Как написать запрос конкурсному управляющему

Дата публикации: 18.02.2022 09:20

Пунктом 7 статьи 213.9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусмотрено право финансового управляющего в деле о банкротстве получать следующую информацию:

— об имуществе гражданина,

— о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам,

-об остатках и переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), а также от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, согласно Закону о банкротстве у налоговых органов отсутствует обязанность предоставлять финансовым управляющим информацию в отношении третьих лиц, которые не являются должниками, не входят в состав органов управления должника и не являются иными контролирующими лицами.

Как правило, сложностей с представлением по запросам финансовых управляющих информации в отношении банкрота не возникает. Однако на практике нередки случаи обращений финансовых управляющих в налоговый орган за получением информации не в отношении самого должника, а например, супругов или иных родственников должника.

Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю обращает внимание на то, что данная информация в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговой тайной, и ее разглашение без согласия владельца влечет для сотрудников налоговых органов ответственность вплоть до уголовной (ч. 2 ст. 183 УК РФ).

В случаях необходимости получения информации, содержащей налоговую тайну, в отношении третьих лиц, следует пользоваться разъяснениями Президиума Верховного Суда РФ, данного 07.04.2021 в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021). Учитывая разъяснения, запрашиваемые сведения выдаются финансовому управляющему, если в резолютивной части определения арбитражного суда, которым в деле о банкротстве гражданина утвержден финансовый управляющий, указано на истребование судом соответствующих сведений и выдачу этих сведений финансовому управляющему на руки (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 66 АПК РФ).

При отсутствии в судебном акте таких указаний предоставление сведений производится в общем порядке, установленном в ст. 13.2 АПК РФ, а именно на основании запроса по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

Такое определение выносится по ходатайству финансового управляющего без проведения судебного заседания (ч. 5 ст. 3, ч. 7 ст. 66 АПК РФ).




Добавить в «Нужное»

Заявление конкурсному управляющему о выплате текущих платежей

Текущие платежи – это денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и об оплате труда, а также обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, далее – Закона N 127-ФЗ). Кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а их требования не включаются в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ).

Как разъяснял ВАС РФ, конкурсный управляющий при наступлении срока исполнения текущего платежа должен направлять распоряжение для его исполнения в банк, не дожидаясь напоминания от соответствующего кредитора по текущим платежам или предъявления им требования в суд (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36). Однако так бывает не всегда. В этом случае кредитор вправе взыскать текущие платежи в общем порядке искового производства (п. 45 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 в ред. от 14.03.2014, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60). То есть подать в арбитражный суд обычное исковое заявление.

На основании решения суда (если, конечно, оно будет в пользу кредитора) составляется заявление конкурсному управляющему о выплате текущих платежей. Они удовлетворяются за счет конкурсной массы должника преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Исполнительное производство в ходе конкурсного производства

Получив исполнительный документ, к примеру, судебный приказ, кредитор по текущим платежам вправе обратиться в службу судебных приставов, чтобы те осуществили взыскание за счет имущества должника.

По общему правилу после признания должника банкротом и открытия процедуры конкурсного производства исполнительное производство по исполнительным документам (в том числе по тем, которые исполнялись в ходе предыдущих процедур банкротства) оканчивается (п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ). Однако для исполнительных документов о взыскании текущей задолженности сделано исключение и на них данный запрет не распространяется (ч. 4 ст. 96 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

В связи с этим кредитору по текущим платежам не должны будут отказать в возбуждении исполнительного производства, если в отношении должника уже открыто конкурсное производство. При этом пристав-исполнитель будет вправе обращать взыскание только на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59).

Форум для бухгалтера:

Налоговые поправки — 2023

Арбитражный управляющий, утвержденный судом для сопровождения той или иной процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), вынужден действовать в условиях дефицита информации, ограниченного доступа к ней, что существенно осложняет осуществление им обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве, главным образом по выявлению имущества должника, формированию конкурсной массы, с целью максимально возможного справедливого удовлетворения требований кредиторов[1].

Названная проблема наиболее остро ощущается при проверке обоснованности требований кредиторов, претендующих на включение в реестр требований кредиторов должника, при оспаривании сделок должника, взыскании убытков, привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности несмотря на то, что на законодательном уровне был разработан ряд правовых механизмов, позволяющих арбитражному управляющему получать доступ к необходимой информации.

1. Истребование доказательств в рамках конкретного обособленного спора

Правовая норма, позволяющая лицу, участвующему в деле и не имеющему возможности получить то или иное доказательство, обратиться за содействием к арбитражному суду, на сегодняшний день закреплена в ч. 4 ст. 66 АПК РФ. Лицо, реализуя данное процессуальное право, может подать письменное ходатайство об истребовании требуемого доказательства, указав в нем:

  • какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством;
  • причины, препятствующие получению доказательства;
  • место нахождения доказательства;
  • какие меры были предприняты для внесудебного получения доказательства (направлен запрос, ответ на него и т.д.).

При удовлетворении ходатайства суд выносит определение, посредством которого обязывает лицо представить в суд соответствующее доказательство.

2. Получение доступа к сведениям, документам, материальным ценностям и проч., не являющимся доказательствами в рамках конкретного обособленного спора, но предусмотренных Законом о банкротстве

В данном случае речь идет о получении арбитражным управляющим: 

  • переченя имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения (п. 3.2 ст. 64 ЗоБ);
  • бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иные ценностей (абз. 4 п. 1 ст. 94, абз. 2 п. 2 ст. 126 ЗоБ)

в случаях, когда руководитель должника или иные лица в установленный Законом о банкротстве срок не исполняют свою обязанность по передаче указанного выше.

В соответствии с абз. 3 п. 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» арбитражный управляющий был вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании по правилам ч. 4, 6-12 ст. 66 АПК РФ документов и ценностей должника, подлежащих передаче ему согласно ст. 126 Закона о банкротстве.

Сам институт истребования доказательств в рамках дел о банкротстве рассматривался Верховным Судом РФ как специальное средство защиты, которое могло быть использовано конкурсным управляющим, в случае отказа руководителя должника, а также временного, административного или внешнего управляющего в течение трех дней со дня утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему, а также в ситуации, когда бывший руководитель должника уклонялся (отказывался) от участия в приемке-передаче ценностей, владение которыми должник не утратил[2].

Официально такое толкование существовало до декабря 2017 г. В соответствии с п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 5 абз. 3 п. 47 ПП ВАС от 22.06.2012 № 35 признан неподлежащим применению, однако, в практике некоторых судов[3], в том числе Девятого арбитражного апелляционного суда, ссылки на него встречаются до сих пор.

В соответ с п. 24 ПП ВС РФ от 21.12.2017 № 53 силу п. 3.2 ст. 64, абз. 4 п. 1 ст. 94, абз. 2 п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

В свою очередь названной обязанности корреспондирует право арбитражного управляющего требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам ст. 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.

На основе чего можно констатировать, что подход к определению процедуры, позволяющей арбитражному управляющему получить доступ к определенным сведениям, документам, материальным ценностям должника и ее нормативному регулированию претерпел серьезные изменения.

Если с 2012 по 2017 г. арбитражный управляющий должен был истребовать документацию должника с соблюдением требований абз. 2 ч. 4 ст. 66 АПК РФ при том, что у него в силу Закона о банкротстве и так существовало право на получение вышеназванных документов, то на сегодняшний день процедура стала проще: арбитражному управляющему необходимо лишь представить, например, решение о введении конкурсного производства в отношении должника, в резолютивной части которого содержится требование к руководителю должника о передаче конкурсному управляющему документации должника, документы, подтверждающие полномочия конкретного лица действовать от имени  и заявить, что обязанность не исполнена. А поскольку неисполнение обязанности – негативный юридический факт, следовательно, бремя доказывания полного или частичного исполнения обязательства по передаче документации должника возлагается на бывшего руководителя.

Однако на практике в ситуации, когда конкурсный управляющий обращается в суд с заявлением об истребовании документов у бывших руководителей должника или в связи с длительным (порой годовым) неисполнением обязанности по передаче документации с ходатайством о взыскании астрента[4] с целью стимулировать скорейшее и наиболее полное исполнение судебного акта, суд может попросить предоставить копию запроса[5], направленного арбитражным управляющим лицу, которое обязано передать документацию. Как представляется такой подход является неверным и свидетельствует о невозможности суда провести демаркацию между правовыми нормами п. 3.2 ст. 64, абз. 4 п. 1 ст. 94, абз. 2 п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве, имеющими как минимум различный предмет правового регулирования и субъектный состав.

3. Получение информации, ранее запращиваемой в порядке ст.ст. 20.3, 213.9 Закона о банкротстве

Так в соответствии с п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Гарантией обеспечения соответствующего правового режима полученной информации служит обязанность арбитражного управляющего сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей (п. 3 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Применительно к п. 10 ст. 213.9 Закона о банкротстве дополнительно указывается, что арбитражный (финансовый) управляющий за разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

В свою очередь на лиц, у которых запрашиваются сведения в порядке ст. 20.3 Закона о банкротстве возложена обязанность предоставить их в течении 7 дней без взимания платы.

Таким образом, на законодательном уровне закреплены широкие полномочия арбитражного управляющего по сбору информации в рамках дела о банкротстве, которые, по мнению некоторых известных юристов, можно сравнить с полномочиями следователей.

В связи с чем вполне логично было бы предположить, что в случае, если конкурсный управляющий запросил, например, у банка ВТБ (ПАО) сведения о месте жительства/регистрации работников организации, которым согласно выписке о движении денежных средств перечислялись денежные средства с назначением платежа «выдача займа», и банк отказался предоставить сославшись на то, что запрашиваемая информация представляет банковскую тайну и касается третьих лиц, а не самого должника, то арбитражный управляющий вправе обратиться в суд и истребовать необходимые сведения.

Однако на практике, к сожалению, механизм реализации данного права в России почти отсутствует. Обусловлено это, во-первых, существованием целого ряда законов, определяющих правовой режим информации (сведений) и обладающих равной юридической силой, в связи с чем правовая норма, закрепленная в п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве коллидирует со ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 7 Закона о персональных данных, статьями Закона об информации, информационных технологиях и защите информации, ст. 53 Закона о связи и др. Преодолеть подобную коллизию можно было бы при помощи классического принципа Lex posterior derogat priori («позднейшим законом отменяется более ранний»), однако, в условиях стремительно меняющегося, нестабильного российского законодательства это весьма проблематично и требует комплексного законодательного подхода к нормативному регулированию вопроса истребования, раскрытия информации в рамках дела о банкротстве.

Во-вторых, суды отказывают в истребовании документов даже в случае, если формально требования ч. 4 ст. 66 АПК РФ соблюдены, ссылаясь, например, на то, что конкурсный управляющий не представил доказательств наличия у банка актуальных сведений о месте жительства/регистрации граждан[6]; банкрот не является стороной истребуемого договора, что свидетельствует об отсутствии четкого перечня обстоятельств подлежащих доказыванию.

Если истребовать информацию в ЗАГСе о наличии факта родства между контролирующим должника лицом и иным аффилированным с должником лицом еще возможно, то истребовать у операторов связи идентификационную информацию о абонентах-гражданах, которые использовали определенные IP-адреса при входе в систему дистанционного банковского обслуживания, на которых были зарегистрированы номера телефонов, почти невозможно. Также, на сегодняшний день в России отсутствуют не только правовые, но и технические механизмы предоставления арбитражному управляющему доступа, например, к электронному почтовому ящику должника особенно, если должник – физическое лицо, к его мессенджерам, обусловлено это, главным образом тем, что п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве предусматривает возможность финансового управляющего истребовать в суде сведения об имуществе гражданина, при чем только у самого гражданина.

В соответствии с п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления, получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй. Однако Закон о банкротстве не содержит обязанности названных субъектов предоставить финансовому управляющему названую информацию, не определен срок в течении, которого обязанность должна быть исполнена. Данный пункт в отличии от рассмотренного выше не предусматривает указания на возможность истребования сведений в суде, что явно не способствует защите интересов конкурсной массы.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что существующее на сегодняшний день правовое регулирование истребование доказательств и документов, не являющихся доказательствами по смыслу ст. 66 АПК РФ, в рамках дел о банкротстве имеет существенные недостатки, следствием которых является неоднозначная правоприменительная практика. В России почти отсутствуют эффективные правовые и технические механизмы, позволяющие арбитражному арбитражному получать доступ к сведениям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Существующие меры административной и уголовной ответственности за непредоставление или несвоевременное представление сведений арбитражному управляющему не являются эффективными: практика привлечения к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 195 УК РФ почти отсутствует, а привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ – процесс очень долгий, ресурсозатратный, и самое главное не стимулирующий лицо предоставить запрашиваемую информацию. Так, руководителю организации-контрагента должника явно выгоднее заплатить административный штраф в размере 40 000 руб., чем предоставлять арбитражному управляющему документы, содержащие в себе сведения, которые в будущем могут быть использованы в процессе конкурсного оспаривания сделки должника с данной организацией на десятки-сотни миллионов рублей.

[1] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2.04.2019 г. № Ф06-43851/2019 по делу № А65-16685/2017.

[2] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2015 г. № 302-ЭС14-7980 по делу № А74-5012/2012.

[3] Определение Арбитражного суда Тюменской области от 7.08.2019 г. по делу № А70-3959/2019.

[4] Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 307-ЭС16-21419 по делу № А56-42909/14.

[5] Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 6.08.2019 г. по делу № А78-17533/2018.

[6] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 г. по делу № А40-133306/2017.


Составление заявления о включении в реестр требований кредиторов – необходимая часть процедуры взыскания задолженности с предприятия—должника.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк заявления о включении в реестр требований кредиторов .docСкачать образец заявления о включении в реестр требований кредиторов .doc

Что такое реестр требований кредиторов

Под этим названием кроется специальный документ, содержащий сведения обо всех компаниях и физических лицах, в отношении которых у организации–должника имеются неисполненные финансовые обязательства. Здесь же прописывается размер долгов, очередность и условия возмещения задолженностей и прочая необходимая информация.

В каких случаях необходимо писать заявление

Заявление о включении в реестр требований кредиторов пишется только в тех случаях, если должник официально проходит процедуру банкротства. Во всех остальных случаях финансовые притязания решаются через арбитражный или гражданский суд в общем порядке.

Срок подачи заявления

Закон четко ограничивает период составления и подачи данного вида заявления:

  • 30 дней (по календарю) с момента принятия территориальным арбитражным судом решения о введении процедуры наблюдения;
  • 60 дней (также по календарю), если намечена процедура конкурсного производства.

Информация о прохождении процесса банкротства (в т.ч. введении процедуры наблюдения или назначения конкурсного управляющего) находится в общем доступе в электронной картотеке суда и публикуется в средствах массовой информации (в частности журнале «Коммерсантъ») в течение 10 дней после факта вынесения решения.

Следует отметить, что после истечения срока подачи таких заявления кредитор также может направить данный документ в суд, но его шансы на успешное взыскание задолженности в этом случае стремятся к нулю, поскольку подобные требования удовлетворяются в самую последнюю очередь.

Связано это с тем, что при пропуске установленных сроков кредитор лишается возможности участвовать в общих собраниях кредиторов, а значит и оказывать влияние на их решения – а это зачастую играет очень значительную, если не сказать определяющую роль в установлении условий, очередности и прочих параметров взыскания задолженностей.

Как правильно составить заявление

На сегодня законодательство не предусматривает унифицированного бланка такого заявления, так что предприятия, организации и физические лица имеют возможность писать его в произвольной форме. Главное, чтобы по структуре оно соответствовало правилам написания деловой документации, делопроизводства, а по тексту и содержанию — нормам русского языка.

Несмотря на отсутствие стандартного бланка, в заявлении должен быть ряд необходимых сведений.
В первую очередь к ним относятся:

  • данные об адресате: наименовании судебного органа, в которое заправляется заявление и ФИО судьи.
  • информация об отправителе: полное название предприятия-кредитора, с указанием его организационно-правового статуса, ОГРН, ИНН, КПП и адреса.
  • данные о должнике.

В основной части документа необходимо написать:

  • суть претензии, а именно, по какому поводу, в каком размере и когда возникла задолженность. Все необходимые сведения сюда нужно вносить с указанием ссылок на договоры, акты и т.п. подтверждающие сделку бумаги.
  • при необходимости в документ можно внести данные о пенях, штрафах и прочих неустойках, возникших вследствие неисполнения обязательств должником.
  • после этого надо дать ссылки на законы РФ, которые обосновывают правомерность написания данного заявления.

Далее идет следующая часть документа, которая касается собственно просьбы о включении заявителя в реестр требований кредиторов, в завершении которой нужно в обязательном порядке в виде отдельного пункта дать ссылки на все прилагаемые к заявлению документы.

При необходимости в бланк может быть добавлена и прочая полезная информация, которую заявитель считает существенной.

Заявление о включении в реестр требований кредиторов

Как правильно оформить заявление

Как в отношении содержания документа, так и в плане его оформления нет никаких особенных критериев. Заявление можно писать от руки (пастой любого темного цвета) или печатать на компьютере на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия (второй вариант удобен тем, что не нужно вручную вносить реквизиты заявителя).

Единственное правило, которое следует соблюдать неукоснительно: наличие «живого» автографа представителя организации-кредитора (это может быть директор или иной работник, действующий от его имени на основании нотариально заверенной доверенности). При этом надо помнить о том, что использование факсимильных подписей при оформлении бланка категорически недопустимо.

Удостоверять бланк заявления при помощи печати организации сейчас строгой необходимости нет: с 2016 года юридические лица, как ранее и ИП, освобождены от требования закона использовать для визирования бумаг штемпельные изделия (только если эта норма не прописана в локальных актах компании).

Заявление следует писать в четырех экземплярах:

  • один из которых нужно направить в судебный орган,
  • второй – временному управляющему компании,
  • третий – самому должнику,
  • четвертый – оставить у себя.

Сведения о заявлении следует также внести в журнал исходящей документации фирмы.

Как передать заявление

Заявление можно донести до судебной инстанции и прочих адресатов несколькими путями:

  1. отправившись лично, чтобы отдать из рук в руки (наиболее простой, быстрый и распространенный способ);
  2. переслав через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении (гарантированный способ доставки, но достаточно затратный по времени);
  3. через доверенное лицо (обычно в роли такового выступает юрисконсульт предприятия или сторонняя организация, защищающая права заявителя), при наличии доверенности, с подписью и печатью нотариуса;
  4. в последнее время в обиход стал входить еще один вариант: отправка заявления через официальные электронные сервисы, но только при том условии, что заявитель имеет электронную цифровую подпись, зарегистрированную официально.

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете.
Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий.

Как документально оформить передачу затребованных документов.

Процедура банкротства и руководители организации

С

ложная экономическая ситуация в России сейчас не дает большинству предприятий успешно вести свою хозяйственную деятельность. Многие когда-то эффективно работавшие структуры приходят в упадок, пересекают финишную ленту и устремляются в финансовую пропасть. Весной 2020 года экономика России попала в очередной шторм: пандемия коронавируса, закрытие государствами границ, падение цен на нефть, падение рубля и, как следствие, нервно-эмоциональное настроение населения. Все это повлияет на число банкротств юридических лиц.

Даже в странах с развитой экономикой в бескризисные годы количество банкротств исчислялось тысячами и десятками тысяч. В кризисные периоды количество банкротств увеличивается и «жертвами» могут стать как небольшие, так и средние, крупные компании, в т.ч. лидеры рынка в определенных сегментах. В России о значительных убытках уже заявляют туроператоры, авиаперевозчики, игроки индустрии развлечений, красоты, общественного питания и многие другие.

Для выхода из сложившейся критической ситуации предприятия могут использовать механизм банкротства, который предлагается Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Ведь процедура, предусмотренная им, по мнению многих коммерсантов, является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия. Банкротство юридических лиц (как статус) означает невозможность выполнения предприятием своих денежных обязательств. Грубо говоря, банкрот – это компания, чью неспособность погасить все долги документально подтвердило государство. При банкротстве должника закон устанавливает несколько процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения. Сегодня мы расскажем вам о «телодвижениях» отдела документационного обеспечения, характерных для процедуры наблюдения.

Вначале сделаем акцент на том, что банкротство – это не что-то унизительное. Это рабочий инструмент для бизнеса. Он очень широко используется в Европе, в США, но пока нет такого понимания в России. Вспомним Трампа, который банкротился 4 раза! А теперь он президент США. За рубежом через процедуру банкротства проходили не только компании, но и города.

Пример 1

В 2013 г. город Детройт постигло банкротство – наиболее масштабное из всех муниципальных банкротств во всей истории США. Долг Детройта составил свыше 18 млрд долларов. Причины банкротства связывают с уходом из города автомобильных компаний, перенесших производственные мощности в более выгодные для себя места. В 2014 г. губернатор штата для спасения города пригласил из Вашингтона юриста Кевина Орра, который стал антикризисным управляющим Детройта. Был согласован городской бюджет и достигнута договоренность о списании основных долгов.

С банкротством, как и с любым регуляторным инструментом, надо уметь правильно обращаться.

Как показывает практика, привычный и слаженный ритм работы отдела документационного обеспечения изменится в тот день, когда определением Арбитражного суда будет возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и введена процедура наблюдения в отношении организации. Арбитражный суд утвердит и временного управляющего – это орган управления должником, который отчитывается перед кредиторами и судом. У временного управляющего свои цели, задачи и ответственность. Он должен действовать одновременно как в интересах кредиторов, так и должника.

И его, конечно же, будут очень интересовать документы попавшей в его руки организации. На запросы временного управляющего по предоставлению документов и будет активно работать отдел документационного обеспечения в течение 7 месяцев. Именно такой срок установлен Законом о банкротстве для проведения процедуры наблюдения.

Фрагмент документа

Статья 66 «Права временного управляющего» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Временный управляющий вправе:

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе заявлять о пропуске срока исковой давности;

принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Отметим, что руководитель организации (обычно генеральный директор) в период наблюдения сохраняет свои полномочия с определенными ограничениями. Органы управления должника могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве.

«Запросопад» документов и информации от временного управляющего

Когда компания входит в процедуру наблюдения, в первое время вы можете думать, что предприятие работает в обычном режиме. Появится луч света в темном царстве финансовых проблем. Более того, счета предприятия разблокируют, приостановятся исполнительные производства, без задержек будет выплачиваться заработная плата. Слово «Надежда!» будет витать в воздухе, а в кабинетах компании впервые за многие месяцы будут слышны радостные голоса. Но настанет день, когда в отдел документационного обеспечения придет на регистрацию запрос документов от временного управляющего. Это будет начало «запросопада» документов, который будет сопровождать отдел документационного обеспечения до окончания процедуры банкротства.

Пример 2. Запрос временного управляющего на предоставление документов и информации

Как успеть

С этого момента вы попадаете в жесткие рамки сроков. На сбор большого объема документов у вас только 7 дней. При этом в ст. 66 Закона о банкротстве не уточняется, какие это дни – рабочие или календарные. Зато в некоторых других статьях того же закона срок указан в рабочих днях. Из этого делаем вывод, что в ст. 66 он указан в календарных.

В гражданском праве «течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (ст. 191 ГК РФ) – в нашем случае на следующий день после получения запроса временного управляющего.

Теперь поясним на примере, как правильно рассчитать, до какого момента надо успеть предоставить документы:

Пример 3. Расчет крайней даты предоставления документов

Не забываем об ответственности руководителей банкротящегося предприятия. Временный управляющий будет контролировать их работу. Если «прежнее» руководство организации создает помехи для нормального исполнения управляющим своих обязанностей, то он может сообщить о сложившейся ситуации суду и потребовать временного отстранения «старого» менеджмента. Такое ходатайство может быть подано в т.ч. при сокрытии документов руководством.

Кроме того, за непредставление документов по запросу временного управляющего руководитель юридического лица может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ в виде штрафа от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года.

Поэтому лучше не артачиться и предоставить документы в срок.

Что вы можете сделать для ускорения процесса? Мобилизоваться и, как Джейсон Борн собирал память по кусочкам, так и вы должны будете собирать документы по отделам. Для этого лучше издать приказ или распоряжение, в котором вы определите ответственных исполнителей по каждому пункту запроса и обозначите жесткие сроки предоставления документов (см. Пример 4).

Пример 4. Распоряжение о сборе документов по запросу временного управляющего

Если в процессе сбора документов (информации) вы понимаете, что не успеваете, то инициируйте направление письма временному управляющему о том, что в связи с большим объемом документов их отправка возможна только частями. И потом отправляйте их ему частями (с описью, как в Примере 8, либо по акту, либо ценными письмами с описью вложения).

Как заверить копии

В запросе временного управляющего есть требование: документы предоставляются в копиях, заверенных печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера (см. «!» в Примере 2). Необходимо отметить, что требование к прошивке многостраничного документа здесь не сформулировано.

В классическом варианте многостраничный документ может быть заверен двумя способами:

  • заверение каждого листа копии документа либо
  • заверение прошитого документа в целом.

Требования к прошивке многостраничного документа мы согласовали с временным управляющим и установили, что документ должен быть оформлен так, чтобы:

  • можно было свободно прочесть весь документ: текст, даты, визы, резолюции и т.д.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) сшива при изучении содержимого;
  • можно было свободно копировать каждый отдельный лист документа сшива (в случае необходимости представления копии документа в суд).

Все листы в сшиве нужно пронумеровать и при заверении указать общее количество листов в нем. На оборотную сторону сшива выводятся нити, которыми он прошивался, поверх их узла наклеивается листок с заверительной надписью:

Пример 5. Заверение сшива копий нескольких документов

Обратите внимание на следующие важные моменты заверения копий:

  • личный росчерк заверяющего сшив лица и оттиск печати надо ставить так, чтобы они частично заходили на приклеенный листок с заверительной надписью, а частично располагались на обороте последней страницы сшива;
  • сшивать можно не только листы одного многостраничного документа, но и много документов. Таким образом, каждая партия передаваемых документов может быть собрана в 1 или несколько сшивов;
  • если вы заверяете конкретный документ, то отметку о заверении копии важно оформлять согласно п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016. А там сказано, что если копия документа представляется во внешнюю среду организации, то отметка «дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия (“Подлинник документа находится в  в деле № … за … год”) и заверяется печатью организации». Если в сшиве копии документов, хранящихся в одном деле, то его индекс реально указать в отметке о заверении сшива. А при заверении конкретного документа его указать однозначно получится;
  • как правило, временный управляющий требует, чтобы копии документов заверял и руководитель организации, и главный бухгалтер (см. «!» в Примере 2 с образцом требования и Пример 5 с образцом заверения сшива).
    На деле руководитель просто физически не может заверить все копии документов. В большинстве случаев объем документов, которыми располагают органы управления должника и которые запрашивает временный управляющий, настолько велик, что представляет собой сотни коробок. В них фактически вся деятельность предприятия как минимум за 3 года: первичная документация, отчетность, документы на работников, корпоративная документация, материалы судебного делопроизводства, справки, выписки, отчеты, локальные нормативные акты и многое другое. Наш совет – сделайте отдельную доверенность, которой руководитель уполномочивает начальника отдела документационного обеспечения или другого работника заверять своей подписью и печатью организации копии документов, а также передавать документы временному управляющему (см. Пример 7).
    Тогда вместо генерального директора верность копий сможет заверять другое лицо, а главбуху лучше это делать собственноручно (хотя бы он пусть присутствует из требуемых временным управляющим «подписантов») – см. Пример 6;
  • когда вы разберетесь с составом лиц, которые будут заверять копии, можно изготовить штамп для ускорения многократного нанесения отметки.

Пример 6. Заверение листа копии документа (с использованием штампа)

Пример 7. Доверенность на заверение копий и передачу / получение документов

Передавать по описи

Мы настоятельно рекомендуем составить опись передаваемых документов, а также сопроводительное письмо и передать их временному управляющему вместе с запрошенными документами, попросите его расписаться на вашем экземпляре описи (см. «!» в Примере 8). Другие возможные варианты подтверждения передачи документов:

  • оформление приема-передачи актом, где расписываются передающая и принимающая стороны;
  • отправка ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

Это позволит исключить повторное затребование документов. Кроме того, так вы подтвердите дату и состав переданных документов, т.е. своевременное выполнение требований временного управляющего и Закона о банкротстве.

Пример 8. Сопроводительное письмо с описью документов, передаваемых временному управляющему

Вашей организации, как передающей стороне, достаточно составить одну опись на все передаваемые документы одной партии и заполучить на ней подпись принимающей стороны. Но если документов очень много, например несколько или десятки коробов из под офисной бумаги формата А4, то принимающей стороне было бы удобно иметь отдельную опись на содержимое каждой коробки, тогда легче будет находить нужное в этой большой партии документов. Такие мини-описи можно просто вложить в каждую коробку, подписав только со стороны вашей организации, а можно их оставить и без какой-либо подписи, сделав просто списками справочного характера. Но этот момент лучше заранее оговорить с временным управляющим до начала подготовки описи (или описей).

А напоследок я скажу

Заключительный этап процедуры наблюдения связан с финансовым анализом полученной информации. Временный управляющий должен дать заключение (отчет) в арбитражный суд, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, где решается дальнейшая судьба должника (п. 1 ст. 73, ст. 74 Закона о банкротстве):

  • вести финансовое оздоровление;
  • введение внешнего управления;
  • обращение в суд в целях признания должника банкротом и открытие конкурсного производства.

В процедуре наблюдения последнюю точку ставит арбитражный суд. Руководствуясь заключением первого собрания кредиторов и законом, суд:

  • принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо
  • выносит определение о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо
  • утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

На этом процедура наблюдения прекращается.

«И образ чумы от себя отсекая,
спасется страна, если вера такая»

Юнна Мориц

Процесс банкротства длителен, развивается по своим законам и правилам. Вы должны запастись терпением, вы должны быть готовы к интенсивной работе, в т.ч. в выходные и праздники, и вы должны быть готовы к различным вариантам развития событий.

В завершение расскажу о том, как провели время работники моего отдела (документационного обеспечения) на этапе процедуры наблюдения. Я не знаю ни одного коллектива, которому директор в 00.00 писал: «Ложитесь спать», а в ответ слышал: «Нет, мы продолжаем работать». Я никогда не видел такого единения в том, что надо подготовить гигабайты материалов, создать распоряжения, отправить все это на согласование в 3 часа ночи начальнику юридического управления. Когда звонят твои коллеги из других отделов и предлагают просто приехать и помочь. Когда есть такое единство, мы все можем преодолеть! В банкротстве важен командный дух, как в гребле. Каждый должен верить в своего товарища по команде как в самого себя. Банкротство – сложная болезнь, но она излечима. И знаете, мы будем здоровы!

Совет – если вы войдете в процедуру наблюдения, как можно скорее закажите для отдела документационного обеспечения дополнительные современные многофункциональные устройства (МФУ), сочетающие в себе функции принтера, сканера, факсимильного устройства, копировального модуля, закажите 100 коробок бумаги формата А4, картриджи для принтера, внешние жесткие диски, CD-диски для записи информации. Мы проверили это на себе. Самое интересное, у вас появится желание увидеть завершение истории банкротства – чем же это все закончится для вас и вашей компании?

Знаете, когда Бах был при смерти, он услышал, как сын исполняет на пианино одно из его произведений. Мальчик остановился, не доиграв до конца. Умирающий музыкант соскочил с кровати, подбежал к пианино и закончил игру. Не смог примириться с незавершенностью мелодии…

Содержание:

  • Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?
  • Регион
  • Цель запросов
  • Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

После объявления резолютивной части судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве физического лица финансовый управляющий приступает к работе по направлению запросов в государственные органы, юридическим лицам, муниципальным образованиям, банки, МФО, физическим лицам.

Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?

Количество и объем запрашиваемых сведений финансовый управляющий определяет самостоятельно (основываясь на известных сведениях о должнике). Финансовый управляющий вправе запросить практически любую информацию от банального права должника на транспортные средства до информации о покупке билетов в РЖД, но только в отношении информации, которая так или иначе затрагивает права и обязанности самого должника (включая совместную собственность, нажитую в браке).

Рассмотрим примерный перечень запросов на примере следующей ситуации — процедура возбуждена по заявлению должника, задолженность состоит из 2 кредитов и одного займа у физического лица, должник является учредителем ООО (которая не осуществляет деятельность), должник состоит в браке, имущество не имеет, сделки за последние 10 лет не совершались.

Необходимо понимать, что в ходе самой процедуры кредитные учреждения направляют (руководствуясь ст. 213.24 Закона о банкротстве) в адрес финансового управляющего сведения о наличии счетов должника в кредитном учреждении. На основе полученных сведений финансовый управляющий запрашивает выписку по счетам.

Регион

Управляющий вправе запросить информацию в любом регионе, но как правило запрашиваемая информация ограничивается регионом проживания, регистрации и прилагающимися регионами. Например, при регистрации и проживании должника в городе Санкт-Петербурге управляющий запросит информацию по данному городу и Ленинградской области. Осуществлять рассылку писем во все субъекты РФ — недобросовестно растрачивать конкурсную массу должника.

Цель запросов

Финансовому управляющему для составления заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства, заключения о наличии признаков фиктивного банкротства, составления финансового анализа, заключения на предмет оспаривания сделок необходимо собрать всю информацию о причинах возникновения задолженности и активах должника, совершенных сделках. Кредиторам должника подобная информация поможет составить картину о добросовестности должника.

Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

Рассмотрим на вышеописанном примере (должник зарегистрирован в городе Санкт-Петербурге). Информация запрашивается с даты возникновения признаков неплатежеспособности, а также о совместно нажитом имуществе с даты регистрации брака.

Источник информации Запрашиваемые сведения
1 УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области запрашивается информация о транспортных средствах и прицепов к ним, сведения о совершенных сделках.
2 Управление Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю сведения о тракторах, самоходных машинах, иной технике, зарегистрированной за должником, сведения о совершенных сделках.
3 Государственная техническая инспекция Санкт-Петербурга аналогично п.2.
4 Районный отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области информация о местожительства, копия паспорта, копия заграничного паспорта, о наличии вида на жительство и двойного гражданства.
5 Межрайонная инспекция ФНС России сведения о наличии зарегистрированных за должником объектах налогообложения, о доходах (Декларации для ПФР по форме КНД, Справки по форме 2-НДФЛ, о налоговых агентах), сведения об открытых в кредитных организациях счетах, о наличие задолженности по налогам и обязательным платежам, о наличии переплат или ошибочно уплаченных взносов и налогов.
6 Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу сведения об участии в качестве учредителя или генерального директора/директора (прекращённые и действующие) в юридических лицах с указанием размера доли(ей), сведения о наличии статуса индивидуального предпринимателя и/или статуса главы крестьянского хозяйства (прекращённые и действующие).
7 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР в СЗФО) сведения о зарегистрированных правах (действующие и прекращенные) на ценные бумаги, о заявках на регистрацию прав на ценные бумаги.
8 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по г. Санкт-Петербург» сведения о катерах и иных маломерных судах, сведения о совершенных сделках.
9 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» аналогично п.8.
10 Федеральная служба по интеллектуальной собственности сведения об объектах интеллектуальной собственности, о поступивших заявках на регистрацию объектов ИС и находящихся на рассмотрении; сведения об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых прекращена регистрация / действие патентов / правовая охрана товарных знаков, с указанием оснований прекращения; сведения о договорах, об отчуждении исключительного права на объекты ИС должника; иные известные сведения о должнике, о правах аффинированных лиц, о контрагентах и об обязательствах должника.
11 Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга сведения о наличии арендуемого государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков, сведения о любых иных договорах (контрактах) с должником.
12 Районный отдел лицензионно-разрешительной работы управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области информация о зарегистрированном об огнестрельном, охотничьем, спортивном и ином оружие; сведения о наличии арестов, залогов, иных обременений огнестрельного, охотничьего, спортивного и иного оружия.
13 Судебный участок и районный суд информация о судебных приказах, уголовных и гражданских делах, связанных с должником по дату получения запроса (уголовные дела за весь период жизни должника); информация о наличии судебных решениях о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества, взыскании алиментов и иных правоотношений, регулируемых семейным законодательством, связанных с должником (за весь период жизни должника).
14 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, начисленных застрахованному лицу (должнику); сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; сведения об льготных основаниях назначения пенсии, а также основаниях назначения пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет в отношении должника и размер соответствующих выплат; информацию о всех местах получения периодического дохода или периодических выплатах должнику, в том числе и пенсионных выплатах по старости, а также пенсионных выплатах за инвалидность; сведения о накопительной части пенсии должника; информация о страхователе, производящем выплаты и иные вознаграждения в пользу должника; о застрахованных лицах, в отношении которых должник является страхователем; сведения о переплатах и сумме переплаты в отношении налогов и обязательных платежей (в отношение должника).
15 Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Сведения о наличии арендуемого на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о наличии арендуемого на остальной части Российской Федерации должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков.
16 Федеральное бюджетное учреждение Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей сведения и документы о судах, зарегистрированных за должником и снятых с учета должником; копии документов, предоставленных для совершения регистрационных действий, в том числе договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на суда; копии документов, предоставленных для снятия судов с учета; сведения о наличии арестов, залогов и иных обременений зарегистрированных за должником судов; иные сведения о должнике, о лицах, аффинированных с должником, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника.
17 Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу — районный отдел приостановить или окончить исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; сообщить информацию о всех возбуждённых и оконченных производствах в отношение должника; предоставить список арестованного имущества, представить заверенные копии постановлений о наложении ареста; сообщить сведения о возбужденных исполнительных производствах по которым должник проходит в качестве взыскателя; сообщить сведения об имущественных правах должника выявленном в результате проведения мероприятий в рамках исполнительных производств, по которым должник проходит в качестве взыскателя (арест имущества у других должников).
18 Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ сведения и документы о наличии (отсутствии) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работников; сведения о наличии (отсутствии) у должника задолженности перед ФСС РФ; сведения о наличии (отсутствии) у должника переплат по налогам и обязательным платежам (взносы, гос пошлины и пр.) ФСС РФ.
19 Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с ними.
20 Запрос должнику  
21 Запрос супруге должника  
22 Нотариальная палата Санкт-Петербурга запрос в нотариальную палату об открытии наследственного дела должника.
23 Кредитное учреждение (банк) сведения о движении денежных средств и выписки по расчетным/лицевым (открытым/закрытым) счетам на имя супруг и должника за период 10 лет по дату получения запроса г.с расшифровкой контрагентов; — сведения о состоянии счетов в отношении супруги должника и об остатках денежных средств на их для дальнейшего использования;- Сведения о заключенных кредитных договорах, с приложением копий договоров, анкет, графика платежей, закладных, договоров поручительств, дополнительные соглашения, сведения о судебных актах;- Сведения о выданных банковских картах
24 Федеральная агентство воздушного транспорта  
25 При наличии у должника доли в юридических лицах, финансовый управляющий запрашивает всю необходимую информацию по юридическому лицу, аналогично по супруге. Запрос в ГИБДД, Росреестр, МЧС, Гостехнадзор, ФНС (учетная) и ФНС 15 (регистарционная)

Суд тоже по своей инициативе вправе запрашивать информацию о должнике, например, по делу А56-79545/2018 судья запросила информацию о должнике и супруге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать запрос sql server
  • Как написать запретку на твиче
  • Как написать запрет на передачу персональных данных третьим лицам
  • Как написать запрет на использование персональных данных
  • Как написать запрет на выдачу кредитов