Как научить ребенка написать сочинение

Урок 7. Учимся писать сочиненияУметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.

Содержание:

  • Как писать сочинение
  • Виды сочинений
  • Как работать с материалами из интернета

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

1

Обсуждение темы

Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?

2

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

3

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

4

Сбор лексического материала

Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

День

Выходной

Неделя

Праздник

Парк

Каруслеи

Животные

Веселый

Солнечный

Яркий

Насыщенный

Впечатляющий

Интересный

Незабываемый

Идти

Гулять

Бегать

Кататься

Прыгать

Веселиться

Смотреть

Поразило воображение

Было непередаваемо

Были в восторге

Семейная идиллия

5

Работа с черновиком

После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим, но делать этого нельзя.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

6 Избавление от безграмотности8 Иностранные языки →

Развитие ребенка

Как научить ребенка писать сочинения

30 января
339 просмотров

В школе опять задали сочинение? Собрали советы из наших книг, которые помогут детям научиться писать и формулировать свои мысли так, что любой текст будет им по плечу.

Словесный спринт

Это задание развивает фантазию и учит писать, не дожидаясь вдохновения.

Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите! Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости. Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю. Пропитайте страницы чернилами.

Словесный спринт предлагает вам выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.

5 шагов для любого текста

Вот алгоритм, который подойдет практически для любого текста.

Шаг 1. Сформулируйте тему и цель текста. Ничегошеньки больше не делайте, пока нет ясности с этим. О чем конкретно будет текст? Для кого он? Чего вы хотите достичь с его помощью?

Шаг 2. Перед тем как писать текст, вспомните или найдите яркие факты, интересные подробности по теме. Без интересных деталей текст будет пустым и безжизненным. Есть ли у вас примеры, личный опыт, кейсы, наблюдения по теме? Запишите их заранее, тезисно. Потом они помогут сделать текст убедительнее.


Источник

Шаг 3. Составьте план поста вот из этих элементов.

— Вступление. Обычно короткий абзац (здесь можно использовать какой-то цепляющий факт — для привлечения внимания).
— Основная часть. Это основной блок текста (продумайте, как раскроете тему, сформулируйте и обоснуйте ключевую мысль).
— Заключение. Обычно короткий абзац (здесь будет вывод — какой? — и призыв читателя к действию).

Шаг 4. Теперь напишите текст. Обычно после проработки пунктов 1, 2 и 3 особых сложностей с этим уже не возникает. Вначале новый алгоритм покажется более трудоемким, чем написание текста «как придется». Но с ним тексты на самом деле получаются быстрее и интереснее.

Именно эта последовательность действий помогает, когда в голове много мыслей, но непонятно, как их все выстроить в текст. Четкое понимание цели текста важно, чтобы пост был эффективен. План текста, который вы делаете в первую очередь, помогает сумбур в голове превратить в стройное повествование на бумаге. Подборка фактов делает пост цепляющим.

Пять заметок

Написание заметок — полезное упражнение. Оно учит логически мыслить, писать кратко и по делу.

Откройте Яндекс и посмотрите топ-пять новостей. Напишите свою версию каждой заметки объемом 900–1000 знаков. Пишите только суть, никакой воды. После написания новостей перечитайте их еще раз и вычеркните лишние слова — очень, даже, по сути, в общем и прочее.

Лишние слова

Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций. Все наоборот. Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так.


Источник

Сначала структура, потом красивости

Если нужно написать суперважный текст, то вот правило, которое на сто процентов сработает, облегчит жизнь и улучшит результат. Сначала продумайте структуру, а потом украшайте текст. Зачем так делать? Все предельно просто: когда вы садитесь писать что-то важное, то начинаете выливать поток сознания из головы. Сейчас вы помните, что надо будет описать вот тот нюанс, он очень важный, но «я же сейчас пишу начало, надо не забыть» — и забываете. И еще один нюанс. А потом целый раздел.

Дайте тексту отлежаться

Пишешь-пишешь, пишешь-пишешь, перечитываешь — ах как хорошо и складно, как замечательно и красиво! И опечаток нет, прямо не нарадоваться, какой ты молодец! А потом текст попадает к кому-то другому — и сразу же выясняется, что ошибка на ошибке, лишние абзацы и куча воды. Почему так произошло? Да просто глаз замылился.

Те, кто работает с текстом профессионально, знают, что лучший способ сделать круче — дать файлику отлежаться перед редактированием. Хотя бы ночь. Лучше пару дней. Возвращаешься — и замечаешь опечатки, понимаешь, что некоторые моменты нужно пояснить.

По материалам книги «О мой блог!», «Пиши здесь, пиши сейчас», «Пиши, ленивая *опа».
Обложка статьи: unsplash.com

Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?

Учитель у доски

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

  • Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
  • Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
  • Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.

Девочка пишет сочинение

Действуем последовательно

Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.

Дети пишут

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

  • После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
  • Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
  • Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.

Девочка пишет в тетради

Выбираем идею

Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.

Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

План сочинения

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Мама помогает дочке писать сочинение

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

Сочинение

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.

Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые
подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей
на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное
место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Как научить писать ребенка
сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений
существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям
справиться с этой нелегкой задачей. 

Люди,
которые не умеют
 и не учатся связно говорить и писать,
 как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов

Для
начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них
существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с
сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в
градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В
методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по
характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных
вида:

·        
Сочинение-описание. К ним
относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение
по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких
сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для
такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных
средств.

·        
Сочинение-повествование, или
сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения
материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация
и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо
событии, описание действия.

·        
Сочинение-рассуждение —
один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие
жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для
такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею —
тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И
заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный
вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение
правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание
учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное,
развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по
теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе
«Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь
только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так
сказать, «вздоха».  А ведь важно было выявить именно приемы, а
не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана
тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»»
— то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема
«Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая
предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни
поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить
детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему
сочинения.

·        
Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений.
Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и
дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова
в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в
романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.

·        
При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или
узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.

·        
Попросите проанализировать каждое слово в названии темы
сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если
нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина»,
ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии
событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые
слова — «чтение», «учение». Значит, в  сочинении
предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.

·        
Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения,
написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в
чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть
названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана
большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик
«растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего
будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться
«объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе
раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться
тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к
противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы
и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни
человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и
мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под
стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно
сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу.
В чем они похожи, в чем различаются?

Важно донести до
учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема
может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик,
зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя
комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах
занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к
общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей
жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к
общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее —
конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как
можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики
должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в
игровой форме, 
разделив
класс на небольшие группы
.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он
задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить
составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три
главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

·        
Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно
составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение
— попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали
параграф учебника — то же самое: составьте план.

·        
В методике существует и такой прием, который учит выделять
отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы
перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической
последовательности, дав название каждому.

·        
Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому
можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и
попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в
парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора
материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал
главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать
материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не
проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу
будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных
источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы
сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны
прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все
строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так
как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

·        
Один из методических приемов предлагает собирать материал в
таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты
плана

Что?
Кто?

Какой?

Что
делает?

Варианты
предложений

1.
Вступление

Художник
ФИО

Знаменитый,
русский, популярный

Написал
картину в … году

2. Передний
план картины

1.
Время года — зима

2.
Береза

3.
Пень

1.
Суровая, холодная

2.
Тонкая, кудрявая

3.
Старый, рассохшийся

1.
Наступила, вошла в свои права

2.
Дрожит от холода, пригорюнилась

3.
Укутался снегом

1. На
картине изображена суровая зима.

1.
Художник изобразил ненастный зимний день.

3.
Задний план, детали картины

4.
Заключение

·        
Прием
«Кластер»
 также помогает выбрать
ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении.
Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют
кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода.
Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули
листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.

·        
Работа по вопросам. В младших классах учитель может
воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в
итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг»,
ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

1.      Как зовут твоего друга?

2.      Где вы с ним познакомились?

3.      Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный,
сероглазый, с карими глазами и т.д.)

4.      Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?

5.      Какое у твоего друга хобби?

6.      Как вы любите проводить время? И т.д.

·        
Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у
детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и
такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на
лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник
памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на
ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз,
цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство
не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос
потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана.
Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем
непосредственно к написанию сочинения.

·        
Пишем на черновик. Некоторые учителя не
обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь
многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое
сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений
(если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

o    Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный
лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют
только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься
правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны,
оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь
текст сразу.

o    Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько
листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику
повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.

·        
Работаем над введением. Чаще всего
затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение
написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на
потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот
прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет
задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты
вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы
«Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего
времени»):

o    Ряд вопросов по теме: Что такое любовь?
Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает
в своем произведении М. Ю. Лермонтов.

o    Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить
это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для
каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого
многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.

o    Диалог с собеседником. Задумывались ли вы
о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее
радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к
роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».

o    Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.

o    Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом
произведении.

o    Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения
произведения
 (просмотра картины, переживания
случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром
сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в
основной части.

·        
А начинать лучше с заключения. Здесь работает
«правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова.
Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и
редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный
вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и
еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы,
правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает
учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых
предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если
предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает
выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания
концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо
провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе,
заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные,
стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

·        
Самостоятельный анализ.

·        
Взаимопроверка.

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению,
предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать
пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет
видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев
к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить
не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще
всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие.
Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые
используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому
что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует
отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке
уроков, посвященных сочинениям

Далеко
не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах
великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в
школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у
ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать
сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать
сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать».
Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в
сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так
он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль:
о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет
описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не
требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал
именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый,
отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой
нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие
эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось
благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в
школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра
вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное,
скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку
по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути:
красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и
т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в
магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и
записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в
деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите
свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного
изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план,
тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи,
прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но
сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

·        
Вступление

·        
Основная часть

·        
Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта
тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите,
о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В
заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения
(рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об
этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений —
«бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения.
Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут
описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу: Например, тема
сочинения «Осенний лес».

Существительные

Прилагательные
(эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова,
выражающие ваше отношение, эмоции

1.       Лес

2.      Листья

 3. Березки

1.Осенний, грустный, яркий.

2. Разноцветные

Пестрый ковер

Похожи на монетки

3.Тонкие,стройные

 Стоит, шумит

2. Шуршат, трепещут на ветру.

3. Стоят, покачивают головками.

 Мне нравится, я восхищен, мне
грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили
основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка
написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить,
внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите
(подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку
и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется
вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить
по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с
выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если
есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову
можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе
нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение
находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с
критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать
этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает
плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И
стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при
написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит
переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи
своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит
интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения,
«позаимствовать» какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение,
эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в
школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути:
постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать
сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» /
«пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Особенности разных видов сочинения. Как написать
сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

1.      Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя,
годы жизни, в каком жанре работал.

Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В
картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

2.      В основной части должны присутствовать три пункта:

·        
Что изображено на переднем плане.

·        
Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).

·        
Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр.
Как эти особенности влияют на восприятие картины).

3) В заключении — вывод: понравилась картина/не
понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать
тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне
было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком
сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать
какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые
подразумевают свою структуру.

·        
Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу
ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным
текстом, темой и т.д.

·        
В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо,
если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из
литературы, но и из обычной жизни.

·        
В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить
вступлению.

Сочинение по
литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения.
Невозможно описать Базарова, не прочитав роман «Отцы и дети».

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него
требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке).
Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства,
как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, «Любовная
лирика А. Пушкина». Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт
по-разному описывает чувство любви. Обратить внимание на годы создания этих
стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для
поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В
зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения). После
женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению,
ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш
ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над
совершенствованием своей речи. 

Как научить ребёнка писать сочинения

Умение писать сочинения очень важно не только для хороших отметок в школе, но и для общего творческого развития личности. Однако на уроках русского языка и литературы ребёнку невозможно преподать правила написания хорошего сочинения. Для формирования этого навыка родители и учителя должны действовать особым образом.

Как научить ребёнка писать сочинения

На уроках детям могут рассказать о выделении темы, составлении плана, соблюдении композиции и так далее. Однако учителя ничего не скажут о самом главном — о том, как создать текст, обладающий художественной ценностью. Многие же сложившиеся стихийно методики по совершенствованию таких навыков и вовсе неэффективны. Так, например, в одном исследовании говорится, что исправления и примечания, которые оставляет учитель в сочинении при проверке, не достигают своей цели, учащиеся чаще всего просто игнорируют их.

Однако это не значит, что родители и учителя бессильны. На формирование писательских навыков влияют разные факторы, помня о которых вы вполне сможете помочь ребёнку найти свой творческий почерк.

1. Интерес

Это залог успеха не только в написании сочинений, но и в любой другой сфере деятельности. Если человек заинтересован в том, что он делает, навык придёт сам собой. Речь идёт не о меркантильном интересе, сам процесс деятельности должен расцениваться человеком как значимый и увлекательный.

Это подразумевает воспитание у ребёнка определённой системы ценностей, в которой творчество, самовыражение, интеллектуальный труд занимают главенствующие позиции.

Сочинение — это не просто изложение мыслей. Это результат творческой активности.

У ребёнка должен быть воспитан пиетет перед писательским искусством, великие литераторы должны быть для него образцами, заслуживающими уважения. И самое главное — он должен понимать, почему они заслуживают уважение. То есть он должен осознавать эстетическую ценность литературы, красоту языка.

Например, в исследованиях утверждается, что важно показать учащемуся, что одно длинное предложение звучит красивее нескольких коротких. Необходимо научить его комбинировать предложения, рассказать, какими средствами это может быть достигнуто. То же самое касается и других художественных аспектов языка.

2. Уважение к литературе

Для этого ребёнок, безусловно, должен читать. Но это не значит, что его нужно заставлять проглатывать всю школьную программу — так зачастую достигается только обратная цель. Многие ошибочно полагают, что чем больше человек читает, тем лучше он будет писать. Это вовсе не так. Даже с точки зрения обогащения словарного запаса: чтобы новые слова вошли в активный лексикон, их нужно регулярно использовать. Для обогащения активного лексикона намного эффективнее методика с предоставлением списка новых слов и заданием использовать их в сочинении.

Литература не должна читаться «потому что задали». Школьная программа рассчитана скорее на количественное потребление трудов классиков, а не на их качественное изучение.

Чтобы у человека появился интерес и понимание художественной ценности произведения, он не должен испытывать давление извне.

Намного эффективней был бы индивидуальный подход: выяснить, какой жанр нравится ребёнку, и делать упор в этом направлении. Если, например, ему нравится фантастика, а на уроках проходят Пушкина, к которому у него совсем душа не лежит, правильней было бы открывать ему литературный мир исходя из его интересов. Например, предлагая ребёнку классику научной фантастики вроде Гибсона или Лема, обсуждая проблематику, которая заложена в этих книгах, позволяя ему самостоятельно высказаться и подискутировать на интересные для него темы.

3. Мотивация размышлять

Это не значит, что про школьную программу нужно забыть: к ней также можно возбудить определённый интерес с помощью преподавательских методик. У нас в школе все безумно любили литературу, потому что учитель всегда вела уроки не обращаясь к учебникам. Одному произведению она могла уделить чуть ли не целую четверть. Но зато разбирала его так, что в процесс обсуждения был вовлечён каждый. Она высказывала точку зрения, которая шла вразрез с критическими «стандартами» и провоцировала нас на дискуссию.

Так, «Тома Сойера» нам приходилось читать как историю о взбалмошном хулигане, а роман «Анна Каренина» повествовал об истеричной девчонке, нуждавшейся в психологической помощи. Домашние задания были соответственными: «Вы считаете, Андрей Болконский — духовно сложная личность, а не пресыщенный радостями аристократической жизни дармоед? Тогда читайте такую-то главу и попробуйте найти хоть какие-нибудь доказательства своей точки зрения. И не надо мне читать абзац про небо: небо мы все видели и знаем, какое оно». Она высказывалась резко и безапелляционно, совсем не «по-школьному», но именно поэтому нам хотелось читать и раздумывать над прочитанным. Родитель сам может устроить подобную подготовку к урокам.

Есть стандартные шаги при написании сочинения:

  • выделение темы;
  • составление плана;
  • написание вступления с презентацией темы;
  • написание основной части сочинения;
  • заключение с выводами.

Это вполне логичная структура работы над любым сочинением, которая, по сути, отражает правильное и последовательное мышление. И учить ей надо, однако не от неё нужно отталкиваться. Заставляя ребёнка подражать сухим образцам, обуздывая его творческую энергию, заставляя его играть по чужим правилам, вы вряд ли сможете пробудить в нём интерес.

Эффективнее будет, если он получит полную свободу самовыражения и возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. А в процессе написания сочинения вы можете корректировать его или давать советы, как лучше организовать текст. Ребёнок освоит структуру, но сделает это на собственном опыте.

4. Подражание взрослым

В исследованиях утверждается, что полный мониторинг процесса написания сочинения, помощь учащемуся в режиме реального времени дадут лучшие результаты, чем распространённая методика — оставить ученика наедине с бумагой, а затем в готовый результат внести правки.

Вы хотите научить ребёнка мыслить и говорить как взрослый. Поверьте, он тоже хочет этому научиться.

Но чтобы это произошло, ваше мышление должно постоянно соприкасаться с его собственным.

Зачастую люди сначала идентифицируют себя с некоторым образом, а лишь после этого обретают его качества. Так, закончив с отличием художественную школу, человек думает: «Я талантливый художник». И лишь потом, через много лет практики, его картины начнут соответствовать званию, которым он одарил себя в молодости.

Каждый ребёнок хочет быть взрослым. И если вам удастся внушить ему, что быть взрослым — значит уметь нетривиально мыслить и красиво излагать свой ход мыслей, то и проявлять свою взрослость он начнёт соответствующим образом. Чтобы это могло произойти, сочинения изначально должны писаться вами вместе.

5. Постоянная практика

В общем-то, для того, чтобы научиться связно излагать свои мысли, достаточно одного этого пункта. Если человек что-то делает постоянно, у него это получается всё лучше и лучше. Даже при полном нежелании писать, но при жёстком надзоре за выполнением домашнего задания и благодаря постоянной практике ребёнок сможет справляться с сочинениями и получать хорошие оценки.

Только каковы смысл и цена такого подхода? Большинство людей, имевших в школе тройку по химии, наверняка ни разу в жизни не пожурили себя за детское разгильдяйство. Потому что не пригодилась бы им эта химия в любом случае.

Школьная оценка вовсе не является показателем жизненного успеха. Ни в коем случае не внушайте ребёнку обратное, иначе и в будущем он будет стремиться к искусственным, созданным кем-то другим целям, так и не найдя своей собственной творческой энергии.

Памятка для родителей обучающихся начальной школы

«Как научить ребенка писать сочинение»

  1. Перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка.

Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».

  1. Как наши дети пишут сочинения?

Переписывают из литературных источников, скачивают из сети Интернет. Можно ли так чему-либо научиться? Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Дети, когда переписывают, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано.

3. Чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ

Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность работы!

4.Как писать сочинение по картине?

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. Рассмотреть: что изображено на картине,  мелкие детали, пейзажные или сюжетные особенности изображения.

Выразить свое отношение: как влияет на восприятие и настроение.

Советы для подготовительной работы

1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.

2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.

3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.

4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.

5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.

6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.

7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.

8. Составьте план сочинения.

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключениеЧто написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление содержит одно-два предложения и начинается со слов: «На картине (художника) (название картины)….»

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

 Фразы-помощники:

 Словарь:

 «художник изобразил…»

 художник — живописец — мастер кисти — автор

 «детали сюжета позволяют понять…»

 картина — полотно — репродукция

 «колорит картины…»

 изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал

 «краски создают ощущение…»

тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление

 «создается настроение…»

Еще два вида сочинения, встречающиеся в начальной школе.

Как писать сочинение-описание?

Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

Как писать сочинение — рассуждение?

Сочинение – рассуждение охватывает события и проблемы. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому плану и требуют умения анализировать. Этот вид работы предполагает рассказ о своих впечатлениях, убеждениях, отношении к событию, факту, человеку и т.п.

Успехов вам в творчестве!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как научить детей написать сочинение
  • Как написать яблоко на iphone
  • Как насчет чая как пишется
  • Как написать яблоко гуашью
  • Как насчет того чтобы как пишется