Как написать жалобу на яму на дороге

Я страдаю от плохих дорог.

Из-за них со мной случалось всякое: я застревал колесом в яме, не мог выехать с парковки из-за выпирающего люка, однажды порвал шину штырем, торчащим из бордюра. Я решил, что терпеть это нельзя, пожаловался властям, и больше этих проблем нет.

Расскажу, как сделать так же.

Какие проблемы мэрия обязана устранить

В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93: он описывает требования к дорогам и обязывает власти устранять дефекты — просадки, выбоины, торчащие крышки люков, выпирающие трамвайные и железнодорожные рельсы. На дорогах, где ездит много машин, по госту повреждения должны устраняться за пять суток. Во дворах и на незагруженных улицах — за десять.

Яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Если в яму помещается хотя бы половина кроссовка, то ее должны заделать.

Это небольшая яма, но она уже нарушает требования госта. Пожалуйтесь на нее, не ждите, пока разрастется

Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Всё, что больше, считается дефектом, который надо устранить.

Этот люк просел под асфальт и нарушает требования госта

Трамвайные рельсы не должны возвышаться или проседать более чем на 2 см. На железнодорожных переездах — более чем на 3 см.

Эти рельсы возвышаются над дорогой из-за разрушения асфальта. Источник: mosaica.ru

В России есть закон о безопасности дорожного движения, по которому ремонтировать дорогу должен ее владелец. Городскими дорогами и дворами обычно владеет город. Если в городе запущенные дороги, городские власти нарушают закон. Следить за исполнением закона должны органы МВД, в частности — ГИБДД. К ним и обратимся.

Два способа

Есть два способа пожаловаться на дефект на дороге: подать официальную жалобу на бумаге или воспользоваться онлайновыми сервисами. Отправить жалобу самостоятельно может быть надежнее. Сервисы позволяют сделать это быстрее, без изучения законов и очередей на почте.

Как подать жалобу по почте

Чтобы обратиться в ГИБДД по поводу дорожного дефекта, понадобится телефон с камерой, лист бумаги, ручка, конверт с марками. На всё обращение уйдет не более 15 минут.

Сделайте три снимка дефекта на телефон при дневном свете: общий план с домами, дорожными знаками и магазинами, по которому можно будет понять, где находится яма. Саму яму сфотографируйте с двух сторон.

Запишите, где находится яма — улицу, номер дома и подъезда, примерное расстояние от дома и бордюра до повреждения. Если рядом есть вывески или опознавательные знаки — запишите их тоже.

Напишите заявление в региональное управление ГИБДД. В шапке письма укажите адресата, ваше имя и контактную информацию — индекс, почтовый адрес и электронную почту, чтобы получить на нее оперативный ответ. В тексте без лишних подробностей и отступлений обозначьте дату и место обнаружения ямы, сошлитесь на законы, коротко опишите дефект и скажите, что хотите, чтобы эту яму убрали.

Это заявление с жалобой на яму я отправил в ГИБДД

Положите заявление в конверт, наклейте на него марку и отправьте обычной почтой на адрес региональной ГИБДД.

За следующие 30 дней сотрудники ГИБДД обязаны съездить к указанному месту, найти и сфотографировать яму, составить акт, выдать городским властям предписание и отчитаться перед вами о проделанной работе в ответном письме.

Через несколько дней яму закроют, люк выровняют, а вокруг рельсов восстановят дорогу. Скорее всего, это сделают не слишком качественно, но угрозы повредить колесо больше не будет.

Этот ответ от ГИБДД пришел на электронную почту через 22 дня после жалобы
Работники водоканала устранили проблему не слишком аккуратно, но угрозы провалиться в яму колесом больше нет

В редких случаях ГИБДД может проигнорировать жалобу и не ответить. Тогда напишите жалобу в прокуратуру региона на бездействие ГИБДД. То же самое делайте, если ГИБДД ответит, но через десять дней яму не устранят. Только жаловаться надо будет уже на бездействие мэрии. Последней инстанцией может стать суд, но до этого вряд ли дойдет.

Облегчить задачу и отправить жалобу быстрее можно через сервисы в интернете.

Где подать жалобу

Официальный сайт ГИБДД

В блоке «Онлайн-сервисы ГИБДД» выберите «Прием обращений», нажмите зеленую кнопку «Перейти к заполнению анкеты для направления обращения». На открывшейся странице выберите ваш регион. Жалоба с этой страницы поступит в ГИБДД и будет рассмотрена в те же сроки, что и бумажное письмо.

Поставьте галку «получение ответа в электронной форме». Добавьте фотографии — их общий размер не должен превышать 5 МБ

Плюсы. Вы отправите жалобу напрямую в ГИБДД и получите подтверждение о подаче обращения на почту. Заявлению присвоят идентификатор. Потом можно будет выяснить в ГИБДД судьбу вашей жалобы по этому номеру.

Минусы. В отличие от специальных сервисов для жалоб на ямы вам не помогут проконтролировать выполнение ваших требований, не станут напоминать, что сроки устранения дефекта вышли. Ваша жалоба не будет опубликована и не привлечет внимание общественности, что могло бы дополнительно побудить власти заняться устранением проблемы.

Где подать жалобу

«Карта убитых дорог»

В этом году «Общероссийский народный фронт» запустил сайт с картой убитых дорог. На нем тоже можно пожаловаться на плохое состояние асфальта. Для этого нужно зарегистрироваться и оформить жалобу. Информацию о проблеме опубликуют после одобрения модератора.

Найдите яму на карте и приблизительно очертите ее, используя линии. Можно выделить участок размером не более 5 км. После этого загрузите фотографии и коротко опишите дефект

Плюсы. Жалобу легко составить и отправить, для этого не требуется специальных знаний. Создатели сервиса бьют себя в грудь, что именно их решение будет работать лучше.

Минусы. Это сервис-посредник. Он нацелен на поиск не отдельных ям, а больших участков дорог, поэтому отметить небольшой дефект на карте сложно. Информацию о яме получают в первую очередь активисты «Общероссийского народного фронта», а не ГИБДД. Власти не обязаны выполнять их предписания, на бездействие общественников нельзя будет пожаловаться в прокуратуру.

Запомнить

  1. Закон обязывает власти устранять ямы на дорогах за 10 дней.
  2. Власти обязаны отремонтировать дорогу по требованию полиции.
  3. Сфотографируйте яму, коротко опишите ее, сошлитесь на законы, отправьте жалобу в ГИБДД.
  4. ГИБДД ответит через месяц.
  5. Проще всего отправить жалобу через сервисы вроде «Карты убитых дорог». Надежнее всего отправить лично.

Ямы и выбоины на трассах дорожные службы должны устранять за пять суток с момента обнаружения, а во дворах и на незагруженных улицах (не на автомагистралях) — за десять (ГОСТ Р 50597-93). Если вы заметили, что дорога в плохом состоянии — с ямами, провалами, без разметки, дорожных знаков, тротуаров и пешеходных переходов — надо подать жалобу.

Претензию нужно направлять туда, кому принадлежит участок дорожного полотна. Дорога может находиться в ведении муниципалитета, региональных или федеральных служб. Так, например, при нарушении покрытия внутридомовой территории претензию подают в управляющую компанию. Если речь идет о дороге в пределах населенного пункта, жалобу подают в местные органы власти, поскольку обязанность следить за внутригородскими дорогами возложена лежит на муниципалитете. При отсутствии действий ГИБДД и муниципалитета претензию подают в Роспотребнадзор.

В каких случаях нужно немедленно писать жалобу?

Претензию нужно писать, если есть отклонения от нормативов (ГОСТ Р 50597‑2017). Согласно этому документу, серьезными нарушениями считаются:

Ямы длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Это примерно половина кроссовка.Выступы люков смотровых колодцев (более чем на 2 см) и дождеприемников (более 3 см). Разрушенные крышки и решетки после обнаружения дефекта должны быть немедленно ограждены дорожными службами. Рядом с ними должны быть соответствующие дорожные знаки. Волны дорожного покрытия глубиной больше 3 см на магистральных улицах и больше 5 см на улицах местного значения.Колеи глубиной 2–3 см в зависимости от категории дороги. Колею более 5 см устраняют с помощью капитального ремонта.Занижены или завышены больше чем на 2 см рельсы, железнодорожные пути.

Куда жаловаться, если дорога в плохом состоянии?

Портал местной администрации

Самый простой способ — отправить жалобу через сервис обратной связи с местной администрацией. В ряде российских регионов созданы как приложения для смартфонов, так и сайты — например, «Наш город» в Москве, «Управляем вместе» в Перми, «Тюмень — наш дом» в Тюмени.

Чтобы подать жалобу нужно:

Зайти на сайт или скачать приложение Зарегистрироваться и указать в личном кабинете имя, под которым будет опубликовано заявление на порталеНаправить сообщение о проблеме. Для этого необходимо указать местоположение проблемы, рассказать о проблеме и приложить фото.

Региональное управление ГИБДД

Заявление можно отправить в региональное управление ГИБДД через «Онлайн-сервисы ГИБДД» .

Для этого нужно:

Перейти в раздел «Сервисы»Выбрать «Прием обращений»Заполнить анкету, приложить фото или видео, указать дату и место повреждения, которое нужно убратьОтправить сообщение.

В ведомстве гарантируют, что запрос будет рассмотрен и в течение 30 дней, а ответ придет на электронную почту.

Дорожная инспекция ОНФ

Жалобу на неудовлетворительное состоянии дорог можно написать в Дорожную инспекцию ОНФ. Для этого нужно:

Зарегистрироваться на сайтеВыбрать населенный пункт Отметить участок дороги Добавить фотоОписать проблему.

Росавтодор

Жалобу также можно направить в Роставтодор. На сайте нужно указать ФИО и отправить текст обращения в форматах pdf, doc, docx, xls, xlsx, ppt, jpg, jpeg, bmp, png (файл вложения). Размер файла не может превышать 5 Мб.

При необходимости можно приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме, воспользовавшись функцией «Прикрепить файл».

Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор стоит обратиться, если письма в другие органы не принесли результата. Жалобу можно направить следующими способами:

Почтовым отправлениемНа личном приемеОнлайн на сайте

В жалобе нужно указать точную и достоверную информацию следующего характера:

свои персональные данные: фамилия и имя контакты: телефон, факс, почтовый и электронный адрес;подразделение, которому направляется документ (Центральный аппарат или территориальный орган);суть претензии и требования.

Кроме заявления можно отправить дополнительные материалы (фотографии, заключения экспертов и т. д.), которые будут подтверждать обоснованность претензии.

Прокуратура

Обратиться в прокуратуру необходимо по месту регистрации или фактического проживания. Это можно сделать:

На личном приеме.Воспользоваться ящиком «Для обращений и заявлений».Почтовой связью.По факсу, если на сайте выбранного подразделения указан номер для факсимильной связи.Через интернет-приемную.

В заявлении следует описать, что стало причиной для направления жалобы. Важно также указать, куда ранее были направлены претензии, чтобы у прокурора было достаточно информации для принятия решения.

Куда жаловаться, если вы въехали в открытый люк?

Если вы въехали в открытый люк и автомобиль получил серьезные повреждения, нужно остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД. Прибывшие сотрудники должны составить схему ДТП, произвести фотосъемку, оформить протокол осмотра места происшествия и акт о выявленных недостатках дорожного покрытия. В акте следует обратить внимание на наличие или отсутствие знаков, предупреждающих о работах или опасном участке дороги. Получив документы ГИБДД, водитель должен за три рабочих дня известить предполагаемого ответчика о времени и месте проведения независимой экспертизы.

Куда жаловаться, если вы влетели в яму и повредили колесо?

Из-за ям на дорогах можно повредить колесо, диски и шины. Если вы влетели в яму и повредили колесо, сообщите сразу об этом по телефону в дежурную часть ГИБДД, чтобы сотрудники быстрее приняли меры. Сообщите им, что образовавшаяся яма может стать причиной ДТП.

Куда жаловаться, если объезжая ямы, вы столкнулись с другим авто?

Объезд выбоин и ям может привести к ДТП. В таком случае оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом дорожно-транспортном прошествии.

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии с места аварии. Если выяснится, что размер ямы не соответствует ГОСТу, инспекторы вынесут решение о виновности дорожных служб.

Куда жаловаться, если вы сломали ногу по вине дорожно-эксплуатирующих служб?

Плохое состояние дороги может стать причиной травм у пешеходов. Споткнувшись о колею, выступ люка и т.д., можно причинить серьезный вред здоровью. Если в результате повреждения дорожного прикрытия, вы сломали ногу или получили другие увечья, следует обратиться за компенсацией в муниципалитет, на территории которого была получена травма. Как правило, чиновники отправляют потерпевших в организацию, с которой заключен договор на обслуживание данного участка дороги. Поэтому, перед обращением соберите всю доказательную базу — фото- и видео- фиксация, по возможности с привязкой к месту и времени, показания свидетелей, которые оказали помощь, вызвали скорую помощь. Возмещение причиненного вреда возможно в полном объеме согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ.

Ямы и ГОСТ

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков; 
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского. 

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины. 

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог. 

Спрашивали? Отвечаем*

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред. 

Спрашивали? Отвечаем*

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017». 

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки. Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину. Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Спрашивали? Отвечаем*

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги. Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд. В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК.  Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Спрашивали? Отвечаем*

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика  (см. решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018). Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Тематика

Значение автодороги

Значение автодороги

Субъект Российской Федерации

Орган исполнительной власти

 Ознакомлен(а) с информацией и подтверждаю перенаправление

Написать письмо

Уважаемые граждане!

Ваше обращение в форме электронного документа будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №
59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и
приказом МВД России от 12
сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Сообщения о происшествиях (преступлениях, событиях, угрожающих личной или
общественной безопасности, а также иных обстоятельствах, требующих проверки возможных признаков преступления или
административного правонарушения) круглосуточно принимаются и незамедлительно
регистрируются в дежурных частях
территориальных органов внутренних дел, по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 102 (с мобильных средств
связи).

При заполнении формы обращения вам в обязательном порядке следует указать: фамилию,
имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты для направления ответа или
уведомления, суть обращения. Также вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в
электронной форме.

В соответствии с названным Федеральным законом без ответа остаются обращения, в которых
отсутствует фамилия, имя, отчество (при наличии) или адрес электронной
почты. В случае, если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на
обращение не дается, о чём в течение семи дней со дня регистрации обращения направляется сообщение. Кроме того, без
ответа по существу поставленных вопросов останется обращение, в
котором содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица,
а также членов его семьи.

Поступившие обращения регистрируются в трехдневный срок и рассматриваются в течение 30
дней со дня регистрации. При необходимости срок рассмотрения
может быть продлен не более чем на 30 дней, о чём направляется уведомление.

Если в обращении не содержится информация о результатах рассмотрения обозначенных вопросов
соответствующими территориальными органами внутренних дел и разрешение этих вопросов не относится к исключительной
компетенции подразделений центрального аппарата министерства, оно будет направлено для рассмотрения по существу в
территориальные органы внутренних дел. При этом уведомление гражданину о переадресации обращения в органы,
организации,и подразделения системы МВД России не направляется.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства внутренних дел Российской
Федерации, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему
должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

Ответ на обращение будет направлен в форме электронного документа на указанный вами адрес
электронной почты.

Обжалование судебных решений осуществляется в соответствии с требованиями процессуального
законодательства. Рассмотрение такого рода обращений не входит в компетенцию МВД России.

Для направления обращения в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного
движения МВД России необходимо воспользоваться сервисом по приему обращений на официальном сайте Министерства
внутренних дел Российской Федерации мвд.рф.

Обращаем ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в
государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В
случае,
если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть
взысканы с автора.

Просим вас с пониманием отнестись к изложенным требованиям законодательства, внимательно
заполнить все предложенные реквизиты и четко сформулировать суть
проблемы.

Информация о персональных данных, направленных в электронном виде, хранится и
обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

С информацией ознакомлен

Если тротуар рядом с вашим домом разваливается и становится опасным, вы можете добиться его ремонта. Рассказываем, как именно!

Если тротуар рядом с домом испещрен трещинами, имеет ямы, неровный, можно и нужно жаловаться, чтобы покрытие исправили. Рассказываем, как добиться, чтобы провели ремонтные работы.

Как тротуары классифицируются с точки зрения закона

По ПДД (глава 2 «Общие положения») тротуары классифицируются как часть дороги, примыкающая к проезжей части. По тротуарам не только ходят пешеходы, на них могут заезжать автомобили (например, для погрузки и разгрузки к магазинам), парковаться рядом с ними. От дороги тротуар чаще всего отделен бордюром. Не стоит путать тротуары и пешеходные дорожки, последние предназначены только для прохода людей и, как правило, располагаются отдельно от дороги, никак с ней не соприкасаясь.

Тротуары находятся рядом не только с дорогами, но и жилыми домами, зачастую непосредственно к ним прилегая. И так как они предназначены в первую очередь для движения пешеходов и велосипедистов, роллеров и самокатчиков, их состояние имеет немаловажное значение для городских жителей.

Обустройством тротуаров занимаются муниципальные службы. В их же обязанности входит поддержание тротуаров в рабочем состоянии, без существенных недостатков (определенные дефекты могут быть, но они не должны мешать движению и представлять опасность для людей и транспорта).

Какие недостатки могут стать поводом обращения с жалобой

В ГОСТ Р 50597‑2017 (глава 5) указывается, какие недостатки требуют устранения (а соответственно, если они есть, можно писать жалобу):

  • Ямы длиной больше 15 см, шириной 60 см, глубиной 5 см. Это, для сравнения, как половина ступни взрослого человека в длину.
  • Волны дорожного покрытия глубже 3 см на магистральных улицах и 5 см на улицах местного значения.
  • Колеи глубиной 2–3 см. Кстати, если колея больше 5 см, это уже говорит о том, что требуется капитальный ремонт.
  • Разрушенные крышки люков и решетки канализации, выступы люков смотровых колодцев размером более 2 см.

Полный список недостатков и их классификацию вы найдете в главе 5 указанного выше ГОСТ «Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам».

Если вы видите такие недостатки, это повод для того, чтобы обратиться с жалобой и требованием провести ремонт тротуара.

Куда жаловаться на плохие тротуары

Жаловаться можно в несколько различных инстанций.

1.   Местная администрация.

Сделать это можно онлайн на портале администрации (если таковой есть) или при личном визите.

Обращению будет присвоен номер, сохраните его. В течение 30 дней вам должны дать официальный ответ.

2.   Прокуратура.

Если ответ администрации вас не устроил или вы вообще его не получили, можно обращаться в прокуратуру.

Прокуратура по вашему обращению может либо обязать администрацию выполнить ремонт, либо обратиться в суд и потребовать через него благоустроить тротуары.

3.   Региональное управление ГИБДД.

Так как тротуары – объект ПДД, обращаться можно и в ГИБДД. Указать в обращении стоит то же, что и при обращении в администрацию (об этом читайте далее). Ответить вам также должны в течение 30 дней.

Что должно быть указано в обращении

Куда бы вы ни обращались, в вашей жалобе должны быть указаны следующие данные:

  • Ваши Ф.И.О. и адрес. На указанный адрес будет отправлен ответ.
  • Правильное название органа, в который обращение направляется. Официальное наименование можно посмотреть на портале или в образце в отделении администрации.
  • Описание проблемы. Можно приложить фото- и видеоматериалы.
  • По желанию – ссылки на нормативы, которые обязуют власти провести ремонт (указанный выше ГОСТ, также можно ссылаться на ПДД). Это необязательно, и без такого указания заявление обязаны принять и начать по нему работу! Но если вы впишете эту информацию, это будет выглядеть солиднее и покажет, что вы знаете свои права и готовы их отстаивать.
  • Подпись и дата.

Если вам не дали ответ в первой инстанции или вы видите, что в реальности работы не проводятся, можно и нужно идти дальше и добиваться того, чтобы тротуары привели в должный вид. Решать вопрос можно вплоть до суда, но лучше, если инициатором будет прокуратура, потому что вам в таком случае не придется готовиться к заседанию и тратить свое время и средства. Вопрос не всегда удается решить быстро, но в конечном итоге можно добиться, чтобы тротуар привели в хорошее состояние.

Состояние дорожного полотна должно соответствовать довольно строгим техническим регламентам. За качество дорог ответственны определенные организации и органы власти, жаловаться на дорожные службы надлежит в ГИБДД, прокуратуру или суд.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

  • Основания для жалоб на дороги
    • Требования к состоянию дорог
    • Если из-за плохой дороги случилось ДТП
    • Если затянулся ремонт дороги
  • Как составить жалобу на дороги: пошаговая инструкция
  • Куда жаловаться на плохие дороги
  • Судебная практика
  • Заключение эксперта

Основания для жалоб на дороги

В РФ действует Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», устанавливающий приоритет безопасности участников дорожного движения, в том числе путем надлежащего содержания дорог. Конкретные же требования к качеству дорог установлены Техрегламентом Таможенного Союза «О безопасности автомобильных дорог» и ГОСТ Р 50597-2017.

В целом, основания для жалоб на дороги можно разделить на следующие категории:

  • дефекты дорожного полотна, обочины, тротуаров, дорожных знаков и других элементов инфраструктуры дорожного движения;
  • ДТП, произошедшее из-за плохого состояния дороги;
  • затянувшийся ремонт дороги, из-за которого проезд сужен или полностью блокирован длительное время.

Требования к состоянию дорог

В вышеупомянутом ГОСТе содержится не только перечень недопустимых дефектов дороги, но и сроки их устранения:

Дефект Срок устранения
Посторонние предметы на проезжей части, загрязнения площадью 1м2 и более 3 суток с момента обнаружения
Отдельные разрушения тротуаров и пешеходных дорожек площадью более 0,2 м2 7 суток с момента обнаружения
Неровности проезжей части. В зависимости от категории дороги допустимые значения составляют 1-3 см От 1 до 14 суток в зависимости от категории дороги
Сдвиги люков, дождеприемников, трамвайных рельсов 2 суток с момента обнаружения
Повреждения покрытия проезжей части: выбоины, просадки, проломы От 1 до 20 суток в зависимости от категории дороги и размера повреждения
Колея От 5 до 14 суток в зависимости от категории дороги
Разрушения обочины От 5 до 7 суток в зависимости от категории дороги
Растительность на обочинах высотой более 15 см От 7 до 14 суток в зависимости от категории дороги
Растительность и прочие препятствия, ограничивающие видимость дорожных знаков От 1 до 3 суток в зависимости от категории дороги
Дефекты дорожных знаков (отсутствие, поломка, загрязнение и и.д.) От 1 до 5 суток в зависимости от категории дороги и характера дефекта
Дефекты дорожной разметки 30 суток с момента обнаружения
Поломка светофора От 1 до 10 суток в зависимости от характера поломки
Неработающее дорожное освещение От 1 до 5 суток в зависимости от категории дороги

Если из-за плохой дороги случилось ДТП

К ДТП относятся не только столкновения с другими автомобилями, но и повреждения автомобиля из-за плохой дороги: наезд на канализационный люк, попадание в яму, наезд на препятствие из-за плохой освещенности и т.д.

Снежана Погонцева

Снежана Погонцева

Практикующий юрист. Стаж 11 лет. Специалист в области гражданского и семейного права.

Порядок действий в этом случае такой же, как и при обычном ДТП:

  1. Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
  2. В процессе ожидания инспектора можно сделать фото и видео места аварии таким образом, чтобы была видна причина аварии и ее последствия, а также найти свидетелей.
  3. Когда сотрудник ГИБДД будет составлять протокол, важно проследить, чтобы все было подробно зафиксировано: размер ямы, предшествующие знаки, уровень освещения и т.д. Также в протоколе должны быть отображены данные о фото и видео фиксации.
  4. Необходимо настаивать на составлении о привлечении к ответственности лиц, ответственных за данный участок дороги.
  5. После составления всех документов, с них нужно снять копии для последующего предъявления в страховую компанию или в суд.
  6. Также следует сохранять все документы подтверждающие расходы на ремонт автомобиля.

Если затянулся ремонт дороги

Если временное ограждение участка дорожного покрытия стало постоянным, а работы по ремонту не ведутся, значит нарушены сроки проведения ремонтно-дорожных работ в соответствии с вышеупомянутым ГОСТом. Решать такие проблемы непросто: администрация города с высокой долей вероятности ответит, что в муниципалитете отсутствует бюджет на проведение работ, поэтому придется выходить на федеральные надзорные органы.

Как составить жалобу на дороги: пошаговая инструкция

Перед составлением жалобы важно собрать всю необходимую информацию: это позволит сделать грамотное обоснование своих требований и ускорит решение проблемы.

Шаг 1. Фиксация дорожных дефектов и проведение замеров

Поскольку ГОСТом установлены определенные степени того или иного дефекта, обязательно следует произвести замеры: длину и глубину ям, площадь разрушения тротуаров и т.д. Далее необходимо сделать фото дефекта:

  • крупным планом с измерительным прибором, чтобы примерно была видна степень повреждения;
  • с окружающими объектами, чтобы было понятно местоположение дефективного участка дороги.

Шаг 2. Определить категорию дороги, кто обязан следить за ее состоянием

В соответствии с ГОСТом выделяются следующие категории дорог:

Группы улиц Категории дорог и улиц городов и сельских поселений*
А Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Б Магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения
В Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные
Г Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги
Д Улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные
Е Улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки

Ответственность за состояние дорог распределяется следующим образом:

  • за трассы федерального и регионального значения вне населенных пунктов отвечает администрация соответствующего региона;
  • за дороги в пределах населенных пунктов отвечает муниципальная администрация;
  • за дороги во дворе отвечает управляющая компания, осуществляющая обслуживание соответствующего дома.

Шаг 3. Определить характер дефекта и срок его устранения по ГОСТу

Выше мы приводили примерный перечень дефектов и срок их устранения по ГОСТу. В жалобе лучше сослаться на конкретный пункт ГОСТа. К примеру, яма на городской дороге (категории Б) глубиной более 5 см в соответствии с п. 5.2.4 должна быть устранена в течение 3 суток с момента ее обнаружения (т.е. с момента сообщения о ней в компетентные органы).

Шаг 4. Составить текст жалобы

В тексте жалобы остается только последовательно отразить всю полученную информацию:

  • наименование организации, в которую подается жалоба;
  • данные об отправителе жалобы: ФИО, телефон, почтовый или электронный адрес (по анонимным жалобам работа не ведется);
  • дата и место обнаружения дефекта;
  • описание дефекта, включая произведенные замеры;
  • категория дороги;
  • сроки, в течение которых должен быть устранен дефект;
  • ссылка на законы и ГОСТы;
  • требование устранить дефект;
  • дата и подпись;
  • список прилагаемых документов, включая фото и видео фиксацию.

Жалоба на состояние дорожного покрытия

Образец жалобы

Шаг 5. Отправка жалобы

Обычно в органы власти можно обратиться как по почте, так и электронным способом. О том, как и куда обратиться по поводу плохих дорог, расскажем ниже.

Куда жаловаться на плохие дороги

Обычно власти не спешат с решением дорожных проблем, поэтому жаловаться, скорее всего, придется последовательно в несколько инстанций.

В организацию, ответственную за содержание дороги

Сообщить о проблеме на дороге в первую очередь следует организации, ответственной за данный участок дороги: администрации города или региона, управляющей компании. Контакты соответствующей администрации можно поискать на ее сайте.

Так, в Мэрию Москвы можно пожаловаться следующими способами:

  • отправить обращение через электронную приемную;
  • через госуслуги;
  • направить письмо по адресу: 125032, г. Москва, ул. Тверская, 13, подъезд 5, комната 103;
  • прийти на личный прием по адресу: г. Москва, Вознесенский пер., 21.

С момента получения обращения для органа власти начинает течь срок устранения указанного в нем дефекта (к примеру, 10 дней на устранение ямы). Ответ на обращение гражданина направляется ему в течение 30 дней.

Однако в реальности Вы, скорее всего, столкнетесь с ситуацией, когда дорога остается в том же состоянии, а заявителю по прошествии указанных сроков приходит формальная отписка. В этом случае нужно будет жаловаться уже в контролирующие органы на бездействие властей.

В ГИБДД

ГИБДД отвечает за безопасность дорожного движения, поэтому, в частности, рассматривает жалобы и на плохое дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД обязаны провести проверку по жалобе и вынести местным властям предписание устранить обнаруженный дефект.

Жалоба в ГИБДД составляется так же, как и в администрацию, нужно лишь добавить информацию о ранее поданных жалобах и бездействии властей.

Обратиться с жалобой в ГИБДД можно следующими способами:

  • подать электронное обращение на сайте ГИБДД;
  • отправить обращение почтой в региональное отделение ГИБДД.

Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.

В Прокуратуру

Если проблему не решили и в ГИБДД, остается жаловаться на бездействие властей в прокуратуру.

От том, как подать жалобу в прокуратуру на бездействие властей, мы уже писали.

«Росяма»

Помимо традиционных способов подачи жалобы в органы власти существует и ряд сервисов, призванных облегчить для граждан данный процесс и избавить их от общения с чиновниками.

Один из таких сервисов – «Росяма». Он собирает данные обо всех дорожных дефектах и, при получении информации об очередной яме, посылает жалобу в ГИБДД. Таким образом, пользователю достаточно лишь загрузить краткое описание проблемы с фотографиями, остальное сделает сервис.

Однако, если Вы ходите контролировать ход решения проблемы лично, лучше все же подавать жалобу самостоятельно.

В суд

Обращение в суд становится актуальным, если из-за плохого дорожного покрытия бы нанесен ущерб, подлежащий возмещению. В этом случае в суд направляется исковое заявление. Пострадавший становится истцом, а ответственный за состояние дороги орган власти – ответчиком.

Подробнее о том, как составляется и подается исковое заявление, можно почитать здесь. Мы же рассмотрим накопившуюся судебную практику по таким делам.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Судебная практика

  1. Власти обязаны возместить ущерб водителю, даже если он сам виноват в том, что попал в яму. Определением от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9 Верховный Суд РФ отметил, что даже несмотря на наличие подтвержденной экспертизой вины водителя в аварии, администрация должна компенсировать нанесенный ущерб, поскольку ДТП произошло ночью, при этом, вопреки требованиям законодательства, яма не была огорожена. Следовательно, истец не мог избежать наезда.
  2. Водитель не обязан доказывать вину администрации в плохом состоянии дорог. Напротив, местные органы власти должны доказывать отсутствие своей вины. Такую позицию Верховный Суд РФ изложил в Определении от 12 декабря 2017 г. N 84-КГ17-8. Более того, истец не должен доказывать, что в его действиях отсутствовали нарушения. За состоянием дороги должна следить дорожная служба, что исключает виновность водителя.
  3. Муниципальная администрация не может переложить ответственность за нанесенный водителю ущерб на управляющую организацию. В деле № 2-2121/2017 администрация г. Н. Новгород пыталась уйти от ответственности, ссылаясь на муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, заключенный с обслуживающей организацией. Суд счел довод несостоятельным, поскольку данный контракт определяет правоотношения между сторонами данного контракта – администрации города и обслуживающей организации. Истец же участником данных правоотношений не является и обратился с требованиями о возмещении ущерба в силу деликтных отношений, в связи с чем положения данного контракта не могут влиять на объем ответственности администрации города перед истцом.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Закон обязывает власти устранять дефекты дорожного покрытия в сроки, установленные ГОСТом. В рамках населенного пункта ремонтом должен заниматься муниципалитет, за его пределами – региональные власти.
  2. Если власти не ремонтируют дорогу после получения жалобы, следует обращаться в ГИБДД за вынесением предписания об устранении выявленных недостатков, которое администрация обязана выполнить.
  3. Отправить жалобу можно как напрямую в органы власти, так и опосредованно, например, через сервис «Росяма».
  4. Если в результате попадания автомобиля в яму ему был причинен ущерб, компенсировать вред также должны муниципальные или региональные власти.

Снежана Погонцева

Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу на штраф на проданную машину
  • Как написать жалобу на школьную столовую образец
  • Как написать жалобу на школьного психолога
  • Как написать жалобу на чистку дорог на госуслугах
  • Как написать жалобу на человека анонимно