Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.
Что вы узнаете
- На что жаловаться
- Куда жаловаться
- Образцы жалоб
- Как подать жалобу
- Как пожаловаться мэру Москвы
- Что делать, если ничего не помогло
На что жаловаться
Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.
Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.
Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.
Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:
- Работы, необходимые, чтобы содержать в порядке несущие конструкции дома: фундамент, стены, крышу и другие элементы. То есть УК, например, должна контролировать состояние дверей подвалов и замков на них, а также кровлю на предмет протечек. Если что-то обнаружит — устранять неисправность.
- Работы, которые нужны, чтобы поддерживать в порядке инженерные системы и общее имущество. Например, УК должна контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, проводку и оборудование пожарной и охранной сигнализации.
- Работы, чтобы содержать в порядке сам дом. Например, УК обязана проводить сухую и влажную уборку тамбуров, лифтов, пандусов и других общих мест, очищать двор от наледи и льда и пр.
Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.
Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.
УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.
- От 40 до 50 тысяч рублей, если, например, УК нарушит правила содержания общего имущества и его технической эксплуатации.
- От 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, если УК не исполняет санитарные нормы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, в доме плохо работает вентиляция или лифт скрипит и дребезжит так, что стены дрожат. Это нарушение санитарных норм. Воздухообмен, уровни шума и вибрации должны соответствовать установленным нормам.
- От 150 до 200 тысяч рублей, если компания не соблюдает правила пожарной безопасности.
- От 150 до 250 тысяч рублей, если компания нарушает правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
- От 250 до 300 тысяч рублей, если компания в своей деятельности нарушает требования, установленные в лицензии на управление многоквартирными домами.
- От 5 до 20 тысяч рублей, если компания не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемой услуге или включает в договор условия, которые ущемляют права потребителя.
Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.
Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».
Все о том, как жить в России
И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи
Куда жаловаться
Это зависит от причины, по которой вы жалуетесь.
В аварийно-диспетчерскую службу подают жалобы и заявки об устранении выявленных недостатков. Недостатки могут быть такими:
- Дворники плохо убирают двор.
- В подъездах слишком редко моют лестницы и площадки.
- Батареи в вашей квартире недостаточно теплые.
- Из крана с горячей водой течет еле теплая.
Лучше обращаться письменно. Но можно и устно, например позвонить по телефону. Вы должны назвать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где надо проверить батареи или наладить уборку в подъезде, и сказать, что именно вас не устраивает.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать ваше обращение и сообщить, кто принял сообщение — свои фамилию, имя и отчество, а также номер обращения и время его регистрации.
Вашу заявку сотрудники УК должны отработать — наладить работу дворников и уборщиц, устранить воздушные пробки в батареях, чтобы отопление заработало как надо, залатать текущую крышу.
Директору УК можно направить претензию, если вас не устраивает работа сотрудников или если вы подавали заявку, но УК не устранила недостатки. Опишите фактические обстоятельства дела и потребуйте, чтобы руководство проконтролировало исправление выявленных недостатков. Например, бухгалтерия постоянно ошибается в расчетах и вам приходится каждый раз приходить лично и разбираться с этим.
Образец жалобы УК должна разместить на информационном стенде. Если ваша УК проигнорировала это требование законодательства, можете воспользоваться нашим образцом. Я приведу его ниже.
Жалобу надо составить в двух экземплярах. Один экземпляр передайте в УК, а на втором попросите в УК поставить отметку и оставьте себе.
В жилищную инспекцию следует обращаться, если считаете, что УК плохо исполняет свои обязанности по договору. Например, если УК:
- Не следит за работой лифтов.
- Не ремонтирует подъезды.
- Не чинит качели на детской площадке.
Вы вправе подать жалобу и потребовать проверить работы УК: насколько компания соблюдает установленные законом требования к содержанию общего имущества дома и придомовой территории либо предоставлению коммунальных услуг.
Государственный жилищный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, а муниципальный — уполномоченные органы местного самоуправления.
Например, региональный государственный жилищный надзор в Москве осуществляет Государственная жилищная инспекция г. Москвы — Мосжилинспекция.
Разница между ними заключается в жилье, которое они курируют. Государственный контроль надзирает за всем жильем независимо от формы собственности, а муниципальный может вести надзор только за жилыми домами и общежитиями, принадлежащими городу.
Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, некоммерческие организации, советы домов и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ. Такой контроль бывает в форме общественной проверки органов и организаций или публичных слушаний.
Общественная проверка проводится по инициативе, например, уполномоченного по правам человека в РФ или уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Вы можете поучаствовать в ней как общественный инспектор или общественный эксперт — если у вас есть нужные знания в области ЖКХ. Например, если вы финансист и хорошо разбираетесь в тарифах. Или вы инженер и хорошо знаете, как правильно должен работать в доме водопровод. Найти мероприятие, в котором вы хотели бы поучаствовать, можно на сайте ГИС ЖКХ.
На публичных слушаниях, как правило, обсуждают проблемные вопросы, которые не урегулированы действующим законодательством. Либо те нормы, которые в законе есть, а на практике не работают. По итогам составляют протокол, в котором излагают предложения, высказанные в процессе публичных слушаний, и направляют его в органы публичной власти и заинтересованным организациям для решения поднятых вопросов.
Для участия в публичных слушаниях специального образования и профессиональных знаний не нужно, туда может прийти любой желающий. И еще вы всегда можете подать жалобу в органы общественного контроля на свою УК.
Если УК плохо содержит дом, органы госжилинспекции (ГЖИ) могут привлечь ее к административной ответственности и вынести предписание об устранении нарушения. Есть даже случаи, когда УК могут лишить права управления конкретным домом. Например, если госжилинспекция выдаст предписание в отношении этого дома и в течение 12 месяцев с этого дня суд назначит УК два и более административных наказания за то, что она ненадлежаще исполняет предписания по этому дому.
В Роспотребнадзор можете обратиться, если УК вам не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг или отказывается вернуть деньги, если у вас есть переплата. Любые жалобы по поводу нарушения ваших прав потребителя рассматривает Роспотребнадзор.
Сначала лучше обратиться с претензией непосредственно в УК, а если жалобу оставят без ответа или нарушение не устранят, следует писать в Роспотребнадзор.
Жалобу в Роспотребнадзор можно подать через портал госуслуг, лично, отправить по почте или заполнить форму на сайте Роспотребнадзора. При этом можно выбрать вариант обращения. Если полагаете, что, чтобы проверить факты, потребуется внеплановая проверка, вам надо заполнить форму с авторизацией. Или можете выбрать обычную претензию и не авторизовываться.
Основанием для внеплановой проверки УК могут стать такие факты:
- Возможная угроза или вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также угроза, что возникнет чрезвычайная ситуация.
- Нарушение прав потребителей. Но только при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих прав к нарушителю, но это обращение не рассмотрели или требование не удовлетворили.
В прокуратуру можно обратиться за восстановлением нарушенных прав. Органы Прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан.
Жалобу следует подать в районную прокуратуру: если обратитесь в вышестоящий орган, ваше обращение все равно перенаправят в орган по вашему месту жительства. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней. В нем в зависимости от итога проверки будет сказано, что нарушений не нашли или что УК вынесено предписание об устранении нарушений в установленный срок.
В ФАС. Эта служба контролирует, чтобы плату с жильцов УК взимала по установленным тарифам. Если считаете, что ваша УК необоснованно завышает плату за коммунальные услуги, можете обратиться с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты проведут проверку и установят причины и обоснованность повышения. В случае если выявят нарушение, УК предпишут устранить такое нарушение и наложат штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
Еще одно нарушение, которое входит в компетенцию ФАС — навязывание невыгодных условий содержания жилья. Чаще всего этим грешат УК в новых домах. Например, некоторые компании назначают плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом — жильцов вынуждают покупать пропуска в собственные квартиры. Разумеется, это нарушение законодательства, о котором нужно сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы вашего региона.
Подать жалобу вы можете лично, почтовым отправлением или написав письмо на сайте. Если выберете вариант электронного обращения, лучше сначала прочтите правила подачи.
В суд. Обратиться в суд вы можете по разным причинам — чтобы обязать УК устранить недостатки в обслуживании дома, выполнить ваши требования или взыскать с компании компенсацию ущерба.
Дополнительно можете потребовать, чтобы с УК взыскали штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.
Платить госпошлину за подачу такого иска в суд не придется, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. Если больше — госпошлину рассчитывают исходя из цены иска за вычетом миллиона.
Как написать жалобу
В жалобе нужно изложить суть проблемы. Чем подробнее вы изложите обстоятельства нарушения, тем больше шансов, что по вашему обращению все исправят. Вы можете обратиться к юристу, который поможет составить жалобу. Но вполне можно обойтись и собственными силами.
Искать в интернете информацию о нормах закона, которые, по вашему мнению, нарушила УК, тоже необязательно. Главное — подробно и последовательно описать ситуацию и по возможности приложить доказательства. Это может быть фото- и видеосъемка, квитанции, акты, показания свидетелей, копии предыдущих обращений.
Правила оформления. В жалобе обязательно нужно указать:
наименование организации, в которую обращаетесь, либо должность, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои личные данные и почтовый адрес, по которому вам должны направить ответ.
Жалобу можно напечатать или написать от руки. В последнем случае постарайтесь писать разборчиво — в ваших интересах, чтобы ваше обращение смогли прочесть. В любом случае подпись под жалобой нужно написать от руки. Также надо указать дату обращения и перечислить приложения, если в подтверждение своих доводов вы прикладываете к жалобе документы и материалы либо их копии.
Если подаете жалобу в электронном виде, обязательно надо указать свои фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты, по которому должны направить ответ. К такому обращению вы также можете приложить необходимые документы и материалы — в электронной форме.
Как подать жалобу
Подать жалобу можно лично, в электронном виде или отправить по почте. Если решите обратиться почтовым обращением, лучше отправьте письмо с уведомлением о вручении и сделайте опись вложения — в случае необходимости вы сможете подтвердить, что действительно направляли определенные документы, и будете знать, что обращение попало к адресату.
Через госуслуги. С помощью авторизации на портале госуслуг вы можете попасть в личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ. Там есть вкладка «Направить обращение или жалобу». Информация о заявителе и адрес вашей электронной почты заполнятся автоматически. Вам надо заполнить остальные поля: указать адрес дома, выбрать адресата обращения, описать суть жалобы. К обращению можно в электронном виде приложить документы, подтверждающие обстоятельства, ставшие причиной для жалобы.
Личное посещение. Напечатайте жалобу или напишите от руки в двух экземплярах. Один останется в организации, куда вы обращаетесь, на втором вам должны поставить отметку о принятии жалобы, и он останется у вас.
Адрес и часы работы органа, в который вы собираетесь передать жалобу, можно посмотреть в интернете. Как правило, время работы канцелярий — с 9 до 17 или 18 часов с перерывом на обед, но в некоторых случаях бывает нестандартный график работы, поэтому лучше проверить заранее.
Как пожаловаться мэру Москвы
Если живете в Москве, можете обратиться непосредственно к градоначальнику столицы — передать письменное обращение лично или воспользоваться электронными площадками.
На официальном сайте. Можете оставить жалобу в электронной приемной Правительства Москвы. В правом верхнем углу есть вкладка «Обратная связь», через которую можно перейти в электронную приемную и заполнить форму с обращением.
На портале «Наш город». Можете войти на портал «Наш город» через сайт Правительства Москвы или сделать там отдельную регистрацию.
На портале можно сообщить о проблеме или внести какое-то предложение, чтобы улучшить работу коммунальных служб и управляющих компаний.
Написать письмо. Вы можете подать письменное обращение в адрес Правительства Москвы. Письмо нужно запечатать и отправить почтой по адресу: ул. Тверская, 13, подъезд 5, комната 103, г. Москва, 125032.
Или можете принести письмо лично в указанные на сайте часы приема корреспонденции.
Телефоны для жалоб. Кроме письменных жалоб Правительство Москвы принимает также телефонные обращения. Можете выбирать из перечня телефонов подходящий вашей ситуации и звонить.
Например, в Единую справочную службу города Москвы можно позвонить по телефону 8 (495) 777-77-77. А номер горячей линии Роспотребнадзора 8 (800) 100-00-04.
Что делать, если ничего не помогло
Если вы постоянно жалуетесь на работу УК, но ничего не меняется, вы можете ее сменить.
Как действовать, если есть претензии к работе УК или ее сотрудников
- Начните с жалобы в аварийно-диспетчерскую службу или руководителю компании.
- Если руководство УК не реагирует на ваши обращения или жаловаться надо на само руководство, пишите жалобу в контролирующие органы.
- Определитесь с адресатом: например, по вопросам ненадлежащего содержания имущества МКД можно обратиться в ГЖИ. В Роспотребнадзор можете писать по любому поводу, а по завышенным тарифам и навязанным услугам лучше сразу сообщите в УФАС.
- Если не понимаете, кому писать, пишите всем. В случае ошибки вам ответят, что вопрос не относится к компетенции адресата, и скажут, к кому с ним следует обратиться.
- Можете напрямую обратиться к руководству вашего населенного пункта. Как правило, у всех администраций есть горячие линии, и все местные власти контролируют работу УК. Например, москвичи могут писать обращения Правительству Москвы — на сайте есть специальная электронная форма.
- Если ничего не помогает, возможно, стоит сменить УК. Или даже способ управления многоквартирным домом — например, организовать ТСЖ.
Жалобы на ЖКХ Москвы — куда писать?
Содержание
- 1 О чём можно написать жалобу?
- 2 3 основных способа оставить жалобу мэру Москвы
- 2.1 На официальном сайте мэра Москвы
- 2.2 На портале «Наш город»
- 2.3 Написать электронное письмо
- 3 Телефоны для жалоб на услуги ЖКХ
- 4 Если ничего не помогло — что делать?
- 5 Какие жалобы пишут люди?
Что делать, если снова не работает лифт, в подъезде забит мусоропровод или нет света на лестничной площадке или в квартирах? Жаловаться! И чем активней будут жалобы жильцов, тем больше вероятность того, что поломку устранят в ближайший срок. Однако в этом деле существует общее негласное правило — обращаться нужно от самой первой инстанции, и только потом «выше». Как составляется жалоба мэру Москвы на ЖКХ, и как ее направить, чтобы на нее обязательно отреагировали — далее в нашей статье.
Причины, побуждающие написать жалобу на ЖКХ Москвы у всех одинаковые:
- бездействие ЖКХ, невыполнение своих служебных обязательств сотрудниками.
- нарушение прав граждан при выполнении тех или иных работ (имеется в виду некачественные работы, повлекшие за собой необходимость повторного выполнения и затрат, или ставшие причиной несчастного случая с ущербом жизни или здоровью жильца).
Следовательно, если обращение в жилищно-коммунальную службу не дало результата (или он не удовлетворил жильцов), нужно идти в вышестоящие органы.
Одним из самых эффективных на сегодняшний день будет заявление, оставленное на портале «Наш город Москва» — жалоба на ЖКХ. Даже само упоминание в стенах управления о том, что возникшую проблему возьмут под контроль городские власти, уже заставляет работников начать незамедлительные действия. Иногда даже самые «нерешаемые» трудности перестают быть такими, и внезапно находятся средства на косметический ремонт подъезда или новые лампочки.
О чём можно написать жалобу?
Нужно подать жалобу на ЖКХ города Москвы в том случае, если проблема жильцов многоквартирного дома лежит в компетенции этой службы. Это могут быть проблемы с:
- исправностью лифта;
- отоплением;
- лестницами и пандусами;
- протеканием крыши и козырька подъезда;
- забитым мусоропроводом;
- надлежащим состоянием почтовых ящиков;
- невозможностью проживания в доме ввиду его аварийного состояния (проблема часто кроется в нежелании признавать здание таким);
- коммунальными услугами — отсутствием горячего водоснабжения или холодной воды;
- необходимостью проведения капитального ремонта внутренней части здания и фасада;
- окнами на лестничных клетках;
- тараканами, крысами и мышами, общим неудовлетворительным санитарно-гигиеническим состоянием подъезда;
- неисправной входной дверью.
Все эти проблемы должны быть устранены в ближайший срок, так как они делают некомфортным проживание владельцев квартир в данном доме.
3 основных способа оставить жалобу мэру Москвы
Итак, обращение в ЖКХ не подействовало, проблема не решена. Далее по плану — составление жалобы на имя мэра Москвы. Это можно осуществить тремя способами (круглосуточно через интернет или по телефону).
На официальном сайте мэра Москвы
Зайти на официальный сайт мэра Москвы https://www.mos.ru/feedback/individual/, там представлена электронная приемная правительства. Простой интерфейс поможет не пропустить заполнение нужной информации о себе и поможет оформить жалобу правильно.
Обратите внимание: на сайте справа есть красное всплывающее окно с возможностью консультации специалиста. Воспользуйтесь ею! Сотрудники службы поддержки ответят на распространенные вопросы и помогут составить жалобу.
На портале «Наш город»
Посетить портал для жалоб и предложений «Наш город». Прямо на главной странице есть кнопка «Мэр, у меня есть проблема». После ее нажатия пользователю предложат зарегистрироваться (это обязательное условие). После успешного прохождения этого этапа можно будет изложить жалобу на работу или бездействие конкретной коммунальной службы.
Написать электронное письмо
Для отправки письма средствами электронной почты необходимо зайти на страницу https://www.mos.ru/feedback/ и выбрать один из представленных вариантов подачи претензий. Естественно, что перед написанием своего требования нужно осуществить вход в Личный Кабинет портала.
Телефоны для жалоб на услуги ЖКХ
Кроме приемной Правительства, по вопросам, связанным с работой ЖКХ, можно обращаться на горячую линию Общественной Палаты РФ:
8 800 700 88 00
Туда звонят, если есть вопросы по тарифам за коммуналку.
Существует также специальная служба по вопросам ЖКХ:
8 800 700 89 89
Обратиться в приемную Правительства Москвы по номеру:
+7 (495) 633-51-90
(горячая линия мэрии Москвы)
или лично с понедельника по субботу (нужно уточнить по телефону часы приема для каждого дня).
Если ничего не помогло — что делать?
Если никто из представителей указанных выше учреждений не смог помочь, а проблема усугубляется — нужно сообщить о проблеме в прокуратуре или суде.
Важно: обязательно нужно привлечь юриста (можно коллективно), чтобы он помог составить иск или заявление правильно, с четким указанием тех статей законодательства, которые были нарушены в данном случае.
Грамотный подход к делу в некоторых случаях поможет даже взыскать финансовые издержки с ЖКХ.
Следовательно, оставить жалобу на работу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Москвы можно онлайн, с помощью официального сайта мэра, платформы «Наш город», или по горячим телефонам приемной Правительства города и Общественной палаты РФ.
Если электронные письма и звонки не находят адресата — следует записаться на личный прием к главе города, или подать заявление в прокуратуру. Но чаще всего жалобы на услуги ЖКХ Москвы в мэрию не остаются без внимания, так как большинство проблем действительно находятся в компетенции коммунальной организации, обслуживающей многоквартирный дом.
Какие жалобы пишут люди?
Здесь покажем образцы жалоб, которые подают жильцы на рассмотрение мэра.
Неисправен лифт.
Неубранный подъезд.
Адвокат Юлия Дубинина в своем блоге собрала онлайн-ресурсы, на которых можно оставить жалобу на действия или бездействие чиновников, работников ЖКХ, банковских клерков, работодателей и т.п. Ее подписчики подтверждают: это работает!
Куда написать жалобу
Сегодня практически каждое ведомство на своем официальном сайте предлагает форму обратной связи для обращений граждан. В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации.
Но есть и вневедомственные онлайн-ресурсы, куда можно подать жалобу. Сохраните себе список. Обращения везде бесплатные и подаются в электроном виде.
- letters.kremlin.ru. Электронная Приемная президента РФ. Говорят, очень действенно.
- angrycitizen.ru. Онлайн-сервис подачи жалоб «Сердитый гражданин» помогает сформулировать и подать жалобу на некачественные товары и услуги и направить их ответственным организациям и государственным органам.
- gorod.mos.ru. Наш город Москва. Портал Собянина С.С.Контролирует состояние инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, благоустройство территорий и многое другое.
- gorod.kis.gov.spb.ru. Аналогичный в Санкт Петербурге «Мой Санкт-Петербург»
- ghaloba.ru. Информационный портал жалоб и заявлений в различные органы и отрасли.
- Росжкх.ру. Работает под девизом «Заставьте коммунальщика работать». Простой и верный способ устранить недочеты в оказании жилищных услуг в многоквартирном доме.
- www.goscontrol.ru. Государственный портал жалоб «Госконтроль». Мониторит качество оказания услуг населению коммунальными службами.
- banki.ru. Отличный сервис для отзывов и жалоб на банки и страховые компании.
- arb.ru. Ассоциация российских банков и финансовый омбудсмен. На сайте есть форма жалобы. Ее получит и финансовый омбудсмен, и банк. Сайт может посодействовать с реструктуризацией кредита или разобраться с ошибочным платежом.
- rospotrebnadzor.ru. Роспотребнадзор надзирает за банками, и всеми кто оказывает услуги населению и подпадает под закон о защите прав потребителей. Оставить обращение можно через специальную форму. ⠀
- онлайнинспекция.рф. Портал для жалобы на недобросовестного работодателя.
- www.rosminzdrav.ru. Горячая линия Министерства здравоохранения.
Статья Юлии Дубининой опубликована в блоге insta_advokat и размещена на сайте ppt.ru с разрешения автора.
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Горячая линия ЖКХ Москвы
Жилищно – коммунальное хозяйство тема довольно сложная и противоречивая. Управлять домовой территорией, оказывать населению услуги должного качества дело не простое. Не всегда ЖЕУ И ТСЖ справляются в полной мере. Поэтому населению приходится активно подключаться к процессу управления ЖКХ. Им приходится писать письма в разные инстанции, через интернет, обращаться в вышестоящие органы и звонить.
Телефон горячей линии ЖКХ Москвы
Что можно выяснить по телефону?
В каком случае поддержка не сможет помочь?
Другие способы связи с ЖКХ Москвы
Компетентность операторов и время ответа
В Москве, как и в других городах, есть ряд номеров, позвонив на которые можно решить те или иные проблемы, связанные с коммунальным хозяйством.
Телефон горячей линии ЖКХ Москвы
- (495)238-3741 по вопросам капитального ремонта;
- (495)629-1582 по вопросам ремонта лифтов и повреждения кровли;
- (495)681-0549; 7367 по вопросам ремонта уборки улиц;
- (495)681-2054 мосжилинспекция (по вопросам отопления);
- (495)662-5050 круглосуточный номер по вопросам аварий на теплосетях;
- (495)613-3308 Мослифт;
- (495)613-3308 уборка придомовых территорий;
- (495)699-4147 по вопросам строительства вблизи домов и шума в ночное время;
- (495)650-5055 департамент городского строительства Москвы;
- 8(499)788-1646 Фонд «Коммунальная культура жизни» (пожелания и комментарии по теме ЖКХ);
- (495) 620-27-60 по вопросам уборки городских дорог;
- 8(499) 763 34 34 Мосводоканал (работает в круглосуточном режиме)
Что можно выяснить по телефону?
Позвонив на горячую линию ЖКХ можно:
- заказать уборку в подъезде;
- записаться на замену лампочек в лифте и подъезде;
- заказать уборку придомовой территории от снега и мусора;
- оставить жалобу на качество уборки в подъезде и около дома;
- узнать как поменять счетчики воды, газа и электричества;
- узнать, как сменить управляющую компанию.
В каком случае поддержка не сможет помочь?
Иногда требуется не просто позвонить, а написать заявление в соответствующую службу. Так вопрос будет быстрее решен. Но поскольку большинство москвичей
работает и постоянно заняты, горячая линия может помочь решить сложные моменты.
Другие способы связи с ЖКХ Москвы
Сейчас с развитием интернета многие вопросы можно решить, написав в соответствующие органы. Некоторое время назад начал работать сайт roszkh.ru. С помощью него можно решать многие коммунальные проблемы. Достаточно подробно описать свою проблему, оставить свои контактные данные. Ответ должен прийти в течение месяца.
Компетентность операторов и время ответа
Большая часть номеров горячей линии работает по будним дням с 09 до 17 часов.
Дозвониться не составит труда. Меньше чем за 10 минут можно дозвониться по указанным номерам. Операторы достаточно компетентны, они подскажут, что делать в том или ином случае.
Время выдачи
3 минуты – 3 дня
Реклама
МФК «Лайм-Займ» (ООО)
Реклама
ООО МФК «Мани Мен»
Реклама
ООО МКК «Академическая»
Часто жильцы, которые заключили договоры с управляющей компанией, остаются недовольны ее работой. Нередки случаи, когда сотрудники УК собирают с граждан деньги и тратят их не на нужды дома, а на свои личные. Куда следует жаловаться собственникам квартир, если управляющая компания бездействует? В этой статье разберемся, как воздействовать на управляющую компанию, чтобы был реальный результат.
Куда подать жалобу на УК
Давайте разберемся, кому жаловаться на управляющую компанию. Перечислим организации, куда обычно жильцам нужно подавать жалобу на домоуправляющую компанию, если работа УК оказалась неэффективной и противоречит интересам собственников и закону. Когда управляющая компания ничего не делает, жаловаться на УК можно:
- руководителю УК;
- в администрацию;
- в государственную жилищную инспекцию;
- в ФАС;
- в Роспотребнадзор;
- в прокуратуру.
Также можно подать иск в суд.
Держиева Елена Алексеевна
Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет
Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, жильцы могут пожаловаться на нее в государственные инстанции. Наши юристы расскажут, куда именно лучше обратиться, помогут составить жалобу и восстановить справедливость.
Руководителю УК
Как правило, собственники жилья считают, что жаловаться на работу ЖЭУ в саму организацию бесполезно. Однако такое мнение не всегда правильное. Сотрудники УК отлично понимают, что с письменным заявлением жильцы идут в компанию, если у них уже закончилось терпение. Скорее всего, такие граждане не остановятся на жалобе в управляющую компанию, если не решить проблему, и отправятся в другие инстанции. Вот почему чаще всего управляющие стараются выполнить требования жильцов, написавших заявления на обслуживающую компанию на этом первом этапе, чтобы не усугублять дело.
Правда, иногда бывает и так, что на заявление нет ответа или он поступает слишком поздно. А порой заявитель получает ответ вовремя, хотя, по сути, никто так и не решил вопрос.
Пример
Гражданка Крылова У.Е., проживающая на последнем этаже многоквартирного дома, много раз обращалась в УК с просьбой починить крышу, которая в межсезонье постоянно протекала. На устные просьбы ответа не последовало. И с помощью своего сына гражданка Крылова направила заявление заказной почтой в адрес управляющей компании. В течение семи дней женщина получила ответ. Однако его содержание свидетельствовало о том, что проблему не собираются решать. В письме было обозначено количество средств, поступивших в компанию за текущий год, и перечислены расходы, на которые эти деньги ушли. Сотрудник УК сообщил о нехватке средств и пообещал решить проблему в неопределенном будущем. Конечно, нельзя назвать такое письмо прямым отказом, но это и не решение проблемы. Крылова У.Е. решила жаловаться на ДУК в другие органы, чтобы найти управу на УК.
Договоренности жильцов с представителями управляющей компании регулируются ФЗ «О защите прав потребителя», поэтому при подаче письменного заявления гражданином следует:
- вести речь о несоответствии предоставленных услуг заказчику;
- потребовать устранить недостатки предоставленной услуги;
- составить документ с претензией в двух экземплярах. Один надо передать в УК, а на втором поставить штамп о принятии и подпись секретаря. Отметки о принятии с указанием даты будут доказательством факты обращения;
- указать в заявлении способ обратного информирования и свои контакты.
Если вы решили обратиться к директору УК, и точно не знаете, как правильно составить жалобу, можете воспользоваться вариантом, составленным нашими юристами:
Образец жалобы
Образец жалобы руководству управляющей компании
Жалоба на УК в городскую администрацию
Текст должен быть небольшим (1-3 страницы), емким и читабельным. Жалоба на УК в администрацию должна содержать следующую информацию:
№ |
Что должна содержать жалоба |
1 |
Отдел администрации, в который вы направляете обращение; |
2 |
Данные заявителя: ФИО, адрес регистрации, номер телефона, e-mail; |
3 |
Название документа: “Жалоба на действия/бездействие управляющей компании”; |
4 |
Подробное описание проблемы с указанием фактов; |
5 |
Ссылки на законы при обозначении нарушений со стороны УК; |
6 |
Требования заявителя, сообщающие, какие действия и какой результат ожидаются; |
7 |
Список дополнительных документов, доказывающих перечисленные в жалобе факты; |
8 |
Дату составления; |
9 |
Подпись заявителя. |
В качестве дополнительных документов выступают:
- Договор с УК;
- Квитанции и чеки;
- Акты и выставленные счета;
- Переписка с УК;
- Фото-, аудио-, видеоматериалы, свидетельствующие о незаконных действиях коммунальщиков;
- Заключение независимой экспертизы;
- Прочие необходимые материалы.
Если подается коллективная жалоба, в ней следует указать данные всех заявителей в конце документа или на его обратной стороне или приложить отдельный лист с данными и подписями всех лиц, направивших жалобу.
Образец жалобы в администрацию города на управляющую компанию можно посмотреть ниже:
Образец жалобы
Образец жалобы в администрацию на управляющую компанию
Жалоба в государственную жилищную инспекцию
Жаловаться на ЖЭК можно и в ГЖИ, которая занимается любыми вопросами, связанными с ненадлежащим техническим обслуживанием многоквартирного дома. Жилищная инспекция всегда проводит тщательную проверку, и чаще всего в итоге привлекает виновных лиц к административной ответственности. Так что с помощью жилищной инспекции вы найдете управу на управляющую компанию.
Ей выпишут штраф, руководитель получит предписание об устранении всех нарушений, выявленных в ходе проверки. Если его не выполнить в установленный срок, УК получит новые штрафы.
Жалобу можно подать при личном посещении инспекции, заказным письмом или в электронной форме, посетив сайт инспекции. Вы можете воспользоваться нашим примерным образцом жалобы на УК в жилищную инспекцию:
Образец жалобы
Образец жалобы на управляющую компанию в госжилинспекцию
Жалоба в ФАС
В Федеральную антимонопольную службу — можно обратиться с ходатайством о проверке тарифов на услуги, установленных управляющей компанией. для обращения в ФАС не нужно до этого переписываться с УК, за вас это сделает сама служба.
Важно! Найдите свое территориальное управление на сайте ФАС во вкладке «Территориальные органы». Там нужно выбрать свой регион, а во вкладке «Написать в УФАС» отправить обращение онлайн.
Жалоба в Роспотребнадзор
Жалоба на управляющую компанию в Роспотребнадзор должна основываться на требованиях ЖК РФ, ГК РФ и законе «О защите прав потребителей». В заявлении могут быть отражены:
- необоснованное повышение тарифов и размеров оплаты за услуги ЖКХ;
- сомнения в том, что реальные расходы соответствуют заявленным;
- нарушения законодательства при составлении договоров между компанией и жильцами дома;
- отказ УК предоставить собственникам квартир сведения об объеме, качестве и сроках предоставления платных коммунальных услуг;
- необходимость проверить бухгалтерскую отчетность по деятельности УК.
Полномочия данного ведомства гораздо шире, чем у ГЖИ. Например, только Роспотребнадзор вправе вернуть собственникам квартир деньги за некачественно предоставленную услугу ЖКХ.
Пример
С крыш многоквартирного дома свисали огромные сосульки, и во время оттепели они стали падать вниз. Это создало опасную ситуацию для жильцов и прохожих. Собственники жилья дома знали, что их управляющая компания выполняет свои требования не в полной мере, т.к. прежде у них уже были претензии к УК по другим вопросам, которые руководство отказалось решать. С учетом реальной опасности причинения вреда жизни и здоровью людям, жильцы решили найти управу на управляющую компанию и составили коллективную жалобу в Роспотребнадзор. Сотрудники инстанции провели проверку в тот же день, и крыши сразу же были почищены.
Порядок подачи жалобы
Итак, какие шаги нужны для того, чтобы пожаловаться на работу управляющей компании в Роспотребнадзор:
- Зайдите на сайт www.rospotrebnadzor.ru и получите сведения о месте нахождения, адресах и контактах территориального органа Роспотребнадзора, куда будет направлена жалоба;
- Выберите способ направления жалобы:
- через Интернет;
- лично в территориальном подразделении;
- почтой России с уведомлением;
- по e-mail depart@gsen.ru;
- факсом на номер +7(499) 973-26-43 (г. Москва).
Как правильно составить жалобу
Теперь расскажем, как правильно написать жалобу. Специальных требований к составлению текста нет, но в заявлении обязательно нужно указать следующее:
№ |
Сведения в заявлении |
1 |
Название государственного органа (или данные его руководителя); |
2 |
Свои данные (включая электронный адрес); |
3 |
Суть проблемы, которую будет решать Роспотребнадзор; |
4 |
Список документов, являющихся подтверждением обозначенных фактов (их прилагают к жалобе). |
Чего не должно быть в тексте обращения:
- речевых конструкций, которые трудно прочитать;
- нецензурной брани, оскорбительных слов.;
- повторов фактов;
Не забудьте указать в жалобе фамилию заявителя и адрес, по которому следует направить ответ. В конце поставьте подпись.
Чтобы избежать ошибок, воспользуйтесь нашим образцом:
Образец жалобы
Образец жалобы на управляющую компанию в Роспотребнадзор
Как пожаловаться на УК в прокуратуру
В районную прокуратуру нужно обращаться уже после того, как не последовало никаких мер после жалоб в другие контролирующие органы. Иначе, скорее всего, жалобу перенаправят в Роспотребнадзор или ГЖИ.
Помощники прокурора будут заниматься вашей жалобой только в том случае, если УК уже неоднократно нарушала законодательство.
Иногда бывает так, что жалобы были написаны во все инстанции, однако меры не предпринимались, и, с точки зрения проверяющих, нарушений не было. Если даже после проведенных проверок вы полагаете, что УК обманывает вас в расчетах, а обязанности по договорам не выполняются, обращайтесь в районную прокуратуру.
В прокуратуре жалобу рассматривают до 30 дней. Есть есть основания, прокурор района готовит акт, на основании которого виновные лица будут привлечены к ответственности.
Результат такой проверки — предписание об устранении нарушений, а также штраф, если для него имеются основания. Образец жалобы в прокуратуру на УК вы можете взять у нас:
Образец заявления
Образец заявления на управляющую компанию в прокуратуру
Если прокуратура бездействует
Если и прокуратура не реагирует, эффективнее всего жаловаться депутатам – или областным, или государственной думы РФ. Также можете обратиться к муниципальным депутатам, однако это не столь эффективно. Хорошо, если депутат отправит запрос прокурору области по жалобе. По подобному запросу обеспечена наиболее полная проверка.
Можете попытаться оставить обращение в приемной Госдумы РФ или через сайт депутата, которого вы выбрали. В своем обращении попросите его направить депутатский запрос прокурору области и указать на бездействие местной прокуратуры.
Образец жалобы
Образец жалобы депутату на управляющую компанию
Когда надо обращаться в суд
Есть вопросы , которые лучше решать именно через суд, а не путем жалоб. Особенно, если речь идет о защите прав потребителей: в таком случае собственники квартир могут рассчитывать на взыскание потребительского штрафа, а иногда и морального вреда. Еслиу вас есть полная уверенность в том, что вы правы, не тратьте время и нервы на переписку с органами власти. Сразу обращайтесь к юристу и в суд после получения ответа управляющей компании.
Вы можете обратиться в суд, чтобы обязать управляющую компанию устранить недостатки в обслуживании дома, выполнить ваши требования или чтобы взыскать с УК компенсацию ущерба и морального вреда. Также можете потребовать, чтобы с УК взыскали штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы.
Вам не придется платить государственную пошлину за подачу такого иска в суд, если цена иска не превышает одного миллиона руб. Если сумма иска больше — госпошлина рассчитывается, исходя из цены иска за вычетом одного миллиона.
Образец заявления
Образец искового заявления на управляющую компанию в суд бесплатно
Судебная практика: иск на управляющую компанию
Гражданин Щукин И. А., действующий в интересах несовершеннолетних Щукиной Е.И., Щукина Г.И. и Щукина И.И., обратился в суд с исковым заявлением к Бентхен М.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собрание было проведено в форме очно-заочного голосования. Истец заявил, что решения общего собрания приняты в отсутствие кворума, а потому недействительны. Также он сообщил, что копии решений и протокола общего собрания не были предоставлены в орган государственного жилищного надзора своевременно. Мосжилинспекция указанными документами не располагала. И что это свидетельствует о нарушении процедуры подсчета голосов.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 15.05.2018 г. исковые требования были удовлетворены. Решение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8.11.2018 г. Отчетчик Бентхен М.В. поставил вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба Бентхен М.В. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, которая посчитала, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, так как они были вынесены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Ответчик, чтобы предоставить доказательства, опровергающие доводы истца, повторно обратилась к суду с просьбой оказать содействие в истребовании доказательства наличия кворума из Мосжилинспекции. Но это ходатайство не было разрешено судом первой инстанции. Ответчица сообщила, что выполняла свои обязанности должным образом и предоставляла суду апелляционной инстанции доказательства того,что Мосжилинспекция получала копии документов, касающихся общего собрания.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила отменить решение Головинского районного суда г. Москвы от 15.05.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8.11.2018 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Дело № 5-КГ19-105, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ 3.09.2019 г., г. Москва).
Жалоба на управляющую компанию через Госуслуги
Портал Госуслуги дает возможность прямого обращения через Интернет по подведомственным вопросам в любой орган власти. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте и подтвердить свою личность в МФЦ либо через Сбербанк. После этого вам будут доступны многие возможности: можно будет встать на очередь в детский сад, записаться на прием в ГИБДД, писать жалобу на УК в Роспотребнадзор и т.д.
Частые вопросы
Как оставить жалобу на управляющую компанию через мос.ру?
+
Войдите на портал «Наш город» через сайт Правительства Москвы, если вы уже там зарегистрированы. Или пройдите регистрацию, если прежде этого не делали. Сообщите о проблеме или внесите предложение по улучшению работы управляющей компании и коммунальных служб.
Куда жаловаться на бездействие управляющей компании в Москве через Интернет?
+
Если вы живете в Москве, можно обратиться прямо к мэру столицы: передать лично письменное обращение либо воспользоваться веб-сайтом. Оставить жалобу можно в электронной приемной Правительства Москвы. В правом верхнем углу найдите вкладку «Обратная связь», через нее перейдите в электронную приемную и заполните форму с обращением.
Куда пожаловаться на ЖЭУ?
+
Все будет зависеть от вашей конкретной ситуации. Обратиться можно в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании, к руководителю УК, в органы государственного жилищного надзора, муниципального или общественного жилищного контроля, в Роспотребнадзор, в прокуратуру или в суд.
Куда жаловаться на управляющую компанию в Москве по горячей линии?
+
В столице существует единая горячая линия. Москвичи могут обратиться на нее по любым вопросам, связанным с жизнедеятельностью города. Номер легко запомнить: +7 (495) 777-77-77. Позвонив по нему, вы можете получить справку или ответы на вопросы по поводу работы государственных служб и учреждений. Если вы хотите пожаловаться на жкх напрямую в Жилищную инспекцию — номер телефона горячей линии Госжилинспекции МО — 8 (800) 550-50-30. Если в Роспотребнадзор — звоните по горячей линии Роспотребнадзора 8 (800) 100-00-04.
Если пожаловаться на УК, сколько рассматривается обращение?
+
Если вы подали обращение в виде претензии, ждать придется три дня, если в виде жалобы – 10 дней, если же это было заявление или обращение – ожидание составит 30 дней.
Как пожаловаться на управляющую компанию по вопросам ЖКХ в Москве?
+
В Москве работает специальная служба по вопросам ЖКХ, ее номер 8 (800) 700-89-89. Также можете позвонить по горячей линии мэрии Москвы, чтобы обратиться в приемную Правительства + 7 (495) 633-51-90. Также вы можете обратиться туда лично с понедельника по субботу, заранее уточнив по телефону часы приема.
Заключение эксперта
Подводя итоги, отметим, что управляющая компания обязана выполнять условия договора,который был заключен с жильцами многоквартирного дома. Если УК не справляется со своими обязанностями, собственникам жилья нужно написать жалобу директору УК. И если на нее нет реакции, и проблема не решается, следует направлять заявление в такие инстанции, как Гocжилинcпeкция, администрация, ФAC, Pocпoтpeбнaдзop, пpoкypaтypа, cyд. После рассмотрения заявления они выдают предписание, в котором будет указано, какие надо устранить нарушения и в какой срок. Управляющую компанию могут лишить лицензии за нарушение закона. В таком случае жильцам следует заключить договор с новой УК или образовать ТСЖ.