Как называется человек который пишет иконы

Содержание

  1. Что это за профессия?
  2. Особенности работы специалиста
  3. Основные требования к профессиональному иконописцу
  4. Вывод

иконописец кто этоСтаринная и очень уважаемая ранее профессия, сейчас стала очень редкой, так как здесь требуется не только умение рисовать, но соблюдать определенные правила и техники. Эта специальность будет интересна не только тем, кто интересуется историей живописи, но и истоками православия. Давайте детально рассмотрим такую ценную и интересную профессию, как иконописец кто это, что должен знать и уметь, какие к нему предъявляются требования.

Что это за профессия?

Электронный ресурс Википедия рассказывает, что иконописец – художник, задача которого заключается в грамотном написании икон, фресок, полностью соблюдая все каноны православия и старинные техники. Именно благодаря такому определению, можно понять,что за профессия, а так же к чему следует быть готовым, выбирая ее.

Нет нужды говорить о том, что для всех, кто считает себя православным, кто верит, именно икона представляет собой священное изображение. Способное стать проводником между молящимся и просящим и Богом.

Причем при написании икон, необходимо:

  1. чтобы такое изображение было создано строго соблюдая все действующие традиции, разработанные в глубокой древности,
  2. свойственны только для восточного христианства — православия.

Очень часто при написании икон делается описание изображение образа:

  • Иисуса Христа,
  • Богородицы,
  • Николая Чудотворца и многих других святых.

Эти образы особенно востребованы и потому техника отработана до мелочей.

Православные иконы могут изображать не только лики святых, но и их деяния, какие-то важные события, нашедшие отражение в святых книгах. Очень часто берутся события, связанные с Русской православной церкви.

Именно по этой причине, рассматривая чем занимается иконописец, стоит сказать, что он должен внимательно изучить предстоящую работу, историю и правила, предъявляемые для изображения на иконе или фреске. Именно по этой причине, очень важно, чтобы специалист хорошо разбирался в различных техниках и хорошо знал все нюансы, условия и правила связанные с техникой написания различных икон.

Особенности работы специалиста

Для того чтобы стать настоящим иконописцем, нужно знать, что такое православная икона. И вот тут специалист познает все плюсы и минусы профессии, так как хоть профессия и является очень редкой, но при этом становится все более востребованной.

Главные требования к специалисту заключаются в необходимости понимать, что иконопись – это не обычная живопись, а очень ответственное дело.

Прежде всего, потому что тут нужно учитывать требования, предъявляемые не только профессиональными живописцами, но и христианами, что накладывает определенные особенности при написании икон или фресок. Востребованы иконописцы и для искусствоведов, так может потребоваться восстановить поврежденную икону, имеющую историческую и культурную ценность.

Обязан знать, все имеющиеся техники, используемые при написании икон. В результате получается уникальный продукт, обладающий своими правилами и техническими особенностями. Причем не стоит удивляться всему этому, ведь они разрабатывались на протяжении многих веков и практически не менялись, что наложило особые ограничение на свободу творчества иконописца.

Стоит учитывать и тот факт, что икона – не простое украшение, а имеет культовое значение. Они изначально считаются святыми, а потому не позволяют вольности исполнения и отклонения от канонов.

Иконописец должен понимать, что иконы могут рассматриваться разными специалистами по-разному. Рассмотрим, как видят икону специалисты, работающие в разных областях:

  • искусствоведы – рассматривают икону как произведение искусства. Они относят ее к станковой живописи православного направления, с большим культовым значением;
  • богословы – не рассматривают техники и манеру написания. Главное, чтобы все чётко и строго следовало текстам Святого писания и действующим стандартам;
  • церковь не только очень строга к технике передачи изображения, а так же ее содержание, что в конечном итоге позволит правильно передать композицию и цвета, сделав само изображение особенно ценным. Во время написания иконы для церкви специалисту требуется соблюдать правила относительно подбора цвета, светопередачи, а так же атрибутов, которые традиционно присущи православным святым. Допускается не только написание изображения на специально подготовленной доске, но и мозаика, вышивка или литье и т.д.

Иконописец обязан знать все особенности изготовления икон различными мастерами, начиная с древности и заканчивая современными. Это очень важно, так как позволяет лучше ориентироваться в заказе, быстро приступая к работе, ведь заказчик ценит не только тех, кто пишет иконы качественно и согласно канону, но и быстро.

Основные требования к профессиональному иконописцу

Очень часто, школы иконописцев открыты не только для взрослых художников, но и для детей. Все дело в том, что иногда они быстрее схватывают все тонкости той или иной техники которые получают когда проходят обучение, что позволяет им в будущем стать настоящими профессионалами.

Для того чтобы стать настоящим иконописцем он должен:

  • являться верующим;
  • знать историю православия;
  • иметь способность к рисованию;
  • обладать терпением, так как часто придется выполнять монотонную работу;
  • быть готовым к самоотречению, начав работу над иконой.

Только тот, кто примет православие не только как художник или искусствовед, но умеющий ощущать энергетику веры и сможет внести ее в свое творение, тот может называться настоящим профессиональным иконописцем.

Вывод

Теперь вы знаете все о профессии иконописец кто это, что должен знать и уметь, какие требования к нему предъявляются во время работы.

  • Что такое икона
  • История
  • Кто может писать святые образы
  • Как пишут икону
    • Деревянная заготовка
    • Подготовка основы
    • Создание образа
  • Чем пишут иконы

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

  • Икона святой Марии Магдалины
  • Икона 40 севастийских мучеников
  • Икона святого Григория Богослова

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности
  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Иконопись. Секреты написания иконы

  • ИКОНОПИ́СЕЦ, —сца, м. Живописец, занимающийся иконописью.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

    По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

    Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.

    Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

    Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

    Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

    Знаме́нщик — наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;

    Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию:

    Травщик — изображающий растения

    Платечник — специализирующийся в написании одежд

    и др.

    Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе — его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно;

    Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;

    Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;

    Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;

    Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой»;

    и др.

    Иконописцу XVI века не так требовался разум и рационально понимаемое мастерство, как нужны были душевные качества, истинная вера, пост и молитва, с помощью которых он мог получить своё мастерство как благодать. Требования к художественному творчеству, оформленные на Стоглавом соборе 1551г., гласили: «Подобает бытии живописцу смирену, кротку, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы». Средневековое иконописание опиралось на три «кита». Образец – первый «кит». Второй «кит» — «чин», которому придавалось огромное значение как основополагающему принципу средневековой культуры. Безчиние не допускалось, «самочиние» осуждалось, как смертный грех. Третьим «китом» художественного творчества был всё же «талант», открытое Богом «учение иконного письма», «рукоделие», «премудрое» искусство, о которых говорилось в той же 43-й главе «Стоглава».

Источник: Википедия

  • ИКОНОПИ’СЕЦ, сца, м. (книжн.). Лицо, занимающееся иконописью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • иконопи́сец

    1. мастер, специализирующийся в создании икон Ну что, иконописцы и потальщики так громко разговаривают, что не слушать невозможно!

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пиариться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

иконописание

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ср.

Искусство писания икона I как особый жанр христианской — преимущественно православной — станковой культовой живописи; иконопись.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СКАНВОРДЫ

— Мастерство создавать религиозные изображения.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописательство

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописец

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

м.

Тот, кто занимается иконописью.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ИКОНОПИ́СЕЦ, иконописца, муж. (книжн.). Лицо, занимающееся иконописью.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ИКОНОПИ́СЕЦ, -сца, муж. Художник, пишущий иконы.

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ИКОНОПИ́СЕЦ, -сца, м

Художник, создающий иконы.

Существуют только точные летописные данные, что в такие-то годы жил иконописец, которого еще при жизни считали гениальным. И существуют гениальные иконы, относящиеся к этим десятилетиям (В. Сол.).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИКОНОПИ́СЕЦ -сца; м. Живописец, пишущий иконы.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-сца, м.

Живописец, занимающийся иконописью.

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

иконопи́сец, -сца, твор. п. -сцем, род. п. мн. ч. -сцев

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

ФОРМЫ СЛОВ

иконопи́сец, иконопи́сцы, иконопи́сца, иконопи́сцев, иконопи́сцу, иконопи́сцам, иконопи́сцем, иконопи́сцами, иконопи́сце, иконопи́сцах

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 7

иконник, богомаз (разг.); изограф (устар.)

ИКОНОПИСЕЦ

ИКОНОПИСЕЦ, устар., книжн. изограф, устар. иконник, разг. богомаз

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СКАНВОРДЫ

— Художник на службе у церкви.

— На чьи произведения все молятся?

— Кто такой богомаз?

— Богомаз.

— Мастер, специализирующийся на изображении лиц или событий священной или церковной истории.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописица

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописно

СИНОНИМЫ

нареч, кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописность

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ИКОНОПИ́СНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконописный

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

прил.

1. соотн. с сущ. иконопись, икона I, связанный с ними

2. Свойственный иконописи, иконе [икона I], характерный для них.

3. Такой, как на иконе [икона I].

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ИКОНОПИ́СНЫЙ, иконописная, иконописное (книжн.).

1. прил. к иконописец. Иконописная мастерская.

2. перен. Безжизненно-строгий, подобный изображениям на иконах (о чертах лица). Иконописное лицо.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ИКОНОПИ́СНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.

1. см. иконопись.

2. О внешнем облике: отличающийся суровой и строгой красотой. Иконописное лицо.

| сущ. иконописность, -и, жен.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИКОНОПИ́СНЫЙ -ая, -ое; -сен, -сна, -сно.

1. только полн. к Ико́нопись. И-ая мастерская. И-ые школы.

2. Подобный изображениям на иконах; отличающийся суровой и строгой красотой (о внешнем облике). И-ое лицо. И. облик. И-ая наружность.

Иконопи́сность, -и; ж. (2 зн.). И. облика.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-ая, -ое; -сен, -сна, -сно.

1. только полн. ф.

прил. к иконопись.

Иконописная мастерская. Иконописные школы.

||

Свойственный иконописи, характерный для иконописи.

Иконописный стиль.

2. перен.

Подобный изображениям на иконах; суровый, строгий.

Это был статный мужчина лет тридцати, высокого роста, худощавый и стройный, с красивым иконописным лицом. Скиталец, Кандалы.

Одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила —: — Милые вы мои! Шолохов, Тихий Дон.

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

иконопи́сный; кратк. форма -сен, -сна

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

ФОРМЫ СЛОВ

иконопи́сный, иконопи́сная, иконопи́сное, иконопи́сные, иконопи́сного, иконопи́сной, иконопи́сных, иконопи́сному, иконопи́сным, иконопи́сную, иконопи́сною, иконопи́сными, иконопи́сном, иконопи́сен, иконопи́сна, иконопи́сно, иконопи́сны, иконопи́снее, поиконопи́снее, иконопи́сней, поиконопи́сней

СИНОНИМЫ

прил., кол-во синонимов: 4

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

иконопись

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ж.

Искусство писания икона I как особый жанр христианской — преимущественно православной — станковой культовой живописи.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

И́КОНОПИСЬ, иконописи, мн. нет, жен. (книжн.). Отрасль религиозной живописи — писание икон.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

И́КОНОПИСЬ, -и, жен. Вид религиозной живописи писание икон. Древнерусская и.

| прил. иконописный, -ая, -ое.

ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

Иконопись

-и, только ед., ж.

Писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

Памятники древнерусской иконописи.

Родственные слова:

иконопи́сный

Этимология:

Словосложение на базе греческого eikōn ‘изображение’, ‘образ’ и глагола общеславянского происхождения писать (* pьsati).

Культура речи:

Из вариантов слова и́конопись и ико́нопись первый является нормативным для современного литературного языка, второй имеет разговорный характер.

Энциклопедический комментарий:

Произведения иконописи — иконы — являются отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (восковая живопись горячим способом), мозаики, затем темперы, позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах. Иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, т. к. они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись для определенного места, например, в ансамбле иконостаса. Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии и относятся к VI в. На Руси в XIII-XVI вв. иконопись приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие. Известнейшие иконописцы того периода — Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и др. участвовали в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве и многих др.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

И́КОНОПИСЬ -и; ж. Вид религиозной живописи — писание икон. Памятники древнерусской иконописи.

* * *

и́конопись — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. Эстетика иконописи требовала воплощения божественного, сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах. В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения элементов действительности: реальные объёмы и трёхмерное пространство передавалось с помощью так называемой обратной перспективы, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко «золотом фоне», выбор атрибутов, пейзажных и архитектурных мотивов определялся необходимостью выявить символический или повествовательный смысл композиции. Главная роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, эмоциональная выразительность линий и цветовых пятен, чаще всего локальных, гармонически созвучных и декоративно-красочных.

* * *

ИКОНОПИСЬ — И́КОНОПИСЬ, христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика (см. ЭНКАУСТИКА), в средние века преимущественно темпера (см. ТЕМПЕРА) на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИКОНОПИСЬ — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-и, ж.

Вид религиозной живописи — писание икон.

Памятники древнерусской иконописи.

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ИКО́НОПИСЬ — иск-во писания икон. Иконы пишутся темперой на деревянной доске, покрытой левкасом (наиб. традиционный вид И.), маслом на холсте (получил особ. распространение в новое время), в технике фрески или иной стенописи (в искусствознании стенопись часто отделяют от И. по критериям, применяемым к светскому иск-ву нового времени), эмалью на меди (основная техника изготовления складней и панагий); возможны и др. мат-лы. Все применяемые и возможные техники и мат-лы И. объединены единой задачей создания иконы и единым в пределах одной историч. эпохи и стиля худож. языком. Тот же худ. язык присущ иконам, выполненным не красками, а мозаикой, шитьем и т. п., поэтому понятие И., если его трактовать не только как технику, охватывает и др. виды иск-ва, создающие иконы. Приемы И. применялись и в др. видах изобразит. иск-ва (книжная миниатюра).

Система худ. средств И. складывалась на протяжении столетий, образовав каноны классич. ср.-век. И., обусловленные пониманием сущности иконы. С т. з. ср.-век. религ. сознания, «плотское» зрение несовершенно, и невозможно непосредств. выразить в видимых формах невидимые свойства первообраза. И. должна изобразить не тот мир, к-рый предстает человеческому восприятию, а истинную реальность мира. Худож. язык И., сложившийся в эпоху средневековья, нацелен на идеально-прекрасный, возвыш. духовный образ.

Мир распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь (простирается). Поэтому предметы в пространстве ср.-век. иконы давались в обратной перспективе, к-рая предполагает наличие неск. точек зрения — предмет рассматривается как бы одновременно с разных сторон с целью его полного восприятия (напр., правая архит. кулиса изображается так, как будто живописец находится справа, левая — слева). Часто соединяются точки зрения сверху и с высоты человеч. роста (напр., столешница — сверху, а предмет на столе — в прямой проекции). Введение неск. точек зрения позволяет художнику показать истинный предмет, а не искаженный восприятием человеч. глаза.

Размеры предметов и фигур в И. определяются их ценностной иерахией, в соответствии с к-рой размер соответствует важности, — и смысловой ролью в изображаемом сюжете. Основные персонажи в И. не подвергаются перспективным (т. е. обусловленным случайной позицией наблюдателя) изменениям. Пространство в иконе безгранично, ему не присущи обычные параметры и расстояния, близость и отдаленность. Взаимное размещение предметов в пространстве показано при помощи планов, к-рых в иконе чаще всего два: передний и фон (в многофигурной композиции может быть и больше).

Цвет и свет — основные выразительные средства И. — помогали раскрытию мистич. сущности иконы: воплощению извечного, постоянного, «вечной сущности явлений». Золотой и белый цвет служил фоном иконы и в качестве знаков пространства символизировал наполнявший его Божественный свет. Каждый цвет в ср.-век. И. имеет свое символич. значение. Др. значением белого цвета, являющегося знаком целомудрия, чистоты и невинности, объясняются белые одежды праведников. Красный — цвет царственности и крови Христовой, поэтому он в основе пурпурных одежд Спасителя и киноварных плащей мучеников, добровольно принявших смерть за веру Христову. Синий — цвет трансцендентного — непознаваемого — мира; черный — цвет конца и смерти. В изображении природы в И. передается цвет, универсально присущий данному объекту: земля — коричневая или черная, трава — зеленая, море — синее, «лещадки» (т. е. горки, горный пейзаж) — белые. Освещение рассеянное — ибо резкие тени могут придать впечатление случайное, мгновенное. Отблеск Божественного света, лежащего на ликах, изображался в виде пробелов («движков»), отдельными мазками положенных на лики и одежды святых.

Время в иконе выражает вечный порядок вещей. Поэтому возможно изображение длительности события, представления в одном изображенном пространстве-времени цепи событий, ибо они сосуществуют в Вечности.

Особое понимание времени и пространства в иконе носило принципиальный (догматич.) характер. Мастер, к-рый создавал иконы (для икон, писанных красками, — изограф-иконописец), должен был строго следовать канонам. Заданность иконографии образов заставляла художника все свое мастерство сфокусировать на сути «духовного предмета», на достижении глубокого проникновения в образ. Иконописец не просто писал образ, он «истинствовал».

Строго каноничным был в средние века и сам процесс создания иконы, доступный только обученному мастеру-иконнику. Обычно иконы писали на хорошо просушенной и обработанной доске, скрепленной с тыльной стороны шпонами. На лицевой стороне доски вырезалось углубление-ковчег, покрывавшееся паволокой — холстом особой выделки. Затем наносился левкас — грунт, состоящий из смеси мела и клея. На отшлифованную поверхность левкаса по прориси переводился рисунок, в пределах к-рого писали красками, замешанными на яичном желтке, — темперой. Икону писали от «доличного» к «личному»: сначала архитектуру, горки и одежды святых, затем прорабатывались лики. Благоговейное отношение к труду требовало от мастера тщательного соблюдения телесной и духовной чистоты, а процессу создания иконы сопутствовали пост и молитва.

Во имя незыблемости Св. Писания и предания в его изобразительном изложении стали создаваться и передаваться от изографа к изографу иконописные «подлинники»: толковые, содержавшие словесные описания, или лицевые — изображения того или иного события или святого — и иконные «прориси» (образцы); с них и воссоздавались образы и лица святых, раз от раза утрачивая нек-рые индивидуальные черты как несущественные, превращались в лики — знаки надмирной одухотворенности.

И. — одно из анонимных ср.-век. иск-в. Поэтому немногочисл. сведения об иконописцах полулегендарны. Исключением являются знаменитые мастера Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Только в 17 в. в условиях обмирщения церковного иск-ва иконописание постепенно утрачивает свою анонимность, но в это же время начинается процесс активного распада канонич. И. Он обусловлен переменами в мировоззрении, произошедшими при переходе от средневековья к новому времени. Эволюция мировоззрения, и соответств. арх. и худож. стилей, происходила и в Др. Руси, параллельно менялась и И., но эти изменения существуют на фоне канонич. традиции. В 17 в. новое понимание пространства и времени требовало иной передачи их в иск-ве; иконографич. канон потерял содержательность и стал набором формальных правил, смысл к-рых был утрачен. Этот процесс, в Зап. Европе длившийся неск. столетий, в России произошел очень быстро и был ускорен активным общением с Западом. Иконы стали писать «по-фряжски»; голл. гравюры к Св. Писанию стали образцами для рус. иконописцев 1-й трети 18 в. Это вызвало негодование и протест. Изменения, происходившие в иконописании с течением времени, подробно описаны в полемич., в том числе старообрядч., сочинениях, напр., протопопа Аввакума, резко осудившего иконографич. новшества и приемы письма «по-фряжски». Причина тому — не столько в консерватизме догматич. норм и принципов иконотворчества, сколько в опасении извращения самого существа и смысла И. В 17-19 вв. старообрядцы хранили традиции иконописания: сохраняя старинные образа, они создавали по их образцу новые, воспроизводя не только древние иконографич. схемы, но и технич. приемы И.

С кон. 17 в. в течение 200 лет И. развивалась в общей системе худож. стилей. В России родились и получили развитие уникальные, не существующие в иск-ве др. стран, худож. явления: И. в стилях барокко (Петропавловский собор в СПб.), рококо (Николо-Богоявленский и Андреевский соборы, СПб.), классицизма (Троицкий собор Александро-Невской лавры). В иконах «праздников» воздействие голл. жанровой живописи сохранялось до 2-й пол. 18 в. — окончательного утверждения классицизма. В 19 в. появилась И. романтизма, соединенного с традициями академизма (Исаакиевский собор, СПб.; осн. иконы были переведены в мозаичные). Светские живописцы перенесли на икону прямую перспективу, облачный или пейзажный фон, технич. приемы работы над картиной. Новая И. оформляла не только столичные храмы, но и новые церкви по всей стране. Феномен И. 18 — нач. 20 в. остался малоизученным и неоцененным.

Параллельно этим процессам, с 18 в. спрос на иконы начали удовлетворять иконописцы Владимирской губ. — жители сел Палеха, Мстеры и Холуя. Нередко массовое произ-во икон по старым образцам, обеспечивающее потребности рынка, приводило к утрате худож. уровня. Лишь в крупных иконных мастерских, работавших по спец. заказам, удавалось сохранить высокий уровень мастерства. С сер. 19 в. возросший интерес к древнему иск-ву, формирование «рус. стиля» в иск-ве привели к оживлению традиций. Смысл их был забыт — но сама традиционность стала культ. знаком. В кон. 19 — нач. 20 в. появилась И. в стиле модерна (Князь-Владимирский собор в Киеве, собор в Гусь-Хрустальном, мозаичные иконы Спаса на Крови в СПб.).

В кон. 20 в. с возрождением традиции лучшие иконописцы заняты не буквальным подражанием и копированием, а стараются использовать язык классической И. для создания современных икон.

Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. 17 в. СПб., 1903; Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1947-48; Каргер М. К. Древнерус. монументальная живопись. М., 1964; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Флоренский П. А. Обратная перспектива // Уч. зап. Тартусского ун-та. Вып. 198. Тр. по знаковым системам. Тарту, 1967. С. 381-416; Жегин Л. Ф. Язык живописного произв.: (Условность древнерус. иск-ва). М., 1970; Раушенбах Б. В. Пространств. построения в древнерус. живописи. М., 1975; Лазарев В. Н. Рус. иконопись от истоков до нач. 16 в. М., 1983; Алпатов М. В. Древнерус. иконопись. М., 1984; Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика иск-ва: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об иск-ве. М., 1995. С. 219-294; Райгородский Л. Д. Беседы о рус. иконе. СПб., 1996.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Иконопись. Устюжское Благовещение. Икона 12 в. Третьяковская галерея.

Иконопись. «Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея.

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, редко мозаики, позже масляной живописи. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ

и́конопись, -и [не ико́нопись]

ТРУДНОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ

и́конопись (не рекомендуется ико́нопись).

ФОРМЫ СЛОВ

и́конопись, и́конописи, и́конописей, и́конописям, и́конописью, и́конописями, и́конописях

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СКАНВОРДЫ

— Вид изобразительного искусства.

— Церковная живопись.

— Создание образов.

— Ремесло Рублёва или Грека.

— Искусство богомаза.

— Вид изобразительного искусства.

— Церковная живопись.

— Создание образов.

— Ремесло Рублёва или Грека.

— Искусство богомаза.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Содержание

  1. Особенности специальности
  2. Что нужно знать о православных иконах?
  3. Какими качествами должен обладать специалист?

Для тех, кому интересна живопись, кто увлекается историей и православием в частности, стоит обратить свое внимание на специальность иконописец кто это — это мы сейчас и рассмотрим.

Особенности специальности

Иконописцем называется художник, специализирующийся на написании икон, в частности, православных.

Для всех православных верующих, икона является священным изображением. Особенно при условии, что выполнена она будет с соблюдением традиций восточного христианства. Чаще всего для изображения используется образ Иисуса Христа или Богородицы.

Могут изображать на иконах святых или событие, взятое из священного писания или из реальной истории церкви. При этом специалист должен хорошо разбираться во всех нюансах и условиях, правилах написания икон.

Что нужно знать о православных иконах?

Прежде чем выбрать специальность иконописца, следует понимать, что это будет не простая живопись. Прежде всего это связано с точки зрения как самых христиан, так и искусствоведов, техника написания икон является оригинальной, но при этом очень строго ограниченной правилами. Это не удивительно, ведь все иконы несут в себе культовое значение, одновременно с этим являясь священными.

Сами иконы рассматриваются с нескольких точек зрения:

  •  искусствоведы считают, что православная икона представляет собой произведение, относящееся к христианской станковой живописи, имеющей культовое назначение;
  •  если рассматривать с точки зрения богословов, то не стоит зацикливаться на материале, а так же технике исполнения иконы;
  •  с точки зрения церкви, для иконы очень важно соблюдать содержание изображения, правильность композиции и подобранного цвета. Светопередачу и атрибуты, присущие православным святым. Однако при этом нет строгого критерия к тому, как будет исполнена икона. Это может быть мозаика, вышивка, литье. Они могут быть вырезаны из дерева и т.д.

Иконописцы - профессия Иконописцы. Кто такой Иконописец?Особенность изделий различных мастеров заключается в том, что все они будут изображать священное изображение различных святых мест или людей, действие. Причем очень часто иконы заказываются тому мастеру, кто выполняет все точно в срок и в совершенстве знает все особенности изображения.

Самые первые иконы, которые дошли до нашего времени, были написаны еще в VI веке на территории Византии. Однако первые канонические православные изображения появились в 1551 году и были утверждены Стоглавым Соборе, когда за основу были взяты произведения, созданные Андреем Рублёвым. Но даже в этом случае вполне допускаются различные школы

Какими качествами должен обладать специалист?

Для того чтобы быть востребованным иконописец должен понимать, что он не является ремесленником, он человек, который освоил и успешно использует технику написания икон.

К иконописцу предъявляются следующие требования:

  •  быть одаренным на религию;
  •  иметь религиозную одаренность, как врожденную, так и приобретаемую;
  •  стоит быть готовым к самоотречению во время работы.

Кроме живописного таланта и знания техники написания иконы, специалист должен полностью отдаваться творчеству, быть православным и верующим.

Таким будет профессионал — иконописец кто это, мы рассмотрели в данной статье.

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

  • Знаме́нщик — наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;
  • Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию:
    • Травщик — изображающий растения
    • Платечник — специализирующийся в написании одежд
    • и др.
  • Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе — его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно;
  • Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;
  • Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;
  • Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;
  • Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой»;
  • и др.

См. также

  • Иконопись

Ссылки

  • Решения Стоглавого собора, касающиеся иконописи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется человек который пишет двумя руками одинаково хорошо
  • Как называется человек который пишет биты
  • Как называется человек который пишет биографию другого
  • Как называется человек который пишет басни
  • Как называется человек который написал песню