Как написать жалобу прокурору на судебных приставов образец

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя — что делать при бездействии пристава

Опубликовано: 30.10.2018

— Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

— Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Исполнительное производство — всегда результат конфликта между должником и взыскателем, который не получилось разрешить в досудебном порядке. Поэтому естественно, что работа судебных приставов-исполнителей вызывает много жалоб: обычно, по мнению взыскателя, пристав работает слишком медленно или вообще бездействует, а по мнению должника – наоборот, слишком быстро и не всегда законно.

Обжалованию могут подлежать: постановление судебного пристава-исполнителя о начале производства, принудительное взыскание долгов до истечения сроков его добровольного погашения, взыскание исполнительного сбора, отказ в ознакомлении с материалами и другие действия, нарушающие законные права граждан. Но самые распространенные жалобы на приставов связаны с их незаконными, по мнению должника, действиями по аресту и изъятию имущества (денежных средств), либо, напротив, жалобы на бездействие судебных приставов-исполнителей, на беспричинное затягивание исполнительного производства.

Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов

По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой:

>

1. К старшему судебному приставу — непосредственному начальнику пристава, нарушившего права заявителя;

2. К главному судебному приставу в территориальное управление ФССП;

3. В прокуратуру;

4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей;

5. По телефону горячей линии ФССП.

Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП):

⦁ лично или через представителя, по доверенности;

⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы);

⦁ онлайн — на сайте ФССП необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.

Срок подачи такой жалобы — 10 дней. 10 дней начинают отсчитываться с момента, когда было совершено оспариваемое действие (или установлено бездействие) пристава, либо с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих законных прав. Этот срок может быть продлен при наличии уважительной причины (болезнь, командировка, позднее получение извещения).

Срок рассмотрения вашей жалобы — 10 дней. В результате чего вы получите письменный ответ.

Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования. Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску.

Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев. Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству.

При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений. Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.

Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца.

Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле. Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.

Образцы жалоб на бездействие судебных приставов

Скачать общую форму образца жалобы вы можете по ссылке: форма образца жалобы.rtf

Образец жалобы старшему судебному приставу

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 1

Образец жалобы прокурору

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 2

Образец жалобы в суд (исковое заявление)

Образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - что делать при бездействии пристава - Изображение 3

Обновлено: Июнь, 2022 года

Помимо обжалования действия или бездействия судебных приставов через начальника ОСП и суд жалоба также может быть подана в прокуратуру. Она может быть направлена одновременно с обращениями в другие инстанции и является крайней мерой.

Разберем, когда следует подавать в прокуратуру жалобу на судебных приставов, как подготовить и подать жалобу, какие сложности возникают на практике и как решаются.

Содержание статьи

  1. Когда нужно обращаться в прокуратуру с жалобой на судебного пристава?
  2. Как подготовить жалобу на судебного пристава?
  3. Образец жалобы на судебного пристава в прокуратуру
  4. Как подать жалобу в прокуратуру на судебного пристава?
  5. Судебная практика
  6. Частые вопросы и ответы на них
  7. Какие сложности могут возникнуть?

Когда нужно обращаться в прокуратуру с жалобой на судебного пристава?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

В соответствии со статьей 19 Закона об органах принудительного исполнения органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью службы судебных приставов.

В прокуратуру следует обращаться при серьезных нарушениях законодательства об исполнительном производстве:

  1. Непринятии мер по розыску имущества должника. Например, пристав не наложил арест на автомобиль, недвижимость, движимые вещи, не объявил в розыск имущество.
  2. По факту незаконного списания денежных средств. Например, в рамках исполнительного производства списываются денежные средства не только с заработной платы должника, но и с алиментов, на которые не может быть обращено взыскание.
  3. Необоснованное прекращение исполнительного производства. Например, у должника было имущество, однако пристав завершил исполнительное дело, указав в постановлении, что оно не найдено.
  4. По факту незаконного ограничения регистрационных действий. Например, наложен арест на автомобиль, принадлежащий инвалиду и являющийся средством его передвижения.
  5. Злоупотребление должностными полномочиями. Например, пристав вымогает деньги у взыскателя или должника.
  6. Угроза применения насилия. Например, произведено проникновение в жилое помещение должника без его согласия под угрозой физической расправы.

Следует знать! По факту обращения прокуратура проводит проверку, в том числе, на наличие состава преступления, предусмотренного статьями 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 290 (Получение взятки), 292 (Служебный подлог) УК РФ. Если какой-то из них доказан, пристав привлекается к уголовной ответственности.

Как подготовить жалобу на судебного пристава?

Жалоба в прокуратуру составляется в письменном виде. Бланк законодательством не утвержден, поэтому разрешается произвольное изложение сути обращения.

Согласно сложившейся практике рекомендуется включать в жалобу следующие блоки:

  1. «Шапку». Пишется наименование прокуратуры и ее адрес, ФИО заявителя, его адрес, телефон и электронная почта для связи.
  2. Название документа – «Жалоба».
  3. Основная часть. Излагается, какие нарушения законодательства допущены в результате действия или бездействия судебного пристава. Указываются сведения об исполнительном производстве и судебном приставе.
  4. Просительная часть. Содержит просьбу провести проверку и принять меры к нарушителю.
  5. Приложения. Перечисляются документы, подтверждающие доводы заявителя.

В конце документа ставится дата и подпись.

Образец жалобы на судебного пристава в прокуратуру

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Рекомендуем воспользоваться образцом жалобы в прокуратуру, подготовленным специалистами нашего сайта.

Жалоба в прокуратуру на судебных приставов

Как подать жалобу в прокуратуру на судебного пристава?

С появлением портала «Госуслуги» и Интернет-приемных появилась возможность подавать жалобы в прокуратуру любым удобным способом.

Гражданин вправе воспользоваться одним из следующих вариантов:

  1. Подать документы лично через канцелярию прокуратуры. С собой необходимо взять второй экземпляр жалобы, чтобы на ней поставили входящий штамп.
  2. Направить по почте. Желательно оформить заказное письмо, чтобы была возможность отследить факт получения почтового отправления через сервис Почты России.
  3. Воспользоваться Интернет-приемной. Потребуется авторизироваться через учетную запись портала «Госуслуги». Заполняется электронная форма, все документы прикрепляются в электронном виде.

В последнее время все большей популярностью пользуется подача жалоб онлайн. Они регистрируются и рассматриваются в том же порядке, что и обращения на бумажном носителе.

Судебная практика

Есть вопросы по теме статьи? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по вашей проблеме (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 02.09.2015 по делу № 33-3580/2015 суд отменил решение суда первой инстанции, признал бездействие судебного пристава незаконны и обязал его предпринять все меры для исполнения требований исполнительного документа. Прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об исполнительном производстве, в результате которой установлено, что судебный пристав на основании исполнительных листов, выданных районным судом, возбудил исполнительные производства о взыскании заработной платы в пользу Швец А.Н., Зубова Н.Т., Кравцовой Т.А., Степановой С.А. с районной администрации и районной больницы. В нарушение требований закона судебный пристав не предпринял достаточные и своевременные меры к исполнению требований исполнительных документов. Это послужило основанием для подачи прокуратурой в суд заявления о признании бездействия пристава незаконным. В процессе разбирательства суд установил, что судебный пристав не исполнял требования исполнительных листов в течение года. Он ограничился только тем, что отобрал объяснения от представителей должников и предупредил их об уголовной ответственности. Какие-либо иные меры принудительного характера не совершались.

Частые вопросы и ответы на них

Сколько прокуратура рассматривает жалобу на судебного пристава?

После регистрации поступившей жалобы прокуратура должна в течение 30 дней провести проверку и дать ответ заявителю. Если будут выявлены нарушения, судебному приставу вынесут представление об их устранении с указанием срока на исправление недостатков.

Кому пожаловаться на судебного пристава по горячей линии?

Если проблема требует быстрого решения, обратиться на «горячую линию» Генеральной прокуратуры, позвонив по телефону +7 (800) 250-79-78 (бесплатный звонок по России) или +7 (495) 987-56-56 (московский номер). В Прокуратуре г. Москвы работают «горячие линии» +7 (495) 955-36-14 и +7 (49) 955-36-08. Номер телефона «горячей линии» в конкретном регионе необходимо уточнять на сайте прокуратуры субъекта РФ.

Можно ли пожаловаться в прокуратуру на начальника отдела судебных приставов?

Гражданин вправе подать жалобу на любое должностное лицо ФССП, которое несет ответственность за те действия или бездействия, которые имели место в рамках исполнительного производства. Прокуратура проводит всестороннюю проверку и привлекает ответственности всех виновных лиц. Например, начальник ОСП может быть подвергнут административной ответственности.

Какие сложности могут возникнуть?

Обжалование действия или бездействий судебного пристава не всегда приносит результат, поэтому жалоба в прокуратуру должна быть обоснованной. Важно представить достаточно доказательств, подтверждающих факт нарушения законодательства об исполнительном производстве. Для быстрого решения проблемы желательно привлечь квалифицированного юриста, который разъяснит порядок подачи жалобы в прокуратуру и поможет подготовить необходимые документы. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.

Куда писать жалобу на ФССП

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль

Основания для подачи жалобы на ФССП

Два ключевых основания — действие и бездействие судебного пристава. Под действием понимается принятие какого-либо неправомерного решения, к примеру, постановление, которое ущемляет права взыскателя или иного субъекта исполнительного производства (к примеру, должника по кредиту). Бездействие — фактическое неисполнение СПИ своих основных обязанностей.

  1. Основания для подачи жалобы на ФССП

  2. Жалоба на судебного пристава в порядке подчиненности

  3. Сроки подачи жалобы

  4. Сроки рассмотрения жалобы

  5. Заявление в прокуратуру на бездействие пристава

  6. Образец заявления на бездействие судебных приставов

  7. Порядок подачи и сроки рассмотрения жалобы

В понятие «бездействие» также следует закладывать не совершение приставом какого-либо действия или непринятие решения в течение отведенного на это законом срока. Важно учитывать, что жалоба на судебных приставов, независимо от оснований, подается в порядке подчиненности. Это наиболее применяемый путь решение вопроса, не ограничивающий право заявителя на обращение в суд или надзорные органы.

Жалоба на судебного пристава в порядке подчиненности

Решить вопрос разногласий с ФССП рекомендуется в порядке подчиненности

Правила подачи жалобы в порядке подчиненности указаны в ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве». При возникновении разногласий со СПИ, в первую очередь, рекомендуется пробовать решить вопрос в порядке подчиненности. Основание (действие или бездействие) — не имеет значения. Федеральным законом предусмотрена следующая очередность:

  1. Жалоба на судебного пристава-исполнителя подается старшему СПИ — должностному лицу, которое возглавляет подразделение ФССП.
  2. Жалоба на старшего СПИ подается главному приставу субъекта РФ.
  3. Жалоба на главного пристава республики, края, области, подается главному судебному приставу Российской Федерации.

При решении проблемы в рамках ведомства ФССП, соблюдается указанная очередность. Обращение/заявление подается в адрес вышестоящего должностного лица лично, либо через должностное лицо, действия которого обжалуются. Во втором случае СПИ будет обязан дать полученному заявлению ход.

Сроки подачи жалобы

В порядке подчиненности жалоба подается в течение 10 дней после совершения СПИ действия (бездействия), принятия решения. К примеру, пристав в установленные сроки не совершает исполнительные действия в отношении должника, — налицо факт бездействия. С момента, когда взыскатель (иное заинтересованное лицо) узнает о факте бездействия до подачи жалобы должно пройти не более 10 дней.

Если заинтересованное лицо не было извещено соответствующим образом, то отсчет берется с того момента, когда оно узнало или должно было узнать о бездействии СПИ. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия решения по ней.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба на ФССП рассматривается в течение 10 дней

Принятая должностным лицом жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней (ст. 126). В течение этого срока должностное лицо обязано принять решение: удовлетворить требования заявителя, либо отказать в удовлетворении таковых.

Заявление в прокуратуру на бездействие пристава

Решать проблемы с ФССП в порядке подчиненности некоторые граждане не хотят. По их мнению, если жалоба не выходит за пределы ведомства, то никакого правомерного решения по ней вынесено не будет. Подобное суждение не является до конца верным, но у граждан и организаций в любом случае сохраняется право на обращение в органы прокуратуры.

В подавляющем большинстве случаев проверка деятельности ФССП органами прокуратуры проводится по заявлению граждан и организаций, участвующих в исполнительном производстве. Порядок рассмотрения жалоб, обращений, заявлений граждан и организаций регулируется федеральным законом «О прокуратуре РФ» и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (Инструкции о рассмотрении обращений в органы прокуратуры РФ).

Работники прокуратуры обязаны реагировать на обращения граждан. По результатам рассмотрения одной жалобы предпринимается одна из следующих мер:

  • Принимается к разрешению.
  • Передается на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
  • Оставляется без разрешения.
  • Направляется на разрешение в другие государственные органы.
  • Приобщение к ранее поданному обращению.

Излагайте свои мысли в жалобе на ФССП четко и последовательно, иначе её могут не принять

Помимо этого, жалобы может быть возвращена заявителю. Это возможно в том случае, если текст обращения, к примеру, неразборчив, либо суть жалобы на связана с нарушением законодательства Российской Федерации. Каждое поступившее в органы прокуратуры обращение обязательно принимается во внимание, и не может быть проигнорировано. Вынесенное прокурором решение не является преградой для обращения заявителя к вышестоящему прокурору или в суд.

Образец заявления на бездействие судебных приставов

Меры прокурорского реагирования предпринимаются в случае обнаружения нарушения законодательства. Жалоба в прокуратуру на бездействие пристава должна составляться таким образом, чтобы из ее текста была понятна суть допущенного СПИ нарушения.

Скачать образец заявления →

В обязательном порядке в жалобе должны присутствовать следующие данные:

  • Инициалы, должность, классный чин сотрудника прокуратуры, на имя которого подается обращение, а также наименование органа прокуратуры (района, округа, города, края, республики).
  • Инициалы, должность, классный чин сотрудника ФССП, действия/бездействие которого обжалуются.
  • Изложение фактических обстоятельств — в чем именно выражается нарушение, какие меры были предприняты и не предприняты сотрудником ФССП.
  • Ссылки на действующее законодательство.
  • Ссылки на дополнительные документы (если таковые имеются в наличии).

Жалоба на судебного пристава в прокуратуру не имеет какой-либо четкой структуры. Главное, чтобы все основные обстоятельства были изложены в доступном виде. В противном случае обращение может быть оставлено без разрешения, либо возвращено заявителю.

Жалоба может быть в форме электронного письма

Порядок подачи и сроки рассмотрения жалобы

Жалоба в прокуратуру направляется в письменной, устной форме, или в форме электронного документа. Обращения могут быть индивидуальными — поданными самим заявителем, и коллективными — группой граждан или организаций. Главное, чтобы были основания для подобного обращения.

В соответствии с пунктом 5.1 ст. 5 Инструкции, обращения, не требующие дополнительной, и поступающие от физических лиц и военнослужащих, рассматриваются в течение 15 рабочих дней. Если дополнительная проверка требуется, то срок рассмотрения и разрешения жалобы увеличивается до 30 рабочих дней.

Комментарии: 90

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Образец жалобы в прокуратуру

blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы

blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Образец жалобы в прокуратуру на следователя

blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

Актуально на: 18 января 2018 г.

0

Для принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, привлекается судебный пристав-исполнитель. В состав его обязанностей входят, в частности (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ):

  • принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставление сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассмотрение заявлений сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайств, вынесение соответствующих постановлений, разъяснение сроков и порядка обжалования.

Если же судебный пристав-исполнитель не исполняет в полной мере возложенные на него обязанности, его бездействие может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ).

Приведем для жалобы на бездействие пристава-исполнителя образец в нашей консультации.

Кому и в какие сроки писать жалобу на судебного пристава?

В общем случае жалоба на бездействие судебного пристава подается в течение 10 рабочих дней со дня установления факта его бездействия (ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Но, конечно, вам не откажут в подаче жалобы и в более поздние сроки, поскольку указанный десятидневный срок не является пресекательным.

Внесудебная подача жалобы должна производиться в порядке подчиненности. Так, жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (п. 1 ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). А, скажем, жалоба на бездействие главного судебного пристава субъекта РФ или заместителя главного судебного пристава РФ подается главному судебному приставу РФ (п. 3 ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Как написать жалобу на приставов за бездействие?

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. При этом к жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, который удостоверяет полномочия представителя (п. 1 ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В жалобе на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя должны быть указаны (п. 2 ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ):

  • должность, фамилия, инициалы судебного пристава, действия или бездействия которого обжалуются;
  • фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
  • основания, по которым обжалуются действия (бездействие) судебного пристава;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Заявление обычно составляется в двух экземплярах – один для службы судебных приставов, а второй, с отметкой о получении, остается у заявителя.

Образец жалобы на приставов за бездействие

Приведем бланк жалобы на действия (бездействие) пристава

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

.

Пример жалобы старшему судебному приставу на бездействие пристава приведем ниже:

В ходе производства ФССП пристав вправе совершать действия, перечисленные в ст. 64 закона № 229-ФЗ. Они должны быть направлены на исполнение требований взыскателя. Если пристав совершает незаконные действия, нарушает интересы участников дела, либо превышает свои полномочия, на него можно подать жалобу.

Основными вариантами обжалования являются обращения в суд или к вышестоящему должностному лицу ФССП. Жалобу в прокуратуру на судебных приставов можно подать, если обращение к вышестоящему чиновнику ФССП не принесло результата. Об основаниях обжалования и правилах заполнения документов читайте в нашем материале.

Какие действия пристава можно обжаловать

Действия пристава — это какая-либо активная деятельность в рамках исполнительного производства. Согласно закону № 229-ФЗ, все действия сотрудника ФССП должны быть направлены на быстрое и полное исполнение требований взыскателя. Это может быть неимущественное обязательство, взыскание задолженности, иные требования. Суть и размер обязательств должника должны быть указаны в судебном акте, других видах документов.

Незаконные действия судебного пристава-исполнителя можно обжаловать через суд и в порядке подчиненности

Жалобу может подать должник, взыскатель или иное лицо, чьи интересы нарушены действиями пристава. Срок обжалования составляет 10 дней с даты нарушения. В некоторых случаях вместо жалобы нужно подавать административный иск.

Работая по производству, представитель ФССП обязан действовать в рамках своих полномочий. В ст. 64 закона № 229-ФЗ есть перечень основных действий, которые может выбрать и использовать пристав. Но там есть и пункт «иные действия», т.е. формально их список не ограничен.

Обжалование действий подразумевает несогласие заявителя. Предметом жалобы может быть:

  • превышение полномочий со стороны представителя ФССП (например, применение физической силы или спецсредств без достаточных оснований);
  • совершение незаконных действий, которые противоречат нормам закона № 229-ФЗ (например, арест и опись имущества, если пристав исполняет неимущественное требование);
  • нарушение порядка проведения отдельных действий (например, изъятие у должника арестованного имущества без составления акта или описи);
  • нарушение сроков для совершения отдельных действий (например, передача активов должника на реализацию ранее 10 дней после оценки);
  • другие действия, если они нарушают нормы законодательства, интересы участников дела.

С незаконными действиями можно столкнуться на каждом этапе производства. Решение о подаче жалобы принимает лицо, чьи интересы были нарушены приставом-исполнителем. В некоторых случаях можно обойтись без обжалования. Например, можно обратиться с заявлением на имя самого пристава, ведущего дело. Если нарушение очевидно, сотрудник ФССП наверняка сам устранит его, чтобы не «попасть» под дисциплинарную или административную ответственность.

На что еще можно подать жалобу

Не только незаконные действия пристава могут стать предметом жалобы. Участник производства или иные заинтересованные лица могут жаловаться:

  • если сотрудник ФССП издал незаконное постановление (например, об аресте имущества при отсутствии оснований по закону № 229-ФЗ);
  • если пристав бездействует в отношении должника или в иных процессуальных вопросах (например, если сотрудник ФССП длительное время не реагирует на обращение взыскателя, не начинает взыскание).

В одной жалобе можно указать сразу несколько оснований. Например, при оспаривании постановления можно указать на незаконность отдельных действий. Все нарушения, указанные заявителем, вышестоящий пристав или суд рассмотрит в рамках одного дела.

Кто может пожаловаться на незаконные действия пристава

Жалобу подает лицо, чьи интересы затрагивают неправомерные действия пристава. Это может быть не только участник производства. От имени заявителя с жалобой может обратиться его представитель (например, юрист или адвокат). Такие полномочия нужно указать в нотариальной доверенности. От имени организации жалобы и заявления подает руководитель, либо иное лицо по доверенности.

Должник

Чаще всего на незаконные действия сотрудников ФССП жалуются должники. Большинство мер, предпринимаемых в рамках производства, затрагивают их интересы. Несколько примеров, когда должник может обратиться с жалобой:

  • незаконные удержания с зарплаты и других доходов, с остатков по вкладам и счетам;
  • изъятие имущества и передача его на торги, хотя оно защищено от реализации;
  • неправомерное увеличение суммы задолженности (пристав может индексировать долг только в исключительных случаях, прямо указанных в законе);
  • незаконные розыскные мероприятия, хотя должник не менял места жительства, не скрывал имущество.

Должник может узнать о нарушении своих прав непосредственно при совершении незаконного действия, либо из материалов дела. Это может повлиять на сроки и порядок обжалования.

Взыскатель

Взыскатели обычно жалуются на бездействие со стороны ФССП. Почти все активные действия пристав совершает в интересах кредитора, чтобы исполнить его требование как можно быстрее. Тем не менее, бывают ситуации, когда действия могут нарушать интересы взыскателя. Примером можно назвать исполнение требования о передаче определенной вещи. Если пристав изъял у должника совершенно иное имущество, взыскатель может опротестовать действия сотрудника ФССП.

Иные заинтересованные лица

От работы представителя ФССП могут «пострадать» не только участник дела, но и иные лица. Жалобу могут подать:

  • надлежащие собственники имущества, если оно было незаконно арестовано и изъято приставом;
  • участник торгов по реализации, если пристав неправомерно отказывается заключить договор с победителем;
  • лица, к которым специалист ФССП незаконно применил силу или спецсредства.

Отметим, что незаконное действие пристава может одновременно нарушать интересы сразу нескольких лиц. Разъясним это на примере ареста и изъятия имущества должника. В ходе осмотра квартиры должника сотрудник ФССП может незаконно изъять вещи, защищенные от реализации. Это будет нарушать права должника, станет предметом жалобы.

Если в ходе указанных действий специалист ФССП не включил в опись ценное имущество, выявленное в квартире неплательщика, это нарушит права взыскателя. Соответственно, на нарушение может одновременно поступить две жалобы — от должника и взыскателя.

Порядок обжалования действий судебного пристава исполнителя

Есть несколько вариантов оспаривания действий пристава. Это зависит от сути нарушения, решения заявителя. В любом случае необходимо обосновать, что именно нарушил сотрудник ФССП, чем подтверждаются доводы подателя жалобы. О том, как оспорить неправомерное действие разными способами, расскажем ниже.

Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя

Жалоба на бездействия судебного пристава-исполнителя

Срок на обращение с жалобой

На обжалование дается 10 дней. Этот срок начинает течь с момента совершения незаконного действия. Если заявителя не извещали о времени и месте действия, срок на подачу жалобы начнет исчисляться со дня, когда указанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении. Например, об этих фактах заявитель может узнать из постановления ФССП, из материалов дела.

Куда обращаться

Есть два основных варианта обжалования — в порядке подчиненности и через суд. В первом случае заявитель обращается на имя вышестоящего должностного лица ФССП. Например, это может быть старший пристав (руководитель подразделения), начальник Управления ФССП по региону.

Чтобы подать жалобу в суд, нужно соблюсти правила подсудности. Жалоба может подаваться:

  • в арбитраж — если незаконное действие совершено при работе с исполнительным документом, выданным арбитражным судом;
  • в суд общей юрисдикции — в остальных случаях.

В органы прокуратуры можно обращаться, если жалоба не рассмотрена вышестоящим чиновником ФССП в сроки, предусмотренные законом № 229-ФЗ. Также в полномочия прокуратуры входит общий надзор за соблюдением законодательства сотрудниками государственных ведомств.

В некоторых случаях нужно подавать не жалобы, а административные иски. Это специальный порядок защиты прав, описанный в Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Данный вариант обращений применяется:

  • для обжалования постановлений о возбуждении исполнительного производства и по другим вопросам, если пристав нарушил Административные регламенты оказания государственных услуг (например, по Приказу ФССП № 475);
  • если в действиях сотрудника ФССП есть нарушения основных прав и свобод гражданина (например, если нарушено конституционное право на жилище, когда пристав вошел в квартиру без законных оснований);
  • если представитель ФССП нарушил срок дачи ответа и предоставления информации (например, срок ответа на запрос о ходе дела составляет 15 рабочих дней);
  • по другим основаниям, указанным в ст. 218 КАС РФ.

Для подачи указанных исков действует специальный срок — 3 месяца с момента нарушения прав, либо издания незаконного постановления.

Что указать в содержании документа

Чтобы добиться положительного результата при обжаловании, нужно точно описать нарушение со стороны пристава, подтвердить это доказательствами. С учетом норм закона № 229-ФЗ, в содержании жалобы необходимо указать:

  • наименование органа, куда обращается заявитель (например, районный суд, руководитель Управления ФССП);
  • сведения о заявителе или его представителе по доверенности;
  • данные о сотруднике ФССП, чьи действия обжалует заявитель;
  • общие данные о производстве (номер, суть требований, размер долга и т.д.);
  • описание действия, которое обжалуется в суде или в порядке подчиненности;
  • обоснование нарушений, допущенных специалистом ФССП;
  • нормы законов и других актов, которые нарушил пристав;
  • последствия, которые наступили из-за незаконного действия пристава (например, невозможность пользоваться арестованным имуществом или счетом);
  • доказательства, на которые ссылается заявитель;
  • перечень требований, заявленных в жалобе (например, отмена неправомерного ареста);
  • подпись, дата.

Лучше сразу указать все доводы, на которые вы ссылаетесь. Вышестоящие приставы разбирают жалобы только по основаниям, указанным в ее содержании, т.е. без вызова сторон. Так как срок на рассмотрение составляет всего 10 дней, можно не успеть подать дополнения. Составляйте документ с максимально подробным обоснованием, делайте ссылки на нормы законов и судебную практику. Помощь с подготовкой жалоб и заявлений могут оказать наши юристы.

Образцы жалоб и заявлений

Если вам предстоит оспаривание незаконных действий пристава, рекомендуем воспользоваться образцами жалоб и заявлений с нашего сайта. В шаблонах документов указаны общие сведения, которые нужно конкретизировать под вашу ситуацию. Чтобы избежать ошибок и добиться положительного результата, рекомендуем оформлять и подавать жалобы при поддержке юриста.

Правила рассмотрения жалоб на незаконные действия пристава

Для подачи жалобы в порядке подчиненности можно воспользоваться сервисом на госуслугах, почтой. Документы в суд можно направить через систему «Электронное правосудие», либо по почте. Возможна подача жалобы и иных документов на личном приеме в суде или подразделении ФССП. Но это не всегда удобно, так как можно попасть в неприемные часы, столкнуться с длительным ожиданием.

Жалобу обязаны рассмотреть в течение 10 дней. При обжаловании через суд заявителя уведомляют о времени и месте разбирательства. Можно лично участвовать в рассмотрении, чтобы дать дополнительные пояснения по сути нарушения со стороны пристава. Сотрудник ФССП представит в суд обоснование о законности действий, материалы для рассмотрения жалобы.

Административные иски рассматривают в течение 2 месяцев. При их разбирательстве заявитель может присутствовать лично, либо с представителем. Материалы производства суд запросит самостоятельно.

Последствия обжалования для участников производства

По результатам рассмотрения жлобы выносится решение (в порядке подчиненности) или судебное определение. Исходя из сути нарушения и требования заявителя, в решении или определении может быть указано:

  • о признании незаконным действия пристава, аннулировании его результатов;
  • об отмене или изменении постановления ФССП;
  • об обязательных поручениях, которые должен выполнить сотрудник ФССП.

В некоторых случаях за нарушение прав можно требовать выплаты компенсации ущерба, возврата переплаты по исполнительному производству.

Нужна помощь в подготовке жалоб на действия пристава и прохождении процедуры оспаривания? Обращайтесь к нашим юристам!

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Жалоба в прокуратуру на судебных приставов будет иметь смысл только в случае, когда в действиях судебного пристава можно усмотреть состав преступления.

Файлы в .DOC:Бланк жалобы в прокуратуру на судебных приставовОбразец жалобы в прокуратуру на судебных приставов

В остальных случаях прокуратура будет всего лишь промежуточным почтовым ящиком между автором жалобы и территориальным УФССП.

Целесообразность

Ограничить право граждан РФ обращаться в прокуратуру не может никто, хотя в большинстве случаев поступающие в прокуратуру жалобы вообще не относятся к ее компетенции.

Дело в том, что память о прокуратуре СССР, как о практически надгосударственном органе, жива до сих пор. Однако в современной Российской Федерации полномочия прокуратуры по сравнению с СССР сильно урезаны. То есть прокуратура – это уже не тот всесильный орган, по звонку которой можно было решить все спорные ситуации.

Поэтому обратиться в прокуратуру с жалобой на судебного пристава вы можете, но не питайте иллюзий в отношении результата. Скорее всего, вашу жалобу просто перешлют в Управление федеральной службы судебных приставов, если только доводы вашей жалобы не будут касаться обстоятельств, свидетельствующих о совершении судебным приставом должностного преступления.

Поэтому, если ваш спор с приставом принципиален и важен, не теряйте время и обращайтесь в суд с административным иском об обжаловании действий пристава.

Если же ваши претензии носят формальный характер, то направьте жалобу в УФССП. Все рычаги воздействия на судебных приставов сконцентрированы именно там.

Варианты спорных ситуаций

Рассмотрим, в каких случаях ваше обращение в прокуратуру может быть целесообразным. Мы уже говорили, что непосредственно к компетенции органов прокуратуры относится рассмотрение заявлений граждан о совершенных или предполагаемых преступлениях.

Смело можно обращаться в прокуратуру, если доводы вашей жалобы говорят:

  • о вступлении судебного пристава в сговор с одной из сторон исполнения решения суда;
  • о получении судебным приставом взятки;
  • о незаконных методах, применяемых приставом в процессе исполнения решения суда;
  • о незаконном аресте имущества;
  • о превышении служебных полномочий.

Жалоба в прокуратуру на судебных приставов. Часть 1

Не принесет желаемого результата направление в прокуратуру жалобы, чьи доводы касаются:

  • волокиты в исполнении решения суда;
  • бездействия судебного пристава в отношении исполнения решения суда;
  • отказа судебного пристава в удовлетворении ходатайства и т.д.

Вне зависимости от того, на каких основаниях вы направляете жалобу в прокуратуру, главным является наличие в производстве пристава зарегистрированного исполнительного листа или судебного приказа.

Оформление заявления

Для того чтобы написать жалобу в прокуратуру, вовсе не обязательно обращаться к адвокату или штудировать ГПК.

Помните, что ваша жалоба попадет к юристу, который прекрасно ориентируется в законодательстве и в обязанностях пристава. Излишняя отягощенность текста ссылками на статьи закона сделает вашу жалобу трудночитаемой.

Поэтому рекомендуем включать в текст жалобы только описание обстоятельств и наступивших в их результате последствий. Это освободит вас от затрат времени или денег и даст возможность прокурору адекватно оценить и квалифицировать событие, о котором вы пишете.

Включите в жалобу следующие информативные блоки:

  1. «шапку», состоящую из наименования прокуратуры, в которую вы отправляете жалобу, и ваших данных, включая ФИО и адрес;
  2. описательную часть. В ней последовательно следует изложить историю ваших отношений с приставом, начиная с того момента, как в его производстве оказался ваш исполнительный лист. Обязательно укажите ФИО пристава и место его работы;
  3. мотивировочную часть, в которой излагаются ваши доводы, то есть те основания, в связи с которыми вы написали жалобу;
  4. резолютивную часть, хотя можно обойтись и без нее. Если ваша жалоба связана с преступлением, совершенным приставом, то напишите, что просите возбудить уголовное дело. Во всех остальных случаях просьба будет не так уж и важна с учетом того, что вашу жалобу перенаправят по принадлежности;
  5. список приложений. Это не обязательная часть жалобы. Если вам есть что приложить к ней, то прилагайте, например, копии документов исполнительного производства.
  6. подпись и дату подачи жалобы.

Жалоба в прокуратуру на судебных приставов. Часть 2

Когда ждать ответа

Если ваша жалоба содержит в себе просьбу о возбуждении уголовного дела, то ответ вы получите в срок от 3 до 10 дней. Скорость ответа связана с тем, что жалоба в данном случае относится к компетенции прокуратуры, а сроки реагирования на жалобу регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом.

Срок рассмотрения остальных категорий жалоб регламентируется Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и составляет 30 дней.

Скорее всего, ответ вы получите намного раньше, вернее, это будет не ответ, а копия сопроводительного письма, с которым ваша жалоба будет перенаправлена в УФССП.

К сведению сообщаем, что срок рассмотрения жалоб в Управлении службы судебных приставов также составляет 30 дней, а вместе с тем временем, которое жалоба проведет в прокуратуре, общий срок рассмотрения может достигнуть 60 дней.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу примеры образцы
  • Как написать жалобу при президенте
  • Как написать жалобу президенту рф путину образец письма
  • Как написать жалобу президенту рт минниханову
  • Как написать жалобу президенту республики беларусь