Как написать заявление на установление инвалидности

Оформление инвалидности – процесс сложный и длительный.

Чтобы немного ускорить процесс и затратить меньшее количество времени и нервов, необходимо знать, как правильно заполнить заявление на МСЭ и куда его передать на рассмотрение.

Также стоит разобраться в вопросах: что такое посыльный лист и зачем он нужен? Кто выдает и как его получить?

В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы, а также бланки и заполненные образцы заявления на МСЭ и посыльного листа.

Показать содержание

  • Заявление на медико-социальную экспертизу – что это такое?
  • Как правильно составить?     Куда его подавать?    

  • Посыльный лист
  • Как он выглядит?     Где получить и кем выдается?    

Важное обновление информации!

В связи с принятием закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. функции проведения экспертизы от Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) перешли к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Заявление на медико-социальную экспертизу – что это такое?

Заявление для прохождения больного МСЭ (медико-социальной экспертизы) – это направление гражданина на прохождение специальной комиссии, в составе которой присутствует врачебный консилиум.

Экспертиза проводится для определения группы инвалидности, способности к труду, необходимости в постороннем уходе и обслуживании, предоставлении лекарственных средств или медицинских изделий.

Эта комиссия также включает в себя составление программы реабилитации.

О том, какие критерии и классификации используются для определения группы инвалидности, вы можете прочитать здесь.

Как правильно составить?

Заполнять нужно разборчиво, без помарок, исправлений и ошибок. Для удобства лучше взять 2-3 чистых бланка.

В самом начале указывается название территориального бюро МСЭ, в которое будет передано заявление. Далее по пунктам:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Данные удостоверения личности просителя: серия и номер паспорта РФ, число и место выдачи.
  3. Номер страхового свидетельства (СНИЛС).
  4. Адрес проживания по прописке с паспорта.
  5. Просьба о направлении на ВТЭК. Указать причину и цель проведения экспертизы.
  6. Необходимо ли присутствие сурдопереводчика и предоставление других услуг.
  7. Выбрать как проинформировать о приглашении на комиссию и указать соответственно выбору: адрес электронной почты, номер мобильного телефона, письменное уведомление по почте.
  8. Заполнить пункт: согласие на обработку персональной информации.
  9. Поставить дату и личную подпись.
  10. Если от имени больного выступает доверенное лицо, то необходимо указать данные паспорта представителя, основание для представления прав (например, доверенность), дата и подпись.
  • Скачать бланк заявления на прохождение МСЭ
  • Скачать образец заполнения заявления на МСЭ

Куда его подавать?

В бюро МСЭ по месту жительства передается заполненный документ в бумажном или электронном виде. На бумажном носителе подается при личном присутствии или с помощью почтовых услуг. Обязательно заверить его личной подписью заявителя или его доверенного представителя. В случае передачи в электронном варианте используется официальный интернет- портал: «Госуслуги».

Важно! Если написанное заявление было направлено по интернету, то направление и остальные оригиналы должны быть предоставлены в срок, не превышающий десяти дней с даты передачи электронного заявления.

Изначально возможно передавать заполненный бумажный бланк без всех требуемых документов, но необходимо помнить, что срок передачи пакета документов строго 10 календарных дней.

Посыльный лист

Для установления нетрудоспособности, степени инвалидизации, необходимости в реабилитации и обеспечении лекарственными препаратами, осуществлении ухода и прочего, недостаточно просто написать заявление.

Потребуется пройти ряд обследований, посетить специалистов, прежде чем попасть на МСЭК.

В любом случае, потребуется получить посыльный лист формы 088/у-06 – это официальный бланк, заполненный медицинскими представителями, выдаваемый с целью направления на экспертизу и решения об ограничении возможностей гражданина (инвалидности).

Как он выглядит?

В документе указываются фактические данные больного:

  • ФИО полностью.
  • Дата рождения.
  • Половая принадлежность.
  • Адрес проживания, при отсутствии прописки, указывается адрес фактического пребывания.
  • Является ли инвалидом или направляется первично.
  • Работает ли гражданин, если да, то указать название, адрес и занимаемую должность, условия и характер выполняемого труда.
  • Основная профессия гражданина с указанием разряда или категории.
  • С какого времени наблюдается пациент.
  • Если больной учащийся, то указывается наименование учебного учреждения, для студентов – отделение и факультет, класс или группа, специальность по завершении обучения.
  • История заболевания.
  • Характер проведенного лечения.
  • Проведенные обследования.
  • Анамнез.
  • Частота и длительность временной нетрудоспособности за последний год.
  • Установленное основное заболевание и сопутствующие ему болезни.
  • Проведенные исследования и заключения врачей.
  • Нуждается ли больной в предоставлении средств и оказании реабилитационных программ.
  • Антропометрические данные: рост и вес.
  • Состояние больного на момент обращения за направлением, его физическое развитие.
  • Оценивается психическое и эмоциональное развитие и выносливость.
  • Прогноз болезни.
  • Цель направления.

Внимание! Бланк должен быть заверен печатью медучреждения и подписями врачей, содержать дату выдачи посыльного листа.

  • Скачать бланк посыльного листа на МСЭ по форме 088/у-06
  • Скачать образец посыльного листа на МСЭ

Где получить и кем выдается?

При обращении в медицинское учреждение, лечащим врачом, на основании выслушанных жалоб и фиксирования в амбулаторной карте пациента, выдаются направления к требуемым по конкретному заболеванию специалистам, также пациент может быть направлен на проведение лабораторных, инструментальных, рентгенологических и других видов исследований, возможно стационарное лечение.

По факту прохождения всех рекомендованных мероприятий, на основании вынесенного вердикта врачебного консилиума, можно получить заполненный посыльный лист на МСЭ.

Если врач отказывается от направления на медико-социальную экспертизу, то он обязан зафиксировать причину отказа в письменной форме. В этом случае больной может обратиться в бюро самостоятельно с заявлением.

Заполнение заявления и посыльного листа – лишь первый шаг на пути к оформлению инвалидности!

Поэтому советуем вам почитать другие полезные материалы об этой процедуре, подготовленные нашими экспертами.

Ознакомьтесь с секретами прохождения МСЭ, его сроками, а также с тем, как получить решение комиссии и как его обжаловать.

Если доктор не выдаст письменного отказа, то пациент имеет право на обращение в суд.

Оформление инвалидности – долгий и тяжелый процесс,требующий сбора документов и заполнения специальных бланков. Важно разбираться в правильности заполнения, вариантах передачи и получения всех нужных бумаг. При наличии заболевания и ограничении в труде, стоит подойти к вопросу серьезно. Ведь главная цель – улучшение качества жизни. Это необходимо помнить и не опускать руки ни на одном из этапов.

Зарегистрировано в Минюсте России 5 августа 2022 г. N 69549


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 мая 2022 г. N 313н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с абзацем пятым пункта 21 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 15, ст. 2506), приказываю:

1. Утвердить форму заявления о проведении медико-социальной экспертизы (далее — форма) согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положения пункта 2 формы в части проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, который вступает в силу с 1 июня 2023 г.

3. Положения пунктов 5 и 6 формы в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» подлежат применению при наличии технической возможности использования указанной информационной системы, в том числе ее технической готовности к приему и передаче информации и документов, предусмотренных указанными пунктами.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 23 мая 2022 г. N 313н

(Форма)

В  
    (полное наименование бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющегося филиалом главного бюро (главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящегося в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главного бюро медико-социальной экспертизы, находящегося в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, Федерального бюро медико-социальной экспертизы), в которое подается заявление)
   
  от  
    (фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя)
     
     
  Статус заявителя  
    (получатель услуги, законный (уполномоченный) представитель)

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1. Прошу выдать   :
(фамилия, имя, отчество (при наличии)  

копию акта медико-социальной экспертизы гражданина;

копию протокола медико-социальной экспертизы гражданина;

индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

провести медико-социальную экспертизу    
  (фамилия, имя, отчество (при наличии)  

с целью (нужное указать):

определения причины смерти инвалида, лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Сведения об умершем:

 
(фамилия, имя, отчество (при наличии) умершего, дата смерти, номер и дата актовой записи о смерти)  
   
(сведения об инвалидности (при наличии) умершего)  
  ;
(сведения о родственных связях с умершим)  

выдачи дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах

;
(указать обстоятельства утраты (порчи) справки и место ее выдачи)  

выдачи новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в связи с изменениями персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), устранения технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок либо подобных ошибок);

внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

иной целью, установленной законодательством Российской Федерации (указать)

2. Предпочтительная форма проведения медико-социальной экспертизы:

с личным присутствием (очно);

необходимо предоставление услуги по переводу русского жестового языка:

сурдопереводу

тифлосурдопереводу

без личного присутствия (заочно);

дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий (при обжаловании решения бюро, главного бюро).

Положения пункта 2 формы в части проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий действуют с 01.06.2023 (пункт 2).

3. Сведения о получателе услуги по проведению медико-социальной экспертизы:

Фамилия, имя, отчество (при наличии)    
   
Дата рождения    
  (число, месяц, год)
Гражданство    
  (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (нужное указать)

Сведения о месте жительства (месте пребывания, месте фактического проживания (нужное указать)

   
(почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры)
Документ, удостоверяющий личность    
   
(наименование, серия и номер, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность, дата выдачи)
     
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии)  
   
Контактный номер телефона (при наличии): домашний    
мобильный    
Адрес электронной почты (при наличии)    

4. Сведения о законном или уполномоченном представителе получателя услуги (при наличии):

Фамилия, имя, отчество (при наличии)    
   
Документ, удостоверяющий полномочия законного (уполномоченного) представителя  
   
Дата рождения    
  (число, месяц, год)
Гражданство    
  (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (нужное указать)
Сведения о месте жительства (месте пребывания, месте фактического проживания (нужное указать)  
   
(почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры)
     
Документ, удостоверяющий личность    
   
(наименование, серия и номер, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность, дата выдачи)
     
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии)  
   
Контактный номер телефона (при наличии): домашний    
мобильный    
Адрес электронной почты (при наличии)    

5. Прошу результаты предоставления услуги по проведению медико-социальной экспертизы:

вручить в бюро, главном бюро, Федеральном бюро медико-социальной экспертизы;

направить почтовым отправлением по адресу    
    ;
(почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры)  

направить в форме электронного документа в личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) (при направлении заявления через Единый портал).

6. Предпочтительный способ информирования о ходе рассмотрения заявления получателя услуги (его законного или уполномоченного представителя) (нужное отметить):

по телефону, включая сотовую связь;

СМС — информирование;

посредством почтовых отправлений;

по электронной почте;

личный кабинет на Едином портале (при направлении заявления через Единый портал).

Положения пунктов 5 и 6 формы в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» подлежат применению при наличии технической возможности использования указанной информационной системы, в том числе ее технической готовности к приему и передаче информации и документов, предусмотренных указанными пунктами (пункт 3).

7. Перечень документов, приложенных к заявлению:

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных получателя услуги и законного (уполномоченного) представителя (указать нужное) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <1>, указанных в настоящем заявлении и прилагаемых документах, в целях и объеме, необходимом для проведения медико-социальной экспертизы.

Дата (день, месяц, год)   (подпись заявителя)   (фамилия, имя, отчество (при наличии)

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2021, N 27, ст. 5159.

ФБ МСЭ

Об учреждении

Экспертные составы

Контакты

Полезные ресурсы

Частые вопросы

Задать вопрос

Карта сайта

Старая версия сайта

Важное

Новости

Документы

Противодействие коррупции

Отзыв о работе сайта

127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина, 3

fbmse@fbmse.ru

8(499)487-57-11

8(499)487-81-81

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России. Все права защищены.

Шаблоны заявлений заполняются отправителем.

№1 Заявление на МСЭ с целью ОБЩЕЕ

№ 2 Заявление на МСЭ с целью разработки ИПРА инвалида

№ 3 Заявление на МСЭ с целью разработки ИПРА ребенка-инвалида

№ 4 Заявление на МСЭ с целью разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве

№ 5 Заявление на МСЭ с целью определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе

№ 6 Заявление на МСЭ с целью установления причины смерти инвалида, ЧАЭС, период прохождения военной слжбы

№ 7 Заявление по обжалованию решения Бюро

№ 8 Заявление с несогласием с решением ЭС в ФБ МСЭ

№ 9 Заявление о выдаче дубликата справки МСЭ

№ 10 Заявление о выдаче новой справки МСЭ

№ 11 Заявление о выдаче копий документов об освидетельствовании

№ 12 Заявление с несогласием с решением ЭС в ГБ МСЭ

№ 13 Производственная характеристика

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Постановление Правительства Российской Федерации № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Как оформить инвалидность

Сейчас это можно сделать и заочно.

Как оформить инвалидность

Людям с инвалидностью положены пенсия от государства, некоторые льготы, помощь в реабилитации, а также возможность избежать призыва на срочную службу или в рамках мобилизации. Разбираемся, как правильно оформить это.

Кто может оформить инвалидность

Это может сделать человек, который:

  • Имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Оно может быть вызвано болезнью, травмами или дефектами.
  • Ограничен в жизнедеятельности — не может в полном объёме себя обслуживать, передвигаться, общаться, ориентироваться и так далее.
  • Нуждается в реабилитации и абилитации. Абилитация — это разного рода меры, которые должны помочь человеку по возможности вернуться к полноценной жизни.

Соответствие только одному из критериев не основание для оформления справки. Решение компетентные органы принимают комплексно. При этом они могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности в зависимости от состояния здоровья. Первая означает, что заболевание значительно ограничивает жизнедеятельность: человек обычно полностью зависим в своём быту от помощников. Люди с третьей группой часто достаточно автономны в быту и могут работать. Дети до 18 получают статус «ребёнок‑инвалид».

Люди с инвалидностью не обязательно имеют хроническое неизлечимое заболевание. Если оно длительное, этого бывает достаточно для оформления документов. Например, при сложном переломе, который не сросся в срок, требует повторного медицинского вмешательства и не даёт человеку жить как прежде, можно получить этот статус. В то же время, если заболевание хроническое и неизлечимое, но не создаёт особых трудностей, инвалидность не дадут. Например, удаление почки без тяжёлых последствий основанием для оформления справки не считается.

Какие документы понадобятся для оформления инвалидности

Этот список не исчерпывающий, у вас могут попросить дополнительные документы. Но в основном нужны:

  • паспорт;
  • направление на медико‑социальную экспертизу;
  • согласие на МСЭ;
  • медицинские документы, подтверждающие состояние здоровья (карта из поликлиники, выписки из стационаров и так далее).

Медицинское учреждение, которое выдаёт направление, само пересылает бумаги в бюро. Их также можно отнести лично или отправить заказным письмом, если, допустим, в клинике отказали. Вообще, лучше уточнять на месте. Возможно, документы у вас готовы принять онлайн или ещё каким‑то способом.

Как оформить инвалидность

Получить направление на медико‑социальную экспертизу

Решение, дать ли человеку статус инвалида и какой группы, принимается по результатам медико‑социальной экспертизы (МСЭ). Но туда нужно получить направление. Его выдаёт поликлиника или другая медицинская организация, где пациент проходит лечение. Обращаться можно к вашему доктору, заместителю главного врача по клинико‑экспертной работе, непосредственно к главному врачу.

Если вам не выдают направление, просите письменный отказ. С ним уже можно обратиться непосредственно в бюро медико‑социальной экспертизы (в том числе и онлайн через «Госуслуги»). Там имеют право назначить вам обследование и по его итогам решить, нужна ли вам медико‑социальная экспертиза.

Пройти медико‑социальную экспертизу

Экспертиза обычно проводится в бюро по месту жительства или пребывания. Специалисты изучат документы и при необходимости могут назначить дополнительные обследования.

Экспертиза бывает очной или заочной. Формат указывает пациент в специальном согласии (образец будет ниже). Правда, в некоторых случаях права выбора не дадут, придётся явиться на осмотр. Так может быть, например, если достоверность данных в бумагах вызовет сомнения или понадобится провести обследование с помощью специального оборудования.

Что дадут по результатам медико‑социальной экспертизы

Если человеку присвоят инвалидность, он получает:

  • справку, подтверждающую этот факт, с указанием группы инвалидности;
  • индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

Если нет, то можно получить справку о результатах медико‑социальной экспертизы.

Сколько по времени займёт оформление инвалидности

Медицинское учреждение передаёт направление в бюро МСЭ в трёхдневный срок. Вердикт должен быть вынесен в течение 30 дней с момента регистрации в бюро направления из медицинской организации. Если человек нуждается в паллиативной помощи или находится в больнице из‑за ампутации конечностей, время сокращается до трёх дней. Это в идеале. Если окажется, что в направлении что‑то не так или нужно провести дополнительные исследования, период может увеличиться.

Что делать, если не согласны с результатом экспертизы

Можно в течение месяца обратиться в то же бюро, где проходила экспертиза, или в главное бюро. МСЭ должны будут провести ещё раз специалисты на более высоком уровне. Если и это не приведёт в желаемому результату, можно обратиться в суд.

Читайте также 🧐

  • Где получить юридическую помощь бесплатно
  • Как справиться с беспокойством, если не можете повлиять на ситуацию
  • Как рассчитывается больничный и может ли он быть выгодным
  • 11 бесплатных онлайн-ресурсов для психологической помощи
  • Как получить работу человеку с инвалидностью

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Временный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.

Условия признания человека инвалидом

Для признания гражданина инвалидом должны наличествовать одновременно три условия:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

  • ограничение жизнедеятельности;

  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Порядок установления инвалидности

В период пандемии коронавирусной инфекцией Правительство РФ утвердило Временный порядок признания лица инвалидом, который действует до 1 октября 2021 г. Порядок установления инвалидности один и тот же независимо от физиологических показателей гражданина (проблемы слуха, зрения и т.п.)1.

Читайте также

Государство помогает инвалидам

В 2021 году для людей с инвалидностью предусмотрели много полезных изменений  

05 марта 2021

Установлено, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится заочно в целях предотвращения распространения коронавируса. В случае обжалования гражданином результатов МСЭ в городе или районе МСЭ может проводиться в главном бюро медико-социальной экспертизы или Федеральном бюро медико-социальной экспертизы в очном порядке.

Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданном гражданину впервые, указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.

Решения об установлении инвалидности впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида принимаются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.

Рекомендуемый алгоритм оформления инвалидности

1. Обратитесь в медицинскую организацию, ПФР или орган соцзащиты населения для направления вас на МСЭ.

2. Подготовьте необходимые для проведения МСЭ документы.

Список документов определен п. 24 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95; далее – Правила № 95); п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Административного регламента (утв. Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н); п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789):

  • документ, удостоверяющий личность, или его заверенная копия;

  • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении через представителя);

  • СНИЛС;

  • направление на МСЭ или справка об отказе в направлении на МСЭ;

  • заявление о проведении МСЭ (если вам выдана справка об отказе в направлении на МСЭ);

  • медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности, в частности для фиксирования причины «инвалидность с детства», – документы, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности до 18 лет (до 1 января 2000 г. – до 16 лет);

  • дополнительно могут быть представлены документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и для признания инвалидом: акт о несчастном случае на производстве, или акт о случае профессионального заболевания, или заключение госинспектора по охране труда о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до 6 января 2000 г., либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

  • письменное согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на проведение МСЭ; но такое согласие не требуется в случае проведения МСЭ заочно (абз. 6 п. 24 Правил № 95);

  • заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья вы не можете явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.

3. Пройдите МСЭ и получите решение.

МСЭ может проводиться (п. 23 Правил № 95; п. 90 Административного регламента):

  • в бюро МСЭ по вашему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения вашего пенсионного дела, если вы выехали на постоянное жительство за пределы РФ;

  • на дому, если вы не можете явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения врачебной комиссии медорганизации);

  • в медицинской организации, оказывающей вам помощь в стационарных условиях;

  • в организации социального обслуживания, оказывающей соцуслуги в стационарной форме;

  • в исправительном учреждении;

  • заочно – по решению бюро.

Гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании (п. 23 Правил № 95). Кроме того, МСЭ может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При принятии решения о проведении заочного освидетельствования бюро МСЭ учитывает следующие условия (п. 23 Правил № 95):

  • проживание гражданина в отдаленной или труднодоступной местности, в местности со сложной транспортной инфраструктурой или где отсутствует регулярное транспортное сообщение;
  • тяжелое общее состояние гражданина, препятствующее его транспортировке.

Если человек находится в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждается в первичном протезировании, на МСЭ дается 3 рабочих дня с момента поступления в бюро направления на МСЭ (п. 23 Правил № 95).

МСЭ проводится бесплатно (п. 45 Административного регламента).

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, и объявляется после МСЭ в их присутствии. При необходимости они дают разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил № 95; п. 105, 107 Административного регламента).

Решение и разъяснения по нему направляются вам (п. 108–110 Административного регламента):

  • в форме электронного документа через Портал госуслуг;

  • на бумажном носителе по почте в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

При проведении МСЭ ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) формируются в ваше личное дело МСЭ. Заверенные копии акта и протокола можно получить на бумажном носителе или в электронном виде через Портал госуслуг. Для этого необходимо подать в бюро МСЭ заявление. Его можно направить в том числе в электронной форме (п. 29, 29 (1) Правил № 95; п. 113 Административного регламента).

4. Получите справку об инвалидности и ИПРА.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением. ИПРА с 1 января 2021 г. формируется в форме электронного документа. При подаче заявления о проведении МСЭ через Портал госуслуг ИПРА направляется в личный кабинет на портале. По вашему желанию ИПРА может быть предоставлена на бумажном носителе или направлена заказным почтовым отправлением. В случае направления справки или ИПРА по почте должны быть соблюдены требования законодательства о персональных данных (абз. 4, 5, 7 п. 10 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н; п. 119, 122 Административного регламента).

(Читайте также дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют законодательные инициативы и судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).

1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать заявление на установку приборов учета
  • Как написать заявление на установку балкона
  • Как написать заявление на усиленный аванс образец заполнения
  • Как написать заявление на уплату алиментов
  • Как написать заявление на уменьшение подоходного налога на детей образец