Медицинская помощь населению оказывается не только в государственных учреждениях, но и частных клиниках. Несмотря на то, что они оказывают платные услуги, нередко граждане не удовлетворены работой организаций. Пациенты могут столкнуться с хамским поведением, неисполнением обязательств врачом, халатностью. Данные нарушения могут привести к неблагоприятным последствиям. Для разрешения конфликтной ситуации гражданином может быть подана жалоба на частную клинику. Важно знать, как правильно составить ее, куда подать.
Содержание
- 1 Куда подать жалобу на частную клинику?
- 1.1 Главному врачу
- 1.2 В Роспотребнадзор
- 1.3 В Росздравнадзор
- 2 Как подать жалобу?
- 3 Образец жалобы
Куда подать жалобу на частную клинику?
Определить, куда написать жалобу, можно после уточнения оснований для обращения.
Среди частых причин подачи заявлений выделяют:
- неправомерный отказ в оказании медицинских услуг;
- некачественное оказание медицинских услуг;
- несвоевременное оказание медицинской помощи;
- постановка неправильного диагноза;
- допущение халатности;
- назначение неправильного лечения;
- ухудшение здоровья после терапии по вине врача;
- чрезмерные финансовые траты без необходимости;
- грубое отношение врача к пациенту;
- нарушение врачебной тайны.
Справка! В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относят соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, обеспечение гарантий, приоритет интересов пациента, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, ее доступность. При несоблюдении данных норм можно пожаловаться в вышестоящие инстанции.
Сначала решить проблему стоит с руководством клиники. Для этого можно обратиться к администратору, который передаст претензию главному врачу. Если после установленного срока рассмотрения жалоба останется без ответа, стоит обращаться в вышестоящие органы: Роспотребнадзор, Росздравнадзор.
Главному врачу
Главный врач должен нести ответственность за действия своих сотрудников. При выявлении нарушений пациентом он первым разбирается в конфликтной ситуации.
Обратиться к руководству клиники можно как в устной, так и письменной форме. Жалоба должна быть корректной, не содержать нецензурной лексики, оскорблений персонала.
Главврач обязан принять обращение к рассмотрению. После этого он дает обоснованный ответ независимо от того, будут приняты к сотруднику меры или нет.
Среди оснований для обращения выделяют:
- непрофессионализм врачей (постановка неправильного диагноза, неправильно назначенное лечение и тд.);
- халатность врача;
- грубое, хамское поведение.
Если речь идет о коррупции, вымогательстве, угрозах со стороны врача, обращение к руководству необязательно. Такие противоправные деяния рассматриваются в полиции или прокуратуре.
Главврач может отказать в принятии мер. Он вправе посчитать, что обстоятельства, приведенные в жалобе, не содержат нарушений. В этом случае можно подать обращение на неправомерные действия руководства клиники.
В Роспотребнадзор
Роспотребнадзор контролирует порядок исполнения медицинскими учреждениями закона «О защите прав потребителей». Для осуществления проверки гражданин должен подать жалобу на конкретную частную клинику.
Среди частых оснований для обращения выделяют:
- навязывание ненужных медицинских услуг;
- отсутствие медицинской лицензии у организации;
- использование небезопасных для здоровья препаратов;
- ненадлежащее качество оказанных платных услуг;
- отказ в удовлетворении требований возместить ущерб, сделать перерасчет оплаты;
- непредоставление полной информации об исполнителе услуг, самих процедурах.
Документ составляется в письменном виде. В нем подробно прописываются фактические обстоятельства, которые касаются договоренностей с медклиникой, а также их нарушение.
Рассмотрение жалобы производится в течение 30 дней. Если требуется, проводится проверка деятельности учреждения, а также обстоятельств произошедшего. При выявлении нарушений на имя руководителя клиники составляется предписание. В нем указывается, в течение какого времени требуется устранить недостатки.
В Росздравнадзор
Росздравнадзор осуществляет контроль как над государственными, так и частными медицинскими учреждениями. Для реализации этих целей они проводят плановые проверки, проверяют соблюдение порядка оказания и следования стандартам медицинской помощи.
Среди оснований для подачи жалобы выделяют:
- неудовлетворенность результатом лечения;
- нарушение законных прав пациента;
- пренебрежение стандартами и правилами оказания медицинской помощи;
- нарушение порядка реализации лекарственных препаратов.
Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)
Как подать жалобу?
Способ подачи жалобы зависит от того, в какую структуру пациент решил обратиться. На начальном этапе решать вопросы требуется с руководством клиники. Направить претензию гражданин вправе как устно, так и письменно. При отказе главного врача принять жалобу, она направляется по почте.
Жалоба в Росздравнадзор подается несколькими способами:
- в письменном виде почтовым отправлением – в управление соответствующего региона или Федеральную службу по адресу: 109074, Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1;
- через интернет, используя специальный сервис для подачи жалобы;
- по электронной почте info@roszdravnadzor.gov.ru;
- при личном посещении территориального или центрального органа.
Обращать в Роспотребнадзор можно также несколькими способами. Письмо направляется в территориальный орган по месту проживания или получения услуг, а также в центральную приемную по адресу: г. Москва, Вадковский пер. д. 18 стр. 5,7. На официальном сайте органа предусмотрен раздел для подачи обращений. Уточнить необходимые данные можно по телефону единого консультационного центра 8-800-555-49-43.
Внимание! Обращение должно быть принято и зарегистрировано в течение 3 дней. После этого инициируется проверка деятельности учреждения для выявления фактов нарушений.
Если по жалобе будет вынесено решение в пользу пациента, заявитель может подать претензию на возмещение ущерба. В случае игнорирования нарушителем документа или отказе удовлетворить требования, гражданин вправе подать исковое заявление в суд.
Образец жалобы
Жалобу на частную клинику можно составлять от руки или напечатать на компьютере. Единой формы документа нет. При оформлении можно использовать данный образец.
Важно, чтобы в бумаге были прописаны основные пункты:
- В правом верхнем углу отмечаются данные организации, которая получит жалобу. Если известны ФИО должностного лица, нужно их прописать. Также указываются ФИО, адрес проживания, контакты заявителя.
- В центральной части документа пишется его наименование: «жалоба».
- Далее подробно описывается суть обращения. В тексте нужно указать личные данные сотрудника частной клиники, действия которого обжалуются, дату и место происшествия. Обязательно приводятся нормативно-правовые акты, которые нарушили сотрудники учреждения.
- Указывается, какого результата хочет добиться заявитель. Можно потребовать компенсировать ущерб, перевестись на учет к другому лечащему врачу, назначить административное наказание.
- В нижней части ставится дата составления, подпись заявителя.
В наличии у обращающегося должны быть документы, которые подтверждают приведенные факты. К ним относят выписку из истории болезни, чеки об оплате медицинских услуг, фотоматериалы, аудиозаписи, копии ранее поданных жалоб. В тексте необходимо указать перечень переданных материалов.
Жалоба на частную клинику подается при выявлении любых противоправных действий сотрудников и руководства. Сначала вопрос решается на уровне главного врача. При отсутствии результатов можно обращаться в вышестоящие инстанции: Роспотребнадзор, Росздравнадзор. После вынесения предписания виновные лица могут быть привлечены к ответственности.
Плохо залеченный зуб, корявая пластика, неточный диагноз — все это случаи некачественной медицинской помощи, с которой можно столкнуться как в частной клинике, так и в государственной. Пациенты часто «закрывают глаза» на эти нарушения, если в итоге обошлось без тяжких последствий для здоровья, а зря. По закону можно вернуть средства, потраченные на некачественные услуги. В арсенале современного российского законодательства достаточно инструментов, чтобы привлечь к ответственности недобросовестных медиков. Ruposters рассксзывает, что делать, если вам оказали медуслугу ненадлежащего качества, и как в этом случае вернуть свои деньги.
Что такое «некачественная медицинская услуга»
Это те услуги, которые не соответствуют подписанному договору и требованиям, установленным законодательством. Например, плохо залеченный зуб в частной стоматологии или неверная диагностика, приведшая к ухудшению состояния больного — все это некачественные медуслуги, за которые можно вернуть деньги.
Врач, не исполнивший свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство медцентра может вынести ему выговор или даже уволить. Но есть ряд проступков, за которые предусмотрено уголовное наказание:
- неоказание помощи больному без уважительных причин;
- причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности;
- смерть пациента, наступившая вследствие действий врача.
К некачественным услугам (или даже к обману) можно отнести платное лечение в стационаре по полису обязательного медицинского страхования или диагностику, за которую вы заплатили, несмотря на то что у вас есть полис ОМС. Вернуть свои средства за такое «бесплатное» медицинское обслуживание тоже возможно.
Что делать, если вы столкнулись с некачественными медуслугами в платном медцентре
Прежде всего нужно обратить внимание на договор. Все частные клиники должны заключать договор на медицинские услуги в письменной форме. Там должны быть прописаны ФИО, адрес и телефон пациента, реквизиты клиники, условия оказания услуг и вероятные риски. В случае проблем договор и чеки с указанием суммы оплаты будут вашими доказательствами в дальнейших разбирательствах.
Далее нужно обратиться с письменной претензией в саму клинику: описать, какая услуга оказывалась, сколько за нее уплачено, какие у вас появились проблемы после действий врача и каковы ваши требования. Все это можно написать в произвольной форме. Вручить претензию необходимо лично под роспись или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если медучреждение не согласится с вашими требованиями, вы можете предоставить заключение стороннего специалиста о состоянии вашего здоровья после вмешательства врача или сделать экспертизу оказанных услуг. Руководство медцентра не идет вам навстречу и не хочет признавать вину? Тогда обращайтесь с заявлением в суд. Параллельно с этим желательно составить жалобы в Росздравнадзор и в прокуратуру.
Следует знать, что, если сумма иска не превышает 1 млн рублей, госпошлину платить не придется. Кроме того, вы вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой будет определен судом.
Куда обращаться в случае проблем с государственной клиникой
Прежде всего нужно отправить жалобу главврачу в письменном виде в двух экземплярах, один из них оставив у себя. На вашем экземпляре обязательно должна быть подпись того, кто принял жалобу. Если проблемы не особо серьезные (например, затягивают сроки лечения или возникла личная неприязнь), вам могут заменить врача или сделать выговор нерадивому сотруднику. Также руководство клиники может выплатить вам компенсацию или предложить дополнительное лечение.
Когда проблемы серьезные и главврач никак не реагирует, составляйте жалобу в Росздравнадзор. К жалобе нужно обязательно приложить доказательства факта лечения в конкретной больнице или у определенного специалиста (талон на прием, медкарта) и заключение медэкспертизы о факте некачественного лечения. Отдельно можно составить жалобу в городской департамент здравоохранения и Минздрав РФ. Если у вас есть полис ОМС и вашему здоровью причинили значительный ущерб, сразу обращайтесь в страховую компанию. Переговоры с руководством клиники лягут на ее плечи, и именно страховая может помочь вам со сбором доказательств, оформлением документов и т.д.
Как и в случае с платным медцентром, вы имеете право обратиться в суд для возмещения нанесенного фактического и морального вреда. И в этом случае лучше всего заручиться поддержкой грамотного юриста.
Что делать, если требуют деньги за лечение по полису ОМС
Чаще всего такие ситуации происходят при выезде в другие города России. Нужно знать, что полис ОМС действителен не только в городе вашего проживания, но и на всей территории РФ и гарантирует вам бесплатное медицинское обслуживание в медорганизациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Если в государственной клинике другого региона при предъявлении медицинского полиса с вас требуют деньги, жалуйтесь в администрацию учреждения или обратитесь к страховому представителю организации, которая выдала вам полис ОМС.
Фонд ОМС оплачивает не только медицинские услуги, но и лекарства при лечении в стационаре. И если вам предлагают купить медикаменты или медизделия, которые назначил врач, — это неправильно. Следует сразу же обратиться в страховую медицинскую организацию. Страховая компания поможет разрешить любые конфликты и недопонимания с медицинским учреждением.
Вы уже заплатили деньги за лечение, а теперь оказалось, что не должны были? Обязательно сохраните чеки и составьте письменную жалобу, на основании которой страховая компания организует проведение экспертизы. После чего подаст претензию в медицинскую организацию с предложением урегулировать конфликт в досудебном порядке и возместить вам неправомерно потраченные деньги. В случае отказа возвращать средства вы можете обратиться в суд, и организация, выдавшая вам полис ОМС, должна помочь в подготовке искового заявления.
Какими схемами чаще всего пользуются «автоподставщики» и что делать, если вы стали жертвой дорожного развода.
Как узнать, являетесь ли вы фиктивным владельцем компании, и что делать в таком случае.
Как подключиться к Системе быстрых платежей и перестать платить комиссию «Сбербанку».
Можно ли обращаться в Росздравнадзор, если некачественную медицинскую помощь оказали в частных клиниках? (алгоритм, если отличается от государственных клиник)
Вашу жалобу на качество медицинской помощи, полученной в частной медицинской организации, правомочно рассмотреть руководство этой медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Если же оно должным образом не отреагировало на Ваши претензии, а медицинская помощь, качество которой Вас не удовлетворяет, оказывалась на платной основе, обращение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения будет правильным решением.
В тоже время необходимо знать, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона «О защите прав потребителей». Поэтому, если Ваша претензия связана с нарушением Ваших прав, как потребителя услуги (отсутствует договор, несоблюдается прейскурант, оплата осуществляется минуя контрольно-кассовый аппарат и т.п.), с этой претензией необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Определить размер материальной компенсации за оказанную в частной медицинской организации некачественную медицинскую помощь, возможно только судебным решением в рамках гражданского производства.
Назад
Юлия Казанцева
медицинский адвокат
Поговорили с Юлией Казанцевой — медицинским адвокатом со стажем 24 года.
Вы узнаете, какие права пациентов чаще нарушают, почему государство не может наказать «черных косметологов», что делать, если вам оказали некачественную медицинскую помощь и всегда ли стоит подавать в суд на врачей.
Что вы узнаете
- Какие права пациентов в России чаще всего нарушают?
- Правда ли, что в России пациенты в более бесправном положении, чем в других странах?
- Какие медицинские дела самые сложные и интересные?
- Правда ли, что не существует термина «врачебная ошибка»?
- Что делать пациенту, если его не устраивает качество медицинской помощи?
- Сколько можно взыскать с клиники в суде?
- Как доказать, что медицинская помощь была некачественной, какие документы собирать?
- Как проверить частного косметолога, стоматолога или других специалистов?
- Бывает ли в России такое, что пациенты злоупотребляют своими правами?
- Можно ли привлечь врача или клинику к ответственности за онлайн-консультацию?
- Как выбрать хорошего медицинского юриста?
- Сколько стоят услуги медицинского юриста?
Какие права пациентов в России чаще всего нарушают?
Государственные медицинские учреждения. Чаще нарушается право на доступную и качественную медицинскую помощь. Например, не предоставляют вовремя исследования или консультации узких специалистов.
Так, у меня много заявок по поводу онкологической помощи. Здесь закон предусматривает, что исследования и консультации специалистов должны быть предоставлены в укороченные сроки. Тем не менее существуют очереди, особенно в регионах, люди могут месяцами ждать КТ или МРТ.
Из-за недоступности исследований бывает так, что врач не может в полном объеме назначить диагностику или отправить пациента ко всем нужным узким специалистам. В итоге может быть установлен неверный диагноз, назначено не то лечение, а это иногда приводит к вреду здоровью и даже смерти пациента.
Например, я участвовала в процессе по поводу того, что молодому человеку неправильно поставили диагноз. У него была травма глаза, он сразу же обратился в поликлинику. Там должны были сделать рентген или компьютерную томографию орбиты, посмотреть, не осталось ли внутри осколков, чтобы вовремя их извлечь. Эти исследования не назначили, упустили время.
Через три дня пациент снова пришел к врачу, потому что лечение не помогало, поднялась температура. В итоге молодой человек лишился глаза. Процесс мы выиграли, но последствия неверной диагностики уже не исправить.
Похожая ситуация с высокотехнологичной медицинской помощью — ее тоже часто не предоставляют в нужные сроки, потому что не хватает финансирования от государства, урезают количество квот.
Частные медицинские учреждения. Там тоже бывают похожие нарушения, в том числе не проводят исследования, нужные для постановки верного диагноза.
На практике часто встречаются дела, связанные со стоматологией. Многие лечатся в частных клиниках, не во всех правильно обследуют и лечат пациентов. Особенно часто нарушения бывают в сфере ортопедии и имплантации зубов.
Например, до начала лечения не делают МРТ или КТ челюстей, не смотрят, хватает ли у человека костной ткани, в итоге установленный имплант выпадает. Либо не учитывают противопоказания пациента. Так, имплантацию зубов почти никогда нельзя делать при сахарном диабете, а клиника ее проводит.
Еще часто не соблюдают сроки лечения, указанные в договоре, либо не оговаривают их четко. Это тоже бывает важно, например, в той же стоматологии: состояние зубочелюстной системы меняется со временем, лечение, запланированное полгода назад, может уже не подходить.
Также бывает, что назначают дополнительные ненужные исследования, которые пациент оплачивает, несет лишние затраты.
Как лечиться эффективно и недорого
Лучшие материалы о том, как проверять назначение, выбирать качественное лекарство из дюжины аналогов и возвращать деньги за лечение, — в вашей почте дважды в месяц по четвергам. Бесплатно
Правда ли, что в России пациенты в более бесправном положении, чем в других странах?
По всему миру есть дефекты оказания медицинской помощи. Но надо учитывать, что системы здравоохранения в странах различаются: где-то страховая медицина, где-то есть гарантированный минимальный объем бесплатной медицинской помощи, остальное платно.
В России бесплатная медицинская помощь все-таки предоставляется всем. В США с этим сложно, в европейских странах трудно получить специализированную медицинскую помощь. Пациенты иногда несколько месяцев ждут приема узкого специалиста.
В России также не всегда можно вовремя попасть на консультацию бесплатно, но хотя бы всегда доступны частные врачи. Еще в нашей стране ниже стоимость частных медицинских услуг, той же стоматологии.
Из недостатков отмечу, что в России, в отличие от некоторых стран, не так эффективно развивается контроль качества медицинской помощи со стороны независимых организаций. Я говорю не о правозащитниках, а об организациях на уровне общественного контроля.
В некоторых странах есть врачебные сообщества, тоже занимающиеся проблемами пациентов. Например, они могут лишить лицензии врача, на которого поступает много жалоб: там лицензию выдают не на клинику, как в России, а каждому врачу.
Такой профессиональный контроль — хорошая практика. Не надо каждый раз пытаться привлечь врача к уголовной ответственности, врачебное сообщество принимает решение, стоит ли медику продолжать врачебную деятельность. Например, пациентское сообщество помогает человеку составить жалобу в такой орган, запустить процесс, а врачебное сообщество на своем уровне рассматривает, совершил ли медицинский работник правонарушение.
Какие медицинские дела самые сложные и интересные?
Дела против «серых» и «черных» специалистов. Например, дело лжекосметолога Муренко. Там пострадала пациентка и выяснилось, что у косметолога нет медицинского образования — даже среднего специального. Она показывала фальшивый диплом, в том числе, не стесняясь, принесла его копию следователю. Потом диплом проверили, выяснилось, что он сфальсифицирован, и она призналась, что купила документ в переходе.
Я добилась того, чтобы возбудили уголовное дело. У «косметолога» провели обыск, нашли препараты, которые в РФ не сертифицированы. В итоге суд закончился обвинительным приговором. Муренко дали условное наказание и штраф, также присудили выплатить пациентке денежную компенсацию.
Еще я занималась делами секты Брауде — такая была популярна несколько лет назад. Коучи без медицинского образования через интернет обучали лжекосметологов медицинским манипуляциям. Сейчас секта тоже существует, но уже в более закрытом формате.
Много громких дел, связанных с такими частными «специалистами», по которым я консультировала пациентов. Можно вспомнить дело Качан, когда пациентка умерла якобы после массажа лица, или дело в одной из кавказских республик, когда женщина ослепла после приема у косметолога в частном кабинете.
Сейчас появилось такое новшество, как подология — это медицинское направление, связанное со здоровьем стоп. Подологические процедуры часто делают неквалифицированные специалисты, бывают осложнения — вплоть до ампутации фаланг пальцев. Я начинаю работать с Ассоциацией подологов России, мы готовим обращение в Минздрав, чтобы этот вопрос начали регулировать на законодательном уровне.
Государство пока серым сектором в медицине фактически не интересуется, эта проблема существует долгое время, просто сейчас о ней стали меньше говорить. «Черные» специалисты не исчезнут, пока не решат вопрос с пресечением такой деятельности. Предполагаю, что дальше станет только хуже, потому что из-за ситуации в мире непонятно, откуда будут везти косметологические препараты или в каком подполье их начнут делать.
На практике сложно добиться, чтобы полиция или следственный комитет начали заниматься подобными делами. Например, у меня было дело, когда пациентке ввели в губы филлер с негативным эффектом — вводила бывшая маникюрщица в обычном офисном помещении. Мы написали много жалоб, но наше заявление так никуда и не пошло. В таких случаях обычно и сами пациенты потом теряют интерес — эффект от косметологических процедур часто обратим, тот же филлер со временем рассасывается, проблема исчезает.
Я думаю, что нужны рейды с проверками по учреждениям и кабинетам, где оказывают косметологические и другие подобные услуги. Так было, например, с пластической хирургией, когда ввели новые порядки оказания медицинской помощи. По клиникам пошли прокурорские проверки, закрыли 50% учреждений, которые не соответствовали требованиям закона.
Дела, связанные с родами. Например, когда во время родов неправильно применили методики родовспоможения, ребенок погиб либо остался инвалидом. Я работаю с родителями таких детей, мы взыскиваем с медицинских организаций компенсацию морального вреда.
Недавно у меня было дело, когда удалось взыскать компенсацию морального вреда не только в отношении ребенка и мамы, которой удалили матку, из-за чего она стала бесплодной, но и в отношении отца. Причем отцу мы помогли взыскать компенсацию за ущерб, нанесенный не только ребенку, но и жене — он, как ее муж, испытывал страдания из-за того, что у них больше не будет совместных детей. Это первое такое дело в России.
Правда ли, что не существует термина «врачебная ошибка»?
Для понятия «врачебная ошибка» действительно нет единого определения. Законодательно оно также не закреплено.
В законодательстве прописано, что считается некачественной медицинской помощью — это когда неправильно выбрали метод профилактики, лечения, диагностики, реабилитации, не достигли запланированного результата. Последнее условие мало применимо на практике, потому что результат лечения сложно запланировать.
Многое зависит от индивидуальных особенностей пациента, его возраста. Например, человек пришел на осмотр к стоматологу. Врач сначала написал в карточке, что обнаружен кариес, а когда вскрыл зуб, увидел, что там пульпит. Диагностика и лечение уже должны быть другими, запланировать результат сразу было нельзя.
Термин «врачебная ошибка» юристы обычно употребляют для пациентов, чтобы им было понятнее, о чем речь. Врачебное сообщество часто остро реагирует на разговоры о врачебных ошибках. Они понимают под ними добросовестное заблуждение врача, которое не влечет неблагоприятных последствий. Пациенты, наоборот, считают, что врачебная ошибка — это когда врач ошибся и его нужно наказать.
Я стараюсь этот термин не употреблять, с юридической точки зрения правильнее говорить о дефектах оказания медицинской помощи или некачественном оказании медицинской помощи.
Что делать пациенту, если его не устраивает качество медицинской помощи?
Не нужно сразу обращаться в суд, потому что бывают ситуации, когда медицинская организация права, даже если есть дефекты оказания медицинской помощи. Кроме того, обращаться в суд не всегда выгодно пациенту. Я предлагаю следующий алгоритм действий.
Обратиться к главному врачу медучреждения. Такое обращение нужно подавать письменно в двух экземплярах. Один остается в медорганизации, второй — у пациента с резолюцией главврача. По закону он обязан ответить на такое обращение.
Если это жалоба на некачественную медицинскую помощь, в течение десяти дней медицинская организация должна провести врачебную комиссию и решить вопрос. Например, выдать нужное направление или рецепт на бесплатные лекарства.
Честно говоря, большинство проблем решается сразу в кабинете главного врача, как только пациент приходит к нему с письменным обращением. Если врач видит, что требования законны, он поможет решить вопрос, чтобы не создавать лишних хлопот себе и медорганизации. Это проверено на опыте многих людей.
Обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Если медицинскую помощь не оказывают, нужно позвонить страховщику, часто вопрос решается одним звонком по телефону.
Если вы считаете, что медицинскую помощь оказали некачественно, нужно письменно попросить страховую компанию провести проверку. Страховщик должен ответить на запрос в течение 30 дней. Иногда — в сложных случаях — этот срок может быть продлен.
Акты проверок от страховой компании могут пригодиться в суде. Если страховщик нашел дефекты оказания медицинской помощи, есть шанс выиграть суд, даже когда результат судебно-медицинской экспертизы не в пользу пациента.
У меня было дело, где парень после операции впал в кому, стал инвалидом первой группы. Родители пришли ко мне поздно, уже через четыре года. Мы с ними обратились в страховую компанию, она проводила проверку девять месяцев, но все-таки нашла нарушения. И мы выиграли суд, несмотря на данные экспертизы: суд встал на сторону родителей по совокупности доказательств. Им присудили 4,5 млн рублей компенсации и около 30 тысяч в месяц — на ежемесячное пожизненное содержание сына.
Обратиться в Росздравнадзор. Это хорошо работает, когда медицинские услуги были оказаны платно. Правда, последние два года Росздравнадзор часто присылает отписки. Если решили обращаться туда, лучше прийти к юристу, чтобы правильно составить заявление. Также проверку может проводить Минздрав или департамент здравоохранения региона, если организация подведомственна ему.
Подать досудебную претензию. Закон разрешает сразу идти в суд, минуя стадию подачи претензии. Однако, если услуги были платными, я рекомендую попробовать решить проблему в досудебном порядке.
Когда медицинские организации видят нарушения со своей стороны, то часто идут навстречу пациенту — либо возмещают затраты по мировому соглашению, либо переделывают услугу, оказывают нужную помощь бесплатно.
Идти в суд всегда дорого и долго, а также не всегда перспективно, процессы длятся по два-три года. Иногда затраты на юриста и экспертизу будут больше, чем то, что в итоге возместит клиника.
Подать досудебную претензию можно, и если услуги оказаны по ОМС или ДМС. Например, пациент может потребовать возмещения материального и морального вреда. Правда, такие претензии удовлетворяют редко.
Обратиться в суд. Это можно сделать, если клиника не отвечает на претензию по платным услугам или дает отрицательный ответ, либо если нужно взыскать компенсацию за некачественную бесплатную помощь с государственной клиники. На мой взгляд, подавать иск в суд целесообразно, если сумма исковых требований больше 500 000 Р.
Суд может потребовать больших расходов: на услуги юриста, оплату судебно-медицинских экспертиз. Иногда судья решает, что их должна оплатить клиника, иногда — пациент, зависит от ситуации. Например, качество медицинской помощи должна доказывать медицинская организация, значит, экспертизу оплачивает она. А тяжесть вреда здоровью должен доказать пациент — и суд возложит расходы на него.
Например, бывает, что восемь вопросов экспертизы оплачивает медицинская организация, а два вопроса — пациент. Иногда мы сами ходатайствуем, чтобы судебные расходы на оплату экспертизы разделили пополам. Это нужно, чтобы суд прислушался к истцу и направил в экспертную организацию, которую мы предлагаем.
В редких случаях судебно-медицинскую экспертизу проводят за счет средств федерального бюджета.
Я на всякий случай всегда готовлю клиентов к тому, что, возможно, придется оплатить все судебные расходы полностью.
Такие значительные затраты — повод подумать, правда ли стоит идти в суд. Конечно, бывают ситуации, когда людям сумма не важна, они идут не за деньгами, а из чувства справедливости: чтобы наказать клинику за то, что случилось, чтобы другие пациенты не столкнулись с таким отношением. Это другая ситуация.
Скачать чек-лист
Сколько можно взыскать с клиники в суде?
За некачественные платные медицинские услуги с клиники можно взыскать затраты пациента, компенсацию морального вреда, судебные расходы и штраф по закону о защите прав потребителей — его размер 50% от суммы выигранного.
Например, в прошлом году у меня было дело против стоматологии. Клиника отказалась вернуть деньги или переделать работу. В итоге пациент взыскал с нее в общей сложности около 1 000 000 Р расходов на лечение вместо 350 000 Р, которые требовал вернуть в претензии.
Важно понимать, что есть два основания для заявления иска: имущественное и моральное. По искам о моральном вреде судебные издержки полностью взыскивают с клиники, если выиграл пациент.
По искам с материальными требованиями судебные издержки взыскивают пропорционально удовлетворенным требованиям.
Например, человек заявил в иске 10 000 Р, а в суде удовлетворили только 8000 Р. Значит, клиника будет обязана компенсировать только 80% судебных издержек. Получается, если пациент заплатил юристу 100 000 Р, вернут ему только 80 000 Р. Такие риски существуют.
Как доказать, что медицинская помощь была некачественной, какие документы собирать?
Договор с клиникой и чеки. Если услуги были оказаны платно, то договор с клиникой нужен обязательно. Часто в самом тексте договора содержатся некорректные условия, способные повлиять на решение суда.
Без чека будет сложно доказать факт оказания услуги, особенно при оплате наличными. Я встречала случаи, когда клиника предъявляла пациенту встречный иск о том, что он не оплатил услугу. Такое может быть, когда есть медицинская документация, подтверждающая, что услуга оказана, а доказательств оплаты у пациента нет.
Медицинская документация из клиники. После того как оказаны платные медицинские услуги, пациенту по закону выдают документы, подтверждающие их оказание: выписку из амбулаторной карты или стационара.
Также после лечения в стационаре стоит всегда заказывать копию карты стационарного больного — на всякий случай, даже если услуга оказана качественно. Это касается и частных, и государственных учреждений. Медицинская организация обязана выдать такие документы бесплатно.
При амбулаторном лечении до обращения с какими-либо жалобами надо сначала истребовать из больницы медицинскую документацию. Это нужно, чтобы в клинике не внесли изменения в карту задним числом.
Сейчас из-за перехода на электронный документооборот подделать документацию сложнее, потому что всегда можно заказать выписку из системы и посмотреть, когда и какие вносились изменения. Однако все равно лучше до начала дела получить все документы на руки. Это нужно еще и для того, чтобы юрист мог оценить перспективу дела.
Документы о фактах обращения в другие клиники из-за причиненного ущерба. Они потом пригодятся в суде. Так судья увидит динамику ситуации, сможет оценить, какой вред действительно был нанесен. Также эти документы необходимо будет представить на судебно-медицинскую экспертизу.
Проверки качества медицинской помощи. В каждой медицинской организации есть врачебные комиссии. После того как пациент пожаловался на качество услуги, такая комиссия должна собраться и провести проверку.
Росздравнадзор и страховые компании тоже проводят проверки качества медицинской помощи. Если эти органы нашли нарушения, их акты будут доказательствами и в досудебном, и в судебном порядке.
Часто бывает, что мы проводим экспертизу у независимых специалистов. Например, это врачи, которые специализируются на подобных проблемах: если дело касается гинекологии, обращаемся к гинекологу, стоматологии — к стоматологу. Эксперт анализирует случай и решает, качественно оказана медицинская помощь или нет.
По закону качество медицинской помощи в суде должна доказывать медицинская организация. Но и пациент должен предоставлять доказательства своей правоты и обоснованности требований. Из-за этого подготовка к судебному процессу может занимать не один месяц.
Как проверить частного косметолога, стоматолога или других специалистов?
Любые медицинские услуги оказывают только на основании лицензии, выданной органами здравоохранения региона.
Наличие и подлинность лицензии можно проверить на сайте Росздравнадзора.
Если у клиники или частного кабинета нет лицензии, оттуда нужно бежать: не факт, что у такого специалиста есть нужное образование.
По закону медицинская организация обязана предоставить пациенту учредительные документы, лицензию, документы врача. Все данные о врачах должны быть указаны на сайте или информационном стенде в клинике, в том числе там должна быть информация об их образовании и опыте.
Бывает ли в России такое, что пациенты злоупотребляют своими правами?
Я в своей практике всего пару раз встречала настоящих потребительских экстремистов.
Например, один раз ко мне обратился пациент, который хотел подать в суд на клинику, чтобы вернуть деньги за услугу на основании того, что там неправильно заполнили информированное добровольное согласие. Это злоупотребление правом, потому что медицинская помощь ему была оказана качественно.
Еще встречала случаи, когда пациенты пытаются навредить медицинской организации даже после того, как она вернула деньги за услуги.
Я не знаю случаев, чтобы такие ситуации доходили до суда и заканчивались проигрышем клиники. Юристы до начала процесса оценивают перспективность дела, и если со стороны клиники нет нарушений, повлекших вреда здоровью, в суд никто не пойдет.
В большинстве случаев пациенты не злоупотребляют правами, а просто заблуждаются. То есть не понимают, как должна быть оказана услуга, и из-за этого считают, что медицинская помощь была некачественной.
Можно ли привлечь врача или клинику к ответственности за онлайн-консультацию?
В судебной практике таких случаев пока не было. К онлайн-консультациям, проведенным на законных основаниях, предъявляют те же требования, что и к обычным консультациям, но с ограничениями. Например, онлайн нельзя поставить диагноз и назначить лечение. Исключением стала коронавирусная инфекция — с этого года возможна постановка диагноза дистанционно.
Однако существует серый и черный рынок онлайн-консультаций. Такие консультанты не соблюдают законодательные ограничения: ставят диагнозы и лечат онлайн. Привлечь их к ответственности сложно, в большинстве случаев подобные онлайн-врачи работают нелегально.
У меня были обращения по поводу незаконных консультаций. Например, врач консультировал и лечил онлайн, а потом оказалось, что у пациента тяжелое заболевание. Здесь в итоге получилось урегулировать в досудебном порядке — врач вернул пациенту деньги.
Как выбрать хорошего медицинского юриста?
Специализация юриста. Он должен специализироваться на медицинских услугах. Если юрист работает со всеми делами, начиная от расторжения брака и заканчивая коммунальными услугами, лучше к нему не обращаться.
Например, у меня был случай, когда пациент пришел на консультацию: я помогла ему написать претензию к клинике, ему вернули деньги за услуги в досудебном порядке. После этого он захотел получить компенсацию морального вреда через суд. Я ему долго объясняла, что он не выиграет процесс. Но пациент пошел к другим юристам, которые занимаются разными категориями дел. Там не разобрались, начали процесс и проиграли дело, истец понес убытки.
Медицинское образование. Оно не обязательно, хотя приветствуется. Юристы, долго работающие с медицинскими вопросами, со временем начинают разбираться в теме. Они умеют разговаривать с врачами, понимают специфику медицинской деятельности. Как правило, у них есть эксперты — с ними можно проконсультироваться.
Еще есть юристы, которые сначала работали врачами, а потом получили юридическое образование и ушли в юриспруденцию. В суде они зачастую слишком погружаются в медицинские детали, используют множество терминов, в итоге судьям сложно их понять. Однако среди врачей-юристов есть и прекрасные специалисты.
Опыт работы. Хорошо, если у юриста есть практический опыт. К сожалению, не всегда можно посмотреть статистику по медицинским делам конкретного юриста — суды не всегда делятся ей, это связано с врачебной тайной. В нашей сфере даже судебные решения не всегда можно посмотреть. Но если такая статистика есть, это хорошо. Еще можно посмотреть публикации в СМИ — там тоже могут освещать дела адвоката.
Отзывы клиентов. Адвокаты не вправе выкладывать отзывы о своей работе. Обычные юристы могут, а адвокаты — нет, это связано с особенностями их профессионального статуса. В любом случае я настороженно отношусь к отзывам, их часто заказывают.
Сколько стоят услуги медицинского юриста?
У адвокатов есть рекомендованные цены на услуги, их устанавливает региональная палата адвокатов. Медицинские дела считаются сложной категорией дел, расценки на такие выше среднего.
Например, у меня одно дело стоит в среднем 150 000—200 000 Р. На самом деле это невысокая цена, просто процесс может длиться два-три года. Например, сначала первая инстанция, потом апелляция, потом кассация.
Бывают дела, которые мы выигрываем только на втором круге. Допустим, в первой инстанции проиграли, в апелляции проиграли, а потом кассация решение отменила, отправила дело на новое рассмотрение — и там мы уже выиграли.
Есть медицинские юристы и адвокаты, которые берут за ведение дел больше, есть те, что меньше. В основном это зависит от региона — в Москве и Санкт-Петербурге будет дороже. Влияет и опыт юриста — услуги начинающих специалистов стоят намного дешевле.
Рекомендуемая стоимость некоторых адвокатских услуг в Москве
Ведение дела в суде общей юрисдикции, апелляция или кассация | 75 000—400 000 Р |
Ведение дела в суде общей юрисдикции, первая инстанция | 75 000—400 000 Р |
Письменная консультация или консультация с изучением материалов дела | 5000—50 000 Р |
Устная консультация | 3000—15 000 Р |
Ведение дела в суде общей юрисдикции, апелляция или кассация
75 000—400 000
Ведение дела в суде общей юрисдикции, первая инстанция
75 000—400 000
Письменная консультация или консультация с изучением материалов дела
5000—50 000
Устная консультация
3000—15 000
Запомнить
- Чаще всего нарушается право на своевременную и качественную бесплатную медицинскую помощь.
- Системы здравоохранения в странах различаются, но везде есть вероятность получить некачественную медицинскую помощь.
- Самые сложные дела связаны с черным рынком медицинских услуг и осложнениями в процессе родов.
- Некачественная медицинская помощь — это когда неправильно выбрали метод профилактики, лечения, диагностики, реабилитации, не достигли запланированного результата.
- Не нужно сразу идти в суд, сначала стоит попытаться решить вопрос с клиникой с помощью жалоб и претензий.
- В суде можно взыскать с клиники деньги за некачественную медицинскую услугу, судебные издержки, выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца, компенсацию морального вреда и штраф.
- Для суда нужно собирать все документы, связанные с обращением в клинику: договор, чеки, медицинские карты и выписки.
- В клинике или частном кабинете всегда нужно проверять, есть ли у организации лицензия на медицинскую деятельность.
- Врачи не могут ставить диагнозы и лечить онлайн без первичной очной консультации, но такое бывает. Это незаконно, но привлечь таких консультантов к ответственности не всегда получается.
- Хороший медицинский юрист должен специализироваться на медицинском праве.
- Стоимость услуг медицинского юриста зависит от региона работы и опыта.
Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov.
Некачественные медицинские услуги
В последнее время, проблема оказания некачественных медицинских услуг приобрела небывалую актуальность. Однако, на практике рассмотрение дел об оказании некачественных медицинских услуг судами – нечастое явление. Это напрямую связано с тем, что потребители уверены в безнаказанности медицинских работников. Но это ошибочное мнение. Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
В случае оказания некачественной услуги, согласно ст.29 Закона потребитель вправе требовать:
— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
— безвозмездного повторного оказания услуги;
— возмещение понесенных потребителем расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе предъявить перечисленные требования как при принятии некачественной услуги, так и в течение гарантийного срока (если имеется такой), если гарантийный срок на предоставленную услугу не предусмотрен. Тогда требование может быть предъявлено в разумные сроки, то есть, как предусмотрено Законом, в течение 2-х лет со дня принятия результатов услуги.
Если медицинская организация, которой была оказана некачественная услуга, отказывается в добровольном порядке выполнять Ваше требование, следующим Вашим действием должно стать написание претензии. В данной претензии должна быть подробно описана сложившаяся ситуация, а также точно указано требование, которое Вы выдвигаете к организации. Претензию стоит составить в 2-х экземплярах, так как один из них должен остаться у Вас. Претензию Вы можете передать самостоятельно, через приемную организации, при этом, в данном случае, на втором экземпляре (Вашем экземпляре) сотрудниками медицинского учреждения должна быть нанесена запись о получении претензии с указанием точной даты и лица, принявшего данную претензию. Также претензия может быть передана посредствам почтовой связи — заказным письмом с уведомлением о вручении, на котором сотрудниками почты будет нанесена запись о получении данного письма адресатом. Также данное письмо должно содержать опись вложения, которая подтверждает, что Вами была направлена именно претензия. К претензии можно приложить копии документов, подтверждающих оказание Вам услуги в данном учреждении. Таким доказательством могут служить чек, договор, рентгенограмма, медицинская карта пациента и так далее.
Если же медицинским учреждением Вам вновь было отказано в удовлетворении Ваших требований, следующим шагом должно стать обращение с исковым заявлением в суд. В исковом заявлении также должна быть подробно описана сложившаяся ситуация, должны быть четко указаны Ваши требования. Также следует указать то, что Вами был соблюден досудебный порядок обращения в медицинское учреждение с приложением Вашего экземпляра претензии и оригиналов документов, доказывающих оказание Вам некачественной услуги именно в этом учреждении.
При защите своих законных прав и интересов Вы имеете право не только на возврат затраченных Вами средств, но также и на компенсацию физического и морального вреда, причиненного Вам некачественно оказанной услугой. В связи с этим, необходимо дополнительные требования также указать в исковом заявлении.
Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.
Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг
1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.
Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.
Если вы лечились в госбольнице, то не стоит полагать, что привлечь учреждение к ответственности не получится из-за того, что лечение было бесплатным. Это не так и Верховный Суд России подтвердил данный довод в пункте 9 Постановления Пленума от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указав на то что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.
2. Выставляем требования медицинской организации.
В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:
- уменьшения стоимости обслуживания;
- повторного оказания услуги;
- устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
- возмещения расходов.
Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.
Сроки исковой давности:
Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).
Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.
Однако, если прошло более трех лет с того момента, когда у пациента возникло право требования на возмещение вреда жизни или здоровью, его требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»). Это правило касается, например, возмещения расходов, понесенных на приобретение лекарств.
Обратите внимание! Несмотря на то, вы праве предъявить претензии к медицинскому учреждению в рамках Закона «О защите прав потребителей», помните, что требования к платной услуге и услугам, оказываемым в рамках ОМС могут различаться.
Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде «потребительского» 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.
При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг.
На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).
3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.
Если медицинская клиника отказалась удовлетворять ваши требования, то приходит время плана «Б». В случае некачественных медицинских услуг потребитель может составить претензию. Единого образца у документа нет, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Но содержание должно включать:
- сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
- информацию об обстоятельствах лечения;
- суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.
Претензию можно направить как путем личного обращения, так и по почте. Главное – в документе должны быть прописаны последствия некачественной услуги (к примеру, осложнения после операции, неправильно проведенное обследование или отсутствие эффекта после реабилитации).
Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.
4. Составляем исковое заявление.
Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:
- информацию о вас, ответчике и суде;
- обстоятельства лечения;
- конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
- требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.
Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).
Право подать жалобу или другое обращение в Росздравнадзор есть у любого гражданина, если медучреждением были нарушены его права в сфере здравоохранения. Цель такого документа — инициировать проверку качества и безопасности медицинской деятельности. Ведомство обязано в течение 30 дней с момента регистрации жалобы дать ответ обратившемуся.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк жалобы в Росздравнадзор .docСкачать образец жалобы в Росздравнадзор от ЮЛ .docСкачать образец жалобы в Росздравнадзор от ФЛ .doc
В каких случаях подается жалоба
Работу государственных и частных медицинских учреждений, а также аптек контролирует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Особенности и порядок ведения этой деятельности и права граждан прописаны в ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Ведомство обязано рассмотреть обращение, если оно касается лечения, обеспечения бесплатными медицинскими препаратами, реабилитацией пациентов.
Гражданин может пожаловаться в Росздравнадзор, например, в таких случаях:
- Нарушены права гражданина на получение бесплатной медпомощи, лекарств, средств реабилитации.
- На врача, который отказал в лечении, неверно поставил диагноз.
- Медучреждение отказалось выдать направление на операцию.
- Частная клиника нарушила условия платного договора с пациентом.
Перечень ситуаций неполный.
К сведению! Кроме Росздравнадзора, гражданин может обратиться в прокуратуру, суд, Роспотребнадзор, страховую компанию, ФФОМС.
Как составить жалобу в Росздравнадзор
Бланк жалобы законодательно не установлен, поэтому ее можно написать в свободной форме. Главное — соблюдать стандартную для жалобы структуру: это шапка, описательная часть, просьба. Текст не должен содержать разговорных и просторечных выражений, эмоциональности. Рекомендуется писать жалобу с применением официально-делового стиля речи.
Документ должен содержать следующую информацию:
- Наименование адресата. Нужно указать наименование территориального органа ведомства, для которого предназначена жалоба.
- От кого исходит данное обращение. Информация об обратившемся гражданине или организации. Физическое лицо должно указать ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, номер телефона для связи. Если вместо физлица жалобу подает его представитель по доверенности, то ее реквизиты надо также обозначить. Юридическое лицо указывает наименование, юридический адрес, номер телефона, ФИО и должность лица, выступающего от имени организации.
- Суть произошедшего нарушения. Описывают обстоятельства спора, указывают данные о медицинском или аптечном учреждении, ФИО врачей, дату и другую важную информацию.
- Итоги обращения в другие ведомства, если таковые имели место (к примеру, обращения к главному врачу медучреждения).
- Просьбу о проведении проверки и принятии необходимых мер.
- Ссылки на законодательные акты.
- Приложения к жалобе. Это документальные подтверждения нарушения прав пациентов, если такие бумаги имеются (больничные листы, переписка с медучреждением, рецептурные бланки, копии страниц медицинской карты, чеки на оплату медуслуг и т.д.). Можно прикладывать также аудио- и видеоматериалы.
Жалобу заканчивают подписью обращающегося. Также указывают дату подачи документа в Росздравнадзор.
Как и куда нужно подавать жалобу
Подавать жалобу необходимо в территориальный орган Росздравнадзора. Сделать это можно тремя способами:
- Личное посещение ведомства. Сам гражданин или его доверенное лицо подходит на прием в ведомство, нужно иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также 2 экземпляра жалобы. На одном из них принимающий документы работник поставит отметку о получении второго экземпляра и оставит его гражданину.
- Почтовым отправлением. Нужно отправлять документы заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Данное уведомление будет подтверждать получение ведомством письма.
- Электронным способом. В этом случае жалобу подают через портал госуслуг или сайт Росздравнадзора. Для этого нужно указать все необходимые данные, написать в специальном поле свое обращение, прикрепить подтверждающие файлы и отправить форму.
К сведению! Поступившие в ведомство жалобы и другие обращения рассматривают в течение 30 дней с момента их регистрации.
Росздравнадзор обязан дать письменный ответ обратившемуся. В нем указывают, какие меры были приняты, были ли выданы предписания о ликвидации нарушений и т.д.
Образец жалобы в Росздравнадзор от ЮЛ
В Территориальный орган
Росздравнадзора по УР
адрес: 426039, г. Ижевск,
ул. Дзержинского, д. 3
от генерального директора
ООО «Вечный двигатель»,
адрес: 426009, г. Ижевск,
ул. Партизанская, д. 156, оф. 14
тел.: 8 (3412) 76-43-21
Жалоба
Я, генеральный директор ООО «Вечный двигатель», Николаев Сергей Сергеевич (ИНН 1834561231, КПП 234123123, ОГРН 3451236784563, юр. адрес: 426009, г. Ижевск, ул. Партизанская, д. 156, оф. 14, тел.: 8 (3412) 76-43-21), заключил с частной клиникой «Доктор Профи» (ООО «Доктор Профи», ИНН 5612341231, юр. адрес: 426005, г. Ижевск, ул. Елочная, д. 123) договор на проведение медосмотра моих работников.
12 ноября 2020 года работники ООО «Вечный двигатель» прошли медосмотр. Осмотр хирурга и стоматолога проходил в ненадлежащих условиях, в кабинете было грязно, врачи Воронов А.В. и Соколов Е.К. были без халатов и медицинских масок. Также 13 ноября 2020 года были потеряны результаты анализов крови троих моих работников, один результат был с ложными показателями.
На основании вышеизложенного прошу провести государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов ООО «Доктор Профи» в отношении работников ООО «Вечный двигатель».
О результатах проведения проверки качества и порядка оказания медицинской помощи прошу сообщить мне по почте на указанный выше адрес.
Приложение:
- Договор на проведение медицинского осмотра от 10 ноября 2020 года № 234 на 2 л.
- Результаты анализов крови от 13 ноября 2020 года (с неверными показателями) на 1 л.
- Результаты анализов крови от 15 ноября 2020 года (в верными показателями) на 1 л.
- Фото медицинских кабинетов, в которых осуществляется прием пациентов на 5 л.
Николаев / С.С. Николаев
«19» ноября 2020 г.
Образец жалобы в Росздравнадзор от ФЛ
В Территориальный орган
Росздравнадзора по УР
адрес: 426039, г. Ижевск,
ул. Дзержинского, д. 3
от Петровой Елены Ивановны
адрес: 426034, г. Ижевск,
ул. Ленина, д. 112, кв. 333
тел.: 8 (3412) 36-36-36
Жалоба
Я, Петрова Елена Ивановна, 1989 года рождения, проживающая по адресу г. Ижевск, ул. Ленина, д. 112, кв. 333, паспорт серии 9005, номер 123122, выдан Первомайским РОВД г. Ижевска 13 августа 2000 года, обратилась в ГКБ № 12 г. Ижевска с целью получения консультации флеболога 2 ноября 2020 года.
Врач Горбунов Петр Петрович на приеме вел себя грубо, по моей просьбе не назначил мне УЗИ сосудов и сердца, несмотря на то что я жаловалась на боли в ногах, лечение не выписал, уверив, что для этого нет показаний (копию страницы медицинской карты прилагаю). В результате боли усилились, правая нога отекла, меня 12 ноября 2020 года госпитализировали с тромбозом и вовремя оказали помощь (выписку прилагаю).
На основании вышеизложенного прошу провести государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов в ГКБ № 12 г. Ижевска, обратить внимание на работу флеболога Горбунова П.П.
О результатах проведения проверки качества и порядка оказания медицинской помощи прошу сообщить мне по почте на указанный выше адрес.
Приложение:
- Копия страницы медицинской карты с записями врача от 2 ноября 2020 года.
- Выписка из истории болезни от 15 ноября 2020 года.
Петрова / Е.И. Петрова
«25» ноября 2020 г.