На чтение 6 мин Просмотров 3.5к. Опубликовано 22.03.2022
Качественное и полноценное питание напрямую влияет на здоровье детей. Если ребенок регулярно жалуется на невкусную и некачественную еду в школьной столовой, родителям не стоит пускать ситуацию на самотек. Они могут пожаловаться на организацию питания в школе и изменить ситуацию к лучшему.
Расскажем, как и куда можно пожаловаться на некачественное питание в школе.
Как организовано питание в школах: общие сведения
Правовое регулирование. Организация питания в школе должна опираться на положения:
- СанПина от 2020 года №32 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
- Приказа Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения
от 11 марта 2012 года N 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»; - ст.37 ФЗ-237 «Об образовании в РФ» от 2012 года — с 2020 года всех школьников с 1 по 4 класс обязаны обеспечить горячим питанием.
Кто организует питание в школах. За организацию питания отвечает администрация школы. Большинство образовательных учреждений сегодня ушли от практики самостоятельного приготовления школьных обедов.
Еду готовят комбинаты питания, а в школах только разогревают привезенные блюда и раздают обед. Подрядчика для обеспечения школ питанием выбирают в процессе государственных закупок.
Каким должно быть питание в школьной столовой. Еда в школе должна быть качественной, полноценной, многообразной и сбалансированной. Согласно действующим нормам в рационе ребенка обязательно присутствуют:
- белковая пища, включая мясные и молочные продукты;
- жиры, до 30% которых растительного происхождения;
- пищевые волокна.
Младшим школьникам бесплатно полагается горячее первое и второе блюдо, либо второе блюдо в зависимости от приема пищи.
На что чаще всего жалуются родители. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ) большая часть жалоб на организацию горячего питания связаны с тем, что:
- еда подается холодной (49%);
- продукты питания низкого качества (40%);
- меню содержит повышенное количество сахара или однообразное (около 15%);
- организация питания — неэффективна (12%);
- ребенок пострадал от пищевого отравления (кишечной инфекции) или в школе отсутствует обещанное питание (4%).
Куда жаловаться на некачественное питание в школе
Родители имеют право контролировать качество питания в школе и при необходимости – жаловаться на неудовлетворительное меню. В процессе обжалования следует придерживаться следующего порядка действий:
- Поговорить с ребенком и уточнить, что именно его не устраивает в питании: еда холодная, подгоревшая, слишком соленая, маленькие порции и пр.
- Обсудить вопрос с другими родителями и узнать мнение их детей о качестве питания. Если удастся собрать инициативную группу для подачи жалобы, то больше шансов для ее удовлетворения.
- Сообщить о проблемах с питанием классному руководителю и директору школы.
- Помимо обращения в администрацию действенным способом привлечения внимания контролирующих инстанций к питанию в школе станут публикации в СМИ и социальных сетях.
- Если в школе не согласились на уступки, можно дальше жаловаться в контролирующие инстанции: Роспотребнадзор, Минпросвещения, ОНФ, департамент образования, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка и пр.
Обращение в комиссию по питанию. Если на базе школы/департамента образования организована комиссия по питанию, то можно обратиться с жалобой к ответственному лицу из ее состава. Здесь подскажут что делать, если не получается найти компромисс договориться с директором.
Жалоба в администрацию школы. Первоначально родителям следует обратиться к директору с просьбой пересмотреть меню или выбрать другого подрядчика. В частности, попросить исключить полуфабрикаты, сосиски или колбасу. Директор как госзаказчик имеет право применять штрафные санкции по отношению к подрядчику, отвечающему за школьные обеды.
Жалоба в Роспотребнадзор. Если обращение в администрацию школы не возымело должного эффекта, родители могут пожаловаться на качество питания в Роспотребнадзор. Передать жалобу можно заказным письмом или в электронном виде.
По результатам получения жалобы сотрудники ведомства могут инициировать проверку и проконтролировать работу подрядчика, в частности, качество ингредиентов, состав меню, вес порций.
Для этого они берут пробы продуктов, анализируют процесс приготовления пищи. Если продукты окажутся некачественными, а процедура приготовления еды нарушена, подрядчику могут выдать предписание об устранении нарушений. По результатам проверки родителям должны предоставить официальный ответ с итогами проверки.
Жалоба в Минпросвещения. Пожаловаться на организацию горячего питания в школе можно по номеру 8(800) 200-91-85. На базе министерства работает оперативный штаб по быстрому реагированию на возникающие проблемы.
Жалоба в ОНФ. По любым вопросам, связанным с обеспечением питания в школе, можно обратиться по номеру горячей линии «Школьный завтрак» 8 (800) 200-34-11. Также подать жалобу или задать вопрос разрешается на сайте.
Другие варианты. Помимо Роспотребнадзора и ОНФ направить жалобу можно:
- в местный департамент образования;
- уполномоченному по правам ребенка;
- в прокуратуру или суд.
Обращение в прокуратуру имеет смысл, если ребенок отравился или заболел из-за некачественного питания. В этом случае с поставщика питания можно взыскать стоимость лечения и компенсировать моральный вред в судебном порядке. Тогда как адресовать жалобу в прокуратуру на холодный суп не имеет смысла.
Как составить жалобу на некачественное питание
Содержание жалобы. Жалобу можно составить в свободной форме, указав следующую информацию:
- ФИО отправителя или группы отправителей (анонимные обращения не будут рассматривать);
- наименование документа;
- описание проблемы и доказательства (если есть);
- требование об устранении нарушений или проведении проверки;
- сроки, в которые вы хотели бы получить ответ и способ получения;
- дата и подпись отправителя.
Образец жалобы. Образец жалобы на организацию школьного питания можно скачать тут.
Порядок подачи. Жалоба готовится в двух экземплярах: один для адресата, второй – сохраняют родители с отметкой о получении.
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной. Родители школьников могут организовать совет, контролирующий качество еды. Через него можно подавать коллективные жалобы, к рассмотрению которых обычно относятся максимально ответственно.
Как подать жалобу на питание в школе через госуслуги
Подать жалобу на организацию горячего питания можно с использованием портала Госуслуги. Для этого нужно пройти следующие этапы:
- Авторизоваться в своем профиле на портале Госуслуги.
- Перейти в категорию «Бесплатное горячее питание для учащихся младших классов».
- Заполнить сведения об ученике и образовательном учреждении (город, номер школы и пр.).
- Указать тип горячего питания и указать причины подачи жалобы: например, неудовлетворенность меню, вкусом, отсутствие горячего питания, низкое качество или недостаток ингредиентов и пр.
- Информация с портала госуслуги передается в региональные департаменты образования, а затем руководству школы для устранения недостатков.
- В течение 15 дней после подачи жалобы должен поступить ответ на электронную почту.
– Ребенок регулярно жалуется мне на плохое питание в школе, из-за чего он часто остается голодным. За что мы платим деньги – абсолютно непонятно. Скажите, что я могу сделать и куда обращаться с жалобой на некачественное питание?
– Вы правы в своем волнении относительно удовлетворительного качества блюд в столовых школ и детских садов. Обеды и завтраки, не отличающиеся высокими вкусовыми качествами, выбрасываются, дети остаются голодными, а родители зря тратят деньги на питание.
СодержаниеПоказать
- 🍎 Ответственные за качество питания в школе и садике
- ❗ Действия родителей
- Обращение в Роспотребнадзор
- Как правильно составить жалобу
- Порядок подачи
- Куда еще можно пожаловаться
- Внимание соцсетей
- ❓ Часто задаваемые вопросы
🍎 Ответственные за качество питания в школе и садике
Большинство школ и детских садов ушли от практики самостоятельного приготовления еды. В детских образовательных учреждениях ее не готовят, а только разогревают привезенные блюда. За приготовление обедов отвечает сторонний подрядчик, которого выбирают в процессе государственных закупок.
Вывод организации питания на аутсорсинг должен решить несколько задач: повысить качество предлагаемых блюд и устранить проблему воровства на кухне. Но фактически качественно улучшить ситуацию не удалось: напротив, выбрасывать в мусор стали еще больше продуктов, чем раньше.
Несмотря на то что питание в школах и садах весьма жестко регулируется, качество еды (а, точнее, ее вкус) законодательные акты не гарантируют. По нормам СанПиНа питание должно содержать определенное количество калорий, а также правильное распределение по белкам, жирам и углеводам (БЖУ). При этом откуда именно нужно будет брать эти калории – не столь важно: углеводы ребенок может получить из полезных овощей и фруктов, а может – из чая с сахаром.
Существующая система госзакупок не предусматривает наказание для подрядчика за невкусную еду. Для получения оплаты за оказываемые услуги по приготовлению пищи совершенно неважно, понравилась ли еда детям или нет. Именно по этой причине качество обедов в школах и детских садах в последнее время упало.
Хотя поставки еды осуществляются подрядчиками, но ответственность за качество продуктов несут директора школ и заведующие детских садов. Если в ходе проверки будут обнаружены фальсификация продуктов (подмена одних продуктов другими, например, мяса в котлетах – на хлеб), кишечная палочка или пестициды в продуктах, вся ответственность ложится на администрацию.
❗ Действия родителей
Родители имеют полное право контролировать происходящее с ребенком в школе и его питание. Оптимально для защиты своих прав в области качества питания и для решения других острых вопросов создать совет родителей и принять его устав. Через такое объединение будет проще отстаивать свои права, так как к рассмотрению коллективных жалоб всегда относятся более ответственно.
Начать борьбу за качественное питание стоит с визита к заведующей (директору) инициативной группы родителей с требованием пересмотреть меню или выбрать другого подрядчика.
Родительский комитет может направить коллективную жалобу заведующей детского сада или директору школы с просьбой исключить определенные блюда из меню. Например, фастфуд, полуфабрикаты, колбасу, невкусные сосиски и пр.
На базе учебного учреждения может работать комиссия по питанию. Можно обратиться к ответственному лицу из состава указанной комиссии.
А ваших детей кормят вкусно в саду или в школе?
ДаНетДети уже выросли
Обращение в Роспотребнадзор
Если решить вопрос с администрацией не удалось, родители могут пожаловаться в Роспотребнадзор. Специалисты ведомства серьезно подходят к проверке подрядчика на качество питания: его могут оштрафовать при недовесе порций, нехватке блюд в меню, неудовлетворительном качестве еды. Сотрудники Роспотребнадзора по результатам поступления жалобы должны инициировать проверку в образовательном учреждении.
В ходе контрольных мероприятий они берут пробы, анализируют процесс приготовления пищи. Продукты могут оказаться качественными, но процедура приготовления еды – нарушена, и это тоже влияет на вкусовые характеристики питания.
По результатам проверки родителям должны предоставить ответ на жалобу с результатами проверки.
Как правильно составить жалобу
Единый унифицированный образец жалобы в Роспотребнадзор отсутствует. Но она должна содержать указание на отправителя (анонимные жалобы не рассматриваются) и ведомство, в которое передается документ.
В жалобе указываются:
- ФИО отправителя;
- наименование документа;
- описание проблемы и при возможности – доказательства;
- требования и сроки, в которые вы хотели бы получить ответ;
- дата и подпись отправителя.
Ссылаться в жалобе можно на ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Постановление главного санитарного врача №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409–08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся…», Приказ Минздрава и Минобразования от 2012 года №213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».
Какие права имеет родитель в школе. Памятка
Читать
Что положено школьникам по новому закону в 2020 году
Подробнее
Родительский чат. Как себя вести, чтобы это не отнимало время
Смотреть
Порядок подачи
Жалоба готовится в двух экземплярах: один для адресата, второй – сохраняют родители с отметкой о получении. Ее можно передать лично через подразделение Роспотребнадзора, направить почтой заказным письмом или в электронном виде.
Образец жалобы на школу или детский сад в Роспотребнадзор можно скачать здесь.
Куда еще можно пожаловаться
Кроме Роспотребнадзора, жалобу можно передать в местное управление образования. Ее допускается отдать лично в руки сотруднику управления либо направить по почте заказным письмом. Если ведомство проигнорировало жалобу, то можно сообщить о его бездействии администрации населенного пункта в отдел по социальным вопросам.
Родители могут пожаловаться на питание в образовательном учреждении в суд и прокуратуру. Но направлять в эти инстанции жалобы стоит только при причинении ущерба здоровью ребенка некачественной едой: например, ребенок отравился или заболел дизентерией по причине плохо обработанной пищи. В этом случае с поставщика питания можно взыскать компенсацию стоимости лечения, а также морального вреда.
Жаловаться в прокуратуру на невкусные котлеты или суп бессмысленно, так как обращение не рассмотрят по существу.
Внимание соцсетей
Помимо проведения встреч с администрацией образовательного учреждения и отправки жалоб в контролирующие инстанции, родители могут привлекать внимание СМИ и соцсетей к сложившейся ситуации.
Цифровая образовательная среда
Читать
Навигатор дополнительного образования
Подробнее
❓ Часто задаваемые вопросы
Если еда свежая, но просто невкусная – можно обратиться в Роспотребнадзор? Ребенок очень редко съедает завтрак или обед полностью. За что платим деньги – непонятно.
Если еда невкусная из-за несоблюдения технологии приготовления (например, мясо недостаточно прожарено, а каша переварена и без добавления масла), то Роспотребнадзор поможет устранить нарушения. Также вы можете выбрать неорганизованный способ питания и не платить за обеды.
Мы с другими родителями можем подать коллективную жалобу?
Да. Более того, это будет предпочтительнее: коллективные жалобы рассматривают более детально, чем индивидуальные.
Допустимо ли кормить детей в школьной столовой сосисками в тесте? Это же фастфуд.
Допустимо. Если вам не нравятся конкретные блюда, то вы можете направить коллективное обращение администрации учебного заведения с просьбой о его исключении.
Я удивляюсь, зачем в детском саду детям дают еду, которую они в принципе есть не будут? Например, соленую селедку. Селедка указана в каких-то нормах?
Селедка используется для питания дошкольников и она разрешена по нормам. Считается, что это продукт полезен детям из-за высокого содержания Омега-3. Ее допускается давать детям не чаще 2-3 раз в неделю в количестве до 20 граммов.
Образцы жалоб (заявлений) в Роспотребнадзор
В случае нарушения каких-либо прав потребителя встает вопрос как написать, составить жалобу, чтобы привлечь нарушителя к установленной законом ответственности. А в ряде случаев также прекратить какую-либо деятельность, например по продаже не пригодных к употреблению (пропавших) продуктов питания. В этом разделе сайта размещены образцы жалоб (заявлений) в Роспотребнадзор по наиболее часто встречающимся ситуациям, а также информация о том как подать жалобу или заявление в надзорный орган.
1. Жалоба (заявление) по факту продажи продуктов питания ненадлежащего качества
Из названия заявления и так понятно, что в ней речь идет о жалобе на магазин при покупке некачественных продовольственных товаров и привлечении к ответственности виновных в этой ситуации лиц. Для скачивания бланка жалобы кликните по названию жалобы.
2. Жалоба (заявление) по факту обмеривания, обвешивание, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей
Жалоба составляется когда продавцом или исполнителем допущен обмер, обвес, обсчет или иной обман. Данный образец жалобы в Роспотребнадзор применим не только к продовольственным товарам, но и при исполнении договоров о выполнении работ, например бытового подряда по изготовлению мебели или ювелирных изделий, или оказании услуг, например банковских услуг.
3. Жалоба (заявление) по факту неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
Жалоба составляется когда продавцом или исполнителем не применяется контрольно-кассовая техника, но ее использование обязательно в силу закона. Закон четко определяет кто и когда может не использовать контрольно-кассовую технику при приеме платежей от потребителей за товары и услуги. Согласно ст.2 ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карта» * без выдачи кассовых чеков могут осуществлять наличные денежные расчеты:
— организации и предприниматели оказывающие услуги при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (БСО)
— плательщики ЕНВД при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Примечание: плательщиками ЕНВД является абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей.
— организации и предприниматели реализующие специфические товары, в специфических местах
Исчерпывающий перечень расчетов без выдачи кассового чека
2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
4. Положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
4. Жалоба (заявление) по факту продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации
Из названия жалобы следует, что речь в ней идет о покупке товаров, работах или услугах без предоставления обязательной информации. Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
Обязательная информация о товарах, услугах, работах
— наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
— информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
— срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
— информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
— указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
5. Жалоба (заявление) по факту продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих или (и) с нарушением требованиям(ий) технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке
Данная жалоба составляется и подается когда имеется несоответствие товара, работ или услуг положениям техрегламентов, ГОСТов, ТУ или образцам по качеству, комплектности или упаковке.Иными словами речь идет о купле-продаже некачественного товара.
6. Жалоба (заявление) по факту нарушений санитарно-эпидемических требований при эксплуатации жилых и общественных помещений, транспорта
Эта жалоба актуальна при выявлении в жилых и общественных помещениях, на транспорте таких случаев антисанитарии, как * отсутствие мойки и дезинфекции помещений, транспорта; * нарушение мойки и дезинфекции помещений, транспорта, * иных нарушений. Примерами таких ситуаций могут являться отсутствие уборки в подъезде жилого дома или туалете общественного здания, наличие загрязнений сидений или всего салона маршрутного такси (маршрутки).
7. Жалоба (заявление) по факту нарушений санитарно-эпидемических требований к питьевой воде
Если имеются нарекания по качеству питьевой воды, то их необходимо изложить в жалобе. Фактами, свидетельствующими о нарушении санитарно-эпидемических требований к воде, служат * неестественный цвет воды, * специфический (резкий, конкретно выраженный и т.д.) запах, * наличие посторонних примесей (песок, ржавчина и т.д.) и иные нарушения.
8. Жалоба (заявление) по факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
Данной жалобой целесообразно воспользоваться когда в ресторанах, кафе, столовых и прочих местах общественного питания имеются насекомые, грызуны или животные; грязь в местах приготовления пищи и залах обслуживания, а также при иных нарушениях санитарии в заведениях общепита.
9. Жалоба (заявление) по факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Факт нарушения санитарии в яслях, детском саду или школе при воспитании или учебе детей является основанием для обращения с вышеназванной жалобой. Конкретные нарушения могут выражаться в
* использовании неудобной или со специфическим запахом мебели,
* применении учебников с мелким шрифтом,
* использовании технических средств влекущих нарушение санитарно-эпидемических требований и
* иных нарушениях.
Жалоба или заявление составляются в двух экземплярах. Подать жалобу можно на приеме в Роспотребнадзоре. При этом один экземпляр жалобы передается работнику Роспотребнадзора, а на втором, который остается у потребителя, делается отметка о получении. Также жалобу можно подать путем ее направления по почте. Это вариант удобнее с житейской точки зрения, но удлиняет время рассмотрения жалобы из-за почтовой пересылки. Кроме того, в настоящее время имеется возможность подачи жалобы через официальный интернет-ресурс Роспотребнадзора.
Несколько раз подходили и жаловались на холодную еду в столовой. Директор отнекивался, что все поправится, но с начала года ничего не поменялось. Хотим написать коллективную жалобу от класса или несколько классов, чтобы подписали входящий номер. А то на словах видимо не понимает он.
Подскажите как правильно написать?
И можно одному из род.комитета присутствовать на обеде и пробовать еду ?
Аноним автор темы:
Подскажите как правильно писать?
Аноним автор темы:
пробывать еду ?
:dash:
Аноним автор темы:
пробывать
нельзя
пробовать можно
Аноним автор темы:
Подскажите как правильно писать?
правильным русским языком изложить ситуацию, подписаться, поставить дату и попросить у секретаря отметку о регистрации документа на вашем экземпляре
На сколько я знаю , можно создать комиссию родителям , придти во время перемены в столовую и сделать пробу обеда , зафиксировать на бумаге с подписями.
А вообще тема актуальна для многих, вы автор, как все сделаете , напишите здесь , если конечно решитесь проделать всю эту процедуру до конца , многим будет полезен ваш опыт.
Maman_Trololo:
На сколько я знаю , можно создать комиссию родителям
а для этого нужно разрешение администрации? и как создать эту комиссию?
Maman_Trololo:
сделать пробу обеда
из тарелок детей?
Аноним ,
Думаю нет, просто ставите администрацию перед фактом своим приходом , чтоб не было возможности подготовиться к вашей проверке.
Аноним ,
Ну я бы попробовала из тарелки своего ребёнка , а кто мне запретит ?
Maman_Trololo:
просто ставите администрацию перед фактом
пока мы поднимемся-спустимся к ним, они могут предупредить в столовой ((
Хотим найти термометр для еды и померить температуру котлеты или др. Снять на видео или сфотографировать. Это законно?
Аноним ,
Вообще они уже настолько обнаглели , что думаю никто специально готовиться не будет . Тут писала один пользователь , что проверяли столовую несколько дней подряд , дак те не удосужились ничего изменить, зная что их проверяют
Аноним ,
В школе можно снимать видео
Вы можете оставить свое обращение на сайте школы. Они сейчас есть у всех школ, директор обязана будет ответить. Обращения все фиксируются и проверяются.
У нас в школе существует бракеражная комиссия, которая оценивает питание в школьной столовой, туда входят и представители родительского комитета в том числе. Возможно, и в вашей школе есть такая?
olga166,
сейчас посмотрю
_Alenka_:
Возможно, и в вашей школе есть такая?
не знаю даже.
В нашей школе есть инспектор по питанию и она постоянно просит родителей приходить в столовую и самим пробовать еду.
А какой у Вас класс? У нас недавно выше неба скандал был из-за пиания…
Расскажу «вкрации». Первый класс, в Ватсапе начались жалобы на питание, холодное/невкусное/ничонеест/оравился сметаной. Кто-то подходил с жалобами к учителю. Дело не двигалось…
Я позвонила в школу, как позже выяснилось попала на директора. Состоялся, примерно, такой диалог:
Я: можно ли отказаться от питания?
Д: А что вас не устраивает?
Я: То-то и то-то (перечисляю)…
Д: Нет, отказаться нельзя.
Я: Почему? Приведите нормативный акт
Д: Читайте закон об образовании, но не знаю, есть ли там что-то о питании…
Я: :wow: А если я просто не буду платить, за навязанную услугу?
Д: Представьтесь и какой класс?
Я: назвала имя (глупая) но букву не сказала.
Ну и в том же духе… Только, более темпераментней…
Вещала, что Путин приказал 100-роценно охватить питанием все школы, директорам отчитываться лично, что в комиссии из родителей не видит смысла и не пустит нас!
В общем разошлись на том, что про холодные макароны она скажет в столовой и что бы я пришла лично… На следующий день гудела вся параллель! Кто-то посмел нажаловаться!
Учителей созвали на ковер, на предмет плохой работы с родителями. Потом нашу отдельно вызвали во время урока (все таки, кто-то слил), меня вызвали в школу.
Потом я опять позвонила и зловещим тоном выложила секретарю, что мол, если директор не прекратит терроризировать наших учителей, то запись вчерашнего разговора окажется в прокуратуре. Та вежливо пообещала передать… Через 10 минут мне перезвонила зав.столовой и любезно пригласила отведать их кулинарные изыски, хоть всем классом сразу.
На следующий день позвонила учительница и предложил снять нас с питания, совершенно законно (но пожалуйста, чтоб другие не знали), позже еще одна мамочка меня поблагодарила, что их сняли с питания (тоже, конечно, не афишируя). Фух, не зря все было!
Извините за много букв, но может кому-то пригодится опыт…
Анапчаночка,
3 класс, питание бесплатное. Уже разговаривали с директором не раз, один день у нас дали теплые макароны, а потом опять холодное питание.
Аноним ,
Как мне сказали, что холодное, потому что, готовят сразу на тысячу человек. А кормят не за один прием. Я поинтересовалась, почему тогда в Санпине написано ….обеспечить ГОРЯЧИМ питанием? Вы услугу не оказываете, я не обязана за нее платить. Как то так.
Анапчаночка:
готовят сразу на тысячу человек
у нас привозная еда. Они должны разогревать и горячее накладывать. Как они сказали, мы раньше накладываем, поэтому остывает
Анапчаночка:
Как мне сказали, что холодное, потому что, готовят сразу на тысячу человек. А кормят не за один прием
:omg: кто такое мог сказать?)) Сотрудники столовой и администрация школы точно не сказала бы.
Анапчаночка:
то, готовят сразу на тысячу человек.
не…не готовят. Там срок реализации 2 часа. Несколько партий обязаны готовить. В бракеражном журнале так и пишут-1 партия, 2 партия и тд.
_Alenka_:
У нас в школе существует бракеражная комиссия
в бракераж входят только представители администрации (даже НЕ учителя), мед работники и зав производством. они назначаются приказом директора в начале учебного года и расписываются каждый день в журнале бракеража.
у вас комиссия по питанию. в комиссию по питанию входят — пед состав, родители, ученики. в начале учебного года также издается приказ о комиссии с указанием состава и назаначением председателя комиссии
Краткое содержание:
- Как организовано питание в школах: общие сведения
- Куда жаловаться на некачественное питание в школе
- Как составить жалобу на некачественное питание
- Как подать жалобу на питание в школе через госуслуги
- Обсуждение
Качественное и полноценное питание напрямую влияет на здоровье детей. Если ребенок регулярно жалуется на невкусную и некачественную еду в школьной столовой, родителям не стоит пускать ситуацию на самотек. Они могут пожаловаться на организацию питания в школе и изменить ситуацию к лучшему.
Расскажем, как и куда можно пожаловаться на некачественное питание в школе.
Содержание
Как организовано питание в школах: общие сведения
Правовое регулирование. Организация питания в школе должна опираться на положения:
- СанПина от 2020 года №32 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические треб»;
- ст.37 ФЗ-237 «Об образовании в РФ» от 2012 года — с 2020 года всех школьников с 1 по 4 класс обязаны обеспечить горячим питанием.
Кто организует питание в школах. За организацию питания отвечает администрация школы. Большинство образовательных учреждений сегодня ушли от практики самостоятельного приготовления школьных обедов.
Еду готовят комбинаты питания, а в школах только разогревают привезенные блюда и раздают обед. Подрядчика для обеспечения школ питанием выбирают в процессе государственных закупок.
Каким должно быть питание в школьной столовой. Еда в школе должна быть качественной, полноценной, многообразной и сбалансированной. Согласно действующим нормам в рационе ребенка обязательно присутствуют:
- белковая пища, включая мясные и молочные продукты;
- жиры, до 30% которых растительного происхождения;
- пищевые волокна.
Младшим школьникам бесплатно полагается горячее первое и второе блюдо, либо второе блюдо в зависимости от приема пищи.
На что чаще всего жалуются родители. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ) большая часть жалоб на организацию горячего питания связаны с тем, что:
- еда подается холодной (49%);
- продукты питания низкого качества (40%);
- меню содержит повышенное количество сахара или однообразное (около 15%);
- организация питания — неэффективна (12%);
- ребенок пострадал от пищевого отравления (кишечной инфекции) или в школе отсутствует обещанное питание (4%).
Куда жаловаться на некачественное питание в школе
Родители имеют право контролировать качество питания в школе и при необходимости – жаловаться на неудовлетворительное меню. В процессе обжалования следует придерживаться следующего порядка действий:
- Поговорить с ребенком и уточнить, что именно его не устраивает в питании: еда холодная, подгоревшая, слишком соленая, маленькие порции и пр.
- Обсудить вопрос с другими родителями и узнать мнение их детей о качестве питания. Если удастся собрать инициативную группу для подачи жалобы, то больше шансов для ее удовлетворения.
- Сообщить о проблемах с питанием классному руководителю и директору школы.
- Помимо обращения в администрацию действенным способом привлечения внимания контролирующих инстанций к питанию в школе станут публикации в СМИ и социальных сетях.
- Если в школе не согласились на уступки, можно дальше жаловаться в контролирующие инстанции: Роспотребнадзор, Минпросвещения, ОНФ, департамент образования, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка и пр.
Обращение в комиссию по питанию. Если на базе школы/департамента образования организована комиссия по питанию, то можно обратиться с жалобой к ответственному лицу из ее состава. Здесь подскажут что делать, если не получается найти компромисс договориться с директором.
Жалоба в администрацию школы. Первоначально родителям следует обратиться к директору с просьбой пересмотреть меню или выбрать другого подрядчика. В частности, попросить исключить полуфабрикаты, сосиски или колбасу. Директор как госзаказчик имеет право применять штрафные санкции по отношению к подрядчику, отвечающему за школьные обеды.
Жалоба в Роспотребнадзор. Если обращение в администрацию школы не возымело должного эффекта, родители могут пожаловаться на качество питания в Роспотребнадзор. Передать жалобу можно заказным письмом или в электронном виде.
По результатам получения жалобы сотрудники ведомства могут инициировать проверку и проконтролировать работу подрядчика, в частности, качество ингредиентов, состав меню, вес порций.
Для этого они берут пробы продуктов, анализируют процесс приготовления пищи. Если продукты окажутся некачественными, а процедура приготовления еды нарушена, подрядчику могут выдать предписание об устранении нарушений. По результатам проверки родителям должны предоставить официальный ответ с итогами проверки.
Жалоба в Минпросвещения. Пожаловаться на организацию горячего питания в школе можно по номеру 8 (800) 200-91-85. На базе министерства работает оперативный штаб по быстрому реагированию на возникающие проблемы.
Жалоба в ОНФ. По любым вопросам, связанным с обеспечением питания в школе, можно обратиться по номеру горячей линии «Школьный завтрак» 8 (800) 200-34-11. Также подать жалобу или задать вопрос разрешается на сайте.
Другие варианты. Помимо Роспотребнадзора и ОНФ направить жалобу можно:
- в местный департамент образования;
- уполномоченному по правам ребенка;
- в прокуратуру или суд.
Обращение в прокуратуру имеет смысл, если ребенок отравился или заболел из-за некачественного питания. В этом случае с поставщика питания можно взыскать стоимость лечения и компенсировать моральный вред в судебном порядке. Тогда как адресовать жалобу в прокуратуру на холодный суп не имеет смысла.
Как составить жалобу на некачественное питание
Содержание жалобы. Жалобу можно составить в свободной форме, указав следующую информацию:
- ФИО отправителя или группы отправителей (анонимные обращения не будут рассматривать);
- наименование документа;
- описание проблемы и доказательства (если есть);
- требование об устранении нарушений или проведении проверки;
- сроки, в которые вы хотели бы получить ответ и способ получения;
- дата и подпись отправителя.
Образец жалобы. Образец жалобы на организацию школьного питания можно скачать тут.
Порядок подачи. Жалоба готовится в двух экземплярах: один для адресата, второй – сохраняют родители с отметкой о получении.
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной. Родители школьников могут организовать совет, контролирующий качество еды. Через него можно подавать коллективные жалобы, к рассмотрению которых обычно относятся максимально ответственно.
Как подать жалобу на питание в школе через госуслуги
Подать жалобу на организацию горячего питания можно с использованием портала Госуслуги. Для этого нужно пройти следующие этапы:
- Авторизоваться в своем профиле на портале Госуслуги.
- Перейти в категорию «Бесплатное горячее питание для учащихся младших классов».
- Заполнить сведения об ученике и образовательном учреждении (город, номер школы и пр.).
- Указать тип горячего питания и указать причины подачи жалобы: например, неудовлетворенность меню, вкусом, отсутствие горячего питания, низкое качество или недостаток ингредиентов и пр.
- Информация с портала госуслуги передается в региональные департаменты образования, а затем руководству школы для устранения недостатков.
- В течение 15 дней после подачи жалобы должен поступить ответ на электронную почту.
https://ivprave.ru/prava/obrazovanie/zhaloba-na-pitanie
Медосмотр школьников без согласия родителей, некачественное питание в школьной столовой, грубое отношение или придирки со стороны учителя. Причин для жалобы на школу может быть множество — как в «элитном», так и в самом простом учебном учреждении. Как защитить права своего ребенка? Читайте об этом в нашей новой статье!
Обратите внимание! Если после знакомства со статьей у вас останутся вопросы, вы всегда можете воспользоваться бесплатной консультацией специалистов сайта «ЦентрСовета».
В каких случаях можно подать жалобу на школу?
Многие родители считают, что жаловаться на школу имеет смысл только в самых крайних случаях — например, если учитель позволяет себе «распускать руки», а директор занимается откровенным вымогательством. Однако такой подход является не совсем верным, так как вы имеете право подать жалобу на школу при любом нарушении прав вашего ребенка. Исходя из практики, можно сказать, что чаще всего жалобы на школу подаются в следующих случаях:
- Школьника не допускают на занятие или удаляют с урока;
- Руководство школы заставляет учащихся заниматься «общественно полезным трудом» (участие в субботниках, уборка школьной территории и т.д.) без согласия родителей;
- Учитель превышает свои должностные полномочия (к примеру, устраивает публичные разбирательства в отношении ученика);
- Учеников школы заставляют посещать факультативы или дополнительные занятия;
- Школьники подвергаются дискриминации (например, девочек обязали убирать кабинет, а мальчикам разрешили этим не заниматься);
- В классе происходит травля, а учителя закрывают на это глаза.
Обратите внимание! Перед составлением жалобы мы советуем пообщаться с родителями других учеников школы. Велика вероятность, что ваш случай не единичный, а коллективная жалоба — более весомый аргумент, чем индивидуальная.
Кто может написать жалобу на школу?
Официальную жалобу на школу может подать только один из законных представителей ребенка: родитель, усыновитель или попечитель.
Как написать жалобу на школу?
Как и любая другая письменная претензия, жалоба на школу составляется в свободной форме и подписывается заявителем. В тексте жалобы рекомендуется указать следующие сведения:
- Наименование государственного органа или ФИО должностного лица, которому подается жалоба;
- Ваши данные (ФИО, почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты);
- Предмет жалобы;
- Ваши требования (например, провести проверку или наказать виновных);
- Дата составления жалобы;
- Список прилагаемых документов.
Важно! Постарайтесь, чтобы ваше обращение было составлено максимально корректно. Наличие угроз, оскорблений и нецензурной брани может стать основанием для отказа в рассмотрении.
Где найти образец жалобы на школу?
У вас возникли трудности при составлении жалобы на школу? Вы можете скачать наш шаблон и использовать его в качестве основы для собственного заявления!
Скачать образец жалобы на школу>>>
Куда жаловаться на школу?
Если у вас возникла необходимость подать жалобу на школу, в которой учится ваш ребенок, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Шаг первый: обращение к директору школы
Любые споры и конфликты между педагогическими работникам и родителями в первую очередь рассматривает директор школы.
В том случае, если жалоба руководству школы не принесла результата, родителям необходимо обратиться в уполномоченные государственные органы в сфере образования.
Шаг второй: обращение в Департамент образования
Одной из основных задач Департамента является создание условий для эффективной работы школ обеспечение защиты прав участников образовательного процесса.
- Адрес Департамента образования в Москве: ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4;
- График работы: с понедельника по пятницу – с 8.00 до 20.00, в субботу – с 9.00 до 15.00;
- Официальный сайт: dogm.mos.ru.
Воспользоваться системой интернет-обращений через электронную приемную>>>
Шаг третий: обращение в прокуратуру
Как законный представитель ребенка вы имеете право обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением ваших прав и прав ребенка.
Перейти на сайт Генеральной прокуратуры РФ, чтобы оставить электронную жалобу>>>
Читайте также:
- Жалоба на детский сад: составление, образец, порядок подачи
Дата публикации материала: 04.03.2023
Последнее обновление: 04.03.2023
К выбору школы для своего ребенка родителям следует подходить особенно внимательно, ведь в этом учебном заведении ему предстоит провести значительную часть своей жизни. Однако даже после тщательного выбора школа может не оправдать ожиданий из-за плохого педагогического состава, неэффективной работы директора, состояния школьного здания и многих других причин. Это не повод переводить ребенка в другую школу, ведь любая проблема решаема: достаточно знать, куда пожаловаться на школу или ее работников в той или иной ситуации.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
В статье расскажем:
- Какие могут возникать проблемы
- Отказ в приеме в школу
- Ненадлежащее поведение учителей
- Хулиганство отдельных учеников
- Плохое состояние школьного фонда
- Вымогательство денег
- Плохая работа школьной столовой
- Куда можно пожаловаться
- Отдел образования
- Региональный департамент образования
- Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
- Роспотребнадзор
- Прокуратура
- Суд
- Как составить жалобу
- Как подать жалобу
- Сроки рассмотрения
- Какие меры по жалобе могут быть приняты
- Заключение эксперта
Какие могут возникать проблемы
Школа – это прежде всего учреждение, оказывающее образовательные услуги. Получателями данных услуг являются дети, обучающиеся в данной школе. Соответственно, некачественными образовательными услугами следует считать нарушение прав обучающихся, содержащихся в ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проявлением некачественных образовательных услуг могут служить самые разнообразные факторы, мы же рассмотрим наиболее распространенные проблемы в данной сфере.
Отказ в приеме в школу
В вышеупомянутой норме закона закреплен принцип свободы выбора образовательного учреждения вне зависимости от места проживания, социального статуса, наличия сделанных прививок и т.д.
На неправомерный отказ в приеме ребенка нужно жаловаться в отдел образования.
Отказ же принять ребенка из-за его социального статуса, пола, расы и даже отсутствия прививок является прямым проявлением дискриминации и является уголовным преступлением. В этом случае жалобу надлежит подавать сразу в прокуратуру.
Однако из любого правила есть исключения:
- В зачислении ребенка в школу не по месту жительства могут отказать, если в школе не осталось мест. Дело в том, что, хотя документы в школу может подать любой, приоритетность зачисления будет разной: сначала зачисляют льготные категории граждан, затем тех, кто прописан рядом со школой, и только после этого всех остальных. Такой подход законен и закреплен в Приказе Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. № 32.
- Отказ будет правомерным в принятии ученика, если в связи с состоянием его здоровья ему требуются особые условия содержания и обучения, которые данная образовательная организация не в состоянии ему обеспечить.
Ненадлежащее поведение учителей
Непосредственную работу с ребенком проводит учитель, поэтому большинство претензий родителей к школе связаны именно с недовольством педагогами. В частности, поводом для жалобы на учителя может стать:
- ущемление чести и достоинства школьника: психологическое давление, физическое насилие и прочие элементы травли ребенка;
- явное занижение оценок;
- нарушение образовательных стандартов;
- вымогательство денежных средств;
- учитель не справляется с работой и не может контролировать детей.
С жалобой на учителя в первую очередь нужно обращаться к директору. Как непосредственный начальник педагога, он уполномочен применить меры дисциплинарного взыскания к своему подчиненному. Если директор не отреагировал на ситуацию, жалобу можно отправить в отдел образования. Как пожаловаться на учителя мы подробно разбирали в этой статье.
Хулиганство отдельных учеников
В каждом классе есть свой хулиган, поведение которого оставляет желать лучшего. Но что, если своими действиями он не только срывает учебный процесс, но и причиняет вред своим одноклассникам? Такие ситуации должно регулировать школьное руководство. Когда замечания в дневнике и беседы с родителями не помогают, коллективная жалоба директору школы на ученика от родителей может инициировать более серьезное разбирательство, вплоть до отчисления нерадивого школьника.
Плохое состояние школьного фонда
С состоянием ремонта здания школы, мебели и других материальных средств, составляющих школьный фонд, ситуация сложная и неоднозначная. С одной стороны, это может свидетельствовать о плохой работе директора, не умеющего распределять школьный бюджет, или коррупции в школьных стенах, а с другой стороны – о скудном финансировании бюджетного учреждения. Мириться с плохим состоянием ремонта или мебели не стоит, ведь в конечном итоге это может отразиться на здоровье ребенка. Однако, не следует торопиться и с жалобой в департамент образования или иные надзорные инстанции. Не разобравшись в ситуации, можно достичь совсем не того результата, который нужен: директора уволят, а школа так и останется в аварийном состоянии.
В первую очередь ситуацию нужно обсудить с самим директором: в чем причина сложившейся ситуации. Конечно, с большой долей вероятности он скажет, что дело в нехватке бюджетных средств. Но если денег действительно не хватает, руководитель только поддержит инициативу родителей написать обращение о выделении бюджета.
Поэтому в данном случае лучше писать не жалобу на директора, а обращение в департамент образования с просьбой выделить денежные средства на школу. Если же существуют основания думать, что директор присваивает часть бюджета себе, об этом следует сообщить в прокуратуру.
Вымогательство денег
Вытянуть деньги из родителей могут пробовать разными способами. Если сотрудники учреждения просят взятку за прием ребенка в школу, за лояльное отношение к нему или просто за хорошие оценки – это повод для обращения в прокуратуру.
Денежные взносы, собираемые на содержание класса, подарки, походы в музеи и театры, ремонты – носят исключительно добровольный характер, принуждать к их уплате никто не имеет права. Иногда школа просит о более крупных взносах: на замену окон, ремонт помещений, и т.д. Платить их или нет – решать Вам. Проверить чистоту намерений школьных работников довольно просто: предложите приобрести необходимые материалы самостоятельно или силами родителей.
Плохая работа школьной столовой
Питание детей должно в строгости отвечать САНПИН 2.4.5.2409-08. Там описаны санитарные требования к помещению и персоналу столовой, к посуде, еде и т.д. Очевидными нарушениями являются низкое качество и маленькие порции блюд, грязное помещение столовой, наличие грызунов и тараканов, грязная посуда и т.д.
За соблюдением санитарно-эпидемиологических норм следит Роспотребнадзор, в который можно послать жалобу с фотографиями нарушений.
Конечно, этим перечень возможных нарушений со стороны школ не исчерпывается. Любое нарушение Закона «Об образовании» может быть обжаловано в государственные органы.
Куда можно пожаловаться
Если под вопросом правомерность действий и решений директора, ничего не остается, кроме как жаловаться на директора в отдел образования или прокуратуру. В остальных же случаях стоит начать с обращения к руководству самой школы: директор заинтересован решить проблему в рамках своего учреждения, чтобы не навлекать на него внеплановые проверки контрольных органов. Если руководство школы не идет на контакт, можно жаловаться в другие инстанции.
Отдел образования
Муниципальный отдел образования (по-старому – РОНО) непосредственно координирует деятельность школ. Данная инстанция в большинстве случаев является первой для подачи жалобы на школу и ее сотрудников. Так, жалобу в РОНО можно подать на состояние школы, педагогический состав или решения директора. По жалобам граждан отдел образования уполномочен проводить проверки учебных учреждений и привлекать к ответственности их сотрудников.
РОНО обычно располагается в администрации соответствующего муниципального образования и принимает жалобы как по почте, так и в порядке личного приема.
Важно! На местном уровне бывает эффективным обращение к депутатам округа, где находится школа. В основном они помогают решить финансово-организационные вопросы. Жаловаться на плохое обращение с детьми следует уполномоченному по правам ребенка.
Образец жалобы
Региональный департамент образования
На отказ в приеме в учебное заведение, а также в случае, если на муниципальном уровне проблему решить не удалось, следует подавать жалобу на школу в департамент образования региона. У данного органа уже больше полномочий, вплоть до лишения школ лицензий и проведения аккредитаций, поэтому школы, как правило, делают все, чтобы до региональной проверки не дошло.
Контакты департамента образования обычно указаны на сайте правительства региона.
Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
На федеральном уровне деятельность образовательных учреждений контролируют Минпросвещения РФ и Рособрнадзор. Отделения Рособрнадзора есть в каждом регионе. До данных органов обычно доходят жалобы, связанные с качеством обучения и финансированием школ.
Способы подачи жалобы в данные органы мы описывали здесь.
Образец жалобы
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор следит не только за защитой прав потребителей, но и за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Это та организация, куда можно жаловаться на школьную столовую, холодные помещения, недостаточную освещенность классов и т.д.
Чтобы подать жалобу в Роспотребнадзор, следуйте нашей инструкции.
Прокуратура
Если в отношении учеников были совершены насильственные действия, следует незамедлительно подавать заявление в прокуратуру о нарушении прав ребенка. Кроме того, это основной орган, куда стоит обращаться при выявлении коррупции в школе. После проверки по жалобе прокурор может привлечь сотрудников к административной и даже уголовной ответственности. Однако следует помнить, что прокуратура не может подменять контрольные органы в сфере образования, и, если проблему в жалобе компетентны разрешить местный или региональный департаменты образования, жалоба будет перенаправлена туда.
О том, как можно обратиться в прокуратуру, можно почитать в другой нашей статье.
Образец жалобы
Суд
Через суд можно попробовать восстановить нарушенные права (к примеру, обязать школу зачислить ребенка) или возместить нанесенный моральный или физический вред.
Как подать в суд на школу, мы разбирали здесь.
Как составить жалобу
Чтобы обращение приобрело статус официального, было принято во внимание и рассмотрено, жалобу следует подавать в письменном виде. Если такая жалоба правильно составлена, органы власти обязаны на нее ответить по существу. С этой целью перед тем, как написать заявление к директору школы или в госорганы, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:
- По возможности постарайтесь подать на школу коллективную жалобу. Существующая в школе проблема наверняка касается не только Вашего ребенка, и другие родители тоже заинтересованы в ее решении. Между тем, коллективные обращения рассматривают более внимательно и принимают по нему действенные меры.
- Прежде чем подавать жалобу, убедитесь, что у Вас есть доказательства Ваших слов. Жалоба без обоснования вряд ли будет рассмотрена. Кроме того, Вас могут привлечь к ответственности за клевету. К жалобе можно приложить аудио и видеозаписи, переписку с учителями или директором, другие жалобы и ответы на них и т.д.
- Жаловаться на ущемление прав ребенка могут только его родители или законные представители. Другие лица, в том числе родственники, не могут представлять интересы ребенка.
- Суть жалобы должна быть изложена кратко и понятно, в идеале лучше уместить все свое обращение на лист А4. В большое обращение могут не вчитаться и счесть его необоснованным. Также текст лучше напечатать, поскольку жалобу, написанную от руки, могут не рассмотреть по причине ее трудного прочтения.
- Обращение составляется с использованием делового стиля изложения, без эмоций. Если в жалобе содержатся угрозы и оскорбления, государственные органы имеют право ее не рассматривать.
- Пожаловаться на школу анонимно не получится. Заявитель должен представится и указать свой адрес, то требование закона. Если Вы боитесь, что жалоба может негативно сказаться на отношении к Вашему ребенку, можно включить в жалобу просьбу не разглашать личные данные.
- В жалобе всегда следует указывать намерение обращаться в вышестоящие инстанции или суд в случае невыполнения указанных Вами требований.
- Обращение в госорганы включает в себя несколько обязательных элементов:
- Шапка документа. В правом верхнем углу листа указываются данные о получателе жалобы и заявителе: полное наименование госоргана, ФИО и адрес заявителя (электронный или по месту жительства). По возможности лучше указать ФИО конкретного должностного лица, например, директора школы.
- Наименование документа. В данном случае составляется жалоба. Можно конкретизировать и назвать документ, например, «Жалоба на унижение достоинства ребенка».
- Суть обращения. Должны быть описаны конкретные обстоятельства, а именно: когда, где и при каких обстоятельства были нарушены права ребенка, доказательства, а также нарушенные нормы законодательства об образовании.
- В заключительной должна быть сформулирована просьба к госоргану: привлечь учителя к дисциплинарной ответственности, провести проверку, провести ремонтные работы и т.д.
- Составляется список документов-приложений.
- Дата и подпись.
Каждый случай нарушения со стороны образовательных учреждений имеет свои особенности, поэтому составить универсальный образец жалобы на школу навряд ли получится. Однако при составлении документа Вы можете ориентироваться на составленный нами пример.
Образец жалобы
Образец коллективной жалобы
Как подать жалобу
Процесс официальной подачи жалобы тоже имеет свои формальности. Их несоблюдение может привести к тому, что жалоба будет выброшена в урну.
- Если обращение будет подаваться лично, нужно прийти на прием в госорган с двумя экземплярами жалобы: один будет сдан в канцелярию, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно заявителю. Так у Вас будет подтверждение, что жалоба действительно подавалась.
- По почте жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь возможность отслеживать ее доставку и получить доказательство ее получения в виде вернувшегося уведомления.
- Если функционал сайта органа власти позволяет подать жалобу в электронном виде, нужно внимательно ознакомиться с правилами оформления, которые обычно пишут перед заполнением формы обращения: максимальное количество знаков, допустимые типы файлов для приложений и т.д.
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы
Сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений директором школы и всеми органами власти происходит в соответствии с Законом об обращениях граждан. Так, срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.
Какие меры по жалобе могут быть приняты
Возможные решения проблемы зависят от самого характера проблемы и того органа, куда подана жалоба:
- учителя или директор могут быть привлечены к дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение), административной (штрафы) или уголовной (штрафы, лишение свободы, лишение права заниматься педагогической деятельностью) ответственности;
- школу могут закрыть или лишить какого-либо специального статуса (к примеру, статуса гимназии);
- через суд можно возместить физический и моральный ущерб;
- пересмотр и изменение школьных локальных нормативных актов.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- В зависимости от ситуации можно жаловаться как на саму школу, так и на ее директора или учителей.
- Сначала всегда следует сделать попытку решить конфликт на уровне самого образовательного учреждения. Если это не помогло, следует жаловаться в контрольно-надзорные органы в сфере образования, прокуратуру или суд.
- Жалоба должна быть составлена в соответствии с определенными правилами. В частности, исключается анонимность заявителя, жалоба должна быть обоснованной, написанной сухо и без эмоций. Можно поручить составление жалобы профессиональному юристу, чтобы точно ничего не упустить.
- Любое обращение госорган вправе рассматривать в течение 30 дней. Если хотите ускорить процесс, лучше подавать жалобу сразу в несколько инстанций.
Снежана Погонцева
Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)
Задать вопрос