Как написать журналистскую статью

Как писать интересные статьи? Дадим практические советы, используя правила написания журналистских текстов и рекомендации профессионалов.

Краткое содержание

  • Что такое статья и как ее писать
  • С чего начать и чем закончить
  • Как правильно построить статью
  • Что такое хороший стиль в журналистике
  • Советы начинающим журналистам от профессионалов

Статья — это…

Один из основных жанров журналистики предполагает описание важного события или явления, обязательно с его осмыслением и анализом, обобщениями и выводами. Статья – это аналитика.

Основные виды статей:

  • Общеисследовательская — здесь идет речь о направлениях политического и экономического развития страны, нравственных проблемах общества.
  • Полемическая представляет собой ответ на статью оппонента.
  • Тактико-аналитическая раскрывает узкую проблемную тему в определенной сфере жизнедеятельности.

В интернете часто встречается определение «информационная статья». При этом представленный в качестве примера материал можно назвать заметкой, информацией, рассказом – чем угодно, но не статьей. Потому что в этих публикациях нет главного – аналитики. Кроме того, в статьях должна прослеживаться позиция автора, присутствовать его предложения по решению проблемы.

С чего начать и чем закончить

Работа над статьей состоит из нескольких этапов.

Отбор темы

Ее может подсказать сама жизнь (случившееся неординарное событие, нуждающееся в осмыслении). Либо сознательное обращение к вопросу, интересующему аудиторию, но пока не освещенному другими. В век интернета для этой цели можно анализировать запросы поисковых систем и следить за тематикой блогов. Главное требование: тема должна быть новой, важной, захватывающей.

Накопление фактов

Основы журналистики диктуют правило – не ограничиваться одним источником в поиске фактов, цифр, сведений по выбранной теме. Использовать и собственный опыт. Не все факты войдут в итоговый материал, но тема должна быть изучена максимально полно.

Анализ собранного материала

Не надо втискивать в статью все найденные факты. Их разбивают на те, что обязательно войдут в статью, и те, что нужны для полного изучения вопроса. Не надо разбрасывать добытые факты по всему материалу. Лучше сгруппировать однотипные и подавать блоками.

Составление плана

Можно записать разделы на бумаге, можно набросать тезисы или держать логику построения в уме, но план должен быть обязательно. Это полдела при написании статьи. Грамотный, подробный план поможет написать дельную статью. А пункты нетрудно трансформировать в подзаголовки.

Автору следует ответить на вопросы: о чем будет статья, в чем ее суть, для кого пишется, что нового и важного будет сообщено читателям? План отражает существующие мнения, суждение пишущего на этот счет, аргументы и вывод. Хорошо, если напоминает «перевернутую пирамиду», когда наиболее значимые факты и суждения подаются уже во вступлении, а дальше идет аргументация. Либо, напротив, прежде обнародуются факты, наблюдения, основная мысль, а потом на их основе делается вывод.

Написание черновика

Без этого не обходится ни один начинающий журналист. Черновиков может оказаться несколько. Не беда. Набирая текст на компьютере, не удаляйте не понравившиеся абзацы. Случается, что к ним вновь возвращаются. Бумажные черновики тоже не рвите. Выбросите все ненужное после окончательного написания статьи.

Отделка написанного

Требуется время, чтобы увидеть недочеты в работе и сделать правки. Проверяйте грамматику, орфографию, пунктуацию, логику изложения, связь между предложениями, цитаты, фамилии.

Как правильно построить статью

Структура статьи — это заголовок, лид, подзаголовки, основной текст, заключение. Работу над статьей начинают с основной части, а уже по ее завершении пишут вступление, заключение и заголовок. Впрочем, эта рекомендация может быть нарушена в части заголовка.

Заголовок

Важнейшее звено в структуре публикации. Все люди начинают чтение с заголовка. И если он их не зацепил, переводят взгляд на другой материал. Заголовок – это реклама текста.

Он должен содержать ответ на вопрос, интересующий читателя («Как выйти на пенсию досрочно?»). Чтобы привлечь внимание, надо использовать интересные речевые обороты («Канули в лето» — о проблемах туроператоров). Хороши вопросительные заголовки.

Лид

Первый абзац статьи отвечает на вопросы: что полезного в этом материале и кому он предназначен. Должен быть коротким (2-3 предложения), информативным и «липким», чтобы притянуть читателя и заставить прочесть весь материал. Пример из «Аргументов и фактов»: «Россия входит в топ-10 стран с наибольшим количеством смертей от болезней сердца, хотя в развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается». Понятно, о чем пойдет речь, кому и зачем надо читать.

Подзаголовки

Они тоже должны интриговать: намекать, о чем будет разговор, но не рассказывать всего. Если пишете для серьезных изданий, а не желтой прессы, не выносите в подзаголовки голословные и заведомо ложные сведения.

  • Используйте глаголы.
  • Соблюдайте единый стиль подзаголовков.
  • Избегайте фраз со знаками препинания.
  • Точки в заголовках и подзаголовках не ставьте.

Основная часть

Это самая объемная часть статьи, содержит несколько разделов, отмеченных подзаголовками.

Автор описывает проблему, объясняет, чем она опасна, дает статистические данные, приводит мнения экспертов, обязательно обращается к чувствам читателя, осознавая и поддерживая связь с ним. Читатель должен понять, что написанное важно лично для него.

Далее переходит к решению проблемы. Перечисляет источники. Сравнивает их, рассказывает, почему не все работают.

Приводит примеры из личной жизни, комментарии экспертов, цитаты, полезные советы. Это оживляет текст.

Предлагает свой (или предпочтительный) путь решения, доказывая его преимущества причинно-следственным способом.

Заключение

В этой части статьи подводится итог рассуждений или дается вывод. Автор выделяет и повторяет для читателя самые важные моменты статьи. Это позволит читателю самому сделать вывод из прочитанного и, возможно, продолжить изучение темы.

Хороший стиль – это…

Чтобы понять, как научиться писать статьи, стоит ознакомиться с признаками добротного журналистского текста. Вот основные.

  • В тексте преобладает энергичный действительный залог. Страдательный используется минимально или вовсе отсутствует. (Сравните: Садовник уничтожил вредителей. – Вредители уничтожены садовником).
  • Акцент – на глаголах и существительных. Другие части речи, включая прилагательные, присутствуют в меньшем количестве, но должны рисовать картинку (Сравните: Автомобиль повалил забор – Массивный Ленд Крузер снес кирпичный забор.)
  • Слова короткие, простые, лексика нормативная, без штампов, неблагозвучных слов, неологизмов.
  • Предложения простые повествовательные; если сложные, то предпочтение отдано сложносочиненным, а не сложноподчиненным. Не более 18 слов. Чередуются короткие и длинные предложения – так создается динамика текста.
  • Есть предыстория, вводящая читателя в курс дела.
  • Непонятные термины объяснены.
  • На все поставленные вопросы даны ответы.
  • Нет голословных утверждений.
  • Отсутствуют несущественные детали.
  • Материал не затянут («Краткость – сестра таланта»).

Научившись этому, отточите свой стиль. Многословные, тяжеловесные и запутанные фразы превратятся в краткие и точные.

Советы начинающим журналистам от профессионалов

Если понял, что журналистика – призвание, главное – не бояться чистого листа. Писать хоть что-то, пока не остановился на одной теме. Писать, повинуясь вдохновению, пусть с ошибками, без плана и структуры, без заголовков и точных сведений. Писать, чтобы учиться. И всегда помнить слова Стивена Кинга, обращенные к начинающим журналистам и писателям: «Главное правило успешного автора: много писать и много читать». Чтение расширяет кругозор и располагает к размышлениям. А письмо совершенствует мастерство. Не стоит переживать, если написанное далеко от шедевров кумира. Все придет со временем. Начинайте с простых историй, серьезные аналитические статьи будут написаны позднее.

Несколько коротких советов:

  • Удаляйте информацию в скобках – она не важна.
  • Не злоупотребляйте словом «можно»: оно показывает неуверенность автора.
  • Избегайте однокоренных слов в одном или соседних предложениях.
  • Не используйте вводные слова и превосходную степень.
  • Пишите преимущественно в третьем лице.
  • Ссылайтесь на источники, когда приводите не общеизвестные факты.
  • Значимые слова помещайте в начало и конец предложения.
  • Делайте абзацы не длиннее 6-8 строчек.
  • Обходитесь без причастных и деепричастных оборотов.

Когда статья будет закончена, прочитайте ее вслух – так легче понять, что надо исправить.

Итак, как написать хорошую статью? Выберите актуальную проблемную тему, определите, для какой аудитории будете писать, придумайте забойный заголовок, составьте цепляющий лид, найдите яркие сведения, опишите суть проблемы и пути ее решения, выскажите свою точку зрения, подкрепите ее цитатами экспертов, подведите итог разговору. Такой текст заинтересует читателя и привлечет внимание к его автору.

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации

Есть, что обсудить в комментариях

Автор: Лариса Павловна Нода, старший преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана.

Как написать статью?

Речь пойдет о публицистическом материале. Автор в журналистике с 1978 года, а потому кое-какие положения будет демонстрировать примерами из собственной практики.

Первое, над чем вы, как автор, должны задуматься – для кого пишете?

Второй вопрос, который надо задать себе, какова цель данного материала?

И третье – каков будет жанр изложенного.

Ответив объективно на все три вопроса, можно приступать к работе.

Автор осознает, что по каждому пункту можно написать монографию, но ставит цель – осветить самые важные моменты.

Аудитория

Первое. Самое важное – это наша аудитория. Да-да, именно аудитория. Кому это действительно будет интересно? Кто будет читать этот материал? Школьники? Коллеги? Начальство? Это всё разные категории читателей, которым интересны неодинаково сформулированные и по-разному поданные темы, с разными примерами и формулировками.

Недаром существуют СМИ (средства массовой информации) для всех категорий читателей, зрителей, слушателей. Для какого издания пишете? Делового? Информационного? Методического?

В каждом СМИ нужны именно свои, отличные от других, примеры, детали, которые надо продумывать, адаптировать для данной категории читателей. А главное – стиль, который был бы понятен именно вашей аудитории. Ироничный? Строгий?

Для детей – попроще. Для начальства – совсем другой.

Кстати, когда я писала полосы «Взрослым о детях», старалась подбирать в качестве примеров как стандартные ситуации, так и конкретные образчики из жизни, такие, которым поверил бы каждый родитель.

Так для кого же пишите вы? Определились?

Маленькое, но очень важное уточнение: на заданный вопрос «Для кого пишете?» ответ «для всех» – это значит, ни для кого. Да-да. Проверено. Помните об этом.

Цель

Второе – цель написания материала. Возьмем направление, которое волнует всех – образование. Представить свою школу, лучший класс? Отчитаться перед директором? Рассказать об интересном опыте коллеги? Отразить суть увлекательного открытого урока? Поведать о курсах повышения квалификации? Познакомить коллег с любопытной методической литературой? Показать в самом выгодном свете свой проект?

Согласитесь, всё перечисленное – об образовании, но в каждом отдельном случае нужны самые разные акценты и примеры.

Кстати, правильно определенная цель дает нам верно выбранный жанр, а также именно то СМИ, которое с радостью примет и опубликует ваш труд.

Что это будет: газета или методический журнал? Научно-познавательный сайт или стенгазета? Информационный портал? Для всех этих перечисленных СМИ сочинять надо по-разному. В зависимости от поставленной цели.

Кстати, писать нужно только о том, что знаете очень хорошо, в чем разбираетесь лучше других.

Жанр

И третье – каков будет жанр будущего шедевра?

Любая информация может быть представлена в самой разной форме. В журналистике это называется жанр. Думается, этой непростой проблеме стоит посвятить отдельный материал, здесь же только скажу: минимум три вида жанров надо знать каждому пишущему.

  1. Информационный.

Информационные жанры – заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода (конкретный=реальный случай для освещения), рассмотрением отдельного факта, лучше одного-двух.

Материал должен отвечать на вопросы:

  • Что конкретно произошло?
  • Где это было?
  • Когда реализовалось?
  • Кто совершил?

Заметка – четкий, лаконичный рассказ о событии.

В репортаже важно присутствие автора, который увидел что-то очень значимое, о чем необходимо поведать общественности.

Отчитаться о произошедшем, написав отчет,  – удел тех немногих, кто посетил данное немаловажное мероприятие, о котором и пойдет речь.

Интервью: вопрос – ответ с важной персоной,  которая расскажет о преподносимом событии лучше других. Текст интервью желательно согласовать с респондентом, это обезопасит автора от ненужных разбирательств.

  1. Аналитический.

Там, где присутствуют анализ, рассуждения, рассмотрение данной определенной проблемы со всех сторон.

Во что выльется этот анализ-разбор? Корреспонденция, статья, рецензия, обзор, расследование. Что же выберете вы? Решать автору. Главное, чтобы  материал содержал весь набор фактов, доказывающих вашу основную излагаемую мысль.

А также отвечал на такие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? (это вопросы информационного толка, игнорировать которые нельзя), а еще не забыл аналитические: Почему? Как? Зачем? Последние три особенно важны именно в аналитической  публицистике, где главное – анализ произошедшего.

Почему это произошло?

Как, каким образом?

Зачем нам нужно обнародовать данные подробности?

  1. Художественно-публицистический (описательный) – художественно описать, отобразить действительность. Несомненно, надо обладать определенным талантом, чтобы написать эссе, очерк, фельетон или памфлет. Кстати, заметили, сегодня их всё меньше на страницах СМИ.

Для всех жанров важен событийный повод. Не просто так написать о чем-то, а именно по факту-поводу свершившегося.

Сбор материала

Определившись с аудиторией, целью и жанром будущей публикации, имея общественно значимый событийный повод, приступим к сбору материала. Разговариваем с людьми, узнаем мнения, выписываем яркие цитаты, проводим нужные исследования для наглядного показа обсуждаемой проблемы.

Желательно составить план, который поможет систематизировать мысли. Даже опытные журналисты не чураются набросать тезисы, план, схему будущего материала. План можно представить в том виде, какой вам больше нравится. Простой, сложный, вопросный, тезисный, назывной – видов планов множество. Главное – удобство. Примеров миллион:

1) 2)  3) …

А, Б, В…

I

1)

а) …  б)…  в)…

 Кстати, у многих еще со школьных времен неприятие планов как таковых. Зря. План помогает отразить тему системно.

Если необходимо, озаглавьте каждый пункт. Я люблю занести на бумагу, в вордовский файл ключевые слова: они помогают логично выстроить текст. Называю это метод ассоциаций, мне кажется, так легче.

Что-то возникло в процессе написания, пришла идея – обязательно запишите. Когда мысли набегают друг на дружку,  фиксация – самый верный способ их сохранить. Что пойдет в этот конкретный материал, покажет время, а зафиксированная, записанная мысль не убежит!

Далее – пронумеровать эти самые идеи и примеры. Что куда распределяем? Во введение – обоснование и завлекушку. В главную часть – суть, раскрытие проблемы, мнения авторитетов. Ну и ударное заключение.

Еще одна подсказка. Сформулируйте – о чем будет материал. «Я пишу о том, как…» или «Я пишу о том, что…». Постарайтесь выразить данную мысль ясно, четко, это очень помогает держаться одной темы в одной публикации.

Сбор материала предполагает, что автор заранее знает, что он будет писать заметку с этого мероприятия, проблемную статью на заданную тему. А значит, запоминайте, отмечайте в блокноте как можно больше интересных  моментов. Смотрите, слушайте! Важно всё: каждый этап, любой нюанс. Держите наготове ручку и листок бумаги, заносите в блокнот самое значимое. Одна услышанная реплика может дать как заголовок, так и еще одну мысль для будущей статьи. Важно только уметь ее услышать.

Как-то в конце мая собирала материал для публикации о Дне защиты детей. Опросила десятка два человек. Приставала к самым разным людям с вопросом «От чего/кого надо защищать наших детей?» Материал написала на одном дыхании, но не отсылала в газету – не было в нем концовки, заключительного аккорда.

И тут вышли из университета со студентами. Одна первокурсница просит:

– Лариса Павловна! А у нас растет подорожник? Покажите мне подорожник.

Изумилась: о! дитя асфальта! И тут же тыкаю зонтиком в молодые зеленые листочки. И в этом месте одна девушка-сорванец с удивлением вопрошает:

– А у тебя что, в детстве не было ран?

– Нет!

– И ссадин? Ну чем ты их залепляла, когда падала, ушибалась? Когда кровь текла?

– Да не падала я!

Услышав всё это, поняла – вот она, реальная концовка, к которой я приписала: «Вот так. Детство без подорожника, без ссадин и травм, без беготни и ушибов. Мне кажется, всё это должно быть в меру. Во дворе, в школьном и загородном лагере. А вы говорите – защищать. Надо защищать от детства БЕЗ подорожника».

Материал проявился на газетной полосе с этой приведенной концовкой под заголовком «Детство без подорожника».

Композиция

Помните: в любом материале важно соблюдать композицию: построение этого самого текста.

Введение – кратко раскрыть основную мысль, которую хочется донести. В самом начале обоснуйте выбор темы, чтобы к вам не возникало лишних вопросов: почему именно эта тема, а не другая. Тут-то и поможет событийный повод. Почему именно этот человек – герой вашего материала. Это важно. Это сразу настроит читателя и вас, автора, на нужный лад. Аргументировав тему, вы сразу покажите ее значимость.

В журналистике даже придумали термин «лид» – начало материала, вводящее читателя/зрителя в суть. Теоретики выделяют десятки лидов (видов начал материала) – от цитаты, анекдота, вопроса, телеграммы до описания, рассуждения. Выбрать есть из чего. Думается, предпочтение конкретного лида диктуется целью, стилем материала. Но главная задача всех лидов одна – зацепить читателя, не дать ему уйти с полосы, сайта, «заставить» прочитать публикацию.

Заголовок, подзаголовок, лид – составляющие любой статьи. Их умелое сочетание – это целая наука. Есть великолепные мастера, придумывающие всё с ходу. Есть те, кто мучается с заголовком. Кстати, таких большинство.  Шикарны заголовки в «Литературной газете», необычны – в «Новой газете». Посмотрите, почитайте. Во многих редакциях на заголовках «сидят» самые опытные журналисты. Или острословы. Заголовком может быть цитата из вашего текста, самая яркая мысль.

Студентов своих учу, как натаскивали в редакциях меня. Написал текст – придумай к нему пять заголовков. Вот это учеба, скажу я вам, есть, где развернуться.

Основная часть. Самый простой способ – четко, обоснованно изобразить ситуацию, проблему. Привести примеры, доказательства. Проверьте цитаты, а также имена, фамилии героев публикации, их должности. Эти сведения лучше скопировать с визитки, предварительно уточнив их правильность.

В заключении подвести итоги, сообщить выводы, а, может быть, задать вопрос, тем самым, подтолкнув к дискуссии.

Перечитайте своё написанное. Ответили ли вы своим материалом на те самые главные вопросы, что обозначены в самом начале этой статьи?

Что конкретно произошло?

Где это было?

Когда реализовалось? 

Кто совершил?

Если материал велик по объему, разбейте его на части, озаглавьте  каждую. Читатель скажет за это спасибо.

Есть ударное начало? Хороша ли концовка? Соблюден ли стиль?

О языке

Избегайте штампов, заезженных выражений. Они уместны в научной статье, где как раз таки и возможны трафареты («Анализ показывает, что…», «Следует заметить, что…», «Автору удалось показать…»), но совершенно не читаются в публицистике, где ценятся неординарность, свежий взгляд на проблему.

Перечитайте написанное. Объективен ли материал? Не стыдно ли вам будет, если его обнародуют? Все ли примеры соответствуют основной теме? Чего не хватает? Какие предложения или абзацы откровенно лишние, и, если их удалить, не изменится суть написанного? Ответьте на эти вопросы.

Скорректируйте текст. Вычитайте с бумаги. Не надейтесь на профессиональных корректоров: многие  редакции экономят и не держат их в штате.

Кстати, продумайте: будет ли это единичная заметка или серия статей. Вам есть что предложить данной редакции? Сегодня, как и много лет назад, редакции СМИ ищут креативных, умеющих излагать собственные мысли.

Учитесь обобщать накопленный опыт. Читайте то, что пишут о своей работе журналисты и писатели – всякий опыт писания полезен. Множество советов содержат воспоминания, записные книжки классиков.

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский по просьбе журнала «Журналист» в далеком 1972 году написал статью «С чего начинается качество». Суть проста. Он изложил технику своей работы – как он готовил к публикации материал «С чего начинается качество» для газеты «Известия».

Сколько лет прошло, а статья в профессиональном журнале остается актуальной до сих пор, ибо отвечает на самые главные вопросы. Как искать тему? С чего начинать? Как писать? Всё ли собранное помещать в статью? Какие факты особенно притягательны? Вопросы-то не праздные. Всё это касается как каждого материала, так и всего нашего творчества.

И да! Не торопитесь отсылать материал в редакцию, вешать на сайт сразу же после того, как поставлена последняя точка.

ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте весь материал ВСЛУХ. Да-да, не торопясь,  медленно, непременно вслух весь материал.

Лучше всего это сделать наутро после написания. Я всегда студентам говорю: встаньте на полчаса раньше, даже если вы легли далеко за полночь. И прочитайте вслух написанное, стараясь абстрагироваться от этого конкретного написанного вами же материала. Это необходимо, чтобы объективно отнестись к сочиненному.

Читайте не как автор, а как редактор: непредвзято, с намерением улучшить текст. И тогда вы услышите длинноты, повторы, уловите смешение всевозможных стилей в одном абзаце, обнаружите самые разнообразные ошибки – от плеоназма (упал вниз, месяц май) до тавтологии (правдивая истина,  певец пел).

Зачастую именно утром, на свежую голову, видны = слышны алогизмы, отсутствие так необходимых в данном контексте примеров.

Нужны ли иллюстрации к вашему тексту? Если да, то кто их делает? В каком виде? Фотография, шарж, рисунок, таблица, схема, диаграмма, инфографика. У каждой из перечисленных – своё предназначение. Иная качественно выполненная иллюстрация заменит полноценный материал. Во избежание недоразумений эти вопросы необходимо обсудить с редакцией в период написания материала, чтобы не возникло задержки во время верстки номера с вашим материалом.

Что делать, если не пишется?

Бывает так, что мыслей, вроде бы много, а не пишется. Чай, кофе, шоколад, мед, ароматы, легкая разминка, массаж, свежий воздух – это на любителя.

У меня есть несколько советов.

Я составляю цепь ассоциаций по теме будущей статьи. Например, этой: заголовок, лид, завлекающее введение, жанры, основная часть, заключение, публикация, язык и стиль, Аграновский. Когда ассоциаций становится достаточно для материала, собираю их в блоки, которые моментально перераспределяю по частям. Вот и план готов! Роюсь в своих блокнотах, перелистываю цитатники. Начинаю писать кусочки. Абзацы. Делаю дыхательную гимнастику и…

И после очередной чашки кофе всё идет как по маслу.

Можно мысленно или реально рисовать картинку, которую хотите описать. Студентов всегда отсылаю к черновикам А. Пушкина и других классиков, чьи страницы черканы-перечерканы в поисках нужного слова. Редко кто писал чисто, сразу набело. Кстати, в тех же черновиках Пушкина полно рисунков. Думается, они тоже помогали изложению.

Подпись

И еще. Продумайте, как будете подписывать материал. У меня есть стандартная подпись, которую вы видели рядом с заголовком. Но для редакции важны и ваши контакты: адреса электронной почты, скайп, телефоны. Всё это облегчает обратную связь, а также говорит о культуре письма.

        Удачных вам публикаций!

anod.64@mail.ru
скайп:  larisa.noda
+ 7 701 326 91 67.

Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетовЛюбой человек, имеющий хотя бы общее представление о журналистике, понимает, что в первую очередь эта деятельность связана с поиском информации. И его можно назвать основополагающим в работе журналиста как автора материалов: статей, эссе, отчетов и т.д.

Содержание:

  • Как искать информацию (общие рекомендации)
  • Как написать эссе
  • Как написать статью
  • Как написать журналистский отчет
  • Проверочный тест

Как и следует полагать, начнем мы с информационного поиска.

Информационный поиск (общие рекомендации)

Информационный поиск – это выявление в текстовых массивах сведений, касающихся определенной темы и удовлетворяющих заданным условиям. Эти сведения содержат в себе самые значимые факты.

Поиск информации предполагает прохождение нескольких стадий:

  • Определение информационной потребности
  • Формулировка запроса
  • Определение источников, содержащих информацию по запросу
  • Извлечение информации из источников
  • Ознакомление и анализ полученной информации

Четкое понимание того, что нужно найти, очень важно, но максимального внимания заслуживает вопрос об источниках искомого материала. Интересующая информация может находиться в библиотеках, архивах, картотеках, журналах, газетах и прочих СМИ и, конечно же, в интернете. Сейчас, естественно, наиболее востребован последний, но прочими источниками пренебрегать не нужно, т.к. в них тоже можно найти массу полезного (например, в архивах могут быть данные, которые никто и никогда не загружал и, вполне вероятно, даже не загрузит в интернет, а они могут быть очень ценными).

Источники, из которых берется информация, должны быть достоверными. С большой долей вероятности достоверность определяется по их стилистике. Самые распространенные – это:

  • Научно-популярные размышления
  • Научные исследования
  • Философская литература
  • Художественная литература
  • Публицистические произведения
  • СМИ

Ни один из источников нельзя назвать достоверным на 100%, но максимальная достоверность присуща научным исследованиям и научно-популярным размышлениям. Сведения, найденные в любом другом источнике, нужно тщательно проверять, чтобы использовать в работе только актуальные и правдивые данные.

Непосредственно процесс информационного поиска основывается на ряде принципов:

1 Принцип наглядности
2 Принцип научности
3 Принцип актуальности
4 Принцип систематичности
5 Принцип доступности
6 Принцип избыточности

А если говорить о поиске данных в интернете, то он бывает простым и расширенным. В первом случае в поле поисковой системы вводится сформулированный запрос, а во втором поиск осуществляется по заданным параметрам, которые устанавливаются при помощи специальных фильтров в поисковой системе.

Освещенные моменты – это основное, на что требуется обратить внимание при поиске информации. Подробное описание всех принципов и правил вы найдете вот здесь (обязательно перейдите по ссылке, чтобы избавиться от затруднений). Мы же переходим к основным разделам.

Как написать эссе

Как мы знаем, эссе называется небольшое сочинение свободной композиции, где выражается индивидуальное мнение, соображения и умозаключения автора на волнующую его тему. Эссе никогда не стремятся сделать исчерпывающим, т.к. его целью является не столько предоставление абсолютно всей информации по теме или ответы на вопросы, сколько развитие творческого мышления и навыка грамотного изложения мыслей.

Эссе могут различаться по нескольким признакам:

  • По содержанию (исторические, художественные, философские и т.п.)
  • По литературной форме (заметки, письма, рецензии и т.п.)
  • По стилистике (критика, аналитика, описание и т.п.)
  • По форме описания (субъективные и объективные)

Чтобы правильно писать эссе, нужно руководствоваться его признаками. К таковым относятся:

  • Небольшой объем (рамок нет, но рекомендованный объем – 3-7 страниц печатного текста).
  • Конкретная тема и субъективная трактовка (эссе всегда пишется на одну конкретную тему, выражает одно мнение или отвечает на один вопрос).
  • Свободная композиция (нет никаких формальных границ).
  • Непринужденное повествование (манера общения с читателем должна быть доверительной; сложных конструкций, строгих и размытых трактовок следует избегать; автор должен свободно владеть темой).
  • Парадоксы (эссе может вызывать у читателя удивление; некоторые авторы считают это условие обязательным).
  • Смысловая целостность (эссе отличается внутренней согласованностью и непротиворечивостью).
  • Разговорная речь (смысл должен быть доступен каждому человеку, но в то же время нельзя применять шаблоны, клише, избитые фразы, а также жаргон и сленг).

Что касается структуры, то нужно учитывать два условия:

  • Все мысли нужно выражать кратко и в тезисной форме
  • Все тезисы нужно аргументировать

На этих условиях основывается и план эссе:

1

Введение

2

Тезис + аргументы

3

Тезис + аргументы

4

Тезис + аргументы

5

Заключение

При написании эссе обязательно нужно учитывать и несколько важных нюансов:

  • Главная тема эссе и темы его разделов должны быть четко определены
  • Внимание читателя можно захватывать посредством интересных фактов, аллегорий, парадоксов или ярких фраз
  • Вступление и заключение должны фокусировать внимание читателя на основной проблеме
  • Обязательно выделение абзацев, разделов и красных строк
  • Обязательно наличие логической связи между отдельными разделами
  • Информация должна преподноситься экспрессивно, эмоционально и в художественной форме

К более формальным правилам относятся:

  • Наличие заголовка
  • Произвольная структура (не обязательна, но допускается)
  • Факты могут предшествовать аргументам и наоборот
  • Формулировка может быть тождественна итоговому заключению
  • Отсутствие лексических загромождений из служебных деталей («я расскажу», «я пришел к выводу», «я понял» и т.п.)

И последнее, на что мы обратим внимание, говоря об эссе, – это самые распространенные ошибки. Перечислим их:

  • Дефицит деталей (любые доводы нужно подкреплять фактами).
  • Затянутые вступления (предисловие нужно делать кратким и четким).
  • Длинные фразы (предложения нужно делать короткими и емкими).
  • Многословие (не нужно «лить воду» и использовать слова, без которых можно легко обойтись).
  • Перегруженность официальными данными и научными понятиями (даже если они есть, они должны быть только по делу; основные мысли должны принадлежать автору).
  • Некачественная проверка (при проверке нужно устранять ошибки, неудачные речевые обороты и т.п.; проверку нужно делать минимум 2-3 раза).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы понять, как правильно пишется эссе. Но если у вас остались какие-то вопросы по его написанию, ответы на них вы можете найти по этой ссылке.

Как написать статью

Статья представляет собой такой жанр журналистики, где автор анализирует какие-либо явления, общественные ситуации, процессы и т.д. с позиции лежащих в их основе закономерностей. Также в статье автор предлагает решение проблемы.

При написании статьи следует уделить особое внимание ее структуре. Составляющими статьи являются:

1 Заголовок. Чаще всего это фраза, которая обозначает предлагаемую автором для анализа проблему. Он должен быть ясным, емким, вызывать интерес и привлекать внимание. Очень эффективны заголовки, содержащие вопрос.
2 Вступительная часть. В большинстве случаев таковой служит один или два абзаца, подробно раскрывающие проблему, которую поставил автор, и обозначающие ее важность для читателя. Цель вступления – побудить читателя к прочтению статьи.
3 Основная часть. В ней автор анализирует проблему, рассматривает ее с разных точек зрения и определяет наиболее подходящее на его взгляд решение.

4 Заключительная часть. Как и введение, она не должна быть громоздкой. Одного-двух абзацев вполне хватит, чтобы предложить свое резюме и сделать определенные выводы. Смысл заключения – подвести к общему знаменателю все рассуждения основной части и ответить на вопросы, поставленные по вступлении.

Если же разбить процесс написания статьи на этапы, можем увидеть следующую пошаговую инструкцию:

  • 1-й шаг. Выбор темы или постановка проблемы.
  • 2-й шаг. Составление плана статьи. План может быть кратким (с указанием основных пунктов статьи) или более подробным – тезисным (идеи представляются в виде кратких предложений, задавая направление при написании материала). Также в плане нужно отразить необходимые выводы и аргументацию своей позиции. Именно на этом этапе удобно составлять заголовок, но некоторые авторы составляют заголовки уже после написания статьи.
  • 3-й шаг. Написание вступления, где отражается актуальность проблемы для читателя.
  • 4-й шаг. Написание основной части. Необходимо руководствоваться составленным на 2-м шаге планом, использовать списки, диаграммы, графики, таблицы, картинки и т.п.
  • 5-й шаг. Написание заключения, в котором делаются выводы.
  • 6-й шаг. Небольшой перерыв. Он может составлять 10-15 минут. Это нужно, чтобы немного разгрузить мозг, отвлечься и «обновить» внимание, т.к. по мере написания статьи оно будет притупляться, из-за чего велика вероятность не заметить ошибки, неудачные фразы и предложения и т.п.
  • 7-й шаг. Перечитка статьи, исправление ошибок и формулировок, исключение избыточных слов и т.д. При желании этап правок можно пройти повторно.
  • 8-й шаг. Создание заголовка (если он не был составлен на 2-м шаге).

И еще несколько рекомендаций, которые помогут вам в написании статей:

  • Старайтесь использовать преимущественно короткие предложения. Избегайте вводных слов, слов-паразитов, причастных и деепричастных оборотов.
  • Старайтесь преподносить материал простыми словами.
  • Для удержания внимания читателя используйте графические материалы.

А в качестве дополнения советуем вам почитать несколько статей нашего ресурса: «Как научиться писать грамотно», «Логичность и структура текста» и «Как написать текст на любую тему». Пусть на это потребуется потратить чуть больше времени, но тем самым вы сэкономите массу времени в будущем, т.к. научитесь эффективным приемам и не будете совершать распространенных ошибок, в том числе и стилистических.

Как написать отчет

Естественно, речь идет о журналистском отчете. Журналистским отчетом называется официальный рассказ о каком-то событии (главным образом это события кабинетного (протокольного) характера). Вообще отчет как жанр пришел в журналистику из области экономики и политики. Изначально отчеты представляли собой «сухие» документы, но сегодня они должны не просто излагать факты, но и быть интересными для читателя и учитывать его потребности.

Основные признаки отчета таковы:

  • Факты представляются как художественные слепки каких-то событий.
  • Внимание сосредоточено на участниках событий, высказываниях, выступлениях, поступках, действиях людей и мотивации их поведения.
  • Основой отчета служит событие, выраженное в словесной форме.
  • Цель отчета состоит в точном отображении «информационного события» (доклада, выступления, конференции, семинара, симпозиума, собрания и т.п.) с изложением происходившего в хронологическом порядке.
  • Ограниченность повествования пространственно-временными рамками.
  • Детализация информации посредством реплик лиц, участвовавших в событии.
  • Информация преподносится по большей части нейтрально – с позиции пассивного наблюдателя.
  • Учитывая то, что читатель, знакомясь с отчетом, желает быстро понять суть дела, отчет должен быть невелик по объему и выполнен в энергичном стиле.

Отчеты ко всему прочему бывают и нескольких видов:

A Прямой отчет. Это банальный краткий пересказ, в котором авторская позиция никак не выражается.
B Тематический отчет. Отчет с акцентом на главном аспекте описываемого события. Допускается эмоциональное описание, но авторская позиция чаще остается нейтральной.
C Аналитический отчет. Служит для отображения внутренней связи речей, докладов и выступлений; внутреннего содержания событий. Считается самым сложным видом отчетов, и подразделяется на три подвида: отчет-объяснение, отчет-оценку и отчет-программу, что зависит от специфики интересов автора. Присутствует авторская позиция.

Также отчеты могут отличаться по форме подачи:

  • Прямой отчет – информация передается непосредственно с места событий без лишних комментариев.
  • Отчет-коммюнике – рассказ об уже прошедшей встрече (именно политической).
  • Отчет-размышление – отчет, включающий элементы комментирования.
  • Пространный отчет – информация, сопровождающаяся расширенными комментариями.

Писать отчеты нужно уметь каждому начинающему журналисту, т.к., во-первых, это позволяет «набить руку», а во-вторых, опыт помогает научиться делать из обычных отчетов качественные репортажи.

В написании отчета нужно ориентироваться на несколько важных моментов:

  • Язык подачи должен быть формальным и безличным
  • Выражения должны быть предельно точными
  • Подробности должны быть только те, что неизвестны читателю (изначально нужно определить, что ему известно или может быть известно)
  • Информация должна доноситься понятно
  • Структура текста должна быть простой
  • Материал должен быть организован и по возможности проиллюстрирован
  • Один абзац отчета может состоять из 2-4 предложений
  • Приветствуется использование цитирования

Что касается структуры отчета, то она предельно банальна:

  • Новостное ядро (краткое выражение сути описываемого события)
  • Речи участников события, столкновение их мнений, ход обсуждения проблемы
  • Выводы и результаты события

Создавая отчет, нужно стремиться к оживлению пересказа события, применяя для этого средства привлечения и удержания внимания. Нужно приводить описания реальных ситуаций и диалогов, воссоздавать эффект присутствия, добавлять свои умозаключения и комментарии, анализировать (если это допускает форма отчета). Для описания событий следует использовать максимум журналистских средств – только так читатель может быть заинтересован и замотивирован к изучению материала.

Нельзя упускать из вида подробности, которые придают описываемому событию и самому отчету особенный характер и неповторимость. Нужно указывать, что именно происходило в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. Если необходимо выделить авторское отношение, то делать это требуется грамотно: сначала автор предлагает читателю «прочувствовать» событие, а затем поясняет его; открытые комментарии, если они есть, даются только в конце.

Автор любого отчета, если он говорит о людях, принимавших участие в событиях, в обязательном порядке должен предварительно установить и проверить, а потом – назвать их имена и фамилии, занимаемые должности. Если публикация включает в себя формулировки поставленных задач или принятых решений, их надлежит указывать предельно точно и дословно, а не в пересказе.

И еще немного о требованиях к отчетам:

  • Суть передаваемых высказываний должна соответствовать реальному положению дел.
  • Предложения и абзацы нужно выстраивать так, чтобы как можно точнее передавались связи информации и идей, причин и следствий.
  • Цитаты должны быть уместными и содержать логически законченные мысли.
  • Факты и официальные данные (если делать упор на них не требует задание) не должны отягощать текстовый материал, иначе внимание читателя может быстро притупиться.
  • Даже самые скучные данные желательно излагать в необычной форме, используя образные и яркие языковые средства.
  • В отчете не должно содержаться длинных перечислений фамилий.
  • В отчете не должны содержаться малоизвестные термины и понятия, цифровые нагромождения (если изначально присутствуют специфические слова, их нужно заменять более простыми, а профессионализмы следует сопровождать комментариями).
  • Фрагменты выступлений желательно не комментировать, а цитировать (это же относится и к тезисам итоговых документов, если таковые имеются), но чрезмерного цитирования лучше избегать, иначе есть риск затруднить читателю чтение и оттолкнуть его.

Если есть возможность пообщаться непосредственно с докладчиками, очень удобно брать у них тексты выступлений, т.к. это позволяет избежать ошибок в именах, фактах и цифрах.

Берите на заметку эту информацию, и написать эссе, статью или отчет у вас не составит никаких проблем. Также мы надеемся, что и поиск информации станет для вас не только полезным, но и приятным занятием. На первоначальном этапе, конечно, придется потрудиться подольше, но с практикой навыки отточатся, и работа пойдет, как по маслу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы продолжим практику, и расскажем о том, как написать пресс релиз, как представить репортаж, как взять интервью и как вести свою колонку.

2 Жанры и типология4 Репортажи и интервью →

как написать статью

Новость, интервью, репортаж – информационные жанры журналистики. Статья – аналитический жанр. В статье журналист не просто излагает факты и приводит мнения, он их обобщает, вскрывает закономерности, делает выводы и прогнозы.

Парадокс, но «статьи» писал каждый, хотя этот жанр труднее большинства других. Я имею в виду школьные сочинения. Тут вам и факты, и мнения, и анализ, и выводы. Правда, тематика сочинений, как правило, ограничивается литературой. Работая как журналист, вы можете написать статью на любую, в том числе жгуче актуальную тему, или ту, в которой вы дока.

Главное – структура

Писатель Ш. сетовал: «Должен написать для журнала рассказ, а вдохновения нет. Придется мастерством брать».

Вот и мы будем «брать мастерством». Пошаговый план написания статьи включает в себя пять очевидных последовательных этапов:

1. нахождение темы

2. сбор фактов

3. анализ фактов и составление плана статьи

4. написание черновика

5. переработка и отделка текста

У начинающих эти этапы должны следовать один за другим, и автор должен знать, на каком этапе он находится в данный момент.

Шаг 1. Нахождение темы

В школе проще: там темы пишут на доске, остается выбрать. В журналистике бывает двояко:

1. Жизнь диктует тему.

Могли ли спортивные журналисты проигнорировать недавний позорный провал российской молодежной сборной по футболу? Нет, не могли. Большинство изданий дали не только репортажи, но и статьи с анализом причин, почему наш молодой футбол дошел до жизни такой (избаловались!).

2. Журналист специально ищет тему, на которой еще не отметились коллеги-конкуренты, притом такую, чтобы заинтересовала читателей.

Помощь в поисках темы может оказать «маркетинговое исследование» интересов аудитории. Это и анализ статистики запросов в поисковых системах Интернета, и анализ тематики блогов.

Просмотр подшивок с одной стороны может тему подсказать, с другой, напротив, предостеречь от обращения к избитой теме.

Есть еще креативные методы, например, «мозговой штурм», технологии которого мы посвятим отдельный выпуск.

В любом случае действуют универсальные требования к любому журналистскому материалу: он должен сообщать новое, важное, интересное.

Предположим, вы заинтересовались рынком контента для сотовых телефонов: рингтонов (звонков), картинок-заставок, игр. Рекламы много, обзорные статьи тоже есть, но ситуация меняется едва ли не каждый квартал, так что свежий материал лишним не будет. Да и интерес аудитории большой.

Шаг 2. Сбор фактов

С чего начать? Конечно, с цифр. Компания J’son & Partners, ведущее исследовательско-аналитическое агентство в сфере телекоммуникаций, наверняка знает, сколько денег мы потратили на рингтоны в 2004 году. Точно, знает: $300 млн. До $450 млн. потратим в 2005-м. Это больше рынка кинопроката.

Конечно, надо полистать журналы с рекламой рингтонов. Они печатают рейтинги популярности мелодий.

Нужно взять интервью у представителей контент-провайдеров, которые телефонный контент «выпекают». Как минимум, у двух-трех. Спросить, откуда берутся мелодии и картинки, какой процент они платят авторам, на какой возраст потребителей ориентируются.

Не лишним будет набраться личных впечатлений. Ну, с этим проще: разнообразные звонки звучат со всех сторон, не хочешь – услышишь. Главное зафиксировать, чтоб не забыть.

Таким образом, при сборе фактов для статьи используются все три источника, о которых мы говорили в прошлых выпусках: документы, интервью, личные наблюдения.

Часто срабатывает «закон коллекционера»: трудно найти первые экземпляры, затем, коллекция сама начинает «притягивать» вещи, которые обнаруживаются в самых невероятных местах. Сходная динамика ожидает добросовестного журналиста при сборе фактов.

На этом этапе вы еще не знаете, какие факты войдут в окончательный текст. Поэтому фактов и мнений нужно собрать как можно больше. Если в статью войдут все факты из вашего блокнота, значит, вы их недобрали.

Шаг 3. Анализ фактов и составление плана статьи

План статьи – это логика изложения материала. Никакой особой логики вам не требовалось при написании новости. Логика интервью – это логика живой беседы по канве заготовленного списка вопросов. «План» репортажа задается хронологией происходящего. В статье вы сами выстраиваете логику.

Как правило, уже на этапе сбора фактов в голове журналиста складывается примерный порядок их компоновки. Наступает момент, когда надо сесть за стол или за компьютер и зафиксировать план будущей статьи на «твердом носителе».

Полезно спросить себя: «В чем будет заключаться квинтэссенция моей статьи?» «О чем она?». «Что нового, важного, интересного я сообщаю аудитории?» Можно сформулировать суть статьи в одном предложении. Кстати, из такого предложения после отбрасывания необязательных слов может получиться неплохой заголовок.

Новички делают две ошибки. Они пытаются втиснуть в статью все факты, которые собрали. И они разбрасывают однородные факты по все статье, тогда как их следует сгруппировать и подавать смысловыми блоками.

Некоторые журналисты, начиная работать, разбивают собранные факты на две группы: те, которые обязательно должны войти в статью и – все остальные. Это облегчает отбор фактуры и помогает оптимизировать объем материала.

Ваш план может походить на план школьного сочинения: вначале вы приводите существующие взгляды на предмет, затем выдвигаете свое суждение, аргументируете его, делаете вывод. (Принципиальное отличие: если в школе план вы пишете «для галочки» или для учителя, то при написании статьи хороший план – ключевое условие успеха.)

Весьма часто применима «перевернутая пирамида»: самые важные факты и суждения сконцентрированы в лиде, аргументация и вся остальная информация расположена последовательно по мере убывания значимости.

Не менее часто используется обратная схема: вначале приводятся наблюдения, суждения, факты, затем они фокусируются в определенном выводе. При такой структуре важно помнить, что читатель не любит ждать. Мысль, ради которой вы пишете статью, не стоит откладывать на самый финал. Советуют формулировать ее не позднее пятого абзаца. Такой абзац называется «абзац-орех». Затем можете продолжить свою аргументацию.

Составляя логический план статьи, вы можете обнаружить, что какой-то информации не хватает. Тогда вы совершаете звонки вашим информаторам или снова встречаетесь с ними.

Так, например, планируя статью о рингтонах, вы понимаете, что не спросили у контент-провайдеров, почему они так любят пошлости – все эти груди, задницы, звуковые сигналы типа «Эй, мудила, бери мобилу». Спросили. Получили ответ: «Чтобы картинка хорошо продавалась, она должны быть одновременно прикольной и пошлой» (Сергей Мацук, Plastic Media). Отсюда неутешительный вывод всей статьи: «Рингтоны (и заставки – И.Б.) сегодня – самый объективный показатель того, что хочет слышать и на что хочет смотреть отечественный потребитель».

(В примере с рингтонами я попытался реконструировать возможный ход работы над материалом молодой журналистки Аллы Гераскиной. Ее большая статья «Правила дурного рингтона» опубликована в «Новой газете» № 83 от 7 ноября 2005 года.)

Шаг 4. Написание черновика

Если не знаете с чего начать, напишите хоть что-нибудь. Распишетесь – само пойдет. Только держите план перед глазами!

Помните, вы не гравируете золотом на мраморе. Скомкать и закинуть в корзину три-пять вариантов текста – это нормально.

Если пишете на компьютере, не удаляйте забракованные абзацы – лучше откиньте их в конец материала. Быть может, вы еще захотите их вернуть.

На этапе написания первоначального текста могут открыться недостатки плана. Не «консервируйте» несовершенный план, вернитесь к этапу 3, внесите в план коррективы. Это сэкономит вам время в дальнейшем.

Шаг 5. Переработка и отделка текста

Когда вы ставите последнюю точку, ваш текст кажется вам совершенным. Однако, скорее всего, это не так. Просто вы привыкли к тексту, ваш глаз «замылен».

Журналисты советуют «заморозить» статью, «отпустить» ее от себя, например, до следующего дня. Наутро вы сможете увидеть в статье недостатки, незамеченные накануне.

Практика выработала ряд конкретных требований (принципов, признаков) к журналистскому тексту. Приведем их по «Справочнику для журналистов Центральной и Восточной Европы». Авторы рекомендаций – опытные американские репортеры Малькольм Ф. Мэллет, Джеймс Дж. Килпатрик, Дон Мюррей.

Признаки хорошего стиля

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают «картинку» в воображении читателя.

Например, не «Машина сбила дерево», а «Желтый фольксваген врезался в огромный дуб». Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки.

3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.

4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.

5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.

6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль – одно предложение. Средняя длина предложения – не более 18 слов.

Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы – лучше всего «и» и «но». Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные.

7. Проверяйте согласование времен глаголов.

8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.

9. Используйте особенные, «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.

10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен «стоять на собственных ногах».

11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.

12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: «Джонс, бухгалтер».

14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.

15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.

16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.

17. Показывайте, а не рассказывайте. Не «Он гневался», а – «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали».

18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.

19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.

20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.

21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль – краток.

22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.

23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.

24. Прочитайте статью вслух – так легче обнаружить неуклюжие места.

Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет точность, краткость и ясность – эти три краеугольных камня журналистики. (Правда, перед этим вы составили крепкий логичный план и следовали ему.)

Консультация

Вопрос:

Мне вот что интересно. Я написала интервью и записала все точно, как сказал собеседник. (И как советует Игорь Николаевич.) Но получилось длинно и чувствую – не то. Так нужно ли записывать все-все или есть свобода выбора у журналиста?

О. Данилова

Ответ:

Уважаемая О. Данилова!

Вы, вероятно, положили на бумагу все слова вашего собеседника вплоть, простите, до последнего чиха. Этого делать не следовало. Восприятие записанной речи сильно отличается от восприятия речи устной. То, что вы не замечаете ухом, на бумаге читается как многословие, как ненужный «шум».

Да, интервьюер должен точно изложить смысл сказанного, притом словами собеседника, но при этом – убрать словесную шелуху. Сам собеседник вам за это спасибо скажет.

Особый случай, – когда хочется передать выразительные особенности речи собеседника и тем самым дать штрихи к его портрету. Тогда вы оставляете в тексте характерные словечки, обороты, даже неправильности речи собеседника, но – в разумных пределах.

Вот, например, фрагмент интервью с Майей Плисецкой в «Известиях № 210 от 18 ноября 2005 года.

Плисецкая: «Вы удивитесь, но я могу вам сказать – Щедрин говорил мне такие замечания, как ни один балетный педагог…»

Замечания не «говорят», а «делают», но интервьюер оставил так, как сказала прима, ибо это речевой штрих к ее образу.

Опытный журналист пишет статью в газету менее чем за полчаса, начинающий — тратит на этой целый день. Чтобы написать статью в газету на надо обладать особым талантом, нужно научиться работать с фактами и следовать пяти этапам, которые помогают написать профессиональную газетную статью.

Поиск идеи

Написание статьи в газету начинается с поиска идеи. Опытный журналист не ищет идеи целенаправлено, он, как может показаться со стороны, начинает свою рабочий день с привычного ритуала — читает новости информационных агентств, разбирает письма, пресс-релизы и запросы, поступившие по электронной почте, изучает издания коллег-конкурентов, краем глаза смотрит мировые и городские новости (часто одновременно по нескольким каналам). Несмотря на внешнюю пассивность, его мозг активно работает и отлавливает любые отклонения от привычного хода вещей.

Если всегда что-то происходило по одному сценарию, а сегодня сценарий изменился — значит что-то произошло, что повлияло на развитие событий именно таким образом. Произошедшее не очевидно и не заметно с первого взгляда, но оно изменило привычных ход вещей, а это — отличная идея для статьи.

Сбор фактов

Когда идея статьи найдена, журналист проверяет её, ища подтверждения в различных источниках. Нужно удостовериться, что это не «слив» и не «вброс» ложной информации заинтересованными в дезинформировании общества и журналистов лицами. Как правило, для проверки идеи необходимо получить три подтверждения из не связанных между собой источников, которым можно доверять.

Получив подтверждения найденной идее нужно сделать глубокий вздох и на секунду остановиться.

Хорошо, если у вас есть редактор, так как именно сейчас самое время обсудить с ним возникшую идею.

Как правило, редактор обладает большим, чем вы, опытом, возможно, он сам когда-то писал или редактировал статью на эту тему. Помните, редактор — не критик1, это ваш помощник, который на этапе работы с идеей помогает вам найти наилучший способ для дальнейшей работы. Редактор поможет взглянуть на статью под другим углом, даст ссылку на другие материалы, при необходимости запросит информацию у редактора другого отдела, даст в наставники более опытного журналиста (если тема очень сложная и важная для издания) или может взять её под своей контроль.

Цените моменты совместной работы с редактором, так как они позволяют вам не только научиться писать отличные статьи, но и учат взаимодействовать с другими редакторами и журналистами внутри редакции. В редакциях не существует жесткой иерархии, но начинающим журналистам часто страшно и неловко обратиться за помощью к более опытному коллеге или редактору, чьи имена они видят на первой полосе своей газеты. Отбросьте свои страхи и сомнения и просите помощь у того, у кого считаете нужным, но сперва обсудите свою идею со своим редактором.

Если редактора у вас нет и вы работаете в одиночку, то нужно стать редактором самому себе. Отложите свои наброски и займитесь чем-то другим. Через час-два вернитесь к своей идее и быстро охватите её критическим взглядом.

Анализ фактов и составление плана

Прежде чем приступить к составлению плана статьи, задайте себе вопрос: «Что будет квинтэссенцией статьи, о чем она будет на самом деле»? Запишите ответ один предложением — оно пригодится вам в качестве ориентира при написании черновика и его редактировании, чтобы не сбиться с пути.

Теперь, когда у вас есть канва, отсортируйте факты на важные и второстепенные.

Выстройте важны факты в логической последовательности, которая в результате и станет планом статьи. Помните, что план статьи может незначительно меняться в процессе написания черновика и подготовки статьи.

Если при работе над статей вам приходится кардинально менять план статьи, то стоит вернуться на шаг назад к сбору фактов и еще раз обсудить с редактором вектор работы над статей. Помните, что крепкая структура — это залог успешной статьи.

При составлении плана статьи проследите, чтобы все родственные факты были сгруппированы в одном пункте плана, а не разбросаны по всей статье — это затруднят их понимание и анализ.

Аналогично работайте с деталями — они должны помогать читателю увидеть общую картину, а не отвлекать его от повествования.

Написание черновика

Скопируйте свой план в черновик и начните «расписывать» каждый пункт плана.

Вот почему я сам всегда составляю максимально подробный план статьи — такой план дает мне возможность написать статью быстро, я не испытываю трудностей с логикой повествования, в голове всегда присутствуют нужные слова и у меня нет «болезни чистого листа», так как я начинаю писать не с пустого документа, а с черновика, куда скопирован план статьи.

Если по ходу написания статьи вам не хватает фактов, то добирайте их из источников, которым доверяете, но при этом не забывайте проверять используемую информацию.

Если в процессе письма возникает большой логический пробел — повествование подвисает в воздухе и вам самим не понятно, куда идти дальше — посоветуйтесь с редактором. Возможно, стоит вернуться на несколько шагов назад, пересмотреть собранные факты и внести корректировки в план статьи. У вас не должно оставаться вопросов, на которые нет ответов.

Не вводите читателя в заблуждение, не заставляйте его выполнять вашу работу — в противном случае в следующий раз он выберет другое издание и другого журналиста, чтобы получить нужную информацию.

Подготовка статьи

Закончив писать черновик отложите его в сторону хотя бы на четверть часа, если позволяет время. Сходите и выпейте чашечку кофе, перекусите, помогите коллеге с написанием его статьи. Это поможет вам «оторвать» только что написанный черновик от себя, чтобы чуть позже превратить его в отличную статью.

Редактируйте черновик столько, сколько позволяет время. Сохраняйте каждую версию, чтобы иметь возможность быстро к ней вернуться.

Если времени очень мало, проверьте, чтобы ваша статья была точной, краткой и ясной.

  1. Одна мысль — одно предложение.
  2. Пишите короткими предложениями.
  3. Используйте глаголы в одном времени.
  4. Избегайте излишних подробностей.
  5. Используйте термины только по необходимости.
  6. Цитируйте яркие высказывания.
  7. Дайте предысторию события.
  8. Приводите аналогии сложным событиям
  9. Отвечайте на все вопросы читателей.
  10. Подтверждайте все используемые факты.

Перед сдачей прочтите статью вслух, чтобы проверить связки между абзацами, вывить длинные и неблагозвучные слова и слишком длинные предложения. Внесите последние изменения и отправляйте статью на публикацию.

  1. Если ваш редактор слишком жестко и много критикует вас на этапе поиска и разработки идеи — дайте ему прочитать эту статью. [↩]

Избавляемся от страхов, находим цель и читаем правильные книжки

Предыстория

Маленький городок с населением сорок тысяч человек, летние каникулы, беззаботная прогулка среди исторических зданий. Взгляд останавливается на двухэтажном аккуратном белом особнячке. Кажется, я слышала, что там находится редакция детской газеты. Но таблички нет.

Это был 2005 год, я перешла в десятый класс. В этом возрасте кажется, что ты уже взрослая, но детское любопытство и доверие миру еще как у ребенка. Поэтому я тяну тяжелую старую дверь и захожу. Меня встречает просторная светлая прихожая, много цветов и лестница, ведущая на второй этаж. Поднимаюсь. Большой зал, все так же залито солнечным теплом, посередине длинный стол для переговоров, составленный из нескольких обычных письменных. Никого нет. Чувствую, что дом гостеприимно приглашает пройти дальше. По скрипучему деревянному полу я иду. Следующая комнатка — поменьше, переоборудована в мини-офис. Несколько компьютеров и стопка с газетами необычного формата — как альбомный лист.

— Здравствуйте, а что здесь такое?

— Здравствуй. Это детская газета, — ответила мне женщина в очках с добрыми глазами. Это была Татьяна Николаевна Кузнецова, которая в то время была главным редактором. Школьники получают задания, пишут материалы, приносят заметки из дома, мы их обсуждаем и публикуем.

Не помню точно, как дальше развивался разговор, но в итоге на первое занятие я принесла два или три материала на обсуждение и стала юнкором. Это была «ТиН-газета» города Кышытма Челябинской области. «ТиН» — потому что твоя и наша, а еще потому что ее выпускают тинейджеры.

Занятия по журналистике вели Светлана Александровна Устинова, которая и сейчас преподает детям и является главным редактором. И, ныне покойный, Виктор Маркович Рискин — журналист газеты «Челябинский рабочий».

Я два года проходила на эти занятия, писала и выпускала свои материалы, а потом поступила на факультет журналистики. После окончания меня взяли на местное телевидение, через полтора года я переехала в Москву — здесь работала на федеральных телеканалах. Сейчас я все также придерживаюсь пути, который был выбран мною тогда. Работаю автором документальных проектов на международном телевидении. Этим летом впервые за многие годы я посетила ту самую детскую редакцию — она теперь находится в другом здании. Нашла свои старые записи и вспомнила заветы, которые давал Виктор Маркович.

«Пушкин тоже кушал и в туалет ходил, но людям интересно то, что он умел кроме этого» — ищи необычное в человеке. «А где ты в этом тексте?» — не забывай про авторскую позицию. «Лузгать семечки» — а что значит слово «лузгать» и почему не сказать «грызть» или «щелкать»?» — лови тонкие смыслы.

Сейчас мне самой хочется поделиться своими наработками с теми, кому это важно. Рассказать, как я решала проблемы, с которыми сталкивалась на пути профессионального взросления.

Где брать темы

Идеи приходят либо из окружающей среды, либо благодаря внутреннему любопытству. Сразу скажу — бояться того, что тема может быть никому не интересна, не стоит. Главное, что она будоражит вас, а значит, вы сможете рассказать увлекательно. Стоит написать о ней в любом случае, а потом найти издание, которое ее примет и напечатает, либо опубликовать текст в своем блоге.

Мой первый сюжет для студенческого телевидения появился как раз из любопытства. Я шла по улице и увидела в одном из дворов частного сектора несколько припаркованных ретроавтомобилей. Оказалось, что это клуб старинных антикварных автомобилей — про них-то я и сняла свою первую историю. С развитием интернета стало еще проще — не нужно стучать в незнакомые двери, можно погуглить и позвонить практически кому угодно. Пользуйтесь этой возможностью.

Зачем это все

Пишите, даже если не можете — вот мой совет любому, кто берется за перо. Но перед работой стоит задать себе вопросы: что читатель (или зритель) сделает после того, как прочтет (увидит) материал или что вы хотите от читателя? Подсказка: ответ должен содержать глагол. Недавно я выступала с лекцией в Челябинском государственном университете, где когда-то училась, и студенты отвечали: «Мы пишем для того, чтобы информировать». Но этот глагол не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?».

Глагол «информировать» не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?»

Вот какие ответы будут правильными. Многие сюжеты в новостях на федеральном телевидении хотят, чтобы зритель гордился своей страной. Авторы рекламы хотят, чтобы человек купил товар. Программы про животных хотят, чтобы вы умилялись. Юмористические — чтобы вы смеялись. Моя статья направлена на то, чтобы вы поняли, как писать тексты. Вам нужно заставить своими текстами читателя делать или чувствовать то, что вы хотите. Или можете смотреть на это по-другому: вы должны дать ему то, зачем он пришел.

Помните, Пушкин завещал жечь сердца людей глаголом, не прилагательным! 

Как не бояться чистого листа

Вот вы нашли тему, определили, что ваш текст или сюжет даст читателю или зрителю, но работа встала — не пишется! Я и сама от этого страдала, поэтому знаю, о чем говорю. Проанализировав, я поняла, что есть несколько причин, по которым лично я не могу начать писать:

Недостаточно материала или тема не интересна.

Если вы не можете начать писать, возможно, писать вам не о чем. Обычно, если журналист берется за интересную ему тему, то руки чешутся взахлеб о ней рассказать. Но в рутинной работе так бывает не всегда. Что тогда делать? Как это ни банально, сначала нужно собрать всю полезную информацию, факты, цифры, данные, историю, все это разложить перед собой, «перемешать» и оставить в голове на несколько часов, в идеале — на ночь, чтобы варилось. Если сдать нужно срочно — хотя бы просто прогуляйтесь. И со свежей головой приступайте к делу.

Усталость.

Журналисты — люди, которые постоянно работают в цейтноте. Мы часто пишем по ночам и под кофе. Но так долго не продержаться. Сначала будет страдать здоровье, а как следствие, начнутся проблемы с текстами. Чтобы этого не произошло — спите достаточное количество часов и ведите, по возможности, здоровый образ жизни. Знаю, что звучит банально, но это действительно важно для продуктивности.

Я слишком все усложняю.

Если же предыдущие два пункта вы сделали, но страх по-прежнему сковывает вас перед мигающим курсором, то попытайтесь начать рассказывать то, о чем ваша история, так, будто бы вы пришли домой и ваша вторая половина или родители спрашивают: «Как прошел день?». А вы отвечаете: «Сегодня я работала над сюжетом о…». Или начинайте писать так, как вы бы рассказали своему другу историю, которую вы должны сдать редактору. Это нужно для того, чтобы запустить процессор в мозге, инерцию письма, если угодно. Совсем не обязательно оставлять тот текст, что получился. Но когда вы таким образом выгрузите его на страницу, то как минимум страх чистого листа пройдет.

Проблемы личного характера.

Бывает, что приступить к написанию того, что нужно, не дают проблемы из своей жизни. Как можно думать о том, что губернатор открыл новую дорогу, когда тебя девушка бросила? Есть те, кто находит спасение от подобных переживаний в работе, но если навязчивые мысли не оставляют, стоит написать пару слов о том, что волнует лично вас, а после этого с чистой головой приниматься за рабочие моменты.
Если же тема вас бесит, раздражает, удручает — все это тоже стоит отдать бумаге, иногда личные эмоции могут блокировать способность работать.

С чего начать

Помните о структуре: в любой истории должны быть завязка, кульминация и развязка. Думайте о своем тексте, как о движении поезда из точки А в точку В. Перед тем, как начать текст, спросите себя: из какого пункта читатель отправляется с вами и куда? Рейтинговые шоу и заголовки прессы умело выдвигают вперед то, что произведет на вас «вау-эффект», но при этом оставит крючок — чтобы вы пошли дальше в текст, телепрограмму или видеоблог на ютубе. Что это может быть: детали, эмоции, ощущения, интересный герой, сама по себе неожиданная история, необычная картинка, полезная информация, новый факт, цифра или имя человека. Дайте почувствовать атмосферу, опишите цвета, запахи, вкусы — погрузите читателя в момент.

Вывод может быть закольцованным — подводить к тезису в начале, оставлять вопрос открытым или расширять тему дальше.

Мое личное наблюдение

Все же в любой истории, будь то текст, фильм или чей-то блог важны ощущения от прочтения или просмотра. На это влияет то, что чувствовал сам автор, когда писал — было ли ему интересно, больно и радостно — смог ли он передать это неуловимое чувство между строк. Современные СМИ часто бывают перенасыщены жесткими и грубыми, резкими формулировками — чувствуется, что авторы борются, бьются за внимание. Иногда текст должен рубить, но миру нужны и другие тексты. Обнимающие, теплые, в конце концов, добрые.

Полезное упражнение. Обратите внимание на свои ощущения, когда вы что-то читаете или смотрите. Как это на вас воздействует? Что вы чувствуете после прочтения? И, наконец, каким глаголом вы бы это описали?

Список рекомендуемой литературы

Уильям Зинсер «Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов». Автор сам работал корреспондентом и редактором, так что отлично понимает специфику журналисткой работы. И дает практические советы по редактуре, выбору слов и другим аспектам нашей профессии.

Кристофер Воглер «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино». Книга обязательная к прочтению для всех, кто работает с историями. Она отлично подходит для создателей художественных текстов, но будет полезна и журналистам. Автор дает понимание того, как строится любой рассказ, начиная от сочинений Гомера и сценария вашего любимого фильма, заканчивая заметкой в районном издании и вашим личным блогом.  

Джулия Кэмерон «Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни». Книга для тех, кто столкнулся с опустошением, потерял вдохновение и устал. Автор дает упражнения, которые возвращают ощущение наполненности от работы с текстом.                       

Галия Алеева родилась в маленьком городе Кыштыме Челябинской области, с 15 лет публиковала статьи в местной газете.

В 2012 году окончила факультет журналистики Челябинского государственного университета. Работала на местном телеканале «Восточный экспресс» журналистом и автором собственных программ.

В 2015 переехала в Москву.

С 2015 по 2018 работала корреспондентом на НТВ в программе «Чудо техники»

На НТВ выпустила документальный фильм «Путь нефти».

После этого была автором на телеканалах Наука 2.0 и Москва 24.

В 2019 году вела свою колонку на сайте rb.ru.

С января 2020 года автор документальных и развлекательных проектов на телеканале RTVI.

Иллюстрация: shutterstock.com

Сообщить об ошибке

Сен 21, 2020

Как журналисты учились рассказывать о кино

История основателя «Московского листка»

Вам будет интересно:

На сегодняшний день статья – это, пожалуй, единственный представитель «малых форм», в которых есть потребность и которые можно быстро продать. И как бы вам ни хотелось писать рассказы и эссе, их вряд ли удастся выгодно пристроить. В отличие от статей, которые требуются повсеместно – от газет до интернет-сайтов.

Жанры статей

Жанр статьи зависит от «места» публикации. В печатных СМИ это интервью, журналистское расследование, обзорная, аналитическая и рекламная статья, репортаж с места событий и др. В интернет-изданиях характер жанров немного другой. Помимо «печатных», популярны «личный опыт», статья-совет, статья-тест, статья-тренинг.

Структура статьи

Однако все жанровое разнообразие сводится к общим важным элементам, из которых состоит статья:

1. Информационный повод.

Обычно первый абзац статьи. Что случилось? Какое важное событие произошло?

Вчера поймали известного преступника. На пороге зима – пора позаботиться о коже рук. И т. д.

2. Актуальность темы: раскрывает суть информационного повода.

В чем заключается важность? В чем ценность информации?

Пойманный преступник оказался не только мошенником, но и убийцей, который три года скрывался от правосудия в Непале! В лютые морозы особенно страдает кожа рук, ведь мы так часто снимаем варежки-перчатки, а защитного макияжа на руках нет. И др.

3. Совпадение во времени.

В СМИ есть термин – «устаревшая информация». Информация должна быть не только «свежей» (в смысле, сегодняшней). Она должна соответствовать времени.

Например, про зимнюю депрессию можно написать и летом. Это важно. Но несвоевременно. А вот зимой статью примут на ура.

4. Выдержанная тема.

Другими словами, это связь «середины» с информационным поводом. «Воды» для объема в статью можно налить много, и тем больше заплатят. Но нелишне постоянно напоминать о сути темы. И не уходить от нее далеко.

5. Резюме – последний абзац.

Подведение итогов. Ваше личное мнение. Мнение эксперта. Оптимистичный настрой – желателен. Хотя бы в том, что «наше предприятие уверенно смотрит в будущее». В нашей жизни и так хватает пессимизма. И даже если вы пишете статью о маньяке, который порешил нескольких мирных граждан, нелишне закрыть тему фразой «Оперативники уже вышли на след преступника и задержат его со дня на день».

Неочевидный, но важный элемент

Кроме того, в статье обязательно должен быть один пассивный, но очень важный элемент. Это так называемый «обоснуй». Если вы выдвигаете предположение – подкрепляйте его логическими выводами или, на худой конец, комментариями экспертов. Иначе важная информация плавно превратится в пресную и недостоверную «воду». А любая статья – даже если это ваш личный опыт – должна быть достоверной. Либо же – казаться таковой.

Стилистика статьи

Неважно, для какого источника вы пишете статью – в газету или на собственный сайт. Корявое и небрежное изложение затмевает важность информации. Поэтому стиль типа «Они хочут образованность свою показать, и поэтому всегда говорят о непонятном» давайте оставим политикам и ученым. А журналист в статье должен грамотно, коротко, понятно и четко ответить на три вопроса: что случилось? почему важно? почему сейчас? И добавить «обоснуй» и вывод.

Исторически статья – это текст, который пишется для читателей. Важно об этом помнить.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать жирным текстом на авито
  • Как написать жирный фонк fl studio 20
  • Как написать жирную точку на клавиатуре
  • Как написать жильцам подъезда чтобы они сохраняли чистоту
  • Как написать жилищную характеристику