Как написать здоровьесберегающие технологии правильно

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишется: «здоровьесберегающие» или «здоровье сберегающие»?

здоровьесберегающие

здоровье сберегающие

Правило

Сложное прилагательное «здоровьесберегающие» образовано от слов «здоровье» и «сберегать». Пишется слитно. Следует слово запомнить либо проверять в словаре.

Значение

Здоровьесберегающие означает полезные для здоровья, сохраняющие его.

Примеры

  • Комплекс здоровьесберегающих упражнений рекомендован для ежедневного выполнения.
  • Следует изучить здоровьесберегающие свойства продуктов.
  • К здоровьесберегающим привычкам следует отнести ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Всего найдено: 20

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как писать термины «здоровье повышающие технологии» и «здоровье корригирующие технологии» вместе или чрез дефис? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь пока не фиксирует такие слова. Возможно слитное написание по аналогии со словом здоровьесберегающий.

Здравствуйте, подскажите как пишется слово «здоровьесберегающие»

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно.

Подскажите:
кровОсберегающие технологии или
кровЕсберегающие технологии?

Ответ справочной службы русского языка

Первые части слов крове- и крово- (от сущ. кровь) конкурируют. Слово, о котором Вы спрашиваете, пока что не имеет словарной фиксации. Оба варианта допустимы.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться с написанием «жизнь(?)сберегающий». По аналогии со «здоровьесберегающий» хочется писать слитно, но смущает отсутствие такого варианта в Интернете.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Может быть, выбрать вариант сберегающий жизнь?

Как пишется слово экологосберегающий? С дефисом или без дефиса?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно слитное написание.

как правильно пишется слово здоровьесберегающие?спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, написание слова «энерго* сберегающие». Слитно, через дефис или в два слова?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: энергосберегающие.

Здравствуйте!
Объясните пожалуйста как правильно пишется слово (здоровье сберегающие) или (здоровьесберегающие) и почему?
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Сложное прилагательное здоровьесберегающий пишется слитно.

Здравствуйте, как написать правильно словосочетание «здоровьесберегающий» слитно, через дефис или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В терминологическом значении слово здоровьесберегающий пишется слитно: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающие методы обучения.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: калийсберегающий или калиесберегающий.

Ответ справочной службы русского языка

Корректен первый вариант.

Здравствуйте, вопрос может показаться нелепым, но появились сомнения.
В фразе: «Качественные, энергосберегающие и энергоэффективные лампы» нужна ведь запятая после слова «качественные»? Это перечисление.
Мне сказал шеф, что если все эти прилагательные относятся к сущ «лампы», запятая не нужна.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после _качественные_ не нужна, так как это определение не является однородным.

Правильно ли написано?
Ресурсоэнергсберегающие технологии.
Ресурсо- и энергосберегающие технологии.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

С точки зрения орфографии корректны оба варианта.

Здоровьесберегающие технологии — слитно или раздельно?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

слитно или разделно следует писать здоровьесберегающие технологии? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слитно.

Скажите пожалуйста, правильно ли такое написание фразы?

«Ресурсо — и энергосберегающие технологии»

Если нет, то как правильно?

Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно без пробела после дефиса: _ресурсо- и энергосберегающие технологии_.

Перейти к контенту

Правильный вариант написания: здоровьесберегающий

Правило

Слово «здоровьесберегающий» мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Правописание полногласных слов

Полногласные слова с сочетанием букв -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-, имеющие славянское происхождение, стоит запомнить, так как они не проверяются ударением.

  • В сочетаниях -ОРО-, -ОЛО- пишется две буквы «о» — пороша, сорока, дорога, сторож, молоко, волосы, долото, молоток.
  • В сочетаниях -ЕРЕ-, -ЕЛЕ- пиши две буквы «е» — дерево, серебро, вереница, веление, пелена.

Но также этим словам могут соответствовать однокоренные неполногласные слова с сочетанием букв -РА-, -РЕ- , -ЛА-, -ЛЕ-.

Ворота — врата;

Город — град;

Молоко — млеко, млечный;

Голова — глава;

Дерево — древо.

Примеры использования и цитаты с «здоровьесберегающий»

Похожие слова

коровница, грайворонский, полуобморочный


Орфографический словарь русского языка (онлайн)

Как пишется слово «здоровьесберегающий» ?
Правописание слова «здоровьесберегающий»

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

здоровьесберега́ющий

Рядом по алфавиту:

здорове́нек , -нька, -нько
здорове́нный
здоро́венький
здорове́ть , -е́ю, -е́ет
здоровёхонький , кр. ф. -нек, -нька
здоровёшенький , кр. ф. -нек, -нька
здорови́ла , -ы, м. и ж. (сниж.)
здоро́виться , -ится (мне́ не совсе́м здоро́вится)
здоро́вкаться , -аюсь, -ается (обл. к здоро́ваться)
здо́рово , (хорошо; очень)
здоро́во , (здравствуй)
здоро́во живёшь , (живёте)
здорову́щий
здоро́вый , кр. ф. здоро́в, -а и (сильный, крепкий, крупный) -ова́
здоро́вье , -я
здоровьесберега́ющий
здоро́вьечко , -а
здоро́вьице , -а
здоро́вьишко , -а
здоровя́га , -и, м. и ж.
здоровя́к , -яка́
здоровя́чка , -и, р. мн. -чек
здоровячо́к , -чка́
здра́вие , -я
здра́вица , -ы, тв. -ей
здра́вница , -ы, тв. -ей
здравомы́сленный
здравомы́слие , -я
здравомы́слящий
здравоохране́ние , -я
здравоохрани́тельный

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

June 27 2006, 14:45

Category:

  • Технологии
  • Cancel

ЗдоровОсберегающие (технологии) или здоровЬЕсберегающие? Ась?

Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС, школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся». Разбираемся, что такое здоровьесберегающие технологии и как они помогут учителю выполнить эту ответственную миссию.

Что такое здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс. 

А еще такие меры формируют базу знаний о здоровье и позитивное отношение к здоровому образу жизни. 

Под здоровьем мы понимаем не отсутствие болезней и отклонений от нормы, а состояние полного психологического и физического благополучия.

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

  • комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций,
  • адекватность требований к ребенку на занятиях и т.д.;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; 
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
  • достаточная двигательная активность.

Цель здоровьесберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. 

Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.

  • На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию. 

По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей. 

К школьным факторам риска относят:

  • стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
  • недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
  • нарушение физиологических и гигиенических норм;
  • несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
  • интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
  • неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • невозможность индивидуального подхода к учащимся;
  • недостаточная популяризация культуры здоровья;
  • неправильная организация питания в учреждении.

Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.

  • Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.

Виды здоровьесберегающих технологий

Есть несколько классификаций технологий сбережения здоровья. Все они предполагают влияние на ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами и т.д. 

В ДОУ и начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.
  3. Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.

Более подробную классификацию приводит профессор Н. К. Смирнов — один из ведущих специалистов по здоровьесберегающей педагогике. 

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Комплекс мер, за которые отвечают педагоги и медики. Это в том числе своевременное оказание медицинской помощи учащимся, мониторинг состояния детей, обучающие, профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия. В задачи этого комплекса входит также просвещение педагогического состава, родителей и детей по заданным или актуальным темам.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Повышение физической активности через организацию тематических мероприятий, внеклассных секций, уроки физкультуры.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направление этой группы — создание гармоничных отношений между ребенком и природой. Дети участвуют в облагораживании территории, озеленении помещений, создании живого уголка и в мероприятиях на природе.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). За эту группу отвечают специалисты: строители, архитекторы, представители пожарной инспекции и т.д. Задача — охрана здоровья учащихся в учреждении. К этому комплексу также относятся уроки по предмету ОБЖ.
  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) также подразделяют на группы:
  • Организационно-педагогические технологии (ОПТ) позволяют моделировать учебный процесс таким образом, чтобы сохранить и улучшить состояние детей на занятии. Педагог, учитывая работоспособность учащихся в течение дня, распределяет нагрузку, чередует каналы восприятия и методы и т.д. 
  • Психолого-педагогические технологии (ППТ) — непосредственная работа учителя на уроке, его взаимодействие с учениками. В эту группу входят приемы для снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата на уроке и т.д.
  • Учебно-воспитательные технологии (УВТ) — формирование базы знаний у учащихся о здоровье и уходе за собой, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни. К этой группе относятся тематические уроки, физминутки и т.д.

Кроме того, выделяют еще две группы технологий, которые раньше применялись в основном вне школы, но в последнее время все чаще используются для внеучебной работы:

  1. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ). Эта группа отвечает за социальное и психологическое благополучие учащихся. Это могут быть социально-психологические тренинги, внеурочные занятия с приглашенными экспертами и т.д.
  2. Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ). Меры, отвечающие за восстановление здоровья учащихся. К ним относится лечебная физическая культура и лечебная педагогика. 

Главный и неизменный принцип внедрения любых здоровьесберегающих технологий — это доброжелательное отношение к ребенку. 

Применение здоровьесберегающих технологий в школе

Здоровьесберегающие технологии может применять администрация школы на уровне всего учреждения или каждый педагог индивидуально.  

На первом этапе руководство проводит диагностику имеющихся проблем с помощью мониторинга, опросов и т.д. В зависимости от того, какие именно задачи необходимо решить, выбирают и соответствующие технологии для внедрения в образовательный процесс.

При этом стоит учесть три обязательных условия: обеспеченность учреждения методическими материалами, подготовка или переподготовка кадров, наличие финансовых средств для выполнения плана.

Задачи, которые помогут решить технологии здоровьесбережения:

  • создание оптимальных условий для образования: гигиенических, медицинских и др.;
  • обеспечение в организации эффективного образовательного процесса;
  • предоставление школьникам питания на время их пребывания в учебном заведении;
  • формирование культуры здоровья в школе;
  • обеспечение педагогического состава информацией о культуре здоровья, переподготовка кадров, повышение квалификации;
  • обеспечение здоровой учебной среды для детей и педагогов;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся; создание тематических занятий для педагогов, детей, родителей и т.д.

Решения о внедрении технологий принимаются совместно директором, советом школы, педагогическим составом и родительским комитетом.

Стремитесь к развитию?

Вебинары для неравнодушных педагогов

Бесплатно

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.  

Разрабатывая собственную программу, можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:

  1. «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
  2. Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
  4. Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
  5. Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
  6. Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье. 

Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

Налицо существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса, отсутствием у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми [3].

В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • обучение в малых группах;
  • использование наглядности;
  • сочетание различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование мотивации к учебе;
  • культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;
  • создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
  • планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный;
  • активные методы обучения.

В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Целостность — необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год — осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.

Методическое единство — непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно — методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить, как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1990.
  2. Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся [Текст] / М. В. Антропова. — М.: Просвещение, 1971.
  3. Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И. П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 1998.
  5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. — М.: АПКиПРО, 2002.
  6. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Цабыбин, С. А Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель. 2009.

Автор: Мария Худякова

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать звуки храпа
  • Как написать звуки стона
  • Как написать звуки животных
  • Как написать звуки дыхания
  • Как написать звук я английскими буквами