются любые отступления от требований заказчика, условий договора или попросту некачественно выполненные элементы работы. Речь может идти о ненадёжности конструкции, обваливающейся краске и так далее. В эту же категорию относятся качественно выполненные работы, однако расходящиеся с требованиями заказчика. Например, контрагент просил покрасить стены в зелёный цвет, а подрядчик выкрасил их в синий. В таком случае заказчик также вправе указать на этот момент как на недостаток.
Варианты развития событий
Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы предусмотрена статьей 723 ГК РФ. Часть первая вышеуказанной нормы гласит, что в случае обнаружения недостатков в работе заказчик вправе требовать от контрагента:
- полного устранения недостатков в разумный срок (конкретные временные рамки обговариваются сторонами);
- уменьшения размера оплаты за проделанную работу (скидка);
- возмещения расходы на устранение недостатков, если заказчик исправлял дефекты самостоятельно.
Контрагенты вправе выбрать любой вариант из обозначенных выше на своё усмотрение путём переговоров.
Споры
Не всегда подрядчик признаёт, что выполненные им работы не соответствуют надлежащему качеству, следовательно, отказывается исправлять дефекты. В таком случае сторонам ничего не остаётся, кроме как обратиться за восстановлением справедливости в суд. Качество работы должно быть предварительно оценено. По общему правилу приёмка работ всегда осуществляется в составе комиссии, состоящей из представителей обеих сторон. Так у контрагентов будет на руках заверенный подписями документ, подтверждающий позицию.
Роль акта
По своей юридической природе настоящий акт является приложением к договору подряда. Он составляется на основании акта приёмки, если заказчик отказался принимать работу в текущем состоянии. Следовательно, храниться официальная бумага должна вместе с основным соглашением.
Кто пишет официальную бумагу
Бремя по составлению акта о недостатках практически всегда ложится на представителя заказчика, ведь именно его права фактически были нарушены. Написать документ теоретически может любой сотрудник предприятия, обладающий определёнными навыками работы с официальными бумагами, а вот для его подписания потребуется право подписи. Полномочия на подписание подтверждаются специальными документами: уставом общества или оформленной от имени директора доверенностью.
Что обозначается в акте
В настоящий момент не существует определённого перечня положений, которые обязательно должны быть указаны в акте о недостатках, тем не менее сложившаяся практика выработала примерный список моментов, подлежащих обозначению:
- ФИО и должности представителей сторон;
- ссылка на документ, подтверждающий их полномочия;
- указание конкретных недостатков в выполненных работах;
- положение о выходе из сложившейся ситуации (переделка или скидка);
- ссылка на документ, подтверждающий качество работ (акт приёмки, составленный коллегиально).
Форма документа
На сегодняшний день органы государственной власти не требуют от организаций составления подобных документов с использованием общеобязательных унифицированных бланков. Акт о недостатках выполненных работ, как и многие другие официальные бумаги, может быть выполнены в свободной форме.
Изложить текст акта допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки или в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать составитель. Отметим, что способ написания текста ни коим образом не может повлиять на юридическую силу документа. Рекомендуется всё же использовать машинописный вариант. Так официальная бумага будет иметь более презентабельный вид.
Пошаговая инструкция по составлению акта
Первым делом обратим внимание на реквизиты. Указываем дату и место составления акта, присваиваем ему уникальный номер для хранения и документооборота. Далее обозначаем ФИО, должности согласно штатному расписанию представителей сторон, ссылаемся на уполномочивающие официальные бумаги.
Ниже по документу переходим к утверждению основных положений. По пунктам освещаем следующие моменты:
- утверждаем, что подрядчик выполнил определённые работы в рамках договора подряда;
- указываем сроки выполнения работ, их цену;
- обозначаем, что при приёмке были обнаружены недостатки, перечисляем их;
- ссылаемся на документ, подтверждающий наличие дефектов;
- выбираем путь решения возникшей проблемы (скидка или доработка).
Примерный образец
Как только все важные для контрагентов моменты будут обозначены, можно переходить к подписанию. В акте должны оставить свои автографы (с расшифровкой) представители сторон, которые были указаны во вводной части документа. Отметим, что официальная бумага составляется в двух равных по юридической силе экземплярах, по одному для каждого из контрагентов. Как только все подписи встанут на свои места, документ обретёт юридическую силу, может быть приложен к договору подряда.