Как называется человек который пишет биографию другого

биограф

человек, который описал жизнь другого

Альтернативные описания

• кем стал для Дж. Б. Шоу английский писатель Фрэнк Хэррис?

• литературная профессия

• человек, тратящий свою жизнь на изучение чужой

• автор давно прожитого кем-то романа

• автор жизнеописания

• спец по историям чужих жизней

• специализация литератора

• жизнеописатель известных людей

• писатель, паразитирующи на знаменитости

• описывает жизнь известных людей

• летописец чьей-то жизни

• составитель описания чьей-то жизни

• летописец жизни известных людей

• литературная специализация

• автор уже прожитого романа

• он пишет о жизни

• «жизнеописатель»

• Писатель, описывающий чью-либо жизнь

• Литературная профессия, составитель чьей-нибудь биографии

Человек, который описал жизнь другого.

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле
чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку
игроков.
А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Человек, который описал жизнь другого.
(Слово из 7 букв)

Ответ:


Биограф

(7 букв)


Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь
формой поиска.

Постараемся найти среди 775 682
формулировок по
141 989 словам
.

Оцени полезность материала:




3
 
голоса,
оценка

3.3
из
5

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

биограф

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

БИО́ГРАФ, биографа, муж.

1. Составитель биографии.

2. Вид съемочного киноаппарата.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

БИО́ГРАФ, -а, муж. Составитель биографии. Биографы Пушкина.

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

БИО́ГРАФ, -а, м

Исследователь, занимающийся составлением биографии (описания жизни) какого-л. человека, обычно известного, знаменитого.

… Биографы Баха, как и других поэтов, описывают жизнь художника, как жизнь всякого другого человека… (В. Одоевский).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИО́ГРАФ -а; м. Автор-составитель чьей-л. биографии. Б. Пушкина.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-а, м.

Составитель биографии.

Биограф А. С. Пушкина.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

ФОРМЫ СЛОВ

био́граф, био́графы, био́графа, био́графов, био́графу, био́графам, био́графом, био́графами, био́графе, био́графах

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 4

БИОГРАФ

БИОГРАФ, устар. жизнеописатель

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БИОГРАФ а, м. biographe.

1. Автор чьей-л. биографии. БАС-2. Любовь к истине, первый долг Биографа. Кн. муз. 1. Мой биограф будет очень счастлив, Будет удивляться два часа, Как осел, перед которым в Ясли свежего насыпали овса. Гумилев К синей звезде.

2. Вид киносъемочного аппарата. Уш. 1935. Да! это он, не кто, как он, изобрел шарманку, граммофон, биоскоп, фотофон, биограф, фонограф, ауксетофон, патефон, музыкальный ящик «Монопан», механического тапера, автомобиль, бумажные воротнички, олеографию и газету. Куприн Последнее слово. // 9-5 122. || Одно из устаревших названий кинематографа. 11 апреля 1916 г. в Екатеринодаре.. демонстрировался фильм о военных событиях на Турецком фронте. На экране не то наступление, не то отступление наших войск. Совершенно туманно и неразборчиво вначале и завершается показом поля сражения, где было много убитых и раненых.. Картина производит на публику удручающее впечатление, которая, несомненно идя в театр, надеялась увидеть храбрые подвиги наших героев и вместо этого смотрит на мучения и смерть от вражеских пуль и покидает биограф разочарованной, со вздохами и со слезами и желанием скорейшего окончания войны. Вахмистр Александрович Докладная зап. начальнику жандармского управления Кубанской области. // ОА 2003 2 39-40. Электробиограф а, м. устар. 11-12 октября 1911 г. в Екатеринодаре открылся еще один электробиограф «Мон Плезир» в помещении построенного в 1910 г. .. скейтинг-ринга для катания на роликовых коньках. ОА 2003 2 39. Биографизировать biographe. един. Придавать черты биографичности, жизненности. Кроме того, Курицын смог биографизировать образ повествователя, «утеплить» и «утопить» в быте. НЛО 1998 32 429. Биографика и, ж. Петровская И. Ф. Биографика: введение в биографику. Источники биографической информации о россиянах 1801-1917 гг. — СПб.: Logos, 2003. — 490 с. // НЛО 2004 2 358. . — Лекс. Ян. 1803: биограф; САН 1847: биогра/ф; Даль: био/граф и биогра/ф; Уш. 1935: био/граф; Сл. 18: биограф 1784 (вио- 1786.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

БИОГРАФ (греч.). Жизнеописатель.

СКАНВОРДЫ

— Человек, тратящий свою жизнь на изучение чужой.

— Автор давно прожитого кем-то романа.

— Человек, который описал жизнь другого.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографи романсе

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БИОГРАФИ РОМАНСЕ * biographie romancée. Биография в форме романа. Упреки в умолчании о личных чертах моей биографии могут, конечно, относиться и к другой стороне моей жизни. Теперь мода на biographie romancée. Милюков Восп. 1 264. Сирин < Набоков> читал стихи .. и блестящий отрывок из biographie romancée — шаржа — о Чернышевском. 5. 7. 1935. А. Штейгер — Шаховской. // Ш. Отражения 88. Я хочу все это держать как бы на самом крае пародии. Знаешь эти идиотские «биографии романсэ», где Байрону преспокойно подсовывается сон, извлеченный из его же поэмы? НМ 1997 10 212. Никакого психологизирования, никаких попыток «воскресить» прошлое по методу авторов biographie romancées. Шик 1999 8.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографизм

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БИОГРАФИЗМ а, м. biographe m. Версия судьбы, или о пользе наивного биографизма < заголовок статьи>. Минувшее 16 265. — Лекс. СМ-84: биографи_зм.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографии

АФОРИЗМЫ

Биографии авторов

Альтов Семен — биография * Аристотель — биография (Aristotels)

Байрон — биография (Byron) * Бальзак. Balzac. Биография * Батлер (Butler). Биография. * Батюшков К.Н. — биография * Белинский В.Г. — биография * Бисмарк — биография (Bismarck-Schonhausen) * Блок. Биография * Бомарше. Beaumarchais. Биография * Брэдбери Рэй — биография * Булгаков М.А. — биография * Бэкон. Bacon. Биография

Валери Поль. Paul Valery. Биография. * Вега Карпьо, Лопе (Vega). Биография. * Жюль Верн. Verne. Биография * Леонардо да Винчи — биография (Leonardo da Vinci) * Вольтер — биография (Voltaire) * Высоцкий Владимир — биография * Вяземский П.А. — биография

Гашек Ярослав — биография * Гегель — биография (Hegel) * Гейне Генрих. Биография. * Герцен А.И. — биография * Гете — биография (Goethe) * Гоголь Н.В. — биография * Гончаров И.А. — биография * Горький Максим — биография * Грин А.С. — биография * Гюго Виктор. Victor Hugo. Биография

Давыдов Д.В. — биография * Даль В.И. Биография. * Державин Г.Р. — биография * Джефферсон Томас. Jefferson. Биография. * Достоевский Ф.М. — биография * Дюма Александр (Dumas), отец — биография * Дюма Александр (Dumas), сын — биография

Ермолова М.Н. — биография

Задорнов Михаил. Биография

Илья Ильф. Биография., Иоанн Златоуст — биография (Ioannes Chrysostomos) * Искандер Ф.А. — биография

Камю Альбер. Camus. Биография. * Карнеги Дэйл (Carnegie) — биография. * Кастанеда — биография (Castaneda) * Катаев Валентин Петрович. Биография * Ключевский В.О. — биография * Колчак Александр Васильевич. Биография * Конфуций. Биография * Кристи Агата (Christie). * Крылов И.А. — биография

Лем Станислав (Lem). Биография. * Ленин. Владимир Ильич Ульянов. Биография * Лермонтов М.Ю. — биография * Лихачев Д.С. — биография * Ломоносов М.В. — биография * Лорка Федерико Гарсиа — биография

Маркс Карл. Marx. Биография * Маяковский В.В. — биография * Милн Алан — биография (Milne) * Маргарет Митчелл (Mitchell). Биография. * Моэм Уильям Сомерсет. Maugham. Биография

Набоков В.В. — биография * Наполеон I (Napoleon) — биография * Ницше Фридрих (Nietzsche). Биография. * Нострадамус — биография (Nostradamus)

Островский А.Н. — биография

Паскаль Блез — биография (Pascal) * Петрарка Франческо — биография (Petrarca) * Евгений Петров. Биография. * Пришвин Михаил Михайлович. Биография * Козьма Прутков — биография * Пушкин Александр Сергеевич. Биография * Марио Пьюзо. Puzo. Биография.

Радищев А.Н. — биография * Раневская Ф.Г. — биография * Рерих Н.К. Биография. * Рокфеллер Джон Дэвисон старший — биография (Rockefeller) * Ромен Роллан. Rolland. Биография * Рубинштейн А.Г. — биография * Руссо Жан Жак — биография (Rousseau)

Салтыков-Щедрин М.Е Биография. * Санд Жорж — биография (Sand) * Сент-Экзюпери Антуан — биография (Saint-Exupery) * Сервантес Мигель де (Cervantes). Биография. * Снегов С.А. — биография * Спиноза. Spinoza. Биография. * Станиславский К.С. — биография * Станюкович Константин Михайлович. Биография * Стендаль. Stendhal. Биография * Стивенсон Роберт Луис. Stevenson. Биография. * Столыпин Петр Аркадьевич. Биография * Суворов А.В. Биография. * Суворов Виктор (Владимир Резун) — биография * Сухомлинский В.А. Биография.

Толстой Л.Н. — биография * Троепольский Г.Н. Биография. * Тургенев И.С. Биография.

Оскар Уайльд. Oskar Wilde Биография. * Уэллс Герберт — биография

Фейербах Людвиг — биография (Feuerbach) * Леонид Филатов. Биография * Фонвизин Д.И. — биография * Форд Генри. Henry Ford. Биография. * Франклин (Franklin). Биография. * Фридрих II (Friedrich II) — биография

Хайям. Биография * Хемингуэй Эрнест — биография (Hemingway)

Цвейг Стефан. Zweig. Биография.

Чарли Чаплин. Биография * Черных В.К. — биография * Чернышевский Н.Г. — биография * Чехов А.П. — биография

Шварц Е.Л. — биография * Шендерович В.А. — биография * Шиллер Фридрих. Schiller. Биография. * Шоу Джордж Бернард — биография (Shaw G. B.)

Щербакова Г.Н. — биография

Эйзенштейн С.М. Биография * Эйнштейн Альберт — биография (Einstein) * Энгельс Фридрих. Engels. Биография. * Эразм Роттердамский. Erasmus Roterodamus. Биография. * Эренбург Илья Григорьевич. Биография

Ли Якокка. Iacocca. Биография.

Источники информации, использованной для биографических статей

Биографические статьи данного сайта — результат компиляции (соединения сведений, взятых автором-составителем из различных источников). Конкретный источник информации не указывался после каждой фразы, использованной в биографических статьях, т.к. многие факты биографий повторяются в нескольких печатных и электронных изданиях. В каждой биографической статье сайта указан список конкретных источников.

Основные печатные и электронные источники:»2000 великих людей. Малая энциклопедия персоналий.»

Золотько А.К., Кондратюк С.А., «Торсинг», Харьков, 2001

«Кто есть кто в античном мире». Бетти Редис. М, 1993

«Русский биографический словарь» — подробнейшие биографии, великолепные портреты и гербы, имеющие отношение к большинству деятелей России. На основе статей 86-томного «Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона» и Нового Энциклопедического Словаря (НЭС). Сведения актуальны на 1916 г.

Проект «Россия поздравляет!» — www.prazdniki.ruЭнциклопедический ресурс www.rubricon.com

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографика

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Биогра́фика — специальная историческая дисциплина, разрабатывающая теоретические, методические, историографические, источниковедческие проблемы биографий. Тесно связана с литературоведением, словарно-энциклопедической традицией, генеалогией, библиографией и др.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

БИОГРАФИКА (этим. см. след. сл.). Искусство писать биографии.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографически точный

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографически-бытовой

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографический

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

прил.

1. соотн. с сущ. биография, связанный с ним

2. Свойственный биографии, характерный для неё.

3. Такой, в основе которого лежат жизнь, факты биографии кого-либо (о литературно-художественном произведении).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ, биографическая, биографическое. прил. к биография. Биографический очерк. Биографическая подробность (факт из жизни).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1. к Биогра́фия. Б-ие сведения.

2. Основанный на реальных фактах чьей-л. жизни, биографии (о литературном произведении). Б. роман. Б-ая повесть.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-ая, -ое.

прил. к биография.

Биографический очерк. Биографический факт.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ФОРМЫ СЛОВ

биографи́ческий, биографи́ческая, биографи́ческое, биографи́ческие, биографи́ческого, биографи́ческой, биографи́ческих, биографи́ческому, биографи́ческим, биографи́ческую, биографи́ческою, биографи́ческими, биографи́ческом, биографи́ческ, биографи́ческа, биографи́ческо, биографи́чески

СИНОНИМЫ

прил., кол-во синонимов: 2

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ая, ое. biographique adj. Отн. к биографии, связанный с ней. БАС-2. Оно <письмо> за неимением других биографических материалов, послужит нам эскизом Графининой истории. Карамзин Рыц. 47. Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический. У. Чэннинг. // Борохов. — Лекс. Соколов 1834: биографи/ческий.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографический метод

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Биографический метод — I

в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий и др.).

II

в литературоведении, истолкование литературы как отражения биографии и особенностей личности писателя (зачинатель Ш. О. Сент-Бёв). В научном литературоведении — один из принципов исследования.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД в литературоведении — истолкование литературы как отражения биографии и особенностей личности писателя (зачинатель Ш. О. Сент-Бев). Абсолютизация биографического метода приводит к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, традиций и влияний. В научном литературоведении — один из принципов исследования.

————————————

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий и др.).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографический метод (в литературоведении)

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (в литературоведении) — БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД в литературоведении, истолкование литературы как отражения биографии и особенностей личности писателя (зачинатель Ш. О. Сент-Бев (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен) ). Абсолютизация биографического метода приводит к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, традиций и влияний. В научном литературоведении — один из принципов исследования.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографический метод (в обществоведении)

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (в обществоведении) — БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии (см. БИОГРАФИЯ) отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий и др.).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографический метод в исследовании текста

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Частный метод, нацеленный на рассмотрение биографии и личности автора, при котором и биография, и личность рассматриваются как определенный момент творчества. Биографический метод предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нем, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия, различных архивных материалов, авторских предисловий и послесловий, речей и интервью, поэтических деклараций, критических статей и эссе.

ААНАЛИЗА ТЕКСТА

Частный метод, нацеленный на рассмотрение биографии и личности автора, при котором и биография, и личность рассматриваются как определенный момент творчества. Биографический метод предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нем, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия, различных архивных материалов, авторских предисловий и послесловий, речей и интервью, поэтических деклараций, критических статей и эссе.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографическо-литературный

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

биографи/ческо-литерату/рный

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографичность

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографичный

СИНОНИМЫ

прил., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биография

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ж.

1. Изложение наиболее значительных фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке; жизнеописание.

2. разг.

Жизнь, жизненный путь кого-либо.

3. перен.

История создания какого-либо произведения литературы, искусства и т.п.

БИОГРА́ФИЯ — сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? биогра́фии, чему? биогра́фии, (вижу) что? биогра́фию, чем? биогра́фией, о чём? о биогра́фии; мн. что? биогра́фии, (нет) чего? биогра́фий, чему? биогра́фиям, (вижу) что? биогра́фии, чем? биогра́фиями, о чём? о биогра́фиях

1. Биография — это перечисление основных фактов чьей-либо жизни, которые располагаются в хронологическом порядке.

Краткая биография. | Биография учёного. | Написать биографию. | Сборник содержит биографии писателей.

2. Биографией вы называете чью-либо жизнь, чей-либо жизненный путь.

Деталь биографии. | Он приукрасил свою биографию легендами.

3. Когда вы говорите о творческой, актёрской и т. п. биографии, вы имеете в виду ту часть жизни, которая связана с творчеством, актёрским делом и т. п.

Богатая писательская биография.

4. Биографией какой-либо организации, группы людей называют её историю.

Военная биография полка. | Коллектив отметил третью годовщину своей трудовой биографии.

биографи́ческий прил.

Биографические данные.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

БИОГРА́ФИЯ, биографии, жен. (от греч. bios — жизнь и grapho — пишу).

1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.

2. перен. Чья-нибудь жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

БИОГРА́ФИЯ, -и, жен.

1. Описание чьей-н. жизни. Б. Льва Толстого.

2. перен. Чья-н. жизнь. Случай из биографии.

| прил. биографический, -ая, -ое.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ

БИОГРАФИЯ — жен., греч. жизнеописание, житьесказание, житие, жизнь. Биографический, жизнеописательный; биограф муж. жизнеописатель, житьесказатель. Биология жен. учение о жизни, о жизненной силе, наука о живом; жизнесловие, которое может быть разделено на физиологию и психологию, на учение о жизни плоти (тела, вещества), и о жизни души, духовной. Биологический, жизненный, относящийся к биологии; биолог муж. ученый исследователь этой науки. Биографии мн. ·в·знач. книги, житейник.

ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

Биография

-и, ж.

1) (кого) Описание чьей-л. жизни и деятельности; жизнеописание.

Биография поэта.

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей (Пушкин).

2) (кого или какая) Жизнь, жизненный путь кого-л.

Случай из одной биографии.

Его биография драматична.

Бультман справедливо указывал, что Евангелия — не «биографии», составленные беспристрастными историками для любознательных читателей, а свидетельство веры (Мень).

3) (кого) Отдельный период или направление деятельности кого-л.

Трудовая биография родителей.

4) (чего) История создания, существования чего-л.

Биографии вещей причудливы.

Родственные слова:

био́граф, биографи́ческий, автобиогра́фия

Этимология:

От французского biographie (← греч. bios ‘жизнь’ и graphō ‘пишу’). В русском языке — с XVIII в.

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

БИОГРА́ФИЯ, -и, ж

Текст, представляющий собой описание чьей-л. жизни и деятельности в хронологическом порядке;

Син.: жизнеописание.

Биография Л. Н. Толстого.

БИОГРА́ФИЯ, -и, ж

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — описание жизни человека, созданное с целью выявления психологического типа личности, ее связей с внешним миром, историей и т.д.;

Син.: жизнеописание.

Миронов много плавал на Тихом океане. С биографией его вряд ли справился бы даже такой писатель, как Стивенсон (Пауст.).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. bios — жизнь и graphō — пишу]

1. Описание наиболее значительных фактов чьей-л. жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание. Краткая, полная б. Б. поэта, учёного. Написать, опубликовать чью-л. биографию.

2. Жизнь, жизненный путь кого-л. Рассказать случай из собственной биографии. Трудная б. у кого-л. Испортить биографию кому-л. (разг.; оказать негативное влияние на судьбу или карьеру кого-л.). / Об отдельном периоде или направлении деятельности кого-л. Творческая б. художника сложилась непросто. Его трудовая б. началась ещё до войны. / Об истории создания, существования чего-л. У каждого музея своя б. Биографии вещей причудливы.

* * *

биогра́фия (от био… и …графия), 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (например, серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, её ценностную ориентацию и связи с социокультурным миром (ср. Автобиография). 2) Жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

* * *

БИОГРАФИЯ — БИОГРА́ФИЯ (от греч. bios — жизнь и «графия»), описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИОГРАФИЯ (от био… и …графия) — 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром (ср. Автобиография)

2)] Жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-и, ж.

Описание чьей-л. жизни; жизнеописание.

[Голутвин:] Я ходил за вами, наблюдал, собирал сведения, черты из жизни вашей, написал вашу биографию и приложил портрет. А. Островский, На всякого мудреца довольно простоты.

||

Жизнь, жизненный путь кого-л.

Началось обсуждение кандидатур. Фетисова попросили рассказать свою биографию. Кетлинская, Дни нашей жизни.

[От греч. βίος — жизнь и γράφω — пищу]

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Биография, ии, ж.

** Трудовая биография.

О трудовой деятельности человека в течение жизни.

• Начать трудовую биографию. ССРЛЯ, т. 1, 575. Квалифицированный рабочий в течение своей «трудовой биографии» по крайней мере несколько раз осваивает новое оборудование. Иконникова, Кобляков, 15.

СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

биография — жизнеописание

Ср. Простенки между окон испещряли трещины и темные пятна отвалившейся штукатурки — точно время этими иероглифами написало на стенах дома его биографию.

Горький. Бывшие люди. 1.

См. иероглифы.

ПОГОВОРКИ

Строчить биографию. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Врать, рассказывая о себе. Максимов, 34.

Биография психа. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Дневник. (Запись 2004 г.).

Биография учителя. Жарг. шк. Ирон. Классный журнал. Максимов, 34.

АФОРИЗМЫ

Жизнь * Биография * Возраст * Время * Здоровье * Катастрофа * Путь(жизненный) * Рождение * Смерть * Смысл жизни * Судьба * Цель

Биография —

Из автобиографии о ее авторе нельзя узнать ничего плохого, за исключением состояние его памяти. — Ф.Джонс

Биограф — это тряпичник истории. —

Декурсель

Читая биографию, помните, что правда никогда не годится к опубликованию. —

Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.)

Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное. — Д.Оруэлл

Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным. —

Вольтер (Voltaire)

Все автобиографии лживы. Ни один человек не может быть плох настолько, чтобы рассказать о себе при жизни правду, втянув в это дело, как того и требует правда, свою семью, друзей и коллег. И ни один человек не может быть настолько добродетельным, чтобы рассказать правду потомству в документе, который он держит при себе до тех пор, пока не останется никого, кто бы мог противоречить ему. —

Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.)

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ ОШИБОК

Биография, может быть, не стоило бы приводить здесь это кажущееся таким простым слово, но… Поскольку нередко приходится слышать сочетание биография жизни, исключать это слово из нашего словаря нельзя. Ведь биография в переводе с греческого означает «жизнеописание», а поэтому, говоря «биография жизни», мы фактически говорим жизнеописание жизни. Не правда ли, нелепое словосочетание?

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

ФОРМЫ СЛОВ

биогра́фия, биогра́фии, биогра́фий, биогра́фиям, биогра́фию, биогра́фией, биогра́фиею, биогра́фиями, биогра́фиях

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 10

1. жизнеописание, история жизни

2. жизнь, жизненный путь

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ, жизнеописание

БИОГРАФИЧЕСКИЙ, жизнеописательный

Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр.

У него формуляр нечист (замаран подсудностью)…

ИДИОМАТИКА

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЭТИМОЛОГИЯ

Русский язык в XVIII в. позаимствовал это слово из французского, который в свою очередь взял его из греческого, где оно сложилось из двух частей — bios — «жизнь» и grapho — «пишу». В русском языке существует параллельное слово, образованное по тому же принципу (методом кальки), что и греческое, но из русских корней: жизнеописание.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Из фр. яз. в XVIII в. Фр. biographie- «биография» образовано сложением греч. слов bios- «жизнь» и grapho — «пишу».

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где biographie — сложение греч. bios «жизнь» и graphē «письменное изложение». Буквально — «жизнеописание» (это слово является словообразовательной калькой сущ. биография). Ср. того же корня жизнь, виват, графика.

биогра́фия

вероятно, через польск. biografia из лат. biographia.

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

БИОГРАФИЯ и, ж. biographie f.

1. Описание чьей-л. жизни. Ож. Краткия биографии славнейших новых писателей. МЖ 4 247. Биография, описание жизни одного человека. Корифей 1 209. || Характеристика, оценка. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. После таких кратких биографий Чичиков увидел, что о других чиновниках нечего и упоминать. Гоголь Мертвые души.

2. Жизненный путь кого-л. БАС-2. Сам <Толстой> из графов, а начал дрова рубить, косить .. взял косу — косил не косил, одна забава. «Ах, уморился! Время обедать». Вот идет. А тут и супы и бульены, вареное и жареное .. Шампанское, чаи, кофеи .. наелся, напился. «Надо отдохнуть». А пуховая постель уже готова. Вот какая биография его жизни! .. А у тебя какая может быть биография твоей жизни, ежели ты целый век гнул спину, как сукин сын, надрывался, а на старости лет приюта не имеешь. Е. З. Тарасов <крестьянин 60 лет> Записи. // Лица 4 327. Это хорошо известные слова Пушкина подтверждают ценность еще одного документа, относящегося к военной биографии Грибоедова — паспорта об отставке. РР 1995 1 38. ♦Портить, испортить биографию кому-л. Оказывать отрицательное влияние на дальнейшую судьбу, карьеру кого-л. БАС-2. — Лекс. Ян. 1803: биография; Уш. 1935: биогра/фия; Сл. 18: биография 1784 (вио- 1786.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

БИОГРАФИЯ (греч., от bios — жизнь, и graphein — писать). Описание чьей-либо жизни. Производные: биографический, биограф.

СКАНВОРДЫ

— «Жизнь на бумаге».

— Складное изложение нескладной жизни.

— И творческая, и краткая, и авто, а, иногда все три вместе.

— Очень подробная анкета.

— Описание чьей-нибудь жизни.

— Жизнеописание.

— Роман американского писателя Эптона Синклера «100%. … патриота».

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биография психа

ПОГОВОРКИ

Жарг. шк. Шутл.-ирон. Дневник. (Запись 2004 г.).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биография учителя

ПОГОВОРКИ

Жарг. шк. Ирон. Классный журнал. Максимов, 34.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

биографо-библиографический

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

биогра/фо-библиографи/ческий

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Текст: Людмила Прохорова

Писатели Вячеслав Недошивин, который долгие годы занимался творчеством Джорджа Оруэлла и переводами его произведений, автор книги «Джордж Оруэлл. Неприступная душа», Александр Ливергант, литературовед, переводчик, главный редактор журнала «Иностранная литература», автор биографий Киплинга, Моэма, Фицджеральда, Миллера, Вулф, Вудхауса и многих других и Александр Архангельский, чья книга «Русофил», посвященная Жоржу Нива, продолжает серию «Счастливая жизнь» в «Редакции Елены Шубиной», собрались на книжном фестивале «Красная площадь» и приняли участие в дискуссии, посвященной жанру биографии.

«Кем должен быть человек, который пишет биографию?», — задал первый вопрос ведущий.

«Принцип простой: кто смел, тот и съел, — пошутил Архангельский. — Если человек решается, то он пишет, а дальше уже начинается история книги. Она может быть принята читателем и сообществом, а может быть отвергнута. Поэтому в первую очередь надо спрашивать самого себя, готов ли я это написать, затем аудиторию — готова ли она это прочитать, а затем уже экспертную группу, которая в итоге отвечает на вопрос, точно это вышло или нет».

«Пассионарный» взгляд на написание биографии высказал Вячеслав Недошивин: «Настоящие биографии пишутся теми, кто ушиблен своим героем. У кого-то, конечно, это может быть просто поток, работа… Есть биографии, написанные «от фактов»: родился, женился и т.д., но в них нет попытки влезть в шкуру своего героя, разобраться в мотивах его поступков или творчества. Писать книгу о том, кого любишь и уважаешь, — это настоящий ад, погружение в бездну. Я писал книжку об Оруэлле пять лет и полжизни занимался им с диссертацией. Это ужасно тяжелая работа, но с другой стороны — благодарная».

Как только микрофон передали Александру Ливерганту, он сразу же решил вступить в спор.

«Я со своей стороны ни разу не был «ушиблен» автором, — отметил он. — В действительности же успех или неуспех биографии зависит от душевных отношений автора с героем. Если они не складываются, то биография может получиться неплохой, но она не будет содержать крайне важной эмоциональной составляющей, с другой стороны, если очень любишь или уважаешь своего героя, биография тоже может совершенно не получиться, потому что действительная жизнь героя растворится в авторском высоком чувстве.

Прежде, чем начать писать биографию, ты в общем-то не знаешь, так же, как и в отношениях с человеком, к чему эти отношения приведут, как всё сложится».

Поговорили участники дискуссии и о самом процессе создания биографии. Что это: расследование или мифологизация?

«Всё зависит от героя, — подчеркнул Архангельский. — И от того, насколько этот герой далек от дня сегодняшнего. Если пишешь для ЖЗЛ, то работаешь со всем «напластованием», а если пишешь о ныне живущем человеке, то находишься в зоне риска, потому что у каждого живого человека есть собственная жизненная легенда. В этом случае нужно пройти между Сциллой и Харибдой: между мифологизацией и свободным рассказом об этом человеке. Биография — рассказ, если это академическая биография — обобщение. А биография живых людей — это проза, но только очень сложно выстраиваемая, с огромным количеством ограничений, которых нет в художественной литературе, но и с огромным количеством примочек, которых в ней тоже нет».

«Я все-таки настаиваю на том, что биографический жанр, как сказал один профессионал, — это профессия, наука и искусство невозможного», — подчеркнул Недошивин.

Биография, приуроченная к 70-летию Эдиты Пьехи, в срочном порядке отзывается из крупных книжных магазинов. По словам певицы, книга шокировала своим низким качеством, как оформления, так и содержания: в ней много ошибок и недостоверных фактов. Кроме того, фотоиллюстрации выбраны крайне не удачные.

Певица сама порекомендовала питерского писателя-музыковеда Алексея Лопатина издательству «Эксмо» для написания ее биографии. Автор не оправдал ожидания Пьехи по двум причинам: во-первых, информацию он собирал исключительно из газетных и интернет-статей, ни разу не обратившись с вопросами к самой звезде, а во-вторых, Лопатин так и не разрешил певице заранее ознакомиться с содержанием.

Юрист Пьехи, Ирина Тулубьева об истории создания книги «Эдита» рассказала следующее: «70 лет и 50 лет творческой деятельности — это уникальные даты, которых всего четыре на нашей эстраде. При такой потрясающей биографии у Эдиты Станиславовны никогда не выходило ни мемуаров, ни жизнеописания. Предложений за эти годы было очень много, но это огромный совместный труд как писателя, так и артиста. У певицы нет на это времени».

Издательство «Эксмо» быстро приняло решение отозвать книгу из продажи. При этом часть книг попала в мелкие магазины, которые издательству неподконтрольны. По отношению к этим остаткам Эдита Пьеха намерена принять собственные меры.

Инцидент, в частности, можно объяснить тем, в России написание прижизненных биографий пока еще не так широко практикуется, как на западе, плюс ко всему авторы порой стремятся из каждой книги сделать сенсацию, обращаясь к собственному творческому вымыслу.

По закону жанра, каждая биография должна содержать какую-либо «изюминку». Порой сведения кажутся абсолютно нереальными. Так случилось с историей биографий таких звезд прошлого века, как Фрэнк Синатра, Мэрлин Монро, Марлон Брандо и Марлен Дитрих. Что касается последней, то для нее прижизненная биография была сильнейшим ударом.

Родная дочь Марлен Дитрих собственноручно написала жизнеописание известнейшей актрисы. В книге эта роковая женщина предстает бесчувственной и лживой. Дочь Дитрих изображает мать сущим чудовищем, которая не способным на родственные чувства. Злосчастная книга в то же время говорит и о другой стороне личности актрисы, ее неоспоримом таланте, делающем Дитрих неотразимой в глазах миллионов поклонников. Говорят, именно книга дочери свела прославленную кинодиву в могилу.

Актриса Шэрон Стоун считает, что «в этом мире, созданном мужчинами для мужчин, женщина может заработать популярность только благодаря скандалу» Следуя этой нехитрой формуле, звезда сумела сделать головокружительную карьеру, начав с кассирши в Макдоналдсе с зарплатой пять долларов в час, и вскоре став лицом парфюма «Ральф Лорен», заработав 15 миллионов долларов. Собственноручная биография Шэрон Стоун раскрывает все приемы, помогающие подняться на вершину популярности.

Конечно, лучше всего для звезды написать свою биографию собственноручно. Но это не распространяется на те издания, которые появляются уже после смерти известной личности. Символ своего времени, Фрэнк Синатра, наверняка не подозревал, что самую сокровенную его тайну биографы раскроют через несколько лет после того, как его не станет.

Поводом для написания очередной биографии легендарного певца стало обнародование того факта, что Фрэнк Синатра был тесно связан с мафией. Как-то раз он даже чуть было не попал под арест, когда выполнял роль курьера мафиозной структуры, перевозя портфель с 3,5 млн долларов. А рассказал это никто иной, как близкий друг певца — конферансье Джерри Льюис. Связь с мафией Синатра отрицал всю жизнь, но материалы ФБР говорят об обратном: певец водил дружбу с известным боссами преступного мира. Среди его друзей были Лаки Лучано, Сэм Джианкана, братья Капоне.

Тот факт, что мафиози помогали в карьере Синатры, подтвердила его дочь, Тина. Они  оплачивали его рекламу, сценические костюмы и музыкальные инструменты. Известно также, что выступления Синатры на сцене Westchester Premier в 1976-1977 годах организовывал гангстер Луи Пацелла.

Но связь с мафией не идет в сравнение с сенсацией, которую содержит недавно появившаяся биография легендарного актера Голливуда Лоуренса Оливье: актер был шпионом. Во время второй мировой войны он занимался шпионажем в пользу Великобритании. Примечательно, что завербовал Оливье сам премьер-министр Уинстон Черчилль. Это было сделано им, чтобы помочь убедить США в необходимости вступления в войну. В случае, если бы американское правительство узнало о факте вербовки, Лоуренсу Оливье грозила тюрьма.

Впрочем, подобные сенсации в биографии встречаются не часто. В основном, о скандальных подробностях звезд слухи ходят на протяжении их жизни. Так в опубликованной биографии Марлона Брандо, читатель в подробностях узнает о его пути к славе, который лежал через многочисленные романы. Актер сам рассказал автору о своих любовных связях со многими знаменитостями.

Современные звезды стали еще более откровенными. Элтон Джон в этом году раскрыл тайну своему автору — Дэвиду Бакли. Как стало известно из биографии, музыкант пытался свести счеты с жизнью. Это произошло достаточно давно: перед тем как жениться на своей первой супруге Линде Вудроу, Элтон Джон пытался покончить жизнь самоубийством. Для этого он засунул голову в духовку и включил газ. В таком положении он успел провести несколько минут, но легендарного музыканта спасли вовремя появившиеся родственники. Союз со второй женой, Ренатой Блауэл, продлился четыре года. В то время как нетрадиционные отношения сэра Элтона с Девидом Фернишем оказались намного крепче. В 2005 году, после 11 лет совместной жизни, они поженились.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Писатель-призрак, помогающий автор, литературный негр — так называют тех, кто пишет книгу за другого человека. Его имени не будет на обложке, но если он хорошо постарается, произведение останется жить в веках. А кошелек пополнится хрустящими купюрами.

Финтолк пообщался с писателем-призраком, который пишет книги за других, и узнал, можно ли на этом заработать. Имени собеседницы мы не сможем раскрыть даже вам, но поверьте, она живая и легитимная.

Как это РАБотает 

девушка рабыня, буквы

В литературные рабы я попала через блат. Друг, который трудится в издательстве, посетовал как-то: пришел заказ на написание книги, но заказчик хочет выбрать из нескольких претендентов. Предложил мне попробовать написать пробник по ТЗ.

Надо сказать, что таких, как я, в издательствах культурно называют помогающими авторами: «Наш автор поможет вам написать книгу». В итоге, конечно, ты пишешь все сам, а заказчик лишь делится соображениями о том, что же он хочет получить.

Я несколько раз пробовалась в издательстве на роль помогающего автора в разные проекты. Во всех случаях мои варианты уступили работам других авторов. Тут не о чем горевать: я знала, что соревнуюсь с мастерами своего дела, которые издали уже десятки книг, многие под своими именами.

На четвертый раз выбрали меня. Дальше работа строилась так: заказчик, менеджер и помогающий автор устраивают сессию в скайпе, обсуждают все нюансы. А потом ты уже общаешься с клиентом напрямую, обсуждая сто тысяч моментов, изучая или составляя план книги. Потом начинаешь работать над главами. Иногда клиент присылает свои наброски, иногда рассказывает содержание будущих разделов книги, иногда говорит: «Я хочу, чтобы в этой главе было про роботов и сингулярность, удиви меня».

Потом у меня было еще несколько книг. В одной я должна была интервьюировать людей и писать все от и до сама, формируя хронологию. Придумывать ничего не нужно было, достаточно просто перенести на бумагу все, что мне рассказали. Во второй книге клиент рассказывал, о чем будет каждая глава, и я просто переписывала его рассказы литературным языком.

Норма выРАБотки

девушка-рабыня, монеты

В издательстве говорят, что моя главная функция заключается совсем не в том, чтобы создать идеальное произведение, шедевр литературы. Главное — установить доверительные отношения с клиентами, сделать так, чтобы они были довольны. 

Получится это не у каждого писаки. Мы испорчены и искушены сотнями прочитанных произведений, работой в СМИ, блогингом, хотим творить и провоцировать. У многих клиентов от такого в жилах стынет кровь. Они пришли в издательство, чтобы получить мемуары об их семье или, например, роман о любви богатого принца к простушке. И клиенты платят за это деньги. Начинается разборка: автор хочет творить, клиент хочет, чтобы все было «чистенько и простенько». Если ты хочешь остаться литературным рабом, твоя задача — не принимать все происходящее близко к сердцу и просто сделать так, как просят.

Парадокс заключается в том, что, если ты будешь милым и трудолюбивым, вскоре клиент уже будет готов на очень многие твои эксперименты. Так, один клиент настороженно отнесся к моему полу: у его книги была техническая специфика. Через пару месяцев работы он написал мне: «Делай, как считаешь нужным, я тебе доверяю».

Работа над книгой может длиться и полгода, и год. Вскоре клиент уже становится твоим приятелем. Правда, так бывает не всегда, не каждый помогающий автор стерпит СМСки в ночи от заказчика: «Ты у компьютера? Я тут подумал, не ввести ли нам во второй главе Григория? Что думаешь?» или «Ты тут? срочно скайп, нужно поговорить о концовке». Но мы знали, на что шли.

Сколько можно заРАБотать

девушка-рабыня, монета

Зарплата литературного раба складывается из стоимости написанных им текстов (150-300 рублей за тысячу знаков), стоимости проведенных интервью (10-30 рублей за минуту), стоимости расшифровок (их можно не делать самому, а заказать специалисту), могут докинуть за сопровождение проекта и оплатить телефонную связь и даже интернет. Оплачиваются и пробники, и тексты, которые клиент не принял, хотя все сделано по ТЗ. За одну книгу можно получить около 50-100-200 тысяч рублей. Правда, эта сумма будет «размазана» на полгода, а то и год.

Кому подойдет такая РАБота 

девушка-рабыня, письма
  • Трудолюбивым людям, которые умеют писать много (иногда в день выходит 20 000 знаков).
  • Тем, кто не считает себя гением современности, и тем, кто умеет договариваться и терпеть капризы клиентов.

Иногда книги заказывают странные люди, которые хотят рассказывать про интимные подробности своей жизни, верят в теории заговора, не знают, чего хотят, любят скайп-сессии на три часа и мучительные правки. Мне такие, правда, пока не попадались. Но добро пожаловать в мир литературных рабов, здесь подобное практикуется.

Где научиться и где искать такую РАБоту

руки, тихо

Литературные рабы востребованы именно потому, что найти хорошо пишущего человека с легким характером и хорошими коммуникативными навыками непросто. По образованию я учитель, но пишу с детства, и никто никогда не спрашивал у меня диплом. Зато примеры работ спрашивали всегда.

Поэтому, если вы хорошо пишете, но у вас нет опыта в написании книг, подготовьте несколько текстов в разных стилях, сформируйте резюме и разместите его на популярных ресурсах по поиску работы. Можно послать свое резюме и пробники в издательства. Беда помогающего автора в том, что он связан контрактом и не может показать другим даже абзац из того, что написал. Поэтому с клиентами регулярно случается такой диалог:

— А вы точно хороший автор?
— Да, я работаю в этом издательстве несколько лет.
— А что вы написали? 
— Не могу показать. Это секрет. Впрочем, когда я напишу вашу книгу, я и из нее ничего показать никому не смогу. 

Почему я не издаю свои книги

меняет маски

Когда мои знакомые узнают, что я работаю литературным негром, они почему-то выражают возмущение. В их системе координат человек, который хорошо пишет, должен издавать интересные книги о том, что ему хочется, публиковаться под своим именем, получать хорошие гонорары и ездить в Ниццу за вдохновением. 

Однако путь к славе и богатству для писателя тернист, и пройдут его лишь единицы. Большинство откажется от затеи, когда получит первый отказ от «Эксмо», повесят на «Литресе» электронную версию своей нетленки и заработают на ее скачивании 250 рублей. Может быть, когда-нибудь я издамся под своей фамилией. И роль помогающего автора — это лучшая практика и лучшая прививка от звездности, которая у многих писак возникает на ровном месте.

хомяк, Жора, финансовый консультант

Автобиографии интересны с любой точки зрения. Если рассматривать их как схему жизненного пути, оттуда можно смело черпать вдохновение и советы, как добиться того же, что и авторы. Если же смотреть на них как на дневники, то можно просто получать удовольствие от возможности узнать сокровенные стороны тех людей, о которых мы на самом деле ничего не знаем.

В то же время кажется, что автобиография — это самый ограниченный и ненаучный из всех нехудожественных литературных жанров. Если автор/ка знаменит/а — Генри Форд, Джейн Фонда, Уинстон Черчилль, Мадлен Олбрайт, — возникает ощущение, что такой многостраничный нарциссизм (обычно приправленный к тому же различными мудростями и заезженными «правилами жизни») может только рассказать о конкретной персоне, но не научить чему-либо. А если об авторе/ке никто и не слышал, то это уж тем более никому не нужно. Однако автобиографическая литература может быть действительно ценной и для отдельных читателей, и для развития академической или научной мысли — например, в антропологии.

Сплетни или исторический фон?

Зачем нужны автобиографии? Самый простой и поверхностный ответ — чтобы удовлетворять любопытство: нам всегда интересны подробности жизни знаменитостей. В этом случае автобиография не обязана быть научной или даже правдивой: часто хочется узнать, например, что именно условный Златан Ибрагимович думает о самом себе, или просто о пикантных деталях быта музыкантов рок-группы Motley Crue из первых рук.

Однако мало кто скажет, что дневник Анны Франк важен из-за самой девочки — всё как раз наоборот.

Кроме развлекательной ценности сплетен автобиография по умолчанию содержит исторический контекст, в котором проходит жизнь автора. Любые события обусловлены не только волей создателя/ницы, но и общим социополитическим контекстом, в котором он/а находится. Такой исторический аспект даже заметнее в тех текстах, которые не создавались с познавательной целью, но со временем ее обрели. Взять ту же автобиографию Motley Crue «Грязь»: с каждым годом она всё больше напоминает подробный справочник о том, как не нужно себя вести в эпоху #MeToo, нежели шокирующие рассказы о выходках звезд 1980-х.

Рассказ о себе как научный метод

Всё достаточно очевидно, когда дело касается автобиографии как произведения популярной или повседневной культуры. Но переход текста «о себе любимом» в статус серьезного антропологического или этнографического метода кажется немного подозрительным. Такой субъективный способ изложения вызывает резонный скепсис: автобиографии нарушают основной принцип эпистемологии: «познающий субъект должен отличаться от познаваемого объекта». Люди предвзяты по отношению к себе — соответственно, возникают вопросы: не будет ли объективная третья сторона лучшим рассказчиком чьей-либо истории, чем ее участники/цы? И почему же тогда количество автобиографических работ с академическим или научным уклоном только увеличивается?

Действительно, в академической сфере растет не только количество, но и популярность автобиографий и автоэтнографий (автобиографически поданных рассказов об определенной части жизни автора). И на это есть историческая причина. В прошлом стандартная антропологическая работа создавалась по методическому шаблону: ученый находился в близком контакте с исследуемой группой людей (часто это были коренные народы), собирал о них информацию — самостоятельно и/или с помощью различных опросов и интервью — и затем описывал это, используя или создавая новые теоретические формулировки.

С одной стороны, такой метод максимально близок к «объективному» способу исследования с участием людей. С другой — никакая научная работа не может быть полностью независимой от личности ее автора/ки. Даже в технических науках существует предвзятость. Сам выбор темы исследования субъективен и определяется исключительно тем, насколько велик спрос на нее в научных кругах в контексте определенного института, страны, эпохи и т. д.

Именно это понимание исследователя как субъективного и вписанного в контекст общества благодаря его/ее полу, возрасту, расе и т. д. заставило ученых пересмотреть свои взгляды. Если ранние антропологи могли свободно путешествовать по миру и описывать встреченных ими людей как диковинных или любопытных, то постколониальные исследователи стали относиться к такому подходу скептически. Традиционные антропология и этнография и их будто бы зоологический интерес к этническим группам стали заметно попахивать евроцентризмом и консервативно-снисходительным отношением западного мира к иноземцам. (По тем же причинам автобиографический подход стал впоследствии популярным и среди феминисток.) Это вызывало так называемый кризис репрезентации: у исследуемых людей не было голоса в научном мире и они могли лишь надеяться, что те, кто расскажет о них на Западе, будут к ним благосклонны.

Антропология смогла преодолеть кризис репрезентации, сместив акценты с исследования другого как «чужака» на личность самого/й автора/ки: в конце концов, повредить негативным автобиографическим исследованием можно только себе.

Именно таким образом автобиографические и автоэтнографические работы постепенно стали появляться в науках. Изначально это были исследования определенных этнических (или других) групп, которые проводили ее же члены, а затем работы, сосредоточенные исключительно на личности их авторов/к.

Воспринимать такое явление как шаг назад, вызванный политическим развитием современного общества, было бы ошибкой: то, что фокус исследования сместился на самого/му исследователя/ницу, не означает, что больше нельзя наблюдать и документировать быт других людей. Эти «другие люди» уже включены в любую автобиографию или автоэтнографию — ведь любой/ая автор/ка по умолчанию идентифицирует себя как представителя/ницу тех или иных гендерных, расовых, этнических и классовых групп и тем самым является как минимум одним из воплощений их интересов и характеристик. Как писал ученый Вольф-Майкл Рот, «авто/биография… — это всегда также и биография, модель истории жизни не только Другого, но и обобщенного Другого; авто/этнография… — это всегда также и этнография».

Иными словами, каждый раз, когда ваша тетя пишет длинный пост на фейсбуке о своей поездке за границу, она пишет не только о себе и своем отпуске, но и рассказывает об уникальном сочетании культурно-общественных групп, представительницей которых она является. Хорошо ли она их репрезентирует — судить читателю.

Анализируй это

Если отбросить иллюзию объективности традиционной антропологии, выяснится, что у автобиографического подхода есть множество преимуществ перед стандартными методами исследований. Например, в условиях наблюдения или интервью обычный человек всегда ведет себя неестественно, но если исследование сфокусировано на себе самом/й вместо кого-либо другого, такой проблемы не возникает. Человек постоянно находится рядом с собой, и если он умеет рефлексировать, то может получить полную перспективу на его быт и идентичность. Более того, возможность зафиксировать свою повседневную жизнь со всеми ее сложностями и прелестями очень важна: так общество может узнать об институционализированных препятствиях, стоящих перед различными социальными группами (например, перед ЛГБТ-сообществами).

Известно, что рефлексивное творчество может стать катарсисом для его автора/ки. Многие антропологи и этнографы пользуются этим и убивают сразу двух зайцев, когда описывают свой травматический опыт автоэтнографически: в одном тексте они могут и позволить себе некоторую терапию, и проанализировать важное для них событие с помощью существующих научных теорий. Такой формат популяризовала в том числе известная американская ученая Кэролин Эллис. Ее первый важный автоэтнографический труд Final Negotiations: A Story of Love, and Chronic Illness подробно описывал ее опыт заботы о муже, умирающем от эмфиземы легких.

Для некоторых исследователей автоэтнографии — это способ изучить разрыв между академическими теориями и их реальной жизнью.

Многие из нас, например, охотно критикуют капитализм, но при этом нежно относятся к своим новым дорогим кроссовкам, сшитым за десять рублей в Юго-Восточной Азии. И хотя целью автоэтнографии, конечно, не должна быть культивация ненависти к самому/й себе, такая интроспектива позволяет заметить зазор между нашими убеждениями и действиями.

Пожалуй, главный плюс автоэтнографического метода состоит в его уникальном взаимоотношении с читателями. Если стандартный научный текст пытается поддержать свою объективность и обращается к аудитории с некой индифферентностью, то автобиографическая или автоэтнографическая литература требует от читателей прямого взаимодействия с текстом.

На претензии, что в автобиографиях субъект и объект познания сливаются, научное письмо «о себе» дает хороший ответ: субъект-исследователь таких работ на самом деле не автор/ка, а сам/а читатель/ница.

Таким образом, применимость каких-либо автоэтнографически выработанных теорий или наблюдений оценивает уже не сам/а автор/ка, а человек по другую сторону текста. Если размышлять в таком ключе, то классическая и очевидная критика автобиографического метода как нарциссического выглядит немного несообразно: неужели традиционное неписаное заявление научных текстов о собственной объективности и правоте является менее самовлюбленным?

Все эти преимущества относятся не ко всем текстам, посвященным собственному опыту автора/ки. Конечно, плохая автобиография может оказаться и нарциссической, и абсолютно бесполезной в научном мире. Более того, подобные тексты «о себе» всегда создают огромную неловкость, когда дело касается их критики: как можно высказать честное мнение по поводу того, что так важно и близко их создателям/ницам?

Безусловно, автоэтнографии и автобиографии — это не мастер-ключ к любым вопросам и дисциплинам. Несмотря на легкость и относительную новизну такого метода, наука не нуждается в нем постоянно — иной раз математическая теорема вряд ли станет лучше от авторской рефлексии. Однако в повседневной жизни автобиографические рассказы могут быть очень ценными. Не стесняйтесь писать о себе, будь то в терапевтических или образовательных целях или о походе в магазин и о путешествии вокруг света.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется человек которому пишут письмо
  • Как называется человек которому легче написать чем сказать
  • Как называется часть имени файла которая отделяется от собственно имени точкой напишите ответ
  • Как называется художник который пишет портреты людей
  • Как называется художник который пишет пейзажи