Как написать замысел проекта

«Замысел ученического проекта.
Конструирование темы и проблемы проекта». (10 класс)

«Проектирование — есть идеальное «промысливание» того, что может быть; а точнее — мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование, имеющее замысел, проектную идею, воплощается во вполне определенном продукте — образовательном проекте…»
(Виктор Иванович Слободчиков — российский психолог, доктор психологических наук, профессор).

Конструирование (от лат. CONSTRUO — строю, создаю) — процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов.
Конструирование в процессе обучения — это средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучаемых.

Виды конструирования:
— Умственное (система мыслительных операций);
— Графическое (выполнение эскизов, схем);
— Предметно-манипулятивное (постройка опытного образца).

Замысел проекта — ключевая идея проекта, в ходе сбора информации и обдумывания, «обрастающая» подробностями, касающимися ее реализации.

Суть проектного замысла
Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь.

Как рождается проектный замысел.
В основе замысла проекта лежит проблема. Как правило, замысел проекта рождается в ситуации неопределённости, интуитивных догадок и эмоциональных оценок. Участники проекта хотят перемен, хотят создать что-то свое, новое. Участники проекта представляют область, в которой собираются делать изменения, но у них нет понимания того, что и как конкретно надо делать. Поэтому на этом этапе очень важно зафиксировать замысел проекта (его идею).

Фиксация замысла и его анализ позволяют ответить на следующие вопросы: «Для чего предназначен проект?», «Почему возникла необходимость в поиске решения проблемы посредством этого проекта?», «В чем состоит суть проблемы?».
Самый простой способ зафиксировать замысел – взять лист бумаги и записать его в той форме, в какой он возник, ничего не подправляя и оставляя обработку сделанных заметок на дальнейшее.

Проектный замысел и проектирование

Проектирование — есть процесс разработки проектного замысла и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме — буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.

Стадии проекта:
1. Выдвигается исходно-плодотворная гипотетическая идея, содержательное ядро, зародыш смысла, способный к дальнейшему росту и развитию.
2. Из первоначально туманной идеи вырисовывается постепенно усложняющийся проектный образ, возникает некая морфология — детальная картина, многоплановая панорама, ясно представимые сцены желаемого будущего. Предметом такого опережающего образного представления может быть что угодно — какой-то неизвестный продукт .
3. Составление проектно-технологической документации. Там подробно описываются все операции и процедуры, которые нужно произвести для того, чтобы реализовать проектный замысел.

Связь темы проекта и проблемы

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы.
Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. (Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями. Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта). Обучающийся имеет право предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки.

Проблема — это в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле — ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

«Проблема – это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно».  Задумываясь над проблемой, стоит задать себе вопрос: Зачем нужно что-то изучать по этой теме? Что даст полученный результат? Кому это может пригодиться?  

Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека …

Постановка проблемы влияет на выбор методов и методик.
Обоснование проблемы –  это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения,  научной или практической ценности ожидаемых результатов.

Ситуация имеет проблемный характер, если:
— есть противоречия, которые необходимо разрешить;
— нужно установить связи между явлениями;
— нужно  установить сходство и (или) различия;
— нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора);
— знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону.

Примеры проблем:
— проблемы курения в подростковой среде;
— проблемы формировании зависимости детей от компьютерных игр или от некоторых продуктов питания;
— проблемы отношений в классе;
— проблемы выпускников при выборе профессии;
— проблемы учебной мотивации школьников;
— проблемы отношений подростков и их родителей;
— проблемы формирования нравственных ценностей у детей   и т.д.

Условия выбора темы

Тема должна быть интересна, должна увлекать. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Условия выбора темы
Тема должна быть значимой. Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого. Желательно, чтобы тема была связана с реальным миром и предлагала что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания.

При выборе темы важно, какой тип проекта вы хотите выбрать, какой будет «уклон»:
— Проект получится социальный /творческий /исследовательский и т.д.?
— Будет ли какой-то «эксперимент»?
— Какую проблему будет решать проект?
— Какой «продукт» вы собираетесь получить «на выходе»: праздник; проведенная социальная акция; плакаты-буклеты; выставка; «научное» мероприятие; какая-то разработка и пр. (В Интернете есть сформулированные темы — чтобы сориентироваться).

В основе каждого проекта лежит фаза планирования. На этом этапе закладывается фундамент, от прочности которого зависит, насколько успешно и своевременно команда завершит работу.

По данным исследования, только 29% организаций успешно завершают проекты на регулярной основе и не превышают бюджет.

Планирование — одна из важнейших фаз жизненного цикла проекта. Во время работы над ней менеджер собирает подробную информацию о готовящемся к запуску проекте и размещает ее в плане-графике проекта.

Что значит план проекта? В нашей статье вы получите ответ на этот вопрос, а также узнаете, как грамотно составить календарный план реализации проекта, и в чем его преимущества.

Итак, приступим.

  • Что такое план проекта
  • Пример плана проекта
  • Шаблон плана проекта
  • Как составить план проекта

Что такое план проекта

План проекта — это документ, содержащий подробную информацию о проекте: его объемах и целях, исполнителях и задачах, сроках и бюджетах.

Документ является конечным результатом этапа планирования, утверждается до начала любых работ и становится самым главным и достоверным источником информации о грядущем проекте. 

Одним из инструментов, который менеджеры используют при создании графика проекта, является диаграмма Ганта. Она упрощает обмен информацией с заинтересованными сторонами и помогает участникам иметь перед глазами общую рабочую картину. 

Однако существуют и другие способы создания и визуализации календарного плана проекта: 

  • CPM (Critical Path Method или Метод Критического Пути). 
  • WBS (Work Breakdown Structure или Иерархическая Структура Работ).
  • PERT-диаграмма.

В пятом издании «Руководства по управлению проектами» говорится, что процесс составления графика проекта состоит из создания вспомогательных планов:

  • Управления человеческими ресурсами в команде проекта, учитывая их доступность и профессиональные навыки. 
  • Управления расходами, включая всевозможные закупки и обязательства перед подрядчиками. 
  • Процессов коммуникации с указанием того, как, когда и в каком формате будет происходить общение с командой и заинтересованными лицами.
  • Работы с возможными рисками.
  • Оценки качества, в котором указаны основные показатели качества для проекта.

Немного пугающий объем документации, правда? На самом деле, менеджеры редко оформляют такие отдельные документы. В этом нет особого смысла. 

Чтобы составить удачный график, достаточно в одном документе рассказать обо всех перечисленных выше элементах.

Документ обычно включает информацию о:

  • Требованиях к проекту.
  • Его сроках.
  • Объемах работ.
  • Заинтересованных сторонах.
  • Выделенном бюджете.
  • Задействованных ресурсах.
  • Потенциальных рисках на проекте.

Что включает план-график проекта

Цель плана проекта

В основном график проекта используется для документирования договоренностей, облегчения взаимодействия между заинтересованными сторонами, а также фиксирования объемов работ и финансовых вложений.

Документ должен содержать ответы на 4 вопроса:

  • Почему? Почему на него нужно выделить средства? Какую проблему он решит?
  • Что? Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?
  • Кто? Кто будет вовлечен в рабочий процесс и какими будут их обязанности?
  • Когда? Когда будут завершены основные вехи, каковы сроки реализации проекта?

Пример плана проекта

Часто для планирования применяют простые таблицы (например, Microsoft Excel), аналог Excel или другие инструменты. Однако опытные менеджеры для создания графиков проекта используют системы управления проектами. Такие решения автоматизируют многие процессы, тем самым экономя рабочее время и облегчая контроль за ходом работы. 

Использование программного обеспечения для управления командой проекта и рабочими процессами — дело довольно привычное для многих менеджеров, особенно в крупных компаниях.

Перед вами пример плана в онлайн диаграмме Ганта GanttPRO.

План проекта в онлайн диаграмме Ганта GanttPRO

С помощью инструмента вы сможете:

  • Создавать задачи и подзадачи.
  • Назначать на них одного или нескольких исполнителей.
  • Управлять виртуальными ресурсами.
  • Задавать стоимость ресурсам.
  • Создавать зависимости и вехи.
  • Следить за прогрессом каждой задачи.
  • Управлять рабочей нагрузкой каждого члена команды.
  • Создавать персональные календари.
  • Делиться графиком с помощью ссылки.
  • Создавать отчеты.
  • Работать с портфелями проектов. 
  • Экспортировать график в популярные форматы.
  • Создавать персональные рабочие календари.
  • Оставлять комментарии и описания к задачам, упоминать коллег, прикреплять файлы 
  • и многое другое.

Онлайн диаграмма Ганта GanttPRO

Планируйте, создавайте и работайте с проектами любой сложности и профессиональной области.

Попробуйте бесплатно

Шаблон плана проекта

Готовые шаблоны помогут вам не начинать этап планирования с нуля каждый раз. В GanttPRO вы найдете бесплатные шаблоны диаграммы Ганта, которые подойдут многим профессиональным индустриям:

  • Разработка ПО.
  • Строительство.
  • Организация мероприятий.
  • Маркетинг.
  • Торговля.
  • Производство.
  • Дизайн
  • и многим другим.

Кроме того, в нашем планировщике онлайн вы найдете шаблоны планов проекта для различных сфер в Excel и Google Таблицах.

Каждый шаблон вы всегда можете скачать в популярных форматах PDF и PNG. Также вы можете сохранить любой ранее созданный документ и использовать его в будущем.

Как составить план проекта

Опытный менеджер знает все о команде и ее участниках. Кроме того, он готов ответить на все возможные вопросы, которые могут возникнуть во время рабочего процесса.

Итак, давайте приступим к созданию календарного плана-графика проекта, чтобы быть уверенными в максимальной проработке и подготовке каждого его этапа.

1. Познакомьтесь с участниками проекта

Общение — главный помощник в достижении успеха. Познакомьтесь с теми, с кем будете работать, представьте участников друг другу и обсудите организационные моменты. Оцените потребности и ожидания коллег, а также обсудите, как в ходе работы реализовывать обратную связь между командой и клиентами.

В будущем это поможет минимизировать недопонимания и поддерживать приятную рабочую атмосферу.

2. Определите основные цели проекта

Менеджер должен иметь четкое представление, для чего нужен этот проект, какие цели он преследует и почему стоит вложенных денег. Ответы на эти вопросы помогут команде, руководству, инвесторам и другим заинтересованным лицам убедиться, что идея достойна внимания, а ее реализация принесет не только удовлетворение, но и выгоду.

3. Определите объемы работ

Определение объема — ключевой элемент разработки документа. На этом этапе менеджер:

  • Обозначает конечный результат.
  • Определяет длительность проекта.
  • Разбивает его на основные фазы, создает вехи.
  • Выбирает методологию управления проектом. 
  • Определяет технические требования и ограничения.
  • Дает оценочную стоимость.

4. Создайте детальный план проекта

Вы определили цели, сроки и фазы проекта, а также обозначили его ключевые моменты. Самое время создать подробный график, в котором будет прописана каждая задача и время на ее выполнение. 

Не будьте слишком оптимистичными, моделируя наилучшую возможную ситуацию. Реально оценивайте силы коллег, не забудьте об отпусках, праздниках и возможных задержках по другим причинам.

5. Определите роли и обязанности, назначьте ресурсы

Ресурсы — это сотрудники либо привлеченные специалисты, а также средства, необходимые для достижения бизнес-целей компании. Выделите и назначьте сотрудников на задачи, четко сформулируйте область ответственности и ожидания, которые на них возлагаете. 

Учитывайте опыт каждого специалиста, их профессиональные качества и так называемые «soft skills». Все это способствует грамотному распределению и управлению ресурсами, а также повышает эффективность команды.

6. Оцените риски

Опытный менеджер всегда заранее предусматривает возможные внештатные ситуации и обдумывает пути их решения. Это могут быть:

  • Дополнительные расходы. 
  • Привлечение сторонних специалистов.
  • Задержка выполнения задачи или нескольких.
  • Болезнь или увольнение сотрудника.
  • Срочные командировки,
  • и многое другое.

Заранее обсудите возможные риски с командой, чтобы сотрудники были к этому готовы. 

Итак, детальный план реализации проекта готов. Проведите презентацию, ознакомьте с ним абсолютно каждого участника и коллегу. Теперь это основной документ, содержащий самую точную и свежую информацию о проекте.

Поделитесь документом с сотрудниками и заинтересованными сторонами. В этом вам поможет инструмент управления рабочими процессами онлайн. С ним каждый получит круглосуточный доступ к документу, а также сможет вносить корректировки и следить за изменениями в режиме реального времени.

Заключение

Планирование — неотъемлемая часть работы каждого менеджера. Без заранее составленного детального графика сложно представить работу команды слаженной, завершенной успешно и в заданные сроки.

Участие членов команды в нескольких проектах, а также работа с международными организациями и удаленка требуют еще более тщательных процессов планирования и управления.

Подробный план проекта станет отличным решением. С ним менеджер может быть уверен, что сотрудники и заинтересованные стороны имеют общие бизнес-цели и видение рабочих процессов, а также будут в курсе всех изменений.

4.5
11
голоса

Рейтинг статьи

Проектная деятельность

Методический
ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Основные разделы
текста проекта

  1. название
    проекта,

  2. постановка
    проблемы,

  3. целевое
    назначение проекта,

  4. задачи
    проекта,

  5. участники,

  6. общий
    замысел,

  7. деятельность
    по реализации проекта (этапы, формы,
    содержание, способы организации),

  8. ресурсное
    обеспечение (кадровые, материальные и
    др.),

  9. ожидаемый
    результат,

  10. календарный
    план (прилагается).

Название
проекта

должно
быть броским, кратким, выражающим
основную идею содержания, может быть
дана расшифровка названия.

Актуальность
проекта (постановка проблемы)

актуальность
проекта определяется значимостью
проекта, решению которой призван
способствовать, ваш проект.
При этом социальной проблемой можно
назвать обнаруживаемое
в жизни общества противоречие между
существующим и желаемым состоянием,
которое вызывает в обществе (сообществе)
напряженность и которое оно намеревается
преодолеть.

Схема
формулирования проблемы состоит в
сжатой формулировке ситуации,
которая требует изменений (штапмы-предложения:
«До сих пор ничего
не сделано для того, чтобы…» или «Все
меры по… оказываются малоэффективными»
или «То, что делалось до сих пор, не
принесло результатов…»).

В этом
разделе разъясняется актуальность и
новизна данного проекта по сравнению
с аналогами, чьи интересы затрагивает
эта проблема, каковы ее масштабы и что
может произойти, если она не найдет
решения.

Раздел
«актуальность проекта» можно считать
качественно прописанным,
если он:

  • описывает, почему
    возникла необходимость выполнения
    проекта;

  • ясно, какие
    обстоятельства побудили написать
    проект;

  • проблема
    выглядит значимой для вашей территории,
    в целом для общества;

  • исполнитель
    является достаточно компетентным для
    реализации проекта;

  • масштабы проекта
    разумны, он не делает попытки решить
    все мировые проблемы сразу;

  • проект
    поддерживается статистическими и
    аналитическими данными, ссылками на
    экспертов, ключевые научно-методические
    источники;

  • проблема
    сформулирована с точки зрения того,
    чьим нуждам служит проект, а не с точки
    зрения «удобства» исполнителя;

  • нет
    голословных утверждений, минимум
    наукообразных и специальных
    терминов, интересно для чтения и кратко;

  • четко определен
    способ решения проблемы.

Цель проекта

Это осознанное
представление результата деятельности
по проекту.

Цель
возникает при выявлении проблемы и
определяет образ желаемого результата.
Формулировка цели должна быть увязана
с выявленной проблемой и по возможности
решать ее, указывая путь от реального
состояния дел до идеального или
предполагаемого после реализации
данного проекта.

Основные требования
к формулировке цели таковы:

  • достижимость в
    рамках этого проекта;

  • безусловность,
    так как для проектной деятельности
    изучение возможных условий должно
    быть завершено до начала работ;

  • предусматривание
    итогового результата проекта;

  • соответствие
    компетентности, подготовленности
    финансово-экономическим,
    материально-техническим, организационным
    условиям реализации проекта.

Определение
цели — важный момент процесса
проектирования, нельзя подходить к нему
формально. Добиться результата в любом
деле можно, если четко знаешь, что именно
хочешь добиться. Псевдоцели (неточно
поставленные или неверные) в процессе
реализации проекта не позволяют добиться
положительных результатов.

Задачи проекта

Задача
– это
шаг, приближающий нас к достижению цели.
Это конкретизация общей цели,
шаг на пути ее достижения. Слово «задача»
означает также «поручение, задание»,
вопрос, требующий решения по известным
данным с соблюдением условий,
наконец «успех, счастье, удача».

Лучше
избегать глаголов несовершенного вида
(содействовать,
поддерживать, усиливать), а применять
слова: подготовить, уменьшить,
увеличить, организовать, изготовить
(глаголы совершенного вида).
При формулировке задач рекомендуется
использовать международный
критерий SMART
(англ, specific,
measurable,
area-specific,
realistis,
time-bound:
конкретность, исчисляемость,
территориальность, реальность,
определенность
во времени).

Раздел
«Цели и задачи» можно считать прописанным,
если он соответствует
следующим условиям:

  • описывает
    предполагаемые итоги выполнения
    проекта, поддающиеся оценке;

  • цель
    является общим итогом проекта, а
    задачи — промежуточными, частными
    результатами;

  • из
    раздела ясно, какие произойдут изменения
    в социальной ситуации;

  • по каждой проблеме,
    сформулированной в предыдущей части,
    есть хотя бы одна четкая задача;

  • цели в принципе
    достижимы, а результаты поддаются
    измерению;

  • постановку целей
    и задач авторы не путают с методами их
    решения;

  • язык ясен и четок,
    нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Формы и механизм
реализации проекта

Основной
компонент проектирования — выбор
содержания, форм, методов деятельности
по проекту. Это технологический этап,
который подразумевает подбор оптимальной
системы действий, направленных на
решение каждой из поставленных задач.

Подбор
технологического инструментария
предполагает, что вы достаточно подробно
прописываете, в каких направлениях,
каким образом, когда, в какой
последовательности, что и как будет
сделано для получения желаемых
результатов.

Содержание
проекта, как главы в книге, должно
строиться из больших и малых элементов
— частей. В качестве элементов структуры
используются: блоки, направления,
ступени, модули. Для небольших проектов
такого деления можно и не делать (если
проект сам по себе состоит из одного
модуля или направления).

Если
же мы структурируем содержание, то нужно
продумать «вертикальные» и «горизонтальные»
связи между частями. Чтобы разобраться,
можно все содержание сначала представить
в виде схемы, так как это позволяет легче
представить «что», «где», «в какой
последовательности» будет проводиться
при реализации проекта. Составление
схем дело не обязательное, но полезное.
Схема (или текстовая информация) работы
по проекту и план действий являются
базовыми понятиями в технологии
разработки содержания и механизма
реализации, так как достаточно четко
показывают, что будет сделано, кто будет
осуществлять действия, как они будут
осуществляться, когда и в какой
последовательности, какие ресурсы будут
привлечены.

Контрольными
характеристиками к этому разделу могут
служить:

  • полная ясность,
    в каких направлениях будет работать
    проекта;

  • четкость
    структурирования проекта на части и
    видение их взаимосвязей;

  • доступное
    описание основных мероприятий и причин
    выбора именно этих

форм
работы;

  • из
    раздела понятно как, с кем, когда и где
    будет проходить реализовываться
    проект;

  • естественность
    логической цепочки: проблема – цель
    – задача – метод;

  • нет лишней «воды»,
    то есть ненужных описаний, приложений
    и пр.

  • отягощения текста.

Планирование

Планирование
является самой важной частью механизма
реализации.

План
в проекте требует установления перечня
и порядка действий по реализации.
Мероприятия логически выстраиваются
в соответствии с задачами
по направлениям, этапам, модулям, др.
Все виды работ увязываются
с ресурсами, устанавливаются сроки,
ответственные исполнители.

Важно,
чтобы план включал разумно ограниченный,
содержательно соответствующий
целям, набор мероприятий, действий.
Мероприятия
плана логически
связаны, понятны причины выбора именно
этих форм работы.

п/п

Действия

Сроки

Ответственные

1

2

3

Ресурсное
обеспечение

Основное внимание
при определении ресурсного обеспечения
следует уделить вопросам:

  • сколько в целом
    необходимо средств на осуществление
    проекта и на какие цели?

  • какие
    средства и материально-техническая
    база есть в наличии?

Если вы ищите
социальных партнеров для финансирования,
то необходимо:

  • знать
    требования к бюджету, формы смет и
    отчетностей организации, которая
    выступает спонсором;

  • закладывать
    реальные цены на те или иные товары и
    услуги по проекту;

  • чтобы
    запрашиваемые средства находились в
    разумных пределах.

Ожидаемые
результаты

Результат проекта
– это то, что предполагалось достичь,
воплотив проект в жизнь.

По объему раздел
лаконичен, т.к. по существу, результатом
каждого грамотно, обоснованного проекта
являются его
цели и задачи
.
Напомним, что цель – это образ
предполагаемого результата.

При описании
результатов следует руководствоваться
требованиями к формулировке блока целей
и задач: конкретность, реальность,
достижимость. Эффективность проекта
оценивается
по его результативности. Одна из заповедей
авторов любого проекта: «Проект начинается
с цели. А цель с вопроса: «Чего я хочу
добиться?». Значит, проектирование
начинается с осмысления результата»

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимися вида проекта Выполнила: Рыбакова Нина Николаевна ученица МОБУ»СОШ № 62» города Оренбурга 2019 год

Слайд 2

Содержание 1. Тема цель и задачи урока. 2. Актуализация знаний. 3. Основные этапы жизненного цикла проекта. 4. Сущность проектного проектирования. 5. Укрупнённый состав процессов планирования. 6. Этапы разработки календарного плана. 7. Основные действия планирования проекта . 8. физминутка . 10. Практическая работа. 11.Приложение. 12. Итог урока и рефлексия.

Слайд 3

Тема урока Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимися вида проекта

Слайд 4

Цель и задачи урока Цель: организовать деятельность обучающихся направленную на разработку проектного замысла Задачи: Образовательная: ориентировать обучающихся на разработку выбранного ими вида проекта. Развивающая: развивать проектное мышление, творческое воображение. Воспитательная: воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели. Профориентационная : ориентировать обучающихся на выбор профессий, связанных с проектированием.

Слайд 5

Актуализация знаний Необходимо создать и поддержать документ плана проекта, который чётко оглашает контрольные точки проекта и основные действия, предпринимаемые для его реализации. Этот документ должен включать дату каждого этапа или завершения действий по достижению поставленных целей и ответственных за каждое действие.

Слайд 6

Актуализация знаний Управление проектами представляет собой симбиоз технологии и искусства решения в срок уникальной задачи в рамках выделенного на ее цели бюджета. Чтобы проект был сделан успешно, необходимо достигнуть понимания руководством компании и РМ, как он будет реализовываться, кем, когда и какие именно работы должны быть выполнены. План проекта рассматривается не как один документ, а как целый комплекс документированных решений, которые и отвечают на вышеуказанные вопросы. Представляю вашему вниманию презентацию, рассматривающую основы технологии планирования проекта.

Слайд 7

Основные этапы жизненного цикла проекта Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. К числу важнейших отличий проектов от других видов деятельности относится ограниченность во времени, уникальность, необходимость заранее координировать многоплановые действия.

Слайд 8

Основные этапы жизненного цикла проекта Результативное выполнение проекта в течение всего времени его существования осуществляется с помощью процессов управления проектом. Процессы управления проектом могут быть сгруппированы в следующие пять этапов управления проектом: инициация , планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение проекта.

Слайд 9

Сущность проектного планирования Планирование проекта предполагает множество взаимосвязанных итераций, итогом которых выступает единый сводный план. Под планом проекта мы будем далее понимать систему намечаемой деятельности, документально оформленной в результате составления. Эта система состоит из связанных особым образом параметров, обеспечивая которые, решается отдельная задача развития. Данные параметры формируются исходя из ряда функциональных зон проектной деятельности:

Слайд 10

Сущность проектного планирования содержания; сроков; стоимости; персонала; поставок; коммуникаций; рисков и т.п.

Слайд 12

Сущность проектного планирования План – это ключевой элемент системы управления проектами. Если РМ удалось составить детально проработанный комплекс плановых документов, то он вправе ожидать гарантированного получения требуемых результатов на выходе работ. Для этого сроки, ресурсы и другие аспекты должны быть хорошо спланированы. Пока план не разработан, невозможно знать, сколько средств и времени потребуется для выполнения уникальной задачи. Без плана менеджер практически лишен ориентиров соответствия работ целям проекта.

Слайд 13

Сущность проектного планирования Надо понимать, что планирование не всегда дает в итоге положительные результаты, но отрицательные выводы способны принести не меньшую, а порой и большую пользу. В любом случае, эффективность вложения средств возрастает, а «распыления» заработанной прибыли не происходит. Проектное планирование закладывает основы продуктивной работы и решает следующие прикладные задачи:

Слайд 14

Сущность проектного планирования Уточнить, детализировать цели и результаты мероприятия. Определить состав и объем работ. Оценить сроки и бюджетную стоимость. Составить календарный план и бюджет основных фаз или всего проекта. Произвести уточненную оценку потребностей в ресурсах на каждой фазе или для всей задачи. Составить план ресурсного обеспечения.

Слайд 15

Сущность проектного планирования Выполнить оценку рисков и создать план реагирования на них. Разъяснить детали мероприятия заказчику. Согласовать план с основными участниками. Распределить ответственность за работы и задачи между участниками. Утвердить сводный план. Уточнить планы взаимодействия, процедуры управления планированием.

Слайд 16

Место плана управления проектом на стадии его жизненного цикла. Источник: Руководство PMBOK 5

Слайд 17

Место процессов планирования среди других процессов проектной реализации. Источник: Руководство PMBOK 5

Слайд 18

Сущность проектного планирования Проектное планирование не может быть «подвешено в воздухе». Его предваряет инициация, а выходом данных процессов является собственно исполнение проекта. И мы осознаем ряд важных моментов о том, что планирование: привязано к конкретной временной точке жизненного цикла уникальной задачи и к его значительному по протяженности периоду (смотреть схемы, показанные выше); итерационно – не заканчивается после написания планов, требует регулярной актуализации вплоть до активной фазы закрытия; комплексно – не ограничивается одним инструментом и включает ряд средств и соответствующих документов на выходе.

Слайд 19

Укрупненный состав процессов планирования План проекта отличается от плана управления проектом и соответствующих процессов планирования. Как мы уже определились, в широком смысле под планом мы понимаем заранее намеченную систему деятельности, для которой установлены порядок выполнения, последовательность и сроки работ. В узком смысле план – это документ, который отражает порядок предусмотренных действий и сроки выполнения. План управления проектом есть результат регламентированных процедур (процессов) планирования, в которых управляющее начало берут на себя регулярные, регламентами закрепленные процедуры создания планов как документов.

Слайд 20

Укрупненный состав процессов планирования План управления проектом и документы проекта, разрабатываемые как выходы группы процессов планирования, описывают все аспекты содержания, сроков, стоимости, качества, коммуникаций, человеческих ресурсов, рисков, закупок и управления заинтересованными сторонами. Процессы планирования – процессы, осуществляемые для тщательного определения содержания проекта, разработки плана управления проектом и идентификации составления расписания операций проекта, которые будут проводиться в рамках проекта.

Слайд 21

Укрупненный состав процессов планирования Планирование мероприятия включает в себя две группы процессов: процессы непосредственной разработки планов и вспомогательные процедуры. Результатом блока разработки является документ, именуемый сводным планом проекта. В его состав входят календарный план, бюджет мероприятия и ряд других документов. Состав и содержание работ, потребные ресурсы для их выполнения определяют последовательность, продолжительность и размер затрат на их производство. Планирование возможных рисков (выявление, идентификация и оценка) и управление ими влияют не только на разработку календарного плана, но и на бюджетные потребности. Уточнение целей, определение границ уникальной задачи и структурирование команды и ответственности закладывают основы для полноценной работы по планированию проекта. Далее вашему вниманию предлагается модель связей основных процедур рассматриваемых процессов.

Слайд 23

Укрупненный состав процессов планирования Известно, что по стандарту PMI практически в каждом разделе Руководства PMBOK планированию выделяется целый блок. Исходя из представленной выше схемы, это вполне естественно. Наиболее целостно картину управления планированием и создания единого сводного плана демонстрирует раздел PMBOK «Управление интеграцией проекта». Ниже показан локальный блок диаграммы потоков данных разработки плана управления мероприятием.

Слайд 25

Укрупненный состав процессов планирования Представленный выше визуальный блок примечателен рядом обстоятельств. База знаний по управлению проектами, весь наработанный в этом направлении опыт, регламенты имеют существенное значение для успеха планирования. Это в той же мере касается стандартов, ПО, организационных структуры и культуры, методов управления, инфраструктуры и т.д. Устав является ключевым ориентиром для планирования. Данные процессы являются базисом для интеграции в сводный план и в качестве входов для разработки его итоговой версии предлагают: планы управления параметрами проекта; базовые планы по содержанию, по стоимости, а также расписание; обновления плана.

Слайд 26

Этапы разработки календарного плана Как мы помним, управление проектом строится на «трех китах»: содержании работ, ограничениях и рисках. Если менеджер умеет хорошо работать с этими тремя параметрами, то для него нет не решаемых задач. Рассмотрим разработку календарного плана с позиции названных трех позиций и разобьем этот процесс на этапы. Первый и второй этапы мы отнесем к содержанию работ. Этап определения и написания состава работ списком. Достаточно часто допускаются ошибки из-за того, что все работы сразу представить не получается. Для качественного определения состава операций полезно использовать основы метода последовательной декомпозиции работ. Этап определения исполнения проекта с точки зрения последовательности и длительности работ, которые зависят от технологии их выполнения. Для создания качественного результата данного этапа хорошо подходит уже названный метод последовательной декомпозиции задач и экспертная оценка продолжительности работ с использованием таких методов, как, например, метод мозгового штурма.

Слайд 27

Этапы разработки календарного плана Определение доступности ресурсов. В мероприятии используются разнообразные ресурсы: финансовые, материальные, трудовые, информационные и т.п. С позиции денежных ресурсов требуется увязать график работ с графиком финансирования. Вводится понятие дефицитных ресурсов: уникальных специалистов и мощностей. Это накладывает отпечаток на последовательность и продолжительность работ. Определение внешних ограничений. К этим ограничениям относятся сезонность, технологические процессы поставок оборудования, различные внешние события. Если взять во внимание пример особых пожеланий заказчика (по конкретным партнерам) или внешних событий (например, приуроченность завершения этапа к моменту национального праздника), то подобные события включают в мероприятие в виде вех. Этап создания плана реагирования на риски. Мы анализируем риски проекта и для основных угроз разрабатываем план реагирования. С учетом этого плана мы затем дорабатываем календарный план.

Слайд 28

Этапы разработки календарного плана Третий и четвертый этапы относятся к позициям ограничений, пятый этап – к рискам. Две основы реагирования (активная и пассивная) определяют момент решения и включения его в проектный план. Активное реагирование подразумевает, что мы в календарный план включаем дополнительные работы, направленные на минимизацию рисков. Это может повлиять на сроки выполнения других работ. Как пример мы можем рассмотреть проект вывода на рынок новой услуги. Допустим, выявлен риск ее не востребованности на рынке. Тогда для минимизации данного риска необходимо провести дополнительное исследование, и эту работу приходится включать в календарный план. Пассивное реагирование подразумевает формирование дополнительных финансовых резервов под выявленные риски. Этапы разработки календарного плана могут быть представлены также и в логической последовательности, представленной далее.

Слайд 29

Этапы разработки календарного плана Основные шаги разработки календарного плана: 1.Определение состава работ. 2.Оценки трудозатрат (продолжительности) работ. 3. Определение ключевых вех и внешних ограничений. 4. Определения последовательности выполнения работ и расчёт календарного плана. 5. Перерасчёт календарного плана с учётом ограничений на ресурсы. 6. Учёт рисков.

Слайд 30

Основные действия по планированию проекта Для создания сводного плана менеджер проекта реализует серию планировочных итераций. В ходе выполнения процессов планирования формируются важные инструментальные и итоговые документы, которые в совокупности и составляют сводный план. Среди них: иерархическая структура работ (ИСР); сетевая диаграмма; план управления качеством;

Слайд 31

Основные действия по планированию проекта расписание проекта; бюджет; организационная диаграмма; реестр рисков; коммуникационный план; сводный план проекта.

Слайд 32

Визуальная модель процессов планирования проекта

Слайд 33

Основные действия по планированию проекта Выше размещена модель процессов планирования проектной задачи. Полный состав процессов вы имеете возможность рассмотреть на схеме. Процессы планирования по методу «бассейновых дорожек» привязаны практически ко всем разделам управления проектами. Многие из указанных в модели процессов получат возможность быть представленными в отдельных статьях нашего сайта. В настоящем материале мы кратко акцентируем внимание на ключевых процедурах планирования. Процесс определения содержания выполняется с целью прояснения масштаба проекта, границ с описанием его продукта. Процесс начинается с уточнения целей мероприятия, его связи со стратегией компании, рассмотрения вариативных подходов к реализации. PM должен четко осознавать, какие работы выходят за рамки проекта и каковы требования к продукту. Процесс определения состава работ. Основы, заложенные в предыдущем процессе, получают развитие в полном комплексе необходимых операций для достижения успеха. Их структура и состав связаны с основной задачей проекта. ИСР является основным инструментом, применяемым PM для решения задачи настоящего процесса.

Слайд 34

Основные действия по планированию проекта Определение взаимосвязей работ. Логическая последовательность работ служит предметом и целью настоящего процесса. Наилучшим инструментом и результатом реализации процесса является сетевая модель (диаграмма, график), построенная и оптимизированная с применением метода PERT и CPM. Процесс оценки длительности работ. Прогнозирование продолжительности каждой работы, входящей в ИСР и сетевую модель, выполняется на основе разнообразных подходов. Основными методами служат способы оценки по аналогам, «снизу – вверх», от исполнителей, экспертная и параметрическая оценка. Процесс оценки потребностей в ресурсах. Целью процесса является определение потребного количества человеческих ресурсов, ресурсов машин и механизмов. Ресурсы разделяются на группы: возобновляемые, расходуемые и финансовые. Процедура разработки календарного плана. Процесс выполняется с целью определения расчетных сроков отдельных работ и проекта в целом. Важен вопрос детализации плана. Глубина его проработки должна быть достаточной для того, чтобы менеджер проекта мог контролировать ход работ и выполнение поставленных задач. Разработка сводного плана проекта. В нем происходит объединение всех результатов работы по планированию мероприятия в единый интеграционный документ проекта. В настоящей статье мы познакомились с «максимальной комплектацией» процедур и документов, создающих проектный план. В реальной практике, особенно когда проект по масштабам является средним или небольшим, носит регулярный характер, избыточные усилия по планированию часто не требуются. В таких случаях можно ограничиться типовыми планировочными решениями и неполным составом документов. Вместе с тем, без базового документального комплекта в сводном плане вряд ли можно обойтись, и усилия, потраченные на его разработку, окупаются сторицей.

Слайд 35

Физминутка ИП – стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, ка бы доставая потолок. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Слайд 36

Рекомендации к выполнению практической работы Обучающиеся, проявляя инициативу, используя полученные знания и теоретический материал практической работы предлагают свой проектный замысел в рамках избранного ими проекта. Использовать дополнительный информационный материал. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ОТ ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ К ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОЕКТА РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ПЛАНИРОВАНИЕ ФАНДРАЙЗИНГ И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА РЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Слайд 38

Практическая работа № 25: Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимися вида проекта Задачи для обучающихся при выполнении практической работы: — находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать, — оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, — составлять четко структурированный план проекта, — разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта, — организовывать достойную презентацию проекта, — разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта, — вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта, — готовить рабочую проектную документацию.

Слайд 39

Практическая работа № 25: Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимися вида проекта Составление плана проекта происходит по стандартной схеме, но содержание документа всегда уникально, поскольку уникально сочетание характеристик продукта и условий его внедрения. План исполнения проекта включает руководство к действию и даёт указание: по объёму работ, по приоритету, по выбору методик управления, по нормам качества, по форме поддержания связи с заинтересованными лицами, по критериям измерения производительности и др.

Слайд 40

Планирование проектного замысла Планирование проекта – это непрерывный, уточняемый на протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого определяется лучший способ достижения поставленных целей и задач с учётом текущей и меняющейся ситуации. Грамотный план проекта, учитывает специфику продукта, особенности и тенденции рынка, предпочтения потребителей, риски и другие факторы, позволяет избежать неэффективных трат ещё на стадии замысла и разработки. Такое планирование не всегда обеспечивает положительные результаты, но даже отрицательные выводы приносят большую пользу.

Слайд 41

Составление плана проекта Предыстория проекта. Задачи и цели. Масштаб. Границы (ограничения). Предположения (допущения). Влияния и зависимости. Риски и проблемы. Стратегии и методики. Средства и способы контроля времени, ресурсов, качества, масштаба. Коммуникации. График поставок. Производительность и её измерение. Реализация выгод.

Слайд 42

Составление плана проекта План концепции проекта также включает следующие основные действия: Определение основного пути реализации идеи. Назначение ответственных за реализацию. Определение численности и состава команды проекта. Фиксация ожиданий от заинтересованных сторон. Формирование укрупненного списка процессов. Укрупненный анализ ресурсов, необходимых для достижения установленных целей. Анализ рисков и допущений. Установление общего плана управления проектом. Авторизация (запуск).

Слайд 44

Составление плана проекта Стандартизированная схема упрощает движение по документу, который при реализации крупных замыслов может занимать сотни листов. Упростить процесс работы с планом позволяет и логический, согласованный, структурированный порядок расположения этапов планирования проекта. Добавленная в план проекта предыстория поможет вписать программу реализации в общий контекст, а глоссарий, расшифровка аббревиатур и технических сокращений позволит легко разобраться в сути проекта любому человеку без привлечения сторонних информационных источников.

Слайд 45

Планирование предметной области Предметной областью называется совокупность продукции и услуг, которые должны производиться в результате завершения проекта. Планирование проекта в части предметной области включает следующие процедуры: Анализ состояния на текущий момент. Уточнение базовых характеристик проекта. Подтверждение критериев успеха и проблем проекта. Анализ допущений и ограничений, которые были приняты на первоначальной стадии проекта. Определение критериев результатов проекта на промежуточном и финальном этапах. Выстраивание структурной декомпозиции данной области.

Слайд 46

Планирование проектного времени Основные понятия этого параметра: сроки выполнения, продолжительность работ, ключевые даты и др. Согласованная работа участников организовывается на основе календарных планов – проектно-технических документов, которые определяют перечень работ проекта, взаимосвязь между ними, последовательность, сроки, исполнителей и ресурсы. Во время работы над проектом на весь жизненный цикл составляется расписание работ для этапов и уровней управления.

Слайд 48

Структурная декомпозиция работ (СДР) СДР – графическое отображение иерархии проектных работ – первый этап календарного планирования проекта. По сути, СДР – это разделение проекта на такие части, которые нужны и достаточны для планирования и эффективного контроля. Составление иерархической структуры предполагает соблюдения следующих правил:

Слайд 49

Структурная декомпозиция работ (СДР) Исполнение работ верхнего уровня достигается путём исполнения работ нижнего уровня. Родительский процесс может иметь несколько дочерних работ, выполнение которых автоматически завершает родительский процесс. Но для дочерней работы существует только одна родительская. Декомпозиция родительского процесса на дочерние работы производится по единому критерию: либо по привлекаемым ресурсам, либо по видам деятельности, либо по этапам жизненного цикла и др. На каждом уровне должны быть собраны равнозначные дочерние работы. Критериями для выявления их однородности могут, например, выступать объём и время выполненных работ. При построении структуры в целом нужно применять разные критерии декомпозиции на разных иерархических уровнях. Последовательность для критериев декомпозиции выбирается так, чтобы максимально большая часть взаимодействий и зависимостей между работами оказалась на нижних уровнях иерархической структуры. Работы высших уровней – автономны. Декомпозиция работ считается завершённой, если работы нижнего уровня понятны менеджеру и участникам проекта, ясны способы достижения конечного результата и его показатели, однозначно распределена ответственность за выполнение работ. На основе СДР создаётся список работ проекта. А далее определяется последовательность их выполнения, взаимосвязи с помощью организационно-технологических моделей и продолжительность работ.

Слайд 50

Продолжительность работ Продолжительность работ определяется на основе нормативов, на основе личного опыта (когда существует пример аналогичных работ), на основе расчётных методов планирования проектов. PERT. Метод рассматривается как средневзвешенная трёх видов прогнозов: оптимистичного, ожидаемого и пессимистичного. После установления продолжительности по каждому прогнозу (с применением формулы и/или с привлечением экспертов) рассчитывается вероятность каждого из прогнозов. А затем значения каждого из прогнозов и их вероятности перемножаются, а величины складываются . Сетевая диаграмма. Сетевой диаграммой называется отображение работ и зависимостей между ними в графическом виде. Чаще она представлена в виде графика, вершинами которого становятся проектные работы, а их последовательность и взаимосвязь демонстрируется соединительными стрелками. Диаграммы Ганта . Это горизонтальная диаграмма с отображением проектных работ в виде отрезков, ориентированных по календарю. Длина отрезка соответствует продолжительности работы, а стрелки между отрезками – взаимосвязь и последовательность работ. Помимо этого, в каждом проекте обеспечивается оптимизация работ по критерию времени, утверждаются календарные планы. Общая цель методов при планировании проектного времени – сокращение продолжительности проекта без потери качества его составляющих.

Слайд 51

Трудовые ресурсы проекта В этой части планирования сначала определяется объём доступных ресурсов. Это делается путём составления перечня исполнителей, доступности и возможности их участия в проекте. Затем на каждую работу проекта назначаются исполнители с определением зоны их ответственности. Нередко в календарном плане на уровне распределения трудовых ресурсов возникают противоречия. Тогда производится анализ противоречий и их устранение. Все эти взаимоотношения рекомендуется отражать в сводном документе, поскольку проговорённая, но незадокументированная информация часто исполнителями не воспринимается как однозначная.

Слайд 52

Стоимость проекта На первом этапе определяется стоимость использования ресурсов, каждой проектной работы и проекта в целом. Стоимостью проекта здесь становится совокупность стоимостей ресурсов и выполнения работ. В число учитываемых факторов входят стоимости оборудования (в том числе, – взятого в аренду), труд штатных сотрудников и нанятых по контракту, материалы, перевозки, семинары, конференции, стоимость обучения и др. Второй этап предполагает составление, согласование и утверждение сметы проекта. Смета проекта здесь – это документ, в котором содержится обоснование и расчёт общей стоимости проекта. Производится он, как правило, на основе величины необходимых ресурсов, объёмов работ и др. Третий этап включает составление бюджета, его согласование и утверждение. Бюджет вводит ограничения на ресурсы и составляется в виде:

Слайд 53

Стоимость проекта столбчатых диаграмм затрат и кумулятивных затрат, линейных диаграмм кумулятивных затрат, распределённых во времени, круговых диаграмм расходов, календарных графиков и планов, матриц распределения расходов. При этом управление бюджетными рисками рассматривается в отдельном разделе проектного планирования.

Слайд 54

Планирование рисков В этом разделе описываются процессы, которые связаны с определением, анализом, оценкой рисков и разработкой мер реагирования на них. Риски характеризуются 3-мя параметрами: рисковым событием, вероятностью наступления рискового события, размером потерь, в случае реализации фактора риска. Простой метод планирования рисков реализовывается с соблюдением следующей последовательности действий:

Слайд 55

Планирование рисков Идентификация рисков. Для этого привлекаются не только эксперты, но и все, кто поможет обнаружить потенциальные уязвимости проекта. Определение вероятности реализации риска. Измерение производится в процентах, долях, баллах и других единицах. Классификация рисков на предмет значимости каждого конкретного риска для проекта и его места в иерархии. Приоритетными считаются те, которые имеют высокую вероятность и значение для проекта в целом. Планирование мер по снижению вероятности наступления каждого отдельного риска с указанием ответственных за это сотрудников. Планирование мер по ликвидации отрицательных последствий в случае реализации риска с назначением ответственных лиц. План при создании проекта необходимо писать независимо от того, в каком области работает предприятие: от производственных проектов и сферы IT-технологий и до озеленения и работ по благоустройству города. Однако само проектное планирование не «подвешено в воздухе», поскольку его предваряет проектная инициация, а завершает –переход к непосредственному исполнению проекта.

Слайд 56

Итог урока Каковы предпосылки реализации именно этого проекта? Что подтверждает необходимость его реализации? Каково внешнее окружение идеи? В чем заключаются основные цели? Какова степень технической реализуемости идеи? Каковы укрупненные финансовые условия воплощения идеи? Есть ли четкое понимание времени старта?

Слайд 57

Рефлексия «ОПОРНЫЕ СЛОВА» — Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? -Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены? -Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? -Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? -Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему? — Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим? -Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили? — Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

Слайд 58

Литература 1. Технология: 8-9 классы: учеб. Пособие для образоват . организаций /под ред. В.М. Казакевича. М.: Просвещение, 2017.- 255 с. 2. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. — 330 с 3. Просветов Г.И.Управление проектами: задачи и решения: учебно-практическое пособие. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс»: , 2008. -4. https://finswin.com/projects/osnovnye/plan-proekta.html © finswin.com 5. http://fb.ru/article/278548/kontseptsiya-proekta-primeryi

Шаблон

Что такое план проекта? Это результат процесса планирования проекта, в ходе которого менеджер проекта принимает решения, расставляет приоритеты и распределяет задания и ресурсы, необходимые для реализации проекта. В планах проекта указываются имена участников исполнительной команды, перечень необходимых инструментов и материалов, а также порядок действий, которые требуется выполнить для достижения успеха.

Услышав «план проекта», большинство представляет себе некий список, в котором по пунктам перечислено, что и когда нужно сделать. Однако это лишь малая часть плана проекта.

Хороший менеджер проекта составляет план, который охватывает все аспекты — от проблемы, которую требуется решить, до объема работ, конечных результатов, рисков и зависимостей. После этого он намечает порядок действий для успешного завершения проекта.

Без плана проекта у участников проекта нет детального представления о том, как и когда все будет выполнено. Они запутываются в ворохе задач и потребностей и часто просто не знают, с чего начать. Или же, что еще хуже, они рвутся вперед, при этом абсолютно не представляя, как (или когда) их работа впишется в рамки проекта.

Пошаговое составление плана проекта

Есть в этом некая рекурсия — выполнить пошаговый процесс, чтобы создать план, который по сути является пошаговым процессом. Однако это ключевой момент создания надежного и успешного плана.

Прежде чем приступить к составлению плана, проанализируйте все, что вам известно о команде, организации, ресурсах и о том, что вы пытаетесь сделать. Как только начнется планирование, важно достичь общего понимания с командой.

Шаг 1. Представьте свой план в виде карты проекта.

Составляя карту, полезно задать себе следующие вопросы:

  • Какой путь назначения? Как вы поймете, что проект завершен?
  • Кто пойдет по этой карте?
  • Какие контрольные точки предстоит пройти по пути и какое между ними примерное расстояние?
  • С какими препятствиями можно столкнуться? Есть ли альтернативные маршруты?

Шаг 2. Познакомьтесь с заинтересованными сторонами.

Ознакомьтесь с неприятными фактами организационной политики, трудными личностями и возможными дискуссионными вопросами, которые могут влиять на процесс управления проектом. Ларри В. Смит, PMP и менеджер проектов в Software Technology Support Center, подчеркивает важность проведения анализа заинтересованных сторон. По словам Смита, все участники хотят, чтобы проект увенчался успехом, но забыв о потребностях хотя бы одного влиятельного участника, можно все испортить.

Смит рекомендует уделить время следующему:

  • Уточнить, кто заинтересованные стороны проекта.
  • Понять их ожидания и уровень влияния.
  • Решить, как реализовывать обратную связь от коллег и заинтересованных сторон по мере продвижения проекта.
  • Соотнести все потребности и ожидания с мероприятиями по планированию рисков и реагированию на риски.
  • Добросовестно спланировать все стратегии коммуникации в рамках проекта.

Коммуникационную составляющую трудно переоценить. Берни Фергюсон, эксперт в области управления проектами компании Atlassian, начинает общение с заинтересованными сторонами на самых ранних этапах проекта. Он рассказывает: «Мы используем метод карты проекта для достижения общего понимания между участниками и заинтересованными сторонами. Чем мы занимаемся? В чем ценность для клиентов и бизнеса? Почему мы считаем это решение правильным? Мы получаем обратную связь по ответам на все эти вопросы до того, как что-либо попадет в дорожную карту команды».

Шаг 3. Без лишних иллюзий составьте календарный график работ.

Одной из распространенных ошибок менеджеров проектов при планировании является их чрезмерный оптимизм. Не предполагайте наилучшую возможную ситуацию, а внимательно изучите проблемы, которые могут возникнуть, и их потенциальное влияние на график управления проектом. Обязательно выполняйте основную комплексную проверку. Проведите семинар по инсценировке краха или серию встреч один на один с основными участниками и заинтересованными сторонами.

Вы можете составить график, спросив у других менеджеров проектов, сколько времени потребовалось на планирование аналогичных проектов. Можно встретиться с командами, с которыми будете работать, чтобы понять, сколько потребуется времени для выполнения конкретных заданий. Если у вас есть инструмент управления проектами, проверьте в архиве графики старых проектов.

Затем общайтесь и еще раз общайтесь. Сообщите подробности всем заинтересованным сторонам. Зачем? А разве вам бы хотелось оставаться в неведении? Упрощенные диаграммы Ганта — это распространенный и эффективный способ визуализации графика, его легко поймет каждый.

График

Шаг 4. Привлеките помощников.

Вы, как менеджер проекта, обязаны составить план проекта (и в итоге выполнить проект). Но это не значит, что вы должны скрыться в своем кабинете и там его составлять. При разработке плана проекта крайне важно привлекать к этому все заинтересованные стороны. Взаимодействуйте с ними как можно чаще. Вы увидите, что они отличные специалисты.

Выслушивая свою команду и вместе прорабатывая идеи, вы сможете своевременно прийти к разумным выводам. Такая совместная работа способствует созданию более эффективного плана и мобилизации сил для поддержки всего проекта.

Сотрудники Atlassian используют шаблоны, чтобы сократить накладные расходы, связанные с процессом планирования, и инициировать обсуждения, необходимые для оптимального планирования проекта. Шаблоны для составления плана проекта — это отличный способ заставить сотрудников обратить внимание на те аспекты управления проектами, которые раньше они, возможно, не рассматривали.

Одно дело подготовить для проекта хорошую «речь в лифте», но создание надежного плана — это совсем другое. Шаблоны заставляют тщательно продумывать свои действия и убедиться, что ничего не упущено. Следует честно признать, что размышлять о зависимостях и рисках не так уж интересно. При отсутствии некоего инструмента принуждения легко упустить из виду эти составляющие плана.

Совет. Шаблон плана проекта доступен бесплатно. Не требуется даже указывать адрес электронной почты.Получить PDF-файл.

Шаблон плана проекта

Шаг 5. Определите цели и объем работ.

Сформулируйте суть проблемы, конкретно указав, что именно вы пытаетесь решить. Затем разработайте гипотезу о том, что, по вашему мнению, должно произойти в результате проекта. Далее набросайте объяснение предпосылок проекта и обосновывающие их данные или аналитические выводы. Определите показатели для оценки достигнутого успеха — они, возможно, станут основой для нескольких областей плана.

Спросите себя и участников команды, что вам требуется, что желательно иметь, а что попросту не нужно. Согласовав область проекта на раннем этапе, а также определив, что в нее не входит, вы тем самым уменьшите вероятность возникновения недопонимания между заинтересованными сторонами. Вы знаете, сколько времени надо попросить уделить проекту у других людей, которые в нем участвуют. И сможете легко распознать изменения в области проекта.

Неконтролируемое расширение области проекта — это реальное явление. Главное — сбалансировать область проекта, график и ресурсы таким образом, чтобы ничего не вышло из-под контроля.

Шаг 6. Спрогнозируйте (и предотвратите) неожиданные ситуации.

Во всех планах проектов указаны фактические данные о бюджете, графике и области проекта. Однако хороший план также отвечает на важные вопросы о проекте, в том числе:

  • Ресурсы: какие требуются навыки и кто занят на проекте? Каков бюджет?
  • Решения: кто предоставляет рекомендации и кто в итоге принимает решение?
  • Коммуникация: кто получает сообщения о проекте, когда и в каком формате?
  • Риски: на что участники команды должны обращать внимание, и что собой представляет процесс регистрации и отслеживания рисков?
  • Проверки: каким образом вы собираетесь получить отзывы, прежде чем выпустить проект?
  • Утверждения: кто еще должен подписать данный план? Кто выносит окончательное решение?
  • Сроки: соответствует ли ваш график работы графику проекта? Каким образом вы определили срок выполнения проекта?

В плане не нужно вдаваться в подробности по каждому из этих вопросов, но в нем должно быть достаточно информации, чтобы вы могли беспрепятственно реализовать проект без особых сюрпризов.

Совет. Воспользуйтесь методом DACI для своевременного принятия обоснованных решений по проекту.

Шаг 7. Выберите предпочтительный подход к управлению проектом.

Вы, как менеджер проекта, можете выбрать каскадную модель или agile-подход для управления проектом. Agile-подход позволяет быстро получать результаты посредством выполнения небольших итерационных заданий и постоянной оценки требований, планов и результатов. Этот метод предусматривает, что ресурсы и сроки фиксированы. Если от чего-то нужно отказаться, область проекта сокращается до обязательных компонентов, по крайней мере для текущей итерации. Дальнейшие итерации можно добавить позже, дополнив желательными компонентами.

Каскадная модель — это более традиционный, последовательный (словно водопад) линейный процесс поэтапного выполнения проекта одной командой за другой. В данном методе фиксированной является область проекта, а сроки и ресурсы — гибкими.

Шаг 8. Напишите и проверьте план.

После того как вы ответили на все вопросы, провели все обсуждения и создали ворох стикеров, пришло время написать план проекта. При его написании и оформлении придерживайтесь принципа «чем проще — тем лучше».

Ниже приведены некоторые полезные подробности, которые должны быть в составе любого плана, независимо от его формата.

  • Название проекта
  • Срок сдачи
  • бюджет;
  • Цели плана
  • Обозначенные контрольные точки и ожидаемое измеримое воздействие
  • Запланированные сроки начала и завершения каждого задания
  • Выноски с указанием исполнителей отдельных заданий
  • Подробности заданий и уточняющие замечания
  • Выноски, в которых указаны зависящие друг от друга риски и задания (или команды) с целью предотвращения задержек

Когда план проекта завершен, наступает момент триумфа и можно порадоваться своим успехам вместе с окружающими. Однако прежде чем праздновать, погодите немного. Попросите кого-нибудь, кто не участвовал в составлении плана, проверить его.

Совет. При оценке объема каждого задания постарайтесь не слишком вдаваться в детали. Не забывайте: это только предположения, а не клятвы на крови.

Шаг 9. Поделитесь своим планом… и держитесь 😉

Ваш план проекта составлен и проверен. Настало время показать его сотрудникам, которые вместе с вами будет работать над проектом, а также заинтересованным сторонам, которые должны быть в курсе. Затем готовьтесь к самому интересному — начинается проект, а вместе с этим — по-настоящему серьезные дела. Помните, будут изменения и трудности, вы просто должны быть готовы справиться с ними.

Чтобы ни случилось, всегда придерживайтесь плана. Сосредоточившись на намеченной области проекта и согласованных поэтапных действиях, вы сможете выполнить проект.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать замечания к акту выполненных работ
  • Как написать заметку на айфоне
  • Как написать заманчивое
  • Как написать зам генерального директора
  • Как написать заледенели