Как научить ребенка написать изложение

В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.

На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Чему изложение учит школьников

как писать изложение

Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:

  • понимать, о чем хотел сообщить автор;
  • определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выделять тему и главные мысли;
  • выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
  • создавать цельный текст со вступлением и заключением;
  • формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.

Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Этапы написания изложения для школьника

этапы работы над изложением

Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.

Подготовка

Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.

Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.

Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.

Написание текста

На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.

Проверка

Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как написать изложение на «отлично»

как научить ребенка писать изложение

Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.

  1. Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
  2. Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
  3. Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
  4. Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.

И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Учимся писать изложения в начальной школе


Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.

15 апреля 2019

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

  1. Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Купить

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  1. Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  2. Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
  3. Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
  4. Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).

Оценка грамотности:

  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Общая оценка:

  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Распространенные ошибки

Речевые недочеты:

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

#ADVERTISING_INSERT#

Тема: Как научить ребенка писать изложение.

1. Постановка цели. Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что (примерные варианты) может написать самое хорошее изложение.

— обязательно прочитают в классе,

— повесят на стенд как образец,

— пошлют в газету, журнал,

— включат в классный журнал «Наше творчество» (если его нет, то хорошо бы его завести),

— поставят  «лишнюю» пятерку в журнал,

— наклеят на обложку тетради красивую наклейку,

— дадут шоколадную медальку,

— прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя),

— покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам,

— покажут завучу, директору,

— прочтут на родительском собрании.

2. Постановка цели. Перед началом обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты).

— мальчики или девочки,

— первый, второй или третий ряд,

— первый или второй вариант,

— личное первенство.

Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.

3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.

4. Чтение текста. Лучше поручить это ученику, который хорошо читает. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка (не только тема, но и главная мысль). К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.

6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть оазглавливается. Записывается план. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. С обратной стороны каждого листочка дан   заголовок «Мой план». Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения.

7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После текста дана орфографическая подготовка.

8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. Ответы даны в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово «перифраз»? Привожу пример. В изложении имеется предложение: Кошка хочет есть. Ученикам надо то же самое сказать по-другому. Наша пушистая любимица проголодалась. Мурка хочет есть. И.т.д стр.48,49,50.

9. Устный рассказ 2 – 3 человек. Пересказ изложения 2 -3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.

10. Переписывание (желающие) своего плана. Раздаются листочки, и дети (кто хочет) переписывают свой план.

11. Повторное чтение текста учителем. Теперь – полное внимание. Дается возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока, или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее легкий текст).

13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.

14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

15. Самопроверка.

Памятка для ученика.

1. Внимательно послушай рассказ, который прочтет тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2. Напиши варианты заголовка.

3. Составь план.

4. Сделай пересказ по плану сам.

5. Напиши изложение.

6. Проверь, ясно ли ты передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность, проверь знаки перпинания.

Приготовимся писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитает учитель (Это изложение целиком можно давать только в сильных классах).

Детство художника.

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказки и быль сливались воедино.            (132).

Вопросы по тексту.

1. Где прошло детство художника?

2. Чему учил ребят их отец?

3. Где любили играть братья?

4. Что больше всего нравилось Вите на ярмарке?

5. Почему Васнецов счтал свое детство частицей детства народа?

6. Что нового вы узнали о художнике?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Детство художника

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

План:                                                Опорные слова

1. Детство братьев.                                Аполлинарий, в вятском селе

2. Отец художника – его                         был священником

первый учитель.                                помогал видеть, о могучих богатырях

3. Игры под деревом                                огромный, посадил, любили

во дворе.                                        превращались, расписные

4. Ярмарка на площади.                        узорчатые, лавочка

5. Детство Васнецова в его                        считал, верить, словались, сказка и быль

картинках.

Мой план:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Виктор Михайлович Васнецов, в небольшом вятском селе, Аполлинарий, священник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

де_ство-__________________                        с_ле-________________

зн_комил-_________________                        пом_гал- ____________

м_гучих-__________________                        ска_ки-______________

б_льшой-__________________                        нах_дился-___________

вя_-_______________________                        пом_гало-____________

ч_стицей-_________________                        площа_ь-_____________

д_бро-_____________________                        созд_вать-____________

к_ртины-__________________                        сл_вались-____________

Объясни правописание приставок

Пр_шло, п_могал, -кружающего, н_ходился, п_садил, с_здавать, в_едино.

Объясни правописание удвоенных согласных

Рассказы-______________________________

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Виктор Мизайлович Васнецов, в небольшом вятском, Аполлинарий, всященник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Могучий-_____________________

Огромный-_______________________

Учить (кого-нибудь)-______________

Подбери антонимы.

Светлый-_________________ создавать-______________________

Объясни значение слова.

Колодец-____________________________________________________________________

Укажи точное значение для каждого слова.

Известный -_____________________, великий-___________________________, знаменитый-______________________.

Слова для справок: чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью; тот, которого все знают; обязательно чем-либо выдающийся в большей степени.

Пунктуационная подготовка.

Прочти предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.

Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Васнецов  считал, что его детство было частицей детства его народа.

Перескажи текст по плану.

Напиши изложение «Детство художника».

Словари

Словарь синонимов.

Могучий – крепкий, дюжий, здоровый.

Огромный – гигантский, колоссальный, большой, великанский, исполинский.

Учить (кого-нибудь) – наставлять, образовывать, преподавать, знакомить, муштровать, вразумлять, умудрять.

Словарь антонимов

Светлый – темный.

Создавать – разрушать.

Толковый словарь

Колодец – узкая и глубокая яма, служащая для добывания воды.

В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.

На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Чему изложение учит школьников

как писать изложение

Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:

  • понимать, о чем хотел сообщить автор;
  • определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выделять тему и главные мысли;
  • выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
  • создавать цельный текст со вступлением и заключением;
  • формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.

Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Этапы написания изложения для школьника

этапы работы над изложением

Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.

Подготовка

Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.

Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.

Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.

Написание текста

На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.

Проверка

Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как написать изложение на «отлично»

как научить ребенка писать изложение

Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.

  1. Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
  2. Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
  3. Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
  4. Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.

И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала.

Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки.

Изложение входит в экзамен в 9 классе, а так  же считается одним из сложных видов работ, начиная со 2 класса школы.

Как  научить ребенка писать изложения:

Как научить ребенка писать изложения

Эффективный алгоритм обучения написания изложений включает 6 шагов: 

  1. Прослушать текст
  2. Подумать над текстом и порассуждать, какую основную мысль можно в тексте услышать
  3. Разделить текст на части
  4. В каждой части (абзац), из каждого предложения научить ребенка выделять одно главное, якорное слово и выписать такие слова в столбик. Якорное слово называется таким, потому что по нему легко восстановить текст. Якорных слов будет столько, сколько в тексте предложений.

Например, к следующему тексту «В бухте»:

Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Якорными словами могут быть слова:

  • В бухту
  • Волновалось
  • На якоре
  • К пристани
  • Отпустили
  • В музей
  • По городу
  • Вместе
  • Выгрузку
  • Отправился

5. Смотрим на якорные слова и проговариваем (можно шепотом или про себя текст). В работе с классом можно использовать прием, при котором несколько учеников рассказывают свою версию восстановленного текста по якорным словам.

6. Записать текст

Этот метод хорошо сочетать с чувствами. И если до этого ребенок хорошо представил себе происходящее в тексте изложения  и прочувствовал (ведь чувства очень хорошо стимулируют память), то вспомнить текст будет просто.

Так же необходимы тренировки.

Готовясь с детьми к аттестации, мы именно по такому алгоритму тренируемся писать изложения. Выбираем текст изложения из сборника изложений и работаем с ним. 

Научить ребенка выделять главное слово из предложения — основа для успешного обучения.

Умея выделять якорное слово, ребенок без проблем сможет писать изложения на уроках русского языка и литературы.

Для тренировки навыка поиска «якорных слов» хорошим упражнением является вычеркивание лишних слов из текста. Ребенку предлагается текст, а его задача вычеркнуть все слова, кроме главного или якорного, на его взгляд.

Написание изложений — одна из форм работ по предмету «русский язык», и конечно, в изложении оценивается не только связная письменная речь ребенка, но и грамотность.

Чтобы вы могли вместе с ребенком найти «слабые места» и ликвидировать пробелы раз и навсегда, обучиться техникам эффективного обучения, научиться грамотному письму, мы разработали уникальный тренажер «16 минут русского языка». 

Идеально подойдет для занятий с ребенком в период летних каникул.
Тетради разработаны для детей 1-4 классов.

В результате работы с тетрадью вы:

  • Узнаете, какие приемы помогут овладеть правилами русского языка, если нет врожденной орфографической зоркости.
  • Получите систему обучения ребенка правилам русского языка.
  • Разберете правила русского языка, изучаемые в начальной школе.

Купить тренажёр «16 минут русского языка» >>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Как научить своего ребенка писать изложение

Содержание

  • 1 Изложение и его типы
  • 2 Готовим заранее
  • 3 План обучения
  • 4 Вероятные трудности, способы их решения
  • 5 Ошибки родителей
  • 6 Советы

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье я расскажу, как научить вашего ребенка писать изложения. Вы узнаете, как и когда нужно приступать к развитию данных навыков, какому плану следовать, что нужно предпринять задолго до школы и какие ошибки могут быть допущены.

Изложение и его типы

Девочка сидит за партой и увлеченно пишет в тетради

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Готовим заранее

Мама читает детям сказки

Родители должны понимать, что для того, чтобы ребенок, учась в 3 классе, смог с легкостью освоить такой вид работы, как изложение, необходимо преждевременно начать с ним заниматься.

Для этого вам необходимо делать следущее:

  • почаще читать сказки, а потом вместе с малышом пытаться воспроизвести их и оценить поведение главных героев;
  • рассматривать различные картинки, расспрашивать ребенка о его впечатлениях и мнении;
  • если малыш в своих рассказах что-то упускает, дополнять его;
  • спустя пару дней спрашивать об услышанном или увиденном.

Детей в возрасте, приближенном к школьному, которые уже умеют читать, можно попросить самостоятельно прочесть сказку из книги, а потом ее пересказать.

Таким образом, вы тренируете память малыша и, по сути, готовите его к школьным изложениям, а также и к сочинениям.

План обучения

Мальчик пересказывает маме услышанный материал

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Вероятные трудности, способы их решения

Девочка задумалась над тем, что дальше писать

  1. Подробный тип изложения нуждается во внимательности ко всем мелочам. У ребенка могут возникнуть трудности с их запоминанием. Для этого необходимо тренировать память и логику. Важно, чтобы ученик осознавал связь между причинами и последствием. Большую ценность имеет предоставление педагогами сложных и непонятных слов с их разъяснением.
  2. На первый взгляд, написать краткое изложение не составляет особого труда. Однако, данное мнение обманчиво. Дело в том, что малышу необходимо из услышанного выбрать, что важное, главное, а что второстепенное. Это необходимо, чтобы изложение материала получилось целостным. Ваша задача тренироваться дома на несложных текстах.
  3. Больше всего деткам нравится творческий вид изложения. Тут главную роль играет воображение и фантазия ребенка. Однако, далеко не всем детям это по силам. Для того, чтобы малышу со временем было легко писать такие виды работ, читайте ему начало каких-то сказок и предлагайте самостоятельно придумать концовку. Наверняка, у ребенка это будет получаться.

Моему сыну всегда легко давались изложения. Наверное, это во многом, благодаря тому, что у него хорошо развита фантазия и отличная память. Когда Никита был совсем маленьким, после прочитанной мною сказки, мог с легкостью, практически дословно пересказывать услышанное.

Ошибки родителей

За столом сидит мальчик и девочка. Их ругает папа. Перед детьми открытые тетрадки

К сожалению, некоторые родители по своей неопытности допускают ошибки в процессе обучения своих детей.

  1. Оказание сильного давления на ребенка, выражение своей агрессией из-за его не сообразительности.
  2. Требования дословного пересказа услышанного текста.
  3. Выбор материала для тренировок без учета личных интересов ребенка и его возраста.
  4. Отсутствие знаний, как обучать. Требование от сына или дочери самостоятельного овладения данным видом работы.

Советы

Мама с дочкой весело беседуют

Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.

  1. Чтоб научиться пересказывать материал, обращайте внимание ребенка на события прошедшего дня. Вы можете просить его сосредоточиться на каком-то конкретном случае и описать его в деталях.
  2. Для тренировок подбирайте краткие тексты.
  3. Если вы занялись вопросом обучения написания краткого изложения, объясняйте своему чаду, что является важной информацией в тексте, а что второстепенный.
  4. Разъясните ребенку, что в его работе должны присутствовать самые значимые детали, подтверждающие основную идею услышанного текста, имелось начало услышанного материала, можно было выявить кульминацию и конец. Важно присутствие описаний главных героев, деталей окружения. Изложение ребенка должно полностью раскрывать основную мысль, также тему услышанного текста.
  5. Тренируйтесь с малышом выявлять главную идею услышанного произведения.
  6. Тренируйтесь выписывать самые значимые слова, помогающие в дальнейшем легко воспроизвести услышанный материал.
  7. Также важно, чтобы ваш сын или дочка могли проводить самопроверку. Позволяйте им перечитывать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как научить детей написать сочинение
  • Как написать яблоко на iphone
  • Как насчет чая как пишется
  • Как написать яблоко гуашью
  • Как насчет того чтобы как пишется