Как называется совокупность мероприятий направленных на повышение плодородия почв напишите ответ

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,618
  • гуманитарные
    33,647
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,523
  • разное
    16,896

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Тест по географии Почвы России 8 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

А1. Кто из ученых является основателем науки о почвах?

1) А. Воейков
2) М. Ломоносов
3) В. Докучаев
4) А. Ферсман

А2. Какие условия необходимы для образования почвы?

1) материнская горная порода, растения
2) климат, рельеф
3) растения, животные
4) все перечисленное верно

А3. Где образуются почвы в виде «слоеного пирога»?

1) в тундре
2) в горах
3) в поймах рек
4) в пустыне

А4. Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

1) зернистая
2) пылеватая
3) плитчатая
4) ореховатая

А5. Какие почвы занимают наибольшую площадь России?

1) тундрово-глеевые
2) подзолистые, дерново-подзолистые
3) черноземы
4) сероземы

А6. Какие почвы имеют горизонт вымывания?

1) тундрово-глеевые
2) подзолистые
3) черноземы
4) сероземы

А7. Какие почвы наиболее плодородные?

1) подзолистые
2) черноземы
3) дерново-подзолистые
4) мерзлотно-таежные

В1. Назовите виды эрозии.

2 вариант

А1. Что является важнейшим свойством почвы?

1) влажность
2) структура
3) плодородие
4) наличие микроорганизмов

А2. Какие почвы легко промываются?

1) песчаные
2) глинистые
3) суглинистые
4) тяжелые

А3. В каких районах России образуются таежно-мерзлотные почвы?

1) на Русской равнине
2) в Восточной Сибири
3) на юге Дальнего Востока
4) в Прикаспийской низменности

А4. Какие почвы занимают наибольшую площадь суши мира?

1) почвы гор
2) сероземы
3) красноземы
4) черноземы

А5. Какой горизонт почвы называют материнской горной породой?

1) A1
2) А2
3) В
4) С

А6. Плодородие почвы зависит от содержания в ней

1) влаги
2) гумуса
3) минеральных солей
4) воздуха

А7. Какие почвы требуют известкования?

1) тундрово-глеевые
2) подзолистые
3) черноземы
4) каштановые

В1. Как называется совокупность мероприятий, направленных на повышение плодородия почв?

Ответы на тест по географии Почвы России 8 класс
1 вариант
А1-3
А2-4
А3-3
А4-1
А5-2
А6-2
А7-2
В1. Водная и ветровая
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-3
А5-4
А6-2
А7-2
В1. Мелиорация

Опубликовано: 20.12.2020
Обновлено: 20.12.2020

Основные виды мелиорации почв, их задачи и состав

Мелиорация (от лат. Melio –улучшать)- это система мероприятий по улучшению свойств и режима почв в благоприятных производственном (сельскохозяйственном, лесохозяйственном и др.) и экологических направлениях. Мелиорация обеспечивает создание важных условий для получения высоких и устойчивых культур. В учебнике « Основы мелиорации» академик А.Н.Костяков, один из крупных ученых мелиораторов нашего времени, рассматривал сельскохозяйственные мелиорации как систему организационно- хозяйственных и технических мероприятий, имеющих задачей коренное улучшение неблагоприятных природных (почвенных, климатических, гидрологических) условий в целях успешного хозяйственного освоения и использования этих территорий, прогрессивного повышения плодородия их почв.

По Ф.Р.Зайдельману существуют шесть основных видов мелиораций почв, применяемых при сельскохозяйственном, лесохозяйственном и ином использовании территории: агрономические, биологические, химические, гидротехнические, культуртехнические и тепловые (схема 1), по Ф.Р.Зайдельману.

Каждому виду мелиорации определены свои особенности, методы и способы их проведения.

Под агрономическими мелиорациями (агромелиорациями) следует понимать комплекс мероприятий, направленных на изменение (улучшение) рельефа и физических свойств почв. Что может быть решено путем планировки поверхности, профилирования, грядования, гребневания, узкозагонной пахоты и т.д. Агромелиоративные мероприятия обеспечивают организацию и ускорение поверхностного стока, улучшают распределение влаги на поверхности поля.

К агромелиоративным мероприятиям следует отнести и приемы изменения физических свойств подпахотных горизонтов с помощью глубокого рыхления, кротования, чизелевания. К этим мероприятиям можно отнести и плантажную глубокую пахоту, а также песчаную смешанную глубокую пахоту, а также песчаную смешанную, покровную и песчаную смешаннослабную культуры земледелия на торфяных почвах.

При фитомелиорациях используют возможность улучшения свойств почв и их режимов путем применения адаптированной к конкретным условиям травянистой и древесной растительности. К фитомелиорациям относят залесение песков, создание лесных полос, использование транспирирующей способности деревьев для понижения уровня грунтовых вод, закрепление склонов, откосов посевами многолетних трав. Биологические особенности ряда растений могут быть использованы для рассоления поверхностных слоев профиля. Растения- сидераты улучшают структуру почвы.

Химические мелиорации направлены на изменение неблагоприятных химических и физических свойств почв и оросительных вод.

Химические мелиорации включают внесение извести при глубоком мелиоративном рыхлении на всю глубину обработки, а также гипса при борьбе с солонцеватостью. Химические мелиорации могут быть связаны с необходимостью изменения свойств оросительных вод, например, внесения кальция в поливные воды, обогащенные бикарбонатом натрия.

Культуртехнические мелиорации – комплекс техническим мероприятий, обеспечивающих приведение в благоприятное для возделывания культурных растений состояние поверхности и корнеобитаемых горизонтов. Это достигается путем уборки поверхностных и внутрипочвенных камней, удаления кустарника, пней, кочек, мелколесья, засыпки ям, разборки валов выкорченной древесины и других работ.

Гидротехнические мелиорации направлены главным образом на изменение водного режима почв, которое достигается проведением осушительных мелиораций. Наибольшая эффективность гидротехнических мелиораций достигается при двустороннем регулированием влаге, когда орошение сочетается с дренированием земель, а осушение – с периодическим осушением.

Тепловые мелиорации направлены на изменение теплового режима почв с помощью мероприятий по трансформации гранулометрического состава поверхностных горизонтов (например, внесение песка на торфяные почвы).

Различия между отдельными видами мелиорации носят несколько условный характер, однако, принятое деление позволяет более четко ориентироваться в системе мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение свойств и режимов почв. При этом следует заметить, что часто наибольший эффект в улучшении земель достигается при проведении комплекса видов мелиорации в зависимости от хозяйственной необходимости проведения мелиоративных работ.

К освоению выработанных торфяных месторождений следует приступать как можно раньше после окончания добычи торфа и завершения мелиоративного устройства территории. Запаздыванием с рекультивацией приведет к зарастанию площади кустарником, мелколесьем, сорной растительностью Интенсивное рыхление вспаханного пласта содействует проникновению в .

Наибольшие площади нарушенных земель связаны с торфоразработками. При разработке торфяников на топливо, удобрение, подстилку, с целью использования торфа в химической промышленности на месте выработанных торфяников остаются карьеры, покрытые слоем остаточного торфа мощностью до нескольких десятков сантиметров, подстилаемые минеральным грунтом. .

К тяжелым металлам относятся более 40 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева, масса атомов которых составляет более 50 атомных единиц. Часть из них (медь, цинк, молибден, марганец). Получивших название микроэлементов, играют важную роль в жизни растений. Они входят в состав многих ферментов, являясь катализаторами .

Рекультивация-комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных человеком в процессе природопользования и иной антропогенной деятельности свойств почв- земель для последующего их использования и улучшения экологического состояния. Объекты рекультивации: нарушенные земли, то есть территории, на которых разрушены или полностью уничтожены .

Загрязнителем почвы может быть любой физический агент, химической вещество и биологический вид, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, превышающих свою обычную концентрацию. Основной показатель, характеризующий воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду – предельно допустимая концентрация (ПДК). .

Источник

Как называется совокупность мероприятий направленных на улучшение свойства земель с целью повышения их плодородия и производительности?

Как называется совокупность мероприятий направленных на улучшение свойства земель с целью повышения их плодородия и производительности.

Мелиорация, если я не ошибаюсь.

Ребят помогите пожалуйста по географии это очень важно от этого зависит моя 5 по географии пожалуйста буду очень благодарна 1?

Ребят помогите пожалуйста по географии это очень важно от этого зависит моя 5 по географии пожалуйста буду очень благодарна 1.

Для какой из перечисленных почв характерен наиболее мощный гумусовый горизонт?

1) тундровые глеевые 2) подзолитистые 3) серые лесные 4) черноземы 2.

Верны ли следующие утверждения?

А) Чем больше выпадает осадков, тем плодороднее почва.

Б)Для уменьшения водной эрозии почв распашку необходимо вести поперёк склонов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны 3.

Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия.

А) серые лесные Б) подзолистые В) дерново — подзолистые 4.

Как называют совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия?

Какие мероприятия позволят улучшить плодородие почвы?

Какие мероприятия позволят улучшить плодородие почвы?

Какие мероприятия по охране почв и повышению их плодородия проводятся в вашей местности?

Какие мероприятия по охране почв и повышению их плодородия проводятся в вашей местности?

Как называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

Как называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

1. Природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием, называется ______________?

1. Природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием, называется ______________.

2. Научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородием, называется _____________.

3. Кто из русских ученых выделил почвы из других частей земной коры как «особое естественно — историческое тело»?

Широтная зональность почв ярко выражена на (в) а) Русской равнине б) Западной Сибири в) Восточной Сибири г) Дальнем Востоке 5.

В какой природной зоне образуются самые плодородные почвы?

А) в зоне тундры б) в зоне тайги в) в зоне степей г) в зоне пустынь 6.

Выберите противоэрозионные агротехнические методы для зоны степей.

А) неглубокая и вспашка б) обработка полей поперек склонов в) обработка полей вдоль склонов г) снегозадержание 7.

В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большой мере?

А) в тундре б) в тайге в) в степях г) в полупустынях 8.

Выберите верное определение почвы.

А) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.

Б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы 9.

От чего зависит плодородие почвы?

А) от содержания в ней гумуса б) от материнской породы в) от движения воздушных масс г) от выпадения осадков 10.

Выберите верное определение мелиорации а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.

Б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы 11.

Какие неблагоприятные климатические явления отрицательно влияют на плодородие почв?

А) засуха б) пыльные бури в) заморозки г) сильные морозы 12.

Какие почвы типичны для степной зоны?

А) подзолистые б) пойменные в) каштановые г) черноземы 13.

Какие почвы не используются в сельском хозяйстве?

А) черноземные б) каштановые в) подзолистые г) арктические 14.

У каких почв верхний горизонт имеет более белесый цвет?

А) черноземных б) каштановых в) подзолистых г) арктических 15.

Какие почвы самые распространенные в России?

А) подзолистые б) пойменные в) каштановые г) черно земные 16.

В какой природной зоне почвы почти не развиты?

А) в тундре б) в тайге в) в степях г) в арктических пустынях.

Источник

Проверочная работа по географии 8 класса по теме «Почвы России»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проверочная работа по теме «Почвы России» география 8 класс

1. Для какой из перечисленных почв характерен наиболее мощный гумусовый горизонт

А) тундровые глеевые Б) подзолистые В) серые лесные Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Чем больше выпадает осадков, тем плодороднее почвы

Б) Для уменьшения водной эрозии распашку следует проводить поперек склонов

1.Верно только А. 2.Верно только Б. 3.Оба верны. 4.Оба неверны.

3. Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А) серые лесные Б) подзолистые В) дерново-подзолистые

Запишите получившуюся последовательность букв.

4. Как называется совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия?

5. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

6.Определите, в каком из субъектов РФ, Ставропольском крае или Ленинградской области, развитие водной эрозии представляет большую опасность. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий, проводимых в России.

Проверочная работа по теме «Почвы России» география 8 класс

1. Для какой из перечисленных почв характерен наиболее мощный горизонт вымывания?

А) тундровые глеевые Б) подзолистые В) серые лесные Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Большое количество растительного опада способствует увеличению количества гумуса в почве

Б) Избыточное орошение в засушливых районах может привести к снижению плодородия почв

1.Верно только А. 2.Верно только Б. 3.Оба верны. 4.Оба неверны.

3. Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А) подзолистые Б) черноземы В) серые лесные

Запишите получившуюся последовательность букв.

4 . Как называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

5. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

6.Определите, в каком из субъектов РФ, Тюменской области или Воронежской области, развитие водной эрозии представляет большую опасность. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий, проводимых в России, для борьбы с эрозией почв.

Ответы Проверочная работа по теме «Почвы России» география 8 класс

1. Для какой из перечисленных почв характерен наиболее мощный гумусовый горизонт

А) тундровые глеевые Б) подзолистые В) серые лесные Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Чем больше выпадает осадков, тем плодороднее почвы

Б) Для уменьшения водной эрозии распашку следует проводить поперек склонов

1.Верно только А. 2.Верно только Б . 3.Оба верны. 4.Оба неверны.

3. Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А) серые лесные Б) подзолистые В) дерново-подзолистые

Запишите получившуюся последовательность букв.

4. Как называется совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия? Мелиорация

5. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Участок №1, крутой склон, лишенный растительности

6.Определите, в каком из субъектов РФ Ставропольском крае или Ленинградской области развитие водной эрозии представляет большую опасность. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

В Ставропольском крае почвы распаханы, лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий, проводимых в России.

Ответы Проверочная работа по теме «Почвы России» география 8 класс

1. Для какой из перечисленных почв характерен наиболее мощный горизонт вымывания?

А) тундровые глеевые Б) подзолистые В) серые лесные Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Большое количество растительного опада способствует увеличению количества гумуса в почве

Б) Избыточное орошение в засушливых районах может привести к снижению плодородия почв

1.Верно только А. 2.Верно только Б. 3.Оба верны . 4.Оба неверны.

3. Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А) подзолистые Б) черноземы В) серые лесные

Запишите получившуюся последовательность букв.

4 . Как называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

5. Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

3, крутой склон, лишенный растительности

6.Определите, в каком из субъектов РФ Тюменской области или Воронежской области развитие водной эрозии представляет большую опасность? Для обоснования своего ответа приведите два довода. В Воронежской обл, почвы распаханы, лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий, проводимых в России, для борьбы с эрозией почв. Облесение склонов, распашка поперек склонов.

Ответы Проверочная работа по теме «Почвы России» география 8 класс

5. Участок №1, крутой склон, лишенный растительности (2 балла)

6. В Ставропольском крае почвы распаханы, лишены растительности, более холмистый рельеф (2 балла)

7. два примера мелиорации (1 балл)

5. Участок №3, крутой склон, лишенный растительности

6. В Воронежской обл, почвы распаханы, лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Облесение склонов, распашка поперек склонов.

Критерии оценки мах 9 баллов

Тетрадь-экзаменатор. УМК «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» Барабанов В.В.

Краткое описание документа:

Проверочная работа по географии 8 класса предназначена для контроля знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы России» УМК «Сферы. География. Россия: природа, население, хозяйство» учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Работа содержит ответы, критерии оценки. Используемая литература Тетрадь-экзаменатор. УМК «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» Барабанов В.В.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 576 481 материал в базе

Материал подходит для УМК

«География (изд. «Просвещение»)», Дронов В.П., Савельева Л.Е.

Почвы и почвенные ресурсы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить в избранное

  • 09.03.2020 3161
  • DOCX 131.7 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Подоляко Елена Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Инфоурок стал резидентом Сколково

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как называют совокупность мероприятия по улечшению свойств плчв с целью повышения их плодородия?

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как называют совокупность мероприятия по улечшению свойств плчв с целью повышения их плодородия? …» по предмету 📙 География, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ География » Как называют совокупность мероприятия по улечшению свойств плчв с целью повышения их плодородия?

Проверочная работа по теме «Почвы России»
география 8 класс

Вариант 1.

1. Для какой из перечисленных почв
характерен наиболее мощный гумусовый горизонт

А) тундровые глеевые        Б)
подзолистые      В) серые лесные      Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Чем больше выпадает осадков, тем
плодороднее почвы

Б) Для уменьшения водной эрозии распашку
следует проводить поперек склонов

1.Верно
только А.           2.Верно только Б.       3.Оба верны.    4.Оба неверны.

3.
Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А)
серые лесные    Б) подзолистые    В) дерново-подзолистые

Запишите
получившуюся последовательность букв.

4.
Как называется совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью
повышения их плодородия?

5.
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами,
существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для
обоснования своего ответа приведите два довода.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445/docs/E85B7879B098AC86481668F58D676EB6/xs3docsrcE85B7879B098AC86481668F58D676EB6_2_1466688412.jpg

6.Определите, в каком из субъектов РФ, Ставропольском
крае или Ленинградской области, развитие водной эрозии представляет большую
опасность. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

7. Приведите два примера мелиоративных
мероприятий, проводимых в России.

Проверочная работа
по теме «Почвы России» география 8 класс

Вариант 2.

1. Для какой из перечисленных почв
характерен наиболее мощный горизонт вымывания?

А) тундровые глеевые        Б)
подзолистые      В) серые лесные      Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Большое количество растительного опада
способствует увеличению количества гумуса в почве

Б) Избыточное орошение в засушливых
районах может привести к снижению плодородия почв

1.Верно
только А.           2.Верно только Б.       3.Оба верны.    4.Оба неверны.

3.
Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А)
подзолистые     Б) черноземы    В) серые лесные

Запишите
получившуюся последовательность букв.

4. Как
называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

5.
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами,
существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для
обоснования своего ответа приведите два довода.

6.Определите, в каком из субъектов РФ, Тюменской
области или Воронежской области, развитие водной эрозии представляет большую
опасность. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий,
проводимых в России, для борьбы с эрозией почв.

Ответы Проверочная
работа по теме «Почвы России» география 8 класс

Вариант 1.

1. Для какой из перечисленных почв
характерен наиболее мощный гумусовый горизонт

А) тундровые глеевые        Б)
подзолистые      В) серые лесные      Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Чем больше выпадает осадков, тем
плодороднее почвы

Б) Для уменьшения водной эрозии распашку
следует проводить поперек склонов

1.Верно
только А.           2.Верно только Б.       3.Оба верны.    4.Оба
неверны.

3.
Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А)
серые лесные    Б) подзолистые    В) дерново-подзолистые

Запишите
получившуюся последовательность букв.

Б,
В, А

4.
Как называется совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью
повышения их плодородия? Мелиорация

5.
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами,
существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для
обоснования своего ответа приведите два довода.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445/docs/E85B7879B098AC86481668F58D676EB6/xs3docsrcE85B7879B098AC86481668F58D676EB6_2_1466688412.jpg

Участок
№1, крутой склон, лишенный растительности

6.Определите, в каком из субъектов РФ
Ставропольском крае или Ленинградской области развитие водной эрозии
представляет большую опасность. Для обоснования своего ответа приведите два
довода.

В Ставропольском крае почвы распаханы,
лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Приведите два примера мелиоративных
мероприятий, проводимых в России.

Ответы Проверочная
работа по теме «Почвы России» география 8 класс

Вариант 2.

1. Для какой из перечисленных почв
характерен наиболее мощный горизонт вымывания?

А) тундровые глеевые        Б)
подзолистые
     В) серые лесные      Г) черноземы

2. Верны ли следующие утверждения?

А) Большое количество растительного опада
способствует увеличению количества гумуса в почве

Б) Избыточное орошение в засушливых
районах может привести к снижению плодородия почв

1.Верно
только А.           2.Верно только Б.       3.Оба верны.    4.Оба
неверны.

3.
Расположите почвы в порядке возрастания их плодородия

А)
подзолистые     Б) черноземы    В) серые лесные

Запишите
получившуюся последовательность букв.

А,В,
Б

4. Как
называется совокупность мероприятий по восстановлению нарушенных земель?

Рекультивация

5.
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на карте цифрами,
существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для
обоснования своего ответа приведите два довода.

№3, крутой склон, лишенный растительности

6.Определите, в каком из субъектов РФ
Тюменской области или Воронежской области развитие водной эрозии представляет
большую опасность? Для обоснования своего ответа приведите два довода. В
Воронежской обл, почвы распаханы, лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Приведите два примера мелиоративных мероприятий,
проводимых в России, для борьбы с эрозией почв. Облесение склонов, распашка
поперек склонов.

Ответы Проверочная
работа по теме «Почвы России» география 8 класс

Вариант 1.

1.Г

2.2

3.
Б, В, А

4.Мелиорация

5. Участок
№1, крутой склон, лишенный растительности (2 балла)

6. В Ставропольском крае почвы распаханы,
лишены растительности, более холмистый рельеф (2 балла)

7.  два
примера мелиорации (1 балл)

Вариант 2.

1.Б

2.3

3.
А,В, Б

4.
Рекультивация

5. Участок
№3, крутой склон, лишенный растительности

6. В Воронежской обл, почвы распаханы,
лишены растительности, более холмистый рельеф

7. Облесение склонов, распашка поперек
склонов.

Критерии оценки мах 9 баллов

8-9 баллов оценка «5»

6-7 баллов оценка «4»

4-5 баллов оценка «3»

0-3 баллов оценка «2»

Используемая
литература

Тетрадь-экзаменатор. УМК «География. Россия:
природа, население, хозяйство. 8 класс» Барабанов В.В.

        совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение земель. М. даёт возможность изменять комплекс природных условий (почвенных, гидрологических и др.) обширных регионов в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении: создавать благоприятные для полезной флоры и фауны водный, воздушный, тепловой и пищевой режимы почвы и режимы влажности, температуры и движения воздуха в приземном слое атмосферы; способствует оздоровлению местности и улучшению природной среды. Наибольшее значение М. имеет для сельского хозяйства, придавая большую устойчивость этой отрасли народного хозяйства и обеспечивая более стабильные валовые сборы с.-х. культур; позволяет производительнее использовать земельный фонд. М. — важный фактор интенсификации с.-х. производства (совместно с механизацией и химизацией) и научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, открывающий широкие возможности для повышения урожайности, создания прочной кормовой базы животноводства, освоения пустынных и заболоченных земель. Технический уровень М. определяется характером производственных отношений, уровнем развития производительных сил страны, а также зональными условиями отдельных территорий и хозяйственными задачами.

Классификация мелиорируемых земель и виды М. Наиболее распространена М. земель с неблагоприятным водным режимом. М. болот и избыточно увлажнённых земель направлена на усиление аэрации почвы, улучшение её температурного режима и стимулирование аэробных процессов разложения органического вещества, что достигается удалением избытка воды открытыми каналами и дренами из почвенного слоя в водотоки или водоёмы, т. е. Осушением. В засушливых земледельческих районах, где осадков мало, а испаряемость высокая, запасы почвенной влаги пополняют водой, искусственно подаваемой на поля, т. е. применяют Орошение, создавая открытые и закрытые оросительные системы. На пустынных, полупустынных и степных территориях, где развито животноводство, проводят Обводнение пастбищ, сочетаемое часто с выборочным (в пустынях) оазисным орошением. В маловодных районах для лучшего управления водными ресурсами осуществляют сезонное и многолетнее регулирование стока рек путём устройства водохранилищ, а также переброску его как в пределах одного и того же бассейна, так и из одного бассейна в другой. При недостаточной пропускной способности рек на отдельных участках проводят регулирование их русла, на пониженных местах применяют Кольматаж. Комплекс мелиоративных мероприятий, улучшающих неблагоприятный водный режим территорий, называемый гидротехнической мелиорацией (См. Гидротехническая мелиорация), или водной М.

         Земли с неблагоприятными химическими и физическими свойствами улучшают агротехнической (см. Агролесомелиорация) и химической мелиорацией (См. Химическая мелиорация). В степных и пустынных районах заселённые почвы и солонцы, содержащие избыток вредных для большинства с.-х. культур солей, улучшают промывками на фоне дренажа, гипсованием (см. Гипсование почв) и глубокой обработкой. Некоторые химические мелиоранты (гипс, хлорид кальция, сульфат железа, серная кислота и др.) способствуют удалению из почвы соды — наиболее токсичной для культурных растений соли. Для повышения плодородия кислых почв их известкуют (см. Известкование почв). На песчаных почвах вносят большие дозы органических удобрений, сеют сидераты (см. Сидерация), проводят глинование; тяжёлые почвы пескуют, на уплотнённых углубляют пахотный горизонт; неровные поверхности планируют.

         М. земель, подверженных вредному механическому действию ветра или воды, включает предупреждение смыва и размыва почв поверхностными водами, выдувания ветром (см. Эрозия почвы), борьбу с сыпучими песками, оползнями и оврагами. М. этих земель направлена на уменьшение количества поверхностного стока и его скорости, повышение сопротивляемости почв размыву, развеиванию и сдвигу, создание препятствий перемещению грунта, действию воды и ветра. В этих целях применяют приёмы гидротехнической М.: устраивают искусственные террасы, водозадерживающие валы и водосборные канавы, ликвидирующие смыв почвы на склонах, ловчие каналы по периферии оврагов и гидротехнических сооружений, регулирующие сток и прекращающие рост оврагов, а также применяют приёмы агролесомелиорации (см. Защитные лесные насаждения).

Особенности М. Основное отличие М. от др. мероприятий, связанных с улучшением земель и повышением плодородия почв, — длительность её действия. Поэтому о М. говорят как о «коренной», «прочной», «капитальной», в отличие от таких приёмов, как вспашка, боронование, текущая планировка поля и т.п., требующих ежегодного повторения. Например, осушительные системы (См. Осушительная система) всегда обеспечивают отвод избытка воды с осушаемой территории. Оросительные системы (См. Оросительная система)долговременные сооружения; они подводят воду к полям в необходимом объёме и дают возможность поливать с.-х. культуры в нужные сроки. Агротехническая и лесотехническая М. также положительно влияют на почвы и природные условия земель в течение длительного времени.

         М. наиболее эффективна при совместном применении её видов и тесно связана с культуртехническими работами (См. Культуртехнические работы) и приёмами земледелия; в совокупности они составляют единый комплекс по улучшению природных условий земель. В зоне осушения оптимальный режим влажности почвы лучше всего обеспечивается при двустороннем его регулировании, для чего строят осушительно-увлажнительные системы, которые отводят воду весной и в период сильных дождей и увлажняют территории в засушливое время, т. е. дают возможность сочетать осушение с орошением. В районах орошения одновременно с оросительной сетью, как правило, создают коллекторно-дренажную сеть, препятствующую избыточному подъёму грунтовых вод и возможному засолению почв. Осушаемые кислые почвы известкуют. М. земель необходимо сочетать с их правильным освоением и с.-х. использованием (севообороты, подбор культур и сортов, технология возделывания и т.д.).

         М. земельных территорий влечёт за собой и улучшение климата, особенно в засушливых районах: орошение увеличивает влажность воздуха в приземном слое (благодаря испарению влаги с почвы и растительного покрова), что, в свою очередь, понижает его температуру и смягчает действие засух.

         Для современного этапа развития М. характерен охват ею земельных массивов в десятки и сотни тысяч га. В этих условиях возрастает значение научно обоснованного выбора комплекса мелиоративных мероприятий, не вызывающих отрицательных воздействий на природу и природные ресурсы. Например, при неправильной организации орошения возможны засоление, заболачивание и эрозия почв; осушения — пересушка земель под лесами, лугами и др. угодьями; создание водохранилищ без учёта режима грунтовых вод может вызвать повышение их уровня и повлечь за собой заболачивание земель и ухудшение санитарного состояния местности; при несоблюдении мелиоративных правил загрязняются воды рек и водоёмов, что затрудняет рыбоводство. Для составления проекта М. территории предварительно проводят мелиоративные изыскания — комплекс топографо-геодезических, геологических, гидрогеологических, почвенных, геоботанических, климатологических и др. исследований. Огромное практическое значение при проектировании М. имеют учения о биосфере (См. Биосфера), Биоценозах, а также мероприятия, связанные с охраной природы (См. Охрана природы) (см. также Природопользование).

М. требует значительных капитальных затрат, которые окупаются за несколько лет повышением экономического плодородия мелиорируемых земель, т. е. их продуктивности, по сравнению с продуктивностью до проведения М. (например, в СССР урожай зерновых культур при орошении выше в 1,5—2 и более раз, люцерны в 4—5 раз, чем на неорошаемых землях; известкование увеличивает урожай зерна в среднем на 3—4 ц с 1 га, картофеля на 15 ц, сахарной свёклы на 60 ц). М. благоприятно сказывается на экономической эффективности с.-х. производства: возрастают продуктивность и рентабельность сельского хозяйства, повышаются выход продукции и доход с 1 га (благодаря введению интенсивных культур, увеличению урожайности и применению повторных посевов) и на единицу затрат труда. Доход земледелия орошаемого и земледелия на осушаемых землях значительно выше, чем на немелиорируемых.

М. за рубежом. История М. насчитывает несколько тысячелетий. В Месопотамии, Древнем Египте, Индии значительные площади орошались примерно 5—3 тыс. лет до н. э. В этих странах было развито и осушение. До н. э. М. проводилась в Китае (орошение, осушение, кольматаж, регулирование рек), Корее, Алжире, на Аравийском полуострове, в Центральной Африке. В отдельных странах и в отдельные периоды М. приходила в упадок (разрушались мелиоративные сооружения, забрасывались земли) и вновь возрождалась. К началу 19 в. мировая площадь орошаемых земель составила 8 млн. га. В 19 в. крупное ирригационное строительство велось в Индии, Египте, на З. США, в Италии. К началу 20 в. в мире орошалось 48 млн. га и осушалось около 20 млн. га.

В 20 в. процесс М. характерен для развития сельского хозяйства на всём земном шаре. В 50-е гг. в мире орошалось около 121 млн. га, а к 1972 более 225 млн. га. Наибольшие площади орошения в Азии — более 150 млн. га (без СССР), в том числе в КНР 74 млн. га (67,7% обрабатываемой площади), Индии 37,6 млн. га (27,3%), Пакистане 11,97 млн. га (41,6%), Ираке 4 млн. га (53,4%), Японии 3,4 млн. га (56,6%). При техническом содействии СССР развивается орошение в Афганистане, где орошаемые земли занимают 813 тыс. га (10,46%), строятся Джелалабадская оросительная система на площади 31 тыс. га, система Сарде на 19 тыс. га, разработана схема орошения земель сев. районов на 330 тыс. га. На Американском континенте орошается 28 млн. га; в США 19,7 млн. га (20,3%), Мексике 4 млн. га (22%), Чили 1,3 млн. га (46,2%), Аргентине 1,15 млн. га (4%), Перу 1,08 млн. га (5,5%), Канаде 627 тыс. га (2,5%). В США по проекту для бассейна р. Колумбия создано водохранилище (им. Ф. Рузвельта), водами которого орошается 200 тыс. га, предусмотрено расширение орошаемых земель до 400 тыс. га. В Канаде строится оросительная система с водозабором из р. Саскачеван, обеспечивающая орошение 200 тыс. га. В Мексике на р. Грихальва создаётся водохранилище (объём его 13 млрд. м3) для орошения 0,5 млн. га, на р. Фуэрте построены системы площадью 250 тыс. га. В Африке орошается около 7 млн. га, в Египте 2,9 млн. га (вся обрабатываемая площадь), осваивается 126 тыс. га в зоне Асуанского водохранилища: в Судане 2,5 млн. га (11,1%); Тунисе 0,76 млн. га (11,8%), Сирии 0,5 млн. га (16,2%). В Европе орошение развито главным образом в странах Средиземноморья: в Италии 3,15 млн. га орошаемых земель (11,4%); в Испании 2,3 млн. га (11,4%), намечается строительство оросительных систем на 1,2 млн. га, в Болгарии 1 млн. га (21%), создаются крупные оросительные системы. Во Франции орошается 2,5 млн. га (12,5%), разработана схема развития бассейнов рек Нижнего Прованса и Нижнего Лангедока, предусматривающая орошение 240 тыс. га. В Австралии орошаемые земли занимают 1,27 млн. га (9,1%); здесь развитие М. сдерживается ограниченностью водных ресурсов.

         Осушительная М. наиболее развита в США, Канаде, Индии, Венгрии, Польше, Японии, Великобритании, Нидерландах. Мировая площадь осушаемых земель более 100 млн. га (1971). В некоторых странах проводят агротехническую, лесотехническую и химическую М. (США, ФРГ, Франция, Чехословакия, Польша и др.).

М. в СССР. История. На территории СССР (в Средней Азии, Закавказье) М. начали применять с древнейших времён. Следы оросительных систем, найденные археологами в ряде районов Туркмении, Узбекистана, Армении, относятся к 4—2-му тыс. до н. э. В низовьях Сырдарьи и Амударьи с 8—7 вв. до н. э. использовали орошаемые земли под посевы различных культур.

         В Европейской части России отдельные случаи осушения заболоченных земель (в Новгородском, Владимирском, Московском и др. княжествах) отмечались ещё в древности; начало же организованной деятельности в этом направлении относят к началу 18 в., когда проводились осушительные работы в связи со строительством Петром I Петербурга и освоением берегов Финского залива. М. частновладельческих земель велась в небольших размерах отдельным помещиками. М. крестьянских земель стала возможной только после отмены крепостного права (1861). К началу 20 в. в России орошалось 3,8 млн. га и осушалось 2,5 млн. га, к 1917 соответственно 4,1 и 3,2 млн. га.

Перспективы для осуществления комплекса мелиоративного строительства открылись после Октябрьской революции 1917. В мае 1918 В. И. Ленин подписал декрет об ассигновании 50 млн. руб. на оросительные работы в Туркестане. Большое значение М. крестьянских земель отмечено в резолюции 8-го съезда партии (1919) по отчётному докладу В. И. Ленина и в плане ГОЭЛРО. Развитие М. в СССР началось в 1-ю пятилетку (1929—32). К 1941 площадь мелиорируемых земель составила свыше 11,8 млн. га. В 1945—65 были восстановлены и частично реконструированы старые мелиоративные системы, построены новые: в зоне Волго-Донского, Кубань-Егорлыкского, Терско-Кумского каналов, в Вахшской и Гиссарской долинах, Барабинской степи (Западная Сибирь), в Эстонии, Латвии, Литве и др.

         Современное состояние. Особую роль в развитии М. в СССР сыграл Майский (1966) пленум ЦК КПСС, после которого мелиоративные работы развернулись на огромных территориях (Голодная и Каршинская степи, земли вдоль трасс Северо-Крымского и Каракумского каналов, Каховская оросительная система на Днепре, нечернозёмная зона Европейской части РСФСР, Прибалтика, Западная Сибирь и др.). К 1971 площадь орошаемых земель достигла 11,1 млн. га, осушаемых 10,2 млн. га. За пятилетие (1966—70) произвестковано более 22 млн. га земель. В СССР на мелиорируемых землях производят весь рис (1279 тыс. т в 1970, что почти в 2,5 раза больше, чем в 1965) и хлопок, более 30% овощей, значительную часть винограда, кормов, сахарной свёклы. Расширяются посевы зерновых культур (озимой пшеницы, кукурузы и др.), площадь которых на орошаемых и осушаемых землях составила 3,9 млн. га (в 1971).

         В 9-й пятилетке (1971—75) продолжалось расширение орошаемых и осушаемых земель, улучшение лугов, пастбищ и др. угодий. Проводились большие работы по повышению водообеспеченности земель и завершилась в основном реконструкция существующих оросительных систем. В 1971—72 орошено около 1 млн. га и осушено 1,21 млн. га. Впервые создаются крупные регионы орошения зерновых культур (главным образом пшеницы) на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье. Постройка рисовых систем на Кубани, в Астраханской, Ростовской области, в Узбекистане, Каракалпакии и др. позволит значительно увеличить производство риса (в 1972 сбор риса 1647 тыс. т). Одной из первостепенных задач остаётся дальнейшее развитие орошаемого земледелия в районах хлопководства (Каршинская, Шерабадская, Голодная степи, зона Каракумского канала, Ферганская долина). Крупные регионы осушения — Прибалтика, Полесье Украины и Белоруссии, Мещерская низменность в центре Европейской части СССР, Колхида в Грузии, долина Амура на Дальнем Востоке.

         М. связана с выполнением больших объёмов работ, особенно земляных. На мелиоративных стройках работают мощные бульдозеры, экскаваторы, скреперы, землеройные машины непрерывного действия, бетоноукладчики и др. В СССР создана крупная база строительной индустрии для М., в частности заводы, выпускающие железобетонные изделия (плиты для облицовки каналов, лотки, трубы, элементы гидротехнических сооружений и др.). Расширяется применение новых строительных материалов, например пластмасс (полиэтиленовая плёнка для противофильтрационных экранов в каналах и водохранилищах, полиэтиленовые дренажные трубы и др.).

         Мелиоративная наука. До начала 90-х гг. 19 в. научная работа в области М. велась отдельными лицами. После засухи 1891 внимание к М. усилилось. Организованная под руководством В. В. Докучаева экспедиция разработала (1894—1900) систему мероприятий, направленных на поднятие земледелия юга страны (южные районы Украины, Поволжье, Крым, Кавказ), в частности на изменение водного режима этой территории. Работы Докучаева заложили основу мелиоративной науки в России. В 1907—16 в различных районах страны увеличилось число опытных станций, занимающихся орошаемым земледелием и окультуриванием болот, созданы специальные научно-исследовательские организации — гидрометрическая (1910) и гидромодульная (1912), основной задачей которых был учёт водных ресурсов и установление норм и способов их использования.

         За годы Советской власти организована сеть проектных и научно-исследовательских институтов по М.: Всесоюзный институт гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова, Белорусский научно-исследовательский институт мелиорации и водного хозяйства, Украинский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации, Северный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации, Южный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации. Грузинский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации и др.

         Научно-исследовательские работы в области М. проводят также в институте географии АН СССР, Почвенном институте, институте водных проблем, в республиканских академиях, на опытно-мелиоративных станциях. Методическую работу ведёт секция гидротехники и мелиорации ВАСХНИЛ. Большое значение имеют работы А. Н. Костякова, А. А. Черкасова, С. К. Кондрашёва, А. Н. Аскоченского, С. Ф. Аверьянова, В. А. Ковды, Б. А. Шумакова, К. К Гедройца, И. И. Антипова-Каратаева, Г. Н. Высоцкого, Л. П. Розова.

         Выполнение в крупных масштабах проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ позволило обобщить их результаты в форме Генеральной схемы комплексного использования водных и земельных ресурсов СССР (закончена в 1970), которая включает Генеральную схему развития М. до 1985 и прогноз до 2000. Основная задача мелиоративной науки в будущем — разработка методов управления природными процессами, в которых участвуют во взаимодействии почва, вода, атмосфера, растение. СССР участвует в работах Международной комиссии по ирригации и дренажу, занимающейся сбором данных о развитии М. в странах мира, анализом и обобщением их, обменом опытом и др.; Комитета по водным проблемам Европейской экономической комиссии ООН; Региональной конференции по развитию водных ресурсов экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока и др.

         Выходит научно-производственный журнал «Гидротехника и мелиорация» (с 1949). Кадры мелиораторов готовят в мелиоративных (гидромелиоративных) институтах и техникумах, а также на гидромелиоративных факультетах с.-х. вузов.

Лит.: Розов Л. П., Мелиоративное почвоведение, 2 изд., М., 1956; Черкасов А. А., Мелиорация и сельскохозяйственное водоснабжение. 4 изд., М., 1958; Костяков А. Н., Основы мелиорации, 6 изд., М., 1960; Шумаков Б. А., Орошение в засушливой зоне Европейской части СССР, М., 1969; Шубладзе К. К., Мелиорация земель, М., 1970. См. также лит. при статьях Агролесомелиорация, Орошение, Осушение, Химическая мелиорация.

Ф. Н. Бончкавский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется ручка которая пишет пластиком
  • Как называется ручка которая невидимо пишет
  • Как называется ресурсы которые не теряют свою ценность после использования напишите ответ
  • Как называется реакция взаимодействия кислот со спиртами напишите уравнение реакции этилового спирта
  • Как называется работа когда пишешь отзывы