Как написать жалобу на плохо сделанную операцию

В данной статье мы изучим вопрос, куда обращаться и что делать, если у вас получилась неудачная операция по вине врача.

Содержание

  • Неудачная операция по вине врача: понятие врачебной ошибки
    • Причины врачебных ошибок и неудачных операций
  • Виды ответственности врача при неудачной операции
    • Основания для освобождения врача от ответственности
  • Как привлечь врача к ответственности после неудачной операции?
    • Как правильно составить жалобу?
  • Видео: Куда жаловаться на неудачную операцию или оказанную медицинскую услугу?

Многим из нас приходилось слышать о врачебных ошибках и печальных последствиях неудачных операций в сфере здравоохранения. А некоторым волею судьбы пришлось с этим столкнуться на горьком личном опыте. И в этом случае для вас уже не имеет особого значения, что это – трагическая случайность, роковая ошибка, элементарное невежество или халатность врача. Но в большинстве случаев эти знания могут помочь другим не повторить плачевный путь. Поэтому мы просто обязаны в этом разбираться.

Неудачная операция по вине врача: понятие врачебной ошибки

Попадая на операционный стол, мы всегда надеемся на лучшее. Ведь нам не остается ничего другого, как довериться врачу, его знаниям, опыту, профессионализму. Если все проходит благополучно, для нас врач – настоящий герой. А если возникают какие-то осложнения и операция оказывается неудачной – только его мы будем винить в непрофессионализме. На самом деле, не все так просто и однозначно. У каждого практикующего врача есть свои удачи и неудачи, и далеко не всегда это зависит от него.

  • Прежде всего, следует отметить, что человеческий организм – это сложный природный механизм, все тайны которого еще до сих пор не раскрыты. И в области медицины всегда существует фактор непредсказуемого развития дальнейшей ситуации.
  • Поэтому не очень удивительно, что современное законодательство до сих пор не содержит конкретных определений, что можно считать врачебной ошибкой. Этот вопрос уже много лет поднимается на всевозможных симпозиума, съездах и конференциях по здравоохранению. Он активно муссируется в прессе, поднимается в залах судебных заседаний, но ответ на него так и остается расплывчатым. Соответственно, нет четкого разграничения между одним, другим и третьим, не определены конкретные меры наказания в случае трагического исхода операции.
  • Стоит отметить, что подобная ситуация сложилась не только у нас в стране, но и во многих странах мира, специалисты которых выступают за самые разные, порой противоречивые определения. Но в одном они едины – действия врачей, повлекшие за собой ухудшение состояния здоровья пациента после операции, либо его смерть, следует считать врачебной ошибкой. Если удается доказать, что эти действия были совершены по халатности врача, в большинстве случаев удается привлечь его к ответственности.

От профессионализма зависит наше здоровье и даже жизнь

Причины врачебных ошибок и неудачных операций

Помимо этого законодательством определен ряд конкретных действий, которые являются наиболее частыми причинами врачебных ошибок при постановке диагноза и проведении операции. Врачи, их допустившие, также могут быть привлечены к ответственности.

  • Некомпетентность медицинского персонала, недостаточный уровень образования, квалификации и опыта. Это те аспекты, что могли повлечь постановку ошибочного диагноза или неправильные действия при проведении операции.
  • Отсутствие качественного оборудования.
  • Устаревшие методы проведения операции. В том числе и личное неприятие врачом современных методов и технологий, повлекшее ухудшение состояния больного после операционного вмешательства или его смерть.
  • Халатность, небрежное отношение к работе, не соблюдение санитарных норм при проведении операции. Это могло повлечь, например, к заражению пациента ВИЧ-инфекцией или другими вирусными заболеваниями.
  • Ухудшение здоровья пациента из-за фармацевтических препаратов, проданных врачом пациенту без лицензии.

Плохой инструмент даже в хороших руках способен навредить

Плохой инструмент даже в хороших руках способен навредить

Виды ответственности врача при неудачной операции

Хорошо, когда допущенная ошибка была вовремя исправлена, не причинила значительного ущерба здоровью пациента. И он, в свою очередь, выздоровел или реабилитировался после операции. Но не всегда все заканчивается благополучно. И тогда врач может быть привлечен к ответственности, которая подразделяется на:

  • дисциплинарную – наложение на врача дисциплинарного взыскания администрацией учреждения, в котором он работает
  • гражданская – удовлетворение иска о компенсации морального ущерба со стороны врача
  • уголовная – деяние врача, характеризующееся, как преступление.

Основания для освобождения врача от ответственности

В законодательстве прописан ряд случаев, при которых врач может быть освобожден от ответственности. Это случай, непреодолимые обстоятельства и вина пациента.

  • Под случаем понимается невозможность предсказать последствия операции или послеоперационных осложнений, повлекших ухудшение состояния здоровья пациента или его смерть.
  • Непреодолимые обстоятельства – это факторы, находящиеся за гранью современных возможностей медицины. Когда даже правильно проведенная операция оказалась неэффективной. Например, при травмах, несовместимых с жизнью, при внезапных изменениях артериального давления во время операции, когда все принятые врачом меры оказались неэффективными.
  • Вина пациента заключается в нарушениях предписаний врача в послеоперационный период, повлекших за собой ухудшение состояния здоровья.

Важно: И к большому сожалению, даже положительные отзывы не дают гарантии об удачном выполнении операции. Но все же не забывайте хорошо изучить пациентов, уровень квалификации и даже базу, как и чем вам будут проводить процедуру!

Предварительно изучайте каждую мелочь

Как привлечь врача к ответственности после неудачной операции?

Важно: Срок рассмотрения вашего заявления нее должен превышать 30 дней.

  • В случае врачебной ошибки при диагностике, лечении или оперативном вмешательстве, причинившей ущерб здоровью, следует обратиться в администрацию медицинского учреждения с жалобой, изложенной в письменной форме.
  • Руководитель учреждения обязан принять жалобу к рассмотрению и уведомить вас о принятии решения также в письменной форме. Иногда, если осложнения не имеют серьезных последствий, на этом этапе ситуацию удается урегулировать.
  • Если по какой-то причине вы не получили ответ на жалобу или этот ответ вас не удовлетворил, следующая инстанция для подачи жалобы – Министерство здравоохранения, представительство которого имеется в каждом областном центре. Вы можете лично отнести жалобу в общественную приемную, отправить ее почтой, на электронный адрес или на официальный сайт. В любом случае жалоба должна быть подана в письменной форме. По почте – в виде ценного письма с описью вложения и сохранением квитанции.
  • Жалоба также может быть подана в прокуратуру, являющуюся надзорным органом. Он осуществляет проверку исполнения законодательства страны, которая в случае обнаружения действий со стороны врачей, квалифицирующихся как преступление, передает материалы в правоохранительные органы. В дальнейшем следует обращение в суд с исковым заявлением, отражающим факты нарушения прав и интересов заявителя.
  • При явно преступном характере действий врача в правоохранительные органы можно обратиться напрямую. После осуществления проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела вы получите копию принятого решения.

Всегда отставайте свои права

Как правильно составить жалобу?

  • Жалоба пишется на стандартном листе формата А4. В верхней части жалобы указывается фамилия и инициалы руководителя, полное наименование и адрес медицинского учреждения, оказавшего некачественные медицинские услуги. При составлении жалобы в прокуратуру или правоохранительные органы указывается такая же информация.
  • Ниже вносятся сведения о заявителе – фамилия, имя, отчество, адрес постоянного места проживания, номер телефона или другая контактная информация.
  • Далее пишется наименование документа – «Жалоба» и излагаются подробные обстоятельства претензии с датами, конкретными фамилиями и ссылками на нормы права. В частности на пункты Конституции РФ, ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», гарантирующие право каждого на получение качественной медицинской помощи.
  • В заключении пациент должен изложить свое требование, которое должно быть удовлетворено по результатам рассмотрения данной жалобы.

Образец

Образец

Важно: Желательно, все документы предоставлять в оригинальном виде. Но даже в случае, если у вас нет документального подтверждения, это не повод «опускать руки». Правда, решаться вопросы будут в процессе судебного заседания.

Видео: Куда жаловаться на неудачную операцию или оказанную медицинскую услугу?

Если плохо сделали операцию

5/5 (5)

  • Куда пожаловаться на врача
  • Универсальный образец жалобы
  • Подготовка и подача искового заявления
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности медицинских учреждений
  • Что может требовать пострадавший
  • От кого можно требовать денежную компенсацию за врачебную ошибку
  • Как можно доказать в суде, что в результате врачебной ошибки здоровье пациента ухудшилось
  • Если причинен существенный вред здоровью или наступила смерть
  • Оцените статью

Куда пожаловаться на врача

Если пациент не знает, куда пожаловаться на врача, то эта информационная статья будет ему очень полезна.

Итак, ниже указано несколько инстанций, в которые можно пожаловаться на врачей. В первую очередь это руководитель медицинского учреждения. Такой способ обращения с жалобой является самым простым. В зависимости от того, какое деяние было совершено врачом, обратиться с жалобой можно либо к непосредственному руководителю врача, либо главному врачу всей медицинской организации.

Важно! Жалобу заявителя врач обязан принять и рассмотреть. Далее принимается решение о том, виновен врач, или нет. Обратите внимание, что ответ на жалобы отправляется в письменной форме. Зачастую такого обращения достаточно для того, чтобы урегулировать спорную ситуацию.

Однако случается и так, что руководитель становится на сторону своего подчиненного и должного решения не принимает. Когда происходит именно так, жалобу следует направлять в Министерство здравоохранения.

В каждой области имеется этот орган. В нем действует общественная приемная, сотрудники которой занимаются приемом и рассмотрением обращений и жалоб граждан в связи с получением последними медицинских услуг. В случае выявления нарушений в действиях медицинских работников они привлекаются к установленной законом ответственности.

Для обращения в Министерство здравоохранения необходимо составить жалобу в письменной форме и подать ее в приемную. Жалоба может быть подана лично, то есть непосредственно через канцелярию органа, жалоба может быть направлена почтой (в этом случае необходимо отправлять ценное письмо с описью и сохранить квитанцию об отправке), на электронный ящик органа, или на официальный сайт.

Жалоба может быть подана в органы прокуратуры. В соответствии с действующим законодательством прокуратура является надзорным органом, который осуществляет проверку исполнения законодательств на территории страны.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

По поступившим заявлениям надзорный орган проводит проверку. В случае обнаружения признаков преступления передает материалы по подследственности в правоохранительные органы.

Лицо имеет право обратиться в судебный орган для защиты своего нарушенного права. В суд следует обратиться не с жалобой, а с исковым заявлением, в котором будут отражены факты нарушения прав или интересов заявителя.

Как правило, в исковом заявлении указывают данные лица, обратившегося за защитой, сведения об ответчике, все фактические обстоятельства, которые послужили основанием для обращения с исковым требованием.

В конце заявления лицо указывает перечень документов, которые прикладываются к иску и подтверждают обстоятельства и требования, изложенные в иске.

Когда действия, которые совершены врачом, имеют преступный характер, следует обращаться в правоохранительные органы напрямую. По поступившему заявлению орган осуществляет проверку, по результатам которой принимается решение о необходимости возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

После принятия решения следователь или дознаватель направит копию принятого решения заявителю. Помните, что независимо от того, в какой орган обратится заинтересованное лицо, он обязан дать письменный официальный мотивированный ответ.

Такие обращения принимаются и рассматриваются в соответствии с ФЗ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Поданное обращение регистрируется и передается уполномоченному лицу. Далее оно подлежит рассмотрению в срок, который не может превышать 30 дней. Когда имеются обстоятельства для увеличения этого срока, то заявитель обязательно об этом уведомляется.

После принятия решения по заявлению должностное лицо направляет письменный мотивированный ответ. Форма направления ответа указывается самим заявителем при подаче обращения.

Помните, когда заявитель не согласен с результатом рассмотрения жалобы, то он вправе обжаловать принятое решение вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган.

Универсальный образец жалобы

На законодательном уровне не установлено единой формы жалобы для требования об устранении недостатков в оказанной медицинской организацией услуге.

Внимание! При составлении жалобы достаточно придерживаться следующих требований:

  • в верхней части жалобы указывается руководитель медицинской организации, которая оказала некачественные услуги пациенту. Помимо этого, указывается полное наименование медицинского учреждения, сведения о его месте нахождении. Когда жалоба подается в государственный орган, то такая же информация указывается об органе и его руководителе;
  • ниже указываются сведения о заявителе. Подлежит указанию его ФИО, сведения о месте проживания и контактная информация, по которой впоследствии дается ответ о результатах рассмотрения жалобы;
  • далее указывается наименование документа «Жалоба» или «Претензия»;
  • далее указываются фактические обстоятельства дела. Пациент указывает, когда он обратился к врачу, что это был за врач, в связи с чем он решил обратиться в медицинскую организацию. Когда был заключен договор об оказании ему услуг, какой перечень услуг подлежал оказанию пациенту и что в итоге он получил. Какие нормы были нарушены врачом, и какие действия им были совершены. В тексте желательно ссылаться не только на положения заключенного соглашения, но и на нормы права, которые действуют в определенной сфере взаимоотношений. Как правило, лица, составляющие жалобы, ссылаются на Конституцию РФ, ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который гарантирует право каждого получить качественную бесплатную медицинскую помощь.
  • далее пациент указывает одно из требований, которое должно быть удовлетворено по результатам рассмотрения жалобы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие сведения составляют врачебную тайну?

В качестве требований может указываться необходимость:

  • обеспечения возможности пациенту получить медицинскую помощь;
  • компенсации расходов, которые понес пациент в связи с обращением к платным специалистам;
  • принятия мер по наказанию виновных лиц.

В конце жалобы лицо указывает перечень документов, которые прилагаются им, ставится дата и подпись.

Обратите внимание, в случае указания документальных доказательств, которые подтверждают доводы пациента, необходимо прикладывать не оригиналы, а копии. Связано это с тем, что в последующем оригиналы могут понадобиться для обращения в судебный орган.

Жалоба может быть передана лично в медицинскую организацию. В этом случае лицо, которое ее приняло, ставит свою подпись и дату принятия на втором экземпляре жалобы. Поскольку не каждая медицинская организация согласится это делать, то жалоба может быть направлена почтой.

В этом случае необходимо отправлять ценное письмо с описью файлов, вложенных в конверт. По чеку, выданному на посту, можно отследить дату получения жалобы организацией или государственным органом.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на врача:

Пример заполнения жалобы на врача

Подготовка и подача искового заявления

Когда медицинская организация в течение установленного срока не отреагировала на поступившую от пациента претензию, то последний получает право обратиться с исковым заявлением в суд.

Помните, что лицо вправе обратиться в суд и в соответствии с положениями гражданского законодательства, которое касается заключения и исполнения соглашения, однако в этом случае истец будет обязан оплатить государственную пошлину в соответствии с положениями налогового законодательства, а также лишается права требовать при удовлетворении иска штрафа от медицинской организации.

Исковое заявление в судебный орган подготавливается в соответствии с нормами ст. ст. 131-132 ГПК РФ.

Внимание! Итак, в исковом заявлении подлежит указанию следующая информация:

  • полное наименование органа, в который обращается истец;
  • сведения о заявителе. Истец обязан указать данные о своем месте проживания, а также контактную информацию, по которой суд сможет связаться с истцом;
  • сведения об истце. Необходимо указывать полное наименование медицинской организации, сведения о ее месте расположения;
  • в основной части иска указываются фактические обстоятельства, которые побудили лицо обратиться с иском в суд. Необходимо указать, когда было заключено соглашение с организацией, когда были проведены процедуры, что произошло в результате их проведения;
  • в иске следует указать, какие нормы действующего законодательства были нарушены медицинской организацией в процессе исполнения условий соглашения;
  • перечень требований истца;
  • перечень документов, которые приложены к исковому требованию;
  • подпись и дата составления.

Помните, что при обращении в суд с исковым заявлением в рамках закона, защищающего права потребителей, заявитель обладает правом самостоятельно выбрать, какой суд будет рассматривать заявление.

Итак, исковое требование подается:

  • по месту нахождения медицинской организации, которая оказала некачественные услуги;
  • по месту проживания самого истца;
  • по месту заключения соглашения об оказании услуг;
  • по месту исполнения соглашения.

Как правило, истцы обращаются в суды по месту своего проживания, поскольку это намного удобнее.

Когда сумма искового требования более 1 000 000 рублей, то государственная пошлина подлежит оплате. Рассчитывается эта сумма в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления на врача:

Пример заполнения  искового заявления на врача (1)

Пример заполнения искового заявления на врача (2)

Пример заполнения искового заявления на врача (3)

Пример заполнения искового заявления на врача (4)

Посмотрите видео. Куда жаловаться на нерадивых врачей:



Нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности медицинских учреждений

Отношения между пациентом и медицинской организацией регламентируется следующими нормативными актами:

  • законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • федеральным законом от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если врачи хамят?

Что может требовать пострадавший

Бесплатная консультация юриста

Перечень требований, предъявляемых к медицинской организации, некачественно оказавшей услуги, указан в Законе «О защите прав потребителей».

Пациент получает следующий перечень прав:

  • устранить недостатки и дефекты на безвозмездной основе;
  • уменьшить стоимость услуги в зависимости от качества выполненной работы;
  • изготовить иную вещь из такого же материала соответствующего качества или повторно выполнить работу;
  • возместить расходы, понесенные лицом по устранению недостатков в выполненной исполнителем работе в связи с обращением в другую медицинскую организацию.

Какое требование выбрать, выбирает сам пациент.

Обратите внимание на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения заключенного соглашения, когда в работе выявлены недостатки, признаваемые существенными, или дефекты, или иные отступления от условий, предусмотренных соглашением.

Согласно ст. 29 указанного закона, лицо вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, которые он понес в результате оказанной услуги, не соответствующей положениям заключенного соглашения.

Это значит, что лицо, которому оказаны некачественные медицинские услуги, вправе требовать возмещения не только расходов на эти услуги, но и расходов, которые возникли в связи с исправлением недостатков.

Такими расходами также признают расходы на транспорт по проследованию к медицинским работникам и расходы, которые возникли в связи с оплатой услуг иных специалистов, которые бесплатно получить не удалось.

Учтите! Пациент вправе требовать моральной компенсации согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей». Сумму моральной компенсации лицо устанавливает самостоятельно в зависимости от фактических обстоятельств произошедшего. Какая сумма в итоге будет выплачена лицу, определяет судебный орган.

Любые требования, которые связаны с выполненной работой, и ее недостатки подлежат предъявлению в момент принятия работы или, когда такие недостатки сразу обнаружены быть не могут, в течение гарантийного срока, который установлен на результат работы исполнителем.

В соответствии с нормами указанного законодательного акта требования об устранении недостатков предъявляются в течение двух лет с момента выполнения работы, когда исполнителем гарантийный срок на работу не установлен.

Обратите внимание на то, что иногда в текст соглашения с медицинской организацией включается пункт о том, что потребитель обладает правом обратиться с претензией не позднее полугода со дня исполнения медицинской организацией обязательств.

Помните, такие условия являются ничтожными, поскольку полностью противоречат требованиям, установленным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона условия соглашения, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, которые установлены на законодательном уровне, являются недействительными и применению не подлежат.

Когда в процессе исполнения соглашения, которое ущемляет права потребителя, у последнего возникают убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Также положения, которые не соответствуют законодательству, признаются судом недействительными.

От кого можно требовать денежную компенсацию за врачебную ошибку

Когда лицо является пострадавшим после медицинского вмешательства, то оно имеет право обратиться с претензией в медицинскую организацию или исковым заявлением в суд о необходимости компенсации вреда, причиненного действиями врача.

Обратите внимание! Претензия или иск подается не в отношении конкретного врача, а к больнице в целом.

Когда услуги оказывал врач, занимающийся частной практикой, то в этом случае необходимо обращаться непосредственно к нему с требованием о возмещении причиненного вреда.

Как можно доказать в суде, что в результате врачебной ошибки здоровье пациента ухудшилось

Прежде чем обращаться в суд, лицо должно понимать, что ему придется доказать, что врач совершил неправильные действия, а также между его действиями и последствиями имеется связь.

Для этого необходимо обратиться к независимому эксперту, который поможет провести независимую экспертизу. Выделяют несколько вариантов ее проведения.

Одним из них является самостоятельное обращение пациента к специалисту для получения результатов независимого исследования. В этом случае пациенту придется запросить в медицинской организации всю имеющуюся документацию о ходе лечения и проведении операции.

Когда получить такие данные не представляется возможным, то заинтересованное лицо может обратиться в страховую компанию, которая осуществила выдачу ему медицинского полиса. Такое обращение необходимо, поскольку именно эти страховые организации обеспечивают защиту интересов лиц, получивших их страховые полисы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как доказать вину врачей в смерти человека?

Также такая организация имеет право обратиться в медицинское учреждение, которое оказывало пациенту услуги, с требованием о выдаче документов на пациента.

Дополнительно такая организация в случае обращения клиента вправе организовать самостоятельно независимое исследование для определения, насколько качественно медицинская организация оказала услугу пациента.

Третьим вариантом является заявление в судебном процессе о необходимости назначения экспертизы. В этом случае медицинскую организацию обяжут предоставить экспертам необходимые документальные сведения. В случае непредоставления информации суд праве сделать вывод о том, что врачебная ошибка действительно имела место быть.

Пациент должен понимать, что профессиональные связи между работниками медицины достаточно сильны, поэтому обращаться за проведением исследования юристы рекомендуют в соседние регионы.

Если причинен существенный вред здоровью или наступила смерть

Когда результатом пластической операции стали достаточно тяжелые последствия или даже смерть клиента, его родственники или сам пациент имеют право обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного медицинского работника или работников, которые виновны в наступивших последствиях.

Внимание! В зависимости от обстоятельств дела врач может быть привлечен к ответственности в связи с совершением следующих преступных деяний:

  • причинения смерти по неосторожности. За такое преступление срок наказания может достигать трех лет лишения свободы или предусматриваются иные санкции, которые установлены уголовным законодательством. В качестве одной из санкции уголовное законодательство предусматривает лишение права занятия медицинской деятельностью или занятия должности врача;
  • причинения тяжкого вреда здоровью в результате неосторожных действий. В этом случае врач может лишиться свободы на срок до четырех лет. Также к врачу могут быть применены санкции в виде принудительных работ, лишение права занимать должность или заниматься конкретным видом деятельности;
  • неоказания помощи пациенту. Санкций по такому виду преступления является штраф, размер которого достигает 40000 рублей. Также врач может быть наказан обязательными работами, арестом, срок которого достигает четырех месяцев;
  • халатности. Санкцией за такое преступления является штраф, размер которого составляет 120000 рублей. Также врач может быть подвергнут аресту на срок до трех месяцев.

Хотелось бы отметить, что пока пациент живой, но он имеет тяжкие последствия медицинского вмешательства в организм, правоохранительные органы не смогут возбудить уголовное дело и привлечь врача к установленным мерам ответственности.

В этом случае пациент может рассчитывать только на себя, на результат поданных им жалоб или результат рассмотрения иска в гражданском порядке.

Когда же результатом получения медицинской услуги является смерть пациента, то его родственники имеют право обратиться в полицию с заявлением и требовать проведения доследственной проверки. Отказать в органах права не могут.

Посмотрите видео. Как подать жалобу на врача?



консультация юриста бесплатно онлайн и по телефону горячей линии Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Автор: Толстикова Дарья Константиновна

Неудачное хирургическое вмешательство — ситуация, которая требует не только разбирательства и установления виновных, но и оперативных действий по исправлению причиненного пациенту вреда.

Схемы обжалования медицинских услуг универсальны, однако в каждом конкретном случае необходимо правильно выбрать инстанцию для обращения. Чтобы не терять драгоценное время, воспользуйтесь бесплатной онлайн-консультацией:

Основной закон, устанавливающий обязанности и ответственность врачей — Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Жалоба на хирурга в системе Минздрава

Прежде всего с жалобой на неудачную операцию обращаются к непосредственному руководству клиники — к заведующему отделением или к главврачу (в зависимости от серьезности ситуации). Жалобу необходимо направлять в письменной форме — в этом случае заявитель претендует на получение на руки письменного ответа.

По факту такого обращения администрацией принимается решение о виновности (невиновности) хирурга. К сожалению, нередко руководство клиник предпочитает встать на сторону своего сотрудника. Поэтому, получив ответ, отрицающий низкое качество операции, жалобу следует направлять «выше» — в Министерство здравоохранения.

Подразделения этого ведомства есть в каждой области. Обращение в Минздрав возможно:

  • в личном порядке через общественную приемную, где принимаются и рассматриваются обращения и жалобы граждан;
  • по почте (заказным письмом с уведомлением);
  • через официальный сайт.

Жалоба в правоохранительные органы

Если в совершенных врачом действиях усматривается преступный характер или если хирургическое вмешательство привело к летальному исходу, пострадавшим следует обращаться напрямую в правоохранительные органы (в прокуратуру).

По такому заявлению осуществляется проверка и принимается решение о необходимости привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Сроки и порядок рассмотрения обращения регламентируются ФЗ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (до 30 дней с момента регистрации с возможностью продления срока при обязательном уведомлении заявителя).

Обращение в суд

ГК РФ (ст. 1085) устанавливает право граждан, ставших жертвами врачебной ошибки, требовать компенсации понесенных расходов и утраченного из- за потери здоровья заработка. Если операция делалась на платной основе, на стороне пострадавшего также закон ФЗ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (права потребителя при обнаружении недостатков предоставленной услуги).

Для предъявления в суде потребуется солидный пакет документов, подтверждающих факт проведения операции, целесообразности и качества оперативного вмешательства (медэкспертиза может быть проведена как до подачи иска, так и по требования суда). Возмещению подлежат материальные расходы и моральный ущерб.

Наши юристы с опытом отстаивания прав пострадавших пациентов медицинских учреждений готовы оказать вам всестороннюю помощь.

Плохо залеченный зуб, корявая пластика, неточный диагноз — все это случаи некачественной медицинской помощи, с которой можно столкнуться как в частной клинике, так и в государственной. Пациенты часто «закрывают глаза» на эти нарушения, если в итоге обошлось без тяжких последствий для здоровья, а зря. По закону можно вернуть средства, потраченные на некачественные услуги. В арсенале современного российского законодательства достаточно инструментов, чтобы привлечь к ответственности недобросовестных медиков. Ruposters рассксзывает, что делать, если вам оказали медуслугу ненадлежащего качества, и как в этом случае вернуть свои деньги.

Что такое «некачественная медицинская услуга»

Это те услуги, которые не соответствуют подписанному договору и требованиям, установленным законодательством. Например, плохо залеченный зуб в частной стоматологии или неверная диагностика, приведшая к ухудшению состояния больного — все это некачественные медуслуги, за которые можно вернуть деньги.

Врач, не исполнивший свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство медцентра может вынести ему выговор или даже уволить. Но есть ряд проступков, за которые предусмотрено уголовное наказание:

  • неоказание помощи больному без уважительных причин;
  • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности;
  • смерть пациента, наступившая вследствие действий врача.

К некачественным услугам (или даже к обману) можно отнести платное лечение в стационаре по полису обязательного медицинского страхования или диагностику, за которую вы заплатили, несмотря на то что у вас есть полис ОМС. Вернуть свои средства за такое «бесплатное» медицинское обслуживание тоже возможно.

Что делать, если вы столкнулись с некачественными медуслугами в платном медцентре

Прежде всего нужно обратить внимание на договор. Все частные клиники должны заключать договор на медицинские услуги в письменной форме. Там должны быть прописаны ФИО, адрес и телефон пациента, реквизиты клиники, условия оказания услуг и вероятные риски. В случае проблем договор и чеки с указанием суммы оплаты будут вашими доказательствами в дальнейших разбирательствах.

Далее нужно обратиться с письменной претензией в саму клинику: описать, какая услуга оказывалась, сколько за нее уплачено, какие у вас появились проблемы после действий врача и каковы ваши требования. Все это можно написать в произвольной форме. Вручить претензию необходимо лично под роспись или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если медучреждение не согласится с вашими требованиями, вы можете предоставить заключение стороннего специалиста о состоянии вашего здоровья после вмешательства врача или сделать экспертизу оказанных услуг. Руководство медцентра не идет вам навстречу и не хочет признавать вину? Тогда обращайтесь с заявлением в суд. Параллельно с этим желательно составить жалобы в Росздравнадзор и в прокуратуру.

Следует знать, что, если сумма иска не превышает 1 млн рублей, госпошлину платить не придется. Кроме того, вы вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой будет определен судом.

Бланк жалобы

Куда обращаться в случае проблем с государственной клиникой

Прежде всего нужно отправить жалобу главврачу в письменном виде в двух экземплярах, один из них оставив у себя. На вашем экземпляре обязательно должна быть подпись того, кто принял жалобу. Если проблемы не особо серьезные (например, затягивают сроки лечения или возникла личная неприязнь), вам могут заменить врача или сделать выговор нерадивому сотруднику. Также руководство клиники может выплатить вам компенсацию или предложить дополнительное лечение.

Когда проблемы серьезные и главврач никак не реагирует, составляйте жалобу в Росздравнадзор. К жалобе нужно обязательно приложить доказательства факта лечения в конкретной больнице или у определенного специалиста (талон на прием, медкарта) и заключение медэкспертизы о факте некачественного лечения. Отдельно можно составить жалобу в городской департамент здравоохранения и Минздрав РФ. Если у вас есть полис ОМС и вашему здоровью причинили значительный ущерб, сразу обращайтесь в страховую компанию. Переговоры с руководством клиники лягут на ее плечи, и именно страховая может помочь вам со сбором доказательств, оформлением документов и т.д.

Как и в случае с платным медцентром, вы имеете право обратиться в суд для возмещения нанесенного фактического и морального вреда. И в этом случае лучше всего заручиться поддержкой грамотного юриста.

Частный медцентр в Тольятти

Что делать, если требуют деньги за лечение по полису ОМС

Чаще всего такие ситуации происходят при выезде в другие города России. Нужно знать, что полис ОМС действителен не только в городе вашего проживания, но и на всей территории РФ и гарантирует вам бесплатное медицинское обслуживание в медорганизациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Если в государственной клинике другого региона при предъявлении медицинского полиса с вас требуют деньги, жалуйтесь в администрацию учреждения или обратитесь к страховому представителю организации, которая выдала вам полис ОМС.

Фонд ОМС оплачивает не только медицинские услуги, но и лекарства при лечении в стационаре. И если вам предлагают купить медикаменты или медизделия, которые назначил врач, — это неправильно. Следует сразу же обратиться в страховую медицинскую организацию. Страховая компания поможет разрешить любые конфликты и недопонимания с медицинским учреждением.

Вы уже заплатили деньги за лечение, а теперь оказалось, что не должны были? Обязательно сохраните чеки и составьте письменную жалобу, на основании которой страховая компания организует проведение экспертизы. После чего подаст претензию в медицинскую организацию с предложением урегулировать конфликт в досудебном порядке и возместить вам неправомерно потраченные деньги. В случае отказа возвращать средства вы можете обратиться в суд, и организация, выдавшая вам полис ОМС, должна помочь в подготовке искового заявления.

Какими схемами чаще всего пользуются «автоподставщики» и что делать, если вы стали жертвой дорожного развода.  

Как узнать, являетесь ли вы фиктивным владельцем компании, и что делать в таком случае.  

Как подключиться к Системе быстрых платежей и перестать платить комиссию «Сбербанку».   

Главная » Статьи » Плохо сделали операцию, куда обратиться и как пожаловаться?

Плохо сделали операцию, куда обратиться и как пожаловаться?

Обязательно поделитесь с друзьями!

Написать ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Имя*

Email-адрес*

Save my name, email, and website in this browser for the next time I comment.

Пожалуйста, введите ответ цифрами:

17 − один =

Что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно?

Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.

Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг

1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.

Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.

Если вы лечились в госбольнице, то не стоит полагать, что привлечь учреждение к ответственности не получится из-за того, что лечение было бесплатным. Это не так и Верховный Суд России подтвердил данный довод в пункте 9 Постановления Пленума от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указав на то что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.

2. Выставляем требования медицинской организации.

В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:

  • уменьшения стоимости обслуживания;
  • повторного оказания услуги;
  • устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
  • возмещения расходов.

Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.

Сроки исковой давности:

Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.

Однако, если прошло более трех лет с того момента, когда у пациента возникло право требования на возмещение вреда жизни или здоровью, его требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»). Это правило касается, например, возмещения расходов, понесенных на приобретение лекарств.

Обратите внимание! Несмотря на то, вы праве предъявить претензии к медицинскому учреждению в рамках Закона «О защите прав потребителей», помните, что требования к платной услуге и услугам, оказываемым в рамках ОМС могут различаться.

Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде «потребительского» 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.

При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг. 

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).

3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.

Если медицинская клиника отказалась удовлетворять ваши требования, то приходит время плана «Б». В случае некачественных медицинских услуг потребитель может составить претензию. Единого образца у документа нет, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Но содержание должно включать:

  • сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
  • информацию об обстоятельствах лечения;
  • суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.

Претензию можно направить как путем личного обращения, так и по почте. Главное – в документе должны быть прописаны последствия некачественной услуги (к примеру, осложнения после операции, неправильно проведенное обследование или отсутствие эффекта после реабилитации).

Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.  

4. Составляем исковое заявление.

Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:

  • информацию о вас, ответчике и суде;
  • обстоятельства лечения;
  • конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
  • требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.

Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Кому жаловаться на халатность врача?

Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги

Кому жаловаться на халатность врача?

Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.

Какие права дает пациенту закон?

Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.

Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:

  • выбор врача и медицинской организации;

  • профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

  • получение консультаций врачей-специалистов;

  • облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;

  • получение информации о своих правах и обязанностях;

  • получение сведений о состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым они могут быть переданы;

  • получение питания во время лечения в стационарных условиях;

  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

  • отказ от медицинского вмешательства;

  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи;

  • допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

  • допуск священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?

Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.

Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.

Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.

О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».

Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?

Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.

1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.

2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.

3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.

Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.

5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.

Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».

6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.

Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?

Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.

Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.

Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?

Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.

К уголовной ответственности медика могут привлечь:

  • за неоказание помощи больному без уважительных причин (ст. 124 УК РФ);

  • за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);

  • за причинение смерти (ст. 109 УК РФ);

  • за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также за неправомерное использование документа, удостоверяющего соответствие предоставленных услуг таким требованиям, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (ст. 238 УК РФ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу на перепланировку у соседей
  • Как написать жалобу на перевозчика пассажиров
  • Как написать жалобу на педиатра поликлиники детской образец
  • Как написать жалобу на педагога школы который унижает ученика
  • Как написать жалобу на паспортный стол через госуслуги