Как написать жалобу на фельдшера скорой помощи

Составление претензии на скорую помощь

Каждый россиянин имеет право на медицинскую помощь, которая должна предоставляться бесплатно. В случае острой необходимости, служба «03» обязана выехать по адресу, с которого поступил звонок и предоставить квалифицированную помощь больному. Однако случаются ситуации, когда от действий медиков пациенту становится только хуже. Это может быть неверно поставленный диагноз или ошибочно подобранное лечение. Бывает, что диспетчер вовсе отказывает в вызове медицинской бригады.

К сведению

В таких и не только случаях, на нерадивых медиков можно повлиять, посредством законодательства, написав жалобу на скорую помощь.

Нормативная база

В деле подачи жалобы на скорую помощь, стоит ссылаться на следующие законодательные акты:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

  1. ФЗ N-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в частности, статьи 2, 4, 11, 19, 35) — главный закон, на который стоит опираться.
  2. Приказ Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н, утверждающий порядок оказания скорой медицинской помощи.
  3. Приказ Минздрава РФ от 22.01.2016 N 33н (о внесении изменений в Приказ от 06.2013 N 388н).
  4. Постановление правительства РФ от 8.12.17 N 1492.
  5. Статья 41 Конституции РФ.
  6. Статья 16 ФЗ N 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  7. В некоторых ситуациях применимы ст. 124 «Неоказание помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ.

Причины жалобы на скорую помощь

Для того, чтобы пожаловаться на работников скорой помощи, нужны основания. К ним можно отнести:

  • долгое ожидание врачебной бригады или отказ на вызов;
  • неверная постановка диагноза;
  • приехав по адресу, медики затянули с оказанием помощи;
  • врач поставил неверный диагноз;
  • члены врачебной бригады «03» проявили халатность или некомпетентность в отношении больного (сюда относятся ошибочные методы обследования или лечения, назначение лекарств, на которые, по словам больного, есть аллергия);
  • отсутствие необходимых медикаментов (их перечень указан в приложении №5 Приказа Минздрава РФ N 388н);
  • врач хамит или грубо обращается с больным, нарушая нормы медицинской этики;
  • работники «скорой» просят деньги за медицинские услуги.
Внимание

Если нарушен хотя бы один из вышеперечисленных, пунктов, пациент имеет право пожаловаться на службу «03».

Обязанности скорой помощи

Функции службы «03» прописаны в законе N 323-ФЗ, в Приказе Минздрава РФ N 33н и в Приказе № 388н.

  • Время ожидания службы скорой помощи не должно превышать 20 минут.
  • Медицинская бригада должна оказать помощь своевременно.
  • Медицинские манипуляции должны производиться в соответствии с порядками, определенными для каждой профильной бригады «скорой».
  • В соответствии со своей должностной инструкцией, врач отвечает за правильность проведения всех лечебных и диагностических процедур, использование инструментария, оборудования и аппаратов; за рациональное применение лекарств. Медицинский работник должен произвести комплекс мер по улучшению или стабилизации самочувствия больного.
  • Врач скорой помощи должен соблюдать нормы профессиональной этики, не допускать грубости и унизительного отношения в сторону больного.
  • Бригады службы «03» должны работать круглосуточно.
  • Бригада «03» должна организовать транспортировку больного до медицинского учреждения, в случае необходимости.
  • Предоставление помощи бесплатно.

Куда писать жалобу на скорую помощь?

Если права больного, прописанные в ФЗ №-323, были ущемлены работниками «скорой», стоит подать письменную жалобу в вышестоящие инстанции (ФЗ N-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Жалобу на службу «03» следует направлять:

  • Главврачу станции службы «03».
  • Территориальное отделение Министерства здравоохранения.
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
  • Прокуратура. Данный правоохранительный орган принимает обращения от граждан с просьбой отреагировать на правонарушение, провести соответствующую проверку и наказать виновных.
  • Суд. Граждане имеют право отстаивать свои интересы в судебном порядке (ст. 11 ГК РФ).
  • Полиция. Граждане могут обратиться в данный орган с целью зафиксировать правонарушения со стороны медицинских работников и защитить свои права. Это касается действий уголовного характера со стороны медиков, что случается достаточно редко.

Образец претензии

При составлении письменной жалобы на «скорую», необходимо указывать следующие реквизиты:

  • Название органа и адрес, куда направляется документ.
  • ФИО заявителя и его контактные данные.
  • Название документа (напр. «Жалоба на службу скорой помощи»).
  • Повествовательная часть (заявитель описывает инцидент, указывая все уточняющие детали).
  • Указание правонарушения (или их перечень) со стороны медицинского работника, со ссылкой на нормативно-правовую базу.
  • Суть требования.
  • Список прилагаемых документов (при необходимости).
  • Дата составления документа.
  • Подпись.
К сведению

Скачать образец письменной жалобы на скорую помощь можно здесь

Пошаговая инструкция подачи жалобы на скорую помощь

  1. Жалоба на скорую помощь должна быть составлена в письменном виде в 2-х экземплярах. Один направляется в уполномоченные органы, другой больной оставляет у себя.
  2. Для начала стоит обратиться к руководителю станции службы «03». В случае, если со стороны медицинской выездной бригады было допущено явное правонарушение в отношении больного, виновников инцидента может наказать их непосредственный руководитель. Он обязан принять заявление от потерпевшего, рассмотреть его, применить необходимые меры и дать письменный ответ.
  3. Письменную претензию на врачей скорой помощи можно отнести лично в инстанции, занимающиеся обращениями граждан. В каждом представительстве Министерства здравоохранения есть кабинеты, занимающиеся вопросами прав граждан.
  4. Жалобы могут быть направлены по почте.
  5. Также можно пожаловаться посредством сети интернет. Написать в разделе интернет-приемная или на электронный адрес, указанный на официальном сайте территориального отделения Министерства здравоохранения или Росздравнадзора.
  6. Подав письменную жалобу на медицинских работников службы «03», ответ придется ждать в течении 30 суток со дня подачи (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ.)

Жалоба на конкретного врача скорой помощи

Согласно приказу Минздрава РФ, N 388н, врач службы «03» должен осуществлять свою профессиональную деятельность на основании утвержденных стандартов. В его функции входит проведение диагностики, также лечебные и реанимационные мероприятия, оценка тяжести состояния пациента. Если врач проявил некомпетентность или халатность, больной имеет право добиться справедливости путем подачи письменной жалобы на работника «скорой».

ВАЖНО

Для начала стоит позвонить в службу «03» и узнать, к какой подстанции относится дом заявителя. В названии документа должно значится: «жалоба на врача скорой помощи». В текстовой части необходимо описать факт нарушения, фамилию доктора и номер бригады. Должно быть указано больше конкретных данных (названия лекарств, последовательность действий медицинского персонала и т.д.).

Обратиться с жалобой на врача можно для начала в станцию скорой помощи. С нерадивым доктором будет произведена беседа, разбирательство на планерке, а в следствие, лишение премии. Для того, чтобы привлечь врача службы «03» к дисциплинарной ответственности, имеет смысл обратиться с заявлением в местное отделение Росздравнадзора. Специалисты, работающие в данной инстанции имеют медицинское образование, могут провести независимую проверку по факту нарушения и обладают полномочиями для привлечения к ответственности медицинских работников.

Дополнительная информация

Подать жалобу на врача скорой помощи, в зависимости от тяжести правонарушения можно и в другие уполномоченные органы, на усмотрение пациента.

Претензия на скорую помощь в прокуратуру

Прокуратура занимается контролем исполнения законодательства РФ. В данный орган следует направлять заявление, если жалоба на скорую помощь уже подавалась в профильные инстанции (Росздравнадзор или Минздрав РФ), и ответ, полученный на претензию, не устроил пациента. Тогда больной, столкнувшийся с халатностью, некомпетентностью или другими правонарушениями со стороны медицинского персонала, имеет право подать жалобу в прокуратуру с просьбой провести соответствующую проверку и наказать виновных.

К сведению

В шапке документа необходимо указать наименование правоохранительного органа и его адрес. В текстовой части жалобы на скорую помощь в прокуратуру нужно четко, грамотным языком описать суть инцидента, с фамилиями действующих лиц и уточняющими данными. Далее приводится перечень прилагаемой документации. Здесь необходимо приложить копию ответа из профильных инстанций, если жалоба уже подавалась в данные органы.

Перед тем, как написать письменную претензию, следует запросить документ, подтверждающий факт вызова пациентом бригады «03». Это может быть копия карты вызова, выписка из реестра об обращении на Станцию в течение определенного периода и т.д. Станция «скорой» может выдать данные выписки только по письменному запросу. Предоставляются они либо самому больному, либо его законному представителю (п.3 ст.13 «Соблюдение врачебной тайны» ФЗ №323).

Куда позвонить, чтобы пожаловаться на скорую помощь?

Город Наименование учреждения Телефон
Вся Россия Полиция 02
Москва

(Вся Россия)

«Горячая линия» Департамента здравоохранения (495) 251-83-00

8-800-200-03-89

Москва Дежурный врач станции скорой и неотложной медпомощи (495) 628-00-03
Москва Региональный Департамент здравоохранения +7 (499) 251-83-00
Москва ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» код 499 — 445-02-63,

445-01-02, 445-02-13

Вся Россия Росздравнадзор 8-800-500-18-35
Санкт-Петербург 88123365811
Санкт-Петербург и Ленинградская область Управление Росздравнадзора
Вся Россия Гор. Линия Минздрава РФ 8 (800) 200 02 00
Для жителей регионов 314-6789 8-800-333-55-51

Если скорая помощь отказалась приезжать

Нарушая ст. 11 ФЗ №323, сотрудники службы «03» дают повод пациенту для подачи жалобы.

Скорая не может без весомых оснований отказать в вызове. Поводы для вызова службы «03» перечислены в п.11 и п.13 приказа Минздрава РФ N-388н. Бригада «скорой» должна выезжать ко всем гражданам РФ, вне зависимости от территориального расположения. Время ожидания службы «03» в труднодоступные районы корректируется с учетом местоположения. При необходимости, организовывается эвакуация больного.

ВАЖНО

Лица, не имеющие гражданства и иностранцы имеют равные права с россиянами на получение медицинской помощи (ст. 19 ФЗ №323).

Если по телефону «03», больному ответили отказом на вызов, диспетчера можно привлечь к уголовной ответственности, согласно ст. 124 и ст. 125 УК РФ. В таких случаях часто достаточно позвонить по телефону «02», и, уже сотрудники полиции связываются с диспетчером «скорой». Данный звонок дисциплинирует работников станции «03».

Когда скорая помощь может отказаться приехать?

Причины для обоснованного отказа в вызове службы «03»:

  • Состояние больного удовлетворительное и он уже находится на учете в больнице.
  • Человек пьян и вызывает службу «03» для того, чтобы снять похмельный синдром.
  • Вызов с целью снятия зубной боли.
  • Перевязка ран, уколы, ингаляции и другие плановые процедуры, назначенные лечащим врачом.
  • Вызов для написания рецепта к лекарственному препарату.
  • Констатация смерти.
  • Если больной вызывает «скорую» для того, чтобы его доставили до больницы. В ситуациях, не требующих экстренного медицинского вмешательства, пациент должен самостоятельно добираться до медицинского учреждения.

Нюансы

Внимание

Жалоба на скорую помощь должна быть написана в деловом стиле. Нельзя допускать ошибки и помарки в документе.

Желательно, чтобы к жалобе прилагались доказательства факта нарушения со стороны врачей «скорой». Это могут быть фото или видео, свидетельства очевидцев, документы, подтверждающие неверные действий врача. Имея данную доказательную базу, у пациента будет больше шансов добиться справедливости.

Дополнительная информация

Заявитель может потребовать наложения на медицинского работника дисциплинарного взыскания, возмещения ущерба здоровью в материальной форме или увольнения по статье.

На практике нередко происходят ситуации, когда при оказании медицинской помощи, в том числе фельдшером, нарушаются законные права пациентов.

Такие ситуации не должны оставаться без внимания, поэтому о таких инцидентах необходимо сообщить в вышестоящие инстанции. Как правило, в этих целях составляется жалоба.

Показать содержание

  • Наиболее распространенные причины жалоб
  • Как пожаловаться на фельдшера
  • 🏬 Куда обратиться     📑 Необходимые документы и доказательства     ✍️ Составление жалобы    

  • 🤔 Что делать, если в больнице не реагируют на жалобу
  • Вопросы читателей

Наиболее распространенные причины жалоб

К наиболее частым причинам написания жалоб на фельдшеров можно отнести следующие пункты:

  • повышение голоса и использование нецензурной лексики при общении с пациентом;
  • некачественная обработка и стерилизация изделий медицинского назначения;
  • невнимательное отношение или плохой уход за больным;
  • несвоевременное или неполное выполнение процедур, назначенных врачом;
  • отказ в оказании неотложной доврачебной помощи;
  • допущенная ошибка при вводе того или иного лекарства;
  • прививка, поставленная ребенку против воли родителей и т.д.

Как пожаловаться на фельдшера

Для того, чтобы пожаловаться на противоправные действия фельдшера необходимо предварительно подготовить письменную жалобу, определиться с адресатом и направить свою претензию. О том, как пройти эти этапы, описано более подробно ниже по тексту.

Размеры выплат студентам-медикам

Каковы задачи фельдшера в медицинских учреждениях

🏬 Куда обратиться

Можно обозначить несколько ведомств, куда можно пожаловаться на нарушение фельдшером прав пациента. Сюда относится следующее:

  • Заведующий отделением, в котором работает специалист, допустивший оплошность.
  • Руководитель медицинского учреждения – речь идет о главном враче.
  • Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) – обращаться нужно в территориальное подразделение данного ведомства.
  • Прокуратура – сюда имеет смысл направлять жалобу в случае, если предыдущие инстанции никак не отреагируют.
  • Суд – крайняя мера воздействия на нарушителя. Как правило, сюда обращаются в случае, если речь идет о причинении фельдшером серьезного вреда здоровью пациента, существенного материального или морального ущерба и т.д.

📑 Необходимые документы и доказательства

На этапе подготовки жалобы также важно собрать достаточную доказательную базу. В качестве документальных подтверждений могут выступать:

  • свидетельские показания, оформленные на бумаге;
  • записи телефонных разговоров;
  • видеосъемка;
  • распечатка переписки с фельдшером (например, в процессе которой он вымогал деньги);
  • иные виды доказательств.

Емельяненко Наталья Леонидовна

6 лет проработала помощником юриста в юридической компании

Задать вопрос

Кроме того, к жалобе также нужно приложить копию письменного ответа, поступившего от должностного лица по вопросу рассмотрения ранее направленной претензии (при наличии такого документа).

✍️ Составление жалобы

Жалоба на фельдшера подготавливается в письменном виде. Единого образца такого документа нет. Однако в его содержании должны найти отражение следующие пункты:

  • Вводная часть – тут указываются сведения об адресате и заявителе, а также прописывается название документа.
  • Основная часть – в этом разделе подробно должны быть изложены все обстоятельства инцидента с указанием точных дат, времени, фамилий и имен, а также других важных нюансов.
  • Заключительная часть – тут заявитель должен выразить конкретные требования в части решения возникшей проблемы. К примеру, это может быть просьба о проведении проверки и привлечении к ответственности виновных лиц.
  • Дата и подпись пациента.

Что включает в себя понятие паллиативная медицинская помощь и как она оказывается в РФ

Как законодательство ограничивает медицинских и фармацевтических работников при профессиональной деятельности

🤔 Что делать, если в больнице не реагируют на жалобу

Если должностные лица медицинского учреждения, в котором работает нарушитель, никак не отреагируют на поступившую жалобу, то действовать можно следующим образом:

  • обратиться за помощью в вышестоящие ведомства (Росздравнадзор или прокуратура);
  • подать исковое заявление в суд.

Вопросы читателей

Кому пожаловаться, если фельдшер требует деньги?

Можно ли пожаловаться при хамском обращении с пациентом?

Содержание

  • 1 Основные причины
  • 2 Куда обращаться
  • 3 Кто может обращаться
  • 4 Порядок действий
    • 4.1 Шаг 1. Обращаемся к руководству
      • 4.1.1 Устно
      • 4.1.2 Письменно
    • 4.2 Шаг 2. Привлечение контролирующих органов
      • 4.2.1 Росздравнадзор
      • 4.2.2 Роспотребнадзор
      • 4.2.3 Прокуратура
    • 4.3 Шаг 3. Подаем в суд
  • 5 Вывод

Фельдшер – первый человек, который приходит на помощь больным, особенно в экстренных ситуациях или сельских, отдаленных местностях. От его оперативности и профессиональных действий иногда зависят жизни людей. Любая ошибка может стать фатальной, а некорректное поведение – оскорбить пациента. Жалоба на фельдшера поможет не только наказать его, но и предотвратить такие оплошности в дальнейшем, а в некоторых случаях даже получить денежное возмещение за нанесенный вред. Но куда и как обращаться, напрямую зависит от вида деятельности медработника и нарушений, которые он допустил.

Основные причины

Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи – первостепенная задача фельдшера. Выполнять он ее может как руководитель ФАП, работник здравпункта, амбулатории, помощник семейного врача в поликлинике, в составе скорой или мобильной бригады. В зависимости от места работы Приказом Минздрава № N 543н утверждены основные обязанности медработников. Их невыполнение чаще всего становится причиной обращения населения с жалобами:

  • отказал в медицинской помощи;
  • поздно приехал на вызов;
  • оказал некачественную услугу или несвоевременно;
  • допустил врачебную ошибку целенаправленно или по невнимательности, не профессиональности;
  • предоставил неверную информацию;
  • нарушил медицинскую тайну;
  • действие или бездействие привели к необоснованным финансовым расходам, ущербу здоровья, смерти.

Во время пандемии становятся актуальными обращения, когда фельдшер:

  • не соблюдает гигиеническо-санитарные нормы;
  • нарушает карантинные ограничения;
  • бригада или фельдшерский пункт не оснащены необходимым оборудованием;
  • отсутствуют нужные лекарства, приборы, средства защиты.

Во время пандемии становятся актуальными обращения

Медицинскому персоналу непросто работать в период пандемии – количество вызовов и обращений растет, риск самому заразиться вирусом увеличивается в разы. Накладывают отпечаток на моральное, физическое состояние переработки, недовольство пациентов, растущее количество тяжелых больных. Но это не повод халатно относиться к своим обязанностям или грубить людям. Это тоже основание пожаловаться на фельдшера:

  • хамское поведение;
  • рукоприкладство;
  • нахождение на рабочем месте нетрезвым или в состоянии, не позволяющем исполнять прямые обязанности, например, с симптомами вирусной инфекции.

В особую категорию нужно выделить обращения, которые связаны с незаконным обогащением медработников. Такое встречается, когда фельдшер требует деньги за свои услуги, продает лекарства, назначает ненужные процедуры или выписывает дорогие медикаменты, с реализации которых получает прибыль.

Куда обращаться

Учитывая, что претензии к фельдшеру могут носить разный характер, важно правильно выбрать организацию, куда направить жалобу, и соблюдать принцип иерархии.

Таблица 1. Инстанции, ответственные за урегулирование споров

Основание Орган Каналы связи для справок
Невыполнение прямых обязанностей, нарушение норм поведения Медорганизация, в структуру который входит бригада, ФАП Уточнять в своем районе, городе
Первичная орг-зия не реагирует, требуется проверка Росздравнадзор 8 (800) 550-99-03,

roszdravnadzor.ru

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм Роспотребнадзор 8 (800) 100-00-04,

petition.rospotrebnadzor.ru

Причинение вреда здоровью, лишние затраты на ненужную диагностику, лечение, препараты (при наличии страховки) Страховая компания
Грубость, воровство.

Административные правонарушения

Полиция 8 (800) 222-74-47,

с мобильного — 102

Мвд.рф

Нарушения гражданских прав пациента.

Разглашение медицинской тайны.

Незаконное обогащение

Прокуратура 7 (800) 250-79-78

genproc.gov.ru/contacts

Врачебные ошибки, халатность, возмещение морального вреда Суд

Кто может обращаться

Пожаловаться на любые действия/бездействия медработника могут:

  • сам пострадавший пациент;
  • его родственники;
  • уполномоченные лица или адвокат.

Если претензия касается нарушения санитарных норм – любой гражданин. Главное, помнить, что анонимные жалобы официальные органы не рассматривают. Не отреагирует на письмо без подписи и прямое руководство виновника.

Как Вы думаете, имеет ли смысл жаловаться на фельдшера?

Да, всегда нужно добиваться справедливости

Результат все равно не будет

Порядок действий

Не имеет смысла сразу обращаться в вышестоящие органы, когда вопрос должны решать на местном уровне. Исключение – случаи прямой угрозы жизни и здоровью, когда требуется срочное привлечение полиции. Например, медработник на вызове устроил драку.

Шаг 1. Обращаемся к руководству

Фельдшера многие воспринимают как обособленного работника. Часто это единственный медик на несколько деревень. Но в любом случае у него есть руководитель, которому он подчиняется.

greenstock

Фото: pixabay.com/greenstock

Первичные мед. организации входят в структуру:

  • фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – районной больницы;
  • бригада скорой – подстанции;
  • амбулатория – поликлиники.

Жаловаться нужно сначала непосредственному начальнику, после – вышестоящему, например, главврачу больницы.

Устно

Иногда достаточно обращения по телефону, чтобы исправить нарушения.

Можно записаться на прием, чтобы изложить свои претензии. Но в условиях повышенной вирусной опасности лучше избегать такого способа.

Устно

Некоторые медучреждения имеют свои сайты с формами для обращений граждан. Но, скорее всего, это исключение из правил.

Письменно

Если планируете действовать дальше или намереваетесь привлечь виновного к материальной или уголовной ответственности, готовьте сразу письменную жалобу. Такое обращение гарантирует получение ответа, так как должностные лица обязаны его дать в течение 30 дней.

Жалобу на фельдшера составляют в свободной форме с соблюдением правил деловой этики. В письме обязательно указывают:

  • ФИО, адрес, контактные данные заявителя;
  • наименование организации, ФИО, должность руководителя, к которому обращаются;
  • сведения о фельдшере;
  • причину разногласий, какие нормы или права были нарушены;
  • конкретные требования;
  • дату, подпись.

В конце указывают перечень документов, если их прикладывают в качестве доказательств.

Скачать шаблон претензии на фельдшера.

Письменную жалобу подают:

  • лично с отметкой о вручении;
  • почтой, желательно с уведомлением и описью вложения.

На такое обращение обязаны дать развернутый ответ, который нужно сохранить для дальнейших действий.

Шаг 2. Привлечение контролирующих органов

Если результат не устраивает или руководство фельдшера затягивает сроки, вовсе не отреагировало на заявление, можно обращаться в вышестоящие инстанции.

Шаг 2. Привлечение контролирующих органов

Росздравнадзор

Изначально нужно привлечь местный орган. Это может быть департамент, комитет или министерство здравоохранения края, республики, области. Координаты опубликованы на сайте Минздрава.

Пройдя этот шаг и не получив ответа, справедливости придется добиваться в федеральном органе.

Утвержденного образца не существует, поэтому изложить вопрос можно в любой удобной форме. Главное, чтобы обращение не было анонимным и содержало обратные данные для связи.

Если вопрос касается медицинских ошибок, прикладывают доказательства:

  • выписки из карточки;
  • снимки, результаты обследований;
  • видео-, фотоматериалы;
  • ответ руководителя.

Письменное обращение по существу гражданин может подать и на личном приеме. Общественная приемная Минздрава находится в Москве по адресу: ул. Неглинная, д. 25, подъезд № 3.

Роспотребнадзор

В РПН имеет смысл обращаться, если зафиксированы нарушения карантинных ограничений, санитарных норм, осуществления безопасной помощи. Это как раз тот случай, когда фельдшер скорой приезжает на вызов с явными признаки опасного заболевания.

В начале сообщают в региональное подразделение и только при отсутствии результата – в центральное.

Прокуратура

Здесь рассматривают вопросы, связанные с нарушением любых гражданских прав. Поэтому если жалоба касается качества лечения, ее не примут. Яркий пример обращения в прокуратуру, когда фельдшер разгласил медицинскую тайну, что привело к негативным последствиям.

В то же время именно сюда нужно обращаться, когда другие надзорные органы не выполняют свои прямые обязанности, то есть на бездействие того же РПН, Росздравнадзора.

Проще всего оставить сообщение через единую интернет-приемную, выбрав нужный регион.

Проще всего оставить сообщение

Примечание! Вымогательство, принуждение к взятке, незаконное обогащение – это отдельные вопросы. Их рассматривают ОВД, прокуратура по заявлению о возбуждении уголовного дела.

Шаг 3. Подаем в суд

Привлечь фельдшера к уголовной ответственности или назначить выплату компенсации может только суд. Однако иск не примут, пока не пройдена досудебная претензионная процедура и не получены ответы от ответственных лиц и надзорных органов. В зависимости от типа нарушения можно подать иск о:

  • возмещении вреда здоровью, в котором ходатайствовать о возбуждении уголовного дела и назначении медико-судебной экспертизы;
  • возврате средств, потраченных на ненужное лечение, с требованием отстранить фельдшера от занимаемой должности;
  • выплате морального ущерба.

freepik

Фото: freepik.com/freepik

К уголовной ответственности фельдшера с лишением свободы от 1 года до 10 лет могут привлечь по УК РФ:

  • неоказание медпомощи (ст. 124);
  • смерть пациента по неосторожности (ст. 109);
  • неквалифицированное лечение (ст. 118);
  • халатность, приведшая к ущербу здоровья или смерти (ст. 293);
  • оставление в опасности (ст. 125).

Главное, помнить, что любое заявление суд не будет рассматривать без предоставленных доказательств. Поэтому все выписки из карточек, заключения врачей, другие свидетельства обязательно прикладывают к иску.

Вывод

Пожаловаться можно на любое невыполнение обязанностей фельдшера, а также на нарушение санитарных, правовых, этических норм.

Защищать права пациента может он сам, его родственники или представители.

Сначала пишут претензию прямому руководству медработника и только после в контролирующие органы, соблюдая правило иерархии.

Подать жалобу лучше письменно, так как на нее обязательно должны дать ответ.

Осудить фельдшера или заставить выплатить компенсацию вправе только суд. Но без досудебной претензионной работы иск не примут.

Право на получение медицинской помощи, в том числе экстренной, имеет каждый гражданин РФ. Она должна быть оказана на бесплатной основе. При вызове скорой помощи некоторые граждане сталкиваются с хамским отношением, отказами приехать и другими нарушениями. Каждый вправе восстановить свои права и наказать виновных лиц. С этой целью составляется жалоба на скорую помощь. Рассмотрим, как правильно написать ее и каким способом можно подавать документ.


Содержание

  • 1 Обязанности скорой помощи
  • 2 Причины жалобы на скорую помощь
    • 2.1 ➟ Грубые сотрудники скорой помощи
    • 2.2 ➟ Плохое оказание медпомощи
    • 2.3 ➟ Долго ждали бригаду
    • 2.4 ➟ Скорая помощь отказалась приезжать
    • 2.5 ➟ Диспетчер отказывается отправлять бригаду
  • 3 Куда позвонить, чтобы пожаловаться на скорую помощь?
  • 4 Претензия на скорую помощь в прокуратуру
    • 4.1 ➟ Образец претензии
  • 5 Пошаговая инструкция подачи жалобы на скорую помощь
  • 6 Вопросы наших читателей
    • 6.1 Когда скорая помощь может отказаться приехать?
    • 6.2 Что делать, если скорая приехала, но не забирает в больницу?
  • 7 Подводные камни
  • 8 Заключение

Обязанности скорой помощи

Обязанности скорой помощи

Функции сотрудников бригад скорой помощи и права граждан на ее получение отражены в нескольких нормативных документах:

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»;
  • Постановление Правительства РФ от 8.12.17 № 1492;
  • статья 41 Конституции РФ;
  • статья 16 ФЗ № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Согласно документам, скорая помощь должна приезжать на вызов в установленный срок. Время ожидания ее пациентом не должно превышать 20 минут. При этом помощь должна быть оказана своевременно.

Каждая профильная бригада должна работать в соответствии с нормативными документами. На основании установленных требований и должны проводиться медицинские манипуляции.

Врач обязан следовать должностной инструкции и отвечать за проведение всех лечебных, диагностических процедур, использование правильных инструментов, оборудования, лекарственные назначения. Медработник обязан выбрать меры, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного.

Важно соблюдение врачом норм профессиональной этики. Он не должен допускать грубого отношения к пациенту, унижать его, оскорблять.

Скорая помощь должна осуществлять круглосуточную работу. После осмотра человека при необходимости госпитализации медики должны транспортировать больного в медучреждение.


Причины жалобы на скорую помощь

Причины жалобы на скорую помощь

Для подачи жалобы на скорую медицинскую помощь необходимо иметь основания.
Среди них выделяют:

  • отказ приехать на вызов;
  • длительное ожидание бригады медиков;
  • неправильно поставленный диагноз;
  • несвоевременное оказание помощи;
  • халатность в отношении больного, отсутствие компетенции;
  • отсутствие в медицинском автомобиле требуемых медикаментов;
  • хамское отношение к пациентам с нарушением норм медицинской этики;
  • вымогательство денег за оказание медицинской помощи.

При нарушении вышеуказанных или других прав пациента в рамках законодательства о здравоохранении или гражданского, уголовного законодательства можно жаловаться на скорую помощь.

➟ Грубые сотрудники скорой помощи

Сотрудники скорой должны руководствоваться нормами этики. Они не вправе грубить пациентам, хамить, высказывать оскорбления. Недопустимо также применять рукоприкладство.

Такие действия медперсонала не только нарушают права гражданина. В некоторых случаях они попадают под нормы административного и уголовного законодательства. Тогда врача или фельдшера можно привлечь к ответственности.

➟ Плохое оказание медпомощи

В соответствии со статьей 10 ФЗ №323 качество медицинской помощи можно оценить по следующим критериям:

  • соответствие уровня квалификации работника скорой;
  • использование порядков (статья 37 Закона N 323-ФЗ) и стандартов медпомощи;
  • применение норм программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.

Если медицинский работник неправильно поставил диагноз, назначил не то лечение, не провел все необходимые манипуляции, можно подать жалобу.

➟ Долго ждали бригаду

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» скорая помощь должна приехать в течение 20 минут после того, как ее вызывал гражданин.

Время приезда бригады может быть скорректировано на основании транспортной доступности, климатических, географических особенностей субъекта РФ.

Таким образом, при отсутствии бригад или пробках на дорогах время прибытия скорой помощи может быть продлено.

Несмотря на это, жалобу на длительное ожидание бригады подать можно. Законодательно это сделать не запрещено, но стоит соотносить реальное время опоздания с нормативом.

➟ Скорая помощь отказалась приезжать

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ (пункт 1) каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи на бесплатной основе. Поэтому отказ скорой помощи приезжать можно расценивать как нарушение данной нормы. Пожаловаться можно не только руководству станции, но и контролирующим органам: министерству здравоохранения, полиции, прокуратуре.

Незаконный отказ в оказании помощи приводит к наступлению уголовной ответственности. Нарушитель может понести наказание в рамках статьи 124 УК РФ за неоказание помощи больному.

➟ Диспетчер отказывается отправлять бригаду

Диспетчер не вправе отказать звонящему в выезде бригады. Даже если пациент находится в отдаленной местности, не имеет прописки, паспорта и полиса ОМС.

В такой ситуации больному необходимо обратиться в полицию. Ведь отказ или промедление в оказании помощи является преступлением. Оно также попадает под действие статьи 124 УК РФ.

Внимание! Диспетчер может настаивать на том, что звонок не поступал. Но все вызовы скорой помощи записываются и хранятся в базе.


Куда позвонить, чтобы пожаловаться на скорую помощь?

Куда позвонить

Обжаловать действия сотрудников скорой помощи можно как в самой станции, так и в вышестоящих инстанциях:

  1. Сначала необходимо обратиться к руководству станции скорой помощи. Ему нужно донести все обстоятельства произошедшего, попросить принять меры. Обычно главный врач решает вопросы, не допуская их обсуждения на высшем уровне.
  2. Министерство здравоохранения контролирует работу медицинских учреждений различного уровня. При возникновении проблемных моментов лучше сначала обратиться в территориальное отделение по месту проживания. Контактные данные можно уточнить на официальном сайте, введя регион проживания – minzdrav.gov.ru/hotline. Если чиновники не отреагировали на жалобу, можно подать ее в центральный аппарат, позвонив по номеру +7 (495) 627-24-00.
  3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) контролирует качество оказания медицинских услуг, контролирует реализацию медицинских программ. Обратиться в нее можно по бесплатному номеру горячей линии +7 800 550 99 03, если были нарушены права человека в сфере охраны здоровья. Получить информацию по другим способам обращения можно по номеру +7 (499) 578-02-20.
  4. Правоохранительные органы – полиция – принимают заявления с целью фиксации правонарушений. Обратиться в полицию можно по номеру 102 с мобильного телефона, 02 с городского или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб 112.
  5. Органы прокуратуры рассматривают происшествия, в основе которых – нарушение гражданских прав человека. При наличии в действиях сотрудников скорой помощи состава преступления или отказе других инстанций рассматривать обращение, можно подать жалобу в территориальный орган. Для уточнения контактного номера необходимо выбрать регион на сайте epp.genproc.gov.ru. Обратиться в Генеральную прокуратуру можно по номеру телефона +7 (800) 250-79-78.

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)


Претензия на скорую помощь в прокуратуру

Претензия на скорую помощь в прокуратуру

Прокуратура занимается контролем за государственными органами и другими организациями в плане соблюдения основных прав и свобод гражданина. Обратиться в нее можно, если жалобы в другие инстанции были проигнорированы или был получен отрицательный ответ. После получения заявления органы прокуратуры проводят проверку указанных фактов.

Важно правильно составить жалобу:

  1. В шапке документа прописывается наименование территориального органа прокуратуры и его адрес. Здесь же необходимо прописать данные заявителя: фамилию, имя, отчество, адрес проживания, контактный номер телефона, адрес электронной почты.
  2. В основной части жалобы необходимо описать суть произошедшего. Важно указать фамилии врачей скорой помощи, время, дату происшествия. Стоит детально прописать обстоятельства, не пропуская факты.
  3. Далее приводятся нарушения, допущенные сотрудниками скорой помощи. Необходимо ссылаться на нормы закона.
  4. Заявитель должен указать требования, действия, которые орган прокуратуры должен совершить в отношении нарушителя. Обычно в заявлении указывается формулировка «провести проверку».
  5. Приводится перечень документов, прилагаемых к жалобе. Если имеются копии ответа от контролирующих инстанций, необходимо указать их.
  6. В нижней части ставится дата составления заявления и подпись гражданина.

По письменному запросу в скорой помощи могут предоставить документ, подтверждающий факт вызова. Таким может быть копия карты вызова, выписка из реестра обращений на станцию. Если в скорой откажут в выдаче документа, прокуратура может самостоятельно направить запрос.

➟ Образец претензии

Официально форма жалобы в прокуратуру не предусмотрена на законодательном уровне. Поэтому гражданин может составлять документ произвольно. При оформлении можно использовать данный образец:


Пошаговая инструкция подачи жалобы на скорую помощь

Пошаговая инструкция подачи жалобы на скорую помощь

При подаче жалобы на скорую помощь необходимо следовать инструкции:

  1. Необходимо составить жалобу в письменном виде в двух экземплярах. Одна остается на руках заявителя. На ней ставится отметка о принятии. Вторая передается в компетентный орган. Если в инстанцию можно обратиться с электронной жалобой, заполняется онлайн-форма.
  2. Жалоба подается руководителю станции скорой помощи. Непосредственный руководитель может провести проверку и наказать виновника. Независимо от того, какое решение примет главврач, он должен ответить на жалобу пациента.
  3. Если результата обращение к руководству не дало, можно подать жалобу в контролирующие органы: Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, прокуратуру. Направить ее можно лично, по почте, через форму для приема обращений на официальном сайте, а также портал Госуслуги.
  4. Подождать ответа на жалобу. Он, в соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ №59, должен поступить в течение 30 дней с момента обращения.

Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей

Когда скорая помощь может отказаться приехать?

В некоторых случаях скорая помощь может отказать в выезде правомерно:

  • если больной уже лежит в стационаре, но пришел домой;
  • для снятия похмельного синдрома;
  • для снятия зубной боли;
  • для проведения перевязки раны, постановки укола, проведения ингаляций;
  • для выдачи рецепта лекарственного препарата.

При отсутствии обоснований скорая помощь не может отказать в вызове. Данное правило касается как граждан РФ, так и лиц без гражданства, иностранцев. Эта норма отражена в статье 19 ФЗ №323.

Что делать, если скорая приехала, но не забирает в больницу?

Не все пациенты нуждаются в госпитализации. Поэтому врач скорой помощи может решить оставить его дома. Он ориентируется на тяжесть состояния больного, установленный диагноз. Четкий алгоритм для принятия решения прописан в руководствах и других нормативных актах для работников службы скорой помощи.

Обычно, если бригада сомневается в состоянии пациента, она отвозит в больницу. Это обусловлено тем, что врачи скорой несут ответственность за больного во время выезда. Если гражданину после отъезда скорой стало хуже, то необходимо повторно вызвать бригаду.


Подводные камни

Подводные камни

В процессе подачи жалобы стоит помнить о некоторых нюансах:

  1. Жалобу нужно составлять в официально-деловом стиле. Запрещено использовать нецензурную лексику, угрозы, эмоциональные выражения.
  2. К жалобе необходимо приложить доказательства. При их отсутствии органам будет нелегко удостовериться, что нарушения действительно были допущены. Лучше иметь в наличии фото, видео и аудиозаписи.
  3. Жалобу необходимо оформлять грамотно. Но не все могут справиться с написанием документа самостоятельно. Поэтому некоторым потребуется помощь юристов.

Заключение

Подведем итоги:

  • Обратиться с жалобой на скорую помощь можно, если нарушены права гражданина в рамках ФЗ № 323-ФЗ и Приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388н.
  • Обжаловать действия сотрудников скорой помощи можно как в самой станции, так и в вышестоящих инстанциях: Министерстве здравоохранения, Росздравнадзоре, прокуратуре.
  • Направить ее можно лично, по почте, через форму для приема обращений на официальном сайте, а также портал Госуслуги.
  • При отсутствии обоснований скорая помощь не может отказать в вызове.

Для отстаивания собственных прав гражданину необходимо знать нормативные акты, регулирующие данный вопрос. Также важно грамотно составить жалобу. Если вы не можете самостоятельно справиться с этим, обратитесь к нашим специалистам. Юристы нашего сайта проконсультируют вас и помогут оформить жалобу.

Все мы хотя бы раз в жизни имели дело с врачами.

Бывает так, что после общения со специалистом остаются не самые положительные впечатления. Возникает вопрос — куда нужно жаловаться на доктора?

Работа врача связана с нормами морали и этики, огромной ответственностью и хранением врачебной тайны. Работник медицины должен соблюдать профессионализм, не допускать хамства и грубости. В его обязанности входит не только лечение болезней, но также их профилактика.

Обратите внимание!

Принимая решения, врач должен действовать в интересах пациента, помочь ему справиться с проблемой и направить по нужному пути во время лечения. Если мед. работник начинает хамить, раздражаться, общаясь с вами, ведет себя непрофессионально и безответственно, не соблюдает врачебный кодекс, на такого специалиста следует написать жалобу.

Права пациента

Направляясь в поликлинику, пациент может рассчитывать на соблюдение собственных прав, заключающихся в:

  • вежливом обращении со стороны персонала;
  • предоставлении соответствующих условий обследования и пребывания в клинике или больнице;
  • возможности консультации со специалистами;
  • сохранении личной жизни в тайне;
  • оказании первой медицинской помощи;
  • выборе лечащего врача;
  • получении медицинской информации;
  • получении услуг на основании медицинского страхования;
  • возможности отказаться от медицинской помощи;
  • возможности пожаловаться на специалиста в случае неправомерных действий.

Придя в поликлинику или больницу, помните, что медики, возложив на себя обязательства по предоставлению соответствующих услуг, могут нести наказание за их низкое качество или оказание не в полном объеме

Жалоба на врача

Правовая база

Ответственность врачей предусмотрена Уголовным кодексом РФ.

  • ст. 18 говорит о причинении вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 236 гласит о несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований;
  • ст. 293 устанавливает санкции за халатное отношение медицинских работников;
  • ст. 237 предусматривает наказание за утаивание информации об угрозах здоровью пациента.

Обратите внимание!

Суть ваших претензий к докторам может опираться на одну или несколько перечисленных статей. Они могут упоминаться как в досудебном разбирательстве, так и в судебном заседании.

Причины жалоб

К ним относятся:

  1. нарушение врачебной тайны. Далеко не все доктора помнят об этой мелочи и смело распространяются о заболеваниях пациентов;
  2. неоказание мед. помощи. Бывают случаи, когда врачи просто оставляют человека в беде, не оказав никакой помощи, хотя обязаны это сделать;
  3. помощь оказана не полностью, что может привести к ухудшению состояния пациента;
  4. диагноз установлен неверно. Врач должен осмотреть пациента, узнать о симптомах заболевания и назначить анализы. После этого ставится диагноз, назначается лечение. Если медик ставит диагноз без достаточных оснований, это может повлечь неправильное лечение и ухудшение состояния;
  5. ошибка в лечении. Врач выписал препараты, которые не могут справиться с заболеванием или противопоказаны пациенту;
  6. халатное отношение. Невнимательное и поверхностное отношение к исполнению своих обязанностей, а то и явное бездействие, являются наиболее частыми причинами подачи жалоб на врачей;
  7. отказ в приеме. Такие ситуации случаются нередко. К доктору невозможно записаться, он просто не хочет работать с пациентом без видимых причин;
  8. грубое и хамское отношение работника. Работники мед. учреждения ведут себя откровенно по-хамски, грубят, насмехаются, выказывают неуважение в различных формах;
  9. навязывание услуг, предоставляемых за деньги. В клинике вам предлагают пройти платные процедуры, выписывают дорогие лекарства, требуют вознаградить врача за работу. Это не относится к платным клиникам.

Куда подается жалоба?

Первой инстанцией является непосредственное начальство врача, на которого вы хотите написать жалобу. Это заведующий поликлиникой или отделением. Все заведующие находятся в подчинении главврачу, являющемуся руководителем больницы.

В каждом мед. учреждении должен иметься стенд, где указаны данные руководителя и прочих лиц, ответственных за работу персонала и клиники (больницы) в целом. Здесь же должны указываться номера кабинетов, где они осуществляют прием, с расписанием дней и часов. Если такую информацию получить не удалось, следует обратиться с жалобой об отсутствии стенда в вышестоящие органы, поскольку это нарушение законодательства.

Если главврач или зав. отделением не помог, можно обратиться в:

  • Минздрав;
  • страховую компанию;
  • прокуратуру;
  • полицию;
  • суд;
  • Роспотребнадзор.

Как подать жалобу?

Приняв решение пожаловаться на плохо работающего врача, нужно предпринять несколько простых шагов. Законодательно процедура и содержание бумаги не определены. Поэтому в процессе составления и подачи документа нужно придерживаться общих юридических норм.

Точно определите, заслуживает ли работник жалобы.

Если причина незначительна, и на халатность можно закрыть глаза, не стоит тратить на этого медика время, но если ущерб от действий мед. работника является ощутимым, не оставляйте это безнаказанным, смело пишите жалобу

Бумага составляется в простой форме. Для большей убедительности пишите ее в деловом стиле. В ней должно содержаться:

  1. название и адрес госоргана, куда вы обращаетесь (вверху справа), либо ФИО лица, к которому вы обращаетесь;
  2. ниже шапки, в центре листа пишется название документа — Жалоба или Жалоба на врача;
  3. далее указывается суть жалобы, причины ее подачи и обстоятельства, по которым вы были вынуждены составить такое обращение — неправильный диагноз, непринятый вызов и пр.;
  4. после этого нужно указать меры, которые вы требуете принять по итогам рассмотрения обращения;
  5. дата составления документа и подпись заявителя.

В таком виде жалоба подается во все инстанции кроме полиции и суда. Для этих органов требуется форма заявления. Оно составляется от руки либо в печатном виде на листе формата А4. Доставить документ можно лично, направить через интернет (если имеется такая возможность) или заказным письмом по почте.

Что должно входить в жалобу?

Вот несколько советов для грамотного оформления документа:

  1. описывайте проблему как можно подробнее, но без лишних эмоций. Укажите дату обращения к врачу, на что вы жаловались, что вам порекомендовали;
  2. не используйте ненормативную лексику, обращайтесь к читающему уважительно;
  3. заведующий отделением, скорее всего, попытается выгородить своего сотрудника, так что имеет смысл обратиться сразу к главврачу;
  4. подав документ главврачу или в вышестоящую инстанцию, продублируйте жалобу в страховую, чтобы она также наблюдала за ходом дела;
  5. составляя свое обращение, ссылайтесь на конституцию и Уголовный кодекс. Так вы покажете, что достаточно осведомлены о своих правах и обязанностях работников мед. учреждения.

Обратите внимание!

К жалобе также следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства дела.

Это могут быть:

  • чеки на покупку лекарств;
  • заключение о состоянии здоровья;
  • выписки из медицинской карты или сама медицинская карта, где зафиксированы диагноз, оказавшийся неправильным, и назначения врачом медикаментов;
  • заключения по результатам пройденных анализов и т.д.

Резюме

Процедура составления жалобы достаточно проста. Нужно опираться на законодательство. Если вы считаете, что на поведение определенного работника следует обратить внимание его руководства, напишите обращение на имя главврача. Ваши действия могут защитить от халатности и ошибок других пациентов и, возможно, спасут кому-то жизнь.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий. Жалоба на скорую помощь составляется в случаях, когда пациент считает, что его право на получение медицинской помощи нарушено.

Файлы в .DOC:Бланк жалобы на скорую помощьОбразец жалобы на скорую помощь

Основания для жалобы на скорую помощь

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и в Приказе № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» содержатся основные правила оказания скорой медицинской помощи. Причинами жалобы на скорую помощь чаще всего становятся:

  1. долгое ожидание приезда бригады (по закону не должно превышать 20 минут);
  2. отказ в вызове;
  3. назначение неэффективного лечения;
  4. осложнения, развившиеся после проведенного лечения;
  5. неуважительное, бестактное поведение врача;
  6. просьба оплатить услуги, которые должны предоставляться бесплатно;
  7. отсутствие у врача медикаментов, положенных по стандартам оказания скорой медицинской помощи, и т.п.

Кому направлять жалобу

Жаловаться на конкретного врача или бригаду можно как непосредственно главному врачу станции скорой помощи или больницы, за которой закреплена скорая помощь, так и:

  • в вышестоящие по иерархии органы здравоохранения (территориальный Минздрав, Росздравнадзор);
  • в прокуратуру. Подробнее о том, как написать жалобу прокурору, можно почитать здесь;
  • в полицию — если медработники вдруг напали на пациента, стали угрожать, вымогать деньги, то есть если в действиях медиков есть признаки уголовно наказуемого деяния.

Если результаты рассмотрения жалобы пациента не устраивают, закон предоставляет ему право обращения с исковым заявлением в суд.

Форма жалобы

Законом не определено никаких требований к оформлению жалобы на скорую помощь.

В некоторых интернет-источниках можно встретить указание на то, что жалоба обязательно должна быть написана деловым языком и содержать ссылки на законы.

На самом деле такие требования к данному виду документа не предъявляются ни полицией, ни Минздравом, ни даже прокуратурой, поскольку жалоба — это не исковое заявление, а ее составитель не обязан ни быть грамотным делопроизводителем, ни юристом, подкованным в нюансах законодательства.

Главное требование к жалобе — четкость изложения. Прочитав жалобу, например, прокурор, должен понять, каким образом и кем были нарушены права автора жалобы, и чего автор жалобы хочет.

На нашем сайте имеются бланк и образец жалобы, которым вы можете воспользоваться для своих нужд. В бланк потребуется внести следующие сведения:

  1. в «шапке» указать адресата жалобы и сведения (ФИО, адрес, контактные данные) автора жалобы;
  2. указать название документа — жалоба;
  3. изложить максимально подробно обстоятельства, ставшие поводом к написанию жалобы (когда был вызов, какая бригада приехала, кто оказывал помощь, почему автор жалобы считает, что его права нарушены);
  4. изложить просьбу (провести проверку, принять меры и т.п.);
  5. привести список приложений — подтверждающих документов, если таковые имеются;
  6. подписать жалобу и поставить дату.

Как направлять

Способ направления жалобы пациент определяет сам. На сайтах некоторых медицинских учреждений указаны адреса, по которым жалобу можно направить в электронном виде.

Жалобу также можно отнести и лично. Для этого стоит подготовить второй экземпляр жалобы и попросить работника канцелярии, принявшего жалобу, поставить на нем штамп с датой.

Если же жалоба отправляется почтой, лучше оформить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае уведомление будет доказательством вручения жалобы адресату.

Срок рассмотрения жалобы составляет до 30 дней. По истечении этого срока орган обязан дать на жалобу мотивированный ответ.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

На территории Российской Федерации порядок оказания скорой медицинской помощи установлен Приказом Минздрава № 388. Если медики не выполняют свои обязанности или нарушают права пациента, следует написать жалобу. Грамотно составленный документ и правильный выбор адресата помогут скорее добиться справедливости.

Когда жаловаться

Основанием пожаловаться на скорую помощь могут стать любые ситуации, связанные с нарушением прав обратившегося гражданина. Например:

  • Длительное ожидание бригады. Установленный норматив приезда бригады в России – 20 минут с момента вызова, но он может изменяться в отдельных регионах с учетом транспортной доступности, плотности заселения и других особенностей территории.
  • Отказ в оформлении вызова. Законодательством определены только отдельные случаи, когда отказ будет обоснованным: для снятия зубной боли или похмельного синдрома, выполнения ранее назначенных врачом процедур (перевязок, уколов, ингаляций), оформления рецепта к лекарствам или больничного, транспортировки до больницы (если нет необходимости в экстренном медицинском вмешательстве).
  • Халатность (если бригада затягивала с выполнением необходимых действий, из-за чего был нанесен вред здоровью).
  • Некомпетентность (некорректная постановка диагноза, проведение лечебных мероприятий, которые не помогают, а вредят пациенту и пр.).
  • Отсутствие необходимых лекарственных препаратов или оборудования. Обязательный перечень последнего определен Приказом Минздрава РФ № 388н (приложение №5).
  • Вымогательство. Согласно ст. 11 закона № 323-ФЗ экстренная медицинская помощь оказывается бесплатно и безотлагательно, соответственно требование денег за выполненные или планируемые манипуляции, лекарства является незаконным.
  • Хамство, грубое обращение. При исполнении профессиональных обязанностей врач обязан не забывать о нормах медицинской этики.

Видео: экипаж скорой помощь отказал ветерану войны в госпитализации

Не следует путать скорую (экстренную) и неотложную помощь. Первая вызывается для экстренной помощи в случае угрозы здоровью или жизни человека, вторая – при недомоганиях, не несущих критической угрозы, поэтому нормативное время ее ожидания до 2 часов. Решение о типе бригады принимает диспетчер, поэтому важно подробно объяснить состояние человека, для которого оформляется вызов.

Куда жаловаться

Жалобы на скорую помощь принимают:

  1. Главный врач станции скорой помощи.
  2. Территориальные органы Министерства здравоохранения.
  3. Росздравнадзор.
  4. Прокуратура.
  5. Полиция.

Руководство

В первую очередь жаловаться следует главному врачу учреждения. Для этого следует уточнить по номеру «03» (или 103 с мобильного»), к какой подстанции относится адрес, на который вызывалась бригада. Ее руководитель должен:

  • принять и рассмотреть жалобу;
  • предпринять необходимые меры в отношении виновных лиц: оформить выговор, лишить премии, уволить и пр.;
  • сообщить заявителю о результатах.

Решение вопроса будет во многом зависеть от личности руководителя, его стремления совершенствовать работу подчиненных. Если он отказывается урегулировать инцидент, следует обращаться в другие инстанции.

Министерство здравоохранения

Органы Минздрава представлены в разных субъектах РФ региональными структурами (Департаментами, Управлениями, Комитетами), специалисты которых занимаются в том числе вопросами нарушения прав граждан по части оказания срочной медицинской помощи. Не имеет смысла жаловаться в Главный офис, поскольку обращение все равно направят на рассмотрение в отделение по месту инцидента, соответственно потребуется дополнительное время на пересылку документов, что только увеличит сроки ожидания ответа.

В г. Москва жалобу можно направить:

  • Почтой России (желательно заказным письмом с уведомлением) по адресу: 127006, г. Москва, Оружейный пер., д. 43, стр.1. Сведения о регистрации письменного обращения можно получить по номерам телефонов +7 (499) 251-31-39 или +7 (499) 251-33-04.
  • Через Общественную приемную по адресу: г. Москва, 2-й Щемиловский пер., д. 4А.
  • На личном приеме у руководства Департамента. График приема и номера телефонов для предварительной записи указаны по ссылке https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/reception.html.
  • По телефону: 8 (499) 251-83-00 (горячей линии) или 8 (495) 777-77-77 (Единой справочной службы г. Москвы, в т. ч. по вопросам качества и доступности бесплатной медпомощи).
  • По электронной почте: zdrav@mos.ru.
  • Через онлайн-форму для обращений https://www.mos.ru/feedback/reception/, выбрав в качестве адресата Департамент здравоохранения.

Онлайн-форма для обращений

После изучения обращения будет проведена проверка подлинности описанных в нем фактов. В случае их подтверждения – приняты меры с учетом тяжести нарушения.

Росздравнадзор

На случаи халатности, некомпетентности, требования взятки можно пожаловаться в местное отделение Росздравнадзора. Его сотрудники вправе проводить независимые проверки по факту нарушений и привлекать медработников к ответственности.

Жителям г. Москвы и Московской области жалобы следует направлять:

  1. В письменной форме по адресу: 127206, г. Москва, ул. Вучетича, д.12 А;
  2. По телефону горячей линии 8 (495) 611-47-74 или 8 (916) 256-76-76 (для звонков с 9:00 до 17:45, в пятницу – до 16:30, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00).
  3. Через форму подачи обращений http://77reg.roszdravnadzor.ru/services/people. Если жалоба подразумевает необходимость проверки изложенных фактов, требуется предварительно авторизоваться в системе ЕСИА.

Контактные данные других региональных отделений Росздравнадзора можно посмотреть на официальном сайте ведомства https://roszdravnadzor.ru/, выбрав в левой части страницы наименование соответствующего округа и субъекта РФ.

Прокуратура

Прокуратура обязана следить за исполнением норм законодательства, поэтому в жалобе важно указать действия фельдшера или врача бригады скорой, которые являются незаконными согласно действующего законодательства. В эту инстанцию следует обращаться при постановке неправильного диагноза, причинении вреда здоровью из-за неправильно подобранных лекарств, других действиях/бездействии медработников, когда обращение в Минздрав или Росздравнадзор не принесло желаемого результата или осталось без внимания.

Жаловаться следует в Прокуратуру по месту жительства. Жители Москвы могут:

  1. Отправить письмо по адресу: 109992, г. Москва, пл. Крестьянской Заставы, д. 1.
  2. Принести письмо в приемную Прокуратуры и лично опустить его в ящик приема корреспонденции.
  3. Прийти на личный прием по указанному адресу с 9:00 до 18:00 (в пятницу – до 16:45) с учетом обеденного перерыва с 13:00 до 13:45.
  4. Отправить обращение через интернет-приемную https://www.mosproc.ru/ipriem/

На заметку! Узнать график работы, адреса и контактные телефоны Прокуратуры в других субъектах РФ можно на сайте Генеральной Прокуратуры по ссылке http://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=,

Полиция

Пожаловаться на скорую помощь в полицию можно в случае совершения действий, подразумевающих уголовную ответственность: причинения вреда здоровью (умышленного или из-за халатности), приезда в состоянии опьянения, отказа в оказании помощи, вымогательства и т. п.

Кроме того, обратиться к защитникам правопорядка можно при отказе диспетчера оформлять вызов, что можно квалифицировать по ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» или ст. 125 «Оставление в опасности».  В таком случае следует позвонить на горячую линию полиции, а ее сотрудники уже свяжутся со станцией скорой помощи. После таких действий бригада зачастую приезжает незамедлительно.

Образец жалобы

Жалобу можно написать от руки или напечатать на компьютере. Главное, придерживаться делового стиля, не использовать оскорбительные или нецензурные выражения. В документе следует указать:

  • Сведения об адресате (ФИО главного врача подстанции скорой или наименование государственного органа).
  • Личные данные отправителя (ФИО, адрес, номер телефона).
  • Изложение сути проблемы кратко, но с указанием всех важных деталей: номера бригады, ФИО врача, последовательности действий медперсонала, наименований используемых препаратов и пр.
  • Требования заявителя.
  • Перечень прилагаемых доказательств правонарушения (при наличии).
  • Дату составления и подпись автора с расшифровкой.

Скачать образец жалобы на скорую помощь

Если письменную жалобу планируется доставить лично, она составляется в двух экземплярах: первый – передается адресату, второй – остается у автора с отметкой о приеме.

Вопрос-ответ

Вопрос: Последний раз ждала приезд бригады скорой помощи около 3 часов. На основании какой статьи я могу подать жалобу?

Ответ: В этом случае необязательно указывать нарушенные нормы законодательства, документ можно составить в свободной форме и направить Главному врачу, а затем в управление здравоохранения. В случае его игнорирования обращайтесь в прокуратуру.

Вопрос: Вызвала бригаду в связи с острой болью в сердце и онемением конечностей.  Врач приехал через полчаса, но отказался что-либо делать из-за отсутствия полиса ОМС. Является ли это нарушением моего права на бесплатную медпомощь?

Ответ: Для граждан, не зарегистрированных в системе ОМС, скорая медицинская помощь оказывается за счет регионального бюджета (п. 10 Письма Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304). Таким образом, отказ врача был неправомерен и является основанием для жалобы.

Вопрос: Папе стало плохо на даче, которая находится в пригороде. Попытались вызвать скорую, но диспетчер отказал в оформлении вызова из-за удаленности расстояния.

Ответ: Медработники обязаны выезжать на вызов, независимо от местонахождения пострадавшего. Может быть только скорректировано время ожидания бригады за пределами территории города. Отказ является неправомерным.

Вопрос: Диспетчер службы «103» отказывается оформлять вызов по неотложным состояниям студентов (при температуре выше 40°, аппендиците), проживающих в общежитии. Его аргумент – эти люди прикреплены к поликлиникам по месту жительства и неважно, что это может быть другой город и даже область. Это правомерно?

Ответ: В случаях, требующих срочного медицинского вмешательства, помощь должна оказываться безотлагательно и независимо от места прописки. По этому поводу следует жаловаться в отдел здравоохранения, прокуратуру. Можно приложить распечатку совершенных телефонных вызовов и специалисты проведут проверку.

Законодательная база

  1. Закон № 323-ФЗ ««Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ( ст. 2, 4, 11, 19, 35).
  2. Приказ Минздрава РФ № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» от 20.06.2013 (последняя редакция).
  3. Конституция РФ (ст. 41).
  4. Закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 (последняя редакция).
  5. УК РФ (ст. 124, 125).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу на учителя технологии
  • Как написать жалобу на учителя директору школы образец от родителей начальных классов
  • Как написать жалобу на учителя директору школы образец от родителей занижение оценок
  • Как написать жалобу на учителя директору от родителя школы образец
  • Как написать жалобу на учителя английского языка