Куда нужно обратиться, если УК не выполняет свои обязательства перед жильцами, и как добиться справедливости в кратчайшие сроки
В обязанности управляющих компаний (УК) входит весь спектр услуг по содержанию и ремонту мест общего пользования и коммуникаций жилого дома, а также взаимодействие с государственными и подрядными организациями. Зачастую УК злоупотребляют правами, стараясь заработать на жителях многоэтажек, или просто не выполняют свои обязанности.
Юристы рассказали, как правильно общаться с управляющей компанией, если возникли различные проблемы.
Как выбирают УК
Отношения между жильцами многоквартирных домов и управляющей компанией регулируются Жилищным кодексом России. УК избирается на общем собрании собственников дома. «При этом после составления протокола общего собрания она должна заключить договор управления с собственниками многоквартирного дома не менее 2/3 от всей его площади. Дата заключения договора с управляющей организацией и будет являться числом начала управления домом», — рассказала Виктория Данильченко, председатель МКА «Коллегия адвокатов Виктории Данильченко».
Претензии и обязанности
Ресурсы. Наиболее распространенной претензией со стороны жильцов в адрес управляющей компании является низкое качество предоставляемых услуг — недостаточное отопление, перебои в подаче воды и ее качество, неполадки в водопроводной системе, неправильная работа газо- и электроснабжения, уточнила Данильченко. По ее словам, именно управляющая компания несет ответственность за целостность всех коммунальных систем, происходящих на этих участках авариях и способах их ликвидации, а жители имеют право на получение качественных услуг в полном объеме. Если этот баланс нарушается, то управляющая компания должна его восстановить, поясняет юрист.
Тарифы. Другой, не менее популярной претензией к управляющим компаниям является завышение тарифов по коммунальным услугам. «Некоторые нечистые на руку компании рассчитывают тарифы по оказываемым услугам на один квадратный метр, в то время как в основу платежа должен браться не метраж, а стоимость самой услуги. Кроме того, некоторые УК завышают стоимость проделанных ремонтных работ и включают ее в квитанцию по коммунальным услугам в графу «За содержание и ремонт жилого помещения». Повышенные начисления могут наблюдаться за обслуживание домофона, лифтов, вывоз мусора. Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно обратиться к «Калькулятору ЖКХ», разработанному Федеральной антимонопольной системой. В программе нужно указать свой населенный пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан. Она рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу», — советует юрист.
Фото: Максим Коротченко/ТАСС
Уборка и ремонт. Обязанность УК содержать в чистоте дом нередко становится камнем преткновения с жильцами. Сюда относятся и проведение влажной и сухой уборки с определенной периодичностью, и борьба с насекомыми и грызунами, уборка придомовой территории, графики которых очень часто не соблюдаются. «Наиболее сложной проблемой является проведение ремонта общих помещений — чердаков, подъездов, лифтов. «Здесь УК очень часто злоупотребляют своими полномочиями. По закону масштабный ремонт подъезда должен проводиться раз в три — пять лет. Но на деле либо сроки отодвигаются, либо материалы закупаются более дешевые, а деньги, соответственно, уходят в карман представителей управляющей компании», — пояснила Данильченко. По ее словам, ежегодно в первом квартале года УК должна отчитываться перед собственниками о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год. При этом должны быть предоставлены акты о проделанных работах, если производился ремонт, сметы и прочие финансовые документы, а не размытые фразы о том, что на трубы потрачено 50 тыс. руб., пояснила юрист.
Обратитесь к руководству УК
Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. «При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.
Чаще всего данная мера является достаточной для стимулирования интереса УК к вашей проблеме и исполнения ее в кратчайшие сроки», — объяснил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Он пояснил, что, согласно закону «О защите прав потребителя», руководство УК должно рассмотреть письмо в течение десяти дней.
Фото: Максим Коротченко/ТАСС
В жалобе необходимо подробно описать суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с управляющей компанией. «Следует добавить пункты договора, которые были нарушены. Это может быть несвоевременное отключение воды, неработающий лифт, завышенные тарифы или некачественная уборка общественных зон. Стоит также указать, что сотрудники управляющей компании игнорируют просьбы и пожелания жильцов, не выполняя свои обязанности», — объяснил Гавришев. По его словам, если же должной реакции не последует, то жильцы имеют право обратиться в надзорные органы.
Напишите в Жилищную инспекцию
В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки необходимо обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома. «Сотрудники инспекции проведут проверку и обяжут управляющую компанию устранить нарушения в течение определенного времени, уточнил юрист. Руководителю УК выпишут штраф и привлекут его к административной ответственности. В случае если проблема не будет решена, штрафы увеличатся», — пояснил Гавришев.
На сайте Жилищной инспекции есть контакты и образец заявления для обращения граждан. Помимо описания проблемы, к письму необходимо прикрепить документы, которые подтверждают право собственности на квартиру, и копию ответа из управляющей компании (если он есть).
Пожалуйтесь в Роспотребнадзор
В Роспотребнадзор стоит жаловаться, если речь идет о несправедливо завышенных тарифах, неверности расчетов и отказе предоставлять жильцам информацию об услугах и ходе выполнения тех или иных работ. Для начала необходимо узнать контакты территориального отделения ведомства и направить туда письмо с описанием проблемы и документами на квартиру, как и в предыдущем случае. «Претензию можно отправить по электронной почте или принести лично. Формат может быть любым, четких правил нет. Однако главное — подробно описать проблему и прикрепить максимальное количество доказательств тех или иных нарушений», — пояснила Данильченко.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Обратитесь в прокуратуру или суд
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.
Назначение управляющей компании ― обслуживание многоквартирных домов (МКД). Основание для такой деятельности ― договор с проживающими гражданами или администрацией населенного пункта. Любая УК имеет комплекс обязанностей перед жильцами. Их невыполнение или некачественное исполнение дает собственникам помещений право на подачу жалобы.
Куда подать жалобу на управляющую компанию
Основным законом, регулирующим деятельность УК на территории России является Жилищный кодекс. В соответствии с ним, а также иными актуальными правовыми актами, деятельность таких компаний регулируют:
- Прокуратура;
- Роспотребнадзор;
- Государственная Жилищная Инспекция.
Эти органы рассматривают жалобы от собственников и жильцов квартир в рамках своих компетенций. Поданная жалоба на управляющую компанию передается по подведомственности, если заявитель направляет ее не в ту структуру. Например, Прокуратура перенаправит документ в Госжилинспекцию, если проблема касается некачественно оказанных услуг.
Жилец вправе подать жалобу на действия сотрудников УК руководителю компании. Например, при несвоевременном вывозе мусора, некачественной уборке, непредоставлении ответа на обращения.
Жалоба на имя руководителя УК
Перед тем как написать жалобу на управляющую компанию в какой-либо государственный орган, рекомендуется обратиться к ее руководителю. Закон не запрещает подавать обращения сразу на имя директора и, например, в Прокуратуру.
Руководитель обязан своевременно (30 дней) отвечать на все жалобы. Игнорирование обращения станет поводом для применения к нему мер административной ответственности. Он может быть оштрафован и лишен права занимать свою должность.
Основания для подачи жалобы на имя директора:
- Плохое качество оказываемых жильцам услуг. Например, если подъезды убираются несвоевременно или мусор с территории дома не вывозится.
- Услуги жильцам, в рамках заключенного с УК договора, не оказываются или оказываются с нарушениями.
- Другие сотрудники не отвечают на обращения и жалобы.
- Сотрудники УК не исполняют свои обязанности перед жильцами.
Суды расценивают жалобы на имя руководителей УК в качестве претензии. Это удобно, если впоследствии заявитель обращается в суд в рамках закона “О защите прав потребителей”.
Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию
Органы Госжилинспекции представлены в любом субъекте РФ, а также в большей части крупных городов. Стоит обращаться именно в этот орган в следующих ситуациях:
- нарушения в сфере содержания жилого фонда, а также при обслуживании дома;
- неисполнение правил обслуживания дома. Пример ― невыполнение ремонта или уборки;
- нарушения правил организации управления или принятия решений. Например, игнорирование решений собрания жильцов дома;
- отсутствие лицензии на управление домом.
Перечень оснований в ГЖИ не исчерпывающий. Обращаться в этот орган можно по любым вопросам, связанным с управлением и лицензией на управление домом.
Жалобу на управляющую компанию по вопросам ЖКХподается непосредственно в отделение ГЖИ, через почту или на сайте организации. Авторизация в интернет-ресурсе производится посредством Портала Государственных Услуг.
В рамках своей компетенции, Госжилинспекция вправе вынести предписание об устранении нарушений, применить штрафные санкции, возбудив административное дело, а также отобрать лицензию, если в отношении УК было удовлетворено как минимум 3 жалобы.
Жалоба на УК в прокуратуру и в суд
Гражданин имеет право обратиться в Прокуратуру или суд сразу, минуя прочие инстанции. Но юристы рекомендуют повременить с данной мерой, чтобы оставить за собой дополнительный рычаг давления.
Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию подается, если организация по ряду оснований:
- УК работает при отсутствии лицензии;
- организация регулярно игнорирует обращения;
- тарифы повышаются незаконно.
Прокуратура проверит любое нарушение действующего законодательства. Данный орган является надзорным, его полномочия позволяют проводить проверки, а также возбуждать административные дела в отношении нарушителей.
Прокурор не просто проверит обстоятельства. При необходимости, он истребует дополнительные материалы, запросит объяснения от представителя УК. Проверка будет более масштабной, чем при ее осуществлении другими органами.
Суды рассматривают административные исковые заявления. Они подаются при нарушении законодательства государственными органами. Например, если Роспотребнадзор незаконно откажет в принятии жалобы.
Исковое заявление подается и в случае нанесения ущерба действиями управляющей компании. Например, если организация, в момент вывоза мусора, повредила объект, принадлежащий стороннему лицу. УК сможет предъявить регрессные требования непосредственному виновнику (например, водителю), но изначально иск предъявляется компании.
Жалоба на УК в Роспотребнадзор
Одни из основных требований к управляющим компаниям касаются соблюдения санитарных и гигиенических норм. Их нарушения могут привести к негативным последствиям в отношении жильцов или окружающей среды. Именно такими вопросами занимается Роспотребнадзор.
Жалоба в Роспотребнадзор подается в следующих ситуациях:
- Неисполнение санитарных правил, связанных с обслуживанием дома. Например, отказ от уборки или неправильная утилизация мусора.
- Необоснованное увеличение тарифов.
- Нарушение обязательств в отношении ресурсоснабжающих компаний.
Роспотребнадзор вправе проводить проверки, связанные с деятельностью УК. Например, замерить уровень шума, проверить освещение, температуру в помещениях. Как правило, они проводятся по заявлению собственников.
Как составить жалобу на УК
Образец жалобы на управляющую компанию в прокуратуру, ГЖИ, Роспотребнадзор или иную структуру обязан содержать:
- реквизиты органа, в который подается обращение;
- данные УК, обслуживающей дом;
- информация о заявителе;
- суть требования. Перечисляются действия, которые привели к нарушению прав заявителя или обосновываются последствия бездействия;
- сведения об ответе УК на обращение, если оно производилось ранее;
- просительная часть, в которой указываются желаемые действия по отношению к УК. Например, привлечение к административной ответственности.
В конце жалобы обязательно ставится дата и подпись.
Для начала нужно решить, куда писать жалобу на управляющую компанию. У каждого органа имеется своя компетенция, в пределах которых он сможет дать ответ.
При составлении жалобы на УК нужно понимать, что именно нарушила организация. Это поможет правильно выразить суть нарушения и подобрать меру ответственности. Заявитель не обязан выражать свою позицию строгим юридическим языком, но он должен четко указывать на действия, которые привели к каким-то конкретным последствиям. Например, если УК не вывезла мусор, стоит указать не только об этом факте, но и о последствиях, которые возникают из-за нарушения законодательства ― неприятному запаху, невозможности воспользоваться своим правом и выкинуть новый мусор и т.д.
Жалоба обязательно должна содержать способ связи с заявителем. Помимо обратного адреса, рекомендуется прописать и номер контактного телефона. Если органу будет необходимо уточнить какие-либо данные, он свяжется с заявителем.
Действия управляющих компаний должны реализовываться строго в рамках действующего законодательства. При нарушениях собственники помещений и жильцы вправе подавать жалобы. Рассматривают обращения Прокуратура, суд, ГЖИ, Роспотребнадзор. Если жалоба подана не в тот орган, она будет перенаправлена в соответствии с правилами подведомственности.
Получить юридическую помощь по вопросам, как подать жалобу на управляющую компанию можно на нашем сайте.
Упpaвляющaя кoмпaния дoлжнa opгaнизoвaть зaмeнy пepeгopeвшeй лaмпoчки, yбpaть cнeг пepeд пoдъeздoм, oтpeмoнтиpoвaть пpopвaвшyю тpyбy oтoплeния. Нo УК нe вceгдa выпoлняeт cвoи oбязaннocти.
Бывaeт cлoжнo дoбитьcя, чтoбы в пoдъeздe былo чиcтo, cлoмaнный лифт быcтpo пoчинили, a xoлoднaя тpyдa oтoплeния нaкoнeц-тo cтaлa тeплoй.
Paзбepeмcя, кyдa жaлoвaтьcя нa УК и кaк зacтaвить ee paбoтaть.
Нинa Maчaидзe
paзбиpaлacь кaк зacтaвить УК paбoтaть
Чтo дeлaeт УК
Упpaвляющaя кoмпaния — этo opгaнизaция, кoтopaя yпpaвляeт дoмoм. Для этoгo oнa:
Пpoвepяeт cocтoяниe дoмa
Пpoвoдит ocмoтp кpыши, пoдъeздa, пoдвaлa, двopa. Ecли oбнapyживaeт нeиcпpaвнocть, тo плaниpyeт peмoнт.
Дeлaeт peмoнт
Кpacит cтeны, чинит лecтницы и лифт, пpивoдит в пopядoк пoдъeзд, ycтpaняeт тeчь в кpышe, зaмeняeт пpoxyдившиecя тpyбы.
Opгaнизyeт paбoтy aвapийныx cлyжб
Aвapийнaя cлyжбa — этo пoдpaздeлeниe УК или oтдeльнaя opгaнизaция, c кoтopoй УК зaключaeт дoгoвop.
Cпocoб opгaнизaции aвapийнoй cлyжбы выбиpaeтcя любoй. Нo УК дoлжнa oбecпeчить, чтoбы ycтpaнялиcь пoлoмки, кoтopыe oтнocятcя к aвapийнoй cлyжбe: пopыв тpyбы oтoплeния, кaнaлизaции, вoдoпpoвoдa и т.д.
Pacпpeдeляeт дeньги жильцoв
Coбиpaeт дeньги и pacпpeдeляeт иx нa peмoнт, пoкyпкy для дoмa, ycтaнoвкy нoвыx лaвoчeк, дeтcкoй плoщaдки. Дeньги жильцoв идyт eщe нa зapплaтy yбopщиц, cлecapeй, кoнcьepжки.
Coбиpaeт дeньги зa кoммyнaльныe ycлyги
Жильцы пepeчиcляют нa cчeт УК дeньги зa пpeдocтaвлeнныe ycлyги: элeктpичecтвo, гaз, вывoз мycopa. Пoтoм УК пepeвoдит coбpaнныe cyммы кoмпaниям, кoтopыe opгaнизyют пocтaвкy гaзa, элeктpичecтвa, вывoз мycopa.
Bиды УК
УК мoжeт вce дeлaть caмa или нaнимaть пoдpядныe opгaнизaции. B зaвиcимocти oт этoгo oнa бывaeт:
- Экcплyaтaциoннoй: paбoты пpoвoдит cвoими cилaми. Ecли peмoнт cдeлaли плoxo, нoвыe тpyбы cтaли пpoтeкaть, тo в этoм винoвaтa тoлькo УК.
- Упpaвляющeй: выбиpaeт пoдpядныe opгaнизaции, зaключaeт дoгoвopa, paccчитывaeтcя c пoдpядчикaми и cлeдит зa кaчecтвoм выпoлнeния paбoт. Ecли cдeлaли плoxo — УК винoвaтa в тoм, чтo нe пpoкoнтpoлиpoвaлa paбoтy пoдpядчикoв.
- Гибpиднoй: чacть paбoт УК дeлaeт caмa, для ocтaльнoгo нaнимaeт пoдpядчикoв.
Чтo включaют в дoгoвop c УК
Чтoбы УК нaчaлa yпpaвлять дoмoм, c нeй зaключaют дoгoвop.
Maкcимaльный cpoк, нa кoтopый зaключaют дoгoвop c УК — 5 лeт. Ecли жильцы или УК нe пpoтив, дoгoвop aвтoмaтичecки пpoдлeвaeтcя.
Кaк пpoвepить paбoтy УК
УК пpeдocтaвляeт oтчeт пo дeньгaм жильцoв, кoтopыe пoтpaтили нa coдepжaниe дoмa. Этo мoжeт быть peмoнт, пoкyпкa oбopyдoвaния, зapaбoтнaя плaтa пepcoнaлy, oплaтa кoммyнaльныx ycлyг.
Oтчeт УК paзмeщaeт oткpытo:
Нa caйтe ГИC ЖКX
Oтчeт ищyт пo aдpecy дoмa и нaзвaнию cвoeй УК
https://j.etagi.com/uploads/2020/12/UK_Video.mp4
Нa caйтe ГИC ЖКX ecть oтчeты вcex yпpaвляющиx кoмпaний, кoтopыe paбoтaют в PФ
Нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии
Oбычнo УК нa cвoeм caйтe paзмeщaeт тe жe oтчeты, кoтopыe пyбликyeт нa ГИC ЖКX.
Taк бывaeт нe вceгдa: oтчeт мoгyт oпyбликoвaть нa caйтe гoc. opгaнoв или мecтныx влacтeй. Этo зaкoннo.
Пocмoтpитe oтчeт УК нa
пopтaлe ЖКX Apxaнгeльcкoй
oблacти
Нa инфopмaциoннoм cтeндe
B кoнцe кaждoгo гoдa УК вeшaeт нa инфopмaциoннoм cтeндe в пoдъeздe oтчeт, гдe pacпиcaнo, нa чтo пoтpaтили дeньги жильцoв.
Taкoй oтчeт нe oбязaтeльнo paзмeщaть нa cтeндe. Ecли eгo нeт, — этo нe нapyшaeт зaкoн.
Иcтoчник: http://ukpm.info
Кyдa oбpaщaтьcя, ecли УК нe выпoлняeт oбязaннocти
Пoзвoнить диcпeтчepy УК
Диcпeтчepy нyжнo звoнить в aвapийнoй cитyaции. Нaпpимep, пoтeклa тpyбa в пoдъeздe, зacopилcя мycopoпpoвoд, cлoмaлcя лифт.
Диcпeтчepy aвapийнoй cлyжбы нaзывaют имя и фaмилию и гoвopят, чтo cлoмaлocь.
Диcпeтчep пpиcвaивaeт зaявкe нoмep и зaпиcывaeт вpeмя, кoгдa жилeц cooбщил o пoлoмкe.
Пo aвapийным cитyaциям зaкoн ycтaнaвливaeт oтдeльныe cpoки ycтpaнeния пoлoмoк.
Нaпиcaть пpeтeнзию нa имя pyкoвoдитeля УК
Cpoки ycтpaнeния пoлoмoк, пpoвeдeния peмoнтa пocлe звoнкa жильцa пpoпиcaны тoлькo пo aвapийным cитyaциям.
Ecли нyжнo пoтpeбoвaть пoдpoбный oтчeт o пoтpaчeнныx нa peмoнт дeньгax, дoбитьcя yбopки cнeгa пepeд пoдъeздoм, дepaтизaции пoдвaлa дoмa, oтвeтa мoжнo ждaть дoлгo.
Ecли cитyaция нe oтнocитcя к aвapийнoй, cpaзy пишyт жaлoбy нa имя диpeктopa УК.
Иcтoчник: https://ipshnik.com
Жaлoбy пepeдaют:
B пpиeмнyю УК
Жaлoбy пишyт в двyx экзeмпляpax. Oдин экзeмпляp пepeдaют УК, нa втopoм coтpyдник УК cтaвит oтмeткy o пpинятии и oтдaeт жильцy.
Bтopoй экзeмпляp дoкyмeнтa бyдeт дoкaзaтeльcтвoм, чтo coбcтвeнник квapтиpы пытaлcя peшить пpoблeмy. Бeз пoдпиcaннoй кoпии жaлoбы вышecтoящиe инcтaнции нe пpимyт жaлoбy нa бeздeйcтвиe УК.
3aкaзным пиcьмoм нa юpидичecкий aдpec УК
B пиcьмo вклaдывaют oпиcь дoкyмeнтoв, кoтopыe нaпpaвляют yпpaвляющeй кoмпaнии. Дoкaзaтeльcтвoм нaпpaвлeния жaлoбы бyдeт квитaнция oб oтпpaвкe пиcьмa.
B oнлaйн-peжимe нa caйтe УК, — ecли нa нeм пpeдycмoтpeнa тaкaя фyнкция
Кaждyю жaлoбy, oтпpaвлeннyю в peжимe oнлaйн, фикcиpyют и нaзнaчaют yникaльный нoмep.
Иcтoчник: http://zakonmaster.ru
УК дoлжнa ycтpaнить пpoблeмy или oтвeтить в тeчeниe 30 днeй.
Нa oтдeльныe зaпpocы пo зaкoнy УК oтвeчaeт быcтpee.
Ecли в тeчeниe ycтaнoвлeннoгo cpoкa пpoблeмy нe ycтpaнили, или oтвeт нa oбpaщeниe нe ycтpaивaeт, мoжнo пиcaть жaлoбy в вышecтoящиe инcтaнции.
Нaпpaвить жaлoбy в жилинcпeкцию: Гocжилнaдзop
Жaлoбy в гocжилинcпeкцию пишyт, ecли УК нe выпoлняeт ycлoвия дoгoвopa.
Гocжилнaдзop пpинимaeт зaявлeния бecплaтнo.
Жaлoбy нaпpaвляют:
- Пoчтoй: нa aдpec Гocжилинcпeкции cвoeгo гopoдa;
- Oнлaйн: чepeз caйт ГИC ЖКX;
- Пo элeктpoннoй пoчтe: нa aдpec Гocжилинcпeкции cвoeгo гopoдa;
- Чepeз «Интepнeт-пpиeмнyю» caйтa Гocжилинcпeкции: пo cвoeмy peгиoнy.
Иcтoчник: https://businessman.ru
Пocлe paccмoтpeния жaлoбы Гocжилинcпeкция нaпpaвляeт диpeктopy УК пpeдпиcaниe. B дoкyмeнтe yкaзывaют тpeбoвaниe ycтpaнить нapyшeния и cpoки, в кoтopыe УК дoлжнa этo cдeлaть.
Oтпpaвить жaлoбy в ФAC
B Фeдepaльнyю aнтимoнoпoльнyю cлyжбy пишyт жaлoбy, ecли УК:
- зaвышaeт cтoимocть кoммyнaльныx ycлyг: элeктpичecтвo, гaз, вoдoпpoвoд;
- нaвязывaeт плaтныe ycлyги, кoтopыe нe нyжны жильцaм;
- oбpaщaeтcя к пoдpядчикaм, кoтopыe paбoтaют пo зaвышeнным цeнaм.
3aявлeниe пoдaют бecплaтнo.
Иcтoчник: https://fas.gov.ru
Жaлoбy нaпpaвляют:
- Пoчтoй: нa aдpec Цeнтpaльнoгo aппapaтa или тeppитopиaльнoгo opгaнa ФAC.
- Oнлaйн: нa caйтe Гocycлyг.
- Пo элeктpoннoй пoчтe: нa aдpec ФAC.
- Чepeз фopмy oбpaщeния: нa caйтe ФAC.
Жaлoбy paccмaтpивaют в тeчeниe 30 днeй. B oтдeльныx cлyчaяx cpoк мoгyт пpoдлить дo 60 днeй.
Пocлe paccмoтpeния жaлoбы УК ФAC нaпpaвляeт пpeдпиcaниe oб ycтpaнeнии нapyшeний. Ecли yпpaвляющaя кoмпaния нapyшилa зaкoн, дeлo пepeдaют в cyд.
Нaпpaвить жaлoбy в Pocпoтpeбнaдзop
B Pocпoтpeбнaдзop пишyт жaлoбy, ecли кoмпaния нe выпoлняeт cвoи oбязaннocти и нapyшaeт пpaвa coбcтвeнникoв квapтиp.
Нaпpимep:
- ктo-тo cлoмaл лифт, и eгo никтo нe чинит;
- УК нe пpeдocтaвляeт инфopмaцию oб ycлyгax, cpoкax иx выпoлнeния;
- coбcтвeнник квapтиpы пepeплaтил дeньги пo ycлyгaм, a УК нe дeлaeт пepepacчeт и нe вoзвpaщaeт пepeплaтy;
- нe peмoнтиpyют пpoтeкaющyю кpышy;
- нe yбиpaют cнeг нa тeppитopии двopa;
- в пoдъeздe зaвeлиcь мыши, нo oбpaбoткy нe пpoвoдят.
Диpeктop и coтpyдники УК пpи пpoвepкe oбязaны пpeдocтaвить coтpyдникaм Pocпoтpeбнaдзopa дoкyмeнты и вcю инфopмaцию пo дoмy. Ecли дoкyмeнты нe дaют, a инфopмaцию cкpывaют, этo cчитaeтcя нapyшeниeм зaкoнa.
3a coкpытиe дaнныx УК oштpaфyют, a coтpyдникoв мoгyт пocaдить в тюpьмy
Жaлoбy нaпpaвляют:
- Пoчтoй: нa aдpec тeppитopиaльнoгo opгaнa Pocпoтpeбнaдзopa;
- Oнлaйн: чepeз caйт Pocпoтpeбнaдзopa или Гocycлyги.
3aявлeниe пpинимaют бecплaтнo.
Иcтoчник: https://petition.rospotrebnadzor.ru
Жaлoбy paccмaтpивaют в тeчeниe мecяцa.
Cocтaвить зaявлeниe в пpoкypaтypy
B пpoкypaтypy пишyт, зaявлeниe ecли УК:
- нeзaкoннo тpeбyeт дeньги c жильцoв или pacxoдyeт иx;
- нe coблюдaeт тpeбoвaния зaключeннoгo дoгoвopa;
- нapyшaeт пpaвa жильцoв дoмa.
3aявлeниe пoдaют
- B пpиeмнyю: paйoннoй пpoкypaтypы;
- Пoчтoй: нa aдpec paйoннoй пpoкypaтypы;
- Oнлaйн: зaпoлняют нa oфициaльнoм caйтe Гeнepaльнoй пpoкypaтypы.
Иcтoчник: https://ipriem.genproc.gov.ru/
Cpoк paccмoтpeния зaявлeния — 30 днeй.
Ecли пpoкypaтypa peшит, чтo УК нapyшилa зaкoн, дeлo пepeдaют в cyд.
Coбcтвeнник квapтиpы мoжeт oшибoчнo пocлaть жaлoбy в opгaн, кoтopый нe paccмaтpивaeт eгo пpoблeмy. Нaпpимep, житeль MКД oтнeceт жaлoбy нa зaвышeниe цeн пo элeктpoэнepгии в Pocпoтpeбнaдзop, — вмecтo тoгo, чтoбы нaпpaвить ee в ФAC.
B тaкиx cлyчaяx coтpyдники caми пepeнaпpaвляют зaявлeниe в yчpeждeниe, кoтopoe peшит вoпpoc жильцa.
Пoдaть иcк в cyд
B cyд oбpaщaютcя, ecли нyжнo:
- зacтaвить УК ycтpaнить нeдocтaтки в oбcлyживaнии дoмa;
- выпoлнить тpeбoвaния пo yпpaвлeнию дoмoм нa ocнoвaнии дoгoвopa;
- взыcкaть кoмпeнcaцию зa пpичинeнный мaтepиaльный yщepб;
- взыcкaть cyммy в cчeт мopaльнoй кoмпeнcaции.
Иcк пoдaют:
- Личнo: в кaнцeляpию cyдa;
- 3aкaзным пиcьмoм: нa aдpec cyдa;
- Нa элeктpoннyю пoчтy: пo aдpecy cyдa.
Иcтoчник: https://sudrf.ru/
Гocyдapcтвeннyю пoшлинy плaтят, ecли пo иcкy тpeбyют взыcкaть c УК бoльшe 1 миллиoнa pyблeй.
Cyммy иcкa мoжнo paccчитaть в cпeциaльнoм пpилoжeнии: кaлькyлятope гocпoшлины. Пpилoжeниe ecть нa кaждoм caйтe cyдa или oфициaльнoм пopтaлe cyдoв.
Cpoк paccмoтpeния иcкa — 2 мecяцa.
Пocчитaйтe, кaкoй бyдeт пoшлинa
пpи пoдaчe иcкa в cyд Mocквы
B пepиoд пaндeмии зaявлeния в кaнцeляpии нe пpинимaют. Дoкyмeнты мoжнo пoдaть тoлькo пoчтoй или элeктpoннoй зaявкoй.
Чтo пиcaть в жaлoбe нa УК
3aкoн нe дaeт чeткиx тpeбoвaний пo cocтaвлeнию зaявлeния. Чтoбы дeлo paccмoтpeли быcтpee, в зaявлeнии вaжнo yкaзaть:
Кyдa пoдaют жaлoбy и oт кoгo
- Нaзвaниe opгaнизaции, кyдa пишyт жaлoбy.
- ФИO и дoлжнocть тoгo, кoмy пишyт жaлoбy.
Oбcтoятeльcтвa дeлa
- Aдpec дoмa.
- Нaзвaниe УК и peквизиты зaключeннoгo c нeй дoгoвopa.
Cyть пpoблeмы
Нa чтo жaлyeтcя жилeц дoмa.
Чтo cдeлaли жильцы
Дaты и oпиcaниe oбpaщeний в УК c тpeбoвaниями ycтpaнить нapyшeния.
Чтo пpocят жильцы
- Нaкaзaть УК зa нapyшeниe дoгoвopa.
- Bepнyть нeзaкoннo пpиcвoeнныe дeньги.
- Лишить УК лицeнзии.
К зaявлeнию пpиклaдывaют:
- Кoпию пacпopтa зaявитeля.
- Кoпию cвидeтeльcтвa o пpaвe coбcтвeннocти квapтиpы в MКД.
- Кoпию дoгoвopa c УК.
- Кoпию жaлoбы, кoтopyю нaпpaвляли диpeктopy УК.
Дoкaзaтeльcтвa нapyшeний: кoпии чeкoв, cмeт, дoгoвopoв c пoдpядчикaми, квитaнций зa cвeт или гaз. Eщe пpиклaдывaют фoтoгpaфии, видeocъeмкy нa диcкe или флeшкe.
Ecли в cyдe дoкaзaли, чтo УК нe cпpaвляeтcя co cвoими oбязaннocтями, нapyшaeт зaкoн, yпpaвляющaя кoмпaния мoжeт лишитьcя лицeнзии.
Ecли УК лишили лицeнзии, жильцы мoгyт
- Пoмeнять УК.
- Coздaть TCЖ.
Bывoды
- Упpaвляющaя кoмпaния дoлжнa выпoлнять ycлoвия дoгoвopa, зaключeннoгo c жильцaми. Ecли c oбязaннocтями нe cпpaвляютcя, — пишyт жaлoбy к диpeктopy УК.
Ecли нa жaлoбy нe peaгиpyют, и пpoблeмy нe peшaют, — нyжнo нaпpaвить зaявлeниe в дpyгиe инcтaнции: Гocжилинcпeкцию, Pocпoтpeбнaдзop, ФAC, пpoкypaтypy или в cyд. - Дpyгиe инcтaнции paccмaтpивaют жaлoбy нa УК и выдaют пpeдпиcaниe: кaкиe нapyшeния нyжнo ycтpaнить и зa кaкoй cpoк.
- 3a нapyшeниe зaкoнa УК мoгyт лишить лицeнзии. Toгдa жильцы зaключaют дoгoвop c нoвoй УК или oбpaзyют TCЖ.
Mы нe peшaeм пpoблeмы c УК, нo пoмoгaeм нaйти жильe, гдe вce cдeлaнo нa coвecть.
3aкaжитe кoнcyльтaцию pиeлтopa oнлaйн
Холодные батареи, сугробы во дворе и темнота в подъезде – дело рук управляющей компании. Хоть жильцы и платят за эти услуги, недобросовестное исполнение обязанностей со стороны УК уже давно стало нормой. Благо, не для всех – повышение правовой грамотности расширило пласт неравнодушных жильцов многоэтажек, которые готовы заставить коммунальщиков исполнять свои обязанности. С чего же начать?
Можно, конечно, сразу начать с жалоб и судебных исков. Но мы предлагаем с ними повременить, лучший способ начать диалог с УК – претензия в управляющую компанию. Этот на первый взгляд безобидный документ является формой досудебного урегулирования коммунальных проблем. Он как минимум продемонстрирует серьезность намерений жильцов и их желание решить вопрос без привлечения надзорных и судебных органов. Если в УК работают адекватные люди, они отреагируют. Предлагаем проверить это и рассказываем, как написать претензию в управляющую компанию.
Основания для претензий
По сути, основанием для направления претензии может стать любое разногласие. Так как отношения между домовладельцами и УК регулируются заключенным договором, такие разногласия можно признать разногласиями контрагентов. О чем речь?
Это значит, что любая претензия должна быть основана на фактах, событиях и обязательствах, оговоренных договором. Ну, например: вы недовольны мусором, который накопился в подвале. Но в договоре уборка подвальных помещений в обязанности УК не входит, а значит такая претензия будет необоснованная.
Минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должна исполнять УК, оговорен Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013. Невыполнение любого из них может стать основанием для подачи претензии.
Сюда входят в том числе:
- организация вывоза мусора;
- уборка подъездов и дворовых территорий, облагораживание дворов и игровых площадок, поддержание порядка, обустройство тротуаров и т.д.;
- установка и поддержание в пригодном состоянии общедомового оборудования;
- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- подготовка к эксплуатации отопительных и иных инженерных систем;
- расчет оплаты жильцов и т.д.
Отдельные причины рассмотрим подробнее.
Некачественное отопление
Одна из распространенных причин для претензии – проблемы с отоплением. Тут и холодные батареи, и образование завоздушин, и некачественная опрессовка системы, и даже прорывы. Главное, чтобы причиной таких явлений были нарушения именно со стороны УК. Бывает так, что нарушения в работе отопительной системы, вызваны самостоятельной заменой радиаторов или несанкционированной врезкой в систему самого автора претензии. В этом случае претензия может создать обратный эффект – вас проверят, найдут нарушения, и за нарушение работы системы придется отвечать самостоятельно.
Если вы точно уверены, что нарушители ни вы, ни ваши соседи – пишите претензию. Нарушением будет считаться постоянная температура ниже 18˚С в жилых и 20˚ С в жилых угловых комнатах (раздел VI Требований, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).
Залив квартиры, дома или подвала
Поводом для претензии управляющей компании залив квартиры будет лишь тогда, когда УК можно считать виновником залития. А возможно это лишь если прорвало какой-нибудь стояк, за который отвечает УК, и только в том случае, если она действительно не обеспечила надлежащего его содержания. Если, например, прорыв произошел в месте несанкционированной врезки соседями с верхнего этажа, виноваты будут они – УК не при чем. Вот здесь мы уже рассказывали, когда в заливе будет виновата УК, и что нужно делать, чтобы возместит ущерб.
Возмещение ущерба
Вообще УК может быть виновата в любом ущербе, который причинен вашему квартирному имуществу. Это могут быть случаи:
- затопления квартиры из-за проржавевшего стояка;
- задымление и порча мебели из-за засоренной вентиляционной шахты;
- травмы, полученные под домом из-за упавшей сосульки, снега или на не очищенной ото льда дорожке;
- падения старого дерева, разбившего окно и т.д.
Любой такой ущерб придется доказать, потому предварительно запаситесь видео- и фото доказательствами, результатами экспертиз, медицинскими справками и чеками. Если УК не захочет доводить дело до суда, и ее вина действительно очевидна, она возместит любой такой ущерб, так как знает – после суда это будет значительно дороже.
Перерасчет
Если коммунальщики насчитают вам завышенную плату за коммунальные услуги, можно направить управляющей компании претензию о перерасчете. Однако, это столь очевидное нарушение, что УК, вероятно, согласится его исправить и без претензии – на основе, например, телефонного звонка или личной явки на прием к специалисту. Ну а уже если перерасчет не сделан по первому требованию, тогда направляем претензию.
Иные причины
Претензию можно написать в ЖЭК по любому поводу, когда тот нарушает взятые на себя обязательства и не поставляет коммунальные услуги должного качества. Например, если:
- не осуществляется уборка придомовой территории и контейнерных площадок;
- не осуществляется уборка тамбуров, холлов, подъездов, коридоров, лестничных площадок;
- не проводится прочистка ливневой канализации, уборка газонов, мытье окон;
- не проводится техническое обслуживание и ремонт лифтов, иного оборудования многоэтажки;
- не проводится текущий ремонт здания, лестничных площадок, кровли и т.д.
Как написать претензию в управляющую компанию?
Претензия – это аналог жалобы. Потому ее можно составить в свободной форме, специальной формы и обязательных требований к ней, собственно, как и сам факт обязательной подачи такой претензии, законодательством не установлен. Лучше работает коллективная претензия управляющей компании – подпишите ее вместе с несколькими другими соседями. Вас могут убеждать, что претензия – это сложный документ, но это не так. Не нужно обращаться к адвокатам и юристам, пишите ее самостоятельно и не забудьте указать в ней:
- фамилии, адреса заявителей;
- суть претензии – что конкретно вызывает негодование у жильцов;
- требования – отремонтировать, провести проверку, убрать, осветить и т.д., все, чего бы вы хотели добиться;
- намерение обратиться с жалобой в надзорные органы, если претензия будет проигнорирована в течение указанного срока;
- объективно разумный срок для ожидания ответа, например, 10 дней;
- дату, подписи.
Образец претензии в управляющую компанию
blank-pretenziya-v-upravlyayushchuyu-kompaniyu.doc ≈ 47 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Составив документ, направьте его в УК. Сделать это можно любыми привычными способами:
- Передав лично в офисе организации. Для этого обязательно распечатайте второй экземпляр, на котором потребуйте у ответственного сотрудника поставить отметку о приеме.
- Направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Направив по электронной почте или через форму обратной связи на сайте УК.
Нужно ли ссылаться на законы?
Вообще ссылка на нормативные акты в претензии – признак правовой грамотности. Их указание в документе рекомендуется, но не обязательно. В конце концов законы должна знать сама УК, а не жильцы дома. И если вы не правы, то это УК должна сообщить вам, в силу какого закона она совершила то или иное действие, или в силу какого закона она не должна возмещать вам ущерб.
Что делать, если претензия была проигнорирована?
Стандартный срок рассмотрения претензии управляющей компанией – от 10 до 30 дней. Он законом не регламентирован, в связи с чем УК может рассматривать обращение вплоть до 1 месяца. Переживать раньше времени, звонить и требовать ответа не стоит. Коммунальщики проведут проверку, выяснят, обоснованные ли ваши требования, и если таки да – они их исполнят. Там-то точно знают, что игнорировать их может оказаться куда дороже.
Прошел месяца, ответ управляющей компании на претензию так и не пришел, а требования не выполнены? Ну что ж, пора прибегать к более радикальным действиям. Сначала готовим жалобу:
- в местную жилинспекцию, как орган жилищного надзора;
- в Роспотребнадзор, так как в отношениях с УК жильцы признаются потребителями услуг;
- в местную прокуратуру, как орган общего надзора за соблюдением законодательства.
Параллельно можно подать иск в суд. Он поможет не только заставить УК исполнять свои обязанности по договору, но и взыскать причиненный ущерб, неустойку, потребительский штраф и судебные расходы. Удачи!
11:13 16.08.2018
(обновлено: 11:38 03.03.2020)
https://realty.ria.ru/20180816/1526643374.html
Как правильно взаимодействовать с ГБУ «Жилищник»
Как правильно взаимодействовать с ГБУ «Жилищник» — Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Как правильно взаимодействовать с ГБУ «Жилищник»
Немало домов в Москве, особенно тех, которые относятся к старому жилищному фонду, находятся под управлением государственного бюджетного учреждения «Жилищник». Специалисты рассказали, как эффективно взаимодействовать с учреждением.
2018-08-16T11:13
2018-08-16T11:13
2020-03-03T11:38
полезное
f.a.q. – риа недвижимость
городское хозяйство москвы
москва
инфраструктура
жкх
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1526643374.jpg?15257980271583224719
москва
россия
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
полезное, f.a.q. – риа недвижимость, городское хозяйство москвы, москва, инфраструктура, жкх, россия
Полезное, F.A.Q. – РИА Недвижимость, Городское хозяйство Москвы, Москва, Инфраструктура, ЖКХ, Россия
Онлайн
Как правильно взаимодействовать с ГБУ «Жилищник»
Немало домов в Москве, особенно тех, которые относятся к старому жилищному фонду, находятся под управлением государственного бюджетного учреждения «Жилищник». Специалисты рассказали, как эффективно взаимодействовать с учреждением.
В зону ответственности ГБУ «Жилищник» по придомовой территории входят пешеходные пути, ведущие к входным группам (подъезды многоквартирных домов), проезды к дому, а также детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и прочие.
Отделения ГБУ «Жилищник» содержат, ремонтируют и благоустраивают придомовые территории; содержат и ремонтируют объекты дорожного хозяйства и отвечают за озеленение района.
Более детальную информацию, входит ли придомовая территория в зону ответственности отделения ГБУ «Жилищник», можно узнать на сайте учреждения, а также на сайтах управы района и префектуры.
За консультацией можно прийти в отделение ГБУ «Жилищник» в часы приема населения. Они указаны на сайте учреждения, на информационных стендах в помещениях учреждения, а также в наиболее посещаемых местах района (автобусные остановки, входы/ выходы в метро, пешеходные зоны и так далее).
Также консультацию по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно получить по телефону единого диспетчерского центра комплекса городского хозяйства: 8 (495) 539-53-53; либо по телефону единой справочной службы Москвы: 8 (495) 777-77-77, которая работает круглосуточно.
«Жилищник» — управляющая компания или, согласно юридической терминологии, организация, которая на коммерческой основе предоставляет собственникам многоквартирных домов услуги по техническому, эксплуатационному и санитарному содержанию их совместного имущества.
Жилищным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами на управляющие организации возложены полномочия, обеспечивающие многоквартирным домам надлежащее состояние, а их жителям — достойные условия проживания. Но действующее законодательство нередко бывает нарушено недобросовестными представителями сферы ЖКХ. Мириться с этим жильцы не должны. Они вправе обратиться с жалобой в уполномоченный орган надзора и другие компетентные инстанции для защиты собственных законных прав и интересов.
Руководство УК
В случае возникновения претензий к действиям (бездействию) сотрудника или филиала управляющей организации жильцу лучше начать обжалование с обращения к ее руководящему аппарату.
Жалобу рекомендуется оформить в письменном виде и принести ее в главный офис компании лично либо отправить почтой по адресу, указанному в договоре. Для справки: с перечнем УК, их телефонами, адресами, официальными порталами и реквизитами можно ознакомиться по ссылке gis-zkh.ru/upravlaushie-kompanii-rossii/.
Что касается содержания заявления, его суть может быть изложена в свободной форме, но с соблюдением правил ведения деловой переписки. Текст претензии должен быть дополнен «шапкой» с данными заявителя и получателя, подписью адресанта и датой подачи обращения.
О правилах составления официальных претензий можно прочесть в статье «Как правильно написать жалобу»
Образец жалобы можно рассмотреть на следующем примере:
Органу жилищного надзора
Если руководство УК после поступления жалобы проблемную ситуацию не урегулировало, что на самом деле — далеко не редкость, претензия касательно неудовлетворительной работы организации должна быть направлена дальше — в органы государственного контроля.
Согласно ст. 20 ЖК РФ, деятельность всех субъектов жилищного хозяйства попадает под влияние уполномоченного органа государственного и муниципального ведомственного контроля.
Стоит отметить, что по закону в отношении управляющей организации государственный контроль не осуществляется. Но уполномоченный орган в случаях совершения правонарушений УК безучастным не остается. Он выполняет возложенные на него обязанности в рамках лицензионного контроля. Это основывается на том, что управляющая компания реализует свою деятельность по лицензии, которой может лишиться по весомым на то причинам, и в некоторых случаях — не без содействия надзорного органа.
Данный факт по сути особого значения для жильца многоквартирного дома не имеет, но его понимание в некоторых случаях способно помочь при обжаловании действий (бездействия) жилищника.
Госжилнадзор
На муниципальном уровне наблюдением, выявлением и пресечением фактов нарушения жилищного законодательства занимается Государственная жилищная инспекция (ГЖИ/Госжилнадзор). Служба отвечает за проверку жилищников в рамках муниципального образования и за контроль деятельности жилищных инспекторов.
Жилищным инспекторам подотчетны населенные пункты и районы. Например, в пределах Москвы действуют 10 инспекций, соответствующих округам города. В других субъектах Российской Федерации одна ЖИ может контролировать управляющие организации не только в рамках района, но и небольшого города или другого населенного пункта.
Первым уровнем обжалования УК в системе государственного надзора должна стать именно жилищная инспекция. Если жильцы не знают адреса и номера телефона ближайшего отделения, они могут посетить официальный портал ГЖИ субъекта, и там ознакомиться с перечнем территориальных проверяющих.
Обычно там же представлен исчерпывающий перечень контактов для обращений граждан. Как правило, подача жалобы в инспекцию района или населенного пункта осуществляется лично и, иногда, по почте.
Если в течение 30 дней от ЖИ не поступило ответа, либо он был объективно не компетентен, заявитель вправе перейти на следующий уровень — к обращению в ГЖИ субъекта. Это учреждение обладает более широким кругом полномочий, и кроме контроля УК осуществляет надзор за правомерностью действий территориальных инспекторов. Иными словами, пожаловаться в Госжилинспекцию можно не только на нарушения в управлении многоквартирным домом, но и на незаконные действия (бездействие) сотрудников ЖИ.
Для обращения в муниципальный Госжилнадзор гражданин может выбрать несколько способов. Чаще всего это:
- Личный визит в приемную органа или к его специалистам (руководству).
- Почтовое отправление письменной жалобы.
- Составление и подача заявления через онлайн-приемную на официальном сайте ГЖИ.
При составлении письменной жалобы рекомендуется обратить внимание на следующий образец:
Реквизиты для подачи претензии можно узнать на порталах территориальных ведомств. Их перечень представлен по ссылке minstroyrf.ru/dwellers/index_phones.php.
Минстрой РФ
Факт недобросовестного рассмотрения обращения Госжилинспекцией можно обжаловать вышестоящему органу государственного жилищного надзора: Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ и заместителю министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства — Чибису Андрею Владимировичу (главному жилищному инспектору).
Обратиться к руководству Департамента или к главному жилищному инспектору можно лично по адресу г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д.10/23, стр.1, по предварительной записи, в соответствии с графиком приема граждан.
График приема должностных лиц доступен для ознакомления в разделе «Контакты» официального портала Минстроя — minstroyrf.ru. Записаться на прием можно, подав электронную заявку (как это сделать — см. ниже) или позвонив по телефону 7 (495) 647-15-80 доб. 61025, 61028.
Также на сайте Министерства строительства и ЖКХ есть возможность подать электронную жалобу. Для этого заявителю нужно:
- Перейти по ссылке minstroyrf.ru.
- Выбрать раздел меню «Гражданам».
- Прокрутить страницу вниз и развернуть строку «Отправить письмо в Минстрой России», нажать «Отправить письмо».
- В верхней части появившейся онлайн-формы нажать «Обращение физических лиц».
- Указать имя, фамилию заявителя, адрес получения ответа (имейл или почтовый).
- Из предложенных вариантов выбрать тему обращения «Электронное обращение (жалоба) заявителя по вопросам проведения проверки» или «Запись на прием» (если гражданин хочет лично встретиться с руководством Департамента ЖКХ или Чибисом А. В).
- В соответствующее поле ввести текст обращения.
- Согласиться с правилами рассмотрения электронных обращений (ознакомится с ними можно в начале заполнения формы).
- Отправить заявку.
По любым уточняющим вопросам касательно рассмотрения обращений или организации приема граждан можно связаться с уполномоченным лицом — Евдокимовым Андреем Николаевичем — по электронной почте Andrey.Evdokimov@minstroyrf.ru.
Орган исполнительной власти субъекта
Компетентными в вопросах надзора УК и рассмотрения соответствующих жалоб граждан являются территориальные министерства строительства и ЖКХ и местная администрация. Обратиться к ним с заявлением о правонарушении жилищника можно лично или направив претензию заказным письмом по почте.
Практически у всех государственных ведомств есть свои официальные веб-ресурсы. На них содержится необходимая для граждан информация, включая варианты обращений и контактные данные. Также на некоторых порталах есть специализированные сервисы составления и подачи электронных жалоб. Их заявители могут использовать в качестве аналога личному посещению учреждения.
В центр общественного контроля
Центры общественного контроля в сфере ЖКХ охватывают 83 субъекта Российской Федерации. В перечень их задач входит:
- рассмотрение обращений граждан и осуществление по ним выездных проверок;
- анализ рынка управляющих организаций и формирование их рейтингов;
- содействие в защите законных интересов граждан в суде.
Ознакомиться с контактной информацией региональных центров можно по ссылке gkhkontrol.ru/regions.
Для подачи жалоб в Национальный центр общественного контроля предусмотрена электронная форма обратной связи на официальном портале организации. Чтобы отправить через нее запрос, заявителю необходимо:
- Перейти по ссылке gkhkontrol.ru/sendmail.
- Ввести свои ФИО полностью.
- Указать контактный номер телефона и адрес электронной почты.
- Изложить суть проблемы.
- Написать об обращениях в государственные инстанции и результатах их рассмотрения.
- При наличии актуальных документальных свидетельств изложенного прикрепить их электронные копии (не более 3-х штук совокупным размером, не превышающим 15 Мб).
- Нажать кнопку «Отправить».
В Роспотребнадзор
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека можно обратиться с жалобой на нарушение управляющей организацией договора оказания услуг и на неудовлетворительную санитарно-эпидемиологическую обстановку общего имущества жильцов — отдельно.
Территориальные управления
Первым учреждением обжалования должен стать территориальный отдел Управления Роспотребнадзора субъекта. Эта структурная единица Федеральной службы осуществляет свои полномочия на уровне района или небольшого населенного пункта. Информация о сети территориальных отделений доступна на сайте регионального Роспотребнадзора.
Далее, при отсутствии компетентного ответа отдела, следует Управление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (найти нужное можно здесь — rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php). Жалобы сюда подаются лично, направляются посредством почты (курьерской службы) или информационно-телекоммуникационной сети.
Центральный аппарат
В центральный аппарат Роспотребнадзора обращения подаются в следующих случаях:
- Предметом жалобы стали действия (бездействие) нижестоящих сотрудников и должностных лиц Службы, рассматривавших заявление о правонарушении УК ранее.
- Заявитель остался не удовлетворен результатом обжалования деятельности управляющей организации на уровне субъекта.
Номер телефона информационно-справочной линии Роспотребнадзора — 8 (800) 100-00-04 (звонить в будние с 10:00 до 17:00, кроме перерыва с 12:00 до 12:45).
Для подачи жалобы граждане вправе воспользоваться следующими способами:
- Явиться в ЦА Роспотребнадзора лично, по адресу г. Москва, Вадковский пер. д. 18 стр. 5,7.
- Отправить заявление по почте — 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.
- Воспользоваться онлайн-приемной на официальном сайте.
Как потребитель некачественных услуг заявителю нужно жаловаться в Управление защиты прав потребителей. Компетентные специалисты ведут прием граждан по средам с 13:00 до 16:00. А, чтобы попасть к руководителю подразделения — Прусакову Олегу Владимировичу, нужно записаться на среду в промежуток с 14:00 до 17:00 по телефону 8 (499) 973-19-71.
Если предметом жалобы является несоблюдение управляющей организацией санитарных правил и норм (подъезд и придомовая территория не убираются, несвоевременно вывозится мусор и т. п.), жильцам стоит обратиться в Управление санитарного надзора. Его начальник — Шевкун Ирина Геннадиевна — принимает по вторникам с 15:00 до 17:00 (перед визитом необходимо согласовать дату и время по телефону 8 (499) 973-30-26). Ввиду большой занятости руководителя рекомендуется попытаться урегулировать проблемную ситуацию через специалистов подразделения. Попасть к ним на прием можно без записи — во вторник, с 13:00 до 16:00.
В случае, когда по вине или недосмотру управляющей организации благополучию жильцов дома угрожает эпидемиологическая опасность, с проблемой разбирается Управление эпидемиологического надзора. Обратиться за компетентной помощью в данной ситуации можно к:
- специалистам отдела — по пятницам с 10:00 до 13:00;
- руководителю (Ежловой Елене Борисовне) — в среду с 14:00 до 18:00 (запись по телефону 8 (499) 973-18-67).
На личном приеме у руководителей или сотрудников подразделений Роспотребнадзора заявителю необходимо будет предъявить паспорт.
Жалоба онлайн
Пожаловаться на управляющую организацию можно и не выходя из дома. Но для этого заявителю понадобится профиль на сайте gosuslugi.ru с заблаговременно введенными паспортными данными и СНИЛС. Данное условие объясняется положением Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которому основанием для проведения внеплановой проверки может стать только заявление гражданина, прошедшего авторизацию через систему ЕССИА (на практике означает — вход через учетную запись портала Госуслуг, содержащую всю необходимую информацию).
Если заявитель собирается сообщить о правонарушении УК в информационных целях и не требует от Роспотребнадзора назначения и проведения инспекции работы жилищника, авторизация в ЕСИА не нужна. Но в таком случае автору жалобы необходимо знать, что его обращение по существу рассмотрено не будет.
Чтобы оставить заявку на внеплановую проверку управляющей организации, гражданин должен проследовать приведенной ниже инструкции:
- Перейти по ссылке petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
- В нижней части страницы выбрать вариант подачи с обязательной авторизацией в ЕСИА.
- Пройти авторизацию.
- Заполнить пустые поля электронной формы (стандартная контактная и личная информация, текст жалобы).
- Выбрать подразделение, которому направляется обращение (это может быть не только центральный аппарат, но и управление в субъекте).
- По желанию прикрепить электронные документы, актуальные фото, видео.
- Нажать «Отправить».
Прокуратура
В перечень полномочий прокуратуры входит осуществление надзора за деятельностью:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ;
- органов военного управления, местного самоуправления, контроля;
- руководителей и органов правления юридических лиц.
Прокурор на основании проведенного расследования вправе возбудить дело о привлечении виновных к административной ответственности или принять меры по обеспечению уголовного преследования лиц, совершивших правонарушение с признаками преступления.
Чтобы пожаловаться на руководство управляющей организации жильцу многоквартирного дома нужно составить заявление: описать факт и обстоятельства правонарушения, указать его фигурантов и попросить о проведении проверки.
Образец письменного обращения в прокуратуру
Подать жалобу можно, как лично, так и по почте или посредством электронной приемной, функционирующей на официальном сайте прокуратуры.
Веб-ресурсы системы прокурорского надзора:
- Генеральная прокуратура — https://genproc.gov.ru.
- Карта прокуратур субъектов — https://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=.
На порталах субъектов можно найти контактную информацию нижестоящих прокуратур (городского или районного уровня). Именно к ним изначально направляется жалоба на УК, а в случае их бездействия заявление о правонарушении передается выше, вплоть до Генерального органа надзора Российской Федерации.
Генеральная прокуратура принимает жалобы граждан:
- При их личном визите по адресу г. Москва, Благовещенский пер., д. 10. Прием осуществляется с будние дни с 9:00 до 18:00, кроме пятницы (до 16:45) и обеденного перерыва (с 13:00 до 13:45). Действует предварительная запись — с 9:00 до 17:00 (до 15:45 в пятницу), кроме выходных и праздничных дней.
- Почтой по адресу ГСП-3, 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.
- Через интернет-приемную — https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
Суд
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется в судебном порядке. Подсудность дел определяется согласно процессуальному законодательству — истец (заявитель) подает заявление в районный суд по месту нахождения офиса управляющей организации.
В иск необходимо включить определенные сведения, разбитые на несколько блоков:
- Вводный (личные и контактные данные сторон судопроизводства, наименование суда).
- Описательный (основная информация по обращению — суть проблемы, ее действующие лица, аргументы в пользу изложенного и т. п.).
- Просительный (четко сформулированные требования заявителя с соответствующими законодательными выдержками).
- Приложения (перечисление всех прилагаемых к заявлению документов).
В качестве примера иска можно рассмотреть следующий образец
К написанию заявления лучше привлечь специалиста, поскольку, даже зная структуру жалобы, неопытному в судебных делах человеку будет трудно учесть негласные правила и нюансы составления документа.
На основании данных, представленных сторонами разбирательства, показаний свидетелей, актов госорганов судья выносит решение об удовлетворении или отклонении исковых требований заявителя.
Жителям Москвы
У жителей столицы существуют дополнительные возможности добиться урегулирования конфликта с управляющей организацией. Они могут обратиться за помощью к уполномоченным органам государственной власти через специализированные порталы и сервисы, созданные для упрощения процесса обжалования и помощи рядовым гражданам в отстаивании своих законных интересов.
«Наш город Москва»
С помощью данного проекта москвичи могут в несколько кликов составить и отправить жалобу на УК с помощью ПК или гаджета.
Для этого от них потребуется выполнение следующих действий:
- Перейти по ссылке gorod.mos.ru/index.php?show=info.
- Выбрать «Многоквартирные дома» — «Управление домом».
- Определиться с направлением проблемы «Нарушение при выборе (смене) управляющей организации» или «Нарушения при предоставлении информации от управляющей организации» (другие незаконные деяния УК через портал обжаловать нельзя).
- Нажать «Сообщить о проблеме» (в правой части страницы).
- Указать адрес многоквартирного дома.
- Ввести номер финансово-лицевого счета.
- Указать дополнительные сведения.
- Отправить заявку.
Согласно правилам портала, ответ по жалобе должен поступить не позднее, чем через 8 дней, после его подачи. Если по каким-либо причинам обращение будет отклонено, заявитель узнает об этом в течение 24 часов, отведенных на его модерацию.
«Добродел»
Портал помогает жителям Московской области достучаться до уполномоченных инстанций и решить проблему, попадающую под сферу влияния местных властей.
Чтобы направить жалобу, заявитель:
- Регистрируется по ссылке https://dobrodel.mosreg.ru/register.
- Активирует свою учетную запись и заходит в созданный профиль.
- Нажимает находящуюся слева оранжевую кнопку «Создать жалобу».
- Заполняет открывшуюся онлайн-форму.
После этого сообщение в течение двух суток проходит проверку. В случае соответствия установленному формату к нему прикрепляется ответственное лицо из числа «доброделов», которое и будет содействовать разрешению проблемы (направлять жалобу в компетентные органы, следить за ходом и результат ее рассмотрения, передавать отчет о проделанной работе заявителю).
Видео: жилищник в Ясенево творит чудеса
Законодательная база
При обжаловании действий (бездействия) управляющей организации рекомендуется воспользоваться следующими нормативно-правовыми актами:
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
- ПП РФ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» от 15 мая 2013 г. № 416.
- ПП РФ «О государственном жилищном надзоре» от 11 июня 2013 г. № 493.