Как называется древнерусская былина на основе которой композитор написал музыкальное произведение


Музыка,


вопрос задал ruslanavandeev,


4 года назад


smilaschk4:
Опера «Садко» написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду

Ответы на вопрос

Ответил nacarana3





1

Ответ:

Садко Римского-Корсакова

Ответил Morgensternufa





0

Ответ:М. П. Мусоргский Картинки с выставки

Римский-Корсаков, опера Садко

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

История,
6 месяцев назад

Ребят помогите пожалуйста срочно
10 Самых интересных факторов в истории Ак-Орды…

Русский язык,
6 месяцев назад

Определи жанр текста. Человеку нужен завтрак, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Чтоб расти и развиваться, этом не болеть — Нужно завтракать умéть! И при е Какие слова-действия…

Литература,
4 года назад

Абрикос, яблоко, Помидор, томат, кедр, капуста, репа, редис, вишня арбуз горох лук персик виноград петрушка астра тюльпан василек фасоль Какие из них исконные, а какие заимствованные?​

Немецкий язык,
4 года назад

ОЧЕНЬ ЛЕГКОЕ ДАМ 100 БАЛЛОВ!!!
Schreiben Sie eine richtige Form. Необходимо написать отрицание kein в нужном падеже.
Примечание: Предложение переписывать не нужно. Необходимо вставить, только,…

Математика,
6 лет назад

3(х-5)=х+3 помогите пожалуйста…

Математика,
6 лет назад

докажите что треугольники 7, 8…

Опера

Садко
Chaliapin F. (Шаляпин Ф. И.) 1898 as varyag in Sadko.jpg
Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год
Композитор

Николай Римский-Корсаков

Автор(ы)
либретто

Николай Римский-Корсаков и Владимир Бельский

Источник сюжета

Былины о Садко

Жанр

Сказочная опера («опера-былина»)

Количество действий

три или пять (в зависимости от постановки), семь картин

Год создания

1892—1896

Первая постановка

26 декабря 1897 (7 января 1898)

Место первой постановки

Москва, Частная опера Солодовникова

У этого термина существуют и другие значения, см. Садко (значения).

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.)[1]

Содержание

  • 1 Действующие лица
  • 2 Содержание
    • 2.1 Действие первое
    • 2.2 Действие второе
    • 2.3 Действие третье
    • 2.4 Действие четвёртое
    • 2.5 Действие пятое
  • 3 Постановки
  • 4 Дискография
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Действующие лица

  • Фома Назарыч и Лука Зиновьич, старшина и воевода новгородские — бас и тенор;
  • Садко, гусляр, певец, купец  — тенор;
  • Любава Буслаевна, его жена — меццо-сопрано;
  • Нежата, молодой гусляр — контральто;
  • Дуда и Сопель, скоморохи — бас и тенор;
  • Варяжский гость — бас;
  • Индийский гость — тенор;
  • Веденецкий (венецианский) гость — баритон;
  • Царь Морской — бас;
  • Волхова́[2], царевна, его дочь — сопрано;
  • Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон

Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморохи, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские.

Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое.

Содержание

Действие первое

Пир в богатых хоромах братчины (торговой артели) в Новгороде. Нежата, наигрывая на гуслях, поёт былину о Волхве Всеславиче. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая, бо́льшая часть — возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и гонят его с пира. Садко уходит и заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. После его ухода пир продолжается. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня (подразумевая Садко), который вздумал учить именитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.

Действие второе

Картина первая. Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко, сидя на камне, поет печальную песню. На поверхности озера появляется стая белых лебедей, которые тут же оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод под музыку Садко. Гусляр поражён красотой царевны и, когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, он обращается к ней со словами любви и восторга. Царевна отвечает ему признанием, что любит его за чудные песни. Она открывает ему своё происхождение, и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень. Эти рыбки принесут Садко счастье и, когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт своих дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.

Картина вторая. Светлица в тереме Садко. Утро. Любава ждёт своего мужа, Садко, которого не было всю ночь. Она говорит про себя, что Садко больше не любит её, что он грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу. В задумчивости он отстраняет её от себя и садится на скамью. Он не может ещё отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?». Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места и хочет уходить, жена останавливает его вопросом, что он задумал и куда идёт. Садко отвечает, что он идёт на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из озера Ильмень. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену от себя и поспешно уходит.

Действие третье

Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится масса народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов и держат пари. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают, и в неё находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние. Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, всё рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает им взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Три заморских посла — варяжский, индийский и веденецкий (венецианский) — выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любаша. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать её и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.

Действие четвёртое

Картина первая. Прошло двенадцать лет. Посредине открытого моря стоит корабль Садко, не трогаясь с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он не удерживал корабль и отпустил его вслед за остальными кораблями, которые вольно плывут по морю. Видя, что бросание в море дани не помогает беде, Садко предполагает, что Морской царь требует человеческой жертвы, и предлагает бросить жребий, кому опуститься на дно. Дружина бросает жребий, и он достаётся Садко. Он догадывается, что не Царь, а Царевна Морская требует его к себе. Он сходит по ступенькам в море, становясь на положенную на воду доску. Тотчас же паруса надуваются, и корабль уплывает. Садко остаётся один на море. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был мне двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко с доской опускается в морскую глубину.

Картина вторая. Там он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Действие пятое

Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него стоит Морская Царевна и убаюкивает его песней. Занимается заря. При виде рассвета Царевна прощается с Садко, говоря, что пришла пора её обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с её милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о своём муже. Увидев Садко, она с криком радости бросается к нему. Садко, пробудившись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло всё предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, впадающая в Ильмень, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, пленённый его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду — появлению на этом месте реки и возвращению Садко, и восторженно его приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своём чудесном пребывании на дне морском и просит всех помолиться за могучего богатыря, который усмирил Царя Морского и повелел его дочери пролиться Волховой-рекой у Новгорода. Общее торжество.

Постановки

Дискография

Исполнители: Садко — Никандр Ханаев, Волхова — Валерия Барсова, Любава — Елена Грибова, Нежата — Бронислава Златогорова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Павел Чекин, Веденецкий гость — Давид Гамрекели, Морской царь — Иван Петров, Дуда — Иван Скобцов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Василий Небольсин, 1946—1947 гг.

Исполнители: Садко — Георгий Нэлепп, Волхова — Елизавета Шумская, Океан — Сергей Красовский, Любава — Вера Давыдова, Нежата — Елизавета Антонова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Иван Козловский, Веденецкий гость — Павел Лисициан, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Николай Голованов, 1949 год.

Исполнители: Садко — Владимир Петров, Любава — Лариса Авдеева, Окиан-море — Алексей Гелева, Волхова — Вера Фирсова, Варяжский гость — Александр Ведерников, Индийский гость — Алексей Масленников, Веденецкий гость — Юрий Мазурок, Нежата — Валентина Левко, Дуда — Виктор Горбунов, хор и оркестр Большого театра, СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1964 год.

Исполнители: Садко — Владимир Атлантов, Волхова — Тамара Милашкина, Любава — Ирина Архипова, Нежата — Нина Григорьева, Варяжский гость — Александр Огнивцев, Веденецкий гость — Александр Ворошило, Индийский гость — Лев Кузнецов, Морской царь — Борис Морозов, Видение — Юрий Григорьев, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Юрий Симонов, 1980 год.

Исполнители: Садко — Владимир Галузин, Волхова — Валентина Цыдыпова, Океан — Сергей Алексашкин, Любава — Марианна Тарасова, Нежата — Лариса Дядькова, Варяжский гость — Булат Минжилкиев, Индийский гость — Гегам Григорян, Веденецкий гость — Александр Гергалов, хор и оркестр Мариинского театра, дирижер — Валерий Гергиев, 1994 год.

Примечания

  1. Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975
  2. Женское окончание Волхова́ — царевна Волхова́-река — дано на основании свидетельства Афанасьева о таковых окончаниях древних названий рек, как например, Днепра́-река (Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975)

Ссылки

commons: Садко (опера) на Викискладе?
  • Краткое содержание и история создания оперы Римского-Корсакова «Садко» на сайте «Belcanto.Ru»
  • «Садко» в Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов
  • Опера «САДКО» в формате OPEN AIR в Новгородском кремле
  • Либретто оперы Садко

Оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова

NARK.jpg

Псковитянка (1872) • Майская ночь (1879) • Снегурочка (1881) • Млада (1890) • Ночь перед Рождеством (1895) • Садко (1896) • Моцарт и Сальери (1897) • Боярыня Вера Шелога (1898) • Царская невеста (1899) • Сказка о царе Салтане (1900) • Сервилия (1901) • Кащей Бессмертный (1902) • Пан воевода (1903) • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904) • Золотой петушок (1908)

Bilibin stage.jpg

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Садко

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 Действующие лица

Голос

Описание

Садко тенор новгородский певец и гусляр
Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко
Фома Назарыч бас старшина Новгорода
Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода
Нежата контральто юный киевский гусляр 
Океан-Море бас повелитель моря
Волхова сопрано дочь морского повелителя

Краткое содержание «Садко»

опера Садко

По сюжету спектакля Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное — реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Продолжительность спектакля  
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 60 мин. 60 мин.

 Фото:

Римский Корсаков Садко опера садко краткое содержание

 

Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси «Песни индийского гостя» 1938 года, сразу стала классикой джаза.

Песня индийского гостя

  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко — историческая личность. В новгородской летописи (1167 года) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя «сказочного» героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко — вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях «Джагфар Тарихы» (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С.И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 — это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как «Садко», «Царская невеста«, «Сказка о царе Салтане«, были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.

квартира Римского-Корсакова

  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы «Садко» (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме «Садко». Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени. 

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» — слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» — слушать

Вступление «Океан-море синее» — слушать

Песня индийского гостя — слушать

Музыка «Садко»

Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки, сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме «Руслан и Людмила«. Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия — это отсутствие в опере делений на действия. Произведение «Садко» умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант — это делить на два действия, второй — на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы «прекращается», и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и «морской» лейтмотив в музыке к произведению.

История создания «Садко»

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник — В.И. Бельский — с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна. Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер. И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки

опера садко

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря «былинному речитативу», как считал сам Римский-Корсаков, опера «Садко» выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера «Садко» — одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма «Садко» имеет большую популярность.

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»

Краткая история создания оперы «Садко» композитором Римским-Корсаковым

На чтение 3 мин Опубликовано 05.12.2020
Обновлено 05.12.2020

Содержание

  1. История написания оперы
  2. Постановка
  3. Итог

Опера-былина «Садко» была написана русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым в 1896 году. Интерес композитора к русской старине и особенностям народного мировосприятия сформировался еще в молодые годы. Именно это увлечение стало основой для написания многочисленных музыкальных произведений со сказочным фантастическим сюжетом.

История написания оперы

В 1867 году Николай Андреевич написал оркестровую музыкальную картину под названием «Садко». В 1894 году композитор получает послание от Н. Ф. Финдейзена, популярного историка музыки. В нем содержалась убедительная просьба сочинить оперу с тем же названием — «Садко». Финдейзен был настолько вдохновлен этой идеей, что даже предложил композитору собственный вариант либретто (текстовое содержание).

Вдохновленность музыкального историка передалась Николаю Андреевичу, и он взялся за создание своего будущего шедевра и жемчужины русской оперной музыки. Своей идеей он поделился с исследователем русского традиционного бытового уклада В. В. Стасовым, который порекомендовал как можно более шире и красочнее описать быт древнего Новгорода в своей композиции. Вдохновленный словами Стасова, композитор несколько видоизменил первоначальный сюжет оперной картины. Либретто сочинил В. И. Бельский, с которым у Николая Андреевича сложились плодотворные деловые отношения.

Оперу-былину композитор писал в своей усадьбе в Вечаше. Его вдохновению способствовали чарующие природные пейзажи, тишина и уединение. Композитор часто посещал озеро Песно, наслаждался красотой наклонившихся к воде ив, слушал шелест камышей на ветру. Всё это способствовало созданию мирового оперного шедевра. Два летних сезона провел композитор в своей усадьбе за написанием оперных картин, и осенью 1896 года она была полностью завершена.

Постановка

Сразу после завершения работы над своим творением композитор представил «Садко» дирекции Мариинского театра. Однако императору Николаю Второму сказочный сюжет не понравился, и он вычеркнул произведение из списка постановочных номеров театра. Согласие на постановку дала частная опера мецената Саввы Мамонтова в Москве. Премьера состоялась 7 декабря 1898 года.

Почему Мариинский театр оперы и балета отказался от постановки «Садко»? Дирекция объяснила это «сложностью сюжетной линии». В частности, не понравился избыток массовых сцен. Также дирекция вспомнила о неудачной премьере прошлой оперы композитора под названием «Ночь перед Рождеством».

Римский-Корсаков болезненно воспринял известие об отказе и о словах императора «поставить что-нибудь повеселее». Меценат Мамонтов проявил чудеса изобретательности, чтобы организовать постановку «опальной» оперы в Москве.

Премьера прошла с невероятным успехом. Публике понравилось всё: сказочный сюжет, постановка, исполнение партии варяжского гостя Федором Шаляпиным, исполнение партии Волховы прекрасной певицей Надеждой Забелой (супругой художника Врубеля). Через 24 года композитор вернулся к редакции своего творения и переделал оркестровку.

Итог

В этом произведении композитор Римский-Корсаков проявил себя как замечательный художник «маринист», который сумел изобразить морскую стихию в звуках и передать ее характер и настроение. Обладатель «цветного слуха» сумел нарисовать звуковую картину моря и передать все оттенки и краски природы. Инновационным моментом стало создание симметричного лада для изображения сказочного подводного мира, названного впоследствии «звукорядом Римского-Корсакова». Этот строй стал использоваться в современных джазовых музыкальных композициях.

Тип урока: расширение и углубление
знаний.

Элементы содержания: опера-былина
«Садко».

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко».
УМЕТЬ анализировать составляющие средств
музыкальной выразительности.

Вид контроля: интонационно-образный
анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство
с былиной.

Цель: определить роль и значение
музыки в былинах и сказках.

Задачи:

  • Более подробно познакомить учащихся с
    творчеством композитора.
  • Сформировать представление о синтезе искусств
    в оперном жанре, о литературной основе
    музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии
    композитора – противопоставление двух миров:
    реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной
    выразительности, помогающие созданию волшебства
    в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы
    прозвучавшие на уроке. Научить грамотно
    применять исполнительские средства
    выразительности, в частности строить фразу,
    чувствовать и понимать значение кульминации.
  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство
    любви к Родине.

Материал: Презентация; “Песня
Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”,
“Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А.
Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц,
«Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых
дорожках», Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким,
словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный
проектор, аккустическая система подключенная к
компьютеру, презентация, тексты песен.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

СЛАЙД 1

Исполнение: «Песенка про сказку» музыка
Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть…
разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто
не любит сказку? Чем же привлекает сказка
художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством,
приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых
сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов,
Римский-Корсаков и т.д.

2. Сообщение темы урока

СЛАЙД 2

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе
познакомимся с творчеством Николая Андреевича
Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

СЛАЙД 3

Учитель: Его настоящая область
деятельности – опера, притом сказочная,
легендарная, фантастическая. Его называют
величайшим среди музыкантов сказочников.
Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте
вспомним некоторые из них.

СЛАЙД 4

Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о
золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»,
«Садко».

СЛАЙД 5

Учитель: Из огромного творческого
наследия композитора мы остановимся на одной
опере – былине – «Садко». Это – одно из первых
значительных произведений композитора. Сначала
Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину
«Садко». Позже он ее использовал для создания
оперы-былины.

СЛАЙД 6

Учитель: Вспомните, что такое опера?
Почему композитор решил именно оперу написать о
Садко, ни балет, не сюиту?

Дети: Сообщение учащихся о былине

Былины— русские народные эпические
песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом
былины является какое-либо героическое событие,
либо примечательный эпизод русской истории
(отсюда народное название былины— «ста?рина»,
«старинушка», подразумевающее, что действие, о
котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с
двумя-четырьмя ударениями.
Былина связана с песней, а песня играет главную
роль в опере.

СЛАЙД 7

(обратить внимание на жанр – песня причина
выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных
героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович,
Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним
поближе, в этом нам поможет опера.

СЛАЙД 8

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном
театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие
в мире театры оперы и балета. Кто из вас там
побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась
на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать
костюмы, сделать декорации.

СЛАЙДЫ 9-11

Учитель: Попадая в театр, мы
погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций
и магию звуков. Многие слова, а так же описание
декораций и сценических подробностей
Римский-Корсаков заимствовал целиком из
народного эпоса – различных былин, песен,
заговоров, причитаний и т.п.

СЛАЙД 12

Учитель: Вспомните, как называется
пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного
произведения. Это еще раз подчеркивает связь
музыки и литературы. В переводе означает –
“маленькая книжечка”.

СЛАЙД 13

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже
меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр
чуть светится. Опера началась. Звучит вступление.
О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать
ей название.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы
«Садко» «Океан – море синее»)

Дети: Что – то волнующее, наверное,
вода или море.

СЛАЙД 14

Учитель: Правильно. Вступление
называется «Океан – море синее». Как композитор
передает характер моря?

Дети: Динамикой. Спокойное море,
перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано,
бушующее море – на форте.

Учитель: Какие инструменты
симфонического оркестра помогают нам услышать
«краски моря»?

Дети: Самые певучие струнные
смычковые – скрипки, виолончели показывают, как
одна волна набегает на другую, а медные духовые
инструменты звучат как фанфары, рассказывая о
силе и мощи океана.

СЛАЙДЫ 14-17

Повторное слушание (Звучит музыкальный
фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

СЛАЙД 18

Учитель: Опера открывается
вступлением, рисующим образ моря. Этот образ
проходит через всё произведение. Под
руководством дирижёра сказочные и реальные
образы создают музыканты.

СЛАЙД 19

Учитель: Познакомимся с двумя
главными героями оперы:

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный
    путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица,
    волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во
второй картине.

СЛАЙД 20

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина.
Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями
приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной
знатью, непонятый и осмеянный новгородским
людом, он обращается за сочувствием к природе,
изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Звучит видео-фрагмент из оперы «Садко»
(нажать на картинку «гиперссылка») После
прослушивания фрагмента учитель задает вопросы

Учитель: Скажите в какую обстановку
ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в
своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к
Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его
песни похожа на русскую народную протяжную
песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент
сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа,
потому что ее звучание очень похоже на звучание
гуслей, она звучит будто едва слышное журчание
озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть
первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных
фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса,
подводного мира оживают благодаря чудесному
дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень
– озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость –
дерево, стая лебедей обернулась красными
девицами, а среди них Волхова – дочь царя
морского. Очарованный Садко приближается к той,
что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие
сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос
красавица, а только ласково благодарит гусляра
за прекрасную грустную песню, что «долетела до
глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех
своей искренностью.

СЛАЙД 21

1. Слушание сцены появления лебедей
2. Просмотр сцены появления лебедей
Нажимаем на картинку «гиперссылка»

СЛАЙД 22

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню
«Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои
гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на
картинку «гиперссылка».

Учитель: Давайте мы разучим немного
эту песню. Обратите внимание что главная мелодия
песни многократно повторяется, но каждый раз
появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: В награду за песню Волхова
обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое
перо», которые принесут ему богатство и славу.

Учитель: И действительно все, что
пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр,
и поет ему славу народ. Садко собирает дружину,
снаряжает корабли и просит заморских гостей
поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда
плыть.

СЛАЙД 23

Учитель: Варяжский гость рассказывает
про свою родину – туманный северный край. Чудеса
и дивные богатства далекой Индии восхваляет
гость Индийский. Город звонких песен, торговый
город Веденец, что средь моря встал, воспевает
Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость.
(Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере
музыки?

Дети: Суровая, мужественная,
величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем
слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского
гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку
«гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке,
используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий
мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране
Индийский гость
.

Учитель: Как охарактеризовал
Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню
Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя –
таинственный, завораживающий. Разучиваем
мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня
Индийского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку
«гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке,
используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная,
чарующая.

Учитель: Как называется высокий
мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий
гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный,
радостный, задушевный. Разучиваем начальную
фразу и слушаем третий фрагмент “Песня
Веденецкого гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку
«гиперссылка».

Учитель: Расскажите о песне, используя
словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная,
блестящая. Мужской голос, исполняющий песню,
называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства
использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания
различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы
посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в
Венецию.

СЛАЙД 24

Учитель: “А и в Веденец славный путь
ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко
корабли, собрал дружину и отправился в
путешествие.

СЛАЙД 25

Учитель: Двенадцать лет он по морю
плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он
велит бросать с корабля в море бочки с красным
золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но
не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен
ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и
спустился Садко на дно морское развеселил все
морское дно своими песнями и отдал морской царь в
жены ему царевну Волхову. И снова помогает
Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

СЛАЙД 26

Учитель: В последней седьмой картине
мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон
он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко»
«Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика
нажимаем на картинку «гиперссылка»

Учитель: Какую песню поёт наша
героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая
на колыбельную, поет морская царевна, она
фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы
оркестровых красок дают понять чудесное
происхождение героини. Конечно же, это
колыбельная Волховы.

СЛАЙД 27

Римский-Корсаков писал в своей летописи
«Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с
Садко и исчезновение считаю одними из лучших
страниц среди своей музыки фантастического
содержания».
«Тают силы морской царевны, она поет все
медленнее, словно начинает расплываться, глуше и
глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым
утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем
регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько
плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как
утренний туман, в который обратилась Волхова,
рекой разливается.

СЛАЙД 29

Учитель: Развеялись волшебные чары
подводного царства, весь новгородский люд
приветствуют смелого Садко, который проложил
путь Новгороду в страны заморские. Слышится
торжественный трезвон колоколов, и вместе
торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове –
реке слава!»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко
реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина,
поэтому здесь описываются реальные события, но
добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на
самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших
предков сочеталось реальное и таинственное, так
и у Римского – Корсакова противопоставляются
два образа, два мира. Но побеждает всегда
реальное, человеческое начало, а фантастические
образы, принявшие на какое – то время
человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми,
возвращаются вновь в природу т.к. обречены на
невозможность соединения с людьми.

СЛАЙД 29

Учитель: Что, по вашему мнению,
приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее,
интереснее. Грустные и веселые песни покорили
сказочных существ, силы природы, подводное
царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

СЛАЙД 29

Исполнение песни»Приходи, сказка» (Приложение 1). Нажимаем на
картинку дракон (минусовка) «гиперссылка».

8. Домашнее задание: посмотреть худ
фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Список использованной литературы

  1. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6
    классы Пособие для учителя Москва «Просвещение»
    2007
  2. Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник
    для учащихся 5 класса общеобразовательных
    учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2007

Использованные материалы и
Интернет-ресурсы

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&img_url=dreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-
  • http://sadko-opera.ru/istoriya-operi/29-sadko-history.html
  • http://www.belcanto.ru/sadko.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется доска на которой пишут стилусом
  • Как называется доска на которой пишут маркером на тренингах
  • Как называется доска на которой пишут маркером а потом стирают для детей
  • Как называется доска на которой пишут картины
  • Как называется доска для офиса на которой пишут маркером