Министерство внутренних дел Российской Федерации
— разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
— нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
— обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
— управление органами внутренних дел Российской Федерации;
— обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Подразделения центрального аппарата МВД России:
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции
Борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности, фальшивомонетничеством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности
Главное управление уголовного розыска
Оперативно-розыскная деятельность в полном объеме, в том числе организация раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, а также в среде несовершеннолетних; преступлений против собственности, вызвавших широкий общественный резонанс (серийные кражи, преступные посягательства на автотранспорт, хищение культурных ценностей, разбои и грабежи); организация и осуществление розыска лиц (скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, пропавших без вести, в случае признания лица безвестно отсутствующими).
Главное управление по противодействию экстремизму
Противодействие экстремистской деятельности и терроризму, координация взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере.
Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ
Обеспечение правопорядка на улицах и в иных общественных местах; при проведении публичных и массовых мероприятий; в жилом секторе на объектах социального назначения; обеспечение эффективности охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения, а также контроль и надзор в данной сфере.
Организационно-аналитический департамент
Комплексный анализ и планирование деятельности Министерства, определение общей стратегии в сфере борьбы с преступностью.
Главное управление на транспорте
Обеспечение безопасности населения на транспорте (железнодорожном, водном и воздушном), организация противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.
Договорно-правовой департамент
Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов и иных документов, подготавливаемых в системе МВД России, координация международного сотрудничества, официальное разъяснение отдельных положений нормативных правовых актов МВД России.
Главное управление собственной безопасности
Обеспечение собственной безопасности, противодействие коррупции в системе МВД России, государственная защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.
Следственный департамент
Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, контроль за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Главное управление по работе с личным составом
Профессиональная подготовка кадров МВД России, подготовка кадров для правоохранительных органов зарубежных стран, организация мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны в системе МВД России.
Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий
Бюджетное планирование и финансовое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, государственных целевых программ; организация оплаты труда, социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, пенсионного обеспечения граждан — бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых законом возложено на МВД России.
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению
Организация размещения заказов для нужд МВД России, обеспечения материально-техническими средствами органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также внутренних войск МВД России; организация работы по обеспечению жилыми помещениями сотрудников (пенсионеров) органов, организаций и подразделений системы МВД России; планирование и организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов системы МВД России. Организация лечебно-профилактической деятельности, санаторно-курортного лечения, оздоровительных и реабилитационных мероприятий в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Главное управление оперативного реагирования
Координация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России по своевременному реагированию на осложнения оперативной обстановки; взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительной власти; организация оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки при чрезвычайных обстоятельствах и в условиях правовых режимов чрезвычайного и военного положений.
ФКУ «Главный информационно-аналитический центр»
Ведение баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации. Формирование архивных фондов, учет, хранение, экспертиза научной и практической ценности, научно-техническая обработка архивных документов центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ФБГУ «Экспертно-криминалистический центр»
Осуществление экспертно-криминалистической деятельности, в том числе производство повторных судебных экспертиз по уголовным делам, требующих применения уникальной аппаратуры или новых экспертных методик; оснащение экспертно-криминалистических подразделений современными техническими средствами, используемыми при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности. Выполнение научных исследований по разработке новых экспертных методик.
ФКУ НПО «Спецтехника и Связь»
Учреждение обеспечивает выполнение указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, заявок министерств и ведомств на создание специальных технических средств, принимает участие в реализации крупных федеральных программ
Департамент информационных технологий, связи и защиты информации
ДИТСиЗИ МВД России является обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задачи осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России. Уважаемые граждане, обращаем Ваше внимание, что в компетенцию ДИТСиЗИ МВД России не входят вопросы борьбы с преступностью в информационной сфере, мошенничеством, незаконным оборотом наркотиков, оружия и иными преступлениями, а также информируем, что Департамент не осуществляет оперативно-разыскные мероприятия.
Управление «К» МВД России
Пресечение фактов создания, использования и распространения вредоносного программного обеспечения. Пресечение неправомерного доступа к компьютерной информации. Пресечение распространения в информационных и телекоммуникационных сетях объектов авторского права, связанного с преодолением их средств защиты от незаконного тиражирования. Противодействие незаконному обороту специальных технических средств. Противодействие хищениям, совершенным с использованием поддельных платежных карт, а также путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации. Борьба с изготовлением и распространением в телекоммуникационных сетях порнографических материалов с участием несовершеннолетних.
Главное управление по вопросам миграции
Управление по организации дознания
осуществляет ведомственный контроль за деятельностью дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации; обеспечивает эффективность деятельности подразделений дознания в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, относящихся к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Оценка действий и решений иных сотрудников органа дознания (в том числе участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных УР и ЭБиПК, инспекторов по делам несовершеннолетних) в компетенцию УОД МВД России не входит.
Главное управление по контролю за оборотом наркотиков
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 для направления сведений об интернет-ресурсах, располагающих, по Вашему мнению, информацией о наркотических средствах и психотропных веществах, а также иной запрещенной информацией, необходимо воспользоваться электронной формой приема обращений, расположенной на официальном сайте Роскомнадзора по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/.
Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, в том числе организация оперативно-профилактических операций, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами, носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Участие в мониторинге наркоситуации в Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выдача в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
Организационное обеспечение деятельности Государственного антинаркотического комитета.
Управление международного сотрудничества МВД России
Национальное центральное бюро Интерпола МВД России
Национальное центральное бюро Интерпола МВД России является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации
Информационное сопровождение деятельности МВД России, реализация информационной политики ведомства, обеспечение деятельности Общественного совета при МВД России, обеспечение функционирования официального сайта МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Прослушать запись
На сайте МВД действует сервис, который позволяет в режиме онлайн отправить жалобу или задать вопрос. Например, можно пожаловаться на действия сотрудника миграционного ведомства или на задержку сроков принятия решения по РВП, ВНЖ, гражданству. Разберем пошагово, как подготовить подобное обращение.
Зачем делать обращение в ГУ МВД через сайт
Подача обращения через сайт Министерства внутренних дел помогает иностранному гражданину в ситуациях, когда:
- Нужно уточнить информацию. Если у вас есть какой-либо вопрос, связанный с пребыванием или проживанием в России, оформлением патента, РВП, ВНЖ, гражданства, регистрацией, то вы имеете право задать его сотрудникам МВД, в том числе, в режиме онлайн. Должностные лица обязаны вам ответить — эта обязанность прописана в регламентах.
- Инспектор действует не по закону. К сожалению, бывают ситуации, когда сотрудники миграционного ведомства трактуют нормативные акты по-своему. Обращение в МВД с просьбой разъяснить ту или иную норму закона убедит сотрудника работать по правилам. Приведем пример: в законе «О гражданстве» четко прописано, что подавать на гражданство при наличии брака и общего ребенка можно с РВП, а инспектор требует получить сначала ВНЖ. В подобной ситуации можно отправить запрос в МВД и попросить уточнить, имеет ли право иностранный гражданин подавать по этому основанию на гражданство с РВП. Из МВД приходит официальный ответ, который, в последствии показываем инспектору. Сотруднику ничего не остается кроме как действовать, согласно нормам законодательства.
- Задерживают принятие решения по РВП, ВНЖ, гражданству. Сроки вышли, а решения нет — с такой ситуацией сталкиваются некоторые иностранные граждане. В этом случае можно отправить жалобу в МВД России через сайт. Нередко после таких обращений иностранцу оперативно выдают документы. Образец жалобы приведен ниже, а в другой статье можно почитать, какие еще меры можно предпринять в случае задержек выдачи статусов.
- Неправомерные действия должностного лица. В этой ситуации также можно написать жалобу в МВД через интернет, указав должность и имя сотрудника, при каких обстоятельствах и какие именно нормы законодательства он нарушил.
Как подать жалобу через сайт МВД или отправить запрос: пошаговая инструкция
Зайдите на сайт МВД.рф. Вверху вы увидите разделы сайта, наведите курсор на любой, откроется окно с подкатегориями. Вам нужна та, где написано «Прием обращений граждан и организаций». Кликните по этому разделу.
На следующей странице будут перечислены все управления Министерства внутренних дел. Для решения миграционных вопросов выберите «Главное управление по вопросам миграции». Нажмите кнопку продолжить.
Откроется новая страница с текстом. Можно почитать его или сразу прокрутить вниз и поставить галочку в окошке «С информацией ознакомлен». Жмите кнопку «Подать обращение».
Откроется сервис приема обращений, через который, собственно, и можно подать жалобу в МВД или отправить запрос. Вверху нас просят указать, куда адресовано обращение. Эти поля можно оставить пустыми. Либо можно адресовать жалобу руководителю ведомства. В этом случае напишите в разделе должность: начальник ГУВМ МВД России.
В разделе с информацией о заявителе, ставим галочку напротив «Физическое лицо». Если подаете жалобу от компании, то, соответственно, отмечаем «Юридическое лицо». Далее в полях укажите свои ФИО. Ниже вводим адрес электронной почты. На нее придет официальный ответ МВД на обращение.
При желании укажите телефон. В строке «Место события» выберите регион, в котором вы живете (если просто хотите задать вопрос), либо в котором произошло нарушение, на которое жалуетесь.
Далее составьте обращение. Образцы запроса и жалобы приведены ниже. Допускается писать своими словами, не обязательно, чтобы текст был составлен на формальном, юридическом языке. Можно также подготовить обращение в ворде и прикрепить файл. В окне с текстом обращения в этом случае напишите «Текст обращения содержится в прикрепленном файле».
Далее введите капчу (буквы на изображении) и кликните по кнопке «Отправить обращение».
В новом окне жмите на «Отправить код подтверждения». На почту придет письмо с кодом. Введите его в соответствующее поле и кликните по кнопке «Подтвердить».
Далее прокрутите вниз страницы и поставьте галочку напротив «Корректность введения данных подтверждаю». Жмите «Отправить».
Всё, обращение уходит в ведомство. Ответ на запрос в МВД должны дать в течение 30 дней, но обычно письмо приходит раньше.
Образец онлайн запроса и жалобы в МВД
Если хотите просто задать вопрос, то опишите свою ситуацию и попросите дать разъяснения по ней.
Пример обращения в МВД для уточнения информации
«Здравствуйте. Я являюсь иностранным гражданином, гражданство Украины. В июне 2020 года получил РВП. У меня есть супруга — гражданка РФ, которая зарегистрирована в Москве. В браке у нас имеются общие дети. Прошу разъяснить, имею ли я право подать документы на гражданство Российской Федерации с РВП, не оформляя вид на жительство. Ответ прошу отправить на электронную почту: ivan@mail.ru»
— образец текста электронного запроса в МВД
Образец онлайн жалобы в МВД
Если ваша цель — подать жалобу в МВД онлайн, то в тексте желательно указать:
- должность, ФИО сотрудника, на которого жалуетесь или наименование ведомства;
- место и дату события;
- описать суть случившегося;
- сослаться на нормативные акты (законы, регламенты), которые были нарушены;
- попросить принять меры для решения ситуации.
Образец жалобы в МВД на задержку принятия решения по выдаче РВП, ВНЖ, гражданства:
«10.05.2020 я подал в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве заявление о выдаче мне вида на жительство. Согласно Приказу МВД № 417, срок рассмотрения документов на вид на жительство с момента подачи заявления составляет 4 месяца. По данным на 07.10.2020 год, информации о принятии решения по ВНЖ нет ни на сайте МВД, ни при обращении по телефону, ни при личном обращении в Многофункциональный миграционный центр Москвы (ММЦ). Срок принятия решения нарушен почти на месяц. Прошу разобраться в данном вопросе, обязать ответственных должностных лиц УВМ ГУ МВД России по г. Москве принять решение по моему заявлению. О результатах проверки и принятом решении сообщить мне в установленный законом срок по электронному адресу: ivanov@mail.ru.»
— образец текста жалобы в МВД
Как мы отметили ранее, жалобу в МВД можно подготовить более официально, на отдельном файле и прикрепить его к тексту обращения. Образец такой жалобы скачайте ниже. Не забудьте заменить в тексте данные на свои (образец взят в группе ВК: ГУВМ УВМ МВД УФМС Гражданство России ВНЖ РВП ММЦ).
Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.
Читайте также:
Телефон горячей линии МВД создан с целью предотвращения нарушений прав граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также для фиксации информации, когда сотрудников органов склоняют к правонарушениям или коррупционным действиям в процессе исполнения ими служебных обязанностей.
Телефон горячей линии МВД
Что можно выяснить по телефону МВД?
В каком случае поддержка не сможет помочь?
Компетентность операторов
Телефон горячей линии МВД
Единый номер горячей линии МВД 8-800-222-74-47.
Также в систему горячей линии входит множество телефонов доверия территориальных органов МВД. Для поиска номера телефона подразделения МВД в регионе, необходимо пройти по ссылке https://xn--b1aew.xn--p1ai/contacts/sites.
Бесплатная горячая линия
Звонки по телефону 8-800-222-74-47 бесплатные, линия работает круглосуточно.
Звонки на стационарные телефоны региональных органов с городского телефона бесплатны, с мобильных устройств оплачиваются в соответствии с тарифами вашего оператора мобильной связи.
Горячая линия ГУ МВД
В Главном управлении МВД России также как и в других подразделениях МВД функционирует телефон доверия.
8 (495) 694-92-29
По этому телефону граждане могут сообщить о противоправных действиях сотрудников внутренних дел. Информация принимается круглосуточно. Обращение записывается техническими средствами, регистрируется и передается на рассмотрение соответствующим службам. Звонки на линию не анонимные. Гражданам при обращении необходимо указать сведения о себе ФИО, адрес проживания и телефон для контактов.
Что можно выяснить по телефону МВД?
Телефон горячей линии не предполагает предоставления какой-либо справочной информации, а существует для того, чтобы граждане могли препятствовать правонарушениям и преступлениям, которые совершаются при содействии работников МВД. С этой целью вы можете сообщить о фактах, которые стали вам известны для их проверки и предотвращения.
В каком случае поддержка не сможет помочь?
Телефон поддержки не поможет, если цель звонка – жалобы, замечания и предложения, не содержащие информации о правонарушении. Такие жалобы принимаются в письменном виде или на личном приеме в органах внутренних дел или в вышестоящих организациях, органах прокуратуры, органах государственной власти.
Другие способы связи
Можно оставить сообщение, позвонив на телефон службы «02». Оперативный дежурный должен представиться, выслушать абонента, записать его данные, сообщить порядок предоставления информации, зафиксировать обращение и передать по подследственности.
Электронная почта
Выделенного адреса электронной почты для направления обращений не предусмотрено. Вместо этого каждый гражданин может воспользоваться сервисом «Онлайн приемная» и отправить обращение путем заполнения специальной формы.
Обращение на сайте
Для перехода в Онлайн приемную необходимо на главной странице сайта выбрать пункт меню (расположено в правой стороне экрана) «Прием обращений» и заполнить открывшуюся форму. Перед тем, как откроется форма, вам будет предложено ознакомиться с порядком подачи обращений, разъяснены ваши права и обязанности. Чтобы продвинуться дальше, необходимо согласиться с прочитанным.
Компетентность операторов
Любое обращение, отправленное по телефону горячей линии, подлежит рассмотрению. Это предусмотрено инструкциями. Результат рассмотрения дела сообщается заявителю.
Обновлено: Февраль, 2023 года
Сотрудники правоохранительных органов должны относиться к своим обязанностям ответственно и не превышать рамки полномочий, предоставленных законодательством о полиции. Если должностное лицо незаконно задержало гражданина, вымогает взятку, проводит обыск без разрешения, оскорбляет честь и достоинство, его действия можно обжаловать.
В статье рассмотрим, в каких случаях можно пожаловаться на сотрудника полиции, куда подать жалобу, как правильно ее составить и направить в контролирующий орган.
Содержание статьи
- В каких случаях можно пожаловаться на сотрудника полиции?
- Куда нужно жаловаться на сотрудника полиции?
- Руководителю отделения полиции
- В Прокуратуру
- В Управление собственной безопасности
- На горячую линию МВД России
- В судебную инстанцию
- Как правильно составить жалобу?
- Образцы жалоб на сотрудников полиции
- Как подать жалобу на сотрудника полиции?
- Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы на сотрудника полиции?
В каких случаях можно пожаловаться на сотрудника полиции?
Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85
На практике часто встречаются ситуации, когда права и законные интересы граждан нарушаются в результате неправомерных действий или бездействий работников правоохранительных органов.
Обращаться с жалобой на полицейского можно в следующих случаях:
- Допущено оскорбление, хамство, использование ненормативной лексики;
- Необоснованно применены меры физического задержания;
- Вымогается взятка или материальные ценности;
- Сотрудник бездействует, когда требуется предпринять меря для пресечения незаконных действий третьих лиц;
- Проводится несанкционированный личный досмотр или обыск;
- Осуществляется проверка документов без законных оснований;
- Сотрудник отказывается называть свое ФИО, должность, а также предъявлять удостоверение.
Для эффективной защиты своих интересов важно знать, куда жаловаться на сотрудника полиции.
Куда нужно жаловаться на сотрудника полиции?
Рассмотрением жалоб на работников правоохранительных органов занимается несколько государственных ведомств. Разберем, куда гражданин может обратиться за восстановлением справедливости.
Руководителю отделения полиции
Для быстрого решения проблемы пострадавшая сторона вправе подать жалобу руководителя подразделения полиции, в котором служит должностное лицо, допустившее нарушение. Например, если сотрудник ведет себя некорректно, хамит, грубо обращается с гражданином.
Противоправное поведение работника полиции становится предметом служебной проверки. По результатам разбирательства руководитель отделения может применить меры дисциплинарного взыскания.
Некоторые руководители становятся на защиту своих работников, поэтому при отсутствии реакции на обращение следует обращаться в вышестоящие инстанции.
В Прокуратуру
Если сотрудник правоохранительных органов допустил серьезные нарушения, подается жалоба в прокуратуру, которая является надзорным органом и осуществляет контроль за деятельностью полиции.
Прокурор вправе истребовать любую документацию и материалы уголовного дела в целях проверки законности проводимых мероприятий, возбуждения уголовного дела или отказа в его возбуждении. В случае выявления нарушений провинившемуся должностному лицу даются указания о восстановлении интересов пострадавшего лица.
На имя руководителя отдела полиции выносится представление о привлечении подчиненного должностного лица к дисциплинарной ответственности. Если правоохранительный орган незаконно отказал в возбуждении уголовного дела, материалы направляются на дополнительную проверку. Заявителя уведомляют о результатах прокурорского реагирования.
В Управление собственной безопасности
В случае, когда решается вопрос о привлечении сотрудника правоохранительных органов к уголовной ответственности, следует обращаться в УСБ. Например, при вымогательстве взятки, превышении должностных полномочий, подлоге документов.
Следует знать! Обращение может быть подано по телефону горячей линии +7 (495) 667-07-30. Разговор записывается на диктофон, жалоба регистрируется и принимается к рассмотрению.
На горячую линию МВД России
МВД России также выполняет функции по контролю и надзору за исполнением сотрудниками полиции должностных обязанностей с соблюдением требований закона.
Обращаться следует на «горячую линию» Совета МВД по телефону 8-800-250-85-02, который предназначен для круглосуточной связи с пострадавшими лицами. Граждане вправе сообщить о преступлениях и прочих нарушениях, допущенных сотрудниками ОВД России.
В судебную инстанцию
На решения и действия работников правоохранительных органов может быть подана жалоба в суд. Обращаться следует в районную или городскую судебную инстанцию общей юрисдикции.
Для начала разбирательства подается заявление, составленное по правилам процессуального законодательства. По итогам рассмотрения дела суд выносит решение о признание действий или бездействий должностного лица незаконными и обязывает его устранить допущенные нарушения.
Как правильно составить жалобу?
Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85
При составлении жалобы гражданину следует придерживаться алгоритма, сложившегося в ходе практики, поскольку единая форма документа не утверждена.
В тексте заявления необходимо последовательно указать следующие сведения:
- наименование органа, в который подается обращение, его адрес;
- ФИО гражданина, его место проживания, телефон и электронная почта для связи;
- описание обстоятельств, послуживших поводом для обращения с жалобой;
- должности и ФИО должностных лиц, допустивших нарушения;
- перечень неправомерных действий;
- ссылки на правовые нормы;
- просьбу о принятии мер в отношении провинившегося сотрудника;
- дату и подпись.
К жалобе желательно приложить документы, доказывающие проступок должностного лица. Также можно предоставить фотографии, аудиозапись, материалы видеосъемки.
Нужно помнить! Уполномоченные органы не будут рассматривать обращение, если оно анонимное, поступило повторно, содержит недостоверные сведения, ненормативную лексику, оскорбления.
Образцы жалоб на сотрудников полиции
Документ должен быть составлен емко, лаконично, грамотно. Желательно, чтобы текст легко читался и содержал понятную информацию.
Если при составлении обращения возникли сложности, рекомендуем воспользоваться образцами, подготовленными квалифицированными юристами:
- Образец жалобы на хамское поведение
- Образец жалобы на превышение должностных полномочий
- Образец жалобы на действия сотрудников полиции
- Образец жалобы на бездействие сотрудников полиции
- Образец жалобы на незаконное задержание
Как подать жалобу на сотрудника полиции?
Есть вопросы по теме статьи? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по вашей проблеме (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85
Жалоба вместе с подтверждающей документацией направляется в одно из вышеперечисленных ведомств, которые занимаются рассмотрением обращений граждан.
Документы можно подать одним из следующих способов:
- Лично посетить структурное подразделение ведомства по месту проживания гражданина;
- Поручить вопрос по подаче обращения представителю по доверенности;
- Направить обращение по почте заказным письмом с уведомлением;
- Заполнить онлайн-форму на сайте уполномоченного органа;
- По телефону «горячей линии».
Если документы передаются лично, нужно проследить, чтобы ответственный сотрудник поставил входящий штамп на экземпляре заявителя. При почтовой отправке обращения гражданину вернется уведомление с отметкой о получении корреспонденции.
Важно! Жалоба должна быть рассмотрена в сроки, не превышающие 30 дней с момента регистрации обращения. По завершении проверочных мероприятий в адрес заявителя направляется ответ письмом через Почту России или по электронной почте. Также документ может быть вручен лично.
Какие сложности могут возникнуть при подаче жалобы на сотрудника полиции?
Столкнувшись с грубостью, хамством, вымогательством взятки со стороны сотрудников полиции, гражданин может не сразу сориентироваться, как защитить свои интересы и куда обратиться с жалобой. В связи с этим желательно своевременно обратиться к опытному юристу, который поможет разобраться в ситуации, подготовит жалобу и подаст ее на рассмотрение.
Использование материалов, размещённых на официальном сайте органа государственной власти.
Данный интернет-ресурс является официальным сайтом Нижегородского областного суда.
На сайте регулярно публикуются официальные документы и информационные сообщения о деятельности Нижегородского областного суда, судов общей юрисдикции Нижегородской области, органов судейского сообщества Нижегородской области.
Согласно статье 12 Федерального закона №2124-I «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, данный портал является средством массовой информации, учреждённым органом государственной власти.
Материалы сайта Нижегородского областного суда могут быть воспроизведены в средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или иных носителях со ссылкой на первоисточник.
Источником размещения материалов в разделе «Новости» на официальном сайте Нижегородского областного суда является объединённая пресс-служба судов (ОПС) общей юрисдикции Нижегородской области.
При использовании материалов ссылка на источник-обязательна.
Начальнику ГУСБ МВД РФ генерал-лейтенанту полиции ФИО1
107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2
8 (495) 667-07-30
от адвоката АБ “Антонов и партнеры” Драгунова М.Е., рег. № 63/3215 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619,
тел. 8-927-734-08-16
адрес эл.почты: lawyer.dme@gmail.com
В защиту интересов подозреваемого ФИО2, ДАТА1 г.р.
Жалоба
04.02.2021 адвокатом Драгуновым М.Е. было подано заявление о проведении проверки в отношении сотрудников полиции (оперуполномоченных ОУР) ОП НОМЕР1 УМВД России по г. Самаре по факту незаконных действий отношении ФИО2, возбуждении уголовного дела и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Поводом для подачи заявления явилось то, что неизвестные сотрудники ОП НОМЕР1 УМВД России по г. Самаре незаконно задержали ФИО2, угрожали ему предметом, похожим на оружие, высказывали оскорбления и угрозы, применяли физическую силу, изъяли личные вещи (одежду) и образцы для сравнительного исследования без какого-либо документального оформления. Сотрудники полиции заставляли ФИО2 признаться в преступлении, которого он не совершал, говоря, что они сделают все, чтобы молекулярно-генетическая экспертиза была против него, и он был осужден за преступления.
При этом, постановлением судьи Кировского районного суда г. Самары Градусовой С.Ю. от 01.02.2021 г. в удовлетворении ходатайства следователя об избрании ФИО2 меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления срока задержания было отказано, в связи с тем, что его причастность к данному преступлению не установлена. После чего ФИО2 сразу же отпустили. В этот же день следователем было вынесено постановление о его освобождении.
Таким образом, в действиях сотрудников усматривается явная заинтересованность в исходе уголовного дела и привлечения ФИО2 к уголовной ответственности любыми способами, в том числе незаконными.
Для подачи заявления ФИО2 и его защитник — адвокат Драгунов М.Е. 04.02.2021 днем приехали в здание, где находится ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области. К ним спустился дежурный сотрудник. Тот факт, что они приезжали в здание ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области, может быть подтвержден записями с камер видеонаблюдения, а также записями в книге учета посещений, где были зафиксированы паспортные данные ФИО2 и данные из удостоверения адвоката Драгунова М.Е..
Дежурный сотрудник ОРЧ УСБ ГУ МВД России (свое имя и звание он не назвал) отказался принимать заявление отобрать объяснения, обосновав неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции. Он объяснил, что заявление и объяснения нужно опустить в ящик обращений в ОРЧ УСБ ГУ МВД России, который был выполнен из прозрачного пластика. Корреспонденция забирается из ящика один или два раза в день, и с ФИО2 и его защитником свяжутся по телефону.
Однако ни 04.02.2021, ни в последующие дни ни с ФИО2, ни с адвокатом Драгуновым М.Е. никто так и не связался.
05.02.2021 днем ФИО2 и его защитник — адвокат Драгунов М.Е. повторно приехали в здание, где находится ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области, чтобы узнать о принятом по заявлению решении. К ним также спустился дежурный сотрудник, уже другой. Тот факт, что они приезжали в здание, где находится ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области, может быть подтвержден записями с камер видеонаблюдения, а также записями в книге учета посещений, где были зафиксированы паспортные данные ФИО2 и данные из удостоверения адвоката Драгунова М.Е.. Подойдя к ящику, они увидели, что поданное ими заявление вместе с объяснениями все еще лежит там, и его никто не забрал.
В ответ на вопрос, почему документы не забрали, дежурный сотрудник (свое имя и звание он не назвал) пояснил, что письма не забирали и что с ними свяжутся на следующей неделе.
настоящий момент ответ на заявление так и не поступил. Объяснения у ФИО2 отобраны не были, ни о какой проверке по данному заявлению сторона защиты уведомлена не была.
05.02.2021 адвокатом Драгуновым М.Е. также был совершен звонок на телефон доверия ГУ МВД РФ, где было сообщено о противоправных действиях сотрудников (оперуполномоченных ОУР) ОП НОМЕР1 УМВД России по г. Самаре.
03.03.2021, то есть спустя практически месяц, адвокату Драгунову М.Е. позвонил сотрудник УМВД РФ по Самарской области и сообщил, что по его сообщению на телефон доверия проводится проверка.
Согласно ст.ст.9,10,12 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно п.п.16,17 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных ч.1.1 ст.16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников (утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 №840), по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с ч.7 ст.11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, привлекаемой организации, учредителя многофункционального центра.
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, многофункциональный центр, привлекаемая организация, учредитель многофункционального центра принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В случае если жалоба была направлена способом, указанным в п.п.»в» п.6 Правил, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
На основании изложенного и руководствуясь положениям законодательства,
П Р О Ш У:
Признать должностных лиц сотрудников ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области, выразившееся в непроведении проверки по заявлению ФИО2 незаконным;
Провести проверку по факту указанного бездействия и привлечь виновных лиц к ответственности;
Обязать должностных лиц ОРЧ УСБ ГУ МВД России по Самарской области уведомить о том, где находится материал по проверке заявления ФИО2, а также о решении, принятом по результатам указанной проверки.
Приложения:
копия заявления от 04.02.2021;
копия объяснений ФИО2 от 04.02.2021;
копия удостоверения адвоката;
копия ордера адвоката.
Защитник ФИО2______________ адвокат Драгунов М.Е.
Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены
Дата актуальности материала: 05.03.2021
Высказывание «Наша полиция нас бережёт» к огромному сожалению, далеко не всегда оказывается справедливым. Полицейские откровенно игнорируют ФЗ «О полиции» №3-ФЗ, который контролирует их деятельность. Нередко случаются ситуации, когда именно полицейские являются неправой стороной. Многие пострадавшие в таком случае смиряются и даже не пытаются добиться справедливости, но нужно поступать по-другому, а именно жаловаться.
Содержание
- 1 Основания для подачи жалобы
- 2 Правильное составление жалобы
- 3 Куда жаловаться
- 3.1 В полицию
- 3.2 В прокуратуру
- 3.3 В местных органах МВД
- 3.4 В УСБ или ГУСБ
- 3.5 В суд
- 3.6 В совет МВД РФ
- 3.7 В Общественную палату
- 3.8 В совет по правам человека
- 3.9 Президенту РФ
- 3.10 Уполномоченному по правам человека
- 11 Задать вопрос юристу бесплатно
Но куда жаловаться на полицейских? Несмотря на то что неправомерные действия со стороны представителей правопорядка случаются довольно часто, о том как действовать в таких случаях знают единицы. Если вы стали свидетелем неправомерных действий полицейских или пострадали от них, мы расскажем, что делать и куда обращаться, чтобы получить максимально быструю реакцию. Так что не стоит сильно переживать, если полицейские провели незаконное задержание, проявили самоуправство или просто бездействовали. Сейчас у вас появится главное оружие в борьбе с беззаконием – информация, как это беззаконие наказать.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!
Основания для подачи жалобы
Естественно, для того чтобы жаловаться, должна быть существенная причина, иначе подавать обращение не имеет смысла. Если её не будет, то никто даже не возьмётся рассматривать какие-то претензии.
Конечно, рассматривать весь комплекс проблем, что могут стать причиной жалобы, мы не будем, но перечислим несколько наиболее часто встречаемых ситуаций. Итак, подавать жалобу можно в следующих случаях:
- Если сотрудник обращается к человеку не по установленной форме. То есть называется, не используя Ф.И.О. и не показывает своё удостоверение;
- Если сотрудник полиции оскорбляет человека (использует ненормативную лексику или другим образом);
- Если полицейский требует от человека показать документы, не имея для этого видимых оснований;
- Если сотрудник полиции, не имея официального разрешения, проводит обыск или досмотр;
- Если полицейский применяет силу, не имея на это оснований;
- Если полицейский требует денег (взятку) или вымогает другие материальные ценности;
- Если полицейский незаконно задержал человека;
- Если полицейские бездействуют, когда должны выполнять свою работу.
Поскольку каждый из нас может столкнуться с этими ситуациями, важно знать, куда жаловаться. Но в то же время бездействие – такое же нарушение прав, как и противоправные действия. Именно потому мы сейчас будем разбираться, куда жаловаться на бездействие полиции.
Правильное составление жалобы
Единственным законным и относительно эффективным способом бороться с правонарушениями служащих является написание жалобы-обращения. А подавать её нужно в специализированные органы надзора или общественные организации. Правда, определённые нюансы в написании жалоб зависят от инстанции, куда эта бумага направляется. Но если опустить эти мелочи, практически все подобные документы имеют похожую структуру.
Итак, в тексте документа должны быть указаны следующие четыре блока информации:
- Вводный. Здесь указываются сведения об адресате и адресанте. В частности, нужно вписать полное наименование органа или Ф.И.О. должностного лица, а также указать местонахождение учреждения, куда подаётся жалоба. Что касается информации об адресанте, в данном случае надо указать Ф.И.О. человека, который подаёт документ, адрес его проживания и актуальные контактные данные. Между первым и вторым блоком не забудьте вписать слово «Жалоба» (кстати, иногда практикуется более развёрнутое определение жалобы, например, «на оскорбление со стороны сотрудника полиции Ф.И.О.»).
- Описательный. Как понятно из названия, в данной части текста надо указать, что является предметом спора. То есть вписать, что именно стало поводом для жалобы, и если возможно, указать на виновную сторону. Если знаете, кто виновник, надо указать его Ф.И.О., место работы и занимаемую должность. А если не знаете, хотя бы указать номера патрульных машин. Также важно расписать, при каких обстоятельствах произошло правонарушение.
- Просительный. Здесь тоже всё предельно ясно. В этой части нужно просить принять меры по отношению к правонарушителю. Но при этом данная часть самая сложная, так как должна быть чётко сформулированной и подкреплённой выдержками из законов РФ.
- Приложения. Это последняя часть жалобы, но не по важности. В этом блоке содержится перечень документов, которые должны доказать правонарушение. Именно на основании этой части орган, куда подаётся жалоба, может выяснить, действительно ли нормы нарушены или нет.
Но оформление заявления не всегда требует такой развёрнутой структуры. Например, если жаловаться непосредственному начальнику правонарушителя, можно оставить только вводный и описательный блоки. Хотя, перед тем как написать жалобу на сотрудника полиции, важно помнить, что некоторые обращения не рассматриваются. Так вот, ваше обращение не будет рассмотрено, если оно:
- Анонимное;
- Дублированное (то есть, уже подавалась этим же гражданином по этому же вопросу в ту же организацию);
- Содержит изначально недостоверные сведения;
- Написано с ошибками, которые затрудняют понятие сути написанного;
- Оскорбляет честь и достоинство, содержит угрозы адресату или его близким.
В любом из этих случаев жалобу человека не будут даже принимать, не то что рассматривать.
Куда жаловаться
Статья 53 ФЗ №3-ФЗ подразумевает, что при неподобающем выполнении обязанностей полицейским, пострадавший гражданин имеет право обжаловать его действия в таких инстанциях:
- Прежде всего, можно пожаловаться в отделение полиции, где служит нарушитель (вышестоящему должностному лицу или органу). Как правило, этого бывает достаточно, но случаются ситуации, когда жалоба непосредственному начальнику не помогает;
- Обратиться в прокуратуру. Если нарушение серьёзное – например, сотрудник полиции ударил или даже покалечит пострадавшего, у того есть все основания подавать жалобу сюда;
- Пожаловаться в судебные органы (имеется в виду гражданский суд).
Для того чтобы ускорить процесс или подстраховать себя, можно направить уведомление о правонарушении не в один, а несколько органов. Например, руководителю и в суд, ожидая, кто первым среагирует. Есть целая иерархия структурных единиц, которую нужно знать, чтобы легче ориентироваться, кому и в какой последовательности направлять письма с жалобами:
- На первом месте (ниже всего по иерархии) находится отделение полиции.
- На втором – районное или городское ОМВД (отделение МВД).
- На третьем находится управление МВД субъектов РФ или их единиц.
- На четвёртой ступени находится ГУ МВД (главное управление МВД) субъектов Российской Федерации.
- На пятой ступени вариант, кому пожаловаться – Управление Собственной Безопасности. Эта государственная структура как раз следит за тем, чтобы органы правопорядка не забывали о своих прямых обязанностях и не нарушали прав человека.
- На шестом Министерство внутренних дел.
Но даже если это не помогло, контролирующими органами могут выступать не только официальные государственные структуры. Например, контролем и надзором за деятельностью полиции занимаются представители государства и общественные организации. В данном случае перед пострадавшей стороной есть несколько самых популярных вариантов, куда направить жалобу:
- Правительство РФ;
- Президент;
- Общественные советы при МВД (совет по правам человека и т.п.);
- Можно подать жалобу в Общественную палату;
- Защищать себя можно через обращение к Совету по правам человека, работающем при президенте РФ, или же подать обращение к Уполномоченному по правам человека в вашем регионе.
Теперь переходим к главному, а именно – куда жаловаться на сотрудников полиции? В этом плане у пострадавших полное раздолье, так как сотрудники полиции являются должностными лицами, а значит они должны быть наказаны законными методами. Но практика показала, что эффективнее всего направить жалобу в несколько инстанций. Об этом следует не забыть указать в шапке жалобы, перечислив все места, куда направлялись копии.
В любом случае, главное, чтобы ваши усилия помогли и правонарушителей наказали. Но чтобы правильно определить, куда именно подавать жалобу в вашем случае, рассмотрим все органы, которые могут помочь в этой ситуации, подробнее.
В полицию
Первое, что может сделать пострадавшая сторона – написать жалобу на бездействие или, наоборот, слишком активные действия со стороны полицейских, в локальное отделение полиции. Но следует учитывать, что эти отделения в силах рассмотреть только мелкие жалобы. Хотя можно попробовать написать обращение, если произошёл более серьёзный случай, например, необоснованное рукоприкладство со стороны сотрудника полиции.
Но есть риск, что жалобы на относительно крупные прегрешения так и останутся в отделении. Начальство имеет прискорбную привычку прикрывать своих сотрудников. Делают они это, чтобы не получить выговор от вышестоящих чинов. Но всё же мелкие проблемы типа невыполнения обязанностей или хамства, решаются. Процедура такова:
- Напишите жалобу согласно рекомендации, указанной выше;
- Дальше нужно прийти в отдел полиции и передать письменное обращение сотруднику отделения;
- Получить документ о том, что ваша жалоба была принята. Обязательно возьмите этот документ, так как он станет вашим аргументом в вышестоящей инстанции, если здесь не помогут.
Если жалобу возьмут и примут меры, то они, скорее всего, будут заключаться в дисциплинарном наказании. Если подобное восстановление справедливости вас не устраивает, нужно обращаться в инстанции, стоящие на более высокой ступени внутренней иерархии.
Шаблон жалобы на бездействие сотрудников полиции можно скачать тут
В прокуратуру
Первое, куда звонить, если полиция превышает свои полномочия – в прокуратуру. Задача этого органа – помогать во всех случаях, которые нарушают права граждан. Причём, даже если права нарушает полиция, прокуратура может вас защитить. При этом процедура имеет следующий вид:
- Шаг первый. Написать жалобу в прокуратуру, соблюдая строгую форму (вступление, основная информация, заключение).
- Шаг второй. Подать жалобу.
- Шаг третий. Рассмотрение жалобы. Это происходит в пределах месяца. Именно на протяжении этого времени сотрудники прокуратуры рассматривают дело и проверяют сотрудников полиции.
Есть несколько путей, как подать жалобу на полицию в прокуратуру:
- Подать обращение лично. Например, в московском отделении прокуратуры по адресу: переулок Благовещенский, 10. Но чтобы прийти на приём, нужно предварительно записаться по телефону;
- Отправив обращение через официальный сайт, используя специальную вкладку, находящуюся по этой ссылке;
- Отправить заказным письмом. Отправлять нужно по следующему адресу: ул. Б. Дмитровка, д. 15а. Москва, индекс – 125993.
Можно использовать любой из представленных выше вариантов.
Шаблон жалобы в прокуратуру на бездействие сотрудников полиции можно скачать тут
В местных органах МВД
Как уже говорилось, начальники полицейских-правонарушителей могут прикрывать своих нерадивых сотрудников. Чтобы предупредить даже шанс на такой исход, пострадавшая сторона может сразу обратиться в органы МВД (Министерство внутренних дел России), который стоит выше отделений полиции. Но обращаться надо в орган местного уровня. То есть нужно выяснить, какой орган МВД отвечает за ваш район.
Чтобы сделать заявление, можно воспользоваться следующими путями:
- Пойти в отделение лично. Для того чтобы найти адрес, нужно перейти на сайт мвд.рф. Для этого выберите регион, в котором проживаете, а после этого укажите нужное территориальное подразделение;
- Отправить жалобу почтой, но обязательно с уведомлением о вручении. Например, использовав заказное письмо. В этом случае МВД обязательно должно принять его;
- Позвонив на горячую линию. Это, конечно, не самый стандартный способ пожаловаться, но учитывая, что все подобные разговоры записываются, такую жалобу можно приравнивать к письменной. Кстати, если разговор записывается, об этом вас должны заблаговременно предупредить;
Список телефонов горячей линии МВД можно скачать тут
- Обратиться через онлайн-форму. Есть сайты региональных органов МВД, где связаться с представителями органов можно через специальные формы (обратную связь, кабинет обращений, жалобную книгу).
Обычно этого бывает достаточно, чтобы решить проблемную ситуацию.
В УСБ или ГУСБ
Если предыдущие меры не дали результатов, или человек по какой-то причине решил не обращаться в описанные выше инстанции, он может подать жалобу на действия сотрудников полиции в УСБ (Управление собственной безопасности). Этот орган специально создавался для того, чтобы выводить на чистую воду органы правопорядка, которые чем-то замарали свою репутацию. Например, были уличены в коррупции или в других неправомерных действиях.
В общем, что может быть лучше, чем обратиться в проверяющий орган? Все жалобы, которые сюда направляются, должны иметь веские основания. Конечно, вы можете отправить жалобу на мелкие прегрешения, но ждать, что они будут рассмотрены столь оперативно, как серьёзные правонарушения со стороны полицейских, весьма наивно. В частности, жаловаться можно на нарушения гражданских прав, свобод человека, его воли, неприкосновенности или даже на нарушения сексуального характера (домогательства или насилие).
Подать жалобу в органы УСБ и ГУСБ можно, используя следующие пути:
- Найти ближайшее представительство УМВД или же пойти в главное управление регионального уровня. Чтобы найти контакты каждого территориального представительства, можно посмотреть данные на главном сайте МВД по этой ссылке;
- Позвонить на горячую линию, используя номера: 8 (495) 6677447 или 8 (800) 250023. Обычно используется, если случилось нечто срочное, о чём нужно незамедлительно сообщать;
- Отправив заказное письмо на центральное ГУСБ, находящееся по адресу: ул. Б. Пионерская, 6/8, г. Москва, индекс 115054;
- Воспользовавшись электронной формой записи по ссылке.
Кстати, иногда УСБ может игнорировать обращение со стороны граждан по каким-то своим причинам. Чтобы такого не случилось и с вашим заявлением, лучше перестраховаться. Для этого продублируйте жалобу, и перед тем как направлять её в УСБ, отправьте копию в прокуратуру. Не забудьте об этом уведомить орган УСБ. В таком случае они будут обязаны рассмотреть проблему, так как за этим вопросом будет наблюдать другая государственная служба.
В суд
Если выбирая, кому жаловаться на бездействие полиции или же на их противоправные действия, выбор пал на судебные органы, то подавать жалобу нужно в суд районного уровня. Этот орган способен не только назначить меры наказания провинившемуся сотруднику правоохранительной организации, но и проконтролировать, чтобы эти меры всё же были приняты. В особенности это касается ситуаций, когда полицейский виновен в серьёзном преступлении.
В суд можно обращаться, если вы уверены, что больше никакие меры не помогут (или уже были попытки, оказавшиеся бесполезными). Чтобы начать разбирательство по беспокоящему вас делу, для начала надо написать и послать исковое заявление. Его составление имеет практически идентичную структуру с жалобой в прокуратуру, но в данном случае не нужно указывать ответственное лицо.
После написания иска, судебный орган должен уведомить ответчика (то есть, полицию) о том, что против них начинается судебное разбирательство. При этом угроза наказания для провинившегося сотрудника или сотрудников значительно выше и серьёзнее, чем в любом из представленных выше случаев. К тому же не забываем, что полицейские являются должностными лицами, а это значит, что их наказание будет ещё серьёзнее, чем для гражданских лиц. Но чтобы быть уверенным в положительном исходе борьбы, лучше заблаговременно получить поддержку юриста, который специализируется на подобных спорах.
В совет МВД РФ
Ещё один проверенный способ нажаловаться на полицейских – обратиться за помощью в совет при МВД Российской Федерации. Этот орган является контролирующим при Министерстве внутренних дел. То есть он контролирует его деятельность на общественном уровне.
Обращаться нужно к председателю совета. Сделать это можно следующими способами:
- Используя виртуальную форму для заявления. Для того чтобы написать жалобу таким способом, нужно перейти по этой ссылке;
- Пожаловаться на горячую линию. Для этого надо позвонить по следующему номеру телефона: 88002508502. Звонки бесплатные, но при этом разговоры записываются, именно поэтому подобного рода жалоба считается отличной альтернативой письменному обращению;
- Отправить заказное письмо в совет МВД России. Адресовать его нужно по следующему адресу: абонентский ящик 35, Москва, индекс 117342.
В Общественную палату
Если нужно пожаловаться на произвол представителей полиции, то лучшего варианта, нежели Общественная палата, сложно найти. Этот орган занимается регулированием и проверкой всех органов власти. При этом для проверок и контролирующей деятельности он пользуется законами №3-ФЗ и №32-ФЗ.
Правомерные жалобы в Общественную приёмную можно направить следующим образом:
- Письмом или личным визитом по адресу: г. Москва (индекс 125993), площадь Миусская, дом 7 строение 1;
- Воспользовавшись интернет-формой (русскоязычной). Инструкции по написанию и сама форма находятся по этой ссылке.
В совет по правам человека
СПЧ (Совет по правам человека) не занимается работой с личными жалобами людей, даже если было зафиксировано вопиющее нарушение прав. Обычно указанный орган рассматривает жалобы в более масштабном формате. Например, те, что могут что-то изменить на общегосударственном уровне. В частности, рассматривают жалобы, которые могли бы помочь развивать общество России, контролируя правомерные и предотвращая часто проявляющиеся неправомерные действия полицейских.
Но при этом, отправление жалобы в этот орган зачастую подразумевает, что документ будет направлен практически прямо Президенту страны. Обычно сюда люди направляют жалобы, чтобы сразу поднять важность своих обращений в мелкие инстанции (например, если изначально пострадавшая сторона жаловалась непосредственному начальству нарушившего права человека полицейского). Главное, в перечне мест, куда ещё были направлены копии документа, отметить, что одна из них поступила в СПЧ. Тогда локальные органы правопорядка, как правило, начинают действовать активнее и усерднее, так как повышается уровень ответственности.
Президенту РФ
Обращение к Президенту является одним из эффективных, но не самых распространённых способов заявить о серьёзных нарушениях со стороны правоохранительных органов. Но, как и в предыдущем случае, личные жалобы в основном не рассматриваются. Как правило, обращения подобного рода направлены на то, чтобы Президент обратил внимание на какие-то более глобальные проблемы, связанные с работой правоохранительных органов.
Писать нужно чётко и по существу. Длинные постулаты, скорее всего, никто читать не будет, поэтому лучше вложиться в несколько предложений, которые максимально раскрывают суть происходящего. Естественно, писать нужно в официальном стиле. Обратиться можно следующим образом:
- Подать обращение через официальный сайт правительства;
- Обратиться через специальный портал Президента.
Сами понимаете, что жалоб на адрес Президента приходит много, поэтому не стоит ждать, что ситуацию решат на следующий же день. В этом и кроется недостаток этого способа пожаловаться на полицию. Но зато нет более высокого контролирующего органа, нежели правительство и сам Президент.
Уполномоченному по правам человека
Самой последней попыткой добиться справедливости при неправомерных действиях полиции является омбудсмен. К нему начинают обращаться, если бездействуют все остальные органы, либо их работа не привела ни к какому адекватному или устраивающему заявителя результату. Задачей этой инстанции является решение практически нерешаемых проблем, связанных с нарушением прав человека.
Но следует учитывать, что обращение к Уполномоченному имеет свои особенности. Например, чтобы узнать нюансы написания жалобы в эту инстанцию, желательно позвонить по телефону: 84956071922 (они предоставят актуальную информацию по этому вопросу). А чтобы создать официальное обращение, нужно направить заказное письмо по адресу: город Москва (индекс 10100), ул. Мясницкая, д. 47, к.115.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!