Как написать жалобу руководителю на коллегу

Во время осуществления трудовой деятельности могут появиться претензии к сотрудникам отдела, организации. Не все знают, что на нарушителя рабочего порядка можно пожаловаться руководству и в вышестоящие органы. Важно знать, как написать жалобу на сотрудника (коллегу) по работе, чтобы она была рассмотрена, а в отношении работника приняты соответствующие меры.


Содержание

  • 1 Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным?
    • 1.1 Оскорбление
    • 1.2 Хамское поведение
    • 1.3 Отказ от выполнения возложенных обязанностей
    • 1.4 Манипуляции в отношениях
  • 2 Составление и подача жалобы
  • 3 Виды жалоб
    • 3.1 Индивидуальная
    • 3.2 Коллективная
  • 4 Образец жалобы
  • 5 Способы подачи
  • 6 Куда обратиться с претензией?
    • 6.1 Жалоба руководству
    • 6.2 Трудовая инспекция
    • 6.3 Прокуратура
    • 6.4 Коллективный иск в суд
  • 7 Допустимые сроки ответа на жалобу
  • 8 Вопросы наших читателей
    • 8.1 Какие меры наказания могут быть применены?
    • 8.2 Можно ли уволить сотрудника за хамство?
  • 9 Подводные камни
  • 10 Заключение

Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным?

Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным

В законе не прописывается, что можно отнести к некорректному поведению. Для установления допустимых границ руководству организации необходимо внести критерии в локальные нормативно-правовые акты.

Часто под неправомерным поведением подразумевают:

  • оскорбления в адрес коллег и клиентов;
  • использование ненормативной лексики, в том числе в обычной речи;
  • грубое отношение к посторонним лицам;
  • неприличные жесты;
  • отказ выполнять свои обязательства.

Список может быть расширен по решению руководства организации.

Оскорбление

Под оскорблением понимают действия сотрудника в отношении третьего лица, унижающие честь и достоинство. К данному понятию можно отнести использование нецензурных выражений, сравнения коллеги с какими-либо предметами.

Допускают подобные нарушения как сотрудники между собой, так и руководство по отношению к подчиненным.

Хамское поведение

Хамством называют грубость, наглое поведение работника по отношению к другим лицам. Данные деяния затрагивают весь коллектив в целом, а не отдельных работников.

Человек, проявляющий хамство, выставляет себя выше коллег. Такому поведению часто подвержены те, кто скрывает свою компетентность.

Отказ от выполнения возложенных обязанностей

В момент подписания трудового договора на работника и работодателя возлагаются обязанности. Они регламентируются соглашением. Но не всегда сотрудники ориентируются на документ и следуют прописанным правилам. Если работник не исполняет свои обязательства, от чего страдает трудовой процесс, можно подать на него жалобу.

Справка! Данное поведение относится к дисциплинарному проступку. В рамках трудового законодательства и соглашения с работодателем может наступить ответственность.

Манипуляции в отношениях

Манипуляцией называют использование слабой стороны другого сотрудника для получения выгоды. Она может осуществляться как между коллегами, так и со стороны начальства в отношении к подчиненным. Факт манипуляции сложно определить.

Данный поступок не является дисциплинарным нарушением. Допускается только подача жалобы на человека, если заявитель выявил наличие манипуляции.


Составление и подача жалобы

Составление и подача жалобы

Чтобы донести факт произошедшего до руководства, необходимо составить претензию. Она может направляться как сотрудником организации, так и клиентом.

Пожаловаться может не только гражданин, в отношении которого было допущено неправомерное поведение. Претензия может быть направлена любым присутствовавшим в момент конфликта работником.

Помимо жалобы может быть оформлен акт в присутствии комиссии. В нем отмечается факт некорректного поведения работника. Особенно часто данная мера применяется, если лицо прибыло на работу в состоянии алкогольного опьянения.

Жалоба оформляется в произвольной форме. Адресатом выступает руководитель организации. Документ передается ему на рассмотрение. По результату изучения жалобы выносится решение, применять или нет к работнику санкции.


Виды жалоб

Виды жалоб

Выделяют два основных вида жалоб. Выбор зависит от того, кто выступает инициатором решения вопроса: один человек или рабочий коллектив.

Индивидуальная

Индивидуальной называют жалобу, которая подается одним человеком. Она может быть написана от имени сотрудника компании или клиента.

В документе обязательно прописываются личные данные заявителя. Анонимные обращения не принимаются.

Коллективная

Неправомерное поведение работника может повлиять на целый коллектив. В этом случае оформляется единая жалоба.

Коллективное обращение должно содержать подписи всех граждан, интересы и права которых были ущемлены. Такие жалобы имеют большее действие, чаще приводят к требуемому результату.


Образец жалобы

Образец жалобы

При составлении жалобы можно использовать данный образец — >>

В документе обязательно нужно отразить следующую информацию:

  1. Данные учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя. Он будет рассматривать обращение.
  2. Сведения о составителе документа: фамилия, имя, отчество, должность. При подаче коллективной жалобы перечисляются данные всех заинтересованных лиц.
  3. Данные о происшествии. Прописываются дата, время, когда гражданин допустил неправомерное поведение, а также данные виновного лица. Подробно указываются нарушения.
  4. Дата составления жалобы.
  5. Подпись заявителя. При оформлении коллективной жалобы требуются подписи всех работников, указанных в качестве обращающихся.
  6. Перечень документов, с помощью которых можно подкрепить обвинения.

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)


Способы подачи

Способы подачи

Подача жалобы осуществляется несколькими способами:

  • Лично в канцелярию работодателя. В наличии должно быть две копии документа. На одной, которая остается на руках у заявителя, ставится отметка о принятии.
  • По почте. Необходимо подготовить заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление будет служить подтверждением, что письмо было направлено.
  • Через официальный сайт. Контролирующие органы часто имеют специальный раздел, через который принимаются обращения. На электронную почту заявителя должно прийти письмо с информацией, что претензия зарегистрирована и принята к рассмотрению.

Куда обратиться с претензией?

Куда обратиться с претензией

На начальном этапе решать вопрос с работником необходимо через руководство организации. Если это не принесет результата, можно обратиться в Трудовую инспекцию, органы прокуратуры или суд.

Жалоба руководству

Решением конфликтов между сотрудниками занимается работодатель. При возникновении проблем первым делом требуется подача жалобы руководителю.

Документ подается через секретаря. Если гражданин обращается в письменной форме, ему должен быть дан аналогичный ответ.

В обращении нужно подробно описать факт хамского поведения, нарушения трудового распорядка. Документ должен быть составлен в деловом стиле, без содержания нецензурной лексики и эмоциональных выражений. В тексте не стоит прописывать требования, приводить меры, которые должны быть приняты в отношении работника. Санкции определяются самим руководителем.

Трудовая инспекция

Обращение в трудовую инспекцию осуществляется в двух случаях:

  • работодатель не предпринял мер по отношению к работнику;
  • хамское поведение, неправомерные действия допущены руководителем организации.

После подачи жалобы специалисты трудинспекции инициируют проверку. Они должны подтвердить или опровергнуть факты нарушения закона.

Внимание! Необходимо иметь в наличии доказательства неправомерного поведения руководства. Можно приложить аудио- и видеозаписи, показания свидетелей в письменном виде.

Прокуратура

Если обращение в трудовую инспекцию не принесло результата, можно подать жалобу в прокуратуру. Сотрудники органа проводят проверку указанных фактов. Если будет установлена вина гражданина, он может быть привлечен к ответственности.

Коллективный иск в суд

Если некорректное поведение работника затрагивает интересы нескольких лиц, а руководство и контролирующие органы бездействуют, может быть оформлен коллективный иск в суд.

Документ оформляется в соответствии с требованиями статей 131 и 132 ГПК РФ. В нем обязательно нужно подробно описать суть произошедшего, а также подкрепить факты правонарушений доказательствами. К ним относят аудио-, видеозаписи, показания свидетелей.

При обращении в суд можно получить компенсацию, в том числе морального вреда. Судья после рассмотрения дела выносит решение в пользу истца или отказывает в удовлетворении требований.


Допустимые сроки ответа на жалобу

Допустимые сроки ответа на жалобу

Для определения срока, в течение которого должен поступить ответ на жалобу, необходимо ориентироваться на дату подачи. Отсчет начинается с момента регистрации документа.

Сроки ответа работодателем могут регулироваться коллективным договором. Также заявитель вправе самостоятельно указать разумный период для рассмотрения обращения. Обычно он составляет 7-10 дней.

При обращении в государственные органы срок рассмотрения регулируется законодательно. Он составляет 30 дней с момента принятия жалобы. Исковые заявления рассматриваются в течение 5 дней.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей

Какие меры наказания могут быть применены?

После рассмотрения жалобы к виновному сотруднику могут быть применены различные меры наказания. Они определены нормами закона (статьи 192 и 193 ТК РФ). Также работодатель вправе самостоятельно определять меры воздействия на сотрудников, указав их в трудовом или коллективном договоре. Важно, чтобы сотрудник был ознакомлен с правилами, о чем должна свидетельствовать его подпись.

Меры наказания

Комментарий

Замечание от руководства Объявляется в устной форме
Выговор Объявляется после издания соответствующего приказа
Расторжение трудового договора Возможно при грубых нарушениях норм соглашения

Для применения мер дисциплинарного взыскания необходимо соблюдение установленных правил. Работник должен написать объяснительную, в которой он разъясняет свои действия. Но даже при его отказе изложить суть произошедшего увольнение возможно.

Также гражданина могут лишить премии. Это предусматривается, если работник не исполняет требований трудового договора.

Можно ли уволить сотрудника за хамство?

Работодатель вправе уволить сотрудника за хамство. Нормы поведения, а также последствия за их игнорирование, описаны в трудовой инструкции, договоре, а также внутренних правилах. Работник, нарушивший нормы, может быть уволен.

Факт оскорбления или хамства должен быть зафиксирован специальным актом. Основанием для его оформления является докладная записка или жалоба.

Увольнение сразу практически не применяется. Сотруднику делают устное предупреждение. Если такое поведение повторится, возможно применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.

Уволить сотрудника можно при наличии трех нарушений. Они не обязательно должны быть связаны с хамским отношением.


Подводные камни

Подводные камни

Подача жалобы на сотрудника может быть сопряжена с проблемными моментами:

  1. Не всегда удается доказать факт хамского, неправомерного отношения работника. Потребуется привлекать свидетелей.
  2. Работодатель может не отреагировать на обращение сотрудника. Тогда придется подавать претензию в вышестоящие органы.
  3. Не все граждане могут правильно и грамотно оформить жалобу, докладную записку.

Заключение

После рассмотрения темы стоит выделить основные моменты:

  • Если работник допускает неправомерное поведение в отношении коллег или клиентов, можно подать на него жалобу.
  • Под неправомерным поведением понимают хамство, оскорбления, неисполнение своих обязательств, которое влияет на рабочий процесс.
  • Жалоба может быть подана одним сотрудником или от имени коллектива.
  • Сначала требуется обращение к руководству. Если результата это не принесет, можно подать жалобу в трудовую инспекцию, прокуратуру, иск в суд.
  • К работнику могут применяться различные дисциплинарные наказания, вплоть до увольнения.

Если вы столкнулись с проблемами на работе, обращайтесь к юристам нашего сайта. Специалисты помогут вам правильно составить жалобу, а также проконсультируют по нормам трудового законодательства.

Ябед не любит никто, но случаются ситуации, когда пожаловаться шефу на коллегу просто необходимо, поскольку из-за его действий (или бездействия) страдает рабочий процесс. О том как это правильно сделать поговорим в данной статье.

Ситуации в коллективе происходят самые разные и иногда бывают случаи, когда конкретный коллега не только раздражает вас своими личными качествами или взглядами, но и сложившаяся ситуация негативно отражается на результатах вашей работы или продуктивности. Конечно жаловаться начальству на коллегу стоит только в крайних случаях, т. е. когда вы сами испробовали все возможные варианты улучшения ситуации и они не дали практически никакого результата. Если это ваш случай, то хотим вам напомнить, что подходить к этому вопросу необходимо очень тактично и продуманно, иначе есть опасность сильно испортить себе репутацию на работе, поскольку ябед не любит не начальство, не сотрудники. О том как правильно подготовится к данному разговору с шефом читайте ниже.

1. Перед разговором с начальником тщательно продумайте аргументы по поводу того, чем действия вашего коллеги негативно влияют на эффективность и результативность вашей работы или работы всего отдела. Возможно данный сотрудник некачественно выполняет свои обязанности и вам часто приходится все переделывать за него по причине чего у вас возникает перегрузка и вы не успеваете вовремя справится со своими делами или вместо поиска новых клиентов он неодноразово пробовал увести ваших, что никак не способствовало увеличению прибыльности отдела.

Ни в коем случае не употребляйте фразы наподобие: «некомпетентный», «безалаберный», «безответственный», «не пунктуальный» и т. д. Сделать выводы по поводу компетентности и ответственности данного сотрудника должен лично начальник. Вместо этого лучше объясните начальнику, что например, из-за регулярных опозданий данного коллеги вам приходится постоянно брать на себя часть его клиентов или по причине сделанных им ошибок вы зачастую задерживаетесь в офисе допоздна, переделывая его работу.

Также старайтесь избегать таких фраз, как: «Мне не нравится…» или «Я не люблю…». Помните, что они будут сигнализировать вашему начальству про субъективность вашего мнения.

2. Выберете подходящий эмоциональный настрой ваш и вашего начальника. Не стоит идти жаловаться на коллегу сразу после конфликтной ситуации с ним, иначе велика вероятность того, что вместо конструктивного разговора с шефом вы просто выплеснете на него свои негативные эмоции, что никак не будет способствовать решению вашей проблемы. Также не стоит подходить к начальнику когда он уже находится в плохом настроении (поскольку данный разговор может только еще сильнее его испортить) или когда он сильно загружен (по причине того, что это обязательно приведет к раздражению, что ого отвлекают по такой ерунде).

Помните, что ни один начальник не любит разбираться в склоках подчиненных:

во-первых это требует времени;

во-вторых зачастую достаточно трудно принять объективное решение по поводу возникшей конфликтной ситуации, поскольку стороны конфликта имеют на этот счет противоположное мнение и выдвигают соответствующие аргументы;

в-третьих информация про конфликт, как правило, является для начальника неожиданной и соответственно неприятной.

По этим причинам постарайтесь не затягивать данный разговор на долго. Кратко изложите свои аргументы и предложите свой вариант решения данной проблемы.

Вариант выхода из конфликта необходимо именно предложить шефу, но ни в коем случае на нем нельзя настаивать. Начальник должен принять решения по этому поводу сам, после тщательно анализа сложившейся ситуации.

3. Перед тем, как идти к начальнику с жалобой на коллегу вы должны четко продумать и понимать чем он может вам помочь в сложившейся ситуации. Очень мало вероятно, что в результате вашего разговора шеф уволит сотрудника, который вас так сильно раздражает или переведет его в другой отдел. Скорее всего начальник ограничится какими-либо советами по по поводу того, как уменьшить конфликт и минимизировать его негативное влияние на рабочий процесс. В некоторых ситуациях он может вас уполномочить на те или иные действия относительно конфликтного сотрудника, например, не помогать данному коллеге в рабочем процессе, предложит вам проинформировать данного сотрудника о том, что вы больше не будете подменять его или, если это возможно, перейти в другой проект, чтобы минимизировать ваше деловое общение.

В процессе разговора с начальником необходимо не просто проинформировать его про сложившуюся ситуации, но и обязательно попросить совета и спросить его мнение по поводу данного конфликта. Это покажет шефу, что вы пришли не просто пожаловаться, а с целью решить конфликтную ситуации, что существенно увеличит ваши шансы на успех.

Источник

Докладная записка о хамском поведении сотрудника — внутрикорпоративный документ, используемый в целях оперативного информирования руководства фирмы о недопустимых действиях работников. Рассмотрим ключевые нюансы его составления.

Для чего составляется докладная на сотрудника, допустившего хамское поведение

Любая докладная записка — это документ информационного характера. Она составляется для своевременного информирования руководства компании либо сотрудников, уполномоченных принимать кадровые решения, о событиях, влияющих на качество и устойчивость системы менеджмента на предприятии.

Хамское поведение сотрудника по отношению к коллегам, клиентам, партнерам или кредиторам относится к таким событиям и деструктивно сказывается на качестве и устойчивости системы корпоративного менеджмента. Страдает имидж компании, дестабилизируется психологическая обстановка в коллективе.

Таким образом, руководство фирмы должно быть оперативно проинформировано о том, что тот или иной сотрудник повел себя по-хамски, чтобы принять в отношении него кадровое решение. Докладные записки — один из самых доступных внутрикорпоративных инструментов для фиксации подобных событий.

Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Структура докладной на работника

Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая другая докладная записка, должна включать в себя:

  • сведения о составителе документа;
  • сведения о получателе документа, сотруднике, которому он адресован;
  • описание сути дисциплинарного проступка сотрудника;
  • рекомендации составителя докладной записки руководству относительно последующих кадровых решений.

В докладной записке должна быть проставлена дата формирования документа, а также подпись составителя.

Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника

Скачать образец докладной записки на сотрудника, допустившего хамское поведение, вы можете на нашем портале по ссылке ниже:

Скачать докладную записку на сотрудника

Итоги

Хамское поведение — недопустимый элемент взаимоотношений сотрудника с коллегами, клиентами, партнерами фирмы. Своевременное информирование руководства компании о подобных инцидентах — значимый фактор для обеспечения стабильности внутрикорпоративной системы управления.

Ознакомиться с иными важнейшими аспектами кадрового менеджмента в российских компаниях вы можете в статьях:

  • «Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2022-2023»;
  • «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».

Образец коллективной жалобы на сотрудникаМирно сосуществовать с коллегами получается не всегда. Бывает, что один из сотрудников не выполняет свои должностные обязанности, и из-за этого страдают остальные работники. Случается, что сотрудник передает конфиденциальную информацию третьим лицам, и об этом знают все, кроме руководства. Иногда работник распространяет в коллективе слухи и сплетни, из-за которых страдает рабочий процесс. Бороться с подобными явлениями в одиночку не стоит – лучше объединиться с несколькими коллегами и совместными усилиями описать ситуацию руководителю. Образец коллективной жалобы на сотрудника вы найдете в нашей статье.

Коллективная жалоба: что это, и когда она составляется

Коллективная жалоба – это заявление, составленное группой сотрудников, работающих в одном подразделении (отделе, цехе, предприятии), в котором излагается суть претензии к одному из сотрудников с просьбой к руководству о воздействии на него любым не запрещенным законом методом.

Групповое обращение имеет больший вес, чем индивидуальное, и привлекает к себе существенное внимание, поэтому в случае возникновения серьезных проблем бороться с ними лучше всем коллективом.

Без коллективной жалобы не обойтись, если работник:

  • хамит и грубит своим коллегам;
  • систематически нарушает правила охраны труда;
  • игнорирует приказы вышестоящего руководства в случае, когда для выполнения работы необходимы коллективные усилия;
  • разглашает конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе исполнения своих должностных обязанностей;
  • совершает действия, направленные на то, чтобы дискредитировать коллег в глазах руководства;
  • угрожает коллегам физической расправой.

Как составить жалобу: основные правила

Как составить коллективную жалобу на сотрудника: основные правилаКоллективное письмо с просьбой об увольнении за конфликты, за неисполнение служебных обязанностей и прочее законодательно регламентированного образца не имеет, поэтому его можно составить самостоятельно.

При подготовке документа стоит руководствоваться следующими правилами:

  1. Писать лаконично, последовательно и понятно, чтобы работодатель не потерялся в перипетиях вашей истории.
  2. Оперировать только проверенными фактами и не ссылаться на информацию, в достоверности которой вы не уверены.
  3. Заручиться поддержкой большинства коллег – так вероятность того, что жалоба будет услышана, возрастет.

Коллективная жалоба на сотрудника: содержание и образец

Важно правильно оформить жалобу – это такой же документ, который поступит на рассмотрение вашему руководству, поэтому постарайтесь, чтобы он соответствовал правилам документооборота, действующим внутри компании.

В документе стоит указать:

  • Ф.И.О. и должность лица, на имя которого подается жалоба;

  • Ф.И.О. и должности лиц, от имени которых подается жалоба;

  • наименование документа;

  • подробное описание обстоятельств сложившейся ситуации в соответствии с правилами, описанными выше;

  • просьба о воздействии на сотрудника, в отношении которого подается жалоба (меру воздействия можно предложить самостоятельно, а можно и не указывать вообще);

  • дату составления документа;

  • подписи всех лиц, участвовавших в составлении коллективной жалобы.

К жалобе можно приложить перечень документов (фотографий, аудио- и видеозаписей), подтверждающих обоснованность претензий, предъявляемых сотруднику.

Скачать заполненный образец жалобы вы можете на нашем сайте. Изучив предложенный пример, вы поймете, как пишется коллективная жалоба на сотрудника, и сможете составить на его основании собственную жалобу.

Как подать жалобу?

Как подать жалобу на сотрудникаПодать жалобу можно любым из следующих способов:

  1. Лично. Документ можно передать руководителю в руки (если вы работаете в небольшой организации с маленьким штатом и можете самостоятельно поговорить с директором) или направить его через приемную (в этом случае жалобу должны зарегистрировать в специальном журнале, присвоить ей порядковый номер и озвучить вам примерные сроки, в течение которых вы сможете получить ответ).
  2. По почте. Можно передать жалобу руководству посредством почтового отправления. Чтобы точно знать, что документ дойдет до адресата, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении – когда письмо окажется на предприятии, почтальон принесет вам соответствующее письменное уведомление.
  3. По электронной почте. Если у вашего руководителя есть личная электронная почта, можете отправить жалобу на нее. Отправлять документ на корпоративную почту, к которой имеют доступ все сотрудники, не стоит – ее может прочитать не только адресат, но и тот человек, на которого жалуется коллектив.

Как накажут сотрудника?

Если обращение увенчается успехом, нерадивого сотрудника организации накажут.

Наказание может быть разным:

  • устное замечание;

  • официальный письменный выговор;

  • лишение занимаемой должности;

Что делать, если работодатель не реагирует на жалобу?

Что делать, если работодатель не реагирует на жалобуЕсли жалоба написана, руководитель ее получил, но никак не отреагировал, нужно действовать дальше. Порядок действия зависит от того, какие именно действия работника стали причиной для подачи жалобы.

Если у вашего руководителя есть вышестоящее руководство (например, вы жаловались начальнику отдела, который подчиняется генеральному директору), можете подать жалобу ему. В документе укажите, что вы уже обращались к непосредственному руководителю, который не смог (или не захотел) помочь в решении проблемы.

Если сотрудник нарушает ваши трудовые права (например, предметом жалобы было неправомерное отношение начальника, который заставлял вас работать сверхурочно без оплаты), вы можете обратиться в трудовую инспекцию. Эта организация создана специально для того, чтобы защищать права работников, нарушенные работодателем. Если и трудовая инспекция не помогает, можете обратиться в прокуратуру – она проведет проверку законности действий работодателя.

Если нарушения касаются личностей работников, подающих жалобу (например, причиной обращения стало хамство или рукоприкладство), можно обратиться в полицию. Заявление будет зафиксировано, а на основании изложенных в нем фактов – проведена проверка.

Если ни одна из перечисленных инстанций не помогла, обращайтесь в суд. Лучше всего сделать это коллективно – иск, поданный от имени нескольких работников, будет рассматриваться внимательнее, да и защищать права с поддержкой коллег гораздо проще, чем в одиночку.

Итак, коллективная жалоба не имеет установленной законодателем формы; требований к ее содержанию законодательство также не содержит, поэтому можно составить ее самостоятельно. Главное, доходчиво и кратко изложить в ней все обстоятельства сложившейся ситуации и описать суть жалобы. Подписать такое обращение должны все работники, у которых есть претензии к сотруднику, на которого подается жалоба.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 24 сентября 2018 г.

Содержание журнала № 19 за 2018 г.

В ТК РФ нет прямых норм, позволяющих приструнить сотрудника, который на работе грубит, хамит и проявляет агрессию. Однако у работодателя есть полное право возвести правила поведения на своем предприятии в ранг обязательных. И уже с помощью них воздействовать на работников-грубиянов.

Неэтичное поведение на работе: что это и как бороться

Неэтично — это как?

Неэтичным считается поведение работника, которое нарушает не только правовые, но и общепринятые моральные поведенческие нормы и имеет негативные последствия для других людей — сослуживцев и клиентов. Стоит ли говорить, что такое поведение плохо влияет и на психологический климат в коллективе, и на работоспособность остального персонала, и на взаимоотношения с партнерами, заказчиками, покупателями, и на деловую репутацию фирмы.

По нашему мнению, неэтичное поведение может включать в себя:

грубые и оскорбительные замечания, реплики либо жесты в адрес коллег, руководства, остальных лиц;

использование в адрес конкретного лица ненормативной или табуированной (например, по религиозным или моральным соображениям) лексики, нецензурных выражений;

обидные сравнения (например, с животными или неодушевленными предметами);

касание человека без его согласия, которое можно расценить как насмешливое или циничное;

агрессивный стиль общения и иное проявление агрессии;

вызывающее несоблюдение субординации.

Справка

Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. За него суд может оштрафовать гражданина на 1000—3000 руб., а должностное лицо — на 10 000—30 000 руб.ч. 1 ст. 5.61, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ

Оскорбление может быть выражено не только в устной (слова, жесты, телодвижения), но и в письменной форме, в частности в виде комментария под фото в соцсетиАпелляционное определение Мосгорсуда от 16.04.2018 № 33-12840/2018, а также в виде непристойных или оскорбительных изображений.

А вот иллюстрации к понятию «неэтичное поведение» из жизни, а точнее — из судебной практики, к слову сказать, довольно многочисленной.

«[Ф. и. о. 1]… на протяжении длительного периода времени проявляет по отношению к [ф. и. о. 2]… грубое, нетактичное и неуважительное… поведение. Указанное поведение, в частности, проявлялось в толкании [ф. и. о. 2] на лестнице административного здания, оскорблении и бросании грязи в лицо по дороге с работы, разбрасывании… фотографий, содержащих сведения о личной жизни [ф. и. о. 2]… в туалете учреждения»Решение Ленинского райсуда г. Ростова-на-Дону от 01.06.2017 № 2-1186/2017~М-773/2017.

«[Директор школы]… дал указание снять с окна на первом этаже… фанеру. [Ф. и. о.]… как заместитель директора по хозяйственной части обязан был выполнять его указание. Однако тот вместо этого устроил с ним скандал, отказался это сделать и в присутствии учащихся и учителей скандалил с ним, кричал, угрожал, с кулаками шел на него»Апелляционное определение ВС Республики Дагестан от 25.05.2016 № 33-2067/2016.

«[Ф. и. о.]… во время коллективного собрания… на повышенных тонах высказывала, что она незаменимый работник, ругалась нецензурной бранью, угрожала, что всех засудит, не давала никому высказывать свою точку зрения. На неоднократные просьбы со стороны директора успокоиться… она не реагировала»Решение Кобяйского райсуда Республики Саха (Якутия) от 23.05.2017 № 2-116/2017~М-78/2017.

«…врач… обозвала медсестру воровкой, затем стала в кабинете плясать, очень громко топать ногами, руками стала вытворять странные жесты, пальцами хотела ей уколоть глаза… Затем [врач] ее с силой толкнула, и она упала на стул»Решение Жарковского райсуда Тверской области от 07.12.2017 № 2-120/2017~М-109/2017.

«[Ф. и. о. 1]… и [ф. и. о. 2]… на официальной странице учреждения… в социальной сети «Вконтакте» была прокомментирована новость… с использованием инвективной (ненормативной) лексики, грубости и оскорблений в адрес сотрудников филиала, исполнявших свои должностные обязанности»Решение Центрального райсуда г. Комсомольска-на-Амуре от 02.03.2017 № 2-842/2017~М-137/2017.

«…контролером… выявлен факт неправильного заполнения водителем автобуса билетно-учетного листа… При этом [водитель] вел себя агрессивно, громко выражался нецензурной бранью в адрес проверяющего лица в присутствии пассажиров, оскорблял [контролера] и грозил физической расправой…»Апелляционное определение Нижегородского облсуда от 12.09.2017 № 33-10688/2017.

Комментарии, как говорится, излишни.

«Этичный» ЛНА как рычаг воздействия

В Трудовом кодексе нет норм, обязывающих сотрудника быть со всеми вежливым и корректным в рамках рабочего процесса, а работодателя — делать все возможное по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Зато прописано право работодателя, в частности, принимать правила внутреннего трудового распорядка, которыми могут быть установлены также и правила поведения работников организации. Сотрудники же, в свою очередь, обязаны эти правила соблюдать наравне с трудовой дисциплинойстатьи 21, 22, 189 ТК РФ.

То есть в целях предотвращения неэтичного поведения со стороны кого-то из персонала работодатель вполне может закрепить в документах обязанность сотрудников «хорошо себя вести».

И многие компании активно этим правом пользуются. Кто-то ограничивается парой строк в трудовом договоре.

2.1.7. Работник обязан проявлять доброжелательность, уважение и терпимость к клиентам, сотрудникам и партнерам работодателя, способствовать созданию на работе благоприятного делового и морального климата.

Кто-то включает в свои ПВТР отдельный «поведенческий» раздел, где уже более подробно прописано, как должны вести себя работники.

8.3. Работники обязаны:
— способствовать созданию благоприятной деловой атмосферы в коллективе;
— проявлять взаимоуважение, вежливость, корректность и внимательность в обращении с коллегами, руководством и посетителями;
— соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
— воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником должностных обязанностей;
— избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации самого работника или авторитету Компании;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Компании и ее руководства, если это не входит в должностные обязанности работника.

8.4. В служебном поведении работники воздерживаются:
— от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
— от угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

А крупные компании, как правило, принимают отдельный локальный акт, например кодекс этики и корпоративного поведения, прописывая в нем вплоть до нюансов возможные факты неэтичного поведения и процедуры служебного расследования таких фактов.

Какие есть наказания для грубияна

Наличие «поведенческих» положений в трудовых договорах или в локальных актах, с которыми сотрудники ознакомлены под роспись, дает работодателю право применять к сотруднику, нарушающему эти положения, дисциплинарные взысканияст. 192 ТК РФ; Письмо Минтруда от 16.09.2016 № 14-2/В-888. Их всего три:

замечание;

выговор;

увольнение (в строго оговоренных законом случаях).

По мнению суда, если учитель музыкальной школы вспылил, это еще не повод объявлять ему замечание. Но грубых высказываний в адрес коллег лучше избегать всем работникам, а не только учителям

По мнению суда, если учитель музыкальной школы вспылил, это еще не повод объявлять ему замечание. Но грубых высказываний в адрес коллег лучше избегать всем работникам, а не только учителям

Самовольно выходить за рамки этого перечня (например, применяя к работникам штрафные удержания из зарплаты) работодатель не может. Правда, для отдельных категорий работников (в основном в бюджетной сфере) федеральными законами предусмотрены виды взысканий, которых нет в ТК РФст. 192 ТК РФ. Например, для гражданских госслужащих это предупреждение о неполном должностном соответствииподп. 3 п. 1 ст. 57 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Аналогичное взыскание есть и для работников таможенной службы и органов внутренних дел, также к ним может применяться и строгий выговорст. 29 Закона от 21.07.97 № 114-ФЗ; ч. 1 ст. 50 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

Работодатель волен выбирать, какое дисциплинарное взыскание применить к работнику. Но при этом работодатель должен быть готов доказать, что при наложении взыскания он учел не только тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, но и предшествующее поведение работника, его отношение к трудуп. 53 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2.

Так, суд признал незаконным приказ об объявлении замечания преподавателю по классу флейты, которая, как следовало из служебных записок ее коллег, в день проведения концерта «при музыкантах… детях и их родителях позволяла себе грубые эмоциональные высказывания по отношению к заместителю директора, дежурному по зданию и вахтеру».

Помимо показаний свидетелей, суд учел также, что преподаватель неоднократно награждалась грамотами, благодарностями и дипломами, пользуется авторитетом у родителей и учащихся школы. Учитывая все фактические обстоятельства произошедшего конфликта, суд посчитал, что работодатель безосновательно вынес работнице замечаниеАпелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 30.08.2016 № 33-16491/2016.

Рассказываем руководителю

Неэтичное поведение на работе не относится к однократному грубому нарушению работником трудовых обязанностейч. 3 ст. 192, п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Поэтому сразу уволить работника, позволившего себе такое поведение, нельзя.

Но если у него уже есть дисциплинарное взыскание и он в течение года снова неадекватно себя проявит, тогда работодатель имеет полное право его уволить за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причинп. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Наказывать надо правильно

Очень важно четко соблюсти всю процедуру объявления работнику-грубияну замечания или выговора. Иначе суд потом может признать незаконным наложение дисциплинарного взыскания, да еще и постановить, чтобы работодатель выплатил работнику компенсацию морального вредасм., например, Решения Билибинского райсуда Чукотского АС от 03.05.2017 № 2-33/2017~М-23/2017; Дальнереченского райсуда Приморского края от 12.12.2017 № 2-898/2017.

Напомним, как пошагово должна проходить эта процедураст. 193 ТК РФ.

Шаг 1. Фиксируем факт совершения работником дисциплинарного проступка (то есть его неэтичное поведение). Ведь на случай судебной тяжбы у работодателя должны быть доказательства такого проступкап. 34 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2.

Зафиксировать проступок можно путем составления:

или докладной либо служебной записки на имя генерального директора;

или акта;

или решения комиссии (например, по результатам служебного расследования).

Наиболее оптимальный документ — это акт, поскольку изложенные в нем факты будут засвидетельствованы несколькими людьми (как правило, двумя-тремя). Ведь если работник пойдет судиться по поводу наложенного взыскания, именно эти люди могут быть свидетелями со стороны работодателя. Если неэтичное поведение подтверждается записями с камер видеонаблюденияАпелляционное определение Сахалинского облсуда от 27.09.2016 № 33-2371/2016 или распечатками (скриншотами) экранаРешение Центрального райсуда г. Комсомольска-на-Амуре от 02.03.2017 № 2-842/2017~М-137/2017, то это, безусловно, будет огромным плюсом для работодателя.

Внимание

В трудовую книжку запись об объявлении замечания или выговора не вноситсяст. 66 ТК РФ. А вот в личную карточку ее можно внести, чтобы отслеживать наличие и количество у работника дисциплинарных взысканий.

Шаг 2. Вручаем работнику уведомление о необходимости представить письменное объяснение своему проступку. На это у работника есть 2 полных рабочих дня, которые считаются со дня, следующего за днем вручения ему уведомленияст. 193 ТК РФ.

Шаг 3. Если в отведенный срок работник не представит письменное объяснение своему поведению либо работодатель сочтет изложенные в объяснении причины неуважительными, тогда надо издать приказ об объявлении замечания или выговора. В нем следует кратко описать проступок и сослаться на составленные в связи с этим бумаги (акт, объяснительную и т. д.).

Работника надо ознакомить с приказом под роспись в течение 3 рабочих дней с момента его издания. Если работник по каким-то причинам отсутствовал на работе (был на больничном или в командировке), то период его отсутствия замораживает течение этого срока. Если работник отказывается знакомиться с приказом, об этом нужно составить акт в произвольной формест. 193 ТК РФ.

Обратите внимание: на то, чтобы издать соответствующий приказ (о вынесении замечания или об объявлении выговора), у работодателя есть 1 месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступкаст. 193 ТК РФ, то есть со дня, когда о проступке стало известно непосредственному руководителю работника-нарушителя (например, начальнику отдела)п. 34 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2. Месячный срокп. 34 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2:

продлевается на время болезни работника или нахождения его в каком-либо отпуске (ежегодном оплачиваемом, дополнительном, учебном, за свой счет и др.). Кстати, если неэтичное поведение работника было документально зафиксировано утром, а вечером того же дня он оформил больничный, это отнюдь не означает, что проступок совершен в период болезни. Суд счел, что работник злоупотребил правом и отказался признавать незаконным приказ о выговореАпелляционное определение Мосгорсуда от 16.07.2018 № 33-31179/2018;

не продлевается на дни, в которые работник отсутствовал на работе по каким-то другим основаниям, например на дни дополнительных выходных.

Вместе с тем не получится объявить замечание или выговор за неадекватное поведение, если со дня совершения дисциплинарного проступка прошло 6 месяцевст. 193 ТК РФ.

Упомянутые сроки являются для работодателя пресекательными и не подлежат восстановлению. Их пропуск исключает возможность применения к работнику дисциплинарного взысканиясм., например, Апелляционные определения Оренбургского облсуда от 24.05.2017 № 33-3491/2017; Новосибирского облсуда от 12.10.2017 № 33-9936/2017.

* * *

В заключение мы расскажем об одном любопытном деле, где факт неэтичного поведения действительно имел место, был подтвержден и работодателем была соблюдена вся процедура объявления работнику выговора, но суд тем не менее взыскание отменил.

Сотрудник с корпоративного номера отправил своему начальнику через мессенджер What’sApp оскорбительное изображение. Вот только сделал он это в нерабочее время (в 20:37) и не по месту работы. Поэтому суд сказал, что действия работника никак не связаны с его трудовой деятельностью. Использование им корпоративного номера также не доказывает законность выговораАпелляционное определение Красноярского крайсуда от 28.02.2018 № 33-2767/2018.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Кадры / Оплата труда

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Жалоба работников на работника: как составить коллективную жалобу на сотрудника

Содержание

  1. Основания для подачи жалобы
  2. Как написать жалобу на сотрудника
  3. Образец коллективной жалобы
  4. Куда можно пожаловаться на коллегу
  5. Сроки ответа на жалобу
  6. Меры наказания для работников

Практически в любом трудовом коллективе между сотрудниками возникают трения, обусловленные самыми разными причинами. Они могут вызываться как производственными, так и личностными обстоятельствами. Одним из способов решения подобных конфликтов является подача жалобы работников на работника. В данном обзоре расскажем о том, как составлять и кому подавать жалобу, каковы сроки её рассмотрения и что грозит нарушителю за проступок.

Как написать жалобу на сотрудника

Основания для написания жалобы

Унифицированного перечня ситуаций, в которых можно и нужно подавать жалобу на работника, не существует. Ст. 21 ТК РФ устанавливает, что работник обязан, в частности, добросовестно выполнять свои должностные обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину. Кроме того, есть ведомственные и корпоративные акты, которые регулируют вопросы деловой этики.

В общем случае основание для жалобы на работника появляется, когда он совершает какой-либо проступок. Поэтому можно подавать жалобу на сотрудника:

  • за хамское поведение;
  • за несоблюдение трудового распорядка (опоздания, ранние уходы, «растянутые» обеды, перекуры);
  • за употребление алкоголя в рабочее время;
  • за отказ от выполнения должностных обязанностей, стремление «спихнуть» производственные задачи на коллег;
  • за оскорбления и сексуальные домогательства.

Но прежде чем подавать жалобу за хамство коллеги или другой неблаговидный поступок, следует поговорить с ним и попросить (потребовать) изменить своё поведение. Практика показывает, что зачастую такой разговор, особенно если с нарушителем беседует не один работник, а несколько, может кардинально изменить ситуацию.

Сотрудники фирмы, сидящие за столом

Как написать жалобу на сотрудника на работе

Жалоба – это вид обращения, поэтому к нему применимы нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Жалоба на сотрудника от сотрудника организации должна включать в себя:

  • реквизиты адресата, например, должность и Ф. И. О. руководителя организации;
  • реквизиты заявителя;
  • должность и Ф. И. О. работника-нарушителя;
  • описание нарушения;
  • просьбу принять меры воздействия.

    Обращение должно быть подписано заявителем, на нём также должна быть указана дата составления.

    Грамотная жалоба на сотрудника пишется со ссылками на нормы, которые были нарушены. Поэтому чтобы написать жалобу на коллегу по работе, которая даст результат с большей вероятностью, нужно проштудировать нормативные акты. Кроме того, если есть возможность приложить документы, подтверждающие существо жалобы, нужно это обязательно сделать.

    Образец коллективной жалобы на сотрудника

    Если некорректное поведение одного из сотрудников касается нескольких его коллег по работе, то в этой ситуации правильным будет написать коллективную жалобу на работника руководителю. Скорее всего, коллективная жалоба на коллегу окажется более эффективной, чем индивидуальная: чем больше мнений в ней будет отражено, тем более внимательно она будет рассмотрена.

    Куда можно пожаловаться на коллегу

    Пожаловаться на некомпетентность сотрудника можно его непосредственному начальнику или руководителю организации, в которой он работает. Если жалоба не возымела действие, можно «вынести сор из избы» и обратиться в инспекцию труда или прокуратуру.

    Мужские руки, держащие ручку

    Сроки ответа на жалобу

    Согласно требованиям ст. 12 59-ФЗ, ответ на жалобу о некорректном поведении сотрудника должен быть дан в течение 30 дней с даты её получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлён, но не более чем на 30 дней.

    Какие меры наказания могут быть применены

    Меры наказания, которые могут быть применены к сотруднику, зависят от тяжести допущенного нарушения. Если работник совершил дисциплинарный проступок, ему грозят меры дисциплинарного взыскания в соответствии со ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), а за административное правонарушение или преступление – наказание, предусмотренное КоАП или УК РФ.

    Задайте свой вопрос бесплатно

    Получите ответ в течение 15 минут!

    Пример: Написал заявление об увольнении, отработал положенные 2 недели, а работодатель не хочет платить заработную плату за этот период. Куда и как жаловаться для получения денег?

    Нет времени ждать? Позвоните нам:

    64 юриста готовы ответить на Ваши вопросы

    Спасибо, что задали вопрос!

    Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жалобу путину на прямую линию
  • Как написать жалобу путину на жкх
  • Как написать жалобу прокурору образец правильно
  • Как написать жалобу прокурору на судебных приставов образец
  • Как написать жалобу прокурору краснодара