Аренда – очень популярный вид правоотношений сегодня, выгодный для обеих сторон. Она позволяет собственникам получать доход от своей недвижимости, а нанимателям – пользоваться подходящим помещением. Однако в сфере аренды бывает много «подводных камней», которые проявляются позже, когда договор уже заключен. Поэтому необходимо знать, как защитить свои права в случае, если арендодатель нарушает условия соглашения, и каким образом можно обжаловать его действия.
Различие между наймом и арендой
Многие путают эти понятия, но между ними есть принципиальная разница, которую надо знать, чтобы заключить правильное соглашение, имеющее юридическую силу.
Договор аренды заключается в том случае, если одной из сторон является юридическое лицо (компания). Чаще всего они заключаются на пользование нежилой недвижимостью: здания, производства, офисы, земельные участки, склады и т.д. Аренда может производиться и в отношении жилья, когда одной из сторон является организация. Например, компания может снимать квартиру для своих работников из другого города. Аренда регламентируется гл.34 ГК РФ.
Договор найма заключается на жилую недвижимость. Положения, регулирующие этот вид отношений, закреплены в гл. 35 ГК РФ – наем жилого помещения. Наймодателем может быть и гражданин, и юридическое лицо (нередко граждане создают ИП и занимаются сдачей квартир). Нанимателем может быть только физическое лицо.
Таким образом, когда гражданин снимает квартиру, возникает факт найма, и жалоба в таком случае будет составляться на наймодателя. Когда же помещение снимает организация, стороны имеют дело с арендой, и заявитель будет составлять жалобу на арендодателя.
Особенности найма квартиры
Наем квартиры (дома) имеет некоторые нюансы, которые важно знать при заключении договора:
- Документ обязательно заключается в письменном виде. Всегда необходимо настаивать на заключении договора, иначе факт съема доказать будет очень сложно, и никаких обязанностей у наймодателя не возникнет.
Важно: регистрация договора найма в Регпалате не нужна. Но при долгосрочной сдаче жилья (от 12 месяцев) зарегистрировать возникшее обременение на право собственности.
- Срок сдачи жилья не может превышать 5 лет (долгосрочные отношения). Если договор заключается на срок меньше 1 года, он считается краткосрочным. Чтобы не регистрировать обременение, в большинстве случаев договор заключают на 11 месяцев, а затем его продлевают.
Обратите внимание: если съемщиками являются граждане из другого субъекта РФ или из другой страны, они должны прописаться в помещении (оформить временную регистрацию), где проживают, в течение 90 дней. Если проигнорировать данное правило, обеим сторонам грозит ответственность по ст.19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ, или ответственность за нелегальное проживание иностранцев.
- Оплата за проживание вносится согласно условиям, определенным в соглашении. Изменять плату в одностороннем порядке нельзя до окончания срока действия договора (если иное не прописано в документе).
Квартирант имеет право расторгнуть правоотношения в любое время по собственной инициативе, но ему необходимо письменно предупредить об этом собственника за 3 месяца.
Собственник же может принудительно (по решению суда) выселить квартиранта в следующих случаях:
- неуплата (более двух раз при краткосрочном договоре и полгода при долгосрочном);
- порча квартиры и предметов обстановки, использование ее не по назначению, непригодность для дальнейшего проживания.
Причины для жалобы на наймодателя
Жаловаться на собственника, сдающего квартиру, могут все лица, чьи права были затронуты его действиями или в результате действий квартирантов. В основном такие претензии возникают у самих нанимателей, также часты случаи недовольства соседей. Другие лица также могут обжаловать неправомерные действия хозяина квартиры: например, совладельцы недвижимости, с которыми не согласовали сдачу в наем и т.д.
Наиболее распространены следующие причины жалоб на наймодателя:
- Непредоставление объекта найма: затягивание сроков, отказ в передаче ключей, или предоставление жилья, несоответствующего нормативам (пригодность для проживания определяется ст. 15 Жилищного Кодекса РФ).
- Нарушение условий договоренности: придирки к жильцам в целях получения большей суммы денег, чем было обговорено изначально.
- Повышение оплаты (не допускается ее изменение в одностороннем порядке, если иное не отмечено в договоре – ст. 682 ГК РФ).
Кроме того, не все квартиранты знают, что смена собственника (например, при продаже, или смерти хозяина) не отменяет действия договора. Наниматель имеет право проживать дальше на тех же условиях, зафиксированных в соглашении, до конца срока его действия (ст. 675 ГК РФ).
Важно. Если собственник жалуется, что жильцы испортили предметы обихода, можно апеллировать к такому понятию из ст. 622, как нормальный износ объекта аренды (т.к. наем – подвид аренды). Кроме того, обратите внимание на опись помещения, которая фиксируется в в акте приема-передачи: указан ли там данный предмет (мебель, техника). Если указание на него отсутствует, наймодателю будет проблематично доказать его порчу по вине нанимателя.
В полицию
К жалобам в органы правопорядка прибегают в основном соседи. Причины для обращения преимущественно следующие:
В сданной квартире часто шумят в неурочное время
В основном это касается помещений, сдающихся посуточно, или если съемщиками выступают молодые люди, например студенты. В таких случаях надо обращаться в полицию с жалобой на шум по общему телефону 102 (с мобильного) или 112 – единая линия для экстренных звонков и сообщать о нарушении порядка, не лишним будет доложить и наймодателю о поведении его квартирантов. Также можно обратиться к участковому.
Если такое поведение жильцов повторяется систематически, можно обратиться в полицию с письменным заявлением, в котором указывается:
- наименование отдела полиции и ФИО начальника отдела;
- данные заявителя;
- время и место правонарушения;
- данные нарушителей, если они известны;
- суть обращения со ссылкой на законодательные нормы;
- данные наймодателя.
Образец заявления можно скачать здесь. Анонимные жалобы полиция не рассматривает.
Мигранты
Если в сданной квартире проживают мигранты, и сосед располагает сведениями об отсутствии у них регистрации, необходимо жаловаться в миграционную службу, которая сейчас относится к МВД. Вмешательство органов правопорядка грозит незаконно проживающим иностранным гражданам депортацией, а собственнику квартиры ответственностью по ст. 19.15 КоАП РФ.
Заявление на наймодателя составляется по структуре, приведенной выше.
В ФНС
Обратиться в Налоговую службу может обратиться наниматель жилья, если ему стало известно о неуплате налогов хозяином помещения.
- Если наймодателем выступает гражданин, он обязан уплачивать 13% – столько составляется ставка налога на доход физических лиц (ст. 228 НК РФ (п.1). Налоговая декларация о доходах подается им самостоятельно.
- Если собственник обладает статусом ИП, он платит налог в зависимости от выбранной формы налогообложения (при УСН уплате подлежит 6 % с дохода).
При обращении в налоговую необходимо составить заявление и направить ее по официальному адресу (можно посмотреть на сайте ФНС в регионе) или подать лично. К обращению необходимо приложить документы, доказывающие факт сдачи помещения (копию соглашения) и факт получения денег собственником (чеки, квитанции, расписка о получении). Составляется жалоба в ФНС в соответствии с общими правилами обращения в официальные органы:
- наименование отдела ФНС,
- ФИО руководителя отдела,
- ФИО заявителя и его контактные данные (электронная почта, телефон),
- обстоятельства правонарушения,
- данные нарушителя (наймодателя),
- перечень документов, подтверждающих факт неуплаты налогов.
Образец заявления в ФНС о неуплате налогов наймодателем можно скачать здесь.
Электронная жалоба
Подать заявление в налоговую можно также через электронный сервис приема обращений www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/fl/:
Необходимо заполнить все поля, отмеченные звездочкой: выбрать инспекцию, ввести личные данные, изложить суть обращения, прикрепить файлы, служащие подтверждением.
Уполномоченные лица ФНС обязаны рассмотреть заявление в течение 30 дней, согласно закону «О порядке рассмотрения обращений…» №59-ФЗ от 02.05.2006, и направить письменный ответ заявителю.
В суд
При нарушении условий сделки наймодателем обжаловать его действия можно в суде. Подавать исковое заявление имеет смысл, когда собственник не возвращает сумму залога при выезде жильцов, или пытается взыскать деньги за нормальный износ предметов обихода, или иначе нарушает закон и условия соглашения. Заявление подается в районный суд по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ), если же нанимателю неизвестно, где проживает собственник, он может подать по адресу, где находится съемная (ст. 29, п.9 ГПК РФ).
Если иск включает требования по взысканию денег с наймодателя, то при его подаче необходимо уплатить госпошлину в соответствии со ст.333.19 НК РФ, п.1. Размер пошлины будет рассчитываться пропорционально стоимости иска, но составит не менее 400 руб. Если же иск подается неимущественного характера, размер госпошлины составит 300 руб.
Как составить исковое заявление
Документ составляется в соответствии со ст. 131 ГПК РФ и должно включать сведения:
- наименование суда,
- данные истца (ФИО, адрес, телефон),
- данные представителя, если он выступает на заседании,
- сведения об ответчике (ФИО, адрес, телефон, если имеются),
- обстоятельства дела,
- статьи закона или соглашения, которые наймодатель нарушил своими действиями,
- требования и сумма взыскания,
- список приложений.
Обязательно надо приложить копию договора найма и квитанции либо чеки о переводе денежных средств, подтверждающие факт уплаты средств собственнику, квитанцию об оплате госпошлины.
Жалоба на арендодателя
Арендуют помещения в основном юридические лица. Особенности арендных правоотношений зафиксированы в гл. 34 ГК РФ. Между арендодателем и арендатором заключается договор в соответствии со ст. 609 ГК РФ, который подлежит государственной регистрации (п. 2. статьи). Поскольку организации редко нарушают это требование закона, у арендодателя нет возможности скрывать доход от налоговой службы, поэтому налоги отчисляются в срок.
Если арендодатель отказывается зарегистрировать договор аренды, необходимо сообщить об этом в регистрирующие органы и расторгнуть правоотношения, потому что такой документ не будет иметь надлежащей юридической силы.
- Арендодатель несет ответственность за все недостатки помещения, если они не были обговорены заранее и зафиксированы в соглашении (ст. 612 ГК РФ). Поэтому арендующее лицо может требовать устранения таких обнаруженных недостатков, мешающих эксплуатации, либо снижения платы.
- Также лицо, сдающее помещение, ответственно за капительный ремонт. Он должен производиться в сроки, которые прописаны в соглашении, либо в разумные сроки (ст. 616 ГК РФ).
- Собственник не может препятствовать пользованию помещением.
- Арендная плата не должна подниматься в одностороннем порядке.
Претензия
В случае невыполнения собственником условий договора либо недовольства арендатора каким-либо условиями, можно составить претензию арендодателю. Это первый этап урегулирования разногласий, в некоторых соглашениях он может быть прописан как обязательный способ досудебного решения конфликтов.
Претензия составляется в свободной форме, в ней должны присутствовать сведения о заявителе, адресате (арендодателе) об объекте аренды, обстоятельства нарушения условий и резолютивную часть (требования). Пример составления такой претензии можно посмотреть здесь .
В суд
Если же собственник помещения не исполняет требования, заявленные в претензии, далее необходимо обращаться в суд. Дела, где одной из сторон является организация, рассматривают арбитражные суды по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ). Иск составляется в соответствии со ст. 125 АПК РФ:
- наименование суда;
- данные заявителя (название компании, адрес местонахождения, телефон);
- данные ответчика (ФИО или наименование, адрес);
- исковые требования (расторгнуть правоотношения, взыскать суммы) и основания для них (какие пункты договора или закона нарушены);
- суть произошедших событий с указанием на доказательства;
- сумма исковых требований;
- список приложенных документов.
К иску необходимо приложить договор аренды, квитанции об оплате, копию направленной претензии, а также другие документы, подтверждающие обстоятельства дела. Обязательно представить квитанцию об уплате госпошлины (размер определяется пропорционально сумме требований в соответствии со ст. 333.21 НК РФ).
Образец искового заявления к арендодателю можно скачать здесь.
Законодательная база
Для составления жалоб по правоотношениям аренды или найма необходимо обратиться к следующим законодательным документам:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Договор аренды (либо имущественного найма) заключает арендодатель (он же наймодатель) с арендатором (нанимателем). Предметом их соглашения является имущество, которое передается во временное владение (пользование). Взаимоотношения между данными сторонами регулирует гл. 34 ГК РФ. По рассматриваемой ситуации в частности, применяются:
- Ст. 616 ГК РФ (обязанности двух сторон по содержанию объекта арендуемого имущества).
- Ст. 612 ГК РФ (ответственность наймодателя за недостатки сдаваемого имущественного объекта).
- Ст. 613 ГК РФ (обязанность наймодателя: предупредить об имеющихся правах третьих лиц на данный объект).
- Ст. 615 ГК РФ (права, обязанности нанимателя).
- Ст. 619-620 (досрочное прекращение арендного соглашения).
Таким образом, заключение арендного договора налагает на обе стороны определенные обязательства, которые обычно прописываются в условиях соглашения. Не исполнение их является основанием для предъявления претензий, подачи жалоб. Причем жаловаться и выставлять требования вправе как одна, так и вторая сторона, если для этого имеются достаточные причины.
Так, к примеру, как гласит р. 2 ст. 616 ГК РФ, наймодатель, будучи собственником, обязан содержать свое имущество в надлежащем исправном состоянии. Это предполагает проведение своевременного капремонта, определенные траты. Если он этого не делает, то арендатор вправе сделать ремонт самостоятельно, а затем выставить счет собственнику для покрытия понесенных трат в связи с выполненными работами. Также он может потребовать снижения арендной платы либо вообще расторгнуть по своей инициативе договор и заявить о возмещении убытков.
Основания для жалобы на арендодателя и возможные пути решения проблемы
Арендодатель – это главное лицо, которое несет ответственность не только за исполнение условий договора, но и за окружающий порядок, «спокойствие» соседей. По сути, пожаловаться на него могут все, чьи права и интересы ущемлены в результате его же действий либо действий его квартирантов.
Поэтому если наниматель шумит, дебоширит, ущемляет в чем-то интересы остальных жильцов, то наймодателю за это тоже придется отвечать. Если обратиться к нормам ГК РФ, то систематизируя потенциальные причины жалоб, среди них можно выделить следующие.
Причины для предъявления претензий наймодателю
(примеры наиболее частых ситуаций) |
Действия нанимателя
(как выйти из создавшегося положения) |
Обнаружение недостатков имущества, не оговоренных при заключении арендного соглашения |
Наниматель вправе выдвинуть наймодателю требование об устранении этих недостатков либо о соразмерном снижении арендной платы. Также он может устранить их сам за свои средства, а потом потребовать возместить данные траты |
Наймодатель не предупредил нанимателя о правах третьих лиц на сдаваемое имущество (т. е. о наличии залога, сервитуте и т.п.) |
Это является нарушением норм ГК РФ, в частности ст. 613.
Поэтому наниматель вправе затребовать уменьшения платы либо вообще расторгнуть соглашение с возмещением убытков |
Арендованный имущественный объект не пригоден для пользования по причинам, не зависящим от нанимателя | Данный факт является прямым основанием для досрочного расторжения арендного соглашения нанимателем |
Наймодатель не передает объект имущества в пользование, как положено по договору, всячески препятствует этому, затягивает сроки, не отдает ключи и т. п . |
Наниматель вправе инициировать расторжение договора |
Ключевой документ во взаимоотношениях наймодателя и нанимателя – это арендное соглашение с конкретными условиями, изменить которые в одностороннем порядке нельзя. Им же следует руководствоваться при разрешении всех возникающих споров. Так, к примеру, не допускается повышение арендной платы одной стороной (наймодателем) без согласия, а тем более без ведома второй стороны (нанимателя).
Куда можно пожаловаться на незаконные действия арендодателя
Любые спорные ситуации изначально нужно пытаться решить самостоятельно, путем мирных переговоров с наймодателем. Если все же компромисс не будет достигнут, требования и предложения ущемленной стороны будут отвергнуты либо проигнорированы, тогда уже, по логике событий, можно будет обратиться в соответствующие органы. Таковыми могут быть: полиция, ИФНС, как крайний вариант – суд.
Каждая из названых инстанций полномочна решать определенный круг вопросов. Так, к примеру, ИФНС примет жалобу о неуплате налогов с аренды имущественного объекта. По доказанным фактам конкретных нарушений будет проведена проверка, а затем приняты необходимые меры. Т. е. если, к примеру, у нанимателя имеется арендный договор, доказательная база (фото, видео и т. д.), факт получения дохода доказан, то наймодателя обяжут уплатить налоги, а то еще и наложат штраф.
Достаточно распространенной является следующая ситуация. Временные квартиранты доставляют массу неудобств соседям: постоянно устраивают «гулянки» по ночам, развели антисанитарию, захламили общую территорию. Тогда можно сразу сообщить о нарушении общественного порядка в полицию по телефону, вызвать дежурный наряд, чтобы угомонить квартирантов. Попутно можно известить об этом наймодателя.
В крайнем случае, если никакие меры не помогают, можно написать жалобу на наймодателя и отнести ее дежурному. Жалобы, заявления граждан принимают в каждом территориальном органе МВД РФ. Подробности ее составления, подачи, рассмотрения разъясняются на сайте МФД РФ.
В суд следует обращаться, когда наймодатель наотрез отказывается выполнять условия арендного договора, законные требования нанимателя. Например, не отдает залог при выезде квартирантов (нанимателя). Тогда при составлении иска выдвигается требование о взыскании конкретной денежной суммы. Следует иметь в виду, что подавая иск в суд, нужно оплачивать госпошлину. Ее сумму калькулируют пропорционально стоимости составленного иска. Предполагаемая сумма составит не меньше 400 рос. руб. если речь идет о неимущественном судебном иске, то размер госпошлины будет равен 300 рос. руб.
Как составить жалобу на арендодателя
Как правило, жалоба пишется в произвольной форме лицом, чьи интересы либо права ущемлены. Жестких требований к ее составлению не предъявляется. Главное, чтобы было понятно, кому она адресуется, от кого и по какому именно вопросу. При этом используется стандартная структура документа заявительного типа, включающая следующие сведения:
- реквизиты адресата (полиции, ИФНС и т. д.);
- личные данные заявителя (ФИО, дом. адрес);
- заголовок («Жалоба»);
- суть претензий (описание ситуации, спорных обстоятельств);
- требования принять конкретные меры (перечислить, ссылаясь на нормы закона) для разрешения проблемы;
- дата написания, подпись заявителя.
Важно! Анонимные жалобы не рассматриваются.
Таким путем составляется жалоба практически в любую инстанцию. Исключением является судебный иск. Он по оформлению, наполнению заметно отличается и составляется с учетом норм ст. 125 АПК РФ (о форме и содержании искового заявления). Его составлять рекомендуется вместе с юристом либо адвокатом, т. к. только зная все тонкости судебных разбирательств можно юридически грамотно подойти к его составлению.
Обращение в суд без подготовки доказательной базы смысла не имеет. Иск и требования, которые он содержит, должны иметь под собой убедительную подтверждающую основу. К иску как минимум приобщают: арендный договор, квитанции с оплатой, копию жалобы (претензии), направленной наймодателю до обращения в суд и др.
Подача жалоб допускается любым допустимым способом. Как правило, доставить ее можно лично, через полномочного представителя, по почте либо ТКС (на сайте ФНС РФ, МФД РФ).
Рассмотрение всех обращений граждан госорганами осуществляется согласно ФЗ РФ № 59. Для этого установлен общий срок – 30 дн., после чего заявителю направляют обоснованный ответ (либо мотивированный отказ). При положительном решении права ущемленной стороны восстанавливают, а ее требования удовлетворяют. Любо решение, как и отказ, можно обжаловать в установленном порядке.
Пример 1. Шаблон жалобы и рекомендации по его заполнению
Куда ________________________________
(полное название, адрес инстанции)
От кого__________________________________
(название юрлица, ФИО гражданина, ИП)
________________________________________
(адрес, контакты)
ЖАЛОБА
На____________________________________________________________________________
(неправомерные действия конкретного лица, указать кого именно)
_____________________________________________________________________________________________
(в свободной форме перечислить факты незаконных действий, описать ситуацию, которая, по мнению
_____________________________________________________________________________________________заявителя, поспособствовала нарушению его прав и интересов, обосновать свои доводы, сославшись на
_____________________________________________________________________________________________ конкретные обстоятельства, нормы закона, документы, материалы)
____________________________________________________________________________________________
В связи с этим, а также в соответствии с ________________________ (сослаться на статью закона) прошу (изложить суть просьбы):
- Разобраться в сложившейся ситуации.
- Решить вопрос по существу, принять конкретные меры.
- Привлечь к ответственности.
Приложение (перечислить приобщаемые документы):
_________________________________________________________________________________________
Дата: ______ Подпись заявителя с расшифровкой: _____________
Распространенные ошибки при составлении жалоб на арендодателя
Ошибка 1. Наймодатель не отвечает за те недостатки объекта имущества, сдаваемого в аренду, о которых было оговорено заранее, при заключении соглашения. Поэтому оснований для того, чтобы предъявлять претензии, писать жалобу на него в данной ситуации, не имеется.
Ошибка 2. Арендный договор подлежит госрегистрации, о чем свидетельствует п. 2 ст. 609 ГК РФ. Без этого он не имеет юридической силы. Соответственно, если наймодатель отказывается его регистрировать, то лучше не вступать с ним в правоотношения либо сообщить о данном факте в соответствующие органы.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Во время заключения арендного договора наймодатель передал в пользование нанимателю только часть помещений, т. к. остальные на момент передачи еще не были освобождены. Спустя некоторое время он выставил требование нанимателю о полном внесении платы за все помещения, в том числе и те, которые еще не переданы. Правомерны ли его требования?
Нет, не правомерны. Арендодатель вправе требовать уплату только за те помещения, которые по факту были переданы на момент заключения соглашения. Поскольку он не выполнил свои обязательства по передаче имущества полностью, то обязанность по внесению полной платы за них не возникла.
Вопрос №2: Что значит «жилье пригодно для проживания»? Как определяется эта «пригодность»?
Ответ на поставленный вопрос дает ст. 15 ЖК РФ. Речь идет о жилом помещении, которое соответствует общеустановленным санитарным и техническим нормам и прочим требованиям закона.
Требования, которым оно должно отвечать, обозначены ч. II ПП № 47 от 28.01.2006. В данном Постановлении четко прописано, что пригодное для проживания помещение должно находиться в жилой зоне, все его конструкции должны быть работоспособны. Оно должно быть обустроенным, оборудованным, с положенными инженерными системами. Обязательным является наличие газа, водоснабжения, электричества, вентиляция, отопления и т. п. коммуникаций.
Хотите подать в суд на арендодателя?
Хотите подать в суд на арендодателя?
Запишитесь на бесплатную консультацию:
Инна Белякова
Адвокат, Председатель
коллегии адвокатов
«ГАРАНТ ПРАВА»
Как подать в суд на арендодателя?
Нередко арендаторы как жилой, так и коммерческой недвижимости сталкиваются с нарушениями своих прав и условий договора со стороны арендодателя. Споры по аренде помещений – это очень распространенное явление, и зачастую их можно разрешить только в судебном порядке. Но как отстоять свои интересы, как и за что подать в суд на арендодателя?
В этом мы разберёмся в данной статье.
Нарушение условий договора арендодателем: по каким основаниям можно обратиться в суд
Для того чтобы обратиться в суд, нужны веские основания, иначе иск будет попросту отклонен. Также сразу стоит отметить, что между вами и арендодателем должен быть заключен договор аренды – только если недвижимость арендуется официально, действия второй стороны можно оспорить. Какие же нарушения договора аренды арендодателем могут служить основанием для подачи судебного иска? Вот основные из них:
1. Арендная плата повышается без согласования
чаще всего договор аренды предусматривает, что установленная плата за недвижимость может пересматриваться только с согласия другой стороны или хотя бы с заблаговременным извещением об этом. Если же арендодатель повысил плату вопреки условиям договора, это может быть поводом для подачи искового заявления в суд;
2. С арендатора взимаются дополнительные сборы
договор может предусматривать различные механизмы оплаты коммунальных услуг, мелкие ремонты и т.д. (например, это берет на себя арендодатель или затраты делятся поровну). Но владелец недвижимости может, вопреки подписанному договору, перекладывать платежи на арендатора. Такие действия являются нарушением условий договора аренды арендодателем и могут служить основанием для судебного разбирательства;
3. Договор разрывается в одностороннем порядке или с нарушениями установленного порядка
в тексте любого договора аренды должно быть указано, как он может быть расторгнут: по обоюдному соглашению, по инициативе одной из сторон с оповещением заранее и т.д. Если арендодатель нарушает существующий принцип расторжения договора, это повод обратиться в суд;
4. Состояние недвижимости не отвечает заявленному
в договоре всегда оговаривается состояние недвижимости, наличие тех или иных коммуникаций, мебели, техники и т.д. В процессе эксплуатации состояние объекта может измениться, потребуется капитальный или косметический ремонт, замена деталей интерьера и т.д. Если арендодатель отказывается выполнять данные действия и не может обеспечить требуемое состояние недвижимости, можно подавать в суд;
5. Не возвращается гарантийный депозит
часто при заключении сделки арендатор вносит так называемый «гарантийный депозит», который по прошествии оговоренного в договоре времени должен быть возвращен. Но нередко хозяин недвижимости, ссылаясь на те или иные причины, отказывается возвращать деньги, и взыскать их можно только судебным путём;
Препятствия для использования арендованной недвижимости
иногда споры между хозяином и нанимателем приводят к тому, что владелец меняет замки или другим путем не дает арендатору находиться на территории объекта. Если договор аренды при этом не расторгнут, это явное нарушение и повод для обращения в полицию и суд.
Отдельно стоит отметить, что при подготовке иска важно, чтобы истец сам не являлся нарушителем условий договора аренды – регулярно вносил арендную плату и оплачивал другие необходимые платежи, соблюдал установленные правила пользования недвижимостью и т.д., в противном случае обращение в суд не будет иметь перспектив.
Порядок действий как подать в суд на арендодателя
Если вы разрешать спор по договору аренды с владельцем недвижимости в судебном порядке, нужно следовать такому порядку действий:
1. Попытки уладить ситуацию в мирном русле
прежде, чем обращаться с иском в суд, попытайтесь найти компромисс с арендодателем, направив ему официальную претензию или инициировав переговоры в другой форме. Это, во-первых, вполне реальный способ добиться разрешения конфликта, а во-вторых, довод для суда, что вы использовали все доступные методы, прежде чем направить иск.
2. Сбор документов
при обращении в суд обязательно понадобятся бумаги, подтверждающие вашу позицию. В первую очередь это должна быть копия договора аренды, а также документы, доказывающие нарушение условий сделки арендодателем. Также нужно приложить копию претензии и протокол переговоров, если они есть в наличии.
3. Составление и подача искового заявления
В тексте иска нужно указать сведения об истце и ответчике, наименование суда, суть дела (когда был заключен договор аренды, в чем выразились его нарушения и т.д.), а также требования к ответчику (к примеру, взыскать гарантийный депозит, устранить препятствия по использованию недвижимости и т.д.). В конце указывается перечень прилагаемых документов. Заявление подается в районный суд по месту нахождения недвижимости (или в арбитражный суд, если речь идет о юридических лицах.
4. Участие в судебных слушаниях
когда иск принят к рассмотрению, назначается дата первого заседания. Нужно в условленное время прийти в суд (лично или через представителя) и принять участие в рассмотрении дела. В суде нужно подтвердить заявленную в иске позицию и убедить суд в своей правоте. Если это удастся, исковые требования будут удовлетворены.
Получив на руки решение суда по договору аренды, нужно передать его владельцу объекта недвижимости и проконтролировать исполнение. В некоторых случаях придется воспользоваться помощью судебных приставов, если ответчик отказывается выполнять вердикт.Важную помощь в процессе подготовки и рассмотрения иска может оказать опытный адвокат по недвижимости.
Хотите подать в суд на арендодателя?
Получите консультацию адвоката: +7 (499) 978-65-95
Консультация юриста по аренде недвижимости
Судебные тяжбы с арендатором могут быть очень сложной задачей с негарантированным финалом. Кроме того, процедура может потребовать очень много времени. Потому намного лучше доверить ее профессионалу. Консультация юриста по аренде недвижимости поможет оценить перспективы иска, варианты достижения желаемого результата, спланировать порядок действий. Кроме того, адвокат поможет оформить исковое заявление, поможет со сбором документов, а при необходимости может представлять ваши интересы на суде.
Заключение
Если арендодатель нарушает ваши права, защитить их можно, обратившись в суд. Однако процедура требует грамотного подхода, наличия существенных оснований и знания законодательства, потому рекомендуется доверить ее адвокату по недвижимости.
Очень часто в наши дни простым людям приходится сталкиваться с правонарушениями, которые могут затрагивать как законные интересы их самих, так и всего общества. Это могут быть различного вида злоупотребления должностью от чиновников, мошеннические действия, недобросовестное поведение участников гражданских отношений. О последнем варианте и пойдет речь, ведь очень многие люди задаются вопросом: «как пожаловаться в налоговую на арендодателя квартиры?».
Важно знать, куда неофициально можно пожаловаться на соседей, если они нарушают закон
В крупных городах нашей страны, таких как Москва, многие жители снимают жилье. Дело в том, что многие люди не имеют и возможности самостоятельно купить жилплощадь, и желания брать огромную ипотеку на длинный срок. Также есть студенты, живущие в Москве на время учебы. Есть и те, кто снимает квартиру в определённом месте из-за удобства её расположения. Однако, очень часто квартиранты сталкиваются с различными нарушениями своих прав и законодательства в целом от арендодателей. Важно знать, куда неофициально можно пожаловаться на соседей, если они нарушают закон.
Поводы для подачи жалоб
С какими нарушениями при сдаче квартир чаще всего сталкиваются органы власти в нашей стране? Встречается множество случаев, о которых поступают жалобы арендаторов таких как:
- Арендодатель не передаёт имущество, являющееся предметом договора арендатору, или передаёт, но имущество является обременённым правами третьих лиц. В соответствии с гражданским законодательством, лицо, являющееся арендодателем, обязано передать сдаваемое имущество второй стороне в срок. Касаемо прав третьих лиц – арендатор должен быть предупреждён о наличии прав третьих лиц на имущество, чтобы, если такие условия его не устраивают, отказаться от заключения договора.
- Неправомерное повышение платы за аренду арендодателем. Ситуации, когда сдающее квартиру лицо произвольно повышает цену за это, также часто встречаются в поступающих жалобах.
- Передача в аренду имущества, не соответствующего назначению. К примеру, иногда встречаются ситуации, когда владельцы зданий в промышленных зонах позволяли арендовать их для проживания.
- Иные нарушения от арендодателя, связанные с оплатой – удержание части оплаты, полагающейся квартиранту (например, если договор был расторгнут, но оплачен лишний месяц, и арендодатель не возвращает эти деньги).
- Арендатор не платит налоги. Такая ситуация также далеко не редка, так как многие люди полагают, что с дохода от сдачи квартиры они могут безнаказанно утаивать налоги.
Что делать, если арендодатель не платит налоги?
Как устанавливает гражданское законодательство Российской Федерации, отношения аренды – сопровождаются выплатами от одной стороны другой. С такого, как и с любого другого, дохода вторая сторона обязана платить налоги, в частности, налог на доход физического лица (статья 23 Налогового Кодекса РФ). Арендодатель обязан каждый год отправлять декларацию о своих доходах в налоговую службу.
Доказать наличие такой сделки, как правило, может только сам арендатор
Стоит также немного отойти от темы и сказать, что очень часто от действий арендодателя могут страдать его соседи. Например, от нарушений общественного порядка и т.д. Они также могут подать жалобу в налоговую, но ничем, кроме визита инспектора, это не закончится. Почему сложится такая ситуация, будет пояснено ниже. Если же соседи подозревают арендодателя в сдаче квартиры незаконно проживающим на территории РФ гражданам, то от жильцов в миграционную службу (УФМС) на квартирантов и хозяина квартиры можно пожаловаться.
Начать следует с того, что доказать наличие такой сделки, как правило, может только сам арендатор. Помимо этого, ему понадобится предъявить доказательства, такие как: выписки с банковского счета, которые подтверждают постоянные денежные переводы арендодателю.
Прежде чем переходить к решительным действиям и начинать подавать различные жалобы, стоит поговорить с арендодателем и попробовать убедить его не нарушать закон и начать выплачивать налоги, однако, это далеко не всегда окажет должное воздействие на последнего.
Иные способы
Если нарушения не связаны с неуплатой налогов или связаны не только с ними, то можно обратиться в различные органы власти. Инстанции, куда обращаться в случае соседской незаконной деятельности:
- Участковому по району, место, куда можно обратиться, если соседи сдают квартиру, если квартиранты постоянно нарушают общественный порядок.
- В прокуратуру – пишите жалобу на сдающих квартиру, если от полиции никаких действий не замечается.
- Роспотребнадзор – вариант, куда обращаться о соседской незаконной деятельности если квартиранты или арендодатель нарушают порядок и вредят общему имуществу.
- Федеральная Миграционная Служба, можно анонимно, это одно из мест, куда возможно неофициально пожаловаться на соседей, если они сдают квартиру.
- Санэпидемстанция.
- Жалоба в налоговую.
Жалоба в ФНС
Образец того, как писать жалобу в налоговую инспекцию, ФНС выкладывает на своем сайте
Если нарушается именно налоговое законодательство, то следует подать жалобу о невыплате в налоговую инспекцию в Федеральную Налоговую Службу РФ. Писать жалобу следует так, чтобы адресат был указан максимально конкретно – орган власти, адрес, должностное лицо. Если этого не будет написано, то жалоба всё равно попадет по месту назначения, однако для этого потребуется гораздо больше времени. Образец того, как писать жалобу в налоговую инспекцию ФНС выкладывает на своем сайте.
От грамотного составления заявления также зависит очень многое. В, так называемой, «шапке» необходимо указать информацию о заявителе – имя, контактная информация, адрес; об органе, куда направляется жалоба – максимально точно. Помимо всего вышесказанного, жалобу надо написать в управление ФНС России (РФ) по Вашему району. Обычно вся эта информация пишется в узкой колонке вверху справа. Только после всего этого следует заголовок «заявление» посередине листа.
Далее необходимо изложение всей ситуации. Сначала надо написать, кем является заявитель, что он является арендатором. Затем необходимо рассказать о фактах уклонения арендодателя от уплаты налогов. Необходимо всегда стремиться к максимальной точности и достоверности, поэтому, если Вам известны какие-то конкретные суммы, даты и прочее – обязательно указывайте их. От того, насколько грамотно будет составлена эта часть, будет во многом зависеть успех действий арендатора. Есть масса тонкостей в оформлении заявления.
В просительной части, которая следует после, указываются просьбы о проведении проверки. Будет лучше, если заявитель приведёт конкретные нормы права, которые нарушаются арендодателем. Пишите заявление на сдающих квартиру, только указывая факты. Образец того, как писать жалобу в налоговую инспекцию, также содержит все нюансы.
Можно также обратиться в Федеральную Налоговую Службу при помощи телефонного звонка
Также следует приложить документы и, в частности, что арендатор действительно выплачивал арендодателю денежные суммы, то есть доказательства того, что у нарушителя действительно был доход, с которого не уплачен налог. Если квартиранты пожаловались на сдачу квартиры без договора, это усложняет всю процедуру доказательства.
Помимо такого классического способа подачи жалобы, можно также обратиться в Федеральную Налоговую Службу при помощи телефонного звонка или через официальный сайт этого органа власти.
После обращения налоговый орган проведёт проверку. Это наиболее эффективный способ выявления возможных правонарушений. Она проводится на основании решения компетентного должностного лица. В ходе этих действий все нарушения, совершаемые недобросовестным арендодателем, будут выявлены.
Проверки бывают нескольких типов. Камеральная проверка на основании жалобы в налоговую касается тех документов, которые обязан предоставлять налогоплательщик (а данном случае – арендодатель). При проведении такой процедуры проверке подлежат такие положения деклараций, как правильность подсчёта, обоснованность декларируемых вычетов и др.
Выездная проверка по жалобе арендаторов на незаконную сдачу – процедура, при которой инспектор работает на территории арендодателя, проверяя договоры, документы, которые связаны с финансово-хозяйственной активностью. У налогоплательщика не будет прав препятствовать проведению всех процедур, поэтому шансов на то, что нарушения будут обнаружены, очень много.
При выявлении нарушений к арендодателю будут применены определённые санкции. Административное законодательство предусматривает ответственность для таких лиц в виде штрафов. Также возможны административные меры принуждения, выраженные в виде принудительных работ сроком от 1 года. Однако при многочисленных нарушениях и жалобах арендаторов возможно и возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 198 Уголовного Кодекса РФ.
Обращение в суд
Это также будет ответом на вопрос: “куда обращаться соседу о незаконной сдаче”. Также можно сказать, что в случае, когда арендатор считает, что ему также был нанесён какой-либо вред: имущественный, материальный или моральный, и он желает компенсации, целесообразно было бы обратиться в суд. При помощи подачи искового заявления истец даст сигнал для начала гражданского судопроизводства. Однако на суде будет проблематично выстроить свою стратегию, если вы пожаловались на квартиру без договора, так как доказательств не будет.
Пишите на сдающих квартиру заявление в суд. В этом случае также необходимо будет грамотно составить заявление – оно будет не слишком кардинально отличаться от жалобы в ФНС. Структура останется той же, только несколько изменятся формулировки. Для наиболее точного и грамотного составления искового заявления истцу могут понадобиться услуги юриста. Человек, профессионально занимающийся оказанием услуг в сфере права, способен не только составить грамотный иск, но и представить сторону своего доверителя в суде, ведь арендодатель может оспорить иск и попытаться отказаться выплачивать компенсацию.
Каждый человек должен знать, как защитить свои права и законные интересы и быть готовым применить эти знания навыки тогда, когда это необходимо. Поэтому очень важно, чтобы население РФ повышало свой уровень юридической образованности, ведь того, кто знает закон, обмануть непросто.
Видео
Отправка письма в Налоговую
Образец претензии по договору аренды нежилого помещения доступен для ознакомления на нашем портале. В статье расскажем, что представляет собой этот документ.
Претензия по договору аренды: когда обязательна?
Направление претензии ― необходимый этап перед обращением в суд, если того требует закон или договор (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ).
В арендных отношениях лишь арендодатель обязан по закону направлять претензию арендатору, но только если он намерен воспользоваться правом на досрочное расторжение договора в судебном порядке (ст. 619 ГК РФ). Напомним, что это право возникает, если:
- имущество используется не по назначению (к примеру, организовано производство в офисных помещениях);
- помещение или находящееся в нем имущество разрушается;
- более двух раз подряд арендатор не оплатил аренду;
- не был проведен капремонт, хотя арендатор обязан был его осуществить.
В прочих случаях арендодатель обязан направить досудебную претензию, если это предусмотрено в договоре.
Арендатора закон не обязывает предварительно направлять претензию, если он захочет досрочно расторгнуть договор в суде (ст. 620 ГК РФ). Но такая обязанность может следовать из договора.
Как расторгнуть договор аренды с минимальными потерями, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Структура и образец претензии арендодателю
Если в договоре есть требования к содержанию претензии, нужно руководствоваться ими. В противном случае претензия составляется согласно обычаям делового оборота, так как нормативно вопрос не урегулирован.
В названии документа указывается слово «претензия», а также потенциальные предмет и основание иска, к примеру: «Претензия об устранении препятствий к пользованию арендованным помещением». Это нужно, чтобы снять вопрос о квалификации документа и его относимости к иску в суде.
В тексте обязательны:
- ссылка на договор, условия которого нарушены, с указанием его номера и даты (особо важно, если договоров между сторонами несколько);
- ссылка на норму закона и/или договора, предусматривающую обязанность, которая не выполняется;
- подробное описание сути нарушения (особо важно, если планируется в связи с этим нарушением расторгать договор в судебном порядке ― см. постановление ФАС ЗСО от 26.08.2011 по делу № А45-4281/2011);
- указание на недопустимость нарушения обязательств и отказа от них (ст. 309, 310 ГК РФ);
- требование о добровольном устранении нарушений;
- указание на намерение обратиться в суд в случае неисполнения требований.
Претензия подписывается предпринимателем или руководителем организации либо по доверенности иным лицом. К ней прикладываются документы, на которых основаны требования (копия договора, подтверждения нарушения), копия доверенности представителя.
Предлагаем ознакомиться с образцом претензии арендодателю по договору аренды на нашем сайте.
Скачать образец претензии
Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец претензии в связи с непредоставлением или невозможностью использования имущества по договору аренды. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы скачать документ.
Особенности претензий о выплате задолженности по аренде
Если нарушение выражается в невнесении арендной платы, необходимо произвести расчет долга на дату составления претензии. Расчет может быть сделан как в тексте претензии, так и в отдельном документе. В претензии по договору аренды нежилого помещения задолженность, как правило, включает:
- саму арендную плату, которая может состоять, к примеру, из платы за пользование помещением и коммунальных платежей;
- договорную или законную неустойку (их одновременное взыскание допускается, только если договорная неустойка носит штрафной характер ― см. определение ВАС РФ от 23.10.2009 № ВАС-13468/09).
Сумма долга рассчитывается на дату направления претензии. На дату подачи иска она будет пересчитана. Когда арендодатель планирует расторгнуть договор в связи с систематической неуплатой, важно в претензии обозначить, за какие именно периоды образовался долг (постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2009 по делу № А65-9835/2008).
Образец претензии об уплате задолженности и неустойке по арендной плате также можно скачать в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Залог признания претензионного порядка по договорам аренды соблюденным ― следование простым правилам. Необходимо подробно описать суть нарушения, сослаться на конкретные нормы закона и/или договора, при необходимости ― сделать расчеты. Направлять претензию нужно так, чтобы на руках остались доказательства ее отправки.
Что означает претензия арендатора в адрес арендодателя по договору аренды?
Претензия арендатора по договору аренды – это форма требования, которая направляется арендатором арендодателю в которой отправитель сообщает получателю о наличии нарушений по договору аренды (чаще всего такие нарушения связаны с состоянием помещения), требует их устранения и сообщает о возможности применения санкций в случае если требования не будут выполнены.
Арендатору, чтобы побудить Арендодателя устранить нарушения и для целей возможного расторжения договора необходимо предварительно направить арендодателю досудебную претензию с требованием устранить нарушение под угрозой применения санкций, вплоть до расторжения договора, в случае если арендодатель не выполнит законные требования арендатора. Самыми распространенными нарушениями арендодателя по договору аренды являются: проблемы с помещением (отсутствует электричество или отопление, помещение разрушается) и доступом в него, необоснованные начисления, непредоставление требуемой информации по договору.
Также, в некоторых ситуациях претензия арендатора может носить характер ответной претензии, а именно тогда, когда арендатору необходимо оперативно ответить на претензию со стороны арендодателя и направить арендодателю свои контр — требования. Так называемый ответ на претензию арендодателя.
Как арендатору составить претензию по договору аренды?
Претензия по договору аренды должна быть составлена в письменном виде. В ней Арендатору следует указать: наименование арендатора и арендодателя, реквизиты договора аренды, имеющиеся нарушения по договору аренды, со ссылками на пункты, заявляемые требования, а также санкции которые уже применены либо будут применены, в случае, если требования арендатора не будут выполнены.
После того, как претензия написана ее необходимо отправить почтой (желательно Почтой России) по адресу арендодателя указанному в Договоре аренды, а также по адресу (если они отличаются) указанному в выписке из ЕГРЮЛ в отношении арендодателя.
Составляем Претензию в адрес Арендодателя
Шаг 1. Перед написанием претензии, внимательно изучите договор аренды. Укажите пункты договора, в отношении которых были допущены нарушения.
Шаг 2. Ясно изложите свои требования, опирайтесь на факты.
Шаг 3. Укажите всю существенную информацию.
Шаг 4. Подпишите претензию и направьте ее по адресу местонахождения арендатора.
Примеры документов
ООО «Джон доу»
г. Москва ул. Тверская д. 5, ОГРН 775094893765 тел. 8 (495) 999 99 99
Генеральному директору
ООО «Джейн доу»
г-ну Петрову П.П.
Адрес местонахождения:
г. Москва, ул. Тверская д. 7 каб. 18
Исх. № 3
от «05» февраля 2019г.
Арендатор: ООО «Джейн доу»
Договор: Договор аренды № 55/2018 от 01 декабря 2018 года.
Помещение: 1 этаж, А47, площадью 85 (восемьдесят пять) кв.м.
Претензия
Уважаемый Петр Петрович!
«01» декабря 2018 г. между ООО «Джон доу» (арендатор) и ООО «Джейн доу» (арендодатель) был заключен Договор аренды № 55/2018 (далее – Договор). Согласно пункту 3.5. Договора арендуемое помещение, предназначенное для размещения магазина мужской одежды, должно быть предоставлено арендатору в состоянии, соответствующем параметрам, указанным в Договоре аренды, а именно среднесуточная температура воздуха в арендуемом помещении должна находиться в пределах между 23—25°С в теплое время года и между 22—24°С в холодное время года.
Вместе с тем арендодатель предоставил в пользование арендатору имущество со следующими препятствующими пользованию недостатками, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора: на протяжении периода начиная с «25» января 2019 года и по текущую дату, а именно по «05» февраля 2019 года среднесуточная температура воздуха в арендуемом помещении не превышает 15°С. Наличие недостатков подтверждается Актами за период с «25» января 2019 года по «05» февраля 2019 года.
В соответствии с п. 2 ст. 620 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора.
На основании изложенного и в соответствии с п. 2 ст. 620 Гражданского кодекса Российской Федерации требую «10» февраля 2019 года расторгнуть Договор аренды N 55/2018 от «01» декабря 2018 г. Последний день срока аренды и действия договора – «10» февраля 2019 г.
Последний день срока аренды просьба направить своего представителя в арендуемое по Договору аренды помещение для его осмотра и подписания Акта приема-передачи.
В случае невыполнения указанных в настоящей претензии требований арендатор оставляет за собой право обратиться в Арбитражный суд г. Москвы для защиты своих интересов.
Приложения:
1. Акт приема-передачи имущества арендатору;
2. Документы, подтверждающие выявление недостатков арендуемого имущества.
С уважением,
Генеральный директор
ООО «Джон доу» ______________________________________ Иванов И.И.
(м.п.)
ООО «Джон доу»
г. Москва ул. Тверская д. 5, ОГРН 775094893765 тел. 8 (495) 999 99 99
Генеральному директору
ООО «Джейн доу»
г-ну Петрову П.П.
Адрес местонахождения:
г. Москва, ул. Тверская д. 7 каб. 18
Исх. № 3
от «05» мая 2019г.
Арендатор: ООО «Джейн доу»
Договор: Договор аренды № 55/2017 от 01 сентября 2017 года.
Помещение: 1 этаж, А47, площадью 85 (восемьдесят пять) кв.м.
Уважаемый Петр Петрович!
В ответ на Ваше письмо исх. № 45 от «05» мая 2019 г. (далее «Претензия») ООО «Джон доу», являющееся стороной по Договору Аренды № 55/2017 от «01» сентября 2017 г. (далее – Договор аренды), заключенному между ООО «Джон доу» (ранее и далее – «Арендатор») и ООО «Джейн доу» (далее – «Арендодатель»), сообщает следующее:
1. Для расчета и оплаты арендной платы по Договору аренды Арендатор руководствуется положениями пункта 5.6. Договора аренды (в редакции, предусмотренной Дополнительным соглашением № 1 от «04» февраля 2018 г.), согласно которым: «В случае, если совокупный размер оплаченных Арендатором Базовой годовой арендной платы без учета НДС, Платы за обслуживание без учета НДС, Платы за маркетинг без учета НДС и Платы с оборота без учета НДС в каждом Отчетном периоде превысит 10% (Десять процентов) от размера Валового оборота Арендатора, включая НДС, за такой Отчетный период, сумма переплаты будет зачтена Арендодателем в качестве авансового платежа в счет оплаты Арендатором соответствующей части Постоянной части Арендной платы за ближайшие будущие периоды в соответствии с пунктом 5.6. настоящего Договора аренды». Исходя из этого следует, что по состоянию на «05» мая 2019 г. задолженность Арендатора по оплате арендных платежей в соответствии с Договором аренды отсутствует, в подтверждение чего прилагаем «Контррасчет по оплате арендной платы» (Приложение №1), а также подписанный Арендатором Акт сверки по состоянию на «05» мая 2019г (Приложение № 2).
2. В связи с тем, что по состоянию на «05» мая 2019 г. задолженность Арендатора по оплате арендной платы отсутствует, считаем, что Арендодатель не вправе применять к Арендатору санкции, предусмотренные Договором аренды, в том числе предусмотренные пунктом 8.5. и пунктом 12.3. Договора аренды.
На основании изложенного сообщаем, что у ООО «Джон доу» по состоянию на «05» мая 2019 года задолженность по оплате Постоянной, Переменной и Дополнительной арендной платы по Договору аренды, указанной Арендодателем в Претензии, отсутствует. В случае Вашего несогласия с предоставленным «Расчетом по оплате аренды» повторно предлагаем организовать встречу для урегулирования спора путем переговоров. Для согласования даты, времени и места встречи просьба обращаться по телефону 8 (999) 999-99-99.
Приложения:
1) Контррасчет к исх. № 3 от 05.05.2019г. по оплате аренды от 05.05.2019г.
2) Акт сверки от ___.
С уважением,
Генеральный директор
ООО «Джон доу» __________________________________ Иванов И.И.
(м.п.)
Приложение №1
к письму № 3 от «05» мая 2019г.
Контррасчет к исх. № 3 от «05» мая 2019г. по оплате аренды от 05 мая 2019 г.
Генеральный директор ______________ /Иванов Иван Иванович/
ООО «Джон доу»
Главный бухгалтер _______________ /Сидоров Сидор Сидорович/
ООО «Джон доу»
formadoc.ru — шаблоны документов, рекомендации и пошаговые инструкции
В случае сдачи квартиры в аренду собственник квартиры должен регулярно отчитываться в Налоговую инспекцию о полученных доходах, уплачивать налоги, а жильцы должны иметь официальную регистрацию. Если эти правила не соблюдаются, то владелец квартиры нарушает закон.
Ответственность за незаконную сдачу жилья
Ответственность, которая предусмотрена для лица, которое сдает квартиру в аренду, зависит от того, какую из норм законодательства он нарушает. Так, получение доходов от аренды относится к налогооблагаемым доходам. С них собственник жилья должен удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет.
Налоговая ставка по доходам от аренды составляет 13%. Для того чтобы избежать лишних трат, хозяева квартиры редко декларируют свои доходы.
Согласно ст. 30 Налогового кодекса, собственник недвижимости обязан отчитываться о полученных доходах и сдавать декларацию до 30 апреля текущего года. В декларации указывается полученная за год арендная ставка, исчисленный и перечисленный в бюджет налог.
Обычно соседи не обращают внимания на такого рода правонарушения, пока не нарушаются их интересы. Необходимость подачи жалобы обычно возникает, если квартиранты шумят ночами, злоупотребляют алкоголем, поддерживают антисанитарные условия. Или же когда владелец квартиры сдает их нелегальным мигрантам или посуточно.
В случае проживания квартиросъемщиков без регистрации в этом жилом помещении их могут привлечь к ответственности по ст. 19.15.1 КоАП. Для них штраф составляет 2-3 тыс. р. Для собственников квартиры, которые не зарегистрировали своих жильцов, штраф составляет 2-5 тыс. р.
Незаконная сдача квартиры в аренду грозит собственникам ответственностью за нарушение налогового законодательства. За неуплаченный вовремя налог с доходов от аренды штраф составляет 20% от невыплаченной суммы. За повторные нарушения штраф увеличивается.
Также собственника могут привлечь к ответственности за непредставление налоговой декларации. Штраф устанавливается в размере 5-30% от той суммы налога, которая не была указана в декларации, но составляет не менее 1000 р.
За крупную прибыль от сдачи в аренду квартиры, полученную нелегально, предусмотрена уголовная ответственность по статье 198 УК РФ. Штраф по указанной статье составляет уже 100-300 тыс. р. Также такое нарушение грозит собственнику арестом на 6 месяцев или исправительными работами до года.
Когда доходы от аренды достигли особо крупных размеров, а неуплаченный налог превысил 1,5 млн. р., то за это собственнику «светит» лишение свободы до 3 лет. Но если на практике доказать факт незаконной арены еще возможно, то факт получения собственником денег в таких крупных размерах — весьма проблематично.
Как доказать факт незаконной сдачи жилья
Доказательная база относительно факта незаконной сдачи жилья может отличаться в зависимости от того, кто подает жалобу. Если это арендаторы, которым чем-то «насолил» собственник квартиры (например, выселил их досрочно или не вернул залог), то они могут предъявить подписанный с ними договор аренды и полученные расписки о полученной арендной плате или выписки с банковского счета. Но обычно арендаторы не заинтересованы в жалобах на владельца.
Соседи могут составить коллективную жалобу и указать, что в указанной квартире постоянно появляются незнакомые люди или лица другой национальности. Свидетельские показания также являются доказательством.
При обращении к участковому можно просто привести свои доводы без дополнительных доказательств. В этом случае он должен будет сам проверить, имеет ли место незаконная сдача.
В качестве доказательств могут выступать материалы видео- и аудиосъемки, которые подтвердят, что в квартиру регулярно приходят новые люди. Если жильцы шумят, то стоит регулярно вызывать полицию: составленные протоколы могут стать весомым аргументом.
Куда обратиться с жалобой
Пожаловаться на незаконную сдачу квартиры в аренду можно участковому. По заявлению жильцов он должен проверить, проживают ли арендаторы в квартире на законных основаниях и проведет профилактическую беседу с собственником.
В случае нарушения законодательства собственником участковый может составить протокол и привлечь его к ответственности. Обращение к участковому имеет смысл, если жильцы злоупотребляют спиртным или употребляют наркотики, шумят.
Если жилье снимают мигранты, то жаловаться на это следует в ГУ МВД по вопросам миграции (которое занимается данными вопросами взамен упраздненного УФМС). Незаконных мигрантов могут выселить за пределы страны за нарушение миграционного законодательства, а собственника ждут крупные штрафы.
Также пожаловаться на незаконную деятельность собственника по сдаче жилого помещения можно в ИФНС, если у соседей есть подозрение, что владелец квартиры не платит налоги. Хотя лицо, сдающее квартиру, по закону может не регистрироваться как предприниматель, это не снимает с него обязанности по декларированию и уплате налогов в бюджет.
Можно направить жалобу в управляющую компанию, но та обычно перенаправляет ее в профильную инстанцию: полицию или миграционную службу.
Об антисанитарных условиях, которые стали результатом деятельности жильцов квартиры (например, грязь на придомовой территории и в местах общего пользования), можно сообщить в Роспотребнадзор.
Как составить жалобу
Жалоба на незаконную сдачу жилья в аренду составляется в произвольном формате. Он должна содержать ряд необходимых сведений:
- наименование инстанции, в которую подается жалоба на заявителя;
- ФИО заявителя и адрес его проживания;
- паспортные данные заявителя;
- адрес квартиры, которая незаконно сдается;
- описание сложившейся ситуации (это может быть не просто изложение факта незаконной сдачи квартиры, но и нарушения, которые совершают жильцы: например, систематически шумят в ночное время, причиняют вред общедомовой территории и пр.);
- доказательства, которые есть в распоряжении лица, подтверждающие факт незаконной сдачи в аренду (аудиозаписи, данные видеосъемки, протоколы из полиции);
- просьба принять меры и передать заявителю данные о результатах рассмотрения жалобы (стоит отметить, что заявитель не может потребовать наложения запрета на сдачу квартиры, так как это является законным правом ее собственника);
- дата подачи жалобы и подпись заявителя.
Жалоба может быть составлена в индивидуальном и коллективном порядке. В последнем случае к рассмотрению обращения обычно подходят более внимательно. Коллективная жалоба ничем не отличается от той, что подается в индивидуальном порядке, но в ней необходимо указать персональные и контактные данные всех заявителей.
Образец жалобы на незаконную сдачу недвижимости в аренду можно скачать по ссылке.
Если жалоба не будет рассмотрена в установленные сроки, то лицо может обратиться в прокуратуру для обжалования бездействия уполномоченных инстанций. Установленные законом сроки для получения официального ответа на жалобу составляют 30 дней.
Таким образом, если соседи незаконно сдают квартиру, то на них можно пожаловаться. Жалоба подается в управляющую компанию, в ГУ МВД по вопросам миграции, к участковому или в Налоговую службу. В зависимости от тяжести нарушения собственнику квартиры может грозить штраф или привлечение к уголовной ответственности.