Как написать жалобу на постановление приставов

Происходящее в рамках исполнительного производства редко когда устраивает обе стороны – или должник останется недоволен, или взыскатель. Но ладно-бы если все по закону, куда уж деваться. А что, если постановление судебного пристава-исполнителя нарушает закон? Если действия пристава неправомерны – в руках у заинтересованной стороны карт-бланш! Такое постановление вполне успешно можно оспорить, и если не у начальника ОСП, так в суде уж точно.

В отношении каких постановлений это возможно? Что можно считать основанием для оспаривания? И каков порядок оспаривания постановления судебного пристава? Правовед.RU разобрался в нюансах.

Какие постановления и кто может оспорить?

Право на оспаривание постановления пристава предоставлено как сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), так и иным лицам, если они считают, что (ст. 121 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»):

  • нарушены их права и законные интересы;
  • созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов;
  • на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Это могут быть не только физические лица или предприятия, но и государственные органы и учреждения, а также прокурор. Характер постановления значения не имеет – главное, чтобы оно нарушало чьи-либо интересы или было вынесено незаконно. Ну, например, должники обычно обжалуют постановления:

  • о наложении ареста на счета или иное имущество, когда ценность арестованного имущества явно превышает задолженность;
  • о запрете выезда за границу, когда основания для его наложения отсутствовали;
  • об обращении взыскания на зарплату, если было другое имущество, на которое можно было обратить взыскание;
  • о взыскании исполнительского сбора, если долг был погашен добровольно в пределах установленного для этого срока и т.д.

Взыскатели, наоборот, обычно обжалуют:

  • вынесение постановления судебным приставом-исполнителем о прекращении или окончании исполнительного производства;
  • бездействие пристава в части невыявления ликвидного имущества, неналожения на него ареста;
  • постановления о снятии ареста;
  • постановления о назначении эксперта-оценщика;
  • постановления об исключении имущества из под ареста и т.д.

Как обжаловать?

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде. Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

Жалоба в порядке подчиненности

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (

ст. 122 ФЗ № 229

).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

  1. Направляем жалобу. Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
  2. Ждем рассмотрения. Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
  3. Ждем копию постановления. Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).

Оспаривание в судебном порядке

Если порядок подчиненности результатов не дал или вы в принципе не намерены терять на него время, нужно обращаться в суд с административным иском. Сделать это необходимо также в 10-дневный срок с момента вынесения постановления или момента, как заявитель узнал о нем (п. 3 ст. 219 КАС). Этот срок, впрочем, сам по себе пресекательным не является, а его несоблюдение не может служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы (Постановление ФАС Северо-кавказского округа № Ф08-597/14 от 26.02.2014). Но в любом случае нарушать его не рекомендуем.

Чтобы оспорить постановление пристава в суде, рекомендуем соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для оспаривания постановления.
  2. Готовим административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава. Такой иск должен соответствовать требованиям ст. 125 и ст. 220 КАС. С образцом такого иска можно ознакомиться ниже. К нему необходимо приложить комплект документов, включающий:
  • копию исполнительного документа;
  • копию постановления пристава;
  • документы, подтверждающие незаконность постановления;
  • документы, подтверждающие, что постановление нарушает права и интересы истца;
  • копия постановления по жалобе в порядке подчиненности;
  • иные документы по ситуации.

Образец административного иска на пристава

Образец административного иска.docx ≈ 14 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

  1. Подаем заявление в суд. Его необходимо подать в районный суд по месту нахождения подразделения ОСП, в котором работает пристав, чье постановление обжалуется. Документы и иск можно подать лично, направить по почте или через ГАС «Правосудие».
  2. Ждем назначения дела и являемся на его рассмотрение в суд. Явка в суд необязательна – можно направить своего представителя или вовсе не явится, на результат дела это повлиять не должно.
  3. Ждем принятия решения. Срок рассмотрения – 10 дней с момента принятия иска (ст. 226 КАС). По результату рассмотрения суд выносит решение, копию которого в 3-дневный срок направляет и истцу, и ответчику (п. 6 ст. 227 НК).

Если оно положительное, дополнительно подавать его копию в ФССП не нужно. Приставы получат свою копию и отменят оспоренное постановление. Правда, если они будут не согласны с решением, у них есть право на его обжалование по правилам Главы 34 КАС. Ровно, как и у истца, если решением суда постановление пристава оставили в силе. Но это уже совсем другая история!

ФССП занимается исполнением судебных актов, в том числе — о взыскании задолженности. Основанием для начала работы приставов будет обращение взыскателя или поступление документов напрямую из суда. После этого возбуждается производство, а специалисты ФССП начнут различные исполнительные действия.

Должник, не согласный с возбуждением дела, может обжаловать постановление специалиста ФССП. Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя допускается двумя способами. В порядке подчиненности можно подать жалобу в адрес вышестоящего пристава. Для судебных процедур нужно подготовить административное заявление (иск).

На что можно жаловаться после возбуждения исполнительного производства

Предметом взыскания через ФССП может быть долг по кредиту и займу, просрочка по налогам и коммунальным услугам, административные штрафы, другие требования. Все обязательства должника будут указаны в исполнительном листе или приказе суда. Пристав не может по своей инициативе изменить перечень и размер требований. Он обязан работать строго по исполнительному документу, представленному взыскателем или судом.

Оспорить исполнительное производство можно путем подачи жалобы или административного иска

Основанием для оспаривания могут быть различные нарушения, допущенные приставом при возбуждении дела. Если жалобу или административный иск удовлетворят, это повлечет прекращение производства. Впоследствии взыскатель сможет повторно обратиться в ФССП, если не истек срок на принудительное исполнение.

Чтобы начать исполнительные действия, пристав сначала должен возбудить производство. Основания и правила открытия дела описаны в законе № 229-ФЗ. Самые важные моменты:

  • возбуждение производства подтверждается постановлением, копия которого направляется сторонам по делу;
  • в постановлении специалист ФССП даст 5 дней на добровольную выплату долга или на исполнение иных требований;
  • если за 5 дней требования не исполнены, пристав может начать исполнительные действия;
  • должник, не согласный с возбуждением дела, может обжаловать постановление.

Если должник добьется отмены постановления, пристав будет обязан прекратить производство. После этого будут прекращены все действия, сняты запреты и ограничения. Также автоматически аннулируется арест имущества, счетов должника.

Взыскатель не будет обжаловать постановление о возбуждении дела, так как это помешает исполнению. Но он вправе отозвать исполнительный документ по своей инициативе. Такие действия тоже повлекут прекращение дела.

Действия сотрудников ФССП

Должник может обжаловать любое действие пристава. Например, предметом жалобы может являться неправомерный арест имущества, изъятие чужих вещей и предметов, иные нарушения. Оспаривание действий допускается через суд и через вышестоящего руководителя ФССП.

Если по жалобе или иску должника действие признают незаконным, это не повлечет прекращение производства. Оспаривание идет строго по тому действию, которое заявитель указал в документах. В рамках одного дела можно неоднократно подавать жалобы и иски, если пристав постоянно нарушает закон.

Решения (постановления) пристава

Постановление — это основной процессуальный документ в производстве ФССП. В нем представитель ведомства описывает принятые решения, требования к участникам дела и другим лицам, разъясняет меры ответственности. В первом постановлении пристав указывает решение о возбуждении производства.

Полностью прекратить дело можно только путем оспаривания первого постановления. Для этого заявитель может доказать нарушение норм закона № 229-ФЗ со стороны пристава, пропуск сроков на исполнение, другие основания. Если оспаривание пройдет успешно, специалист ФССП будет обязан отменить ранее вынесенное постановление.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя

Бездействие

В оспаривании бездействия судебного пристава обычно заинтересован взыскатель. Предметом жалобы или иска могут быть следующие нарушения:

  • затягивание производства, когда пристав без уважительных причин не предпринимает никаких действий по взысканию;
  • пропуск сроков на совершение определенных действий, на дачу ответов, направление документов;
  • неисполнение других полномочий, предоставленных законом.

Должник тоже может оспорить бездействие ФССП. Например, предметом жалобы или искового заявления может быть затягивание сроков на окончание или прекращение дела, снятие арестов и запретов. При успешном оспаривании пристава обяжут выполнить определенные действия. Также специалиста ФССП могут привлечь к дисциплинарной или административной ответственности.

Как оспорить исполнительное производство

Обжаловать постановление о возбуждении дела нужно максимально быстро, пока пристав не начал активные действия по взысканию. Например, как только пройдет срок 5 дней на добровольное исполнение, пристав может сразу направить документы в банк, списать деньги с карточки или счета. Возврат переплаты после прекращения производства допускается законом № 229-ФЗ. Но на это может уйти от нескольких дней до месяца.

По каким основаниям можно отменить производство

Порядок возбуждения производства ФССП описан в законе № 229-ФЗ. Практически любое нарушение норм закона может быть основанием для оспаривания. Предметом жалобы или иска может быть:

  • принятие документов от взыскателя при пропуске срока на принудительное исполнение (в большинстве случаев этот срок составляет 3 года после вступления в силу судебного акта);
  • возбуждение дела по заявлению ненадлежащего лица (например, если документы подал представитель без доверенности);
  • несоответствие документов взыскателя по форме и содержанию (например, если в исполнительном листе не стоит подпись и печать суда).

В некоторых случаях можно оспорить не постановление в целом, а отдельные решения в нем. Например, если суд описал определенный порядок взыскания, пристав не может изменить его при открытии дела. Хотя производство будет возбуждено законно, специалиста ФССП обяжут отменить неправомерное решение.

Пристав может сам отменить постановление и прекратить дело, если выявит нарушение. Например, уже после открытия производства специалист ФССП может увидеть, что взыскатель пропустил срок на предъявление документов. В этом случае издается новое постановление о прекращении дела. Если взыскатель не согласен с постановлением, он может подать жалобу.

Административное исковое заявление

Административное исковое заявление

Какие документы нужны

Чтобы оспорить производство, заявителю нужна копия постановления. Пристав направляет этот документ должнику и взыскателю по почте, через госуслуги. С даты вынесения постановления начинает течь срок на оспаривание. Если документ направлялся через госуслуги, с момента первого входа на сайт должник считается уведомленным о возбуждении производства.

Кроме копии постановления для обращения в суд или к вышестоящему приставу могут потребоваться следующие документы:

  • жалоба или административный иск;
  • копия паспорта (для гражданина), регистрационные документы (для юридического лица);
  • платежка на госпошлину по административному иску (300 руб. для граждан и 2000 руб. для организаций);
  • доверенность, если документы подает представитель;
  • другие документы, подтверждающие обоснованность требований.

При оспаривании производства нельзя требовать изменения суммы задолженности, отмены основных требований и обязательств. Это можно сделать только путем обжалования судебного акта в кассации или в надзоре.

Что указать в заявлении

Оспаривая возбуждение производства, нужно обосновать причины подачи жалобы или иска. В содержании документов нужно указать:

  • орган или должностное лицо, куда подается жалоба;
  • сведения о заявителе;
  • данные пристава, издавшего постановление;
  • реквизиты производства (номер, дата возбуждения, суть требований);
  • реквизиты постановления, которое обжалует заявитель;
  • перечень нарушений и оснований, по которым подается жалоба или иск;
  • обоснование выводов заявителя;
  • ссылка на нормы законов, которые нарушил пристав;
  • требование об отмене незаконного постановления, прекращении производства;
  • перечень документов, приложенных к иску или жалобе;
  • дата, подпись.

Если в постановлении содержатся незаконные решения, нужно обосновать каждое нарушение. Например, пристав может не указать в документе о сроке на добровольное исполнение, допустить ошибку по сумме задолженности. Чем подробнее составлена жалоба или административный иск, тем выше шансы на положительный результат.

В постановлении о возбуждении дела специалист ФССП может ввести арест на имущество, запрет на регистрационные действия с автомобилем, квартирой или другими объектами недвижимости. Это законное решение, так как пристав может арестовать активы должника даже до истечения срока на добровольное исполнение. Но если оспаривание пройдет успешно, то при прекращении дела будут автоматически аннулированы все аресты и запреты.

Образец жалобы на исполнительное производство

У нас на сайте вы можете скачать примерные образцы административного иска и жалобы на постановление пристава. Рекомендуем заполнять документы при поддержке юриста, чтобы избежать отказа при рассмотрении спора. Также юрист может представить интересы в судебных заседаниях.

Сроки обжалования

Согласно статье 122 закона № 229-ФЗ, срок на оспаривание составляет 10 дней. Он может отсчитываться:

  • с даты вынесения постановления;
  • с момента, когда должник узнал или должен был узнать об издании постановления.

Если срок пропущен по уважительным причинам, его можно восстановить. Такое ходатайство нужно изложить в отдельном документе, приложить к иску или жалобе.

Куда обращаться

Оспаривание постановлений ФССП допускается через суд или в порядке подчиненности. Заявитель может обратиться:

  • с жалобой в порядке подчиненности в адрес вышестоящего пристава;
  • с иском в арбитражный суд (если арбитраж выдавал исполнительный документ, либо когда должником является организация или ИП);
  • с иском в суд общей юрисдикции (в остальных случаях).

Вышестоящий пристав рассматривает жалобу без проведения заседаний и вызова сторон. Для проверки будут истребованы материалы дела. Если подан административный иск, заявитель может принять участие в процессе.

Срок на разбирательство по жалобе или иску составляет 10 дней. По итогам рассмотрения по линии ФССП принимается решение в форме постановления. Суд, рассматривавший иск, принимает решение.

Последствия оспаривания

Если требования заявителя признаны обоснованными, решение ФССП или суда направляется приставу. Далее наступают следующие последствия:

  • пристав обязан издать постановление о прекращении дела, направить копию документа сторонам;
  • взыскателю разъясняется право на повторное обращение в ФССП, либо указывается на необходимость устранить определенные нарушения;
  • при прекращении дела снимаются все аресты, ограничения и запреты, ранее введенные приставом.

Если за время оспаривания пристав успел взыскать задолженность или ее часть, должник может подать заявление на возврат переплаты. Срок рассмотрения заявления и возврата денег может составлять до 30 дней.

Прекращение производства после оспаривания не мешает взыскателю еще раз подать документы в ФССП. Поэтому уже через несколько дней или недель должник может узнать, что в отношении его вновь возбуждено дело. Если пристав опять допустил нарушение, можно еще раз пройти оспаривание.

Хотите узнать подробнее о правилах оспаривания исполнительного производства? Обращайтесь к нашим экспертам!

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Судебный процесс сам по себе далеко не самое приятное мероприятие. А иногда его еще могут омрачить и халатность, злоупотребление полномочиями, безразличие судебного пристава. Если вы недовольны тем, как с вами обошелся судебный пристав, вы имеете право подать жалобу. Это не всегда означает, что вы добьетесь успеха, и решение будет в вашу пользу, но ваше мнение должно быть услышано и рассмотрено в любом случае.

На что жалуетесь?

Чтобы правильно подать жалобу на судебных работников, важно убедиться, что их действия на самом деле были незаконными. Зачастую, жалобы на судебных приставов поступают из-за следующего:

  • Игнорирование своих обязанностей – безделье.
  • Проявление неуважения, грубости, угрозы – нарушение этических норм.
  • Игнорирование требований и интересов заявителя, приводящее к неэффективным действиям.
  • Применение физической силы и нанесение вреда здоровью.
  • Игнорирование законных требований должника.
  • Незаконное проникновение в жилище должника.
  • Нарушение закона при оценке имущества, изъятии, продаже или аресте.
  • Незаконное взыскание сборов, если лицо погасило долги в срок.
  • Неоправданный запрет о пересечении границ.
  • Арест имущества без уведомления должника.
  • Ответчику не было выделено срока на добровольное погашение задолженности.

Сами взыскатели обычно могут жаловаться на:

  • Затягивание срока выполнения производства.
  • Дружеские/приятельские отношения пристава с должником. В таком случае судебный пристав обязан брать самоотвод и отступить от дела. Если это не происходит – жалобы вполне ожидаемы.
  • Скрытие должника из-за непроставленного запрета на пересечение границы.
  • Бездействие после возбуждения производства – не происходит взыскание средств с должника (зарплата не удерживается, имущество не арестовано, счета в свободном доступе).
  • Должник не разыскивается. Необходимо немедля подать жалобу на пристава в связи с бездействием.
  • Снятие имущества из-под ареста.

Закон позволяет заявителю наблюдать за тем, как развиваются события в отношении его или ее ситуации. Но помимо документации, которую судебный пристав может предоставить в качестве отчета, вы можете использовать и другие инструменты для повышения эффективности его действий.

Если есть информация о должнике, ее можно отправить в ФССП — это поможет продвинуть дело. Вы можете также указать места, где нужно искать должника, если он уклоняется от уплаты долга.

По статистике, проявление такого интереса и предоставление необходимой информации судебным работникам способствует быстрому развитию и закрытию дела. Если служба отказывается помочь и не спешит принимать меры, взыскатель может подумать, куда можно обратиться за обжалованием судебного исполнителя.

Куда подать жалобу на пристава?

Обжаловать действия/бездействия приставов можно несколькими способами. Рассмотрим более подробно каждый из них.

  1. Первый способ – это подать заявление главному приставу. Подача претензии происходит в порядке подчиненности и подлежит рассмотрению управомоченным должностным лицом ССП в десятидневный период со дня ее поступления. В случае удовлетворения жалобы управомоченное лицо обязано провести контроль на всех стадиях исполнения постановления. Далее решение должно быть приведено в исполнение в установленный срок и в полном объеме.

Оспорить вынесенное решение по делу возможно будет только в судебном порядке, обжалование в порядке подчиненности не предусмотрено.

Такой способ имеет свои недостатки:

  • Исполнительное производство продолжается в случае подачи заявления в порядке подчиненности. Изначально в интересах должностных лиц ФССП продолжение производства без остановок – это объясняется нежеланием портить высокие статистические показатели оперативности исполнительных действий и наличии можно сказать страха перед претензиями взыскателей. Поэтому приставы будут обращаться к «слепым сторонам» закона, чтобы исполнительное производство продолжалось без неурядиц.
  • Внушительные сроки рассмотрения заявления. На рассмотрение жалобы уходит в среднем 10 дней. В случае принятие жалобы еще столько же отводится приставу-исполнителю чтобы предотвратить обнаруженные нарушения, если только в постановлении не будет указан другой срок. С момента вынесения вердикта копия ответа направляется в течение 3 дней. Срок рассмотрения заявления и устранения нарушений в случае одобрения жалобы значительно растягивается из-за нерабочих выходных дней. В результате срок, в который могут устранить нарушения, может увеличиться до двух месяцев, то есть уже после осуществления мер принудительного исполнения. Это практически обесценивает и сводит на ноль оперативность устранения проблем и восстановление нарушенных прав податчика заявления.
  1. Второй способ – отстаивать свои права в суде. По закону, все решения, вынесенные должностным лицом ССП, а также его бездействие по работе с исполнительным документом можно оспорить только в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

Административный (внесудебный) порядок обжалования не является обязательным досудебным порядком урегулирования конфликта между исполнителем и гражданином, чьи интересы были нарушены, поэтому он не может препятствовать праву заинтересованного лица на обращение в суд. Внесудебный порядок рассмотрения жалобы является приоритетным из-за его оперативности, гибкости процедур.

Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?

Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?

Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:

  • Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
  • Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
  • Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
  • Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
  • Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.

Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.

На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.

  • Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.

Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.

У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:

  • Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
  • Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
  • Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.

При подаче претензии необходимо учитывать юрисдикцию органов подачи. Бывают случаи, когда ходатайство об оспаривании заключении судебного пристава должно быть направлено только в арбитражный суд. Например, когда выдача исполнительного листа была произведена арбитражным судом; при выполнении требований компании или гражданина, которые ведет предпринимательскую деятельность, не регистрируя юридическое лицо.

Для юридически неподкованного человека обращение в суд дело нелегкое. Рекомендуется обратиться за услугами юриста или адвоката для правильного составления жалобы. Тем более, в случае положительного исхода дела, все расходы истца государство возьмет на себя.

Больше жалоб – больше шансов: стоит ли писать сразу в несколько инстанций?

Документ может быть направлен в несколько государственных учреждений одновременно. Своевременное обращение в соответствующие структуры позволит человеку добиться соблюдения своих прав.

По статистике, чем больше резонанс проблемы, тем больше шансов быть услышанным. В случае обнаружения проблемы она будет устранена в ближайшее время.

Как правильно оформить жалобу?

Если человек не согласен с действиями ФССП, у него есть возможность обжаловать незаконные действия. В то же время необходимо четко определить, на что исполнительные службы имеют право, а на что нет.

В случае нарушений необходимо правильно составить претензию и направить ее на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Если все правила, включая сроки, соблюдены, ответ не заставит себя ждать.

Чтобы правильно подать жалобу на судебных приставов, не обязательно искать образец.

Заявление оформляется произвольно, достаточно следовать нескольким простым правилам:

  • В заявлении должны быть указаны данные лица, против которого подается иск. Указывают имя и должность ответчика.
  • Подавая жалобу на такое должностное лицо, стоит указать в мельчайших подробностях обстоятельства, при которых были нарушены права участников процесса.
  • При подаче жалобы на судебного работника в прокуратуру необходимо предоставить письменные доказательства того, что противоправные действия действительно были совершены. Стоит также указать на нормативные акты, регулирующие незаконность этой деятельности.
  • Предмет жалобы. Стоит указать, что вас не устраивает, например, грубое обращение должностных лиц.
  • Фамилия, инициалы и место жительства лица, написавшего жалобу судебному исполнителю. Анонимные заявления не рассматриваются и результаты не сообщаются.
  • Ваши требования (восстановить свои права, принятие конкретных мер наказания и т.п.).
  • Физические лица могут не прикладывать к жалобе документы, подтверждающие нарушение закона. Но если они есть, это будет способствовать быстрому рассмотрению дела, без искажений и перекрученных фактов.
  • Дата, подпись. Недописанные жалобы с отсутствием подписи не принимаются и тем более не рассматриваются.

Особо успешным считаются коллективные жалобы, т.к. отражают объективное мнение группы людей.

Что должна содержать жалоба?

Заявление об обжаловании бездействия судебного исполнителя можно направить в соответствующий орган несколькими способами:

  • Лично.
  • Через Интернет.
  • По почте.
  • Позвонить по номеру горячей линии ФССП, где вас проконсультируют по вопросу подачи заявления.
  • Через представителя (при наличии документа, подтверждающего его полномочия).

Если человек решил подать жалобу самостоятельно, он должен сделать это в письменном виде.

Документ должен быть подготовлен в 2 экземплярах. Одна копия останется в органе власти, а другая будет возвращена заявителю. Лицо должно убедиться, что его копия заверена уведомлением о принятии. Если вместе с претензией отправляются дополнительные документы, необходимо заполнить приложение к описи.

Услуга описи предоставляемых документов доступна только в центральных почтовых отделениях.

Если человек отправляет жалобу по почте, она должна быть отправлена заказным письмом. Когда заявление будет получено, заявитель будет проинформирован об этом.

Стоит обратить внимание! Когда вы приняли решение отправить жалобу через Интернет, необходимо использовать стандартный шаблон. Удаленный доступ экономит время. Однако гарантия получения ответа на жалобу в этой ситуации ниже. Поэтому эксперты советуют выбирать другие способы подачи заявления.

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

Из-за чего в рассмотрении жалобы может быть отказано?

Рассмотрев вашу претензию, высшее руководство может сделать следующие выводы:

  • Признать жалобу правомерной и приостановить действия исполнителя. Иногда судебного пристава привлекают к дисциплинарной или административной ответственности.
  • Заявление признается не весомым, поскольку предоставленные доказательства либо недостаточны, либо ошибочны.

Закон не всегда на стороне жертвы. Если должностные лица, занимающиеся рассмотрением дела, решат, что жалоба на судебного исполнителя является клеветой, то в дальнейшем разбирательстве будет отказано.

Другими причинами, способствующими отказу, являются следующие ситуации:

  • Неправильно составленное заявление на действия судебного исполнителя.
  • Недовольство взысканием исполнительного сбора или наложением штрафа.
  • Суд уже принял решение по делу с аналогичными обстоятельствами.
  • Если потерпевшая сторона не соблюла сроки подачи жалобы.
  • Сотрудник службы, совершивший правонарушение, не является сотрудником исполняющей службы.
  • В письме была использована нецензурная лексика.

Если в рассмотрении заявления было отказано, выносится постановление не более чем через 3 дня после получения жалобы.

Получив отказ, попробуйте перенаправить жалобу в другие инстанции.

Помните, при защите своих прав все законные методы хороши.

Что входит в обязанности судебного пристава?

Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:

  • Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
  • Розыск должника, в том числе межгосударственный.
  • Отыскивание имущества неплательщика.
  • Ареста имущества и его изъятие.
  • Арест счетов и финансов лица.
  • Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
  • Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
  • При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
  • Обработка личных данных.
  • Обработка заявлений о ходатайстве.
  • Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.

А что можно считать бездействием?

Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.

Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.

Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:

  • Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
  • Имущество не изымается и не передается на реализацию.

  • Исполнитель не занимается розыском должника.

  • Место работы неплательщика также неизвестно.

  • Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.

  • Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.

Безделье также может выражаться в несовершени в установленный срок (2 месяца) всех необходимых мер для полного и своевременного исполнения предписанных в исполнительном листе мер.

На какие действия вы вправе подать жалобу?

Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:

  • Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
  • Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.

  • Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.

  • Вымогательство и шантаж, требование взятки.

  • Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.

Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:

  • Нарушение правил наложения ареста на имущество.
  • Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.

  • Несвоевременная оценка и реализация имущества.

  • Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.

  • Неэффективность розыска должника и его имущества.

  • Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.

В судебной практике известны случаи, когда приставы по ошибке производили взыскание с различных социальных выплат, например, с пенсии по случаю потери кормильца или пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей. Такие действия запрещены законодательством РФ.

Должнику в случае нарушения его права со стороны органов принудительного исполнения, необходимо вовремя предпринять грамотные действия для обжалования деятельности судебного пристава. Такие действия не влекут за собой процесса затягивания исполнительного производства, а представляют собой мероприятия по восстановлению нарушенных прав.

Кто может пожаловаться на пристава?

Подать заявление на обжалование нарушений своих прав и свобод могут следующие лица:

  • Стороны исполнительного процесса: должник, взыскатель и т.д.
  • Все физические и юридические лица: работодатели, сотрудники, компании, чьи права подверглись неправомерному нарушению.

Что будет после подачи жалобы?

Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.

Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.

  • Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
  • Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
  • Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
  1. Вынести предупреждение.

  2. Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.

  3. Аннулировать решение, принятое подрядчиком.

Если должностное лицо признает, что заявление в прокуратуру на судебного пристава было обоснованным, принимается решение о восстановлении прав потерпевшего. Все последствия несправедливых действий судебного исполнителя будут устранены в течение 30 дней. Могут быть предприняты следующие меры:

  • Частичная или полная отмена постановления, вынесенного ранее.
  • Обязательство должностного лица принять новое законное решение.
  • Признать действия (бездействия) пристава неправомерными и принять меры для устранения нарушений.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) судебных приставов, подлежит возмещению в полном объеме. Поскольку судебный пристав-исполнитель является федеральным служащим, вред возмещается за счет казны РФ. Таким образом, гражданскую ответственность несет не сам судебный пристав непосредственно, а ФССП России, являющаяся юридическим лицом и осуществляющая функции главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако, позже суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда, могут быть взысканы полностью или в части с судебного пристава в рамках материальной ответственности.

Когда и как останавливается исполнительное производство?

Приостановить исполнительное производство главный пристав может в том случае, если в жалобе заявлены следующие нарушения:

  1. Произошло незаконное взыскание средств: с материнского капитала, минимальной зарплаты, с компенсаций, льгот и т.д.
  2. Взыскание на имущество и доходы, которые являются минимальным имуществом, необходимым для существования задолжавшего лица и его семьи.
  3. Гражданина не уведомили о начале исполнительного производства и принудительном взыскании имущества и не предоставили время на добровольное погашение долга.
  4. Лицо ошибочно было назначено должником по исполнительному производству (путаница может возникать с однофамильцами и лицами с одинаковыми личными данными).

Следует также учесть следующее:

  • Такая жалоба должна содержать приложения в подтверждение доводов заявителя (исключением является последнее основание).
  • При подачи заявления податчику необходимо указать, что он требует остановки производства.

  • Срок, в который приостановится исполнительное производство, не превышает срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Не рекомендуется подавать жалобы снова и снова, преследуя цель растянуть судебное производство. Сейчас можно найти более действенные решения, например, объявление о банкротстве.

Почему ФСПП может отказать в приеме жалобы?

Сотрудники службы приставов должны принимать исходящие от граждан жалобы. Но есть обстоятельства, при которых вам могут отказать:

  • Если обжалуются исход оценки имущества оценщиком.
  • При составлении ходатайства были допущены ошибки.
  • Подошел к концу срок для подачи жалобы.
  • Аналогичное ходатайство уже было принято.

Отказ в принятии жалобы можно также обжаловать, если вы уверены, что она была составлена верно, по форме. Обжаловать отказ можно в течение трех дней со дня поступления.

Как отозвать поданное ходатайство?

Судебные процессы – стресс для любого человека. И бывает, что поданная на эмоциях жалоба не соответствует действительности или наоборот, вопрос разрешился мирным путем. Отказаться от ходатайства имеет право любой гражданин до его судебного решения. Для этого нужно составить новое заявление.

Отзыв составляется в свободной форме, особых требований не имеется. В то же время, отказ должен быть четко и понятно сформулирован. Необходимо указать причины отзыва жалобы.

Суд должен ознакомиться с отказом от ходатайства и принять соответствующее решение о возврате.

Как должна выглядеть жалоба для подачи в прокуратуру?

Не все лица хотят разбираться с нарушениями в порядке подчиненности. Многие уверены, что правомерного наказания можно добиться только подав жалобу в суд или органы прокуратуры. Такой вывод нельзя назвать полностью верным, но в любом случае каждый гражданин имеет право обратиться в указанные инстанции.

Сотрудники прокуратуры обязательно отреагируют на поступающие жалобы и могут предпринять следующие действия:

  • Разрешение жалобы.
  • Передача жалобы на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.

  • Жалоба остается неразрешенной.

  • Перенаправление жалобы в другие госорганы.

  • Приобщение к поданному ранее обращению.

Жалоба также может быть не рассмотрена и возвращена подавшему лицу. Это может произойти по таким причинам:

  • Жалоба составлена неправильно.
  • Текст неразборчив.

  • Присутствуют нецензурные выражения, брань.

  • Суть жалобы не связана с законодательством России.

Проигнорировать правильно составленное заявление у сотрудников прокуратуры не выйдет.

Решение прокуратуры также не является окончательным и в случае неудовлетворения гражданин может обратиться в суд.

Как составить иск, чтобы его точно рассмотрели?

Жалоба должна быть четкой, емкой, чтобы было понятно, какие именно нарушения допустил судебный сотрудник. Общий вид иска должен содержать следующую информацию:

  • Наименование места, куда подается иск.
  • Личные данные подателя (для юридических лиц указать наименование организации и адрес).
  • Реквизиты исполнительного производства.
  • Данные сотрудника, который нарушил ваши права (обязательно указать занимаемую должность).
  • Какие именно неправомерные действия и нарушения были совершены.
  • Чего именно вы хотите добиться, ваши требования по восстановлению прав.
  • При наличии доказательств нарушений их следует приложить к заявлению.
  • Дата, подпись, перечисление приложенных документов.

Если ходатайство будет составлено правильно и соответствовать всем нормам, то отказать в рассмотрении заявления вам не смогут.

Какие требования вы можете запрашивать?

После указания причины жалобы и возникших нарушений в ходе дела необходимо выразить требования по решению проблемы, чтобы было понятно, какова цель вашей жалобы.

Вы можете потребовать признание неправомерности действий судебного сотрудника и обозначить меры, которые, по вашему мнению, нужно принять для устранения правонарушения. Предложенные меры должны быть в рамках закона и компетенции вышестоящих органов, которые будут принимать решение по делу.

Главный пристав может и сам определить необходимые меры, которые на его взгляд будут уместны (чаще всего дисциплинарные). Но если вы имеете четкие требования, то их необходимо указать. Вы можете потребовать, например, отстранить пристава, возместить ущерб (если он был причинен), окончить исполнительное производство и т.д.

Сколько стоит подать иск?

Госпошлина за подачу жалобы в суд о действии (бездействии) судебного пристава не предусмотрена – это абсолютно бесплатно. Подача административного иска производится безвозмездно.

Можно ли подать жалобу через Госуслуги?

Портал Госуслуги предусматривает в себе и такую функцию. Благодаря специальному сервису службы судебных приставов вы сможете подать жалобу онлайн, следуя следующей инструкции:

  1. Перейти на страницу сервиса и осуществить вход по логину и паролю.
  2. Выбирать графу «Подать заявление».
  3. Обозначить вид заявления.
  4. Откроется новая страница, на которой нужно выбрать «Личное посещение ФССП».
  5. Понадобиться указать, кем подается заявление: лично истцом или его доверенным лицом.
  6. Выбрать соответствующую категорию: должник или взыскатель.
  7. Заполнить форму с личной информацией и подать заявление.

Личный контакт с приставами не понадобится – решение по вашему обращению будет направлено в ваш личный кабинет Госуслуг.

Нужна ли помощь юриста для подачи жалобы?

Подача заявления на неправомерные действия судебных исполнителей только на первый взгляд может показаться легкой процедурой. На самом деле в законе имеется много пробелов и лазеек, которыми способны воспользоваться сотрудники ФССП для завершения дела в свою пользу. Поэтому помощь адвоката лишней точно не будет.

Поводами для обращения к услугам юриста могут стать:

  • Отсутствие продвижения в исполнительном производстве.
  • Некорректная оценка имущества при наложении ареста.
  • Нарушение прав лица при аресте банковских счетов и финансовых поступлений.
  • Необоснованный запрет на выезд из страны или на управление автомобилем.
  • Когда должник не был извещен о начале судебного производства.
  • Не был выделен срок на добровольное закрытие долгов.

При своевременном и правильном обжаловании нарушения можно пресечь. Правовая неосведомленность может значительно увеличить срок решения проблемы и усугубить внутренние переживания.

Какие обязанности берет на себя юрист?

  • Сбор необходимых для дела документов.
  • Помощь в правильном составлении заявления.
  • Консультация о том, куда стоит обратиться и какие инстанции подходят для решения вашей проблемы.
  • Подача заявления главному приставу, в прокуратуру, суд. Жалоба может подаваться на любого сотрудника и в несколько инстанций одновременно.
  • Представительство ваших интересов в суде и ведение дела до положительного исхода.

До подачи жалобы юристы обычно рекомендуют предпринять такие меры:

  • Собрать исчерпывающие доказательства действия или бездействий пристава, которые вы считаете неправомерными.
  • Убедиться, что ваша жалоба является законной, то есть что нарушения пристава в самом деле нарушили закон.
  • Правильно составить ходатайство в соответствии со всеми нормами. Образец заявления можно найти в свободном доступе в Интернете или же обратиться к юристу, который сам займется составлением заявления.

Услуги юриста могут быть необходимы для должников, так как их сторона изначально рассматривается как виновная и самостоятельно успеха добиться будет очень тяжело.

Кто занимается контролем приставов?

Факт соблюдения приставами законодательства контролирует прокуратура. Она же и проверит при обращении справедливость вашего заявления, а также полноту использования главных приставов своих полномочий по надзору за работой приставов.

ФССП России подвластна Министерству юстиции РФ.

Основные моменты, которые нужно учитывать при составлении претензии на пристава:

  • Вы можете подать заявление на обжалование действий сотрудника в течение 10 дней со дня происшествия.
  • Заявление может подаваться сразу в несколько инстанций.
  • Правильно составленное заявление – залог успеха.
  • На добровольное исполнение судебных требований дается 5 дней. После начинаются исполнительные действия.
  • Вы можете обжаловать постановление, если посчитаете нужным.
  • Прежде чем подавать заявление изучите права и обязанности пристава, чтобы не было оплошностей.
  • Ходатайство можно отменить, написав новое заявление, но только если суд еще не принял его в рассмотрение.
  • Производство не остановится, если иск признают необоснованным и не одобрят.
  • Процесс обжалования лучше начинать с подачи жалобы на вышестоящего сотрудника — идти сразу в суд не обязательно.
  • Чтобы быть уверенным в результате, лучше поручить дело опытному юристу, который представит ваши интересы. В этом случае необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочии (доверенность) и копию документа, удостоверяющего личность.
  • Лично подавать жалобу не обязательно – это можно сделать онлайн через Госуслуги или сайт ФССП.

Если вы столкнулись с неправомерными действиями пристава, хамством, затягиванием производства, несвоевременным выполнением обязанностей, то не игнорируйте нарушения, отстаивайте свои законные права.

Если у вас возникли проблемы с судебными приставами получить юридическую п?

Данный документ применяется с учетом особенностей, установленных Федеральными законами от 03.04.2020 N 106-ФЗ, от 07.10.2022 N 377-ФЗ, от 29.12.2022 N 573-ФЗ, от 08.06.2015 N 138-ФЗ.

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя — что делать при бездействии пристава

Опубликовано: 30.10.2018

— Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

— Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Исполнительное производство — всегда результат конфликта между должником и взыскателем, который не получилось разрешить в досудебном порядке. Поэтому естественно, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает много жалоб: обычно, по мнению взыскателя, пристав работает слишком медленно или вообще бездействует, а по мнению должника – наоборот, слишком быстро и не всегда законно.

Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.

Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов

По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой:

>

1. К старшему судебному приставу — непосредственному начальнику пристава, нарушившего права заявителя;

2. К главному судебному приставу в территориальное управление ФССП;

3. В прокуратуру;

4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей;

5. По телефону горячей линии ФССП.

Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП):

⦁ лично или через представителя, по доверенности;

⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы);

⦁ онлайн — на сайте ФССП необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.

Срок подачи такой жалобы — 10 дней. 10 дней начинают отсчитываться с момента, когда было совершено оспариваемое действие (или установлено бездействие) пристава, либо с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих законных прав. Этот срок может быть продлен при наличии уважительной причины (болезнь, командировка, позднее получение извещения).

Срок рассмотрения вашей жалобы — 10 дней. В результате чего вы получите письменный ответ.

Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования. Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску.

Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев. Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству.

При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений. Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.

Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца.

Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле. Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.

Образцы жалоб на бездействие судебных приставов

Скачать общую форму образца жалобы вы можете по ссылке: форма образца жалобы.rtf

Образец жалобы старшему судебному приставу

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 1

Образец жалобы прокурору

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 2

Образец жалобы в суд (исковое заявление)

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 3

Куда пожаловаться на пристава?

К сожалению, не всегда служба судебных приставов исполняет судебные решения столь быстро, эффективно и правомерно, как хотелось бы — по разным причинам. Баланс прав и интересов должника и взыскателя может оказаться несоблюденным вследствие неправильных действий пристава, в том числе — принятия незаконного постановления, акта и т.д.

Возможностей обжалования действий/бездействия пристава несколько. Можно подать жалобу:

  • в порядке подчинения (т.е. вышестоящему судебному приставу),
  • в прокуратуру или обратиться в суд (ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» № 118-ФЗ от 21.07.1997).

Что такое жалоба в порядке подчиненности?

Универсальный способ, наиболее быстрый и целесообразный для того, чтобы высказать недовольство текущими и организационными вопросами деятельности пристава, когда еще никаких серьезных нарушений не произошло, и глобальных последствий (таких, как причинение ущерба, невозможность дальнейшего исполнения решения суда) не наступило. Например, пристав необоснованно медлит с осуществлением исполнительского действия, и исправить это можно буквально в течение нескольких дней.

Это жалоба непосредственному руководителю пристава, вышестоящему лицу.

На рядового пристава-исполнителя можно пожаловаться старшему приставу отдела, на старшего пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, далее — главному судебному приставу РФ. ( ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007).

Как правильно подать жалобу?

Такая жалоба может быть подана в течение 10 дней после того, как приставом совершено действие, кажущееся вам неправомерным, или после того как обнаружилось неправомерное бездействие. В ней следует указать все данные как пристава, так и лица, подающего жалобу, описать, что именно кажется Вам неправильным и почему (желательно сослаться на нормы закона), указать свои требования, т.е. в чем вы видите возможный выход из ситуации: совершение приставом действия, отмена постановления и тп. Впрочем, можно указать и просто требование провести служебную проверку в отношении указанных действий пристава.

Как быстро рассмотрят жалобу?

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней, и если она будет признана обоснованной, то в решении по жалобе будет указано на отмену незаконного постановления пристава, обязание его совершить определенные действия, или на принятие иных мер для устранения допущенных нарушений. Дополнительно пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Подача жалобы в прокуратуру

Также жалобу на пристава можно написать и в прокуратуру. К полномочиям прокуратуры относится, в том числе, контроль и надзор за соблюдением приставами законодательства.

Прокуратура проверит как обоснованность доводов, изложенных в жалобе, так и использование вышестоящими приставами своих полномочий по контролю за действиями приставов.

Предполагается, что первоначально меры по жалобе должен принять вышестоящий пристав, поэтому если вышеописанная жалоба в порядке подчиненности не подалась вообще, то и прокуратура ее рассматривать не будет, а направит на рассмотрение вышестоящему приставу (Указание Генпрокуратуры России от 12.05.2009 № 3155/7).

Подача жалобы в суд

Постановления, действия и бездействия пристава можно обжаловать в суде.

Рассмотрение дела в суде — процесс более долгий и сложный. В отличие от предыдущих двух способов пожаловаться, судебное обжалование требует от заявителя гораздо более активного участия: предоставление доказательств, обоснование своей позиции, присутствия в судебных заседаниях. Поэтому обращаться в суд правильнее при серьезных нарушениях, повлекших значительные последствия. Например, если взыскателю или должнику неправомерными действиями пристава был причинен ущерб, то судебное решение может предусматривать компенсацию ущерба из государственного бюджета. Ни решением вышестоящего пристава, ни прокурора этого сделать нельзя.

Жалобы на приставов, затрагивающие интересы и права в сфере предпринимательской деятельности; дела, связанные с исполнением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, а также некоторые другие дела согласно АПК РФ и федеральному закону «Об исполнительном производстве», рассматриваются арбитражными судами (арбитражным судом субъекта РФ). Все остальные категории дел об оспаривании деятельности приставов относятся к компетенции судов общей юрисдикции (районного суда). Заявление подается суд по месту нахождения судебного пристава, и рассматривается по правилам соответствующих глав ГПК РФ или АПК РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу на пользователя телеграмм
  • Как написать жалобу на пользователя инстаграм
  • Как написать жалобу на поддержку яндекс такси
  • Как написать жалобу на плохую работу почты
  • Как написать жалобу на плохо сделанную операцию